Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Первый святой в мире. Православные Святые: список по годам жизни

Согласно христианской религии, Бог каждому из христиан дает двух ангелов. В творениях св. Феодора Едесского поясняется, что один из них - ангел - хранитель - хранит от всякого зла, помогает делать добро и охраняет от всяких несчастий. Другой ангел - угодник Божий, имя которого дается при крещении, - ходатайствует за христианина перед Богом. К посредничеству своего Ангела надо прибегать в разных случаях в жизни, он помолится за нас перед Богом. Кроме того, христианская традиция определила, какие святые угодники могут помочь в определенных ситуациях, если обратиться к ним с верой и надеждой на разрешение ситуации. Например, об удаче в кузнечных делах на Руси обращались к покровительству бессребреников и чудотворцев Козьмы и Демьяна, святых братьев - ремесленников и врачевателей. Против гордости молились преподобному чудотворцу Сергию Радонежскому и Алексию Божьему человеку, известным глубоким смирением. Молитвы строились, например, так: «Преподобный Серафим Саровский, мученики Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские, святые целители ног, ослабьте недуги мои, укрепите силы и ноги мои!».
Православные христиане имели святых покровителей, помогающих и в плену у врага (праведный Филарет Милостивый по молитве выводит бодрствующих из плена), и в покровительстве всему государству (великомученик Георгий Победоносец, в честь которого учреждена государственная награда за заслуги перед отечеством «Георгиевский Крест»), и даже в рытье колодцев (великомученик Федор Стратилат).
Многие святые и великомученики при жизни знали врачебное искусство и с успехом применяли его для исцеления страждущих (например, мученики Кир и Иоанн, преподобный Агомит Печерский, мученик Диомид и другие). К помощи других святых прибегают потому, что при жизни они испытали аналогичные страдания и получили исцеление упованием на Бога.
Например, равноапостольный князь Владимир (XI век) страдал глазами и выздоровел после Святого Крещения. Молитвы достигают успеха только с верою в силу их ходатайства перед Богом, от которого и получают верующие помощь. Для большей успешности молитвы заказывали молебен в церкви с водосвятием.
Вашему вниманию предлагается перечень святых, которые прославили себя помощью людям в избавлении от недугов телесных и душевных. Надо отметить, что святые целители помогают не только единоверцам, но и другим страждущим. Например, известен случай излечения митрополитом Московским Алексием (XIV век) жены хана Чанибека Тайдулы от глазных болезней. Именно святому Алексию молятся о даровании прозрения.
Предлагаемый список заступников в болезнях не претендует на полноту, в него не включены чудотворные иконы, Архангелы - покровители христиан на разных стадиях жизни. Здесь только информация о святых - целителях. После имени святого в скобках указаны цифры - век жизни, кончины или приобретения мощей церковью (римской цифрой) и день, когда чтится православной церковью память этого святого (по новому стилю).

Священномученик Антипа (I в., 24 апреля). Когда был брошен мучителями в раскаленного медного быка, просил Бога о благодати лечить людей от зубной боли. Упоминание об этом святом есть в Апокалипсисе.

Алексий Московский (XIV в., 23 февраля). Митрополит Московский еще при жизни исцелял от глазных болезней. Ему молятся для избавления от этого недуга.

Праведный отрок Артемий (IV в., 6 июля, 2 ноября) был придавлен гонителями веры огромным камнем, потеснившим внутренности. Большую часть исцелений получили страждущие от болей в желудке, а также от грыжи. От мощей получали исцеление христиане при тяжелых болезнях.

Агапит Печерский (XI в., 14 июня). При лечении не требовал платы, потому прозван «врачом безмездным». Оказывал помощь болящим, в том числе безнадежным.

Преподобному Александру Свирскому (XVI в., 12 сентября) был дан дар целительства - из двадцати трех его чудес, известных по житию, почти половина относится к исцелению парализованных больных. После его смерти этому святому молились о даровании детей-мальчиков.

Преподобный Алипий Печерский (XII в., 30 августа) еще при жизни имел дар исцеления проказы.

Андрей Первозванный , святой апостол из Вифсаиды (I в., 13 декабря). Он был рыбаком и первым апостолом, последовавшим за Христом. Апостол отправился проповедовать Христову веру в Восточные страны. Прошел он места, где позже возникли города Киев, Новгород, и через земли варягов в Рим и Фракию. Много чудес он совершил в городе Патры: слепые прозревали, больные (в том числе жена и брат правителя города) исцелялись. Тем не менее правитель города приказал распять святого Андрея, и он принял мученическую смерть. При Константине Великом мощи были перенесены в Константинополь.

Блаженный Андрей (X в., 15 октября), принявший на себя подвиг юродства, сподобился дара прозрения и целительства лишенных разума.
Преподобный Антоний (IV в., 30 января) расстался с мирскими делами и вел в пустыне подвижническую жизнь в полном уединении. Ему следует молиться о покровительстве немощным.

Мученики Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские (Литовские) (XIV в., 27 апреля) приняли святое крещение от пресвитера Нестора, за что были подвергнуты пыткам - дело происходило в XIV веке. Молитва этим мученикам дает исцеление при болезнях ног.

Великомученица Анастасия Узорешительница (IV в., 4 января), христианка - римлянка, сохранившая девственность в супружестве из-за мучавших ее болезней, помогает роженицам в разрешении от трудного бремени.

Мученица Агриппина (6 июля), римлянка, жившая в III веке. Святые мощи Агриппины были перенесены из Рима на о. Сицилию по откровению свыше. От святых мощей многие больные получили чудесное исцеление.

Преподобная Афанасия - игуменья (IX в., 25 апреля) в миру замуж выходить не хотела, желая посвятить себя Богу. Однако по воле родителей она вступила в брак дважды и только после второго брака удалилась в пустыню. Жила она свято, и ей надо молиться о благополучии второго брака.

Мученики благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид, XI в., 15 мая и 6 августа), первые русские мученики - страстотерпцы постоянно оказывают молитвенную помощь родной земле и страждущим болезнями, особенно при болезнях ног.

Блаженный Василий , московский чудотворец (XVI в., 15 августа) помогал людям, проповедуя милосердие. Мощи Василия Блаженного в царствование Федора Иоанновича приносили чудо исцеления от болезней, особенно от глазных болезней.

Равноапостольный князь Владимир (в святом крещении Василий, XI в., 28 июля) при мирской жизни почти ослеп, но после крещения выздоровел. В Киеве он прежде всего крестил своих детей в месте, которое называется Крещатиком. Этому святому молятся для исцеления от глазных болезней.

Василий Новгородский (XIV в., 5 августа) - архипастырь, известный тем, что во время эпидемии язвы, также известной под названием черной смерти, выкосившей почти две трети жителей Пскова, пренебрег опасностью заражения и явился в Псков успокоить и утешить жителей. Доверившись успокоению святителя, граждане смиренно стали дожидаться конца бедствия, которое вскоре действительно наступило. Мощи святителя Василия Новгородского находятся в Софийском соборе в Новгороде. Молитву святому Василию приносят для избавления от язвы.

Преподобному Василию Новому (X в., 8 апреля) приносят молитву для исцеления от лихорадки. Святой Василий еще при жизни имел дар исцелять больных лихорадкой, для чего больному надо было сесть рядом с Василием. После этого больному становилось легче, и он выздоравливал.

Преподобному Василию - исповеднику (VIII в., 13 марта), вместе с Прокопием Деканомитом, заключенному в темницу за иконопочитание, молятся для избавления от тяжелой одышки и вздутия живота.

Священномученик Василий Севастийский (IV в., 24 февраля) молил Бога о возможности исцеления больных горлом. Ему следует молиться при болезнях горла и в опасности удушения костью.

Преподобный Виталий (VI-VII вв., 5 мая) при жизни занимался обращением блудниц. Ему приносят молитву для искупления от плотской страсти.

Мученик Вит (IV в., 29 мая, 28 июня) - святой, пострадавший во времена Диоклетиана. Ему молятся для избавления от падучей (эпилепсии).

Великомученице Варваре (IV в., 17 декабря) молятся для спасения от тяжелых болезней. Отец Варвары был знатным человеком в Финикии. Узнав, что его дочь приняла христианство, он ее жестоко избил и заключил под стражу, а затем передал властителю города Илиополя Мартиниану. Девушку жестоко пытали, но ночью после пыток в темницу явился сам Спаситель, и раны зажили. После этого святую подвергли еще более жестоким пыткам, обнаженную водили по городу, а затем обезглавили. Святая Варвара помогает преодолеть жестокие душевные мучения.

Мученик Вонифатий (III в., 3 января) при жизни страдал от пристрастия к пьянству, но исцелился сам и был удостоен мученической смерти. Ему молятся страждущие исцеления от страсти пьянства и от запоев.

Великомученик Георгий Победоносец (IV в., 6 мая) родился в христианской семье в Каппадокии, исповедовал христианство и призывал всех принять христианскую веру. Император Диоклетиан повелел подвергнуть святого страшным пыткам и казнить. Великомученик Георгий погиб, не доживши до тридцати лет. Одним из чудес, совершенных святым Георгием, было уничтожения змия-людоеда, жившего в озере близ Бейрута. Георгию Победоносцу молятся как помощнику в скорби.

Святитель Гурий Казанский (XVI в., 3 июля, 18 декабря) был невинно осужден и заключен в темницу. По прошествии двух лет двери темницы свободно растворились. Гурию Казанскому молятся для избавления от упорных головных болей.

Великомученик Димитрий Солунский (IV в., 8 ноября) в возрасте 20 лет был назначен проконсулом Фессалоникий-ской области. Вместо притеснения христиан святой стал учить жителей области христианской вере. Ему молятся о прозрении от слепоты.

Царевичу Дмитрию Угличскому и Московскому (XVI в., 29 мая) приносят молитву страдальцы для избавления от слепоты.

Святитель Димитрий Ростовский (XVIII в., 4 октября) болел грудной болезнью и умер от этой болезни. После его смерти его нетленные мощи помогают страдальцам, изнемогающим особенно от грудной болезни.

Мученик Диомид (III в., 29 августа) при жизни был врачевателем, бескорыстно помогавшим больным людям избавиться от недугов. Молитва этому угоднику поможет получить исцеление в болезненном состоянии.

Преподобный Дамиан , пресвитер и целебник Печерского монастыря (XI в., 11 и 18 октября), был позван пелебником еще при жизни «и те исцеляше больных молитвою и святым елеем». Мощи этого святого обладают благодатью исцелять больных.

Мученицы Домнина, Виринея и Проскудия (IV в., 17 октября) помогают в опасении постороннего насилия. Дочерей Домнины Виринею и Проскудию гонители христианской веры вели на суд, то есть на смерть. Чтобы спасти дочерей от насилия со стороны пьяных воинов, мать во время трапезы воинов вошла с дочерьми в реку как в могилу. Мученицам Домнине, Виринее и Проскудии молятся для помощи в предотвращении насилия.

Преподобная Евдокия, княгиня Московская (XV в., 20 июля), супруга Димитрия Донского, незадолго до кончины постриглась в монахини и получила в иночестве имя Евфросиния. Тело свое она изнуряла постами, но злословие не щадило ее из-за того, что лицо ее оставалось приветливым и веселым. Молва о сомнительности ее подвига дошла до сыновей. Тогда Евдокия сняла перед сыновьями часть одежд, и они были поражены ее худобой и иссохшей кожей. Святой Евдокии молятся для избавления от паралича и о прозрении очей.

Преподобный Ефимий Великий (V в., 2 февраля) жил в пустынном месте, время проводил в трудах, молитвах и воздержании - пищу принимал только в субботу и воскресенье, спал только сидя или стоя. Господь даровал угодника способностью совершать чудеса и прозорливостью. Молитвою он вызывал необходимый дождь, исцелял больных, изгонял бесов. Ему молятся во время голода, а также при супружеской бездетности.

Первомученица Евдокия (II в., 14 марта) приняла крещение и отреклась от своего богатства. За строгую постническую жизнь получила от Бога дар чудотворения. Ей молятся женщины, которые не могут забеременеть.

Великомученица Екатерина (IV в., 7 декабря) обладала необыкновенной красотой и умом. Она объявила о желании выйти замуж за того, кто превзойдет ее в богатстве, знатности и мудрости. Духовный отец Екатерины поставил ее на путь служения жениху небесному - Иисусу Христу. Приняв крещение, Екатерина удостоилась видеть Богоматерь с младенцем - Христом. Пострадала за Христа в Александрии, была колесована и обезглавлена. Святой Екатерине молятся о разрешении в трудных родах.

Преподобный Зотик (IV в., 12 января) во время эпидемии проказы выкупал прокаженных, осужденных по приказу императора Константина на смерть утоплением, у стражников и содержал их в отдаленном месте. Тем самым он спасал обреченных от насильственной смерти. Святому Зотику молятся для исцеления заболевших проказой.

Праведные Захария и Елизавета , родители святого Иоанна Предтечи (I в., 18 сентября), помогают страждущим в трудных родах. Праведный Захария был священником. Супруги жили праведно, но детей у них не было, так как Елизавета была бесплодна. Однажды к Захарии в храме явился ангел, который предсказал рождение сына Иоанна. Захария не поверил - и он, и его жена были уже в преклонном возрасте. За неверие на него напала немота, которая прошла только на восьмой день после рождения сына - Иоанна Крестителя, и он смог говорить и прославлять Бога.

Святитель Иона , митрополит Московский и всея Руси, чудотворец (XV в., 28 июня) - первый из митрополитов в России, избранный собором русских епископов. Святой и при жизни имел дар исцелять зубную боль. Ему молятся для избавления от этой напасти.

Иоанн Предтеча (I в., 20 января, 7 июля). Креститель рожден от святых Захария и Елизаветы. После рождества Христова царь Ирод приказал перебить всех младенцев, и потому Елизавета с младенцем укрылись в пустыне. Захария был убит прямо в храме, так как не выдал их убежища. После смерти Елизаветы Иоанн продолжал жить в пустыне, питался акридами, носил власяницу. В тридцать лет стал проповедовать на Иордане о пришествии Христа. Многие крестились у него, и этот день известен в народе как день Ивана Купалы. На рассвете этого дня принято было купаться, целебной считалась и роса, и лечебные травы, собранные в этот день. Креститель погиб мученической смертью через усекновение главы. Молитва этому святому может помочь при невыносимой головной боли.

Иаков Железноборовский (XVI в., 24 апреля и 18 мая) был пострижен Сергием Радонежским и удалился в Костромские пустынные места близ селения Железный Борок. Он при жизни имел дар исцеления больных. Несмотря на изнеможение в ногах, он дважды пешком ходил в Москву. Дожил до глубокой старости. Святому Иакову молятся об исцелении болезней ног и паралича.

Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в., 17 декабря) по клевете был подвергнут отсекновению руки. Молитва его перед иконой Богоматери была услышана, и отсеченная рука его во сне срослась. В знак благодарности к Деве Марии Иоанн Дамаскин серебряное изображение руки привесил к иконе Божией матери, отчего икона получила название «Троеручица». Иоанну Дамаскину дана благодать оказывать помощь в болях рук и при увечье рук.

Святитель Иулиан Кепоманийский (I в., 26 июля) еще при жизни исцелял и даже воскрешал младенцев. На иконе Иулиана изображают с младенцем на руках. Молитва святому Иулиану приносится при болезни младенца.

Преподобный Ипатий Печерский (XIV в., 13 апреля) при жизни был целебником и особо помогал врачевать женские кровотечения. Ему же молятся и о материнском молоке для младенцев.

Преподобный Иоанн Рыльский (XIII в., 1 ноября), болгарин, шестьдесят лет провел в уединении в пустыне Рыльской. Святому Иоанну Рыльскому молятся для исцеления от немоты.

Иоанн Киево - Печерский (I в., 11 января), младенец - мученик, рассеченный пополам, принадлежит к числу Вифлеемских младенцев. Молитва перед его гробом помогает при супружеском неплодстве. (Киево-Печерская Лавра).
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов (I в., 21 мая) - хранитель чистоты, целомудрия и помощник в писании икон.

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (XVII в., 26 января), был в миру земледельцем, во время голода два года жил в Нижнем Новгороде. В тридцать лет отказался от мира и провел 38 лет в Борисоглебском монастыре. Погребен там же в выкопанной им самим могиле. В затворе Иринарх проводил бессонные ночи, поэтому признано, что молитва святому Иринарху помогает при стойкой бессоннице.

Праведные Иоаким и Анна , родители девы Марии (22 сентября), до старости не имели детей. Они дали обет, если появится ребенок - посвятить его Богу. Молитвы их были услышаны, и в преклонном возрасте у них родился ребенок - Пресвятая Дева Мария. Поэтому при супружеском неплодстве следует молитву обращать святым Иоакиму и Анне.

Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан (Козьма и Демьян) (III в., 14 ноября), два брата изучили врачебное искусство и лечили, не требуя с больных платы, кроме веры в Иисуса Христа. Помогали во многих болезнях, лечили и глазные болезни, и оспу. Основная заповедь бессребреников: «Даром получили (от Бога) - даром и давайте!». Чудотворцы помогали не только больным людям, но врачевали и зверей. Молятся бессребреникам не только в случае болезней, но и о покровительстве вступающим в брак - чтобы брак был счастливым.

Мученик Конон Исаврийский (III в., 18 марта) еще при жизни лечил больных оспой. Особенно ценна была эта помощь для верующих в те времена, так как других средств еще не было известно. И после смерти молитва мученику Конону помогает в исцелении оспы.

Бессребреники мученики Кир и Иоанн (IV в., 13 февраля) при жизни врачевали бескорыстно разные болезни, в том числе оспу. Больные получали облегчение в недугах и чревных болезнях. Им следует читать молитву в болезненном состоянии вообще.

Блаженная Ксения Петербургская (XVIII-XIX вв., 6 февраля) рано овдовела. Скорбя по мужу, раздала все имущество и приняла обет юродства Христа ради. Обладала даром прозорливости и чудотворения, особенно исцеления страждущих. Почиталась еще при жизни. Канонизирована в 1988 году.

Мученик Лаврентий Римский (III в., 23 августа) при жизни был наделен даром давать прозрение слепым людям, в том числе слепым от рождения. Ему следует молиться об исцелении от болезней глаз.

Апостол и евангелист Лука (I в., 31 октября) изучал врачебное искусство и помогал людям в болезнях, особенно глазных. Написал Евангелие и книгу Деяний Апостолов. Изучал также живопись и искусство.

Мученик Лонгин Сотник (I в., 29 октября) страдал глазами. Он находился на страже у Креста Спасителя, когда кровь из прободенного ребра Спасителя капнула ему на глаза - и он исцелился. Когда ему была усечена глава, ослепшая женщина прозрела - это было первое чудо от его усеченной главы. Лонгину Сотнику молятся для прозрения очей.

Преподобный Марон Сирийский (IV в., 27 февраля) еще при жизни помогал больным лихорадкой или горячкой.

Мученик Мина (IV в., 24 ноября) помогает в бедах, немощах, в том числе при глазных болезнях.

Преподобному Маруфу, епископу Месопотамскому (V в., 1 марта - 29 февраля) молятся для избавления от бессонницы.

Преподобный Моисей Мурин (IV в., 10 сентября) в мирской жизни жил далеко не праведно - был разбойником и запойным пьяницей. Затем принял иночество и жил в монастыре в Египте. Скончался мученической смертью 75 лет отроду. Ему молятся для избавления от страсти к алкоголю.

Преподобный Моисей Угрин (XI в., 8 августа), венгр родом, «крепкий телом и прекрасный лицом», попал в плен к польскому королю Болеславу, но был выкуплен богатой польской молодой вдовой за тысячу гривен серебра. Эта женщина воспылала к Моисею плотской страстью и пыталась его соблазнить. Однако блаженный Моисей не изменил своей святой жизни, за что был брошен в яму, где его морили голодом и ежедневно били палками слуги госпожи. Поскольку и это не сломило святого, он был оскоплен. Когда король Болеслав умер, восставший народ побил притеснителей. В том числе была убита вдова. Святой Моисей же пришел в Печерский монастырь, где и прожил более 10 лет. Моисею Угрину молятся для укрепления духа в борьбе с плотской страстью.

Преподобному Мартиниану (V в., 26 февраля) блудница явилась в виде странницы, но он угасил свою плотскую похоть, ставши на раскаленные угли. В борьбе с плотской страстью святой Мартиниан проводил дни в изнурительных скитаниях.

Преподобная Мелания Римлянка (V в., 13 января) едва не умерла в мирской жизни от трудных родов. Ей молятся для благополучного разрешения от беремени.

Святитель Николай Чудотворец (IV в., 19 декабря и 22 мая) при жизни не только исцелял глазные болезни, но и возвращал зрение слепым. Его родители Феофан и Нонна дали обет посвятить родившегося у них ребенка Богу. С ранних. лет святой Николай усердно постился и молился, и творя добро, старался, чтобы об этом никто не знал. Был избран архиепископом Мирликийским. Во время паломничества в Иерусалим остановил бурю на море и спас (воскресил) матроса, упавшего с мачты. Во время гонения на христиан при Диоклетиане был брошен в темницу, но остался невредим. Святитель совершил много чудес, на Руси почитался особо: считалось, что он помогает при путешествиях по водам. Николу называли «морским» или «мокрым».

Великомученик Никита (IV в., 28 сентября) жил на берегах Дуная, был крещен софийским епископом Феофилом и успешно распространял христианскую веру. Пострадал при гонениях от готтов-язычников, которые пытали святого, а затем бросили в огонь. Тело его ночью нашел его друг, христианин Марион - оно было озарено сиянием, огонь его не повредил. Тело мученика предали земле в Киликии, мощи впоследствии перенесли в Константинополь. Святому Никите молятся об исцелении младенцев, в том числе и от «родимчика».

Святитель Никита (XII в., 13 февраля) был епископом Новгородским. Прославился чудесами, особенно в прозрении слепых. Люди с плохим зрением могут получить помощь обращением к этому святому.

Великомученик и целитель Пантелеймон (IV в., 9 августа) еще юношей изучил врачевание. Лечил бескорыстно именем Христа. Ему принадлежит чудо воскрешения мертвого ребенка, укушенного ядовитой змеей. Исцелял от различных болезней и взрослых, и детей, в том числе от чревных болей.
Преподобный Пимен Печорский Многоболезненный (XII в., 20 августа) с детства страдал различными болезнями и только в конце жизни получил исцеление от недугов. Преподобному Пимену молятся от исцеления от длительного болезненного состояния.

Благоверному князю Петру и княгине Февронии (XIII в., 8 июля), муромским чудотворцам, следует молиться о счастливом браке. При жизни муромский князь Петр, совершивши подвиг освобождения жены брата от змея, покрылся струпьями, но был исцелен рязанской простолюдинкой целительницей Февронией, на которой и женился. Супружеская жизнь Петра и Февронии была благочестивой и сопровождалась чудесами и добрыми делами. В конце жизни блаженные князь Петр и княгиня Феврония приняли иночество и были названы Давидом и Евфросинией. Умерли в один день. Верующие от раки их мощей получали исцеление от недугов.

Мученик Прокл (II в., 25 июля) считался врачевателем глазных болезней. Прокловой росой врачуют глазные болезни и изводят очный призор.

Мученица Параскева Пятница (III в., 10 ноября) свое имя получила от благочестивых родителей, потому что родилась в пятницу (по греч. «параскева») и в память о страстях Господних. В детстве Параскева лишилась родителей. Повзрослев, она дала обет безбрачия и посвятила себя христианству. За это она подвергалась гонениям, пыткам и умерла в мучениях. Параскева Пятница издавна особо почиталась в России, считалась покровительницей домашнего очага, целительницей детских болезней, помощницей в полевых работах. Ей же молятся о даровании дождя в засуху.

Преподобный Роман (V в., 10 декабря) при жизни отличался необыкновенным воздержанием, питаясь только хлебом с соленой водой. Он врачевал многие недуги весьма успешно, особенно прославился лечением супружеского бесплодия усердными молитвами. Ему молятся супруги при бесплодии.

Праведный Симеон Верхотурский (XVIII в., 25 сентября) лечил от продолжительной слепоты, являясь больным во сне. Также к его помощи прибегали в болезнях ног - сам святой совершил пеший переход из России в Сибирь при больных ногах.

Праведный Симеон Богоприимец (16 февраля) на сороковой день от Рождества принял в храме младенца Христа от Девы Марии с радостью и воззвал: «Ныне, Владыка, отпускаешь раба твоего с миром по слову Твоему». Ему было обещано упокоение, после того как он примет на руки святого младенца. Праведному Симеону молятся об исцелении больных детей и покровительстве здоровым.

Преподобный Симеон Столпник (V в., 14 сентября) родился в Каппадокии в христианской семье. В монастыре с подросткового возраста. Затем поселился в каменной пещере, где посвятил себя посту и молитве. К месту его подвижничества стекались люди, желающие получить исцеление и назидание. Для уединения изобрел новый вид подвижничества - поселился на столпе высотой четыре метра. Из восьмидесяти лет жизни сорок семь простоял на столпе.

Преподобный Серафим Саровский (XIX в., 15 января и 1 августа) взял на себя подвиг стоянничества: каждую ночь он молился в лесу, стоя на огромном камне с воздетыми руками. Днем молился в келье или на небольшом камне. Питался скудной пищей, изнуряя плоть. После откровения Божьей Матери начал врачевать страждущих, особенно помогал людям с больными ногами.

Преподобный Сергий Радонежский (XIV в., 8 октября), боярский сын, по рождению Варфоломей. Удивлял всех с раннего возраста - по средам и пятницам не пил даже материнское молоко. После смерти родителей в 23 года принял монашеский постриг. С сорока лет - игумен Радонежского монастыря. Жизнь святого сопровождалась чудесами, особенно исцелением немощных и больных. Молитва к святому Сергию исцеляет от «сорока недугов».

Преподобный Сампсон , священник и целитель (VI в., 10 июля). Ему была дана способность исцелять людей при разных болезнях по его молитвам к Богу.

Святитель Спиридон - чудотворец, епископ Тримифунтский (IV в., 25 декабря), прославился многими чудесами, в том числе доказательством триединства на Первом Вселенском Соборе в 325 году. Еще при жизни исцелял больных. Молитва этому святому может дать помощь в разных болезненных состояниях.

Мученик Сисиний (III в., 6 декабря) был епископом в городе Кизине. Подвергнут гонениям при Диоклетиане. Мученику Сисинию Бог даровал возможность исцелять больных лихорадкой.
Святитель Тарасий, епископ Константинопольский (IX в., 9 марта), был защитником сирот, обиженных, несчастных и обладал даром исцеления больных.

Мученик Трифон (III в., 14 февраля) за свою светлую жизнь был удостоен еще в отрочестве благодатью исцеления больных. В числе прочих напастей святой Трифон избавлял страждущих от храпа. Посланные эпарха Анатолии привели Трифона в Никею, где он испытал страшные мучения, был приговорен к смерти и скончался на месте казни.

Преподобная Таисия (IV в., 21 октября) при светской жизни прославилась необыкновенной красотой, которая сводила с ума поклонников, которые соперничали между собой, ссорились - и разорялись. После того как преподобный Пафнутий обратил блудницу, она три года провела затворницей в женском монастыре, замаливая грех блуда. Святой Таисии молятся об избавлении от навязчивой плотской страсти.

Преподобный Федор Студит (IX в., 24 ноября) при жизни страдал болезнями желудка. После смерти от его иконы многие больные получили исцеление не только от болей в желудке, но и от других чревных болезней.

Святой великомученик Федор Стратилат (IV в., 21 июня) стал всенародно известен, когда убил огромного змея, жившего в окрестностях города Евхаит и пожиравшего людей и скот. Во времена гонений на христиан при императоре Ли-кинии был подвергнут жестоким пыткам и распят, но Бог исцелил тело мученика и снял его с креста. Однако великомученик решил добровольно принять смерть за веру. По дороге на казнь больные, прикасавшиеся к его одеждам и телу, исцелялись и освобождались от бесов.

Преподобный Ферапонт Моизенский (XVI в., 25 декабря). От этого святого получают исцеление при глазных болезнях. Известно, например, что старец Прокопий, с детства болевший глазами и почти слепой, прозрел у гроба Ферапонта.

Мученики Флор и Лавр (II в., 31 августа) жили в Иллирии. Братья - каменотесы были очень близки друг другу по духу. Вначале они страдали страстью пьянства и запоя, затем они приняли христианскую веру и избавились от недуга. За свою веру они приняли мученическую смерть: их бросили в колодец и заживо засыпали землей. Еще при жизни Бог даровал им способность к целительству от разных болезней и от запоев.

Мученица Фомаида Египетская (V в., 26 апреля) предпочла смерть супружеской неверности. Опасающиеся насилия молятся святой Фомаиде, и она помогает в сохранении целомудрия.

Священномученик Харлампий (III в., 23 февраля) считается целителем от всех болезней. Он пострадал за христианскую веру в 202 году. Ему было 115 лет, когда он исцелял не только обычные болезни, но и чуму. Перед смертью Харлампий молился о том, чтобы его мощи предотвращали чуму и исцеляли болящих.

Мученики Хрисанф и Дария (III в., 1 апреля) еще до вступления в брак договорились в супружестве вести жизнь достойную, посвященную Богу. Этим святым молятся о счастливом и прочном семейном союзе.

Православные христиане чаще всего обращаются к святому, имя которого они носят, с просьбой помолиться о них перед Богом. Такого святого называют святым угодником и скоропомощником. Для общения с ним надо обязательно знать тропарь - краткое молитвенное обращение. Святых надо призывать с любовью и верой нелицемерной, лишь тогда они услышат просьбу.

Русские святые...Список угодников Божиих неиссякаем. Своим образом жизни они угодили Господу и благодаря этому стали ближе к вечному бытию. Каждый святой имеет свой лик. Данный термин обозначает категорию, к которой причисляют Божьего Угодника при его канонизации. К ним относятся великомученики, мученики, преподобные, праведные, бессребреники, апостолы, святители, страстотерпцы, юродивые (блаженные), благоверные и равноапостольные.

Страдания во имя Господа

Первые святые русской церкви среди угодников Божьих - это великомученики, которые пострадали за веру Христову, скончавшись в тяжких и долгих муках. Среди русских святых первыми причислены к данном лику были братья Борис и Глеб. Именно поэтому они называются первомучениками - страстотерпцами. Кроме того, русские святые Борис и Глеб были первыми канонизированы в истории Руси. Братья погибли в за престол, начавшейся после смерти князя Владимира. Ярополк, прозванный Окаянным, сначала убил Бориса, когда тот спал в шатре, находясь в одном из походов, а затем и Глеба.

Лик подобных Господу

Преподобные - это те святые, которые вели находясь в молитве, трудах и посте. Среди русских угодников Божьих можно выделить преподобного Серафима Саровского и Сергия Радонежского, Савву Сторожевского и Мефодия Пешношкого. Первым святым на Руси, канонизированным в этом лике, считается инок Николай Святоша. До принятия чина монашества он был князем, правнуком Ярослава Мудрого. Отказавшись от мирских благ, преподобный подвизался в иноки в Киево-Печерской лавре. Николай Святоша почитается как чудотворец. Считается, что его власяница (грубая шерстяная рубашка), оставленная после кончины, излечила одного болящего князя.

Сергий Радонежский - избранный сосуд Духа Святого

Особого внимания заслуживает русский святой 14 века Сергий Радонежский, в миру Варфоломей. Он родился в благочестивой семье Марии и Кирилла. Считается, что находясь еще в утробе матери, Сергий проявил свою богоизбранность. Во время одной из воскресных литургий еще не родившийся Варфоломей вскрикнул три раза. В то время его мать, как и остальные прихожане, была объята ужасом и смущением. После своего рождения преподобный не пил грудное молоко, если Мария вкушала в этот день мясо. По средам и пятницам маленький Варфоломей голодал и не брал материнскую грудь. Кроме Сергия, в семье было еще два брата - Петр и Стефан. Родители растили детей в православии и строгости. Все братья, кроме Варфоломея, хорошо учились и умели читать. И лишь младшему в их семье тяжело давалась грамота - буквы расплывались перед глазами, мальчик терялся, не смея вымолвить и слова. Сергий очень страдал от этого и усердно молился Богу в надежде получить способность читать. Однажды, вновь осмеянный своими братьями за неграмотность, он убежал в поле и встретил там старца. Варфоломей рассказал о своей печали и просил инока помолиться за него Богу. Старец дал мальчику кусочек просфоры, пообещав, что Господь обязательно дарует ему грамоту. В благодарность за этого Сергий пригласил инока в дом. Перед принятием трапезы старец попросил мальчика прочитать псалмы. Робея, Варфоломей взял книгу, боясь даже взглянуть на буквы, которые всегда расплывались у него перед глазами… Но чудо! - мальчик начал читать так, будто уже давно знал грамоту. Старец предсказал родителям, что велик будет их младший сын, так как он есть избранный сосуд Духа Святого. После такой судьбоносной встречи Варфоломей стал строго поститься и постоянно молиться.

Начало монашеского пути

В 20 лет русский святой Сергий Радонежский просил своих родителей дать ему благословение на принятие пострига. Кирилл и Мария упросили сына остаться с ними до самой их кончины. Не смея ослушаться, Варфоломей жил с родителями до тех пор, пока Господь не забрал их души. Похоронив отца и мать, юноша вместе со старшим братом Стефаном отправляются принимать постриг. В пустыне, называемой Маковец, братья возводят Троицкий храм. Стефан не выдерживает сурового аскетического образа жизни, которого придерживался его брат, и отправляется в другой монастырь. В это же время Варфоломей принимает постриг и становится иноком Сергием.

Троице-Сергиева Лавра

Известная на весь мир обитель Радонежскогокогда-то зародиласьвглухом лесу, в котором некогда уединился преподобный. Сергий ежедневно находился в Питался он растительной пищей, а гостями ему были дикие звери. Но однажды несколько монахов прознали о великом подвиге подвижничества, совершаемом Сергием, и решили прийти в обитель. Там эти 12 иноков и остались. Именно они стали основателями Лавры, которую вскоре возглавил сам преподобный. К Сергию за советом приезжал князь Дмитрий Донской, готовящийся к битве с татарами. После кончины преподобного спустя 30 лет были обретены его мощи, совершающие и по сей день чудо исцеления. Этот русский святой до сих пор невидимо принимает в свою обитель паломников.

Праведники и блаженные

Праведные святые заслужили Божью милость благодаря благочестивому образу жизни. К ним относятся как мирские люди, так и священнослужители. Праведными считаются родители Сергия Радонежского - Кирилл и Мария, которые были истинными христианами и научали православию своих детей.

Блаженные - это те святые, которые намеренно приняли образ людей не от мира сего, став подвижниками. Среди русских Угодников Божьих особо почитаются живший во времена Иоанна Грозного, Ксения Петербуржская, отказавшаяся от всех благ и отправившаяся на далекие скитания после смерти любимого мужа, Матрона Московская, прославившаяся даром ясновидения и исцеления при жизни. Считается, что сам И. Сталин, не отличавшийся религиозностью, прислушивался к блаженной Матронушке и ее пророческим словам.

Ксения - юродивая Христа ради

Блаженная родилась в первой половине 18 века в семье благочестивых родителей. Став совершеннолетней, она вышла замуж за певчего Александра Федоровича и жила с ним в радости и счастье. Когда Ксении исполнилось 26 лет, ее муж скончался. Не в силах перенести такое горе, она раздала свое имущество, облачилась в одежды мужа и ушла в долгие скитания. После этого блаженная не откликалась на свое имя, прося называть себя Андреем Федоровичем. «Умерла Ксения», - заверяла она. Святая стала скитаться по улицам Петербурга, изредка заходя пообедать к своим знакомым. Некоторые люди издевались над убитой горем женщиной и подтрунивали над ней, но Ксения все унижения переносила безропотно. Лишь однажды она проявила свой гнев, когда местные мальчишки закидали ее камнями. После увиденного местные жители прекратили издеваться над блаженной. Ксения Петербуржская, не имея крова, молилась по ночам в поле, а затем снова приходила в город. Блаженная незаметно помогала рабочим строить каменный храм на Смоленском кладбище. Ночью она неустанно укладывала в ряд кирпичи, способствуя скорейшему возведению церкви. За все благие дела, терпение и веру Господь одарил Ксению Блаженную даром прозорливости. Она предсказывала будущее, а также спасала многих девиц от неудачных браков. Те люди, к которым приходила Ксения, становились счастливее и удачливее. Поэтому каждый старался услужить святой и привести ее в дом. Ксения Петербуржская скончалась в 71 год. Похоронили ее на Смоленском кладбище, где недалеко находилась выстроенная ее же руками Церковь. Но и после физической смерти Ксения продолжает помогать людям. У ее гроба совершались великие чудеса: больные исцелялись, ищущие семейного счастья удачно женились и выходили замуж. Считается, что Ксения особо покровительствует незамужним женщинам и уже состоявшимся женам и матерям. Над гробом блаженной построили часовню, к которой до сих пор приходят толпы людей, просящие у святой заступничества перед Богом и жаждущие исцеления.

Святые государи

К лику благоверных причисляют монархов, князей и царей, которые отличились

благочестивым образом жизни, способствующим укреплению веры и позиции церкви. Первая русская святая Ольга как раз канонизирована в данной категории. Среди благоверных особо выделяются князь Дмитрий Донской, одержавший победу на Куликовом поле после явления ему святого образа Николая; Александр Невский, который не пошел на компромисс с католической церковью, чтобы сохранить свою власть. Он был признан единственным светским православным государем. Среди благоверных есть и другие известные русские святые. Князь Владимир - один из них. Его канонизировали в связи с его великой деятельностью - крещением всей Руси в 988 году.

Государыни - Божьи Угодницы

К благоверным святым также была причислена княгиня Анна, жена благодаря которой между Скандинавскими странами и Россией наблюдался относительный мир. При жизни она построила в честь так как при крещении получила именно это имя. Благоверная Анна чтила Господа и свято верила в него. Незадолго до своей кончины она приняла постриг и скончалась. День памяти - 4 октября по Юлианскому стилю, но в современном православном календаре эта дата, к сожалению, не упоминается.

Первая русская святая княгиня Ольга, в крещении Елена, приняла христианство, оказав влияние на его дальнейшее распространение по Руси. Благодаря своей деятельности, способствующей укреплению веры в государстве, ее причислили к лику святых.

Служители Господа на земле и на небе

Святители - это такие угодники Божии, которые были священнослужителями и за свой образ жизни получили особое расположение Господа. Одним из первых святых, причисленных к данному лику, стал Дионисий, архиепископ Ростовский. Прибыв с Афона, он возглавил Спасо-Каменный монастырь. Люди тянулись к его обители, так как он знал человеческую душу и всегда мог наставить нуждающихся на путь истинный.

Среди всех святителей, канонизированных особо выделяется архиепископ Мирликийский Николай Чудотворец. И хоть святой не имеет русского происхождения, он стал поистине заступником нашей страны, всегда находясь по правую руку от Господа нашего Иисуса Христа.

Великие русские святые, список которых продолжает пополняться и по сей день, могут покровительствовать человеку, если тот будет усердно и искренне им молиться. Обращаться к Угодникам Божьим можно в разных ситуациях - житейских нуждах и болезнях, или просто желая отблагодарить Высшие Силы за спокойную и безмятежную жизнь. Обязательно приобретите иконы русских святых - считается, что молитва перед образом является наиболее действенной. Также желательно, чтобы у вас была именная икона - образ того святого, в честь которого вы крещены.

«Каждый выбирает для себя, Женщину, религию, дорогу». Это известное стихотворение Юрия Левитанского как нельзя лучше определяет нашу жизнь. Мы выбираем - и мы несем ответственность. Одни отстаивают свои убеждения до конца, другие ищут более легкие дорожки, третьи избирают легкие пути и все дальше и дальше отходят от Истины. Великие Православные святые несли свой крест до конца, потому почитаются всеми верующими и служат примером того, как нужно служит Господу.

1. Василий Великий

Дата его рождение доподлинно неизвестна, но большинство источников датируют это событие 300 годом. Место рождения - одна из провинций Римской Империи - Каппадокия (город Кессария), находящаяся на востоке Малой Азии. Всю свою жизнь он посвятил служению Христу, являя образец аскетизма и строгости. Василия Великого не стало 1 января 379 года, потому в этот день (наряду с 30 января) православные чтят память святого, а его мощи выставлены по многих православных храмах.

Его еще называют Святым или Святителем. Родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарово (Киевский полк, Украинский гетманат). Его Вера в Господа была безграничной, а смерть свою, которая последовала 28 октября 1709 года, он встретил в молитве. Мощи святого находятся в Яковлевском храме (Ростов, справа от царских ворот).

3. Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон Саламинский, причисленный к лику Святителей и Чудотворцев, родился в деревне Аския, что на острове Кипр. Принято считать, что случилось это примерно в 270 году, а всю свою чистую и богоугодную жизнь он провел в кротости и смирении. Исцелял неизлечимые болезни и тратил весь свой небольшой достаток на помощь странникам и нищим. Святителя не стало 12 (25) декабря 348 года, а его мощи сейчас находятся в храме города Керкира (остров Корфа, Ионическое море).

4. Матрона Московская

Считается, что Господь избрал Матрону Димитриевну Никонову на служение еще до ее рождения, которое случилось в 1881 году в селе Себино (Епифановский уезд, Тульская губерния). Она была четвертым ребенком в очень небогатой, но благочестивой и честной семье, и всю свою долгую жизнь несла тяжелый крест, проявляя при этом покорность и смиренное терпение. Не стало святой 19 апреля (2 мая) 1952 года, а ее останки находятся на территории Покровского монастыря в Москве. Считается, что ее образ спасает тяжело больных, поэтому очень популярны .

Точная дата рождения блаженной не установлена (полагают, что это случилось между 1719 и 1730 годами в Санкт-Петербурге). После ранней смерти мужа (Ксении тогда было всего 26 лет) она избрала нелегкую стезю юродства, откликаясь все оставшиеся ей годы исключительно на его имя. Каких либо документальных свидетельств ее жизни не сохранилось, а днем поминовения святой традиционно считается 24 января (6 февраля). Ее мощи находятся в одноименной часовне на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

6. Серафим Саровский

Родился в 1754 году в весьма зажиточной семье 19 (30) июля 1754 года (Курск, Белгородская губерния). В раннем детстве перенес серьезную болезнь, однако явившаяся во сне Богородица даровала ему исцеление, после чего он решил посвятить всю оставшуюся жизнь служению. Был основателем и бессменным покровителем Дивеевской женской обители и пользовался безграничным уважением мирян. Скончался 2 (14) января 1833 года, а мощи святого покоятся в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Там же можно с его изображением.

7. Николай Чудотворец

Один из самых почитаемых Православной церковью святых родился в греческой колонии Патара (римская провинция Ликия) примерно в 270 году. Известен как защитник оклеветанных и покровитель моряков и купцов. Еще при жизни обрел славу умиротворителя и защитника, а несправедливо осужденные нередко находили в нем спасение. Не стало святого 6 (19) декабря 345 года, а его мощи покоятся в городе Бари (Италия).







Святые.

Святые - это христиане, с наибольшей полнотой осуществившие в своей жизни заповеди Христа о любви к Богу и ближнему. Среди святых были Апостолы Христовы и равноапостольные проповедники Слова Божия, преподобные монахи, праведные миряне и священники, святители-епископы, мученики и исповедники, страстотерпцы и бессребреники.

Святость и Канонизация.

Святость - отличительное свойство Человека, созданного по образу и подобию Божию. Святые, прославленные Церковью и почитаемые народом Божиим, не имеют духовной иерархии. Установление церковного почитания подвижников веры и благочестия обычно следует за почитанием народным.
Канонизации - это установления почитания святого. В церковной традиции процедура прославления в лике святых усопшего подвижника формировалась постепенно. В древнехристианской Церкви канонизации не было. Канонизация возникла позже, как реакция на проявления ложного благочестия уклонившихся в ересь. Акт канонизации не определяет небесной славы святых, а включает святого в годовой литургический круг. Канонизированным святым служат молебны, а не панихиды.

Жития Святых. История Составления Житийных Текстов.

Житие православных святых - это жанр православной, церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых, почитаемых православной церквью. В отличии от светских биографий жития святых выдержаны в определенных жанровых рамках, имеющих свои строгие каноны и правила.
Наука, занимающаяся изучением житий святых, называется агиографией .
Еще апостол Павел говорил: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13, 7 ). Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных, их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение.
Первые христиане записывали события из жизни первых святых подвижников. Затем эти повествования стали собирать в сборники, составленные по календарю, то есть, по дням почитания памяти святых.
Первые русские жития святых возникли в конце XI века. Это были жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Феодосия Печерского.
Жития православных святых, жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных Русской Православной Церковью, составляли святитель Димитрий Ростовский, святой митрополит Московский Макарий, Нестор Летописец, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет.
На современном русском языке Четьи-минеи были изданы только в 1900 году.
Жития святых объединялись в специальные сборники:
- Четьи-минеи – книги для чтения, где жития изложены по календарю на каждый месяц каждого года ("минеи" по-гречески – "длящийся месяц").
- Синаксарии - краткие Жития святых.
- Патерики - сборники повествований о подвижниках какой-либо обители.
Главное в содержании житий - это тайна святых и указание пути к святости. Жития святых, и краткие, и пространные – это памятники духовной жизни и, поэтому, поучительное чтение. Не следует, при чтении жития святого, видеть лишь сообщаемый факт, а нужно проникаться благодатным духом подвижничества.

Чины святости.

У каждого святого имеется церковный чин. По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на чины: Пророки, Святые Апостолы, Равноапостольные и Просветители, Святители, Мученики, Великомученики, Исповедники, Страстотерпцы, Преподобные, Юродивые Христа ради (Блаженные), Благоверные (Святые благоверные князья), Бессеребренники, Праведные, Чудотворцы, Местночтимые святые.

Пророки.

Избранники Божии, которым Бог открывал Свою волю. Они не только предсказывали грядущие события в политической и церковной жизни народа, но и обличали людей в грехах, и говорили от Лица Всевышнего, что необходимо делать для спасения здесь и сейчас. Но все же главным предметом пророческих предсказаний был обещанный Спаситель.


Святые Апостолы.

(В переводе - посланники, вестники) - это и первые ученики Иисуса Христа, из которых большинство принадлежат к числу двенадцати ближайших последователей, и другие, из числа семидесяти учеников. Апостолы Петр и Павел именуются первоверховными. Авторы Евангелия - Лука, Матфей, Марк и Иоанн - апостолами-евангелистами.
  • Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.

Святые Апостолы от 70-ти.

После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. (Лк. 10:1-2 )
Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год Его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам. Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресл детей Ноя, а в книге Чисел Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии ».
  • Апостол от 70-ти Иаков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ.

Равноапостольные и Просветители.

Святые, приведшие к Христу своею проповедью множество людей уже после времен апостольских. Это Христовы подвижники, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов.
  • Святой и Праведный Лазарь Четверодневный.

Святители.

Это патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости попечением о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов. Например: святители Николай Чудотворец , Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
  • Святитель и Чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский.

Мученики, Великомученики.

Мученики - это святые, принявшие мученическую смерть или потерпевшие гонения за Господа Иисуса Христа. Чин святых мучеников и исповедников с самого начала христианской эры исторически стал первым и наиболее почитаемым чином христианских святых. Мученики - это в буквальном смысле свидетели Христова Воскресения, и те, кто своими очами видел Воскресшего, и те, кто пережил Христово Воскресение на своем религиозном опыте. Претерпевшие особые жестокие страдания называются великомучениками. Замученные в сане епископа или священника называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) - преподобномучениками.

Исповедники, Страстотерпцы.

Исповедники - христиане, пострадавшие за Христа от гонителей православного вероучения. Например, святой Максим Исповедник. В России сложился отдельный чин святых - страстотерпцы. Это праведники, погибшие от рук убийц (Князья Борис и Глеб).

Сегодня все мы прекрасно знаем Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Сергия Радонежского и многих других Святых. Мы молимся им, празднуем дни их памяти, знаем их жития, называем в честь них своих детей при крещении. Но есть, такие Святые, которых мы не знаем. Дни памяти для нас проходят незаметно, а Их имена мы никогда не слышали, не говоря уже об их житии, хотя некоторым составлены службы, акафисты, написаны Их образа…

Иван Охлобыстин не нуждается в представлении. Известный российский актер не раз публично высказывал и подтверждал свою приверженность к православию. Об этом общественности стало известно ещё в 1997 году, когда он начал вести религиозную телепередачу «Канон». А в начале 2001 года, после выхода «Даун Хауса» с его участием, выяснилось, что Охлобыстин рукоположен в священники архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром (Икимом) в Ташкентской епархии.

Жена не смогла перенести ташкентскую жару, и после семи месяцев служения в конце года семья возвратилась обратно в Москву, где прошла презентация короткометражного фильма о князе Данииле. Тогда же президент Владимир Путин подарил Ивану именные золотые часы «За заслуги перед Отечеством», хотя тот так и не понял, за что именно - то ли за серию телефильмов «Жития святых», то ли за репортажи из воюющей Сербии, сделанные для программы «Канон»

Иван Охлобыстин еще в 2008 году написал интереснейшую статью, в которой он выбрал тринадцать самых, на его взгляд, почитаемых православных святых и объяснил, за что их чтут.

За что почитают: Он побил Ария за ереси, это произошло во время Вселенского cобора, и по правилам его тут же низложили за драку. Однако в эту же ночь Пресвятая Богородица явилась всем участникам Вселенского собора во сне и в категоричной форме распорядилась, чтобы его вернули. Николай Угодник был пламенный, неистово верующий человек, был добр, спас очень многих людей от несправедливых судебных тяжб.

Больше всего он известен тем, что раздаривает на Рождество подарки. А дело было так: его сосед разорился и собрался выдать своих дочерей замуж за нелюбимых, старых, но богатых. Когда Николай Угодник узнал об этой несправедливости, то решил отдать соседу все золото церкви, в которой был епископом. Узнал он об этом как раз под Рождество. Николай Угодник пошел в храм, собрал золото, но его было много, в руках не унести, и тогда он решил насыпать все в носок, а носок перекинул соседу. Сосед смог расплатиться с кредиторами, и девчата его не пострадали, а традиция дарить рождественские подарки в носках сохранилась до сих пор.

Стоит отметить, что Николай Угодник - бесконечно почитаемый русским народом святой. В петровские времена основным аргументом в нежелании обрезать бороды был следующий: «Как же я без бороды предстану перед Николаем Угодником!» Он был очень понятен русскому человеку. Для меня это очень теплый святой, объяснить и мотивировать я это не могу, но сердцем очень сильно ощущаю.

За что почитают: Он отличился на том же Вселенском соборе, что и Николай Угодник, доказывая двоичную природу Христа. Он сжал кирпич в руке и получил песок и воду, доказав таким образом, что может быть два естества в одном. Но гораздо интереснее другой случай, связанный с этим святым.

Известно, что Гоголь окончательно укрепился в православной вере после своего посещения Корфу. Гоголь и его друг-англичанин попали на вынесение нетленных мощей Спиридона Тримифунтского. Во время этого хода мощи святого несут на специальных носилках, в хрустальной раке. Наблюдая за шествием, англичанин сказал Гоголю, что это мумификация, а швов не видно, потому что они на спине и прикрыты одеянием. И в этот момент мощи Спиридона Тримифунтского шевельнулись, он повернулся к ним спиной и сбросил накинутые на плечи одеяния, демонстрируя совершенно чистую спину. После этого события Гоголь окончательно ударился в религию, а англичанин принял православие и, по неподтвержденным данным, стал со временем епископом.

За что почитают: История ее всем известна. Она была супругой регента царского хора. Горячо любила своего мужа, и когда он умер, то выходила в его одеждах на улицу и говорила, что это Ксения умерла, а не Иван Федорович. Многие принимали ее за сумасшедшую. Позже все изменилось, чудотворения она совершала еще при жизни. Купцы считали за большую честь, если она заходила к ним в лавку - потому что тогда торговля шла значительно лучше.

Неоднократно ощущал в своей жизни ее помощь. Всякий раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, основной целью моей поездки становится не посещение Эрмитажа или других музеев и храмов, а посещение именно часовни Ксении Петербуржской и храма, где она молилась.

За что почитают: В свое время Василий Блаженный был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который решался говорить Ивану Грозному правду, не думая о том, как может в дальнейшем сложиться его судьба. Обладал даром чудотворения.

Правда, лично меня с ним ничего не соприкоснуло, кроме видов собора Василия Блаженного, но я сердцем чувствую, что это великий святой, близок он мне очень.

За что почитают: Ей молятся о детях. Как-то я был в Югославии, ездил туда на Пасху, как раз американцы тогда только начинали бомбить эти территории. Я посетил монастырь Прасковьи Пятницы и помолился о детях, коих у меня множество. Там мне дали самую простую ее иконку, такую обычную, картонную. Я привез ее в Москву. Решил принести в храм показать, ее нес мой друг в своей сумке, так как мне ее положить было некуда. А вход в храм был через ворота с надвратной колокольней. Я решил подняться на колокольню, а друг пошел дальше. Тут я вспомнил, что забыл у него забрать икону Прасковьи Пятницы, и окликнул его. Друг сделал шаг навстречу ко мне, а в это же мгновение с колокольни на место, где только что стоял мой друг, упал молоток. Упал с такой силой, что пробил асфальт и вошел в него по самую ручку. Вот так Прасковья Пятница уберегла моего друга.

За что почитают: Ему молятся, чтобы он защитил от воровства. Сам я насчет защиты от воровства ему не молился, но это просто мой святой. Это военный. Был в свое время крупным римским военачальником. Принял христианство, переоформил все имущество на зарождающуюся церковь, тем самым дал сильный импульс становлению христианства. Его не решились казнить, потому что он был героем, а просто сослали его в ссылку.

За что почитают: Любимый святой одесситов. Практически наш современник, умер в декабре 1964 года. Его настолько почитали, что в день его смерти властями был дан запрет принимать сообщения об этом на телеграфах, дабы не спровоцировать поток верующих в Одессу.

Преподобный Кукша был бесконечно добр, светел и весел. Он не был мучеником, но мог своими словами успокоить и унять любую душевную травму. Исцелял людей и до своей смерти, и после. Преподобный Кукша Одесский очень близок моему сердцу.

За что почитают: Известен тем, что, когда Пресвятая Богородица явилась ему и распорядилась, чтобы он отправился через озеро строить Свирский монастырь, он встал на камень и на камне переплыл озеро. Мне этот поэтический образ очень симпатичен. И вот сердцем я чувствую, что он может мне помочь и не оставит меня в молитве.

За что почитают: История его известна всем. Он наряду с Николаем Угодником очень близкий и понятный сердцу русского человека святой.

10. Сорок (40) Севастийских мучеников.

За что почитают: Расскажу их историю современным языком. Это были 40 контрактников, непобедимая когорта, воины-ветераны, много лет верно служившие императору, но принявшие христианство. В те времена отношение к христианам было крайне противоречивое. И местным чиновникам сей факт показался крайне подозрительным. Они зимой загнали их в озеро, чтобы воины охладили свои горячие умы, одумались и отказались от христианства.

Военные от своих убеждений отказываться не пожелали, остались стоять в озере, пока все не погибли. Один из них смалодушничал, вышел из воды и пошел греться в баню, которая топилась на берегу, и там умер из-за резкого температурного перепада и отсутствия Божьей протекции. А банщик, увидев мужество солдат, почел за честь разделить их убеждения и смерть. Мне в этой истории очень нравится сам дух коллективного чувства.

За что почитают: Это всем известный адмирал Ушаков. Ушаков был православным человеком и идеальным военным, который разделял со своими солдатами все невзгоды. Благодаря его мужеству, его вере в силу Христову он одержал множество побед. Святым он признан в том числе и в Греции.

Более подробно о том, почему церковь канонизировала адмирала Ушакова,

За что почитают : Даниил Московский из тех людей, кто в кровавые для Руси времена все решал миром. Не участвовал в междоусобицах. При дележе отцовского наследства ему досталась довольно-таки никчемная территория Московского княжества. Он умудрился за годы своего правления не вступать в интриги, не посягать на чужие территории, а когда его собственный брат пошел на него с войной, он малым войском его разбил, а потом впустил к себе. И этот старший брат, усмиренный благородством и миролюбием Даниила Московского, когда умирал, завещал ему свое княжество, и в итоге Даниил Московский стал самым мощным князем. При всем своем смирении.

За что почитают: Он был рабом при дворе одной богатой христианки. Жил со своей хозяйкой в гражданском браке и вел крайне разгульный образ жизни. Тогда считалось очень почетным иметь у себя в домашней церкви мощевик. В то время, а это был уже закат Римской империи, еще казнили довольно много христиан. Вот он и отправился по приказу своей хозяйки искать мощи мучеников.

Он долго ходил, ничего не нашел, но попал на казнь христиан и во время этой казни принял решение объявить себя христианином и пожертвовать собой для своей хозяйки. Потом его мощи передали этой женщине. А она через какое-то время покинула мирскую жизнь и посвятила себя Богу. Такая вот история.

Хотелось бы услышать в комментариях к статье Ваше мнение: «Кто по Вашему самый почитаемый святой в Православной России?»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Нежные сырники: все тонкости приготовления
Оладьи на молоке с разрыхлителем
Как приготовить беляши с мясом на сковороде