Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Философия шеллинга основные идеи. Философия фридриха шеллинга

Введение

Понятие «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и в философии употребляется в трёх значениях (широком, узком, специальном), каждое из которых, даже если оно непосредственно и не оговаривается, обычно вытекает из контекста. Так, употребляя данное понятие в широком смысле, им обозначают всё сущее, весь мир во всём его многообразии форм. Другой, более узкий контекст понимания природы стал складываться с прошлого столетия в результате подходов к осмыслению проблем возникновения жизни на Земле, а также в связи с осознанием человеком своего особого положения в окружающем его мире. В этом смысле термин «природа» сузился до вполне определённого объёма и стал охватывать лишь ту часть объективной реальности, которая в 1802 г. Французским учёным Ж. Ламарком предшественником Ч.Дарвина была названа биосферой, т.е. «областью жизни» . Наконец, специфический (специальный) контекст употребление термина «природа» состоит в том, что в философии зачастую возникает необходимость выявить суть, основное содержание того или иного предмета, тела, существа и т.п. Понятие «природа» здесь имеет вполне конкретное значение, раскрывающее корни, фундаментальные начала того, о чём идёт речь. Речь идёт о природе данного объекта или явления в том смысле, что устанавливается его сущность, а также связь с остальной объективной реальностью - природой в широком смысле слова.

Философское учение о природе, которое существовало с древнейших времён вплоть до ХIХ в. Называется натурфилософией. Натурфилософия не опирается на строгие естественнонаучные знания . Натурфилософия смотрит на мир исходя из природы.

В своей работе я рассматриваю натурфилософию Шеллинга. И сегодня наследие Шеллинга сохраняет свою актуальность. Ведь его идеи обращены к человеку: будь един со своей природой, как окружающей тебя, так и внутренне тебе присущей.

Я исследовала три главные для меня поставленные задачи: Что такое природа в понимании Шеллинга? Какие идеи и принципы закладывает Шеллинг в свою философию природы? И какое влияние оказали концепции Шеллинга на естествознание ХIХ в.?

Немного из биографии Ф.В.Й. Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг представитель классического немецкого идеализма, известен в истории как 23-летний профессор, обратившийся в начале своего творческого пути к изучению природы. Учителями в философии были для Шеллинга Кант и Фихте.

Шеллинг родился 27 января 1775 года в вюртембергском городке Леонберге. В шесть лет Фридрих пошел в начальную школу, в восемь приступил к изучению древних языков. Еще через два года его отдали в латинскую школу в Нюртенгене. В пятнадцать лет, то есть на три года раньше, чем допускалось законом, Шеллинг благодаря ходатайству отца был принят в Тюбингенский теологический университет. В студенческие годы он подружился с Гегелем и поэтом Гельдерлином. Их сближение началось на почве политического свободомыслия. В 1795 году Шеллинг оканчивает университет. Ему предстояло разделить участь всех классиков немецкого идеализма - побывать в роли домашнего учителя в период между академическим обучением и академическим преподаванием.

В 1797 году на молодого Шеллинга как на проводника идей своего "Наукоучения" обратил внимание Фихте, который уже разрабатывал новую систему, философию природы. Тогда же появилась работа Шеллинга "Идеи к философии природы", а еще через год вышло получившее горячее одобрение Гёте исследование "О мировой душе. Гипотеза высшей физики для объяснения всеобщего организма". При содействии Фихте и Гёте Шеллинг получает в 1798 году должность экстраординарного профессора в Иене.

Любопытна и романтична его личная жизнь. Из неё - лишь об одном: о любви к умной талантливой женщине. Он полюбил жену А.В. Шлегеля - Каролину, которая, в свою очередь, влюбилась в Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь била ключом. Каролина выслушивала и обсуждала с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, вела переписку. Это было лучезарное горение творческого содружества двух страстно любящих сердец. Всё шло блестяще… И вдруг Каролина заболевает, и вскоре её не стало. Это коренным образом изменило жизнь и творчество Шеллинга. Он долго молчал… Потом погрузился в религиозную жизнь .

После ухода из жизни Каролины Шеллинг уверовал в бессмертие и при этом сохранил свою оппозицию идеализму. Помимо литературной работы, помимо чтений, он находит успокоение в переписке с Паулиной Готтер, дочерью близкой подруги Каролины. Она называла его жену второй матерью.

Довольно долго они переписывались, прежде чем Шеллинг назначает ей свидание. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она выходит за него замуж.

В мае 1827 года его назначают генеральным хранителем научных коллекций. В августе - президентом Академии наук.

В феврале 1853 года Шеллинга мучают старческие недомогания, силы катастрофически убывают. Он решает подвести итог, составить духовное, философское завещание. Это перечень рукописей и распоряжения относительно их судьбы.

Он обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Там его похоронили. Там стоит ему памятник с надписью: "Первому мыслителю Германии".

1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) – единственный в истории философии случай ребенка-вундеркинда, защитившим в 16 лет магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. Шеллинг учился в Тюбингене и Лейпциге, 1798 был назначен, при содействии Фихте и Гёте, экстраординарным профессором философии в Иене, где примкнул к романтикам Фр. и А. В. Шлегелю , на жене которого - Каролине - впоследствии женился. Шеллинг был генеральным секретарем королевской академии образовательных искусств, читал лекции в Эрлангене, в Мюнхен и Берлине был профессором университета. В Рагаце, где Шеллинг умер, король Максимилиан II Баварский поставил ему в 1856 г. памятник.

2.Шеллинг был видным представителем объективного идеализма, другом, а затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

натурфилософию;

Практическую философию;

Иррационализм.

3. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:

Прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания

человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);

природа есть "абсолютное" - первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;

Природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;

Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;

природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);

движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

4.Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории.

Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" - правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.

Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность - насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).

Философ приходит к следующим выводам:

Ход истории случаен, в истории царит произвол;

И случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;

Теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;

В истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса

Фихте Иоганн Готтлиб (1762-1814) - немецкий философ, родился в семье ремесленника и уже мальчиком должен был работать у станка.

Развивал идею Канта о философии как науке, понимая ее как «учение о науке» - наукоучение. Считал, что философия – основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания.

Наукоучение ориентировано на исследование условий познания.

Отказавшись от дуалистической позиции Канта, пытался устранить Кантовскую идею предметов самих по себе и вывести все содержание знания из деятельности нашего Я. Основанием знанияявляется самосознание как творческая деятельность, направленная на себя, на «Я». «Я» - это тождество субъекта и объекта.

Фихте указал на противоречие понятия “вещи в себе”, - непознаваемой, не влияющей на мир явлений и в то же время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие, он стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм. Для Фихте подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир- это “субъект-объект, причем ведущая роль за субъектом”.

Фихте предлагает отличить и противопоставить реальное событие воображаемому, существующему лишь в сознании. Согласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, бывший в прошлом. Поскольку и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у человека как бы исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления – воображаемое и реально существующее – объявить одинаково реальным. А где же критерий такой реальности? В субъекте! – отвечает Фихте. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение – это одна из особенностей человека, переживающего связь с действительностью. Отсюда определение действительности : то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни.

Придя к такому общему определению действительности, нельзя отождествлять то, что связано с действием человека в области воображения, с тем, что непосредственно не зависит от него. Т.о., получается два ряда действительности : одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно ее существование.

Течение всей объективной реальности рассматривается как ее возможное осознание человеком: реальное существует только в связи с жизнью человека. Затем он отвлекается от объективной реальности, занимаясь исследованием “реального” только как факта сознания, как “внутреннего чувства и функции души.

Его наукоучение имеет дело лишь с определениями сознания. В процессе познания сознание субъекта выступает как активное и творческое начало. Процесс познания проходит 3 этапа (три основоположения теоретического наукоучения):

- «Я» утверждает себя само;

- «Я» противопоставляет себя «НЕ-Я», или объекту;

- «Я» и «НЕ-Я» ограничивая друг друга, образуют синтез.

Без субъекта нет и объекта.

Гейне писал: «Я» совсем не есть индивидуальное «Я», а мировое «Я». Фихтевское мышление не есть мышление какого-то индивида, это всеобщее мышление, проявляющееся в отдельной личности».

Центральное место в философии Фихте занимает проблема свободы человека. Свобода – априорное моральное самоопределение, которое проявляется в деятельности человека и совпадает с абсолютной разумностью. Мы осознаем мир как реально существующий, и в этом смысле он продукт нашего разума. «Я» опровергает вещи. И это – основа нашей свободы, как следования долгу, нравственным правилам, считал мыслитель.

Шеллинг (Schelling)

Биографические сведения. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) – немецкий философ, родом из семьи пастора. После окончания классической гимназии учился в Тюбингенской семинарии (вместе с Гегелем), с 1796 по 1798 г. изучал естественные науки в Лейпциге и Дрездене. В 1798 г. начал преподавать в Йенском университете, сотрудничая с Фихте, а в 1799 г., после увольнения Фихте со службы, сменил его, заняв должность профессора, на которой и пребывал до 1803 г; затем работал еще в ряде университетов, в 1841–1847 г. – в Берлинском.

Основные труды. "Система трансцендентального идеализма" (1800), "Философия искусства" (1802–1803) (табл. 83).

Таблица 83

Шеллинг: основные периоды развития

Название периода

Хронологические решки

Основные работы

"Фихтеанский"

О возможной форме философии (1794)

"Я" как принцип философии (1795) Философские письма о догматизме и критицизме (1795)

Натурфилософия

Идеи к философии природы (1797)

О мировой душе (1798)

Первый набросок системы философии природы (1799)

Система трансцендентального идеализма (1800)

Изложение моей системы философии (1801) Бруно, или Природное и божественное начало вещей (1802)

Философия искусства (1802–1803) Всеобщая методология и энциклопедия наук (1803)

Лекции о методе академического изучения (1803)

Философия и религия (1804)

Философия свободы

Философские исследования о сущности человеческой свободы (1809) Штутгартские беседы (1810)

Философия откровения

Введение в философию мифологии

Философия мифологии

Философия откровения

Философские воззрения. Основные периоды развития. В творчестве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, философию свободы, философию откровения. Как отдельный иногда выделяют еще ранний, "фихтеанский", период (1795–1796), когда Шеллинг находился под сильным влиянием Фихте.

Период натурфилософии (1797–1799). Начиная свои философские исследования как фихтеанец, Шеллинг скоро пришел к выводу о том, что сведение всей природы к "не-Я" (имевшее место у Фихте), приводит к тому, что природа утрачивает всякую специфику. Но что же в гаком случае представляет собой природа? Оставаясь в значительной степени еще под влиянием Фихте, Шеллинг тем не менее делает шаг, уводящий его от философии Фихте, в сторону более последовательного объективного идеализма.

Шеллинг предлагает следующее решение этой проблемы: Природа и Дух (разум, Абсолютное "Я") представляют собой определенное единство. А значит, для понимания Природы можно использовать ту же модель, что и для Духа. И принимая тезис Фихте о "чистой активности" как "сущности" Духа, Шеллинг эту идею "чистой активности" Духа переносит на Природу. Она становится у него деятельной и развивающейся – тем самым Шеллинг закладывает основы учения о диалектике Природы, или объективной диалектике .

Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и целое, продукт "бессознательного разума", "некий застывший разум в бытии". Этот разум действует внутри Природы и проследить его можно благодаря целесообразности его действия . Причем высшей целью ее развития является порождение сознания, и тем самым пробуждение разума.

Так же, как у Фихте, чистое "Я" в своем развитии наталкивалось на ограничивающее его "не-Я", деятельная Природа ("бессознательный разум"), по Шеллингу, в процессе своего развития наталкивается па свой предел, ограничивающий ее. На каждой ступени развития Природы мы обнаруживаем действие позитивной силы и противодействие ей негативной силы – в разных фазах их взаимодействия. На первой стадии развития Природы столкновение позитивной и негативной сил рождает материю, на второй – "универсальный механицизм", т.е. динамическое развитие материального мира благодаря действию противоположных сил. Утверждая противоречивость сил, действующих в Природе, Шеллинг опирался на открытия полярных сил в естествознании, сделанные к тому времени (полюса в магнетизме, положительный и отрицательный электрический заряды, аналогичная полярность усматривается в химических реакциях и в процессах органического мира). В продвижении на все более высокие ступени идет общее развитие Природы, и каждое звено ее есть составляющее единой "жизненной цепи". На "стадии человека" появляется разум и сознание, и тем самым происходит пробуждение "бессознательного разума", дремавшего на предыдущих ступенях развития. Человек оказывается высшей целью развития Природы, ибо именно посредством человеческого сознания она осознает себя. Причем это осознание невозможно в рамках рассудка, который мыслит логически и непротиворечиво, для этого необходима деятельность Разума, который способен усмотреть (непосредственно созерцать) в вещах единство противоположностей . Таким разумом обладают далеко не все люди, а только философские и художественные гении.

Диалектика природы Шеллинга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философии, и прежде всего на философию Гегеля, а через него – Маркса и др. Однако конкретное построение его натурфилософии скоро было забыто, поскольку было опровергнуто дальнейшим развитием естествознания.

Период трансцендентального идеализма (1800–1801). В этот период Шеллинг приходит к выводу, что проделанная им ранее работа, в которой было показано то, как развитие Природы приводит к появлению Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения философской системы. Вторая половина работы состоит в том, чтобы показать, как из Духа появляется Природа или, иначе говоря, каким путем к Природе может прийти Разум.

Шеллинг рассуждает следующим образом. "Я" (Дух, Разум) есть изначальная активность, воля, располагающая себя в бесконечности. Деятельность "Я" состоит в мышлении, но, поскольку единственно существующим является только это "Я", то и предметом мышления для него может быть только оно же само . Но для того, чтобы возник продукт такой деятельности, "Я" должно что-то себе противопоставить, положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь с таким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет "идеальной деятельностью" в отличие от изначальной "реальной деятельности" (схема 129).

Схема 129.

Построение философии, исходящей из деятельности субъекта – исходного "Я", которое создает (порождает) свою противоположность, свой предел ("не-Я"), приводит нас к субъективному идеализму (философия Фихте). Построение философии, исходящей из реального существования Природы, т.е. "не-Я", заставляет нас сделать вывод о независимости "не-Я" от "Я" и приводит к философии, которую Шеллинг называет "реализмом". Если же мы учитываем обе возможности, то тогда возникает синтез субъективного идеализма с реализмом, т.е. "идеал-реализм", или "трансцендентальный идеализм" .

Изначальная деятельность, будучи сознательной и бессознательной одновременно, присутствует как в Духе, так и в Природе, порождая все существующее. Шеллинг трактует эту бессознательно-сознательную активность как эстетическую. Объективный мир (Природа) есть примитивная поэзия, не осознающая духовное, а значит, и саму себя. Лучшие произведения человеческого искусства создаются по тем же закономерностям, содержат в себе тот же шифр, что и произведения космических сил, т.е. Природы. Отсюда, ключом к познанию бытия является философия искусства, а само искусство оказывается "единственным и вечным Откровением". Философия как особый вид интеллектуальной деятельности доступна единицам, а искусство открыто любому сознанию. Поэтому именно через искусство все человечество сможет достичь высшей истины. Сама философия, зародившаяся когда-то в рамках искусства (мифологии), со временем должна опять вернуться в "океан поэзии", по-видимому, путем создания новой мифологии.

Период философии тождества (1801–1804). Если ранее мысль о тождестве Духа и Природы была предпосылкой философских построений Шеллинга, то в период философии тождества она становится основной проблемой всей философии. Исходным здесь оказывается понятие "Абсолюта", в котором неразличимы субъект и объект (схема 130).

В этом Абсолюте совпадают все противоположности, но в нем же содержится начато дифференциации и обособления этих противо-

Схема 130.

положностей; и этот Абсолют есть Бог. Тем самым Шеллинг оказывается на позиции пантеизма, который можно назвать "эстетическим пантеизмом". Противоположность субъекта и объекта внутри тождества сам Шеллинг выразил в виде схемы (схема 131).

Схема 131.

Здесь знак "+" означает преобладание, соотв етственно, в левой части субъективности, а в правой – объективности, тогда как выражение "А = А" обозначает равновесие и неразличимость объективного и субъективного, некое состояние равновесия, подобное центру между магнитными полюсами.

Особую сложность при таком подходе представляет собой проблема происхождения из этого "бесконечного тождества" раздельного и конечного (как отдельных мыслей, так и отдельных предметов). В духе платоновского учения об идеях Шеллинг говорит о том, что уже в Абсолюте возникает некоторое обособление отдельных идей, и именно они становятся причинами конечных вещей. Но в Абсолюте "все есть во всем" (т.е. каждая идея пребывает во всех остальных), тогда как в мире вещей, т.е. чувственно воспринимаемых объектов, они выступают как раздельные (схема 132). Однако такими они являются только для нас в пашем эмпирическом сознании . Процесс становления конечного из бес-

Схема 132.

конечного он решает в духе гностицизма, трактуя его как процесс "отпадения" от Бога.

Период философии свободы (1805–1813). Центральной проблемой данного периода стал вопрос о порождении мира из Абсолюта, о причинах нарушения равновесия идеального и материального, субъективного и объективного. Шеллинг утверждает, что это первичный иррациональный акт, который не может быть понят и истолкован рационально. Причины его коренятся в том, что Абсолюту (Богу) изначально присуща как важнейшая способность воля с ее свободой . В Абсолюте есть как темное слепое начало (Бездна ) – иррациональная воля, так и светлое рациональное; конфликт между ними изначален, а борьба между ними и есть жизнь Бога. Победа светлого, доброго начала и приводит к образованию Божественной личности, а все негативное, преодолеваемое Богом, изгоняется им в сферу небытия.

В человеке также присутствуют начало сознательное и бессознательное, свобода и необходимость, добро и зло. Обнаружив в себе эти два начала, мы начинаем строить свою личность сознательно – развивая в себе все лучшее и изгоняя из себя темное, приближаясь тем самым к Божественной личности.

Период философии откровения (1814–1854). Изначальная божественная воля, выступающая как "иррациональное хотение", является непостижимой для человеческого разума. Но она в определенной степени постигается человеком в "опыте", т.е. в мифологии и во всех религиях. Через них Бог открывает себя людям. Поэтому путь к постижению Бога лежит через понимание этого ряда Откровений. Здесь философия Шеллинга, с одной стороны, сливается с теологией, а с другой – закладывает философский фундамент для будущих культурологических исследований .

Судьба учения. Философские идеи Шеллинга оказали большое влияние на немецких романтиков, па философию жизни (особенно на Ницше), на учение Кьеркегора и экзистенциализм, а также на развитие философии культуры. Но особенно велико оно было по отношению к учению Гегеля, хотя слава Гегеля к середине XIX в. буквально затмила Шеллинга, так что и в настоящее время учение Шеллинга остается изученным недостаточно полно. Необходимо также отметить, что учение Шеллинга оказало значительное влияние на многих русских философов, и прежде всего на Соловьева и Флоренского (схема 133).

Например, исследование О. Шпенглера "Закат Европы".

Философия Шеллинга, который развивал и в то же время критиковал идеи своего предшественника Фихте, является завершенной системой, состоящей из трех частей - теоретической, практической и обоснования теологии и искусства. В первой из них мыслитель исследует проблему того, как вывести объект из субъекта. Во второй - соотношение свободы и необходимости, сознательной и неосознанной деятельности. И, наконец, в третьей - он рассматривает искусство как оружие и завершение всякой философской системы. Поэтому мы здесь рассмотрим основные положения его теории и периоды развития и складывания главных идей. Философия Фихте и Шеллинга имела большое значение для складывания романтизма, национального немецкого духа, а впоследствии сыграла огромную роль в возникновении экзистенциализма.

Начало пути

Будущий блестящий представитель классической мысли Германии родился в 1774 году в семье пастора. Он закончил университет в Иене. Французская революция весьма обрадовала будущего философа, поскольку он видел в ней движение и освобождения человека. Но, разумеется, интерес к современной политике не являлся главным в жизни, которую вел Шеллинг. Философия сделалась его ведущей страстью. Его заинтересовало противоречие в современной ему науки, а именно различия в теориях Канта, делавшего ударение на субъектности, и Ньютона, который видел основным в научном исследовании именно объект. Шеллинг начинает искать единство мира. Это стремление красной нитью проходит через все созданные им философские системы.

Первый период

Развитие и складывание системы Шеллинга принято делить на несколько этапов. Первый из них посвящен натурфилософии. Мировоззрение, которое господствовало у немецкого мыслителя в этот период, изложено им в книге «Идеи философии природы». Там он подытожил открытия современного ему природоведения. В том же труде он выступил с критикой Фихте. Природа вовсе не является материалом для реализации такого феномена, как «Я». Она представляет собой самостоятельное, не осознающее себя целое, и развивается по принципу телеологии. То есть она несет в себе зародыш этого «Я», которое «прорастает» из нее, как колос из зерна. В этот период философия Шеллинга стала включать в себя некоторые диалектические принципы. Между противоположностями («поляриями») есть некие ступени, а различия между ними могут быть сглажены. В качестве примера Шеллинг приводил виды растений и животных, которые могут быть отнесены и к той и к другой группе. Всякое движение происходит из противоречий, но в то же время оно является развитием мировой Души.

Философия трансцедентального идеализма

Изучение природы подтолкнуло Шеллинга к еще более радикальным идеям. Он написал труд под названием «Система трансцедентального идеализма», где вновь возвращается к переосмыслению идеяй Фихте о природе и «Я». Что из этих феноменов следует считать первичным? Если исходить из натурфилософии, то таковой представляется природа. Если же встать на позиции субъективизма, то первичным следует считать «Я». Здесь философия Шеллинга приобретает особую специфику. Ведь, по сути, Мы так называем окружающую нас среду. То есть, «Я» создает само себя, чувства, представления, мышление. Целый мир, отдельный от себя. «Я» творит Поэтому является низшим. Оно - продукт разума, но и в природе мы видим следы рационального. Главное же в нас - это воля. Она заставляет развиваться и разум, и природу. Высшим в деятельности «Я» является принцип интеллектуальной интуиции.

Преодоление противоречия между субъектом и объектом

Но и все вышеизложенные позиции не удовлетворили мыслителя, и он продолжал развивать свои идеи. Следующий этап его научного творчества характеризует труд «Изложение моей системы философии». Уже говорилось о том, что паралеллизм, существующий в теории познания («субъект-объект»), был тем, против чего выступал Шеллинг. Философия искусства представлялась для него образцом для подражания. А существующая теория познания не соответствовала ему. Как обстоят дела в реальности? Целью искусства является не идеал, а тождество субъекта и объекта. Так должно быть и в философии. На этом основании он строит собственную идею единства.

Шеллинг: философия тождества

В чем состоят проблемы современного мышления? В том, что преимущественно мы имеем дело с В ее системе координат, как указал еще Аристотель, «А = А». А вот в философии субъекта все обстоит иначе. Тут А может быть равно Б, и наоборот. Все зависит от того, каковы компоненты. Чтобы объединить все эти системы, нужно найти точку, где все это совпадает. Таким отправным пунктом философия Шеллинга видит Абсолютный Разум. Он является тождеством духа и природы. Он представляет собой некую точку индифферентности (в ней все полярности совпадают). Философия должна быть своего рода «органоном» - орудием Абсолютного Разума. Последний представляет собой Ничто, имеющее потенцию превратиться в Нечто, и, изливаясь и творя, дробится на Вселенную. Поэтому природа логична, имеет душу, и вообще, представляет собой окаменевшее мышление.

В последний период своего творчества Шеллинг стал исследовать феномен Абсолютного Ничто. Оно, по его мнению, изначально представляло собой единство духа и природы. Эта новая философия Шеллинга кратко может быть описана следующим образом. В Ничто должно быть два начала - Бог и бездна. Шеллинг называет ее взятым у Экхарта термином Ungrunt. Бездна обладает иррациональной волей, и она приводит к акту «выпадения», разделения начал, реализации Вселенной. Затем природа, развиваясь и высвобождая свои потенции, создает разум. Его апогеем является философское мышление и искусство. А они могут помочь человеку вновь вернуться к Богу.

Философия откровения

Это еще одна проблема, которую поставил Шеллинг. Немецкая философия, впрочем, как и всякая господствующая в Европе система мышления, представляет собой пример «негативного мировоззрения». Руководствуясь им, наука исследует факты, а они мертвы. Но существует еще и позитивное мировоззрение - философия откровения, которая может понять, что такое самосознание Разума. Дойдя до конца, она постигнет истину. Ею является самосознание Бога. А как можно объять философией Бог, как считает Шеллинг, является бесконечным, и в то же время он может сделаться ограниченным, являясь в человеческом облике. Таким был Христос. Придя к подобным взглядам под конец жизни, мыслитель начал критиковать идеи о Библии, которые он разделял в молодости.

Философия Шеллинга кратко

Изложив, таким образом, периоды в развитии идей этого немецкого мыслителя, можно сделать следующие выводы. Шеллинг считал главным методом познания созерцание и фактически игнорировал рассудок. Он критиковал мышление, основанное на эмпиризме. Шеллинга полагала, что главным результатом опытного познания является закон. А соответствующее теоретическое мышление выводит принципы. Натурфилософия же выше эмпирического познания. Она существует до всякого теоретического мышления. Ее основным принципом является единство бытия и духа. Материя - не что иное, как результат действий Абсолютного разума. Поэтому природа находится в равновесии. Ее познание - это факт существования мира, и Шеллинг ставил вопрос о том, как ее постижение сделалось возможным.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ, представитель классической немецкой философии. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.

Отталкиваясь от идей И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.

В 1790 году 15-летний Шеллинг поступил в Тюбингенский университет с характеристикой «ingenium praecox» (нем. и лат. «скороспелый талант»). В университете интересы Шеллинга делились между философией и теологией. В 1792 году защитил магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. Он знакомится с философией Канта, с первыми работами Фихте и в 19 лет сам выступает на философское поприще, сначала как последователь и истолкователь Фихте. Его друзьями становятся Гегель и Гёте. По окончании курса в 1795 году Шеллинг три года исполняет обязанности домашнего учителя, в условиях, весьма благоприятных для его собственных занятий.

В 1798 году Шеллинг становится профессором Йенского университета. В это же время Шеллинг вступает в тесное общение с кружком романтиков — братьями Шлегель, Гарденбергом и др. Душой этого кружка была Каролина Шлегель, жена А. В. Шлегеля. В 1803 году 27-летний Шеллинг женится на 40-летней Каролине (их разница в возрасте составляла 13 лет), но их брак продлился 6 лет (до 1809 года) и заканчивается смертью Каролины от дизентерии.

С 1803 по 1806 год Шеллинг преподает в Вюрцбургском университете, после чего перебирается в Мюнхен, где становится штатным членом Баварской академии наук.

В лекциях Шеллинга, читанных в Берлине в 1841-1842 годах и обнародованных Паулусом, находится уже полное признание системы абсолютного идеализма, как замечательного завершения его собственной философии тождества. Кроме Йены, Шеллинг был профессором в Вюрцбурге, Мюнхене, Эрлангене и Берлине. Конец жизни Шеллинга омрачён был судебным процессом против Паулуса, обнародовавшего без разрешения Шеллинга его лекции в берлинском университете. Процесс окончился не в пользу Шеллинга, так как суд затруднился признать обнародование лекций, связанное с критическим обсуждением, за предусмотренную законом «перепечатку». Оскорблённый Шеллинг навсегда прекратил чтение лекций. Последние годы глубокой старости Шеллинг провёл окружённый оставшимися ему верными друзьями и многочисленной семьёй (через три года после смерти первой жены он вступил во второй брак).

Книги (8)

Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки

Книга вводит читателя в круг проблем философии природы.

Особый интерес вызывает возможность проследить развитие данной науки с начала ее разработки (1797) до натурфилософии периода философии тождества (второе издание 1803).

Что есть природа? Какой смысл несет она в себе? Что скрывается за видимой пестротой ее явлений? Как следует относиться к ней? Ответ на эти вопросы, весьма актуальные в эпоху экологического кризиса, можно получить из уст «родоначальника новой философии природы» (Г. В. Ф. Гегель).

Историко-критическое введение в философию мифологии

Остается сказать о композиции всего курса в целом: основная часть его состоит из двух книг — «Монотеизм» (шесть лекций) и «Мифология» (29 лекций). Этот курс, равно как и историко-критическое введение в него, Шеллинг, по-видимому, и читал — хотя текст представляется слишком большим даже для трех семестров. Но уже после того, как Шеллинг прекратил чтение лекций, он написал еще «Введение в философию мифологии, или Изложение чисто рациональной философии». Оно и составило вторую книгу «Введения в философию мифологии».

Лекции о методе университетского образования

«Лекции о методе университетского образования», читанные Ф.В.Й.Шеллингом в 1802 г., отражают взгляды немецкого философа, относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797-1807 гг.).

Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель, самостоятельно развивающий собственное понимание трансцендентального идеализма, и в которой уже можно проследить начало будущей системы абсолютного тождества. Вместе с тем эта работа - первое систематическое изложение представления о человеческом знании как о единой Науке.

Ранние философские сочинения

Настоящий сборник переводов великого немецкого фило-софа Ф. В. Й. Шеллинга представляет собой произведения, относящиеся к первому периоду его философского развития(1794-1797 гг.).

В этих работах, написанных еще никому неизвестным учителем, по годам юношей, Шеллинг выступает как последователь философии И. Г. Фихте(1762-1814),как конгениальный истолкователь его «Наукоучения» (1794).

Вместе с тем эти сочинения показывают путь становления самостоятельной философии Шеллинга, точка зрения на которую была им достигнута уже к 1797 году и в дальнейшем получила название Натурфилософии.

Система мировых эпох

Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо.

«Система мировых эпох» - лекционный курс, прочитанный Ф.В.Й. Шеллингом в 1827 1828 гг. в Мюнхене, - открывает в творчестве мыслителя период «позитивной философии». Главные темы курса: понятие Бога, сотворение мира, человек как «точка единения Бога и мира», исторический аспект бытия Бога.

Кроме того, во вступительных лекциях представлена оригинальная трактовка природы философского знания и истории европейской философии.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Информационный портал по безопасности
Noize MC:
Ёлка - Вот это, да! (NEW). Кто сказал, что ёлка и кошка - это несовместимо? Елка кто сказал