Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Параграф 23 национальная политика александра 2. Национальная политика Александра II

Вопрос 1. Каковы были основная цель и направления внешней политики России в царствование Александра II?

Ответ. Главными целями были преодоление международной изоляции после Крымской войны и внешнеполитическое спокойствие для проведения внутриполитический реформ, для чего необходим был мир. Основные направления:

1) взаимоотношения с европейскими державами;

2) взаимоотношения с Османской империей;

3) присоединение Средней Азии к России;

4) дальневосточная политика.

Вопрос 2. Дайте характеристику европейской политики России. Каковы были главные достижения России на этом направлении?

Ответ. Глава внешнеполитического ведомства России Александр Михайлович Горчаков (кстати, однокашник А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею) использовал противоречия между европейскими державами, каковых тогда было множество, для усиления позиций России на международной арене. Со временем также оказалось, что у России с некоторыми европейскими государствами также есть общие интересы. В результате было достигнуто следующее:

1) удалось преодолеть международную изоляцию России;

2) было согласовано совместное подавление польского восстания 1863-1864 годов;

3) улучшились отношения с Францией, а после их нового ухудшения – с Австрией;

4) удалось воссоздать Черноморский военный флот без противодействия Европы;

5) после объединения Германии удалось наладить дальнейшее сближение России и с Австрией, и с Германией.

Вопрос 3. Расскажите о политике России в Средней Азии. Можно ли считать, что Россия проводила в этом районе колониальную политику?

Ответ. Большая часть Средней Азии была завоевана, лишь некоторые народы (например, казахи), перешли под власть России добровольно. Завоевания проводились обычно малыми силами, большое значение в которых играли казаки. Россия захватила государства, которые находились на значительно более низкой ступени развития, при этом стала контролировать обширные новые земли. Это вполне можно назвать колониальным захватом.

Вопрос 4. Как развивались взаимоотношения России с Китаем и Японией?

Ответ. Россия подписала с этими государствами несколько договоров, которые окончательно определяли границы между ними. В то время и Китай, и Япония пытались идти по пути модернизации, правда с разными результатами. При этом сильнейшие страны мира, включая Россию, считали их отсталыми и готовили колониальные захваты на их территории.

Вопрос 5. В чем состояли особенности присоединения дальневосточных территорий?

Ответ. Эти земли были присоединены мирным путём, через подписание договоров с Китаем и Японией. Обоснованием для присоединения к России некоторых из них, например, Приамурья, были уже проникшие туда русские переселенцы. Некоторые территории в течении некоторого времени являлись совместным владением двух государств.

Национальный вопрос этой эпохи стоял очень остро не только в России, но и в Европе. В это время были совершены революции в Греции, Хорватии и в других регионах. Общая волна либеральных идей и революций не могла не затронуть Россию, которая была многонациональной страной, и многие народы которой тайно или явно мечтали о самостоятельности. Поэтому национальная политика Александра 1 строилась таким образом, чтобы давать народам, особенно проживающим на окраинах, такое количество свобод и прав, которые бы соответствовали и их интересам и интересам России.

Положение в Финляндии

Национальные европейские революции 40-х годов 19 века побуждали Российскую Империю искать особые пути управления своими окраинами. Наиболее ярко это выразилось в национальной политике Александра 2 в Финляндии. Этот император продолжил политику Николая 1 и Александра 1, которые наделили этот регион обширной автономией. При Александре 2 активно начал работать финский сейм, который при Николае 1 созывался всего несколько раз. Для решения национальных проблем в данном регионе, император наделил Финляндию широкими правами и полномочиями:

  1. Великое княжество финляндское получило право иметь собственную армию. Случилось это в 1878 году с созданием финских стрелковых батальонов.
  2. Армия финляндского княжества состояла исключительно из местных жителей. Она подчинялась местному генерал-губернатору, имела собственный устав, и фактически была самостоятельной единицей, несильно подконтрольной Российской империи.
  3. Княжеству позволялось вести независимую политику в области образования. Во всех учебных заведениях обучение велось на финском языке.
  4. В 60-х годах XIX века в Финляндии были введены собственные деньги.
  5. В княжестве создавалась собственная таможня, которая контролировала не только грузы, направляемые за границу и получаемые оттуда товары, но и пересечение финской границы с Российской Империей.

Александр Второй дал Финляндии огромную самостоятельность. Если раньше можно было говорить о том, что автономия имела только ряд привилегий, то сейчас Финляндия была полноценным государством в государстве. Она никак не зависело от Петербурга и могла отлично существовать самостоятельно.

Польские земли

Национальная политика России этого периода в Польском царстве заключалась в усиление контроля над регионом. Если в Финляндии расширялись права автономии, то в Польше, наоборот, шло ужесточение центральной власти. Это связано не с отсутствием последовательности в руководстве страны, а с очень сильными националистическими идеями поляков. Ещё при Александре 1 они высказывали недовольство очень либеральной для своего времени Конституцией, которую император даровал этому региону, а при Николае 1 случилась первая польская революция. При Александре 2 прошла вторая польская революция.

События в Европе, когда в целом ряде государств произошли революции, нашли отражение во взглядах Польши. Местное дворянство по-прежнему вынашивало идею создания независимой Речи Посполитой. В это время всю элиту и всё население Польши можно было разделить на два больших лагеря:

  • Правые. Боролись за полную отмену крепостного права и полную независимость Польши. Эти люди были с чем-то схожи с большевиками, уверенными, что независимость страны можно получить только за счёт революции и террора.
  • Левые. Боролись за отмену крепостничества и за предоставление региону автономии в составе России.

В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание. Его поддержали и Правые и Левые, но Правые очень быстро объявили себя Временным правительством, объявили о полной свободе крестьян и о свободе Польши. Это был очень тонкий ход, поскольку они не просто освободили крестьян, а сделали их собственниками своих земельных участков. Это делалось для того, чтобы крестьяне встали на сторону Революции и поддержали польское дворянство в борьбе с Россией . Нужного эффекта это не привело, поскольку Александра 2 сработал на опережение. Он признал все положение, изданные в Польском царстве. Он признал крестьян свободными и наделил их земельными участками. В результате крестьяне в Революцию не были вовлечены, а дворянство без поддержки населения очень быстро проиграло. Революция была подавлена в 1864 году.

Польское восстание оказало огромное влияние на политику Империи не только в польских землях, но и во всех центральных районах страны. Понимая, что националистические идеи Польши очень сильные, Александр 1 после подавления восстания ещё больше урезал самостоятельность этого региона:

  1. Теперь на все ключевые посты в управлении Польшей назначались русские.
  2. Польское царство было официально отменено. Вместо него появился другой административный термин Привислинский край .
  3. Церковь оставалась католической, но назначались в эти церкви для служения русские священники.
  4. Польское дворянство было лишено всех привилегий, свойственных дворянам из других губерний Российской Империи.
  5. Польскому населению было полностью запрещено покупать или даже арендовать земли в других губерниях.

Западные губернии

Основные центры западных губерний Российской Империи эпохи правления Александра 2:

  • Киевский.
  • Белорусский.

Оба региона были пограничными, в результате чего здесь принимались особенные законы и особенные положения. Начнем с того, что крепостное право здесь было полностью отменено в 1863 году. Политика власти в отношении данного региона в 1860-70 годы имела следующие особенности: правительство старалось создать максимально комфортные условия для жизни простого населения, чтобы исключить здесь польский сценарий с революцией. Для этого было отменено было отменено крепостное право, крестьяне были наделены землей, барщина и оброк по-прежнему сохранялись, но величина их была снижена на 20%. Другими словами, здесь также как и в Финляндии шло расширение прав местного населения. Но если Финляндия воспринимала это как способ развития собственного государства, то Западные губернии, особенно украинские, использовали это исключительно для поднятия национальных и националистических движений.

Уже в 1860 году в Украине начинается нелегальное издание националистических книг и журналов на украинском языке. Это были откровенно националистические вещи, которые призывали бороться за независимость, за отмену русского языка и за отчуждение от России. Здесь важно отметить, что националистические идеи Украины возникли не из-за политики Александра 2. Это процессы, которые складывались десятилетиями и столетиями. Достаточно сказать, что еще в период Северной войны, немалая часть украинцев воевало на стороне шведов против России.

Еврейский вопрос

Либеральная политика в национальных вопросах, проводимая Александром 2, затронула и еврейскую проблематику. Правительство изменило свою политику в отношении к евреям и предприняло новую попытку приобщение их к русской культуре и к русскому языку. Были предприняты попытки ввести для еврейского населения русский язык, русскую культуру, русские традиции и обычаи. В массе своей результата это не дало, лишь незначительная часть молодежи откликнулась на эти идеи.

Начиная с 1860 года был принят закон о проживания евреев вне черт оседлости. Теперь купцы 1 гильдии с еврейским происхождением получали право жить где угодно. Аналогичную привилегию получили ученые с присвоенной ученой степенью, а также некоторые ремесленники. Большие послабления для евреев были сделаны в плане проживания в Польше. В этом регионе они могли селиться где угодно.


Вместе с политикой определенных послаблений, шла и политика ограничений:

  • Евреям был запрещен доступ в органы управления в качестве чиновников.
  • Начиная с 1873 года евреям был ограничен доступ в Высшие образовательные учреждения.
  • Еврейские школы, созданный в 1844 году, были закрыты.

Кавказ

Изучая кавказскую политику России в плане национальных отношений, следует понимать, что в этот момент шла Кавказская война. Россия на десятилетия застряла в кровавых сражениях с горными народами за право присоединить их территории к Российской империи. Национальная политика здесь была сформулирована военным министром Милютиным, который заявил, что несмотря на то, что Россия хочет присоединить себе эти регионы, необходимо сохранить интересы горных народов в плане их религиозных верований, традиций и обычаев . Поэтому Даже несмотря на то, что Кавказскую войну выиграла Россия, горные народы сохранили свою самобытность.

Национальная политика России на Кавказе распространялось только на те регионы, которые удавалось отвоевать. Здесь сразу же строились крепости, а также частично происходило переселение народов из других областей.


Во многих учебниках говорится, что на кавказских приграничных землях при Александре 2 были созданы казачьи войска, чтобы поддержать порядок, а также разбавить местное население. Это является верным утверждением, но нужно отметить, что кавказские войска здесь были основаны еще в 1832 году. При Александре 2 произошло разделение казачества на Кубанское и Терское, которые располагались в регионе Кавказа. Сложность в управлении кавказскими народами и землями, на которых эти народы обитали, заключалась в том, что здесь проживало огромное количество различных народностей, которые каждый по-своему и вместе оказывали сопротивление. Если на войне с другим государствам достаточно захватить его столицу, чтобы одержать победу, то для победы на Кавказе, требовалось полностью захватить каждый народ, здесь проживающий. Борьба шла за каждый аул. Поэтому здесь и была предпринята попытка ведения политики, когда на освобожденных землях появляются другие народы, которые должны своей культурой, традициями и обычаями разбавить местное население.

По словам вождя мировой революции В. И. Ленина, во время правления Александра II Российская империя превратилась в «тюрьму народов». Ленину было свойственно преувеличивать действительность, особенно в вопросах касающихся монархической системы.

Национальная политика Александра II была весьма двойственной, в первую очередь это объясняется тем, что государство населяли представители множеств народностей и этносов, имеющих резкие отличия в культурном, духовном и общественном развитии.

Главным стержнем национальной политики Александра II была либеральная унификация национальных окраин, которая сопровождалась русификацией и обращением вправославие. Стоит отметить, что в отличие от своих предшественников, Александр II запрещал внедрять православие в насильственной форме, скорее это носило рекомендативный характер.

Польский вопрос

После многочисленных восстаний 1863-1864гг против русской короны в Польше, Александр II вынужден был продолжить реакционную политику своего отца: польские чиновники смещались со своих должностей, на их место приходили доверенные лица императора. Делопроизводство, учебный процесс, юриспруденция с 1865 года были переведены на русский язык.

Главным идейным противником Александра II была польская шляхта, поэтому первый удар император нанес именно по ее ней: в 1964 года в Польше была проведена аграрная реформа, в результате которой польская элита лишилась половины своих владений и крепостных. Даже название государства - «Польша» - было выведено из оборота и заменялось «Привислинским краем».

Народы Кавказа и Средней Азии

Если в противостоянии с польским национализмом император не чуждался жестких методов борьбы, то отношение к народностям Средней Азии и Кавказа было кардинально противоположным. Во времена правления Александра II строго запрещалось ущемлять в национальных правах эти народы.

Культурные и национальные традиции в этих регионах активно поощрялись царской властью. Местная элита смогла сохранить за собой все должностные места, не проводились также репрессии против мусульманского духовенства. Верующие, исповедовавшие ислам, не только не поддавались обращению в христианство, но и получали существенные скидки в налогообложении за сохранение своих национальных традиций и верований.

Подобный либерализм был основан на необходимости предотвращения новых военных конфликтов с этими народами, в частности жителей Северного Кавказа.

Решение еврейского вопроса

После довольно жестких ограничений еврейского населения, которые был предпринятые в первой половине 19 века, в период царствования Александра II народ был уравнен в правах и свободах с русским населением. В результате политики, направленной на ассимиляцию иудеев, представители этого народа начали массово покидать маленькие города и переселятся в села, все чаще они вступали в смешанные браки с русскими, а также активно вливались в торговые отношения.

Евреи получали беспрецедентное право частного владения землей и торговли алкогольными напитками. Конец национального либерализма в Российской империи наступил сразу после смерти Александра II. Его сын, Александр III, в знак мести за смерть отца отменил все национальные прерогативы, которыми одарил народы император.

1. Объясните понятие «национальная политика».
2. Соотнесите:
1.
2.
3.
4.
5.
Финляндия
Польша
Кавказ
Украина
Евреи
a. Отмена конституции 1815 г.,
закрытие ряда университетов;
b. Открытие университета,
возникновение КириллоМефодиева общества;
c. Введение рекрутской
повинности;
d. Война за покорение;
e. Действует конституция,
учреждена должность статссекретаря – представитель
территории в России;
3. Чем могли быть недовольны представители разных
народов?

Прочтите параграф 20 и заполните таблицу.

Как вы считаете, какую цель преследовал Александр II в своей национальной политике?

Ответьте письменно на вопрос: «Почему отличалась правительственная политика в Польше и Финляндии?»

Домашнее задание.

Выучить национальную политику
императоров в отношении разных
регионов.

Современная национальная политика.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «национализм»?

Прочтите текст и ответьте на вопросы.

1. Какой элемент дореволюционной
национальной политики мы могли бы
заимствовать?
2. Что было ошибочным в
послереволюционной национальной
политике?
3. Вопрос в тексте.
4. Как вы понимаете слова «Политика
дружбы…» (выделенный фрагмент)?

Составьте синквейн.

1.
2.
3.
4.
5.
Националисты.
2 прилагательных.
3 глагола.
Фраза.
1 существительное или наречие.

1. Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут когонибудь, кто их обидит.
Вольфрам Вейднер
2. Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается
за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Шопенгауэр.
3. Почитание своего общества есть рефлекс самопочитания.
Герберт Спенсер
4. Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского
настроения.
В.И. Ленин
5. Национализм.. самое тяжелое из несчастий человеческого рода.
Порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к
той части своего собственного народа, которая не разделяет
националистических взглядов.
Д.С.Лихачёв

Домашнее задание.

Напишите эссе на одну из тем:
1. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о
том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Конфуций.
2. Я научу тебя, как всем прийтись по нраву: Улыбки
расточай налево и направо. Евреев, мусульман и
христиан хвали - и добрую себе приобретешь ты славу.
Омар Хайям.
3. Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе
подобным.
Гельвеций К.
4. Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе
живет.
Саади.

Слайд 2

План урока.

  1. Польское восстание;
  2. Финская автономия;
  3. Украина и Белоруссия;
  4. Еврейский вопрос;
  5. "Культурническая русификация".
  • Слайд 3

    Задание на урок.

    Докажите,что национальная политика самодержавия носила противоречивый характер?

    Слайд 4

    Польское восстание.

    Буржуазные реформы не затронули окраины страны. Острая ситуация сложилась в Польше, где стали возникать тайные общества. «Красные» выступали за реформы, «Белые» - против. И те,и другие хотели Восстановить Польшу в границах 1772 г. В 1862 г. наместником стал Константин Николаевич, а управление возглавил маркиз Великовский, сторонник Конституции 1815 г.
    Польские повстанцы.

    Слайд 5

    Борясь с антирусскими на строениями он закрыл Земледельческое общество и призвал в армию революционную молодежь. В ответ вспыхнуло восстание.
    Национальный Комитет дал крестьянам землю, но,русские направили в Польшу войска и «белые» сделали руководителем ген. Лянгевича.
    Подавлением мятежа руководил ген. Муравьев, расстреливавший восставших несмотря на протесты Англии.
    Муравьев-вешатель.

    Слайд 6

    В сен. 1863г. восстание возглавили «красные». Но Александр II поручил провести в Польше аграрную реформу и крестьяне отвернулись от повстанцев.
    После подавления восстания остатки автономии были ликвидированы а Королевство Польское переименовано в Привислинский Край, где началась про водиться насильственная русификация населения.
    Подавление восстания.

    Слайд 7

    Финская автономия.

    Опасаясь повторения в Финляндии «польского» варианта, власти в 1863 г. созвали финский сейм не собиравшийся более 30 лет.
    Был ликвидирован церковный контроль над образованием, введено обучение на финском языке. Создавались финские воинские части в составе русской армии, появилась своя денежная система и таможня даже на границе с Россией.
    Финский герб.

    Слайд 8

    Украина и Белоруссия.

    В 60-е гг. начался ромт национального самосознания украинцев и белоруссов. Правительство считало эти территории «исконными землями» и отказывало местным народам даже в культурной самостоятельности. В 1860-е гг. на Украине возникают просветительские организации-громады. В ответ правительство запретило печатать книги на украинском языке. Лидеров киевской «Старой громады» уволили из Киевского университета.
    Памятник Владимиру-Крестителю на берегу Днепра.

    Слайд 9

    После восстания в Польше были ограничены права католиков в Белоруссии, где разгорелся конфликт православной и католической церквей утверждавшими, что белорусы - это часть русского, или польского народов.
    Но среди интеллигенции возникла уверенность в самостоятельности белорусского народа. Вскоре стали появляться книги на белорусском языке.
    Киево-Печерская лавра.

    Слайд 10

    Еврейский вопрос.

    Изменения произошли и в еврейском вопросе. Если раньше проводилась политика христианизации, то теперь был взят курс на «просвещение».
    Части еврейского населения разрешили проживать вне черты оседлости. Вскоре появилась прослойка еврейской буржуазии и интеллигенции. Но в 70-е г еврейские школы стали закрываться, и был ограничен доступ евреев в городские думы.
    В еврейской школе. (фото к.19 в.)

    Слайд 11

    «Культурническая русификация».

    Насильственная христианизация народов Поволжья показала свою несостоятельность. Многие новокрещенцы возвращались к старой вере. Тогда Александр II взял курс на приобщение поволжских народов к русской культуре. Это привело к формированию местной интеллигенции. Каюм Насыри заложил основы татарского литературного языка и открыл 1-ю татарскую школу. В 1869 г. И.Яковлев основал Чувашскую учительскую школу.
    Развалины Булгара.

    Слайд 12

    Формирование национальных культур шло на основе тесного взаимовлияния с русской культурой. Университет в Казани был одним из цент ров русской науки. Здесь учились А.Бутлеров, Л.Толстой, М.Балакирев и др. Сходные процессы проходили и в др. районах. Была создана алтайская письменность. В Петербурге возникли центры по изучению армянской и грузинской культур. Но было отменено освобождение от армии.
    Казанский Кремль.

    Посмотреть все слайды

  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Информационный портал по безопасности
    Noize MC:
    Ёлка - Вот это, да! (NEW). Кто сказал, что ёлка и кошка - это несовместимо? Елка кто сказал