Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Социальная ситуация развития в пожилом возрасте. Личностное самоопределение в преклонном возрасте

Молодым кажется, что после 40 все жизненные перспективы сходят на нет. Почему это не так, и как дела обстоят на самом деле?

В школьном возрасте, практически каждому кажется, что старость приходит после тридцати. Однако пересекая этот рубеж, многие понимают, что жизнь еще и не начиналась. После сорока, как ни удивительно, сохраняется уверенность в том, что все еще впереди, а в шестьдесят становится совершенно ясно, что до тех пор, пока здоровье позволяет, ничего не потеряно! И если вы всю жизнь мечтали заняться творчеством – пенсионный период самое время реализовать себя в этом направлении! Накопленный жизненный опыт и появившееся свободное время только способствуют возможности творческой реализации.

С годами мозг работает хуже?

Несмотря на то, что многие полагают, что с годами мозг работает хуже, исследования, проведенные в гарвардском университете, доказали, что мозг пожилых людей впитывает больше информации. Совсем не возраст, а болезни способствуют снижению умственной деятельности. А у большинства пожилых людей, которые не подвержены таким заболеваниям, как болезнь Альцгеймера, фокус внимания и восприятия информации с годами становится шире.

Заслуженный профессор кафедры психологии при калифорнийском университете Д. Саймонтон провел исследование, касающееся пиковости творческого процесса. В ходе исследования было установлено, что для каждого периода жизни и для каждого возраста существует свой вид творчества. Например, если физик-теоретик может достигнуть вершины своего потенциала в молодости, то художники, писатели и композиторы творят успешнее в более позднем возрасте.

Чем заняться на пенсии?

На самом деле заниматься можно любой активностью, которая доставляет удовольствие. Можно записаться в хор, взять несколько уроков рисования, лепки и творить, научиться играть на музыкальном инструменте, танцевать или петь…

Замечательно развивают креативность виды спорта, заставляющие мозг работать, - шашки, шахматы, бильярд. Если вам нравится разгадывать кроссворды или составлять их – это тоже творческое занятие. Вы можете начать заучивать наизусть стихи, коллекционировать тосты, пословицы, поговорки. И даже простое перебирание четок и вспоминание при этом молитв – только пойдут на пользу настроению, улучшат память. Не важно, как именно вы будете реализовывать свой творческий потенциал. Главное – если вы будете творить, серая старость вам не грозит!

Старейшие творческие личности

В мире предостаточно людей, открывших в себе таланты в солидном возрасте.

Началом творчества замечательной русской художницы Елены Волковой из города Чугуева стал прекрасный период ее жизни, начавшийся с 65 лет, а до этого женщина работала помощником киномеханика. Первая персональная выставка художницы состоялась, когда ей исполнилось 90 лет. Выставка прошла с успехом в Третьяковской галерее. Работы Елены Волковой приобрели многие художественные галереи мира.

Француженка Жанна Кальманн в возрасте 85 лет решила заняться фехтованием, после своего столетия пристрастилась к велоспорту. А в возрасте 121 года записала сольный диск! Диск получил название «Хозяйка планеты», песни, записанные на диске, были исполнены в стиле рэп-диско-фольк. Согласитесь, замечательные достижения! К сожалению, после записи диска, долгожительница скончалась, отдав работе все оставшиеся силы. Но умерла она совершенно счастливой.

Представительница Австралии Филлис Тёрнер, будучи уже в весьма преклонном возрасте поступила в Аделаидский университет, который окончила в 94 года, получив степень магистра антропологии. Когда ей задавали вопрос о том, зачем ей понадобился диплом, бабушка отвечала, что в детстве у нее не было возможности учиться, потому она решила наверстать упущенное при первой же возможности.

Вы верите в то, что после пятидесяти можно освоить какой-то вид спорта и даже участвовать в мировых первенствах? Дороти де Лоу сделала это в 55 лет! Британка освоила настольный теннис и принимала участие во всех турнирах, проводимых среди ветеранов. А в 1982 году, когда Дороти уже исполнилось 79 лет, - заняла первое место в одном из таких первенств.

А вот австралийка Олив Рэйли прославилась тем, что просто завела свой блог в Интернете. Она стала старейшим блогером, ведь на ту пору ей было уже 107 лет! Женщина приобрела большую популярность, активно общалась и давала советы всем желающим.

Дебютный роман британки Лорны Пэйдж был опубликован, когда автору исполнилось 93 года Роман-триллер «Опасная слабость» получил высокую оценку читателей и сразу же стал бестселлером. Миссис Пэйдж получила хороший гонорар, на который приобрела большой загородный дом, куда пригласила жить трех своих приятелей из дома престарелых .

Немка Йохана Кьяс увлеклась гимнастикой поздновато – после 30 лет, но осталась верна этому виду спорта, и сегодня в свои 86 лет бабуля демонстрирует отличную спортивную форму. У нее очень непростая вольная программа, и вполне вероятно, что в ближайшее время ее история появится на страницах Книги рекордов.

Молодость (25 – 30 лет). Ведущая деятельность может быть разной: профессионально-трудовая или учёба.

Движущие силы – потребность в достижениях или избегание неудач. Аффилизация – стремление человека к созданию, сохранению, иногда к восстановлению положительных взаимоотношений с другими людьми. Аффилизация влияет на результаты учений. Аффилизация (потребность в общении) если не удовлетворяется, то это приводит к фрустрации, депрессии.

Зрелый возраст, его границы. Виды зрелости человека.

Зрелость (30 – 60 лет) наиболее продолжительный период онтогенеза. Виды зрелости: физическая зрелость, зрелость как личности (гражданская зрелость), зрелость как субъекта познания (умственная зрелость), зрелость по труду.

Личностный кризис (кризис среднего возраста): человек начинает анализировать свои провалы, цели (зачем живу?).

Развитие личности в зрелом возрасте.

Б. Г. Ананьев с 1965 г. изучал зрелость. Характеристики зрелой личности: ответственность, способность к активному участию в жизни общества, направленность личности (какая-то устойчиво доминирующая система мотивов, идеалов, интересов).

Бодалёв. Понятие взрослость и зрелость – не одно и то же. Можно достичь взрослого возраста, но не обладать зрелой личностью.

Понятие об акмеологии. Аномии, их причины и последствия.

Акмеология – наука, изучающая зрелый возраст. Акме – высший для каждого человека уровень его развития.

Несовпадение во времени физической и гражданской зрелости приводит к аномиям. Аномия – нарушения в ценностно-нормативной системе.

Взято с интернета: Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментальности, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку - волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.).

Пожилой возраст и старость, их возрастные границы. Признаки старения. Понятие о геронтологии как науке.

Старость – заключительный период человеческой жизни. Человек начинает отходить от производительной жизни общества.

В соответствии с ВОЗ пожилой возраст у мужчин – 61 – 74 года, у женщин – 55 – 74, но всё привязывается к пенсионному возрасту. Старость – от 75 лет. Начиная с 90 лет – долгожительство. Учение о старости – геронтология – самая молодая область психологии развития.

Признаки старения: снижение функциональных возможностей организма (ослабление здоровья, упадок физических сил); человек не чувствует себя особенно нужным, он начинает подводить черту жизни (подытоживает то, что сделал).

Геронтология - это наука о старении и о профилактике старения. Она изучает биологические механизмы и процессы, обусловливающие и сопровождающие старение живых существ, а также способы замедления старения и увеличения продолжительности жизни.

Смертность в старости в XX веке упала в 4 раза по сравнению с концом XVIII века. Достижение чувства полноты жизни возможно только в случае положительного прохождения остальных участков жизни.

Проблема ведущей деятельности в старости.

Ведущая деятельность в старости: (Основные новообразования: мудрость.)

· Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.);

· Для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии; в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

· Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей.

· Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь. Это то, что условно можно было бы назвать «ретроспективной профконсультацией».

Проблема типологии старения. Вклад в ее разработку Ф. Гизе, И.С. Кона и других ученых.

Психология выделяет типы старения и старости. Кон выделяет 2 типа старости: благополучный и неблагополучный.

I. Благополучные:

· Активная творческая старость. Представители данного типа продолжают участвовать в общественной жизни (наука, искусство и т.д.). Энергия направлена обществу.

· Пенсионеры занимаются тем, на что у них не хватало времени (иностранцы по миру путешествуют, занятие с/х (огород, цветы)). Хорошая социальная адаптация. Энергия направлена на себя.

· Те, которые находят главное приложение своих сил в семье (в основном женщины). У них удовлетворённость жизнью ниже, чем у первых двух групп людей.

· Те люди, у которых смысл жизни – забота о своём здоровье, но у них обнаруживается склонность к преувеличению своих болезней и мнимые болезни.

II. Неблагополучные:

· Агрессивные старые ворчуны. Критикуют всех и всё, только не себя. Бесконечные претензии, терроризируют ими окружающих.

· Тихие разочарованные (и в себе тоже). Они одинокие, грустные, вечно плачут, винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

Особенности познавательных процессов в старости.

В старческом возрасте хорошо развита долговременная память, а кратковременная сильно ослабляется. В поздней старости (80 – 90 лет) страдает механическая память. Мышление продолжает хорошо работать, логическая память хорошая.

Долгожительство, возраст начала этого периода. Характеристики долгожителей. Долгожители среди выдающихся людей творческого склада.

Долгожительство (>90 лет).

Оно распространено там, где чистый воздух, чистая вода. Творчество и деловитость спасает человека от старости.

Взято из интернета. Процесс старения у долгожителей происходит медленнее. Возрастные изменения основных физиологических систем развиваются плавно, состояние ряда систем организма сходно по многим параметрам с таковым у лиц более молодого возраста.

Тип высшей нервной деятельности у долгожителей, как правило, сильный, уравновешенный. Они общительны, доброжелательны, проявляют интерес к событиям и явлениям окружающего мира, устойчивы к стрессам, инфекционным заболеваниям. Долгожители обладают хорошей памятью, для них характерны высокая умственная и физическая активность, работоспособность. Они отличаются также длительной сохранностью репродуктивной функции и многодетностью.

Состояние сердечно-сосудистой системы характеризуется значительной сохранностью, по сравнению с лицами из недолгожительских семей. Реже встречается стенокардия, гипертония; существует тенденция к пониженному содержанию холестерина. Низкое содержание холестерина крови считается одним из показателей предрасположения к долголетию.

Долгожителям свойственны размеренный, упорядоченный образ жизни, отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение, нерациональное питание), семейное благополучие.

Вместе с тем, несомненно, существенная роль принадлежит социально-экономическому и природным факторам, а также образу жизни.

Факторы долгожительства:

· Генетический фактор.

· Экологические факторы.

· Традиционное питание.

· Трудовой фактор.

· Психологический климат.

Психолог Е. Авербух приводит такую обобщенную характеристику старого человека:

«У старых людей снижены самочувствие, самоощущение, самооценки, усиливается чувство малоценности, неуверенности в себе, недовольство собой. Настроение, как правило, снижено, преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти. Старики становятся угрюмыми, раздражительными, мизантропами, пессимистами. Способность радоваться снижается, от жизни они ничего хорошего уже не ждут. Интерес к внешнему миру, к новому снижается. Все им не нравится, отсюда – брюзжание, ворчливость. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более интровертированными (обращенными к себе, своим внутренним переживаниям), круг интересов суживается, появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого, к переоценке этого прошлого. Наряду с этим повышается интерес к своему телу, к различным неприятным ощущениям, часто наблюдающимся в старости, происходит ипохондрия. Неуверенность в себе и в завтрашнем дне делает стариков более мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т. п. Ослабляется у стариков контроль над своими реакциями, они недостаточно хорошо владеют собой. Все эти изменения во взаимодействии со снижением остроты восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности создают своеобразный облик старика и делают всех стариков в какой-то степени схожими друг с другом».

Нарисованный портрет старика, конечно, окрашен в чрезмерно мрачные тона; в реальности дело обстоит не так мрачно и односторонне.

Д. Бромлей выделяет в цикле старения три стадии:

  1. «удаление от дел» (65–70 лет),
  2. старость (70 и более лет),
  3. дряхлость, болезненная старость и смерть.

Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлей весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность. Последняя стадия – одряхление, болезненная старость – характеризуется нарастанием явлений синильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.

Для последней стадии Д. Бромлей уже не нашла каких-либо социальных характеристик и определений состояния личности, внутреннего мира престарелого человека, переживания им прожитой жизни и ожидания смерти. Между тем старость и дряхлость – сложнейшие социально-психологические проблемы, которые еще недостаточно исследованы.

У старых людей резко меняется структура их психологического времени . В субъективном восприятии времени жизни резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого. Для многих пожилых людей выход на пенсию – это потеря будущего. Прошлое, не будучи оттесняемым будущим, начинает господствовать над жизненным миром человека. Этим объясняется ностальгия старых людей по прошлому, при этом прошлые события окрашиваются в светлые тона. Однако только психологическое будущее с его перспективами и программами позволяет развиваться личности в поздний период жизни и обогащает ее настоящее новыми стремлениями и желаниями.

Противоречивые данные в психологии старости существуют относительно интеллектуальной деятельности пожилых людей. Одни исследователи указывают на снижение интеллекта в старости: уменьшение возможности формально-логической мысли, снижение творческого потенциала, ухудшение памяти, в особенности на текущие события, и т. п. Другие исследователи настаивают на особой «логике» пожилых людей. Для них мыслительная задача предстает как жизненная проблема: они персонализируют ее, дают ей различные интерпретации, находят несколько возможных вариантов решения.

Качественные изменения претерпевает в старости память. Б. А. Греков установил следующие характерные изменения памяти у лиц старше 70 лет:

  1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т. е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запечатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей.
  2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти.
  3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему ухудшению запоминания.

В исследовании памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте было установлено, что запоминание осуществляется у них в процессе активной мыслительной деятельности. Она включает в себя глубокое продумывание и переработку материала, его перестройку. Задача запомнить что-либо чисто механически, как правило, вызывает у них внутренний протест, поскольку эта задача для испытуемых (научных работников) является неестественной.

Другая особенность памяти у научных работников пожилого возраста – ее резко выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности. Наиболее прочно сохраняется в памяти материал, связанный с решением стоящих перед испытуемыми задач, – то, что «выношено» ими, передумано и пережито, что стало неотъемлемой «частицей их жизни».

Старость – это быстрая, но не замечаемая самим человеком утомляемость. Она отрицательно сказывается на качестве работы, приводит к ошибкам, которые индивид с удивлением обнаруживает позже. Медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому «гротескное» проявление отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр. – это отличительные черты личности некоторых людей пожилого возраста, фиксируемые в психологической литературе.

Обобщение результатов психологических работ, касающихся позднего периода жизни человека, позволило Л. И. Анцыферовой выделить два личностных типа старости , отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация – типичный пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификаций.

Б. Ливехуд также отмечает, что последние годы переживаются по-разному. Одни старые люди отмечают, что снижение социальной активности помогло им понять самих себя и реально и глубоко ощутить слова «Христос во мне». Другие старые люди отчаянно цепляются за жизнь, которая медленно уходит от них.

Важной социальной задачей является помощь старым людям организовать творческий и плодотворный вечер их жизни. Например, дома для престарелых должны были бы стать своеобразными культурными центрами, в которых проходят концерты, творческие курсы, в них также могут участвовать и люди, живущие по соседству. Обе стороны могут выиграть от этого: у соседей был бы центр, где происходят интересные события, и старые люди не потеряли бы контакт с живым миром вокруг них. Известно, что состояние здоровья активных старых людей лучше, чем у стариков, которые живут только радио и телевидением и не тратят сил на творческую деятельность.

Позитивная роль возможности контролировать хотя бы некоторые сферы своей жизни в интернате для престарелых выявилась в одном из экспериментов, описываемых в указанной выше статье Л. И. Анцыферовой. Исследование заключалось в следующем. Обитателей (в возрасте от 65 до 90 лет) одного из благоустроенных интернатов разделили на две группы, перед каждой выступил директор. Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме: могут приглашать к себе друзей и сами посещать их, планировать разные социальные мероприятия, распределять свое время, как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственному усмотрению. Сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившиеся они могут выбрать и выращивать сами.

Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитателю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения. Если кому-то понадобится помощь, она немедленно будет оказана. В заключение няни вручали каждому участнику какое-нибудь красивое растение.

Таким образом, в выступлении перед первой группой директор выделял те области жизни, за которые они должны нести ответственность. Тем самым обитатели интерната ориентировались на активную жизнь, на расширение контактов с окружающим миром, на проявление инициативы. В речи перед второй группой директор делал акцент на ответственности персонала.

Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после него. Результаты бесед экспериментатора с ними сопоставлялись с наблюдениями обслуживающего персонала.

Эксперимент показал следующее. Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими. 48 % из них чувствовали себя более удовлетворенными жизнью, а некоторые даже называли себя счастливыми. Во второй группе позитивные чувства выразили лишь 29 % стариков. Врачи и няни также отмечали значительную разницу между двумя группами. По их оценкам, 71 % обитателей из второй группы стал более слабым и пассивным.

Известно, что творческие силы можно развивать и в глубокой старости. В жизни можно наблюдать удивительную способность старых людей к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Это можно видеть на примерах выдающихся людей – ученых, художников, государственных деятелей и т. д. Есть много художников, которые создали свои лучшие произведения в возрасте старше семидесяти лет. Тициан прожил 99 лет; в 95 лет он написал одну из лучших своих картин («Оплакивание Христа»). И. П. Павлов прожил 87 лет и до конца жизни не прекращал научную работу. Он создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 – «Живой труп», а в 76 лет – «Хаджи Мурат».

Гете прожил 83 года, Ньютон – 84, Микеланджело – 89, и все они были активно деятельны до конца своей жизни. А. Верди в 80 лет создал оперу «Фальстаф». Писатели, художники и музыканты по сравнению с учеными и предпринимателями могут часто дольше выполнять свою работу. Причина, вероятно, в том, что в глубокой старости они все глубже погружаются во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает.

Как только речь заходит о достижениях более зрелой части человечества, становится ясно, что старческая мудрость может проявляться в мире вне зависимости от времени. В любой мощной духовной культуре существует особый духовно-практический институт старчества. Мы знаем об этом через такие имена, как духовник, старец, гуру, аксакал.

В философской и психологической литературе выделяют мудрость как особый взгляд на жизнь, особое отношение к обстоятельствам и условиям своей жизнедеятельности. Прошлое и настоящее рассматриваются личностью в контексте предельных, смысловых вопросов человеческого существования: места и назначения человека, смысла его жизни и смерти.

Существующий в обществе ограниченный и негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития - это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека (выборать стратегию старения). Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации - сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида .

В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций .

Стратегия адаптации по типу замкнутого контура проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая пассивное старение, поведение по типу эгоистической стагнации, потерюсоциального интереса .

Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта .

Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность.

Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

Пожилой, предпенсионный возраст (примерно55 лет до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность ォпоскорее начать отдыхатьサ, для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он ォполезенサ и ォинтересенサ), а с другой стороны, предчувствие своей скорой ォненужностиサ, когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою ォжалкую пенсиюサ;

Стремление воспитать, подготовить себе ォдостойную заменуサ на работе;

2. Ведущая деятельность:

Стремление ォуспетьサ сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе ォдобрую памятьサ на работе;

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы разрываютсяサ между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

П. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли,

нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития :

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще ォнеопытнымサ пенсионерам);

Постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры - общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми ォделовымиサ контактами);

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, ォу которого и так много времениサ, больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

Прежде всего, это ォпоиск себяサ в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом ォпроб и ошибокサ; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что ォжизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...サ);

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

Все более усиливающееся стремление ォпоучатьサ или даже ォстыдитьサ людей более молодого возраста;

III. Период собственно старости ( через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

Общение в основном с такими же старцами;

Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто ォопекаютサ его;

Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно ォтеряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщеннымиサ.

2. Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их ォригидностиサ; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска - ォнесоразмерностьサ всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей (ォнастоящейサ) работой;

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: ォПока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уваженияサ;

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин ォпрощаться с жизньюサ)

ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о ォзавещанииサ.

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

В основном-общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы ォцепляетсяサ за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: ォЯ жил не зряサ. Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75 - 80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

- общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель.

В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;

Поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или ォчувство жизниサ).

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе ограниченный и негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: «Как быть старым?» На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития - это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека.

Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, - необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.

Решение общечеловеческой проблемы «проживания/переживания старости», выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов. На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации - сохранение

себя как личности и сохранение себя как индивида. В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и

даже ее продолжительность. Стратегия адаптации «по типу замкнутого контура» проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая «пассивное старение», поведение по типу «эгоистической стагнации», потерю социального интереса. Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта.


Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность. В 1999 г. (в Международный год пожилого человека в Москве) в галерее наивного искусства «Дар» в рамках проекта «Никогда не поздно быть наивным» состоялись выставки пяти художников России. Там были представлены произведения лучших, официально признанных так называемых «наивных художников»: Александра Суворова, Павла Леонова, Василия Григорьева, Любови Майковой, Елены Волковой. Каждый из них начал писать либо раскрылся как художник именно в пожилом возрасте. Например, Любовь Майкова впервые взяла кисть в руки в 79 лет. И их картины, яркие, истинно «живописные», - проявление потребности в «чистом» искусстве, проявление мудрости и индивидуальности, особого глубокого внутреннего мира, который состоялся в душах очень простых людей. Это тот идеал творческой деятельности в старости, тот высокий образец полноты жизни и цельности, который не всем доступен, но к которому следовало бы стремиться. Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать «вовлеченность в жизнь». И даже - при самых суровых обстоятельствах: очень пожилая, больная, прикованная к постели женщина радуется, что может приносить пользу близким: «Ведь вы же целый день на работе, квартира без присмотра, а тут хоть я дома, присмотрю». А.Г. Лидере считает, что особая «внутренняя работа» по принятию своего жизненного пути, по переосмыслению пережитого в условиях невозможности реальных существенных изменений жизни и выполняет функцию ведущей деятельности в старости.

Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I. Пожилой, предпенсионный возраст – 55-60 лет (до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе;

2. Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

П. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);

Постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами);

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...»);

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

Общение в основном с такими же старцами;

Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».

2. Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью»)

ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить

особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

В основном - общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75 - 80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;

Поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснились волосы во рту - толкование сна по сонникам
Где родился пророк Мухаммед и где похоронен?
Снится зайти в чужой дом