Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие «образовательного процесса. Образовательный процесс как система

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека.

Образовательный процесс представляет собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучаемых, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Главными компонентами образовательного процесса являются педагоги и воспитанники. Их взаимодействие в этом процессе (точнее, обмен деятельностями) своей конечной целью имеет овладение воспитанниками опытом, накопленным человечеством во всем его многообразии. Педагоги же осуществляют передачу этого опыта в виде определенной системы знаний, традиций, нравственных норм и принципов, обеспечивающих возможность нормальной жизни и деятельности человека в данном обществе. Поэтому образовательный процесс представляет собой сложную совокупность этих взаимодействий с учетом социальных требований к профессиональной компетенции и личностным качествам специалистов и других факторов, как это показано на рис. 22.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы, другими словами, качественное изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования, как это показано на рис. 22, непосредственно связана с процессом достижения цели, способами получения желаемого результата, с затраченными при этом усилиями и ресурсами, а также с условиями и формами организации образования.

Рис. 22. Общая структура взаимодейсвий
между компонентами образовательного процесса

Динамизм современного образовательного процесса характерен тем, что он развивается одновременно в различных направлениях. Поэтому его характеризуют такие свойства и тенденции, как гуманизация и гуманитаризация образования, его дифференциация и диверсификация, стандартизация и многовариантность, многоуровневость, а также усиление фундаментализации, компьютеризация и информатизация, индивидуализация обучения, непрерывность образования в течение всей активной трудовой жизни человека.

Поскольку образовательный процесс имеет диалектический характер, его развитие возможно как через разрешение неизбежно возникающих противоречий, так и эволюционным путем, то есть через совершенствование сложившейся образовательной системы.

Основным противоречием образовательного процесса является противоречие между социальным требованием к образованности человека, с одной стороны, и качеством, типом и уровнем его образования - с другой. Еще одно существенное противоречие состоит в том, что образование всегда базируется на некотором достигнутом уровне науки, техники и технологии, в то время как они сами непрерывно развиваются. Наконец, третье противоречие заключается в определенном несовпадении общественных целей и интересов с целями, стремлениями и интересами личности обучающегося.

Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно лишь непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, форме.

Какой же базовый процесс необходимо формировать в системе образования для обеспечения необходимой адекватности и соответствия уровня подготовки квалифицированных специалистов развитию общественного производства и динамике его инновационной сферы?

Основным навыком человека настоящего и последующих десятилетий должна стать его способность постоянно переобучаться, саморазвиваться, изменять старые шаблоны и стереотипы мышления и деятельности, искать и использовать новые. Система образования направлена на формирование и развитие человека. Она должна закладывать в нем эту способность к постоянному саморазвитию с тем, чтобы он был всегда востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. Для этого система образования должна четко представлять, какие специалисты окажутся затребованными не сегодня, а завтра и послезавтра, и, следовательно, готовить специалистов под будущие запросы. В этой связи ей необходимо формировать новые подходы, разрабатывать новые методики и новые педагогические технологии, создавать новые институты, которые бы обеспечивали реальные возможности для постоянного развития человека.

Образование выступает одновременно как индивидуальный и как коллективный (совокупный) результат . Этот результат предполагает развитие каждой личности как наивысшей ценности общества, развитие умственных ее способностей, высоких нравственных качеств, формирование активного гражданина, способного к сознательному общественному выбору, и обогащение на этой основе интеллектуального, духовного и культурного потенциала всего народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами.

Результатом образования является образованность членов общества, которая может быть общей и профессионально-содержательной. Так, средняя школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник же любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным, то есть профессиональным образованием.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, четко выделяя причины и следствия, мыслить. Главным критерием образованности человека выступают системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в его способности самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений, способности устанавливать причинно-следственные связи. Образованность предполагает также одновременно и воспитанность человека.

Термин “образованный человек” представляет собой понятие культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях глобализации и интенсивной коммуникации между странами, в условиях интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание сущности образованного человека для всех стран и континентов.

3.1. Школа осуществляет образовательный процесс в соот­ветствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней об­щего образования:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

3.1.1. Задачами начального общего образования является воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

3.1.2. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения сред­него (полного) общего образования, начального и среднего профессио­нального образования.

В рамках основного общего образования Школа организует и проводит предпрофильную подготовку учащихся 8 - 9 классов.

3.1.3. Задачами среднего (полного) общего образования являются
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных пред­ставителей), при наличии соответствующих условий в Школе, может быть введено обучение по различным профи­лям и направлениям.

На 3 ступени обучения - среднего (полного) общего образования, может осуществляться как универсальное (непрофильное), так и профильное обучение. При этом возможна кооперация старшей ступени школы с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

С целью осуществления профильного обучения учащихся 10 – 11 классов в рамках утверждённого учебного плана школы, составленного на основе базисного учебного плана, в дополнение к обязательным учебным предметам, вводятся элективные курсы, спецкурсы учебные предметы по выбору учащихся.


Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. Для обучающихся с большим учебным потенциалом, с целью развития их способностей, могут открываться факультативные курсы, предметные кружки, производиться предметные олимпиады, конкурсы творческих работ, создаваться научные общества обучающихся.

Для слабоуспевающих обучающихся обеспечиваются формы педагогической поддержки: организация классов компенсирующего обучения, организация индивидуальных занятий, консультации

3.3. Обучение и воспитание в Школе ведутся на русском языке.

3.4. Школа при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе за плату. Профессиональная подготовка в Школе может проводиться только с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей).

3.5.Текущий контроль успеваемости обучающихся Школы осуществляется учителями (педагогическими работниками) и определяется в соответствии с критериями по пятибалльной системе: «1», «2», «3», «4», «5» Учитель (преподаватель), проверяя и оценивая работы, в том числе контрольные, устные ответы учащихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Промежуточные итоговые оценки выставляются за четверть на I и II ступенях обучения, за полугодия – на III ступени обучения. В конце учебного года выставляются итоговые оценки. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной педагогическим советом Школы и утверждённой директором Школы.

Освоение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, а для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в форме государственного выпускного экзамена.

3.6. Результаты единого государственного экзамена признаются Школой, как результаты государственной (итоговой) аттестации.

Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения. Лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию выдают документы государственного образца об уровне образования, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Лицам, не завершившим образования соответствующего уровня (основное общее, среднее (полное) общее), не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

3.7. Освоение годовых образовательных программ в 2-8, 10 классах может завершаться промежуточной аттестацией обучающихся. Сроки проведения, порядок и форма атте­стации принимаются решением педагогического совета Школы, утверждаются директором Школы и доводятся до сведения учащихся и их родителей не позднее января теку­щего года. При промежуточной аттестации обучающихся может устанавливаться следующая система оценок:

1 класс – безотметочная система (качественное оценивание развития и успехов обучающихся)

2-9 классы – пятибалльное оценивание учебных достижений и бальное оценивание надпредметных достижений компетенций обучающихся;

10-11 классы – пятибалльное оценивание учебных достижений и бальное оценивание надпредметных достижений компетенций обучающихся, возможно введение зачетной системы.

3.8.Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, Школа создает условия для ликвидации обучающимся этой задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета Школы.

3.9. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу пре­дыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени об­щего образования.

3.10. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются (могут осваиваться) в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Школа может использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением отдельных, определенных законодательством РФ образовательных стандартов и требований.

3.11. Порядок организации получения образования в семье опреде­ляется Положением о получении образования в семье и настоящим Уставом.

3.12. Порядок организации получения общего образования в форме экстерната определяется Положением о получении общего образования в форме экстерната и настоящим Уставом.

3.13. Школа обеспечивает занятия на дому с учащимися, которым это необходимо в со­ответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья и на основании договора, заключенного между Школой и родителями (законными представителями) учащегося. В соответ­ствии с инструкциями Министерства образования РФ выделяется необходимое количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом опре­деляется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.

3.14. Учебный год в Школе, как правило, начинается 1 сентяб­ря. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступе­нях общего образования составляет не менее 34 недель без учета госу­дарственной (итоговой) аттестации, в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для учащихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

3.15. Режим занятий в Школе определяется Управляющим Советом и устанавливается следующим образом:

а) начало уроков в I смене – не ранее 8.00 ч. (устанавливается приказом директора школы ежегодно), продолжи­тельность урока – 45 минут (за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется СанПин РФ); продолжительность перемены между уроками – устанавливается ежегодно приказами директора Школы в соответствии с нормами СанПиН РФ.

б) при наличии в Школе двухсменных занятий во II смене не могутобучаться учащиеся 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов.

в) начало занятий групп продленного дня в I смене – не ранее 8.00 ч., во II сме­не - после окончания последнего урока первой смены

г) учащиеся питаются в соответствии с утвержденным директором Школы графиком.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

Для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

Для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;

Для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком возможен перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч.

3.16. Количество классов в Школе определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся, для сельских учреждений 14 человек.

3.17. При проведении занятий по иностранному языку во 2-11-х классах, информатике и вычислительной технике, трудовому обучению в 5-11-х классах, физической культуре в 10-11-х классах, физике и химии (во время практических занятий) производится деление классов на две группы при наличии в классе 20 человек.(для городских 25)

При наличии у Школы необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при изучении указанных предметов, а также первой ступени общего образования при изучении иностранного языка. Учащиеся проходят обязательную подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) образования.

3.18. В Школе, по согласованию с управлением образования и с учетом интересов родителей (законных представителей), могут открываться классы компенсирующего обучения.

Управление образование, по согласованию с учредителем, могут открывать в Школе специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется управлением образования только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

3.19.Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства участников образовательного процесса и всех работников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается.

3.20. Школа может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих ее статус на основе договора с родителями (законными представителями) учащихся:

К числу платных дополнительных образовательных услуг относятся:
- изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом, по выбору обучающихся;
- занятия по углубленному изучению предметов;
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- курсы по подготовке к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения;
- курсы по подготовке детей к школе;

Создание различных групп по программам дополнительного образования детей;
- организация секций и групп по укреплению здоровья обучающихся

Другие платные образовательные услуги не противоречащие законодательству;

Платные образовательные услуги оказываются на материальной базе Школы в свободное от основных занятий время, согласно расписания.

По договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями. Школа может проводить допрофессиональную и профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности и реализовывать дополнительные образовательные услуги (в том числе и платные) по программам следующих направлений:
- художественно-эстетическое,

Военно- патриотическое

Туристско- краеведческое,

Научно-техническое;
- эколого- биологическое,

Физкультурно-спортивное;

Культурологическое

Естественнонаучное

3.20.1. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг:

· Доход от указанной деятельности Школы реинвестируется в школу. Такая деятельность Школы не является предпринимательской.

· Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджета.

· Потребность в платных образовательных услугах определяется путем изучения запросов учащихся и родителей (законных представителей).

· Перечень предоставляемых платных образовательных услуг определяется Управляющим Советом.

· Школа получает лицензию на дополнительные платные услуги, которые сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Информация о платных образовательных услугах и порядке их оказания предоставляется родителям в полном объеме на основании закона РФ «О защите прав потребителей», а также в соответствии с требованиями «Правил оказания платных образовательных услуг».

· Школа предоставляет платные дополнительные образовательные услуги, устанавливает цены и тарифы (утверждаемые Учредителем) на оказание услуг и выполнение работ на уровне рыночных с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материально-технической базы учреждения.
Директором Школы издается приказ об организации платных дополнительных образовательных услуг.

· Школа имеет право привлекать организации и лиц, имеющих лицензии на образовательную деятельность для оказания платных дополнительных образовательных услуг.

3.22.Школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность:

1) За невыполнение функций, отнесенных к компетенции Школы.

2) За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

3) За качество образования своих выпускников.

4) За жизнь и здоровье учащихся и работников Школы во время образовательного процесса.

5) За нарушение прав и свобод учащихся и работников Школы.

6) За иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Школа несет ответственность и осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

Сущность образовательного процесса, его закономерности и движущие силы.

Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Образовательный процесс – целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др.

Современное российское образование развивается под воздействием целого ряда противоречивых тенденций – экономических, идеологических, общественных, иных. Отсюда – разнообразие определений и формулировок стратегических целей, содержания учебных программ, подходов к проверке качества образования и обучения. Сегодня в педагогической профессии доминирует подход когда, профессиональной ценностью становится объективное, точное знание и четкие правила передачи их ученику. Для учителей такого типа во все времена был актуален девиз “Знание – сила”, а любой результат процесса обучения или воспитания может быть оценен в системе “да – нет”, “знает – не знает”, “воспитан – не воспитан”, “владеет – не владеет”. При этом оценка качества знаний (поведения) переносится и на личность. В данном подходе всегда предполагается существование некоего внешнего, объективно заданного эталона (нормы, стандарта), по которому сверяется уровень обученности, воспитанности, профессиональной подготовки. Многообразными могут быть методики – от репродуктивных до интерактивных. Суть остается прежней: задача педагога – нахождение и передача алгоритма, позволяющего “завести” эталонное содержание в сознание и поведение ученика и обеспечить как можно более полное и точное его воспроизведение.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.

Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

Что же является движущей силой этого процесса, какая пружина приводит в движение все эти взаимосвязанные явления обучения?

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения – развивает умение и нравственно-волевые силы школьников.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

Закономерности образовательного процесса
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. Для выявления закономерностей целостного образовательного процесса необходимо проанализировать следующие связи: связи образовательного процесса с более широким общественными процессами и условиями; связи внутри образовательного процесса; связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития; между процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.); связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса.
Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.
6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия зависит от:
1) интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на
воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность образовательного процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных,
моральных, материальных и других) стимулов.

Комплексный подход к управлению образованием

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 14-ти научных подходов:

  • Комплексный
  • Интеграционный
  • Маркетинговый
  • Функциональный
  • Динамический
  • Воспроизводственный
  • Процессный
  • Нормативный
  • Количественный
  • Административный
  • Поведенческий
  • Ситуационный
  • Системный
  • Программно-целевой подход

Появление специальных публикаций и упоминаний о комплексном и системном подходах в нормативных актах и литературе относится к концу 60-х - началу 70-х годов XXстолетия. Библиография по этой теме к настоящему времени стала весьма обширной. Однако единого взгляда на Системный и комплексный подходы в теории управления пока нет. Одни авторы отождествляют системный и комплексный Подходы, другие трактуют системный подход как составную Часть комплексного, третьи, рассматривая проблемы системного подхода, вообще обходят стороной вопрос соотношения его с комплексным.

Комплексный подход при принятии управленческих решений учитывает важнейшие взаимосвязанные и взаимозависимые факторы внешней и внутренней среды организации - технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и др.

Сегодня хорошо известно, что в социальных системах отношения между людьми выходят за рамки строгого исполнения ими функциональных обязанностей, а взаимоотношения, складывающиеся между отдельными личностями, группами и коллективами, не ограничиваются очерченной компетенцией в пределах определенных видов деятельности. Большое влияние на них оказывают различные политические, экономические, психологические, правовые и иные факторы. Учет многосторонности, многоаспектности социальных явлений составляет главное содержание комплексного подхода к управлению. При комплексном подходе акцент делается на одновременном охвате всех аспектов изучаемого явления, исследовании совокупного их влияния в рассматриваемый момент времени. Комплексный подход к управлению предусматривает использование достижений экономической науки, философии, истории, психологии, права и других наук. Именно в максимальном охвате и учете всех разносторонних факторов, в многомерности оценки влияния окружающей действительности, в совокупном использовании достижений других отраслей знаний и заключается основная идея комплексного подхода к управлению.

Комплексный подход к управлению предполагает учет следующих основных аспектов: социально-политического, организационного, информационного, правового, психолого-педагогического .

В управлении образованием учет социально-политического аспекта выражается, прежде всего, в обеспечении в процессе организационной работы успешной реализации целей, стоящих перед организацией по ускорению социально-экономического развития страны.

С социально-политическим аспектом управления тесно связан организационный аспект. Он подразумевает формирование рациональной структуры организации, оптимальную расстановку сил и средств, определение и внедрение в практику системы деятельности мер, обеспечивающих надежную и эффективную ее работу. При этом организаторская работа не ограничивается только рамками такой функции управления как организация исполнения принятых решений. Значительная часть этой работы направлена на организацию правильного управления, обеспечение эффективного функционирования органов управления, организацию труда коллектива.

Следует, однако, иметь в виду, что обеспечить учет организационного аспекта невозможно, не принимая во внимание аспекта информационного. Государственное управление призвано поддерживать уровень организованности системы в условиях непрерывно изменяющейся обстановки.

Информационное обеспечение подразумевает создание массивов информации, которые используются в управлении. Профессионально организованное информационное обеспечение оказывает большое влияние на регламентацию рабочего процесса как руководителей, так и исполнителей, повышает производительность управленческого труда и его эффективность. Иными словами, совершенствование на научной основе информационного обеспечения управления и неизбежно связанные с претворением в жизнь этих усовершенствований организационные мероприятия способствуют выработке в действиях коллектива логической последовательности, алгоритмов осуществления мероприятий и операций. Чем полнее будет информационное обеспечение процесса выработки и принятия решений, чем чаще руководители и исполнители в своих действиях будут ориентироваться на информацию, а не на интуицию, тем большей эффективности и качества труда достигнет коллектив.

Государственное управление невозможно без учета правового аспекта. Правовое регулирование деятельности участников управленческого процесса осуществляется, прежде всего, через:

  • четкую регламентацию их функциональных прав и обязанностей;
  • установление ответственности каждого из должностных лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных заданий и практических работ.

Это способствует повышению чувства ответственности руководителей и исполнителей, укреплению дисциплины, установлению порядка, когда субъект управления принимает решения в пределах своей компетенции и не допускает передачи своих обязанностей в другие инстанции с целью избежать ответственности. В противном случае превышение прав над обязанностями будет чревато проявлением волюнтаризма, а необеспеченность обязанностей правами приводит к неисполнительности.

Существенным элементом комплексного подхода к управлению организационной деятельностью является психолого-педагогический аспект, предполагающий использование в управлении достижений таких наук, как социальная психология, психология личности, психология труда, педагогика.

В государственном управлении немаловажное значение имеет учет социально-психологических факторов: черт личности отдельных работников, мотивов деятельности, занимаемых работниками социальных позиций, роли в коллективе, сложившихся неофициальных отношений и т.д. Эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальный подход, основывающийся на знании личных качеств и мотивации труда каждого работника, активизации человеческого фактора. Велика воспитательная нагрузка и влияние на эффективность управления стиля деятельности руководителей.


Педагогический процесс как система

Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) – закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

Педагогический процесс – специально организованное развивающееся взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на достижение целей образования, становление личности и индивидуальности воспитуемых.

В педагогических трудах используются также термины «учебно-воспитательный процесс» и «образовательный процесс», чаще как синонимичные понятию «педагогический процесс», хотя делаются попытки развести содержание данных понятий.

Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую из ряда подсистем, взаимосвязанных друг с другом – см. рисунок 1.

Рисунок 1 – Педагогический процесс как система (по И. П. Подласову)

Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, в ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. При этом каждая из подсистем имеет свои особенные черты.

Процесс обучения – систематическое целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащегося, направленное на присвоение последним знаний, умений и навыков, способов самообразования.

Процесс воспитания – систематическое целенаправленное взаимодействие преподавателя и воспитанников, направленное на присвоение последними системы отношений к миру и самому себе.

Процесс развития – систематическое целенаправленное взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на стимулирование физического и психического развития последнего.

Педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов обучения, воспитания и развития, отдельных их компонентов, а качественно новое образование, характеризующееся целостностью, общностью, единством.

Педагогический процесс может быть проанализирован и с позиций деятельностного подхода. В приведенных выше определениях педагогического процесса и составляющих его процессов обучения, воспитания и развития прослеживается взаимодействие двух субъектов , подчеркивается важность так называемых субъект-субъектных отношений . Педагогическая деятельность имеет существенное отличие от других видов трудовой деятельности, она направлена на особый «объект» – воспитанника, являющегося субъектом педагогического процесса. Действительные результаты педагогической деятельности могут быть достигнуты только в том случае, если преподаватель сумел обеспечить взаимодействие с учащимся, включить его в деятельность и общение, соответствующие педагогическому замыслу. То есть педагогическая деятельность – это своеобразная метадеятельность, связанная с организацией деятельности другого человека. Причем речь идет именно о деятельности студента (не о действиях, совершаемых по указанию преподавателя), что невозможно без мотивации и целевых установок обучаемого.

Основными общими характеристиками педагогического процесса являются: целенаправленность, системность, двусторонний характер, динамизм, творческий характер, целостность.

Специфика педагогического процесса в высшей школе

· целевая установка на профессиональную подготовку;

· более широкое взаимодействие преподавателей и студентов;

· тесная связь с научным исследованием;

· выше доля самостоятельной работы студентов;

· задачи воспитания решаются преимущественно в учебном процессе;

· сочетание теоретической и практической подготовки студентов.

Основными компонентами педагогического процесса (см. рис. 2) являются следующие:

· целевой (цели и задачи),

· организационно-деятельностный (методы, формы, средства),

· контрольно-результативный (контроль и диагностика качества результатов образования).

Педагогические цели и задачи подразделяются на иерархически связанные общие (обучение, воспитание, развитие), особенные (решаемые средствами преподаваемого предмета), частные (решаемые средствами конкретного занятия).

Рисунок 2 – Структура педагогического процесса (по В. И. Смирнову)

Функции, движущие силы, этапы педагогического процесса

При выборе содержания и способов педагогического взаимодействия педагог должен ориентироваться на:

· мотивирование деятельности обучаемых (воспитанников);

· стимулирование их развития (интеллектуального, духовного, физического);

· активизацию деятельности студента, самореализацию им своих возможностей и способностей;

· гуманистический характер взаимоотношений с обучаемыми;

· обеспечение присвоения студентами не только знаний, умений и навыков, но системы ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.

В реальном педагогическом процессе всегда реализуются обучение, воспитание, развитие. Тем не менее широкое употребление имеют словосочетания: учебный процесс, воспитательная работа, развивающее обучение, воспитывающее обучение. Что они означают? Ответ на вопрос следует искать в понимании функций педагогического процесса как целостного педагогического явления.

Функция педагогического процесса – назначение, роль, ради которой возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс. Выделяют следующие функции педагогического процесса: обучающая, воспитательная, развивающая, контролирующая, социализирующая, а также методологическая, методическая, профессиональная. Последние три функции в большей мере присущи педагогическому процессу в высшей школе. Обучающая функция реализуется через организацию присвоения обучаемым знаний и способов деятельности. Воспитательная функция заключается в ценностно-смысловой ориентации педагогического процесса, в развитии системы ценностных отношений к миру и самому себе. Развивающая функция связана с обеспечением развития у обучающихся физических качеств, познавательных процессов, активности, интересов, способностей. Социализирующая функция проявляется в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения Функция контроля служит обеспечению обратной связи в педагогическом процессе (педагог получает информацию о ходе процесса и его результатах и корректирует педагогический процесс, обучающийся, рефлексируя, оценивает свои достижения и промахи).

Методологическая функция связана с ориентацией учебного процесса на развитие научного мировоззрения студентов, включающего представления о принципах и методах научного познания. Методическая функция связана с необходимостью учета специфики преподаваемой дисциплины при разработке содержания и методики проведения занятий. Профессиональная функция означает ориентацию педагогического процесса (не только по дисциплинам профессионального блока, но и по общеобразовательным) на приобретаемую студентами профессию.

Специфика педагогического процесса связана с доминированием тех или иных функций. Так, ведущей функцией учебного процесса является обучающая, а сопутствующими – воспитательная и развивающая. Доминирующей функцией воспитательной работы является воспитательная, сопутствующими – обучающая и развивающая. Термин развивающее обучение означает целенаправленную работу педагога по развитию обучаемых (например, по формированию и развитию логических умений). Воспитывающее обучение связано со специальной организацией осмысления студентами тех или иных ценностных ориентиров (приобретением ими собственного смысла тех или иных ценностей).

Доминирование той или иной функции педагогического процесса накладывает свой отпечаток на специфику содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания.

Педагогический процесс есть развивающееся взаимодействие двух субъектов. Противоречия , объективно возникающие в этом взаимодействии, и являются движущими силами , то есть источниками развития. Это два рода противоречий: а) между усложняющимися задачами, которые ставит педагог, и возможностями студента в их решении, б) между обновляющимися потребностями воспитанника и регулируемыми педагогом возможностями их удовлетворения.

Первого рода противоречия имеют разные варианты: между наличным и требуемым уровнем знаний студентов, между знаниями и умениями их применять по образцу, между знаниями, умениями действовать по образцу и осуществлением творческой деятельности, между уровнями сформированности отношений (более высоким, требуемым, и более низким, наличным).

Второго рода противоречия связаны с необходимостью учета педагогом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, уровня их мотивации, познавательной и иной активности. Этапами целостного педагогического процесса являются:

1) проектирование (определение целей, задач, составление планов, рабочих программ);

2) подготовка (моделирование процесса с учетом реальных условий);

3) организация (осуществление совместной деятельности педагога и студентов, определение ее эффективности);

4) корректировка (внесение изменений);

5) подведение итогов (диагностика результатов, выявление успехов и неудач, определение их причин, перспектив).

Воспитательные системы

Следует обратить внимание на то, что педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. К системам, в которых осуществляется педагогический процесс, относятся система образования в целом, региональная система образования, вуз, факультет и др. Такие системы получили название воспитательных (или образовательных). Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних и внутренних условиях.

Воспитательная система образовательного учреждения (рис. 3) включает следующие компоненты: «цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы» (Караковский В. А., Новикова JI. И., Селиванова И. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996).

Рисунок 3 – Воспитательная система образовательного учреждения

Функционирование воспитательной системы вуза обеспечивает координацию взаимодействия всех се субъектов, к которым относятся не только преподаватели и студенты (как в педагогическом процессе), но и управленческие работники разных уровней (ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрой), вспомогательный персонал (инженеры, методисты, секретари, лаборанты), представители различных служб.

Воспитательная система вуза складывается из ряда соподчиненных подсистем, каждая из которых при общих целевых установках (общей образовательной политике) имеет свои особенности, это воспитательные системы вуза в целом, факультетов, курсов, групп.

Мотивация учения

Мотивация учения:

– совокупность мотивов учебной деятельности обучаемого;

– процесс побуждения к активной познавательной деятельности.

Познавательный интерес:

− положительное, эмоционально окрашенное отношение субъекта к процессу познания и его результатам.


Мотивация учения: стимулы познавательного интереса

1. Личность преподавателя

· увлеченность предметом;

· увлеченность преподаванием;

· живость, эмоциональность;

· логичность, доказательность рассуждений;

· заинтересованность в успехах обучающихся;

· опыт работы по специальности;

· разнообразие интересов;

· чувство юмора.

· профессиональная направленность содержания;

· доступность;

· яркие факты, занимательный материал;

· примеры из собственного опыта работы;

· примеры из студенческой практики;

· проблемность;

· показ перспектив в обучении;

· значимость материала в жизни студентов;

· парадоксальность;

· формирование общеучебных и интеллектуальных умений

3. Организация деятельности:

· разнообразие методов, приемов, форм, технологий организации деятельности студентов;

· свобода выбора;

· игра, соревновательность;

· наглядность;

· дискуссионность;

· практическая направленность;

· организация деятельности в контексте профессиональной;

· создание ситуации успеха;

· поощрение достижений;

· использование других интересов.

4. Особенности группы:

· интеллектуальный фон группы;

· уровень проявления интереса к учению;

· наличие других мотивов, принятых в группе.

Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.



Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

ЛЕКЦИЯ № 6. Сущность, противоречия и логика

Образовательного процесса

В отношении структуры образовательного процесса можно поставить следующие вопросы.

1. Какая деятельность и какая информация развертывается в каждом фрагменте?

2. Какая деятельность в каждом фрагменте культивируется?

3. Подразумевают ли они друг друга?

4. Как именно эти фрагменты подразумевают друг друга?

В отношении анализа реального образовательного процесса выдвинутые принципы ставят следующие вопросы:

1) насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение в информацию (и, следовательно, насколько его организация основана на внутренней логике архива – научных, теоретических тезисах);

2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность, т. е. насколько составляющие образовательного процесса вместе представляют из себя функциональное целое;

3) даже если образовательный процесс представляет из себя функциональное целое своих частей, то насколько реально осуществляется функционализация информации, соответствующей этим частям.

Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются:

1) желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во введение в «знание», а не в деятельность. С одной стороны, при этом не происходит нормального культивирования деятельности, так как эта стратегия дезориентирует учащегося. С другой стороны, не происходит и функционализации информации, а следовательно она не превращается в знание;

2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого;

3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в культивировании деятельности и, соответственно, подачи информации, не сообразуясь с тем, как она связана с другими частями;

4) искушение не сообразовываться с тем, насколько реально осуществляется функционализация информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией.

Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом – проблема воспроизводства функциональности знания. Поскольку знание остается знанием до тех пор, пока сохраняется его реальная функциональность в деятельностной структуре сознания, то, следовательно, знание, функционализированное однажды, требует постоянного воспроизводства своей функциональности для того, чтобы оставаться знанием. Для анализа реального образовательного процесса это ставит вопрос о том, какие элементы знания сохраняют свою функциональность в течении всего процесса и как их функциональность изменяется.

Основным искушением для образовательного процесса здесь является желание разделить информацию на крупные функциональные блоки (например, логика, систематика и т.п.) и давать эти блоки сразу целиком, но:

1) величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и, следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание;

2) то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ развертки будет обречен на поверхностность.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой