Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Постулаты науки. Постулаты научного познания по герхарду фоллмеру Каковы основные постулаты науки

Саратов

___________________________________________

Richland College (Даллас, США)

Саратовский государственный технический университет

Институт управления и социально-экономического развития
проводят III международную

научно-практическую конференцию

НАУКА СЕГОДНЯ: ПОСТУЛАТЫ ПРОШЛОГО

И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ
Основные направления:


Юридические науки

Филологические науки

Экономические науки

Исторические науки

Философские науки

Педагогические науки

Психологические науки

Архитектура

Искусствоведение

Химические науки

Геолого-минералогические науки

Ветеринарные науки

Физико-математические науки

Технические науки

Географические науки

Сельскохозяйственные науки

Военные науки

Культурология

Политические науки

Социологические науки

Биологические науки

Медицинские науки

Фармацевтические науки

Науки о Земле

Для участия в конференции приглашаются преподаватели вузов, специалисты, докторанты, аспиранты, магистранты, студенты, руководители и специалисты региональных и муниципальных органов власти, а также все лица, проявляющие интерес к рассматриваемым проблемам.

Форма участия – заочная. Сборник зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и публикуется на сайте электронной библиотеки Elibrary.ru с постатейной разметкой

Наш сайт: www . iupr . ru

По итогам работы конференции издается печатный сборник.

Требования к оформлению материалов:

Поля – 2,5 см с каждой стороны; Шрифт - TNR, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный; При наличии ссылок, список литературы обязателен. В правом верхнем углу, жирный курсив:

По центру, жирным шрифтом, заглавными буквами: Название статьи.

Статья должна включать аннотацию и ключевые слова

В конце статьи укажите почтовый адрес с указанием индекса, фамилию и.о. получателя (по этому адресу будет выслан сборник материалов), телефон, e-mail контактного лица.

Файл со статьей оформить: Фамилия И.О.doc . (или docx, или rtf.)
Для возмещения издательских расходов необходимо оплатить Оргвзнос в размере 900 руб за статью до 5 страниц включительно. Каждая последующая страница 150 руб (личная информация в оплату не входит).

Сертификат всем участникам БЕСПЛАТНО

за пределы России 300 рублей за сборник
Статьи и копии платежных документов должны поступить не позднее 10 августа 2015г. Материалы публикуются в авторской редакции.

Организационный взнос направлять:

(ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРЕВОДОВ ПО РОССИИ)!

Получатель: ООО «Институт управления и социально-экономического развития»

ИНН 6454110943, КПП 645001001, р/с № 40702810000030005711

Банк получателя: Филиал "Саратовский" Публичного акционерного общества "Ханты-Мансийский банк Открытие"

БИК: 046311900, Кор/счет: 30101810663110000900

Назначение платежа: за публикацию материалов, ф.и.о.
Альтернативные способы оплаты :

Яндекс-деньги – 41001912039997

Переводы системами «золотая корона», western union
Представление документов в оргкомитет конференции по эл.почте: Orgkomitet 3@ yandex . ru

Контактные лица:

Секретарь Оргкомитета, Ольга, тел. 8 9170214978. (9:00-21:00 МСК)

Окружающий мир-это в значительной мере созданный человеком мир информационных технологий, техники и научных достижений. Он определяет уровень цивилизации человечества, разнообразие и глубину эксплуатации земных ресурсов. XXI век - эпоха науки, ее грандиозного прогресса вперед и влияния на развитие цивилизации.

Понятие "наука" имеет несколько значений, с одной стороны, наука - это динамическая система достоверных, наиболее существенных знаний о объективные законы развития природы, общества и мышления. Знания выступают продуктом науки и в то же время ее материалом, который вновь привлекается к научной деятельности для получения новых знаний. При этом знания об окружающем мире могут быть обычными, будничными и научными. Научные знания отличаются от обычных последовательностью, систематичностью, а также тем, что создают новые понятия, законы и теории. Научные знания не только раскрывают и объясняют новые явления в природе, обществе или хозяйственный практике, но и позволяют совершенствовать человеческую деятельность, предвидеть ее результаты и последствия.

Наука - не только система научных знаний, которые объясняют окружающий мир, но и средство его измерения и преобразования. Она влияет на познание природы человеком не через эмоциональное восприятие, а путем систематизированной логической взаимодействия интеллекта, природы и общества.

С другой стороны, наука представляет собой специально организованную деятельность людей. Как отрасль человеческой деятельности, наука является сложным социальным институтом, который сформировался в процессе разделения труда, постепенного отделение умственного труда от физического и преобразования познавательной деятельности в специфический вид занятий отдельных лиц, коллективов и учреждений. Первыми материализованными продуктами научной деятельности были древние рукописи и книги, позже началась переписка между исследователями, которое привело к появлению во второй половине XVII века научных журналов. Но окончательное становление науки как сферы деятельности произошло тогда, когда начали создаваться специальные научные учреждения, часть из которых финансировало государство.

Наука как деятельность людей включает следующие процессы:

1) формирование знаний , что происходит в результате специально организованных научных исследований;

2) передача знаний, что возникает в результате коммуникаций ученых и других лиц, занятых научно-исследовательской работой. Коммуникации могут быть как формальными (научные монографии, описания изобретений, материалы научных собраний, форумов, конференций, симпозиумов, научные отчеты, диссертации), так и неформальными (переписка, беседы, обмен препринтами, оттисками статей, а также распространенные в настоящее время электронные журналы, электронная почта, электронные конференции);

3) воспроизведение знаний , которая заключается в подготовке научных кадров, формировании научных школ.

Объектом науки выступают природа и формы движения материи, человеческое общество в его развитии, человек и его деятельность.

Субъектами науки есть люди, которые имеют определенное количество знаний и готовы к научной деятельности.

Суть науки раскрывается в ее функциях. Познавательная функция науки отражает большое стремление человеческого разума к познанию и оправдывает само существование человека на земле. Познавательная функция науки - это проявление наиболее существенных знаний о законах развития природы, общества и мышления и их взаимосвязь. Критическая функция науки заключается в оценке выявленных закономерностей, свойств, тенденций с целью усиления положительных сторон явлений, процессов и устранения негативных. С этими функциями связана и практическая , которая заключается в совершенствовании окружающего мира, особенно системы материального производства и общественных отношений.

Как известно, в экономическом развитии любого государства сочетается три типа технологий-доіндустріальні, индустриальные и постиндустриальные. В доиндустриальных и индустриальных технологиях ведущая роль принадлежит материальным ресурсам, труда и способам их сочетание в технологическом процессе. В постиндустриальных или мехатроннихтехнологіях видное место занимают знания и информация. Именно отрасли, которые используют мехатронные технологии, развиваются в 5-10 раз быстрее. Поэтому наука и "высокие" технологии становятся главными источниками экономического развития отдельных государств, огромной производительной силой общества.

Понятия, которые имеют оттенок специального научного значения, называются сроками. Это может быть слово или словосочетание, которое несет конкретный научный содержание (например, дисконтирования, процентная ставка, фискальная политика).

Понятия, которые приобретают широкого содержания и употребляются в разных значениях с несколькими оттенками, превращаются в категории (например, категории рынка, спроса, денег, финансов, предприятия торговли).

Основой формирования науки как системы знаний выступают принципы - определенные ключевые, исходные положения, первый степень систематизации знаний. В отличие от законов принципы объективно в природе не существуют, а определяются учеными. Так, общим принципом всех исследований служит принцип диалектики - рассматривать все явления и процессы во взаимосвязи и руси как в пространстве, так и во времени. В экономических науках наиболее широко применяемыми являются принципы комплексности, контроля и другие. Разновидностью принципов является постулаты - утверждения, которые принимаются в пределах определенной научной теории за истину, хотя и не могут быть доказаны средствами этой теории и поэтому выполняют в ней роль аксиом. Аксиома , в свою очередь, - это положение, которое принимается без логических доказательств через свою непосредственную убедительность, наглядность, несомненность. Например, одним из постулатов в экономических науках является постулат об ограниченности ресурсов.

Научные законы - это утверждение (с использованием принципов, понятий и категорий), которые отражают необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся объективные явления и связи в природе, обществе и мышлении. Законы носят объективный характер, существуют независимо от воли и сознания людей. Познание законов - задача науки, которое становится основой преобразования людьми природы и общества. Существует три основных группы законов: специфические или частичные (например, закон спроса и предложения, закон стоимости), общие, т.е. характерные для больших групп явлений (например, закон сохранения энергии, закон естественного отбора, закон циклического развития) и всезагальні или универсальные (например, законы диалектики).

Научная теория - высшая степень обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимают систему основных идей, положений, законов в той или иной области знаний, которая дает целостное представление о закономерностях и классификацию.

Логический подход дополняет два вышеназванных и основан на выделении различных сторон определенного объекта науки, учете общего и частного, абстрактного и конкретного.

Следует отметить, что даже сочетание этих подходов не позволяет сделать совершенной и неизменной классификации наук, потому что связи между объектами природы и общества и научными знаниями очень многогранны и взаимозависимы. Кроме того, с бурным развитием науки рождаются новые знания, которые дополняют и объединяют различные отрасли наук.

В наиболее общем виде все отрасли научных знаний объединяют в три группы:

  • знания о природе (математика, физика, химия, биология, география и др.);
  • знания об обществе (экономические науки, исторические, правовые и др.);
  • знания о мышления (философия, логика, психология и др.). Если речь идет именно об науки, эту классификацию можно видоизменить и поделить все науки на следующие укрупненные группы:
  • естественные науки (математика, физика, химия, биология и др.);
  • технические науки - система знаний о целенаправленное преобразование природных сил и процессов в технические объекты;
  • медицинские науки;
  • общественные науки (экономика, социология, политология, правовые науки, демография и др.);
  • гуманитарные науки (история государства, история искусства, церкви, теология, языкознание и литературоведение, философия, логика, психология и др.).

Каждая из названных наук имеет свои "паростки" знаний, которые все время разветвляются. Процесс ветвления, рождение новых "ветвей" на "дереве науки" называется диверсификацией наук. Диверсификация наук - это появление новых наук на стыке ранее известных или в результате отделения от них. Вследствие этого непрерывного процесса сформировались в свое время такие подотрасли наук, как физика твердых тел, статистика спроса, товароведение, финансы международных страховых операций, эргономика и др.

Разветвления наук способствует их переплетение, взаимопроникновению, интеграции. Интеграция - это объединение наук в новую науку. Результатом интеграции стали такие известные науки, как биохимия, математическая статистика, инженерная генетика и др.

В целом в Украине принято выделять следующие основные отрасли наук : физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, другие.

По характеру своей направленности и отношением к общественной практики науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки направлены на познание основ и объективных законов развития природы, общества и мышления вообще. их основная цель - поиск истины, которую затем можно применять в разного рода исследованиях как в самих фундаментальных науках, так и в прикладных. К фундаментальным наукам относятся математика, отдельные разделы физики, химии, философия, экономическая теория, языкознание и другие.

Прикладные науки, развиваясь на базе фундаментальных, разрабатывают пути и методы применения и внедрения в практику результатов фундаментальных исследований. Показателем эффективности исследования в области прикладных наук выступает не столько получение истинного знания, сколько непосредственное практическое значение. К прикладных наук принадлежат все технические науки, большая часть медицинских, экономических наук и др. В настоящее время почти каждая укрупненная отрасль науки сочетает в себе фундаментальные и прикладные науки.

1.Существование товара как конкретно-исторической формы продукта труда вызвано особой двойственностью самого труда частных лиц в условиях его общественного разделения. Речь идет о наличии противоречия между непосредственно частной и потенциально общественной предназначенностью труда частных лиц: как таковой труд является их частным делом, однако он нуждается в общественном признании, ибо ограничение сферы производственной деятельности частных лиц не отменяет необходимости удовлетворения всех их потребностей. Товар, как меновая стоимость и есть та элементарная общественная форма, в которой находит свое движение системообразующее противоречие рыночного хозяйства- двойственность труда. Товар обладает свойствами потребительной стоимости и меновой стоимости и, собственно говоря, в каком своем качестве труд образует то общее, что скрывается за меновой стоимостью товаров (стоимость): в двойственности товара проявляются две стороны труда товаропроизводителя, одна из которых в своем целесообразном качестве (конкретный труд) формирует потребительную стоимость товара, а другая в качестве его человеческой определенности (абстрактный труд) образует в овеществленном виде его стоимость.

Производительность (производительная сила) труда есть характеристика конкретной стороны труда. Поэтому ее изменение прямо сказывается на массе изготавливаемых в единицу времени потребительных стоимостей, но никак не влияет на величину вновь созданной стоимости. Интенсивность (степень напряженности) труда выступает «функцией» абстрактной стороны труда. Ее изменение также прямо сказывается на массе товаров, но при этом в той же пропорции возрастает вновь созданная стоимость, а стоимость единицы товара остается неизменной.

Абстрактный труд есть лишь субстанция стоимости. Стоимостью он становится в овеществленном виде, когда труд уже не существует. Именно поэтому общественная «сторона» труда частных лиц проявляется в обмене как вещное свойство продуктов труда или их стоимость. Отсюда следует также, что рабочее время как мера труда не может быть непосредственной мерой стоимости. Этому препятствует неоднородность абстрактного труда отдельных лиц (его различие по интенсивности, сложности, умелости). Общественно-необходимые затраты абстрактного труда или стоимость в наиболее полном их содержании есть общественно-необходимые затраты на удовлетворение единицы потребности частных производителей. И здесь интенсивность потребительной стоимости товаров играет существенную роль в определении величины их стоимости. Этот момент имеет объективную природу: при большей интенсивности потребительной стоимости количество времени, необходимое для удовлетворения данного объема общественной потребности, уменьшается. Соответственно уменьшается и стоимость удовлетворения единицы потребности.

Сложный труд «есть помноженный или возведенный в степень простой труд», и только в этом качестве он образует стоимость. Доказательством этого является реальный обмен продуктов сложного труда на продукты самых простых видов труда. Редукция сложного труда (сведение к большему количеству простого труда) осуществляется через частный обмен и конкуренцию.

2. Деньги – обособившаяся универсальная форма меновой стоимости. Деньгами становится товар, потребительная стоимость которого наиболее соответствует его роли всеобщего эквивалента стоимости остальных товаров. В отличие от рядового товара, деньги выступают более общей формой движения противоречия частного труда товаропроизводителей. Деньги порождаются противоречием между потребительной и меновой стоимостями товара. Маркс считал серьезным недостатком классической школы то, что она ограничилась «сведением» содержания меновой стоимости к количеству труда, не объяснив при этом, почему этот труд принимает форму меновой стоимости, а в более развитом виде – форму денег и цены.

Исследованию функций денег посвящена третья глава 1-го тома «Капитала». Здесь рассматриваются пять денежных функций (мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги). Маркс не считает деньги несущественным элементом рыночной экономики и в «выпадении» денег из обращения усматривает формальную возможность кризисов сбыта.

3. Единственно возможным источником возрастания стоимости капитала в масштабе общества (при условии, как соблюдения, так и несоблюдения требования эквивалентности в обмене) является потребление особого товара – рабочей силы наемных работников. Появление товара рабочей силы связано с экспроприацией непосредственных производителей, а существование имеет специфически общественную природу, суть которой в воспроизводстве классового отношения – отношения прибавочной стоимости. Капиталист покупает на время право потребления профессиональных способностей наемного работника и возмещает ему стоимость их формирования и восстановления. Работник же в ходе потребления потребительной стоимости проданного им товара (своим трудом) создает эквивалент стоимости рабочей силы и прибавочную стоимость. Поэтому с точки зрения объекта купли-продажи обмен между ними эквивалентен. И вместе с тем присвоение прибавочной стоимости означает эксплуатацию рабочего капиталистом. Стоимость рабочей силы определяется рядом факторов, действующих в противоположных направлениях: квалификацией, уровнем интенсивности и производительности труда, масштабом применения женского и детского труда, уровнем потребностей, обеспечивающим общественно приемлемый уровень социализации наемного работника, природно-климатическими условиями.

4. С точки зрения источника прибавочной стоимости (рабочей силы) капитал распадается на постоянную (С) и переменную (V) части (С – стоимость средств производства – постоянный капитал; V – стоимость рабочей силы – переменный капитал). Процесс капиталистического производства товаров теперь предстает как перенос стоимости потребляемого постоянного капитала (конкретной стороной труда наемных рабочих) и создание новой стоимости (абстрактной стороной труда), распадающейся на эквивалент переменного капитала (стоимости рабочей силы) и прибавочную стоимость. Законом прибавочной стоимости выступает ее максимизация. Маркс открывает два способа реализации этого закона - абсолютную прибавочную стоимость (удлинение рабочего дня за пределы времени, необходимого для создания эквивалента стоимости рабочей силы) и относительную прибавочную стоимость (снижение стоимости рабочей силы посредством роста производительной силы труда в обществе и соответствующего уменьшения стоимости средств существования рабочих).

С относительной прибавочной стоимостью Маркс связывает три исторически последовательных способа повышения производительной силы труда: простую кооперацию труда, мануфактуру и фабрику (систему машин). В машине (как технологической реализации безграничного по своим производительным возможностям научного знания) Маркс видит наиболее адекватный капиталу способ увеличения производительной силы труда (производства относительной прибавочной стоимости) и вместе с тем - исторический предел существования капитала. Применение капиталистами машин (как средства труда наемных рабочих) формирует комплекс производительных сил в исторической перспективе, несовместимый с меновой стоимостью, конкуренцией и, наконец, с частной собственностью.

5. Пропорциональность общественного воспроизводства при капитализме достигается лишь как средняя от циклических колебаний развивающейся экономики, для которой промышленные (циклические) кризисы выступают абсолютно необходимой формой восстановления нарушаемой в рамках свободной конкуренции пропорциональности. Материальную основу периодичности кризисов (8-10 лет) Маркс усматривает в среднем сроке службы активной части основного капитала (машин, оборудования). Помимо основной функции кризисы обеспечивают принудительное и массовое обновление основного капитала и сдерживают тенденцию средней нормы прибыли к понижению. Норма прибыли есть показатель степени возрастания авансированного капитала, или степени его эффективности. Она выражается в процентах и рассчитывается как отношение реализованной прибавочной стоимости (прибыли) к авансированному капиталу. Как правило, в оценки эффективности применения капитала определяющую роль играет годовая норма прибыли ("отношение годовой массы прибавочной стоимости к среднегодовой стоимости авансированного капитала). Ее факторами выступают все факторы, определяющие годовую массу прибавочной стоимости (степень эксплуатации рабочих, величина переменного капитала, экономия на постоянном капитале, уровень органического строения капитала, скорость его оборота). Норма прибыли является критерием эффективности применения капитала и его выживания в конкуренции. Однако если бы товары реализовывались по стоимости, то обычные нормы прибыли существенно различались бы по отдельным отраслям экономики. При этом в лучшем положении оказались бы отрасли с низким органическим строением капитала и высокой скоростью его оборота. В условиях свободы приложения капитала эта ситуация не может сохраниться длительное время. Маркс, отталкиваясь от модели выравнивания отраслевых норм прибыли Тюрго, показал, что свободная межотраслевая конкуренция капиталов имеет своим итоговым результатом формирование общей или средней для всех отраслей нормы прибыли, которая количественно равна отношению совокупной прибавочной стоимости к совокупному общественному капиталу. Выравнивание отраслевых норм прибыли осуществляется в рамках изменения характера средних цен.

6. Роль банков в регулировании денежной массы посредством эмиссии банкнот. Маркс был одним из первых экономистов, уловивших тенденцию к превращению банков в центры регулирования капиталистической экономики.

Наиболее превращенной формой капитала выступает фиктивный капитал (капитал, представленный курсовой стоимостью ценных бумаг). Средний курс акции является капитализированным дивидендом и определяется отношением дивиденда к средней норме (ставке) ссудного процента. Рост масштабов применения фиктивного капитала связан с концентрацией производства и необходимостью новых форм привлечения инвестиционных ресурсов. Маркс прогнозировал тенденцию к «разбуханию» величины фиктивного капитала, как следствие понижения средней ставки ссудного процента.

7. Теория земельной ренты. Маркс отрицает закономерность убывания плодородия земли и объясняет дифференциальную ренту при любой тенденции состояния плодородия. Он выделяет ренту как по естественному, так и по экономическому плодородию (определяемому агротехническим прогрессом и дополнительным приложением труда (капитала) и определяет механизм образования и источник абсолютной ренты (взимаемой собственниками земли независимо от ее плодородия или местоположения). Абсолютная рента становится возможной, поскольку земельные собственники не дают влиться в «общий котел» избытку прибавочной стоимости сельского хозяйства над средней прибылью в промышленности, который имеет место вследствие более низкого органического строения капитала в сельском хозяйстве. Свободный доступ капитала к земле (при условии устранения монополии частных собственников на землю) уничтожил бы возможность образования абсолютной ренты и привел бы к увеличению средней нормы прибыли в экономике.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4

1. Структура «капитала» К.Маркса. Теория стоимости и денег.

2. Двойственный характер труда. Производство прибавочной стоимости. Норма эксплуатации и норма прибыли. Социально-экономическая природа капитала.

3. Накопление капитала и его социально-экономические последствия.

4. Обращение капитала и образование прибыли. Теория средней прибыли и цены производства.

5. Торговый и ссудный капитал. Теория земельной ренты.

6. Теория цикличности экономического развития при капитализме. Схемы простого и расширенного воспроизводства.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 9.

2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М. : ИНФРА-М, 2009. – глава 7.

3. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 10.

Квантовые постулаты Бора, объясняющие до этого не понимаемые физиками процессы, происходящие в атомах, стали фундаментом, на котором впоследствии выросла квантовая физика. В основу квантовой теории, разработанной Нильсом Бором, входят три постулата, сформулированные им в результате экспериментов либо наблюдений за поведением атомов различных веществ, правило квантования, выведенное на основе изучения атома водорода, и несколько формул, математически объясняющих постулаты Бора.

Вконтакте

Видео поможет вам лучше понять теорию, если во время чтения статьи возникнут вопросы. Посмотреть видео о правилах теории отца квантовой физики вы можете, перейдя по ссылкам:

  • https://www.youtube.com/watch?v=b0jRlO768nw;
  • https://vk.com/video290915595_171732857.

Постулаты, входящие в квантовую теорию Бора

Первое правило

Первое правило гласит , что энергия En в системах, образованных из атомов, может существовать, только если эти атомы находятся в специализированных или, иными словами, квантовых состояниях. В других случаях атом не отдаёт свою энергию в окружающую его среду.

Это правило, выведенное учёным, абсолютно противоречит знаниям, накопленным классической механикой. Согласно аксиомам классической механики, любые атомы либо электроны, которые в настоящее время движутся, обладают энергией, и эта энергия может быть любого рода.

Кроме того, основной вывод из первого постулата одного из отцов квантовой физики в корне противоречит знаниям в области электромагнетизма, полученным Максвеллом в девятнадцатом веке, поскольку допускает возможность движения молекулярных частиц без излучения в окружающее пространство электромагнитных импульсов.

Второе правило теории

Оно гласит, что свет, который излучает атом, является результатом его перехода из состояния, во время которого он обладал большей энергией Ek, в состояние, в котором он обладает уже меньшей энергией En. Формула, рассчитывающая количество энергии, которую излучает в окружающее пространство фотон, представляет собой разность Ek — En.

Второе правило теории Бора предусматривает, что возможен обратный процесс, т. е. атом может вернуться в состояние, где он хранит в себе больший запас энергии, чем был у него ранее, если перед этим он поглотит некоторое количество энергии света.

Третий постулат Бора

Суть его состоит в том, что электрон в атоме либо атом в молекуле переходят с одной орбиты на другую и во время этого либо испускают, либо поглощают энергию . Эта энергия выделяется из них так называемыми квантами или порциями, которые наука может измерить и вычислить.

Третье правило, обнаруженное Бором, было изучено другими известными физиками и подтверждено в результате эксперимента, проведённого учёными Франком и Герцем.

Третий постулат сыграл значительную роль в развитии оптики, поскольку доказал, что атомы испускают только те спектры света, которые способны также и поглотить.

Атом водорода и правило квантования

Для того чтобы разработать модель атома простейшего из известных в настоящее время элементов, водорода, Бор постулировал правило квантования или, иными словами, закономерность, согласно которой определяются уровни энергии электрона в зависимости от его стационарных значений, занимаемых им на орбите.

Отсюда следует, что в зависимости от того, на какой орбите находится электрон в атоме или атом в молекуле определяется коэффициент обладаемой ими энергии.

При помощи правила квантования , опираясь на выведенные Ньютоном законы механики, Нильс Бор смог вычислить значение минимального возможного радиуса орбиты электрона в атоме, а также значения энергии, которые имеют атомы и электроны, находясь в стационарных состояниях.

Значение постулатов и их влияние на научный мир

Несмотря на то что некоторые предположения и мнения, высказанные Бором, в дальнейшем оказались неправильными и ошибочными, за что его нещадно критиковали коллеги по научному цеху и в том числе сам Альберт Эйнштейн, тем не менее его постулаты сыграли важную роль в физике:

Практикум по общей психологии Кондаков И.М.

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Методология научного познания: постулат активного субъекта.

Основные понятия современной теории познания.

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии – наблюдение, анализ документов, опрос, беседа, эксперимент (см. рис. 1) и тестирование . Обоснование тех или иных методов задается методологией науки.

Методология науки - учение о принципах и способах научного познания (см. [Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984; Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986]). Она предписывает определенные стандарты для проведения научных исследований. Среди таких стандартов основными выступают:

Построение модели той или иной предметной области, объясняющей определенные, ранее зафиксированные факты;

Выдвижение на ее основе гипотез ы исследования; верификация этой гипотезы, т.е. попытка ее подтвердить (или фальсификация, т.е. попытка опровергнуть);

Построение прогноз а возможности получения новых фактов.

Научное познание выступает как деятельность. Деятельность, направленную на конкретный предмет,как предметно-преобразующую, так и познавательную, реализуетсясубъектом (от лат. subjectum - подлежащее), в качестве которого выступает или индивид, или социальная группа. Субъект противостоит объект у. Объект (от лат. objectum - предмет) - то, что существует вне познающего и действующего субъекта, независимо от его ощущений, чувств и желаний и может стать предметом его направленной активности в качестве предмета познания или деятельности.

Существуют определенные признаки, свойственные субъекту познания [Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., Прогресс, 1984], такие как:

Принадлежность субъекта познания живым системам;

Ориентированность субъекта познания на целостный объект , имеющий как определенный исторический, так и определенный структурный контекст;

Включенность субъекта познания в круг других субъектов познания;

Возможность в качестве объект а познания иметь самого себя и др.

(См.: Хрестоматия. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., Прогресс, 1984.)

В психологическом исследовании объект - процесс или явление, с которыми связана определенная проблемная ситуация, для решения которой разворачивается научно-психологическое исследование. На основании теоретического анализа данной проблемной ситуации, проводимого на предварительной стадии, формулируется гипотез а исследования, в которой указываются те психологические механизмы, которые предположительно обусловливают возникновение проблемы и, соответственно, выступают предметом исследования.

На этом основании проводится демаркационная линия между объективной и субъективной, интроспекци онистской психологией. Объективная психология (от греч. psyche - душа) - ряд психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа и основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений.

В разных направлениях объективной психологии в качестве предмета исследования фигурируют:

Поведение (в бихевиоризме),

Реакции (в реактологии),

Рефлексы (в рефлексологии) и пр.

Объективная психология характеризуется своим методом. Это - объективный метод, выступающий методологической установкой, основанной на анализе психического содержания, максимально ориентированного на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекци онизме) и предполагающего использование верифицируемых гипотез , т.е. гипотез, которые можно проверить в стандартизованных условиях.

Выдвижение научных гипотез осуществляется на основании той или иной научной парадигмы. Парадигма (от греч. paradeigma - образец) - концептуальная модель, сформированная в той или иной научной области, предписывающая те или иные правила постановки проблем и определения способов их решения. На основе парадигмы оценивается априорная возможность подтверждения тех или иных гипотез и формируется методическое обеспечение экспериментальных исследований.

Исходно, парадигма – это пример из истории, используемый в качестве доказательства или для сравнения. Современное содержание понятия парадигмы было задано Т.С.Куном [Кун Т.С. Структура научных революций. М., 1977].

В течение определенных периодов времени в научном сообществе доминируют те или иные парадигмы.

В более узком смысле, парадигма – принцип построения экспериментального исследования, необязательно соотносимый с общепризнанными аксиомами научного знания в конкретной научной области. Именно в этом смысле понятие парадигмы наиболее употребительно в психологии, так как до настоящего времени психология не соответствует тем критериям операционализации, в частности, математизации, которые задаются естественными науками (математикой, логикой, физикой и пр.).

Тем не менее, можно сказать, что в настоящее время наиболее влиятельной парадигмой в отечественной психологии является деятельностная парадигма, предопределяющая исследовательский акцент на процессе взаимодействия субъекта и объект а.

В рамках исследовательской парадигмы разрабатываются те или иные единицы анализа психического. Фактически, единица анализа психического (от греч. analysis - разложение, расчленение) – это методологическая установка, ориентированная на выделение в психической жизни таких образований, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения всех психологических процессов, с другой.

В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали:

Ассоциация,

Поведение,

Гештальт,

Потребность,

Деятельность,

Общение,

Взаимодействие и пр.

В реальной исследовательской деятельности после принятия той или иной парадигмы и выделения основной единицы анализа психического начинается этап выдвижения конкретных гипотез . Гипотеза (от греч. hypothesis - предположение) - элемент познавательного процесса, представленный предположением об отдельных свойствах окружающего мира, возникающий как фактор ориентировки деятельности и обусловленный существующей у индивида субъективной картиной мира.

В том случае, если решение задачи индивиду не известно, в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается направление дальнейшего поиска.

В качестве оснований для выдвижения гипотез могут быть теоретические понятия. Вместе с тем процесс выдвижения гипотез может быть и вне изначальных теоретических построений, т.е. интуитивным, без рефлексии логических оснований.

Основные постулаты современной теории познания.

Традиционно в рамках психологической проблематики выделяются две наиболее общие темы:

Исследование мотивационных процессов (мотивационно-потребностная сфера деятельности; в терминологии Д.Б.Эльконина (см. рис. 2) );

Исследование познавательных процессов (операционально-техническая сфера).

В рамках первой темы рассматриваются мотивы, эмоции, темперамент, характер, личность, второй – ощущения и восприятие, внимание, память, мышление. В терминах обыденного сознания в первом случае речь идет о том, что организму нужно, во втором, как это «нужное» достигается.

Но если встать на точку зрения современной теории познания, то эта дихотомия, на первый взгляд достаточно ясная и понятная, неизбежно видоизменяется.

Обратившись к ранним теория м познания, а именно к классической теории познания, можно увидеть, что здесь были определены две области:

Область субъекта, т.е. познающего человека,

Область объект а, т.е. познаваемой реальности.

Субъект трактовался как совершенно «беспристрастный», а объект как совершенно объективно существующий.

Но по мере накопления знаний (в том числе и психологических) все более обнаруживалось, что субъект не является таким уж беспристрастным, а сама объективная реальность структурирована отражением потребностей этого познающего субъекта.

Поэтому был сформулирован «антропный принцип в эпистемологии ». Данный принцип иллюстрируется следующей аналогией.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в