Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самый большой боевой меч! Сколько весил самый тяжелый меч в истории. Славянский меч времён Киевской Руси

Вокруг оружия средних веков создано множество рассказов, былин, сказаний и выдумок людей. Так и меч двуручный окутан тайнами и иносказаниями. Сомнения у людей всегда вызывали огромные размеры меча . Ведь для ведения боя важны в первую очередь не размеры, а эффективность и боевая мощь оружия. Несмотря на габариты, меч пользовался успехом и был очень популярен среди воинов. Но воспользоваться таким мечом было под силу исключительно крепким, могучим воинам. Общий вес данного экземпляра меча около двух килограмм пятисот грамм, длина порядка метра, а рукоятка четверть метра.

Исторические факты

Меч двуручный такого образца в сражениях средних веков получил распространение в довольно поздние времена. Все снаряжение воина состояло из металлических доспехов и щита для защиты от неприятельских ударов, меча и копья. Постепенно мастера научились более качественно отливать оружие из металла, появились новые виды мечей компактные по размерам и гораздо эффективнее.

Такое оружие стоило дорого, не каждый солдат мог себе позволить приобрести меч. Мечом владели самые ловкие, смелые, отважные и довольно обеспеченные воины и охранники. Опыт владения мечом передавался от отца к сыну, постоянно совершенствуя навыки. Воин должен был обладать богатырской силой, отличной реакцией, виртуозно владеть мечом.

Предназначение двуручного меча

Благодаря огромным габаритам и большому весу, двуручным мечом владели только солдаты богатырского телосложения. В ближних боях их очень часто использовали в первых рядах, чтобы пробить первые ряды неприятеля. Лишить стрелков и солдат с алебардами, идущих следом, возможности нанести удар. Так как габариты меча требовали наличие определенного свободного периметра, чтобы воин мог замахнуться, тактику ближнего боя нужно было периодически менять. Солдаты вынуждены были постоянно менять место дислокации, в центре сражения из-за большого скопления воинов им было очень сложно вести бой.

При ведении ближнего боя мечи использовались в основном, чтобы нанести сокрушающий удар и пробить оборону противника. В сражениях на открытой местности солдаты наносили с помощью меча удары сверху и снизу по сопернику в бою. Рукоятью меча можно было поразить ударом в лицо неприятеля в максимальной близости друг от друга.

Особенности конструкции

Существовало несколько видов двуручных мечей:

  1. На военных церемониях, для проведения различных ритуалов, в качестве подарка для богатых, знатных людей чаще всего использовали большие двуручные мечи, вес каждого такого экземпляра достигал пяти килограмм. Некоторые отдельные экземпляры очень часто использовали как специальный тренажер для усовершенствования навыков ведения боя, тренировки рук.
  2. Двуручный меч для боевых сражений весом порядка трех с половиной килограмм и имел длину около одного метра семидесяти сантиметров. Длина рукоятки таких экземпляров была около полуметра и служила в качестве балансира меча. Солдат в совершенстве владеющий тактикой ведения боя, обладающий отличной сноровкой и ловкостью, практически не замечал габаритов меча. Для сравнения стоит заметить, что общий вес одноручного меча составлял около полутора килограмм.
  3. Классический двуручный меч длиной от пола до плеча солдата, и рукоятью от запястья до локтя.

Положительные и отрицательные качества меча

Если рассматривать преимущества двуручных мечей, можно выделить самые основные:

  • Воин, использующий данный меч, был защищен вокруг на довольно большом периметре;
  • Сокрушительные рубящие удары, нанесенные двуручным мечом, очень сложно отбить;
  • Меч универсален в использовании.

Стоит обратить внимание и на отрицательные качества:

  1. Меч нужно было держать двумя руками, следовательно, исключалась возможность дополнительной защиты в виде щита.
  2. Габариты меча не позволяли быстро передвигаться, а большой вес приводил к быстрой утомляемости воина и как следствие, к малой эффективности в бою.

Виды двуручных мечей

  1. . Компактное шотландское оружие, среди различных экземпляров двуручных мечей, отличается сравнительно небольшими габаритами. Длина клинка составляла порядка ста десяти сантиметров. Еще одной немаловажной отличительной особенностью данного образца является специальная конструкция, благодаря которой воин мог выдернуть из рук неприятеля любое оружие. Небольшие размеры меча позволяют максимально эффективно использовать его в боевых сражениях, по праву считается лучшим экземпляром среди двуручных мечей.
  2. Цвайхандер . Данный образец отличается огромными габаритами, длина меча достигает двух метров. Конструкция меча весьма специфична, парная крестовина (гарда) служит границей между обоюдоострым клинком, рукоятью и не заточенной частью меча. Использовался такой экземпляр в бою для сокрушения противника, вооруженного копями и алебардами.
  3. Фламберг . Разновидность двуручного меча, с особым лезвием в форме волны. Благодаря такой необычной конструкции, эффективность солдата, вооруженного таким мечом, в боевых сражениях выросла во много раз. Воин, раненый таким клинком долго восстанавливался, раны очень плохо затягивались. Многие военачальники казнили взятых в плен солдат за ношение такого меча.

Немного о других разновидностях мечей.

  1. Кавалеристы, чтобы пробить насквозь доспехи неприятеля очень часто использовали меч «Эсток». Длина данного экземпляра, составляет один метр тридцать сантиметров.
  2. Следующая классическая разновидность двуручного меча. «Эспадон» длина его составляет сто восемьдесят сантиметров. Имеет крестовину (гарду) из двух дужек. Центр тяжести такого клинка, смещен к острию лезвия меча.
  3. Меч «Катана». Японский экземпляр меча, с лезвием изогнутой формы. Использовался солдатами в основном в ближнем бою, длина клинка около девяноста сантиметров, рукояти порядка тридцати сантиметров. Среди мечей такой разновидности, существует образец длиной двести двадцать пять сантиметров. Мощь данного меча позволяет разрубить человека на две части одним ударом.
  4. Китайский двуручный меч «Дадао». Отличительной особенностью является широкий клинок, изогнутой формы, заточенный с одной стороны. Такой меч нашел свое применение даже во время войны с Германией в сороковые годы двадцатого столетия. Солдаты использовали меч в рукопашных боях с противником.

В одном из исторических музеев Голландии выставлен двуручный меч, сохранившийся в отличном виде до наших времен. Это огромный экземпляр длиной два метра пятнадцать сантиметров и весом шесть килограмм шестьсот грамм. Историки предполагают, что изготовлен меч в пятнадцатом веке в Германии. В боевых сражениях меч не использовался, служил праздничным атрибутом для разных военных праздников и церемоний. При изготовлении рукояти меча в качестве материала использован дуб, и декорирован куском шкуры козы.

В заключении о двуручном мече

Управлять таким мощным, внушительным, устрашающим на вид оружием, могли только настоящие, могучие богатыри, которыми издревле славилась русская земля. Но эффективным оружием и смелыми воинами может похвастаться не только наша земля, во многих зарубежных странах были изготовлено аналогичное оружие, с различными отличительными особенностями. В боевых сражениях эпохи Средневековья, данное оружие стало свидетелем многочисленных побед и поражений, принесло много радости и горя.

Виртуозное владение мечом подразумевается не только в умении наносить сокрушительные удары, но и в ловкости, подвижности и изворотливости воина.


Самый большой боевой меч!


Этот замечательный экземпляр средневекового военного искусства имеет длину 2 м. 15 см. и вес 6,6 кг. Обычный человек смог бы сражаться им минут пять, ну может десять, после чего его можно было брать голыми руками. И конечно, кузнецы и оружейники из Пассау, создавая этот выносной (парадный) меч, не предполагали что однажды он станет боевым оружием…
дальше:


История этого меча началась, очевидно, в Германии в 15 веке предположительно в городе Пассау. Рукоять меча изготовлена из дуба и обтянута кожей с ноги козы (без шва). Можно предположить, что изготовили меч по заказу для какого-то рыцаря. Установить его первого и последующих владельцев вряд ли будет возможно в обозримом будущем, однако известно, что вместе с ландскнехтами, которые использовали его как символ (по другим сведениям как знамя?) он попал во Фризию (Королевство в Нидерландах). Тут он и стал добычей одной знаменитой личности – Большего Пьера (Grutte Pier). Этому известному фризскому пирату, настоящее имя Пьер Герлофс Дониа (Pier Gerlofs Donia), меч пришелся по руке. Надо сказать, что Большой Пьер, очевидно, обладал не только весьма внушительной силой, но и не малым ростом. В мэрии г. Снеека хранится его шлем:

Казалось бы обычный средневековый шлем? Ан нет:

Вообще биография этого человека достойна отдельного рассказа, рекомендую всем погуглить информацию об этой исторической личности.
Но, вернемся к мечу, попав в руки Большего Пьера, меч стал грозным боевым оружием. По слухам, этот человек, обладавший ещё и вырожденным чувством юмора, частенько срубал своим мечем, по несколько голов сразу. Пирс был якобы настолько сильным, что мог согибать монеты, используя большой, указательный и средний палецы.Скончался Пьер Герлофс Дониа 18 октября 1520 г., примерно за год до этого он ушел в отставку и прекратил пиратские подвиги. В настоящий момент Пьер Герлофс Дониа считается национальным героем Голландии, а его меч хранится во Фризском музее в городе Леуварден.

Лезвие меча с надписью "Inri" (предположительно Иисуса из Назарета, Царь Иудейский)

  • Строение меча

    В эпоху средневековья меч был не просто одним из самых популярных оружий, но помимо всего этого исполнял также и ритуальные функции. Например, при посвящении в рыцари юного воина легко стукали по плечу плоской стороной меча. А сам меч рыцаря обязательно благословлялся священником. Но и как оружие средневековый меч был весьма эффективен, неспроста же в течение веков были разработаны самые различные формы мечей.

    Все-таки если смотреть с военной точки зрения, то меч в битвах играл второстепенную роль, главным оружием средневековья было копье или пика. Зато общественная роль меча была очень велика – на клинки многих мечей наносились священные надписи и религиозная символика, которая призвана была напоминать носителю меча о высокой миссии служения Богу, защите христианской церкви от язычников, неверных, еретиков. Рукоять меча порой даже становилась ковчегом для реликвий и мощей. Да и сама форма средневекового меча неизменно напоминает главный символ христианства – крест.

    Посвящение в рыцари, Акколада.

    Строение меча

    В зависимости от своего строения были разные типы мечей, которые предназначались для разных техник боя. Среди них можно выделить мечи для колющих ударов и мечи для ударов рубящих. При изготовлении мечей особое внимание уделялось следующим параметрам:

    • Профиль клинка – он изменялся из века в век в зависимости от господствующей техники боя в ту или иную эпоху.
    • Форма сечения клинка – она зависит от применения в бою данного вида меча.
    • Дистально сужение – оно влияет на распределение массы по мечу.
    • Центр тяжести – точка равновесия меча.

    Сам же меч, грубо говоря, можно поделить на две части: клинок (тут все понятно) и эфес – сюда входит рукоять меча, гарда (крестовина) и навершие (противовес).

    Вот так подробное строение средневекового меча выглядит наглядно на картинке.

    Вес средневекового меча

    Сколько весил средневековый меч? Часто господствует миф, будто средневековые мечи были невероятно тяжелыми, и нужно было обладать недюжинной силой, чтобы ими фехтовать. В действительности же вес меча средневекового рыцаря был вполне приемлемым, в среднем он составлял от 1,1 до 1,6 кг. Большие, длинные так званые «мечи-бастрарды» весили до 2 кг (в действительности ими пользовалась лишь незначительная часть воинов), и лишь самые тяжелые двуручные мечи которые владели настоящие «Гераклы Средневековья» имели вес до 3 кг.

    Фото средневековых мечей.

    Типология меча

    Еще в 1958 году эксперт по холодному оружию Эварт Оукшот предложил систематику средневековых мечей, которая остается основной и по сей день. Эта систематика основана на двух факторах:

    • Форма клинка: его длина, ширина, острие, общий профиль.
    • Пропорции меча.

    На основе этих моментов Оукшот выделил 13 главных типов средневековых мечей, начиная от мечей викингов, заканчивая мечами позднего средневековья. Также им были описаны 35 разных типов наверший и 12 типов крестовин мечей.

    Что интересно в период между 1275 и 1350 годами произошло значительно изменение формы мечей, связано оно с появлением новых защитных доспехов, против которых мечи старого образца были не эффективны. Таким образом, владея типологией мечей, археологи могут легко датировать тот или иной старинный меч средневекового рыцаря по его форме.

    Теперь рассмотрим некоторые самые популярные мечи эпох средневековья.

    Это пожалуй самый популярный из средневековых мечей, часто воин с одноручным мечом, второй рукой держал щит. Активно применялся еще древними германцами, затем викингами, затем рыцарями, в эпоху позднего средневековья трансформировавшись в рапиры и палаши.

    Длинный меч распространился уже в эпоху позднего средневековья, впоследствии благодаря нему расцвело пышным цветом искусство фехтования.

  • Я раздумывал, стоит ли публиковать в журнале те статьи, которые уже были опубликованы ранее на российских сайтах. Решил, что это будет полезно. Впоследствии статьи будут объедены по группам, что позволит получить достаточно широкое представление о европейском фехтовании и изучить точки зрения, взятые из разных источников. Не исключаю, что точки зрения могут быть разными, но ведь именно “в споре рождается истина”.

    Лично мне доводилось в зарубежных музеях, где это разрешено, оценить во отчую те ощущения, которые испытываешь держа в руках холодное оружие, которому исчисляются сотни лет. Именно тогда понимаешь, насколько мы далеки от полного понимания того, как им можно было реально действовать, и насколько не совершенны реплики, которые пытаются делать в рамках исторических движений, ныне популярных. И только тогда представляешь себе со всей ясностью, что фехтование действительно можно было назвать искусством не только по причине революционных трактатов и учебников, написанных мастерами, но и по причине того, что написаны они были под владение совершенным во всем клинковым оружием. Думаю, Вам будет не безынтересно узнать мнение экспертов...

    Оригинал взят с сайта Ассоциации боевых искусств Ренессанса и публикуется с разрешения автора.

    «Никогда не перегружай себя тяжелым оружием,
    ибо подвижность тела и подвижность оружия
    суть два главных помощника в победе»

    — Джозеф Сьютнэм, «Школа благородной и достойной науки защиты», 1617


    Сколько именно весили мечи Средневековья и Возрождения? На этот вопрос (возможно, самый распространенный на эту тему) без труда ответят знающие люди. Серьезные ученые и практики фехтования ценят знание точных габаритов оружия прошлого, тогда как широкая публика и даже специалисты часто совершенно несведущие в этом вопросе. Найти достоверную информацию о весе реальных исторических мечей, действительно прошедших взвешивание, бывает не просто, а убедить скептиков и невежд — задача не менее сложная.

    ВЕСОМАЯ ПРОБЛЕМА

    Ложные утверждения о весе мечей Средневековья и Ренессанса, к сожалению, весьма распространены. Это одно из самых типичных заблуждений. И не удивительно, учитывая сколько ошибок о фехтовании прошлого распространяется через масс-медиа. Повсюду, от телевидения и кино до видео-игр исторические европейские мечи изображаются неуклюжими, и размахивают ими широкими движениями. Недавно по телеканалу «The History Channel» один уважаемый академик и эксперт по военным технологиям уверенно заявил, что мечи XIV века иногда весили аж «40 фунтов» (18 кг)!

    Из простого жизненного опыта мы отлично знаем, что мечи не могли быть чрезмерно тяжелыми и не весили по 5-7 кг и более. Можно бесконечно повторять, что это оружие вовсе не было громоздким или неуклюжим. Любопытно, что хотя точная информация о весе мечей очень пригодилась бы исследователям оружия и историкам, серьезной книги с такой информацией не существует. Возможно, вакуум документов является частью этой самой проблемы. Однако, есть несколько уважаемых источников, которые дают некоторую ценную статистику. Например, каталог мечей знаменитого Собрания Уоллеса в Лондоне приводит десятки экспонатов, среди которых сложно найти что-либо тяжелее 1,8 кг. Большинство образцов, от боевых мечей до рапир, весили гораздо менее 1,5 кг.

    Несмотря на все заверения в обратном, средневековые мечи были на самом деле легкими, удобными и в среднем весили менее 1,8 кг. Ведущий эксперт в области мечей Эварт Оукшот утверждал: «Средневековые мечи не были ни неподъемно тяжелыми, ни одинаковыми — средний вес любого меча стандартного размера составлял от 1,1 кг до 1,6 кг. Даже большие полутораручные «военные» мечи редко весили больше 2 кг. В противном случае они были бы несомненно слишком непрактичными даже для людей, которые учились владеть оружием с 7 лет (и которые должны были быть крепкими, чтобы выжить)» (Оукшот, «Меч в руке», стр. 13). Ведущий автор и исследователь европейских мечей XX века Эварт Оукшот знал, что говорил. Он держал в руках тысячи мечей и лично владел нескольким десятком экземпляров, от Бронзового века до XIX столетия.

    Средневековые мечи, как правило, были качественным, легким, маневренным боевым оружием, равно способным наносить отрубающие удары и глубокие порезы. Они не походили на неуклюжие, тяжеленные штуковины, которые часто изображают в масс-медиа, больше похожие на «дубину с лезвием». По утверждению другого источника, «меч был, оказывается, на удивление легким: средний вес мечей от X до XV века — 1,3 кг, а в XVI веке — 0,9 кг. Даже более тяжелые мечи-бастарды, которые использовало лишь незначительное число солдат, не превышали 1,6 кг, а мечи всадников, известные как «полуторные», весили 1,8 кг в среднем. Вполне логично, что эти удивительно низкие цифры распространяются и на огромные двуручные мечи, которыми традиционно владели лишь «настоящие Гераклы». И все-таки они редко весили больше 3 кг» (пер. по: Funcken, Arms, Part 3, p. 26).

    С XVI века существовали, конечно, специальные парадные или ритуальные мечи, которые весили по 4 кг и более, однако, эти чудовищные образцы не были боевым оружием, и нет никаких данных о том, что они вообще предназначались для использования в бою. И в самом деле, бессмысленно было бы использовать их при наличии более маневренных боевых экземпляров, которые были гораздо легче. Д-р Ханс-Петер Хилз в диссертации 1985 года, посвященной великому мастеру XIV века Йоханнесу Лихтенауэру пишет, что с XIX века многие музеи оружия выдавали обширные собрания парадного оружия за боевое, игнорируя тот факт, что лезвие у них было тупое, а размер, вес и баланс — непрактичными для использования (Hils, стр. 269-286).

    МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

    Вера в то, что средневековые мечи были громоздкими и неуклюжими в использовании уже приобрела статус городского фольклора и до сих пор сбивает с толку тех из нас, кто начинает заниматься фехтованием. Непросто найти автора книг о фехтовании XIX и даже XX века (даже историка), который бы не утверждал безапелляционно, что средневековые мечи были «тяжелыми», «неуклюжими», «громоздкими», «неудобными» и (как результат полного непонимания техники владения, целей и задач такого оружия) они были предназначены, якобы, только для нападения.

    Несмотря на данные измерений, многие сегодня убеждены, что эти большие мечи должны быть особо тяжелыми. Это мнение не ограничивается нашим веком. Например, в целом безупречный буклет по армейскому фехтованию 1746 года, «The Use of the Broad Sword» Томаса Пейджа, распространяет небылицы про ранние мечи. Поговорив о том, как положение дел изменилось от ранней техники и знаний в сфере боевого фехтования, Пейдж заявляет: «Форма была грубой, а техника лишена Метода. Это был Инструмент Силы, а не Оружие и не Произведение Искусства. Меч был громадно длинным и широким, тяжелым и неподъемным, выкованным только для разрубания сверху вниз Мощью сильной Руки» (Page, p. A3). Взгляды Пейджа разделяли и другие фехтовальщики, применявших тогда легкие малые мечи и сабли.

    В начале 1870-х капитан М. Дж. О"Рурк, мало известный американец ирландского происхождения, историк и учитель фехтования, говорил о ранних мечах, характеризуя их как «массивные клинки, которые требовали всей силы обеих рук». Мы также можем припомнить пионера в области исследования исторического фехтования, Эгертона Кастла, и его примечательный комментарий о «грубых старинных мечах» (Кастл, «Школы и мастера фехтования»).

    Довольно часто какие-нибудь ученые или архивариусы, знатоки истории, но не спортсмены, не фехтовальщики, тренировавшиеся во владении мечом с детства, авторитетно утверждают, что рыцарский меч был «тяжелым». Тот же самый меч в тренированных руках покажется легким, сбалансированным и маневренным. Например, известный английский историк и хранитель музея Чарльз Фулькес в 1938 году заявил: «Так называемый меч крестоносца тяжелый, с широким лезвием и короткой рукоятью. У него нет баланса, как это слово понимают в фехтовании, и для уколов он не предназначен, его вес не позволяет совершать быстрые парирования» (Ffoulkes, p. 29-30). Мнение Фулькеса, совершенно безосновательное, однако разделяемое его соавтором капитаном Хопкинсом, было порождением его опыта джентльменских поединков на спортивном оружии. Фулькес, разумеется, основывает свое мнение на современном ему легком оружии: рапирах, шпагах и дуэльных саблях (так же как ракетка для большого тенниса может казаться тяжелой игроку в настольный).

    К сожалению, Фулькес в 1945 году высказывается даже так: «Все мечи от IX до XIII века тяжелые, плохо сбалансированные и снабжены короткой и неудобной рукоятью» (Ffoulkes, Arms, p.17). Представьте себе, 500 лет профессиональные воины ошибались, а музейный куратор в 1945 году, который никогда не был в настоящем бою на мечах и даже не тренировался с настоящим мечом какого-либо вида, сообщает нам о недостатках этого великолепного оружия.

    Известный французский медиевист позже повторил мнение Фулькеса буквально как достоверное суждение. Уважаемый историк и специалист по средневековому военному делу, д-р Келли де Врие, в книге о военной технологии Средних веков, все-таки пишет в 1990-х о «толстых, тяжелых, неудобных, но изысканно выкованных среденевековых мечах» (Devries, Medieval Military Technology, p. 25). Не удивительно, что подобные «авторитетные» мнения оказывают влияние на современных читателей, а нам приходится прилагать так много усилий.

    Такое мнение о «громоздких старинных мечах», как назвал их некогда один французский фехтовальщик, можно было бы проигнорировать как продукт своей эпохи и недостатка информации. Но сейчас подобные взгляды не могут найти оправдания. Особенно грустно, когда ведущие мастера фехтования (обученные лишь оружию современных ненастоящих дуэлей) гордо высказывают суждения о весе ранних мечей. Как я писал в книге «Средневековое фехтование» 1998 года, «Весьма жаль, что ведущие мастера спортивного фехтования (владеющие только легкими рапирами, шпагами и саблями) демонстрируют свои заблуждения о «10-фунтовых» средневековых мечах, которые можно использовать только для «неловких ударов и рубки». Например, уважаемый фехтовальщик XX века Чарльз Зельберг упоминает «тяжелое и неуклюжее оружие ранних времен» (Selberg, p. 1). А современный фехтовальщик де Бомон заявляет: «В Средние века доспехи требовали, чтобы оружие — боевые топоры или двуручные мечи — были тяжелыми и неуклюжими» (de Beaumont, p. 143). Доспехи требовали, чтобы оружие было тяжелым и неуклюжим? Вдобавок, «Книга фехтования» 1930 года заявляла с большой уверенностью: «За небольшим исключением мечи Европы в 1450 году были тяжелым, неуклюжим оружием, и по балансу и простоте использования не отличались от топоров» (Cass, p. 29-30). Даже в наше время этот идиотизм продолжается. В книге с удачным названием «Полное руководство по крестовым походам для чайников» сообщает нам, что рыцари сражались на турнирах, «рубя друг друга тяжелыми, по 20-30 фунтов, мечами» (P. Williams, p. 20).

    Такие комментарии говорят больше о наклонностях и невежестве авторов, чем о природе настоящих мечей и фехтования. Я сам бессчетное количество раз слышал эти утверждения в личных беседах и в сети от инструкторов фехтования и их учеников, так что не сомневаюсь в их распространенности. Как писал про средневековые мечи один автор в 2003 году, «они были такими тяжелыми, что могли даже раскалывать доспехи», а великие мечи весили «до 20 фунтов и могли с легкостью крушить тяжелые доспехи» (A. Baker, p. 39). Ничто из этого не является истиной. Возможно, самый убийственный пример, который приходит на ум, это олимпийский фехтовальщик Ричард Коэн и его книга о фехтовании и истории меча: «мечи, которые могли весить более трех фунтов, были тяжелыми и плохо сбалансированы и требовали скорее силы, а не умения» (Cohen, p. 14). Со всем уважением, даже когда он точно указывает вес (одновременно принижая заслуги владевших ими), тем не менее, он способен воспринимать их только в сравнении с поддельными мечами современного спорта, даже считает, что техника их использования была преимущественно «ударно-дробящей». Если верить Коэну, получается, что настоящий меч, предназначенный для настоящего боя на смерть, должен быть очень тяжелым, плохо сбалансированным и не требовать реальных навыков? А современные игрушечные мечи для боев понарошку — такие, как надо?

    По каким-то причинам многие классические фехтовальщики всё никак не могут понять, что ранние мечи, будучи настоящим оружием, делались не для того, чтобы держать их на вытянутой руке и крутить ими с помощью одних пальцев. Сейчас начало XXI века, идет возрождение исторических боевых искусств Европы, а фехтовальщики до сих пор придерживаются заблуждений, свойственных XIX веку. Если ты не понимаешь, как применялся данный меч, невозможно оценить его истинные возможности или понять, почему он был сделан именно таким. И поэтому ты интерпретируешь его через призму того, что уже знаешь сам. Даже широкие мечи с чашкой были маневренным колюще-рубящим оружием.

    Окшотт отдавал себе отчет в существующей проблеме, смеси невежества и предубеждения, еще более 30 лет назад, когда писал свою значительную книгу «Меч в эпоху рыцарства». «Добавьте к этому фантазии романтических писателей прошлого, которые, желая придать своим героям черты супермена, заставляют их размахивать огромным и тяжелым оружием, демонстрируя таким образом силу, намного превосходящую возможности современного человека. А завершает картину эволюция отношения к этому виду оружия, вплоть до презрения, которое питали к мечам любители утонченности и элегантности, жившие в восемнадцатом веке, романтики Елизаветинской эпохи и почитатели великолепного искусства эпохи Возрождения. Становится понятным, почему оружие, доступное для обозрения только в его упадочном состоянии, может считаться непродуманным, грубым, тяжеловесным и неэффективным. Конечно, всегда найдутся люди, для которых строгий аскетизм форм неотличим от примитивизма и незавершенности. Да и железный предмет длиной чуть меньше метра вполне может показаться очень тяжелым. В действительности средний вес таких мечей варьировался между 1,0 и 1,5 кг, причем они были сбалансированы (в соответствии с их назначением) с той же тщательностью и мастерством, как, к примеру, теннисная ракетка или удочка. Бытовавшее мнение о том, что их невозможно удержать в руках, является абсурдным и давно устаревшим, однако продолжает жить, как и миф о том, что облаченных в доспехи рыцарей мог поднять на коня только подъемный кран» (Окшотт, «Меч в век рыцарства», стр. 8-9).

    Тренировка с прекрасным образцом настоящего эстока XV века. Давнишний исследователь оружия и фехтования британской Королевской оружейной палаты Кейт Даклин утверждает: «По моему опыту работы в Королевской оружейной палате, где я изучал настоящее оружие различных периодов, могу утверждать, что европейский боевой меч с широким лезвием, будь то рубящий, колюще-рубящий или колющий, обычно весил от 2 фунтов для одноручной модели до 4,5 фунтов для двуручной. Мечи, изготовленные для других целей, например, для церемоний или казней, могли весить больше или меньше, но это не были боевые экземпляры» (из личной переписки с автором, апрель 2000). Г-н Даклин, несомненно, сведущ, потому как держал в руках и изучал буквально сотни отличных мечей из знаменитой коллекции и рассматривал их с точки зрения бойца.

    В краткой статье о видах мечей XV-XVI вв. из собраний трех музеев, включая экспонаты из Музея Стибберт во Флоренции, д-р Тимоти Дроусон отмечал, что ни один из одноручных мечей не весил более 3,5 фунтов, и ни один двуручный меч не весил более 6 фунтов. Его заключение: «На основании этих образцов видно, что мысль о том, что мечи Средневековья и Возрождения были тяжелыми и неуклюжими, далека от истины» (Drawson, p. 34 & 35).

    СУБЪЕКТИВНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ

    В 1863 году производитель мечей и крупный специалист Джон Латэм из «Уилкинсон Свордс» ошибочно утверждает, что некий отличный образец меча XIV века обладал «громадным весом», потому что «использовался в те времена, когда воинам приходилось иметь дело с закованными в железо противниками». Латэм добавляет: «Они брали самое тяжелое оружие, какое только могли, и прикладывали столько силы, сколько были способны» (Latham, Shape, p. 420-422). Однако, комментируя «чрезмерную тяжесть» мечей, Латэм говорит о мече весом в 2,7 кг, выкованном для кавалерийского офицера, который считал, что он укрепит так свое запястье, но в результате «ни один живой человек не мог рубить им… Вес был таким большим, что ему невозможно было придать ускорение, поэтому рубящая сила была нулевой. Очень простой тест доказывает это» (Latham, Shape, p. 420-421).

    Латэм добавляет также: «Тип телосложения, однако, очень сильно влияет на результат». Затем он делает вывод, повторяя распространенную ошибку, что сильный человек возьмет более тяжелый меч, чтобы нанести им больше урона. «Вес, который человек может поднять с наивысшей скоростью, произведет наилучший эффект, но более легкий меч он не обязательно сможет двигать быстрее. Меч может быть таким легким, что будет ощущаться в руке «хлыстом». Такой меч хуже слишком тяжелого» (Latham, p. 414-415).

    У меня обязательно должно быть достаточно массы, чтобы удерживать лезвие и острие, парировать удары и придавать удару силу, но в то же время он не должен быть слишком тяжелым, то есть медленным и неудобным, иначе более быстрое оружие будет описывать круги вокруг него. Этот необходимый вес зависел от предназначений клинка, должен ли тот колоть, рубить, то и другое, и какой именно материал ему может встретиться.

    Фантастические рассказы о рыцарской доблести часто упоминают огромные мечи, которыми могли орудовать лишь великие герои и злодеи, и ими они рассекали лошадей и даже деревья. Но все это мифы и легенды, понимать их буквально нельзя. В «Хрониках» Фруассара, когда скотты побеждают англичан у Малроуз, мы читаем о сэре Арчибальде Дугласе, который «держал пред собой громадный меч, клинок которого был в два метра длиной, и едва ли кто-либо мог поднять его, но сэр Арчибальд без труда владел им и наносил такие ужасные удары, что все, в кого он попадал, падали оземь; и не было никого среди англичан, кто мог бы противостоять его ударам». Великий мастер фехтования XIV века Иоганнес Лихтенауэр сам говорил: «Меч есть мерило, и он большой и тяжелый» и сбалансирован подходящим навершием, что означает, что само оружие должно быть сбалансированным и оттого пригодным для боя, а не увесистым. Итальянский мастер Филиппо Вальди в начале 1480-х наставлял: «Возьми легкое оружие, а не тяжелое, чтобы легко контролировать его, чтобы его вес не мешал тебе». Итак, учитель фехтования специально упоминает, что есть выбор между «тяжелыми» и «легкими» клинками. Но - опять же - слово «тяжелый» не синоним слову «слишком тяжелый», или громоздкому и неповоротливому. Просто можно выбрать, как, например, теннисную ракетку или бейсбольную биту полегче или потяжелее.

    Подержав в руках более 200 отличных европейских мечей XII-XVI веков, я могу сказать, что всегда особое внимание уделял их весу. Меня всегда поражали живость и баланс практически всех экземпляров, которые мне попадались. Мечи Средневековья и Возрождения, которые я лично изучал в шести странах, а в некоторых случаях и фехтовали ими и даже рубил, были - повторюсь - легкими и хорошо сбалансированными. Имея немалый опыт во владении оружием, мне очень редко встречались исторические мечи, которые не были бы удобными в обращении и маневренными. Единицы - если таковые вообще были - от коротких мечей до бастардов весили более 1,8 кг, и даже они были хорошо сбалансированными. Когда мне попадались экземпляры, которые я счел слишком тяжелым для себя или не сбалансированным на свой вкус, я понимал, что людям с другим телосложением или стилем боя они могут хорошо подойти.

    Когда я работал с двумя боевыми мечами XVI века, каждый по 1,3 кг, они показали себя прекрасно. Ловкие удары, уколы, защиты, переводы и быстрые контратаки, яростные разрубающие удары - как будто мечи были почти невесомыми. Ничего «тяжелого» не было в этих устрашающих и изящных инструментах. Когда я упражнялся с настоящим двуручным мечом XVI века, я поразился, каким легким показалось оружие в 2,7 кг, будто весило в два раза меньше. Даже если оно не было предназначено для человека моей комплекции, я мог видеть его очевидную эффективность и действенность, потому что понимал технику и способ владения этим оружием. Читатель может сам решить, верить ли ему этим рассказам. Но те бессчетные разы, когда я держал в руках отличные образчики оружейного мастерства XIV, XV или XVI веков, вставал в стойки, совершал перемещения под внимательные взгляды доброжелательных хранителей, твердо убедили меня в том, сколько весили настоящие мечи (и как ими владеть).

    Однажды, исследуя несколько мечей XIV и XVI веков из собрания Эварта Окшотта, мы смогли даже взвесить несколько экземпляров на цифровых весах, просто чтобы убедиться в правильной оценке их веса. Наши коллеги сделали то же самое, и их результаты совпали с нашими. Этот опыт изучения настоящего оружия критически настраивает Ассоциацию ARMA по отношению ко многим современным мечам. Я все больше разочаровываюсь в аккуратности многих современных реплик. Очевидно, что чем больше современный меч похож на исторический, тем точнее будет реконструкция техники владения этим мечом. На самом деле, правильное понимание веса исторических мечей необходимо для понимания правильного их применения.

    Исследовав на практике множество мечей Средневековья и Возрождения, собрав впечатления и результаты измерений, уважаемый фехтовальщик Питер Джонсон рассказал, что «ощутил их поразительную подвижность. В целом они быстрые, точные и мастерски сбалансированы для своих задач. Часто меч кажется гораздо легче, чем есть на самом деле. Это результат аккуратного распространения массы, а не только точки баланса. Измерение веса меча и его точки баланса - только начало понимания его «динамического баланса» (т.е., как ведет себя меч в движении)». Он добавляет: «В общем, современные реплики весьма далеки от оригинальных мечей в этом отношении. Искаженные представления о том, что такое настоящее острое боевое оружие, является результатом тренировок только на современном оружии». Итак, Джонсон также утверждает, что настоящие мечи легче, чем многие думают. Даже тогда вес не единственный показатель, потому что основные характеристики - это распространение массы по клинку, которое, в свою очередь, влияет на баланс.

    Нужно понимать, что современные копии исторического оружия, даже будучи приблизительно равными по весу, не гарантируют того же ощущения от владения ими, как их старинные оригиналы. Если геометрия клинка не совпадет с исходной (в том числе, по всей длине клинка, форме и перекрестью), баланс не будет совпадать.

    Современная копия чаще всего кажется более тяжелой и менее удобной, чем оригинал. Точное воспроизведение баланса современных мечей — важный аспект их создания. Сегодня многие дешевые и низкосортные мечи — исторические реплики, театральный реквизит, фэнтезийное оружие или сувенирная продукция — делаются тяжелыми ввиду плохого баланса. Частью эта проблема возникает из-за печального незнания геометрии клинка со стороны производителя. С другой стороны, причина в намеренном снижении цены на изготовление. В любом случае, едва ли можно ожидать от продавцов и производителей, что они признают свои мечи слишком тяжелыми или плохо сбалансированными. Гораздо проще заявить, что настоящие мечи и должны быть такими.

    Есть и еще один фактор, отчего современные мечи обычно делают тяжелее, чем оригиналы. По причине невежества кузнецы и их клиенты ожидают ощущения тяжести меча. Эти ощущения возникли после многочисленных изображений воинов-дровосеков с их медлительными замахами, демонстрирующими тяжесть «варварских мечей», потому что только массивные мечи могут нанести тяжелый удар. (По контрасту с молниеносными алюминиевыми мечами показательных выступлений восточных боевых искусств трудно винить кого-то за такое непонимание.) Хотя разница между мечом в 1,7 кг и в 2,4 кг не кажется такой уж большой, при попытке реконструкции техники отличие становится весьма ощутимым. Кроме того, когда речь заходит о рапирах, которые обычно весили от 900 до 1100 грамм, их вес мог вводить в заблуждение. Весь вес у такого тонкого колющего оружия был сосредоточен в рукоятке, что давало большую подвижность острию несмотря на вес в сравнении с более широкими рубящими клинками.

    ФАКТЫ И МИФЫ

    Несколько раз мне посчастливилось тщательно сравнить современную реплику с оригиналом. Хотя отличия были лишь в пределах нескольких унций, казалось, что современный клинок по крайней мере на несколько фунтов тяжелее.

    Два примера современных копий рядом с оригиналами. Несмотря на те же размеры, мелких и незначительных изменений в геометрии (распределение массы хвостовика, плеча, угол лезвия и т. п.) хватало, чтобы оказать влияние на баланс и «ощущение» от меча. У меня была возможность изучить подделки средневекового меча, созданные в XIX веке, и в некоторых случаях разница была заметна сразу же.

    Показывая мечи на своих лекциях и выступлениях, я постоянно вижу удивление аудитории, когда они впервые берут в руки меч, и он оказывается совсем не тяжелым и неудобным, как они ожидали. И они часто спрашивают, как облегчить другие мечи, чтобы они стали такими же. Когда я обучаю новичков, я очень часто слышу от них жалобы на тяжесть мечей, которые старшие ученики считают легкими и хорошо сбалансированными.

    Хорошие мечи были легкими, быстрыми, сбалансированными и, будучи достаточно прочными, сохраняли гибкость и упругость. Это были инструменты для убийства, и изучать их нужно с этой точки зрения. О весе оружия нельзя судить только по его размеру и ширине клинка. Например, вес мечей средних веков и Ренессанса может быть точно измерен и записан. Что называть тяжелым, зависит от перспективы. Оружие весом в 3 фунта профессионал может считать элегантным и легким, а ученый историк — тяжелым и неуклюжим. Мы должны понимать, что для тех, кто эти мечи использовал, они были в самый раз.

    Несмотря на габариты, вес и неповоротливость, меч двуручный в средневековье широко использовался в сражениях. Клинок обычно имел в длину больше 1 м. Для такого оружия характерна рукоять свыше 25 см с навершием и массивное удлиненное перекрестие. Общий вес с рукоятью в среднем составлял от 2,5 кг. Рубиться таким оружием могли только сильные воины.

    Двуручные мечи в истории

    Большеразмерные клинки появились сравнительно поздно в истории средневековых войн. В практике сражений непременным атрибутом воина в одной руке был щит для защиты, второй он мог рубить мечом. С появлением доспехов и началом прогресса в металлургическом литье стали набирать популярности длинные клинки с рукоятью для хвата двумя руками.

    Такое оружие было дорогим удовольствием. Его могли себе позволить хорошо оплачиваемые наемники или телохранители знати. Обладатель двуручного меча должен был не только иметь силу в руках, но и уметь с ним управляться. Вершиной мастерства рыцаря или воина на охранной службе было доскональное владение таким оружием. Мастера фехтования оттачивали технику владения двуручными мечами постоянно и передавали опыт элитному сословию.

    Назначение

    Двуручный меч, вес которого - свыше 3-4 кг, мог быть использован в бою только сильными и рослыми воинами. Их выставляли на передний край в определенный момент. Постоянно находиться в арьергарде они не могли, так как при стремительном схождении сторон и уплотнении людской массы в рукопашной схватке не хватало свободного пространства для маневра и замахов.

    Чтобы наносить рубящие удары, такое оружие должно быть идеально сбалансировано. Использоваться в ближнем бою двуручные мечи могли для пробивания брешей в глухой обороне противника либо же при отражении наступления плотно сомкнутых рядов пикировщиков и алебардщиков. Длинные клинки применяли, чтобы подрубить их древки и таким образом дать возможность легковооруженной пехоте сблизиться с рядами противника.

    В схватке на открытой местности двуручный меч применялся для рубящих ударов и для пробивания доспехов уколом при помощи длинного выпада. Перекрестие часто служило дополнительным боковым острием и использовалось в ближнем бою для коротких ударов в лицо и незащищенную шею противника.

    Особенности конструкции

    Меч - оружие ближнего боя с обоюдной заточкой лезвия и острым концом. Классический клинок с хватом для двух рук - эспадон ("большая шпага") - отличается наличием неотточенного участка лезвия (рикассо) у перекрестия. Это делалось для того, чтобы можно было перехватить меч другой рукой для облегчения замаха. Часто этот участок (до трети длины клинка) в дополнение для удобства обтягивался кожей и имел дополнительное перекрестие для защиты руки от ударов. Двуручные мечи не комплектовались ножнами. Они не были нужны, так как клинок носили на плече, его невозможно было закрепить на поясе из-за веса и габаритов.

    Другой, не менее популярный двуручный меч - клеймор, родиной которого является Шотландия, не имел выраженного рикассо. Воины орудовали таким оружием хватом двумя руками за рукоять. Перекрестие (гарда) отковывалось мастерами не прямое, а под углом к лезвию.

    Изредка встречавшийся меч с волнистым лезвием - фламберг - существенно не отличался характеристиками. Рубил он не лучше обычных прямых клинков, хотя вид имел яркий и запоминающийся.

    Меч-рекордсмен

    Самый большой боевой двуручный меч, сохранившийся до нашего времени и доступный для обозрения, находится в нидерландском музее. Изготовлен он предположительно в 15-м веке германскими мастерами. При общей длине 215 см весит великан 6,6 кг. Его дубовая рукоять покрыта цельным куском кожи из шкуры козы. Этот двуручный меч (фото см. ниже), по легенде, был захвачен у немецких ландскнехтов. Они использовали его как реликвию для церемоний и не применяли в сражениях. На клинке меча имеется клеймо Inri.

    По той же легенде, позже его захватили повстанцы, и он достался пирату по прозвищу Большой Пьер. Благодаря телосложению и силе он использовал меч по назначению и, как утверждается, мог срубить им сразу несколько голов с одного удара.

    Боевые и парадные клинки

    Вес меча 5-6 кг и более свидетельствует, скорее, о его ритуальном назначении, чем о применении для боевых сражений. Такое оружие использовалось на парадах, при посвящениях, преподносилось в дар для украшения стен в покоях вельмож. Простые в исполнении мечи также могли быть использованы наставниками-фехтовальщиками для отработки силы рук и техники владения клинком при подготовке воинов.

    Реальный боевой двуручный меч редко достигал веса 3,5 кг при общей длине до 1,8 м. На рукоять приходилось до 50 см. Она должна была служить балансиром, чтобы максимально уравновесить общую конструкцию.

    Идеальные клинки даже при солидном весе в руках лежали не просто металлической болванкой. Таким оружием можно было при достаточных навыках и постоянной практике легко рубить головы на приличной дистанции. При этом вес клинка в различных его положениях чувствовался и ощущался рукой практически одинаково.

    Хранящиеся в коллекциях и музеях настоящие боевые образцы двуручных мечей при длине лезвия 1,2 м и ширине 50 мм имеют вес 2,5-3 кг. Для сравнения: одноручные образцы достигали до 1,5 кг. Переходные клинки с рукоятью в полтора хвата могли весить 1,7-2 кг.

    Национальные двуручные мечи

    У народов славянского происхождения под мечом понимают обоюдоострый клинок. В японской культуре меч - это режущее лезвие с изогнутым профилем и односторонней заточкой, удерживаемое за рукоять с защитой от встречного удара.

    Самым известным мечом в Японии считается катана. Это оружие предназначено для ближнего боя, имеет рукоять (30 см) для хвата обеими руками и лезвие до 90 см. В одном из храмов хранится большой двуручный меч но-тати длиной 2,25 м с рукоятью 50 см. Таким клинком можно разрубить человека пополам с одного удара или остановить скачущую лошадь.

    Китайский меч дадао отличался большей шириной лезвия. Оно, как и у японских клинков, имело изогнутый профиль и одностороннюю заточку. Носили оружие в ножнах за спиной на подвязке. Массивный китайский меч, двуручный или одноручный, широко использовался солдатами во Второй мировой войне. Когда не хватало боеприпасов, с этим оружием красные части шли в рукопашную атаку и часто достигали успеха в ближнем бою.

    Меч двуручный: преимущества и недостатки

    Минусами использования длинных и тяжелых мечей являются низкая маневренность и невозможность вести бой с постоянной динамикой, так как вес оружия существенно влияет на выносливость. Хват двумя руками исключает возможность использования щита для защиты от встречных ударов.

    Меч двуручный хорош в защите тем, что им можно с большой эффективностью перекрыть больше секторов. В атаке же можно нанести урон противнику с максимально возможного расстояния. Вес клинка позволяет нанести мощный рубящий удар, отразить который часто бывает невозможно.

    Причина, по которой двуручный меч не имел широкого распространения, - нерациональность. Несмотря на явный прирост в силе рубящего удара (в два раза), значительная масса клинка и его габариты приводили к увеличению затрат энергии (в четыре раза) во время поединка.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Нежные сырники: все тонкости приготовления
    Оладьи на молоке с разрыхлителем
    Как приготовить беляши с мясом на сковороде