Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Евразийский экономический союз: что это, страны. История создания и развития еаэс: от евразэс через тс и еэп Страны еаэс расшифровка

Президент Российской Федерации

Владимир Путин

«Мы ставим перед собой амбициозную задачу-выйти к Евразийскому союзу. Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира.

Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами обеспечивать устойчивость глобального развития.

Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания».

География

Территория: 17,1 млн. кв. км
Население: 146,88 млн. человек
Столица: Москва, 12,1 млн. жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 1 661,0 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 102,3%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 1 115,4 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 102,9%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 81,9 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта
(в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 99,8%.
Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2018 году – 555,5 млн. тонн, на душу населения – 3 783,4 кг.
Добыча природного газа в 2018 году – 726,0 млрд м3, на душу населения – 4 944,7 м3.

Нефтяная и газовая добыча, переработка драгоценных камней и металлов, самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность.

Дополнительно

Наиболее крупные реки, протяженность по территории государства, км: Лена – 4337, Енисей (с Ангарой) – 3 844, Волга – 3 694, Обь – 3 676, Амур – 2 855

Наиболее крупные озера, тыс. км2: Каспийское море – 371, Байкал – 31,5, Ладожское – 17,7, Онежское – 9,7

Наибольшая высота над уровнем моря: Гора Эльбрус – 5 642 м


январь: от 0° С, -5° С (Северный Кавказ) до -40° С, -50° С (восток Республики Саха (Якутия);
июль: от + 1° С (северное побережье Сибири) до + 24-25° С (Прикаспийская низменность)

Президент Республики Казахстан

Касым-Жомарт Токаев

«Нурсултан Назарбаев - главный идеолог и последовательный созидатель евразийской интеграции. Сегодня ЕАЭС состоялся и демонстрирует свою эффективность. Следует активизировать работу в более широких форматах, на дальнюю перспективу. Включая налаживание «интеграции интеграций», сотрудничество в формате Большой Евразии».

Первый Президент Республики Казахстан

Нурсултан Назарбаев

«Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси впервые в истории сближает народы наших стран на основе взаимоуважения, сохранения национальной самобытности и осознания неразрывности общего будущего.

Последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство, а со временем - в Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире.

Мы все являемся свидетелями рождения нового уникального евразийского сообщества наций, у которого не только богатый опыт совместного прошлого, но и неделимая общая история будущего».

География

Территория: 2 724,9 тыс. кв. км
Население: 18,16 млн. человек
Столица: Нур-Султан, 1 млн. жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 179,3 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 104,1%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 79,0 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 104,4%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 13,0 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта
(в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 103,4%.
Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2018 году – 90,4 млн. тонн, на душу населения – 4 944 кг.
Добыча природного газа в 2018 году – 55,5 млрд. м3, на душу населения – 3 034,2 м3

Основные отрасли промышленности

Цветная и черная металлургия, химическая, машиностроение, легкая, пищевая, а также нефтепереработка и производство стройматериалов.

Дополнительно

Наиболее крупные реки, протяженность по территории государства, км: Ертис (Иртыш) – 1 698, Есиль (Ишым) – 1 400, Сырдарья – 1 400, Жайык (Урал) – 1 082

Наиболее крупные озера, тыс. км2: Каспийское море – 371, Аральское море – 41,0, Балхаш – 18,2

Наибольшая высота над уровнем моря: Пик Хан Тенгри (хребет Сарыжаз) – 6 995 м

Средняя месячная температура:
январь: от -1,4° С (на юге) до -24,6° С (на севере),
июль: от +18,1° С (на севере) до +30,6° С (на юге)

Президент Республики Беларусь

Александр Лукашенко

«Для Беларуси глубокая, продуктивная интеграция с наиболее близкими соседями была, есть и будет естественным путем развития. Два референдума абсолютным большинством дали власти четкий мандат на интеграцию.

Интеграционные наработки в рамках Союзного государства позволили разумно и с уверенностью применять их в более широком, многостороннем формате. Важно, чтобы Союзное государство, Таможенный союз, Единое экономическое пространство обогащали и взаимно дополняли друг друга.

Сейчас мы выходим на воплощение решений, которые принято называть судьбоносными. Наше твердое намерение решительно углублять интеграцию - не случайно. Это своего рода манифест, идущий от жизни».

География

Территория: 207,6 тыс. кв. км
Население: 9,492 млн. чел.
Столица: Минск, 1,9 млн жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 59,6 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 103,0%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 54,1 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 105,7%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 9,3 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 96,6%.
Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2018 году – 1,7 млн. тонн, на душу населения – 176,1 кг.
Добыча природного газа в 2018 году – 0,2 млрд. м3, на душу населения – 22,3 м3
Экспорт Республики Беларуси в 2018 году составил 33,9 млрд. долларов США (в 2017 году – 29,2 млрд. долларов США),
Импорт Республики Беларуси в 2018 году составил 38,4 млрд. долларов США (в 2017 году – 34,2 млрд. долларов США).

Основные отрасли промышленности

Металлургическая промышленность, машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая.

Дополнительно

Наиболее крупные реки, протяженность по территории государства, км: Днепр -700, Березина - 561, Припять - 495, Сож - 493, Неман - 436, Птичь - 421

Наиболее крупные озера, км2: Нарочь - 79,6, Освейское - 52,8, Червоное - 40,8, Лукомское - 37,7, Дривяты - 36,1

Наибольшая высота над уровнем моря: Гора Дзержинская - 345 м Средняя месячная температура: январь: -4,8° С; июль: +20,6° С

Премьер-министр Республики Армения

Никол Пашинян

«Мы настроены на активное взаимодействие с партнерами по ЕАЭС в интересах практического достижения свободы передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а также внедрения преференциальных режимов экономического сотрудничества, регламентированных правом Союза.»

География

Территория - 29,7 тыс. км²
Население - 2,97 млн человек
Столица - Ереван, 1 млн жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 12,4 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 105,2%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 4,0 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 104,2%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 1,8 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 92,4%.

Основные отрасли промышленности

Добыча и обработка строительных материалов, цветная металлургия, производство винно-коньячных изделий. Работают предприятия по выпуску металлорежущих станков, прессово-формовочного оборудования, точных приборов, синтетической резины, шин, пластмасс, химического волокна, минеральных удобрений, электродвигателей, инструментов, микроэлектроники, ювелирных изделий, шелковых тканей, трикотажа, чулочно-носочных изделий.

Дополнительно

Главная река Армении — Аракс с притоком Раздан. Общая длина рек составляет приблизительно 23 тыс. км.

Наиболее крупные озера - озеро Севан, 1240 км²

Наибольшая высота над уровнем моря: гора Арагац (4095 м)

Средняя месячная температура: На равнинах средняя температура января −5 °C, июля +25 °C; в среднегорьях (1000—1500 метров) −10 °C и +20 °C, на высотах от 1500 до 2000 м −14 и +16 соответственно.

Президент Кыргызской Республики

Сооронбай Жээнбеков

«Интеграция Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз была и остается приоритетным направлением во внешнеэкономической политике страны. Мы придаем большое значение этому объединению и нацелены на дальнейшее развитие продуктивного и плодотворного сотрудничества со странами Союза»

География

Территория: 199,9 тыс. кв. км
Население: 6,26 млн. чел.
Столица: Бишкек, 1 млн. жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 8,1 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 103,5%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 3,7 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 105,4%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 3,0 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 102,7%.
Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2018 году – 0,2 млн. тонн, на душу населения – 31,6 кг.
Добыча газа естественного в 2018 году – 0,03 млрд. м3, на душу населения – 4,3 м3

Основные отрасли промышленности

Сельское хозяйство, гидроэнергетика, цветная металлургия, горнорудная промышленность, машиностроение, приборостроение, легкая и пищевая промышленность.

Дополнительно

Наиболее крупные реки, протяженность по территории государства, км: Чу - 1300

Наиболее крупные озера, тыс. км2: Иссык-Куль - 6

Наибольшая высота над уровнем моря: Пик Победы - 7 439 м

Средняя месячная температура:
январь: от -2,2° С до -29,1° С
июль: от +4,1° С до +26,8° С

Идею предложил президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Еще в 1994 году он выступил с инициативой объединения стран Евразии, в основу которого будут заложены единые экономическое пространство и оборонная политика.

Двадцать лет спустя

29 мая 2014 года в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 года. На следующий день - 2 января - членом союза стала Армения, а 12 августа того же года к организации присоединилась Киргизия.

В течение двадцати лет, с момента предложения Назарбаева, наблюдалось поступательное движение. В 1995 году Россия, Казахстан и Беларусь подписали соглашение о Таможенном союзе, призванное обеспечить свободный товарообмен между государствами, а также добросовестную конкуренцию среди хозяйствующих субъектов.

Так был заложен первый камень в интеграцию бывших республик СССР, основанную на более глубоких принципах, чем те, на которых основывалось Содружество независимых государств (СНГ), созданное в момент распада Советского Союза.

К Таможенному союзу проявили интерес и другие государства региона, в частности, в него вошли Киргизия и Таджикистан. Процесс плавно перешел к новому этапу - в 1999 году страны участницы Таможенного союза подписали соглашение о Едином экономическом пространстве, а в следующем 2000 году Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Киргизия учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Не всегда все шло гладко. Между государствами возникали разногласия, но в спорах рождалась правовая основа сотрудничества - в 2010 году Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан подписали 17 базовых международных договоров, на основе которых по-новому заработал Таможенный союз. Был принят единый таможенный тариф, отменены таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, движение товаров на территории трех государств стало беспрепятственным.

В следующем 2011 году страны перешли к созданию единого экономического пространства. В декабре между Россией, Беларусью и Казахстаном был подписан соответствующий договор, который вступил в силу с 1 января 2012 года. Согласно договору на территории этих стран стали свободно передвигаться не только товары, но и услуги, капитал, а также рабочая сила.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стал логическим продолжением этого процесса.

Цели Союза

Основными целями создания ЕАЭС согласно договору заявлены:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств, вступивших в организацию, в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • формирование в рамках союза единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях процесса экономической глобализации.

Органы управления

Главным органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, который состоит из глав государств членов организации. В задачи Совета входит решение стратегически важных вопросов функционирования союза, определение направлений деятельности, перспектив развития интеграции, принятие решений, направленных на реализацию целей ЕАЭС.

Очередные заседания совета проводятся не реже одного раза в год, а внеочередные созываются по инициативе любого государства-члена организации либо действующего на данный момент председателя Совета.

Еще одним органом управления ЕАЭС является Межправительственный совет, в который входят главы правительств. Его заседания проходят не реже двух раз в год. Повестка дня заседаний формируется постоянно действующим регулирующим органом Союза - Евразийской экономической комиссией, в полномочия которой входит:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие, всего около 170 функций ЕАЭС.

Также постоянно действует Суд союза, в состав которого входят по два судьи от каждого государства. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации основного договора и международных договоров в рамках Союза и решений его руководящих органов. В суд могут обратиться как государства - члены Союза, так и отдельные предприниматели, работающие на их территории.

Членство в ЕАЭС

Союз открыт для вступления в него любого государства, и не только Евроазиатского региона. Главное - разделять его цели и принципы, а также соблюдать условия, согласованные с членами ЕАЭС.

На первом этапе необходимо получить статус государства - кандидата. Для этого необходимо направить соответствующее обращение на имя председателя Высшего совета. Под его руководством совет решит предоставить или нет заявителю статус государства-кандидата. Если решение окажется положительным, то будет создана рабочая группа, она состоит из представителей государства-кандидата, действующих членов Союза, его руководящих органов.

Рабочая группа определяет степень готовности государства - кандидата принять на себя обязательства, вытекающие из основополагающих документов Союза, затем рабочая группа разрабатывает план мероприятий, необходимых для вступление в организацию, определяет объем прав и обязанностей государства - кандидата, а затем формат его участия в работе органов Союза.

В настоящее время есть ряд потенциальных претендентов на статус кандидата на вступление в ЕАЭС. Среди них следующие государства:

  • Таджикистан;
  • Молдавия;
  • Узбекистан;
  • Монголия;
  • Турция;
  • Тунис;
  • Иран;
  • Сирия;
  • Туркмения.

По мнению специалистов, наиболее готовыми странами для сотрудничества такого формата являются Таджикистан и Узбекистан.

Еще одна форма сотрудничества с ЕАЭС - статус государства-наблюдателя. Он приобретается аналогично статусу кандидата в членство и дает право принимать участие в работе органов Совета, знакомиться с принимаемыми документами, за исключением документов, которые носят конфиденциальный характер.

14 мая 2018 года статус наблюдателя ЕАЭС получила Молдавия. В целом же, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, в настоящее время в сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом заинтересованы около 50 государств.

В современном мире многие страны объединяются в союзы - политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.

Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Участники:

  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия;
  • Белоруссия.

Кандидаты на членство:

  • Тунис;
  • Сирия;
  • Таджикистан.

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России - Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана - Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси - Сергей Сергеевич Сидорский.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь - от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Выгоды и перспективы

В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.

Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.

Договор

Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.

Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.

Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.

Территория Таможенного союза

Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).

ЕАЭС

В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели - Россия, Белоруссия и Казахстан - и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.

Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому

Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.

Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС - в Алма-Ате, а суд - в столице Беларуси, Минске.

Органы Союза

Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.

Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Особенное место занимает труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

Задачи

    Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования

    Обеспечение свободы движения капитала

    Формирование общего финансового рынка

    Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС

    Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки

    Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования

    Разработка и реализация межгосударственных целевых программ

    Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности

    Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы

    Формирование общего энергетического рынка

    Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон

    Обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества

    Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.

    Сближение и гармонизация национальных законодательств

    Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества

    Взаимодействие с ООН

Правовые основы ЕАЭС

Основные положения. Статья 1.

  1. … Евразийский экономический союз (далее — Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
  2. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Цели Союза. Статья 4.

Основными целями Союза являются:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Основополагающие принципы и нормы функционирования ЕАЭС. Статья 3.

  • уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
  • уважение особенностей политического устройства государств-членов;
  • обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;
  • соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
  • функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Принцип режима наибольшего благоприятствования в торговле - экономический и юридический термин, означающий установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, её физическим и юридическим лицам не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам.

Вышеуказанный принцип закреплен в положениях ст.1 Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 года – основополагающего документа Всемирной торговой организации, нормы и принципы функционирования которой принимаются во внимание при применении положений Договора о ЕАЭС (преамбула Договора о ЕАЭС).

Принцип свободного движения капитала, товаров, услуг и рабочей силы, предусматривающий возможность субъектов экономических отношений беспрепятственно осуществлять свою деятельность в пределах Единого экономического пространства, а, следовательно отсутствие ограничений на национальном уровне

История ЕАЭС

Этап «институциональной интеграции»

Приход к власти в Российской Федерации Владимира Путина и определенная стабилизация социально-экономического положения в ключевых странах Евразийского сообщества в начале 2000-х годов позволило лидерам данных стран приступить к более серьезным подходам в интеграции. В этот период были учреждены наиболее важные интеграционные структуры - ЕврАзЭС и ОДКБ, которые, однако, долгое время еще не реализовывали свой полный потенциал, отчего его можно именовать этапом «институциональной интеграции».

В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан в целях повышения эффективности взаимодействия, развития процессов интеграции и углубления сотрудничества в различных областях учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2006 году к Сообществу присоединился Узбекистан. Приоритетами новой международной организации были обозначены повышение эффективности взаимодействия и развитие интеграции.

В 2003 году президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины, исходя из концепции разноуровневой интеграции, в рамках СНГ заключили Соглашение о формировании Единого экономического пространства с целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств и повышения уровня жизни их населения.

В августе 2006 года на неформальном саммите глав государств – членов Евразийского экономического сообщества в г. Сочи было принято решение об активизации работы по формированию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России с дальнейшим возможным присоединением к нему Кыргызстана и Таджикистана.

На основе достигнутых на саммите договоренностей Беларусь, Казахстан и Россия в октябре 2007 года подписали Договор о создании единой таможенной территории и формирования Таможенного союза.

Этап «фактической интеграции»

Однако, лишь наступление финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 году по всему миру, простимулировало поиск новых моделей минимизации экономических рисков и устойчивого развития и окончательно обусловил активизацию региональных интеграционных процессов.

В июне 2009 года высший орган Таможенного союза определил этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза (ТС), обозначив 1 января 2010 года как начало первого этапа ее формирования.

К 1 января 2012 года была сформирована правовая база ЕЭП - рынка со 170 млн потребителей, унифицированным законодательством, свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основе ЕЭП лежат согласованные действия в ключевых областях регулирования экономики: в макроэкономике, сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики, тарифов естественных монополий. Для населения и бизнес-сообщества выигрыш от ЕЭП очевиден. Предприниматели имеют равный режим доступа на общий рынок трех стран, могут свободно выбирать, где им регистрировать свои фирмы и вести бизнес, без излишних ограничений продают товары в любом из государств-членов ЕЭП, имеют доступ к транспортной инфраструктуре и т. д. Создание и поэтапная отладка механизмов работы единого рынка - важная часть планов государств-членов ТС и ЕЭП по переходу от сырьевой экономики к инновационной.

2 февраля 2012 года приступила к работе Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - впервые в двадцатилетней истории евразийского интеграционного процесса был создан постоянно действующий наднациональный регулирующий орган, имеющий реальные полномочия в ряде ключевых сфер экономики. ЕЭК обеспечивает условия функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции.

2013 год стал одним из наиболее знаковых периодов в совершенствовании и развитии евразийских интеграционных процессов. В частности, продолжилась работа по обеспечению присоединения Кыргызской Республики к евразийскому интеграционному проекту, начало которой было положено решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, принятым еще в 2011 году.

В мае 2013 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Кыргызской Республикой. Цель заключения Меморандума - поддержание и развитие сотрудничества, основанного на принципах взаимного уважения, углубление взаимодействия Кыргызской Республики с государствами-членами ТС и ЕЭП в различных сферах экономики.

3 сентября 2013 года Президент Армении Серж Саргсян заявил о намерении своей страны вступить в ТС и ЕЭП и интегрироваться дальше, участвуя в формировании Евразийского экономического союза. На заседании Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2013 года в Минске Президенты стран-участников рассмотрели обращение Республики Армения и поручили ЕЭК развернуть работу по присоединению. Созданная для этого Рабочая группа ЕЭК разработала соответствующую «дорожную карту».

24 декабря 2013 года «дорожная карта» по присоединению Республики Армения к ТС и ЕЭП была утверждена на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Главами государств «таможенной тройки» и Армении было принято Заявление «Об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе», приветствовавшее намерение Республики Армения присоединиться к ТС и ЕЭП и впоследствии стать полноправным членом Евразийского экономического союза.

В 2013–2014 годах Евразийская экономическая комиссия и уполномоченные органы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по поручениям Президентов своих стран вели активную подготовку Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). С его принятием завершилась кодификация международных договоров, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В этот период состоялось 5 раундов переговоров по доработке проекта Договора, в которых приняли участие более 700 экспертов от государств-членов и ЕЭК. Итоговый документ, насчитывающий более 1000 страниц, состоит из 4 частей (включают в себя 28 разделов, 118 статей) и 33 приложений.

29 мая 2014 года в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета Президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали Договор о создании Евразийского экономического союза. Многие политики и эксперты назвали этот проект самым амбициозным и вместе с тем наиболее реалистичным, опирающимся на просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды. Широкие возможности открываются для бизнес-сообщества государств-участников: Договор дает «зеленый свет» формированию новых динамичных рынков с едиными стандартами и требованиями к товарам, услугам, капиталам, рабочей силе.

10 октября 2014 года в Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС. Документ был принят на заседании Высшего Евразийского экономического совета, в котором участвовали главы входящих в него государств. В этот же день Президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин одобрили «дорожную карту» по присоединению к Единому экономическому пространству Кыргызской Республики.

23 декабря 2014 года в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Евразийский экономический союз начал функционировать с 1 января 2015 года. Первым председателем высших органов объединения - Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, Евразийского межправительственного совета на уровне глав правительств и Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров - стала Республика Беларусь.

Одновременно с 1 января 2015 года в ряде секторов, определенных государствами ЕАЭС, начал действовать единый рынок услуг, в рамках которого поставщикам услуг предоставлен максимальный уровень свободы.

Общее количество секторов услуг в едином рынке составляет 43. В стоимостном выражении это почти 50% от общего объема предоставления услуг в государствах Союза. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что укрепит евразийский интеграционный проект.

Со 2 января 2015 года после завершения ратификационных процедур Республика Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза. В марте 2015 года на публичное обсуждение были представлены первые документы, в октябре 2015 года - последние из около сорока, которые странам ЕАЭС и Комиссии необходимо было принять до конца года для начала работы в Союзе общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

29 мая 2015 года страны ЕАЭС и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Документ, предполагающий обнуление пошлин на 90% товаров, позволит к 2020 году увеличить товарооборот союзных государств и Вьетнама более чем в два раза. Соглашение положило начало последующей более тесной интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В мае 2015 года Президенты стран Евразийского экономического союза приняли решение о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Это пока не преференциальное соглашение, но важный этап в развитии экономического сотрудничества, упорядочивающий всю структуру отношений и создающий базу для дальнейшего движения. В том числе с целью возможного выхода в перспективе на соглашение о зоне свободной торговли. Для эффективной организации этой деятельности в октябре 2015 года Президенты приняли распоряжение о координации действий стран Союза по вопросам сопряжения строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Официальные стартовали в начале 2016 года.

12 августа 2015 года после реализации «дорожной карты» и завершения ратификационных процедур Кыргызская Республика стала полноправным членом Союза.

В октябре 2015 года на Высшем Евразийском экономическом совете Президенты пяти союзных стран утвердили Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года - важный документ, определяющий дальнейшую координацию национальных политик и пути повышения конкурентоспособности экономик государств Союза. Эффект от участия в ЕАЭС к 2030 году для государств-членов оценивается до 13% дополнительного прироста ВВП.

С 1 января 2016 года в Евразийском экономическом союзе начинается функционирование общих рынков лекарств и медизделий. Сформированная в ЕАЭС единая система в этой сфере позволит обеспечить их безопасность и качество, создать оптимальные условия для развития и повышения конкурентоспособности фармацевтической промышленности и медицинских изделий, производимых на территории стран Союза, вывода их на мировой рынок.

В течение последнего четырехлетнего периода, и особенно активно в 2015 году в связи с приобретением Союзом международной правосубъектности после подписания Договора о ЕАЭС, государстваучастники ЕАЭС совместно с ЕЭК укрепляли влияние Союза на внешнем контуре. Его авторитет и значение на международной арене заметно возросли. Это подтверждается не только расширением Евразийского экономического союза за счет присоединения к нему Республики Армения и Кыргызской Республики, но и ростом интереса к тесному сотрудничеству с ЕАЭС со стороны многих государств мира: Китая, Вьетнама, Израиля, Египта, Индии и других. Важным элементом стратегии экономического сотрудничества ЕАЭС должен стать и прямой диалог между Евразийской и Европейской комиссиями. Предпосылки к такому диалогу созданы.

В противовес мировым кризисным явлениям продолжается последовательная и успешная трансформация евразийского пространства на рыночных экономических принципах с сохранением политической независимости и сложившегося культурного своеобразия суверенных государств.

Институциональная структура ЕАЭС

В 2012–2015 годах была сформирована эффективная институциональная основа евразийской экономической интеграции: Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве, Суд Евразийского экономического союза, располагающийся в Минске. Принято решение о создании к 2025 году финансового регулятора, который будет располагаться в Алматы.

Органами Евразийского экономического союза являются:

  • Высший Евразийский экономический совет;
  • Евразийский межправительственный совет;
  • Евразийская экономическая комиссия;
  • Суд Евразийского экономического союза.

Высший Евразийский экономический совет

Высший Евразийский экономический совет (Высший совет, ВЕЭС) является высшим органом Союза, состоящим из глав государств – членов Союза. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета принимаются консенсусом. Решения Высшего совета подлежат исполнению государствами – членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Заседания Высшего совета проводятся не реже 1 раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности союза по инициативе любого из государств – членов или Председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Заседания Высшего совета проводятся под руководством Председателя Высшего совета. В заседаниях Высшего совета по приглашению Председателя Высшего совета могут участвовать члены Совета Комиссии, Председатель Коллегии Комиссии и иные приглашенные лица.

Евразийский межправительственный совет

Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет) является органом союза, состоящим из глав правительств государств – членов. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках союза. Решения и распоряжения Евразийского Межправительственного совета принимаются консенсусом и подлежат исполнению государствами – членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Для решения неотложных вопросов деятельности союза по инициативе любого из государств – членов или Председателя Межправительственного совета могут созываться внеочередные заседания Межправительственного совета.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) представляет собой постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза, которая начала работать 2 февраля 2012 года на основе Приложения № 1 к Договору о ЕАЭС и Положения о Евразийской экономической комиссии. Основными задачами ЕЭК являются — обеспечение условий функционирования и развития союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках союза. ЕЭК осуществляет свою деятельность на основе принципов

  • обеспечение взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств-членов;
  • экономическая обоснованность принимаемых решений;
  • открытость, гласность, объективность.

Суд ЕАЭС

Суд Евразийского экономического союза также является постоянно действующим судебным органом Евразийского экономического союза. Он начал свою работу с 1 января 2015 года на основе Договора о Евразийском экономическом союзе и Статута Суда Евразийского экономического союза. Цель деятельности Суда - обеспечение в соответствии с положениями Статута единообразного применения государствами-членами и органами союза Договора, международных договоров в рамках союза, международных договоров союза с третьей Стороной и решений органов союза. В состав Суда входят по два судьи от каждого государства-члена, срок полномочий каждого из которых - девять лет. Председатель Суда и его заместитель избираются на должности из состава Суда судьями Суда в соответствии с Регламентом и утверждаются Высшим Евразийским экономическим советом. Председатель Суда и его заместитель не могут являться гражданами одного и того же государства-члена. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза согласно Приложению № 2 к Договору о ЕАЭС. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках союза и (или) решений органов союза, по заявлению государства-члена или по заявлению хозяйствующего субъекта (Приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе, Статут Суда Евразийского экономического союза).

Таким образом, из вышеизложенного очевидно, что формирование ЕАЭС было крайне динамичным и проходило в короткие сроки. Также в достаточно короткий период былм сформированы основные институты блока, обеспечивающие его функционирование. Подобное развитие было обусловлено как внутренними потреностями государств-членов, так и действие внешних факторов.

Блоки и департаменты (направления работы) ЕЭК

Блоки (направления работы) ЕЭК (2016):

Председатель Коллегии Армения
Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Казахстан
Член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Россия
Член Коллегии (Министр) по вопросам технического регулирования Белоруссия
Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Белоруссия
Член Коллегии (Министр) по торговле Россия
Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Казахстан
Член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации,

информационно-коммуникационным технологиям

Армения
Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Киргизия
Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Киргизия

Департаменты ЕЭК (2016):

  • Департамент протокола и организационного обеспечения;
  • Департамент финансов;
  • Правовой департамент;
  • Департамент информационных технологий;
  • Департамент функционирования внутренних рынков;
  • Департамент управления делами;
  • Департамент развития интеграции;
  • Департамент макроэкономической политики;
  • Департамент статистики;
  • Департамент финансовой политики;
  • Департамент развития предпринимательской деятельности;
  • Департамент трудовой миграции;
  • Департамент промышленной политики;
  • Департамент агропромышленной политики;
  • Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
  • Департамент защиты внутреннего рынка;
  • Департамент торговой политики;
  • Департамент технического регулирования и аккредитации;
  • Департамент санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер;
  • Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики;
  • Департамент таможенной инфраструктуры;
  • Департамент транспорта и инфраструктуры;
  • Департамент энергетики;
  • Департамент антимонопольного регулирования;
  • Департамент конкурентной политики и политики в области государственных закупок.

Лидирующие позиции ЕАЭС

ЕАЭС – самое крупное межгосударственное образование в мире. Его территория занимает 20 млн. кв² или 15% мировой суши.

ЕАЭС является лидером по добыче нефти (включая газового конденсата) и естественного газа. В 2013 году его доля по в мировом производстве данных энергоносителей составлял 18,4% и 14,9% соответственно. Он занимает 3-е место по общему объему выработанной энергии (5,4%) и 4-е по совокупной добыче угля (4,8%).

Союз лидирует по совокупному производству калийных удобрений, по выплавке стали он занимает 5-е место, по чугуну – 3-е.

По производству сельскохозяйственной продукции ЕАЭС также занимает лидирующих позиций. Так, в 2013 году он занимал 1-е место по выращиванию подсолнечника (на зерно) и сахарной свекли, что представлял собой 24,2% и 17,6% общемирового уровня. По общему количеству выращиваемого картофеля он занимал 3-е место (11,3% от общемирового), по зерну – 4-е (9,7%), 5-е по зерновым и зерно-бобовым (4,3%) и мясной продукции (скот и птица на убой) – 3,2%, а по количеству собираемых овощей и бахчевых он занимает 7-е место (1,9%). По производству мо лока в начале 2015 года ЕАЭС занимал 3-е место (7% мирового производства) .

Доля населения ЕАЭС, имеющая доступ к сети интернет в начале 2015 года составила 59,4% населения, что представляет собой 4,4% мировых пользователей интернета.

Макроэкономическая политика ЕАЭС

Макроэкономическая устойчивость и конверегенция

Обеспечение макроэкономической устойчивости опирается на Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития, установленные статьей 63 Договора:

  • годовой дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления – не превышает 3 процентов валового внутреннего продукта;
  • долг сектора государственного управления – не превышает 50 процентов валового внутреннего продукта;
  • уровень инфляции (индекс потребительских цен) в годовом выражении (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах) – не превышает более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение.

В виду замедления темпов роста экономической активности и торговли, снижения цен на сырьевые товары в глобальном масштабе, а также санкций и контр-санкций между Российской Федерацией, США, ЕС и некоторыми другими государствами в экономике ЕАЭС в целом произошел экономический спад в 2014-2016 годах. В свою очередь, это привело к ухудшению показателей экономической устойчивости государств – членов ЕАЭС и превышению порогового значения по тому или иному показателю всеми государствами — членами в этот период. Соответственно, Комиссия с 2014 по 2016 год провела консультации со всеми государствами – членами ЕАЭС по ситуации с превышением того или иного показателя экономической устойчивости, а также разработала в 2016 году рекомендации для Кыргызской Республики (по долгу), для Республики Армения (дефицит бюджета), для Республики Казахстан и Республики Беларусь (инфляция).

Доклад: Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года

С точки зрения долгосрочного развития доклад определил три возможных сценария :

1) Инерционный (Продленный статус-кво)

2) Фрагментарный (Транзитно-сырьевой мост)

3) Максимальный (Собственный центр силы)

Потенциальные интеграционные эффекты включают:

  • Рост взаимной торговли
  • Рост ненефтегазового экспорта и сокращение доли импорта из третьих стран
  • Рост прямых иностранных инвестиций

Потенциальный эффект влияния интеграции на уровень экономического развития Союза, определяемый как разница между сценариями с текущим и максимальным уровнем интеграции («Продленный статус-кво» и «Собственный центр силы»), оценивается в пределах 210 млрд долларов США в текущих ценах, или в пределах 140 млрд долларов США по паритету покупательной способности в ценах 2012 года. Эффект от участия в Союзе к 2030 году для государств-членов оценивается до 13 процентов дополнительного прироста валового внутреннего продукта.

Наибольшим потенциалом развития в рамках Союза обладают:

  1. В сфере товаров - производство фармацевтической продукции и товаров химической промышленности.
  2. В сфере услуг - поездки (охватывают товары и услуги, приобретаемые в какой-либо стране во время ее посещения нерезидентами этой страны для собственного потребления или последующей передачи третьей стороне) и транспортные услуги.

Показатели интеграции и экономического развития ЕАЭС

Прямые инвестиции в долларах США увеличились во всех государствах – членах ЕАЭС в 2012 – 2015 гг. за исключением Республики Казахстан в 2015 году. При этом прямые инвестиции из других государств – членов увеличивались несмотря на рецессию 2015 года в ЕАЭС, а также несмотря на сокращение прямых зарубежных инвестиций в целом (за исключением Кыргызской Республики).

Несмотря на сокращение номинальных объемов в 2014-2016 гг., (которое во многом объясняется снижением глобальных цен на сырьевые товары) необходимо отметить увеличение удельного веса взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в 2015-2016 гг. Это говорит о том, что внутренняя торговля в рамках Союза в кризисных условиях оказалась более устойчивой, чем торговля Союза с третьими странами. Свой положительный эффект внесло и вступление в ЕАЭС Армянской Республики и Кыргызской Республики.

После образования Таможенного союза в 2010 году темпы экономического роста этого союза в целом были неплохими. Они значительно превышали темп роста развитых экономик мира. В 2011-2012 гг. интеграционный эффект даже позволил Таможенному союзу незначительно обойти по темпам экономического роста среднемировой уровень. Однако, падение цен на сырьевые ресурсы, снижение темпов роста международной торговли и санкции введенные между Российской Федерацией и некоторыми западными странами привели к рецессии в ЕАЭС, который пришел на смену Таможенному союзу. Сегодня перед ЕАЭС стоит задача вернуться к положительным темпам экономического роста.

Экономическая деятельность в рамках ТС и ЕАЭС положительно сказалась на всех участниках этих экономических объединений. Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности (в долларах США) в 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличился во всех государствах-членах от 15 до 27 процентов.

Сальдо счета текущих операций платежного баланса в процентах ВВП также улучшилось, однако это улучшение отражает уменьшение финансирования по капитальному счету и корректировку валютного курса в результате кризисных явлений и на данном этапе не может являться положительным показателем развития. С другой стороны, ослабление национальных валют ЕАЭС в 2014-2016 гг. может способствовать развитию экспорта.

Формы международного сотрудничества ЕАЭС

  1. Полноправное членство

Полноправными государствами-членами ЕАЭС являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.

  1. Статус государства-наблюдателя

Любое государство вправе обратиться к председателю ВЕЭС с просьбой о предоставлении ему статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. И далее Высший совет с учётом интересов развития интеграции и достижения целей Договора о ЕАЭС принимает решение о предоставлении такого статуса либо об отказе в его предоставлении. Статус наблюдателя даёт возможность уполномоченным представителям государства-наблюдателя присутствовать по приглашению на заседаниях органов Союза, получать принимаемые органами Союза документы, не являющиеся документами конфиденциального характера. При этом данный статус не даёт права участвовать в принятии решений в органах Союза. Одновременно государство-наблюдатель обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам Союза и государств-членов, объекту и целям Договора о ЕАЭС.

  1. Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании

Целью Меморандума является создание площадки для всестороннего развития торгово-экономического сотрудничества, выявление и устранение барьеров в торговле. В рамках Меморандума проводятся двусторонние консультации с привлечением экспертов, которые могут активно использовать государства-члены ЕАЭС и государства-партнеры. Первый Меморандум был подписан с Монголией в 2015 году. На данном этапе такая концепция сотрудничества реализована с Чили, Перу, Сингапуром и Камбоджей. В планах – Мексика, Куба, АТЭС, Андское сообщество наций, Африканский союз, Восточноафриканское сообщество, Бразилия, Морока, Иордания, Тайланд, Бангладеш.

  1. Торговые соглашения двух типов: зона свободной торговли (ЗСТ) и торгово-экономическое сотрудничество

Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом вступило в силу в октябре 2016 года. Лектор отметил, что на данный момент рано говорить о результатах подобного взаимодействия, но через год планируется наблюдать положительные тенденции. Совместные исследовательские группы (между ЕАЭС и соответствующей страной), изучающие целесообразность приступить к ведению переговоров о ЗСТ работают с Южной Кореей и Египтом. Переговоры о создании ЗСТ ведутся с Сингапуром, Индией и Сербией.

Другая форма торгового соглашения (торгово-экономическое сотрудничество) в виде «соглашения о не-префренциальной торговле» прорабатывается с Китаем.

Статус реализации торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами (март 2017):

Страна Создание совместной исследовательской группы Начало переговоров Соглашение о ЗСТ
Вьетнам Решение КТС 2009 г. Решение ВЕЭС от 19 декабря 2012 г. Решение ВЕЭС от 8 мая 2015 г.
Сингапур Совместное заявление от 26 октября 2016 г.
Индия Решение Совета от 28 марта 2014 г. Решение Совета ЕЭК от 30 ноября 2016 г.
Южная Корея Решение Совета от 18 октября 2015 г.
Египет Решение Совета от 15 августа 2015 г.
КНР Решение ВЕЭС о начале переговоров по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве от 8 мая 2015 г.
Сербия Решение ВЕЭС о начале переговоров от 31 мая 2016 г.

Итоги 2016 года и планы на будущее:

Дмитрий Ежов подытожил свое выступление итогами 2016 года, который был определен Президентом Казахстана Н.А, Назарбаевым как «год углубления международного сотрудничества ЕАЭС»:

Литература:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 29 мая 2014 г.
  2. Кофнер Ю. Евразийский экономический союз в глобальной экономике и перспективы его развития. Москва, 2016 г.
  3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] // http://www.eurasiancommission.org/ Дата обращения: 24.04.2017.
  4. История, логика, результаты и перспективы развития ЕАЭС. Отчет лекции ЕЭК в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] // http://сайт/archives/2273
  5. Макроэкономическая политика ЕАЭС. Отчет лекции ЕЭК в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] // http://сайт/archives/2524
  6. Сотрудничество ЕАЭС с третьими странами и международными организациями.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Понятие демографического поведения
Реформы Александра II – кратко
Аттестация процессов Срок аттестации технологического процесса в машиностроении