Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Древняя персия на карте. Древняя Персия

Восточнее Междуречья простирается обширное Иранское нагорье, окруженное со всех сторон горами. На востоке оно граничит с долиной реки Инд, на севере доходит до Каспийского моря, а на юге – до Персидского залива. На большей его части расположены выжженные солнцем пустынные равнины Деште-Лут и Деште-Кевир (Большая Соляная пустыня). Дождей здесь всегда выпадало крайне мало, а немногочисленные реки были маловодны, многие из них пересыхали во время засухи, поэтому вода здесь являлась большой ценностью. Земледелием здесь можно было заниматься только на западе, в долинах рек, зато были хорошие условия для развития скотоводства: в жаркое время года скот перегоняли на тучные горные пастбища. Кроме того, горные районы были богаты лесом и природными ископаемыми, такими как медь, железо, серебро и свинец. Населяли Иранское нагорье многочисленные племена, некоторые из которых упоминаются в месопотамских летописях. Самым крупным племенным объединением, населявшим эту территорию, были эламиты, завоевавшие расположенный на плодородной равнине древний город Сузы и основавшие там могущественное государство Элам. В ассирийских летописях можно встретить также упоминания о населявших эти земли в IX в. до н. э. крупных союзах племен мидян и персов. В VII в. до н. э. на этой территории появилось сильное государство Мидия, а затем и Персидское царство, во главе которого стоял царь Кураш (Кир) Ахеменид. Следует отметить, что персидские правители считали своим родоначальником легендарного вождя Ахемена, жившего в VIII–VII вв. до н. э. Наибольшего могущества персидская держава достигла при преемнике Кураша – Кире II Великом.

Рождение империи

Кир II Великий (558–529 гг. до н. э.)

Кир Великий (рис. 4) был одним из крупнейших вождей персов. Ни один из правителей прежде не обладал таким огромным государством и не одерживал столько блистательных побед, как Кир II.

Рис. 4. Кир II Великий


Считается, что именно он является подлинным создателем Персидского государства, объединившим под своей властью персидские племена – мидийцев и пасаргадов. Существует много легенд, рассказывающих о детстве и юности этого великого правителя, но почти в каждой из них подлинные исторические сведения причудливо переплетаются со сказочными преданиями. Одни легенды повествуют, что Кир был подкидышем, которого воспитали пастухи, в других рассказывается, что его, как Ромула и Рема, вскормили дикие звери.


Согласно сведениям, оставленным Геродотом, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага – Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Царь Астиаг, испугавшись пророчества, приказал знатному мидийцу Гарпагу убить младенца, но он отдал малыша пастуху и его жене, а те, вместо того чтобы оставить ребенка на съедение диким зверям, вырастили мальчика как собственного сына. Когда Киру было десять лет, за незначительный проступок его доставили к царю Астиагу, который признал в нем своего внука, заставил его приемного отца рассказать правду и жестоко наказал Гарпага за обман. Мальчика же в целости и сохранности отправили к настоящим родителям в Персию.

Когда Кир вырос, он стал храбрым воином, а в 558 г. до н. э. – царем персов, чье государство в этот период находилось в зависимости от царей Мидии. Новый властитель решил положить этому конец и в 550 г. до н. э. захватил мидийскую столицу Экбатану и присоединил Мидию к своему государству. По сведениям вавилонских историков, «серебро, золото и прочие сокровища Экбатаны были разграблены и унесены в Аншан». На месте решающего сражения с мидийцами была построена первая столица Персидского царства – город Пасаргады. На этом Кир не остановился: он мечтал о создании великого и могущественного Персидского государства.

В VI в. до н. э. возник древнеперсидский календарь. Он состоял из двенадцати лунных месяцев по 29 или 30 дней, которые в сумме составляли только 354 дня, поэтому каждые три года добавляли еще дополнительный тринадцатый месяц.

Продолжая свою завоевательскую политику, Кир Великий захватил Армению, Парфию и Каппадокию. Разгромив войска лидийского царя Креза, который был известен во всем Древнем мире как обладатель несметных богатств, Кир присоединил к своим владениям и эту страну. Историк Геродот сообщал, как лидийский царь Крез вопрошал аракула в Дельфах, начинать ли ему войну с Персией, и получил ответ: «Если царь пойдет войной на персов, то сокрушит великое царство». А когда разгромленный и попавший в плен Крез упрекнул дельфийских жрецов в обмане, те заявили, что в войне действительно сокрушено великое царство, но не Персидское, а Лидийское.

Следует отметить, что не только персы были заинтересованы в создании огромной державы: почти все население Передней Азии давно нуждалось в сильном государстве, способном обеспечить безопасность торговых путей и относительную стабильность для деятельности финикийских и малоазийских купцов, заинтересованных в расширении своей торговли и открытии единого рынка между Западом и Востоком. На пути к созданию такого могущественного государства стоял Вавилон, который, несмотря на его мощные, почти неприступные стены, Кир Великий сумел взять осенью 539 г. до н. э. Тогда он проявил себя как величайший политик и дипломат: когда зажиточные граждане и жрецы без боя открыли персам городские ворота, жителям была обещана неприкосновенность, а для самого Вавилонского царства сохранена некоторая самостоятельность – Вавилон стал одной из резиденций Кира Великого.

О мирном вступлении персидского войска в Вавилон рассказывает манифест Кира, в котором он сообщает, что захват города был вынужденной мерой, и желанием царя было лишь защитить его от других врагов: «Забота о внутренних делах Вавилона и обо всех его святилищах тронула меня. И жители Вавилона нашли исполнение своих желаний, и бессчетное иго было снято с них… Мардук, великий владыка, благословил меня, Кира, царя, чтящего его, и Камбиза, моего сына, и все мое войско милостью…». После Вавилона персидские войска двинулись далее к побережью Средиземного моря. Присоединив к своим владениям земли Палестины и Финикии, царь Кир восстановил Иерусалим и многие финикийские города и разрешил евреям вернуться из вавилонского плена на свою родину. В Палестине было создано теократическое государство во главе с верховным жрецом, который был одновременно военачальником и судьей.

Присоединяя к своей державе покоренные земли, персы не разрушали завоеванные города, а напротив, уважали чужие традиции, веру и культуру. Покоренные земли лишь объявлялись сатрапией (провинцией) Персии и облагались данью. Кир провозгласил себя «царем вселенной, великим царем, сильным царем, царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем четырех стран света». Под властью персов оказалась огромная территория, простиравшаяся от Ирана и Средней Азии до Эгейского моря. Последним независимым государством на Ближнем Востоке оставался только Египет.

Однако Кир не решился на поход в далекий Египет, так как на востоке было очень неспокойно. Там обитали нападавшие на персидские владения из Средней Азии многочисленные племена саков и массагетов, непрекращающиеся войны с которыми велись вплоть до 529 г. до н. э., пока в одной из них Кир не погиб. По свидетельству древнегреческого историка Геродота (484–425 гг. до н. э.), было разгромлено и все его войско: «Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит». В своей «Истории» он рассказывает легенду о том, что царица массагетов Томирис поклялась досыта напоить Кира кровью, поэтому после победы над персами она приказала найти его тело, и, отрубив ему голову, положить ее в кожаный мех, наполненный человеческой кровью. Завершить строительство столицы Персидского государства Пасаргады Кир Великий так и не успел. Но уже при его правлении на высокой террасе были построены дома из тесаного камня и кирпича, облицованного светлым песчаником, а в центре города был возведен великолепный царский дворец, окруженный прекрасными четырехуровневыми садами и огороженный высокой зубчатой стеной. Вход во дворец охраняли величественные статуи быков с человеческими головами, а внутри располагались пышные царские покои и ападана – зал для торжественных приемов со множеством колонн. До нашего времени сохранилась гробница Кира Великого. Построенная в виде каменного дома с двускатной крышей и небольшой дверью, она расположена на выложенной из камня террасе, к которой ведут семь широких ступеней. Вход в гробницу был украшен изображением символа верховного бога Ахура-Мазды – крылатым солнечным диском. Греческий автор Страбон утверждал, что еще при Александре Македонском на гробнице существовала надпись, гласившая: «Человек! Я Кир, который оставил господство Персии и был господином Азии».

Камбиз II (529–523 гг. до н. э.)

После смерти Кира Великого на престол вступил его старший сын Камбиз. С его приходом к власти в разноплеменном и разноязычном Персидском государстве начались беспорядки. Справившись с ними, Камбиз решил предпринять поход в Египет. В 525 г. до н. э. благодаря своей огромной армии и флоту финикийцев, а также предательству командира греческих наемников и командующего египетским флотом Камбиз сумел покорить Египет и был провозглашен его фараоном, основав таким образом новую, XXVII династию.

Разгром сильного египетского войска так напугал некоторые племена Северной Африки, что они добровольно покорились персам. «Судьба Египта устрашила живших по соседству с Египтом ливийцев, которые сдались персам без боя, сами наложили на себя дань и послали подарки Камбизу. Подобно ливийцам поступили, будучи также перепуганы, киреяне и баркияне», – писал греческий историк Геродот.

Крез – это имя стало нарицательным благодаря легендарному богатству последнего царя Лидии (560–547 гг. до н. э.). Крез прославился не только своим несметным состоянием, но и щедрыми жертвоприношениями Аполлону Дельфийскому. Согласно одной из легенд Крез спросил греческого мудреца Солона, когда тот однажды посетил столицу Лидии – Сарды, можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных, на что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти».

Став фараоном покоренного Египта, Камбиз также мечтал о завоевании могущественного Карфагена. Но исполнить свои замыслы ему не удалось, так как финикийцы отказались предоставить ему флот для войны со своими соотечественниками, а совершать поход через палящие пески пустыни было крайне опасно. Одержимый победами царь не остановился и решил пойти вглубь африканского материка для покорения богатой золотом Нубии и западных оазисов. Однако экспедиция, направленная им на поиски оазисов, бесследно пропала в песках пустыни, а воины, посланные на завоевание Нубии, погибли – кто от нубийских стрел, кто от изнуряющей жары. Неудачи персов спровоцировали восстание египтян, но персидский властелин, возвратившись в Мемфис, сурово расправился с восставшими – все зачинщики были казнены. Пока Камбиз пребывал в Египте, начались волнения в самой Персии. За время его отсутствия власть в стране захватил его младший брат Бардия, хотя позднее Дарий I утверждал, что власть в стране под видом Бардии была захвачена магом и самозванцем Гауматой. Узнав об этом, Камбиз поспешил вернуться в Персию, но по дороге умер при загадочных обстоятельствах. В Персии началась великая смута: страна стала распадаться, государства, прежде завоеванные персами, начали возвращать себе самостоятельность. Одним из первых отделился Египет.

Таким образом, персам потребовалось лишь около тридцати лет, чтобы возникла великая военная империя. Как и другие подобные ей империи, Персидская была создана при помощи оружия и сохраняла свое превосходство до той поры, пока у власти стояли честолюбивые и отважные предводители.

На пике могущества

Дарий I Великий (522–486 гг. до н. э.)

Осенью 522 г. до н. э. в результате борьбы за власть повелителем Персидского царства стал Дарий I, приходившийся дальним родственником Киру Великому. В наследство ему досталась мятежная Персия. Опираясь на свою армию, Дарий сумел вновь подчинить своей власти отделившиеся территории и страхом удержать их в повиновении. В ходе двадцати сражений, в которых погибли около 150 000 восставших, власть персидского царя была восстановлена на всей территории державы. Не имея возможности вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий усмирял одно восстание, а затем ту же армию, при помощи которой подавил первое восстание, бросал против других мятежников.

В знак своих успехов Дарий I повелел высечь на отвесной скале в Бехистуне гигантскую надпись, сообщавшую о первых годах его царствования и об одержанных им победах, на трех главных языках государства: древнеперсидском, аккадском и эламском. Надпись гласила, что до прихода Дария к власти в государстве царили смута и хаос, люди убивали друг друга, а он «умиротворил всех, поставив на место как богатых, так и бедных».

Надпись располагалась на высоте более 100 м над уровнем земли, высота ее вместе с рельефом составляла 7 м 80 см, а ширина – 22 м. Над текстом было помещено изображение верховного бога Ахура-Мазда, протягивавшего Дарию кольцо – символ власти. Сам царь был изображен в полный рост – 172 см, а за его спиной стояли копьеносец и лучник. Дарий попирал левой ногой мага Гаумату, пытавшегося захватить царский престол, рядом стояли скованные цепью девять царей, выступивших против царя. На востоке власть персов распространялась вплоть до реки Инд, на севере Дарий поработил области Средней Азии, а на западе дошел до Эгейского моря и захватил острова, им были вновь завоеваны Египет и Нубия. Таким образом, Персидская империя охватывала огромные территории в Азии и Африке.

«Гаумата – персидский царь, правил в 522 году до н. э. Согласно официальной версии, изложенной Дарием I на Бехистунской скале, Гаумата, мидийский маг (жрец), воспользовавшись отсутствием Камбиса II, находившегося во главе своей армии в Египте, захватил власть в свои руки. Чтобы обосновать свои права на престол, Гаумата выдал себя за Бардию – младшего брата Камбиса, убитого последним еще до своего похода в Египет. Правление Гауматы продолжалось менее семи месяцев. В сентябре 522 г. до н. э. маг был убит». (Энциклопедический словарь).

Восстановив великую империю, созданную Киром и Камбизом, значительно расширив ее границы, молодой правитель персов приступил к ее организации: государство при Дарии I было разделено на двадцать сатрапий, во главе каждой из которых стоял поставленный царем правитель – сатрап («хранитель царства»). Границы сатрапий почти совпадали с рубежами прежних самостоятельных государств. О своих делах сатрапы отчитывались перед царем и должны были следить за процветанием вверенных им провинций и за своевременной уплатой налогов в царскую сокровищницу. У каждого сатрапа был свой придворный штат, не менее пышный, чем царский, с такими же должностями и чинами. Для того чтобы обезопасить царя от предательства, за каждым сатрапом присматривали главный надзиратель, называвшийся «царским оком», а также тайные посланцы-шпионы. Кроме сатрапа, в провинцию назначался еще военачальник, который обязан был защищать ее от врагов, вести борьбу с грабежами и разбоями, охранять дороги. Сатрап должен был следить за военачальником, а военачальник – за сатрапом. Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему. Все сатрапии обязаны были платить строго фиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливавшиеся с учетом площади обрабатываемой земли и степени ее плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покоренных областях.

Персидская армия

Так как власть персов держалась на военной силе, им была необходима хорошо обученная и организованная армия. Персидская армия состояла из пехоты, конницы и колесничных войск, позже в ее состав стали входить и греческие наемники. Еще при Кире были образованы конные полки, в которых легкие военные колесницы заменили более прочными, дышла и колеса которых были оснащены серпами. Сражавшиеся на них воины были одеты в прочные панцири. Легкая персидская конница была экипирована в холщовые панцири, чешуйчатую броню и вооружена мечами, луками и щитами. Тяжелые конники носили латы, закрывавшие все тело воина. Кроме мечей, луков и щитов, она была вооружена длинными копьями. Пехота также делилась на легкую и тяжелую. Легкая пехота была вооружена копьями, мечами, луками и щитами и одета в легкие панцири; тяжелая пехота – саблями, топорами, секирами и носила тяжелые доспехи. О боевых качествах персидских воинов и техническом оснащении их сражений писали многие греческие историки. Так, древнегреческий писатель и историк Ксенофонт в своей «Греческой истории» так описывал сражение знаменитого спартанского царя Агесилая с персидским военачальником Фарнабазом: «Однажды, когда его воины (Агесилая), рассеянные по равнине, беззаботно и безо всяких мер предосторожности забирали припасы, так как до этого случая они ни разу не подвергались опасности, они внезапно столкнулись с Фарнабазом (персидский военачальник), имевшим с собой около четырехсот всадников и две боевые колесницы, вооруженные серпами. Увидя, что войска Фарнабаза быстро приближаются к ним, греки сбежались вместе, числом около семисот. Фарнабаз не мешкал: выставив вперед колесницы и расположившись со своей конницей за ними, он приказал наступать. Вслед за колесницами, врезавшимися в греческие войска и расстроившими их ряды, устремились всадники и уложили на месте до ста человек; остальные бежали к Агесилаю, находившемуся неподалеку с тяжеловооруженными воинами».

Привилегированную часть войска персов составляли так называемые отряды «бессмертных», формировавшиеся только из мидийцев, персов и эламитов. В них были 2000 отборных всадников, 2000 пеших копейщиков и 10 000 пеших воинов. Личная охрана царя, состоявшая только из представителей персидской знати, насчитывала тысячу солдат.

Отличительными знаками «бессмертных» были золотые и серебряные шары, насаженные на тупые концы копий. Во время похода впереди войска несли золотое изображение орла – военного знака Ахеменидов. Подготовка этих воинов начиналась еще в детстве, они должны были прекрасно владеть оружием. Древнегреческий историк Геродот в «Истории в девяти книгах» (V в. до н. э.) писал о воспитании будущих воинов: «Доблесть персов – мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки. Ведь главное значение они придают численности. Детей с пяти до двадцатилетнего возраста они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. До пятилетнего возраста ребенка не показывают отцу: он среди женщин. Это делается для того, чтобы в случае смерти ребенка в младенческом возрасте не доставлять отцу огорчения». Предполагают, что название «бессмертные» появилось потому, что количество воинов в этих отрядах было неизменным: если один из них умирал или погибал, его место сразу же занимал другой.

Основную часть армии составляли персы, которые начинали служить с двадцати лет, а также мидийцы. Воины, находившиеся на службе, ежемесячно получали плату продуктами питания и всем необходимым. Вышедшие в отставку получали небольшие наделы земли и были освобождены от уплаты податей. В случае войны царь собирал огромное ополчение со всего государства: все народы, населявшие огромную ахеменидскую империю, были обязаны выделять для этого определенное количество воинов. В завоеванных землях персидские цари размещали военные гарнизоны; так, например, в Египте постоянно находилась армия в 10 000-12 000 человек. По свидетельству Ксенофонта (не позже 444 г. до н. э. – не ранее 356 г. до н. э.), царь ежегодно производил смотры своего войска, которое располагалось вокруг царской резиденции. В сатрапиях же смотры осуществлялись специально назначенными чиновниками. За хорошее содержание войска царь награждал сатрапов, за плохое – снимал с должности и строго наказывал.

При Дарии в Персии появился флот и для морских сражений персы стали использовать финикийские, а впоследствии египетские корабли.

Изображения ахеменидских царских штандартов сохранились на настенных росписях дворца Ападана в Персеполе. При раскопках в столице Ахеменидов археологами был обнаружен штандарт с изображением золотого орла с распростертыми крыльями, держащего в каждой лапе по одному золотому венцу. Штандарт был красного цвета и по периметру имел кайму из красно-бело-зеленых треугольников. Штандарт Ахеменидов упоминается Ксенофонтом в «Анабасисе» (I, X) и «Киропедии» (VII, 1, 4) как «золотой орел, поднятый на длинное копье».

Большое значение для развития торговли и хозяйственной жизни страны имели хорошие и безопасные дороги. Такие дороги были проложены между персидскими городами. На них же была организована регулярная почта: через каждые 1,5–2 км наготове стоял всадник с лошадью. Как только получал пакет, он мчался во весь опор до следующего поста, чтобы передать послание по назначению. Помимо почты на дорогах через каждые 15–20 км были построены гостиницы для отдыха путешественников, а специальные отряды стражи несли охрану дорог, делая их безопасными. Виновные в разбое на дорогах строго наказывались. По словам Геродота, часто у дорог можно было увидеть людей с отрубленными ногами и руками – это были разбойники, грабившие путников.

Введенная при Дарии высокопробная золотая монета стала основой денежной системы державы Ахеменидов. Вес ее составлял 8,4 г. Золотые монеты, называемые «дариками», имел право чеканить только царь, серебряные – сатрапы, а медные деньги могли чеканить и в городах. Кроме того, Дарий занимался обширной строительной деятельностью. В период его правления были построены многочисленные дороги, мосты, дворцы и храмы. Самым грандиозным строительным предприятием Дария было сооружение канала, который должен был соединить Средиземное море с Красным. Такой канал уже был прорыт во времена правления египетской царицы Хатшепсут, но он давно пришел в негодность. Геродот сообщал, что канал, построенный при Дарии и соединивший два моря, имел протяженность 84 км, был проложен восточнее Нила, пересекал озеро; и чтобы пройти по нему, кораблю требовались четыре дня. Недалеко от канала по приказу Дария была поставлена стела с надписью: «Я перс из Персии… Египет завоевал… Постановил этот канал прорыть… И корабли пошли по этому каналу из Египта в Персию так, как моя воля была». Власть Дария отличалась своей деспотичностью. Он окружал себя неслыханной роскошью и даже внешне, по своему облачению, должен был отличаться от своих поданных: ношение пурпурных одежд и короны было исключительной привилегией царя. К его услугам были множество слуг и придворных, а также огромная армия чиновников, занимавшихся государственными делами. Дарий I продолжил завоевательскую политику Кира и Камбиза. Для того чтобы укрепить власть персов, он предпринял большой поход против саков, а затем и против скифов. Скифы не стали сражаться с персами в открытом бою – они применили тактику «выжженной земли»: уничтожали колодцы и продовольствие на пути следования персидской армии, нападали на отставшие отряды персов. Дарий пытался навязать скифам решающее сражение, но те отказали ему. Когда завоеватели углубились в степи, скифы прислали Дарию необычный подарок – птицу, мышь, лягушку и пять острых стрел. Персы долго гадали над значением этого дара, пока советник Дария не разъяснил его. Это был своеобразный ультиматум: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Силы персов постепенно таяли, царю пришлось прекратить этот неудачный поход и повернуть назад.

Тем не менее в результате завоевательской политики Дария персы сумели овладеть восточной частью Балканского полуострова, захватить греческую колонию Византии и ряд островов. Власть персов также признала Македония. Только Афины и Спарта осмелились открыто выступить против персидской армии. В 590 г. до н. э. афинское войско нанесло сокрушительное поражение персам на Марафонской равнине. Столь неожиданное сопротивление захватническим устремлениям персидского царя и поражение не избавили Дрия от мысли о новом походе против непокорных греков. Но его пришлось отложить – помешало вспыхнувшее в Египте восстание против персидского владычества, и Дарий, так и не успев восстановить свою власть в этой стране, умер в возрасте 64 лет.

Культура персов

В культурном отношении персы отставали от многих покоренных ими народов, обладавших богатым многовековым культурным наследием. По этой причине персам приходилось признавать их превосходство. У персов даже не было собственной письменности: сначала они заимствовали ассирийское клинообразное письмо, а затем стали пользоваться арамейским языком. Государственной религией персов был зороастризм, названный так по имени легендарного пророка Заратустры. Священная книга персов называлась «Авеста», а верховным богом считался бог света и добра Ахура-Мазда, который изображался в виде крылатого солнечного диска и олицетворял всякое благое начало – свет, огонь, добро, земледелие и оседлое скотоводство. Ему противостоял бог зла и тьмы Анхра-Майнью (Ариман), воплощавший зло, темноту, мрак и кочевой образ жизни. Своими поступками и помыслами персы должны были содействовать победе добра над злом, света – над мраком. Считалось, что этим они помогут победе Ахура-Мазды над Анхра-Майнью. Согласно учению зороастрийских жрецов вся мировая история продолжается двенадцать тысяч лет. Первые три тысячи лет – это «золотой век». Тогда правил Ахура-Мазда. В это время не было ни холода, ни жары, ни болезней, ни смерти, ни старости. На земле было много скота. Но «золотой век» закончился, и АнхраМанью вызвал голод, болезни и смерть. Однако скоро в мир придет спаситель. Он будет из рода Зороастра, и тогда добро восторжествует над злом. На земле наступит мир, в котором станет владычествовать Ахура-Мазда. Будет вечно сиять солнце, а зло исчезнет навсегда.

Также персы почитали и древних языческих богов – покровителей земли, неба и воды, среди которых наибольшим почитанием пользовался бог солнца Митра. Впоследствии с его культом была связана вера в загробную жизнь, которая получила широкое распространение.

Так как Персидское государство было очень большим, в нем существовали несколько столичных городов – Сузы, Экбатана, Вавилон и Пасаргады. Цари жили то в одной столице, то в другой: весной Дарий вместе со всем двором переезжал из Суз в прохладную Экбатану, а зимой предпочитал жить в Вавилоне. Обычай требовал, чтобы раз в год правитель посещал родовой город персидских царей – Пасаргады. Так, Дарий решил недалеко от Пасаргад построить в живописной долине новый роскошный дворец, который стал впоследствии символом мощи и великолепия империи. Но самому Дарию не пришлось увидеть окончания его строительства, и дворец достраивали уже его преемники. Дворец и прочие здания города были возведены из известняка на гигантской, имеющей почти прямоугольную форму каменной платформе пятнадцатиметровой высоты и площадью 135 000 м 2 . Греческие писатели с восхищением сообщали о его великолепии, называя его Персеполем, что означало «Город персов». Защищен был город тройной системой укреплений.

За Персеполем на склонах горы археологи обнаружили высеченные в скале гробницы царей: Артаксеркса II и Артаксеркса III – и недостроенную гробницу Дария III. В нескольких километрах севернее, на противоположном берегу реки Пулвары, на отвесном утесе расположены гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I и Дария II. В настоящее время это место называется Накши-Рустем («Рисунки Рустема»).

Парадный зал царского дворца площадью 3600 м 2 был квадратным, а его потолок покоился на 72 двадцатиметровых каменных колоннах. Дальше было расположено еще одно грандиозное парадное помещение – «Зал ста колонн», который был возведен уже сыном Дария Ксерксом. На высокою каменную террасу, на которой был сооружен дворец, вела высеченная в скале широкая лестница в два пролета и семиметровой ширины, состоявшая из 110 ступеней. Напротив лестницы были расположены главные ворота, украшенные гигантскими скульптурами крылатых быков, высеченных из известняка. С другой стороны ворота охраняли величественные крылатые быки с человеческой головой, похожие на ассирийских шеду. На воротах была помещена надпись: «Так сказал Ксеркс царь: милостью Агура-Мазды я построил эти ворота, названные Всемирными». Стены дворцовых покоев были украшены великолепными скульптурными рельефами, прославлявшими царя и рассказывавшими о роскошной придворной жизни. Дворец в Персеполе воплощал идею Дария о едином государстве. Так, на одной из лестниц был высечен барельеф с изображением шествия представителей 33 народов, населявших государство, которые несли всевозможные подарки и подати персидскому царю. Каждый народ был изображен в своей национальной одежде, разнообразные лица и прически соответствовали их этническому типу: в высоких остроконечных шапках и с длинными бородами ступали вожди саков, в длинных одеждах шествовали жители Вавилона, здесь же можно было увидеть знатных сирийских, индийских и персидских вельмож, фракийцев и эфиопов. И все они несли дорогие подарки: драгоценные одеяния и золотые украшения, великолепное оружие, вели коней, двугорбых верблюдов, диких львов и жирафов. На барельефах, украшавших внешнюю сторону парадной лестницы, было изображено торжественное шествие царской гвардии.

Во дворце также располагались жилые помещения и царская сокровищница. Дарий не жалел средств на строительство своего великолепного дворца, для его отделки с разных концов империи доставлялись необходимые материалы: драгоценную древесину ливанского кедра, тиковое и черное дерево, самоцветы и слоновую кость, золото и серебро. В библейских сказаниях можно найти упоминание о его убранстве: «Белые бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпурными шнурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах… Золотые и серебряные ложи были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета». (Ветхий завет. Книга Есфири. Гл. 1).

Справа от ападаны, центрального большого зала, располагался жилой дворец Дария I. В самом дворце сохранилась надпись: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». Деревянные двери были обшиты тонкими бронзовыми листами и украшены рельефами из драгоценных металлов. Во время археологических раскопок были найдены фрагменты подобных листов. Персидские мастера достигли удивительного мастерства в обработке металлов: они создавали удивительные вещи, изумляющие своей тонкой отделкой и оригинальностью форм. До нашего времени дошел поразительной красоты золотой кубок в виде рога, нижняя часть которого исполнена в виде зверя.

Помимо городских дворцов, царю принадлежали загородные поместья с роскошными и благоустроенными парками, фруктовыми садами, с угодьями для царской охоты. Согласно преданиям великолепный дворец в Персеполе был разрушен и сожжен Александром Македонским. Как рассказывает известный греческий историк Плутарх, для того, чтобы перевезти все богатства, захваченные Александром в городе, потребовалось 10 000 пар мулов и 5000 верблюдов. Гибель священного города персов – города, где погребали царей и куда доставляли дань из всех подвластных земель – ознаменовала конец и самой великой Ахеменидской империи.

Закат империи

Мечту Дария о господстве Персии над всем миром попытался осуществить и его преемник – сын Ксеркс. Геродот, в свое время описавший в своей «Истории» греко-персидские войны, вложил в уста Ксеркса следующие слова: «Если мы завоюем афинян и соседний с ними народ, занимающий земли фригиянина Пелопа, то пределы персидской земли раздвинем до эфира Зевса. Солнце не будет взирать ни на какую страну за пределами нашей: я вместе с вами пройду всю Европу и все земли превращу в одну. Если покорим названные здесь народы, то, как говорят, не останется больше ни одного города, ни одного народа, которые дерзнули бы на бой с нами. Итак, мы наложим иго рабства как на виновных перед нами, так и на невинных». Ксеркс начинает энергично готовиться к новому походу против Греции. Он заручился поддержкой Карфагена и решил атаковать греков с моря. Ксеркс использовал весь накопленный до этого инженерный опыт. По его приказу был сооружен канал через перешеек на Халкидике. На строительство согнали множество работников из Азии и с прилегающего побережья. Вдоль берегов Фракии были созданы продовольственные склады, через Геллеспонт переброшены два понтонных моста длиной по 7 стадий (около 1360 м) каждый. Надежность мостов позволяла Ксерксу перебрасывать войска туда и обратно по мере необходимости. И летом 480 г до н. э. огромная персидская армия, насчитывавшая согласно исследованиям современных историков около 75 000 человек начала переправляться через Геллеспонт. Многолетние греко-персидские войны (500–449 гг. до н. э.) закончились победой греков, которые, объединившись, сумели отстоять свободу и независимость своей родины. В историю вошли битвы при Марафоне, Платее и Саламине, подвиг трехсот спартанцев во главе с царем Леонидом. Участвовавшие в новой битве персидские воины смогли удерживать превосходившие силы противника два дня, но все погибли в этом неравном бою. На их братской могиле была высечена надпись «Странник! Весть отнеси всем гражданам Лакедемона. Честно исполнив свой долг, здесь мы в могиле лежим». Поражение в этой войне показало непрочность империи персов, могущество которой начало таять буквально на глазах.

Согласно учению зороастрийских жрецов вся мировая история продолжалась 12 000 лет. Первые 3000 лет – это «золотой век». Тогда правил Ахура-Мазда. В это время не было ни холода, ни жары, ни болезней, ни смерти, ни старости. Но «золотой век» закончился, и Анхра-Майнью вызвал голод, болезни и смерть. Однако скоро в мир придет спаситель. Он будет из рода Зороастра, и тогда добро восторжествует над злом.

Почувствовав слабость Персии, стали восставать и понемногу отделяться бывшие персидские провинции: Вавилония, Египет, Мидия, Малая Азия, Сирия и др. В 336 г. к власти пришел Дарий III; впоследствии его назовут царем, потерявшим империю. Весной 334 г. до н. э. в поход против персов во главе объединенной македоногреческой армии выступил Александр Македонский (рис. 5).

Рис. 5. Александр Македонский


Его войско состояло из 30 000 пехотинцев: тяжеловооруженных и легковооруженных воинов, а также пятитысячной конницы. Персидское войско в несколько раз превосходило армию Александра, но большую его часть составляли воины, набранные из покоренных стран. На берегах реки Граник состоялось первое крупное сражение македонцев и персов. Македонские войска под предводительством Александра нанесли поражение персам, а затем овладели греческими городами в Малой Азии и отправились вглубь страны. Они захватили города Палестины и Финикии, Египет, перешли реки Тигр и Евфрат. Близ города Гавгамелы произошла решающая битва, из которой македонцы вновь вышли победителями. Потерявший самообладание Дарий III (около 38–30 гг. до н. э.), не дождавшись даже исхода сражения, бежал с жалкими остатками своей армии в Экбатану, где его и убили по приказу сатрапа Бесса, который надеялся, что это замедлит продвижение войск Александра. Александр приказал разыскать и казнить убийц Дария, устроив затем персидскому царю пышные похороны. Дарий III стал последним царем династии Ахеменидов. Так великая Персидская империя Ахеменидов завершила свой исторический путь, а все ее владения стали частью империи Александра Македонского. После смерти Александра Великого Иранское нагорье вошло в состав государства Селевкидов, получившего свое название по имени одного из его полководцев, а затем – в состав Парфянского государства.

Территория Персии до образования самостоятельного государства представляла собой часть Ассирийской империи. VI в. до н.э. стал периодом расцвета древней цивилизации, который начался с царства правителя Персии Кира II Великого . Ему удалось победить царя по имени Крез богатейшей страны древности Лидия. Оно вошло в историю, как первое государственное образование, в котором стали чеканить серебряные и золотые монеты в истории мира. Произошло это в VII в. до н.э.

При персидском царе Кире границы государства были значительно расширены и в них были включены территории павшей Ассирийской империи и могущественного . К окончанию периода царствования Кира и его наследника Персия, получившая статус империи, занимала площадь от земель Древнего Египта до Индии. Завоеватель чтил традиции и обычаи завоеванных народов и принимал титул и корону царя захваченных государств.

Гибель царя Персии Кира II

В древности персидский император Кир считался одним из самых сильных правителей, под умелым руководством которого были совершены многочисленные успешные военные походы. Однако судьба его закончилась бесславно: великий Кир пал от рук женщины. Рядом с северо-восточной границей Персидской империи проживали массагеты . Небольшие племена были очень подкованы в военных делах. Управляла ими царица Томирис. На предложение Кира о браке она ответила решительным отказом, чем крайне разозлила императора и он предпринял военную кампанию по захвату кочевых народов. В схватке погиб сын царицы, и она пообещала заставить царя древней цивилизации пить кровь. Сражение закончилось поражением персидских войск. Голову императора принесли царице в кожаном мехе, наполненном кровью. Так закончилось время деспотичного правления и завоеваний царя Персии Кира II Великого.

Приход к власти Дария

После гибели могущественного Кира к власти пришел его прямой наследник Камбис . В государстве началось ополчение. В результате борьбы императором Персии стал Дарий I. Сведения о годах его правления дошли до наших дней благодаря Бехистунской надписи , которая содержит исторические данные на древнеперсидском, аккадском и эламском языках. Найден камень был офицером Великобритании Г. Роулинсоном в 1835. Надпись свидетельствует о том, что в период правления дальнего родственника Кира II Великого Дария Персия превратилась в восточную деспотию.

Государство было разделено на 20 административных единиц, которыми управляли сатрапы . Регионы назывались сатрапами. Чиновники ведали управлением и в их обязанности входил контроль за сбором налогов в основную казну государства. Деньги шли на развитие инфраструктуры, в частности, были построены дороги, соединяющие районы по всей империи. Были учреждены почтовые посты для донесения сообщений царю. В период его правления отмечено обширное строительство городов и развитие ремесленного искусства. В денежных обиход вводят золотые монеты – «дарики».


Центры Персидской империи

Одна из четырех столиц древней цивилизации Персия находилась на территории бывшей Лидии в городе Сузы. Другой центр общественной и политической жизни находился в Пасаргады, учрежденном Киром Великим. Резиденция персидских располагалась и в завоеванном Вавилонском царстве. Император Дарий I был посажен на престол в специально учрежденном как столица Персии городе Персеполе . Богатство и архитектура его поражали правителей и послов иноземных стран, которые пребывали в империю для принесения даров царю. Каменные стены дворца Дария в Персеполе украшены рисунками, изображающими бессмертную армию персов и историю существования «шести народов», проживающих в составе древней цивилизации.

Религиозные представления персов

В древности в Персии существовало многобожие . Принятие единой религии пришло с учением о борьбе бога добра и порождением зла. Звали пророка Заратустра (Зороастр) . В традиции персов, в отличие от сильного в религиозном отношении Древнего Египта, не было обычая возведения храмовых комплексов и алтарей для совершения духовных обрядов. Жертвы приносились на возвышенностях, где были обустроены алтари. Бог света и добра Ахура-Мазда изображался в зороастризме в виде солнечного диска, украшенного крыльями. Он считался покровителем царей древней цивилизации Персия.

Персидское государство находилось на территории современного Ирана, где сохранились древние памятники архитектуры империи.

Видео о создании и падении Персидской империи

Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - скифы, саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки месопотамской цивилизации. Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

«Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии с Ассирией сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов (Ахемениды - династия царей Древней Персии (558-330 до н. э.)). В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира. В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал Вавилон. Сын Кира, Камбис, покорил Египет, а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

Пасаргады

Расположена она в области Парс на юго-западе Ирана. Поселение на этом месте возникло ещё до прихода персов, в IV тысячелетии до н. э. Кир после покорения Малой Азии воздвиг в Пасаргадах дворцовый комплекс, копировавший дворцы побеждённых ближневосточных владык. Это самые древние монументальные здания на территории Персии. Самое известное строение Пасаргад - гробница основателя державы. Склеп Кира был воздвигнут на мощном постаменте, составленном из шести плит. Гробницу венчал устремлённый к небу угол двускатной крыши. Но самому зданию далеко, скажем, до египетских пирамид. Персы только начинали перенимать роскошь побеждённых, и Кир был первым государем, которого погребли в каменном заупокойном «доме». Найден в Пасаргадах и древнейший из рельефов, которыми позднее во множестве украшались дворцы и гробницы ахеменидских царей. На рельефе изображён дух покровитель царя с четырьмя крыльями, а под изображением - древнейшая ахеменидская надпись : «Я Куруш, царь Ахеменид». Позднее образ крылатого духа часто повторяется на многочисленных персидских надписях и рельефах. Иногда пытались изображать самого Ахура-Мазду, Господа Премудрого, которого иранцы чтили как единственного благого бога. Так, Ахура-Мазда изображён благословляющим царя Дария I на самой величественной из ахеменидских надписей - бехистунской. Но чаще идея божественного покровительства передавалась символически - прежде всего, через образ похожей на орла птицы. Это был символ фарна - по учению иранского пророка Заратуштры (Зороастра), особой благодати, даруемой царю свыше и подтверждающей его право на власть.

Персеполь

Немногим южнее Пасаргад расположен город Парс , известный под греческим названием Персеполь (Персоград). Здесь раскопан просторный дворец, в котором жил царь со своим гаремом и многочисленной челядью. В этом дворце провели немалую часть жизни Дарий I и его преемники. Ядром дворцового комплекса является тронный зал, где проходили официальные приёмы. По современным подсчётам, зал вмещал до 10 тыс. человек. Лестницы его украшены изображениями представителей разных народов, подносящих дань персидскому царю. Археологи насчитали 33 народа, причём внешний облик каждого создатели рельефов передавали со всей возможной точностью. И в Пасаргадах, и в Персеполе при раскопках обнаружены богатые клады - сокровища царей и членов их рода.

В крепостной стене, защищавшей Персеполь, археологи в 1933 г. нашли более 2 тыс. замурованных клинописных табличек. Так, в руки исследователей попал государственный архив Персидской державы. В 1936 г. к «табличкам крепостной стены» добавилось ещё несколько сотен из персепольскои царской сокровищницы. Эти тексты стали важнейшим источником знаний о внутренней жизни Персии. Интересно, что лишь немногие написаны на персидском языке - чиновники использовали эламский и наиболее распространённый на Ближнем Востоке арамейский.

Немного к северу от Персеполя, в местности Накш-и-Рустам, в скалах высечены могилы ахеменидских царей. Это уже не скромная усыпальница Кира из Персеполя. Перед входом в сокрытые в недрах погребальные камеры вырублены монументальные рельефы. На них мы вновь встречаем людей из покорённых племён, склонившихся перед царями Дарием и Артаксерксом. Одна из высеченных рядом надписей содержит перечень персидских царей и завоёванных ими земель. Другая содержит персидские законы и нравственные нормы, восхваляя их справедливость.

Сузы

Третья столица персидских царей - Сузы . Захватив Элам, персы перестроили его древний центр под резиденцию своих царей. Возведение дворца в Сузах начал Дарий, а завершил его сын и наследник Ксеркс. О ходе строительства свидетельствуют многочисленные надписи. В Сузах найдено одно из самых значительных произведений персидского искусства. Перед входом в дворец стояла трёхметровая статуя Дария. Царя изобразили в полный рост, в парадном облачении. Статую царя окружали меньшие фигуры людей из покорённых им народов. Не исключено, что над всей композицией трудились мастера из Египта. По крайней мере, подписи к скульптурам побеждённых выполнены египетскими иероглифами. Египетская же надпись - самая подробная из четырёх на центральной статуе.

Надписей персидских царей найдено большое количество - как в столицах, так и за их пределами. Как правило, они выполнены на нескольких языках. Ахемениды стремились быть государями не только для персов. Уже на рельефе Кира воплощённый фарн облачён в эламские одеяния и увенчан короной египетских фараонов. Ещё одной столицей державы считался , однако здесь нет следов больших перестроек - Ахемениды вселились в отреставрированный дворец вавилонских правителей.

Одним из признаков единства державы было обращение царской монеты, чеканка которой началась при Дарий. Круглая монета была заимствована из покорённого царства Лидия в Малой Азии. На золотой монете (дарике) и серебряной (сикле) изображался царь-воин в бою - припавший на одно колено, в походном облачении и с оружием. По монетному обращению можно наблюдать и начало ослабления единства в огромной стране. Уже в конце V в. до н. э. свои монеты стали чеканить и наместники-сатрапы, и отдельные богатые города.

Персам так и не удалось создать в пределах своей державы единую культуру и единую экономику. Простые иранцы редко селились за пределами своей родины, а знать быстро перенимала обычаи побеждённых высокоразвитых народов. В повседневной жизни отдельных областей персидское завоевание почти ничего не изменило. Всё это ослабляло могучее на первый взгляд государство. Оно просуществовало лишь два века .

Почему Иран не захотел, чтобы его называли Персия. Об этом в нашем обзоре.

Иранская марка периода династии Пехлеви с лаконичным названием «Иран».

Марка была выпущена по случаю коронации третьей жены последнего шаха Ирана в качестве шахбану (императрицы) в 1967 году.

На марке изображены шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и его супруга - императрица Фарах.

В 1935 году первый иранский правитель из династии Пехлеви — Реза обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» (Erān), вместо термина «Персия» . Он обосновал это тем, что внутри его страны для обозначения того, что известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани» (термин происходит от «страна ариев», восходящего к самоназванию племени ариев).

Шах Реза Пехлеви отмечал, что, «персы — это лишь одна из нескольких индоиранских этнических групп в Иране. Их родная область Парс (Фарс) была центром политической власти в древние времена — в период империи Ахеменидов, и в империи Сасанидов. Однако в период завоеваний Александра Македонского название области Парс (Фарс) было распространено греками для обозначения названия всей страны»

Государство Ахеменидов (существовало с 550 г. до н э. по 330 г. до н.э.) официально называлось Aryanam Xsaoram (с древнеперсидского «держава ариев», с учетом современного названия страны можно перевести и как «держава Иран»).

Непосредственно перед арабским и исламским завоеванием Персии, в эпоху правителей династии Сасанидов (224- 652 г. н.э), которые были зороастрийцами-огнепоклонниками, Персия официально называлась Эраншахр, т.е. иранской империей .

В период тюркской династии Каджаров, которая правила страной с 1795 по 1925 г од и предшествовала последней в персидской истории монархической династии — Пехлеви, страна, известная в мире как Персия, тем не менее, официально все также называлась Ираном. А именно «Высочайшее государство Иран» (Dowlat-e Eliyye-ye I rân) . Но во внешнем мире название страны переводили как Персия.

При династии Пехлеви (правила с 1925 по 1979 гг.) Иран официально именовался Шаханшахское Государство Иран (Доулат Шоханшохи-йе Ирон (перс. دولت شاهنشاهی ایرا), где в названии используется древний титул персидских правителей «шахиншах» («царь царей»).

С 1979-го года, после падения монархии, страна официально называется Исламская Республика Иран (перс. جمهوری اسلامی ایران‎ - Джомхури-йе Эсломи-йе Ирон) .

В заключение стоит отметить, что сами персы стали употреблять термин «Персия» для названия своей страны в ряде публикаций и книг в новый и новейший исторический период, под влиянием Запада, как бы позаимствовав этот термин назад, от древних греков.

Дополнительно:

Вокруг названия Ирана

«При составлении исторического обзора Ирана необходимо считаться с фактом, что Иран, как географическое понятие, не совпадает ни с областью расселения иранцев, как этнографической единицы, ни с областью влияния иранской культуры, ни с областью распространения персидского, т. е. иранского литературного языка. В древности Индия и Иран одинаково были заняты народом, называвшим себя арианами (арийцами) — аrуа в Индии, ariya или airya в древнеиранских наречиях .

В надписях царя Дария слово «арии» относится, по-видимому, исключительно к населению Ирана ;

Индия и индийцы получили название по пограничной реке Синд (Sindhu), в иранском произношении Hindu (индийскому с вообще соответствует в иранском h), на современных картах Инд; от персов это название перешло к грекам и, как большая часть греческих названий, вошло в обиход современной географической науки.

В иранском священном писании (Авесте) термин Hindu употребляется как название реки и говорится о «семи Индах» (harta hindu), что вполне соответствует индийскому термину sapta sindhavah. Индийское «Семиречье» получило такое название по Инду, Кабулу и пяти рекам «Пенджаба» (т. е. «Пятиречья»), Чинабу с его притоками Джеламом и Рави и Сетледжу с его притоком Биасом.

Ариям противополагаются туры (tura, прилагательное tuirya) и саримы (sairima); если под последними, как полагают, надо понимать сарматов или савроматов греческих писателей, то имеется в виду среднеазиатский народ, по мнению большинства ученых родственный иранцам; очень вероятно, что и туры были того же происхождения и тоже жили в Средней Азии.

Другими словами, население Ирана обособило себя одинаково от индийских, «ариев» и от родственных среднеазиатских народов . Слово «Иран», первоначально Эран, появляется позже и есть родительный падеж множественного числа от слова airya (airyanara), в смысле: (страна) ариев. Впервые мы встречаем его в греческой форме Ariane у Эратосфена (III в. до Р.Х.) у которого заимствовал эти сведения Страбон.

Границей этой «Арианы» или Ирана считались: Инд на востоке, Гиндукуш и горные цепи к западу от него — на севере, Индийский океан на юге; западная граница шла от Каспийских ворот т. е. горного прохода к востоку от Тегерана, по линии, отделявшей Парфию от Мидии и Караманию (Керман) от Персиды (Фарса). Очевидно, термин, «страна ариев» понимался не в этнографическом, но исключительно в политическом смысле; так называлась страна, объединенная под властью династии арсакидов, поднявшей восстание против греческих завоевателей; области, остававшиеся под властью греков, как на западе (государство Селевкидов), так и на северо-востоке (греко-бактрийское царство) не причислялись к Ирану.

Впоследствии, при Сасанидах, область с семитским населением, Вавилония где находилась столица «царя царей», не только причислялась к Ирану, но даже считалась, «сердцем иранской области». И в настоящее время в самой Персии под Ираном понимают государство шахиншаха .

Происхождение слова Иран и этнографический термин «арии», от которого оно происходит, были забыты уже в средние века; от слова «Иран» для обозначения населения этой страны был образован термин «иранцы» (перс, ирани) . Ирану чаще всего противопоставлялся «Туран», слово образованное от «туры» таким же образом, как Иран от «арии»; только впоследствии «Туран» отождествили с «Туркестаном», страной турок.

Совершенно иное значение получили слова «Иран» и «Туран» в географической науке; под Ираном понимали плоскогорье, представляющее внутренний бассейн и граничащее на севере с бассейном Каспийского и Аральского морей, на юге, западе и востоке — с бассейном Индийского океана, между Тигром и Индом; под Тураном — бассейн Аральского моря. Слова «Туран» и «туранцы» иногда употребляли в более обширном значении, объединяя под этими терминами весь среднеазиатский мир от южнорусских степей до Китая, и противополагая «туранцев» не только «иранцам», но вообще «арийцам».

Название «арии» вновь сделалось известно европейцам в XVIII в. (не из живой речи, но из древнейших памятников письменности Индии и Ирана). После установления близости языков Индии и Ирана с европейскими, арийцами (Arier, Ariens, Aryans) стали называть всех представителей лингвистической группы, обнимающей народы «от Индии до Исландии».

Впоследствии вместо этого термина были предложены другие: индоевропейцы, индогерманцы (особенно в немецкой науке), арио-европейцы, с сохранением названия «арийцы» только для азиатских индоевропейцев, предки которых действительно называли себя этим именем; тем не менее слово «арийцы» и до сих пор иногда употребляется в науке в прежнем смысле даже в Германии.

Арийцы, в смысле «азиатские индоевропейцы», были разделены на две ветви, индийцев и иранцев . Иранцами в лингвистическом смысле стали называть, независимо от политических границ, народы, объединенные в одно целое во лингвистическим признакам. Когда в конце XIX века возникла мысль составить свод научного материала, относящегося к области «иранской филологии» (языкам, литературе и истории иранцев), то в лингвистический отдел этого свода вошли наречия от самого восточного из памирских, сарыкольского, до западных курдских, в восточной части малоазиатского полуострова, т. е., приблизительно, от 75 до 38 градусов вост. долг, от Гринвича. Кроме того, рассматривается наречие так называемых осетин (называющих сами себя ирон), живущих отдельно от прочих, «иранцев» на Кавказе, к западу от прежней военно-грузинской: дороги.

Еще обширнее была область распространения иранских наречий в древности, хотя во многих случаях вопрос о том, какие именно народы говорили по-ирански, остается спорным.

Еще большее пространство обнимала область распространения главного литературного языка Ирана, так называемого «новоперсидского», образовавшегося уже при исламе; на нем писали далеко за пределами лингвистического Ирана, от Константинополя (к числу персидских поэтов принадлежал турецкий султан Селим II, 1566-1574) до Калькутты и городов Китайского Туркестана. Историку иранской культуры необходимо считаться и с этим фактом, и с еще более многочисленными переводами с персидского и подражаниями персидским образцам». (Из сборника «История Ближнего Востока», выпущенного в России в 2002 году).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бен Уайдер (Ben Weider) биография Последние годы и смерть
Витамин C (аскорбиновая кислота) Аскорбиновая кислота в бодибилдинге
«Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки Качественной характеристикой физической нагрузки является