Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Поведение ребенка 1 9 месяцев. Общее развитие ребенка в один год и девять месяцев

В этой статье:

Развитие малыша в год и девять месяцев протекает настолько активно, что родители не всегда успевают фиксировать изменения на фото и видео для домашней коллекции воспоминаний. Что умеет ребёнок в этом возрасте, а чему еще только учится, что нужно знать родителям о рационе питания крохи, игрушках и процессе развития в целом? Обо всём этом читайте ниже.

Физические изменения крохи

Сразу стоит отметить, что физическое развитие малыша в год и девять месяцев отмечается увеличением массы тела и показателей роста. В среднем мальчики весят от 11 до 13,5 кг, тогда как масса тела девочек колеблется в пределах 11-13 кг при росте первых от 80 до 87 см и вторых - от 80 до 85 см. В большинстве случаев дети в этом возрасте уже имеют около 20 зубов.

Что касается физических навыков, то их развитие налицо. Дети в год и девять месяцев становятся заметно боле ловкими и активными. Они часто развлекаются и веселятся, например, пробуя ходить задом наперед, чем несказанно удивляют и беспокоят слишком заботливых родителей.

Детский организм на этом этапе достаточно развит для того, чтобы малыш смог по утрам заниматься зарядкой. Задача родителей - привить интерес к упражнениям (как вариант - под музыку), показывая очередность выполнения на личном примере. Прививая крохе привычку делать зарядку с раннего возраста, взрослые положительно повлияют на его отношение к здоровому образу жизни в будущем.

Правильным будет продолжать закаливание в случаях, если оно практиковалось с рождения ребёнка. Крохе нужно разрешать время от времени ходить без обуви по траве или песку, прыгать по тёплым летним лужам, купаться в водоёме.

Зимой продолжить закаливание можно, устроив импровизированное морское дно на дне обычной ванны. Просто засыпьте его галькой диаметром до 4 см, залейте водой температурой не выше 33 градусов с морской солью и предложите крохе походить по камушкам босиком.

Стремление к самостоятельности

В год и девять месяцев физическое и психическое развитие позволяет малышу проявлять чудеса самостоятельности. Ребёнок достаточно хорошо справляется с ложкой во время еды, аккуратно пьёт из чашки, пробует самостоятельно одеваться и раздеваться.

В этом же возрасте возрастает интерес к сверстникам. Ребёнок уже достаточно наигрался с родителями и с удовольствием принимает правила игры детей на детских площадках. Многие малыши уже способны обмениваться простыми репликами, задавать вопросы и отвечать на них. Особенность этого возраста - копирование манеры поведения друг друга.

Пользуясь стремлением ребёнка к самостоятельности, родители могут начинать обучать его простым правилам гигиены. Утром кроха в год и девять месяцев может самостоятельно умываться и чистить зубы, после прогулки мыть руки. Так же как и зарядка, эти навыки должны войти у малыша в привычку, поэтому нужно следить, чтобы он их применял регулярно.

Особенности умственного развития

В год и девять месяцев умственное развитие, как и физическое, происходит в ускоренном темпе. Малыши, как правило, способны отличать четыре основных цвета, многие пробуют их называть, время от времени путая названия. Малыши, с которыми активно занимаются над изучением букв с помощью, например, известных кубиков Зайцева, к этому возрасту уже способны различать порядка 10 букв и звуков.

Кроха в конце второго года жизни уверенно ориентируется в картинках с изображениями животных, растений, насекомых, может указывать на те или иные изображения по просьбе взрослых.

В год и девять месяцев развитие малыша также позволяет ему запомнить информацию о собственных личных данных (имя, адрес, имена родителей, возраст). Единственный момент - озвучить информацию смогут только те малыши, которые уже успели освоить речевые навыки и с успехом их применяют.

В конце второго года жизни для ребёнка не составит труда сосчитать до трех. Пусть малыш пока не различает цифр, но он способен понять, что два яблока отличаются от трёх. Можно работать над развитием ребёнка в этом направлении, предлагая ему считать игрушки, детали конструктора, интересные для него предметы.

Особенности моторного развития

В год и девять месяцев двигательные навыки малыша достаточно хорошо развиты. Утренняя гимнастика способствует укреплению его опорно-двигательного аппарата, развитию гибкости и эластичности мышц.

Кроха без труда преодолевает простые препятствия, может удерживать равновесие на одной ноге, попадает мячом в игрушечную корзину баскетбольного кольца на уровне его груди и в детские мини-футбольные ворота.

Малыш уверенно спускается и поднимается по ступенькам, самостоятельно забирается на горку и скатывается, пробует освоить навыки катания на детском трехколёсном велосипеде, самокате, с удовольствием катается на велобеге без педалей.

Речевые навыки

В год и девять месяцев развитие речи ребёнка нельзя назвать совершенным. Дети действительно пробуют говорить, но зачастую плохо выговаривают слова, придумывают собственные названия и обозначения для предметов в упрощённом варианте. Между тем словарный запас ребёнка ежедневно пополняется одним-двумя новыми словами, которые он пытается озвучить при случае.

Стимулировать развитие речи в этом возрасте можно с помощью постоянного общения, чтения книг с яркими картинками и, конечно, игр для развития мелкой моторики рук, которые, в свою очередь, способствуют развитию речевых центров.

Готовность к сотрудничеству

Бесспорно, положительный момент этого возраста - готовность малыша слушаться родителей, выполняя их просьбы, идя на компромиссы при необходимости. С малышом можно договариваться, предлагая ему альтернативу, просить выполнять простые поручения.

Особое удовольствие детям на этом этапе развития приносит осознание собственной значимости, когда они помогают взрослым. Именно поэтому родители время от времени должны давать малышам такую возможность, предлагая выполнить посильную работу и обязательно оценивая результат стараний искренней похвалой.

Туалетные будни

Не нужно настаивать на пользовании горшком, если ребёнок к этому относится негативно. Очень важно сохранить заинтересованность крохи в процессе приобщения к туалету, поощряя его попытки сообщать о естественных потребностях.

Оптимальное время для отучения малыша от памперсов - это лето. В этот период можно запастись сменой белья и, гуляя на улице, предлагать крохе время от времени справить нужду. За лето ребёнок настолько привыкнет, что к осени будет совершенно осознанно пользоваться горшком или туалетом взрослых.

Питание малыша: что включает рацион

Если сравнивать питание малыша в год и девять месяцев с питанием полуторагодовалого
ребёнка, то разница будет несущественной. Так же как и несколько месяцев назад, в меню должны входить как первые, так и вторые блюда. Обязательными в рационе малыша являются:

  • каши и омлеты;
  • кисломолочные изделия;
  • рыба и мясо нежирных видов;
  • овощи и фрукты;
  • источники растительных жиров.

На завтрак малышу можно готовить молочную кашу, на обед первое и второе на основе мяса, рыбы или тушеных овощей. Полдник может состоять из домашнего йогурта с фруктами, пудинга или киселя с печеньем, ужин - из запеканки или каши с кефиром или молоком.

Естественно, что с меню можно экспериментировать, учитывая предпочтения маленького гурмана и сезонность фруктов и овощей, а также помня о том, что в день малыш должен потреблять
не менее 500 мл молока или кефира. Мясные блюда (на пару, тушеные или приготовленные в духовке) ребёнку можно готовить ежедневно, тогда как для рыбы стоит выделить 1-2 дня в неделю.

Специи, консервы, сладости, газированная вода, копчености в этом возрасте противопоказаны.

Прогулки и досуг малыша

Чтобы развитие ребёнка в один год и девять месяцев протекало нормально, он должен регулярно бывать на улице. В среднем - не менее двух часов утром и столько же вечером. Сократить время прогулок можно только в случае плохой погоды. Если малыш болен, при этом достаточно энергичен и не температурит, с
ним также необходимо гулять, регулируя длительность прогулки в зависимости от его самочувствия.

В свободное от прогулок время малыша нужно уметь занимать дома, опять же стимулируя его развитие с помощью увлекательных игр и занятий. В год и девять месяцев дети с удовольствием слушают, когда им читают книжки, и даже пробуют отвечать на наводящие вопросы по картинкам, повторяют последние строчки стихов и сказок.

Отличный вариант домашнего развлечения - это прикладное искусство. Кроху можно привлечь к рисованию, предлагая ему воспользоваться пальчиковыми красками, лепке с помощью солёного теста или глины, примитивным аппликациям с готовыми деталями и фоном.

Такие занятия должны быть непродолжительными по времени и протекать в дружественной атмосфере без нажима со стороны родителей. В процессе занятий малыши научаться управлять
пальчиками, смогут потренировать терпение, память и воображение.

Наблюдая за достижениями крохи в творческом направлении, необходимо постепенно усложнять задания, добавляя новые детали к аппликациям, предлагая вылепить более сложные фигурки из теста или воспользоваться кисточкой для рисования красками.

Игры и игрушки

В год и девять месяцев игра является основной деятельностью малыша. Он с удовольствием играет сам и принимает правила игры взрослых и старших детей в семье. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы у малыша было достаточно игрушек, способствующих его развитию.

Самый подходящий вариант - это игрушки, издающие звуки, а также разного рода каталки, машинки на веревочках, детские музыкальные инструменты, игрушки-вкладыши и всевозможные сборно-разборные конструкции.

Просто замечательным развлечением в этом возрасте станут ёмкости и контейнеры с многочисленными отделениями, которые можно открывать и закрывать, а также вкладывать друг в дружку.

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев отличается особенностью получения новых знаний методом собственных проб и ошибок. Малыш трогает все руками, пробует все на вкус, прислушиваясь и принюхиваясь. Ребенку нравится анализировать самостоятельно полученную информацию и делиться ею со своими сверстниками в процессе общения.

Физиология детей в 1 год 9 месяцев

Детский организм крепчает не по дням, а по часам. Среди основных показателей, характерных ребенку в возрасте 1 года 9 месяцев:

  • рост – 80-91 сантиметр для мальчиков и 77-90 сантиметров для девочек;
  • вес – от 10 до 15 килограммов у мальчишек и 9-14 килограммов у девчонок;
  • окружность головы – 46-50 сантиметров.

Помимо уже полностью развитых двигательных функций, ребенку в возрасте 1 года 9 месяцев удается свободно перешагивать через препятствия, а также ходить по гимнастическим скамейкам, приподнятым от поверхности, метко забрасывать мяч в корзину.

Прием пищи уже не доставляет ребенку каких-либо затруднений: без особых потерь еда любой консистенции умело отправляется в рот.

Дети любят, а главное – умеют одеваться. Мальчишки справляются с маечками и футболками, а девчонки ловко одевают через голову платья. Расстегивание, развязывание и стаскивание одежды и обуви происходит еще легче и быстрее.

При возникновении физиологической потребности малыши все чаще сами ходят на горшок, прекрасно зная, где он, горшок, территориально находится, освобождая родителей от обязанности бежать за этим предметом туалета при первой необходимости. Родителям достается контроль в послепрогулочное время и после сна, в остальное время дети стараются сделать это сами.

Малыши возраста 1 года 9 месяцев очень любят гимнастические упражнения, поэтому для развития опорно-двигательного аппарата полезно заниматься утренней гимнастикой. Если ребенку уже представлено место в детских яслях, то он занимается физкультурой вместе со своими сверстниками. Ежели Ваш малыш пока находится на домашнем воспитании, следует включить разминку в утренний моцион.

В зависимости от уровня развития у детей 1 года 9 месяцев во рту уже живет до 20 зубов, которые активно справляются с твердой пищей.

Режимы питания, сна и отдыха в 21 месяц жизни

Общая продолжительность сна особо не отличается от той, которая была месяц-два назад и составляет около 12-13 часов в сутки, что вполне достаточно ребенку для восполнения требуемой энергии. Как и прежде, родителям педиатры и психологи советуют не настаивать на обязательном дневном сне, а довольствоваться спокойным времяпровождением в виде прослушивания музыкальных произведений и чтения книг.

В детское меню ребенку в возрасте 1 года 9 месяцев включаются все продукты со взрослого стола, если у него нет индивидуальной непереносимости. Не стоит напоминать о том, что обязательно, помимо основных блюд, в рационе должны быть фрукты и сезонные ягоды, а фастфуд, сосисочные и копченые изделия следует забыть и совсем не демонстрировать ребенку.

Если Вашему ребенку пока неизвестен вкус сладостей, 1 год 9 месяцев – не лучший возраст для начинания. Поберегите недавно появившиеся молочные зубки, им предстоит еще долгая работа.

Если количество приемов пищи Ваш ребёнок сократил с четырех до трех раз, не настаивайте и не пытайтесь насильно накормить. Голодным он в любом случае не останется, а в виде перекусов хорошо подойдут яблочки, бананы, печенье и кефир.

Интеллект и психология детей к 21 месяцу

К достижению 1 года 9 месяцев необходимо дальше развивать речевой аппарат, причем происходит это быстрыми темпами, количество слов достигает 30. Каждый день приносит пополнение в детский словарный запас. Зачастую малыш просто говорит то, что где-то подслушал, поэтому взрослым следует обращать внимание на свою речь и быть осмотрительными при выборе своих слов. Не обязательно, но довольно часто в возрасте 1 года 9 месяцев дети разговаривают простыми предложениями из нескольких слов.

Эмоциональное состояние малышей этого возраста, как правило, больше связано с радостью, чем со слезами. По его настроению уже безошибочно можно определить, доволен ли малыш или чем-то расстроен.

Прогрессирует высокими темпами развитие цветовых познаний и размеров предметов – все это малыш делает уже без сомнений и затруднений. Дети начинают рисовать прямые линии и окружности. Особо умелые на пальцах показывают, что скоро им исполнится два.

Все больше ребенок 1 года 9 месяцев стремится общаться с другими детьми, вступая в отношения сотрудничества. Коммуникабельность становится яркой чертой для возраста 1 года 9 месяцев, дети легче идут на контакт с незнакомыми им людьми.

Игровые занятия

Развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев происходит с использованием различных игровых занятий, но предпочтение сейчас они отдают физической активности. Поэтому сделайте с утра зарядку, включите в прогулку занятия с мячами, устройте вечером ванную с игрушками. Это поможет выплеснуть лишнюю энергию, добавит ребенку положительных эмоций и повысит аппетит.

Интеллектуально развивать можно, используя давно прижившиеся кубики-пазлы-конструкторы. Важным дополнением в возрасте 1 года 9 месяцев становится альбом для рисования и первые краски и фломастеры. Лепка как из мягкой массы, так и из пластилина даст дальнейшее развитие моторики ребенка и будет способствовать усидчивости, которой сейчас очень не хватает.


    Рисование для малышей. Рисование для самых маленьких. Ребенок 1 год 9 месяцев.

Психологи утверждают, что формирование основы характера и поведения ребенка длится до 3 лет, после этого можно только исправлять и корректировать. В 1 год 9 месяцев еще есть время оценить умения и навыки малыша, увидеть, чему он научился, как развивается, что хочет делать, а от чего категорически отказывается, начиная проявлять свой характер.

Растем и прибавляем в весе

Существуют определенные стандарты роста и веса ребенка на каждый месяц – по ним родители могут сделать вывод о том, как малыш развивается физически, не отстает ли по этим показателям от своих сверстников. Мальчики должны иметь средний рост 80,4-88,4 см, средний рост девочек колеблется в диапазоне 79,7-87,6 см.

Отклонения от стандартов в росте могут быть связаны с индивидуальными особенностями развития ребенка и генетической предрасположенностью. Сильное расхождение в показателях может быть обусловлено патологией эндокринной системы. Для того чтобы быть уверенным в отсутствии заболеваний, необходимо проконсультироваться у педиатра.

Вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев индивидуален и зависит от многих факторов, но педиатры рекомендуют в первую очередь ориентироваться на нормы, чтобы в случае расхождений пройти обследование у врача. Должен вызвать беспокойство показатель веса у мальчиков меньше 10,2 кг, вес девочек – меньше 13,3 кг. Нормальные показатели веса у мальчиков – 10,6 – 13,6 кг, у девочек – 10,5 – 12,8 кг.

О физическом развитии

В возрасте 1 года 9 месяцев педиатры рекомендуют начать заниматься гимнастикой. Если до этого упражнения заключались в массировании ножек, ручек, тела малыша мамой, то в этом возрасте можно начинать приучать его к выполнению упражнений самостоятельно. Простые упражнения на укрепление мышц, приседания, подпрыгивания, подъем рук и ног будут интересны малышу вдвойне, если они станут выполняться вместе с мамой, да еще и под веселую музыку.

Распорядок дня устанавливается практически такой же, как у полуторагодовалого ребенка: дневной сон – один раз продолжительностью 3 часа, ночной сон – 10 часов. Общая продолжительность сна уже уменьшается, уступая место бодрствованию, которое длится 5-6 часов. Прием пищи обязательно должен быть организован 4 раза в день в определенное время – этот распорядок благотворно влияет на работу желудка и обмен веществ.



В год и 9 месяцев малыш должен кушать 4 раза в сутки – такая частота оптимальна для его растущего организма и прекрасно воспринимается самим ребенком, который как раз успевает проголодаться

Социальное взаимодействие

Социум ребенка в возрасте 1 года 9 месяцев заключается в узком круге: родители, бабушки, дедушки, братья, сестры. На посторонних малыш реагирует по-разному, но в большинстве случаев настороженно. Тем не менее, он уже умеет общаться в своем кругу, по-своему выражать свои чувства, говорить понятно для узкого круга близких и выполнять общепринятые действия:

  • выполнять просьбы взрослых: например, подать что-нибудь, показать, поздороваться, попрощаться, согласиться, покивав головой;
  • он различает некоторые цвета, но может их путать и это нормальное явление;
  • он может продемонстрировать, с какими звуками у него ассоциируются те или иные животные;
  • он умеет держать в руке ложку и кружку во время еды, правильно обращаться с ними.

1 год 9 месяцев – период активного развития и время, когда можно начать расширять круг общения малыша, но это не значит, что его нужно устраивать в детский сад (рекомендуем прочитать: ). Такая нагрузка на психику будет преждевременной. Как вариант, можно воспользоваться услугами детского центра раннего развития, в котором проходят занятия именно с детьми такого возраста. Занятия в таких центрах непродолжительны, но ребенок начинает расширять круг своего общения, развивает коммуникативные навыки и активно взаимодействует с незнакомыми людьми.

Кроме этого, общение с большим количеством людей помогает развитию речевых навыков, у детей формируются устойчивые умения произносить новые слова, понимать, когда к ним обращаются другие люди. В итоге процесс развития происходит активнее, дети начинают быстрее внятно произносить слова и короткие словосочетания, увеличивать свой словарный запас.



Приближаясь к двухлетнему рубежу, малыш продолжает постигать социальные навыки – теперь он может более осмысленно взаимодействовать с другими детишками, общаться и играть с ними

Навыки и умения

Ребенок в 1 год 9 месяцев впитывает в себя, как губка, все навыки и умения, которым его обучают, начинает ставить перед собой элементарные цели и выполнять их. Кроха уже имеет небольшой жизненный опыт, поэтому вся его деятельность основывается на повторении действий, которые он увидел у кого-нибудь или которым его целенаправленно научили:

  • складывает игрушки в положенное место;
  • помогает в меру сил маме;
  • поднимается по лестнице, держась за перила;
  • строит башенку из кубиков;
  • поднимает мяч, бросает или пинает его;
  • называет животных, увидев их на картинке, но многосложные слова пока ему не под силу;
  • повторяет простые движения;
  • считает до трех;
  • различает основные цвета;
  • общается со сверстниками, это происходит пока не на речевом уровне, а в игре, но социальные навыки начинают проявляться.

В этом возрасте начинается привыкание к соблюдению правил общежития и к дисциплине. Ребенок начинает понимать, что кроме него есть много других людей, на которых нужно обращать внимание, заботиться о них (рекомендуем прочитать: ). Нужно потихоньку прививать ему основные правила приличия.

Есть много правил, которые необходимо соблюдать, потому что так принято в обществе, где взаимодействует много людей. Малыш начинает понимать, что в социуме существуют установленные рамки поведения, за которые выходить не стоит.

Питание

В этом возрасте ребенок должен принимать пищу 4 раза в день, через 3-4 часа (рекомендуем прочитать: ). Наиболее калорийную пищу необходимо готовить в первой половине дня. На завтрак предпочтительно готовить кашу, омлет или запеканку. В рацион питания уже нужно включать суп-пюре, борщ и вторые блюда: мясные и рыбные, овощные рагу, картофельное пюре, молочные и кисломолочные продукты, которые должны оставаться основой меню.

Помимо этого обязательны свежие овощи и фрукты: морковь, картофель, капуста, тыква, кабачки, свекла. Не запрещается также салат из свежих огурцов и помидоров, натертых на терке. Растительные и животные жиры необходимо добавлять в рацион при приготовлении горячих блюд и салатов. Мясные блюда нужно включать в меню ежедневно на обед: нежирные сорта говядины, кроличье мясо, курицу. Из мяса можно приготовить котлеты на пару, мясное пюре, тефтели. Приветствуется питание рыбными продуктами, ими можно заменить 2 раза в неделю мясо – например, паровыми котлетами из рыбного фарша.



Пюре продолжает использоваться в рационе ребенка, однако перестает быть главным его компонентом. Теперь малыша можно потихоньку переводить на полезную взрослую пищу

Отношения с родителями

В 1 год 9 месяцев малыш требует постоянного внимания со стороны родителей, особенно мамы. Желание быть всегда рядом с родителями уже не сводится к простому сидению на ручках. В этом возрасте начинается взаимодействие между близкими людьми, которое проявляется в совместных играх, чтении книжек, просмотре мультфильмов. Дети, которые еще плохо разговаривают, выражают свои эмоции и чувства объятиями, поцелуями, улыбками, смехом. В этот период важно не отмахиваться от ребенка, а по мере возможности привлекать его к совместному выполнению каких-либо действий:

  • убирать на место игрушки;
  • накрывать на стол;
  • наводить чистоту и порядок в комнате;
  • читать книжки;
  • обучать произношению фамилии семьи, имен мамы, папы, бабушек, дедушек;
  • приучать к самостоятельности, формировать навыки выполнения действий своими силами.

Последний квартал второго года жизни – этап ярких проявлений самостоятельности и активности в социуме. От того, каким будет первый опыт социализации, зависит, как он будет вливаться в новый коллектив в детском саду, а потом в школе. В это время очень важно поддержать малыша в проявлении новых умений и навыков, не пропустить самое важное.

Итак, ребенку 1 год 9 мес. Родителям стоит объективно оценить достижения малютки, ведь ребенок вступает в последнюю четверть 2-го года жизни. Воспользуйтесь для этого показателями развития для этого возраста. Спустя три недели нужно провести тест повторно. Если малыш отстает по каким-то линиям развития, это значит, что пока ненужно переходить к новым, более сложным задачам.

Дети 2-го года очень индивидуальны в своих возможностях, а бережное отношение к малышу - первое условие успеха в этом нежном возрасте. Кроме того, необходимо разобраться, в чем причина: в его замедленном развитии или в какой-то ошибке со стороны родителей. Как бы то ни было, ребенок не должен чувствовать себя отстающим. Идя на поводу у своего желания во чтобы-то ни стало сделать из малютки вундеркинда, можно уже в раннем возрасте способствовать формированию у него заниженной самооценки «неудачника». Лучше для выяснения причин проконсультироваться со специалистами в области раннего детства. Каждый триместр жизни имеет свои особенности, сохраняя при этом черты поступательного развития от простого к сложному.

Социальное развитие

В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2-х лет ребенок как бы «оттачивает» то, чем овладел в предыдущий микропериод. Ведущие линии развития - сенсорное, познавательное, речевое, моторное развитие - обогащается более сложным содержанием.

Особую значимость приобретает социальное развитие . Малыш интенсивно входит в мир людей, начинает принимать и исполнять требования взрослых, демонстрируя более сознательное отношение к общепринятым законам человеческого бытия. Ребенок не только ситуативно реагирует на разрешение или запрет взрослого («можно», «нельзя»), но и выказывает свое отношение к поступкам и событиям. Например, «Зайка на улице ел снег - заболел. Этого делать нельзя». Или «Грязные руки надо вымыть», «Надо сказать: «до свидания» (помахать ручкой тому, кто уходит) и т.п. Так складываются первые знания, умения, навыки.

К ребенку приходит понимание слова «надо», он начинает действовать по логике человеческого поступка. Поведение малыша к двум годам начинает быть управляемым с помощью слов взрослого. Ребенок руководствуется не боязнью рассердить маму или папу, а пониманием того, что они говорят и поступают правильно (не правы, а именно, правильно) и нужно делать, как они. Так к ребенку приходит послушание взрослому, которое должно строиться не на страхе перед родителями, а на исключительном доверии к ним и, разумеется, любви.

Малыш начинает испытывать большую радость, если его похвалят мама, папа или бабушка. «Я так на тебя обиделась, что не хочу с тобой водиться»,- самый «страшный» приговор взрослого. Кроха не хочет потерять дружбу с родителями - на этом должно основываться его желание подчиняться и слушаться старших. Это качественно новый поворот в социальной практике малыша двух лет. Взаимоотношения со взрослым обогащаются, эмоционально усиливаются на основе высоких чувств, таких как доверие, любовь, сочувствие, симпатия, дружба, привязанность, сострадание, желание быть рядом, действовать вместе и т.п. Социальное развитие на основе добрых чувств возникает не спонтанно, без усилий со стороны взрослых. Развитие социальных отношений между ними и маленьким ребенком зависят от их педагогической компетентности.

При этом нужно иметь в виду, что социальное развитие малыша ведет за собой и все другие линии: познавательное и речевое, этическое и эстетическое, умственное и физическое развитие. Столь интенсивному вхождению в мир человеческих отношений способствует дальнейшее развитие центральной нервной системы, регулирующей функции головного мозга. Нейрофизиологи отмечают, что у малыша конца 2-го года интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Это те отделы, которые обеспечивают аналитико-систематическую деятельность центральной нервной системы, формируют чисто человеческое восприятие окружающего мира, его отражение и познание.

Не случайно в столь небольшой период - от 1 года 9мес. до 2 лет - у ребенка резко возрастает, по сравнению с показателями начала года, время взаимодействия с предметами (игрушками), оно увеличивается в 4,5 раза. Большинство малышей (75%) этого возрастя уже могут сосредоточиться на каком-либо практическом задании. При этом примерно в 2 раза увеличивается устойчивость действий, т.е. ребенок меньше отвлекается. Благодаря этим изменениям в ориентировочной сфере, поведение ребенка становится еще более выразительным повышается устойчивость, целенаправленность и избирательность предметной деятельности. Заметим, что последняя остается на данном этапе ведущей.

Новые игры в 1 год 9 мес.-2 года

Что нового привносится в предметную игру с дидактическими игрушками? Малыш начинает выполнять целую серию занятий на выбор, соотнесение и группировку повышенной сложности (по сравнению с занятиями более раннего периода). Значительно усложняются действия соотнесения предметов по форме.

Так, например, малыш способен подобрать крышку к коробке, учитывая ее форму. Если раньше он умел закрывать коробочки прикрепленными к ним крышками, то теперь кроха сам подбирает крышки к коробочкам, сообразуясь с их формой (круглой, квадратной, треугольной).

Такие же действия он совершает и с пазлами различной величины и формы - вначале с помощью взрослого, а потом и самостоятельно. Например, помещает в соответствующие «гнезда» квадраты, круги, овалы, треугольники, закрывая ими пространство панельки. При этом двухлетний малыш может отобрать от квадратиков кружочки и поместить их в отверстия соответствующей величины («большой» и «маленький»), а значит, выполнять задание на соотнесение предметов по величине и форме , ориентируясь одновременно на два свойства. Малыш может справиться с заданием на соотнесение предметов по цвету и величине, различая шарики красные большие и шарики красные маленькие, кубики желтые маленькие и кубики желтые большие и т.п. Такие задание выполняются с помощью игрушек «шароброс» или «занимательная коробка» с прорезями, подходящими по величине и форме. Подобные дидактические игрушки есть в продаже.

Значительно усложняются задания на выбор предметов по цвету и величине. Ребенок к двум годам может научиться самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец, ориентируясь в начале на цвет, а затем – на систему величин в сочетаниях большой - поменьше - маленький или маленький - побольше-большой. Налицо явное усложнение по сравнению с предыдущим микропериодом. Малыш усваивает систему, нанизывая кольца в последовательности уменьшения или увеличения их, выбирая из трех величин.

К слову сказать, это задание подводит его к пониманию числа, ведь каждое последующее число на 1 единицу больше или меньше предыдущего. Подбирая последовательный ряд колец по возрастающей величине, ребенок практически познает увеличение в системе счета. Конечно, в этом возрасте он еще не овладевает счетом как таковым, но на чувственной ориентировочной основе уже начинает познавать зависимость между величиной и количеством. Это чисто практическое познание на основе действий с игрушками. Малыш выполняет задания и на группировку предметов по форме, цвету, величине, осуществляя выбор из большего количества дидактических материалов. Например, выбирает из общей коробки с разными игрушками только шарики или только грибочки, елочки и т.п. Затем среди этого множества предметов выделяет отдельные свойства по просьбе взрослого. Например: «Сделай пирамидку из маленьких красных колечек, а потом из маленьких зеленых и т.д. Или: «Покажи, где большие елочки (грибочки), а где маленькие елочки (грибочки)?» Если дитя не справляется, взрослый помогает, показывает, поясняет. Важно, чтобы пояснение совпадало с действием.

Малыш по-новому занимается и со сборно-разборными народными игрушками - матрешками, яичками, предметами-вкладышами (колпачками, кубами, цилиндрами и пр.):, например, самостоятельно раскрывает матрешку, находит меньшую; с помощью взрослого вновь соединяет соответствующие части, а затем вкладывает малый предмет в большой, закрывает матрешку. Ребенок познает в этой игре объективные реалии, соотношения в системе «часть - целое» и системе «большой - малый» (малый предмет можно вложить в большой, а не наоборот). Подобные дидактические игры с предметами, помогают формировать интеллект, аналитико-синтетические связи в коре головного мозга ребенка. Через анализ и синтез, сравнения и обобщения в практическом действии дитя «учится» жить в окружающем его мире. В этом и заключается накопление «практического опыта», который значительно расширяется у ребенка к концу 2-го года жизни.

Из приведенных выше примеров видно, что на этом этапе малыш, если с ним занимаются, свободно ориентируется как в плоскостных геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник), так и в объемных (шар, куб, параллелепипед - «кирпичек», призма - «крыша»). Мало того, дитя узнает фигуры на картинках. Ребенок становится очень внимательным к изображению (рисунку). Неслучайно в 2 года некоторые педагоги считают возможным начинать работу по ознакомлению малыша с грамотей (А. Зайцев, Л. Никитина и др.). Традиционная педагогика воздерживается от такой жесткой рекомендации, потому что в этом возрасте развитие ребенка протекает очень индивидуально, и что одному на пользу - другому во вред. Но можно приобрести плакат-алфавит и кубики с буквами. Алфавит лучше укрепить на уровне глаз малыша, а кубики, как обычно, использовать для строительной игры. Нужно убедиться, что дитя с интересом будет их разглядывать, и на его вопрос «это что?», называть звуки . Вначале следует познакомить кроху с гласными (а, о, у, и), а потом – и согласными (м, б, п, в, и пр.), он очень скоро их запомнит. Пока этого вполне достаточно.

Абстрактное мышление

Новым в воспитании и развитии малыша от 1года 9мес. до 2 лет можно считать не только более широкое ознакомление с окружающим, но и усвоение каких-то более обобщенных понятий, например слово «дом» как место, где живут люди; дом есть у собачки (будка), у мышки (норка), у белки (дупло), у птички (гнездо) и т.д. Не случайно, в этот период дитя любит сооружать «домики» из всего, что есть под рукой: диванных подушек, больших коробок, в пространстве под столом и пр. К этой же категории относится слово «еда» («есть»): ребенок ест хлеб, кашу, котлетку и т.п.; кошка - молочко, мясо; птичка - зернышки, червячков; коровка - травку; собака - косточку и т.п. Малыш усваивает, что все живые существа передвигаются, едят, смотрят, любят солнышко и т.п.

Малыш узнает не только отдельные предметы и живые существа на предметных картинках, но и с интересом рассматривает сюжетные картинки , узнает на них то, что видел в действительности. Пусть нет самого предмета, но есть его плоскостное изображение, и малыш успешно соотносит его с реальностью. Это значит, что картинка для него начинает выполнять "знаковую", т.е. символическую функцию! Картинку не следует рассматривать только как средство позабавить малютку. Игры-занятия с картинками - одно из действенных средств развития речи и мышления.

В 2 года малыш может не только продуктивно рассматривать достаточно детализированные изображения (картинки, иллюстрации), но и выполнять более сложные умственные действия: на подбор, группировку, классификацию изображений - по просьбе взрослого и с его помощью, если малыш затрудняется. Например: «Посмотри, что будем надевать на прогулку? Шубку, шапку, шарфик, сапожки? Что еще? Правильно – варежки! Где варежки нарисованы, покажи! - Правильно!» И, далее взрослый разворачивает ход своих мыслей: «Сапожки - на ножки, чтобы они не замерзли. Шапку? - Правильно, на головку», и т.д. Узнавание знакомых предметов и сюжетов на картинках (рисунках, иллюстрациях) способствует развитию символической функции мышления, формированию интеллекта, так как информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме (замещение, свертывание, унификация значений). На этом основаны все компьютерные системы и современные способы кодирования и обобщения информации. Мозг ребенка должен быть подготовлен к столь сложной мыслительной деятельности, и этому способствуют занятия с картинками и картинами. Нравится ли малышу заниматься с картинками?

  • Исследования показали: у ребенка к 1г. 9 мес. в занятиях с картинками возникает способность, которая делает понятным качественный скачок в их развитии. Если малыш «работает» с бедным демонстрационным материалом, если в течение длительного периода на занятиях используются одни и те же картинки, малыш демонстрирует «выход» из ситуации обучения, т.е. теряет интерес к занятиям и переключается на другие, более интересные для него виды игры.
  • Занятия с картинками могут стать развивающими только в том случае, если сохраняют для малыша элементы новизны и трудности, которую дитя преодолевает шаг за шагом;
  • Занятия с картинкам должны постепенно усложняться (от простого к сложному). Начиная с 1 года взрослый знакомит кроху в системе, ориентированной на микропериоды его роста и развития.

Аппаратура показала, что при восприятии красочной картинки или картины ребенок находится в состоянии радостного возбуждения, что сопровождается высоким вегетативным фоном (учащаются или замедляются дыхание и сердечный ритм). Малыш эмоционально переживает рассматривание красочного изображения, и взрослые должны знать об этом. Такие ситуации необходимы для его роста и развития. Вот почему развивающие занятия с игрушками и картинками полезны не только для умственного, но и физического совершенствования, здоровья малыша.

В мире прекрасного

К 2-м годам дитя начинает не только осознавать, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета . К нему приходит понимание изобразительных жанров (картины, рисунки, иллюстрации) как особой формы познания, раздвигающей рамки окружающего мира. Как это проявляется? Малыш не считает картинку игрушкой, не манипулирует ею, а именно, рассматривает. Вместе с этим у ребенка возникает интерес к книге , книжным иллюстрациям.

Дети этого возраста очень любят книги-панорамы, создающие объемное изображение. Они постепенно отходят от книг-гармошек на картоне, которые воспринимались ранее как игрушки. Однако это приходит к малышу не спонтанно, а в процессе его целенаправленного ознакомления с окружающим по ходу воспитания и обучения. Неслучайно к 2-м годам малыш начинает понимать сказки. Это так называемые бытовые сказки («Курочка-Ряба», «Колобок», «Теремок»), в которых персонажи действуют, как люди в быту.

Читать волшебные сказки ребенку 2-х лет не рекомендуется, потому, что в этом возрасте дети не понимают волшебных превращений, действий «понарошку», «как будто». Они воспринимают мир таким, каким видят перед собой. Ему ближе бытовые ситуации, которые описываются в потешках и первых сказках про «деда» и «бабу», Мышку-норушку, и т.п. Животные в этих сказках разговаривают, одеваются в народные костюмы, поют, танцуют, и играют с крохой, потешают-веселят его, ласкают и... любят. Тепло, доброта, внимание - ребенок находит в сказке все эти эмоциональные составляющие. Вот тем-то и прекрасен мир детства, что эмоционально расцвечен, в нем присутствует вся палитра красок, все цвета радуги. Он наполнен многоголосьем звуков, движением реалистического и воображаемого мира, который дитя принимает как данность.

Пора экспериментов

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!» Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это - самое настоящее социальное экспериментирование. Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие - игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша. Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства. Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце.

Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания. Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения , продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним ! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло. Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности . Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

Зеркало для взрослых

Малыш нуждается во внимании взрослых и стремится вызвать к себе их интерес, что позволяет родителям взять под контроль его познавательную активность. Этой задаче служат общение, занятия, игры, различные показы с игрушками и экспериментирование. Если ребенку уделяется достаточное внимание в виде целенаправленного руководства, то малыш очень быстро набирает «высоту» в интеллектуальном и даже творческом развитии. От взрослого требуется активная педагогическая позиция. Он должен осознавать, что подражание ему, или, как говорят ученые, имитация его действий - основа социализации ребенка. Взрослый выступает перед ребенком как объект для копирования. Малыш копирует все более и более сложные действия с предметами (способы, техника выполнения), а также поступки, касающиеся социального выбора. В период 1 год 9 мес. - 2 года (2 года 3 мес.) в поведении ребенка можно наблюдать проявления феномена, который ученые назвали «ролью в действии». Что это такое? Это подражание действиям определенного взрослого из близкого окружения - мамы, бабушки, няни, воспитателя, врача и т.д. Ребенка можно попросить: покажи, как дедушка кашляет, как папа читает газету, как мама говорит по телефону и т.п. При этом ребенок не берет на себя роль. Он просто копирует взрослого таким, каким он его видит, т.е. социализируется по его образу и подобию. Если, в начале 2-го года у малыша не было устойчивых привычек, а черты характера еще вырисовывались слишком слабо или вообще отсутствовали, то к концу 2-го года жизни это уже человек, имеющий собственные привычки и проявляющий себя как развивающаяся личность. Стоит задуматься, что отражает малыш в своем поведении, каким содержанием будет наполнена его жизнь в плане подражания. Детское «Я» обретает конкретное воплощение не только в собственной индивидуальности, но, прежде всего, в этом содержании.

Слово за слово

Развитие речи остается по-прежнему одной из ведущих линий воспитания малыша. К 2-м годам активный словарь малютки возрастает в 10 раз по сравнению с 1 годом 6 месяцами. При общении с малышом нужно строить понятные для него фразы, делать паузы, давая возможность осознать, о чем его просят или спрашивают. Развитию речевой активности способствуют вопросы «что это?», «где то-то?», «где такой же?», «как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка)?», «куда ушла курочка (уточка, куколка, кошечка)?» и т.п. Их следует сочетать с приемом поручений: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и т.п.

Общение с ребенком должно быть эмоциональным, смена интонационной выразительности голоса поможет поддерживать ориентировочную активность малыша: за мишку нужно говорить более низким голосом, а за мышку – высоким, менять силу голоса в зависимости от раскрываемого сюжета (громко, тихо). Как бы ни был мал ребенок, необходимо раскрывать ему мотивацию действий персонажей. Например, «Курочка пошла за водичкой - цыплятки пить хотят». Или: «Куда Кисанька-Мурысенька поехала? - На меленку! - Зачем? - За мукой! - Что она хочет? – Правильно! Прянички напечь".

Такой прием - использование вопросов и ответов за ребенка - необходим, если малыш затрудняется. Он оживляет занятие, помогает малышу сориентироваться в ситуации, выйти из «трудного положения». Новое в развитии речи ребенка от 1 г. 9мес. до 2лет - умение строить предложение из 2-3 слов. Однако последнее удается не каждому малышу, потому что речевые возможности детей очень индивидуальны.

Взрослые должны давать правильные образцы краткого построения фразы («машина едет», «кошка ходит», «собака бежит» и т.п.), транслируя то, что разворачивается перед глазами крохи. После этого нужно спрашивать ребенка о предмете наблюдения или о том, что делает тот или иной живой объект. Поощрять его попытки повторить за взрослым.

Мини-программа четвертого триместра Задачи воспитания

Осуществлять воспитание по ведущим линиям, соответствующим микропериоду от 1 года 9 месяцев – 2 лет.

Способствовать психофизическому развитию и эмоциональному благополучию ребенка.

Обеспечить ребенку:

1. развивающее общение со взрослыми;

2. предметно-развивающую среду: достаточный для предметно-игрового информационного "поля" подбор детской мебели, игрушек, картинок, иллюстраций, книг, пособий и пр.;

3. развивающие виды детской деятельности (игры, игры-занятия, наблюдения и пр.)

Продолжать социальное развитие, формируя доверие к окружающему миру.

Формировать ценностные ориентации ребенка в системе "человек и его взаимоотношения с обществом".

Закладывать первые привычки, способствующие развитию личности малыша и формированию черт его характера.

Развивать интеллект ребенка, постепенно раскрывая причинно-следственные связи в социальном окружении.

1.Расширять практику общения не только с домашними, знакомыми, но и с незнакомыми взрослыми и детьми.

2.Показывать ребенку пример доброжелательного отношения к людям: выражать симпатию, оказывать доверие, проявлять доброжелательность, сочувствие, готовность прийти на помощь и т.п. Использовать естественные (не игровые!) ситуации жизни.

3. Формировать отношение к своему поступку как действию, давая оценки: "хорошо", "плохо" или "так нельзя делать", "молодец -- это хорошо!"

4. Постепенно использовать ситуации, где требуется некоторая самоорганизация, вводя термин "нужно". Например, "нужно мыть руки", "нужно попросить маму", "нужно сказать спасибо!".

5. Формировать начальную культуру поведения, знакомя малыша с социальными нормами: при встрече принято здороваться, при расставании – прощаться, получив что-либо, выражать благодарность и т.д. (Помаши ручкой, скажи "до свидания!", скажи "спасибо!").

6. Воспитывать социальное поведение ребенка в общении с детьми: учить вначале играть "рядом", а к концу второго года "вместе".

7. Воспитывать послушание взрослым на основе любви и интересе к ним, потребности в познавательном общении.

8. Расширять понимание эмоциональных состояний человека в зависимости от причины их возникновения: например, "девочка плачет, потому что ее мяч попал в воду", "мальчик смеется, потому что ему подарили мишку" и т.п.

Формировать речь как средство общения, мышления, познания.

Продолжать развивать речевую практику ребенка: понимание и активное употребление (произношение слов и фраз).

Понимание речи

Расширять понятийный аппарат речи. Вводить новые слова, которые обозначают предметы, относящиеся к различным видам деятельности человека, а также действия с этими предметами.

Бытовая деятельность: предметы для повседневного использования, для уборки в доме (тарелки, чашки, предметы одежды, мебели и др.).

Трудовая деятельность: огородный инвентарь (например, лейка, лопатка) и др.

Игровая деятельность: мяч, игрушки, картинки "лото" и др.

Художественная деятельность: фломастеры, краски, пластилин и др.

Активная речь

1. Развивать речь ребенка, давая правильный образец произношения слов и построения фразы из 2--3 слов (простые предложения).

2. Переводить сенсорную информацию в речевой план, давая образец хода мысли. Например, "Идет дождь -- сыро, надеваем сапожки".

3. Побуждать ребенка к диалогу со взрослыми, используя все доступные для него речевые и неречевые средства коммуникации (возгласы, вокализации, лепетные слова, «автономную речь», а так же жесты и мимику.).

4. Постепенно расширять активный словарь, вводя общеупотребительную лексику, вытесняя облегченные слова (лепетные), например, вместо "га-га" -- слово «уточка», вместо "кука" -- «петушок», и т.п..

5. Активизировать разговорную речь ребенка, даже если она не развита или отсутствует. Взрослый как бы отвечает за него, давая речевой образец построения фразы, побуждая ответить любыми доступными средствами.

6. Широко использовать малые фольклорные жанры для детей (потешки, песни, сказки и т.п.);

Расширять знания о социальном и природном окружающем мире

Продолжать воспитывать добрые чувства ко всему живому при ознакомлении с окружающим.

Давать простейшие знания о живой и неживой природе (дождь, снег, камешки, песок и т.п.). Формировать на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе ориентировку в окружающем и развитие речи.

Знакомство с окружающим

1. Учить понимать и выражать словом свои физические состояния: "устал", "замерз", "проголодался" и т.п.

2. Учить понимать, по аналогии с собственными ощущениями, физическое состояние близких: "мама устала -- иди ножками", "бабушка -- заболела -- не шуми" и т.п.

3. Формировать доброе отношение к животным, расширяя круг знакомых ребенку зверей (коровка, лошадка, козочка, свинка и т.п.).

4. Воспитывать трепетное отношение к растительному миру, используя фольклор и прием олицетворения. Например, "цветочки улыбаются", "березки машут тебе веточками", "цветики-колокольчики звенят", "грибки прячутся" и т.п. Их нельзя "обижать", рвать и бросать, оставлять без воды и т.п.

5. Воспитывать культуру поведения, давая образец бережного отношения к окружающей среде.

Осуществлять начало экологического воспитания.

Развивать интеллект ребенка.

Раскрывать доступные для ребенка физические зависимости, объективные причинно-следственные отношения между предметами (величина, форма, положение в пространстве и пр.)

Вводить в процесс обучения наглядные средства: картины, картинки, иллюстрации, книги.

Развивать ориентировочно-исследовательское поведение при действиях с предметами, дидактическими игрушками и ознакомлении с окружающим.

1. Развивать наглядно-действенное мышление в занятиях с дидактическими игрушками (задания на выбор, группировку и сортировку предметов по каким-либо выделенным признакам).

2. Воспитывать интерес к книге.

Формировать бережное отношение к ней. Создать для ребенка его первую библиотеку. К двум годам познакомить малыша с первыми сказками ("Курочка-Ряба", "Колобок", "Теремок").

3. Широко использовать наборы наглядных пособий в картинках для познавательного развития и речевой практики.

4. Проводить показы с образными игрушками, разыгрывая сценки с куклами, обогащая сюжеты более развернутым содержанием. Показывать цепь действий (3-4 действия), обращая внимание малыша на причинно-следственные зависимости и результат игровых коллизий.

5. Направлять в полезное русло, взяв под контроль, практическое экспериментирование с бытовыми предметами, сюжетными и дидактическими игрушками.

Способствовать дальнейшему развитию сюжетно-отобразительной игры ребенка.

Постоянно ориентироваться на "зону ближайшего развития" ребенка, обогащая его новыми впечатлениями.

Эмоционально обогащать жизнь малыша, наполняя его познавательное развитие и игру более развернутым содержанием.

Продолжать знакомить с действиями, закрепленными общественно-исторической практикой (например, ложкой едят, расческой причесываются, иголкой шьют, лопатой копают и т.п.).

1. Принимать активное участие в играх-занятиях ребенка в качестве партнера, давая образец незнакомых действий с предметами или вводя новые игровые сюжеты.

2. Проводить занимательные показы с сюжетными игрушками, обогащая их фольклором, разыгрывая перед ребенком знакомые потешки, песенки, сказки (например, "Пошел котик на Торжок", "Петушок-Петушок", "Вот и люди спят" и др.).

3. Развивать речь ребенка, используя его интерес ("эмоциональный всплеск") в игре и показах с игрушками.

4.Ввести игры конструктивного характера с кубиками и наборами "Лего", используя игрушки-конструкторы и природные материалы (шишки, сучки, желуди и пр.).

5.Способствовать дальнейшему развитию функциональных действий с предметами и предметами-орудиями – совочком, сачком, "удочкой" и другими предметами, которые малыш может использовать для выполнения какие-либо практического задания. Например, выловить сачком из воды игрушки или наполнить совком формочку и т.п.

Показывать действия, закрепленные общественно-исторической практикой, называть предмет и действие с ним.

6.Специально выделять "пальчиковые" игры и игры с пособиями для развития мелкой моторики пальцев рук (шнуровка, кнопочные и пуговичные пособия и др.).

Способствовать физическому здоровью и развитию ребенка.

Cсовершенствовать основные движения: ходьбу, ползание, лазание, катание, бросание мяча.

Подводить ребенка к овладению бегом

1. Продолжать развивать все виды ходьбы:

а). ходьба в разных направлениях;

б). ходьба в разном темпе.

2. Учить удерживать равновесие

а). при ходьбе по доске, лежащей на полу;

б). поднимаясь по наклонной доске и сходя с нее;

в). входя и сходя с опоры (высотой 12--15 см.).

3. Практиковать убыстренную ходьбу (семенящий шаг);

4. Учить перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом;

5. Тренировать ребенка в самостоятельном подъеме и спуске по лестнице детской горки;

6. Предлагать подвижные игры, игры с мячом;

7. Регулярно проводить занятия гимнастикой, включая общеразвивающие упражнения для всех групп мышц.

Развивать посильную самостоятельность ребенка в бытовых действиях (например, прием приищи, мытье рук, "частичное" одевание и раздевание).

Формировать навыки в быту:

1. Учить аккуратно вести себя за столом, использовать по назначению предметы посуды и сервиса (салфетки, предметы для украшения стола и т.п.);

2. Учить последовательно раздеваться и одеваться (с помощью взрослого) и складывать предметы одежды;

3. Продолжать воспитывать опрятность при пользовании туалетом (сообщать о надобности, пользоваться горшком);

4. Воспитывать потребность в чистоте рук, лица, одежды и др.;

5. Учить пользоваться носовым платком;

6. После двух лет -- знать свои индивидуальные принадлежности (полотенце, расческа, стаканчик для полоскания рта);

7. Поощрять проявление самостоятельности и всячески способствовать ее развитию.

Что должен уметь малыш? В 1 год и девять месяцев ребенок очень интересуется всем происходящим, все и всё на прогулке привлекает его внимание.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Вероятно, вы уже забыли о временах, когда малыш умилял вас неуклюжестью, а своими несогласованными движениями почти мог вызвать сердечный приступ. Теперь он владеет телом очень уверенно.

Преодолевать все более высокие препятствия, танцевать и прыгать – вот его любимые формы проведения досуга. Ребенок не забывает, однако, и о других способах перемещения – с удовольствием ходит на четвереньках, ползает, опираясь при этом на локти, а также перекатывается (с небольшой помощью мамы или папы). Если ему удалось победить страх высоты – он уже умеет прыгать с кровати на пол и приземляется, но только на жестких, полностью выпрямленных ногах.

Когда он почувствует желание отдохнуть от непрерывного движения, присядет и с радостью займется играми, которые требуют активности рук и пальцев. В этом возрасте малыш собирает кубики, простой конструктор, прекрасно справляется с укладкой крупных блоков .

Координация рук уже достаточно развита – ребенок в 1 год и 9 месяцев уже умело срывает, например, смородину или виноград и может аккуратно держать их пальцами, не сжимая слишком сильно.

Пришло время взять под контроль физиологические потребности: ребенок какает каждый день примерно в одно и то же время, но чаще всего не в состоянии сообщить о том, что хочет пописать.

  • Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок мог играть на улице. Двигательная активность на свежем воздухе очень важна для его полноценного развития, в том числе интеллектуального.
  • Привыкание к горшку. Если ваш малыш пока не выказывает интереса к ночному горшку или не проявляет энтузиазма при его виде, подождите пару недель перед тем, как начнете приучать малыша к гигиене. А пока можно продемонстрировать ему, что бояться нечего. Покажите, для чего предназначен горшок, сажая туда, например, куклу или плюшевого мишку.
  • Следите за безопасностью ребенка. Подстраховывайте его, когда он пытается прыгать или лазать. На ловкость малыша пока полагаться рано.
  • Купите ребенку трехколесный велосипед. Конечно, малыш с ним пока вряд ли хорошо справится. Вместо этого вы также можете купить беговой велосипед.

Рост и вес в 1 год и 9 месяцев

  • Мальчики в среднем имеют вес - 12,2 кг., рост - 84,7 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 11,6 кг., рост - 83,1 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Находиться с ребенком и наблюдать за его поведением в этот период – истинное удовольствие. Здоровый малыш обычно очень жизнерадостный и веселый . Он часто взрывается смехом, даже по не всегда понятной для вас причине.

Обычно ребенок (при условии, что он не устал или не хочет спать) очень коммуникабелен, готов к игре. Хотя он не умеет еще играть с ровесниками , но может быть по отношению к ним внимательным и отзывчивым. Малыш готов общаться и обниматься , но в присутствии незнакомцев становится очень застенчивым и тихим.

У ребенка в 21 месяц бывают срывы . В один момент это привлекательный, милый маленький ангелочек, а в следующий он превращается в настоящего демона. Резкие перепады настроения, истерики, повышение тона голоса – все это абсолютно нормально. Малыш испытывает разочарование, потому что он пока еще не в состоянии сформулировать свои потребности и в то же время не может терпеть ни одной минуты, пока его желания будут исполнены.

Вспышки гнева действуют угнетающе и на него самого – именно поэтому малыш вместо того, чтобы успокоиться после плача, становится еще более раздражительным. По поведению ребенка до двух лет с легкостью можно заметить, когда его плач вызван настоящим отчаянием, а когда является лишь формой манипуляции. Малыш в этом возрасте часто использует плач и крик, чтобы заставить родителей вести себя определенным образом.

  • Не стоит потакать в важных вопросах, даже если ребенок будет из-за этого плакать. Если он поймет, что плачем может выпросить у вас леденец или в итоге будет ехать у вас на коленях, а не в автокресле, он будет применять этот способ манипуляции еще чаще.
  • Не нужно стоять на своем только из принципа. Ничего страшного не случится, если ребенок будет есть обед ложкой, которую сам себе выберет, выпьет какао из чашки, а не из стакана или наденет синюю, а не желтую майку.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

В 1 год и 9 месяцев ребенок все дольше и дольше может заниматься своими делами, а в играх пользуется воображением.

Он проявляет заботу: обнимает куклу, возит ее в игрушечной коляске, кормит и укрывает одеялом.

Малыш уже хорошо узнал части человеческого тела : пупок, животик и т. д. и может их показать не только на себе, но и на другом человеке или кукле.

Способность наблюдения, идущая рука об руку с памятью, которая развивается все лучше, позволяет ему анализировать сразу несколько изображений и указывать, например, на то, которого раньше не было .

Малыш в этом возрасте знает уже примерно 50-100 слов и может их складывать в более длинные фразы. Он рассказывает о том, что видит на улице или через окно. Очень интересуется всем происходящим: обращает внимание на прохожих, самолеты, скорую...

Возможно, именно эти моменты он пытается изобразить на своих рисунках. Рисование карандашами – одна из способностей, которую ребенок будет оттачивать в течение нескольких ближайших месяцев.

Малыш в этом возрасте с удовольствием сам берет в руки любимые книжки , листает их, решительно требует чтения. Не отбирайте их, даже если это будет стоить нескольких рваных страниц – если ребенок привыкнет к книге с самых ранних месяцев жизни, это повлияет на его отношение к учебе в школьном возрасте.

  • Выключите телевизор. Если он работает нон-стоп, это отвлекает, даже если малыш на него не обращает внимания. К тому же так ребенок может волей-неволей привыкнуть к включенному постоянно телевизору.
  • Поощряйте ребенка исследовать мир во время прогулок. Пусть не будет скучным ваше путешествие из точки А в точку Б. Обращайте внимание малыша на собак, деревья, отражение неба в луже и т. д.
  • Произносите все медленно и четко. Если вы хотите объяснить ребенку что-то важное, присядьте рядом и скажите ему это, глядя в глаза. Старайтесь очень четко артикулировать звуки, с произношением которых у малыша проблемы.
  • Не порицайте ребенка , если во время разговора он сделает ошибку. В этом возрасте малыш должен обращать внимание на содержание, а не на форму.
  • Пойте с ребенком песни. Это помогает в изучении речи.

Двадцать первый месяц жизни ребенка – что может вас беспокоить?

Воспитание мальчика.

Это нормально, если мальчик плачет, когда ударится или столкнется с какой-то проблемой. Трудно ожидать, чтобы в этом возрасте он был мужественным. Утешьте его, если он в этом нуждается, подуйте на больное место, поцелуйте, когда болит колено. Это не приведет к тому, что у вас вырастет плакса. Реагируйте спокойно, без паники и чрезмерной растроганности, чтобы ребенок знал, что найдет в вас поддержку, и чтобы мелкий инцидент не вырос в его глазах до размеров страшной аварии.

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе