Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Месопотамия географические особенности и характер цивилизации кратко. Государства Древнего Востока

В переводе с древнегреческого языка название «Месопотамия» означает Междуречье. Именно на территории Месопотамии были рождены такие древние цивилизации, как Шумер.

Это огромная земля между двумя реками – устья Тигра и Евфрата перед тем, как впадают в Персидский залив, образовывают широкую долину. Но эта территория была сильно заболочена и представляла собой пустыню.

Появление первых поселенцев: особенности местности

Людям понадобилось много усилий и времени для того, чтобы сделать эту землю пригодной для жизни. Они научились осушать места, где есть болота, при помощи дамб и каналов и орошать пустыню. Но именно вода была главным кормильцем людей, которые населяли Месопотамию.

Единственное, чего в Месопотамии остро не хватало – это руд металлов. Но все же известно, что они использовали орудия из меди, поэтому считаются, что они доставали металлы с других территорий или обменивали их у других цивилизаций.

Проблемой также была засоленность почвы, с которым часто связывают и последующий упадок цивилизаций Междуречья. В Месопотамии был недостаток дождевой влаги и постоянные сухие, песчаные ветра.

Появление цивиллизации

Цивилизация шумеров поселилась в нижнем течении Тигра и Евфрата. До сих пор неизвестно, с какой земли пришли шумеры в Месопотамию, и неизвестно, как появился их язык. Именно они научились обрабатывать землю так, чтобы она была пригодной для хозяйства и продолжения жизни.

Шумеры построили каналы, которые осушали территорию, залитую реками, а воду хранили в специально построенных водохранилищах. Ее они могли использовать в том случае, если наступала засуха.

Таким образом, на территории Междуречья возникла первая искусственная система орошения. Она была придумана около 6 тыс. лет тому назад. Также шумеры известны тем, что именно им мы обязаны возникновению письменности – эта цивилизация первая, кто придумал ее.

Особенности цивилизации Междуречья

Поселения древних шумеров представляли собой города-государства, которые располагались на холмах, а вокруг были обнесены защитными стенами.

Примечательно, что вначале во главе городов стояли жрецы – они обладали большей властью, множественными видам собственности, обширными землями и богатством. Только впоследствии правителями стали считать царей. Это были целые династии царей, которые передавали власть по наследству.

Цивилизация Междуречья отличается от других первых цивилизаций. Например, Древний Египет был значительно изолированной страной. Но в Междуречье все было совсем не так, при первых очагах возникшей цивилизации на этой территории стали селиться Аккадские племена с севера.

Вскоре рядом с цивилизацией Месопотамии образовалось другое государство – Элам, которое постоянно использовало территорию и урожай Междуречья.

К 4 тысячелетию до н.э. относят образование полноценных городов-государств, их названиями были Ур, Ниппур и Лагаш. Это первый пример поселений, у которых была структура власти, определенная территория и границы, армия и даже законы.

Древние цивилизации Месопотамии

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами. окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории-в древней Вавилонии Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения Некоторые ученые полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удается. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками еще не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусским или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.

В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс до н. э. жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племен, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра,- на ассирийском диалекте аккадского языка

В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии еще в XXI в. до н. э., хотя в быту он все больше заменялся аккадским К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мертвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины тыс. до н. э, но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.

В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западносемитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало «запад», главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племен, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племен называлась су-тии, что в переводе с аккадского означало «кочевники».

С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до оз. Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Северной Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В Северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты были основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племен, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись еще в VI- V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.

Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии.

В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и легким для усвоения письмом.

В VIII-VII вв. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких «перетасовок» - затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.

Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.

На рубеже IV и III тыс. до н. э., примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в южной части междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40-50 тыс. человек. На крайнем юго-западе Месопотамии находился город Эриду, близ него-город Ур, имевший огромное значение в политической истории Шумера. На берегу Евфрата, к северу от Ура, находился город Ларса, а к востоку от него, на берегу Тигра,-Лагаш. Большую роль в объединении страны сыграл город Урук, возникший на Евфрате. В центре Месопотамии на Евфрате находился Ниппур, являвшийся главным святилищем всего Шумера.

В первой половине III тыс. до н. э. в Шумере создалось несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль или энси. Лугаль в переводе означает «большой человек». Так обычно называли царей. Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества.

Во второй половине III тыс. до н. э. на преобладающее положение в Шумере стал претендовать Лагаш. В середине XXV в Лагаш в жестокой битве разгромил своего постоянного врага - город Умму, расположенный к северу от него. Позднее правитель Лагаша Энметена (около 2360-2340 гг. до н. э.) победоносно окончил войну с Уммой.

Внутреннее положение Лагаша не было прочным. Народные массы города были ущемлены в своих экономических и политических правах. Чтобы восстановить их, они объединились вокруг Уруиним, одного из влиятельных граждан города. Тот сместил энси по имени Лугальанда и сам занял его место За период шестилетнего правления (2318-2312 гг. до н. э.) он провел важные социальные реформы, которые являются древнейшими известными нам правовыми актами в области социально-экономических отношений. Он первым провозгласил ставший впоследствии популярным в Месопотамии лозунг: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот!» Были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмовых работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации. Определенные уступки были сделаны и рядовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена повинность на оросительных сооружениях. Кроме того, Уруинимгина восстановил судебную организацию в сельских общинах и гарантировал права граждан Лагаша, защитив их от ростовщической кабалы. Наконец, была ликвидирована полиандрия (многомужество). Все эти реформы Уруинимгина выдал за договор с главным богом Лагаша Нингирсу, а себя объявил исполнителем его воли.

Однако, пока Уруинимгина был занят своими реформами, началась война между Лагашем и Уммой. Правитель Уммы Лугальзагеси заручился поддержкой города Урука, захватил Лагаш и отменил введенные там реформы. Затем Лугальзагеси узурпировал власть в Уруке и Эриду и распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей этого государства стал Урук. Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе. К началу III тыс. до н. э. относится шумерский литературный памятник, носящий название «Земледельческий альманах». Облечен он в форму поучения, даваемого опытным земледельцем своему сыну, и содержит указания, как сохранять плодородие почвы и приостановить процесс ее засоления. В тексте также дается подробное описание полевых работ в их временной последовательности. Большое значение в хозяйстве страны имело и скотоводство.

Развивалось ремесло. Среди городских ремесленников было много строителей домов. Раскопки в Уре памятников, относящихся к середине III тыс. до н. э., показывают высокий уровень мастерства шумерской металлургии. Среди погребального инвентаря найдены изготовленные из золота, серебра и меди шлемы, топоры, кинжалы и копья, встречаются чеканка, гравировка и зернь. Южная Месопотамия не располагала многими материалами, их находки в Уре свидетельствуют об оживленной международной торговле. Золото доставляли из западных областей Индии, ляпис-лазурь - с территории современного Бадахшана в Афганистане, камень для сосудов - из Ирана, серебро - из Малой Азии. В обмен на эти товары шумеры продавали шерсть, зерно и финики.

Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину, тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем гончаров, строителей, ткачей, кузнецов и других мастеровых. Уже в этот ранний период кирпич подвергался обжигу в печах. Для облицовки зданий пользовались глазурованными кирпичами. С середины III тыс до н. э. для производства посуды стал употребляться гончарный круг. Наиболее ценные сосуды покрывались эмалью и глазурью.

Уже в начале III тыс. до н. э. стали изготовлять бронзовые орудия, которые до конца следующего тысячелетия, когда в Месопотамии начался железный век, оставались основными металлическими орудиями. Для получения бронзы к расплавленной меди добавляли небольшое количество олова.

МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА И УРА

Начиная с XXVII в. до н. э. северная часть Месопотамии была заселена аккадцами. Самым древним городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, позднее столица государства с тем же названием. Он был расположен на левом берегу Евфрата, там, где эта река и Тигр наиболее близко подходят друг к другу.

Около 2334 г. до н. э. царем Аккада стал Саргон Древний. Он был основателем династии: начиная с него самого, пять царей, сын сменяя отца, правили страной в течение 150 лет. Вероятно, имя Саргон было принято им лишь после восшествия на престол, так как оно значит «истинный царь» (по-аккадски Шаррукен). Личность этого правителя еще при жизни была окутана множеством легенд. Он говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал... Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке». Лугальзагеси, который установил свою власть почти во всех шумерских городах, вступил в долгую борьбу с Саргоном. После нескольких неудач последнему удалось одержать решительную победу над своим противником. После этого Саргон совершал успешные походы в Сирию, в районы гор Тавра и победил царя соседней страны Элама. Им было создано первое в истории постоянное войско, состоявшее из 5400 человек, которые, по его словам, ежедневно обедали у него за столом. Это было хорошо обученное профессиональное войско, все благополучие которого зависело от царя.

При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

В конце правления Саргона голод вызвал восстание в стране, которое было подавлено уже после его смерти, около 2270 г. до н. э., его младшим сыном Римушем. Но впоследствии он стал жертвой дворцового переворота, давшего престол его брату Маништушу. После пятнадцати лет правления Маништушу также был убит во время нового дворцового заговора, и на трон взошел Нарам-Суэн (2236-2200 гг.), сын Маништушу и внук Саргона.

При Нарам-Суэне Аккад достиг своего наивысшего могущества. В начале царствования Нарам-Суэна города юга Месопотамии, недовольные возвышением Аккада, подняли мятеж. Его удалось подавить лишь после многих лет борьбы. Укрепив свою власть в Месопотамии, Нарам-Суэн стал величать себя «могущественным богом Аккада» и повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Население должно было поклоняться Нарам-Суэну как богу, хотя до него никто из царей Месопотамии не претендовал на такую честь.

Нарам-Суэн считал себя властелином всего известного тогда мира и носил титул «царь четырех стран света». Он вел много успешных завоевательных войн, одержав ряд побед над царем Элама, над луллубейскими племенами, жившими на территории современного Северо-Западного Ирана, а также подчинил город-государство Мари, расположенное в среднем течении Евфрата, и распространил свою власть на Сирию.

При преемнике Нарам-Суэна Шаркалишарри (2200-2176 гг. до н. э.), имя которого в переводе значит «царь всех царей», начался распад державы Аккада. Новому царю пришлось вступить в длительную борьбу с наседавшими с запада амореями и одновременно противостоять нашествию кутиев с северо-востока. В самой Месопотамии начались народные волнения, причиной которых были острые социальные конфликты. Невероятно увеличились размеры царского хозяйства, которое подчинило себе храмовое хозяйство и эксплуатировало труд безземельных и малоземельных аккадцев. Около 2170 г. до н. э. Месопотамия была завоевана и разграблена племенами кутиев, жившими в горах Загроса.

К 2109 г. до н. э. ополчение города Урука во главе со своим царем Утухенгалем нанесло поражение кутиям и изгнало их из страны. Победив кутиев, Утухен-галь претендовал на царствование над всем Шумером, однако вскоре владычество над южной Месопотамией перешло к городу Уру, где у власти находилась III династия Ура (2112-2003 г. до н. э.). Основоположником ее был Урнамму, который, как и его преемники, носил пышный титул «царь Шумера и Аккада».

При Урнамму царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регистрировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все концы государства.

Сын Урнамму Шульги (2093-2046 гг. до н. э.) добился своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы. Шульги издал законы, свидетельствующие о существовании разработанной судебной системы. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. При этом, в отличие от более поздних Законов Хам-мурапи, Шульги не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных нам правовых актов.

При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений большой протяженности. Однако и внутреннее положение государства было непрочным. Храмовое хозяйство требовало огромного количества работников, которые постепенно лишались прав свободных членов общества. Например, один лишь храм богини Баба в Лагаше владел земельной площадью более 4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения в войнах с аморейскими племенами и эламитами. В 2003 г. власть III династии Ура была свергнута, последний представитель ее Ибби-Суэн уведен в плен в Элам. Храмы Ура подверглись разграблению, а в самом городе оставлен эламский гарнизон.

ВАВИЛОНИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.

Время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н. э., когда в Вавилонии установилось господство касситских царей, называют старовавилонским периодом. После падения III династии Ура в стране возникло много местных династий аморейского происхождения.

Около 1894 г. до н. э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла. Кроме Вавилонского в это время существовали и другие государства. В Аккаде амореи образовали царство со столицей в Иссине, который был расположен в средней части Вавилонии, а на юге страны было государство со столицей в Ларсе, на северо-востоке Месопотамии, в долине р. Диялы,- с центром в Эшнунне.

Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. Первым царем, который начал активно расширять пределы этого государства, был Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). В 1785 г., воспользовавшись помощью Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, Хаммурапи завоевал Урук и Иссин. Затем он содействовал изгнанию из Мари правившего там сына ассирийского царя Шамши-Адада I и воцарению Зимрилима, представителя старой местной династии. В 1763 г. Хаммурапи захватил Эшнунну и уже в следующем году нанес поражение могущественному царю и своему бывшему союзнику Римсину и захватил его столицу Ларсу. После этого Хаммурапи решил подчинить себе и Мари, которое раньше было дружественным ему царством. В 1760 г. он добился этой цели, а через два года разрушил дворец Зимрилима, стремившегося восстановить свою независимость. Затем Хаммурапи покорил область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур.

После смерти Хаммурапи вавилонским царем стал его сын Самсуилуна (1749-1712 гг. до н. э.). Ему пришлось отражать натиск кассит-ских племен, которые жили в горных областях к востоку от Вавилонии. Около 1742 г. до н. э. касситы во главе со своим царем Гандашем совершили поход на Вавилонию, но смогли утвердиться только в предгорьях к северо-востоку от нее.

В конце XVII в. до н. э. Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не играла значительной роли в политической истории Передней Азии и не могла сопротивляться чужеземным нашествиям В 1594 г до н э. пришел конец господству вавилонской династии. Вавилон был захвачен хеттским царем Мурсили I. Когда хетты вернулись с богатой добычей в свою страну, цари Приморья, береговой полосы у Персидского залива, захватили Вавилон. После этого около 1518 г. до н. э страна была покорена касситами, господство которых длилось 362 года Весь означенный период принято называть касситским или средневави-лонским Однако вскоре кассит-ские цари были ассимилированы местным населением

Во II тыс. до н. э. в экономике Вавилонии происходили радикальные перемены. Для этого времени была характерна активная правовая деятельность Законы государства Эшнунны, составленные в начале XX в. до н. э. на аккадском языке, содержат тарифы цен и оплаты труда, статьи семейного, брачного и уголовного права. За супружескую измену со стороны жены, изнасилование замужней женщины и похищение ребенка свободного человека предусматривалась смертная казнь. Судя по законам, рабы носили специальные клейма и не могли выйти за пределы города без разрешения хозяина.

Ко второй половине XX в до н э. относятся законы царя Липит-Иштара, в которых, в частности, регулируется статус рабов. Были установлены наказания за побег раба от хозяина и за укрывательство беглого раба. Оговаривалось, что, если рабыня вступала в брак со свободным, она и ее дети от такого брака становились свободными

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на черном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперед по сравнению с предшествовавшими им шумерскими и аккадскими правовыми памятниками. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчетливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

В старовавилонский период общество состояло из полноправных граждан, которые назывались «сыновьями мужа», мушкенумов, являвшихся юридически свободными, но неполноправными людьми, так как они не были членами общины, а работали в царском хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанес членовредительство «сыну мужа», то наказание виновному выносилось по принципу талиона, т. е. «око за око, зуб за зуб», а соответствующее членовредительство, причиненное мушкенуму, каралось лишь денежным штрафом. Если врач был виновен в неудачной операции над «сыном мужа», то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкену-ма, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоев свободного населения, которые находились в тяжелом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего ссуда, независимо от ее суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно равнялась "/з урожая, а сада-2/з-

Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны жены каралось ее утоплением. Однако, если муж желал простить неверную жену, не только она, но и ее соблазнитель освобождался от наказания. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и должен был научить их своему ремеслу.

Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрел, но не надел, пожалованный ему царем.

АССИРИЯ В III И II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э.

В первой половине III тыс. до н. э в Северной Месопотамии, на правом берегу Тигра, был основан город Ашшур. По имени этого города стала называться и вся расположенная на среднем течении Тигра страна (в греческой передаче- Ассирия). Уже к середине III тыс. до н. э. в Ашшуре утвердились выходцы из Шумера и Аккада, образовав там торговую факторию Позднее, в XXIV-XXII вв. до н. э., Ашшур стал крупным административным центром созданной Саргоном Древним Аккадской державы. В период III династии Ура наместниками Ашшура были ставленники шумерских царей.

В отличие от Вавилонии Ассирия была бедной страной. Своим возвышением Ашшур был обязан выгодному географическому положению: здесь пролегали важные караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении доставлялись в Вавилонию металлы (серебро, медь, свинец) и строительный лес, а также золото из Египта, а в обмен вывозились вавилонские продукты сельского хозяйства и ремесел. Постепенно Ашшур превратился в крупный торго-во-перевалочный центр. Наряду с ним ассирийцы основали много торговых колоний за пределами своей страны.

Важнейшая из этих колоний-факторий находилась в г. Канесе в Малой Азии (совр. местность Кюль-Тепе, недалеко от города Кайсари в Турции). Сохранился обширный архив этой колонии, относящийся к XX-XIX вв. до н. э. Ассирийские купцы доставляли в Канес крашеные шерстяные ткани, массовое производство которых было налажено у них на родине, и вывозили домой свинец, серебро, медь, шерсть и кожу. Кроме того, ассирийские купцы перепродавали местные товары в другие страны

Отношения членов колонии с жителями Канеса регулировались местными законами, а во внутренних делах колония подчинялась Ашшу-ру, который облагал ее торговлю значительной пошлиной. Верховным органом власти в Ашшуре был совет старейшин, и по имени одного из членов этого совета, которые ежегодно менялись, велись датировка событий и отсчет времени. Существовала также наследственная должность правителя (ишшаккум), который имел право созывать совет, но без санкции последнего он не мог принимать важные решения.

Тема 2. Государства Древнего Востока.

Междуречье: рождение цивилизации

От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией. В переводе с древнегреческого языка слово "Месопотамия” значит "Земля между реками” или "Междуречье”. Двуречье (Междуречье, Месопотамия) – древняя страна, заключенная между двумя реками – Тигром и Евфратом.

Природно-климатические условия – Зима – короткая, лето – длинное. Южная часть – низменность: болотистая, илистая, плодородная. Много птиц, рыб и животных. Мало и деревьев.

Основные занятия – Земледелие, скотоводство, Ремесло. Осушение болот. Строительство каналов.

Шумер - древнейшая цивилизация. В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры. Города шумеров располагались на холмах и были обнесены стенами. Город и его округа имели определенную территорию. Это был город-государство . Во главе шумерских городов стояли правители - патесси. Сначала это были верховные жрецы , а затем цари . Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.

Своих руководителей шумеры называли – «нубанда».

« Машки » - сборщики налогов.

« Дуггур » - казначеи.

«Галл – уку » - воначальники.

Дамкар » - руководители торговли.

Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур , Урук , Лагаш ( 3 тыс. до н.э.). Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников. Город-государство имел свою казну , находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.

Что такое государство. На примере Шумера вы увидели, что появление цивилизаций связано с возникновением государства. Государства возникли более 5 тыс. лет назад .

Государство имеет определенную территорию, границы, армию, собирает налоги с населения. Отношения в обществе регулируются законами. Известны разные формы государства. В древности типичной формой государства была монархия. Высшая власть в монархии принадлежала одному человеку: царю. шаху, императору. Жители страны, подчиненные монарху, назывались подданными. Страну, имеющую единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами, называют государством.

Культура Шумера

Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков. Позже, изображение было упрощенно. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак.

Шумерские знаки выдавливались палочкой на влажных глиняных табличках, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью.

Рождение литературы. В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература. Самым известным памятником письменной литературы является «Сказание о Гильгамеше».

Знания шумеров. Открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы умели составлять лунный календарь, деля год на 12 месяцев, а месяц на 29-30 дней, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.

Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми.

Наследники Шумера, древний Аккад (2109 г. до н.э. – конец 21 века до н.э.) . Наследие шумеров стало основой для развития других цивилизаций Месопотамии.

В 3 тысячелетии до н. э. в области севернее Шумера появились аккадцы - народ, говоривший на одном из семитских языков. Аккадцы основали город Аккад, ставший столицей их государства, тоже называвшегося Аккадом.

Правитель Аккада Шаруккин (Саргон) Древний – «настоящий правитель», правитель всех четырёх сторон света». Первый правитель в 24 веке до н. э. завоевал все шумерские и аккадские города и объединил их в одно государство. При Саргоне была создана первая в истории регулярная армия, насчитывавшая пять с половиной тысяч человек. Совершил поход на запад до Серебряных гор на Сирии.

Наибольшего расцвета Аккад достиг при внуке Саргона Древнего Нарамсине (24 век до н.э.) правил единолично и расширил территорию.

Правление III династии Ура. Царь Шульги проводил в жизнь планы завоевания других земель. Его почитали как живого бога.

Царь Древнего Вавилона Хаммурапи. Расцвет Вавилонского царства (18 в до н.э.). В начале 2 тысячелетия до н. э . Аккад был завоеван соседними воинственными племенами. Эти племена основали свое государство со столицей в городе Вавилон (удобное географическое положение: через него проходили караванные и речные пути Передней Азии).

Название Вавилон означало "Врата бога". При царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал дошедший до нас первый известный человечеству свод законов, который вошёл в историю как законы Хаммурапи. Свод законов содержал 282 статьи по различным вопросам жизни общества.

Законы Хаммурапи начертаны на каменном столбе, который был установлен в храме солнца в Вавилоне. Царь был изображен на верхней части стелы, стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким образом хотели подчеркнуть, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался проводником воли бога.

Как было устроено общество Древнего Вавилона. Царь являлся верховным правителем. Считалось, что он получил свою власть и страну от богов. Царь имел право распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он наделял землей вельмож и чиновников. Тем самым царь поощрял их за государственную службу. Чем выше было положение человека в системе управления государством, тем больше он имел возможностей обогатиться, получая от царя больше земли.

Земля храмов и общинников также считалась собственностью царя, отданной им в пользование. Никто, кроме царя, не обладал правом полной собственности на землю. Попав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства. Так складывалась особая форма власти-собственности, типичная для большинства государств Древнего Востока.

Жизнь и имущество подданных, независимо от их положения, принадлежали царю. Он мог поступать, руководствуясь исключительно собственной волей, то есть по произволу. Власть царя была ничем не ограничена. Даже жрецы именовали себя не только "рабами богов", но и "рабами царя". Такое государство называется деспотией , а его неограниченный правитель деспотом . Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке.

Подданные царя. Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.

Из законов Хаммурапи мы знаем, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило "око за око. зуб за зуб". Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Понимание закона в Древнем Вавилоне было жестоким.

Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто оплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну. В законах Хаммурапи содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору, и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.

Город Вавилон. Долгое время земли Вавилона подчинялись Ассирии. В VII в. до н.э. Вавилон получил независимость и вновь достиг небывалого расцвета. Это произошло в 604-562 г. до н.э. Наследник престола стал царем Навуходоносором. Вавилон превратился в центр международной торговли, он поражал современников своим великолепием.

Самым великолепным храмом Вавилона был "Дом основания неба и земли". Его семь ступеней-террас возвышались над царственным городом. Семерка считалась у вавилонян священным числом. Семь планет управляли семью днями недели. Каждый день посвящался определенной планете, олицетворявшей бога или богиню. Вавилоняне верили, что движения планет и звезд руководят жизнью людей и государств.

Храм - Зиккурат был посвящен главному богу Вавилона Мардуку . В святилище находились его статуя и золотой трон бога. Перед статуей совершались жертвоприношения, происходили религиозные церемонии. По мнению археологов, зиккурат мог достигать высоты 90 м. На вершине зиккурата, облицованной голубыми глазурованными плитками и золотом, находился алтарь бога. Доступ к нему имели только жрецы.

К зиккурату вела широкая улица - дорога процессий, украшенная великолепными воротами богини Иштар.

Висячие сады. Царь Навуходоносор II заботился о том, чтобы Вавилон был не только самым могущественным, но и самым красивым городом мира. При нем были созданы знаменитые висячие сады. На огромных искусственно насыпанных террасах были высажены самые прекрасные растения. Действовала система их постоянного полива. Сады образовывали живое море зелени с яркими вкраплениями цветущих растений.

Древние греки, которые ошибочно приписывали создание этих садов ассирийской царице Семирамиде, включили их в число семи чудес света, наряду с египетскими пирамидами.

Падение Вавилона. Мощные укрепления не спасли Вавилон от вражеского завоевания. Последний правитель Вавилона Валтасар был обречен на гибель. Как повествует библейская легенда, он устроил пир в то время, когда Вавилон окружило войско врагов. Валтасар и его гости кощунственно пили вино из золотых и серебряных сосудов, похищенных из Иерусалимского храма. Вдруг во время пира таинственно появившаяся рука начертала на стене огненные слова "Мене, мене, текел, упарсин". Никто не мог понять, что они означают. Валтасар призвал вавилонских мудрецов, но те не смогли истолковать надпись.

В это время в Вавилоне в плену находилось множество евреев. Пророк Даниил был среди них, его бросили в ров со львами. Валтасар приказал извлечь Даниила из рва и привести во дворец. Даниил раскрыл смысл таинственных слов: "..-исчислил Бог царство твое и положил конец ему…ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и отдано врагам".

Так и случилось. Стража Вавилона плохо несла службу. Город был оставлен без должного прикрытия. Враги - персы - беспрепятственно проникли в Вавилон и предали город огню и мечу. Опьяневший царь Валтасар был убит.

Так бесславно закончилась история великого Вавилона, но сам он вошел в историю как символ города-властелина, смешения языков и народов, идолопоклонства, грандиозного торжища, где все продается и покупается.

Боги и храмы Древней Месопотамии. Главным зданием любого города-государства в Древней Месопотамии был храм. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.

Поклонение многим богам называется язычеством. Язычники представляли своих богов в виде идолов, животных или высших существ, похожих на совершенных людей.

Иштар (Венера) - имя богини плодородия и любви в Древней Месопотамии.

Син - имя бога луны и ночи в Древней Месопотамии.

Шамаш - имя бога Солнца и справедливости в древней Месопотамии.

Эа - имя бога воды и мудрости в Древней Месопотамии.

Энки - владыка земли и повелитель пресных вод.

Энлиль – имя бога ветра и воздуха.

Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей.

Очень важную роль в Шумере, Аккаде и Вавилоне играли жрецы. Основным занятием жрецов было служение богам.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные (закрытые) тесты.

1.Месопотамия – это….

А) территория между Тигром и Евфратом В) территория между Индом и Гангом С) территория Малой Азии D ) территория по реке Нил Е) территория между Тигром и Гангом

2.Правители городов-государств в Двуречье?

А) дуггур В) Патеси С) дамкар D ) Машки Е) галл-уку

3. Кто расширил территории Аккадского государства?

А)Шаруккин В) Шульга С) Ур-Нанше D ) Нарамсин Е) Ур

4.В каком году гутеи завоевали Аккадское государство?

А) 2200г до н.э В) 2000г до н.э. С) 2100 г до н.э. D ) 2109 г до н.э. Е) 1500 г до н.э.

5. В каком веке 3 династия Ура потеряла власть и Аккадское государство распалось на мелкие государства?

А) 19 в до н.э. В) 20 в до н.э. С) 21 в до н.э. D ) 22 в до н.э. Е) 25 в до н.э.

6.По законам Хаммурапи, что полагалось за членовредительство?

А) тюрьма В) смертная казнь С) штраф D ) членовредительство в ответ своему обидчику Е) трудовые работы

7.Самые величественные ворота в Вавилоне, сделанные из меди и украшенные изображениями животных?

А) Иштар В) Мардука В) Баб-илу С) Вавилонские D ) Мистические

8.Великое литературное произведение Двуречья?

А) Вавилонское столпотворение В) сады Семирамиды С) законы Хаммурапи D ) Поэма о Гильгамеше Е) нет такого произведения

9.Как называется письмо Двуречья?

А) иероглифы В) клинопись С) петроглифы D ) пиктография Е) буквенное письмо

10. Вера человека в сверхъестественные силы добра и зла

А) магия В) тотемизм С) поклонение D ) религия Е) анемизм

2. Творческие задания.

А) О какой стране идет речь?

"…плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что до плодов Деметры, то земля приносит их в изобилии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целые четыре пальца в ширину. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед” (Двуречье)

Б) Какую информацию о жизни в Двуречье дают археологические данные?

Во время исследования захоронений в шумерском городе Уре были найдены: медные наконечники копий, вазы из глины, алебастра, наконечники стрел из кремня, золотые кубки и кинжалы; украшения (диадемы, пояса, ожерелья) из серебра, золота, лазурита и сердолика; арфы, украшенные золотом, сердоликом и перламутром; колесницы, серебряные модели лодок; изображения быков, кости ослов и волов; пластинки с изображением сцен охоты.

В) О каком царе рассказывает данный внизу текст? Прочти его, в конце текста вместо многоточия впиши имя этого царя.

Это был самый могущественный царь Вавилона, и он вошёл в число самых известных властелинов древнего мира. Победив своих противников, он подчинил Двуречье Вавилону, объединил все земли Шумеро – Аккадского царства в одно Вавилонское царство ………………………….. (Хаммурапи).

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. С севера и востока Месопотамию окружали горы Армянского и Иранского нагорий, на западе она граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив. Природные условия способствовали возникновению в Месопотамии поселений и даже городов уже в VI-V тысячелетиях до нашей эры (Эриду, Тель-эль-Обейд, Джармо, Али-Кош, Телль-Сотто, Тель-Халаф, Тель-Хассун, Ярым-Тепе).

На территории Месопотамии в IV–III-м тысячелетии до нашей эры сформировались шумерские города-государства Эшнунна, Ниппур, Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Киш, Шуруппак, Умма. В 23 веке до нашей эры Месопотамия была объединена под властью Саргона Древнего, основателя великой Аккадской державы.

В самом конце III-его тысячелетия Месопотамию удалось объединить под своей властью царям третьей династии Ура. В начале II-ого тысячелетия до нашей эры в южной части Месопотамии сложилось государство Вавилония с центром в городе Вавилон. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тысячелетия до нашей эры на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены.

В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до нашей эры жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до нашей эры заняли всю южную Месопотамию, в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский, однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до I века нашей эры.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Месопотамию из сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена, которые вавилоняне называли амореями (кочевники). С III тысячелетия в Северной Месопотамии, от верховья реки Диялы до озера Урмии, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили также хурритские племена, которые создали государство Митанни. В III – II тысячелетиях до нашей эры хурриты и их близкие родственники урартские племена занимали всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли племя и страну хурритов Субарту.

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры из Северной Аравии в сирийскую степь, Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. К концу XIII века до нашей эры арамеи создали в Западной Сирии и Южной Месопотамии множество мелких княжеств, а к началу I тысячелетия до нашей эры арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии.

В VIII веке до нашей эры арамейские государства были захвачены Ассирией, однако после этого влияние арамейского языка усилилось, к концу VII века до нашей эры вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии.

В VIII – VII столетиях до нашей эры ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой, цель – затруднить взаимопонимание между различными племенами, тем самым предотвратить их мятежи против ассирийского ига и заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного смешения языков победителем выходил арамейский. Начиная с IX века до нашей эры, в Южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, постепенно занявшие всю Вавилонию, в I веке нашей эры вавилоняне полностью слились с халдеями и арамеями.

Первая Цивилизация возникла 59 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 26,5 в. назад.

Двуречье, Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

П ервые сведения европейцев о Месопотамии восходят к таким классическим авторам древности, как историк Геродот (5 в. до н.э.) и географ Страбон (рубеж н.э.). Позднее Библия способствовала интересу к местонахождению райского сада, к Вавилонской башне и самым знаменитым городам Месопотамии.

В средние века появились записки о путешествии Беньямина Тудельского (12 в.), содержащие описание местонахождения древней Ниневии на берегу Тигра напротив процветавшего в те времена Мосула.

В 17 в. предпринимаются первые попытки скопировать таблички с текстами (как позднее выяснилось, из Ура и Вавилона), написанными клинообразными знаками, которые впоследствии получили название клинописи.

В отличие от других цивилизаций Двуречье являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.

О дна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.

Д вуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.

В историческое время вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи. На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне (две группы, обитавшие первоначально в Нижней Месопотамии), а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу (который оказался наиболее приемлемым) под названием «аккадцы». Аккадский элемент играл важную роль на протяжении всей долгой истории Месопотамии.

Д ругим семитским народом, оставившим заметный след в этой стране, были амориты, которые стали постепенно проникать в Месопотамию в начале III тыс. до н.э. Вскоре они создали несколько сильных династий, среди них – I Вавилонская, наиболее знаменитым правителем которой был Хаммурапи.

В конце II тыс. до н.э. появился другой семитский народ, арамеи, которые в течение пяти веков представляли постоянную угрозу для западных границ Ассирии. Одна из ветвей арамеев, халдеи, стали играть столь важную роль на юге, что Халдея стала синонимом поздней Вавилонии. В конце концов арамейский язык в качестве общеупотребительного распространился по всему древнему Ближнему Востоку, от Персии и Анатолии до Сирии, Палестины и даже Египта. Именно арамейский стал языком администрации и торговли.

А рамеи, подобно аморитам, пришли в Месопотамию через Сирию, происходили же они, по всей вероятности, из Северной Аравии. Возможно также, что этот путь прежде использовали аккадцы, первый из известных народов Месопотамии. Среди автохтонного населения долины семитов не было, что установлено для Нижней Месопотамии, где предшественниками аккадцев были шумеры. За пределами Шумера, в Центральной Месопотамии и далее к северу, обнаружены следы других этнических групп.

Ш умеры представляют во многих отношениях один из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества. Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии. Шумеры оставили важнейший след в культуре Междуречья – в религии и литературе, законодательстве и управлении, науке и технике. Именно шумерам мир обязан изобретением письменности. К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение.

Э ламитяне обитали на юго-западе Ирана, главным их городом были Сузы. Со времен ранних шумеров и до падения Ассирии эламитяне занимали видное политическое и экономическое место в месопотамской истории. На их языке написана средняя колонка трехъязычной надписи из Персии.

К асситы – следующая важная этническая группа, выходцы из Ирана, основатели династии, сменившей I Вавилонскую. Они обитали на юге до последней четверти II тыс. до н.э., но в текстах III тыс. до н.э. не упоминаются. Классические авторы упоминают их под именем коссеев, в то время они уже проживали в Иране, откуда когда-то, по-видимому, пришли в Вавилонию.

В ажную роль в межрегиональных отношениях сыграли хурриты. Упоминания об их появлении на севере Центральной Месопотамии относятся к концу III тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. они густо заселили район современного Киркука (здесь сведения о них обнаружены в городах Аррапха и Нузи), долину Среднего Евфрата и восточную часть Анатолии; хурритские колонии возникали в Сирии и Палестине.

П ервоначально этническая группа хурритов, обитала в районе озера Ван рядом с доиндоевропейским населением Армении, родственными хурритам урартами. Возможно, хурриты – главный, и не исключено, что и первоначальный этнический элемент досемитской Ассирии.

Д алее к западу проживали различные анатолийские этносы; некоторые из них, такие как хатты, вероятно, были автохтонным населением, другие, в частности лувийцы и хетты, представляли собой остатки миграционной волны индоевропейцев.

С ледом в двуречье установилось Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.

4 тыс. до н.э. Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н.э., Месопотамию - Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), - шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства - Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии - с другой.

38 в. до н.э. Древнейшая культура Месопотамии - шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, северной и южной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 году до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

В торая половина IV тыс. до н. э. - появление чётких признаков цивилизации. Города окруженные стенами, с царским дворцом, храмами богов, ремесленными кварталами. Появление письменности.

XXVIII в. до н. э. - город Киш становится центром Шумерской цивилизации.

XXVII в. до н. э. - Ослабление Киша, Правитель города Урук - Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука и Урук становится центром Шумерской цивилизации.

XXVI в. до н. э. - ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур

XXIV в. до н. э. - город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннтатум реорганизует армию, вводит новое боевое постороение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения подстрекаемые жречеством. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.

2318-2312 гг до н. э. - правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений со жречеством Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Уруинимгина проводит ряд реформ либерального характера, которые улучшали положение не только жречества, но и рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.

2318 гг до н. э. - Зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.

XXIII в. до н. э. - объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I.

XXI в до н. э. - вторжение с востока и запада многочисленных племён эламитов и аморитов. Исчезновение шумеров как народа с политической арены (уже авторы библейских преданий ничего не знают о его существовании).

В о 2 тысячелетии до нашей эры в Двуречье возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи.

XIX-XVIII вв. до н. э. - возвышение нового царства со столицей в Вавилоне, близ нынешнего Багдада, возглавляемого царями аморитянской династии. Объединение Хаммурапи Месопотамии и Сирии.

18 в. до н.э. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 г до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья дает пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

XVI в. до н. э. - возникновение в верхнем течении Тигра ассирийского царства с главными городами Ассуром и Ниневией - столицей Нина и Семирамиды.

С 14 по 7 век до нашей эры в Двуречье усиливается Ассирия.

743-735 гг. до н. э. - царствование Набонассара. Начало регулярных астрономических наблюдений.

729 г. до н. э. - захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III.

680-669 г. до н. э. - царствование ассирийского царя Асархаддона.

538 г. до н. э. - персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию.

336 г. до н. э. - Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов.

II в. до н. э. - Вавилон уже мёртвый город и лежит в руинах.

I в. до н. э. - последние дошедшие до нас клинописные таблички.

М ножество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога.

О днако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») - древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти.

З аписанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг - области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров.

В авилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках).

О ставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.

+++++++++++++++++++++++++++++

Включайся в дискуссию
Читайте также
Нежные сырники: все тонкости приготовления
Оладьи на молоке с разрыхлителем
Как приготовить беляши с мясом на сковороде