Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История восстановления монастыря. Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Денис Гришкин

В Новоспасском монастыре продолжаются масштабные восстановительные работы. В этом году главным объектом реставрации станет колокольня, на которой установят колокол весом 1000 пудов.

В Москве завершилась реставрация 33 храмов и монастырей. Об этом сообщил во время осмотра с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом хода реставрационных работ в Новоспасском монастыре.

«Мы с вами отреставрировали 33 старейших храма Москвы. Ещё примерно столько же находится в активной фазе работы. Это действительно восстановление огромного исторического пласта не только Москвы, но и нашей страны. И это можно видеть по замечательному Новоспасскому монастырю, удивительным храмам, каждый из которых олицетворяет те или иные вехи истории нашей столицы», — отметил Сергей Собянин.

По его словам, основные реставрационные работы планируется завершить в 2017 году.

«И дополнительные работы, в частности по этому храму, я надеюсь, что мы продолжим. Реставрационные работы во всем монастыре будут проведены таким образом, чтобы он стоял веками и радовал и прихожан, и всех москвичей», — подчеркнул Мэр Москвы.

Также он поздравил Патриарха с годовщиной интронизации, которую предстоятель Русской православной церкви отмечал 1 февраля.

«Я хотел, пользуясь случаем, поздравить Вас с очередной годовщиной Вашего служения на этом великом посту. Восемь лет, которые Вы находитесь на нём, можно назвать годами созидания. Это хорошо видно по Москве», — добавил Сергей Собянин.

Семь веков истории

Православный Новоспасский мужской монастырь был основан в 1282 году московским князем Даниилом Александровичем к югу от города на месте современного Данилова монастыря. Здесь он просуществовал полвека, пока около 1330 года князь Иван Калита не перенёс обитель непосредственно в Кремль. Она была посвящена Преображению Господню и приобрела статус «комнатного монастыря».

После разрушительного кремлёвского пожара 1488 года по решению великого князя Ивана III Спасо-Преображенская обитель в 1490 году была вновь перенесена за пределы города — теперь на юго-восток, на Крутицы (название напоминает о крутом левом береге Москвы-реки). Монастырь получил название «Спас на Новом», или «Новоспасский» (современный адрес: Крестьянская площадь, дом 10).

Окружённый крепкой стеной, при необходимости Новоспасский монастырь мог служить и крепостью, защищавшей Москву от набегов крымских татар. Огромное значение для истории монастыря имел тот факт, что с первых лет своего существования на Крутицах он стал родовой усыпальницей бояр Романовых, спустя 100 лет давших начало новой царской династии.

«Это одна из самых почитаемых московских святынь. И конечно, место, имеющее очень большое историческое значение. Монастырь связан с династией Романовых. Михаил Фёдорович — первый русский царь из этой династии, собственно говоря, он построил этот собор. И в этом же месте находится усыпальница Романовых», — отметил Патриарх Кирилл.

Постепенно монастырский комплекс пополнялся новыми сооружениями:

— первый собор во имя Преображения Господня был построен в 1491-1497 годах;

— в 1640-1642 годах при царе Михаиле Фёдоровиче монастырь был обнесён каменной стеной с башнями;

— в 1645-1649 годах при царе Алексее Михайловиче на подклете разобранного монастырского собора возведено новое здание, сохранившееся и поныне;

— в 1652 году построена церковь Святого Николая Чудотворца при кельях и больнице;

— в 1673-1675 годах — церковь Покрова Богородицы с трапезной и хлебодарной палатами;

— в XVIII веке сооружена церковь Знамения Пресвятой Богородицы;

— в 1759-1785 годах установлена новая колокольня с церковью Преподобного Сергия Радонежского на втором ярусе;

— в 1791-1795 годах возведена постройка с усыпальницей князей Черкасских и графов Шереметевых.

Монастырь серьёзно пострадал от огня и грабежей во время французской оккупации Москвы в 1812 году, но в течение следующих восьми лет был полностью восстановлен.

В 1810 году на монастырском кладбище была похоронена инокиня Досифея — легендарная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. В начале ХХ века над её могилой установили небольшую белую часовню, сохранившуюся до наших дней рядом с колокольней.

В 1919 году Новоспасский монастырь был закрыт, а его территория была передана в ведение Всероссийской чрезвычайной комиссии под концентрационный лагерь. На территории обители проводились расстрелы. Подобная участь постигла ещё три московских монастыря.

В 1920-х годах в бывшем монастыре работали женский исправительный дом и детская колония. Монастырское кладбище было разграблено и снесено в 1927-1930 годах. В Знаменской церкви разместили вытрезвитель. С 1935 года ансамбль монастыря находился в ведении хозяйственного управления НКВД. Большая часть зданий тогда была превращена в жильё и общежития.

В начале 1940-х годов было решено полностью снести монастырь, но реализовать проект не успели — этому помешала Великая Отечественная война. После её окончания от планов уничтожения обители отказались, однако здания находились в плохом состоянии. В относительной сохранности оставался лишь Спасо-Преображенский собор, превращённый в архивохранилище.

Отселять жильцов с территории монастыря начали только в 1960 году. В 1968-м было решено организовать на базе монастыря Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР, однако идея до конца так и не была реализована. Правда, с 1985 по 1990 год здесь существовал крупный реставрационный центр.

В 1980-х годах были проведены первые работы по восстановлению исторического облика обители. Тогда частично отреставрировали многие здания.

Процесс возвращения монастыря Русской православной церкви и возрождения в нём монашеской жизни начался в 1991 году. Спустя четыре года здесь перезахоронили обнаруженные в Кремле останки великого князя Сергея Александровича, а усыпальница Романовых вновь открылась для посещения.

На месте уничтоженного погоста разбили один из лучших в Москве садов. Кроме того, в монастыре можно посетить живописный Итальянский дворик, ставший в начале ХХ века местом массовых расстрелов.

Масштабное восстановление обители

С 2012 года при поддержке Правительства Москвы и ряда коммерческих фирм в Новоспасском монастыре начались масштабные восстановительные и реставрационные работы. До конца 2016 года было выполнено примерно 50 процентов из них.

«Хотел бы поблагодарить Вас, Сергей Семёнович, за понимание важности этой работы и за тот большой объём работы, которая сейчас во всей Первопрестольной совершается: восстанавливаются замечательные памятники архитектуры, наши национальные святыни», — заявил Патриарх.

По словам Патриарха, монастырь был в плачевном состоянии: полуразрушенные стены, проржавевшие купола, обрушившаяся штукатурка. Церковь исключительно на свои средства вела реставрацию. «Но в последние годы, благодаря Сергею Семёновичу, Мэру нашего города, монастырь стал получать субсидии на проведение реставрационных работ, в первую очередь касающихся фасадов, кровли — вот, то есть таких капитальных работ, без которых невозможно проводить и внутреннюю реставрацию, которая совершается на церковные средства», — отметил Патриарх.

В 2017 году главным объектом реставрации станет монастырская колокольня, на которой планируют установить колокол весом 1000 пудов (16,38 тонны).

Реставрационные работы начались в колокольне, построенной в 1759-1785 годах архитектором И. Жеребцовым. Общая площадь здания — 766,7 квадратного метра. С декабря здесь занимаются укреплением конструктивных (несущих) элементов, реставрацией фасадов и белокаменных элементов (колонн, вазонов, карнизов, обрамлений), воссозданием столярных заполнений, реставрацией и золочением купола, креста и подкрестного блока, реставрацией надвратного храма Преподобного Сергия Радонежского с воссозданием живописи, раскрытием (расчисткой) и реставрацией живописи в арке, установкой 1000-пудового колокола, ремонтом внутренних помещений с приспособлением их под современное использование, полной заменой инженерных систем.

Второй объект реставрации — Никольская церковь при больничных палатах общей площадью 445,9 квадратного метра. С июня по октябрь 2016 года в здании проводили следующие ремонтно-восстановительные работы: реставрацию кровли, креста и барабана, реставрацию фасадов, в том числе лицевой поверхности кирпичной кладки, реставрацию кирпичных архитектурных деталей карнизов, поясков, наличников, укрепление расслоившейся кирпичной кладки, воссоздание лицевой части цоколя, работы по фрескам над центральным входом с расчисткой от загрязнений и укреплением лакокрасочного слоя пропиткой, воссоздание подоконных досок, расчистку металлических элементов оконных решёток с последующей окраской, замену окон на восточном фасаде, смену водосточных труб, фигурных элементов водосточных труб, ухватов, воссоздание белокаменного крыльца.

Следующий объект — церковь Знамения, построенная в 1793-1795, 1802 годах архитекторами Е.С. Назаровым и В.И. Баженовым. Общая площадь здания — 59,6 квадратного метра. С июня по октябрь здесь реставрировали фасады и белокаменный цоколь, воссоздавали оконные заполнения, кованые решётки и белокаменные крыльца.

С октября 2015 по октябрь 2016 года работы проходили и в трапезной палате с церковью Покрова, построенными в XVI-XVII веках. В здании площадью 1930,9 квадратного метра были проведены инъектирование трещин фасадов, раскрытие дверного проёма в хлебодарной палате, раскрытие и консервация настенной живописи в интерьере, реставрационные работы на белокаменных поверхностях погребов, раскрытие дверного проёма и воссоздание белокаменной лестницы из трапезной в подвал, воссоздание заполнений дверных проёмов подвала, реставрация белокаменного покрытия пола подвала, реставрация с докомпоновкой белого камня на лестнице, ведущей в подвал. Работы на всех перечисленных объектах проводят за счёт субсидий из бюджета Москвы.

С мая 2015 по май 2016 года были отреставрированы стена и малая башня хозяйственного двора постройки XVIII века. Для них были укреплены фундамент и грунт. Кроме того, воссоздан разрушенный корпус воскресной школы.

В ходе ремонтно-реставрационных работ, проведённых в 2012-2016 годах, на угловой юго-западной башне была воссоздана утраченная кровля.

Православная Москва: строительство и реставрация

Московские храмы и монастыри, являющиеся памятниками архитектуры, реставрируют за счёт религиозных общин, благотворителей, а также средств из бюджета столицы. Правительство города финансирует работы в храмах, находящихся в государственной собственности, напрямую в рамках программы «Культура Москвы» либо выделяя субсидии (300 миллионов рублей в год) религиозным организациям, которые сами организуют реставрацию.

С 2011 по 2016 год работы проводились в 69 храмах и монастырях. На сегодня завершена реставрация 33 памятников церковной архитектуры, среди которых такие знаковые объекты, как церковь Святого Климента на Пятницкой улице, храмы Черниговского подворья, Московский епархиальный дом в Лихове переулке, храмы Зарядья, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке.

Новые храмы в столице строят за счёт средств религиозных общин, спонсоров и благотворителей. Крупнейшей строительной программой стала «200 храмов», по которой храмы возводят в жилых районах города в шаговой доступности от прихожан. Начиная с 2010 года в рамках этой программы завершено строительство 36 храмов: 27 введено в эксплуатацию, в девяти завершается ввод в эксплуатацию, проводятся регулярные богослужения. Ещё в пяти храмах закончены основные строительно-монтажные работы, и 43 храма находятся в различной стадии строительства.

На местах работ устанавливаются временные деревянные храмы, в которых проводят богослужения. Уже возведено 106 таких храмов.

Кроме того, вне программы в Москве в 2011-2016 годах построено 11 церквей, крупнейшим из которых стал воссозданный Преображенский собор на одноимённой площади.

Таким образом, за последние пять лет в столице возвели более 50 православных храмов.

Культовые выставки, Рождественские чтения и парады кадет

Самым заметным и популярным совместным общественным проектом с Русской православной церковью последних лет стала ежегодная выставка «Православная Русь — к Дню народного единства» в Манеже, которую посещают десятки тысяч людей. Экспозиции послужили основой для создания нового музея «Россия. Моя история» на ВДНХ.

Кроме того, Правительство Москвы помогает реализации ряда духовно-просветительских мероприятий Русской православной церкви, среди которых:

— издание многотомной «Православной энциклопедии»; Международные Рождественские образовательные чтения (январь, более 10 тысяч участников);

— духовно-просветительские мероприятия в честь Дня православной книги (март, более 40 тысяч участников);

— организация доступа верующих к православным святыням, которые привозятся в Москву;

— праздничный концерт на Красной площади в честь Дня славянской письменности и культуры, равноапостольных Кирилла и Мефодия (24 мая, более 10 тысяч участников);

крестные ходы, выставки, концерты, юбилейные мероприятия.

Сердца наши исполняются прощением, миром и любовью друг к другу

После малого повечерия отец Мефодий сказал небольшое слово и попросил у всех коленопреклоненно прощения:

«Возлюбленные отцы, братья и сестры, благословите меня от лица владыки Панкратия попросить прощение. В этот величественный день Господь дал возможность примириться с Богом, со своим ангелом-хранителем, своими ближними, особенно с теми людьми, которых мы реально обижаем, соблазняем, смущаем своим поведением. Но Господь дает нам такие дни, как Святая Четыредесятница – самое прекрасное время для человеческой души, золотое время покаяния, которое мы можем принести милостивому и всепрощающему Господу нашему.

Благословите и простите меня святые отцы, братья, сестры, недостойнейшего вашего брата за согрешения, яже сотворил я словом, делом, помышлением и всеми моими

В Валаамском монастыре в эту сплошную масленичную неделю тоже пекут множество блинов для угощения братии и многочисленных гостей. Каждый день монастырские повара с радостью и любовью готовят 450 больших блинов для братской трапезы, и еще множество – для добавки и раздачи всем желающим. Блины со сгущенкой и сметаной – утешение для всех насельников монастыря, ведь так необходимо подкрепить себя перед строгим многодневным постом.

16 февраля 2019 года у насельника Валаамского монастыря игумена Мефодия день рождения. Поздравить своего любимого духовного отца и друга пришли братия обители и многочисленные гости, которые прибыли на остров несмотря на зиму и не самые благоприятные погодные условия.

Игумен Мефодий, приехавший вместе с владыкой Панкратием в полуразрушенный Валаамский монастырь в 1993 году, внес особый вклад в возрождение обители. Его послушание и труды принесли обильные плоды на ниве церковной. Отец Мефодий благодаря своей безмерной любви сумел объединить вокруг себя огромное количество людей, сумел помочь им прийти к Богу, к Церкви, к вере. Общение с отцом Мефодием в корне изменило их жизнь. Его трудами многие обрели твердое упование на волю Божию и встали на верный путь спасения, восходя по ступеням жизненной лестницы к Царствию Небесному.

15 февраля 2019 года в день праздника Сретения Господня Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий навестил болеющего в последнее время монаха Антония и вручил ему памятную юбилейную медаль в честь "30-летия вывода советских войск из Афганистана".

"О своём пути к Богу в терниях афганской войны рассказывал мне сегодня и монах Антоний, которого сегодня я пришёл навестить и вручить юбилейную медаль в память 30-летия завершения вывода войск из Афганистана. Помянули всех положивших душу свою вождях и воинах. Монах Антоний (Сергей Мачулин) тогда был командиром части спецназа и участвовал в опасных операциях в тылу врага", - пишет Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.

На территории снесенного 14-го корпуса Кремля теперь будет сквер? А как же идея восстановления двух монастырей — Чудова и Вознесенского?


Как известно, не так давно был снесен 14-й корпус Кремля. В свое время активно обсуждалась идея восстановления на этой территории двух монастырей — Чудова и Вознесенского. Какова ситуация на сегодняшний день? Есть ли шанс, что эта идея все-таки осуществится? Об этом мы поговорили с советником директора Федеральной службы охраны, д.и.н., профессором МГУ Сергеем ДЕВЯТОВЫМ .

Чудов монастырь появился на территории посольства Золотой Орды

— Сергей Викторович, можно ли надеяться, что решение о восстановлении монастырей все-таки будет реализовано? Или от этой идеи отказались окончательно?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать издалека, с истории этого уникального места.

Наиболее почитаемый мужской монастырь в Московском Кремле — Чудов — был основан в 1365 году митрополитом Алексием . История появления этого монастыря такова.

Алексий был достаточно серьезным политиком и дипломатом. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдуллу . В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Ранее эта территория принадлежала Колымажному двору, где находилось посольство Золотой Орды в Московском Кремле.

Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Именно с этого храма началась история кремлевских святынь.

Несколько позднее, в 1390-е годы княгиня Ефросинья , вдова Дмитрия Донского , основывает рядом со Спасской башней еще один монастырь, который получил название Вознесенского. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.

Чудов монастырь, 1900-е годы

Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.

В тяжелом состоянии оказалась восточная часть монастырей, которая выходила к Спасской башне. Дело в том, что Спасская башня была заминирована, но, к счастью, ее не успели взорвать: в последний момент потушили горящие фитили.

После Отечественной войны 1812 года восстановлением двух святынь занялась архитектурная комиссия под руководством Осипа Бове . Если монастыри в целом уцелели, то церковь Святого Георгия в составе одного из монастырских комплексов была сильно разрушена.

На ее месте решили возвести Храм Святой Екатерины в неоготическом стиле. Между прочим, он неплохо вписался в существующую застройку, сочетаясь с готическими мотивами шатра Спасской башни.

Вознесенский монастырь

В таком виде оба монастыря просуществовали до декабря 1929 года, когда было принято решение об их сносе. Музейным работникам удалось вывезти часть иконостасов и уникальные надгробия великих русских княгинь. Дело в том, что именно в Вознесенском монастыре находились усыпальницы женской половины царской семьи. Они были перенесены в Архангельский собор.

Мы потеряли сами монастыри, но их подземная часть сохранилась — то есть все, что находилось ниже уровня земли, не было снесено. Мы практически обладаем всей подземной частью. Поэтому если все-таки будет принято решение о реконструкции двух святынь, это обстоятельство значительно облегчит дело.

— Почему с восстановлением монастырей пока все-таки решили повременить? В чем причина? Нет денег? Не тот момент? Не посоветовали специалисты?

— Примерно год назад Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о возможности восстановления двух монастырей. Но, согласитесь, вначале здесь нужно провести весь комплекс научных исследований. Дело даже не в обсуждении этого вопроса с общественностью. Нужно провести тщательнее археологическое изучение этой древней территории. И такое изучение пока только начинается.

Снос 14-го корпуса Кремля

Кроме того, Кремль является особо охраняемой территорией ЮНЕСКО, и любые действия здесь согласуются с этой уважаемой международной организацией. Я бы сказал так: сейчас говорить о восстановлении монастырей преждевременно с точки зрения тех процедур, которые нужно пройти.

Самая ценная находка для археологов — древняя свалка

— Всем понятно, что Московский Кремль — это ценнейший объект исследований для историков и археологов. Поэтому решение об археологических раскопках на территории Кремля было воспринято научным сообществом как уникальный дар, значимость которого чрезвычайно велика…

— Безусловно, это так. Во всяком случае, первые же сделанные шурфы показывают, что подземная часть находится в удовлетворительной степени сохранности.

Раскопки, которые сейчас проводятся, дали очень хорошие результаты. Удалось вскрыть часть некрополя Чудова монастыря, который (опять же чудом!) не был разрушен при строительстве 14-го корпуса. В этом месте вполне могут быть найдены еще более древние слои. Ведь на месте Чудова монастыря, напоминаю, находилось подворье Золотой Орды!

Проведение работ на месте снесенного 14-го корпуса

— Как известно, на государственном уровне принято решение о проведении в Кремле комплексных археологических исследований. Как долго они могут продлиться?

— Археологические изыскания — дело не быстрое. На месте древней церкви Чуда Архангела Михаила сейчас идут активные исследовательские мероприятия. На ближайшие годы это огромная работа для российских археологов.

Должен сказать, что здесь ожидаются серьезные археологические находки. Ведь культурный слой в этом месте насчитывает не один, не два и не пять метров. В свое время по территории Чудова монастыря проходил ров Ивана Калиты — тут пролегал овраг, превращенный в оборонительный ров. Впоследствии туда сбрасывали все ненужное. В результате, возможно, мы найдем «кладбище бытовых вещей», ценность которого для сегодняшних исследователей трудно даже определить.

Новодел — это не всегда плохо

— Как Вы считаете, Сергей Викторович, если ничего не сохранилось от исторического памятника, стоит ли возводить новодел? И в каком виде это может быть сделано?

— Сложный вопрос. Не рискну однозначно на него ответить. Приведу пример: самое начало Никольской улицы. В 1926 году там был отреставрирован храм, который построили после окончания польской интервенции. Однако уже в 1929 году он был снесен советской властью. В результате в этом месте оказалась непонятная зияющая пустота.

В таком виде территория в самом центре Москвы просуществовала до начала 1990-х годов. Московские власти приняли решение восстановить храм. Причем пошли не по пути возрождения того храма, который был разрушен, а по пути восстановления храма, который строил еще князь Дмитрий Пожарский .

Чудов монастырь. Рисунок XVIII века

Слава Богу, обмеры старого здания сохранились. Восстановленный храм на 70% — новодельный, но зиявшая до него проплешина в архитектурном облике Никольской улицы очень портила вид этой части Красной площади. Фактически произошло возрождение древней градостроительной среды. Поэтому считаю, что здесь возрождение было логичным шагом.

— Дворец Алексея Михайловича в Коломенском — тоже новодел, но очень, по-моему, качественный. Сразу создается представление о той эпохе, о людях…

— Насчет Коломенского согласен. Действительно, удачная реконструкция. Достаточно удачный опыт и восстановление дворца в Царицыно. Там смогли сделать настоящую культурно-историческую площадку. А вот стилизованный дворец в Измайлово, на мой взгляд, очень странный. Это как раз пример современного китча.

На форумах муссируются слухи, что будет снесен Кремлевский дворец съездов?

— Ни о чем таком не слышал. Думаю, это из разряда слухов, не более. Что касается территории бывших монастырей, считаю огромным достижением то, что сейчас они вводятся в археологический оборот. Это очень важный момент в жизни Московского Кремля.

Какие еще перемены ждут сердце нашей родины?

— Очень важный момент, который сейчас обсуждается, — это оптимизация входных комплексов. И, как результат, создание более комфортной, с точки зрения туристов, зоны.

Уже работает один из таких комплексов в районе Кутафьей башни. Эти комплексы несут двойную нагрузку, обеспечивая безопасный, комфортный проход в Кремль и одновременно создавая безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.

Еще один момент. Когда проходят массовые мероприятия в Кремлевском дворце, как правило, на входе скапливаются большие очереди. Теперь же люди смогут комфортно пройти на территорию Кремля.

Входной комплекс будет сооружен и в районе Спасской башни, он обеспечит вход в Кремль со стороны Красной площади.

Никакого урона Кремлю все это не нанесет. Ведь входные группы — это быстровозводимые сооружения, и их не нужно согласовывать с ЮНЕСКО.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

Отчет по сделанному и планы на 2017 год.

Если кто может помочь монастырю в реализацией ремонтно-восстановительных работ, строе материалами, собственными навыками или советом, пишите на vladimir@сайт

МОНАСТЫРСКАЯ СТЕНА

  1. Раскопано из земли 1000 метров фундамента монастырской стены, включая фундамент здания мастерских - пристройки к Святым воротам, главным воротам монастыря, фундаменты 5 башен;
  2. Построено 70 метров монастырской стены высотой 3 метра, шириной 0,8 метра;

1. Построить ещё 30-50 метров стены;

2. Собрать крышу над стеной. Круша будет из метало черепицы зеленого цвета, со светильниками через 10 м.

На данный момент монастырь очень нуждается в каменьшике для строительства стены

СОБОР прп. Зосимы и Савватия

  1. Разобраны встроенная в собор четырех этажная тюрьма;
  2. Помещения очищены от грязи, хлама…;
  3. Раскопаны воздуховоды уникальной системы отопления Собора, разрушенных в годы советской власти. Законсервированы остатки частей систему отопления;
  4. Студентами УГТУ выполнены обмеры Собора прп. Зосимы и Савватия, составлен альбом;
  5. Отремонтирована металлическая крыша Алтаря Собора, заменены балки и обрешётка;
  6. Разобран и установлен новый деревянный пол в Соборе (Храмовая часть Собора);
  7. Установлены 30 окон, общей площадью остекления более 200 кв.м.;

В 2017 году планируется выполнить

  1. Восстановить часть бетонного пола в средней части храма (по проекту называется Трапезная) 70 квадратных метров.
  2. Установить отопительный твердотопливный котёл мощностью 150 Кв. Восстановить тепловые каналы Собора. Запустить отопление.
  3. Капитальный ремонт крыши Собора, замена балок, покраска.

СЕСТРИНСКИЙ КОРПУС

  1. Выполнен ремонт 7 печей;
  2. Установлена воздушная печь, выполнены воздуховоды для подачи нагретого воздуха в помещения домашней церкви;
  3. Изготовление 2 лестницы на 2 этаж и в домашнюю церковь;
  4. На первом этаже побелены стены;
  5. Отремонтировано 4 комнаты и домашняя церковь.
  6. Отремонтирована крыша сестринского корпуса. 14 новых кирпичных дымоходов.

В 2017 году планируется выполнить

  1. Отремонтировать трапезную для матушек на 2 этаже, установить дровяную хлебопеч, трапезный стол со стульями, кухонную мебель, замена 5 окон;
  2. На 2м этаже здания сестринского корпуса замена проводки с комплектующими (автоматы, розетки, светильники, коробки, выключатели и т.д.);
  3. Замена входной двери сестринского корпуса;
  4. Капитальный ремонт 4 туалетов. Заливка нового фундамента, утепление, отопление;
  5. Уложить фанеру и ламинат в домашнем Храме;


БЛАГОУСТРОЙСТВО, ТЕРРИТОРИЯ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Отремонтирован амбар 19 века;
  2. Отремонтирован и обустроен - дом паломника (установлены 2-х ярусные кровати на 10 мест).;
  3. Отремонтирован и обустроен дом - администрация Кылтово;
  4. Отремонтированы 2 дома для рабочих, обустроено до 20 спальных мест;
  5. Заготовлены дрова, 100 куб. м., на 1 год отопления монастыря;
  6. Отремонтирован водопровод, установлены водоразборные колонки;
  7. Ремонт печи (с камином) в доме паломника;
  8. Разобрано 400 м. ветхого забора;
  9. Построена летняя трапезная, на 200 мест, 250 кв.м.

10. Установлена пилорама, налажено производство досок, бруса и др.;

11. 100 метров электрического кабеля уложили в землю;

12. Отремонтирован гараж - мастерская;

13. Установлено кухонное оборудование, отремонтирована и обустроена зимняя столовая на 30 мест;

В 2017 году планируется выполнить

  1. Построить 2 бани из бруса или бревна, (одну для матушек, другую для реабилитантов)

ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Составлены технический и кадастровый паспорта на Сестринский корпус и Собор прп. Зосимы и Савватия;
  2. Составлен генеральный план восстановления архитектурного ансамбля монастыря;
  3. Составлены рабочий проект и смета восстановления Главк Собора (стоимость работ по изготовлению 5 стаканов (4 боковых, 1 алтарный и ремонт центрального), 6 куполов и Крестов 7,128 млн. руб.);

Храм Святителя Николая (подворье Серегово - Заречье)

1. Заготовлены дрова;

2. Установлена новая кровля;

В 2017 году планируется выполнить

1. Пристройка Алтаря из бревна (фундамент уже залит)

2. Капитальный ремонт здания (утепление, установка отопления, канализации и скважина)

Храм Воскресения Христова (подворье в Сыктывкаре)

  1. Выполнено техническое обслуживание системы отопления, установлены дровяной котёл длительного горения и электро котел;
  2. Заменены окна на пластиковые;
  3. Подведен газ;

В 2017 году планируется выполнить

  1. Косметический ремонт алтаря, покраска, замена вентиляции.
  2. Косметический ремонт лестничных пролетов.
  3. Установка газового отопительного котла.
  4. Капитальный ремонт трапезной для матушек.
  5. Ремонт и доработка железного забора вокруг подворья, изготовление еше одной калитки и замена ворот.

Паломники, посетители, экскурсии, туризм

Информационное сопровождение: ФИЛЬМЫ

Создание фильма телеканалом «Юрган» о молодёжном лагере «Добрые побуждения». Автор фильма Владимир Кривцун.

Игумения Елисавета (Жегалова), монахиня Анна (Клыгина)

В этом году будет 25 лет, как в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму святых апостолов Петра и Павла древней Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители, по благословению правящего архиерея Владимирской епархии владыки Евлогия (Смирнова) поселились три первые насельницы. Поначалу это был скит Александровского Свято-Успенского женского монастыря, с 1995 года ставший самостоятельным монастырем. А в 2004 году монастырь получил статус ставропигиального. Как вспоминается начало пути, который привел к рождению крепкой монашеской семьи в одном из самых на сегодняшний день благоустроенных обителей России? Живая история в лицах предстает перед нами из рассказов его настоятельницы игумении Елисаветы и монахини Анны, несущей послушание казначеи.

Матушка, известно, что Вы долгое время подвизались в Пюхтицком Свято-Успенском ставропигиальном женском монастыре в Эстонии, но когда начал разваливаться Советский Союз, когда начало рушиться наше государство, то вернулись в Россию. Здесь стали насельницей возрождающегося Свято-Успенского монастыря в городе Александрове. Наверное, первое впечатление от увиденного в селе Махра на месте древнего мужского монастыря было гнетущим?

Скажу, о чем я подумала, увидев руины монастыря, основанного в XIV веке преподобным Стефаном Махрищским по благословению святителя Алексия, митрополита Московского. За минувшие века монастырь переживал периоды расцвета и упадка. Всякое было. Однако в годы советской власти он оказался настолько разрушенным, так был осквернен людьми без Бога в душе, что в голове пронеслось: потребуются многие десятилетия и неимоверные усилия, чтобы вернуть его к жизни. И еще одна сочувственная мысль вспыхнула: «Несчастный тот настоятель, которого пришлют возрождать обитель. Практически с нуля!» Мы, то есть несколько сестер из Александрова, приехали в Махру с владыкой Евлогием. Посмотрели, погоревали и уехали. Владыка – во Владимир, сестры – в Александров. А через несколько дней меня вдруг назначают сюда старшей монахиней! Все столетия вплоть до революции монастырь являлся мужским, теперь из-за малочисленности братии в возрождающихся православных обителях было решено возобновить его как женский скит. И вот я с двумя сестрами в конце октября прибыла в эту разруху. На территории находился единственный жилой корпус (бывшие архимандритские покои), в котором базировался пионерский лагерь Северного пароходства. Детей из Мурманска привозили лишь на лето. Поскольку их осенью не было, директор лагеря разрешил нам там поселиться. Мы заверили его, что мешать никому не будем. Директор растрогался и подарил владыке Евлогию старую монастырскую икону преподобного Стефана Махрищского, попавшую к нему каким-то образом. В этот момент преподобный как бы вернулся в обитель.

Что сестрам-первопроходцам оказалось под силу? С чего начали?

Перво-наперво стали восстанавливать корпус с трапезной внизу, кельями наверху и отдельным помещением – жильем для священника. И крохотный Петропавловский храм, сначала превращенный в спортивный зал, затем со временем оказавшийся без окон и дверей, без отопления. Два месяца мы ходили молиться в городской храм в Карабаново. Шли шесть километров пешком, в резиновых сапогах, в телогрейках, стараясь не обращать внимание на осенне-зимнее ненастье. Эти два месяца ушли у нас на восстановление храма, в котором пришлось тогда жить. 30 декабря храм освятили, и как начались в нем службы в предпоследний день 1993 года, так богослужения и совершаются в монастыре каждый день. Никогда они больше не прерывались… Сама я очень люблю клиросное послушание, люблю хор, но нередко с грустью думала, что в этой Владимирской глуши уж точно сестринского хора не будет. Видимо, думала я, придется смиряться и петь с бабушками без всяких красивых песнопений, совсем просто. И тут случилось чудо: прошло всего несколько месяцев и Великим постом, особо запомнившимся пургой и метелями, сюда друг за другом прибыли в качестве послушниц пять выпускниц музыкального училища из Вологды. Четверо из них сразу стали петь на клиросе. Духовные чада одного батюшки они приехали к нам по его благословению. Хор сложился сразу. Мы жили службами. Восстанавливать что-либо не могли, поскольку нам ничего не принадлежало – ни монастырская территория, ни здания на ней. И так прошло два года. Сестры обязательно бывали на полунощнице, утрене, Литургии, вечерне и повечерии. Три канона, трехсотница, Евангелие, Апостол, вечерние молитвы – все прочитывалось в храме, и тоже никто никогда не уклонялся. Такая сосредоточенность на службах, возможность усиленно молиться стали, можно сказать, той закваской или основой, которая держала монастырь, когда началось его восстановление с бурным строительством. Строительство нас не раздавило, поскольку мы сохранили внутренний стержень, заложенный в течение первых двух лет.

А как началось бурное строительство?



Этот этап и последующие годы связаны с именем замечательного человека – Эрика (в крещении Эраста) Николаевича Поздышева, возглавлявшего в то время концерн «Росэнергоатом». Вышли мы на него, находясь в напряженном поиске угля. Дело обстояло следующим образом: через два года нашего пребывания на монастырской территории истопники отправились праздновать Новый год, бросив огромную угольную котельную, как говорится, на произвол судьбы. Пришлось сестрам заступить «на вахту», и с тех пор она стала для нас постоянной, круглосуточной. Какое-то время с углем помогал район, затем не смог. В стране были тяжкие времена, кругом разруха страшная, а мы в зиму оказались без угля. Стали искать благотворителей в Москве. Куда только и к кому только не обращались – увы, безрезультатно. В конце концов дозвонились до президента концерна «Роэсэнергоатом» и услышали от него: «Что, шуб вам не хватает? Замерзаете?» – «Нет, не шуб, а угля!» – закричали мы в трубку. И тут же спросили: «Можно, кто-то из сестер к Вам приедет и покажет фотографии, как на сегодняшний день выглядит монастырь?» Он согласился. А вскоре последовал ответный визит. Эрик Николаевич приехал к нам как раз на праздник святой великомученицы Екатерины. Со своим заместителем и еще с одним сотрудником концерна. Они все посмотрели, обо всем расспросили, посовещались. «Будем восстанавливать» – услышали мы их решение. Позже наш благотворитель рассказывал, как он пришел к вере. Будучи атомщиком, он, много поездив по заграницам, задавался вопросом: почему там люди просто живут, а в России выживают? В какой-то момент осенило: причина скорее всего в том, что в других странах не разрушали свои святыни. Мы же кощунственно их разрушили. Осквернили, взорвали, где-то разобрали по кирпичику. И единственный путь возрождения нормальной жизни в России – это восстановление ее святынь. Поэтому ехал он к нам осознанно.


Люди, привыкшие иметь дело с атомными станциями (а Эрик Николаевич, замечу, после страшной катастрофы на Чернобыльской АЭС был назначен ее директором, строил «саркофаг» или объект «Укрытие» над 4-м блоком) взялись за монастырь очень серьезно. Работы шли в стремительном темпе. Восстанавливались жилые корпуса, монастырская трапезная, появилась новая котельная (теперь уже на солярке), были переложены инженерные коммуникации по всей территории. Первое время кормить десятки людей приходилось в крохотной трапезной. Было около70 рабочих, плюс студенты духовной семинарии, которые летом вели раскопки на месте взорванного в 1942 году храма преподобного Стефана Махрищского. И владыка Евлогий часто приезжал, и благотворители из «Росэнергоатома». Крупных специалистов в своей области, настоящих подвижников – археолога Леонида Андреевича Беляева, архитектора-реставратора Сергея Васильевича Демидова – словом, всех, кто у нас появлялся, тоже там принимали. Когда нам говорят: «Вы восстановили монастырь», отвечаем: «Мы только кормили людей». Кормили изо дня в день, с семи утра до одиннадцати вечера… Службы и готовка еды – вот что прежде всего вспоминается из тех лет. Но, конечно, самым памятным явилось возвращение к жизни главной святыни монастыря – Стефановского храма – и его освящение Святейшим Патриархом Алексием II. Это было 25 ноября 1997 года. Вообще то событие казалось совершенно невероятным: в монастырь в глухом селе, где подвизается 30 сестер, приехал Предстоятель Русской Православной Церкви! Потом Патриарх Алексий посетил нашу обитель летом 2005 года, а Патриарх Кирилл за время своего предстоятельства побывал здесь уже шесть раз.

Матушка Елисавета, если говорить о детском приюте: начало 2000-х в России было не из легких, но обездоленные дети обрели в обители свой дом и прекрасные возможности развиваться в духовном и творческом плане. Это ведь потребовало не только мобилизации сестринских сил, но и немалых денежных средств?

За строительством комфортного уютного дома для девочек из неблагополучных семей и девочек-сирот стоит еще один замечательный человек, которого Господь к нам направил, тоже из Москвы, но пусть об этом поведает монахиня Анна, казначея обители.

Мать Анна, расскажите, пожалуйста.



Во всем, что у нас происходит, чувствуется чудесная и скорая помощь преподобного Стефана Махрищского. Второго благотворителя – частного предпринимателя, Виталия Ивановича Даниленко – вымолили дети. Сама идея организовать при монастыре детский приют исходила от Эрика Николаевича Поздышева. В общем стали строить дом для детей, которые к нам «прибились» и жили на первых порах кто в библиотеке (где поставили двухъярусные кровати), кто в келье у старшей сестры. Девать их в наших условиях было совершенно некуда, а они, бездомные, так намыкались за свою еще недолгую жизнь и так мечтали о своем доме! В какой-то момент у Эрика Николаевича не хватило средств, стройка должна была встать. Я сказала: «Дети, молитесь! У меня только долги. Вымолите помощь, будет у вас дом. Не вымолите – не будет». Они молились. Сотни писем мы тогда разослали c просьбой помочь, откликнулись единицы. Прислали какие-то небольшие суммы. И вдруг звонок из Москвы. Звонивший сообщил, что хочет помочь детскому приюту. В итоге он нам профинансировал весь остаток за строительство дома, благодаря чему дом был закончен в течение нескольких месяцев. Когда девочки туда вселились, радости было! А Виталий Иванович, человек глубокой веры, продолжает помогать монастырю, как бы приняв эстафету от Эрика Николаевича, которому пошел 82-й год. Главным детищем Даниленко стал храм Живоначальной Троицы, знакомый нам только по старой фотографии. В богоборческие годы были разрушены четверик, алтарь, пол-колокольни. На месте алтаря стоял жилой дом. Мы браться за него боялись. Он был за оградой обители, к монастырю не относился, частью монастырского ансамбля не являлся, и все же при взгляде на него душа отзывалась болью. Но как поднять эту махину? Представляете: 53 метра длина, высота будущего купола 23 метра, да один только алтарь 8 на 11 метров? Появились люди, москвичи, которые сказали, что хотят восстановить храм. Колокольню они возвели, на храм средств не хватило. Строительство началось и остановилось. На это было смотреть еще больнее, чем когда он стоял разрушенный.

И тогда Виталий Иванович взялся за дело?

Виталий Иванович, пожалуй, года два отказывался, говоря, что он будет устанавливать коммуникации, очистные сооружения, помогать со строительством котельной – иными словами, решать хозяйственные вопросы. А купола золотить, говорил он, мол, другие люди найдутся. Когда нам стало совершенно невыносимо видеть остановленную стройку, сестры пошли среди строительных лесов, бетономешалок, мешков с цементов – поставили аналой, положили на него икону преподобного Сергия Радонежского, в честь которого храм был прежде освящен, и стали читать акафист Преподобному. Ходили туда каждое воскресенье в течение месяца. Просто читали акафист! После того, как они, наверное, раза четыре прочитали акафист, Виталий Иванович вдруг неожиданно согласился восстанавливать порушенную святыню. И за три года она была полностью восстановлена, восстала из небытия. Здесь, мы верим, помощь пришла от преподобного Сергия, побывавшего в нашей обители в гостях у преподобного Стефана, с которым его связывала духовная дружба.

Удивительное чувство испытываешь в этом благолепном, дивно расписанном храме. Понятно, что место намоленное, но храм возведен в наши дни, а ощущения «новодела» нет. Кажется, все в нем дышит древностью.



С росписями тоже было интересно. Восстановив храм, наш благотворитель сказал, что ему нравятся белые стены – расписывать их не будем. А среди сестер есть иконописцы, которые обратились к матушке Елисавете с просьбой: несмотря на то, что они никогда стены не расписывали, уж больно хочется попробовать. «Пробовать» решили в небольшом придельчике преподобного Сергия. Наш монастырь около 20 лет связан с прекрасной и удивительной семьей, глава которой Александр Александрович Лавданский – один из ведущих отечественных иконописцев – руководит иконописной мастерской «Киноварь» и все пятеро его детей работают в сфере церковного искусства. Мы попросили его проверить наш проект. Он посмотрел и сказал, что мыслим неправильно: надо на видном месте – да-да, во всю стену! – писать Матерь Божию. Добавил, что поможет, поддержит сестер. Те сделали эскиз, перенесли все по квадратику на стену. Александр Александрович заверил, что у них хорошо получается. Потом, когда своих сил не хватило – объем-то огромный! – разработал проект росписей и сам возглавил работы.

Мать Анна, не могу не спросить и о подсобном хозяйстве. Сестры начинали с маленького участочка, где сажали картошку – их спасительницу в трудные годы. Сегодня у монастыря такое подсобное хозяйство, что каждый его объект – коровник, курятник, молочный заводик – поражает воображение. Это нужно иметь талант руководителя-хозяйственника, чтобы выйти на столь высокий уровень?

Нужно иметь натуру, как у нашей матушки-настоятельницы. Человек неравнодушный, необычайно творческий она открыта всему новому. В монастыре жизнь выстроена так, что сестрам разрешается многому учиться. Например, регенты хора прошли обучение в Регентской школе при МДА и других регентских курсах, певчие совершенствуют свое мастерство с профессиональным педагогом-вокалистом, сестры-иконописцы прошли стажировку в иконописной школе при МДА. А сестру, которая коров видела лишь по телевизору, отправили на послушание в коровник. Матушка ей сказала, что она может вызывать, откуда посчитает нужным, опытных зоотехников. Хороших специалистов, легких на подъем, нашли в Питере, пригласили. Кроме того, сама эта сестра ездила на Российскую агропромышленную выставку «Золотая осень» на ВДНХ. По истечении четырех лет она настолько освоила премудрость выращивания и разведения коров, ухода за ними, что ее стали приглашать для консультаций в другие монастыри.


Беседа с игуменией Елисаветой и монахиней Анной состоялась в непростой для обители день. После Божественной литургии в Стефановском храме началось отпевание схимонахини Венедикты (Свеженцовой). Позже, на поминальной трапезе, матушка Елисавета скажет, что это был чистый человек с детской душой. Безропотная она была, скажет матушка, отметив, что мать Рахиль (такое имя монахиня носила до принятия великой схимы) всегда находилась в мирном расположении духа, и это, вероятно, было результатом серьезной внутренней работы. Другие вспоминали о непосредственности монахини Рахили, которая все время что-то напевала. У нее душа пела, говорили сестры. Многие видели, как мать Рахиль с радостной улыбкой кормила уточек или кошек, работала на скотном дворе, в огороде или просто шла по монастырской аллее и пела! Особенно любила – «Царице моя Преблагая…» На следующий день после того, как ее, измученную тяжелой болезнью, привезли из больницы в родную обитель, клирик монастыря игумен Порфирий (Клименко), разделяющий с сестрами их тяготы и радости практически четверть века, постриг монахиню в великую схиму с именем Венедикты. Ее духовным отцом был приснопоминаемый наместник Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков). Татьяне (мирское имя) хотелось всю жизнь быть при батюшке, трудиться во славу Божию, однако тот сказал, что ей полезно уйти в женский монастырь, принять монашество. За послушание она выполнила наказ духовника. Схимонахиня Венедикта ушла в мир иной через два с небольшим часа после принятия великой схимы – в возрасте 59 лет. Не дожила до своего юбилея. Но, по словам матушки Елисаветы, чувствовалось, что она уже была готова для Царства Небесного. Став первой великосхимницей Стефано-Махрищского монастыря, преобразованного в конце XX века в женский, схимонахиня Венедикта вписала в его современную летопись пронзительно-светлую страницу.


Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснился ребенок во сне
Митрополит (Сурожский) Антоний
Шуточный гороскоп о том, как мстят разные знаки зодиака