Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект урока по всеобщей истории «На путях ко Второй мировой войне. Основной рабочий лист группы

Конспект урока всеобщей истории в 9 классе.

Тема: Причины второй мировой войны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с причинами второй мировой войны.

Задачи урока:

  1. Воспитательная - воспитание нравственной личности; воспитание неприятия войны, жестокости, уважение к человеческой личности как к высшей ценности.
  2. Образовательная - познакомить учащихся с основными аспектами международных отношений; на основе материала урока выявить причины второй мировой войны.
  3. Развивающая - развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей; формирование навыков работы с опорным конспектом.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, учебная презентация, карточки с заданиями, карта «Европа в 1933-1939гг.»

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся на работу.
  2. Постановка целей урока.
  3. Активизация и актуализация знаний учащихся на основе изученного ранее материала.
  4. Объяснение нового материала (с привлечением учащихся), работа по составлению опорного конспекта.
  5. Закрепление пройденного материала (контрольные вопросы).
  6. Подведение итог урока (задание на дом, выставление оценок).

Урок включает в себя использование различных педагогических технологий (или их элементов):

Информационно-коммуникативной технологии (учебная презентация);

Технологии проблемного обучения;

Технологии развития критического мышления;

Классно-урочной технологии;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Представление учителя.

Вступительное слово учителя:

1 сентября 2011 года человечество отметило 72 годовщину начало второй мировой войны. Всё дальше и дальше от нас те трагические дни, те страшные военные годы. Всё меньше и меньше остаётся в живых участников и очевидцев тех событий. Современное поколение знает о войне только из книг и кинофильмов.

(Демонстрируются кадры нападения Германии на Польшу)

А может, не было войны?

И людям всё это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы.

А может, не было войны?

1Слайд «Вторая мировая»

1сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась вторая мировая война - крупнейший конфликт в истории человечества. Конфликт, который разделил 20 век на 2 эпохи. Позже люди будут говорить о своём прошлом, это было не в 20 или 30-е годы. Они будут говорить: «Это было ещё до ВОЙНЫ».

Вторая мирровая - стала переломным моментом во всей мировой истории. Это самая страшная и самая кровопролитная война.

2 Слайд « Театры боевых действий».

Во время второй мировой военные действии велись на территории 3-х континентов и водах 4 океанов (назвать). Перед вами основные театры боевых действий (комментарии к слайду).

3 Слайд «Статистика».

Великая Отечественная война, которую вёл СССР против фашистской Германии - это часть Второй мировой. Наша страна потеряла в годы войны 27 млн. человек.

Вторая мировая война - единственный конфликт в истории человечества, в ходе которого было применено ядерное оружие.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, почему началась эта страшная война, какие события привели к самому кровавому конфликту в истории.

Тема нашего урока: «Причины второй мировой войны». (Запись темы в тетрадях).

3.Актуализация и активизация знаний учащихся.

Вопросы учащимся.

1.На предыдущих уроках вы познакомились с основными событиями начала 20 века. Скажите, какие события, изученные вами ранее, оказали, на ваш взгляд, большое влияние на дальнейшую мировую историю?(Ответы учащихся. Должны выделить Первую мировую войну и мировой экономический кризис.)

2. Когда произошли эти события? (Ответы учащихся. 1913-1918гг., 1929-1933гг.)

Вы абсолютно правы, называя эти события. Они действительно стали переломными моментами мировой истории. Первым событием, которое вы назвали, является 1 мировая война.

1.Объясните, что значит мировая война? Чем она отличается от войн локальных? (Ответы учащихся. Локальные - местные, в них как правило принимают участие 2 страны, военные действия проходят на небольшой территории, в мировых войнах участвуют большинство государств мира, масштабы и охват территории значительно больше)

2. Назовите основную причину 1 мировой. (Ответы учащихся. Борьба за передел мира)

3.Как вы считаете, все ли страны были удовлетворены её результатами? (Ответы учащихся. Результатами первой мировой войны были недовольны побеждённые страны и, прежде всего, Германия.)

Действительно, 1 мировая война не только не разрешила противоречия между ведущими странами мира, а напротив ещё больше обострила их. Как вы знаете, международные отношения после 1 мировой войны регулировались на основе Версальско - Вашингтонской системы

(международные договоры, заключённые после войны ведущими странами мира).

4. Вспомните решения Версальской конференции, которые непосредственно касались главной виновницы войны-Германии. (Ответы учащихся. Германия потеряла 1/8 своих территорий, была отменена всеобщая воинская повинность, ей запрещалось иметь армию более 100 тысяч человек, подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную авиацию, тяжёлую артиллерию. Германия должна была выплатить огромные репарации (132 млрд. золотых марок). Однако, Версальский мир носили скорее унижающий Германию характер, но имели весьма слабую сдерживающую функцию. Немцам были сохранены государственное единство, промышленный, финансовый и научный потенциал, контроль над основными территориями и коммуникациями. Немцам удалось обойти ограничения союзников и создать внушительную теневую армию (под видом спортивных и оздоровительных обществ).

Германия была унижена, но не побеждена.)

Германия, которая стремилась захватить новые территории, теряет 1/8 собственных земель! Немецкие газеты писали, что немцы начали мечтать о реванше в тот же день, когда подписали перемирие.

5.Скажите, ребята, как вы понимаете слово «реванш»? (Ответы учащихся. Стремление проигравшей страны отплатить за поражение, изменить результаты войны в новом противостоянии .)

Германия была вынуждена соблюдать условия Версальского договора. ПОКА вынуждена…

А теперь остановимся на втором событии, которое вы отметили - это экономический кризис 1929-1933 гг. Экономический кризис, как мы знаем, привёл к резкому спаду производства в ведущих мировых странах, к росту безработицы, к падению уровня жизни.

6. Какие серьёзные политические изменения произошли в Европе в годы кризиса?

(Ответы учащихся. В годы кризиса, в январе 1933 года, к власти в германии пришла фашистская национал-социалистическая рабочая партия во главе с А.Гитлером. Гитлер и его единомышленники использовали национализм в качестве важнейшего средства добиться влияния на широкие слои немецкого населения. Они утверждали, что немцы представляют собой «избранную арийскую расу», которой судьба предначертала создать «новый мировой порядок». Они обещали, что все социально-экономические проблемы в стране будут решены после устранения «внутреннего врага» - коммунистов, демократов, евреев и цыган и после того как экономика страны будет поставлена под полный контроль государства. Немцам были обещаны земли (прежде всего на Востоке), которые следует отнять у «неполноценных» народов.

Из всего выше сказанного становится ясно, что к власти в Германии в 1933 году пришла партия реванша и войны.)

Придя к власти, Гитлер не только стал нарушать условия Версальского договора (отказ от выплаты контрибуций, введение всеобщей воинской повинности), но и открыто заявлять о своих притязаниях на новые территории и даже на мировое господство. Версальско- Вашингтонская система оказалась непрочной. Она не смогла предотвратить новой войны.

4. Изучение нового материала.

Для того, чтобы понять почему стала возможной эта война нам необходимо разобраться в особенностях международных отношений в 30-е годы 20 века.

По ходу нашей работы в тетрадях появится опорный конспект, который поможет вам правильно понять основные хитросплетения международных отношений в данный период.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА .

Международные отношения в 30-е годы 20 века.

Мир после 1 мировой войны был направлен на наказание побеждённых. Он не ликвидировал, а обострил противоречия. К середине 30-х гг. на международной арене обозначились 3 группы государств с различными идеалами и целями в области внешней политики.

1) Право - тоталитарные (Германия, Италия и милитаристская Япония).

2)Буржуазные демократии (США, Англия, Франция).

3)Лево-тоталитарные (СССР)

Основные направления внешней политики ведущих государств мира.

3.Концепция коллективной безопасности.

2.Умиротворение агрессора

Недовольство результатами 1 м.в.

Экономические трудности, неготовность к современной войне.

Нежелание воевать, желание избавиться от коммунизма.

Пересмотр результатов 1 м. в. Завоевание мирового господства.

Максимально отсрочить войну.

Столкновение Германии с СССР (направить агрессию на Восток)

Практические действия.

Восстановление германской армии и флота. Аншлюс Австрии1938г. Захват Чехословакии1939г..

Система международных договоров (1935-с Францией и Чехословакией)

Мюнхенский сговор.

Срыв англо-советских переговоров в 1939г.

О том, как Гитлер начал осуществление своих планов расскажет нам (опережающее задание учащемуся)

(Выступление ученика, работа с картой. Гитлер не скрывал своих захватнических планов. Фашисты считали, что все немцы должны жить в едином государстве. В марте 1938 года был проведён аншлюс (присоединение) Австрии к Германии. После этого Гитлер стал готовиться к захвату Чехословакии. В качестве предлога фашисты использовали положение в Судетской области Чехословакии, где большинство населения составляли немцы. Гитлер требовал отторжения этой области от Чехословакии и присоединения её к Германии. Чехословакия пыталась сопротивляться этим требованиям, рассчитывая на поддержку Англии и Франции. Однако, западные державы отказали Чехословакии в помощи. 29 сентября 1938 года в Мюнхене главы правительств Англии, Франции, Германии и Италии, решили судьбу Чехословакии. Согласно принятому соглашению она была обязана в десятидневный срок передать Германии Судетскую область, что составляло 1/5 её территории. Чехословацкого представителя на совещании не было. Это событие вошло в историю под названием «Мюнхенский сговор». Чехословацкое правительство вынуждено было принять германские требования.

Германия обещала Англии и Франции, что отныне все спорные вопросы будут решаться путём переговоров. Но эти обещания были грубо нарушены. В марте 1939 года Германия захватила территорию всей Чехословакии. Потребовала у Польши г.Гданьск оккупировала в Литве Клайпедскую область. )

Срыв англо-советских переговоров в 1939 году.

Вынужденная мера.

10 лет.

Раздел сфер влияния.

Через неделю после заключения этого договора началась 2 м. в.

Мы рассмотрели наиболее важные аспекты международных отношений, попытались проследить, как мир постепенно приближался к новой войне.

В начале урока была обозначена главная задача нашего урока - выяснить основные причины 2 м.в.

Давайте попробуем сформулировать ответ на главный вопрос урока и назовём основные причины войны. (Ответы учащихся.)

Запись в тетрадях.

Слайд. Причины второй мировой войны.

1.Непрочность Версальско-Вашингтонской системы.

2.Мировой экономический кризис.

3. Реваншистские устремления ряда государств.

4. Противоречия между государствами с различными политическими системами.

5. Закрепление пройденного материала.

На экран по очереди выводятся вопросы, на которые устно отвечают учащиеся.

  1. Каковы были внешнеполитические планы Гитлера?
  2. Каково содержание политики умиротворения и каковы её результаты?
  3. Почему не удалось создать систему коллективной безопасности?
  4. В чём причины советско-германского сближения в 1939 году?
  5. Перечислите основные причины второй мировой войны.
  6. Можно ли было предотвратить вторую мировую войну? (Ответ обоснуйте)

Вывод: Вторая мировая война стала итогом целенаправленной деятельности небольшой

группы государств-агрессоров, которую мировое сообщество не смогло обуздать.

6. Подведение итогов урока.

Агрессия Японии, Италии и Германии в 1931-1939гг.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

История России

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Эта война - самоубийство Европы

М. Горький

Тема предложена обучающимся 11-го класса в качестве размышления над одной из трагических страниц в истории мировой цивилизации. В историко-культурном стандарте указано: «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории». Кроме того, эта война кардинально изменила геополитическую карту Европы и ввергла европейскую цивилизацию «в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением».

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы - пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

В разделе V Историко-культурного стандарта (Россия в годы «Великих потрясений». 1914–1921 гг.) предлагается указывать место России в Первой Мировой войне, в т. ч. и смену общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается урок-размышление.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.

План урока:

  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

  • учебную карту (возможно на слайде),
  • выставку литературы по теме,
  • по желанию учителя - кинофрагменты из фильмов по Первой Мировой войне (в т. ч. заключительный фильм «Письма прапорщика Герасимова» из документального сериала «На разломе эпох»).

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

3. Проанализировать письма солдат Первой Мировой войны (рекомендуемая статья Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны»)

Вступление учителя. «Над полями носится запах серы, черного пороха, паленых тряпок, испепеленной земли. Как будто разъярились дикие звери: странное свирепое рычание, мычание, завывание, мяуканье жестоко разрывают наши барабанные перепонки, и отдаются в животе, и порой кажется, что протяжно ревет сирена погибающего парохода. Иногда даже раздается нечто похожее на возгласы, и странные изменения тона придают им человеческий звук. Кое-где поля приподнимаются и опять опускаются: от горизонта до горизонта свирепствует небывалая буря».

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

«Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных оторваны от великого дела жизни – развития производительных сил земли – посланы убивать друг друга… Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли. Эта война – самоубийство Европы!» - пишет М. Горький.

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).

Информация для учителя. Во времена активной деятельности Отто фон Бисмарка русская дипломатическая миссия во главе с А.М. Горчаковым делала все, чтобы не ввязаться в войну. Вильгельм II же, сменив своего предшественника Вильгельма I, настойчиво стремился к мировому господству. Будучи в родственных отношениях с русским императором Николаем II , Вильгельм старался оторвать его от всех возможных союзников, старался доказать, что хочет иметь с ним дружеские связи. Николай II, не рассчитывая особенно на дружбу, заявлял в конце 1913 г.: «…Я вижу ясно, что мы ненадолго сохраним мир… Что же будет, если мы опять будем не готовы к войне?..» Немецкие генералы активно готовились к войне и, например, фельдмаршал Х. Мольтке заявлял: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». А вот русский генерал А. Брусило в выполнял приказ: «Я не о себе забочусь, ничего не ищу для себя, никогда ничего не просил и не прошу, но мне горестно, что … компрометируется выигрыш войны, что весьма чревато последствиями, и жаль воинов, которые самоотверженно дерутся; да и жаль… возможности проигрыша операции, которая была хорошо продумана и выполнена, но не докончена…ни за что, ни про что…»

Вывод. «Этому отвратительному самоистреблению нет оправдания. Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет страшной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа» (М. Горький)

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

«Это не солдаты, это люди! Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала действий и убийства, но, вглядываясь в их лица, между вертикальными полосами штыков, видишь, что это простые люди» (А. Барбюс)

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

3) Как правило, литературные произведения предполагают вымысел автора и его субъективную оценку. Как сами участники событий своими «глазами и сердцем» увидели эту войну?

Информация для учителя.

«Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким в воде утопила, так я сейчас мучаюсь!»

В статье Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны» предложены выдержки из перлюстрированных военной цензурой писем. Эти свидетельства позволяют увидеть, «в каких тяжелых, порою невыносимых условиях, приходилось воевать русскому солдату из-за преступных действий, а точнее бездействия интендантов и командиров всех уровней». Отсутствие обмундирование, голод, холод, болезни и вражеские пули уносили огромное количество жизней, и бесконечное множество людей оказались просто никому не нужными: ни армии и командирам, ни государству… Но все-таки несмотря ни на что «именно простой русский солдат проявлял чудеса мужества и стойкости»!

4) Как изменилось сознание людей в ходе войны? Изменились ли понятия «храбрость», «героизм», «патриот»?

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

«Бедные ближние, бедные незнакомцы! Теперь ваш черед принести себя в жертву! Потом наступит наш. Может быть, завтра и нам придется почувствовать, как над нами раскалывается небо и под ногами разверзается земля, нас сметет дыхание урагана в тысячу раз более мощного, чем обычный ураган».

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!

План-конспект урока истории.

Тема: «Международные отношения в 1930-е годы. Начало Второй мировой войны».

Цели. I). Образовательная цель

Дать характеристику начальному периоду Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Охарактеризовать международную отношения 1930-х годов;

2. Выявить причины краха политики коллективной безопасности;

3. Выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории; развивающие: развитие умения анализировать исторические документы, способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

4. Рассмотреть Мюнхенское соглашение и пакт Молотова-Риббентроппа, ход военных действий польской кампании 1939 года;

II). Развивающая цель

Способствовать формированию самостоятельной работы учащихся (выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать с учебником); продолжить формирование умений учащихся систематизировать исторический материал в виде опорной схемы, таблицы, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать исторические документы;

III). Воспитательная цель

Способствовать формированию чувства патриотизма, чувство гордости за свою Родину; формированию духовно-нравственных качеств учащихся.

Базовый учебник: Всеобщая история, XX-начало XXI века для 9-го класса, Алексашкина Л.Н., 2012.

Тип урока : изучение нового материала, комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод самостоятельной работы.

Оборудование : учебник, карта, портреты известных личностей, раздаточный материал, пректор.

Основные понятия : политика коллективной безопасности, блицкриг, рейх, вермахт, тактика, стратегия, мобилизация, эвакуация, денонсация.

Персоналии: И.В.Сталин, А.Гитлер, Э. Рыдз-Смиглы, Молотов, Риббентропп

Ход урока

Первый этап. (Актуализация изученного ранее – опрос домашнего задания. )

Постановка проблемного вопроса:

1. Какие новые противоречия появились между странами мира по итогам Первой мировой войны? Расскажите об итогах Первой мировой войны в Европе.

(Ответ. 1 Ученик рассказывает о договоре с Германией.)

(Ответ 2 Ученик рассказывает о договоре с Австрией).

(Ответ 3 Ученик рассказывает о договоре с Турцией и Болгарией) Показать на карте территориальные изменения.

(Ответ 4. Ученик рассказывает о Лиге Наций) 1

Второй этап. (Изучение нового материала. Словесный метод). Учитель ведет рассказ о «Великой депрессии», ее влиянии на экономику и политическое развитие стран Европы. Особенно следует заострить внимание на успехах НСДАП, ее программе по разрушению основ Версальского мироустройства. Важно отметить роль Сталина, который запретил коммунистам идти на выборы вместе с социал-демократами. Таким образом, были созданы условия для прихода нацистов к власти и усиление реваншистских настроений.

Мировой кризис 1929-1933 гг., резко обостривший экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Экономическое сотрудничество свёртывалось. Это помогло Германии избавиться от обязанности выплачивать остатки репараций. Ссылаясь на тяготы кризиса, германское правительство добилось отсрочки платежей, а затем - соглашения о выкупе своих репарационных обязательств. С приходом нацистов к власти этот вопрос похоронили окончательно.

Воспользовавшись тем, что западные державы были заняты преодоле­нием последствий кризиса, в начале 1930-х годов на Дальнем Востоке перешла к активным действиям Япония. Осенью 1931 г. ее войска вторг­лись в являвшуюся частью Китая Маньчжурию. На захваченной террито­рии в марте 1932 г. было провозглашено «независимое государство» Маньчжоу-Го во главе с бывшим китайским императором Пу И, свергнутым в результате революции 1911-1913 гг. По­пытки Лиги наций приостановить япон­скую агрессию и урегулировать конфликт успеха не имели. Весной 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. Летом 1937 г. япон­ская армия оккупировала восточные про­винции Китая, началась затяжная японо-китайская война. Когда в 1932 г. наконец собралась подготавливавшаяся несколько лет международная конференция по разоружению, Германия потребовала «равенства вооружений», а затем совсем отказалась участвовать в конференции. Вслед за этим она заявила о выходе из Лиги Наций (1933). Наступило время разработки и осуществления завоевательных планов. 1 марта 1935 г . - к Германии перешёл (на основании результатов плебисцита) Саарский промышленный район. 3 октября 1935 г . - Италия без объявления войны напала на Эфиопию; санкции Лиги Наций против агрессора оказались безрезультатными. 7 марта 1936 г . - немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону. 25 октября 1936 г. - подписано соглашение между Германией и Италией (создана так называемая ось Берлин - Рим). 25 ноября 1936 г. - Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, позже к нему присоединилась Италия (ноябрь 1937 г.). 12-13 марта 1938 г. - аншлюс (присоединение) Австрии Германией. 22 сентября 1938 г. - Гитлер потребовал, чтобы Германии были переданы Судеты - пограничная область Чехословакии, где часть населения составляли немцы.

Кульминационным событием в политике «умиротворения» агрессоров стало Мюнхенское соглашение, подписанное А. Гитлером, Б. Муссолини, премьер-министром Великобритании Н. Чемберленом и главой французского правительства Э.Даладье 2 .

Третий этап. (Изучение нового материала. Работа в группах. Словесный метод ). Задача каждой группы – составить конспект параграфа по заданной теме, ответить на вопросы и рассказать одноклассникам.

Темы для групп по работе с литературой и источниками.

1). Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников 3 . (работа с учебником и фрагментами договоров с Францией и Чехословакией) . Учащиеся должны знать ответы на вопросы: Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.? В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности? Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?

После выступления группы учитель может задать дополнительные вопросы, например: Сравните предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии. В чем, по вашему мнению, принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам? Какую позицию занимала в международных отношениях Польша? Как вы думаете, почему?

2). Мюнхенское соглашение, его последствия (учащиеся работают с учебником с (116-117) 4 и источником 5 ). Каково было содержание Мюнхенского соглашения? - Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене? – Какова была реакция на подписание этого договора в мире?

После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например: Уточните, на ком лежит политическую ответственность за Мюнхенское соглашение? Была ли альтернатива?

Учитель : В марте 1939 г. независимая Чехословакия была ликвидирована: Чехия присоединена к Германии, а Словакия стала независимым государством. Вскоре, по требованию Германии, Литва передала ей порт Клайпеду (Мемель), а Италия захватила Албанию. Резкое нарастание фашистской агрессии вынудило Англию и Францию начать в июне 1939 г. переговоры с СССР о военном союзе против Германии. Они тянулись более 2-х месяцев и не привели к результатам. СССР долгое время объясняли это позицией Запада. Сейчас нередко говорится, что в этом были виноваты обе стороны, которые относились друг к другу с недоверием. В этих условиях Гитлер идет на сближение с СССР, что вызывает позитивный отклик Сталина. Избежать войны на 2 фронта при захвате Польши - главная цель дипломатии Гитлера.

3.) Советско-германские отношения 1939-1941 годы. (учащиеся работают с учебником (с 118-121) 6 и пактом Молотова-Риббентроппа 7 ). Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой? Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР? Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора? В чем вы видите плюсы и минусы этого договора? (составить таблицу).

После выступления группы, учащиеся вместе с учителем делают вывод, о том, что, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть до сих пор вызывает горячие споры и не имеет однозначной оценки. Существуют следующие оценки этого договора: 1. пакт - вынужденная мера ввиду политики Запада, он позволил выиграть время, укрепить оборону; 2. пакт - ошибка Сталина, он привел к изоляции СССР;

3. пакт - вынужденная и оправданная мера, но договор о дружбе был непростительным сближением с фашизмом, который позволил ему дальнейшую агрессию.

После выступления могут быть заданы вопросы: Как вы считаете, был ли иной выход? В отличие от участников мирового кризиса 1938-1939 гг., мы смотрим на события ретроспективно. Мы знаем, что Германия напала на Польшу, что Великобритания и Франция объявили ей войну. Мы знаем, каковы были действия СССР, прибалтийских и восточноевропейских стран, знаем, чем закончилась польская кампания. Это мешает нам воспринимать события так, как воспринимали их непосредственные участники событий. Германия напала на Польшу – однако до 1 сентября никто не мог поручиться, что это произойдет. Варшава могла согласиться на нацистский диктат, Германия могла прибегнуть не к войне, а к дипломатическому нажиму, как с Чехословакией. И после того, как война началась – кто мог поручиться, что в нее вступят Великобритания и Франция, что они не пойдут на второй, «польский Мюнхен»?

Четвертый этап. Польская кампания 1939 года. (Просмотр видеофрагментов и кадров хроники на данную тематику).

Вывод : В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику обеспечения безопасности западных границ (во многом не совпадающую с целями других держав), введя войска в восточную часть Польши и начав военные действия против Финляндии. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее. Безуспешные попытки западных демократий «стравить» Германию и СССР привели к значительному росту военно-промышленного потенциала Германии и поражению Франции. Столкновение Германии и СССР стало неизбежным.

Оценки за урок.

Домашнее задание: для закрепления материала оформить конспект, отражающий основные шаги человечества ко Второй мировой войне. Выучить основные даты и события (на следующем уроке подразумевается проведение контрольного мероприятия по международным отношениям в 1918-1941 годах). В качестве индивидуального задания (в профильном классе) можно дать доклад о катынском деле. На следующем уроке после доклада задать вопросы: «Действительно ли политика СССР отличалась миролюбием и гуманизмом? Все ли так однозначно?» Как оно влияет на современные взаимоотношения Польши и России? (это противоречит воспитательной цели урока, но дает почву для дискуссии в классе и формирует критическое отношение к источнику и/или учебнику).

1Возможен фронтальный опрос.

2Всеобщая история, XX - начало XXI века, 9 класс, Алексашкина Л.Н., 2012, - с 115.

3На базовом уровне подразумевается работа с учебником (с. 118-119), на профильном – фрагмент из книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989 – с. 107-112.

4На профильном уровне - работас фрагментом из книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989, - с. с. 151-155.

5Выдается в виде раздаточного материала.

6На профильном уровне с фрагментом книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989 – с. 274-280.

7Выдается в виде раздаточного материала.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1925

Методическая разработка:

Конспект урока по всеобщей истории

.

Учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №1925 – Ивакин М.В.

Москва 2015

Методическая разработка урока по всеобщей истории

«На путях ко Второй мировой войне» . ( 11кл.)

проблемно-диалогическая технология (как доминирующая)

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях .

*Раскрыть процесс разрушения Версальско-Вашингтонской системы и роль в этом государств- агрессоров (Германия, Италия, Япония), Франции и Англии.

*Выявить неспособность Лиги Наций в предотвращении новой войны и создании системы коллективной безопасности.

*Закрепление понятий: пацифисты, милитаристы, Антикоминтерновский пакт, Версальская система международных отношений, система коллективной безопасности.

Линия 3ЛР. Историческое мышление.

Выявить причины и последствия разрушения Версальской системы международных отношений

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность определить свою позицию по отношению к действиям политических лидеров того времени.

(1-3 линии направлены на формирование познавательных УУД 4-5 линии – личностные УУД)

Учебная проблема:

Краткий конспект урока

Этапы поиска решения учебной проблемы

Пункта плана

Факты (ранее изученные и содержащиеся в тексте §), которые можно использовать для решения проблемы

1 Война или мир?

Факты, свидетельствующие о возможности мирного развития:

1.Страшные последствия Первой мировой войны

2.Тысячи сторонников мира

3. Деятельность Лиги Наций

4. Договор об отказе от войны как способа ведения политики.

Международные противоречия, которые стали причинами Второй мировой войны:

1.Милитаристы – сторонники войн.

2.Разработка новых видов танков, самолетов, автоматов….

3.Противоречивая Версальская система.

4.Борьба колоний за независимость.

5. Агрессивные планы

2. Разрушение Версальской системы

1. Япония выходит из Лиги Наций, чтобы проводить политику «железа и крови»

2. Мечты коммунистов о мировом Союзе социалистических республик

3.Попытки СССР, Англии, Франции создать в Европе систему коллективной безопасности.

4. Политика «умиротворения» Германии

5. Захват Италией Эфиопии.

Несогласованность действий Англии, Франции и СССР и агрессивная внешняя политика фашистских стран приводит к распаду Версальской системы

3.Скрытое начало войны

Фашистские страны

1. Заключение Германией, Италией и Японией Антикоминтерновского пакта.

2. Мятеж генерала Франко в Испании. Гражданская война (военная помощь Германии и

Италии) Фашисты одержали победу.

3. Аншлюс Австрии.

4. Мюнхенское соглашение (раздел Чехословакии)

5. Италия захватывает Албанию.

7.Япония напала на Монголию.

8. Требования Гитлера отдать Германии часть Польши.

Антифашистские силы

1. Продолжение политики «умиротворения» Англией и Францией.

2. После долгого затягивания Англией и Францией создание системы коллективной безопасности,

СССР подписывает

Договор о ненападении с

Германией.

Подробный конспект

Создание проблемной ситуации.

Работа с источниками.

Что представляла собой Лига Наций? В связи, с чем она была создана?

Какую главную цель, судя по отрывку из Устава, преследовали ведущие страны мира, создавая Лигу Наций?

Предполагаемые ответы учеников (далее – « Ученики »):

Лига Наций – первая международная организация, созданная участниками Версальской мирной конференции 1919г.

Оградить мир от всякой войны или угрозы войны.

Учитель : В чём состоит суть вывода, сделанного в конце параграфа?

Ученики : Мир скатывается ко Второй мировой войне.

Формулирование проблемы

Учитель: Какой возникает проблемный вопрос, который мы должны выяснить на уроке?

Ученики : Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?

Выдвижение гипотез:

Учитель : Какие у вас есть предположения решения проблемы? Какими могли быть причины по которым не удалось предотвратить войну?

Ученики: Выдвигают гипотезы.

Актуализация знаний

Учитель : Установить главные смысловые отличия внутри каждой группы слов.

Задание выполняется письменно. Правила выполнения задания:

    Подвести каждую группу слов под общее понятие (родовое)

    Указать главные смысловые признаки (видовые)

    1. коммунизм – фашизм

Ученики :

Политический режим основанный на:

участии народа в управлении государством

сосредоточении власти в руках одного человека или узкого слоя

сферами общественной и личной жизни

Демократия

тоталитаризм

Идеология, в основе, которой лежит идея

о социалистической революции и диктатуре пролетариата как главных средствах перехода к справедливому обществу

о превосходстве «высшей расы» над другими народами. Подлежащими порабощению или уничтожению

Коммунизм

Фашизм

Учитель : Из чего складывалась Версальская система международных отношений?

Ученики:

    переход от Германии к Франции, Бельгии, Чехословакии, Польше, Дании части территории, потеря заморских колоний

    запрещение иметь Германии армию свыше 100 тыс. человек, подводные лодки, военную авиацию, тяжёлую артиллерию, танки

    запрещение Германии размещать вооружённые силы в Рейнской области

репарации с Германии

Учитель: Каким образом будем искать ответ на поставленный проблемный вопрос? Что мы должны выяснить? (составляется план урока, который учитель фиксирует на доске

Ученики при необходимой педагогической поддержки учителя:

1. В чём заключалась противоречивость международных отношений после Первой мировой войны?

2. Какие три центра силы складывались в мире в 1930-е годы?

3. Почему одному из центров (Германия, Италия, Япония) удалось разрушить Версальскую систему?

4. Почему не смогли объединиться два других центра для предотвращения войны?

Открытие нового знания

Учитель: На основе текста учебника, иллюстраций, выявим всю сложность международных отношений после Первой мировой войны.

Ученики:

    В странах Запада были как сторонники мира (пацифисты, Лига Наций), так и сторонники войн (милитаристы)

    Разработка и создание новых видов вооружения

    Противоречивость самой Версальской системы (недовольство ею Германии и другими побежденными странами, многими европейцами, оказавшимися национальными меньшинствами, народами колоний и зависимых стран).

Учитель: Какие три центра силы складываются в мире в 1930-е годы?

Ученики: 1. Западные демократии (Англия, Франция, США)

2.СССР

3.Тоталитарные диктатуры (Германия, Италия, Япония)

Учитель: Дальнейшая работа будет заключаться в развёрнутой беседе с классом по анализу текста учебника, иллюстраций презентации и карты.

Учитель: Какие очаги будущей мировой войны были созданы странами-агрессорами?

Ученики: Нападение Японии на Китай, приход фашистов к власти в Германии, перевооружение немецкой армии, нападение Италии на Эфиопию.

Учитель: При каком условии можно было остановить стран-агрессоров и сберечь Версальскую систему?

Ученики : Активное противодействие стран, входящих в Лигу Наций странам-агрессорам, создание системы коллективной безопасности.

Учитель : Почему же не была создана система коллективной безопасности, хотя были сделаны в этом направлении определённые шаги – заключены договоры между Францией и СССР, СССР и Чехословакией, часть английских и французских политиков предлагали договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии?

Ученики : Лидеры Англии и Франции надеялись направить Гитлера против СССР и мирового коммунизма, т.е. врагом №1 для них был не Гитлер, а СССР.

Сталин в 1939г. сместил наркома иностранных дел Литвинова – сторонника коллективной безопасности.

Переговоры между Англией, Францией, СССР в Москве затягивались.

23 августа 1939г. заключен Договор о ненападении между СССР и Германией.

2. Учитель: Во втором варианте логика работы учащихся такая же, как и при составлении таблицы, только эта работа проводится в устной форме при помощи вопросов учителя.

Так, можно поставить задание: По иллюстрациям (презентация) объясните смысл фразы: «В первой половине 1930-х годов возникли очаги войны на Дальнем Востоке, в Европе и в Африке». Используйте как сами иллюстрации, так и подписи к ним.

По тексту учебника по всеобщей истории и учебника «Российская история» определите, как реагировали (отнеслись) к агрессивным действиям Германии, Италии, Японии Англия, Франция, Советский Союз. Чем объяснялась занятая Англией и Францией позиция компромисса по отношению к действиям стран-агрессоров? Как меняется характер внешней политики СССР после прихода в Германии фашистов к власти?

Какую позицию в отношении этих действий стран-агрессоров в 1936 – 1938гг заняли Англия, Франция, Советский Союз?

Ученики : Чемберлен – глава правительства в Англии, Черчилль – лидер партии консерваторов.

Учитель : Какое соглашение с Гитлером имеется в виду, найдите ответ в тексте учебника в чём его суть? На карте найдите территорию Чехословакии, отторгнутую у неё Германией по Мюнхенскому соглашению.

Ученики : Мюнхенское соглашение о передаче пограничных земель Чехословакии Германии

Учитель : Объясните фразу Чемберлена, произнесённую им по возвращении его из Мюнхена: «Я привёз вам мир!» Какую позицию в отношении Мюнхенского соглашения занял Черчилль?

Ученики: Сделана последняя уступка Гитлеру, он не тронет страны Запада (Англию, Францию.

Учитель : По тексту учебника выясните, почему СССР не мог оказать помощь Чехословакии? Почему в 1939г. Англия и Франция пошли на переговоры с СССР? Ответ дайте на основе текста учебника и карты. Почему эти переговоры не дали положительных результатов?

Ученики : Германия, Италия, Япония предпринимают дальнейшие агрессивные действия (оккупация Германией всей Чехословакии, захват Италией Албании, нападение Японии на Монголию – союзника СССР).

Часть английских и французских политиков требует договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии.

Учитель : Почему Риббентроп – министр иностранных дел Германии - так торопился заключить договор с СССР, что не обратил внимания на обстрел его самолёта советскими пограничниками?

Ученики: Гитлер приготовился к войне против Польши, а Польша – союзник Англии и Франции, следовательно, в случае войны Германии с Польшей, в войну втянутся Англия, Франция. Значит, Гитлеру надо было с помощью договора с СССР обезопасить тыл на Востоке, пока будет идти война против Запада.

Применение нового знания

Учитель: Какой мы можем сделать общий вывод по проблеме, которую мы поставили? Кто является непосредственными инициаторами крушения Версальской системы и развязывания новой мировой войны?

Ученики: Германия, Италия, Япония.

Учитель: Какую роль сыграли Англия и Франция, являющиеся главными участниками Лиги Наций?

Ученики: Своей политикой компромисса, невмешательства они способствовали крушению Версальской системы.

Домашнее задание :

Начавшаяся вторая мировая война принесла много горя мирному населению Европы. Многим в первые годы войны казалось, что фашизм непобедим. О том, почему это происходило, вы прочитаете дома в параграфе, устно подготовьте ответы на вопросы к параграфу. (В зависимости от учебников, он может быть разным)

Отсчет времени второй мировой войны начался 1 сентября 1939 г. с нападением Германии на Польшу. Вслед за этим, 3 сентября 1939 г., войну Германии объявили Великобритания и Франция.

Первый этап войны, 1939-1941 гг. На первом этапе войны Германия, используя непривычные для союзников методы «блицкрига» (молниеносной войны, где роль главной ударной силы отводилась танковым и механизированным соединениям, обходящим укрепленные рубежи и громящим тылы противника), поставила под свой контроль почти всю Западную Европу. Большую роль сыграл дружественный по отношению к Германии нейтралитет СССР, который, используя войну в Европе, продвинул свои границы на запад на 250-300 км, укрепил собственную военную мощь.

Убедившись в неспособности польской армии сдержать наступление вермахта, советское руководство 17 сентября ввело войска на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины. 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией был подписан новый договор о дружбе и границе. В совместном Заявлении правительства двух стран утверждали, что с распадом Польши исчезают основания для продолжения войны Англии и Франции против Германии. Германия и СССР обязывались консультироваться о совместных мерах по обеспечению мира. Зарубежным секциям Коминтерна, включая Коммунистическую партию Франции, были даны задания - разоблачать правительства своих стран как виновников продолжения войны. Это поставило зарубежных коммунистов в крайне двусмысленное положение.

В ноябре 1939 г. СССР, под тем предлогом, что его территория подверглась обстрелу со стороны Финляндии, начал против нее военные действия. В городе Териоки было создано марионеточное правительство Финляндии во главе с одним из руководителей Коминтерна О. Куусиненом. Однако расчет на быструю победу и превращение Финляндии в зависимое государство не оправдался.

Советско-финская война затянулась, поставив СССР на грань конфликта с Великобританией и Францией. Они воздерживались от активных действий против Германии, считая их бессмысленными. В то же время военное руководство стран Запада, признавая СССР «невоюющим союзником» Германии, готовилось к войне и с ним. Началась подготовка к боевым действиям в Закавказье, намечалась посылка экспедиционного корпуса на помощь Финляндии. Это побудило СССР поспешить с заключением мира, который был подписан в марте 1940 г. Советскому Союзу удалось добиться исправления границ в свою пользу, но ему пришлось отказаться от надежд на подчинение Финляндии. Экспедиционный же корпус союзников в апреле 1940 г. был направлен в Норвегию, куда, как и в Данию, вторглись германские войска.

В мае 1940 г. началось наступление германских войск во Франции. Танковые и механизированные дивизии Германии, пройдя через территорию Бельгии и Голландии, вышли в тыл англо-французским войскам, не готовым вести мобильную войну. Крупная их группировка была прижата к морю в районе Дюнкерка и эвакуирована в Англию. Дезорганизованное французское командование утратило волю к продолжению борьбы, Париж был объявлен открытым городом и сдан без боя. Поверив в способность Германии победить, 10 июня войну Англии и Франции объявила Италия. 22 июня 1940 г. Франция капитулировала.


Поражение Франции изменило ситуацию в Европе, почти полностью оказавшейся под контролем Германии. С минимальными потерями, менее 100 тыс. человек, Германия присоединила к себе территории с населением 27 млн. человек, захватила больше трофейного вооружения, чем у нее было в начале войны. В сентябре 1940 г. был подписан Тройственный пакт - соглашение о военном союзе Германии, Японии и Италии. Вскоре к нему присоединились Венгрия, Румыния, Словакия и Болгария. Единственным воюющим ее противником оставалась Великобритания, которую в ходе «битвы за Англию» Германия пыталась сломить воздушными налетами и морской блокадой.

Молниеносный разгром Франции был неожиданным для руководства СССР, которое, исходя из опыта первой мировой войны, полагало, что война приобретет затяжной характер. В изменившихся условиях Советский Союз ускоренными темпами начал устанавливать контроль над определенной ему сферой интересов. В тот же день, когда пал Париж, 14 июня, СССР обвинил правительства стран Прибалтики в нарушении условий договоров о взаимопомощи, навязанных им в 1939 г., и добился от них согласия на размещение своих войск на их территории. Менее чем через месяц в Литве, Латвии и Эстонии, в условиях фактической оккупации, к власти пришли коммунисты. Эти государства были провозглашены Советскими республиками и приняты в состав СССР. Сразу после капитуляции Франции Советский Союз, сконцентрировав крупные силы на границе Румынии, добился передачи ему Бессарабии.

В 1940 г. советская дипломатия вновь оказалась перед сложным выбором. В ноябре 1940 г. в ходе визита министра иностранных дол СССР В.М. Молотова в Берлин ему было сделано предложение о присоединении Советского Союза к Тройственному пакту. Это предполагало, что СССР должен будет принять участие в войне с Англией, вознаградив себя возможностью экспансии в сторону «Южных морей», в направлении Ирана и Индии. Если бы эти предложения были приняты, то после поражения Англии безопасность СССР оказалась бы в зависимости от планов лидеров Германии и Японии, которые уже не раз показывали, что международные обязательства для них мало что значат. Серьезные опасения у руководства СССР вызывало включение в систему союзов Германии стран Восточной Европы и Финляндии.

Нападение Германии на СССР. История нападения Германии на СССР 22 июня 1941 г. до сих пор хранит немало загадочных страниц. Столкновение между ними было неизбежно, поскольку А. Гитлер рассматривал покорение Западной Европы как прелюдию к реализации главной своей идеи - создания «жизненного пространства» на Востоке. На совещании верхушки генералитета Германии 23 ноября 1939 г. А. Гитлер заявил о выступлении против России после того, как будет покончено с сопротивлением на Западе. Утверждение А. Гитлером плана «Барбаросса», предполагавшего молниеносный разгром СССР до завершения войны с Англией, последовало незамедлительно после отказа Советского Союза от вступления в Тройственный пакт.

Официальная версия фашистской пропаганды состояла в том, что нападение на СССР носило упреждающий характер, поскольку последний якобы готовил вторжение в Западную Европу. Эта версия не подтверждается фактами.

СССР начал активно готовиться к войне, которая считалась неизбежной, с начала 1930-х гг., при этом конкретный противник не был определен. Советская военная доктрина исходила из того, что ответом на любое нападение будет сокрушительный контрудар, в результате которого война будет перенесена на территорию агрессора. Как и у Германии, основой ударной мощи Красной Армии были крупные механизированные соединения, способные к стремительному наступлению. Большая роль отводилась политическому фактору - друзьям СССР, влияние которых сильно преувеличивалось.

В 1941 г. СССР продолжал осуществлять меры по укреплению своей военной мощи. Перевооружение армии новой техникой (в частности, танками Т-34 и KB, которые превосходили немецкие) должно было завершиться в 1942 г. В начале 1941 г. как правительства США и Великобритании, так и советская разведка предупредили И.В. Сталина о возможности нападения Германии на СССР. Эти предупреждения были восприняты с недоверием. Тем не менее, в апреле 1941 г. в СССР было призвано 800 тыс. резервистов. В мае в одном из выступлений И.В. Сталина прозвучала мысль о том, что интересам СССР не отвечает полная гегемония Германии в Европе. Если даже допустить, что лидеры Германии истолковали это как показатель намерения СССР первым атаковать страны Тройственного пакта, то это не отменяет того факта, что сама Германия начала подготовку к вторжению намного раньше. Операция таких масштабов, как «Барбаросса», требовала многомесячной подготовки и не могла быть осуществлена экспромтом.

Основной причиной выбора СССР в качестве объекта нападения в 1941 г. была убежденность германского командования в том, что, хотя боеспособность Красной Армии невелика, она может существенно возрасти в течение ближайших нескольких лет за счет переоснащения новой техникой, улучшения подготовки командного состава.

То, что для СССР агрессия со стороны Германии оказалась внезапной, относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он недооценил серьезность предостережений о готовящемся нападении, запретил принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, боясь спровоцировать немцев на нападение. Он считал, что источником слухов о войне является Англия, заинтересованная в столкновении между СССР и Германией. Он недооценивал мощь Германии, не верил в ее способность воевать на нескольких фронтах. В апреле 1941 г. Германия и Италия захватили Югославию и Грецию, в мае германские войска выбили англичан с острова Крит, шли боевые действия в Северной Африке. Лидеры СССР не могли даже представить себе, что германский генералитет считал Красную Армию настолько слабой в военном отношении, что полагал возможным уничтожить ее за три месяца.

Внезапность нападения привела к тому, что значительная часть советской авиации была уничтожена на аэродромах, управление войсками и их снабжение оказались нарушены. Но это было не единственной причиной катастрофических неудач СССР в начале войны. Армия была ослаблена репрессиями 1937-1938 гг., в ходе которых она лишилась большинства опытных командиров. Укрепления на старой границе 1939 г. были демонтированы, новые рубежи еще не были укреплены. Доктрина, предполагавшая, что вторгнувшийся противник будет разгромлен контрударом, требовала, чтобы силы прикрытия границы были развернуты в готовности к наступательным, а не оборонительным действиям. Из-за этого при внезапном нападении они понесли огромные потери. Не было учтено, что германское командование уже накопило опыт внезапных, массированных ударов, сумев летом 1940 г. застать врасплох даже воюющую с Германией Францию. Попытка контрнаступления советских войск, предпринятая в первые дни войны, облегчила немцам окружение и уничтожение основных сил Красной Армии.

Создание антигитлеровской коалиции. Агрессивная политика держав Тройственного пакта стала предпосылкой возникновения союза стран со столь разными интересами, что в иных условиях он был бы невозможен. Однако после нападения Германии и ее союзников на СССР для него, как ранее и для Великобритании, на первый план вышли интересы защиты жизни собственных граждан, сохранения независимости.

С нападением Германии на СССР премьер-министр Великобритании У. Черчилль и президент США Ф.Д. Рузвельт заявили о своей солидарности с ним.

Непосредственной угрозы территории США не возникало, тем не менее, правящие круги этой страны прекрасно понимали, что победа Германии в Европе в недалеком будущем создаст серьезную угрозу и Америке. Несмотря на сильные изоляционистские настроения в марте 1941 г., сенат США принял закон о ленд-лизе. Согласно этому закону США предоставляли помощь государствам, сопротивление которых агрессии признавалось жизненно важным для обороны самих Соединенных Штатов. Поставки по ленд-лизу подлежали оплате после войны лишь в том случае, если они не были израсходованы в военных целях. Таким образом, хотя США не спешили вступать в войну, они играли роль невоюющего союзника Великобритании.

В августе 1941 г. США и Великобритания подписали декларацию о принципах сотрудничества во время и после войны (Атлантическая хартия). В этом документе стороны принимали на себя обязательства не стремиться к территориальным или другим приобретениям, уважать право народов избирать себе форму правления, стремиться к восстановлению суверенных прав тех народов, которые были лишены их насильственным путем. Они выразили свою приверженность принципам равного доступа всех стран к торговле и мировым сырьевым источникам, обеспечения народам высокого уровня жизни, экономического развития и социальной обеспеченности, прочного мира. В сентябре 1941 г. СССР принял основные принципы Атлантической хартии, в ноябре на него был распространен закон о ленд-лизе.

Вступление в войну США и окончательное оформление антигитлеровской коалиции ускорила развязанная Японией война на Тихом океане.

После заключения советско-германского договора о ненападении (1939) Япония пошла на урегулирование конфликта с СССР и Монголией, продолжала войну с Китаем и выжидала развития событий в Европе. С поражением Франции Япония поставила под свой контроль бывшую французскую колонию Индокитай. Затруднительное положение Англии побудило правящие круги Японии, претендующей на господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сделать выбор в пользу экспансии в южном направлении. В итоге этого выбора в апреле 1941 г. Япония подписала с Советским Союзом договор о нейтралитете. Хотя у руководства СССР не было уверенности в том, что этот договор будет соблюдаться, все же отчасти он обеспечил безопасность Дальнего Востока.

7 декабря 1941 г. японский флот атаковал Пёрл-Харбор, основную базу флота США в Тихом океане, потопив или повредив большую часть крупных судов. Одновременно были атакованы английские колонии в Азии. В войну оказались вовлечены все крупные державы мира.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«Польша снова подверглась вторжению тех самых двух великих держав, которые держали ее в рабстве на протяжении 150 лет, но не могли подавить дух польского народа. Героическая оборона Варшавы показывает, что душа Польши бессмертна <...> Россия проводит холодную политику собственных интересов. Мы бы предпочли, чтобы русские армии стояли на своих нынешних позициях как друзья и союзники Польши, а не как захватчики. Но для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на этой линии <...> Я не могу вам предсказать, каковы будут действия России. Это такая загадка, которую чрезвычайно трудно разгадать, однако ключ к ней имеется. Этим ключом являются национальные интересы России. Учитывая соображения безопасности, Россия не может быть заинтересована в том, чтобы Германия обосновалась на берегах Черного моря или чтобы она оккупировала Балканские страны и покорила славянские народы Юго-Восточной Европы. Это противоречило бы исторически сложившимся жизненным интересам России».

«Статья 1. Япония признает и уважает руководство Германии и Италии в деле создания нового порядка в Европе. Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководство Японии в деле создания нового порядка в великом восточно-азиатском пространстве.

Статья 3. Германия, Италия и Япония согласны сотрудничать на указанной выше основе. Они берут на себя обязательство поддерживать друг друга всеми политическими, хозяйственными и военными средствами, в случае если одна из трех Договаривающихся Сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в китайско-японском конфликте.

Статья 4. Для осуществления данного пакта немедленно будут созданы общие технические комиссии, члены которых будут назначены правительствами Германии, Италии и Японии. Статья 5. Германия, Италия и Япония заявляют, что данное соглашение никоим образом не затрагивает политического статуса, существующего в настоящее время между каждым из трех участников соглашения и Советским Союзом».

«Президент Соединенных Штатов Америки и премьер-министр Черчилль, представляющий правительство его величества в Соединенном Королевстве, после совместного обсуждения сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран - принципы, на которых они основывают свои надежды на лучшее будущее для мира:

1) их страны не стремятся к территориальным или другим приобретениям;

2) они не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов;

3) они уважают право всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить; они стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем;

4) соблюдая должным образом свои существующие обязательства, они будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все страны, великие или малые, победители или побежденные, имели бы доступ на равных основаниях к торговле и к мировым сырьевым источникам, необходимым для экономического процветания этих стран;

5) они стремятся добиться полного сотрудничества между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех более высокий уровень жизни, экономическое развитие и социальное обеспечение;

6) после окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира, который даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды;

7) такой мир должен предоставить всем возможность свободно, без всяких препятствий плавать по морям и океанам;

8) они считают, что все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы. Поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями, они считают, что впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности такие страны должны быть разоружены. Они будут также помогать и поощрять все другие осуществимые мероприятия, которые облегчат миролюбивым народам избавление от бремени вооружения».

«Теперь является важным, чтобы мы не раскрывали своих целеус-тановок перед всем миром. Это к тому же совсем не нужно. Главное, чтобы мы сами знали, чего мы хотим <...>

В основном, дело сводится к тому, чтобы освоить огромный пирог, с тем, чтобы мы, во-первых, овладели им, во-вторых, управляли и, в-третьих, эксплуатировали <...> Самое основное:

создание военной державы западнее Урала не может снова стать на повестку дня, хотя бы нам для этого пришлось воевать сто лет. Все последователи фюрера должны знать: империя лишь тогда будет в безопасности, если западнее Урала не будет существовать чужого войска. Защиту этого пространства от всяких возможных опасностей берет на себя Германия. Железным законом должно быть: «Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев».

«Было бы хорошо, если бы все понимали, что означает тот факт, что мы, 83 миллиона немцев <...> должны справиться с 200 миллионами русских <...>

Надо учиться у англичан не на теории, а на практике, учиться тому, как они обращались с индусами. Мы должны вообще научиться тому, чтобы один человек германского происхождения был в состоянии без всякой помощи владычествовать над областью со 100 тысячами людей. Из этих 100 тысяч работоспособных будет, наверное, тысяч 50. В их распоряжении будут камни, дерево, солома, зерно, скот. Пусть они строят себе из этого свой собственный рай, но господствовать должен немец <...> В течение 20 лет мы должны германизировать и заселить Белоруссию, Эстонию, Латвию, Литву, Ингерманландию и Крым».

Из доклада рейхсфюреру СС «К вопросу о будущем обращении с русским населением», 27 апреля 1942 г.:

«А) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие <...> Русскому горьковского генерального комиссариата должно быть привито чувство, что он чем-то отличается от русского из тульского генерального комиссариата. Нет сомнения в том, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей является одним из средств борьбы с усилением русского народа.

Б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «А», является ослабление русского народа в расовом отношении <...>

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве <...> В) Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым районам Кавказа, а в будущем, частично, и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, что место русских займут со временем украинцы. Для того чтобы избежать в восточных областях нежелательного для нас увеличения численности населения, настоятельно необходимо <...> сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т.п., мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить об опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей, и т.п. Наряду с этим должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Необходимо наладить широкое производство этих средств. Распространение этих средств и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться <...> Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Следует сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям. Наряду с проведением этих мероприятий в области здравоохранения не должно чиниться никаких препятствий разводам. Не должна оказываться помощь внебрачным детям. Не следует допускать каких-либо налоговых привилегий для многодетных, не оказывать им денежной помощи в виде надбавок к зарплате».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие основные события характеризуют первый этап второй мировой войны 1939-1941 гг.? Определите в них место и роль СССР.

2. В чем состоял трагизм ситуации 1941 г.? Каковы были причины неудач СССР в первые месяцы его участия в войне?

3. Как складывалась антигитлеровская коалиция? Как определяли свои цели в войне государства антигитлеровской коалиции и страны Тройственного пакта?

4. Какое будущее готовил фашизм народам СССР? Охарактеризуйте программу «освоения» его территории Германией.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как считать прибыль формула
Роялти по лицензионным договорам
Есть способ спрогнозировать поступление денежных средств на ближайший месяц