Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Педагогические приемы в образовательном процессе. Методы и приемы в обучении

Методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения.

План:

    Понятие и сущность метода, приема и правила обучения.

    Эволюция методов обучения.

    Классификация методов обучения.

    Средства обучения.

    Выбор методов и средств обучения.

Базовые понятия: метод, прием, правило обучения, средства обучения.

    Понятие и сущность метода, приема и правила обучения

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Суще ствуют и другие определения методов обучения.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и раз вития (Ю. К. Бабанский).

Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и органи зации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различ ных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материа лом (И. Ф. Харламов).

Несмотря на различные дефиниции, даваемые этому понятию дидактами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом совместной работы педагога и учащихся по организа ции учебной деятельности.

Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельно сти учащихся по достижению целей обучения.

Широко распространенными понятиями в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».

Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и измен чивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (час тей, приемов). С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть.

Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один метод у разных преподавателей может включать различные приемы.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам при этом не явля ется их простой суммой.

Правило обучения - это нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности. Другими словами, правило обучения (дидактическое правило) - это конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения. Правило выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил для решения определенной задачи - это уже нормативно-опи сательная модель метода.

    Эволюция методов обучения

Уровень развития произво дительных сил и характер производственных отношений оказывают влия ние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их измене нием меняются и методы обучения.

На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась стихийно в процессе совмест ной деятельности детей и взрослых. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, главным образом трудовые, дети овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они являлись. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Подражая взрослым, дети овладевали способами и приемами до бывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д.

В основе ле жал репродуктивный метод обучения («делай, как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.

По мере расширения накопленных знаний, усложнения освоен ных человеком действий простое подражание не могло обеспечить достаточный уровень усвоения культурного опыта. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель с помощью слова переда вал готовую информацию детям, которые усваивали ее. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания стало возможным выражать, на капливать, передавать знания в знаковой форме. Слово становится глав ным носителем информации, а обучение по книгам - способом взаимодействия учителя и ученика.

Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащие ся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержа ния. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением го товых ответов.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепен но утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний учащимся. Общество нуждалось в людях не только знающих закономерности природы, но и умеющих их использовать в своей деятельности. В процесс обучения вошли такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие самостоятельности, активности, сознательности, инициативности ребенка. Развитие получают наглядные методы обучения, а также методы, помогающие на практике применять полученные знания.

На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический ме тод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, развитие его самостоятельности.

Интерес вызвала кон цепция «учение через деятельность» с использованием практических мето дов обучения. Основное место в процессе обучения отводилось ручному труду, практическим занятиям, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировались навыки самостоятельной работы, использования собственного опыта. Утверждаются частич но-поисковые, исследовательские методы.

Со временем все большее распространение получают методы проблемно го обучения, основанные на выдвижении проблемы и на самостоятельном движении учащихся к знаниям. Постепенно общество начинает осознавать, что ребенок нуждается не только в обучении, в усвоении им ЗУН, но и в развитии его способностей и индиви дуальных особенностей. Распространение получают методы развивающего обучения. Широкое внедрение техники в учебный процесс, компьютериза ция обучения приводит к появлению новых методов.

Поиск методов, обеспечивающих совершенствование процесса обучения, остается постоянным. Независимо от роли, которую отводили тем или иным методам обучения, ни один из них не может быть использован сам по себе. Ни один метод обучения не является универ сальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обу чения.

    Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Го лант Е.Я.). Это одна из ранних классификаций методов обучения. Согласно этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюде ние), к активным - методы, организующие самостоятельную работу уча щихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

    Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Верзи лин Н.М.). Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соот ветственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические мето ды (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий). Словесные методы занимают центральное место в системе методов обу чения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, рабо та с книгой. Вторую группу составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существен ной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисун ков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций. Практические методы обучения основаны на практической деятельно сти учащихся. Главное назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся уп ражнения, практические и лабораторные работы. Эта классификация получила довольно широкое распространение, что связано, очевидно, с ее простотой.

    Классификация методов обучения по дидактической цели (Данилов М.А., Есипов Б. П.). В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

    методы приобретения новых знаний;

    методы формирования умений и навыков;

    методы применения знаний;

    методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой класси фикации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает дея тельность преподавателя по достижению обучающей цели.

    Классификация методов обучения по характеру познавательной деятель ности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.). По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимо сти от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Выделяют следующие методы:

    объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

    репродуктивные;

    проблемного изложения;

    частично-поисковые (эвристические);

    исследовательские.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а уча щиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение ин формации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практи ческого показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи). Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний. Здесь имеет место доста точно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объяс няет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвое ния является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Этот метод характеризуется тем, что обогащает знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантирует развития творческих способностей учащихся.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логи кой изложения, усваивая этапы решения проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, вы воды, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя. И хотя учащиеся не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе час тично поисковый (эвристический) метод. Метод получил такое название потому, что учащиеся са мостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала до конца, а частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. С ущность этого метода обучения сво дится к тому, что не все знания учащимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно; деятельность преподавателя заключается в управлении процессом решения проблемных задач.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему; учащиеся самостоятельно ее разрешают; преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруд нений в решении проблемы. Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но и для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Главный недостаток этого метода обучения состоит в том, что он требу ет значительных временных затрат и высокого уровня педагогической ква лификации преподавателя.

    Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.). М етоды обучения делятся на три группы:

    методы организации и осуществления учебно-познавательной деятель ности;

    методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятель ности;

    методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познава тельной деятельности.

Первая группа включает следующие методы: перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредс твом чувств); словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); наглядные (демонстрация, иллюстрация); практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии); гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродук тивные); самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

Ко второй группе методов относятся: методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций); методы формирования долга и ответственности в учении (поощре ние, одобрение, порицание и др.).

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и ма шинной проверки ЗУН, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

В настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

Остановимся подробно на отдельных методах обучения, входящих в различные классификации.

Рассказ

Это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и изложения. Применяется рассказ на всех этапах обучения, меняются лишь задачи изложения, стиль и объем рассказа.

По целям выделяют:

    рассказ-вступление, назначение которого состоит в том, чтобы под готовить учащихся к изучению нового материала;

    рассказ-повествование - используется для изложения намеченного содержания;

    рассказ-заключение - подводит итоги по изученному материалу.

К рассказу как методу обучения предъявляются определенные требова ния: рассказ должен обеспечить достижение дидактических целей; содержать достоверные факты; иметь четкую логику; изложение должно быть доказательным, образным, эмоциональным, учитывающим возрастные особенности обучаемых. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще он ис пользуется в сочетании с другими методами обучения - иллюстрацией, об суждением, беседой. Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого пони мания, то применяется метод объяснения.

Объяснение

Объяснение - это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически умозаключений, устанавливающих основы истинно сти данного суждения. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с людьми разных возрастных групп.

К объяснению предъявляются определенные требования: точная и чет кая формулировка сути проблемы; последовательное раскрытие причинно- следственных связей, аргументации и доказательств; использование срав нения, аналогии, сопоставления; безукоризненная логика изложения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопроса ми, задаваемыми ученикам, и может перерасти в беседу.

Беседа

Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы определенной группе) и фронталь ные (вопросы адресованы всем).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала выделяют различные виды бесед:

    вводные, или вступительные, беседы. Проводятся перед изучением нового материала для актуализации ранее усвоенных знаний и выяснения степени готовности учащихся к познанию, включению в предстоящую учебно-познавательную деятельность;

    беседы - сообщения новых знаний. Бывают катехизическими (воспро изведение ответов в той формулировке, которая была дана в учебнике или учителем); сократическими (предполагающими размышления) и эвристи ческими (включение учащихся в процесс активного поиска новых знаний, формулирования выводов);

    синтезирующие, или закрепляющие, беседы. Служат для обобщения и систематизации имеющихся у учащихся знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях;

    контрольно-коррекционные беседы. Применяются в диагностических целях, а также для уточнения, дополнения новыми сведениями имеющихся у учащихся знаний.

Одной из разновидностей беседы является собеседование, которое может проводиться с отдельным человеком или группой людей.

При проведении беседы важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны быть краткими, четкими, содержательными; иметь логическую связь между собой; способствовать усвоению знаний в системе.

Не следу ет задавать двойные, подсказывающие вопросы, содержащие готовые отве ты; формулировать вопросы с ответами типа «да» или «нет».

Беседа как метод обучения имеет достоинства: активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь, память, мышление; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся. Вместе с тем этот метод имеет и недостатки: требует больших времен ных затрат; если у учащихся нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Кроме того, беседа не дает практических умений и навыков.

Лекция

Лекция - это монологический способ изложения объемного материала.

От других словесных методов изложения материала отличается более стро гой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Научно-популяр ные лекции используются для популяризации знаний. Академические лек ции применяются в старших классах средней школы, в средних специаль ных и высших учебных заведениях. Лекции посвящаются крупным и прин ципиально важным разделам учебной программы. Они различаются по своему построению, приемам изложения материала. Лекция может приме няться для обобщения, повторения пройденного материала.

Учебная дискуссия

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взгляда ми по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или соб ственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других.

Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познаватель ного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою пози цию, считаться со взглядами других. К дискуссии надо предварительно готовить учащихся, как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоп лении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формаль ная - в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия стано вится беспредметной, бессодержательной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, противоречивой.

Работа с учебником и книгой

Работа с учебником и книгой - один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода - возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Работа с книгой может быть организована под непосредственным руко водством обучающего (учителя) и в форме самостоятельной работы учащегося с текстом. Этот метод реализует две задачи: учащиеся усваивают учебный материал и накапливают опыт работы с текстами, овладевают различ ными приемами работы с печатными источниками.

Демонстрация

Демонстрация как метод обучения предполагает показ опытов, техниче ских установок, телепередач, видеофильмов, диафильмов, компьютерных программ и пр. Наиболее эф фективен этот метод тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благо даря чему осуществляется активный познавательный процесс, расширяется кругозор, создается основа познания.

Дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях. Но не всегда такая демонстрация возможна.

Тесно связан с методом демонстрации метод иллюстрации. Иногда эти методы отождествляют, не выделяют как самостоятельные.

Иллюстрация

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явле ний в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

Методы демонстрации и иллюстрации тесно взаимосвязаны. Демонст рация, как правило, используется тогда, когда процесс или явление уча щиеся должны воспринять в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

При использовании этих методов следует соблюдать определенные тре бования: наглядность применять в меру; согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала; применяемая наглядность должна соответствовать возрасту обучаемых; демонстрируемый предмет должен быть хорошо виден всем учащимся; необходимо чётко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.

Особую группу составляют методы обучения, главное назначение кото рых - формирование практических умений и навыков. К этой группе ме тодов относятся упражнения, практические и лабораторные методы.

Упражнение

Упражнение - многократное (повторное) выполнение учебных дей ствий (умственных или практических) с целью овладения ими или повы шения их качества. Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении зна ний, выработке необходимых умений и навыков их применения. К письменным тесно примыкают графические упражнения. Их примене ние помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал; способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чер тежей, схем, технологических карт, зарисовок и т. д. Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабора торным оборудованием (приборами, аппаратурой), развива ют конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учеб ных заданий используются

Использование на уроках приемов педагогической техники

Учитель английского языка

И. А. Дигитаева

Как известно, задача учителя современной школы - научить учащихся добывать знания и применять их в жизни. Академик А. Минц утверждал, что «напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».

В связи с этим в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. (слайд 2)

А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. (слайд 3)

Красивый современный урок- это мастерски сыгранный урок. Можно только догадываться, сколько труда вложено педагогом, сколько книг им проштудировано для того, чтобы найти то самое ценное, что хотелось донести до каждого ребенка. Таким образом, современный учитель- это творческая личность, которая не стоит на месте, она в постоянном поиске. (слайд 4)

И в своем творческом поиске каждый открывает для себя книгу А.А. Гина «Приемы педагогической техники»(издательство «Вита».-М.-2004г.).(слайд 5)

Представьте себе нити, которые мы перевязываем узлами и получаем сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Мы видим огромную пользу от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе, а нечто целое. А теперь вообразите, что нить – это приём, а сеть - разнообразие приёмов педагогической техники, используемых учителем. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педагогической техники. Их всего пять. (слайд 6)

1. Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например, на уроках английского языка учащимся можно задать ряд упражнений, а ребята выбирают, какие им делать и сколько. На следующем уроке с удовольствием обосновывают свой выбор.

2. Принцип открытости.

Не только давать знания, но и ещё показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

3. А Б. Шоу утверждал, что «единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность ». Третий принцип – принцип деятельности.

Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

4. Принцип обратной связи.

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи (настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания).

5. Принцип идеальности.

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с возможностями школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить. А ещё принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга.

(слайд 7) Небезынтересна так называемая «пирамида обучаемости учащихся» , предложенная журналом «Директор школы» по результатам американских исследований:

Лекция-монолог

Чтение (самостоятельное)

Аудио-видеообучение

Показ (демонстрация)

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)

Практика в процессе деятельности

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка)

Организация урока предполагает различные этапы, поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока. Для организации эффективного начала урока можно использовать следующие приёмы

1.Организационный момент. Для организации эффективного начала урока можно использовать следующие приёмы:

Слайд 8

    «Да-нетка» Учащиеся задают учителю вопросы для определения темы урока, на которые он отвечает «да / нет»

    Отсроченная отгадка В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом

    Рифмованное начало урока. Эмоциональное вхождение в урок.

    Начало урока с элементами театрализации.

    Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока

    Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока

    Начало урока с эпиграфа к уроку.

    Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса. Создания проблемной ситуации.

(слайд 9) Во время подготовки к семинару я посетила уроки английского и русского языка учителей нашей школы и хотела бы представить некоторые приёмы, которые они успешно применяют на своих уроках. Например, урок английского языка можно начать со стихотворения, которое может помочь учащимся легко определить тему урока и его задачи.

(Слайд 1о) Или на уроке русского языка использовать приём «Интеллектуальная разминка»

(слайд 11) 2.Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости.

Следующая группа приёмов применяется на данном этапе:

    Интеллектуальная разминка

    Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами

    Своя опора - шпаргалка

    Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий

    Отсроченная отгадка

    Игра в случайность

    Лови ошибку

    Вопросы к тексту

    Идеальный опрос

    Корзина идей, понятий, имён

Учителя русского языка на данном этапе урока используют приём «Подводящий диалог», направленный на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения, (слайд 12) приём «Восстановление деформированного текста пропущенными словами», (слайд 13) вопросы к тексту (слайд 14) или отвечают по подготовленной дома «шпаргалке», при выполнении которой учащиеся учатся «сворачивать и разворачивать информацию». (слайд 15)

(слайд 16) 3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Усвоение нового материала осуществляется следующими приёмами:

  • Пресс-конференция

    Лови ошибку

    Отсроченная отгадка

    Ключевые термины

    Хорошо - плохо

    Мультимедийная презентация

    Работа с интернет-ресурсами

(слайд 17) По теме «Глагол» учителя русского языка предлагают учащимся следующую опору, представленную на слайде.

(слайд 18) 6. Рефлексия деятельности.

На этом этапе успешно применяются следующие приёмы:

Продолжи фразу

Рисуем настроение

«Елочка»

«Дерево творчества»

«Огонек общения»

Интеллектуальная рефлексия

« Моё состояние»

(слайд 19) На этапе «Рефлексия деятельности» преподаватели русского языка задают «вопросы итоговой рефлексии», представленные на слайде.

(слайд 20) Домашнее задание

Задавая учащимся домашнее задание можно также использовать разнообразные приёмы, н-р. «Необычность обычного».

(слайд 21) На уроках английского языка можно предложить учащимся: написать открытку Санта Клаусу, сочинить стихотворение, составить презентацию.

(слайд 22, 23) На уроках русского языкаиспользовать в качестве домашнего задания упражнения, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся (умение анализировать и сопоставлять).

Творческая мастерская у каждого учителя своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их структурирования. (слайд 24) Знание приемов педагогической деятельности не будут иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе, поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для «сборки уроков».

Идея Конструктора принадлежит педагогу Анатолию Гину.

Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку учителя.

В первой вертикальной графе - основные этапы урока, справа – названия методических приемов, необходимых для реализации его этапов.

Общий вид конструктора может быть таким (Приложение 1).

Предлагаем алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”:

1.Обязательное обозначение основных разделов урока.

2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций.

3.Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.

4.Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.

5.Создание собственного “Конструктора” уроков.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:

1.Значительно возрастает многообразие уроков.

2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.

3.При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков.

4.При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и завершения урока, на этап «Домашнее задание».

5.Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.

Литература:

1. И.И. Ипатова, О.Н. Топехина, Е.Н. Калюжная, И.Ю. Свистунова, С.С. Тимофеева, С.П. Демидова «Технология проектирования современного урока при реализации требований ФГОС ООО. Методические рекомендации»

2. Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора.Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3- издание, - М.:Вита пресс, 2001.-88с.

3. Переведенцева Е. А. «Использование приёмов педагогической техники на уроках русского языка и литературы»

4. Ларионова С. А. Открытый урок английского языка. «Мы собираемся путешествовать».

5. Хохлова Н. Ю. Открытый урок русского языка. «Глагол в словосочетании и предложении».

6. Емельяненко Н. В. Открытый урок русского языка. «Глагол».

7. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж» г. Бугуруслана «Методическая разработка для учителей начальных классов».

Приложение 1

Таблица 1

КОНСТРУКТОР УРОКА

Основные функци-ональные блоки

Разделы урока

А.Начало урока

Интеллек-туальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам)

«Да-нетка»

Удивляй! Отсрочен-ная отгадка

Фантасти-ческая добавка

«Светофор»

Щадящий опрос

Идеальный опрос

Взаимо-опрос

УМШ (фронта-льно, со всем классом)

Игра в слу-чайность

Пресс-конферен-ция

Тестовый контроль

Индивиду-альный опрос

Графи-ческий диктант

Б. Объяснение нового материала

Привлека-тельная цель

Фантасти-ческая добавка

Практич-ность теории.

Пресс-конферен-ция

Вопрос к тексту

Лови ошибку!

Деловая игра «точка зрения»

Деловая игра «Нил»

Проблем-ный диалог

В. Закрепление, тренировка, отработка материала

Лови ошибку!

Пресс-конферен-ция

Игра-тренинг

Игра в случай-ность

«Да-нетка»

Деловая игра «Компетентность»

Деловая игра «Точка зрения»

Деловая игра «Нил»

Тренировочная контро-льная работа

Устный програм-мируемый опрос

Щадящий опрос

Г. Повторение

Повторяем с контро-лем!

Повторяем с рас-ширением

Свои примеры

Опрос-итог

Обсуждаем д\з

Деловая игра «Компенетность»

Деловая игра «Точка зрения»

Деловая игра «Нил»

Игра в слу-чайность

Показательный ответ

Д.Контроль

«Светофор»

Опрос по цепочке

Тихий опрос

Програм-мируемый опрос

Идеальный опрос

Фактологи-ческий диктант

Блиц-контро-льная

Выбороч-ный контроль

Обычная контро-льная работа

Обычная контро-льная работа

Е. Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычная обычность

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает на будущее

Ж. Конец урока

Опрос-итог

Отсрочен-ная отгадка

Роль «психолог»

Роль «подводя-щий итоги»

Обсуждаем д\з

Просмотр содержимого презентации
«Приёмы педагогической техники Дигитаевой И. А. .»


Семинар-практикум

Применение в работе педагогических техник, ориентированных на системно- деятельностный подход.


Использование на уроках приемов педагогической техники

И. А. Дигитаева

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №3


Китайская мудрость :

« Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю ».




Приёмы педагогической техники

  • 1. Принцип свободы выбора
  • 2. Принцип открытости
  • 3.Принцип деятельности
  • 4. Принцип обратной связи
  • 5. Принцип идеальности

Пирамида обучаемости учащихся

Лекция-монолог 5%

Чтение (самостоятельное) 10%

Аудио-видеообучение 20%

Показ (демонстрация) 30%

Ообсуждение в малой группе) 50%

Практика в процессе деятельности 75%

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%


1. Организационный момент

Методические приёмы:

  • Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса. Создания проблемной ситуации
  • «Да-нетка»
  • Отсроченная отгадка
  • Фантастическая добавка
  • Начало урока с использованием стихотворения, относящегося к теме урока
  • Начало урока с элементами театрализации
  • Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока
  • Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока
  • Начало урока с эпиграфа к уроку.

Начало урока с использованием

стихотворения,

относящегося к теме урока

What are you going to do ?”

Asked me a clever cockatoo.

He is going to think.

She is going to drink.

They are going to ride a camel.

But we are going to TRAVEL !


Интеллектуальная разминка

1. Укажите, что общего в словах каждого ряда и что их отличает?

А. говорить, говорение, говорливый

Б. плотность, уплотнить, плотный

В. привет, приветливый, приветствовать

2. Какое явление проиллюстрировано следующими примерами:

искать – найти, ехать – приехать?

А) приставочный способ словообразования

Б) изменение глагола по лицам

В) видовые пары глаголов

Г) изменение глаголов по временам

3. Какой общий признак связывает глаголы в следующих

словосочетаниях:

Покатился с горы, возле нас вертится, собираюсь в гости?

1) все глаголы прошедшего времени

2) все глаголы несовершенного вида

3) все глаголы переходные (сочетаются с существительным в

форме В.п. без предлога)

4) все глаголы возвратные (имеют постфикс –ся (-сь))


2. Актуализация знаний

Методические приёмы:

  • Интеллектуальная разминка
  • Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами
  • Своя опора - шпаргалка
  • Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий
  • Отсроченная отгадка
  • Игра в случайность
  • Лови ошибку
  • Вопросы к тексту
  • Идеальный опрос
  • Корзина идей, понятий, имён

Восстановление деформированного текста пропущенными словами

Морфологические признаки глагола.

Глагол – самостоятельная изменяемая часть речи.

Обозначает действие, состояние.

К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы:_

___________________? _____________________?

Начальной формой глагола является ____________________.

К постоянным морфологическим признакам относят:

а)вид(________\________);

б) ___________(способность сочетаться с формой

_____падежа без предлога);

в)возвратность (наличие ________);

г)_________.

5. К непостоянным морфологическим признакам относят:

а)наклонение (__________, ___________, _________);

б)_________(у глаголов изъявит.накл.);

в)_________;

г)лицо (кроме глаголов условного наклонения и глаголов

__________ времени);

д)__________(у глаголов в условном наклонении и изъявительном

наклонении в ____________ времени в единственном числе).

6._________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Глагол - это цельная мысль, а не отдельное понятие,

как имя существительное. (2)Это сообщение о чем-то,

а не эмоция, как имя прилагательное. (З)Когда-то глаголом

называли всякое слово (так и у Пушкина - в архаичном,

высоком значении: «Глаголом жги сердца людей»),

еще раньше глаголом называли речь вообще.

(4)Новое - вот что является важным в глаголе.

(5)Глагол - самая живая часть речи: название действия

составляет суть фразы, делает предложение динамичным

и полнокровным.

(6)Оттого и любят глагол писатели. (7)Не готовое

определение, а ускользающий признак сказуемого,

сказанного, выявленного: не белый, беленький, беловатый,

не белость, белизна, а белеть, белеться, белить..

(8)Навсегда очарованы мы прозой Пушкина, у него

каждое третье слово - глагол. (9)Четкость слога у

Чехова - тайна в том же. (10)Почему так динамичны

рассказы Толстого? (11)Все дело в ______________.

(12)Глаголы - самая ___________________ часть ________.

(13)Не случайно среди них так мало заимствований: обычно

заимствуется имя - понятие, а действием и чувством оно

наполняется в родном языке.


Вопросы к тексту

1) О чём говорится в этом тексте?

1) о спряжении глаголов 2) о происхождении глаголов

3) об употреблении глаголов в речи 4) о правописании глаголов

2. Какая общая особенность, по мнению автора текста, свойственна русским писателям - А. Пушкину, А. Чехову, А. Толстому?

  • активно используют в своих произведениях глаголы
  • в их произведениях много устаревших слов - архаизмов
  • используют живую разговорную речь
  • их произведения посвящены важнейшим историческим событиям

3. В каком предложении можно узнать о том, какое значение

в прошлом имело слово глаголе Укажите номер этого предложения.

4. Вставьте в текст пропущенные слова.

5. Укажите номер предложения, которым можно подтвердить

отличие глагола от слов других частей речи, приводит примеры».


  • Своя опора - шпаргалка

Правописание глагола

1 спр. - е, -у (-ю)

2 спр. - и, -а (-я)

-ться = Что …ть? - тся = Что …т?

Ш Ь+(СЯ)


3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

  • Удивляй!
  • Пресс-конференция
  • Лови ошибку
  • Отсроченная отгадка
  • Ключевые термины
  • Хорошо - плохо
  • Мультимедийная презентация
  • Работа с интернет-ресурсами


  • Рисуем настроение
  • Елочка
  • Дерево творчества
  • Лесенка «Моё состояние»
  • Выбери верное утверждение
  • Продолжи фразу
  • Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в конце урока
  • Стрелки или графики
  • Табличка
  • Синквейн

  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы на уроке составляли кластер?
  • Чему посвятим следующий урок?

5. Домашнее задание.

  • Необычность обычного
  • Свобода выбора
  • Проба пера

HOMEWORK

Create a Christmas postcard

Write a Christmas poem

Make a presentation about Christmas


Вставьте пропущенные буквы:

Ф.И.Тютчев

Весенние воды

Ещё в п..ляхб..леет снег,

А воды уж в..сной шумят –

Б..гут и блещ..т, и гласят…

Они гласят во все к..нцы:

«В..сна идёт, в..сна идёт!

Мы молодой в..сны г..нцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румя..ый, светлыйх..р..вод

Толпит..ся вес..ло за ней.

Распределите глаголы по графам таблицы

Глаголы движения, действия

Глаголы звучания

Глаголы цвета

Глаголы состояния


1. Сформулируйте 5 вопросов по теме «Морфологические признаки глагола»

2. Повторите правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Выполните упражнение № 391:

Составьте словосочетания (на выбор):

1: «глагол с пре- + сущ.»,

2: «глагол с при- + наречие»

(глагол – главное слово).


6. Конструктор урока

Этапы урока

Организационный момент

Методические приёмы

Актуализация знаний

Фантастическая добавка

Интеллектуальная разминка

элементами

театрализации

Усвоение нового материала

Фантастическая добавка

Закрепление

Начало урока с эпиграфа к уроку

Своя опора - шпаргалка

Контроль

Пресс – конференция

Отсроченная отгадка

Вопросы к тексту

Рефлексия

«Корректор»

Игра-тренинг

Корзина идей

«Да-нетка»

Лови ошибку!

Лесенка «Моё состояние»

Свои примеры

Домашнее задание

Опрос по цепочке

Лови ошибку!

Программируемый опрос

Ключевые термины

Задание массивом

Пересечение тем

Рисуем настроение

Дерево творчества

Обычная контрольная работа

Хорошо-плохо

Игра в случай-ность

Три уровня домаш-него задания

Выбороч-ный контроль

Лови ошибку

Продолжи фразу

Необычность

обычного

Елочка

Блиц – контроль-ная

Проба пера

Синквейн

Индивиду-альное задание

Страница 41 из 90

41. Понятие и сущность метода и приема обучения

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает:

– цель обучения;

– способ усвоения;

– характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

– способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

– специфику их работы по достижению различных целей обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части.

Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Методы обучения осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.

— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

  • Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
  • Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
  • Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Признаки процесса обучения

Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта . Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира.

Признаки процесса обучения:
  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность учителей и учащихся;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная планомерная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Приемы и методы обучения, их классификация

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная классификация методов обучения включает:

  • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);
  • наглядные;
  • практические.
Словестные методы обучения:
  • лекция;
  • работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником , книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

Применение познавательных игр и программное обучение

Познавательные игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Главное назначение этого метода — стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких игр — разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

Методы программированного обучения направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. Применяемые в программном обучении методы можно разделить на:

  • методы предъявления информации;
  • методы выполнения программированных заданий;

Термин “метод” происходит от греческого слова “methodos”, что означает путь, способ продвижение к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия “метод обучен ия ”. К ним можно отнести следующие: “методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский); “под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решение задач образования” (И.П. Подласый); “метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся” (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения; способ усвоения; характер взаимодействия субъектов обучения.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

В процессе обучения методы и приемы находятся в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Методы обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Словесные методы обучения доминировали в средние века.

В педагогической литературе называется разное количество методов обучения – от двадцати до ста и более. К числу наиболее употребительных, используемых методов относятся: 1) рассказ; 2) беседа; 3) лекция; 4) показ иллюстраций; 5) показ демонстраций; 6) упражнения; 7) самостоятельная работа с книгой; 8) контрольные работы; 9) методы программированного контроля и т.д.

В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения:

Цель обучения;

Уровень мотивации обучения;

Реализация принципов, закономерностей обучения;

Количество и сложность учебного материала;

Уровень подготовленности учащихся;

Возраст учащихся;

Время обучения;

Материально-технические, организационные условия обучения;

Применение методов на предыдущих уроках;

Тип и структура занятий;

Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда;

Уровень подготовленности учителя.

Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в дидактической работе можно достигнуть только при использовании многих методов.

Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т.е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. К средствам обучения могут быть отнесены: учителя, учебники, учебные пособия, книги, радио, телевидение, компьютеры, наглядные пособия и т.д.

В педагогике нет единого подхода к классификации методов обучения. Существует около десяти классификаций методов. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Одна из первых классификаций относится к концу 20-х годов ХХ века и связана с именем Б.В. Всесвятского, который описал две категории методов – методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования).

Назовем наиболее обоснованные классификации методов обучения в дидактике.

1. Традиционная классификация по источнику знаний. Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Д.О. Лордкипанидзе, Е.Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения.

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

Приобретение знаний;

Формирование умений и навыков;

Применение знаний;

Творческая деятельность;

Закрепление;

Проверка знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учеников (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся должны служить важным критерием выбора. Ученые выделили пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный;

Проблемное изложение;

Частично-поисковый;

Исследовательский.

4. По дидактическим целям выделяется две большие группы методов обучения:

– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.)

5. Ю.К. Бабанский в основу классификации методов обучения кладет теорию деятельности человека, основными элементами которой являются: а) организация действий; б) регулирование деятельности личности прежде всего разнообразными способами ее стимулирования и в) контроль за ходом деятельности. На этой основе Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется классификация известного белорусского педагога И.Ф. Харламова. Он выделяет пять групп методов обучения:

Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторная работа;

Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные работы;

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжается.

Характеристику методов обучения необходимо осуществлять по следующему плану: сущность метода, требования к его применению, методика (система приемов, при помощи которых реализуется данный метод). В качестве примера раскроем суть беседы как метода обучения.

Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания.

Вопросы должны иметь четкую последовательность и направленность, что позволит учащимся осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Беседа как метод обучения не может обеспечить достижения всех дидактических целей, в частности формирования практических умений и навыков. Поэтому целесообразно применять ее в сочетании с другими методами.

Беседа при сообщении новых знаний может идти индуктивным (т.е. от частных известных наблюдаемых явлений к общим выводам) или дедуктивным путем (от общего положения к частным случаям).

По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы: вводные или вступительные (организующие); сообщения новых знаний; закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Вводная беседа проводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Такого вида беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях.

При сообщении новых знаний беседа строится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов (катехизическая). Она способствует подведению учащихся за счет умело поставленных вопросов, имеющихся у них знаний и жизненного опыта к усвоению новых знаний, определению понятий, поиску метода решения задачи. Грамотно организованная беседа создает субъективное впечатление, что ученик сам сделал “открытие”, проделал сложный путь к научной истине.

Закрепляющие беседы применяются для углубления, обобщения и систематизации знаний. Они, как правило, проводятся в конце урока изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные беседы могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью определения уровня усвоения знаний у учащихся, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.

Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки учителя, продуманности вопросов, их логической последовательности. Вопросы должны развивать все виды мышления, соответствовать уровню развития учащихся. Со стороны учащихся ответы должны быть осознанными, аргументированными и правильно сформулированными.

Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности. Беседа требует продуманности и четкости постановки вопроса. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у учащихся умений четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Беседа наиболее эффективна:

– для подготовки учащихся к работе на уроке;

– ознакомления их с новым материалом;

– систематизации и закрепления знаний;

– текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Документы для регистрации права собственности на квартиру – полный перечень
Старший вице-президент ВЭБ Игорь Краснов — в интервью “Ъ FM”
Текущий налог на прибыль Текущий налог на прибыль как рассчитать