Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Матф.4:10). В библии запрещено идолопоклонство, почитание икон, поклонение предметам даже посвященным богу

На всем протяжении своего повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу – Творцу неба и Земли. Вторая заповедь Декалога однозначно и четко дает запрет верующим на идолопоклонство - божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Вот так она изложена в Священном Писании и, соответственно, была выбита на каменных скрижалях:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6>).

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10 , Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13 , Втор. 10:20 , 1 Пар. 7:3).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях . Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами. Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему , а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. Исх. 20:5 , Исх. 34:14 , Втор. 4:24 , Втор. 5:9) - мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5 , см. также Иер. 3:1 , Ос. 1:2 , Еф. 5:25 , Откр. 12:1,6 , Откр. 19:7). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель . Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние . Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям : каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме - одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. Мф. 6:6) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Создатель - вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства. Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3:8,9 , см. также Иер. 3 (вся глава) , Иез. 16 (вся глава) , Иез. 23 (вся глава) , Ос. 2 (вся глава) .

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства - почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:18-20).

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним. Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено . Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу , присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель .

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство - сделал себе скульптуру бога Израилева :

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! » (Исх. 32:3,4).

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской , каким они представляли Его себе - в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» (Исх. 32:7,8).

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. – Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан » (4 Цар. 18:3,4).

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею – кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие. А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им » (Исх. 20:5). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом. Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение - это действие для кого-то или чего-то. Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения : посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27).

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита. Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом. Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. Суд. 18:31 , Иис. Нав. 19:51 , 1 Цар. 1:3,24).

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить. В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона – каждая семья определенное время в году (см. Чис. 4:16 , 2 Пар. 13:10,11). А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления – Йом Киппур (см. Лев. 16:2,34). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню , когда покрывают ее, чтобы не умереть » (Чис. 4:5-20).

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. 2 Пар. 2:4), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел. Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства - обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе «Обряды» .

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.

Сразу же посл е крещения Иисус Христос пошел еще дальше в пустыню Иерихонскую.

Там было еще страшнее, чем в той пустыне (Иорданской), где жил Иоанн Креститель. Там было много диких зверей и жило много разбойников.

В этой пустыне Христос провел сорок дней, молился и постился. Как! Ужели Он ничего не ел целых сорок дней? Да! Ничего! Не помните ли вы, кто еще постился такое долгое время? Моисей и пророк Илия.

Наконец, чрез сорок дней Иисус Христос почувствовал голод. Ему захотелось есть.

Тогда приступил к Нему диавол и стал говорить: «Охота Тебе морить Себя голодом», «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами».

«Написано: не хл ебом одним живет челове к, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» .

Вы, дети, помните, как Господь питал иудеев манною, когда у них не было хлеба? Бог может послать нам пищу и кроме хлеба. Не о хлебе только должен заботиться человек, но и о добрых делах. Не о том только следует хлопотать, чтобы быть сытым, а о том, чтобы исполнять волю Божию.

Потом диавол повел Иисуса Христа в святой город Иерусалим, поставил Его на перилах, которые были вокруг крыши на храме. Оттуда вниз страшно было даже и смотреть. Внизу на улице было много народу. И сказал диавол Иисусу Христу: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Смотри, сколько народу. Если Ты сделаешь чудо, бросишься вниз, они все поверят, что Ты Сын Божий. А Тебе нечего бояться. Бог приказал ангелам хранить Тебя. Ты бросишься, а они и подхватят Тебя на руки, так что Ты даже и не споткнешься о камень».

Иисус Христос отвечал диаволу: «Написано также не искушай Господа Бога твоего» . Зачем просить, чтобы Бог без всякой нужды творил для нас чудеса.

Наконец, диавол возвел Иисуса на высокую, высокую гору. - Далеко оттуда видны были и города, и деревни, и зеленые луга, и темные леса, и желтеющие зрелым хлебом поля, и синее море. С этой горы диавол показал Иисусу Христу, как будто на картине, все царства мира и сказал: «Все это дам Тебе, если Ты поклонишься мне». Диавол хвастает и хочет обмануть Иисуса. Мы все во власти Божьей, и Бог над всем царствует, а не диавол. Как же он может дать другому то, чего сам не имеет?

Иисус Христос тогда прогоняет от Себя диавола и говорит ему: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

После этого диавол перестал искушать, соблазнять Господа и отошел от Него.

Тогда к Иисусу Христу явились ангелы и стали Ему служить.

Любезные дети! К каждому из нас со дня его крещения приставлен от Бога особый ангел-хранитель. Мы не видим его, но он близ нас и хранит нас. Он удерживает нас от худого и учит доброму.

Бывает же иногда с вами: не хочется, например, учиться, хочется побегать, пошалить, и вдруг, как будто кто шепнет тебе: «Нет, сначала нужно выучить урок: уже после ты побегай и поиграй». Сделал ты что-нибудь худое и хочешь запереться в своей шалости; ты уже совсем решился обмануть родителей или начальников, и вдруг, как будто кто-то напомнил тебе: «Не обманывай: это грешно; скажи лучше правду и признайся». Голоден ты, или хочешь полакомиться, или нравится тебе чужая вещь, и ты хочешь уже протянуть руку, чтобы потихоньку, без спроса взять что-нибудь чужое или чего тебе не велено трогать; ну, проще, захотел ты что-нибудь украсть; вдруг, как будто кто-нибудь толкнул тебя, схватил за руку и сказал тебе: «Грешно и стыдно воровать». Кто же это говорит тебе, удерживает тебя от худого и учит доброму? Это твой добрый ангел-хранитель, который любит тебя. И как он радуется, когда ты слушаешься его, делаешь добро. И как он жалеет тебя и печалится, когда ты грешишь. Ты огорчаешь своего ангела­

1. Господу Богу твоему поклоняйся. Бог ищет поклонников, а не поклонения.

Когда он избирает жертвы Авеля, Илии, - Он избирает не жертвы, а тех, кто их приносит.

Пс.49, Ис.66 – Мои звери, леса, земля – что вы можете принести Мне.А Я призрю на смиренных и сокрушенных духом .

Бог не человек и человекоугодничество не имеет ничего общего с поклонением и угождением Богу. Мы считаем, что угождение нам, это когда мы говорим: «принеси, сделай, дай», но это философия идолопоклонства, где у идолов нет, ни рук, ни ног. Отсюда насилие, дедовщина, господство князей, подавление слабых и унижение нищих. Но правление Царства Божьего отличается от любого другого царства и правления и поэтому оно стоит вечно.

Богу угодно, когда мы прославляем Его служа людям, и он укорял тех, кто «ради» Него отвергал людей.

Он возлюбил этот мир и поэтому пришел к нам. Поэтому Он не вознегодовал подобно Неману, когда сотник, который позвал Его не вышел встречать его, но послал слугу вернуть его обратно.

    То, что высоко в глазах человека – мерзость в глазах Бога (Лк.16:15)

    Бог не человек, человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1Цар.16:7).

Иисус не негодовал на тех, кто не угождал Ему или не удовлетворял Его нужды. Хотя он был как человек и имел

нужды как любой из нас, но характер у него есть Божий. Поэтому поклонение – это не только музыка, танцы,

Молитвы или слова, но и исполнение воли Господина. Чтобы нам научиться правде взглянем на Иисуса и Его

Учеников. Что Он делал, живя как человек на земле, и чему научил учеников после себя. Читая все Н/З книги мы

Увидим, что главным, чему учил Иисус учеников – это исполнение воли Божьей, которая выражается в исполнении

Его заповедей – Ис. 1гл, 58 гл.

Пример жертвы Каина, Саула, Исава, Иуды, который «заботился» о бедных -Мтф.6 гл. (пост, молитва, даяния должны быть перед Богом)

По сути, кому мы поклоняемся становиться очевидным в испытаниях. Очень хорошая иллюстрация этого для нас в шторме. В библии есть описание некоторых штормов.(Иона (1:4-6), Павел (Деян.27:13-24))

Штурманы во время шторма не смотрели в карты и компасы, но выбрасывали все с корабля и все взывали к своему богу. Что ты делаешь во время шторма. Когда обстоятельства нашей жизни сильнее и больше нас, а мы превращаемся в корабль бросаемый волнами, невозможно надеяться на свои силы, мудрость, знания, финансы и т.д., кому ты начинаешь поклоняться и на что надежда твоя.

    каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. (1Кор.3:13)

    Седрах, Мисах и Авденаго. Даниил

    Что сделал Давид. Когда Секелаг сожгли огнем, а все друзья захотели побить его камнями?

Когда Бог благословляет нас, мы видим в своем лидере Божью руку. А когда приходят испытания? Истинное поклонение исходит не из того что Бог сделал, а из того, Кто Он Есть. Так и Бог возлюбил нас не из того, что мы сделали, а из того кто мы есть.

Поэтому - 2. основанием для поклонения Богу является вера.

В послании к Евреям 11 главы библия говорит об Аврааме, Моисее, Иисусе Навине, Самсоне, Иосифе, Давиде и др., как о героях веры. Но их объединяет одно – любовь к Богу и к своему народу. Но в 12 главе она продолжает этот список нашими именами и учит нас взирать на того, кто выше всего – Иисуса Христа, претерпевшего страдания, позор и смерть.

Царство Божье непоколебимо. Люди сами по себе не могут быть отображением этого царства. Все герои, описанные в библии, колебались, падали, и победа в их жизнях происходила благодаря верности Бога к Своему Слову и обещаниям,и Его любви к своему творению.

В чем же героизм героев – в их вере в Его слово.

А без веры Богу угодить невозможно. Евр11:6

O Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в действительном.

O Вера – это основание для восприятия невидимого как действительности

    Авраам отдал Исаака по вере,

    Анна – Самуила.

    Моисей – богатство, славу и жизнь.

Бог вкладывает в наше сердце веру, как семя, которое должно умереть, чтобы принести плод. Семя это проходит испытания – затем, когда оно вырастет, приходит хозяин и говорит, отдай.

Выслушайте притчу. Был хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного избили, иного убили, а иного побили камнями. (Матф.21:33-35)

Иаков пишет, что вера без дел умирает. Мало быть плодоносным важно отдавать плод Богу в его распоряжение. Начинается это с десятины, а заканчивается всей твоей жизнью.

Итак, как ты распоряжаешься плодами, которые ты принес благодаря Богу. Когда Бог выводит тебя на поклонение, он говорит, возьми все, что у тебя есть и иди со своей семьей (пример исхода). Но он не только ничего не возьмет у тебя, но еще и благословит. Бог сражается за тех, кто хочет поклоняться Ему.

Пример – Израиль, Самарянка, Закхей, 10 прокаженных, Илия на горе Кармил и 7000 народа. Иисус умер за тех, кто, находясь в узах греха, мечтает о поклонении господу. Мтф.15 глава – не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам

3. Поклонение всегда связано с жертвой

Поклонение всегда связано с жертвой, жертва с жертвенником, жертвенником с храмом. Храм это место где Бог встречается с человеком.Жертва – это то, что объединяет Бога и человека.

Что происходит, если человек не воздает славы Богу?

Если вода не будет возвращаться на небо, то земля погибнет. Если слава не будет возвращаться к Тому, Кто ее дал, то человек погибнет. Как вода дает жизнь всему творению на земле, так и слава Божья дает жизнь человеку.

Бесплодность, неспособность рождать – это результат того, что вода не взошла на небо, к Тому, Кто ее послал, слава не отдана Тому, Кто ее дал.

Бесплодность – это результат идолопоклонства. Поклонение Богу приводит нас в землю обетованную.

Иногда мы так увлекаемся служением людям, нашим положением перед ними, или позицией, которую мы имеем или хотим достичь, что забываем ради Кого все это и для Кого.

Раньше во времена ветхого завета, богослужение занимало много времени, сил и средств. Но люди не знали, Того, ради которого они все это делали. Но Бог есть Дух, и Он ищет поклонников, поклоняющихся ему в духе и истине. Завеса в храме разорвалась, не для того, чтобы служение Ему прекратилось, но для того, чтобы наше служение Ему касалось Его сердца, было угодным Ему.

    Цель, ради которой Бог вывел Израиль из Египта - это служение Ему (Исх.8:1).

    Когда Бог вывел свой народ из Вавилона, первое, что они сделали – это восстановили жертвенник для служения Ему, хотя еще не было ни храма, ни стен городских, (Неемия 3:3)

    Бог вывел Авраама из Ура Халдейского в землю, где он строил жертвенники для поклонения Живому Богу. В этом заключалось все его служение.

Бог выводит нас из зоны комфорта, чтобы мы Ему поклонялись. Пустыня, это место, где все наши идолы будут посрамлены и оставлены тобой, чтобы ты прилепился к господу Богу. Евреям 11 глава описывает героев веры, которые приносили жертвы верою, чтобы угодить Богу

4. Любое служение Богу начинается со встречи с самим Богом

Любое служение Богу начинается со встречи с самим Богом и исходит и из Его сердца. Это Его инициатива, воля, желание, мудрость, обеспечение, битва, утешение, победа. Все из Него, Им и к Нему.

Анания, Сапфира, Саул, Каин, Иуда– это примеры того, когда люди строят что-то для Бога не пережив встречи с Ним и не возлюбив Его. То, что не видят люди – видит Бог. Савл, Симон, Аврам,Моисей, Иаков – хотели угодить Богу в своем служении, но только после встречи с Ним – они прозрели, их мировоззрение изменилось и служение Богу стало угодным Ему.

Поэтому:

1. Не делай что-то, потому что это почетно в глазах людей, Анания Деян.5гл.

2. Не делай что-то, чтобы удержать власть над людьми – Саул 1Цар15:30

3. Не делай что-то без почтения к Богу – Мал.1 гл., Исаия 6 гл.

Вот почему когда мы выражаем свою жажду служить Ему Он не приходит сразу? Он испытывает наше сердце, что в нем – жажда власти, авторитета, успеха или жажда по Богу и Его правде. Что ты сегодня ищешь или, о чем ревнуешь? Может быть это успех, принятие, авторитет, власть. Слава, уважение, безопасность, мир, единство, финансы … Слово Божие предупреждает нас, что всякое строение испытает огонь, ветер и вода.

Единственная мечта, которую не разрушат ветра, не спалит огонь и не смоет вода – это та мечта Бога прослеживаемая через все писание :

    «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: Вселюсь в них, и буду ходить [в них], и буду их Богом, и они будут Моим народом - 2 Кор.6-16

    И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами - Лев.26:11.»

Религия дел подобна строительству на песке. Человек не познав Бога, стремится по плоти служить Ему. Он имеет вид благочестия, но силы Его не знает

Можно научить человека жить по схеме, но нельзя родить его свыше, чтобы он получил силу. Все что человек может сам, это не то, что хочет Бог.

Прежде чем строить, надо познать. Делами перед Богом не оправдается ни одна плоть. Дела свидетели нашей праведности. Поэтому Бог оставил нам Свое слово, чтобы следовали ему, а не людям и их обычаям. Так как сегодня мы видим как сквозь тусклое стекло.

Так как дьявол согрешил теперь уже против Бога Отца, называя вселенную, которая принадлежит Ему, своей, и осмелился выдавать себя за Бога, как будто бы он был зиждителем мира, то Христос, наконец, запретил ему, но и тут не с гневом, а просто: «отойди, сатана» . Да и это было скорее повеление, нежели запрещение, потому, что лишь только Христос сказал ему: «отойди », дьявол, - он тотчас убежал и не смел уже более искушать Его.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Вот уже третье ухищрение дьявола пришло в действие - искушение властью. Итак, поставив Господа на высокой горе , он предложил Ему все царства земли, если только Он ему поклонится. Однако двойной ответ Господа развеял все надежды дьявола. Дьявол соблазнил Адама пищей, от райской славы увел к месту греха, то есть в область, где находилось запретное древо, и обольстил жаждой обладания божественным именем, посулив, что он будет подобен богам. Таким образом, дьявол ополчается против Господа всей властью мира и предлагает своему Создателю обладание всей вселенной, чтобы, сохраняя порядок древнего обмана, теперь искусить жаждой власти Того, Кого он не соблазнил пищей и не сдвинул с места. Однако Господь Своим ответом перевел речь к достойному Его [разговору] о высшем, ибо сказал: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи . Это был подобающий ответ на безрассудство дьявола, когда он услышал имя «сатана», обличающее его преступления, и узнал в человеке своего Господа Бога, Которому подобает поклонение. Действием этого ответа Господь преподал нам великолепный пример того, чтобы мы, презрев славу земной власти и отбросив жажду обладания мирскими [благами], помнили, что следует поклоняться одному только Богу и Господу, особенно когда почитание дьявола стало обычным делом всякого века. Итак, после этого бегства дьявола Христу служили ангелы , показывая, что после того, как дьявол побежден и обезглавлен нами, нам будут помогать и служить ангелы и небесные силы.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Это показывает и Давид, когда говорит о Господе так: И язва не приблизится к жилищу твоему (Пс 90:10) , потому что никакой грех дьявольской язвы не смог приблизиться к телу Господа. Итак, Господь выдержал искушение врага, чтобы человеку доставить победу, а дьявола посрамить, как Давид прежде предсказывал, говоря: Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс 103:26) . И еще: И смирит притеснителя (Пс 71:4) . И еще: Ты сокрушил голову левиафана в воде (Пс 73:13-14) . Господь прежде, в Книге Иова, говорил, что этот левиафан в искушении будет посрамлен и обманут: Можешь ли ты удою вытащить левиафана? (Иов 40:20) .

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда говорит ему Иисус: Иди , сатана, ибо написано

Вопреки мнению многих, сатана и апостол Петр осуждаются не одним и тем же выражением. Действительно, Петру говорится: «Иди за Мной , сатана» , то есть ты, противящийся Моей воле, следуй за Мной; а дьявол слышит: иди, сатана , но ему не говорится: за Мной , чтобы подразумевалось - «Иди в огонь вечный, который уготован тебе и ангелам твоим».

Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Втор 6:13)

Дьявол, говорящий Спасителю: Если, пав, поклонишься Мне , в ответ себе от Него слышит, что он сам должен больше поклоняться Ему, своему Господу и Богу.

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе Божие, и говорит: «все это дам Тебе» , якобы свое собственное. Узнай отсюда, какую пользу приносит Писание, ибо Господь им заставил врага замолчать.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Тогда глагола ему Иисус: иди за Мною сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши

И это написано во Второзаконии (6, 13) . Обрати внимание на то, что в первых искушениях Он терпеливо отвечал; но когда заметил, что тот бесстыдно ищет себе божеского поклонения и требует божеской чести, тогда упрекнул его, говоря: отойди, сатано , – т.е. удались, противник. Лука написал: иди за Мною, сатано (4, 8) , т.е. удались от Моих взоров, потому что находящийся сзади кого-нибудь бывает для того невидим. И не удержался Христос от изобличения во лжи того, который говорит, что ему передан весь мир, но отразил его Писанием. И бичом для лукавого стал Его упрек, потому что больше он уже не перенес (ελαρτερησε). Почему Матфей последним записал искушение любостяжания, а Лука – тщеславия? Потому что Матфей заботился о порядке искушений, а Лука только о повествовании. Чему же нас поучают искушения Спасителя? Никогда не верить врагу, даже в том случае, если он советует полезное что-нибудь и необходимое, потому что он льстит полезным, а оканчивает злым; ни ради голода, ни ради другой подобной нужды не исполнять воли демона, но прибегать к Богу; не искушать Бога и не обращать внимания на дьявола, ищущего знамений, потому что он ищет их, скрыв под ними свое коварство. Некоторые говорят, что дьявол показал Христу все царства мира и славу их не посредством восприятия внешних чувств – местно, а в представлении – описательно. Говорят это потому, что написано, что он показал это во мгновении времени .

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Господь положил конец дьявольскому соблазнению, сказав: Отойди от Меня, сатана , чтобы он не шел дальше в своем соблазнении. Дьявол же (что вполне понятно, то есть как это можно осмыслить разумом) отступил не потому, что послушно внял повелению, но дьявола прогнала либо сама Божественность Христа, либо бывший в Нем Святой Дух. И это особенно подает нам утешение, ибо дьявол искушает Божиих людей не столько, сколько хочет, а лишь пока ему дозволяет это Христос или Дух Святой, Который в них.

Лопухин А.П.

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

(Лк. 4:8) . Несмотря на краткость, слова Христа (особенно на греческом) дышат здесь энергией и силой. Ύπάγε на греч. сильнее, чем “отойди ,” и значит: “прочь с Моих глаз”. Сила искушения вызвала окончательное и гневное удаление сатаны. Прибавка ὀπὶσω μου, что значит отойди назад от Меня, т.е. почти “следуй за Мною”, имеющаяся в некоторых, сравнительно неважных, кодексах и подтвержденная Иустином Мучеником (Dial. 103), Афанасием Александрийским, Златоустом, Феофилактом и другими, хотя, след., и очень древняя, считается, однако, вставкой из Матфея 16:20 ; Мк. 8:33. Ориген прямо говорит, что ее не следует присоединять (χωρὶς τῆς ὀπίσω μου προσθήκης). Игнатий, Ириней, Иероним, Евсевий и др. ее выпускают. Ее нет в важнейших кодексах, Синайском и Ватиканском. Вероятнее всего, слова эти были опущены в первоначальном тексте. Это предположение подкрепляется тем, что подобные же слова Петру (с прибавкой ὀπίσω μου) не означают повеления ему отходить от Христа, а только - не становиться на Его пути и не препятствовать Его намерениям. Отсюда, если бы такое же повеление дано было и диаволу, то он не был бы отогнан, а или мог, или должен был следовать за Христом. Диавол отступил от Христа только до времени; но весьма невероятно, чтобы Христос мог дать повеление, чтобы диавол постоянно следовал за Ним. Текст в ответе Христа взят из Втор. 6:13 . У LXX это место читается: “Господа Бога твоего будешь бояться и Ему одному служить”. Букв. с еврейского: “Господа Бога твоего бойся и Ему служи (будь рабом)”. Ввиду такой разности одни думают, что текст переведен в вольном переводе с еврейского, другие - взят у LXX с небольшими изменениями. Откуда действительно был заимствован текст, решить трудно. Вероятно из LXX.

В Библии рассматриваемый текст приведен почти рядом с другим, указанным Христом во втором искушении, и имеет тот смысл, что Господу Богу должен был служить Израиль и Ему одному поклоняться. Следовательно, и в рассматриваемом месте Евангелия речь идет не об Иисусе Христе, а о Боге Отце, и смысл тот, что, вместо поклонения диаволу, Иисус Христос должен поклоняться Богу и служить Ему. Но в переносном и отраженном смысле слова эти могли иметь отношение и к диаволу. Спаситель говорит ему как бы так: ты искушаешь Меня поклониться тебе и служить; но ты сам должен поклоняться Богу и служить Ему. А так как перед диаволом был Бог, равный Отцу и Духу по существу, то слова Христа могут иметь и такой смысл: вместо того, чтобы Мне поклоняться и служить тебе, ты сам должен поклоняться и служить Мне. Блаж. Иероним, в своем толковании, кратко и ясно выражает эту мысль: “диавол, говорящий Спасителю: если, падши, поклонишься мне, слышит противоположное, что ему самому должно более поклоняться Ему, как своему Господу и Богу”.

Троицкие листки

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Но не знал он, всегубитель, с Кем имел теперь дело, не знал, что перед лицом Сына Божия он хулит Бога Отца. И Господь Иисус более не потерпел такого ужасного богохульства: Тогда Иисус говорит ему , говорит все тем же спокойным, но в то же время и Божественно властным словом Своим: отойди от Меня , отойди прочь от Меня, сатана , противник Божий! И Свое Божественное повеление подтвердил словом Писания: ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Втор. 6:13). Вострепетал диавол от этих слов Господа и поспешил со стыдом удалиться.

Троицкие листки. №801-1050.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как считать прибыль формула
Роялти по лицензионным договорам
Есть способ спрогнозировать поступление денежных средств на ближайший месяц