Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мастера художественного слова - Рок Восточной Европы (forum "East Rock"). Требования к квалификации

Всеволод Николаевич Аксёнов (6 (19) апреля 1902, Москва - 29 марта 1960, Москва), мастер художественного слова, драматический артист, лауреат Сталинской премии первой степени (1948),заслуженный артист РСФСР (1947)
После окончания гимназии Всеволод Аксёнов год служил в Морском ведомстве и Комиссариате внутренних дел. В 1919 году поступил на драматические курсы при Малом театре. Будучи учеником второго курса, познакомился с Е. Б. Вахтанговым и поступил в Первую студию Художественного театра. Вахтангов собирался ставить «Ромео и Джульетту» с Аксёновым в главной роли, но замысел не был осуществлён. Работал в Малом театре с 1920 по 1946 (с перерывами). В 1921 исполнил роль Дориана в спектакле «Портрет Дориана Грея» (по О. Уайльду) в Театре комедии и мелодрамы. Принимал активное участие в организации Студии Малого театра, но вскоре покинул студию.
С 1935 года Аксёнов выступал на эстраде как профессиональный чтец. В его репертуаре произведения мировой и русской классики: Данте, Гейне, Готье, Пушкина, Блока, Есенина, современных поэтов А. Твардовского, М. Светлова, К. Симонова, стихи поэтов Франции, Англии, Италии. Ему принадлежит инициатива создания музыкально-драматических композиций по произведениям западноевропейской классики.
В 1954 году Аксёнов стал постановщиком и главным исполнителем композиции созданной на основе драмы Ибсена «Пер Гюнт» в сопровождении музыки Грига. Концерты проходили в Большом зале Моск. консерватории и в Зале Чайковского с огромным успехом. Образовался небольшой, но стабильный коллектив актёров и музыкантов, который гастролировал по многим городам Советского Союза. В роли Озе выступала А. Коонен, обладавшая звучным низким голосом и своеобразной манерой речи. Аксёнов исполнял роль Пер Гюнта, ощущая музыку Грига как родную стихию, как бы становясь её органической частью. Аксенов был постановщиком и основным исполнителем композиций: Арлезианка А. Доде и Ж. Бизе (1955), Эгмонт В. Гёте и Л. ван Бетховена (1957) и др.
Аксёнов преподавал, вел курс мастерства художественного слова в Театральном училище имени М. С. Щепкина.
Вместе с другими выдающимися мастерами художественного слова середины XX века, такими, как Сурен Кочарян, Вячеслав Сомов, Дмитрий Журавлёв, Яков Смоленский, неустанно приобщал массового советского зрителя и слушателя к сокровищам мировой литературы.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Стихи Сергея Есенина читает Всеволод Аксенов
Vinyl rip Мелодия Д-5714 (1959)
***
01. Пушкину
02. Шаганэ
03. Я спросил сегодня у менялы
04. Сестре Шуре
05. Письмо матери
06. Пускай ты выпита другим
07. Вечер черные брови насопил
08. Не жалею, не зову, не плачу
09. Мы теперь уходим понемногу
10. Письмо к женщине
11. Письмо от матери
12. Ответ
13. Собаке Качалова
14. Сукин сын
15. Отговорила роща золотая

Ape tracks - scans - rar 74 mb.

Журавлев Дмитрий Николаевич (24.10.1900, село Алексеевка, Харьковская губ.- 01.07.1991, Москва) - мастер художественного слова, режиссер, педагог. Нар. арт. СССР (1979). Артистическую деятельность начал в 1920 в Симферопольском драм, театре. С 1922 в Москве, играл в труппе Е. Любимова-Ланского при Каляевском народном доме, одновременно учился в драм, студии М. Миная. 1924-1928 в Третьей студии МХТ, в 1928-1940 актер Театра им. Евг. Вахтангова. С 1928 начал выступать в концертах с чтением стихов А. Пушкина, А. Блока, В. Маяковского. В 1929 попал на концерт А. Закушняка, который произвел на него сильнейшее впечатление. Принципам чтения Закушняка следовал всю жизнь, оставаясь при этом исключительно яркой индивидуальностью. В 1930 в моек. Доме литераторов были прочитаны: "Медный всадник" Пушкина, "Во весь голос" Маяковского, "Матренище" М. Зощенко, "Соль" И. Бабеля и "Бобок" Ф. Достоевского. Некоторое время режиссером Ж. была Е. Гардт, подготовившая с ним "Египетские ночи" Пушкина (по рабочей партитуре Закушняка), рассказы А. Чехова ("Муж") и И. Тургенева ("Певцы"), отрывок из "Чертогона" Н.Лескова. Первый открытый сольный концерт в Малом зале консерватории (1931) Ж. посвятил теме творчества: Пушкин- "Осень", "Египетские ночи"; Маяковский- "Юбилейное", "Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Во весь голос". Последующие программы готовил с режиссером Е. Эфрон, человеком огромной культуры, оказавшим большое влияние не только на Ж., но и на многих молодых чтецов. В 1937 участвовал в Первом Всес. конкурсе чтецов (2-е место); снялся в роли Пушкина в фильме "Путешествие в Арзрум". В 1939 стал солистом Моск. филармонии. Большое место в репертуаре Ж. заняли рассказы и повести Чехова. Начав с рассказов "Муж", "Шуточка", он приходит к фрагментам из "Степи" и к повести "Дама с собачкой" (1939), явившейся вершиной его чеховского репертуара. Отказавшись от монтажной перестройки текста, читал без перестановок и вставок. Сделал несколько композиций, составленных из отдельных фрагментов, по роману "Война и мир" Л. Толстого: "Петя Ростов" (1935), "Наполеон и Кутузов на Бородинском поле" (1941); композиция "Андрей Болконский" (1942-1943) состояла из 3-х частей: "Князь Андрей на Аустерлицком поле", "Роды и смерть маленькой княгини", "Поездка Болконского в Отрадное".
Избранные смолоду классики отечественной литературы сопровождали артиста всю жизнь. Программы расширялись, варьировались, чтение углублялось, оттачиваясь до классического совершенства. В 1940 к прежним пушкинским работам прибавилась "Пиковая дама". Лирика Пушкина отличалась в исполнении Ж. особой музыкальностью. В 1948 родилась тургеневская программа: "Певцы" исполнялись теперь с рассказами "Ермолай и мельничиха" и "Петр Петрович Каратаев". В 1954 была создана новая чеховская программа, в которую вошли: "Красавицы", "На святках" и "Дом с мезонином". В 1964 Ж. сделал лермонтовскую программу в 2-х отделениях, куда вошли лирические стихи, ранее им читанные и новые, "Валерик" и "Песня про купца Калашникова", Не расставался с Маяковским (поэма "Хорошо!", стихи). В 1970 Ж. создал программу из стихов Блока, куда входили также поэмы: "Соловьиный сад", "Двенадцать", вступление к поэме "Возмездие". Одним из первых артист стал читать стихи А. Ахматовой и Б. Пастернака. Из европейских авторов в репертуаре Ж.П. Мериме и Г. Мопассан. Премьера "Кармен" в переводе М. Лозинского состоялась в 1937, а в 1952 был сделан вечер рассказов Мопассана ("Мисс Харриэт", "Счастье" и "Лунный свет"). Репертуар Ж. был классичен. Но он исполнял и стихи современных поэтов: Э. Багрицкого, А. Твардовского, Н. Тихонова, Н. Заболоцкого, А. Вознесенского, Е. Евтушенко. Огромная культура и высокое мастерство Ж. оказали благотворное влияние не на одно поколение чтецов. Многие выдающиеся мастера (А. Кутепов, Ю. Шишкин, Р. Клей-нер, И. Чижова и др.) учились у него. Ж. был режиссером и консультантом ряда программ. С 1955 по 1975 преподавал в Школе-студии МХАТ им. Вл. Немировича-Данченко, профессор (1971). Написал и опубликовал книги: Беседы об искусстве чтеца. М., 1977; Жизнь. Искусство. Встречи. М., 1985 (предисловие О. Итиной).
Лит.: Яхонтов В. Актуальные вопросы художественного слова // Театр. 1938. №3; Юзовский Ю. Автор и актер // Вопр. литературы. 1960. № 8; Дубнова Е. Я. "...на побережье стиха" // Театр. 1970. № 9. С. 78-79, 82; Дубнова Е. Я. О литературной эстраде. М., 1979. С. 74-79.
Е. Я. Дубнова

Стихи Александра Блока читает Дмитрий Журавлев
Vinyl rip Мелодия Д-034843 (1973)
***
01. К музе
02. Демон
03. Девушка из Spoleto
04. Холодный ветер от лагуны
05. Флоренция, ты ирис нежный
06. Окна ложные на небе черном
07. Madonna da Settignano
стихотворения
08. Соловьиный сад
поэма
09. Возмездие
Вторая глава поэмы (Вступление)
10. Двенадцать
Поэма

Ape tracks - scans - rar 94.9 mb.

Вахтеров Константин Васильевич
Родился 18 октября 1901 года.
Учился в студии актрисы О.Э. Озаровской в Москве.
На профессиональной сцене дебютировал в 1918 году в московском Первом рабочем театре.
В 1924-1925 годах - актёр Театра Комиссаржевской, в течение двух сезонов работал во МХАТе 2-ом.
Вплоть до 1941 года служил в Московском театре водного транспорта, в 1942-1945 годах - во фронтовом театре.
В 1947-1953 годах - актёр Литературного театра ВТО, затем - в Театре имени А.С. Пушкина. Последнее место работы - Москонцерт.

А. Пушкин
Евгений Онегин
роман в стихах
Глава тертья
Читает Константин Вахтеров
Vinyl rip Д-7215 (1960)

Ape 2 tracks - scans - rar 72.2 mb.

Антон Исаакович Шварц (24 января (5 февраля) 1896, Екатеринодар - 21 февраля 1954 года, Ленинград) - советский артист эстрады, мастер художественного слова, декламатор. Заслуженный артист РСФСР (1947). Лауреат Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова (1937).
В 1917 году Антон Шварц поступает в только что организованную Павлом Вейсбрёмом «Театральную мастерскую», в труппе которой играют Фрима Бунина - жена Антона, его двоюрдный брат Евгений Шварц с женой Гаянэ Халаджиевой, Георгий Тусузов, Рафаил Холодов и др. Репертуар театра составляют поэтические представления: «Пир во время чумы», «Маскарад» пьесы Блока, Ремизова, Гоцци и др.
По словам критика Михаила Янковскго, Антон Шварц «вовсе не был актером по призванию, он уже в ту пору безгранично любил стихи, знал наизусть тысячи строк разных поэтов и вскоре показал себя прирожденным чтецом».
В сентябре 1920 года на сцене ростовского кафе «Подвал поэтов» состоялась премьера пьесы В. Хлебникова «Ошибка смерти» (режиссёр А. Надеждов). Сам Велемир Хлебников присутствовал и на репетициях «Театральной мастерской» и непосредственно на премьере. А в августе 1921 в мастерской ставится пьеса Гумилёва «Гондла». О постановке узнал автор и будучи проездом в Ростове встретился с артистами. Вот как встречу описывает актриса мастерской З. Шубина:
« «Уже закончился сезон, и никаких спектаклей не было… Однажды вечером мы собрались в театре, и вдруг входит мужчина и представляется: «Я - автор «Гондлы» Гумилев». Можете себе представить наше состояние. Онемели. Гумилев просил нас показать спектакль, но сезон окончен - ни декораций, ни осветителей, ни бутафоров. Спектакль показать нельзя. Мы предложили читать отрывки. Антон Шварц играл и читал Гондлу, здесь же присутствовала и Халайджиева, играющая Леру. Началось чтение, обсуждения, разговоры на литературную тему. Гумилев пришел в восторг. «Я вас здесь не оставлю, переведу в Петроград». Ему надо было ехать на вокзал. Мы пошли его провожать… Халайджиева сказала Гумилеву: «Поклянитесь, что Вы нас не забудете». Гумилев торжественно поднял руку и сказал: «Клянусь».
В сентябре 1921 года труппа театра начинает переезжать в Петроград. В январе 1922 года начались спектакли «Театральной мастерской» в зале Владимирского клуба. Но, в скором времени, так и не прижившись на новом месте «Театральная мастерская» распалась.
В 1922 году Шварц поступает на факультет общественных наук Петроградского университета, некоторое время занимается адвокатурой, одновременно увлекается чтением стихов. Сопровождал лекции по литературе чтением художественных произведений, участвовал в сборных концертах.
После встречи в 1927 году с крупнейшим мастером художественного слова Александром Закушняком Шварц решает целиком посвятить себя концертной деятельности. В 1929 в Ленинградском театре эстрады состоялся его первый открытый концерт. Искусство Шварца отличалось простотой, благородством, высокой культурой. Не прибегая к театрализации, он достигал большой выразительности при помощи интонационных штрихов, филигранно отделывая речевой рисунок. Шварц глубоко вскрывал мысль, идейно-философскую сущность произведения, тонко передавал особенности литературного стиля автора.
В 1936 году выпускает программу «Великие русские поэты», включая в нее стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова Блока, Есенина и др. В 1943 году выступал с программой «Лермонтов», куда вошли «Демон», «Фаталист», стихи. Исполнение Шварца отличалось глубиной философского постижения Лермонтова, строгой подчиненностью речевых выразительных средств логике развития мысли, сочетанием непринужденной разговорности с повышенным вниманием к ритмико-музыкальной структуре стиха.
К середине 1940-х годов в репертуаре Шварца семь программ из произведений Горького, Шолохова, Толстого, Горбатова, Паустовского, Зощенко, три программы по поэмам и стихам Пушкина, свыше десяти программ из произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Куприна, Лескова. В 1944 году выступал с программой «Мопассан» по рассказам Ги де Мопассана. Пропагандировал советскую поэзию (произведения Маяковского, Асеева, Багрицкого, Сельвинского).

А. Пушкин
Медный всадник
Петербургская повесть
читает Антон Шварц
Vinyl rip Мелодия Д-9015 (1961)

Ape 2 tracks - scans - rar 58.3 mb.

А. Пушкин
Медный всадник
Петербургская повесть
читает Дмитрий Журавлев
Vinyl rip Д-8005 (1961)

Ape 2 tracks - scans - rar 62.8 mb.

А. Пушкин, М. Лермонтов - читают В. Аксенов и Д. Журавлев
Vinyl rip Мелодия Д-4125 (1957)
М. Лермонтов
Стихотворения
01. Желание
02. Баллада (Над морем красавица-дева сидит)
03. Есть речи - значение темно иль ничтожно
04. Как небеса твой взор блистает
05. М. А. Щербатовой
06. Незабудка
07. Поток
08. Романс
09. Надежда
В. Аксенов
***
А. Пушкин
Стихотворения
10. Орион
11. Осень
12. 19 октября
Д. Журавлев

Ape tracks - scans - rar 67 mb.

А. Пушкин
Метель, повесть
Читает Антон Шварц

Vinyl rip Мелодия Д-8345 (1961)

Ape 2 tracks - scans - rar 56.8 mb

Александр Пушкин (1799 - 1837)
Осень, стихотворение
Египетские ночи, повесть
читает Дмитрий Журавлев

Vinyl rip Мелодия Д-9843 (1960)

Ape 4 tracks - scans - rar 77.7 mb.


Николай Дмитриевич Мордвинов (1901-1966) - советский актёр театра и кино, лауреат Ленинской (1965) и трёх Сталинских премий (1942, 1949, 1951), народный артист СССР (1949).
Николай Мордвинов родился 2 (15) февраля 1901 года в Ядрине (ныне - Чувашская республика) в семье известного в своём городе ядринского купца.
Уже в период обучения в Ядринском реальном училище играл в любительских спектаклях. В 1925 году поступил в студию под руководством Ю. А. Завадского (Москва), два года спустя реорганизованную в Театр-студию (1927).
С 1936 года играл в Ростовском-на-Дону театре имени М. Горького, с 1940 года - в Московском театре имени Моссовета.
В городе Ядрине имеется дом-музей артиста.
Среди первых ролей, созданных Мордвиновым, наиболее значительными считаются образы Ричарда («Ученик дьявола» Б. Шоу), Ваграма («Ваграмова ночь» Л. С. Первомайского), Соболевский («Простая вещь» по Б. А. Лавреневу), Петруччо («Укрощение строптивой» У. Шекспира).
В 1937-1939 играл роли Дона Гуана в «Каменном госте» А. С. Пушкина, Карла Моора в «Разбойниках» Фридриха Шиллера и другие главные роли.
Театральным работам свойственны темпераментная, романтически приподнятая игра и тяготение к героико-трагедийным образам, сказавшееся в создании характеров сильных, незаурядных личностей, таких, как Отелло, Лир («Отелло», «Король Лир» Шекспира), генерал Огнев («Фронт» А. Е. Корнейчука). С глубиной, безупречно найденной характерностью исполнил роль Василия Забродина («Ленинградский проспект» И. В. Штока). В блестящей буффонно-драматической манере играл комедийную роль кавалера Рипафратты («Трактирщица» К. Гольдони).
С 1935 года снимался в кино. В 1936-1942 годах исполнил главные роли цыгана Юдко в фильме («Последний табор», 1936), Арбенина - в фильме «Маскарад» (1941), Богдана Хмельницкого - в фильме «Богдан Хмельницкий» (1941), Г. И. Котовского - в фильме «Котовский» (1943). Участвовал также в фильме «Парень из нашего города» (1942).
Выступал с чтением стихотворений и поэм М. Ю. Лермонтова, записал его поэмы на радио. Крупнейшая работа Мордвинова - роль Арбенина в пьесе М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Первоначально была сыграна Мордвиновым в кино (1941). Арбенин в исполнении Н. Д. Мордвинова - герой-бунтарь.
Николай Дмитриевич Мордвинов скончался 26 января 1966 года в Москве.Похоронен на на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

М. Горький (1868 - 1936)
«Макар Чудра»
***
Композиция Н. Мордвинова
Чтение и исполнение цыганских песен Николая Мордвинова
И. Ром-Лебедев и В. Поляков, гитары

Vinyl rip Мелодия Д-18229 (1966)

Ape 2 tracks - scans - rar 56.5 mb.

Николай Гумилев (1886 - 1921)
Шестое чувство
Стихотворения.
Читает Евгений Евтушенко
***
01. Шестое чувство
02. Слово
03. Капитаны (I)
04. Основатели
05. Потомки Каина
06. Зараза
07. Вот девушка с газельими глазами…
08. Индюк
09. Предзнаменование
10. У камина
11. У меня не живут цветы
12. Я, что мог быть лучшей из поэм…
13. Я и вы
14. Рабочий
15. Жираф
16. Память
17. Выбор
18. Заблудившийся трамвай
***
Запись 1986 г.

Vinyl rip Мелодия М40-47715 (1987)

Ape tracks - scans - rar 66.3 mb.

А. С. Пушкин - Пиковая дама Садченков Герман 320kb/s

Молодой, амбициозный и достаточно беспринципный инженер Германн хочет разбогатеть. Игра в карты кажется ему подходящим, но слишком рискованным средством. Германн готов играть, но только зная беспроигрышный вариант. В обществе ходя А. С. Пушкин - Пиковая дама

А. С. Пушкин - Повести Белкина Казаков Макар, Смоктуновский Иннокентий, Кенигсон Владимир, Дружников Владимир 192kb/s

В конце октября 1831 года вышел в свет знаменитый прозаический цикл А.С.Пушкина "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", состоящий из его первых реалистических произведений: "Станционный смотритель", "Выстрел", "Метель", "Гро А. С. Пушкин - Повести Белкина

А.С.Пушкин - Избранные произведения Мартон Николай

В сборник вошли следующие произведения:Повести покойного Ивана Петровича Белкина Дубровский Пиковая Дама Капитанская Дочка Евгений Онегин Руслан и Людмила Кавказский пленник Граф Нулин Полтава Домик в Коломне Медный Всадник Доп. и А.С.Пушкин - Избранные произведения

А. С. Пушкин - Метель Соломин Юрий 192kb/s

Добрый Гаврила Гаврилович жил в своём поместье в Нерадове и славился своим гостеприимством. Дочь его, Марья Гавриловна, была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена... А. С. Пушкин - Метель

(перезалито 02.02.09) А.С.Пушкин - Дубровский Пинскер Максим 320kb/s

Богатый самодур Троекуров в пылу пустячной ссоры разорил соседа Дубровского. Старик не вынес удара и умер. Его сын решил отомстить обидчику, умный и смелый Владимир был обречен на успех, но у Троекурова была красавица-дочь... Это (перезалито 02.02.09) А.С.Пушкин - Дубровский

Губарев Владимир - Черный шар Артисты московских театров 128kb/s

Накануне своего 50-летия и выборов в члены-корреспонденты АН СССР директор института по исследованиям Луны Александр Степанович Солнцев задумывается о пройденном пути. Он находит в себе силы честно признаться, что последние успехи Губарев Владимир - Черный шар

Быков Василь - Альпийская баллада Артисты московских театров 128kb/s

События развиваются в период Великой Отечественной войны. Действие происходит в лагере для военнопленных, находящемся в Альпах. Во время бомбардировки лагеря нескольким узникам удаётся бежать. Среди них и русский солдат. В горах о Быков Василь - Альпийская баллада

Бондарев Юрий - Юность командиров Артисты московских театров 128kb/s

Радиоспектакль по повести Юрия Бондарева. "Юность командиров" - первое крупное произведение писателя, в котором изображены будни артиллерийского училища накануне окончания войны и в последующие мирные дни. В ролях артисты московск Бондарев Юрий - Юность командиров

Николай Лесков - Повести Артисты московских театров

"Как художник слова Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных т Николай Лесков - Повести

Алексей Николаевич Толстой - Хождение по мукам. "Хмурое утро". Артисты московских театров

По всей России продолжаются бои между теми, кто хочет вернуть старое, и теми, кто поверил в силу и правду нового порядка.Военные дороги наконец-то сводят вместе Дашу и Ивана Ильича на царицынском фронте, но Катя и Рощин еще долго

Должностные обязанности. Готовит концертную программу. Проводит литературно-исследовательскую работу по подготовке программы. Ведет работу с авторами по подбору литературного материала. Создает литературную композицию. Осуществляет режиссуру чтецкой программы (самостоятельно либо с участием приглашенного режиссера). Выступает как исполнитель с литературными программами в концертных залах и на концертных площадках. Владеет всеми элементами внутренней и внешней актерской техники и разнообразием выразительных средств, культурой речи, умением воплощать в звучащем слове все основные жанры мировой литературы, стилем автора для воплощения высокохудожественных литературных программ, создания разнообразных литературно-сценических образов. Постоянно совершенствует свое мастерство, самостоятельно занимается тренажем: дикцией, голосом, дыханием, сценическим движением. Имеет в репертуаре не менее двух сольных программ и постоянно его пополняет. Сохраняет и поддерживает внешнюю сценическую форму.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся концертной деятельности; историю театрального искусства; классическую и современную литературу и драматургию; теорию и практику режиссуры и мастерства актера; основы музыкальной грамоты, хореографии; законы сценической речи и сценического движения; методы самостоятельной работы над литературным текстом; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Чтец - мастер художественного слова - ведущий мастер сцены - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 5 лет в должности чтеца - мастера художественного слова высшей категории.

Выдающиеся сценические данные; яркая творческая индивидуальность; высокое профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных концертных программ, номеров; широкое признание публики.

Чтец - мастер художественного слова высшей категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 3 лет в должности чтеца - мастера художественного слова первой категории или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 5 лет в должности чтеца - мастера художественного слова первой категории.

Отличные сценические данные; высокое профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных концертных программ, номеров; признание публики.

Чтец - мастер художественного слова первой категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 3 лет в должности чтеца - мастера художественного слова второй категории или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 3 лет в должности чтеца - мастера художественного слова второй категории.

Высокое профессиональное мастерство при исполнении концертных программ, номеров.

Чтец - мастер художественного слова второй категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 3 лет в соответствующем жанре.

На каком же рассказе Чехова вы бы хотели остановиться?
Лицо Володи посветлело.
- Не знаю... может быть, рассказ «Нахлебники»?..
- Ну что ж, приступим. Расскажите мне «Нахлебников».
- Как рассказать? Ведь я этот рассказ читал давно и на­изусть не знаю.
- А мне и не надо, чтобы вы наизусть знали. Но раз вы предложили именно этот рассказ, то значит, он вас чем-то взволновал, что-то вам запомнилось, ну хотя бы сюжет. Вот и расскажите мне то, что запомнилось.
Володя начал рассказывать. Медленно, сбивчиво, запина­ясь, подыскивая отдельные слова и фразы, он коротко передал мне сюжет рассказа. Ни следа взволнованности, ни одной яркой интонации, ни одной краски не уловил я в его рассказе. И это естественно, ведь он не рассказывал, а с трудом вспо­минал то, что когда-то читал, то, что уже почти забыл. Един­ственной его целью было вспомнить сюжет. Между прочим, и с чтецами и дикторами во время исполнения такое бывает, когда все усилия направлены не на передачу живых образов и картин, не на беседу со слушателями, а на то, что­бы не пропустить какое-нибудь слово или фразу, чтобы не сбиться с текста. Увы, как часто искусство художественного чтения превращается в демонстрацию своей памяти.

Ну вот, кажется, и все,- закончил Володя свой мучи­тельный пересказ.- Если б я знал, что буду рассказывать вам, я бы подготовился.
- А что значит - подготовился?
- Ну, хотя бы выучил текст.
- Вот этого как раз и не следует делать. Выражаясь сло­вами , могу сказать: «Учить надо не текст, а что-то другое» .
Я предложил Володе рассказать мне какой-либо случай из его собственной жизни.
- Вам случалось бывать в затруднительном материаль­ном положении? - спросил я.- Когда, попросту говоря, на хлеб не хватало и приходилось просить взаймы?
- Еще бы, - ответил Володя, даже не задумываясь. - Ведь я в недавнем прошлом студент. А вы знаете, стипендии, как ни экономь, всегда почему-то не хватало.
- Ну и как, приятно просить взаймы?
- Смотря у кого. Бывало и так, что сквозь землю готов провалиться, только бы не просить.
- Вот и расскажите именно о таком случае.
- А скажите,- спросил Володя,- какое отношение это имеет к рассказу Чехова «Нахлебники»?
- Самое прямое. Ведь когда чеховский Зотов просит у лавочника Марка Иваныча осьмушку овса, он именно готов сквозь землю провалиться.
- Ага! Понимаю,- сказал Володя.
- Кстати, обратите внимание на то, что Чехов так и пи­шет- у Марка Иваныча, а не Ивановича и старика Зотова зовут не Михаил Петрович, а Михаил Петров Зотов. Такое написание отчества само по себе подчеркивает социальную принадлежность чеховских героев к мещанскому сословию.

«Самостоятельное творчество при художественном чтении дало мне большой толчок к проникновению в тайны актёрского творчества.

Интуитивно я пошёл по тому пути, о котором так хорошо говорил Л.Н. Толстой , утверждая положение, что «истинное знание всегда самостоятельно». В дальнейшем эта самостоятельность, а также ряд моих наблюдений в работе над художественным словом оплодотворяли работу в театре, а работа в театре (в это время уже в Малом театре) оплодотворяла и влияла на работу чтеца.

Я держусь мнения, что разнообразная работа актёра в театре, в кинематографии, на эстраде, на радио помогает его росту.

Существует, однако, мнение, что каждый из этих жанров специфичен и что театральный актёр часто привносит в кино театральные приёмы, негодные для кино. Эстрадный актёр приносит с собой и в театр и в кино эстрадную специфичность, назойливую манеру подачи. Киноактёр плохо играет в театре, так как привык к поверхностной простотце, привык играть отдельные куски и не может справиться с масштабностью театра, отчего часто игра киноактёра в театре мелка и маловыразительна.

Мне кажется, что всё это происходит не в связи со «специфичностью», а только потому, что часто актёры замыкаются в своём жанре, ограничиваются привычными приёмами и технологией. В своём жанре они обрастают штампами, которые особенно чувствуются, если они начинают работать в другом. Я глубоко уверен, что талантливого и пытливого актёра работа в разных жанрах обогащает.

Разве нечему поучиться киноактёру в театре? Здесь он осознаёт сквозное действие , осознаёт необходимость большой подготовительной работы, в которой почувствует ритмический строй роли, особенности её действенной линии. Здесь он почувствует и познаёт обогащающую силу живого контакта со зрителем. После знакомства с театром и по возвращении к работе в кино ему вовсе не нужно будет играть театральными приёмами, но его кинематографическая актёрская техника обогатится знанием театральной актёрской техники, которая принесёт ему пользу и в работе над ролью в фильме.

Театральный же актёр, поработавший в кино, уже вкусил прелесть первых планов, прелести игры тонкими и мягкими приёмами, свойственными кино, и если он творчески-пытливый актёр, то будет стараться перенести все эти приёмы и возможности и на свою работу в театре.

Я по личному опыту скажу, что неправы те, кто считает, что эстрадное чтение налагает отрицательный отпечаток на работу актёра в театре. Актёр, мол, начинает работать на сцене эстрадными приёмами, обращается к залу, привыкает связываться с публикой, а не с партнёрами.

Плохой актёр и плохой чтец, может быть, и будут так поступать. Невнимательные и непытливые актёры, может быть, и перенесут автоматически прием эстрады - связь с публикой - на свою работу в театре. И это будет плохо. Но разве пытливому актёру не стоит перенести на сцену театра не эти, а совсем другие приёмы и возможности художественного чтения.

Скажем, ту возможность о т д е л к и исполнения, мягкости, правды в живом общении со зрителем на концертной эстраде в такую же правду общения с партнёром в театре, в правду своего поведения на сцене. Чтец выступает на эстраде один, к нему приковано внимание всего зала, он особенно ответствен за каждую свою секунду пребывания перед зрителем. Он не может спрятаться в своей неотработанной роли за партнёра, за другие компоненты спектакля. На эстраде особенно требуется отработанность исполняемого произведения. Такую именно отработанность должен перенести актёр и на сцену, требуя аналогичной отработки и у партнёра.

Таким образом, у пытливого актёра растёт его мастерство и требовательность к самому себе и своим товарищам партнёрам.

Для меня работа над художественным словом имела громадное значение прежде всего потому, что это была работа именно над словом, которое очень отставало у актёров театра Мейерхольда , как и внутренняя техника».

Ильинский И.В., Сам о себе, М., «Всероссийское театральное общество», 1961 г., с. 284-285.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Цитаты альберта эйнштейна о религии Что говорил альберт эйнштейн о боге
« Разгон и прекращение деятельности Верховного Совета Конфликт с верховным советом
Dead Rabbit RDA от HellVape