Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные направления в психологи. Основные направления психологии хх века

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гешталътпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона1. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.


Рис. 1. Пирамида потребностей по А. Маслоу


Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

Психология - наука о душе. С помощью нее мы можем анализировать человеческое поведение, корректировать внутреннее состояние, определять области, в которых индивид может лучше реализоваться, и многое другое.

Множественные направления психологии, существующие сегодня, формировались на протяжении долгого времени и возникали по мере необходимости: когда специалисты сталкивались со сложной проблемой, которую не могли решить с помощью имеющихся методов, они были вынуждены применять новые подходы, которые, будучи эффективными, потом становились отдельными отраслями.

В этой статье мы определим основные из них, а также те, которые возникли относительно недавно.

Основные направления в психологии

Изначально психологию разделяют на два вида: фундаментальную (теоретическую, базовую) и прикладную (практическую). Они взаимосвязаны между собой: практическая психология «подталкивает» теоретиков к тому, что нужно изучить, а они, в свою очередь, поставляют информацию практикам, чтобы те могли применить разработанные системы. Поэтому эти две отрасли равноценны и одинаково важны.

Фундаментальные знания психологии сгруппированы в отрасль общей психологии. Здесь субъектом исследований выступают общие вне зависимости от того, в какой области жизни они проявляются.

Прикладная отрасль занимается вопросами, которые ограничены родом деятельности людей или различными ситуациями, социальным положением, возрастом и другими параметрами. Она нацелена на то, чтобы практически улучшить определенную область: например, семейная психология, реабилитационная и др.

Предметы изучения общей психологии:

  • личность и ее характеристики (общие);
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • память;
  • воображение;
  • воля;
  • темперамент и характер.

Предметы изучения прикладной психологии

  • образовательная сфера (поведение и самоощущение учеников, воспитателей, преподавателей и др.);
  • трудовая;
  • медицинская;
  • управленческая.

Здесь мы видим такие направления психологии, как: педагогическая психология, трудовая, инженерная, психология управления, юридическая, возрастная и медицинская.

Педагогическая и возрастная психология взаимосвязаны. В зависимости от возраста ребенка оказывается помощь в его адаптации к социуму и осуществляется корректировка способностей для успешного усвоения знаний. Также осуществляется поддержка взрослых людей, которые нуждаются в обучении: психолог оценивает их особенности и способности, и, учитывая это, дает советы касательно методики обучения и повышения эффективности усвоения новых знаний.

Среди прикладных отраслей психологии выделяется также психодиагностика, которая занимается изучение данных о психике детей и взрослых. Среди методов самым популярным является психологический тест, который состоит либо из вопросов, либо требует от пациента нарисовать картину, выбрать цвет, и так далее.

Медицинская психология граничит с психиатрией, поскольку объект ее исследования - пограничные состояния пациентов, где осуществляется переход от психологической проблемы к психическому заболеванию. Это очень ответственная область деятельности психолога, поскольку от него зависит, останется ли человеческое состояние в пределах нормы или перерастет в патологию, которая требует уже медикаментозного лечения у психиатра.

Основные направления современной психологии

20 век стал очень важным этапом в развитии психологии, поскольку открыл миру гениальных людей, внесших большой вклад в явив новые методы и способы изучения индивида и работы с ним. Среди них масса необычных взглядов на классическое понимание личности, где применяются такие же нетипичные методики корректировки

Такие направления психологии, как психоанализ, коучинг, логотерапия, психодрама, когнитивная психология и НЛП в современном мире являются достаточно распространенными, и, главное признаны эффективными. Каждый метод - ключ к конкретной личности и путь разрешения ситуации, поэтому очень важно определить, какой из перечисленных методов может оказать максимальное воздействие на пациента.

Психоанализ введен Зигмундом Фрейдом и направлен на изучение динамики либидо, от которого, по мнению основателя направления, и зависит строение психики и основные поведенческие особенности человека. Также этому разделу психологии свойственно акцентированное внимание к детству человека, когда закладываются основные модели и стереотипы, представления о жизни и мире.

Затем идеи, изложенные З. Фрейдом, продолжил Карл Юнг, внеся некоторые корректировки. Он расширил область психоанализа, добавив к индивидуальному Здесь же он вводит понятие архетипов - изначальных образов, которые присутствуют в личности каждого, но в разной степени проявлены. Для изучения собственной психики К. Юнг предлагал обращать внимание на сновидения, в которых с помощью образов проявляется личность человека и его истинные желания и эмоции.

Такие направления психологии, как психодрама и логотерапия, сейчас не так распространены, как другие современные отрасли. В психодраме происходит обмен опытом между участниками группы с участием физических действий, которые направлены на раскрытие личности и ее творческого потенциала. Логотерапия предлагает обрести смысл жизни, после чего человек сможет решить все свои Однако смысл жизни должен быть достижим, чтобы не возникло фрустрации. Основной метод логотерапии - сократический диалог, который эффективен при неврозах, фобиях и депрессии.

Таким образом, психологических методик и направлений достаточно много, и сегодня нельзя говорить в психологии как единой и целостной науке, скорее, это совокупность отраслей и систем психологического знания.

Первые попытки проникнуть в тайны своей душевной жизни, или психики, с научной позиции, попытки описать и систематизировать психические процессы и явления были предприняты еще в далёком прошлом. Внутренним миром человека интересовались Гераклит, Платон, Аристотель, Сократ и многих других античные философы. И все же, как полноценная наука, психология оформиась значительно позднее.

Едва возникнув как наука, психология презрела целостность и спешно разошлась по множеству направлений. Сам предмет психологии (душа, сознание), который нельзя препарировать на столе, измеряя в массе и объеме, предопределил пышное разнообразие мнений и подходов. Наиболее известные из них мы теперь обобщенно рассмотрим:

Психоанализ - психологическая концепция, часть психотерапии и врачебный метод исследования, созданный З. Фрейдом в процессе изучения природы истерии. По мнению ученого, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями. Структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве, а противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам. Чтобы помочь человеку, терзаемому разбушевавшимся конфликтом сознательного и бессознательного, необходимо найти этот подспудный раздражитель в бессознательном, осознать его, и тогда конфликт разрешится. Ну или по крайней мере приблизится к своему разрешению. В изучении бессознательного большое внимание уделяется анализу снов и различных оговорок, которые Фрейд считал его проявлениями.

Аналитическая психология - направление, возникшее уже из психоанализа и созданное швейцарским психиатром К.Г. Юнгом, долгий период сотрудничавшего с Фрейдом. Главной задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Архетипами он называл некие психические структуры, которые можно распознать в образах и мотивах сновидений. К примеру, одним из таких архетипов ученый называл «Тень», которая во сне предстает в виде раздражающего человека одного пола со сновидцем и сочетает в своем образе все, что человек не признает в самом себе, например, какие-нибудь отвратительные черты собственного характера. Такие же структуры лежат в основе символики различных мифов и волшебных сказок, которые, в свою очередь, Юнг считал проявлениями «коллективного бессознательного».

Гештальтпсихология - направление, возникшее из исследований восприятия. В центре её внимания - характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Так, например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. Или как при воспр…ии тек…та с пропущ…ными бук…ми сознание стремится восполнить недост…щее и узнает целые слова и составляет в цельное предложение. Гештальт-психология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. По мнению ученых, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений в целое.

Бихевиоризм - это направление в психологии человека и животных, наука об их поведении. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. По мнению ученых-бихевиористов, сознание доступно изучению только через его внешнее проявление - наблюдаемые акты поведения. Важнейшими категориями являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, реакция на этот стимул и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция, одобрительная или же наоборот, со стороны окружающих людей.

Когнитивная психология изучает познавательные (когнитивные) процессы человеческой психики. Исследования в этой области связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивная психология во многом основывается на сопоставлении преобразования информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Словом, сопоставляя компьютер и человека. Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

Гуманистическая психология называет своим главным предметом личность, как уникальную систему, при этом не исходящую из нечто заранее заданного, но представляющая ее, то есть личность, как некую открытую возможность для самоактуализации, что присуще, по мнению ученых этого направления, лишь человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, психическое здоровье, межличностное общение. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений.

Позитивная психология занимается исследованиями исключительно положительных аспектов психики человека. В то время как классическая психология интересуется в основном различными проблемами и патологиями, в центре внимания позитивной психологии находится то, что способствует достижению счастья. (оптимизм, доверие, прощение и т.д.). В своем становлении позитивная психология опиралась на достижения гуманистической психологии. Основателем этого направления является американский психолог Мартин Селигман, он же и сформулировал основные направления для будущих исследований: положительные эмоции и субъективное ощущение счастья, позитивные черты характера человека и социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья и т.д.).

Все перечисленное - лишь наиболее известные направления, значительно повлиявшие на развитие психологической науки, но, конечно, список всех направлений психологии гораздо обширнее. Даже психологи одной школы нередко вводят в свою практику исключительные и новаторские методы, дополняют, преображают, комбинируют стержень одного направления. А потому справедливо будет сказать, что направлений в психологии ничуть не меньше, чем самих психологов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Управления организацией

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

Основные направления современной психологии

Работу выполнил

Работу проверил

Санкт - Петербург

В ведение

На протяжении длительного периода человеческой цивилизации природные особенности человека постоянно видоизменялись и развивались. Начиная выделять себя из окружающего его природного мира, человек становился все более социализирован, связан с выполнением большого количества выработанных стилей поведения, социальных норм, обычаев, традиций, принятием определенной символики и смысловых понятий.

Также появилась необходимость различать и учитывать особенности психического склада окружающих людей, потребности общественной жизни общества, социальной культуры, образующей так называемую вторую природу человека - его сущность как индивида.

Человек непрерывно взаимодействует с миром, он стремится познать его и преобразовать, но взаимодействуя с действительностью, человек испытывает различные эмоции при созерцании окружающего его мира, волнение, восторг, печаль.

Необходимость понять механизм отражения внешнего мира на внутреннем состоянии человека, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального мира, соотношения субъективного и объективного начала, гармонии души, духа и тела привели к возникновению науки психологии.

Часть 1. Общая и практическая психология

1.1 Предмет психологии, основные направления современной психологии

Предметом психологии является психика человека, ее механизмы и закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, форма отражения действительности на личность человека, формирование психологических особенностей человека как сознательного субъекта деятельности.

История развития психологии как самостоятельной науки представляет собой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного, что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь». Будучи тесно связанной с другими областями знаний: философией, естественными науками и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей задачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные стороны психологии личности.

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошло ее разделение на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

* бихевиоризм;

* психоанализ, или фрейдизм;

* гештальтпсихология;

* гуманистическая психология;

* генетическая психология;

* индивидуальная психология.

Бихевиоризм - одно из ведущих направлений психологии, где изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения индивидуума при реакциях при взаимодействии со внешней средой, при этом индивидуальность человека, его психика не принимались во внимание.

Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится. Родоначальники бихевиоризма - Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсен (1878-1958).

Когнитивная психология - одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. В своих постулатах она учитывает психику человека, как один из предметов научного исследования, рассматривая все психические проявления как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами.

Основным положением когнитивной психологии является утверждение, что человек - это не машина, реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире по определенному алгоритму, а высокомыслящее существо, способное анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Психоанали тическая теория , или фрейдизм, - общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856-1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, не осознаваемыми индивидуумом. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гешталътпсихология - одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов - «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия. Так, основным принципом формирования психики стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме. Главные представители этого направления - М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология - направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим определенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценностям. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908-1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине - высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй, В. Франкл

Современная психология представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах многих наук, что обусловило создание множества междисциплинарных областей. Примерами такого рода служат: математическая психология и психофизика, психолингвистика, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Все эти направления позволяют достичь высокой эффективности исследования человека в различных видах его деятельности и развития в зависимости от социальных и физических условий существования, включая экстремальные условия.

Структура психологической науки включает в себя фундаментальные отрасли психологии, которые разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются, и которые объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Психология индивидуальных различий (дифференциальная психология) выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования.

В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием.

Социальная психология исследует психологические аспекты отношений личности и общества.

Психология труда изучает психические процессы, состояния, свойства личности при взаимодействии человека с предметам и орудиями труда.

Медицинская психология изучает основные закономерности психологии больного человека и общения медицинского работника и больного.

Инженерная психология изучает системы «человек -- техника» для разработки психологических основ подбора людей для работы с определенной техникой.

Экономическая психология исследует закономерности и особенности проявления качеств людей в условиях экономических отношений.

Психология спорта помогает спортсмену выстроить систему жизненных ценностей и поддерживать психологический настрой на победу.

Средовая психология изучает влияние на человека экологических проблем

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека.

Военная психология изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека во время военных действий.

Юридическая психология изучает процессы и механизмы, возникающие, при правовых взаимоотношениях людей.

1.2 Ч то такое практическая психология?

В отличие от научной психологии, которая имеет дело только с фактами и знаниями как таковыми, которые не предназначены для их практического использования практическая психология ориентирована на работу с населением, занимается просветительской работой, предоставляет населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Практической психологией называются методы, средства и приемы практического воздействия на психологию человека и через нее -- на его поведение с целью помочь конкретному человеку разобраться в своих проблемах и найти рациональный выход из сложившихся обстоятельств, выявления его скрытых возможностей.

Практическая психология включает в себя следующие направления:

1) психология индивидуальности;

2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

3) психология профессиональной деятельности;

4) психология личной и обыденной жизни.

Существенная часть практической психологии неразрывно связана с психотерапевтической работой. Психодиагностика, психокоррекция, психологическое образование, психологическое обучение, психология развития -- все эти огромные области практической психологии.

Практический психолог, работая с клиентом, определяет цели психологический помощи, воздействует на клиента с целью изменения его активности (с учетом возраста и индивидуальных особенностей), советует, как улучшить свое личностное развитие, использует при этом понятия образа, действия, мотивации, отношений и др. Существует пять направлений деятельности практического психолога:

Психопрофилактика, подразумевающая работу по созданию благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки

Психодиагностика, важнейшей целью, которой является добывание психологической информации о человеке или группе,

Психологическая коррекция - целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение её показателей в соответствие с возрастной или иной формой;

Психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий - в результате общения с психологом - для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

Психотерапия, направленная на оказание помощи клиенту в случаях серьёзных психологических проблем, не являющихся проявлениями психологических заболеваний.

1.3 Зачем человеку нужны психологические знания?

Вся деятельность человека сводится к взаимодействию с другими людьми, и от того, насколько успешно будет это взаимодействие, будет зависеть его положение в обществе, уровень жизни и внутреннее состояние человека. Если научиться находить подход к людям и добиваться от них нужных результатов можно успешно взаимодействовать в трудовом коллективе. Психологические знания нужны для оптимальной организации труда человека и его взаимодействия с машинами.

Психологические знания нужны для лучшего понимания самих себя и других людей, для установления с ними нормальных человеческих взаимоотношений, умения управлять собой, чтобы грамотно определить для себя нужную роль в жизни, исходя из собственной оценки и выводов о ней, чтобы не позволять внешним факторам определять наше внутреннее состояние и наше миропонимание, чтобы не позволять манипулировать собой. Человек, владеющий психологией, более внимателен, наблюдателен, проницателен; понимает мотивы поведения человека; он может «прочитать» человека как открытую книгу, знает, что можно ожидать от человека, и самое главное, человек учится управлять своим телом: своими эмоциями, желаниями, чувствами, которые не всегда подвластны нашему сознанию, потому что когда у человека разработаны готовые модели реагирования на различные ситуации, все можно держать под контролем. Осознание необходимости владения психологическими знаниями напрямую связано уровнем образования, культуры и интеллектуального развития человека, То же самое касается стран и народов.

Больше всего профессиональных психологов готовят и используют именно в тех странах, которые находятся на более высоком уровне социального и экономического развития.

1.4 Зачем нужны психологические знания специалисту вашего профиля (экономисту, строителю, инженеру-экологу и т.д.)?

В последнее время требования к личности специалиста с высшим образованием резко изменились, если в прежние времена существовала практика обучения «молодого специалиста», то есть подразумевалось что после окончания ВУЗа специалист в течение некоторого времени еще мог проходить дополнительное обучение под руководством специально назначенного сотрудника, сейчас после окончания высшего учебного заведения специалист в полной мере уже должен рассчитывать на свои возможности и способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Умение ясно и доходчиво объяснить свою идею, построить взаимоотношения с людьми, быть понятым и приятным в общении, умение слушать, избегать конфликтов - являются одними из основных факторов успешной карьеры.

В полной мере это можно отнести к требованиям, предъявляемым инженеру. От того, как он сможет построить отношения с другими членами коллектива, зависит, насколько комфортно будет ему трудиться. Здесь знание психологии в первую очередь поможет сформировать нормальное профессиональное поведение.

Также инженеру, по роду своей деятельности, зачастую приходится общаться с совершенно разными по образованию, профессиональной и должностной принадлежности людьми: как рабочими, так и руководителями. Именно знания психологии смогут помочь ему оценить степень надежности коллеги, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к совместной работе. При этом, общение в профессиональной среде является не только процессом обмена информацией между сотрудниками, а является показателем эффективности экономической стабильности предприятия. Процессы принятия решения, планирование и контроль производства, обучение персонала и создание имиджа организации во многом зависят от эффективности процесса общения.

Психолого-педагогические функции являются одной из важнейших профессиональных обязанностей руководителя любого уровня, так как к руководителям часто обращаются с просьбой вмешаться в качестве третьей стороны в конфликты между коллегами и подчиненными. Руководитель также зачастую является наставником для молодых специалистов на производстве, и от того, сколько терпения и такта он проявит при разъяснении и подборе оптимального варианта обучения и адаптации сотрудника, может зависеть не только нормальная организация производственного процесса, но и будущая судьба человека.

Как показывает личная практика наилучших результатов в разрешении конфликтных ситуаций можно достигнуть, если внимательно выслушивать стороны конфликта, доброжелательно, вежливо и спокойно разговаривать с людьми, мимикой и жестами показывая свое искреннее внимание и сочувствие.

Знание своих психологических особенностей: рассудительность, аккуратность, внимание к мелочам, уравновешенный характер, профессионализм позволяют мне вырабатывать чувство уверенности в своих силах при разрешении сложных ситуаций, как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении, помогают рационально распределять время для выполнения определенных задач, прогнозировать сроки выполнения и рассчитывать временные затраты на их выполнение.

Хорошим специалистом я считаю человека, который хорошо осведомлен в собственных должностных полномочиях, ориентирован на имидж организации и ценности корпоративной культуры, имеет адекватную мотивацию и уровень индивидуальной готовности к самоорганизации и самореализации в производственном процессе.

Часть 2. Психология индивидуальности

Психика человека - это особая форма жизнедеятельности, субъективное отражение объективной действительности, на основе которой происходит взаимодействие человека с внешней средой.

Структура психики состоит из:

1) психических процессов,

2) психических состояний,

3) психических свойств.

Психический процесс - наиболее подвижная форма отражения действительности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Все психические процессы подразделяются на:

1.познавательные - ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение;

2.эмоциональные - активные и пассивные переживания;

3.волевые - решение, исполнение, волевое усилие.

2.1 Какие познавательные процессы рассматриваются в психологии ?

Основными познавательными процессами являются:

- Ощущения , которые позволяют нам чувствовать конкретные явления и предметы вокруг нас. Ощущения могут быть зрительными, вкусовыми, осязательными, слуховыми, обонятельными, вибрационными. На основе ощущений возникает восприятие.

- Восприятие является процессом познания, сложной системой, при помощи которой личность имеет возможность ориентироваться в мире и обществе.

Очень важной частью является способность двигать, например, глазами, веками, руками, языком.

- Представление является психическим процессом, который имеет свойство отражать в сознании качество различных объектов. Существуют зрительные, музыкальные, интонационные, слуховые, речевые, фонетические представления.

- Воображение является процессом, при котором человек способен создавать образы, идеи и представления, манипулировать ими. Фантазия является разновидностью воображения.

- Мышление является познавательным процессом, который осуществляет возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи других познавательных процессов.

- Речь является процессом общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка, а также, воспринимать и понимать языковые конструкции. - Внимание является избирательным направлением восприятия на что-либо, позволяет ориентироваться вокруг себя, также оно входит во состав других познавательных процессов

- Память является системой запоминания, забывания и воспроизведения Память обеспечивает целостность личности. Большинство процессов просто не могут существовать без памяти. Память подразделяется на основные процессы - узнать, запомнить, сохранить, воспроизвести, забыть.

2.2 Чем ощущение отличается от восприятия?

Ощущение - это первичное звено познания - вкус, обоняние, осязание, слух и зрение - позволяют быстро получить информацию о проявлениях внешней среды. психология поведение фрейд индивидум

Восприятие - процесс составной, более сложный, чем ощущение. Оно включает в себя обычно сразу несколько различных ощущений, дающих в конкретный момент наиболее объемное представление об исследуемом объекте. Результатом возникновения ощущения становится какое-то чувство, например, ощущение равновесия, яркости, громкости, сладости. Восприятие же формирует определенный образ, состоящий из комплекса различных ощущений, тесно переплетенных между собой.

2 .3 Что такое воображение и представление?

Воображение - это психический процесс мысленного создания нового в форме образа, представления, идеи, действия, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, в том числе, представление отсутствующего объекта.

Воображение - (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Представление - образ ранее реально воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

2.4 Практическое занятие №1

2.4.1 Тест «Измерение концентрации внимания»

Инструкция: Перед вами десять трехзначных чисел, которые нужно найти среди чисел, расположенных внизу, распределенных по десяти столбикам.

Обязательно засеките время и посмотрите, сколько минут и секунд у вас заняло выполнение этого теста. Найденные числа рекомендуем отметить карандашом.

Время, затраченное мной на проведение теста на концентрацию и избирательность внимания, составило 2 минуты 14 секунд, что показывает хороший показатель избирательности внимания. Это помогает мне в выполнении чертежей с большим количеством графических изображений и текстового материала, позволяя замечать неточности и ошибки.

2.4.2 Как Вы считаете, какие профессии предъявляют повышенные требования к избирательности внимания

Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии внешних помех. Это качество необходимо рабочим на конвейерах, сотрудникам охраны, авиационным диспетчерам и летчикам, хирургам, строительным рабочим.

2.5 Практическое занятие №2

2.5.1 Тест «Логические задачи»

Инструкция: Вам предлагается решить 10 логических задач, каждая из которых включает две логические посылки. Опираясь на эти логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой (какая из этих букв больше, какая меньше), и отметить это при помощи знакови.

В результате выполнения теста мой результат 7 из 10 правильных ответов, что говорит о достаточно развитом логическом мышлении.

2.5 . 2 Основными особенностями процесса мышления являются обобщенность и абстрактность. Что это означает?

В основе образования понятий лежит процесс обобщения - мысленного объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или другие общие свойства.

Обобщение тесно связано с действием. В одну группу объединяются предметы, которые могут исполнять одинаковую функцию в практической деятельности. В качестве существенных признаков предмета выделяются те признаки, от которых зависит, «что с этим предметом можно делать».

Чтобы овладеть каким-нибудь понятием, необходимо отвлечься от всех случайных признаков и свойств отдельных объектов и сохранить только свойства, существенные для данной группы в целом. Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстракцией. В процессе абстрагирования человек как бы "очищает"" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном отношении.

2. 5.3 Что такое понятие? Чем оно отличается от слова (словесного знака, имени)?

Когда мы называем отдельный предмет или группу предметов, например, мы одновременно думаем о каких-то чертах, свойствах этих объектов, об их облике, происхождении, отношении к другим объектам, все это включается в понятие о предмете. Слово - материальная действительность понятия.

Понятие не может существовать иначе, как воплотившись в слове. Слово выражает и закрепляет определенное понятие. Понятие может быть выражено одним словом (например, государство) или сочетанием слов (государственное право) Одно и то же понятие может выражаться разными словами, например, смелый - бесстрашный и одно и то же слово может выражать разные понятия «плита» на кухне или «плита» на стройке.

2. 5.4 Что такое конвергентное и дивергентное мышление?

В случае конвергентного мышления, человек полагает, что существует единственно верное решение, и пытается найти его, анализируя и выстраивая последовательную цепочку событий или фактов с помощью уже имеющихся знаний и логических рассуждений для того чтобы прийти к одному единственному верному решению.

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях, чтобы охватить как можно больше вариантов возможных путей к решению. Часто это приводит к нахождению абсолютно другого, оригинального решения. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи.

2. 5.5 Приведите пример следующих операций мышления: анализ и синтез.

Анализ - это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Он составляет первоначальный этап процесса познания.

Например: форма предмета цилиндр, материал - стекло, цвет - желтый, содержимое - вода. Для познания объекта в целом этого не достаточно, необходимо рассмотреть составные части в совокупности, т.е. осуществить второй этап процесса познания - синтез. Произведя в процессе синтеза соединение составных частей изучаемого объекта, можно определить объект как ваза для цветов.

2.5 .6 Какой тип мышления нужен в Вашей профессии? Почему Вы так считаете?

Для производственного цикла в нашей организации необходимо иметь наглядно-образное мышление, так как требуется оперировать в основном, образами, представлениями о каких-то объектах, например, определении мест установки оборудования, создание схем организации связи, определении трасс прокладки коммуникаций.

2.6 Практическое задание № 3

2.6.1 Тест- Опросник для самооценки терпеливости

Инструкция: Ответьте, согласны ли Вы с предложенными утверждениями. Если Вы согласны, то рядом с соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны, то знак «-».

Согласно подсчету баллов за ответы на вопросы мой показатель терпеливости равен 10 баллам, что является средней оценкой терпеливости.

2.6.2 Тест Самооценка силы воли

Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» (за это начисляется 2 балла), «не знаю» или «бывает» (начисляется 1 балл), «нет» (0 баллов). При ответе необходимо сразу ставить баллы.

Сумма набранных мной баллов равна 19, что говорит о средней оценке силы воли.

Большой процент студентов дневного отделения нашего института после первой сессии отчисляется из-за неуспеваемости. Как вы думаете, какие из механизмов волевого процесса у них «не срабатывают»:

а) внутренний план действий не формируется,

б) получение знаний (цель) не является ведущим мотивом,

в) слабость тормозных процессов (сиюминутные желания побеждают),

г) объективные причины невозможности достижения цели (плохое здоровье, недостаток знаний и т.п.)?

Расставьте эти причины в порядке убывания значимости (№1 - самая важная причина, №2 - менее важная и т.д.). Объясните, почему вы так думаете.

В моем понимании расстановка причин выглядит как:

1 слабость тормозных процессов (сиюминутные желания побеждают)

2 внутренний план действий не формируется

3 получение знаний (цель) не является ведущим мотивом

4 объективные причины невозможности достижения цели (плохое здоровье, недостаток знаний и т.п.)

Объяснением может служить, то что в этом возрасте еще продолжается процесс формирования и развития человека как личности. Развитие основных волевых качеств и самооценка у первокурсников еще недостаточно организованны, они легко пасуют?еред трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто поступают под влиянием сиюминутного порыва. В это время у них появляется много новых интересов, кроме обучения.

Проявляется тяга к развлечениям, к общению в компании сверстников, возникает интерес к другому полу.

При этом уровень их деятельности становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности, взрослые ожидают от них более зрелого поведения. Все это создает трудности в управления своим поведением и развития у себя волевых качеств.

2.7 Практическое задание № 4

2.7.1 Вопросник Ч.Спилбергера, Ю.Л.Ханина . Ш кала ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь долго, поскольку здесь нет правильных и неправильных ответов.

По подсчитанным результатам таблицы №1 количество баллов составило Е1 - 13 баллов, Е2 - 30 баллов, СТ = 13 - 30 + 50 = 33 балла, что находится на нижней границе средней ситуативной тревожности.

По таблице №2 количество баллов составило Е1 - 29 баллов; Е2 - 22 балла, ЛТ = 29 - 22 + 35 = 41 балл, что находится в пределах средней личностной тревожности.

2.7.2 Какие первичные и вторичные эмоции вы можете назвать?

Эмоции бывают первичными и вторичными. Вторичные эмоции - это комбинации первичных эмоций. Кроме того, существуют разные степени эмоции. У одной и той же эмоции есть высоко продвинутые уровни и уровни, частично отклоненные или подавленные. Например, гнев, первичная эмоция, обладает очень сильной формой - яростью, и частично подавленной формой - негодованием.

Первичная эмоция: страх, гнев, тревога, радость

Вторичная эмоция печаль, отчаяние, униженность, жалость, волнение, нетерпение, тоска, ревность, мстительность, зависть, страдание.

2 .7.3 Какие этапы формирования вторичных эмоций, например, чувства обиды, выделяют психологи?

Обида формируется в результате последовательного осознания:

1. сформированного в результате общения ожидаемого поведения другого человека по отношению к себе

2. несоответствие поведения человека ожидаемой модели поведения

3. эмоциональной реакции на это несоответствие.

2.7.4 Что такое настроение, чувство? Чем они отличаются от собственно эмоций?

Чувства - это эмоциональный процесс выраженный в форме переживания, который отражает устойчивое отношение человека к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства всегда индивидуальны и обусловлены системой ценностей ориентаций конкретного человека.

Чувства складываются на основе эмоций позитивных (любовь, юмор) и негативных (вина, ненависть).

Настроение - это процесс, отражающий обобщенную оценку того, как складываются обстоятельства и каковы чувства человека в данный момент. Настроения могут различаться по продолжительности; их устойчивость зависит от возраста человека, индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли и других факторов.

2.7.5 Какая экспрессия (движения лицевых мышц, мимика) соответствует чувству тревоги и чувству обиды?

Тревога или волнение обычно выражаются "нервными" движениями: человек расхаживает взад-вперед, почесывает голову, щелкает пальцами и стискивает руки, морщит лоб, хмурит брови, стискивает зубы, оглядывается по сторонам.

Эти движения можно связать с сильным желанием решить насущную проблему: они помогают поддерживать необходимый уровень активности мозга, а также обеспечивают постоянную смену ракурса наблюдения за возможной причиной тревоги.

Для обиды характерны такие проявления как выпяченная нижняя губа, недоверчивый взгляд изподлобья, слегка прищуренные глаза, часто наполненные слезами, человек может вертеть в руках какую-нибудь вещь, чтобы справиться с эмоциями.

Язык тела зародился и развивался вместе с эволюционированием человека.

Согласно теории Дарвина, мимические движения образовались из действий, характерных для вида животных от которых произошел человек, а мимические выражения эмоций ранее были определенными реакциями на внешние раздражители, такие движения как оскаливание зубов при страхе - проявление оборонительной реакции, или ослабление лицевых мимических мышц при улыбке - проявление доверия.

2.8 Практическое задание № 5

2.8.1 Опросник Г. Айзенка

Инструкция: Ниже Вам предлагается ряд вопросов, а каждый из который Вы должны ответить только «да» или «нет».

Отвечайте сразу же, не раздумывая над вопросами, т.к. важна Ваша первая реакция.

Правильных и неправильных вариантов ответов здесь нет, т.к. исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности.

По результату теста

Шкала лжи - 4 балла, что говорит об искренности ответов

Шкала экстраверсии-интроверсии - 9 баллов, показатель инторверта,

Шкала эмоциональной устойчивости (шкала нейротизма): - 11 баллов, среднее значение нейротизма (эмоциональной нестабильности)

Сопоставляя данные по шкалам 2 и 3, определяю, что мой темперамент можно отнести к чертам характерным флегматику: активность внешней деятельности небольшая, но выносливость, работоспособность достаточно высоки, сильный тип нервной системы; вследствие низкой подвижности нервной системы, трудное побуждение к действию, нужно найти мотив, заинтересовать его.

Низкая возбудимость ведет к неэкспрессивному, невыразительному поведению флегматика, уравновешенность - к ровному поведению.

2.8.2 Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Согласно полученным результатам:

1. Сила нервной системы по возбуждению 56 баллов

(норма от 25 до 49, 62 - выше среднего)

1. Сила нервной системы по торможению - 63 балла

(норма от 21 до 43, 61 - выше среднего)

1. Подвижность нервных процессов - 35 баллов

(норма от 24 до 48, 58 - выше среднего)

Согласно полученным результатам, сила моей нервной системы по возбуждению в пределах нормы ближе к верхнему, что показывает на хорошую способность быстро включаться в работу, достигать высокой производительности, иметь низкую утомляемость, высокую работоспособность и выносливость.

По уровню процессов торможения уровень выше среднего, что говорит о сильных нервных процессах со стороны торможения; быстрое реагирование ответным действиям, хорошая реакция, высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

По уровню подвижности нервных реакций моя нервная система находится в пределах нормы, не склонна к быстрым и легким переходам от одних видов деятельности к другим; решительность и смелость в поведенческих реакциях проявляется не регулярно, не склонна к работе в быстро меняющихся условиях.

Уравновешенность по силе А равна отношению силы по возбуждению Fд к силе по торможению

Fт: А = Fд / Fт

По проведенным вычислениям значение А= 0,88

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение A не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15, отсюда можно сделать вывод о моей уравновешенности.

Студент, пропустивший много занятий, узнав о дате экзамена, пытается расспросить о требованиях однокурсников, преподавателей или старшекурсников, это:

а) интроверт;

б) экстраверт;

в) холерик.

Данное поведение характерно для экстарвертов, это люди которые заряжаются энергией от других людей. Им нравится проводить время, общаясь с людьми, они больше доверяют информации, полученной от прямого контакта с человеком.

Студент, в аналогичной ситуации попытавшийся самостоятельно разобраться в материале по специальной литературе, это: а) интроверт; б) экстраверт; в) меланхолик.

Данное поведение характерно для интровертов, которые известны тем, что они любят во всем разбираться самостоятельно, предпочитая сначала оценить достоверность информации самостоятельно, не всегда доверяя информации, полученной от других людей.

Итоговое задание

Название методики

Измеряемые показания

Индивидуальный результат

Степень выраженности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Измерение концентрации внимания

внимание

2 минуты 14 секунд

Логические задачи

Логическое мышление

Самооценка силы воли

Сила воли

Опросник самооценки терпеливости

терпеливость

Шкала тревожности

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Тест Айзенка

Экстраверсия

Невротизм

Структура темперамента Я.Стреляу

Сила нервной системы по возбуждению

56 баллов

Сила нервной системы по торможению

63 балла

Подвижность нервных процессов

Тест Томаса - Киллмена

Соперничество

Сотрудничество

4 балла

Компромисс

7 баллов

Избегание

3 балла

Приспособление

4 балла

Согласно проведенных тестов, можно описать черты моей личности как серьезность и сдержанность. Я стараюсь избегать споров, ссор и скандалов (терпеливость 10 баллов, среднее значение, ложь - 4 балла среднее значение,). В большинстве конфликтных ситуаций склонна к соглашению с другой стороны, чтобы выйти из затруднительного положения _сила нервной системы по торможению - 63 балла, высокий уровень).

При этом я стараюсь держаться спокойно и уравновешенно, не проявляя каких-либо ярких эмоций, признаков согласия или не согласия.

Я стараюсь не принимать опрометчивых и поспешных решений, тщательно обдумываю то или иное действие, так мне свойственна выдержка, вдумчивость и рассудительность (экстраверсия - 9 баллов, среднее значение).

Для меня не характерны приступы ярости или агрессии (невротизм - 11 баллов, средне значение), стараюсь оставаться невозмутимой. В конфликтных ситуациях я склонна пойти на примирение (компромисс - 7 баллов, выше среднего), чтобы быстрее наладить отношения с другой стороной, я не люблю резких перемен в жизни перемен и расставаний из-за ссор.

В незнакомой ситуации или в новом коллективе мне нужно определенное время, чтобы адаптироваться, подружиться и присмотреться к окружающим его людям (личностная тревожность - 41 балл, среднее значение.)

Свой темперамент на основе теста Айзенка я определяю как типичный флегматик. Мне свойственны - медлительность, неторопливость, сдержанная жестикуляция и мимика, готовность выслушать чужое мнение и дать обдуманный совет.

В профессиональной деятельности я люблю последовательность и систематичность в работе (сила воли 19 баллов, среднее значение), не сразу включаюсь в новую работу.

Стараюсь не бросать незаконченную работу так как не люблю незавершенных дел. Я способна адекватно оценить свои способности, но иногда занижаю свои реальные возможности и способности. Не всегда бываю уверенной в своих действиях в силу скромности и нежелания хвастаться.

Также не всегда могу легко заводить новые знакомства, налаживать связи и приспосабливаться к новым людям. Но благодаря эмоциональной устойчивости и не конфликтности легко уживаюсь в коллективе со всеми типами темперамента.

Из полученных данных можно сделать вывод, что мне необходимо больше внимания уделять межличностным отношениям, умению работать в коллективе, чаще высказывать свое мнение (сотрудничество - 4 балла, низкий уровень) и стараться отстаивать его (соперничество - 4 балла, низкий уровень), если у меня есть твердая уверенность в его правильности и логичности.

Часть 3 . Мотивация как проявление потребностей личности

3.1 Направленность, ценности и смысл жизни

Источником активности человека являются его различные потребности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотив -- это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. В качестве мотивов человеческой деятельности могут выступать как физиологические потребности, так и мысли, чувства и другие психические образования Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Мотивация -- это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности. Хорошие перспективные планы и высокая организация работы малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например, недостатки в планировании, но отсутствие мотивации практически невозможно чем-то компенсировать.

В мотивационной сфере выделяются:

- мотивационная система личности -- общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

- мотивация достижения -- потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

- мотивация самоактуализации -- высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Вопрос о мотивации раскрывается в терминологии известного американского психолога А. Маслоу. Согласно теории Маслоу, люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь значительной и осмысленной. Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Наиболее сильные мотивы образуют мотивационное ядро личности. Особенности этого ядра отображаются в направленности личности, которая является совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека как личности, она определяет устойчивые модели поведения человека.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. И в зависимости от того, каково содержание мотивов, различают различные формы направленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все они являются мотивами деятельности. Первичным побуждением человека является влечение , которое характеризуется неосознанностью цели действия. Желание представляет собой уже сформировавшуюся и осознанную потребность в чем-то определенном.

Стремление возникает при включении в структуру желания волевого компонента, а интерес есть познавательная форма направленности на предметы.

Интерес -- это эмоциональное проявление познавательных потребностей человека он выражается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Разностороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного центрального интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада.

Интерес порождает склонность , т.е. направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является потребность и желание человека заниматься той или иной деятельностью.

Идеал - то, к чему человек стремится, то, что является ориентиром достижения деятельности человека в будущем. По собственным идеалам человек оценивает о других людях.

Убеждения - это система осмысленных, пережитых и глубоко прочувствованных осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Когда эти знания образуют упорядоченную систему воззрений, то они называются мировоззрением человека.

Ценностные ориентации являются одним из элементов личности, в целом определяющих активность человека и избирательность его отношений. Человек направляет свою психическую активность лишь на те явления, предметы, вещи и тех людей, которые непосредственно его интересуют, отвечают его запросам, стремлениям, идеалам и убеждениям, удовлетворяют его потребности. Эти вещи, предметы, явления, люди приобретают для него ценностное значение, а отношение к ним выступает как ценностная ориентация.

В структуре ценностных ориентации принято выделять три основных компонента:

Когнитивный (познавательный) компонент содержит информационную составляющую: знания и убеждения человека, касающиеся данной ценности, оценку возможности изменения ценности в будущем;

Эмоциональный (аффективный) компонент отражает чувства, испытываемые субъектом к данной ценности.

Динамический , поведенческий компонент (конативный) отражает отношение человека к данному объекту как к ценности исходя из своих убеждений и стремится вести себя соответствующим образом.

Величайшей ценностью для индивида является сама его жизнь и имеет прочный биологический фундамент - инстинкт жизни, свойственный не только человеку, но и любому живому существу, обладающему более или менее развитой психикой. Потребность сохранить жизнь сталкивается с таким же желанием других людей, что приводит к столкновениям, конфликтам, войнам за ресурсы, т.е. за те блага, которые обеспечивают сохранение жизни и продолжение рода. Объединение групп людей, имеющих похожую мотивацию, приводит к обеспечению более надежных и благоприятных условий для сохранения жизни входящих в эти группы индивидов. Понимание индивидуумом ценности человеческой жизни создает предпосылки для осознания человеком смысла своей жизни, пониманию что смысл жизни человека не может быть сведен только к его физическому существованию как биологического организма, что жизнь человека будет невыносимой, если он не сможет себя реализовать себя как личность, потому что, совершенствуя мир, превнося в него высшие ценности: добро, справедливость, красоту, истину, свободу, человек совершенствуется сам. Отсутствие этой возможности зачастую приводит к самоубийству. В то же время смерть в защиту жизни других людей, самопожертвование наполняют смыслом бытие отдельного человека.

3. 2 Самоактуализация (А. Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности

Для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self - actualization (англ.)

Развитие человека в этой теории представляется, как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в которых “высвечивается”, с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная природа, связанная с желанием человека стать тем, чем он может с использованием своих талантов, способностей и возможностей.

Человек от природы способен к самосовершенствованию, люди - сознательные и разумные создания, и сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества развития и самодостаточности.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованны в иерархическую систему доминирования.

Потребности в порядке их очередности:

Ё физиологические потребности;

Ё потребности безопасности и защиты;

Ё потребности принадлежности и любви;

Ё потребности самоуважения;

Ё потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

В основе этой схемы лежит допущение, что потребности, расположенные с начальной строки этого списка, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать необходимость быть мотивированным к потребностям, расположенным выше. Следовательно, существует приоритет в удовлетворении потребностей.

...

Подобные документы

    Исторические этапы развития психологии как науки. Главные отрасли и процесс дифференциации современной психологии. Задачи и место психологии в системе наук. Основные направления психологии ХІХ в.: фрейдизм и бихевиоризм. Поведенческая концепция Скиннера.

    лекция , добавлен 12.02.2011

    Психологическая мысль в России в XVIII-XIX веках. Основные направления отечественной психологии XIX - начала XX вв. Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России. Обусловленность развития социальными факторами.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика. Радикальный поворот в учении о природе психики и поведения. Основные направления развития современной психологии: труда, медицинская, педагогическая, юридическая, возрастная.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2008

    Появление психологического знания, периоды его развития. Особенности развития психологии как самостоятельной науки. Размышления о душе в трудах древних мыслителей. Преобразование психологических знаний с середины XIX века до начала второй половины XX в.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения. Структура психики по Зигмунду Фрейду. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга. Динамика человеческого поведения.

    курс лекций , добавлен 04.01.2011

    Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Этапы развития психологии с древности до наших дней. Описание направлений и психологических школ. Выдающиеся ученые и их труды. Прикладные исследования в период первой мировой войны. Основные направления развития современной зарубежной психологии.

    презентация , добавлен 10.12.2013

    Психологические теории и направления, психоанализ и бихевиоризм, психоаналитическая теория. Становление современной психологии, классификация психических явлений. Особенности личности младших школьников, формирование мировоззрения в ранней юности.

    шпаргалка , добавлен 14.10.2009

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки. Понятие о рефлексе. Эволюционная теория Дарвина. Психофизиология органов чувств. Метод свободных словесных ассоциаций Гальтона. Виды и функции эксперимента и его взаимодействии с теорией.

Психология - это наука о психике и поведении человека. Слово "психология" произошло от греческих слов "psyche", означающего дыхание, дух, душа, и "logia", означающего изучение чего-то.

Согласно медицинскому словарю Medilexicon, психология, это "профессия (клиническая психология), научная дисциплина (академическая психология) и наука (исследовательская психология), которые имеют отношение к поведению человека и животных, и к связанным с этим поведением умственным и психологическим процессам".

Хотя психология может включать в себя изучение мозга и поведения животных, в настоящей статье рассматривается исключительно психология людей.

В конце некоторых параграфов приводится введение в новые направления развития, описываемые в новостных историях MNT. Также можно воспользоваться нашими ссылками на информацию об относящихся к вопросу психических состояниях.

Психология - это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.
Джон Голсуорси

Факты о психологии

Ниже приводятся ключевые факты-моменты, связанные с психологией.

Более детальная информация приводится в основной части статьи:

  • Психология - это изучение поведения и психики
  • Мы не способны физически видеть умственные процессы, такие как мысли, память, сны и ощущения.
  • Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику.
  • Когнитивная психология изучает внутренние психические процессы, то, как люди думают, воспринимают и общаются.
  • Психология развития изучает, как люди развиваются психологически в течение жизни.
  • Эволюционная психология изучает, как психологические изменения в процессе эволюции повлияли на поведение людей.
  • Судебная психология представляет собой применение психологии к процессу расследования преступлений и к законодательству.
  • Психология здоровья изучает влияние здоровья на поведение, биологию и социализацию.
  • Нейропсихология изучает функционирование мозга по отношение к различному поведению и психологическим процессам.
  • Психология занятости исследует, как люди выполняют работу для того, чтобы развивать и понимать функционирование организаций.
  • Социальная психология изучает влияние на поведение и мысли людей фактического или предполагаемого присутствия других людей.

Психология - наука, изучающая деятельность мозга

Мозг по своей природе весьма сложен и загадочен. Многие удивляются, как психологи вообще могут изучать такой сложный, имеющий абстрактный вид, и очень изощренный объект. Даже если ученые смотрят внутрь мозга, например, при аутопсии или во время хирургической операции, все, что они видят, это серое вещество (собственно мозг). В отличие, например, от шелушения кожи или порока сердца, просто нельзя физически увидеть мысли, познание, эмоции, воспоминания, сны, ощущения и т.п.

Эксперты говорят, что подход, применяемый в психологии, не очень отличается от других наук. Как и в других науках, в психологии разрабатываются эксперименты, которые подкрепляют или опровергают теории и ожидания. Для физика, данные для обработки во время эксперимента могут поступать от атомов, электронов, применения или прекращения нагрева, в то время как для психолога такими источниками данных является поведение человека.

Для психолога поведение человека используется в качестве свидетельства, или, по крайней мере, указания функционирования мозга. Мы не в состоянии наблюдать работу мозга непосредственно; однако фактически она оказывает влияние на все наши действия, чувства и мысли. Именно поэтому поведение человека используется в качестве источника информации для проверки психологических теорий о том, как работает мозг.

На что похожа психология по сравнению с другими науками?

Многие говорят, что психология находится на пересечении других дисциплин, таких как медицина, лингвистика, социология, биология, искусственный интеллект, антропология, и даже история. Например, нейропсихология – направление психологии, изучающее, как различные области мозга используются в процессах памяти, в языке, в эмоциях и т. д, - является пересечением биологии и медицины.

Различные направления психологии

Существует множество направлений психологии. Как вы классифицируете их, зависит от того, в какой части мира вы находитесь, и даже от того, в каком университете или институте вы обучались.

Но можно выделить наиболее крупные направления психологии, такие как:

Клиническая психология

Клиническая психология объединяет в себе науку, теорию и практику для того, чтобы понимать, прогнозировать и облегчать неспособность пациента адаптироваться, его нетрудоспособность и дискомфорт. Клиническая психология также способствует адаптации, настрою и персональному развитию. Клинические психологи концентрируются на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, социальных и поведенческих аспектах поведения человека в течение его жизни, при изменении культурных, социальных и экономических уровней.

Другими словами, клиническая психология представляет собой научные исследования и применение психологии для понимания, предотвращения и устранения стрессов или нарушений (нетрудоспособность), вызванных психологическими причинами, с целью улучшения здоровья и личного развития пациента.

Основой практики клинической психологии являются психологическая оценка и психотерапия ("что такое психотерапия"). Однако клинические психологи также часто вовлекаются в исследования, обучение, судебную экспертизу и в другие области.

Когнитивная психология

Когнитивная психология изучает такие внутренние психические процессы, как решение задач, запоминание, обучение и язык (то, как люди думают, воспринимают, общаются, запоминают и учатся). Эта ветвь психологии близко связана с другими дисциплинами, такими, как нейробиология, философия и лингвистика.

Когнитивная психология фокусируется на том, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Часто говорят, что когнитивная психология представляет собой изучение интеллекта. Практические применения когнитивных исследований могут включать в себя улучшение памяти, улучшение точности принятия решений, или изменение программ обучения для ускорения процесса учебы.

Психология развития

Психология развития представляет собой научное изучение систематических психологических изменений, испытываемых человеком в течение всей его/ее жизни. Это направление психологии часто упоминается, как психология развития человека. Ранее она концентрировалась только на младенцах и маленьких детях, но сегодня также включает изучение подростков и взрослых - всю продолжительность жизни человека.

К психологии развития относятся любые психологические факторы, действующие в течение жизни человека, в том числе такие, как моторные навыки, решение задач, понимание морали, освоение языка, формирование эмоций, личности, самооценки и идентичности.

Психология развития также изучает и сравнивает врожденные психические структуры с тем, которые приобретены в процессе опыта. Например, считается, что младенцы рождаются с LAD (врожденная способность осваивать язык).

Специалист по психологии развития будет интересоваться, как работает LAD в сравнении с развитием младенца и приобретением им опыта, и как взаимосвязаны эти два механизма. Он также будет интересоваться взаимодействием характеристик человека с факторами окружающей среды и тем, как это взаимодействие влияет на развитие.

Психология развития перекрывается с рядом других направлений в психологии, а также и с такими другими дисциплинами, как лингвистика.

Эволюционная психология

Эволюционная психология изучает влияние на поведение человека психологических изменений в процессе эволюции. В то время как биологи говорят о естественном или сексуальном отборе в процессе эволюции, эта ветвь психологии применяет психологический подход к такому отбору. Например, эволюционный психолог считает, что восприятие языка или память являются функциональным продуктом естественного отбора.

Некоторые специалисты в эволюционной психологии высказывают предположение, что освоение языка - это врожденная способность, делающая обучение языку автоматическим процессом, но не связанная с чтением и письмом. Другими словами, они уверены, что наша способность осваивать язык является врожденной, в то время как способность читать и писать является приобретенной (обучение языку осуществляется автоматически, а чтению и письму нас нужно учить). Человек, родившийся в городе, где говорят на французском языке, будет к возрасту 20 лет говорить по-французски. Однако если его не будут специально учить читать, он останется неграмотным - язык достается автоматически, если он существует вокруг вас, а чтение и письмо - нет.

Эволюционный психолог уверен, что психологические особенности человека являются результатом адаптации наших предков к выживанию в повседневной среде.

Судебная психология

Судебная психология применяет принципы психологии для расследований преступлений и для судопроизводства. Это направление практикует психологию, как науку в рамках системы осуждения преступников.

Судебная психология включает в себя понимание уголовного законодательства в соответствующей юрисдикции, чтобы взаимодействовать с судьями, адвокатами и другими специалистами юридической системы.

Судебная психология также изучает способность свидетельствовать в суде, представлять в суде психологические выводы на юридическом языке, и предоставлять данные для юридических профессионалов понятным им образом.

Судебный психолог должен понимать правила, стандарты и философию используемой юридической системы.

Психология здоровья

Психология здоровья еще называется поведенческой медициной или медицинской психологией. Эта ветвь психологии изучает то, как поведение, биология и социальное окружение оказывают влияние на болезни и здоровье. В то время как врач лечит болезнь, специалист по психологии здоровья больше концентрируется на болеющем человеке, выясняя его/ее социальный и экономический статус, предпосылки и поведение, способные влиять на болезнь (например, строгое выполнение медицинских предписаний), а также биологические основания болезни. Целью такого психолога является улучшение общего здоровья пациента при анализе болезни в контексте биопсихологических факторов. "Биопсихологический" здесь обозначает биологические, психологические и социальные аспекты в отличие от строго биомедицинских аспектов заболевания.

Специалисты по психологии здоровья обычно работают вместе с другими профессиональными медиками в клинической среде.

Нейропсихология

Эта ветвь психологии изучает структуру и функции мозга, относящиеся к поведенческим и психологическим процессам. Нейропсихология также применяется в изучении повреждений мозга, а также при записи электрической активности клеток и клеточных групп у высших приматов.

Нейропсихолог использует нейропсихологическую оценку - систематическую оценочную процедуру - чтобы определить степень любых возможных поведенческих проблем после предполагаемых или диагностированных травм мозга у пациента. После установки диагноза, к некоторым пациентам применяется индивидуальный протокол когнитивной коррекции - лечение, помогающее пациенту преодолеть свои когнитивные дефекты.

Психология занятости

Психология занятости - называемая в различных публикациях психологией организации промышленности, психологией I-O, психологией работы, организационной психологией, психологией работы и организации, психологией персонала или оценкой таланта - изучает показатели людей во время работы и обучения. Она развивает понимание функционирования организаций и поведения отдельных людей и групп людей во время работы. Специалист по психологии занятости нацелен на увеличение эффективности, действенности и удовлетворения от работы.

Согласно формулировке Британского Психологического Общества, психология занятости "имеет отношение к показателям людей на работе и во время обучения, к тому, как функционируют организации, и как отдельные люди и небольшие группы ведут себя во время работы. Целью данного направления психологии является увеличение эффективности организации, и улучшение удовлетворения работой отдельного человека".

Социальная психология

Социальная психология использует научные методы для понимания и объяснения того, как чувства, поведение и мысли людей зависят от фактического, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей. Социальный психолог изучает поведение группы, социальное восприятие, невербальное поведение, послушание, агрессию, предубеждения и лидерство. Ключевыми аспектами для понимания социального поведения считаются социальное восприятие и социальные взаимодействия.

Проще говоря, специалист по социальной психологии изучает влияние окружающих людей на поведение человека.

Психология, в общепринятом понимании, крайне простая наука.
Люди, не способные самостоятельно вбить гвоздь или срифмовать пару строчек, ни капли не сомневаются в своей способности понимать и судить других.
В крайних проявлениях это становится смыслом жизни и источником самоутверждения.
Сергей Лукьяненко. Лабиринт отражений

История психологии

В философском контексте психология уже существовала тысячи лет назад в Греции, Египте, Индии, Персии и Китае. Средневековые мусульманские психологи и врачи практиковали клинический и экспериментальный подход к психологии - они были первыми, у кого появились психиатрические больницы.

Биологическая психология была создана Пьером Кабанисом (Франция) в 1802 году. Психолог Кабанис написал известное эссе, названное "Связи физических и моральных аспектов человека" ("Rapports du physique et du moral de l"homme"). Он интерпретировал психику в соответствии со своими предыдущими исследованиями в биологии, считая, что чувствительность и душа составляют часть нервной системы.

Рождением современной психологии можно считать 1879 год. В этом году немецкий врач Вильгельм Вундт основал психологию, как полностью независимое экспериментальное направление исследований. Он открыл в университете Лейпцига первую лабораторию, в которой проводил исключительно психологические исследования. Сегодня Вундт считается отцом психологии.

В 1980 году американский психолог Уильям Джеймс опубликовал работу "Принципы психологии" (Principles of Psychology), которую в течение многих десятилетий обсуждали психологи по всему миру.

Первым психологом, начавшим изучать исключительно память, был Герман Эббингауз (1850-1909) из университета Берлина. Психолог Иван Павлов (1849-1936) сегодня известен даже среди обычных людей благодаря термину "собака Павлова". Он изучал процессы обучения, называемые "классическое обусловливание".

Психоанализ

В настоящее время в психологи появились такие направления, как бихевиоризм, психоаналитическая теория, и теория когнитивного восприятия. Психология стала намного более многоплановой.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), (Австрия) разработал психоанализ - метод психотерапии ("Что такое психотерапия?"). Его понимание психики в основном было основано на интерпретации, интроспекции и клинических наблюдениях. Фрейд концентрировался на решение неосознанных конфликтов, психических заболеваний и психопатологии.

Теории Фрейда о сексуальности и подсознательной психике стали известны, вероятно, потому, что сексуальность в те времена была табуированной темой. Основной принцип теории Фрейда заключается в том, что за большинство мыслей и поведение каждого человека, а также за психические расстройства или заболевания отвечает подсознание. Фрейд оказал значительное влияние на психиатра Карла Янга (Швейцария).

Структурализм против функционализма

Е.Б.Титчнер (США), студент Вундта, был ярый сторонником структурализма. Уильям Джейм и Джон Дивей были сильными приверженцами функционализма. Структурализм занимается вопросом "что такое сознание", в то время как функционализм интересуется вопросами "для чего нужно сознание? Какие цели или функции создания составляют основу психического процесса?"

Структуралисты и функционалисты страстно расходятся во мнениях друг с другом. Большинство из них согласны, что явный победитель в их споре никогда не появится - но их дискуссия привела к быстрому распространению психологии в США, а также и в других частях мира. Первую психологическую лабораторию в США открыл Стенли Холл при университете Джона Хопкинса.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Уотсон основал новое движение, изменившее направление внимания психологии. Уотсон был уверен, что и структуралисты и функционалисты слишком сильно отошли от объективной науки. Проще говоря, Уотсон говорил, что психология должна концентрироваться на изучении поведения, так как он был убежден, что поведение представляет собой не результат внутренних психических процессов, а, скорее, является результатом нашей реакции на раздражители окружающей среды.

Бихевиоризм фокусируется на том, как люди обучаются новому поведению в окружающей среде. Это направление стало очень популярным в США, где среди последователей Уотсона можно назвать психолога Б.Ф. Скиммера.

Гуманизм

Некоторые психологи воспринимают бихевиоризм и теорию психоанализа, как излишне механистические. Вместо того чтобы быть жертвой окружающей среды или подсознания, говорят гуманисты, человек внутренне правилен, и только наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении.

Движение гуманистов высоко оценивает наши эмоции, свободную волю и субъективные восприятия ощущений.

Когнитивная теория

Это направление психологии зародилось в 1970-х годах, и считается наиболее современным философским направлением в психологии. Когнитивная перспектива намного объективнее и более вычисляемая, чем перспектива гуманизма. Однако она отличается от в том, что, в основном, концентрируется на психических процессах.

Представители когнитивной теории убеждены, что мы принимаем информацию от нашего окружения через наши чувства и затем психически перерабатываем эти данные, организуя их, манипулируя ими, и связывая их с информацией, которую мы накопили ранее. Когнитивная теория применима к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройством и снам.

Сегодняшний день

Сегодня не существует доминантных направлений, как это было в психологии раньше. Бихевиоризм, теория психоанализа, гуманизм, и когнитивное восприятие - все эти направления сейчас активно разрабатываются психологами. Психология стала намного разнообразнее (отбирая то, что кажется лучшим из каждой доктрины, направления, или философского течения).
Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога