Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Двойственность человеческой природы. Двойственная природа человека Двойственность человеческой натуры

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Существует мнение, что человек придумал бога для того, чтобы не сойти с ума от незнания самого себя.

Нам только кажется, что много знаем о себе и обществе, в котором живем. Конечно, трудно признаться в своем невежестве, но существует вполне объективная причина, не позволявшая вскрыть истинные мотивы и закономерности нашего поведения. Что эта за причина?

Она в двойственной природе человека. Выводы из этого открытия говорят о том, что определенные условия могут приводить людей к конфронтации, а другие тех же самых людей по тем же самым вопросам к согласию. В частности, обладая такими знаниями можно проектировать условия для согласия общества в решении всех наиболее важных проблем в социальной, экономической и политической областях деятельности.

Итак, в науке о мозге появилось открытие, сопоставимое по значению с расщеплением атомного ядра в физике. По странному совпадению, это тоже расщепление, но не ядра, а мозга. В нас, оказывается, находится не один, а два совершенно разных человека. Они действуют поочередно. Причина в строении нашего мозга. Он состоит из двух полушарий. Полушария соединены миллионами нервных волокон, которые передают информацию из одного полушария в другое и образуют так называемое мозолистое тело - белесоватую плотную массу, создающую как бы мост между двумя нашими полушариями.

В зависимости от того, какое из полушарий оказывается ведущим, а какое ведомым, в каждом из нас, без какого-либо исключения (в президенте или нищем, в выдающемся ученом или преступнике), проявляются два совершенно разных человека. Они обладают разными законами нашего поведения и восприятия мира, у них разные законы мышления. У них могут быть противоположные по своему содержанию желания. Что хочет одно наше «Я» может не хотеть другое.

В двойственной природе человека и заключается основная причина отсутствия у нас надежных знаний о человеке и обществе. До сих пор пытались безуспешно найти закономерности поведения одного человека в нас, а их оказалось два, причем совершенно разных.

«В середине 50-х годов нескольким американским исследователям и врачам пришла в голову идея необычного лечения безнадежных случаев эпилепсии. Речь шла о таких тяжелых эпилептических припадках с потерей сознания и судорогами, которые часто следовали один за другим, не поддавались лекарственному лечению и быстро приводили человека к полной инвалидности…

Американцам пришла в голову простая идея: разъединить правое и левое полушария головного мозга, рассечь нервные связи между ними, чтобы предотвратить систематическое распространение эпилептических разрядов на весь мозг. Такая операция была произведена на нескольких больных , она действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 г. Нобелевской премии.

Что же произошло после рассечения мозолистого тела с поведением и психикой человека? На первый взгляд, ничего особенного, и это уже было достаточно удивительно. Связи между двумя половинами мозга были разрушены, а человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых отклонений в поведении. Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции; один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение; в то время, как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача; в то время, как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Возникала ситуация, описанная в метафоре, когда левая рука не знает, что делает правая. Дело, однако, было не в руках: это одна половина мозга не знала, что делает другая половина. Правая рука управляется левым полушарием, а левая - правым.» (Вадим Ротенберг «Поведение и расщепленный мозг»).

Каждое из наших «Я» обслуживают и разные языки. Для каждого из них язык другого «Я» воспринимается как чуждый по своему содержанию, хотя внешне их трудно отличить друг от друга. Например, если сказать нам о совершаемых ошибках, то, в зависимости от того, какое из полушарий мозга в этот момент оказывается ведущим, мы отреагируем на это совершенно по-разному. В одном случае с восторгом и благодарностью, - где же ты раньше был, какой я был дурак . А в другом то же самое воспримем как большую обиду, - неужели ты считаешь меня дураком - особенно, если о наших ошибках было сказано при людях. Можно нажить себе непримиримого врага своими высказываниями. Российский физиолог И.Павлов сделал выдающееся открытие, которое до сих пор усиленно замалчивается. Суть этого открытия состоит в том, что наш язык, способен отрываться от реальной действительности и жить своей собственной жизнью, негативно воздействуя на нашу жизнь и жизнь всего общества.

Правое полушарие дает образ для мышления, левое мыслит, анализирует созданные образы. Правое полушарие создает образы нашего мира, а левое полушарие проверяет их на соответствие логике и реальному миру. Если ведущим оказывается правое полушарие, то образы нашего мира чаще всего носят мифологический характер. А когда левое, то наши образы проверяются на состоятельность, проверяются на соответствие логике и реальной действительности. В первом случае мы воспринимаем мир эмоционально, а во втором рационально. Правое полушарие можно назвать художественным, а левое - логическим. По этой причине и принято в России делить интеллигенцию на творческую и техническую, в зависимости от того, какое полушарие у этих людей оказывается более востребованным в их деятельности, какое из них чаще бывает ведущим, а какое ведомым.

Эти наши два «Я» совершенно необходимы, но предназначены для решения различных задач. Те задачи, которые мы решаем, когда ведущим является одно полушарие, не под силу, если ведущим оказывается другое, и наоборот.

Когда мы общаемся с кем-либо, то нужно знать, с каким из «Я» у них мы имеем дело. Что можно говорить одному из их «Я» нельзя другому, и наоборот. Что можно сказать человеку без посторонних, нельзя говорить при людях.

По существу, опираясь на двойственную природу человека, нужно изменить современные взгляды на нас самих и общество, в котором мы живем, нужно создавать общественные науки заново, практически с нуля. Несмотря на громадное множество научных работ, ученых и научных учреждений по уровню развития общественных наук мы находимся на уровне средневековья по сравнению с естественными науками. Недаром некоторые делят науки на естественные и противоестественные (общественные). По этой причине мы не можем успешно решать важнейшие социальные, экономические и политические проблемы.

Но встает вопрос, а хотим ли мы узнать себя и общество, в котором мы живем такими, какие мы есть на самом деле?

Вопрос не риторический. Например, влюбленный человек не хочет слышать о фактах, противоречащих созданному им образу любимой. Недаром говорят о слепой любви и ненависти. Позволить обнажить себя и общество не такая уж простая задача. Нужно сильно захотеть, чтобы увидеть себя и общество такими, какие мы есть на самом деле, а не такими как нам кажется.

Если оставить в стороне физиологию работы мозга, то двойственную природу человека можно выразить следующим образом:

В каждом из нас существуют и поочередно действуют два совершенно разных человека. Один - социальный (коллективный), другой - индивидуальный (эгоистичный). У них разные мотивы деятельности. У индивидуального человека мотивы деятельности находятся внутри нас. У социального человека мотивы деятельности находятся в социальной среде, в которой мы живем и работаем. Эти два разных человека постоянно взаимодействуют друг с другом, что и определяет личность каждого из нас.

Социальные и индивидуальные мотивы могут сближаться или расходиться.

Степень расхождения индивидуальных и социальных мотивов деятельности – главный фактор, который влияет на результаты деятельности людей и их психическое состояние.

Если расхождение высокое, то наступает депрессия. А при превышении определенного предельного уровня человек гибнет (самоубийство или распад личности).

Если социальные и индивидуальные мотивы деятельности у человека совпадают, то он находится в максимально комфортных условиях и добивается высочайших результатов.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД ИЗ ДВОЙСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Одно из наших «Я» решает проблемы взаимоотношений с другими людьми и взаимоотношений между социальными группами (малыми и большими), но не способно решать конкретные задачи. А другое наше «Я» занимается решением конкретных задач, но не способно успешно решать проблемы взаимоотношений между людьми. Что может делать одно не под силу другому.

Язык, который обслуживает этих двух наших «Я», соответственно:

Либо предназначен для того,чтобы представлять такую информацию о том, что «было», «есть» и «будет», которая наиболее сильно воздействовала бы на людей,

Либо предназначена для того, чтобы представлять такую информацию, которая наиболее точно описывала бы то, что «было», «есть» и «будет» в реальной действительности.

По этой причине нужно, прежде чем что-то читать и слушать кого-то, спросить себя, а для чего это написано или сказано? Что хотят авторы - хотят ли они воздействовать на нас в нужном для них направлении или передать какаю-то ценную нам информацию о реальной действительности?

Чтобы выглядеть и что-то сделать необходимы разные наши «Я».

Вывод о возможности приходить к согласию в решении важнейших проблем в социальной, экономической и политической области деятельности изложен в статье

Человек «включен» сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы. Еще древние народы отмечали, что человек – это природное существо, сходное с другими животными, но в то же время основательно отличающееся от них. Аристотель определял человека, как «политическое животное» (правильнее сказать – «полисное», т.е. общественное «животное»). Аристотель определяет социоприродную характеристику человека. Отличия человека обнаруживаются уже в морфологической сфере (морфология биологическое учение о формах и строении животных) - это такие очевидные признаки, как: прямохождение, наличие руки (пальцев рук), умение изготавливать орудия труда. Но поскольку у некоторых животных тоже есть аналогичные или похожие признаки и свойства, возникает вопрос о том, в какой же, если не морфологической, области следует искать существенные отличия между человеком и животными?

Один из вариантов ответа на этот вопрос пыталась дать эволюционная теория Ч.Дарвина, основанная на принципе развития и причинности. Она выводила человека из животного и тем самым отбросила гипотезу о божественном творении. Теория эволюции описывала переход к человеку как плавный и постепенный: от обезьяны к человеку. Однако, появление человека – это не просто возникновение нового вида, это возникновение принципиально нового способа существования.

Определенное значение для объяснения появления человека имела марксистская теория, согласно которой, социальное, так же как и человеческое, является результатом возникновения трудовой деятельности. Человек есть совокупность общественных отношений – это социальная сущность человека, утверждал К.Маркс.

Человек принадлежит природе, и в то же время отторгнут от нее. Он наделен инстинктами, но они не выполняют свою роль механически. Это противоречие своего бытия и своей природы человек разрешает не только в процессе познавательной деятельности, но и в процессе предметно-практической жизнедеятельности.

Гуманитарный подход в философских концепциях, ориентированных на идею человека, определяет человека, прежде всего, как носителя разума. Для гуманитарного подхода характерно понимание человека как незавершенного и развивающегося существа. Человеком не рождаются, а становятся.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу

Изучение новой дисциплины философия является основанием гуманитарной.. в предлагаемом издании по курсу философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия и мировоззрение
Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. В переводе с греческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Предполагае

Исторические типы мировоззрения
«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и спосо

Проблема определения предмета философии
Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понима

Место и роль философии в культуре
Со становлением предмета философии развивалась и структура философского знаний. В нее входят следующие разделы: - онтология (учение о бытии); - гносеология (учение

Упражнения и задачи
1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «Философия составляет своеобр

Самостоятельная работа
Составьте таблицу «Исторические типы мировоззрения» и проведите сравнительный анализ по 4 критериям различий между мифом, религией, философией: Критерии

Философия в древних цивилизациях Востока
2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. э.) Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в

Древняя индийская философия (VIII в.до н.э.- II в. н. э.)
Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой

Упражнения и задачи
«Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый. - Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало? Было-ли то бездонные глубины вод?

Гераклита, пифагореизм, элейская школа
К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до VI века

Учение о бытии Аристотеля, античный атомизм
Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что

Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
(эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм) Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н./э. породил глубоки

Упражнения и задачи
1. Что принимали за первоначало (архэ) древнегреческие философы: Фалес Анаксимен

Самостоятельная работа
1. Заполните таблицу: Основные идеи Сократ Протагор Платон Аристотель Эпикур

Основные черты средневековой философии
Философия Средних веков – существенный этап в истории философской мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Понятие «Средние века» носит локальный характер, поскольку для разны

Философская проблематика
Процесс формирования средневековой философии имеет несколько различных этапов. Первоначальный этап называют патристикой. Термином «патристика» обозначают совокупность философских доктрин хри

Арабская средневековая философия
Важное значение для развития средневековой философии имела арабская (арабоязычная философия), которая оказала влияние на становление и развитие схоластики. В арабской философии, которая ра

Возрождения в XIV- XVI вв
Эпоха Возрождения– переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленн

В эпоху Возрождения
Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфило

Социально-философские учения Ренессанса
Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философ

Упражнения и задачи
1.Как называется течение философской мысли, утверждающее 2. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему тезис Н.

Метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт)
Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капита

Упражнения и задачи
1. Обдумайте и сравните высказывания двух философов – Цицерон: «Vivera est cogitare» (Жить, значит мыслить) и Декарт: «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, существую).

Философии. Теория познания и этика И.Канта
И.Кант считал главной философской проблемой проблему человека, которую он исследовал с позиций гносеологии (человека познающего), этики (человека нравственного) и эстетики (специфики проявлений воз

Г.Фихте
После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма. Центральной проб

Философская система и диалектический метод Гегеля
Величайшим представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По Гегелю, первоосновой всего существующего является мышление, которое «отчуждает» свое бытие в виде ма

Антропологический материализм Л.Фейербаха
Людвиг Андреас Фейербах, отвергнув гегелевское учение о субстанциальном мышлении, противопоставил ему свой антропологический материализм. Мышление Фейербах рассматривал как способность человека, не

Упражнения и задачи
1. Определите, кому принадлежат следующие суждения: - «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»; -«Мы не можем познать матери

Постмодернизм в современной философии
В последние десятилетия ХХ века складываются новые философские парадигмы, отражающие особенности постмодернистской культуры. «Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней антич

Упражнения и задачи
1. К какой философской концепции можно отнести следующее высказывание С.Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы

Самостоятельная работа
Проанализируйте и сравните понимание истины в прагматизме и марксизме: «истина – это то, во что мы верим», истина – это то, что приносит пользу (Ч.Пирс, Дж.Дьюи). «Вопрос о том, обладает л

Основные особенности русской философской мысли
Философская мысль на Руси начинает зарождаться в X-XI вв. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философски

X- XVII вв
Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции

Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVII – XVIII вв. привели к возникновению двух противоположных тенденций, которые уже в XIX в. окончательно оформились в д

Кон. XIX-нач. ХХ вв., его значение в мировой культуре
Философию Всеединства Вл.Соловьева продолжили и развили русские философы XX века (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Трубецкой, Н.Бердяев, др.). Русского религиозного философа П.А.Флоренского называют рус

Упражнения и задачи
1. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие данной категории от категории «Единое»? 2. Кому из русских философов принадлежит следующее высказывани

Основные виды и формы бытия
Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Впервые понятие «бытие» в философии было использовано Парменидом. У Парменида бытие однородно и неподвижно. Однако у других фил

Проблема материи как субстанции в философии
Человек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к в

Теория развития. Законы и категории диалектики
Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля. В учении о развитии выделяют

Связей объективного мира
В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общ

Синергетика
Сложные диалектические процессы организации материального мира сегодня изучает такая междисциплинарная область научных исследований, как синергетика. В переводе с греч. synergeia означает сотруднич

Упражнения и задачи
1. Что общего между движением мысли и движением материального тела? 2. Выпишите из философского словаря определение понятия «бытие», «субстанция», «материя». Что их объ

Самостоятельная работа
Заполните таблицу «Самоорганизация материи», используйте ее для объяснения различий уровней организации материального мира на семинарском занятии по теме «Онтология».

Его биологические и социальные предпосылки
Проблема взаимосвязи сознания и познания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи,

Мира, продукт сознательной деятельности человека
Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе кот

Их взаимосвязь
С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной лич

Познание как процесс отражения. Уровни познания
Познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многоуровневый, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространст

Отражение и творчество
При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3)

Специфика научного познания и методы научного познания
Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познани

Специфика социального познания и методы социального познания
Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: социальные науки и гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гума

Упражнения и задачи
1. Прокомментируйте определение феномена идеального Марксом: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 2. Ваше о

Методологические основы философии науки
Философия науки, как и всякая отрасль научного знания, располагает своими понятиями и терминами. Раскроем содержание некоторых из этих понятий, в первую очередь, таких понятий как «наука», «техника

Специфика научного познания. Научная рациональность
В целом мы можем говорить о множественности форм познания:научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что

Научные революции и смена типов рациональности
Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не с

Философия техники
Теперь выясним содержание другого основного понятия – понятия «техника». В «Кратком толковом словаре русского языка» понятие техника содержит следующие определения: 1) совокупность средств

Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
В технократических концепциях фигура инженера является центральной в современной технической деятельности. Инженеры занимаются проектированием техники, руководят ее применением и реализацией. Поэто

Упражнения и задачи
1. Какой смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием своим солнцу» и русского ученого С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная Солнце». Есть ли здесь противоречие? 2. Подумай

Философская антропология о природе человека
Возникнув в начале XX века в Германии, философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер) пытается определить сущность человека. Философская антропология сегодня представляет собой сложный конг

Философия о смысле жизни человека
Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования. Размышляя о своей с

Упражнения и задачи
1. Сравните и выделите общее в определении человека Аристотелем К.Марксом: «Человек – полисное животное» (Аристотель) и «Человек есть совокупность общественных отношений» (Маркс).

XX-XXI вв
В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. Многие философы полагали, что «царство ценностей» противостоит эмпиричности данной нам действи

Потребности как стимул активности субъекта
В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от

Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Инте

Соотношение ценности и оценки
В философско-мировоззренческом плане интерес к проблеме ценностей явственно пробудился только во второй половине XIX в. В сущности это была реакция на господствовавший в то время позитивистский сти

Упражнения и задачи
1. Определите понятие « свобода ». Почему свобода может истолковываться и как своевольный бунт, и как возможность творчества? В каком значении свобода будет пониматься как ценность? 2. В ч

Самостоятельная работа
Поставьте в соответствие каждому из понятий, указанных в таблице, его определение. Для этого найдите данные понятия в Философском энциклопедическом словаре.

Социальные проблемы философии
8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и от

Определение культуры
Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоре

Типология культур и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основа

Современности
К числу глобальных проблем современности наряду с проблемой войны и мира относят экологическую и демографическую проблемы, содержащие непосредственную угрозу для человеческой цивилизации, причем в

Упражнения и задачи
1. На протяжении истории ученые и философы понимали общество и законы его развития по-разному. Ознакомьтесь с таблицей и проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцами:

Самостоятельная работа
1. В данной таблице определите значения устойчивых словосочетаний в понимании культуры: Определение культуры Значения устойч

Темы эссе и докладов
1. Этические взгляды Конфуция и Сократа. 2. Философские взгляды Аристотеля. 3. Социально-этические воззрения Платона. 4. Сократ и Платон: учение о человек

Словарь понятий и терминов
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и спо

Заключение
Уважаемые студенты, вы изучили новый для вас предмет, который берет свои истоки в древности, в древних цивилизациях Востока и Античности, и который получил греческое название (определение) «Философ

Философия
Учебное пособие для бакалавров и специалистов очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800, 271101 Монастырск

Библейская антропология выделяет в человеке две (тело и душа) или три (тело, дух, душа) стороны . Сначала целесообразно будет рассмотреть духовную часть человеческой природы. В Ветхом Завете она состоит из трех компонентов: духа и души, однако к этим двум понятиям мы добавим ещё и сердце, поскольку в религии оно воспринимается не как орган, а скорее как некая духовная субстанция. Итак, нам необходимо понять, какое значение эти три компонента в библейском контексте и в чем их существенное отличие.

«В начале сотворения неба и земли, когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою» (Быт 1:1-2) - такими строчками начинается Ветхий Завет, и с этих строк мы начнем свой анализ. Обратим внимание на слово «дух», нам необходимо определить, что оно означает в данном контексте. В еврейском оригинале это слово звучит как «руах» (шез) и имеет два значения «дух» и «ветер». Здесь, скорее всего, имеется в виду «дух», неощутимое и невидимое присутствие Бога, поддерживающее существование всего сотворенного и определяющее все происходящее.

Венцом творения божьего стал человек. Процесс сотворения человека отличался от всех предыдущих. Если до этого в Библии говорилось «да будет свет», «да будут светила», то сотворение человека звучит как некое сомнение: «И сказал Всесильный: «Создадим человека по образу нашему, по подобию нашему». <…> И сотворил Всесильный человека по образу своему» (Быт 1:26-27). «Множественное число слова «создадим» напоминает созыв совета и в тоже время указывает на сомнения и раздумья говорящего» .

Также и акцентируем внимание на словах «по образу» (бцмое) и «по подобию» (бгоеъе). Говорится, что человек сотворен по образу Бога. Другими словами, внешне человек является повторением Бога, обладает разумом, творческими способностями и в потенциале может обладать свойствами Творца. Таким образом, если человек сотворен по образу Бога, то можно сделать вывод, что в нем есть и дух Бога. «Всевышний сотворил человека бессмертным, чтобы тот, являясь подобием Творца, стал бы отражением его вечности и независимости от времени» (Книга Премудрости Соломона, 2:23). Эти строки ещё раз подтверждают, что в человеке есть нечто божественное, бессмертное, то, что возвышает его над остальным живым миром . Прежде всего, он, в отличие от животных, обладает разумом, то есть способен жить не только в материальном мире, но и в духовном. Духовные и нравственные качества Божественной сущности (любовь, прощение, милосердие, сострадание) как раз являются подобием Бога. Поэтому человек может обуздать свои природные инстинкты и поставить свои желания на службу религиозных и нравственных идеалов . То есть если человек был создан по образу Бога, то подобия с ним он должен достичь сам, ведя праведный образ жизни. Еще и этим объясняется множественное число во фразе «создадим человека» (агн ртщд), то есть не только Бог создает человека, но и он сам должен приложить усилия в сотворении себя по подобию Божию .

«И образовал Бог всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Быт 2:7). Вчитываясь в эти строки, можно понять, что Господь наделил человека душой. «В иврите слово «душа» (рфщ) имеет более широкое, чем в русском языке, значение; часто этим словом обозначается какое-либо живое существо». . Благодаря душе человек становится «существом живым» или в буквальном переводе «живой душой». Эта душа возвысила его над всем живым и наделила способностью мыслить и говорить, Бог отличил человека от зверей и птиц разумом (Книга Иова 35:11). Так же следует отметить, что процесс создания человека в Библии описывается дважды. Первоначально человек представлял собой только духовную сущность, сочетающую в себе как мужское, так и женское начала - «мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Только после второго сотворения человек обрел физическое тело (бщш) - «образовал Бог Всесильный человека из праха земного» (Быт 2:7).

«Устремился я сердцем к тому, чтобы изучить и разведать мудростью все дела под небом. Они -- тягостная работа, что дал людям Бог на мученье сердцем. <…> Я сказал своему сердцу: «Вот, я превзошел величием и мудростью всех, кто владел Иерусалимом раньше». Много мудрости и знаний обрело мое сердце. И устремился я сердцем к тому, чтобы познать, где мудрость, а где -- безумство и глупость» (Еккл. 1:13,16-17). Какого значение слова «сердце» в данном контексте? В текстах Ветхого Завета «сердце» (на иврите «лев» (мб)) очень часто переводится просто как местоимение «я», однако это очень упрощенный перевод. Так же можно перевести и понятие «душа», что в еврейском оригинале звучит как «руах». Однако все же «душа» (рщод) и «сердце» (мб) - разные понятия, поэтому такой перевод нас не устроит - он не дает возможности определить различие. Конечно, в библейском контексте сердце не имеется в виду как орган. Здесь оно представлено скорее как часть психики человека, наподобие мозга. Оно хранит в себе разум и мудрость, мотивы, определяющие человеческое поведение. Можно даже сказать, что сердцем человек придерживается того или иного образа жизни. Кроме того, сердце является источником чувств, которые по своей природе тоже определяют поведение человека . Это подтверждает следующие цитаты: «И увидел Бог что велико зло человека на земле и что весь образ мыслей сердца его зол во всякое время» (Быт 6:5); «Люби Бога, Всесильного твоего, всем сердцем твоим <…>» (Втор 6:5); «Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему» (Лев 17:19). То есть в Ветхом Завете понятие «сердце» (мб) используется как своеобразное вместилище не только разума и интеллекта, но и эмоций. И то и другое является определяющим в устремлениях человека. Все его действия идут от сердца. Оно принимает решение, как человек будет жить в праведности или в грехе. Оно является источниками добра или зла, как своеобразная внутренняя личность, которая принимает решения и делает нравственный выбор.

Таким образом, структурные компоненты человека существенно отличаются друг от друга функциями и предназначением. «Дух» (шез) - это то, что досталось человеку непосредственно от Бога, то, что делает человека подобием Творца. «Душа» (рфщ) - это то, что наделяет человека жизнью и роднит его с другими живыми существами на земле. Что касается «сердца», оно, как уже говорилось выше, является разумной частью человека, хранилищем его мудрости. Все эти элементы в совокупности составляют внутренний духовный мир человека.

Школа выдвинула мнение, что каждый художник обладает инфантильно-автоэротически ограниченной личностью, то это может иметь силу применительно к художнику как личности, но неприменимо к нему как творцу. Ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо ещё эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверхчеловечен, ибо в своём качестве художника он есть свой труд, а не человек.

Каждый творчески одарённый человек - это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств.

С одной стороны, он представляет собой нечто человечески-личное, с другой - это внеличный человеческий процесс. Как человек он может быть здоровым или болезненным; поэтому его личная психология может и должна подвергаться индивидуальному же объяснению. В своём качестве художника он может быть понят единственно из своего творческого деяния. Ведь было бы грубой ошибкой пытаться возвести к личной этиологии манеры английского джентльмена, прусского офицера или кардинала. Джентльмен, офицер и князь церкви суть объективные, внеличные officia (латинский термин - обязанности - Прим. И.Л. Викентьева) с присущей им объективной же психологией. Хотя художник представляет собой противоположность всему официальному, всё же между этими двумя случаями существует потаённая аналогия, коль скоро специфически художническая психология есть вещь коллективная и никак не личная. Ибо искусство прирождено художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием. То, что в первую очередь оказывается в нём субъектом воли, есть не он как индивид, но его произведение. В качестве индивида он может иметь прихоти, желания, личные цели, но в качестве художника он есть в высшем смысле этого слова «Человек», коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества. В этом его officium бремя, которое нередко до такой степени перевешивает остальное, что его человеческое счастье и всё, что придаёт цену обычной человеческой жизни, закономерно должно быть принесено в жертву.

При этих обстоятельствах менее всего удивительно, что именно художник - рассматриваемый в своей цельности - даёт особенно обильный материал для психологического критического анализа. Его жизнь по необходимости переполнена конфликтами, ибо в нём борются две силы: обычный человек с его законными потребностями в счастье, удовлетворённости и жизненной обеспеченности, с одной стороны, и беспощадная творческая страсть, поневоле втаптывающая в грязь все его личные пожелания, с другой. Отсюда проистекает то обстоятельство, что личная житейская судьба столь многих художников до такой степени неудовлетворительна, даже трагична, и притом не от мрачного сочетания обстоятельств, но по причине неполноценности или недостаточной приспособляемости человечески личного в них.

Очень редко встречается творчески одарённый индивид, которому не пришлось бы дорого оплатить искру божью - свои необычные возможности. Самое сильное в нём, его собственно творческое начало, пожирает большую часть его энергии, если он действительно художник, а для прочего остаётся слишком мало, чтобы из этого остатка могла развиться в придачу ещё какая-либо ценность.

Напротив, человек оказывается обычно настолько обескровленным ради своего творческого начала, что может как-то жить лишь на примитивном или вообще сниженном уровне. Это обычно проявляется как ребячество и бездумность или как бесцеремонный, наивный эгоизм (так называемый «автоэротизм»), как тщеславие и прочие пороки. Подобные несовершенства оправданы постольку, поскольку лишь таким образом Я может сэкономить достаточную жизненную силу. Оно нуждается в подобных низших формах существования, ибо в противном случае погибло бы от полного истощения. Присущий личному облику художников автоэротизм можно сопоставить с автоэротизмом незаконных или вообще заброшенных детей, которые с малолетства должны развивать свои скверные наклонности, чтобы выстоять против разрушительного воздействия своего безлюбого окружения.

Пожалуй, достаточно очевидно, что художник должен быть объяснен из своего творчества, а не из несовершенств своей натуры и не из личных конфликтов, которые представляют собой лишь прискорбные последствия того факта, что он - художник, т.е. такой человек, который несёт более тяжелое бремя, чем простой смертный. Повышенные способности требуют также и повышенной растраты энергии, так что плюс на одной стороне неизбежно должен сопровождаться минусом на другой.

Знает ли сам художник-автор, что его творение в нём зачато и затем растёт и зреет, или он предпочитает воображать, будто по собственному намерению оформляет собственное измышление: это ничего не меняет в том факте, что на деле его творение вырастает из него. Оно относится к нему, как ребёнок к матери. Психология творческого индивида - это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле этого слова из царства Матерей, Если творческое начало перевешивает, то это означает, что бессознательное получает над жизнью и судьбой большую власть, чем сознательная воля, и что сознание захватывается мощным подземным потоком и нередко оказывается бессильным зрителем происходящего. Органически растущий труд есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гёте делает «Фауста», но некий психический компонент «Фауст» делает Гёте. Так получает удовлетворение душевная потребность того или иного народа в творении поэта, и поэтому творение означает для поэта поистине больше, чем личная судьба, - безразлично, знает ли это он сам или нет. Автор представляет собой в глубочайшем смысле инструмент и в силу этого подчинён своему творению, по каковой причине мы не должны также, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую задачу, сотворив образ.

Истолкование образа он должен поручить другим и будущему. Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования. Ни одно сновидение не говорит: «ты должен», или «такова истина»; оно выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои выводы».

Карл Юнг, Психология и поэтическое творчество, в Сб.: Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост.: Р.А. Гальцева, М., «Политиздат», 1991 г., с. 116-118.

«Опасное дело - убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия, не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее - не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно - рассказать ему и о той его стороне, и о другой».

Когда начались преследования и избиения евреев. Кстати. Если мы городские жители и люди умственного труда, половина наших знакомых из их числа. И в такие погромные полосы, когда начинаются эти ужасы и мерзости, помимо возмущения, стыда и жалости, нас преследует ощущение тягостной двойственности, что наше сочувствие наполовину головное, с неискренним неприятным осадком.

На пути к истине, естественно, исчезают гнев, эгоизм, ненависть и т. п. Иначе истина была бы недостижима. Человек, который руководствуется страстью, может иметь вполне благие намерения, может быть правдив на словах, но он никогда не познает истины. Истина означает полное освобождение от двойственности, как например, любовь и ненависть, счастье и несчастье.

Его растрепанные волосы зашуршали на подушке, когда он зашевелился, чтобы взглянуть на часы. Два часа утра. Уже два дня как он похоронил ее. Двумя глазами он смотрел на часы, двумя ушами слышал их тиканье, сжав губы - тоже две. Две руки его безвольно лежали на кровати.
Он пытался избавиться от этой навязчивой идеи - но все вокруг упорно распадалось на пары, утверждая всемирный, космический принцип двойственности, все вело на алтарь двоичности.

– То есть у всего, что ни случается на свете, всегда есть своя причина и свое следствие. Нет ничего изолированного, отдельного. Отсюда и двойственность мира: есть правда педагога, заставляющего днем и ночью зубрить заклятия, потому что они потом не раз и не два спасут тебе жизнь. И есть правда дисцития, у которого таких педагогов десяток, и каждый считает свой предмет единственно важным и нужным. И кто прав?
– Мм Оба.
– Вот именно. – Ристания устало прикрыла глаза и потерла виски, словно человек, у которого сильно болит голова. – Здесь и корень всех разногласий на земле. У каждого есть причина считать себя правым. И при столкновении двух правд побеждает
– Тот, чья правда вернее?
– Нет. Тот, кто готов ради этой правды идти на край света. И дальше.

Счастливая, принимала я твои ласки и видела, что твоя страсть не знает разницы между любимой и купленной женщиной, что ты предаешься своим желаниям со всей беспечной расточительностью твоей натуры. Ты был так нежен и чуток со мной, женщиной, приведенной из ночного ресторана, так дружески сердечен и рыцарски почтителен и в то же время так страстен в наслаждении, что я, пьянея от счастья, как десять лет назад, опять со всей силой почувствовала твою неповторимую двойственность высокую одухотворенность в любовной страсти, когда то покорившую меня, полуребенка.

Молчание
(Сонет)
Есть много близких меж собой явлений,
Двуликих свойств (о, где их только нет!).
Жизнь - двойственность таких соединены
Как вещь и тень, материя и свет.
Есть двойственное, цельное молчанье
Души и тела, суши и воды.
В местах, где поросли травой следы,
Оно гнездится, но воспоминанья
И опыт говорят: не жди беды -
Оно - молчанье жизни, нет в нем зла,
Невозвратимым мысль его назвала.
Но если тень молчанья вдруг предстала
И душу в те пределы увела,
Куда нога людская не ступала -
Доверься господу! Пора пришла.
Перевод В. Бетаки

Включайся в дискуссию
Читайте также
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в