Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

У книжной полки. Защитник святой обители

Пройдя всю войну с 1942 года и до Берлина, он стал монахом. Уже на посту настоятеля одного из последних незакрытых русских монастырей он дал бой многократно превосходящему противнику. Дал бой и победил. Герои «крепких орешков» – смешные мальчики по сравнению с русским витязем в черной одежде.

Иван Михайлович Воронов, будущий архимандрит и иконописец, родился в 1914 г. бедной крестьянской семье в деревне Торчиха Московской губернии. По окончании сельской школы в 1926 году переехал жить и учиться в Москву к отцу и старшему брату. По окончании девятилетки два года жил в деревне, ухаживая за больной матерью. В 1932 году начал работать на Метрострое, учился в вечерней студии при Московском союзе художников. А в 1936 году Воронов поступил в изостудию, организованную ВЦСПС, которая в те годы приравнивалась к Академии художеств. В том же году Воронова призвали в Красную армию, где он прослужил два года. За это время Иваном была проведена большая работа по организации изокружков и изостудий при воинских частях Московского военного округа.

Демобилизовавшись в 1938 году, Иван Воронов устроился работать диспетчером и экспедитором на секретном военном заводе №58 им. К. Ворошилова (ныне ОАО «Импульс», на проспекте Мира). Здесь он и встретил Великую Отечественную войну. Завод выпускал бомбы, необходимые фронту. Но когда линия фронта приблизилась к столице, заводское начальство в панике пыталось эвакуироваться, используя служебные машины. Бегство руководителей за Урал, подальше от войны, было обычным явлением осенью 1941 года. Но у Воронова хватило мужества не поддаться всеобщей панике. Молодой диспетчер не позволил использовать заводские машины для бегства начальства, а задействовал их для отправки на фронт бомб.

Беспокоясь за судьбу больной матери, Воронов на несколько дней уехал в родную деревню, а когда вернулся в столицу, то застал завод оставленным. Начальство все-таки убежало! Но на местах остались рабочие, с которыми Воронов решил возобновить производство бомб. Производство велось с риском для жизни. Немцы бомбили Москву, и любое попадание в завод могло превратить его в братскую могилу. Но выпуск бомб не прекращался ни на минуту, недоедающие и недосыпающие рабочие перевыполняли дневную норму выработки на 300%. Как вспоминал сам архимандрит Алипий, «наш военный завод был как бы фронтом и домой с завода уже не уходили».

На фронт Ивана Воронова призвали 21 февраля 1942 года. На войну он уходил не только с автоматом, но и с этюдником с красками.

Продвигаясь с линией фронта, он успевал местным жителям реставрировать иконы и кормил целое подразделение теми продуктами, которые ему давали местные жители за реставрацию икон.

На фронте Иван Воронов создал несколько этюдов и картин, несколько альбомов «боевых эпизодов». Фронтовые работы мастера уже в 1943 г. экспонировались в нескольких музеях СССР.

Командование поощряло «культурно-просветительскую работу среди личного состава части», которую проводил художник, и отмечало умелое выполнение заданий «по обобщению боевого опыта и партийно-политической работы». «Все выполнявшиеся работы товарищем Вороновым носят характер творчества и новизны. В боевой обстановке держал себя смело и мужественно».

Иван Воронов прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. Он принимал участие во многих боевых операциях на Центральном, Западном, Брянском и Первом Украинском фронтах. Бог хранил будущего архимандрита, он не получил ни одного ранения или контузии. За участие в боях Воронов был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», орденом Красной Звезды и знаком «Гвардия». Всего же художник-солдат получил 76 боевых наград и поощрений.

Война оставила неизгладимый след в душе Ивана Воронова: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». Став монахом Алипием, архимандритом Псково-Печорской обители, он в своих проповедях неоднократно обращался к военной тематике, часто вспоминал о войне: «Я часто бывал в ночных дозорах и молил Бога, чтобы не встретились вражеские разведчики, чтобы никого не зарезать».

С войны Иван Михайлович вернулся знаменитым художником. Как он сам вспоминает: «Осенью 1945 года возвратясь с фронта, я привез около тысячи разных рисунков, эскизов и этюдов и сразу же организовал в Доме союзов в Москве индивидуальную выставку своих фронтовых работ. Эта выставка помогла мне вступить в члены горкома Товарищества московских художников и дала мне право работать художником. Каждый год я устраивал одну или две индивидуальных или групповых выставки, что показывало мой рост как художника».

Но карьера светского живописца не привлекала его. «В 1948 году, работая на пленэре в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, я был покорен красотой и своеобразием этого места, сначала как художник, а затем и как насельник Лавры, и решил посвятить себя служению Лавре навсегда».

На поступление в Троице-Сергиеву Лавру его родная мать благословила иконой Божией Матери «Утоли моя печали», сказав: «Матерь Божия, пусть он будет беспечальным». И благословение родной матери он увидел действенным. При постриге, когда нужно было определять ему монашеское имя, посмотрел наместник Лавры в Календарь; ближайшее имя, чтобы он был тут же и именинником, оказалось «Алипий», имя преподобного Алипия, знаменитого иконописца Киево-Печерского. По постриге отец Алипий посмотрел сам в Календарь и прочитал перевод своего нового имени: «беспечальный». Поэтому, когда его по телефону пытались пугать представители властей, он отвечал: «Учтите, я - Алипий - беспечальный». И как его небесный покровитель, отец Алипий тоже был иконописцем.

У него не было отдельной кельи. Наместник Лавры показал ему в коридоре место с условием, если отец Алипий к утру за одну ночь сделает себе келью в этом коридоре, то келья будет его. Отец Алипий ответил: «Благословите». И за одну ночь он сделал перегородки, отгороженную келью внутри обил лучинкой, оштукатурил, побелил, устроил пол, покрасил его. А утром наместник Лавры был чрезвычайно удивлен, когда пришел к отцу Алипию и увидел его в новой келье за столом с горячим самоваром.

Вскоре он был удостоен священнического сана, а в 1959 году назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Алипий стоял на этом ответственном посту с 1959 по 1975 год.

На плечи его легла тяжелейшая задача: не только восстановить святыни и древности знаменитого Псково-Печерской обители. Но другая задача была еще сложнее – защитить монастырь от закрытия его властями.

Советское время вообще было временем жесточайшего ограничения всех свобод, в том числе и свободы вероисповедания. Сотни тысяч людей, в том числе тысячи священников, монахов и архиереев были казнены властью только за веру и верность Богу. Тысячи храмов были разрушены, остальные закрыты: даже в крупных городах власть старалась оставить открытым только по одному православному храму.

Война заставила власти ослабить давление на Церковь, открыть часть храмов. Но Хрущев начал новый виток борьбы с Церковью. Он обещал показать последнего попа по телевизору. То есть предвкушал нынешние времена, когда телевизор заменит людям Бога, и надеялся дожить до них.

Вот заголовки центральных и местных изданий того времени: «Псково-Печерский монастырь – очаг религиозного мракобесия», «Аллилуйя вприсядку», «Нахлебники в рясах», «Лицемеры в рясах». Противостоять клевете было очень трудно, ещё труднее было сохранить монастырь. В рапортах на имя митрополита Псковского и Великолукского Иоанна архимандрит Алипий подчёркивал: «Газетные статьи, переполненные незаслуженными оскорблениями и клеветой в адрес честных, добрых и хороших людей, оскорблениями матерей и вдов погибших воинов, – вот их «идеологическая борьба» – изгнание сотен и тысяч священников и клириков, причём самых хороших. Сколько их приходит к нам со слезами, что нигде не могут устроиться хотя бы на мирскую работу, у них жёны и дети не имеют на что жить».

Что мог один монах противопоставить аппарату подавления всесильной власти? У него было только одно оружие. Но самое сильное оружие – слово!

Смелость его слов поражает даже при взгляде из нашего либерального времени. Как же поражающе это смелое и твердое слово звучало тогда! Когда ему говорили: «Батюшка, Вас ведь могут посадить…», – он отвечал: «Меня не посадят, я сам их посажу. Никакой вины на мне нет». Еще во время войны он усвоил, что лучшая защита — наступление.

Вот лишь несколько примеров, показывающих, как отражал Алипий нападения властей. Часть историй рассказана монахами, часть стала достоянием народной молвы и поведана печерянами.

Государственные нищие

Архимандрит Алипий, будучи наместником, мог ответить острым словцом кому угодно. Вызывали его как-то раз городские власти:

– Почему вы не можете навести у себя порядок? Ведь у вас нищие в монастыре!

– Простите, – отвечает отец Алипий, – но нищие не у меня, а у вас.

– Как это у нас?

– А очень просто. Земля, если помните, отнята у монастыря по Святые ворота. Нищие с какой стороны ворот стоят, с внешней или с внутренней?

– С внешней.

– Вот я и говорю, что они у вас. А у меня в монастыре вся братия напоена, накормлена, одета и обута. А коли уж вы так нищих не любите, так вы платите им пенсию рублей по 500. И если после этого милостыню будет кто-то просить – того, я думаю, можно и по закону наказать. А у меня нищих нет.

Интервью для «Науки и религии»

В конце шестидесятых два журналиста из «Науки и религии» попытались взять у Алипия разоблачительное интервью.

– Кто вас кормит? – спросили они.

Он показал на старушек. Те не поняли. Алипий пояснил:

– У одной с войны два сына не вернулись, у другой – четыре. И они пришли к нам развеять свое горе.

– Как вам не стыдно смотреть в глаза народа? – другой вопрос.

– Так мы – народ и есть. Шестнадцать монахов – участники войны, в том числе и я. А если понадобится, ноги в сапоги, пилотку на голову: «Явился по вашему приказанию»…

Молитва о дожде

Летом в Псковскую область пришла засуха. Алипий попросил в райкоме разрешения на крестный ход до Пскова, чтобы вымолить дождь.

– А если дождя не будет? – спросил чиновник.

– Тогда моя голова полетит, – ответил Алипий.

– А если – будет?

– Тогда – ваша.

Крестный ход до Пскова не разрешили. Монахи молились о дожде в монастыре, а работники райкома иронизировали:

– Вы молитесь, а дождя-то нет!

– Вот если бы вы помолились, дождь обязательно был бы, – разил Алипий.

После того, как монахи провели крестный ход внутри монастыря, дожди пошли-таки. Хотя по прогнозам, тучи направлялись в другую сторону.

Защита рогами

Печерские власти вредили по мелкому. Председатель горисполкома как-то летом прислал письмо о том, что монастырскому скоту запрещается выход за монастырские ворота. В ответном письме настоятель предупредил, что тогда «монастырское стадо будет вытеснять туристов, а бык - бодать экскурсоводов, которые фотографируют монахов и вводят в храм роту солдат в шапках в самые ответственные моменты богослужения».

Сказано – сделано. Несколько десятков коров заполонили монастырскую площадь, вытеснив туристов. А когда представитель властей попытался разогнать коров, бык – монахи сами удивились – загнал его на дерево и продержал там до семи вечера.

Победу коровы отпраздновали на пастбище.

Выборы по-Печерски

В советское время все должны были принимать участие в выборах. Не исключая и монахов Псково-Печерского монастыря. Обычно ящик привозили прямо в монастырь, где и происходил обряд голосования. Но вот новый секретарь обкома, возмущенный неподобающей для чернецов честью, распорядился «прекратить безобразие». «Пусть сами приходят голосовать».

«Прекрасно», – сказал, узнав об этом, архимандрит Алипий, наместник монастыря. И вот наступило воскресенье, долгожданный день выборов. После литургии и братской трапезы монахи выстроились по двое и с духовными песнопениями отправились через весь город на избирательный пункт. Можно представить себе состояние мирных советских граждан, наблюдавших подобное зрелище. Когда же в довершение ко всему монахи начали служить молебен прямо на избирательном участке, чиновники пытались протестовать. «У нас так положено», – ответствовал отец Алипий. Проголосовав, монахи так же чинно, через весь город вернулись в монастырь. В дальнейшем, избирательную урну стали снова приносить на место.

Благословение для коммунистов

Однажды два областных финансовых работника прибыли в монастырь, чтобы проверить доходы. Алипий спросил их:

– Кто вас уполномочил?

Предписания на бумаге у них не оказалось.

– Нас уполномочил народ!

– Тогда на завтрашней службе мы попросим вас выйти к амвону и спросим у народа, уполномочивал ли он вас, – предложил Алипий.

– Нас уполномочила партия! – уточнили проверяющие.

– А сколько в вашей партии человек?

– 20 миллионов.

– А в нашей Церкви – 50 миллионов. Меньшинство большинству диктовать не может.

В следующий раз финансовые работники пришли уже с предписанием. Алипий ответил им, что несмотря на предписание, он может разрешить проверку только по благословению владыки епархии. Тогда те связались с владыкой епархии и получили «благословение».

– Вы коммунисты? – спросил их Алипий.

– Как же вы, коммунисты, могли брать благословение у духовного лица? Я сейчас позвоню в обком партии, вас завтра же из партии выгонят.

Эти «товарищи» больше не приходили.

Русский Иван

Рассказал сам архимандрит Алипий:

«Во вторник 14 мая сего (1963) года эконом игумен Ириней организовал, как и во все прошлые годы монастырской жизни, поливку и опрыскивание монастырского сада дождевой и снеговой водой, которую мы собираем благодаря нами сделанной запруде около беседки, за крепостной стеной. Когда наши люди работали, к ним подошли шесть мужчин, потом ещё двое; у одного из них была в руках мерка, которой они разделяли бывшую монастырскую огородную землю. Он стал ругаться на работающих и запрещать качать воду, говорил, что это вода не ваша, приказывал прекратить качать. Наши люди пытались продолжить работать, но он подбежал к ним, схватил шланг и стал его вытаскивать, другой – с фотоаппаратом – стал фотографировать наших людей…

Эконом сказал этим неизвестным людям, что пришёл наместник, идите и объясните всё ему. Подошёл один из них. Остальные стояли поодаль, фотографируя нас; их осталось трое.

Уходя от нас боком, человек в шляпе сказал: «Эх… батюшка!» Я ответил, что батюшка я – для вон тех людей, а для вас я – русский Иван, который ещё имеет силу давить клопов, блох, фашистов и вообще всякую нечисть».

Топор

Иногда противник вынуждал Алипия прибегать к поистине «черному» юмору. Говорят, когда представители властей пришли к нему за ключами от пещер, в которых лежат мощи святых основателей и братий монастыря, он встретил кощунников при боевых орденах и медалях и грозно закричал келейнику:

– Отец Корнилий, неси топор, сейчас им будем головы рубить!

Должно быть, это было очень страшно – так быстро и безвозвратно они убежали.

Монастырская чума

К приезду очередной государственной комиссии по закрытию монастыря архимандрит Алипий вывесил на Святых вратах извещение, что в монастыре чума и в силу этого он не может пустить комиссию на территорию монастыря. Во главе комиссии была председатель Комитета по культуре Медведева А.И. Именно к ней и обратился отец Алипий:

– Мне-то своих монахов, дураков, простите, не жалко, потому что они все равно в Царствии небесном прописаны. А Вас Анна Ивановна, и ваших начальников – пустить не могу. Я ведь за вас, и ваших начальников на Страшном суде-то и слов не найду, как за вас отвечать. Так что простите, я вам врата не открою.

А сам – в очередной раз в самолет и в Москву. И опять хлопотать, обивать пороги, и в очередной раз побеждать.

Попытка закрытия монастыря

Но самый, наверно, тяжелый момент для отца Алипия настал, когда пришли уже с подписанным приказом о закрытии монастыря. Здесь уже нельзя было отшутиться. Алипий бросил документ в огонь камина и сказал, что готов принять мученическую смерть, но монастырь не закроет.

– Неужели отстоять монастырь было так просто? – спросили мы старейшего жителя монастыря, архимандрита Нафанаила, который хорошо помнил эти события.

– «Просто»? Во всем нужно видеть помощь Богородицы, – строго, с непреклонной верой ответил старец. – Без нее как могли отстоять…

Благодаря Алипию Воронову Псково-Печерский монастырь является единственным русским монастырем, который никогда не закрывался. Много сил и средств было вложено им в возрождение крепостных стен и башен, покрытие позолотой большого купола Михайловского собора, организацию иконописной мастерской. В 1968 году стараниями о. Алипия был объявлен всесоюзный поиск ценностей ризницы Псково-Печерского монастыря, вывезенных фашистскими оккупантами в 1944 году. Спустя пять лет монастырская утварь была найдена. В 1973 году представители консульства ФРГ в Ленинграде передали их обители.

Не стало о. Алипия 12 марта 1975 года. Шестьдесят один год жития земного, из которых 25 лет составило житие монашеское.

Пройдя всю войну с 1942 года и до Берлина, он стал монахом. Уже на посту настоятеля одного из последних незакрытых русских монастырей он дал бой многократно превосходящему противнику. Дал бой и победил. Герои «крепких орешков» – смешные мальчики по сравнению с русским витязем в черной одежде.

Иван Михайлович Воронов, будущий архимандрит и иконописец, родился в 1914 г. бедной крестьянской семье в деревне Торчиха Московской губернии. По окончании сельской школы в 1926 году переехал жить и учиться в Москву к отцу и старшему брату. По окончании девятилетки два года жил в деревне, ухаживая за больной матерью. В 1932 году начал работать на Метрострое, учился в вечерней студии при Московском союзе художников. А в 1936 году Воронов поступил в изостудию, организованную ВЦСПС, которая в те годы приравнивалась к Академии художеств. В том же году Воронова призвали в Красную армию, где он прослужил два года. За это время Иваном была проведена большая работа по организации изокружков и изостудий при воинских частях Московского военного округа.

Демобилизовавшись в 1938 году, Иван Воронов устроился работать диспетчером и экспедитором на секретном военном заводе №58 им. К.Ворошилова (ныне ОАО «Импульс», на проспекте Мира). Здесь он и встретил Великую Отечественную войну. Завод выпускал бомбы, необходимые фронту. Но когда линия фронта приблизилась к столице, заводское начальство в панике пыталось эвакуироваться, используя служебные машины. Бегство руководителей за Урал, подальше от войны, было обычным явлением осенью 1941 года. Но у Воронова хватило мужества не поддаться всеобщей панике. Молодой диспетчер не позволил использовать заводские машины для бегства начальства, а задействовал их для отправки на фронт бомб.

Беспокоясь за судьбу больной матери, Воронов на несколько дней уехал в родную деревню, а когда вернулся в столицу, то застал завод оставленным. Начальство все-таки убежало! Но на местах остались рабочие, с которыми Воронов решил возобновить производство бомб. Производство велось с риском для жизни. Немцы бомбили Москву, и любое попадание в завод могло превратить его в братскую могилу. Но выпуск бомб не прекращался ни на минуту, недоедающие и недосыпающие рабочие перевыполняли дневную норму выработки на 300%. Как вспоминал сам архимандрит Алипий, «наш военный завод был как бы фронтом, и домой с завода уже не уходили».

На фронт Ивана Воронова призвали 21 февраля 1942 года. На войну он уходил не только с автоматом, но и с этюдником с красками.

Продвигаясь с линией фронта, он успевал местным жителям реставрировать иконы и кормил целое подразделение теми продуктами, которые ему давали местные жители за реставрацию икон.

На фронте Иван Воронов создал несколько этюдов и картин, несколько альбомов «боевых эпизодов». Фронтовые работы мастера уже в 1943 г. экспонировались в нескольких музеях СССР.

Командование поощряло «культурно-просветительскую работу среди личного состава части», которую проводил художник, и отмечало умелое выполнение заданий «по обобщению боевого опыта и партийно-политической работы». «Все выполнявшиеся работы товарищем Вороновым носят характер творчества и новизны. В боевой обстановке держал себя смело и мужественно».

Иван Воронов прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. Он принимал участие во многих боевых операциях на Центральном, Западном, Брянском и Первом Украинском фронтах. Бог хранил будущего архимандрита, он не получил ни одного ранения или контузии. За участие в боях Воронов был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», орденом Красной Звезды. Всего художник-солдат получил 76 боевых наград и поощрений.

Война оставила неизгладимый след в душе Ивана Воронова: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». Став монахом Алипием, архимандритом Псково-Печорской обители, он в своих проповедях неоднократно обращался к военной тематике, часто вспоминал о войне: «Я часто бывал в ночных дозорах и молил Бога, чтобы не встретились вражеские разведчики, чтобы никого не зарезать».

С войны Иван Михайлович вернулся знаменитым художником. Но карьера светского живописца не привлекала его. «В 1948 году, работая на пленэре в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, я был покорен красотой и своеобразием этого места, сначала как художник, а затем и как насельник Лавры, и решил посвятить себя служению Лавре навсегда».

На поступление в Троице-Сергиеву Лавру его родная мать благословила иконой Божией Матери «Утоли моя печали», сказав: «Матерь Божия, пусть он будет беспечальным». И благословение родной матери он увидел действенным. При постриге, когда нужно было определять ему монашеское имя, посмотрел наместник Лавры в Календарь; ближайшее имя, чтобы он был тут же и именинником, оказалось «Алипий», имя преподобного Алипия, знаменитого иконописца, которого воспитала Киево-Печерская Лавра . По постриге отец Алипий посмотрел сам в Календарь и прочитал перевод своего нового имени: «беспечальный». Поэтому, когда его по телефону пытались пугать представители властей, он отвечал: «Учтите, я - Алипий - беспечальный». И как его небесный покровитель, отец Алипий тоже был иконописцем.

У него не было отдельной кельи. Наместник Лавры показал ему в коридоре место с условием, если отец Алипий к утру за одну ночь сделает себе келью в этом коридоре, то келья будет его. Отец Алипий ответил: «Благословите». И за одну ночь он сделал перегородки, отгороженную келью внутри обил лучинкой, оштукатурил, побелил, устроил пол, покрасил его. А утром наместник Лавры был чрезвычайно удивлен, когда пришел к отцу Алипию и увидел его в новой келье за столом с горячим самоваром.

Вскоре он был удостоен священнического сана, а в 1959 году назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Алипий стоял на этом ответственном посту с 1959 по 1975 год.

На плечи его легла тяжелейшая задача: не только восстановить святыни и древности знаменитого Псково-Печерской обители. Но другая задача была еще сложнее – защитить монастырь от закрытия его властями.

Советское время вообще было временем жесточайшего ограничения всех свобод, в том числе и свободы вероисповедания. Сотни тысяч людей, в том числе тысячи священников, монахов и архиереев были казнены властью только за веру и верность Богу. Тысячи храмов были разрушены, остальные закрыты: даже в крупных городах власть старалась оставить открытым только по одному православному храму.

Война заставила власти ослабить давление на Церковь, открыть часть храмов. Но Хрущев начал новый виток борьбы с Церковью. Он обещал показать последнего попа по телевизору. То есть предвкушал нынешние времена, когда телевизор заменит людям Бога, и надеялся дожить до них.

Вот заголовки центральных и местных изданий того времени: «Псково-Печерский монастырь – очаг религиозного мракобесия», «Аллилуйя вприсядку», «Нахлебники в рясах», «Лицемеры в рясах». Противостоять клевете было очень трудно, ещё труднее было сохранить монастырь. В рапортах на имя митрополита Псковского и Великолукского Иоанна архимандрит Алипий подчёркивал: «Газетные статьи, переполненные незаслуженными оскорблениями и клеветой в адрес честных, добрых и хороших людей, оскорблениями матерей и вдов погибших воинов, – вот их «идеологическая борьба» – изгнание сотен и тысяч священников и клириков, причём самых хороших. Сколько их приходит к нам со слезами, что нигде не могут устроиться хотя бы на мирскую работу, у них жёны и дети не имеют на что жить».

Что мог один монах противопоставить аппарату подавления всесильной власти? У него было только одно оружие. Но самое сильное оружие – слово!

Смелость его слов поражает даже при взгляде из нашего либерального времени. Как же поражающе это смелое и твердое слово звучало тогда! Когда ему говорили: «Батюшка, Вас ведь могут посадить...», – он отвечал: «Меня не посадят, я сам их посажу. Никакой вины на мне нет». Еще во время войны он усвоил, что лучшая защита - наступление.

Вот лишь несколько примеров, показывающих, как отражал Алипий нападения властей. Часть историй рассказана монахами, часть стала достоянием народной молвы и поведана печерянами.

Государственные нищие

Архимандрит Алипий, будучи наместником, мог ответить острым словцом кому угодно. Вызывали его как-то раз городские власти:

– Почему вы не можете навести у себя порядок? Ведь у вас нищие в монастыре!

– Простите, – отвечает отец Алипий, – но нищие не у меня, а у вас.

– Как это у нас?

– А очень просто. Земля, если помните, отнята у монастыря по Святые ворота. Нищие с какой стороны ворот стоят, с внешней или с внутренней?

– С внешней.

– Вот я и говорю, что они у вас. А у меня в монастыре вся братия напоена, накормлена, одета и обута. А коли уж вы так нищих не любите, так вы платите им пенсию рублей по 500. И если после этого милостыню будет кто-то просить – того, я думаю, можно и по закону наказать. А у меня нищих нет.

Интервью для «Науки и религии»

В конце шестидесятых два журналиста из «Науки и религии» попытались взять у Алипия разоблачительное интервью.

– Кто вас кормит? – спросили они.

Он показал на старушек. Те не поняли. Алипий пояснил:

– У одной с войны два сына не вернулись, у другой – четыре. И они пришли к нам развеять свое горе.

– Как вам не стыдно смотреть в глаза народа? – другой вопрос.

– Так мы – народ и есть. Шестнадцать монахов – участники войны, в том числе и я. А если понадобится, ноги в сапоги, пилотку на голову: «Явился по вашему приказанию»…

Молитва о дожде

Летом в Псковскую область пришла засуха. Алипий попросил в райкоме разрешения на крестный ход до Пскова, чтобы вымолить дождь.

– А если дождя не будет? – спросил чиновник.

– Тогда моя голова полетит, – ответил Алипий.

– А если – будет?

– Тогда – ваша.

Крестный ход до Пскова не разрешили. Монахи молились о дожде в монастыре, а работники райкома иронизировали:

– Вы молитесь, а дождя-то нет!

– Вот если бы вы помолились, дождь обязательно был бы, – разил Алипий.

После того, как монахи провели крестный ход внутри монастыря, дожди пошли-таки. Хотя по прогнозам, тучи направлялись в другую сторону.

Защита рогами

Печерские власти вредили по мелкому. Председатель горисполкома как-то летом прислал письмо о том, что монастырскому скоту запрещается выход за монастырские ворота. В ответном письме настоятель предупредил, что тогда «монастырское стадо будет вытеснять туристов, а бык - бодать экскурсоводов, которые фотографируют монахов и вводят в храм роту солдат в шапках в самые ответственные моменты богослужения».

Сказано – сделано. Несколько десятков коров заполонили монастырскую площадь, вытеснив туристов. А когда представитель властей попытался разогнать коров, бык – монахи сами удивились – загнал его на дерево и продержал там до семи вечера.

Победу коровы отпраздновали на пастбище.

Выборы по-Печерски

В советское время все должны были принимать участие в выборах. Не исключая и монахов Псково-Печерского монастыря. Обычно ящик привозили прямо в монастырь, где и происходил обряд голосования. Но вот новый секретарь обкома, возмущенный неподобающей для чернецов честью, распорядился «прекратить безобразие». «Пусть сами приходят голосовать».

«Прекрасно», – сказал, узнав об этом, архимандрит Алипий, наместник монастыря. И вот наступило воскресенье, долгожданный день выборов. После литургии и братской трапезы монахи выстроились по двое и с духовными песнопениями отправились через весь город на избирательный пункт. Можно представить себе состояние мирных советских граждан, наблюдавших подобное зрелище. Когда же в довершение ко всему монахи начали служить молебен прямо на избирательном участке, чиновники пытались протестовать. «У нас так положено», – ответствовал отец Алипий. Проголосовав, монахи так же чинно, через весь город вернулись в монастырь. В дальнейшем, избирательную урну стали снова приносить на место.

Благословение для коммунистов

Однажды два областных финансовых работника прибыли в монастырь, чтобы проверить доходы. Алипий спросил их:

– Кто вас уполномочил?

Предписания на бумаге у них не оказалось.

– Нас уполномочил народ!

– Тогда на завтрашней службе мы попросим вас выйти к амвону и спросим у народа, уполномочивал ли он вас, – предложил Алипий.

– Нас уполномочила партия! – уточнили проверяющие.

– А сколько в вашей партии человек?

– 20 миллионов.

– А в нашей Церкви – 50 миллионов. Меньшинство большинству диктовать не может.

В следующий раз финансовые работники пришли уже с предписанием. Алипий ответил им, что несмотря на предписание, он может разрешить проверку только по благословению владыки епархии. Тогда те связались с владыкой епархии и получили «благословение».

– Вы коммунисты? – спросил их Алипий.

– Как же вы, коммунисты, могли брать благословение у духовного лица? Я сейчас позвоню в обком партии, вас завтра же из партии выгонят.

Эти «товарищи» больше не приходили.

Русский Иван

Рассказал сам архимандрит Алипий:

«Во вторник 14 мая сего (1963) года эконом игумен Ириней организовал, как и во все прошлые годы монастырской жизни, поливку и опрыскивание монастырского сада дождевой и снеговой водой, которую мы собираем благодаря нами сделанной запруде около беседки, за крепостной стеной. Когда наши люди работали, к ним подошли шесть мужчин, потом ещё двое; у одного из них была в руках мерка, которой они разделяли бывшую монастырскую огородную землю. Он стал ругаться на работающих и запрещать качать воду, говорил, что это вода не ваша, приказывал прекратить качать. Наши люди пытались продолжить работать, но он подбежал к ним, схватил шланг и стал его вытаскивать, другой – с фотоаппаратом – стал фотографировать наших людей...

Эконом сказал этим неизвестным людям, что пришёл наместник, идите и объясните всё ему. Подошёл один из них. Остальные стояли поодаль, фотографируя нас; их осталось трое.

Уходя от нас боком, человек в шляпе сказал: «Эх... батюшка!» Я ответил, что батюшка я – для вон тех людей, а для вас я – русский Иван, который ещё имеет силу давить клопов, блох, фашистов и вообще всякую нечисть».

Топор

Иногда противник вынуждал Алипия прибегать к поистине «черному» юмору. Говорят, когда представители властей пришли к нему за ключами от пещер, в которых лежат мощи святых основателей и братий монастыря, он встретил кощунников при боевых орденах и медалях и грозно закричал келейнику:

– Отец Корнилий, неси топор, сейчас им будем головы рубить!

Должно быть, это было очень страшно – так быстро и безвозвратно они убежали.

Монастырская чума

К приезду очередной государственной комиссии по закрытию монастыря архимандрит Алипий вывесил на Святых вратах извещение, что в монастыре чума и в силу этого он не может пустить комиссию на территорию монастыря. Во главе комиссии была председатель Комитета по культуре Медведева А.И. Именно к ней и обратился отец Алипий:

– Мне-то своих монахов, дураков, простите, не жалко, потому что они все равно в Царствии небесном прописаны. А Вас Анна Ивановна, и ваших начальников – пустить не могу. Я ведь за вас, и ваших начальников на Страшном суде-то и слов не найду, как за вас отвечать. Так что простите, я вам врата не открою.

А сам – в очередной раз в самолет и в Москву. И опять хлопотать, обивать пороги, и в очередной раз побеждать.

Попытка закрытия монастыря

Но самый, наверно, тяжелый момент для отца Алипия настал, когда пришли уже с подписанным приказом о закрытии монастыря. Здесь уже нельзя было отшутиться. Алипий бросил документ в огонь камина и сказал, что готов принять мученическую смерть, но монастырь не закроет.

– Неужели отстоять монастырь было так просто? – спросили мы старейшего жителя монастыря, архимандрита Нафанаила, который хорошо помнил эти события.

– «Просто»? Во всем нужно видеть помощь Богородицы, – строго, с непреклонной верой ответил старец. – Без нее как могли отстоять…

Благодаря Алипию Воронову Псково-Печерский монастырь является единственным русским монастырем, который никогда не закрывался. Много сил и средств было вложено им в возрождение крепостных стен и башен, покрытие позолотой большого купола Михайловского собора, организацию иконописной мастерской. В 1968 году стараниями о. Алипия был объявлен всесоюзный поиск ценностей ризницы Псково-Печерского монастыря, вывезенных фашистскими оккупантами в 1944 году. Спустя пять лет монастырская утварь была найдена. В 1973 году представители консульства ФРГ в Ленинграде передали их обители.

Не стало о. Алипия 12 марта 1975 года. Шестьдесят один год жития земного, из которых 25 лет составило житие монашеское.

 ( 9 голосов : 3.44 из 5 )

Преподобный Амвросий Оптинский
Иеромонах Василий Росляков
Праведный Алексий Мечев (Александра Ярмолович )
Святой праведный Иоанн Кронштадтский («Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников». Москва, 1998. )
Преподобный Серафим Вырицкий
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (Валерия Посашко )
Преподобный Серафим Саровский


Отец Алипий

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ СЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Псково-Печерский монастырь был построен в XV столетии. Расположили его монахи весьма оригинально, на ручье Каменце. Но сам-то ручей протекает в глубоком овраге, что-то вроде каньона. Само слово «печеры», это не что иное, как пещеры. Вот, в виде пещер и построили свой монастырь монахи в те давние времена.
Монастырь являл собой и крепость, стоявшую на защите рубежей русского государства.
Снаружи пещеры укрепили камнем, и получилась лицевая сторона каждого строения, каждой церкви. Сами же храмы располагаются в пещерах.
Как же получилось, что так необычно построили Святую обитель?
Вот, что говорит об этом предание.
В конце XIV изборских охотников привлекло внимание прекрасное пение птиц, исходящее как будто из-под земли, в районе оврага, где протекал Каменецкий ручей. Позже в этом районе поселились крестьяне, а эта земля с оврагом досталась Ивану Дементьеву. Однажды во время рубки деревьев, одно из них падая, зацепило другое и под корнями упавшего, – обнаружилась пещера. Над входом ясно читалось: «Богом зданныя пещеры». (Богом данные). Предание это относится к 1392 году.
Монастырь же был основан в 1473 году и его основателем считается первый его настоятель Преподобный Иона, который и приступил к постройке первого пещерного Успенского храма.
Прибыл в эти места Иона с женой Марией и детьми. Однако, не достроив храма, жена его тяжело заболела и перед смертью приняла монашеский постриг. Таким образом, Мария стала первой постриженицей обители.
Далее опять начинаются чудеса. Человек верующий однозначно их воспринимает, атеист, как всегда сомневается. Но вот, что в летописях дошло до наших дней. Иона отпел и похоронил свою супругу, но наутро она оказалась на поверхности земли. Иона подумал, что что-то напутал в молитве – вновь отпел Марию и похоронил. Но наутро всё повторилось, и настоятель понял, что это знак свыше. Похоронил Иона свою Марию в пещере, разместив в нише. После этого случая всех монахов, священников и павших воинов стали хоронить таким же способом. И вот ещё одно чудо, которое мы, сегодняшние люди можем наблюдать, – никакого тления в пещерах не происходит, все усопшие через несколько лет мумифицируются.
Славная, и современная история сложилась у монастыря и в наши дни. Наша страна благодарна и монастырю, а вернее монахам его, за победу на Курской дуге, в которую внесли свой вклад и послушники.
Это отступление, несколько уведёт, от главной темы, но история интересна. История показывающая, что русский народ в тяжёлые годы может объединять свои силы, с казалось бы, несовместимыми, в советский период, объединениями.
Жил до войны, в Москве епископ Василий Ратмиров. По-разному к нему относилась церковь. Он относился к обновленцем и это не приветствовалось. Считалось, что епископ сдружился с властью и чуть ли не к расколу ведёт церковь. Считали его даже агентом ОГПУ. На самом же деле епископ стремился сохранить церковь и поэтому пошёл на такое сотрудничество.
И вот настало лихолетье, пришло 22-е июня 1941 года и епископ, ещё не старый человек пришёл в военкомат с просьбой направить его на фронт. Это заинтересовало наши спецорганы и они поняли, что можно извлечь из такого предложения. Заинтересовалась сама легенда нашей разведки – генерал Павел Судоплатов. Пригласили епископа в соответствующий кабинет на Лубянке, в кабинет П. Судоплатова, туда же вызвали и двух своих сотрудников подполковника В.М. Иванова и сержанта И.И. Михеева.
Всем трём была поставлена, прямо скажем, необычная задача. Кое каким профессиональным разведывательным навыком обучили епископа, своих же сотрудников, переодев в иноков, научили церковным канонам и службе, прямо в кабинете П. Судоплатова, предварительно привезя в кабинет иконы, хоругви и прочее церковное имущество. Задача была проста – все трое отправляются в Калинин (Тверь ныне), входят в доверие к немецкому командованию и занимаются разведкой. Что было прекрасно епископом Василием и сделано.
При отступлении немецкий войск Василию предложили ехать вместе с немцами, но тот, сославшись на здоровье, попросил его оставить со своей паствой. Этим он бросил на себя тень, – а не завербован ли он Абвером?
Итак, епископ остался, а два наших инока-разведчика, готовящиеся принять монашеский сан, прекрасно освоившие все церковные каноны, отправились с немцами, и попали в Псково-Печерский монастырь. С ними в монастыре оказалась и радистка Вера. В Москве эту операцию назвали «Операция послушники».
Настоятелем монастыря в это время был митрополит Сергий Вознесенский, который знал всё, что происходит в монастыре и активно включился в такую, невидимую борьбу с фашистами за свою, православную Родину.
По поводу Вознесенского и сегодня есть разногласия. Почему? Да потому, что ему пришлось встречаться и пожимать руку предателю Власову, провозглашать здравицу немецким воинам. А как же иначе, если ты разведчик. Говорили, что сам Сталин разрешил ему высказываться в проповедях против советской власти. Погиб Сергий тоже не понятно от кого. Есть предположение, что его расстреляли прямо в машине немецкие спецслужбы.
Какую же помощь наши «иноки» оказали нашей армии. И Иванов, и Михеев, да и сам Вознесенский сумели внушить немцам, что в городе Куйбышеве есть подполье, работающее против власти. Немцы забросили туда обученных русских предателей, которых немедленно и выловили, и даже перевербовали. Далее шла радио-игра с немецкой разведкой. Делались «ценные» сообщения немцам, что Сталин сосредоточил все свои силы под Москвой и ждёт второго удара немцев именно в этом направлении. И немцы поверили в это, готовясь нанести удар под Курском. Но и игра-то заключалась в том, чтобы не привлечь внимания к подготовке наших сил в районе Курска. Как было дело дальше можно не описывать. Дальше Курско-Орловская битва и окончательный перелом в войне. Вот здесь-то и заподозрили немцы Вознесенского.
А в монастырь заглядывали и наши разведчики и партизаны, которых укрывали в пещерах и даже в церковных куполах.
Надо напомнить, что монахи на протяжении всей нашей истории были славными воинами. Вспомните Чёрную сотню на Куликовом поле, которая переломила весь ход битвы.
Предание монастыря сохраняет память об «ангеле-хранителе» советских разведчиков – стареце Симеоне Желнине, ныне прославленный в лике святых. Именно преподобный Симеон помогал укрываться советской радистке в глубоких пещерах монастыря, сохраняя в глубокой тайне истинные цели прибывших «послушников». К сожалению, ничего не известно о судьбе радистки Веры. Что касается Иванова и Михеева, то они дожили до победы. После войны, ставший полковником Михеев ушёл в монахи. Служил в монастыре во время войны и игумен Павел Горшков. Он в тяжёлые годы оккупации спас от голода и смерти не один десяток военнопленных и вселил веру в отчаявшихся и обессилевших людей. Однако, после изгнания фашистов, Павел в 1944 году был арестован, как пособник немцам. А ведь Павел прекрасно знал, что происходит и кто прячется в обители и оказывал им помощь. Надо сказать, что до сих пор личное дело митрополита Сергия Вознесенского храниться в архиве ФСБ и строго засекречено. Зачем? Не после таких ли событий Сталин понял, что победить можно, объединив все силы народа и партии, и церкви, разрешив открытие Патреархии в стране Советов?
Но пора вернуться в Псково-Печерский монастырь наших дней. Посещая обитель, видишь необычную и прекрасную картину, гармонично вписанных в овраг храмов. Вверху оврага-мнастыря, раскинулся фруктовый сад с намёком на Эдемский. В сад простые смертные не допускаются. Работают в саду и посещают его только монахи и священники. Склон этот с садом стали величать Святой горой.
В монастырь же допуск есть. Приезжают туда экскурсии. Пускают и в пещеры, но строго по времени и в определённые дни. Монахи строго соблюдают этот режим. Однако по прежнему, по заведённому в древности порядку, в сад допуска никому нет.
Когда-то, в послевоенные годы, настоятелем монастыря был Отец Алипий. Алипий во время войны сражался с фашистами, как и весь наш народ, имел офицерское звание.
Однажды под Курском его батальон оказался в окружении, немцы наседали со всех сторон. Бой завязался жестокий. Батальон попал под перекрёстный огонь. Мало кто остался в живых.
Вот тут-то воин и вспомнил о душе, и о Боге, хотя к нему его с детства тянуло.
Офицер поклялся: если останется жив, после войны уйдёт в монастырь и посвятит свою жизнь служению Всевышнему.
И остался жив, и ушёл в монастырь Алипий. И из простого монаха дорос до настоятеля монастыря, этого самого – Псково-Печерского.
Надо сказать, Отец Алипий был прекрасным художником. Им были написаны многие иконы в монастыре. Многие росписи восстанавливались его рукой.
Архимандрит Алипий родился в 1914 году в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчиха.
В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу, но часто возвращался в деревню, помогая своей больной матери.
С 1933 года трудился рабочим на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском Союзе художников.
Уже тогда, с юных лет он имел глубокую веру и хотел выразить ее, когда-то в служении Церкви.
Война помогла ему сделать свой выбор и осуществить свою мечту.
27 февраля 1950 года он поступает послушником в Троице-Сергиеву Лавру.
15 августа того же года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иоанном, с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского.
12 сентября 1950 года Патриархом Алексием I рукоположен в иеродиаконы, а 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, – в иеромонахи с назначением ризничим Троице-Сергиевой Лавры.
В 1952 году отец Алипий награждается наперсным крестом, а к празднику Пасхи 1953 года возводится в сан игумена. Вместе с несением послушания ризничего ему поручается руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в Сергиевой Лавре.
Затем до 1959 года он принимает участие в восстановлении и украшении ряда московских храмов.
Указом Святейшего Патриарха Алексия I от 15 июля 1959 года игумен Алипий назначается наместником Псково-Печерского монастыря.
В 1961 году игумен Алипий возведен в сан архимандрита.
В 1963 году награждается Патриаршей грамотой за усердные труды по восстановлению Псково-Печерской обители.
В 1965 году к престольному дню монастыря – празднику Успения Божией Матери был награжден вторым крестом с украшениями.
В дальнейшем удостаивается орденов святого князя Владимира – III и II степени, и награждается Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока – Феодосием VI – орденом Христа Спасителя и крестом II степени.

12-го марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал:
– Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем.
Краски подали, но руки его уже не могли действовать.
Сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к орудию в Великую Отечественную войну.
В 4 часа утра архимандрит Алипий тихо и мирно скончался.
Вот таким был настоятель монастыря Отец Алипий. Вот так он закончил свой жизненный путь.

Далее хочется рассказать ещё одну историю и тоже похожую на легенду. Однажды в монастырь приехал мой знакомый, очень талантливый документалист Ленфильма – Эдуард. Фамилию его я запамятовал.
Поручили ему отснять фильм о монастыре. Времени на это, как всегда, выделили мало, надо было поторапливаться. Разрешение на съёмки Эдуард получил. Но, когда дело дошло до сада, монахи стеной встали, – не пускают. Иди, говорят, и проси специальное разрешение у Отца Алипия.
Пошёл Эдуард к дому настоятеля.
Алипию доложили о пришельце. Отец Алипий выглянул в окно, чтобы узнать, что надо посетителю. Эдуард изложил свою просьбу. Алипий надолго задумался. После раздумий дал своё согласие на съёмки. Надо сказать, что монахи восприняли это без энтузиазма. Алипий же сказал: иди, но ненадолго и помни, что ты второй после Петра I будешь в этом саду.
Эдуарда это заинтересовало. Он поинтересовался этим у монаха и услышал прелюбопытнейшую историю.
Пётр вёл ожесточённую войну со шведами. Меди для пушек не хватало. Корабли интенсивно строились, их надо было вооружать. Вот и приказал Пётр взять на время войны колокола из церквей. Ну что же, на Петра это похоже, крут был царь и решителен. Приехал Пётр в монастырь и потребовал колокола. Настоятель монастыря заявил, что так не полагается делать. На это необходимо разрешение Всевышнего.
– А где просят разрешение у Всевышнего? – спросил Пётр.
– Для этого надо переночевать в саду и увидеть сон, придёт во сне Всевышний и скажет своё решение.
Так Пётр и сделал.Утром спускается из сада и направляется к настоятелю.
– Ну, что приснилось, что Всевышний сказал, – спросил настоятель у Петра.
Что Пётр мог ответить? Это был бы не Пётр,если бы сказал, что-нибудь другое:
– Да, да,пришёл Всевышний ко мне во сне, и дал разрешение на снятие колоколов.
Что поделаешь, сам Всевышний дал добро. Не сомневаться же в правдивости слов Царя Всея Руси.
Отдали Петру колокола. А Пётр слово своё сдержал. После победы отлили монастырю новые колокола, которые и звучат поныне над обителью.
Что касается фильма, то он получился, и неплохо. Спасибо Отцу Алипию.
Всё выше рассказанное мне рассказывал и Эдуард и книги, но вот…
Прошло с десяток лет и автор повествования этого, наконец-то собрался посетить Святую обитель.
К этому времени и прояснилось мирское имя Отца Алипия – это Иван Михайлович Воронов.
Обитель поразила своей красотой неописуемой. Спускаясь вниз, где необычно расположился монастырь, совершенно забываешь, что это овраг, где протекал когда-то ручеёк. Величие строений настолько возвышает обитель, что производит впечатление возвышенности.
В сад по-прежнему не пускают, но делают исключения и их стало гораздо больше чем раньше. Необходимо заранее испросить разрешение у настоятеля. И разрешение для экскурсий даётся, но бывает это всё же не часто.
Постоял я у дома настоятеля монастыря. Посмотрел на окошко, откуда происходила беседа Алипия с моим знакомым Эдуардом.
Алипия уже нет и захоронен он в одной из ниш пещеры, там, где покоятся многие иноки, воины и святые земли русской.
Поклонился и я Алипию и Ионе.
Наконец-то мечта сбылась.

Годах жил в Тарчихе у матери, работал в колхозе.

25 сентября того же года рукоположен во иеродиакона патриархом Московским и всея Руси Алексием I , а 14 октября рукоположен в сан иеромонаха . Назначен ризничим Лавры.

11 августа того же года принял хозяйство и имущество Псково-Печерского монастыря от игумена Августина.

Поистине мужем силы и разума, цельной, самоотверженной личностью был архимандрит Алипий во всех проявлениях своего христианского служения. Яркой оценкой его характера служат его же собственные слова: "Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление".

Отец Алипий часто проповедовал, особенно о христианской любви, говоря: "Страдавший на Кресте Христос заповедовал нам: "Любите друг друга!" И потому, чтобы избавиться от зла, нужно только одно: исполнять эту последнюю заповедь Господню".

Отец Алипий всегда помогал нуждающимся, раздавал милостыню, много просящих получали от него помощь. За это немало пришлось потерпеть отцу Алипию. Он защищался словами Священного Писания о необходимости оказывать дела милосердия и утверждал, что дела милосердия не могут быть запрещенными, это неотъемлемая часть жизни Святой Православной Церкви. Кто запрещает дела милосердия, тот ущемляет Церковь Христову, не дает ей жить присущей ей жизнью.

Как иконописец и реставратор, он позаботился отреставрировать забронзированный темный иконостас Успенского храма, внутреннюю роспись Михайловского собора, Никольский храм (восстановил тябловый иконостас, отреставрировал икону Святителя, расширил храм за счет башни, укрепил стены, восстановил стильный купол (стильный - от слова "стиль" - совокупность признаков, характерных для искусства определенного времени и направления (в данном случае Псковская школа зодчества XV-XVI вв.).

Была отреставрирована крепостная стена-ограда с боевыми башнями и переходами, восстановлены их покрытия. Шесть икон Божией Матери в Никольской часовне написаны при его участии и руководстве.

Отец Алипий отличался особой решимостью и силой духа. Когда он сжег бумагу о закрытии Псково-Печерского монастыря на глазах посланцев, повернулся к ним и сказал: "Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою". Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику: "Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!" Пришедшие обратились в бегство.

Отец Алипий не раз писал критику на неправду о Псково-Печерском монастыре и написал в Журнал Московской Патриархии статью о преподобном Корнилии, чтобы не искажали историю.

Защищал верующих людей пред сильными мира сего, заботился об устройстве их на работу. Он писал, что вся вина этих людей состоит лишь в том, что они верят в Бога. Был приветлив и общителен, с любовию принимал посетителей, делился своими талантами, давал мудрые ответы.

Когда его спросили гражданские посетители, как живут монахи, то он обратил их внимание на богослужение, которое совершалось в Успенском храме. "Слышите?" - спросил он. Посетители ответили: "Слышим". - "Что слышите?" - "Монахи поют". - "Ну вот, если б монахи худо жили, то не запели бы".

Когда верующие разделывали в монастыре клумбочки, власти спросили: "Кто у вас работает и на каком основании?" Отец Алипий ответил: "Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле". И вопросов больше не последовало.

Пастырей церкви, прибывающих в обитель, он наставлял прилежать служению в своем храме. "Вот, Вы, батюшка, от своего храма уехали, и в вашем храме бес будет служить". - "Как так?" – ему возражали. Отец Алипий отвечал по-евангельски: "Бес обретет храмину пустую..."

Во время эпидемии ящура он разъяснял, чтобы служение в храмах не прекращалось, так как коровы в храмы не ходят, и ни одно учреждение не прекращает своей работы по случаю ящура.

Когда не разрешали посещать пещеры, отец Алипий благословил ежедневно утром, в 7 часов, служить в пещерах панихиду, чтобы верующие люди имели возможность посетить пещеры и помянуть своих родных и близких, особенно погибших в Великую Отечественную войну. Был прислан указ, чтобы панихиды в пещерах не служили. Благословением отца Алипия панихиды продолжали служить. Вопросившему отца Алипия, получил ли он указ, отец Алипий ответил, что получил. "Почему же не выполняете?" - последовал вопрос. Отец Алипий ответил, что этот указ написан под давлением по слабости духа, "я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом". И служение панихид в пещерах не было прервано.

Отец Алипий никогда не ездил в отпуск. И даже, как сам он писал, по своей воле не выходил за монастырские ворота, усердно прилежал исполнению монашеских обетов. И обвинителям отвечал, что если из мира течет в обитель на чистый монастырский двор мирская нечисть, то это уж не наша вина.

До самой своей кончины он преподавал благословение на каждое монастырское служение и делание и не оставлял своего послушания.

Сочинения

  • Некролог «Иеросхимонах Михаил». ЖМП, июнь 1962
  • «Где сокровища Печорского монастыря», газета «Советская культура», 5 октября 1968
  • «Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский». ЖМП, 1970
  • «Древние фрески Псково-Печерского монастыря». ЖМП, 1970
  • Некролог «Епископ Иоанникий». ЖМП, 1970

В году издательством Сретенского монастыря впервые выпущен сборник проповедей архимандрита Алипия.

Награды

Церковные

  • наперсный крест (25 октября 1951)
  • наперсный крест с украшениями (8 октября 1953)
  • патриаршая грамота (21 февраля 1954, за работы в Лукино)
  • благодарность (11 февраля 1955, за ценный дар в церковно-археологический кабинет – икону св. Николая кон. XVI века).
  • патриаршая грамота (23 марта 1963)
  • орден Христа Спасителя и крест II степени (11 июля 1963, награждён Антиохийским Патриархом Феодосием)
  • орден святого князя Владимира III степени (26 ноября 1963)
  • право служить Литургию с отверстыми Царскими вратами до запричастного стиха (1966).
  • орден святого князя Владимира II степени (27 августа 1973)
  • наперсный крест с украшениями (9 сентября 1973)

Светские

  • премирован за хорошие показатели в работе в сумме 100 рублей (4 ноября 1940, завод 58).
  • медаль «За боевые заслуги» (15 октября 1944)
  • знак «Гвардия» (15 апреля 1945)
  • орден Красной Звезды (8 июля 1945)
  • медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (10 июля 1946)
  • медаль «За взятие Берлина» (8 января 1947)
  • медаль «За освобождение Праги» (10 февраля 1947)
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (17 сентября 1948)
  • юбилейная медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне» (1 декабря 1966)
  • юбилейная медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» (28 ноября 1969)
  • юбилейная медаль «25 лет победы в Великой Отечественной войне» (1970)
  • памятный знак «Народное ополчение Ленинграда» (30 ноября 1971)
  • знак «Ветеран 4-й Гвардейской танковой армии» (1972)

Литература

  • Сайт об архимандрите Алипии (Воронове)

Использованные материалы

  • Страница на сайте Псково-Печерского монастыря

Ямщиков С. Мой Псков. Псков, 2003 - 352 c.

Владимир Дергачев

Архимандрит Алипий и гвардии рядовой Иван Воронов в 1944 году

Наместник Псково-Печерского монастыря (1959 - 1975) архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году в Бронницком уезде Московской губернии.
После окончания в 1930 году средней школы в Москве, работал в колхозе, учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников (бывшей мастерской Сурикова), работал проходчик на строительстве первой очереди Московского метрополитена, затем помощником дежурного по станции. С 1936 год по 1941 года — учился на отделении живописи и рисунка Изостудии ВЦСПС, с перерывом на службу в армии. C 1938 года по 1942 года — диспетчер цеха военного завода им. К. Е. Ворошилова.

С 21 февраля 1942 года по 25 сентября 1945 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии в звании гвардии рядовой, в должности стрелка стрелковой роты, а с августа 1944 года служил в политотделе армии (художником). Воронов награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом «Красная звезда».
После войны художник работал по разовым трудовым договорам, член Московского товарищества художников (с 1947 года).

Еще на войне Иван Воронов, видя кровь и смерть, дал себе обет посвятить жизнь духовному служению. В 50-е годы становится послушником Троице-Сергиевой лавры (Загорск), пострижен в монашество с именем Алипий, рукоположен в иеромонахи и назначен ризничным Лавры. Занимался реставрацией живописи Троицкого, Успенского соборов, Трапезной и Академической церкви, руководил работой иконописцев, принимал участие в реставрации храмов Москвы и Подмосковья.

С апреля 1953 года — игумен, наместник Псково-Печёрского монастыря с 28 июля 1959 года, архимандрит — с 11 февраля 1960 года. Отец Алипий был назначен наставником монастыря со второго раза в трудный для православной жизни период. Неистовый партийный вождь Хрущев грозил, что он покажет строителям коммунизма последнего попа. Только с 1959 до смещения вождя в 1964 году было закрыто в стране 310 православных общин, 23 монастыря (осталось 16 действующих), а Киево-Печерская лавра стала музеем-заповедником.

Советская власть стремилась иметь такого наставника монастыря, чтобы он был последним. То есть обладал таким важным качеством как продажность. И в течение нескольких месяцев шло противостояние и наконец, 6 октября 1959 года патриарх Московский окончательно утвердил отца Алипия наставником Псковско-Печорского монастыря. И под его руководством с 1959 по 1968 гг. в монастыре была осуществлена масштабная реставрация, включая восстановление крепостных стен и башен. Я был в монастыре в 1968 году и увидел это воссозданное чудо на фоне разрухи другой церковной жизни в стране.

Прихожане и миряне собирала баснословные суммы пожертвования монастырю, а советская власть собирала компромат на наставника, заводила уголовные дела, пыталась отправить молодых монахов на Афон и закрыть монастырь. Очевидцы рассказывают, что когда прибыла очередная ликвидационная комиссия, гвардии рядовой архимандрит вспомнил о войне и сказал примерно следующее: «Смотрите на эти крепостные стены и башни, они выдержат атаку танков, а многие монахи, бывшие фронтовики, не разучились держать оружие». И советская власть временно отступила.

Многие годы на посту наместника Псково-Печёрского монастыря Отец Алипий собирал информацию о пропавших церковных ценностях. В марте 1944 года сокровища монастырской ризницы были вывезены нацистами. В 1968 году в газете «Советская Россия» публикуется его статья «Где сокровища Печорского монастыря?»:
«Русские цари (и не только цари) одаривали «пребогато» монастырь. В ризнице хранились некоторые вещи, принадлежавшие Ивану Грозному, Борису Годунову, Петру Первому — массивная золотая цепь, большой золотой крест, несколько золотых кубков, искусно шитая золотая плащаница ручной работы царицы Анастасии Романовны, её же золотой перстень с камнями и серьги из яхонтов, произведения из золота и серебра многих безвестных русских умельцев. В их числе золотой крест, украшенный драгоценными камнями и жемчугом (1590 год), «Евангелие» (1644 год), доски которого с обеих сторон и корень были обложены массивным позолоченным серебром чеканной работы…И много других уникальнейших и драгоценнейших работ…».
Сокровища монастыря нашлись в ФРГ, где их обнаружил детектив-любитель. В мае 1973 года монастырские ценности были возвращены при поддержке немецкого консульства в Ленинграде и доставлены в СССР контейнером через Ленинградский морской порт. Возвращено 12 ящиков с 504 ценными предметами, включая старинные иконы и картины.

Архимандрит Алипий был иконописцем, художником и коллекционером. В его коллекции видное место занимали картины И. Шишкина, А. Дубовского, И. Крамского, И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Васнецова, М. Нестерова, М. Добужинского, Н. Рериха, Б. Кустодиева, В. Поленова а так же картины фламандских, французских и других зарубежных художников. Основная часть коллекции была передана в Русский музей Ленинграда и Псковский музей-заповедник.

К отцу Алипию за духовной поддержкой обращались многие представители интеллигенции (Михаил Шемякин, Савелий Ямщиков и др.).
Архимандрит был награжден Орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, Орденом святого равноапостольного великого князя Владимира II степени и Орденом Христа Спасителя II степени (Антиохийской православной церкви).

12 марта 1975 года отец Алипий умер после третьего инфаркта. Погребён в монастырском пещерном некрополе, за престолом пещерного храма Воскресения Христова.
В качестве завещания можно привести его актуальную для нашего времени мысль: Тот, кто брюхом силен, не победит сильных духом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Поразительные эпизоды из прошлого нашей планеты
Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев
Научно- исследовательская работа: