Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Молитвы пред иконой Божией Матери «Державная». Икона Божией Матери «Державная

«Не оружием избавили мы русскую землю, не Ангел;
не человек спас нас, но Сам Господь спас нас
по молитвам Пречистой Своей Матери
и всех святых»

(«Повесть о стоянии на Угре» 1480 г.).

ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОЛОМЕНСКОМ

Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, нарицаемой «Державная», совершается 2(15) марта и 14(27) июля.

И кона Божией Матери, именуемая «Державная» является последней по времени обретения чудотворной иконой Ее, включенной в число общерусских святынь. Икона была обретена в подмосковном селе Коломенском 2 марта 1917 года в день отречения императора Николая II от престола. Само название иконы и время явления говорят о неразрывной связи ее с судьбой Российской державы. «Но яко имущая Державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная»,- поет Святая Церковь, обращаясь к Божией Матери.

На протяжении всей своей тысячелетней истории Русь постоянно видела и испытывала Державу непобедимую Царицы Небесной, чьи помощь и заступление во все века проявлялись через чудотворные Ее иконы.

Россия с момента Крещения Руси стала Державой Божией Матери и память об этом хранится в летописях Отечества нашего, увековечена в храмах, живописи, церковных песнопениях.

КОЛОМЕНСКОЕ

В XI веке Матерь Божия основала Свой третий вселенский жребий - Киевскую Русь, ставшую первой Державой Божией Матери на нашей земле. Сама Божия Матерь направила в Киев с Афона прп. Антония Печерского, призванного стать основателем Ее Жребия. По благословению и с благодатной помощью Божией Матери была построена и освящена в Киеве Великая Лаврская Успенская церковь. В 1046 году в Киев была перенесена из Византии чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, написанная св. апостолом Лукой (впоследствии она получила имя «Смоленской»). Этот образ открывает ряд икон Пресвятой Богородицы, называемых Одигитрией - Путеводительницей. Лик Одигитрии стал благословением Божией Матери Русской Державы в период ее расцвета и указал торный путь для Руси и ее народа. Вслед за этим Ликом Божия Матерь даровала Руси Свой первообраз, получивший название Владимирского, который стал поистине сердцем Русской Державы, символом единства страны и народа, осененного любовью Богоматери.

К несчастью, недолго оставалась Киевская Русь единой и могучей христианской державой. В течение двух столетий Русь разорялась и обессиливалась княжескими усобицами, переставая выполнять свое назначение - нести в мир Свет Христов, милосердие и любовь. И тогда пришло возмездие - первая Русская держава была разрушена внешним врагом: Русь стала «улусом» завоевателей. «Это произошло из-за наших грехов, вооружаются иноплеменники на нас для того, чтобы мы отступили от своих неправд, братоненавидения, сребролюбия, неправедного суда и насилия»,- пишет летописец, современник событий.

Великими трудами и подвигами русских людей с благодатной помощью Божией Матери была создана вторая Российская Держава - Московское государство. И снова это создание сопровождалось знамениями Божией Матери и явлением Ее чудотворных икон - Боголюбской, Тихвинской, Казанской, Иверской и многими другими. В 1917 году вторая Держава Российская была разрушена внутренним врагом. Жертвы народов России в борьбе с этим врагом не идут ни в какое сравнение с тяготами татаро-монгольского ига.

На переломе исторических судеб России, вызванных революцией и крушением Державы Российской, явила Божия Матерь Свой Лик Державный и даровала тем самым благословение на труды по созданию третьей Державы Российской - царства, в котором Державной Правительницей станет Сама Царица Небесная. Чудесное явление иконы Державной, ее сокрытие и возвращение 27 июля 1990 года стали главными духовными вехами на пути, по которому Божия Матерь ведет Отчизну нашу к восстановлению Ее державы непобедимой на земле. Вспомним подробности этого явления и дальнейшей судьбе иконы.

***

В от как это произошло. Крестьянка слободы Перерва Евдокия Адрианова услышала 13 февраля во сне таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной. И пусть молятся». После усиленной молитвы о разъяснении сна Адрианова увидела во сне белую церковь, а внутри ее - величественную Жену, восседавшую на троне: в Ней Адрианова почувствовала Царицу Небесную, хотя и не видела Ее лика. Второе подобное видение случилось 26 февраля и Адрианова поняла, что задерживаться нельзя. 2 марта 1917 года она приобщилась Святых Таин и отправилась в Коломенское. Здесь Адрианова нашла белую церковь, виденную ею во сне,- церковь Вознесения Господня. Настоятель храма отец Николай Лихачев, к которому она обратилась и рассказала о своих сновидениях, разрешил ей осмотреть все иконы в церкви, сопровождал ее, но, вероятно, вначале доверия к ее снам не имел. Ни в одной из храмовых икон не было сходства с виденным ею в сновидении образом. Тогда отец Николай предложил посмотреть иконы, находившиеся в подвале церкви Вознесения. Среди этих икон, после долгих поисков, выбрали самую большую, старинную черную икону, покрытую вековой пылью. Когда ее стали промывать, открылось изображение Божией Матери, восседающей на царском троне, в пурпурной царской порфире, с короной на главе, скипетром и державой в руках. На коленях Царицы Небесной сидел благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был очень строг. Адрианова признала в этой иконе виденное во сне: она упала на колени пред образом со слезами благодаря Божию Матерь за дарование иконы и помощь в обретении ее*.
* Вскоре после явления Державной иконы Вознесенский женский монастырь по записям в своих архивах установил, что образ ранее принадлежал ему, а в 1812 г., в связи с нашествием Наполеона был вывезен и передан на хранение в Коломенское, где о нем забыли.

Весть о чудесном явлении новой иконы в день отречения императора от престола быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. В Коломенское стекалось множество богомольцев, и перед иконой были явлены чудеса благодатной помощи Божией Матери, как об этом свидетельствовали получившие исцеления душевных и телесных недугов. Чудотворный образ стали возить по приходам, на фабрики и заводы, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Верующий Российский народ воспринял этот образ как знамение того, что Сама Божия Матерь, принявшая из рук императора корону, скипетр и державу, отныне держит судьбу страны я народа России в Своих руках.

Иконы, подобной Державной, в иконографии Богоматери до явления образа не было. Икона относится к типу Одигитрии - Путеводительницы. Особенно поражает цвет иконы Державной - это единственная икона Божией Матери, на которой все одеяние Пречистой и Богомладенца - красного и пурпурного цвета. И весь образ Державный - пламенный, так и полыхает огнем. Красный цвет - символ жизни, цвет крови и прежде всего крови Христа Спасителя,- символ воплощения и спасения рода человеческого. Одеяние Божией Матери на иконе таково, ибо только в багрянице могла Она прийти к людям в страшное время, когда священный дар жизни поруган бесчисленными убийствами, совершенными людьми.

Пурпур - цвет царской власти, знак царственного достоинства. Этот цвет всегда присутствует в мафории Божией Матери на православных иконах, но он обычно приглушен. В Державном образе пурпурный цвет, как и красный, дан в открытом огненном выражении. Божия Матерь открыла Свой Лик Царицы Неба и земли. Она явилась на землю, чтобы напомнить человеку о его царском достоинстве. Однако человек утратил это достоинство своими грехами и преступлениями.

***

С ело Коломенское, в котором явилась икона Державная, со времени основания всегда было «за Государем». С XIV века Коломенское стало великокняжеской усадьбой, а в XVI-XVII столетиях - загородной резиденцией русских царей. Через Коломенское шел в 1380 году путь Великого князя Димитрия Донского на поле Куликово; сюда же возвратился он с победой и был с великой радостью встречен народом.

Храм Вознесения в Коломенском воздвигнут в 1532 году Великим князем Василием III в честь рождения долгожданного наследника престола. Храм стал одним из величайших творений русского зодчества, первым шатровым каменным храмом на Руси. «Бе же церковь та велми чудна высотою и красотою; такова не бывала прежде сего на Руси»,- сказал о ней русский летописец. Церковь Вознесения была дворцовой церковью Государей русских; на галерее храма, обращенной в сторону Москвы-реки, находилось царское место с сенью и гербом русских царей.

Глубокого смысла исполнено то, что в храме Вознесения Господня обретена была Державная икона. День Вознесения Господа означал завершение Богом Домостроительства нашего опасения, В этот великий день Христос вознесся Своей человеческой природой из материального мира в мир Горний. Вознесение Господа открывает для всех верующих в Него путь к Небу, к вечной жизни. Он вознесся как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начало искупленной, преображенной и возрожденной Им к вечной жизни человеческой природы. Вознесение Господне знаменует победу духа над плотью. Поэтому и происходит вознесение одухотворенной плоти. Величайшее значение Вознесения в возможности после этого события пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову в Таинстве Евхаристии.

Итак, вознесение человеческой природы от внешнего видимого к Творцу всего сущего - таков духовный смысл события Вознесения. Тем самым Божия Матерь призвала народ России вознести ум и сердце к Богу, послужить тайне Домостроительства спасения человечества.

В день обретения иконы в Кломенском открылся источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона на галерее церкви Вознесения Господня (трон сохранился до наших дней). Открытие источника в этом месте стало еще одним подтверждением принятия Пресвятой Богородицей власти над Россией из рук царей-самодержцев, Поэтому и была названа икона «Державной» по имени Державной Правительницы России.

Явление Державного Лика Божией Матери в России открыло духовный смысл слов Богоматери о четвертом Ее Жребии во вселенной - Дивеево. Четвертый жребий Богоматери - это не только Дивеевская обитель, это - новая Российская Держава, страна, которой управляет Сама Божия Матерь.

В образе Державной Божия Матерь явила Свой Лик Царицы Неба и земли. Она явилась на земле, чтобы напомнить каждому человеку о его царском достоинстве. Одеяние Ее на иконе - цвета крови, ибо только в багрянице могла Она прийти к людям в наше время. Священный дар жизни поруган бесчисленными убийствами, совершенными людьми. Этот образ стал призывом Божией Матери к людям: омойтесь от греха и крови!

Господь сказал апостолам: «Се даю вам власть» (Лк. 10, 19),- и одновременно указал, что апостольское звание есть служение людям, несение скорбей и болезней - «А Я среди вас как служащий» (Лк. 22, 27). Взять власть - это значит вступить на путь служения Богу и людям. Мы редко задумываемся над тем, почему столько исцелений от болезней - душевных и телесных происходит у икон Божией Матери при молитвенном к Ней обращении. Ведь всякая болезнь - от греха. Болезнь не может исчезнуть как дым. Когда человек исцеляется от болезни, это означает, что он очистился от греха. Но это означает и то, что кто-то взял на себя его болезнь. Кто же? - Сама Богородица,- Она берет на Себя наши тяготы, боль, скорби. Она несет наши болезни, поэтому и может Она исцелять душу и тело, даровать прозрение духовное, очищение от греха.

Необходимо понять: то, что Сама Матерь Божия взяла скипетр России - знак Ее величайшей жертвы во исцеление страны и народа России, это мученичество и любовь к детям Своим до конца - высшая степень любви, возможная в мире. Явление чудотворных образов Божией Матери - это реальный путь хождения Ее по дорогам судеб отдельных стран, народов и всего человечества. Явлением Державной иконы Божия Матерь показала, что Она пришла на землю нашу, чтобы принять оставленный скипетр царской власти. В то время никто не призывал Божию Матерь стать Правительницей России - об этом не было и мысли даже у самых духовно-высоких людей. Никто не знал, что будет с Россией; многие считали, что страна стоит на грани гибели. Но вот Сама Пресвятая Богородица пришла и взяла в Свои руки знаки царской власти, став Державной Правительницей страны нашей - четвертого жребия Ее во вселенной.

Явление Державной иконы указало на участие Божией Матери в событиях, происходивших в России - это Ее благословением совершился поворот России к особому служению, главный смысл которого - искупительная жертва ради очищения от грехов, спасения и возвращения к Богу не только народов России, но и многих иных стран и народов.

Образ Державный стал благословением великой искупительной жертвы, принесенной новомучениками и исповедниками Русской Церкви в XX столетии.

***

ПРОТОИЕРЕЙ МИТРОФАН СЕРЕБРЯНСКИЙ (ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИК СЕРГИЙ)

Н езадолго до революции священнику Марфо-Мариинской обители в Москве отцу Митрофану Серебрянскому было во сне видение: четыре сменяющие друг друга картины. Первая: стоит прекрасная церковь. Вдруг со всех сторон появляются огненные языки, и вот весь храм пылает - зрелище величественное и страшное. Вторая: изображение Императрицы Александры Феодоровны в черной рамке; вдруг из краев этой рамки начинают вырастать побеги, на которых раскрываются белые лилии, цветы все увеличиваются в размере и закрывают изображение. Третья: Архангел Михаил с огненным мечом в руке. Четвертая картина: преподобный Серафим Саровский стоит коленопреклоненный на камне с молитвенно воздетыми руками.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА

Отец Митрофан рассказал о видении игумении обители - Великой княгине Елисавете Феодоровне. Она сказала, что ей понятен этот сон. Первая картина означает, что в России скоро будет революция, начнется гонение на Церковь Русскую и за грехи наши, за неверие страна наша встанет на грань погибели. Вторая картина означает, что сестра Елисаветы Феодоровны и вся Царская Семья примут мученическую кончину. Третья картина означает, что и после того ожидают Россию большие бедствия. Четвертая картина означает, что по молитвам преподобного Серафима и других святых и праведников земли Российской и заступничеством Божией Матери страна и народ наш будут помилованы.

Все, что сказала Великая княгиня, сбылось. Последний император династии Романовых был расстрелян вместе со всей Царской Семьей 4/17 июля 1918 года в Ипатьевском доме Екатеринбурга. В этом событии видится знаменательное историческое сцепление: в 1612 году из Ипатьевского монастыря был призван на царствование Земским собором Русской земли первый царь из рода Романовых, и в Ипатьевском доме мученически завершили свою жизнь последние Романовы.

И сама Великая княгиня Елисавета Феодоровна, изрекшая это пророчество, приняла мученическую кончину. Она знала о значении иконы Державной и благоговейно почитала ее. Известно, что Марфо-Мариинская обитель была одним из последних мест пребывания Державной иконы перед ее исчезновением.

О грядущих трагических событиях русской истории было тогда известно из слов, сказанных Самой Богородицей во время явления Ее в Лурде: «Если люди послушают Моих слов, то Россия вновь обратится к Богу и настанет мир на земле; если же нет, то она распространит свои заблуждения повсюду, вызывая войны и преследования на Церковь. Многие праведники потерпят мучения, святейший отец пострадает…»*
* С мая по октябрь 1917 г. Божия Матерь являлась в португальском селе Фатима 13-го числа каждого месяца, призывая всех людей к молитве и покаянию не только за свои грехи, но и за всех грешных и неверующих людей. 13 июня Она просила молиться за Россию и мир на земле и предсказала знамение, которое совершится для утверждения истинности Ее явления. Во время последнего явления Богоматери 13 октября 1917 г. около 70 000 человек видели «пляску солнца» в окрестностях Фатимы. Через 12 дней после этого в России совершился Октябрьский переворот.

СВТ. ТИХОН ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ В ДЕНЬ ВОЗВЕДЕНИЯ НА ПАТРИАРШИЙ ПРЕСТОЛ 21 НОЯБРЯ 1917 г.

П осле падения империи Русская Церковь, наконец, встала во главе своего народа. В грозные дни русской революции благословением Самой Божией Матери было восстановлено патриаршество - сбылось пророчество преподобного Серафима Саровского. Первым Патриархом стал митрополит Московский Тихон. Патриарх Тихон необычайно чтил Державную икону. Вся глубина понимания, любовь к страждущей Отчизне и народу ее, высочайший песнотворческий дар Святителя Тихона выразились во вдохновенном творении - акафисте явлению иконы Божией Матери Державной, в составлении которого принял участие Патриарх.

Его семилетнее служение представляет собой беспримерный, единственный в духовной истории человечества подвиг борьбы главы Церкви с властью, решившей уничтожить Церковь и истребить веру в сердцах людей. Он встал во главе битвы против лжи, злобы и насилия - за правду и добро, против нового рабства - за свободу, которую предопределил человеку Творец. В те годы бездны греха открылись в людях, поругание всего святого и человеческого достигло, казалось, последних пределов. Гибли миллионы людей, полыхала беспощадная братоубийственная война. Современники говорили тогда об Отчизне нашей: «Россия, кровью умытая».

Несмотря на многие нестроения, в лоне Церкви было достаточно духовных сил, чтобы повести Россию по пути, определенному Промыслом Божиим. Сама Пречистая вразумляла пастырей Церкви. Никогда в России не было явлено столько знамений и чудесных обновлений икон, куполов храмов, как в это трудное время. Знамениями и благодатными дарами Божия Матерь укрепляла верующих в исповедническом подвиге. И в это время Патриарх Тихон с огненной силой утверждал в людях веру в заступничество Божией Матери, призывал молиться пред образом Ее Державным, испрашивая благословения на все дела и начинания, как у Державной Правительницы России.

МОСКВА. ХРАМ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КОЛОМЕНСКОМ. (1649-1650 гг.)

С надеждой и покаянным трепетом начал верующий народ молиться пред Державной иконой Божией Матери по всей России, а сама икона в многочисленных списках украсила православные храмы. Повсюду читали и пели акафист и канон иконе, вместе с которыми в храмах, домах, и монашеских кельях читалась молитва патриарха Тихона о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений. Но прошло несколько лет, и жестокие гонения обрушились на почитателей Державной иконы. Тексты служб и акафистов, списки иконы изымались из храмов и у верующих, многие были арестованы, сосланы, расстреляны. Сам первообраз был изъят властями, и судьба его долгие годы была неизвестна. Недолго пребыл Державный образ Божией Матери с людьми, ибо велика бездна, отделяющая человека от царского достоинства, к которому он призван. По этому образу мы видим, каким должен был стать человек и сравнить с тем, каким он стал.

В стране установилась антихристова богоборческая власть, и начался кровавый крестный путь России в век ее искупительной жертвы. Образ Державный стал благословением этой жертвы, принесенной новомучениками российскими. Всего около 400 имен содержал месяцеслов русских святых в конце ХХ столетия, но истинное число святых исповедников веры Русской Православной Церкви можно узнать лишь из Небесного месяцеслова. Имена большинства из них сокрыты от нас и покоятся они во рвах и братских могилах земли Русской. Жертвы Русской Православной Церкви и народов России, принесенные в ХХ веке, неисчислимы и несравнимы ни с одной из эпох христианского мученичества. Исповеднический подвиг верующих России спас Церковь и страну от гибели. Это их молитвами одержал победу наш народ в битве с фашизмом, это они помогли новым поколениям российских людей найти дорогу к Богу, к вере и истине.

Духовенство, верующий народ и Русская Церковь оказались сильнее своих гонителей. Храмы не опустели, вера сохранилась. Жизнь в гонимой Церкви укрепила веру в победу и надежду на милосердие Божией Матери к детям Своим.

***

М итрополит Серафим (Чичагов), собравший житие преподобного Серафима Саровского, писал незадолго до своего расстрела в 1937 году: «Божия Матерь отступила от нас, и скрылись чудотворные иконы Царицы Небесной и пока не будет знамения от святей чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены, но я верю что такое время будет и мы до него доживем». И время это пришло. Во дни празднования 1000-летия Крещения Руси произошло знаменательное событие в духовной истории России - Державная икона Божией Матери, которая, как выяснилось, многие годы находилась в запасниках Государственного Исторического музея, была возвращена Русской Православной Церкви. Икону временно поместили в алтаре домовой церкви Издательского отдела Московской Патриархии. Событие это совершилось без оглашения и лишь очень немногие знали, что величайшая святыня России снова находится в Лоне Святой Церкви Православной. Лик Державный трудился, как и прежде, прикровенно, но уже находясь в действующем храме.

27 июля 1990 года чудотворный образ был возвращен в то место, где он когда-то чудесно открылся людям. И снова событие это совершилось без оглашения, без больших торжеств. Перенесли икону священники и верующие. Образ был поставлен в Казанском храме села Коломенского. Перенесение совершилось в канун дня памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этот день, как и 70 лет назад, читался акафист Державной иконе и все молящиеся в храме стояли на коленях. И сегодня первообраз Чудотворной хранится в церкви Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это бывшая домовая церковь Царского двора: она построена в 1649-1653 годы с южным приделом во имя св. великомученика Димитрия Солунского и северным - во имя свт. Аверкия Иерапольского. Первообраз помещен у правого клироса главного Казанского престола. В приделах находятся два списка иконы. Кроме того, в подклете освящен крестильный храм в честь Державной иконы Божией матери.

МОСКВА. ХРАМ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КОЛОМЕНСКОМ. АКАФИСТ ПЕРЕД ДЕРЖАВНОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

С возвращением Державной иконы Божией Матери начался отсчет времени, и никакая сила не могла уже изменить сроки, помешать исполнению обетовании Божиих и воле Его о судьбе России, о конце антихристовой власти и приходе власти иной. Началась новая история - уже не СССР или РСФСР, и даже не великой Киевской державы, не могучей Российской империи. После возвращения Лика Державного и водворения его на месте явления Русь Святая вышла на битву против царства тьмы за утверждение на земле новой Державы Российской - вселенского Жребия Божией Матери.

1991 год стал годом великой радости для России - пришло время ее освобождения. В этом году впервые за все 73 года после октябрьского переворота Благовещение праздновалось в один день с Пасхой Христовой*. Подобное совпадение праздников было в год Куликовской битвы (1380), и тогда русский народ воспринял это как знамение грядущего освобождения от рабства и обетование победы в битве с врагами.
* Последний раз такое соединение произошло в 1912 году.

Но в 1991 году вместе с Благовещением и Воскресением Христовым праздновалась и память святителя патриарха Тихона. Святитель Тихон твердой рукой провел Церковь через первые тяжелейшие годы после октябрьского переворота. Но он прозревал с глубиной святости, что темные силы готовят нечто еще более страшное. И потому последние его слова перед кончиной были: «Тьма, глубокая, беспросветная тьма!» И эта тьма легла на Россию более чем на 70 лет. Великий подвиг понесла земля Русская и ее народ, взывая к Богу, чтобы разрешился этот ужас, чтобы Свет Божий воссиял на нашей земле.

Этот свет озарил Россию, открылись тысячи храмов, сотни монастырей, открыто проповедуются истины веры. Но это лишь начало, это дар Божий, выстраданный подвигом терпения и любви Русской земли.

С ВТ. ТИХОН ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ

22 февраля 1992 года были открыты нетленные мощи святителя Тихона в Донском монастыре. Это один из духовных знаков благословения Божия нового пути России. Вспомним о других видимых знаках этого благословения. Первым из таких знаков стало чудесное открытие и возвращение мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви 11 января 1991 года. Исполнилось пророчество преподобного и произошло это в день памяти мучеников Вифлеемских младенцев, избиенных по указу нечестивого царя Ирода. Пришло время возвращения святынь. Церкви были возвращены мощи святого благоверного великого князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского, святителя Тихона Задонского, святителя Митрофана Воронежского и других святых Русской Церкви.

30 июля 1991 года мощи преподобного Серафима Саровского обрели свое место в Дивеево. И, как пророчествовал о том сам преподобный, торжество это возглавлял Патриарх и все верующие посреди лета пели: «Христос Воскресе из мертвых!».

15 августа 1991 года Русской Православной Церкви возвращена икона Знамение Божией Матери Новгородская, через которую в самом начале пути великой христианской русской державы было даровано вразумление правителям Руси. В этот же день возвращены Церкви Новгородской храм Святой Софии и два монастыря.

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

После развала Советского Союза происходит новое явление благодати и силы Божией Матери: в октябре 1995 года в Москве восстанавливается Иверская часовня* с Воскресенскими воротами и в нее помещают Иверскую икону, принесенную со Святой Афонской Горы - первого Жребия Божией Матери во вселенной. Иверская икона духовно соединяет Россию и Русскую Церковь с Православным Востоком, с Афоном и Иверией (первым и вторым Жребиями Божией Матери). Кроме того, Иверская икона духовно ограждает нашу страну с юга. И недаром икона Божией Матери Иверская-главная, находившаяся в Иверской часовне, встала ныне рядом с Владимирской иконой в храме Свтителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская галерея).
* Иверская часовня была разрушена богоборческой властью в 1929 году.

Следующим этапом ограждения России стало второе обретение чудотворной Казанской иконы из Жадовского монастыря в Поволжье в 1996 году. Казанская икона с момента явления своего явилась духовным ограждением нашей земли с Востока. Возвращение Казанской Жадовской иконы означает, что Сама Пречистая встала на берегах великой русской реки Волги для защиты Ее земного Дома с Востока.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

26 июня /9 июля 2004 года на свое историческое место в Тихвинский Успенский монастырь возвратилась из Америки чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Этот Лик Пречистой Матери Господа явился благословением «Великой России» - великого православного Царства после победы русского воинства на поле Куликовом. После Смутного времени Тихвинская икона стала почитаться на Руси величайшей святыней Русской Церкви, дарующей мир стране и народу и ограждающей северные и северо-западные пределы Российского царства.

В страшные годы фашистской оккупации Тихвинская икона Божией Матери, увезенная врагами из Тихвина в 1941 году, была главной святыней, благодатно озарявшей страждущих русских людей и приводившая их к вере православной. Во время Великой Отечественной войны Святыня повторила путь русских людей, вынужденных покинуть родину после октябрьской катастрофы 1917 года. Своим многолетним пребыванием на Западе икона духовно соединила две части русского народа. После возвращения Тихвинской иконы стало возможным восстановление единства обеих частей Русской Православной Церкви - в России и заграницей.

Сегодня Тихвинская Чудотворная вернулась в Русскую землю, чтобы возвратить к вере отцов заблудших чад Своих, чтобы оросить ее благодатью, умягчить окаменелые сердца людей, призвать их к вере, к духовной жизни, привести их в лоно Церкви. И мы верим, что Ее милость и любовь может сотворить новое чудо в нашей стране, которую издревле назвали Домом Богоматери.

9/21 июля 2005 года в праздник Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Алексий II передал в возрождающийся Богородицкий монастырь - место явления чудотворного образа - древний список Казанской иконы. «Взбранная Воевода» православного русского воинства снова встала на том месте, где когда-то явила великую благодатную силу.

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

И, наконец, вспомним о главной святыне Русского государства - Владимирской иконе Божией Матери. В далеком XII столетии Божия Матерь даровала Киевской Руси - третьему Ее Вселенскому Жребию - Свой первообраз, который поистине стал сердцем Русской Державы, символом единства страны и народа. Долгие годы после октябрьского переворота 1917 года Владимирская икона находилась в музее. Но сегодня она возвратилась в лоно Церкви и пребывает в храме Святителя и Чудотворца Николая в Толмачах.

Вся эта цепочка событий означает восстановление духовной ограды Русской земли и Российского государства. В преддверии возможного нового распада России под ударами ее врагов Матерь Божия ограждает Своими чудотворными Ликами земли, которые не могут быть отданы врагам и должны стать основой возрожденной России - Державы Божией Матери.

России предстоит духовное возвращение к вере отцов. Народ ее должен приобщиться к великому духовному наследию прошлого, которое вошло в плоть и кровь России. Только религиозный фундамент может устроить здание Новой России, только восстановление религиозности общества, воспитание нового поколения в вере, христианизация семьи, работы, культуры - смогут стать залогом духовного возрождения России. И это возрождение может осуществиться на национальной, русской основе. Русский народ, прежде всего, должен возвратиться к Отцу Небесному из «страны далече» как блудный сын Евангельской притчи, пропев «покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче», затем возвратиться к родной земле, по руганным и брошенным полям, чтобы возделывать и хранить их и, восприняв духовное наследие прошлого, создать новую Российскую державу под благодатным покровом и водительством Божией Матери - Царицы и Державной Правительницы России.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В КОЛОМЕНСКОМ

России еще предстоит возродиться и стать оплотом духовности народов земли. Новая Россия, возрожденная и восстановившая Державу Божией Матери, должна явить миру образ истинного братолюбия, радости, милосердия и любви.
К сердцу каждого человека обращен ныне Лик Державной Божией Матери и не случайно возвратился к людям в тихости, без общецерковного прославления и празднования этого действительно величайшего события в духовной жизни России и всей земли. Державная икона снова среди людей, снова трудится, призывая совершить благословенный выбор ко спасению.

Многие сегодня чувствуют, что приблизились «последние времена», думая часто о конечном Суде, когда всё сгорит и погибнет. Однако возвращение иконы Державной Божией Матери - Путеводительницы народов к Царству Небесному говорит о другом.

Второе явление Лика Державного означает, что наступает завершающий период истории человечества. Божия Матерь завершает Свое Домостроительство спасения человечества. В чине православной вечерни поется дивное песнопение «Свете Тихий», в котором есть слова «пришедше на запад солнца», то есть дожив до вечернего заката дня. Державная икона - это Запад солнца для всего мира, это последний Лик Божией Матери, явленный миру перед концом истории и началом вечной жизни. Этот образ призывает людей к покаянию. Лик Державный соединяет народы, утверждая новую жизнь и знаменуя принятие Пресвятой Богородицей всего мира под Свой Покров и более того - в Свое Материнское сердце.

Если события пойдут согласно воле Божией о стране нашей и русский народ совершит благословенный выбор, то Лик Державный снова встанет на свое место в Коломенском храме Вознесения Господня и тогда исторический круг замкнется. Царственный храм Вознесения станет вместилищем величайшей святыни России XX века и знаком возрождения Державы Царицы Небесной, соединившей в себе все жребии Пресвятой Богородицы во вселенной - Державы и Царства, которое не сокрушит и антихрист, как об этом пророчествовал преподобный Серафим. Саровский.

В Книге Царств в описании битвы Давида с Голиафом есть такие слова: «И узнает весь этот сонм, что не мечем и копьем спасает Господь, ибо это война Господа (по-славянски «брань Господня»), и Он предаст вас в руки наши» (1 Царств. 17, 47).

В этих словах раскрывается духовный смысл того, что происходило в мире, когда русский народ выходил на битву с врагом, в которой не могло быть отступления, а только победа или смерть.

Вот в чем корень. Когда вопрос встает об исполнении Промысла Божия в мире, Его плана спасения людей, и находятся на земле слуги диавола, пытающиеся помешать этому исполнению,- тогда начинается «Брань Господня». Об этом замечательно сказал святитель Филарет Московский во время, когда очередной претендент на мировое господство Наполеон пытался уничтожить нашу отчизну: «Россия не будет уничтожена, но вознесется к славе, доселе невиданной. Война, расположенная по чертежу коварства и злобы достигла своего предела: начинается брань Господня…».
Пришло время, когда «Брань Господня» снова идет на нашей земле,- благодать Божия и любовь Божией Матери хранит Россию от катастрофы. И нет сомнения, что в битве против самого «князя тьмы» наша Отчизна и ее народ исполнят свое предназначение, сохранив верность Творцу и веру истинную, по слову Священного Писания: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

Невозможно не сказать и о том, что происходит сейчас на Украине. Судьбу Украины пророчески предсказал великий русский писатель Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Главный герой Тарас - символ Киевской Руси. Два его законнорожденных сына Остап и Андрей - это образы Украины православной и католической. Братья стали смертельными врагами и оба они погибают, но как по-разному! Сохранивший верность Православию и своей отчизне Остап принимает мученическую кончину от врагов, как христианин и герой-воин. А изменивший вере отцов и своей Родине Андрей погибает позорной смертью от руки отца. Такова и судьба разделившейся ныне Украины. Православные жители Украины - последователи Остапа - будут стоять до смерти за веру отцов своих, за единство Руси Великой, Малой и Белой, а «западенцы» - последователи Андрея закончат свое бытие позорной смертью, получив возмездие за отступничество и предательство.

Как ни печально, но мы должны осознать, что события на Украине - это начало последней битвы России в земном ее бытии. Война пришла на нашу русскую землю, верные слуги «князя мира сего» развязали ее, пытаясь в очередной раз уничтожить Россию.

Снова вспомним слова древнерусского летописца, объяснившего освобождение Руси от поработителей и насильников своего народа: «Не оружием избавили мы Русскую землю, не Ангел, не человек спас нас, но Сам Господь спас нас по молитвам Своей Матери и всех святых».

1000 лет готовилась Россия к тому, что совершается в наши дни. Впереди у России - Страстная неделя.
И по молитвам новомучеников Российских даровано было нашему народу вновь обрести Державный образ Божией Матери. Державный образ призывает людей нашего времени следовать путем Христа, т. е. Взять свой крест и понести тяготы жизни этой, став воинами Христовыми, удостоиться сыновства Божия и войти в радость Царства Небесного.

Александр Трофимов

ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

КОЛОМЕНСКОЕ. ХРАМ ВО ИМЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

27 июля 1990 года духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери, переданную в церковь по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Государственного Исторического музея. Икона была установлена у правого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона.

В течение нескольких десятилетий с 1917 года у В. В. Филатова, ныне преподавателя Свято-Тихоновского Православного Богословского института, хранилась фотография с изображением иконы Пресвятой Богородицы на престоле с Предвечным Младенцем, полученная из иконописной мастерской Свято-Алексеевского монастыря в Москве от руководительницы мастерской монахини Ангелины (Обуховой). Сличение этой фотографии, сделанной еще перед реставрацией иконы в 1917 году, с тремя иконами, находящимися в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском, убедило в том, что на фотографии запечатлена Державная икона Божией Матери. Выяснению того, какая именно из трех икон Явленная, способствовало сравнение фотографии 1917 года с фотографиями, специально сделанными Ю. М. Простяковым с каждой иконы коломенского храма, и сканирование, проведенное на современном электронном оборудовании К. А. Мееровым. В результате установлено, что икона, переданная Государственным Историческим музеем в Коломенское, и есть тот самый образ Божией Матери, именуемый Державным, который до того времени считался утраченным. Теперь, наконец, развеяны легенды о якобы исчезнувшем чудотворном образе.

МОСКВА. ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В КОЛОМЕНСКОМ (1529-1532 гг.)

Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную в те годы церковь во имя Георгия Победоносца). Затем икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исторический музей (регистрационный № 67494). Затем икону поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и соответственно вписали в инвентарную книгу Отдела (регистрационный № 1399).

В 1988 году икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Такова вкратце история Державной иконы Божией Матери - Покровительницы России и Заступницы за Отечество пред Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, нарицаемой «Державная», совершается 2(15) марта и 14(27) июля. Службы с чтением Акафиста Пресвятой Богородице пред Державною Ее иконою в Казанском храме села Коломенского совершаются весь год, кроме дней Великого поста и Святой Пасхи, по воскресным дням (через воскресенье), в летний период с 18 часов, в зимний - с 17 часов.

(ЖМП, № 3, 1996)

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», обретенная 2 (15) марта 1917 г — в самый день отречения от престола страстотерпца царя Николая II.

Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».

Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф.

Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.

Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

17.01.13

Икона Божией Матери, именуемая "Державная", была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года. Названа она так потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица земная, сидящая с Богомладенцем на троне и царскими регалиями в руках: скипетром и державой....

Икона Божией Матери, именуемая "Державная", была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года. Названа она так потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица земная, сидящая с Богомладенцем на троне и царскими регалиями в руках: скипетром и державой.

Условия, при которых явилась святая икона, были следующие:

Крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерве, были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля. 13-го февраля Андрианова слышала таинственный голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся." Это сообщение произвело на Андрианову сильное впечатление и, как женщину религиозную, побудило к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву, 26-го февраля Андриановой снится белая церковь; и в ней величественно возседает Женщина, в Которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика.

Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, Андрианова решается перед исполнением христианского долга исповеди и св.причащения, 2-го марта идти в село Коломеское, чтобы успокоить себя. При виде дивной Вознесенской Церкви Евдокия Андрианова сразу же узнала в ней ту самую церковь, которую видела во сне.

Настоятелем церкви Вознесения был священник о.Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О.Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе; но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о.Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и наконец в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее отмыли от многолетней пыли, то всем присутствовавшим в храме представилось изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, величественно возседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с царской короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о.Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений.

После прославления Державной иконы Владычицы крестьянка Евдокия Андрианова начала ходить, собирать деньги на ризу к новоявленной иконе. Когда собрала, то поехала в Дивеевский монастырь помолиться и попросить благословления на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией Матери, которая ей сказала, чтобы она вернула собранные ею деньги. Сейчас не надо на Ее икону ризу возлагать, так как скоро в России будут снимать со всех икон ризы. А после испытаний Российских сама риза к Ней подойдет.

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: "Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей "Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа".

"Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, - открыла Владычица при явлении иконы, - а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем."

Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, приезжал прославлять явление "Державной". После прославления он благословил в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать этот акафист "акафист акафистов". Одна из служб "Державной" и Акафист были составлены с участием самого святителя Тихона.

Промыслом Божиим икона не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни.

Было установлено, что эта икона и есть тот самый образ Божией Матери, именуемый Державным, который до сего времени считался утраченным.

  • < Назад

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», обретенная 2(15) марта 1917 года - в самый день отречения от престола страстотерпца царя Николая II.

Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».

Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке - скипетр, левая возложена на державу, на голове - царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы - отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках - благословляющий Господь Саваоф.

Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.

Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

15 марта 1917 года произошли два важнейших события в жизни России. Первое известно всем - от престола последнего русского царя Николая II. А вот другое событие, имеющее неоценимое значение для духовной жизни народа, стерлось из его памяти. В этот день Пресвятая Богородица явила россиянам свой чудотворный образ, именуемый "Державная".

Вещий сон Евдокии Андреановой

Матерь Божья явила людям свою икону чудесным образом. В одной из деревень Бронницкого уезда жила крестьянка, которую звали Евдокия Андреанова. Была она женщиной набожной и благочестивой. И вот однажды было у нее сновидение, в котором таинственный женский голос повелел ей идти в село Коломенское, отыскать там старинную икону, очистить её от пыли и копоти и отдать людям для молитв и церковных служб, так как Россию ждут тяжёлые испытания и войны.

Евдокия со всей серьёзностью отнеслась к услышанному, но, не зная, где конкретно искать икону, ведь село это большое, просила в молитвах указать точное место. Просьба была исполнена, и через две недели во сне ей явилась сама Пресвятая Богородица и указала на сельскую церковь. Богородица прибавила, что икона не избавит народ от страданий, но те, кто в тяжкие годы будет перед ней молиться, обретут спасение души.

Евдокия отправилась в путь и, придя в Коломенское, увидела, что местная Вознесенская церковь в точности похожа на ту, что была указана ей во сне.

Чудесное обретение иконы

Настоятель храма, отец Николай (Лихачев), выслушал её с недоверием, но возражать не решился и вместе с Евдокией обошел все внутреннее помещение церкви. Ни одна из икон не могла быть той, на которую указывала Богородица. Поиски продолжили во всех подсобных помещениях и, наконец, в подвале, среди досок, ветоши и всякой рухляди вдруг обнаружили большую, потемневшую от времени и копоти икону. Когда её промыли, то открылось изображение Пречистой Божьей Матери.

Она была представлена в образе царицы, восседающей на троне с благословляющим Младенцем Иисусом на руках. Дополняли царственный облик красная порфира, корона. Её лик был исполнен скорби и строгости. Этот образ, явленный в трагический для России день, получил название "Державная" икона.

Паломничество к обретенной иконе

С поразительной быстротой весть о происшедшем распространилась по окрестным селам, достигла Москвы и разнеслась, наконец, по всей стране. В село Коломенское отовсюду стали съезжаться паломники. И незамедлительно начались чудесные исцеления страждущих и исполнения молитвенных прошений. Вознесенская церковь по своим размерам невелика, и для того чтобы большее число людей могло поклониться святому образу, икону возили по близлежащим городам и сёлам.

Побывала она и в Замоскворечье в Марфо-Мариинской обители, где настоятельницей была будущая священномученица, великая княгиня Елизавета Федоровна. Святейший Патриарх Тихон лично принял активное участие в составлении службы в честь новообретенной иконы. Для нее был написан специальный акафист. В него вошли отрывки из других акафистов, написанных в честь Божьей Матери. Назван он был

Икона покидает село Коломенское

Вскоре "Державная" икона покинула церковь села Коломенского и была торжественно перенесена в Москву в Воскресенский Выяснилось, что в архивах монастыря имеются документы, свидетельствующие о том, что изначально икона находилась именно там, но в 1812 году, в период войны с Наполеоном, была отправлена в село Коломенское и там забыта.

Даже в тяжелые для церкви годы продолжали совершаться чудеса, явленные святой иконой. Известно, что после того как верующие молились перед ней, был неожиданно для всех освобожден из тюрьмы один из священнослужителей края.

Позднее "Державная" икона некоторое время находилась в Марфо-Мариинской обители, а после закрытия ее передали в музейные фонды.

Чудотворный образ возвращается к верующим

К верующим людям икона вернулась в начале 90-х годов. Государство передавало в этот период церкви отнятое у нее имущество. "Державная" икона была помещена в алтарь одного из храмов столицы. Там она пробыла несколько лет. 17 июля 1990 года впервые было совершено поминание за литургией государя и его семьи. В связи с этим событием Святейший II благословил перенести икону в Коломенское, в Казанскую церковь. Там она и находится в настоящее время. Сложилась традиция по воскресеньям читать перед этой иконой "Акафист акафистов", тот самый, в создании которого принимал участие Патриарх Тихон. Праздник иконы "Державная" отмечается в день ее обретения - 15 марта.

Существует много списков с иконы. Многие сделаны специально для храмов, построенных и освященных в ее честь. Храм иконы "Державная" существует в Москве на Чертановской улице и в Петербурге на проспекте Культуры. Восстановление в столице храма Христа Спасителя началось с возведения рядом с ним храма-часовни в честь "Державной"

Значение иконы для россиян

У православных россиян к иконе "Державная" особое отношение. В роковой для нашей страны 1917 год ее явление рассматривалось как символ преемственности власти. От земных царей власть перешла к Царице Небесной. Кроме того, это еще и обетование прощения и спасения народа, идущего тяжким и кровавым путём к покаянию. На протяжении всей истории России, в периоды самых тяжких испытаний, русские люди видели в Пречистой Богородице надежду и опору.

В том, как изображена на иконе фигура Христа, заложен символический смысл, понятный немногим. Он непосредственно связан с теми трагическими для русского народа временами, когда произошло чудесное обретение иконы.

Благословляя, Предвечный Младенец указывает в левую сторону, где по Священному Писанию на Страшном Суде будут стоять грешники. Это придаёт жесту смысл прощения падших. Кроме того, на державе в руке у Богородицы отсутствует крест. Это явное пророчество о разрушении в России церквей и храмов.

Каково значение икон? В чем помогает священный образ? Икона - не божество, но для всех, кто ищет Бога.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Скачать презентацию про италию
Презентация на тему
Расширение ареала цивилизации