Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Молитва покаяния иисусу христу об отпущении грехов. Обманчивость мирского понимания добрых дел и искажённое представление о любви

Что такое раскаяние? Великие отцы церкви много писали о том, как важно каждому человеку исповедоваться в грехах и как облегчает душу христианская молитва покаяния.

Покаяние - самое главное дело для каждого христианина

Антоний Сурожский, преподобный Авва Дорофей, Исаак Сирин и другие святые подвижники в проповедях не уставали призывать верующих к смирению и раскаянию перед лицом Господа нашего Иисуса Христа. Вы можете сказать: «Я никого не убил, не обокрал - мне не в чем каяться. Другие гораздо больше, чем я, нагрешили, а не каются».

Господь оставил нам заповедь «Да любите друг друга». В чём может проявляться христианская любовь? Многие воцерковленные люди утверждают, что любовь - это делание добра друг другу. Но что такое добро? Всегда ли то, что мы делаем, подразумевая как благо, является добром в христианском и общечеловеческом смысле? Увы, подчас то, что мы самонадеянно называем добром, оказывается началом большой беды или поводом для злодейства. Это хорошо прослеживается на примере воспитания детей.

Обманчивость мирского понимания добрых дел и искажённое представление о любви

Бывает, что родители, любя своё чадо, ограждают его от трудностей, не приучая к труду. Совершенно очевидно, что таким образом они готовят питательную среду для развития пороков и создают предпосылки для печального будущего своего ребёнка. Можно ли такое отношение к ребёнку назвать любовью? Любящий родитель найдёт время и возможность приучить ребёнка к чтению книг. Если читать вслух по очереди, по одному абзацу, то ребёнок с удовольствием включится в это занятие. Только не нужно его торопить и перебивать. Также деликатно можно ввести малыша в мир кулинарии, рукоделия, ремесла и т. д.

Существует и другая крайность. Это те случаи, когда родители ругают за малейшие оплошности даже совсем маленьких детей. Как правило, за суровым и требовательным отношением к ребёнку прячется раздражение и досада на то, что нет возможности жить только для себя. В худшем же случае суровое отношение к малышу - проекция своего отношения ко всем людям. В этой ситуации любовь также давно трансформировалась в другие чувства. На примере того же чтения легко увидеть, любит родитель ребёнка или нет.

Потеря любви - беда, в которой повинен сам человек.

Утрата способности любить - большой грех, требующий раскаяния

Какое отношение к описанным выше примерам имеет молитва покаяния? Самое прямое. Мы все хотим иметь добрые отношения со своими детьми, хотим, чтобы они любили нас, чтобы мы могли доверять им, а они доверяли нам, хотим, чтобы с самого появления на свет наших детей и до самой нашей смерти между нами были тёплые отношения, взаимопонимание, доверие, уважение, забота и дружба. Все эти определения можно объединить и назвать одним общим словом - любовь. Да, да, мы все хотим любви, ибо так установлено заповедью, данной Богом. Господь наделил нас волей. Он поставил человека выше всех тварей на земле, ибо разрешил принимать решения и делать выбор.

Не умея распорядиться многообразием возможностей, мы, считая, что любовь дана нам две тысячи лет назад априори, попираем её. Делая выбор, мы мечемся между друзьями, супругом, детьми, родителями. Не встречая ожидаемой реакции, мы обижаемся, разочаровываемся, сердимся и унываем. Мы забываем, что друзья, родители, дети и супруги находятся в том же положении, что и мы сами. Они не боги, а такие же мятущиеся души, как и мы с вами. Наша молитва покаяния - это плач души, утратившей связь с Богом. Сконцентрировавшись на мирском, мы опустошили свои души. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий». Эти слова знают многие. Они взяты из первого апостольского послания Павла к коринфянам. Знать-то знаем, но не чувствуем.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Так нас любит Господь. А любим ли мы кого-нибудь хотя бы чуть-чуть так, как любит нас Бог? Вряд ли. Такая любовь свойственна человеку, пока он ребёнок. С годами мы утрачиваем способность так любить.

Как следует каяться?

Молитва покаяния Иисусу Христу содержит просьбу простить все грехи - и умышленные, и нечаянные. Чтобы молитва возымела силу, следует обдумать свою жизнь, аналитически размыслить над тем, что перед лицом Бога мы сделали не так. Говоря: «Я раскаиваюсь в том, что нагрубил Ивану Ивановичу», подумайте и вспомните, что толкнуло вас не такое поведение. Постарайтесь раскрутить клубок, доискиваясь до первопричины. Упор делайте на своё личное участие. Мысленно общаясь с Богом, не перекладывайте вину с себя на других людей. Ведь в душе вы понимаете, что во всём виноваты сами. Взаимная любовь со всеми людьми возможна только после принятия в своё сердце любви к Богу.

Почему, прочитав покаянную молитву, некоторые не видят перемен в своей жизни?

Многие мудрые, исполненные божественной любви и снисхождения люди, рассуждают, так: «Молитва покаяния и прощения суть - одно и то же. Исповедовав и признав свои грехи перед Богом, мы сразу получаем от Него прощение». Наверное, это так и есть. Только почему в этом случае беды всё же не отступают насовсем? Быть может, потому, что покаяние должно быть деятельным, то есть должно подтверждаться ещё какими-то поступками, кроме молитвы?

Русские монархи всегда склоняли головы перед Господом

Даже русские цари, помазанники Божии, время от времени уединялись в монастырях, где под руководством духовника придавались таинству исповеди и покаяния. Молитва покаяния обладает великой силой. Совершённая при полном сокрушении сердца, она преображает личность человека, меняет его ментальность. Исповедание грехов - трудное дело. Каяться, открывать свой грех стыдно и страшно. Гордость не позволяет признаться в слабостях, а гордость есть у всех. Без молитвенной работы над личностью она разрастается подобно раковой опухоли и поражает метастазами разум. Именно такие, безнадёжно духовно больные люди и говорят скептическим тоном: «Молитва, грехи, покаяние - этим занимаются лишь праздные или глупые».

Согрешил - покаялся. Это так легко

Существует у атеистов и ещё один стереотип, касающийся верующих. «У вас всё просто: согрешил - покаялся. Можно считать, что и не было ничего». Они полагают, что произнесённая вслух или про себя молитва покаяния и прощения действует, как заклинание «Сезам, откройся!» в сказке про Али-Бабу и сорок разбойников. Такое можно услышать даже от вполне образованных людей.

Как проявляется раскаяние, принесённое Богу, в реальной жизни?

Покаяние переворачивает сознание человека настолько, что он больше не повторяет тот грех, в котором раскаялся. Происходит это не потому, что он стыдится или боится священника, который отругает его на следующей исповеди и обзовёт слабаком, не сумевшим справиться с собой. Совсем нет. Молитва покаяния Иисусу Христу действительно обладает сакральными свойствами. Это подтверждает следующий опыт. Для проведения эксперимента взяли два сосуда с чистой водой. Над одним была прочитана молитва Иисусу Христу, Богородице или святому, а над другим произнесли имена известных злодеев. Кристаллы льда в первом случае получились очень красивой, симметричной формы, а во втором они приобрели вид нагромождений уродливых ломаных кусков.

Короткая молитва большой силы

Простая и короткая молитва покаяния, состоящая из четырёх слов: «Господи, прости меня, грешного», обладает огромной силой. Господь слышит её. Он читает в сердце человека, насколько искренне его обращение, и решает, какую трансформацию своей личности и судьбы человек сможет принять.

Очень часто маленький грех становится большим уроком. Человек, согрешив в небольшом и настрадавшись по этому поводу от угрызений совести, обращается к Богу о прощении. Такая молитва о покаянии Господу отводит большую беду, так же как нераскаянный грех всегда приводит к ещё большему. Это обычно происходит с детьми.

Взрослыми людьми молитва покаяния Иисусу Христу часто произносится формально, без сильного сокрушения сердца. По этой причине они не в состоянии ощутить всю силу её действия, хотя даже формальная молитва всегда слышима Господом и получает ответную реакцию. Кроме того, многие взрослые мало доверяют Промыслу Создателя и упрямо диктуют Ему своё видение счастливой жизни.

Существует ли понятие "лучшая молитва для решения конкретной проблемы"?

Мы спрашиваем у друзей, кто знает самую действенную молитву на все случаи жизни? Какому образу прочитать Акафист, чтобы получить оценку «отлично» на экзамене? Кто из святых поможет решить жилищные проблемы? Кто привлечёт покупателей в убыточный магазин? Какой святой исцелит от болезни? Лучшая молитва - покаяние в гордыне. Взрослый человек, сам того не замечая, редко способен критически и объективно оценить свою жизнь. Он многое видит искажённо. То, что вызывает его радость и гордость, подчас не стоит дорого в глазах Создателя, а то, что он сделал походя, почти машинально, не придав особого значения, становится той «коркой хлеба мытаря», которая спасла его душу от вечных страданий.

Как подготовиться к исповеди и покаянию?

Молитва перед покаянием имеет большое значение. Прежде чем приступить к исповеди, прочитайте «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Царю Небесный», «Символ Веры». Произносятся эти молитвы для того, чтобы настроиться на разговор с Богом, отрешиться от будничных забот и задуматься о том, какую мысль, какую заботу хочется донести до Отца Небесного.

Если трудно и страшно приступить к Богу, попросите сил и решимости у Пресвятой Богородицы. Молитва покаяния Божьей Матери не менее действенна, чем молитва, обращённая к Иисусу Христу.

Научитесь искать и находить Образ Создателя в Его творениях, и тогда ваша душа станет счастливой и спокойной, а в вашем доме воцарятся мир, любовь и благодать.

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина занимает особое место не только в богослужении Святой Четыредесятницы, но и в сердце каждого православного христианина. В сознании многих верующих она не просто олицетворяет собой это спасительное время, но и помогает правильно выстроить образ своей жизни, мыслей и духовных приоритетов, связанных с этим периодом.

Святой Ефрем Сирин жил в IV веке. В юности он вел далеко не самый благочестивый образ жизни, что сильно огорчало его родителей – бедных земледельцев. Вспыльчивый и раздражительный характер Ефрема не мог не довести его до беды. Так вскоре и произошло – его посадили в темницу, обвинив в краже овец. Именно там, в месте, лишенном каких-либо надежд на лучшее будущее, он услышал во сне голос, который призывал его к покаянию и перемене образа жизни. Это удивительное событие так поразило молодого человека, что он, после того как был оправдан и отпущен на свободу, удалился в окрестные горы, где стал подвизаться в качестве отшельника. Духовным руководителем преподобного стал епископ Низибийской Церкви святой Иаков, вместе с которым прп. Ефрем принял участие в I Вселенском Соборе в Никее (325 г.). Когда Низибия была взята персами, прп. Ефрем поселился в монастыре около города Едессы. Здесь он смог увидеть воочию многих великих подвижников, являвшихся живым и наглядным примером живой веры, бесстрастной молитвы и подлинного христианского смирения. Все эти добродетели смог стяжать своим неустанным трудом и Ефрем Сирин, находивший также время и для толкования Священного Писания, составления различных песнопений и молитв, а также для духовного окормления своих многочисленных учеников.

Творческое наследие, оставленное преподобным Ефремом Сириным, продолжает и в наше время учить нас подлинному покаянию, вере и благочестию. Его покаянная великопостная молитва давно уже стала неотъемлемой частью православного богослужения, благодаря удивительному сочетанию простоты ее немногочисленных слов и глубокой мудрости, заключенной в каждом из них. Здесь есть всё, что нужно верующему человеку, вступившему на поприще Великого поста: надежда на милость и помощь Божию в нашей борьбе со своими страстями и греховными наклонностями, а также перечень тех целей, которых нам надлежит достичь, включая умение видеть собственные грехи.

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина включает в себя три группы прошений, тесно связанных между собой. Это своего рода духовная лестница, взобраться на вершину которой невозможно перешагивая через ступени. Только последовательное соблюдение указанного в молитве порядка действий способно помочь человеку обрести душевную пользу, а не вред.

  1. Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Великий Пост представляет собой период особого труда, связанного с духовной работой над собой и борьбой со своими страстями. Эта работа чрезвычайно сложна, так как требует от нас отказа от привычного образа жизни, связанного не только с ограничениями в еде, но и в отречении от праздных удовольствий. Дискомфорт, связанный с подобными добровольными лишениями, действует различным образом на каждого человека, в зависимости от степени его веры и воцерквленности. Но даже при наличии самой крепкой веры и твердости духа, мы все равно нуждаемся в Божией поддержке. Господь, обращаясь к Своим ученикам, сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 1-5).

Произнося слова молитвы «Господи и Владыко живота моего», мы не только проявляем смирение и предаем себя воле Божией, но и получаем защиту от губительного воздействия падших ангельских сил. В первом послании апостола Петра говорится о том, что мы должны постоянно бодрствовать, так как «диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). А апостол Павел в послании к Ефесянам пишет, что: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Одолеть падших ангелов своими силами невозможно, так как любая такая «победа» над ними без Божией помощи является пирровой победой, влекущей за собой самые печальные последствия для человека. Всё, что от нас требуется, – это приложить усилие, а силы нам даст Бог.

Дух праздности

Преподобный Ефрем Сирин ставит праздность на первое место по степени ее опасности для нашего спасения. Духовная лень и небрежность по отношению к собственной душе – очень частое явление, не позволяющее душе человеческой устремиться к Богу. Для своего оправдания праздность всегда находит массу уважительных причин, ведущих к абсолютной расслабленности. В таком состоянии человек уже не может помышлять о чем-либо, кроме суетных развлечений, одурманивающих разум своими мнимыми удовольствиями.

Человек, как бы он ни хотел бездействовать, не сможет этого добиться никогда. Мы призваны Богом творить, так как мы Его образ и подобие. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», – говорит Господь, обращаясь к иудеям. К этому непрестанному деланию призваны и мы. Но и здесь, как и во многих других случаях, всё, что мы делаем (или не делаем), может быть обращено нами во благо или во вред. Праздность также не может не иметь последствий, причем самых печальных: «Как не засеянная и не насажденная земля производит траву сорную и негодную, так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предается злым делам» (Святой Иоанн Златоуст). О том же говорит и преподобный Симеон Новый Богослов, призывая нас:

«Никогда не оставайся совершенно праздным… чтобы праздность не научила тебя всякому злу»

Дух уныния

Святые отцы Церкви называют праздность корнем всех грехов, одним из которых является уныние. По словам святого Иоанна Златоуста, «уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения». Уныние не способно произвести ничего положительного, так как ввергает душу в состояние отчаяния и безнадежности. Эту страсть называют самоубийством души, утратившей возможность видеть Бога и стремиться к Нему. Проявляется уныние либо в виде тоски и скуки, либо в виде лени и безразличия к духовным занятиям. О том, как победить это опасное состояние, можно узнать из поучений святых отцов. Вот лишь некоторые из них:

«К истреблению уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием, а воздержание охраняется телесным трудом» (Прп. Ефрем Сирин).

«Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно – и дух уныния убежит от тебя» (Прп. Нил Синайский).

«Прилежная молитва есть погибель унынию; а память о последнем Суде рождает усердие» (Прп. Иоанн Лествичник).

Дух любоначалия

Стремление властвовать и управлять другими является неизбежным итогом праздности и уныния. Душа, попавшая под воздействие этих двух страстей, перестает видеть свою ограниченность и греховную ущербность. Вместо того, чтобы заняться собой, она начинает обращать внимание на недостатки других. Вместо того, чтобы вынуть бревно из своего глаза, она, ничего не видя внутри себя, начинает пытаться вынуть сучок из глаза ближнего своего. К чему это может привести, говорит Господь: «Оставьте их: они – слепые, вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). Эти слова Иисуса Христа были обращены к фарисеям и книжникам, любившим председательствовать в синагогах и пиршествах, быть на виду у окружающих.

Праздность, уныние, любоначалие – всё это разные формы проявления эгоизма, когда главным мерилом нашего отношения к людям и к миру выступает не Слово Божие, а собственное Я, со всеми его эгоцентричными проявлениями. Когда апостолы по дороге в Капернаум стали спорить о том, кто из них больше, Господь, «призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Управлять другими – тяжкий труд, требующий не только знаний и опыта, но и внутренней чистоты:

«Когда я не умею владеть собой, когда во мне нет духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я плохой управитель. Когда играют мной всякие страсти, лучше мне не браться управлять другими, чтобы не причинить большего вреда себе и им» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Дух празднословия

Празднословие в наше время воспринимается скорее как нечто положительное, ведь никто так высоко не ценится, особенно за столом, как человек, способный остроумно и витиевато говорить. Он душа компании, ее центральная фигура. И не важно, что за всем этим потоком слов скрывается осуждение, пренебрежение к жизни обсуждаемых людей или явлений. Главное – это не промолчать, а блеснуть перед всеми своим красноречием. Празднословие тесно связано с любоначалием, так как желание властвовать над другими невозможно без проведения назидательных бесед. За всеми этими оборотами речи скрывается тщеславие, получающее несказанную радость от возможности поучать и наставлять, особенно когда дело касается не каких-то житейских проблем, а именно вопросов внутреннего устроения человека. Апостол Иаков призывает немногих становится учителями, так как они подвергнутся большему осуждению: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). В этом же послании содержатся другие, не менее важные слова, позволяющие нам правильно определить степень нашего духовного состояния. «Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3, 10-11). Святой Иоанн Златоуст призывает нас больше денег беречь слова:

«Язык, если обуздаешь его и выучишь ходить ровно, то будет как царский конь, на который садится царь, а если оставишь необузданным, то будет колесницей диавола и демонов»

  1. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Если первая часть молитвы преподобного Ефрема Сирина касается страстей, с которыми нам предстоит вести борьбу, то во второй части перечисляются те добродетели, которые должны занять их место. Этот момент очень важен, так как грех, чтобы он впредь не давал знать о себе, необходимо не просто искоренить, но и наполнить освободившееся от него место новым содержанием. В Евангелии от Матфея есть притча злом духе, который, выйдя из человека, отправляется скитаться по безводным местам в поисках покоя. Не найдя его, он возвращается в свой прежний дом. «И, придя, находит его незанятым и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого «Мф. 12, 43-45).

Целомудрие

Целомудрие – добродетель, подразумевающая под собой нравственную и телесную чистоту, благоразумие, девственность и непорочность. Целомудренная жизнь в наши дни кажется невыполнимой задачей, особенно в свете той пропаганды вседозволенности и распущенности, которая демонстрируется с экранов телевизоров, в средствах массовой информации, интернете. Непорочность воспринимается скорее как недостаток, который способен вызвать насмешки со стороны окружающих. Слова Христа о том, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней, воспринимаются современным поколением в штыки: «Как я могу связать свою судьбу с одним человеком, если я не знаю, подходит ли он мне? Мне надо сначала попробовать построить свои отношения с ним, а если не получится, то со вторым или третьим…» Ответить на подобные рассуждения можно словами Иоанна Златоуста, сказавшего, что «от целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ».

Нравственная и телесная чистота была, есть и будет тем нравственным ориентиром, который не позволит нам превратиться в безрассудных животных, думающих только о плотских утехах. Святой Иоанн Златоуст считает целомудрие небесным приобретением, уделом ангелов и даром Божиим. А преподобный Ефрем Сирин поучает нас, что целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы быть свободным и от прочих страстей.

Смиренномудрие

Смиренномудрие заключается в осознании своего несовершенства и недостоинства перед Богом и людьми. Достичь подобного отношения к окружающим можно будет, если прислушаться к словам преподобного Антония Великого: «Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве».

Смиренномудрие представляет собой одну из сторон такой добродетели, как смирение. В чем разница между смирением и смиренномудрием, хорошо объясняет святитель Игнатий Брянчанинов:

«Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованных из Евангелия, от Христа. Смирение есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. Сначала должно приобучаться к смиренномудрию; по мере упражнения в смиренномудрии душа приобретает смирение, потому что состояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму»

Человек, приобретший смиренномудрие, не осуждает других, не клевещет, не превозносится, не празднословит и избегает пустых разговоров, не ищет своей выгоды, с радостью переносит обиды, никого не огорчает и не обманывает.

Терпение

Терпение является решающим фактором не только в духовной, но и в мирской жизни. Без него невозможно добиться результатов ни в спорте, ни в учебе, ни в любой иной сфере человеческой деятельности. Христианин, сумевший стяжать эту добродетель, подобен несокрушимой скале, находящейся посреди бушующего моря страстей и соблазнов. Выстоять в этом море искушений можно лишь научившись терпеть все те испытания, через которые нам душеспасительно будет пройти. Главное здесь научиться своей любовью покрывать немощи окружающих, а не свои собственные. Терпеливое отношение к проступкам других служит нам во благо, а терпеливое отношение к собственным грехам ведет к разрушению и гибели. Ничто так не пристыжает делающих зло, говорит святой Иоанн Златоуст, как наше терпение. Когда мы в ответ на наносимые обиды и оскорбления не мстим ни словом, ни делом, мы становимся мудрее, принося таким образом награду не только себе, но и пользу нашим недоброжелателям.

«Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели» (прп. Нил Синайский).

Любовь

Святой Василий Великий говорит, что имеющий любовь имеет в себе Бога. Бог есть Любовь, и мы, будучи озарены этой любовью, призваны не просто пребывать в ней, но и постоянно возрастать. Этот рост невозможен, как бы нам этого ни хотелось, без испытаний. Именно через многочисленные трудности, проблемы, немощи телесные и душевные, мы очищаем нашу любовь от примеси эгоизма, делая ее свободной и чистой. «У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его» (Святой Василий Великий). Плотская страстная любовь, сумевшая перерасти в любовь духовную, способна возжечь в душе благодатный огонь, который уничтожить в ней все сухое и бесчувственное, сделав душу «некоторою широкою и тучною пашней, способной к принятию божественных семян» (Святой Иоанн Златоуст). Если мы все же ощущаем в себе недостаток любви или ее полное отсутствие, то это не повод для уныния и ничегонеделания. В таком случае Церковь призывает нас делать дела любви, которые, рано или поздно, растопят окаменевшее сердце и зародят в нем настоящую любовь.

  1. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Третья часть покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина касается нашего внутреннего устроения. Мы просим здесь Бога даровать нам возможность видения собственных грехов. Без Божией помощи достичь этой цели крайне сложно, так как наш ум, помраченный грехом, направлен прежде всего на недостатки наших ближних. Такая позиция вполне понятна и удобна, так как позволяет выставлять себя в более выгодном свете, по сравнению с другими людьми. Фарисей, молившийся в храме рядом с мытарем, говорил Богу такие слова: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18, 11). Преподобный Антоний Великий, учил своих учеников:

«Невеликое чудо – увидеть ангелов, великое чудо – увидеть собственные грехи»

Видение своих грехов – лучшее лекарство от осуждения. Когда ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Он сказал пришедшим с ней книжникам, фарисеям и простым людям: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших и до последних; и остался один Иисус и женщина, стоявшая посреди» (Ин. 8, 2-11). Другой, не менее действенный способ борьбы с осуждением – это сострадание: «Пожалей – и не осудишь». Именно этого принципа придерживались в своей жизни многие подвижники, включая святого Силуана Афонского. Он никогда никого не осуждал, всегда пытаясь найти оправдание всякому грешнику, приходящему к нему за помощью. Другой момент, о котором также не стоит забывать, связан с поговоркой: «В чем кого осудишь – в том и сам побудешь». Справедливость этой поговорки не раз уже успели проверить на себе многие из нас.

Правила чтения молитвы преподобного Ефрема Сирина

Чтение великопостной молитвы Ефрема Сирина начинается с вечера вторника сырной седмицы. Молитва состоит из трех частей, после прочтения каждой из них полагается совершить по одному земному поклону. После третьего земного поклона, поднявшись на ноги, верующие совершают 12 поясных поклонов, сопровождая их словами «Боже, очисти мя, грешного». Вслед за последним поясным поклоном молитва читается полностью, а затем следует еще один земной поклон. Поясные и земные поклоны сопровождают молитву, чтобы всЁ наше человеческое естество принимало участие в молитвенном делании, так же, как оно проявляет себя обычно в повседневной жизни.

Согласно Уставу, молитва «Господи и Владыко живота моего» читается на протяжении всего Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Последний раз молитва Ефрема Сирина произносится в Страстную Среду.

Вконтакте

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №455

Приведите, пожалуйста, примеры кратких покаянных молитв

Виктор 13/11/2002

Уважаемый о. Олег,
Приведите, пожалуйста, еще примеры (если можно, побольше) кратких покаянных молитв.
Спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Покаянными молитвами являются те молитвы, которые возбуждают, хранят, развивают и растят в молящемся покаянные чувства.

Покаянные молитвы можно разделить на три основных разряда или категории:

  1. молитвы, непосредственно выражающие покаяние в грехах и покаянное чувство;
  2. молитвы, выражающие покаянное чувство не прямо, а на контрасте;
  3. молитвы, просящие покаяние, плач или отдельные части покаяния.

Вся привел еси Твоим Словом и Духом, за благость, Господи, таже сотворил еси словесное мя животно, да Твое святое славлю, всесильне, имя. Аз же наипаче студными моими делы всегда безчествую: но пощади, молюся.

Познай твое, окаянная душе, божественное благородие, и отечество нетленное, и тщися всегда благодеяньми сие достигати: ничтоже от тленных да пленит тя, горния части еси, тело же земля и тлениется, да не победит хуждшее лучшия.

Гряди, всеокаянная душе моя, ко преблагому, теплыми слезами приступи, содеянная тобою прежде суда твоего вся исповедуй, и милостива создателя, окаянная, себе соделай, и прощение испроси, прежде даже двери не заключит тебе Господь.

Марие непорочная, и ума всякаго превосходящая, чистейшая колеснице, одержима мя многими грехми и стесняема, к широте покаяния направи мя всесильнейшим твоим предстательством: ибо можеши яко Мати вся могущего.

Яко пучина многа прегрешений моих, Спасе, и люте погружаюся согрешеньми моими, даждь ми руку яко петрови, спаси мя, Боже, и помилую мя.

Яко в помышлениих лукавых и в делех осудихся, Спасе, мысль мне даруй обращения, Боже, да зову Ти: спаси мя, благодетелю благий, и помилуй мя.

На небо очи пущаю моего сердца к Тебе, Спасе: спаси мя твоим осиянием.

Помилуй нас согрешающих Тебе много, на всякий час, о Христе мой, и даждь образ прежде конца покаяться Тебе.

Согреших Ти, Христе Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающася, и помилуй мя, Боже.

Вопию Ти, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго, и помилуй мя, Боже.

Вельми согрешающа мя, и Тебе огорчевающа благаго Владыку, и милостива естеством, обращающася, яко блуднаго приими мя, и единаго от наемник Твоих сотвори мя, небесный Отче.

Леностию жития меру преидох, и к концу уже окаянный приближихся, не помышляю ждущаго мя суда, и от Бога отпадения: но обратив мя, Спасе, сих всех исхити.

Всеми владяща тварьми, Пречистая, люте обладаема страстьми ума моего, свободи теплым твоим предстательством, и Матернею молитвою, и поработи мя Сыну и Богу Твоему.

Спаси мя, Господи Боже мой, Ты бо всем еси спасение: буря мя страстей смущает, и бремя беззаконий моих погружает мя. Даждь ми руку помощи, и к свету возведи мя умиления, яко един милосерд и человеколюбец.

Согреших к Тебе, человеколюбче, не по естеству яко человек, да испрошу прощение: но паче человека, и выше естества, и паче прощения. Но иже выше естественных устав, и паче постижения мысли, человек, Спасе мой, быв, и паче ума человеколюбное имый, помилуй мя к Тебе обращающагося.

Положил еси покаяние согрешающим, Христе, а не праведным: образ убо имам разбойника же и блуднаго, Манассии и блудницы, гонителя, мытаря и отметника, неудобь отчаяваюся. Твое бо человеколюбное, и преблагое ведый, Спасе мой, обращаюся же и слезю, и благонадежен бываю, яко приимеши мя.

Даждь ми умиление, и злых отчуждение, и совершенное исправление, в страстех телесных ныне погруженному, и удаленному от Тебе, Боже всех Царю, и никакоже надежду имуща, спаси мя блуднаго, многия ради благости, Иисусе всесильне, Спасе душ наших.

Превозшедши чины ангельския, Всенепорочная, со ангелы всегда моли ангелы владычествующаго, и всею тварию, даровати нам прегрешений оставление, и избавитися страстей, и достойны сотворити нас тогда певцы славы Его, и наследники нетленныя пищи.

Хотех слезами омыти моих прегрешений рукописание, Господи, и прочее живота моего покаянием благоугодити тебе, но враг льстит мя, и борет душу мою: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Кто обуреваем, и притекая ко пристанищу Твоему, Господи, не спасется; или кто недугуя, и припадая ко врачевству Твоему не уврачуется, Содетелю всяческих, и Врачу недужных; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Плачу и сетую горце, смотряя страшное Слова воздаяние, от дел не имый ответа и мала противу вине, окаянный. Темже молюся: прежде даже не постигнет мя конца моего безместное, прежде пожатия смертнаго, прежде суда страшнаго, прежде хотящу ми осуждение прияти, идеже огнь негасимый, и тма кромешняя, идеже червь, и скпежет, и снедает согрешившыя, согрешений ми даруй избавление, Христе мой, и велию милость.

Законы Твоя и Писания презрев, заповеди Твоя отвергох, окаянный, Боже мой, Содетелю мой, како избегну прочее тамошняго, Спасе, мучения; темже прежде конца моего, Спасе, прощение ми даруй, слез тучу, истинное умиление подая, яко Бог преблагий далече от мене отгоняя полки бесовския, ищущих низвести мя во адову пропасть. Темже молюся Ти, да не руку Твою отымеши от мене всемогущую.

Увы мне! како омрачихся умом; како удалихся от Тебе, и работах окаянный греху, и сласти плотстей, себе всего страстный издах, жившей во мне страстнем; и ныне ожидаю моего еже от жития исхода, и хотящаго томления быти. Господи преблагий, подаждь ми слезное покаяние, и разрешение безчисленных прегрешений моих. Верно тя молю, подающаго мирови велюю милость.

Господи, согрешая не престаю, человеколюбия сподобляем не разумею. Одолей моему недоумению, едине Блаже, и помилуй мя.

Господи, и страха Твоего боюся, и злое творя не престаю: кто на судищи судии не боится; или кто уврачеватися хотя, врача прогневляет якоже аз; долготерпеливе Господи, на немощь мою умилосердися, и помилуй мя.

Слезы, Спасе, покаяния ми даждь сокрушенною мыслию: яко да отмыю скверну души моея, юже зле окалях, дея неправедная на всяк час, имея на сие молящую, Тебе рождшую, и ангельския лики, и Твое человеколюбие.

Гряди, о душе! и раскайся о многих гресех, яже соделала еси в житии, и множеству вышних воинств молися, со воздыханием же и слезами; яко да время подастся тебе покаяния, да не яко неплодная смоковница отслешися во огнь геенский всестрастная.

Ниедину на земли заповедь Твою сотворих, како явлюся Тебе седящему на престоле, и слово дати, и суд подъяти о всех, яже в ведении, и в неведении, коеждо содеях, Христе мой; темже зову Тебе: Твоих слуг молитвами спаси мя блуднаго.

Покаяния не стяжах, ниже паки слез: сего ради молю Тя, Христе Боже, прежде конца обратити и дати умиление мне, яко да избавлюся муки.

Виждь твоя пребеззаконная дела, о душе моя! и почудися, како тя земля носит; како не разседеся; како дивии зверие не снедают тебе; како же и солнце незаходимое сияти тебе не преста; востани, покайся, и возопий ко Господу: согреших Ти, согреших, помилуй мя.

Яко впадый в разбойники и уязвлен: тако и аз впадох от многих грехов, и уязвлена ми есть душа. К кому прибегну повинный аз; токмо к Тебе благоутробному душам Врачу: излей на мя, Боже, великую Твою милость.

Господи, пришедый в мир грешники призвати, и разбойики, и мытаря, и блудницу, и блуднаго приемый: паче всех мене сорешившаго Тебе, Христе мой, и никакоже ктому кающася, человеколюбче призови.

Плачи окаянная душе, прежде конца, и Богу прилепися, зовущи Ему от сердца и стенаньми, о всескверная, согреших Ти, Христе, не гнушайся мене, молюся: но обратив мя яко милостив, и прощения сподоби.

Всегда Творца аз тварь оскорбляю: и прогневляю: даждь ми исправление, Отроковице, прежде того пременивши, и помощию Твоею к делом угодным возстави, яко да улучу спасение и оставление.

Безсмертна сущи, душе моя, волнами житейскими не покрывайся, но возникни вопиющи к своему благодателю: Боже, очисти мя, и спаси мя.

Можно брать как молитвы стихи из покаянного канона Господу Иисусу Христу.
Хороши молитвы после каждой кафизмы в Псалтири.
Хорошо брать стихи и из псалтири (богомысленные разсуждения)преп.Ефрема Сирина.
Много покаянных молитв можно найти в Триоди постной и в Великом каноне Андрея Критского.

Молитвами на контрасте являются известные молитвы, такие как: "Отче наш ", "Царю Небесный ", "Богородице Дево радуйся " и т.д., а также места из псалтири Давида. Покаянное действие они оказывают тогда, когда мы, читая их со вниманием, работаем сравнением на контрасте.

Например, в молитве "Царю Небесный " мы можем видеть следующее: о Духе Святом - "иже ВЕЗДЕ сый и ВСЯ исполняяй " (кроме меня окаянного!); о себе - "прииди и вселися в ны " (ибо несмотря на то, что именно я создан быть обиталищем Его, его во мне нет! почему и нужно просить Его придти и вселиться, да еще очистить от всякия скверны).

То же и с молитвой "Отче наш ". Достаточно читать первую строку и сравнивать себя и Отца своего. Ведь я имею и именую Отцом своим Бога! Почему же я мучаюсь, стражду, недоумеваю, мечусь, суечусь, скорблю о земном, побеждаюсь страстями и т.д., имея такого Отца.

В "Богородице Дево радуйся " можно выделить то, что Она радуется, а мне не до радости. Так же, что "Господь с Тобою ", но, увы, не со мною, и по этому поводу плакать.

Молиться покаянно такими молитвами труднее, ибо нужна помощь (включение духовное или открытие молитвы) Духа Святого.


Ефрем Сирин - христианский богослов, проповедник и молитвослов и поэт IV столетия, который причислен к лику преподобных. В православном веровании памятуется 10 февраля, а в католической вере - 9 января.

На масленичной неделе, в самый разгар церковного богослужения, пятничным вечером священнослужитель читает известную всем христианам молитву Ефрема Сирина, которая называется «покаянной молитвой».

Еще при жизни преподобного Ефрема Сирина его толкования Библии перекладывались на различные европейские языки (греческий, латынь, арабский, армянский славянские языки). Ефрем Сирин был весьма авторитетным богословом и проповедником, поскольку его труды читались непосредственно после прочтения Священного Писания.

Почему молитву Ефрема Сирина читают перед постом

Молитва Ефрема Сирина читается перед началом поста на неделе Масленицы, поскольку подготовка к посту осуществляется постепенно. На Масленицу уже не принято есть мясные продукты, поэтому раннее чтение покаянной молитвы предостерегает от будущих пищевых искушений и готовит дух к Великому посту .

Покаянную молитву читает главный священнослужитель храма, который трижды произносит прошения и низко кланяется. После третьего поклона батюшка кланяется в пояс двенадцать раз и просит Господа об очищении. После молитва читается до конца и завершается низким поклоном священнослужителя и прихожан. По правилам, молитва еще раз читается дома.

Зачем кланяться во время молитвы преподобного Ефрема Сирина

После трех прошений необходимо делать три поклона до земли. У этого действия есть причина: именно через земные поклоны человек, отпавший от Господа физически и душевно, снова восстанавливается и приближается к Богу. В христианской традиции чувство смирения и возможность покаяния олицетворяют душевное возвращение к безгрехновности и к Богу, поэтому человек для последующего воскрешения в новом теле должен покаяться как на духовно-словесном уровне, так и на физическом — в виде низких поклоном.

Молитва Ефрема Сирина во время Великого поста

Покаянная молитва Ефрема Сирина должна произноситься весь период Великого поста, кроме субботы и дня воскресенья (возобновляется чтение в воскресный вечер до вечера пятницы), последнее чтение совершается в Страстную среду.

Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва. В ней говорится о самых главных пригрешениях и самых главных человеческих добродетелях: праздность (ослабляет тело и дух); уныние (в состоянии уныния человек не способен каяться и молиться); властолюбие (тяготение к жажде власти над семьей, друзьями, сослуживцами); злословие (использование бранных, пустых, лживых слов, стремление посплетничать); целомудрие (контроль своих чувств, эмоций, переживаний, моральная чистота и чистота помыслов); смиренномудрие (отсутствие гордыни); терпение (умение надеться, ждать, верить); любовь (главный дар божий, который меняет любое негативное чувство на милосердие и прощение и открывает человеку дорогу к богу).

Господь привел меня в церковь «Благовестие». Впервые здесь я помолилась молитвой покаяния. В момент покаяния я получила освобождение, очищение от всех грехов. Жизнь изменилась. Господь помог расстаться с греховным прошлым. Сейчас есть желание молиться, читать Библию. Общаться с верующими для меня очень приятно. Господь слышит меня и помогает во всем. Я благодарна Богу за все, что Он для меня делает!

Валентина

Мне показали церковь «Благовестие»… Я много молилась по поводу выбора нужной церкви, было много разных мнений. Но наша церковь оказалась мне по сердцу и я счастлива, что Господь привел меня сюда!

Олеся

Я не ожидал увидеть столько людей всех возрастов. Была Пасха. Все здоровались, улыбались, были приветливы и искренни. Буквально через несколько минут я убедился, что меня тут не собираются обманывать. Меня никто не удерживал и не принуждал задержаться. Наоборот, от общения с верующими складывалось впечатление, что они готовы взять на себя решение всех твоих проблем. Я был ошарашен, разве может такое быть? Кому-то есть до тебя дело?..

Марат

По совету соседки, я пришла в церковь «Благовестие» и после посещения нескольких богослужений принесла покаяние в молитве. Меня еще после разговора с соседкой охватила вдруг радость. Радость, что я спасусь, покаявшись в грехах. И я покаялась в слезах, впервые помолившись не на икону, а Богу живому!

Светлана

Посещая церковь, стал с интересом читать Библию. Некоторые стихи из Библии мне глубоко западали в сердце, и это побуждало меня размышлять о своей жизни. Я понял, что только Бог дает возможность сделать правильный выбор, и только с Ним я буду свободен от греха и буду иметь вечную жизнь. Вскоре я покаялся в своих грехах в церкви «Благовестие». После молитвы покаяния Бог изменил мое внутреннее состояние и духовно укрепил. В момент покаяния я чувствовал волнение, страх, т.к. впервые предстал перед Богом. Да, я уверен в том, что Господь простил мне мои грехи. Мне стало легче на сердце и в душе, потому что я снял с себя греховный груз и доверил свою жизнь Господу Богу.

Андрей

Второе посещение церкви в моей жизни было в «Благовестии». Я проплакала все служение, проповедь была прямо про меня. И в дальнейшем я стала чаще ходить на собрания и заметила, что с какой бы проблемой я не приходила, в проповеди находила ответ.

Антонина

Сейчас я понимаю, что Господь привел меня в церковь «Благовестие». Однажды утром я проснулась, и у меня просто сердце рвалось пойти в эту церковь на ул. Куйбышева. Сама даже не понимала, что это было такое. Раньше я только слышала об этой церкви и все. И я про себя решила, что буду ходить в эту церковь, если меня, конечно, примут. Через справочную “09” я узнала телефон церкви. Позвонила туда и женщина со мной очень приветливо поговорила. Я ей всю ситуацию рассказала. Она говорит: «Конечно, обязательно приходите». Мне так понравилось, что так приветливо со мной поговорили. С тех пор я стала ходить на богослужения.

Любовь

Я ходила в православную церковь, молилась, но облегчения это не приносило, я оставалась один на один со своими проблемами. Однажды моя соседка пригласила меня в церковь на праздник Жатвы. И меня поразило то, что люди не каждый сам по себе, а как близкие люди, интересуются друг другом, приветствуют друг друга. Понравилась проповедь и отношение к Библии. Раньше я думала, что Библия нужна только религиозным сановниками, что простым людям ее не понять. Я благодарю Господа за церковь, где я нашла поддержку.

Ирина

Что побудило меня прийти в церковь? Просто мой папа пригласил меня на свое крещение, и я не знаю почему, но я тогда плакала. Мне очень понравилось пение. Потом меня пригласили на воскресное богослужение. Через недели три я стала ходить на молодежные общения. У меня просто поменялось отношение к церкви, и к людям, которые туда ходят. Раньше я думала, что в церковь ходят одни зануды и такие люди, которым неинтересно в мире. Когда я узнала о Боге, как Он велик, чуден, как Он меня любит, то я почувствовала себя самым счастливым человеком. Однажды на пасхальном воскресном богослужении я вдруг осознала себя грешницей. В тот момент я поняла, как Бог меня любит, что Он умер за меня.

Виктория

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Что в действительности дают путешествия человеку?