Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Психология зигмунда фрейда кратко. Зигмунд фрейд и основы психоанализа

Многие из вас конечно же видели сцену когда психотерапевт выслушивает бред лежащего рядом на кушетке больного, но не многое задавались вопросом зачем весь этот цирк. Вот как раз это мы сейчас и узнаем, механизм и принцип работы психоанализа.

Итак, что же такое классический психоанализ Зигмунда Фрейда и с какой стороны откусывать?

Немного истории

Самое первое направление психотерапии. В 1895 году вышла в свет книга австрийского невролога и психиатра Зигмунда Фрейда — «Толкование сновидений».

В этой работе он впервые изложил теорию психоанализа, основанную на многолетних практических наблюдениях за пациентами. Фрэйда смело можно называть первым психотерапевтом в истории. До него психотерапии как таковой не существовало. В своих работах Фрэйд показал, что у человека есть скрытая от него самого часть психики — бессознательное, и она очень сильно влияет как на жизнь человека, на его межличностные отношения, так и на развитие психических недугов. В то время это было настоящим прорывом, раз и навсегда изменившим наш взгляд на человеческую природу.

Сегодня мы постоянно используем в обиходе выражения«подсознательно», «я сделал это неосознанно» и тд. То, что сегодня мы называем тревогой, апатией, депрессией, в конце ХIХ века считалось дегенерацией нервной системы. Лечение, которое применялось в то время — это ванны, массаж, целебные грязи. Всем известный душ Шарко (массаж сильным напором воды) был изобретен психиатром Жаном Мартеном Шарко для лечения психических недугов и укрепления нервной системы. Он применяется до сих пор в некоторых лечебных заведениях психиатрического профиля.

Психоанализ, психоаналитическая психотерапия как никакое другое направление обросло слухами, мифами, своеобразными толкованиями и т.д. Скорее всего, это связано с неправильным пониманием сложнейших работ Фрейда. Несмотря на то, что современные психоаналитические знания ушли далеко вперед по сравнению с тем, что было 100 лет назад, работы Фрейда до сих пор являются предметом пристального изучения и осмысления.

Работы Зигмунда Фрейда , его исследования, которые он проводил в период с 1856 по 1939 гг. в дальнейшем развивались другими авторами, и легли в основу разных направлений психотерапии. За последние 100 лет психоанализ значительно развился. На сегодняшний момент эта методика является наиболее мощной и эффективной, позволяющей работать с самым широким спектром психических нарушений.

Не ограничившись изучением и лечением пациентов с психопатологией, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Он разработал модель психического аппарата человека со своими законами и принципами.

В чем отличие психоаналитической психотерапии и психоанализа?

Психоанализ . Частота встреч 3-5 раз в неделю, пациент лежит на кушетке, психоаналитик сидит за головой пациента. Считается, что в лежачем положении пациент больше погружается в свой внутренний мир, за счет чего становится возможен доступ к его глубинным переживаниям.

Психоаналитическая психотерапия.Частота встреч 1-3 раза в неделю, пациент сидит лицом к лицу с терапевтом. В настоящее время эта модификация психоанализа применяется гораздо чаще, чем классический психоанализ.

100 лет назад, когда Зигмунд Фрейд начал работать с пациентами, его метод имел большой успех, пациенты приезжали из разных стран, количество пациентов с каждым годом росло. Фрейд много работал, был сильно загружен, больше всего он уставал от глаз и взглядов пациентов. Именно поэтому он стал класть пациентов на кушетку, что бы избегать многочасового визуального контакта с пациентами. В дальнейшем использование кушетки приобрело вышеуказанное значение.

Основные понятия и толкование слов

Ид (в переводе с латинского означает «оно») - исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Чаще всего речь идет о следующих: эрос (стремление к удовольствию, жизни, сексуальному удовлетворению) и танатос (стремление к разрушению, агрессии, угасанию, смерти). В Древней Греции слово «эрос означало любовь. У Платона эрос - побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. Танатос — в греческой мифологии бог смерти, ассоциируется с хаосом, мраком, сном.

Эго (в переводе с латинского означает «я») — компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эволюционирует из Ид и заимствует часть энергии из Ид .

Суперэго - общественные нормы и стандарты поведения - система ценностей, норм и этики, разумно совместимая с теми, что приняты в окружении. Приобретается в процессе социализации, которая трактуется как процесс формирования суперэго.

Зигмунд Фрейд ввел также в научный обиход понятие «либидо» (от лат. libido - влечение, желание, стремление). Исходно это понятие обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений энергию, использовалось как синоним сексуального влечения. В более поздних работах это слово использовалось как синоним эроса.

Бессознательное . Ид и давящая на него часть Суперэго располагаются в бессознательном.

Предсознательное . То, что в обычных условиях не осознается, но при наличии определенных условий может быть осознано. Здесь находятся части Эго и Суперэго.

Сознание, контакт с внешним миром. Здесь также представлены компоненты Эго и Суперэго .

Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: «Где было Ид, там будет Эго» , т. е. психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. Человек должен договориться с реальностью. 3. Фрейд писал о сублимации (от лат. sublimo - возношу) — защитном механизме (защита от выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов), дающем возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. 3. Фрейд считал этот механизм единственным конструктивным защитным механизмом. В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:

Ну и собственно сам Психоанализ Зигмунда Фрейда

1. Метод свободных ассоциаций . Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько тривиальными, абсурдными или нелогичными они могут показаться. Терапевт находится вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напряжение. Считается, что одна ассоциация влечет за собой другую, более глубоко расположенную в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных эмоций и чувств. Таким образом, свободные ассоциации вовсе не являются свободными. В процессе работы с клиентом методом свободных ассоциаций высвобождается психическая энергия, которую можно использовать в целях лучшей адаптации.

2. Интерпретация сопротивления . Клиент может неосознанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфликтов и импульсов. Необходимо помочь ему осознать уловки своего сопротивления, когда работа застопорилась.

3. Анализ сновидений . Содержание их, согласно З.Фрейду, раскрывает вытесненные желания. З.Фрейд называл анализ сновидений "королевской дорогой к бессознательному". Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания.

4. Анализ трансфера . Трансфер - замещение в процессе работы с клиентом, которое представляет собой защитный механизм. При этом неосознанный импульс разряжается на каком-нибудь человеке или объекте, но не на том именно, на которого он был направлен изначально. Пример: перенос на аналитика чувств любви и ненависти, которые изначально приписывались родителям.

В трансфере отражается потребность человека найти объект, чтобы получить возможность выразить свое вытесненное чувство любви. Трансфер можно обнаружить в вербальных коммуникациях, свободных ассоциациях, содержании сновидений. Аналитик поощряет развитие трансфера до состояния "невроз трансфера", когда поведение клиента становится явно неадекватным. Данное состояние повышает вероятность появления у клиента инсайта (в переводе с англ. - проницательность, понимание; имеется в виду непосредственное постижение, "озарение"). Клиент должен внезапно осознать свои прочно укоренившиеся способы переживаний, чувства и реакции на значимых людей, начиная с первых лет жизни. Он должен такжеосознать связь этих переживаний с нынешними актуальными трудностями.

5. Эмоциональное переучивание . На завершающих этапах работы с клиентом поощрение его к использованию новых для него интеллектуальных озарений в повседневной жизни. Например, клиент, который осознал, что потратил большую часть жизни на то, чтобы досаждать своими выборами потенциальных невест и поведением своему отцу, должен начать относиться к нему, исходя из реалий сегодняшнего дня, функционировать независимо от родителей и строить более зрелые межличностные отношения.

6. Интерпретация - разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены должны стать осознанными. Интерпретация включает следующие процедуры:

  • идентификация (обозначение);
  • разъяснение (собственно толкование);
  • перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

Основные правила интерпретации:

  • Идти от поверхности вглубь.
  • Интерпретировать то, что клиент уже готов принять.
  • Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.

Основные защитные механизмы:

1. Отрицание - информация, которая тревожит и может привести к внутреннему конфликту, не воспринимается. Например, при массовом социологическом обследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. «Да» сказали 54% некурящих и только 28% курящих. Принятие материала означало бы осознание серьезной опасности для собственного здоровья.

2. Вытеснение - истинные, но неприятные мотивы вытесняются, отвергаются «цензурой» на пороге сознания с тем, чтобы их заменили другие, приемлемые с точки зрения общества. Вытесненный мотив создает эмоционально-вегетативное напряжение, которое субъективно воспринимается как состояние неопределенной тревоги, страха.

3. Проекция - бессознательное приписывание другому лицу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

4. Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. У детей это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. Благодаря идентификации достигается также символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. Идентификация в расширенном смысле этого слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполноценности.

5. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного («кислый виноград») или преувеличить ценность имеющегося («сладкий лимон»). Например, если человек пренебрежительно относится к высшему образованию, не исключено, что он, таким образом, защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.

6. Включение - значимость травмирующего фактора снижается за счет того, что прежняя система ценностей помещается как часть в новую, более глобальную систему. Относительная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис (от греч. katharsis - очищение) - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании драматическим ситуациям других людей, существенно более тягостным и травмирующим, чем собственные. Издревле катарсис связывался с театром.

7. Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, деятельность может переводиться из практической плоскости в область фантазии.

8. Изоляция , или отчуждение - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-либо событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Утрачивается эмоциональная связь с другими людьми. С этим защитным механизмом связаны феномены дереализации, деперсонализации, расщепления личности (множественность «Я»).

9. Регрессия - форма психологической защиты, заключающаяся в возвращении к ранним, связанным с детством, типам поведения, переходом на предшествующие уровни психического развития. Актуализируются успешные в прошлом способы реагирования. Индивид возвращается к той стадии психического развития, на которой переживается чувство удовольствия (например, от еды).

10. Реактивное образование — человек защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Социально одобряемое поведение при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, которая испытывает тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами.

11. Сублимация - энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - футбол, хоккей, другие виды спорта. В рамках классического психоанализа принято считать, что сублимация сексуальных импульсов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Изучение человеческой психики интригует общество уже ни одну сотню лет. Впрочем, на многие вопросы о своей личности большинство людей и сейчас не может найти ответ. На некоторые из них сможет пролить свет детальный психоанализ. Как он действует, какова его история? Что нас заставляет совершать одинаковые ошибки? Как события детства могут влиять на наше настоящее? Ответы вы найдете в статье.

Что такое психоанализ

– это теория, основателем которой стал Зигмунд Фрейд, а также метод устранения проблем психологического характера.

При разработке теории известный австрийский психотерапевт применил многолетний опыт, обретенный ним во время врачебной практики.

Итак, о чем говорят основные положения психоанализа :

  • Конфликты сознательного и бессознательного могут привести к неврозам, страхам, и прочим нарушениям психики.
  • Опыт, знания и поведение человека формируются на базе его иррациональных бессознательных влечений.
  • , пытающийся осознать эти влечения, «включает» механизмы защиты, мешающие процессу осознания.
  • Влияние бессознательного можно нейтрализовать через его осознание. Психоанализ – это терапия, предполагающая решение проблемы.

Ключевая идея психоанализа сводится к утверждению, что человек не осознает собственные поведения – им необходима интерпретация. Согласно классическому психоанализу Фрейда, пациенту следует озвучить все свои мысли, сны. Задача психоаналитика – проанализировать услышанное.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-7", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-7", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; yaLo = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

История психоанализа

История психоанализа берет свое начало в 1880 году, в дни, когда венский врач Й. Брейер поделился с товарищем З. Фрейдом примечательной историей о пациентке, излечившейся от симптомов истерии после сеанса . На приеме она смогла озвучить глубоко травмирующее событие, произошедшее с ней. Итогом стала сильнейшая эмоциональная реакция. Катарсис привел к значительному смягчению симптомов. Когда пациентка вышла из состояния гипноза, она не помнила о своих признаниях.

Фрейд решил применить методику со своими пациентами – результаты Брейера подтвердились. Партнеры поделились выводами в общей публикации «Исследования истерии», утверждая, что симптомы истерии вызваны подавленными воспоминаниями о неких травмирующих событиях. Тяжелая ситуация вытесняется из сознания, но продолжает оказывать на пациента влияние.

Личные причины побудили Брейера отойти от исследований и Фрейд приступил к независимой работе. Ему удалось обнаружить, что похожий результат достигается не только при истерии, но и при навязчивых состояниях сексуальной природы, зачастую возникающих еще в детские годы.

Психоаналитик изначально считал ключевой причиной неврозов Эдипов комплекс. Симптом начинает формирование в моменты, когда бессознательные влечения ребенка грозят прорвать барьер, поставленный вытеснением, что оказывается неприемлемым для прочих частей психики из-за страха наказания и по соображениям морали.

Основы психоанализа

Психоанализ – это терапия, базирующаяся на нескольких незыблемых принципах :

  • В первую очередь, подразумевается принцип детерминизма. Согласно идеям психоанализа, ни одно проявление психики нельзя назвать случайным, ни с чем не связанным, непроизвольным. Осознаваемые чувства, мысли, импульсы следует рассматривать, как события причинно-следственных взаимодействий, определенных ранним детским опытом. Специальные методы исследования (преимущественно через анализ сновидений и ассоциации) выявляет связь между ситуациями из прошлого и нынешним психологическим опытом.
  • Основой второго принципа стал топографический подход. Все психические элементы оценены по критериям их доступности. Вытеснения, обеспечивающее удаление из сознания некоторые психологические элементы, говорят о том, что некая часть психики прикладывает усилия, не желая их осознавать.
  • В основе третьего динамического принципа, теория о том, что психика побуждается к действию импульсами и сексуальности, являющиеся элементами общего биологического наследия. Они имеют существенные отличия от инстинктивного поведения животных. В животном мире обычно фиксируется стереотипный ответ, провоцируемый особыми стимулами в определенных ситуациях и направленный на выживание. Психоанализ рассматривает влечение, как состояние нервного возбуждения, являющегося ответом на стимулы, направляющие психику к действию, снятию напряжения.
  • Четвертый принцип – генетический подход. Черты личности взрослого человека, характеризующие его конфликты, невротические симптомы, в общем связаны с фантазиями и желаниями детства. Считается, что какие бы пути не открылись перед человеком, ему не удастся уйти от собственных детских переживаний – они в любом случае будут преследовать его на протяжении всей жизни.

Методы психоанализа

Рассмотрим детально основные методы, применимые в сфере психоанализа: метод толкования снов, метод свободных ассоциаций, метод интерпретации. Опишем каждый по отдельности.

Метод свободных ассоциаций

На чем базируется этот знаменитый метод? На применении феномена ассоциативности с целью исследования глубинных психических явлений и процессов (зачастую они бессознательны). Полученные данные применяются для лечения и коррекции функциональных психических расстройств, с помощью осознания пациентом характера и источника проблем.

В чем особенность метода свободных ассоциаций? В осознанном совместном и целенаправленном противостоянии терапевта и пациента с состоянием психологического дискомфорта. Действуя сообща, психоаналитик и пациент справляются с проблемой.

Методом свободных ассоциаций можно назвать метод исследования психического состояния больного. Он рассказывает о любых мыслях, пришедших ему в голову, какими бы абсурдными или неуместными те не казались. Они могут звучать фантастично, обыденно, непристойно. Терапевту предстоит сделать вывод из этих откровений или несвязных обрывком мыслей.

В «Словаре по психоанализу» (Ж.Б.Понталис, Ж.Лапланш) отмечается, что свободными ассоциациями можно назвать высказывание всех без разбора идей и мыслей, возникающих в сознании – самопроизвольно или отталкиваясь от какого-либо элемента (числа, слова, образа из сновидения).

Фрейд призывал отказаться от роли контролируемого сознания, приступая к осознанию психических процессов. Он заявлял, что сознание пытается устранить появляющиеся на периферии образы и мысли до того, как на них сфокусируется внимание анализирующего объекта. При этом при анализе психического состояния именно эти образы и мысли могут нести особое значение.

Именно Фрейд впервые начал активно применять метод свободных ассоциаций. Психоаналитик предлагал своим пациентам лечь на кушетку и расслабиться, просто говоря все, что приходит им в голову, какими бы невероятными, абсурдными и непривычными не были эти мысли с точки зрения привычных моральных норм. Во время сеансов терапевт наблюдал, как мощные эмоциональные влечения несли бесконтрольное мышление к психическому конфликту. Знаменитый психотерапевт заявлял, что первый случайный образ и мысль подразумевает именно то, что необходимо для психоанализа. Случайная мысль может иметь связь с подавленным воспоминанием.

Метод толкования сновидений

Согласно теориям Зигмунда Фрейда, сновидения могут открыть присутствие интенсивной психической деятельности в глубинах сознания. В чем заключен анализ снов? Терапевту предстоит отыскать искаженную бессознательную правду, скрывающуюся в каждом сне. Фрейд был убежден: чем страннее сон и запутанней, тем больше в нем скрытого содержания. На языке психоанализа это явление называют сопротивлением – его проявления можно заметить даже тогда, когда человек, видевший сновидения, не соглашается на его толкование. Это говорит о его бессознательном сопротивлении, установленных барьеров для защиты собственной психики.

Сновидения отделяют бессознательное от реального мира. В них волнующие ситуации, вызывающие переживания, деформируются самым причудливым образом. Также сны могут поведать о тайных желаниях. В случае с детским психоанализом, различия между скрытыми и явными мыслями менее очевидны.

Скрытые мысли преобразуются в символы, проявляясь в форме, приемлемой для сознания. Это позволяет им обойти определенную «цензуру». Даже сегодня проявление бессознательного в форме сна остается одной из величайших тайн сознания.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-8", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-8", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Метод толкования сновидений очень важен – он позволяет выявлять суть возникающих во сне образов. Фрейд обрабатывал сны, позиционируя их как симптомы болезней. По его словам, для правильного использования этого метода, не рекомендуется рассматривать сны, как что-то единое – такой анализ не приведет ни к чему стоящему. Он был убежден: анализируя сновидения, необходимо кропотливо изучать его элементы по отдельности. Правило ассоциаций следует применять к отдельным фрагментам. Фрейд читал любые сновидения не только объектом, достойным научных исследований, но и способом познать свою глубинную сущность, обнаружить скрытые желания, которые не проявляются на поверхности.

Метод интерпретации

Интерпретация считается одним из важнейших инструментов любого аналитика. Даже в толковании снов и свободных ассоциаций терапевтом используются интерпретации. Что этот термин подразумевает под собой?

Интерпретацией называют главным аналитическим инструментом. В толкованиях сновидений и свободных ассоциациях, психоаналитик пытается использовать интерпретации. Речь идет о переводе значимой информации о пациенте из бессознательного уровня в сознательный. Вытеснения информации, вызывающее беспокойство и тревогу индивида, а также ее правильный анализ, смягчат симптомы невроза либо других психических проблем.

Психоанализ в психологии и философии

О психоанализе можно услышать множество общих суждений. Обычно отмечается, что психоанализ – это известное направление в психологии, пользу и значимость которого оценивают по-разному. У метода имеются и сторонники, и противники.

Если говорить о психоанализе в философском ключе, то замечено, что особенностью психоаналитических концепций стали их связь с психотерапевтической практикой. Она не сводится ни к экспериментальному познанию, ни к философскому умозрению, а прорастает из опыта общения и других аспектов. Настоящее постижение своего внутреннего мира осуществляется, через инсайт. Такое озарение вносит перемены в жизнь пациента – он начинает совершенно иначе осмыслять себя и свои убеждения.

Подобная философия в чем-то схожа с древними учениями, в которых сочеталась теория и практика дзен-буддизма, йоги и прочих видов психической .

Практика психоанализа периодически сравнивается с целительными действиями жрецов, шаманов. Обучение психоанализу приравнивают к инициации. Многие известные аналитики, практикующие психоанализ, неслучайно параллельно проявляют интерес к различным восточным учениям и даже магии.

Большинство приверженцев теорий Фрейда, как и раньше, придерживаются той модели человеческой психики, которая поддерживалась «отцом психоанализа». В основе их убеждений лежит то обстоятельство, что психоаналитики обычно получают психологическое или медицинское образование. Их задача заключается в приспособлении больного к окружающим обстоятельствам. По большей мере психоанализ распространен в Америке и наиболее развитых европейских странах.

В свое время Зигмунд Фрейд все же надеялся, что его теории психоанализа будут признаны научным сообществом. С этой целью он прибегал к аналогиям с археологией, гидравликой, экономикой и иным наукам. Постепенно в нем начало крепнуть убеждение, что этого все же не случится.

Первой причиной можно назвать разность подходов, а второй, то, что для ученых, формирование которых происходило в научных сферах девятнадцатого столетия, психоанализ является неприемлемым аспектом по личным причинам. Идеи терапии шли в разрез с нарциссическими иллюзиями о власти разума над природой и собой. В целом, то, с какой периодичностью многие представители науки и философии осуждали принципы психоанализа, говорит об их явной предвзятости. Постепенно эти убеждения начали меняться.

В наши дни научный статус психоанализа периодически продолжает оспариваться. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что он все же научен, иные ставят это утверждение под сомнение, называя известную терапию псевдонаукой.

Тем не менее, в ХХ столетии психоанализ получил широкое распространение в гуманитарных науках, психологии, философии и прочих сферах.

Теория психоанализа Фрейда: кратко

Согласно теории Фрейда, психику человека можно «поделить» на такие составляющие: Эго, Ид и Суперэго.

Определение терминов :

  • Ид – главный источник влечения и желания. В качестве аналогии можно привести обычную уличную собаку, где все ее действия, вроде спаривания, сна и прочего, являются результатом инстинктов, заложенных природой.
  • Эго – посредник, делящий социальные рамки и животные инстинкты. Часть личности, удовлетворяющий потребности Ид, беря во внимание ограничения внешнего мира.
  • Суперэго подразумевает под собой все социальные рамки, начинающиеся с периода родительского воспитания, когда закладываются основы того, что можно делать, а что недопустимо. Во взрослой жизни отображается во всех жизненных аспектах, вроде, нравственности, религии, закона.

Топическая модель психического аппарата включает в себя два элемента: бессознательное и сознательное.

Что они подразумевают :

  • Бессознательное – психические силы, находящиеся за чертой сознания. Они определяют то, как человек себя ведет.
  • Сознательное – психический аспект, который индивид способен осознать. Сознательное оказывает непосредственное влияние на то, как индивид позиционирует себя в обществе. Психика автоматически поддается коррекции принципом удовольствия. Если баланс нарушается, то происходит сброс через бессознательную сферу.

Защитные механизмы реализуют конфликт Суперэго и Ид. Фрейд описал многие из них: изоляция, проекция, вытеснение, отрицание, замещение, регрессия и так далее.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Приступив к разработке нового подхода к лечению проблем психики, Фрейд инициировал собственные исследования и изучал данные прочих ученых. Ныне теория психоанализа считается поистине уникальной. От прочих ее отличает то, что она не берется изучать отдельные проблемы индивида. Психоанализ рассматривает все в комплексе. Предлагаем кратко ознакомиться с основными положениями терапии.

Классический психоанализ базируется на детерминизме биологической составляющей – на утверждении, будто потребности физиологии подавляют все прочие, и указывают их вектор. Психический детерминизм указывает на то, что любое происшествие в жизни человека имеет свои последствия. Каждый его поступок определен явным или скрытым мотивом, которому предшествовали определенные события.

Выделяется несколько аспектов психической жизни индивида: сознательное, предсознательное, бессознательное. В первом случае речь идет о переживаниях и текущих мыслях, во втором – о тайных желаниях и фантазиях, в третьем – о том, что выделяется из сознания, подавляясь внутренним цензором. Фрейд полагал, что психология должна детально интересоваться этим непростым механизмом.

Психоанализ современности

Зигмунд Фрейд был убежден, что все наши поступки продиктованы подсознательными желаниями. Особенный акцент был сделан на то, что возникающие потребности основаны на физиологии и сексуальных желаниях. Психология современности уже не акцентирует на этом и не уделяет утверждению слишком много внимания.

Насколько психоанализ распространен ныне? Во многих странах он довольно развит, являясь вполне рядовым явлениям. Множество современных терапевтов пишут книги на эту тему, которые пользуются большой популярностью – то есть, это востребовано. Безусловно общество определенного типа долгое время сопротивлялось основам психоанализа, не принимая их. Это можно сказать о Германии в период национал-социализма и СССР до брежневского застоя. Эти примеры самые очевидные. И фашистский, и коммунистический режим противился учениям Фрейда, базируясь на идеологических соображениях. Немцы считали эти теории «еврейской наукой, унижающей достоинство человека», а Советский Союз – «апофеозом буржуазного индивидуализма».

Известны, как скрытые попытки вытеснения учения из жизни общества, так и очевидные репрессии против него. Стоит признать, что психоанализ также идет в разрез со многими религиозно-центрированными и теократическими обществами. Хотя известны случаи, когда он с успехом получал развитие в странах с авторитарными политическими режимами. Самым явным примером можно назвать Аргентину. По предположению аргентинского психотерапевта А. Бенджамина, причина в том, что именно кабинет психолога обычно становился для угнетенных граждан последним прибежищем, где не запрещалась свобода слова.

Если подвести итог, то напрашивается вывод, что основным условием успешного развития психоанализа в обществе считается свобода. Уточним, что при этом обществу следует разделять ценность свободы, оно должно демонстрировать реальное осуществление свобод (личности, слова, мысли). К слову, для полноценного развития психоанализа требуется свобода объединений, дающая возможность оформиться соответствующему сообществу.

В целом, в современном обществе психоанализ довольно распространен. Проводятся различные тренинги, функционируют терапевтические кабинеты, выпускается соответствующая литература.

Этот мыслитель помог нам приблизиться к пониманию того, почему наша жизнь и отношения настолько запутаны и болезненны, почему жизнь трудна и как с этим справиться.

Сигизмунд Шломо Фрейд родился в семье евреев мещан в 1856. Его профессиональная жизнь задалась не сразу. Обучаясь медицине он препарировал сотни угрей тщетно пытаясь найти их репродуктивные органы. Он продвигал кокаин, как лекарство однако позже оказалось, что тот вызывает опасное привыкание, но спустя годы он основал дисциплину, которая принесла ему славу - новый вид психотерапии под названием психоанализ.

Революцию совершила его книга 1900-го года Толкование сновидений, за ней последовали и другие. Несмотря на успех он был очень несчастен. Во время одного особенно трудного исследования он написал «Мой главный и самый трудный пациент - я сам.»

Фрейд был убежден, что умрет в 61 или 62 и жутко боялся этих чисел. Впрочем, умер он куда позже. В 83. Возможно именно благодаря своему отчаянию Фрейд смог глубоко постичь причины человеческого несчастья. Он предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия. Он толкает нас к простым физическим и эмоциональным наградам и отвращает от неприятных вещей вроде скуки и дисциплины. В младенчестве мы практически полностью ведомы принципом удовольствия, утверждает Фрейд, но если следовать ему без ограничений он ведет к опасным и безответственным поступкам. Например к полному безделью или перееданию или (нашумевшая деталь) к сексу с родственниками.

Мы должны учитывать то, что Фрейд назвал принципом реальности. Мы все ему подвластны однако Фрейд считал, что есть гармоничные и дисгармоничные способы с ним жить. Дисгармоничные способы он назвал неврозами. Неврозы - результат неумелой торговли с принципом удовольствия или, словами Фрейда, вытеснение этого принципа.

Фрейд описал конфликт между тремя сторонами нашей природы: Оно (Id), движимое принципом удовольствия, Сверх-Я (Super Ego), которое хочет следовать правилам и быть хорошим в глазах общества и Я (Ego), которое вынуждено подстраиваться под обоих соседей.

Чтобы понять их взаимоотношения Фрейд предлагает найти истоки наших неврозов в детстве.

Фазы психосексуального развития по Фрейду

В начале жизни мы проходим через то, что Фрейд называл оральной фазой психосексуального . На этом этапе главным генератором удовольствия является рот. Мы осваиваем чувства связанные с глотанием и едой. Здесь может развиться множество неврозов, например отказ от еды, как удовольствия или наоборот еда, как утешение или страх зависеть от того кто нас кормит.

Затем идет анальная фаза тесно связанная с тем, что мы называем «приучить к горшку». В этот период человек впервые получает возможность хоть что-то контролировать в своем организме, а именно процессы дефекации и мочеиспускания. В этой фазе мы учимся пробовать на прочность власть других. Если здесь что-то не так, если разочаровались в фигуре власти, мы можем терпеть просто ей назло. Такая фиксация формирует анально-удерживающий тип личности. Такой человек неспособен отдавать или примиряться.

Далее наступает фаллическая фаза. Она длится примерно до 6 лет. Фрейд шокировал современников, утверждая, что у детей есть сексуальные чувства. Мало того, в фаллической стадии дети направляют сексуальные импульсы на своих родителей - самых доступных и близких людей в их жизни. Именно Фрейд описал знаменитый Эдипов комплекс - бессознательную навязчивую влюбленность в одного родителя и ненависть к другому.

Проблема в том, что как бы родители нас не любили, они не могут перенести это в область секса. Они всегда будут строить полноценные отношения прежде всего друг с другом. От этого мы чувствуем опасные ревность и гнев. А также стыд и вину за то что злимся. Этот комплекс вызывает невероятную внутреннюю тревогу у малыша. В итоге большинство из нас переживает смешанные чувства к родителям, которые позже формируют наш образ любви. Например, если мать была к нам холодна, мы все равно тоскуем по ее нежность, но при этом можем продолжать ассоциировать любовь с некоторой отстраненностью. Часто любовь, какой мы ее усвоили от родителей запрещает смешивать любовь и секс, ведь люди которые научили нас любви также были недоступны для секса. Поэтому иногда, чем больше мы любим человека, тем сложнее с ним заниматься любовью.

Метод Фрейда

Простого выхода здесь нет. Фрейд говорит, что мы не можем быть абсолютно рациональны, да и общество просто так не поменять. В книге 1930 года «Недовольство культурой» Фрейд писал, что общество дало нам множество благ, но при этом наложило тяжкий диктат. Например, разрешило заниматься сексом только с одним человеком, наложило табу на инцест, заставило сдерживать все наши импульсивные желания, велело слушаться власть и работать за . Само общество по природе своей невротично. Только так и может существовать в том виде, в котором мы его знаем. Отсюда постоянные войны и политические распри.

Фрейд попытался найти лекарство от наших неврозов и он назвал его психоанализ. По мнению Фрейда человеком своих бессознательных установок дает возможность человеку освободиться от их навязчивого диктата. В ходе сеансов он анализировал несколько вещей. Он обращался к снам, которые считал выражением несбывшихся желаний, также он изучал парапраксис, то что мы знаем как «оговорочки по Фрейду».

К теории Фрейда можно относиться по разному. Некоторые считают его идеи ключом к пониманию глубинной природы человека, а некоторые полностью отвергают их, но как сказал сам Фрейд, тот кто презирает ключ, никогда не сможет открыть дверь. И кто знает, возможно теория Фрейда этот тот самый ключ, именно для вас. Кто знает...

Каждая личность – сложный симбиоз знаний, практического опыта, страхов и комплексов. Такой «багаж» оказывает свое влияние на поведение человека. Порой истинные мотивы не всегда понятны ни окружающим, ни самому индивиду. Разобраться в этом поможет психоанализ Фрейда.

Кратко о теории

Когда Зигмунд Фрейд занялся психоанализом и представил миру свое видение душевных проблем, общественность восприняла учение «в штыки». Новая теория противоречила всем канонам: религии, науке, философии, социальным устоям, культуре. Но, зародившись в конце 19 века, и поныне теория используется ведущими психиатрами мира.

Ученый посвятил свою жизнь тому, чтобы понять психику человека и определить составляющие, мотивирующие его действия. Основная идея теории – убеждение, что душевная природа не имеет перерывов, и из одного события рождается следующее.

Не всегда можно проследить цепочку последовательностей. Но то, что произошло в детстве, обязательно окажет свое влияние (хоть и неосознанно) в дальнейшей жизни. Теория Фрейда кратко интерпретируется так: каждый поступок, желание, мысль – это сознательное либо бессознательное намерение, «растущее» из прошлого.

Обратите внимание! Задача аналитика – разобраться в душевных переживаниях, найти скрытые связи событий и установить истинные причины поступков.

Что такое классический психоанализ

Зигмунд Фрейд основал теорию, позволяющую интерпретировать неосознанные мотивы поведения людей. Под классическим психоанализом в современном понимании подразумевают:

  • дисциплину, основанную на научных исследованиях;
  • комплекс мер, изучающих психические процессы;
  • методику, применяемую в лечении невротических нарушений.

Терапия основывается на общении врача с пациентом, в ходе которого последний делится своими сновидениями, мыслями, ассоциациями. Специалист анализирует собранную информацию, стараясь определить бессознательные конфликты.

Затем гипотеза трансформируется и выводится на осознанный, понятный уровень. В таком виде она передается исследуемому, который должен принять ее на веру.

Что входит в основу

Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.

В основе современного психоанализа лежат такие направления:

  • Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
  • Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
  • Методика лечения, включающая:
  1. анализ переноса и сопротивления;
  2. толкование источника конфликтов (интерпретацию);
  3. проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.

Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.

Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.

Теоретические основы психоанализа по Фрейду

Душевная жизнь человека представлена 3-мя уровнями, расположенными вертикально относительно друг друга. Изучение этих областей составляет основу психоанализа.

Уровни человеческой психики

Область Определения
Бессознательное Данная область психики находится за пределами сознания и основана на инстинктах. За «ширмой» могут прятаться чувства, переживания, мысли запретного характера, а также вытесненные воспоминания.
Эта часть души неподвластна времени. Иногда события из детства могут проникнуть в сознание, придав старым воспоминаниям новые краски.
Предсознание Определяется, как память, лежащая на поверхности бессознательной области. Поэтому является доступной и легко извлекается наружу. На таком «складе» хранится информация о недавних событиях. Здесь же находятся приятные воспоминания, любимые мелодии, профессиональные навыки и т.п.
Сознание Эта область вмещает в себя то, что человек чувствует, переживает, осознает в конкретный момент своей жизни. Данный участок психики постоянно обновляется. Предыдущие элементы сознания не испаряются – одни оседают в предсознании, другие (наиболее неприятные) уходят в глубокое забытье и хранятся в бессознательном до определенного момента

Если описать кратко Фрейда теорию, то личность – это айсберг, в основании которого лежат инстинкты, побуждения, психическая энергия. Верхушку венчает ясное сознание, под ней прослойкой располагается предсознательная масса.

Из всех 3-х областей основную роль в психике индивида играет именно бессознательная часть. Человека к достижению целей направляют инстинкты:

  • основной – жизненная энергия (или либидо), зиждется на сексуальной природе;
  • инстинкт смерти – агрессивная составляющая.

Количество живой энергии, ее появление, распределение, перемещение оказывают влияние на особенности поведения, мышления, переживания, а также приводят к психическим расстройствам. Инстинкт смерти включает механизмы защиты.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Разделение психики на сознательную и бессознательную составляющие приводит к внутрипсихологическим конфликтам. Сознание вытесняет дурные желания и влечения. Но они не исчезают, а прячутся в «закромах» бессознательной области.

Обратите внимание! Из-за неудовлетворенности возникают напряжения, с которыми и должен справиться психоаналитик.

Способы решения внутренних конфликтов

Составляющая Особенности
Сновидения Они отражают скрытые нереализованные желания. Когда один и тот же сон повторяется многократно, это свидетельствует о конкретной потребности. Если желание не воплотить, оно становится помехой на пути самовыражения
Сублимация Осознанное перенаправление жизненной энергии с сексуальной темы на социальные, творческие, интеллектуальные цели. Это определенная форма защиты психики от внутренних конфликтов. Сублимированную энергию можно назвать двигателем цивилизации
Компенсация Чтобы неудовлетворенные желания не приводили к тревожному состоянию, их нейтрализуют. Если энергия не может найти выход, она перенаправляется на преодоление препятствий. Благодаря напористости и работоспособности, личность достигает успеха
Защита В психике существуют механизмы, начинающие включаться на фоне возникших напряжений. Они подавляют, искажают или отвергают ситуацию, провоцирующую конфликт

Последняя составляющая в преодолении внутреннего душевного напряжения мешает исследовать бессознательную область. Чтобы справиться с подобной трудностью, психология Фрейда предлагает метод анализа, помогающий пациенту осознать причину неудовлетворенности и справиться с конфликтом.

Защитные механизмы

Психологическая тактика личности направлена на сглаживание аффективных неприятных состояний. Механизмы защиты удерживают конфликты на бессознательном уровне, не допуская их на вершину «айсберга». Компенсацию и сублимацию можно считать составляющими защитной тактики. Кроме них, психика пользуется и другими механизмами:

  • проекция помогает переложить ответственность на других людей, приписывая им свои проблемы;
  • замещение использует перенаправление агрессии на иной объект, более безответный и приемлемый на текущий момент;
  • регрессия возвращает к модели поведения, свойственной раннему периоду, менее тревожному;
  • отрицание – это игнорирование угрозы жизнедеятельности;
  • подавление блокирует сознание или вытесняет из него тревожные моменты;
  • рационализация – почти творческий процесс, позволяющий создать легенду, оправдывающую настоящие мотивы собственного поведения и возникших неудач;
  • реактивная формация подменяет факторы, спровоцировавшие напряженность, на противоположные.

Не каждый индивид способен полностью противостоять конфликтам. Бывает сложно сдерживать защитные механизмы, из-за чего возникает риск развития невротической тревоги, импульсы которой способны захлестнуть сознание.

Понятие «комплекс» в психоанализе

Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.

Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.

Распространенные комплексы

Вид Определение
Эдип (Электра) Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе
Неполноценности Чувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость
Ионы Здесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания

Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.

Функция «Я» в психоанализе Фрейда

В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.

Функция Особенности
ИД (или ОНО) Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы
ЭГО (Я) Появляется из ИД, когда ребенок начинает осознавать себя личностью. Обе структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга – ЭГО защищает ИД, а та подпитывает Я.
Понять механизм таких взаимоотношений можно на примере сексуальных потребностей. ОНО способно в любой момент удовлетворить желание посредством близости, но ЭГО решает, как и когда это произойдет. Иными словами, Я выступает сдерживающей (перенаправляющей) функцией для ИД.
Супер-ЭГО (Сверх-Я) Наиболее развитая система, отвечающая за соблюдение законов и моральных норм, выставляющая блокировки, ограничения и запреты. Фрейд выделяет 3 функции, свойственные Супер-ЭГО:
совесть;
самонаблюдение;
формирование идеалов.

Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.

Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.

Видео

Даже если человек не имеет никакого отношения к психологии, то имя одного психолога он точно знает. Это Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа – направления в психологии, о котором тоже все слышали.

Психоаналитические теории Фрейда известны далеко за пределами психологии, они оказали сильное влияние на искусство, литературу, социологию и культуру XX века в целом. Однако, как показывает мой преподавательский опыт, 90 % студентов на вопрос о сущности психоанализа смогли вспомнить только два понятия: «сексуальный инстинкт» и «сублимация». Причем, что значит второе слово, представляли довольно смутно.

Поэтому, думаю, стоит познакомиться с этим направлением в психологии подробнее.

В настоящее время психоанализ существует как 3 взаимосвязанных, но относительно самостоятельных области.

  1. Психологическая и философская теория .
  2. Совокупность принципов и методик изучения неосознанных психических процессов и явлений.
  3. Направление в психотерапии, целью которого является помощь в преодолении , фобий и комплексов.

Основоположником психоанализа, как философско-психологического учения, является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Поэтому философскую часть его учения называют еще фрейдизмом.

Родилось это учение на рубеже XIX и XX веков и сразу нашло поддержку в широких научных кругах. Как оказалось, идеи Фрейда помогли найти ответы на многие сложные вопросы не только психологии и психиатрии, но и других наук о человеке – антропологии, социологии, культурологии. Правда, и критиков теории Фрейда было не меньше, чем его восторженных последователей. В том числе и потому, что слишком много человеческих проблем этот венский психиатр связывал с неудовлетворенными сексуальными .

Современный психоанализ значительно шире первоначальных теорий его основателя. Уже ближайшие ученики и соратники Фрейда (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др.) внесли много нового в учение своего предшественника.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Изучая особенности поведения людей, имеющих разнообразные психические проблемы ( , психозы, фобии, ), З. Фрейд пришел к выводу, что причиной этих проблем являются неудовлетворенные потребности, противоречащие нормам общества. Главным образом речь шла о сексуальных потребностях и инстинктах, которые под давлением общественной морали индивид загоняет вглубь сознания. Но они не исчезают и могут влиять на поведение человека, вызывать состояние и немотивированной или, наоборот, .

Потребность в снятии внутреннего конфликта между желаемым и запретным приводит к тому, что Фрейд назвал сублимацией. Это трансформация, изменение и перенос нереализованной энергии желаний в другие сферы жизни и . Так, неудовлетворенные сексуальные потребности (либидо) могут сублимироваться в занятия творчеством, политикой или в социальной агрессии. Хорошим примером являются одинокие женщины, увлеченные общественной деятельностью или стремящиеся сделать карьеру в политике.

Кстати, в современном психоанализе речь идет не только о сексуальных желаниях, хоть они и наиболее показательны. Например, неудовлетворенное желание власти может проявляться в домашнем насилии, а нереализованная потребность в душевном, дружеском общении сублимируется в увлечение котиками и другими домашними питомцами.

Наличие у человека неудовлетворенных, подавленных потребностей можно заметить в неконтролируемых поведенческих актах: оговорках, опечатках, импульсивных движениях, экспрессивных реакциях и, конечно, в сновидениях. Изучению образов наших снов, несущих информацию о бессознательном, З. Фрейд уделял особое внимание.

Три уровня психики

Особенности психических процессов и поведения человека с точки зрения основателя психоанализа связаны с устройством психики, которая состоит из трех уровней.

  • Ego – «Я» – это средний уровень, собственно, сознание, которое управляет поведением человека. На этом уровне содержатся представления, опыт, знания, убеждения, которые формируются под влиянием общества.
  • Id – «Оно» – нижний уровень, бессознательное, где хранятся вытесненные из сознания запретные желания, биологические потребности и . На этом уровне протекают неосознанные процессы, которые человек не контролирует.
  • Super-Ego – «Сверх-Я» - высший уровень психики, здесь находятся ограничения поведения, нормы морали, запреты и табу. Это, по сути, совесть человека.

Поэтому наше сознание постоянно находится в состоянии конфликта и стремится уладить противоречие между желающим чувственных удовольствий «Оно» и отстаивающим нравственные нормы «Сверх-Я». Если побеждает бессознательное и человек поддается соблазну запретных желаний, то он переживает чувства , которые могут перерасти в неврозы, психозы и другие психические заболевания. Эта же опасность грозит человеку, когда он, подчиняясь «Сверх-Я», сдерживает свои желания и страдает от состояния фрустрации – тяжелого эмоционального переживания, возникающего на фоне невозможности получить желаемое.

Выход из этого конфликта в сублимации – преобразовании энергии влечений и направление ее на другие виды активности: на , науку, политику, воспитание детей и т. д. Но если желания долго сдерживаются и не находят выхода, то это приводит к образованию комплексов.

Понятие «комплекс» в психоанализе

С теорией З. Фрейда часто связывается понятие комплексов. Обычно говорят о , когда речь идет о робком, нерешительном человеке с заниженной . Но к самому Фрейду учение о комплексах отношение не имеет. Появилось оно в психоанализе благодаря А. Адлеру – одному из последователей знаменитого австрийского психиатра.

Под комплексом понимается совокупность переживаний человека, связанных с неразрешенным конфликтом между собственными желаниями и давлением общества. Комплекс неполноценности формируется как ощущение собственной ущербности, бессилия, неспособности достичь желаемого. Причем человек наблюдает успех других или, по крайней мере, их субъективное переживание успеха. Поэтому ему начинает казаться, что он хуже окружающих. Это ощущение может привести к развитию депрессии или даже склонности к самоубийству.

Чтобы снять внутреннее эмоциональное напряжение и избавиться хоть на время от отрицательных переживаний, люди, отягощенные комплексом неполноценности, часто проявляют повышенную агрессивность, начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Также одним из способов компенсации комплекса неполноценности является принятие человеком , так как позиция обиженного воспринимается более приемлемой, чем позиция никчемного неудачника. К тому же жалость окружающих хоть как-то восполняет в сознании недостаток уважения к себе.

Комплекс неполноценности хоть и самый известный, но не единственный. Есть, например, связанный с ним комплекс

Проявляется он в том, что индивид не просто компенсирует ощущение неполноценности демонстрацией силы и агрессии, а делает это основой своего поведения. Кстати, часто такой комплекс наблюдается у подростков.

В работах А. Адлера и его последователей встречается упоминание и о других комплексах.

  • Эдипов комплекс, названный так по имени древнегреческого царя Эдипа, который женился на матери, убив своего отца. Комплекс этот проявляется в неосознанном сексуальном влечении сыновей к матери.
  • Комплекс Электры – женский вариант Эдипова комплекса, связан с отношением дочери к отцу.
  • Комплекс Федры – чрезмерная, необузданная любовь матери к сыну и гиперопека его.
  • Комплекс Поликрата – проявляется в чрезмерной тревоге успешного человека, которого пугает его слишком быстрый успех.
  • Комплекс Ионы – сомнения в себе, в своих силах и возможности достичь успеха. Имеющий эти проблемы человек даже отказывается признавать свои очевидные для других достижения.

В настоящее время список комплексов значительно расширился. В психологической литературе встречаются такие понятия, как «комплекс вины», «комплекс отличницы», «комплекс внешности» и т. д. Все они так или иначе связаны с неправильной оценкой собственной роли в социуме и отношения к себе окружающих.

Защитные механизмы

Важное место в теории З. Фрейда играет учение о . Когда человек неосознанно пытается преодолеть конфликт между «Оно» и Сверх-Я», между инстинктами и нормативным поведением, предписанным обществом, то эти попытки могут принимать разные формы. Одна из них – сублимация, но происходит она далеко не всегда. Процесс разрешения конфликта часто бывает болезненным, несет индивиду отрицательные эмоции, и он тоже неосознанно защищается от них. Фрейд описал различные способы или механизмы психологической защиты:

  • Вытеснение желаний. Когда невозможно ни удовлетворение желаний, ни избавление от них, то они вытесняются на уровень бессознательного. Желания не исчезают и продолжают оказывать скрытое влияние на поведение человека. На их сдерживание тратятся силы организма, который реагирует на это болезненно, в буквальном смысле слова. Следствием вытеснения могут быть не только неврозы, но и сердечно-сосудистые заболевания, артриты, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.
  • Отрицание. Один из распространенных механизмов, когда избавление от негативных переживаний, вызванных какими-то событиями, происходит через их отрицание: «ничего этого не было», «мне только показалось» и т. д.
  • Рационализация. Совершая неблаговидные, осуждаемые обществом и собственной совестью поступки, человек старается объяснить это рациональными причинами, невозможностью поступить иначе. Объяснения могут выглядеть логично, но истинная причина поступка иная, и она человеком часто не осознается.
  • . Перенесение своих аморальных желаний и нехороших мыслей на других людей, то есть наделение их собственными негативными качествами. Трусливый человек любит обвинять в нерешительности других, любитель выпить – клеймить знакомых пьяниц, а безответственный сетовать на халатность коллег.
  • Замещение. Переадресация агрессивного поведения с более сильного объекта (задираться и скандалить с ним слишком опасно, но очень хочется) на более слабый. Так, в раздражении на начальника мужчина может срывать свою злость на жене.
  • Инверсия. Замена неудовлетворенного желания на прямо противоположное. Например, не добившись любви, человек начинает искать, за что можно возненавидеть объект своей влюбленности. («Не больно-то и хотелось»).
  • Регрессия. Если рациональное, «взрослое» поведение не обеспечивает получение желаемого, то человек заменяет его на более примитивное, «детское». Формами такой регрессии в психоанализе считается не только стремление всем пожаловаться, но и алкоголизм, курение, «заедание» неприятностей и т. д.

Защитные механизмы присущи всем людям. И это нормальные, естественные реакции, если только человек ими не злоупотребляет. Тогда они начинают доминировать в поведении, что отрицательно на него влияет.

Прикладной аспект психоанализа

Идеи З. Фрейда стали основой целого направления в психологии. И оно включает не только теорию, но и практику. И в настоящее время психоанализ в большей степени понимается именно как совокупность приемов психодиагностики и психотерапии, объединенных в общее понятие «психоаналитический сеанс».

Психоанализ как диагностика психического состояния личности

Цель психоаналитика – выявление скрытых в бессознательном причин поведения и переживаний человека, преодоление внутренних конфликтов, которые являются источником , фрустраций, фобий, неврозов и т. д.

Первая задача, которая решается в процессе психоанализа, это поиск причин психологических проблем. А так как они хранятся глубоко на уровне подсознания и часто скрыты под слоем комплексов и психологических защит, то добраться до них непросто. В психоанализе разработан ряд способов, позволяющих «вытащить» из подсознания загнанные туда воспоминания, желания и инстинкты. Все эти приемы можно объединить в 3 группы:

  • Методы интерпретации. Они основаны на осмыслении, анализе того, что говорит психоаналитику пациент. Чаще всего имеют в виду спонтанную речь, оговорки, случайно вылетевшие фразы, речевые ошибки и т. д. Но это далеко не все. По сути дела, психоаналитик просто беседует с человеком о его прошлом и настоящем, о его планах и тревогах. Но одновременно «вытаскивает» с уровня подсознания все, что там скрыто, подавлено, но создает мучительные проблемы и порождает кризисы.
  • Метод свободных ассоциаций. Это уже более организованный прием, в котором используются специальные фразы, слова, картинки. Ассоциации, которые рождаются у человека в ответ на них, - это каналы доступа к бессознательному, к тайным желаниям, скрытым комплексам, вытесненным воспоминаниям.
  • Толкование сновидений. З. Фрейд и его ближайшие последователи (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) придавали этому методу большое значение и написали много работ о толковании образов сновидений, об архетипах бессознательного, проявляющихся в снах.

Но в настоящее время последний метод не столь популярен и используется реже, чем первые два. Если только речь не идет о навязчивых, болезненных сновидениях.

Терапевтическая составляющая психоанализа

Психоанализ и психотерапия – это разные направления и разные подходы к воздействию на психику человека. Однако терапевтическая составляющая есть и у психоанализа.

Психоаналитик не оказывает давления на индивида, не формирует у него стереотипы «правильного» поведения, не предлагает готовых решений. Он помогает человеку выговориться и самому разобраться в причинах собственных проблем и внутренних конфликтов. С точки зрения психоанализа, этого достаточно, чтобы почувствовать облегчение, освобождение от давления бессознательного и, главное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Но во время сеанса психоанализа, когда человек выговаривается и раскрывается, происходит еще ряд процессов, которые оказывают на клиента сильное психотерапевтическое действие. Психоаналитик не просто позволяет человеку свободно, не смущаясь, рассказать о своих проблемах, но и направляет этот процесс таким образом, что перед пациентом раскрывается давно скрытое в подсознании. И он постигает истину о самом себе. Не всегда это приятная истина, поэтому сознание сопротивляется, выстраивает разные психологические блоки, затрачивая на это немало энергии.

Задача психоаналитика – мягко преодолеть это сопротивление, побудить человека самостоятельно разрушить психологические блоки. Сеанс психоанализа должен быть построен так, что человек не только получает возможность увидеть корни своих проблем, но и обретает уверенность в их преодолении. Поэтому под руководством хорошего, опытного психоаналитика в сознании человека происходят существенные позитивные изменения.

В Западной Европе и в США, где это направление успешно развивалось многие десятилетия, сеансы психоанализа очень популярны. И несмотря на многочисленных критиков, они приносят явную пользу, ведь люди после них чувствуют повышение эмоционального тонуса, уверенность в собственных силах и готовность решить свои внутренние и внешние проблемы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснились волосы во рту - толкование сна по сонникам
Где родился пророк Мухаммед и где похоронен?
Снится зайти в чужой дом