Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конфликты в странах азии. Внутренние вооруженные конфликты

На протяжении всей истории нашей планеты враждовали народы и целые страны. Это приводило к формированию конфликтов, чьи масштабы были по-настоящему глобальные. Природа самой жизни провоцирует к выживанию сильнейших и самых приспособленных. Но, к сожалению, царь природы губит не только все вокруг, но и уничтожает себе подобных.

Все главные изменения на планете за последние несколько тысяч лет связаны именно с деятельностью человека. Может быть, желание конфликтовать с себе подобными имеет генетическую основу? Так или иначе, но трудно будет вспомнить такой момент времени, когда везде на Земле царил бы мир.

Конфликты несут боль и страдания, но практически все они все же локализованы в какой-то географической или профессиональной области. В конце концов такие стычки заканчиваются вмешательством кого-то более сильного или успешным достижением компромисса.

Однако самые разрушительные конфликты включают в себя наибольшее число народов, стран и просто людей. Классическими в истории являются две Мировые войны, которые произошли в прошлом веке. Однако в истории было немало других поистине глобальных конфликтов, о которых настало время вспомнить.

Тридцатилетняя война. Эти события происходили между 1618 и 1648 годами в Центральной Европе. Для континента это был первый в истории глобальный военный конфликт, который затронул практически все страны, в том числе даже Россию. А началась стычка с религиозных столкновений в Германии между католиками и протестантами, что переросло в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Католическая Испания, Священная Римская империя, а также Чехия, Венгрия и Хорватия столкнулись с сильным противником в лице Швеции, Англии и Шотландии, Франции, Датско-норвежской унии и Нидерландов. В Европе нашлось немало спорных территорий, которые и подогревали конфликт. Закончилась война подписанием Вестфальского мира. Он, по сути, покончил с феодальной и средневековой Европой, установив новые границы основных сторон. А с точки зрения боевых действий основной урон понесла Германия. Только там погибло до 5 миллионов человек, шведы уничтожили практически всю металлургию, треть городов. Считается, что Германия оправилась от демографических потерь только через 100 лет.

Вторая конголезская война. В 1998-2002 годах на территории Демократической Республики Конго развернулась Великая Африканская война. Этот конфликт стал самым разрушительным среди многочисленных войн на Черном континенте за последние полвека. Война изначально возникла между проправительственными и силами и ополченцами против режима президента. Разрушительный характер конфликта был связан с участием соседним стран. Всего в войне участвовало более двадцати вооруженных группировок, которые представляли девять стран! Намибия, Чад, Зимбабве и Ангола поддержали законное правительстве, а Уганда, Руанда и Бурунди - повстанцев, которые стремились захватить власть. Конфликт официально закончился в 2002 году после подписания мирного соглашения. Однако выглядело это соглашение хрупким и временным. В настоящее время в Конго снова бушует новая война, несмотря на присутствие миротворцев на территории страны. А сам глобальный конфликт в 1998-2002 годах унес жизни более 5 миллионов человек, став самым смертоносным со времен Второй мировой войны. При этом большая часть жертв пало от голода и болезней.

Наполеоновские войны. Под таким собирательным названием известны те боевые действия, которые вел Наполеон еще со времен своего консульства в 1799 году и до самого отречения в 1815 году. Основное противостояние сложилось между Францией и Великобританией. В результате боевые сражения между ними проявились в целой серии морских сражений в разных уголках земного шара, а также крупной наземной войны в Европе. На стороне Наполеона, захватывавшего постепенно Европу, выступали и союзники - Испания, Италия, Голландия. Коалиция же союзников постоянно менялась, в 1815 году Наполеон пал перед силами уже седьмого состава. Упадок Наполеона был связан с неудачами на Пиренеях и походом в Россию. В 1813 году император уступил Германию, а в 1814 году и Францию. Заключительным эпизодом конфликта стала битва при Ватерлоо, проигранная Наполеоном. В целом те войны унесли от 4 до 6 миллионов человек с обеих сторон.

Гражданская война в России. Эти события происходили на территории бывшей Российской империи в период между 1917 и 1922 годами. Несколько веков страна управлялась царями, но осенью 1917 года власть захватили большевики во главе с Лениным и Троцким. Они после штурма Зимнего дворца отстранили Временное правительство. Страна, еще принимавшая участие в Первой мировой, тут же втянулась в новый, на этот раз междоусобный конфликт. Народной Красной армии противостояли и процарские силы, жаждавшие восстановления былого режима, и националисты, решавшие свои локальные задачи. К тому же Антанта приняла решение поддержать антибольшевистские силы, высадившись в России. Война бушевала на севере - англичане высадились в Архангельске, на востоке - взбунтовался пленный чехословацкий корпус, на юге - восстания казаков и походы Добровольческой армии, а запад почти весь по условиям Брестского мира отошел Германии. За пять лет ожесточенных боев большевики разбили разрозненные силы врага. Гражданская война расколола страну - ведь политические взгляды заставляли даже родных воевать друг против друга. Советская Россия вышла из конфликта в руинах. На 40% уменьшилось сельское производство, практически вся интеллигенция была уничтожена, а уровень промышленности сократился в 5 раз. Всего в годы Гражданской войны погибло более 10 миллионов человек, еще 2 миллиона в спешке покинуло Россию.

Восстание тайпинов. И снова речь пойдет о гражданской войне. На этот раз она вспыхнула в Китае в 1850-1864 годах. В стране христианин Хун Сюцюань сформировал Тайпинское небесное царство. Это государство существовало параллельно с маньчжурской империей Цин. Революционеры заняли практически весь южный Китай с населением в 30 миллионов человек. Тайпины начали проводить свои резкие социальные преобразования, в том числе и религиозные. Восстание это повлекло за собой череду подобных в других частях империи Цин. Страна оказалась расколотой на несколько областей, объявивших о собственной независимости. Тайпины заняли такие крупные города, как Ухань и Нанкин, а сочувствующие им войска заняли еще и Шанхай. Восставшие даже предпринимали походы на Пекин. Однако все послабления, что тайпины дали крестьянам сводились на "нет" затяжной войной. К концу 1860-х стало понятно, что династия Цин не может покончить с восставшими. Тогда в борьбу с тайпинами вступили западные страны, преследовавшие свои интересы. Только благодаря англичанам и французам революционное движение было подавлено. Война эта привела к огромному числу жертв - от 20 до 30 миллионов человек.

Первая мировая война. Первая мировая война положила начало современным войнам в том виде, как мы их знаем. Этот глобальный конфликт происходил с 1914 по 1918 годы. Предпосылками к началу войны стали противоречия между величайшими державами Европы - Германией, Англией, Австро-Венгрией, Францией и Россией. К 1914 году оформились два блока - Антанта (Великобритания, Франция и Российская империя) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия). Поводом для начала боевых действий послужило убийство австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево. В 1915 году Италия вступила в войну на стороне Антанты, зато к Германии присоединились турки и болгары. На стороне Антанты выступили даже такие страны, как Китай, Куба, Бразилия, Япония. К началу войны в армиях сторон находилось более 16 миллионов человек. На полях сражений появились танки и самолеты. Закончилась Первая мировая война подписанием Версальского договора 28 июня 1919 года. В результате этого конфликта с политической карты исчезли сразу четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгрия и Османская. Германия оказалась настолько ослабленной и территориально урезанной, что это породило реваншистские настроения, приведшие к власти нацистов. Страны-участницы потеряли более 10 миллионов убитых солдат, более 20 миллионов мирных жителей погибло из-за голода и эпидемий. Еще 55 миллионов человек оказалось ранено.

Корейская война. Сегодня кажется, что на Корейском полуострове вот-вот вспыхнет новая война. А ситуация такая начала складываться еще в начале 1950-х. После окончания Второй мировой войны Корея оказалась разделенной на отдельные северные и южные территории. Первые придерживались коммунистического курса при поддержке СССР, а вторые оказались под влиянием Америки. Несколько лет отношения между сторонами были весьма напряженными, пока северяне не решились вторгнуться к своим соседям с целью объединения нации. При этом коммунистических корейцев поддерживал не только Советский Союз, но и КНР с помощью своих добровольцев. А на стороне Юга выступили помимо США еще и Великобритания и миротворческие силы ООН. После года активных боевых действий стало ясно, что ситуация зашла в тупик. У каждой стороны была миллионная армия, и о решительном преимуществе не могло быть и речи. Только в 1953 году был подписан договор о прекращении огня, линия фронта оказалась зафиксированной на уровне 38-й параллели. А мирный договор, который формально бы завершил войну, так и не был подписан. Конфликт уничтожил 80% всей инфраструктуры Кореи, несколько миллионов человек погибло. Эта война только обострила противостояние Советского Союза и США.

Святые крестовые походы. Под таким названием известны военные походы в XI-XV веках. Средневековые христианские королевства с религиозной мотивировкой выступили против мусульманских народов, населявших священные земли на Ближнем Востоке. В первую очередь европейцы хотело освободить Иерусалим, но затем крестовые проходы стали преследовать политические и религиозные цели в других землях. Молодые воины со всей Европы выступали воевать против мусульман на территории современных Турций, Палестины и Израиля, защищая свою веру. Это глобальное движение имело большое значение для континента. Прежде всего оказалась ослабленная восточная империя, которая в итоге попала под власть турок. Сами крестоносцы принесли домой множество восточных примет, традиций. Походы привели к сближению и классов, и народностей. В Европе зародились ростки единства. Именно крестовые походы создали идеал рыцаря. Самое же важное следствие конфликта - проникновение культуры Востока на Запад. Также произошло развитие мореплавания, торговли. О количестве же пострадавших из-за многолетнего конфликта между Европой и Азией можно только догадываться, но это, несомненно, миллионы человек.

Монгольские завоевания. В XIII-XIV веках завоевания монголов привели к созданию невиданной по размерам империи, что оказало даже генетическое влияние на некоторые этнические группы. Монголы захватили огромную территорию в девять с половиной миллионов квадратных миль. Империя раскинулась от Венгрии до Восточно-Китайского моря. Экспансия длилась более полутора веков. Были опустошены многие территории, разрушены города и культурные памятники. Наиболее известной фигурой у монголов стал Чингисхан. Считается, что именно он объединил восточные кочевые племена, что и сделало возможным создание столь внушительной силы. На захваченных территориях возникли такие государства, как Золотая Орда, страна Хулугуидов, империя Юань. Количество человеческих жизней, которое забрала экспансия, составляет от 30 до 60 миллионов.

Вторая мировая война. Прошло только чуть более двадцати лет после окончания Первой мировой войны, как разразился очередной глобальный конфликт. Вторая мировая война стала, без сомнения, самым крупным военным событием в истории человечества. В войсках противников насчитывалось до 100 миллионов человек, которые представляли 61 государство (из 73 всего существовавших на тот момент). Конфликт длился с 1939 по 1945 годы. Начался он в Европе с вторжения войск Германии на территорию своих соседей (Чехословакии и Польши). Стало понятно, что немецкий диктатор Адольф Гитлер стремится к мировому господству. Войну нацистской Германии объявили Великобритания с ее колониями, а также Франция. Немцы смогли захватить практически всю Центральную и Западную Европу, но нападение на Советский Союз стало для Гитлера роковым. А в 1941 году после нападения на США союзника Германии, Японии, в войну вступила и Америка. Театром конфликта стали три континенты и четыре океана. В конечном счете война окончилась поражением и капитуляцией Германии, Японии и их союзников. А США еще успела использовать новейшее оружие - ядерную бомбу. Считается, что общее число военных и гражданских жертв с обеих сторон составляет около 75 миллионов человек. В результате войны Западная Европа потеряла ведущую роль в политике, а мировыми лидерами стали США и СССР. Война показала, что колониальные империи уже стали неактуальными, что привело к появлению новых независимых стран.

После 1945 года в мире произошло больше 1000 международных конфликтов, из них более трёхсот - вооружённых. Международный конфликт - это столкновение двух и/или более сторон в системе преследующий различные взаимоисключающие цели. Одним из самых длительных в ХХ веке был послевоенный конфликт между СССР и США, который позже стали называть «холодной войной». Каждая из сторон, участвующих в этом конфликте, стремилась оказывать влияние на события. Международные конфликты нередко принимают форму военного противоборства. Самый крупный по своим масштабам и разрушительным последствиям военный международный конфликт, в который были втянуты, так или иначе, государства всех континентов, известный под названием «Вторая Мировая война», длился с 1939 по 1945 год.

После того, как закончилась эпоха «холодной войны», многие думали, что международные конфликты ушли в прошлое, но в действительности наоборот увеличилось число региональных и локальных жёстких противостояний, нередко переходивших в военную фазу. Примером тому служат Армено-Азербайджанский конфликт, события в Югославии, Грузино-Абхазский России и Грузии 2008 года и другие.

Долгое время международные конфликты изучала в основном историческая наука, но начиная с середины ХХ века, с работ П. Сорокина и К. Райта, их стали рассматривать как разновидность

Причины таких конфликтов учёные видят в следующем: конкуренция государств; различия в национальных интересах; притязания к отдельным территориям; социальная несправедливость; неравномерное распределение природных ресурсов; нетерпимое восприятие одной стороны другой; руководителей и другое.

Общепризнанного понятия международного конфликта пока нет из-за различий в политических, экономических, социальных, идеологических, дипломатических, военных и международно-правовых признаках, свойствах и особенностях.

Межгосударственные конфликты могут быть разделены на четыре этапа: 1) осознание проблемы; 2) эскалация напряженности; 3) оказание давления для разрешения проблемы; 4) военные действия с целью решить проблему.

Конфликты между государствами имеют свои специфику, причины, функцию, динамику и последствия. Международные конфликты имеют положительные и отрицательные функции и последствия. К положительным относится предотвращение стагнации в отношениях между странами; стимулирование конструктивных поисков выходов из создавшегося положения; определение степени расхождения интересов и целей государств; недопущение более серьёзных конфликтов и обеспечение стабильного существования способом протекания конфликта меньшей интенсивности.

К отрицательным последствиям международных конфликтов относят: насилие, нестабильность и беспорядки; они увеличивают состояние стресса у населения стран-участниц; применение неэффективных политических решений и другое.

Типология международных конфликтов проводится по различным основаниям, и разделяют их:

По числу участников разделяют конфликты на двусторонние и многосторонние;

По степени распространения — на локальные и глобальные;

По времени существования — на краткосрочные и долговременные;

По средствам, используемым в конфликтах — вооружённые и невооружённые;

В зависимости от причин — экономических, территориальных, религиозных, этнических и других;

Терроризм, который распространяется в настоящее время в мире, принимает характер заменителя новой мировой войны и, становясь он вынуждает государственные власти прибегнуть к достаточно жестким мерам, что в свою очередь выдвигает вопрос о расширении прерогатив и полномочий государств и их объединений в борьбе с глобальной террористической угрозой.

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Реферат по дисциплине «Социология»

Выполнила: Гладкова Анна Павловна

студентка группы АЯ-21-1

СЕВАСТОПОЛЬ

Введение

Пожалуй, на сегодняшний день трудно назвать более актуальную проблему, чем названная в заглавии. Почему-то людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими. К счастью, печальная история немецкого национал социализма отошла в прошлое, однако нельзя сказать, что межнациональные распри канули в Лету.

Взяв любую сводку новостей, можно наткнуться на сообщение об очередной «акции протеста» или «теракте» (в зависимости от политической ориентации данного СМИ). Периодически появляются все новые и новые «горячие точки» со всеми вытекающими отсюда процессами – жертвами как среди военных, так и и мирного населения, потоками миграции, беженцами и,в целом, - искалеченными человеческими судьбами.

При подготовке данной работы были использованы, прежде всего, материалы журнала «Социологические исследования» как одного из наиболее влиятельных на сегодняшний день социологических изданий. Также использовались данные ряда других средств массовой информации, в частности «Независимой газеты» и ряда интернет-изданий.По возможности предоставлялись разные точки зрения по наиболее спорным вопросам.

Приходится признать, что по многим пунктам нет согласия даже в стане социологов; так, до сих пор идут прения по поводу того, что же все-таки подразумевать под словом «нация». Что же говорить о «простецах», которые не забивают себе головы мудреными словами, и которым просто нужен конкретный враг, чтобы дать выход веками накапливавшемуся недовольству. Такие моменты улавливают политики, и этим они умело пользуются. При таком подходе проблема как будто выходит из сферы компетенции собственно социологии; однако именно она должна заниматься улавливанием таких настроений у определенных групп населения. То, что такой ее функцией нельзя пренебрегать, достаточно четко показывают то и дело вспыхивающие «горячие точки». Поэтому для подавляющего большинства даже развитых стран жизненно необходимо время от времени зондировать почву в «национальном вопросе» и принимать соответствующие меры. Проблема еще более обострена на постсоветском пространстве, где этнополитические конфликты, нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии, привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события, происходящие в России, свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами. Поэтому проблемы изучения их истории, механизмов их предупреждения и урегулирования как никогда актуальны. Важное значение приобретают исторические исследования этнонациональных конфликтов в различных конкретно-исторических, этнокультурных условиях с целью выявления их причин, последствий, специфики, типов, участия в них различных национальных, этнических групп, методов предотвращения и урегулирования.

1. Понятие межнационального конфликта

В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

1.1 Этнос и нация

В «большой теории» существуют различные концепции природы этноса и национальности. Для Л. Н. Гумилева этносы – явление природы, «биологические единицы», «системы, возникающие вследствие некой мутации». Для В.А. Тишкова этничность наций создается государством; это поизводная от социальных систем, фигурирующая скорее как лозунг и средство мобилизации. За рубежом к такой позиции близки конструктивисты, для которых нации не даны от природы; это новые образования-сообщества, использовавшие для себя в качестве «сырья» культуру, историческое и прошлое наследие. По Ю.В. Бромлею каждая нация – «социально-этническая общность» - имеет свою этнокультуру и по-разному выраженное национальное самосознание, которое стимулируется лидирующими властными и социально-культурными группами.

Нации, как правило, возникают на почве самого многочисленного этноса. Во Франции это – французы, в Голландии – голландцы, etc. Эти этносы доминируют в национальной жизни, придавая нации своеобразную этническую этническую окраску и специфический образ проявления. Существуют и нации, практически совпадающие с этносами – исландская, ирландская, португальская.

Большинство существующих определений этноса сводится к тому, что это совокупность людей, имеющих общую культуру (зачастую добавляют еще и общность психики), обычно говорящих на одном языке и осознающих как свою общность, так и отличие от членов других подобных общностей. Исследования этнологов свидетельствуют, что этносы – это объективные, не зависящие от воли самих людей образования. Люди обычно осознают свою этническую принадлежность тогда, когда этнос уже существует, но сам процесс рождения нового этноса ими, как правило, не осознается. Этническое самосознание – этноним - проявляется только на завершающем этапе этногенеза. Каждый этнос выступает социокультурным механизмом адаптации данного локального варианта человечества к определенным, поначалу лишь природно-географическим, а потом и социальным условиям. Обживая ту или иную природную нишу, люди воздействуют на нее, изменяют условия существования в ней, вырабатывают традиции взаиможействия с природной средой, которые постепенно приобретают в определенной ммере самостоятельный характер. Так ниша превращается из только природной в природно-социальную. Кроме того, чем дольше люди живут в данной местности, тем более весомым становится социальный аспект такой ниши.

Очевидно, что векторы развития собственно этнических и национальных процессов должны совпадать; в противном случае возможны пагубные последствия для соответствующих этнических и этносоциальных общностей. Такое несовпадение чревато ассимиляцией этносов, разделением их на несколько новых этнических групп или образованием совем новых этносов.

Столкновение интересов этнических групп рано или поздно приводит к возникновению этнических конфликтов. Этносоциологи понимают такие конфликты как форму гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий.

Этнических конфликтов в чистом виде быть не может. Конфликт между этническими группами происходит не из-за этнокультурных различий, не потому, что арабы и евреи, армяне и азербайджанцы, чеченцы и русские несовместимы, а потому что в конфликтах обнажаются противоречия между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Отсюда трактовка (А.Г. Здравосмыслов) межнациональных конфликтов как конфликтов, «которые так или иначе включают в себя национально-этническую мотивацию».

1 .2. Причины конфликтов

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредотачивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы. В более модернизированных обществах членами элиты становились интеллектуалы с профессиональной подготовкой, в традиционных имела значение родовитость, принадлежность к улусу, etc. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона. она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддистской и православных культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства, etc.

Известна также теория этнической границы, понимаемой как субъективно-осознаваемая и переживаемая дистанция в контексте межэтнических отношений. (П.П. Кушнер, М.М. Бахтин). Этническая граница определяется маркерами – культурными характеристиками, имеющими первостепенное значение для данной этнической группы. Их значение и набор могут меняться. Этносоциологические исследования 80х-90х гг. показали, что маркерами могут быть не только ценности, сформированные на культурной основе но и политические представления, концентрирующие на себе этническую солидарность. Следовательно, этнокультурный разграничитель (такой, как язык титульной национальности, знание или незнание которого влияет на мобильность и даже карьеру людей) заменяется доступом к власти. Отсюда может начаться борьба за большинство в представительных органах власти и все вытекающие из этого дальнейшие обострения ситуации.

Лекция 7. Международные конфликты в глобальной политике

1. Общая характеристика международной конфликтности в новом веке

События международной политики начала XXI в. не дают усо-мниться в том, что межд у народные конфликты остаются важными эле-ментами международного взаимодействия . Начало 1990-х годов дава-ло хрупкую надежду на общее сокращение уровня международной на-пряженности ввиду окончания конфронтационной биполярности и относительно успешного процесса урегулирования застарелых конф-ликтов времен холодной войны. Однако уже в середине 1990-х — на-чале 2000-х годов стало очевидно, что этим мечтам сбыться не су ж дено. Распад Ялтинско-Потсдамского порядка повлек за собой доволь-но резкое изменение соотношения си л на мировой арене . Он разрушил в мире многие политические преграды и ускорил процесс глобализа-ции . Одновременно в международной системе стала происходить но-вая поляризация и децентрализация .

Наиболее развитая и сильная группа государств, сознавая свое пре-восходство в политической, экономической и военной сферах , стала переходить к более активной, наступательной политике . В ряде случа-ев ее политика ломала сложившиеся в о второй половине XX в . струк-туры отношений. Стали возникать новые очаги нестабильности в гус-тонаселенных государств ах Африки, Азии Латинской Америки . На-конец, стало замет н ым влияние новых негосударственных участников международного общения (террористические сети, международные криминальные организации наркоторговцев, сбытчиков оружия и рас-щепляющихся материалов ) . Мир оказался в полосе новых и иногда довольно тревожных международно-политических перемен.

По данным исследователей Университета города Упсала (Швеция), публикующих ежегодные аналитические обзоры по вооруженным кон-фликтам, в мире в 2008 г . находились в активной фазе 36 вооруженных конфликтов в 26 точках земного шара . Это на семь больше, чем в 2003 г., когда было отмечено наименьшее число вооруженных конфликтов с середины 1970-х годов.

Всего с момента окончания Второй мировой войны было зафикси-ровано 240 вооруженных конфликтов в 151 точке мира . В 2008 г. было зарегистрировано пять войн — вооруженных конфликтов, где в резуль-тате боевых действий погибло более 1000 человек . Хотя по сравнению с 2007 г. во й н было зафиксировано на одну больше это все еще достат оч но низкий показатель. Годом же с наименьшим числом войн в XX в. считается 1957 год , когда их было всего три . По числу жертв боевых д ействий в 2008 г. высшие строки мирового рейтинга занимает конфликт в Шри-Ланке . За ним следуют конфликты в Афганистане, Пакистане, Ираке и Сомали .

В 2008 г. возобновившийся конфликт между Джибути и Эритрее й прервал четырехлетний период (с 2003 по 2007 г), когда не было отме-чено вооруженных конфликтов между государствами, ч т о да л о некоторым исследователям основания выдвинуть тезис, видимо преждевре-менный, об окончании классических межгосударственных войн . Кро-ме того, по мнению экспертов Упсальского университета, в 2008 г. пять конфликтов были интернационализированы , что, в их понимании, под-разумевает помощь вооруженных сил третьей стороны одному из участ-ников конфликта. В качестве примера интернационализации приводят-ся события августа 2008 г., когда Россия вмешалась в грузино-осетин-ский конфлик т на стороне Южной Осетии.

Конфликты нового века сохранили многие неоднократно разбиравшиеся базовые осо б енности конфликтов конца XIX в. Среди таких особенно-стей :

Ø феномен интернационализации внутригосударственных конфлик-тов,

Ø учащение «конфликтов идентичности»,

Ø рост количества конфликтов с участием негосударственных субъектов .

В связи с последней чертой ста-ло происходить значительное снижение управляемости конфликтов, усложнение процесса их урегулирования . Региональные и даже локаль-ные конфликты стали чаще приобретать глобальные измерения.

2. Общесистемные предпосылки конфликтности

Потенциал современной международной конфликтности во мно-гом связан с особенностями существующего международного порядка . Как представляется, можно выделить для него три определяющие чер-ты .

Во-первых , период преобладания международно-правового регули-рования м е ждународной системы , которое было характерно для послед-них десятилетий XX в. завершился. Сложно было бы ожидать, что нор-мы и механизмы, созданные для регулирования отношений СССР и США, а также между сверхдержавами и остальным миром, были бы во-стребованы после распада Советского Союза. Если конфликт вокруг Косово мог казаться «изолированным инцидентом» на фоне общего преобладани я международного права, то война США и Британии про-тив Ирака в 2003 г . без санкции Совета Безопасности ООН свидетель-ствовала о кризисе политико-правовой парадигмы устройства мирово-го порядка

Конечно, действующие международно-правовые нормы и принципы не утратили своего значения. Но они стали утрачивать с трудом обретенную главную ценность — универсальность. В 2 000 - х годах международное право стало применяться избирательно, ситуа т ивн о — в зависимости от конкретных международно-политических условий и ситуаций .

Во-вторых , несмотря на множество лозу нг ов о мирном решении споров на основе универсальных ценностей и прав человека, стала воз-рождаться ро л ь силового фактора в решении международных пробле м . Военная мощь западных стран, совершивших так называемую «революцию в военном деле», объективно гарантировала им силовое превосходство. В вооруженных конфликтах в Афганистане и Ираке военные по беды достигались относительно быстро и бескровно. Вооружен-ные конфликты с применением новых технологий (высокоточное оружие, системы наведения из космоса и тому подобное) стали казаться эффективным и относительно малозатратным инструментом быстро-го достижения внешнеполитических целей. Соединенные Штаты Аме-рики при дву х администрациях Дж Буша-младшего оказались гла в ным сторонником силовых решений конфликтных международных вопросов. Их внешнеполитическое поведение нередко провоцирова-ло другие страны.

В-тр е тьих , в контексте политической децентрализации мировой системы малые и средние страны стали о щ у щ ать себя (не всегда обо-снованно) в большей степени «на равных» с крупными государствами чем в XX в. Малые и средние страны стали стремиться не только формал ь но повысить свой международный статус, но и просто привлечь к се б е внимание более сильных государств, желая добиться от них предо-ставления экономической или военно-технической помощи . Малым странам стало выгодно «завышать» свою геополитическую значимость в глазах потенциальных доноров и иногда провоцировать конфликты , которые эту значимость могли бы подтвердить. Такой, например, была природа конфликта Грузии с Россией после на п адения грузинских войск в августе 2008 г. на южноосетинские города и села.

Один из значимых сдвигов в международной среде , вытекающий из возрождения силового фактора на международной арене, связан с из-менившимся восприятием роли и места ядерного оружия в системе меж-дународного взаимодействия .

В конце 1940 - х - начале 1950-х годов ядерное оружие рассматривалось США как новое, гораздо более разру ш ител ь ное, чем раньше, но в се же средство ведения войны , что и было продемонстрировано во время бомбардировок городов Хиросима и На-гасаки в августе 1945 г.

Однако, во второй половине XX в . в результате периода жесткой конфронтации капиталистического и социалистиче-ского лагерей, поставившего мир в период Карибского кризиса 1962 г. на грань ядерной войны, американское и советское руковод с тво при-шло к заключению о невозможности победы в гипотетической ядерной войне ввиду взаимной уязвимости перед ядерным ударом . В результате была создана система поддержания стратегической стабильности в во-енной сфере, основанная на взаимном ядерном сдерживании и закреп-ленная в ряде двухсторонних договоров, подписанных между США и СССР в 1970-1980-х годах . Сложилась так называемая культура ядерного табу , определявшая в значительной степени мышление политиков и военных в ядерных государствах (США, СССР, Великобритания, Франция, Китай) и предотвратившая развязывание мировой воины с использованием ядерного оружия

Сегодня ядерный фактор претерпевает существенные трансформа-ции . Это связано как с изменением его восприятия, так и с фактом его распространения .

Современное распространение ядерного оружия мо-жет быть «горизонтальным » (от г осударств к государствам ) и «верти-кальным » (от государств к негосударствен н ым участникам международ-но го общения) . В 1960-х годах известные исследователи международ-ных отношений Д. Сингер и К. Дойч допускали, что повсеместное распространение ядерного оружия будет благом для мирового сообще ст ва . Они думали, что если п o р o г применения ядерного оружия будет значительно понижен, т о сама неопределенность возможных послед-ствий от его применения будет служить сдерживающим фактором для т ех , кто в принципе такое оружие может применить.

Эта точка прения не ста л a преобладающей. Политика ядерных г осу-дарств во второй половине XX в. была направлена на то , чтобы ограни-чить число членов официального «ядерного клуба», для чего был со-здан режим нераспространения ядерного оружия, основанный на До-говоре о нераспространении ядерного оружия от 1968 г.

Правда, этот режим оказался э ффективным только о тчасги. Он не смог предотвратить появления новых ядерных держав . Индия испыта-ла ядерное устройство в 1974 г. и провела полноценные ядерные испы-тания в 1998 г. одновременно с Пакистаном . С высокой долей ве р оятности ядерным оружием владеют Израиль и Северная Корея . Серьезные опасения относительно возможности создания ядерного оружия имеются у международного сообщества по отношению к И р ану .

По оценкам МАГАТЭ, на сегодняшний день около 30 стран имеют технологическую возможность для разработки ядерного оружия , и с развитием технологического прогресса эта цифра будет только расти . Тем не менее, в сл у чае с государствами существуют инструменты воз-действий, направленных на недопущение появления у тех или иных го-сударств ядерного оружия . Они дали положительные результаты в слу-чае с ядерной программой Южно-Африканской Республики, которая в конце 1980-х - начале 1990-х годов по своей воле уничтожила свой ог-раниченный ядерный арсенал и присоединилась к ДНЯО. На сегодня ш ни й день ЮАР первая и единственная страна в мире, добровольно от-казавшаяся от обладания ядерным оружием .

Ситуация, однако, значительно усложняется, когда речь идет о воз-можном получении ядерного оружия негосударственными участниками международного общения , в частности террористическими группами.

Во-первых , потому, что принцип ядерного сдерживания перестае т работать . Террористы могут угрожать взрывом ядерного устройства на территории какого-либо государства в сл учае невыполнения их требо-ваний, а государствам, ввиду отсутствия у террористов физического «обратного адреса», просто некуда будет направлять ответный удар.

Во-вторых , для ради к альных экстремистских группировок ядерное устройство будет тактическим, а не стратегическим оружием. П о мне-нию большинства экспертов, если террористические организации, особенно экстремистские, получат как доступ к ядерному оружию, так и в о з можность его использовать, оно, с высокой долей вероятности, будет применено . В 1995 г. сходным образом ра д икальная религиозная японская секта «Аум Синрикё » применила отравляющий боевой газ за-рин в токийском метро , положив начало терроризму с использованием оружия массового уничтожения. Эксперты прогнозируют, что масшта б ный террористический акт возможен и с использованием ядерного оружия.

Наиболее вероятным региональным ядерным межгосударственным конфликтом считается гипотетическая ядерная война между Индией и Пакистаном по поводу спорной провинции Кашмир. Эти опасения могут усиливаться с учетом шансов на приход к власти в Пакистане тем или иным путем радикальных исламистских группировок . Предполо-жительно именно на территории Пакистана нашли убежище лидеры движения «Талибан» и террористической организации «Аль Каида».

Весьма высоко оценивается возможность применения ядерного ору-жия Израилем в случае широкомасштабной воины с коалицией араб-ских государств . Хроническая нестабильность внутри Израиля, связа нн ая с неурегулированностью ситуации вокруг Палестинской автономии, повышает вероятность негативных сценариев развития арабе израиль-ского конфликта во всех его измерениях. В дополнение ко всему край-не острыми остаются противоречия Израиля с Ираном, руководство которого придерживается ра д икальной антиизраильской позиции . Из-раильское руководство с беспокойством высказывается о ядерной про-грамме И рана. угрожая нанести упреждающий удар по иранским ядер-ным о бъектам в случае выявления их военного характера

Повышение роли силового фактора в международных отношениях побудило исследователей задуматься о наличии трех факторов, способ-ных вызвать глобальный ядерный конфликт , в том числе с участием России и США.

Во-первых , нельзя исключать возможность ядерного конфликта, направленного на силовое изменение нынешнего мирового порядка и бросающего вызов существующему соотношению сил в мире . Любые международные системы, по с троенные на равновесии сил, рано или поздно существенно трансформируются или даже рушатся в связи с изменением этих соотношений прежде всего среди великих держав. Новая система международных отношений, образовавшаяся в начале 1990-х годов на руинах биполярного порядка, не явилась результатом крупной войны с четким разделением на победителей и побежденных. Ее контуры остаются не до конца определенными и изменяются под воздействием международных обстоятельств.

Основываясь на историческом опыте, можно предположить, что пе-рестройка современной системы будет проходить в рамках конфликт-ного взаимодействия различных стран, сопоставляющих свои силовые, экономические и иные потенциалы . Если мир ждет напряженная борь-ба за лидерство, то теоретически она может перерасти в глобальный конфлик т с использованием, помимо прочего, ядерного оружия — как минимум его некоторых видов. Если ядерное оружие действительно перес та нет быть крайним средством, фак то ром, сдерживающим глобаль-ный конфликт, и применение тактического ядерного оружия, напри-мер, будет приравнено к использованию обычных вооружений, то мир может оказаться на пороге глобальной катастрофы .

Во-вторых , в высших эшелонах власти и в России, и в США произош-ла смена поколений политического руководства . И В . Путин , и Б. Обама начали свои политические карьеры уже после окончания хо-лодной войны, и поэтому «ядерное табу» и связанна я с ним культура ядер-ной стабильности может оказаться для них лишь анахронизмом времен биполярного противостояния . В принципе, Россия значительно пони-зила порог применения ядерного оружия еще в конце 1990-х годов, зафиксировав в Военной доктрине: « Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия... в ответ на крупномасш-табную агрессию с применением обычного оружия в критических для на-циональной безопасности Российской Федерации ситуациях» .

Выход США в 2002 г . из Договора о противоракетной обороне 1972 г., неопределенность в вопросах российско-американского взаимодействия в сфере контроля над вооружениями осложняют российско-американские отношения. Другим источником тревоги является распространение сферы военной ответственности НАТО на пояс государств, пограничных с Россие й , не сопровождающееся пропорциональным военно - политическим сближением НА Т О с Россией.

В - третьих , возможность конфликта между США и Россией может быть связана с действиями официальных и неофициальных союзников Вашингтона, направленными на провоцирование конфликта с Москвой . Обязательства США по договору НАТО, в частности по отношению к прибалтийским государствам время от времени играют провоцирующую роль . Обретя теоретическую уверенность в военных гарантиях со стороны Вашингтона, эти страны нередко совершают политические и дипло-матические действия в отношении России, которые в Москве рассмат-ривают как провоцирующие вспышки довольно ощутимых трений . Грузия и, в меньшей степени, Украина тяготеют с соответствующими поправками к воспроизводству линии прибалтийских стран . Хотя Вашингтон и Москва до сих пор ни разу не позволили третьим странам втянуть себя в широкомасштабное противостояние, подо б ны й сценарий в современных условиях нельзя считать невероятным.

3. Типы современных ме ж д ународных конфликтов трансрегионального и глобального уровней

Современные международно-политиче с кие конфликты глобального уровня можно условно разделить на две большие кате го рии:

1) К онфликты, связанные с трансформацией мирового порядка и перераспределением влияния в мировой системе (включая ситуации, с в яз а нные с действиями неблагонадежных стран, которых в США относят к «оси зла»);

2) « В несистемные» конфликты, связанные с угрозами от негосу-дарственных участников международного общения (в том чис-ле международная борьба с новыми угрозами международной бе-зопасности, такими как транснациональный терроризм, международная преступность и наркоторговля).

Одной из особенностей международных конфликтов можно считать их «экономизацию ». Однако для выявления и последующего изучения экономической составляющей международных конфликтов необходимо сначала получить неос по римые доказательства как ее присутствия , так и способности оказывать доминирующее влияние на вызревание конфликт-ной ситуации .

Во - первых , потому, что она в разной степени практич е ски всегда присутствует в международных конфликтах .

В о-вт о рых , потому, что тема экономической составляющей современных международных конфликтов находится за рамками изучения самих конфликтов.

Даже марксистско-ленинская парадигма , единственная из школ те-ории международных отношений считающая основой взаимоотношений на международном уровне экономику, предлагает весьма упрощен-ные варианты экономической детерминированности конфликтов . Это не значит, что экономические факторы не играют сегодня конфликтообразующую роль .

В рамках функционалистского подхода была сформулирована дихотомия высокой и низкой политик . Согласно ее основному посылу компромиссы в менее приоритетных областях «низкой политики», в том числе экономической, достигаются легче, чем в сфере «высокой политики», когда речь идет о престиже государства и его геополитических приоритетах .

Сегодня экономические вопро-сы могут содержать в себе больше конфликтного потенциала, чем по-литические . Если заключения об «экономизации» политики можно считать отчасти преждевременными, то факт «политизации» эконо-мики как дополнительного источника международной конфликтно-сти отрицать сложно.

В рамках «политизации» экономики особую важность сохраняет «энергетическая безопасность » . В мире нет страны, которая была бы полностью энергетически независимой. Даже основные страны — по-ставщики энергетического сырья — Саудовская Аравия, Россия Нор-вегия, Объединенные Арабские Эмираты и Нигерия — импортируют энергоресурсы в виде нефтепродуктов, электричества, природного газа или угля. В связи с высокой зависимостью современных экономик раз-витых стран от поставок энер г оресурсов проб л ема обеспечения энерге-тической безопасности ставится многими странами на верхние строч-ки списка своих национальных приоритетов . Даже военно-политиче-ский б лок НАТО , никогда ранее не занимавшийся экономическими проблемами, изучает возможность своего участия в обеспечении меж-дународной энергетической безопасности .

Конфликты в энергетической сфере можно условно разделить на две категории .

Во-первых , это конфликты, связанные с текущим обес пе ч е нием энергоресурсов . Для России речь, прежде всего, идет о спорах с тран-зитными государствами, как, например, Украина , неоднократно сокра-щавшая транзит российского природного газа в страны ЕС через свою территорию по различным причинам — прежде всего финансовым. Энергетические конф л икты могут иметь и чисто политическую подо-плеку. Именно политические соображения побудили в феврале 2008 г. президента Венесуэлы У . Чавеса отказаться на время п оставлять нефть в США. Политически мотивированной была и угроза руководства Ирана перекрыть в январе 2 006 г. Персидский залив, по сути, заблокировав по-ставки нефти с Ближнего В остока.

Во-вторых , это «отложенные» конфликты, связанные с будущим обеспечением мира энергетическими ресурсами , включая расхождения относительно маршрутов их транспортировки. К эти м типам конфлик-тов относятся противоречия, касающиеся развития нефте- и газопро-водной системы России и Центральной Азии, изменения структуры энергопотребления в мире, геологоразведки на континентальном шель-фе, новых ал ьте рнат и вных источников энергии.

Другое направление международных конфликтов в экономической сфере связано с темпами экономического развития и экологической безопасностью . Экстенсивное экономическое развитие в ущерб эколо-гической обстановке уже поставило задачу обеспечения устойчивого мирового развития, понимаемого как развитие, укрепляющее нынеш-ний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребно-стей. В этом смысле наиболее вероятным сценарием выглядят проти в оборство между развитыми странами , имеющими возможность совме-щать экономическое развитие с обеспечением высокого уровня экологической безопасности, и развивающимися странами , которые жертвуют экологией ради достижения более высоких темпов развития своих экономик.

4. Новое в региональных конфликтах 2000-х годов

В 200 0 -х годах сохранили свою актуальность военные интервенции . Они перестали быть, даже и формально, преимущественно гуманитар-ными и стали проводиться, как правило, под предлогом самозащиты от террористических организа ци й и государств, оказывающих им поддерж-ку . Такими были операции США и их союзников в Афганистане в 2001 г. и в Ираке в 2003 г.

Собственно гум анитарные интервенции , характерные для 1990-х го-дов, позднее стали терять привлекательность . Проблематика гуманитарных вмешательств была популярной среди пол и тологов , прежде всего , в связи с Косовским кризисом (1999) и международным гуманитарным вмешательством в Вост о чном Тиморе в 1999 г . В те годы были разработа-ны теоре т ико - философские основания гуманитарных интервенций — в частности, концепции «ограниченного суверенитета» и «ответствен-ности по защите» (responsibility to protect ) . Но после событий 11 сентября 2001 г. интерес к гуманитарным интервенциям угас . Угроза транснацио-нального терроризма отвлекла от них общественное внимание .

К концу 2000-х годов стал заметен спад интереса уже к борьбе с транснациональным терроризмом . Одновременно снова стали слыш-нее голоса сторонников гуманитарных вмешательств , в частности в связи с необходимостью пресечения таких явлений, как этнические чистки, насилие, голод (например, в суданской провинции Дарфур).

Новым типом конфликта 2000-х годов , связанным с ростом актив-ности малых и средних государств, можно считать конфликты «эпата-жа», «нарочитые конфликты» . Их суть состоит в том, что небольшие страны, преследуя цель привлечь к себе внимание, начинают вести себя вызывающе по отношению к заведомо более сильной стране, не пред-полагая всерьез оказаться вовлеченным в военный конфликт с ней . Либо в этом с л учае малое государство твердо рассчитывает на поддержку ка-кой-то третьей мощной державы, либо только на отсутствие у той стра-ны, которую оно провоцирует, политической воли или потенциала при-менить силу против малого государст ва.

«Эпатажные конфликты » — неоднократно вспыхивавшие ссоры между прибалтийскими странами и Россией вследствие резких высказываний прибалтийских политиков по поводу истории 1940-х годов или представлений России в связи с дискриминацией в странах Прибалти-ки проживающего там русского населения.

Эстония в апреле 2007 г ., в канун празднования г одовщины победы в Великой Отечественной войне, приняла заведомо провокационное для отношений с Россией решение демонтировать в центре Таллина памят-ник советскому солдату-освободителю. Эта акция носила явно демон-стративный характер, поскольку была приурочена именно ко Дню По-беды. Она вызвала острый протест русского населения Эстонии и ос-ложнение российско-эстонских отношений, оживленно обсуждавшееся в международных СМИ .

Сходным образом Польша в 2006 г. при правительстве Я . Качиньского в ответ на отказ России импортировать недоброкачественное мясо польского производства (при этом предположительно даже не польского, а реэкспортиро ва нного из КНР) выступила с рядом резких выступлений в управляющих структурах Европейского союза . Смысл польских деклараций касался не конкретных торговых трений между Варшавой и Москвой, а долгосрочной стратегии ЕС в отношении России. Понимая, что исполнительные органы Евросоюза не были за интересованы в обострении противоречий с Москвой и желали пога-сить конфликт, польские представители предельно звучно выступали против работы по подготовке нового базового соглашения между Россией и ЕС. Пои этом акция Варшавы носила явно демонстрационный характер, поскольку было очевидно, что большинство стран ЕС было заинтересовано в стабильном импорте российских энергоносителей и не желало ссоры с Москвой из-за частного торгового конфликта Польши с Россией в связи с партией продукции сомнительного каче-ства и происхождения.

Но «эпатажные конфликты» могут перерастать в «настоящие » — в этом их реальная опасность. Нападение грузинских войск в августе 2008 г. на российских миротворцев в Южной Осетии вряд ли планировалось грузинской стороной как полномасштабный сооруженный конфликт с Россией. Речь скорее шла о сил о вой демонстрации — своего рода эпатаж. Грузинское руководство хотело продемонстрировать миру свою отвагу и политическое бессилие России . Расчет строился на том, что Москва, точно не желавшая осложнять из-за Грузии отношения с Западом, будет вынуждена смириться с действиями грузинских военных в Южной Осетии и о т казаться от мысли дать им военный отпор. В итоге «эпатажный» изначально конфликт перерос в обычный асимметричный конфликт между разновеликими участниками — Грузией и Россией . Очевидно, асимметричные межгосударственные конфликты могут стать более важным фактором международной конфликтности.

Еще одной актуальной проблемой стал расцвет морского пиратства . Существующий уже много лет, например, в Малаккском проливе между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра очаг пиратства , в последнее время он расширил географию . Наибольшее международное звучание приобрели нападения сомалийских пиратов на суда, следующие из и л и в Красное море. Только в 2008 г. сомалийскими пиратами было совершено более 100 нападений на транспортные суда различных государств . Их основной добычей стали украинский сухогруз «Фаина», перевозивший т анки Т-72, а также гранатометы и зенитные установки в Кению (по другим данным, конечным пунктом груза был Судан). Другим громким случаем пиратства был захват сау- довского супертанкера под либерийским флагом «Сириус Стар», транс-портировавшего сырую нефть общей примерной стоимостью 100 мил-лионов американских долларов.

Патрулированием этого района занимаются ВМФ стран НА Т О, Рос-сии, Индии, Малайзии, Республики Корея, Саудовской Аравии и Шве-ции . 7 октября 2008 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1838, разрешающую государствам применять свои силы ВМС и ВМФ для борьбы с сомалийскими пиратами в зоне Африканского Рога . Од-нако пока против пиратов никаких широкомасштабных системных дей-ствий, предполагающих проведение и наземной операции с целью унич-тожения их баз, не предпринимается. Вероятно, пока для этого не хва-тает политической воли и финансовых возможностей ведущих мировых держав. В XIX в., когда пиратство также представляло существенную угрозу безопасному мореплаванию, только решительные действия «вла-дычицы морей» Великобритании помогли решить эту проблему.

5. Замороженные и «обратимо замороженные» конфликты

Сложности, с которыми столкнулось мировое сообщество при уре-гулировании некоторых конфликтов XX в., привели к тому, что вместо их полного и окончательного решения применялась формула «замора-живания» в надежде на изменение политической ситуации и достиже-ние согласия сторон в будушем . На постсоветском пространстве таких конфликтов в 1990-х годах возникло несколько — вокруг Нагорного Карабаха Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии .

События августа 2008 г. показали, насколько быстро «замороженные» конфликты мо-гут снова запылать . Очевидно, любое неосторожное и непродуманное действие может привести к изменению ситуации . Конфликты грузин-ского руководства с бывшими грузинскими автономиями Абхазии и Южной Осетии были заморожены еще в начале 1990-х годов и с тех пор оставались в этом состоянии. Обе автономии юридически оставались в составе Грузии, хотя фактически были ей неподконтрольн ы. Однако авантюристическая попытка грузинского руководства устано-вить свой контроль над обеими территориями при помощи военной силы спро в оцировала вооруженный конфлик т с участием России, в котором Грузия потерпела поражение .

Признав независимость Южной Осетии и Абхазии осенью 2008 г., Россия не только взяла на себя ответственность за экономическое вы-живание и безопасность этих двух новых государств, но и открыла но-вый этап грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов . Из конфликтов внутри Грузии они превратились в м е жгосударственные конфликты.

Ситуация в Нагорном Карабахе и Приднестровье осталась в замо-роженном состоянии. Но в обоих непризнанных образованиях внима-тельно следят за развитием ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии. Легкость, с которой замороженные конфликты в двух этих республиках перешли в откры т ую стадию, позволяет говорить о том, что четыре конф-ликта на пространстве бывшего Советского Союза — это «обратимо за-мороженные» конфликты .

В этом смысле они резко от ли чаются от условно говоря, «необра-тимо замороженных » конфликтов вокруг Тайваня и Северного Кипра , для которых относительная неурегулированность ситуации стала своего рода нормой жизни, а возобновление конфронтации кажется мало-вероятным . Отчасти основанием для таких оценок является примерное равенство сил противостоящих сторон и отсутствие реальных перспек-тив для резкого изменения этого соотношения . Тем не менее и обрати-мо, и необратимо замороженные конфликты требуют постоянных уси-лий для разрешения, так как состояние неопределенности не может веч-но устраивать стороны конфликта и мировое сообщество .

В качестве своего рода разновидности замороженных конфликтов в мире существуют еще и так называемые потенциальные, или «отложен-ные», широкомасштабные конфликты . В силу разных причин они не находятся в настоящее время в активной стадии, но могут в нее перейти в любую минуту в случае изменения международно-политической ситуации .

Во-первых , это потенциальные международные конфликты, связанные с распространением оружия массового уничтожения, что напрямую касается Ирана, Северной Кореи и Пакистана .

Во-вторых , это конфликтные ситуации, связанные с нерешенностью этнических споров. К числу таковых относятся очаги этнической на-пряженности на Балканах (на территории Сербской Республики, вклю-чая мятежный край Косово, признанный странами Запада в качестве независимого государства) или в Израиле (конфликт с Палестинской автономией). Оба названных конфликта начались как субгосударствен-ные. Сегодня они могут быстро п ерерасти в полномасштабные межго-сударственные конфликты и, при неблагоприятном развитии, в регио-нальные.

В-третьих , это спор между Индией и Пакистаном по поводу Кашмира . Уже много лет этот конфликт не получается урегулировать в рамках дипломатических усилий. На пакистанской части исторических кашмирских земель существует непризнанное государство Свободный Каш-мир. Этот конфликтный узел в любой момент может породить развитие широкомасштабных боевых действий.

6. Идеология в современных конфликтах и особенность их протекания

Для понимания текущих м е ждународных процессов необходимо обратиться к рассмотрению особенностей современных международ-ных конфликтов . Как отмечалось, некоторые из них продолжаются с конца XX в. , другие возникли в начале нового века. Прежде всего, важно понимать, что современная конфликтность развивается на фоне «обратной идеологизации » международных отношений . С 1 990-х годов воз-росло число конфликтов, которые велись под эг идо й защиты прав че-ловека и распространения демократии силовыми методами .

В 2000-х годах в республиканском истеблишменте США сформи-ровалась своего рода политико-философская платформа для обоснова-ния силовых вмешательств за рубежами Соединенных Штатов. Она со-стояла из трех взаимод оп олняющих концепций : «смены режимов», «де-мократизации» и «превентивных действий ». По сути, они составляли ед иный комплекс теоретических представлений американской админи-страции об оптимальной внешнеполитической линии поведения США.

Первые две концепции давали политическое , а третья военное обоснование политики односторонних действий во имя обеспечения национальной безопасности США .

Новые концепции строились на трех идеях.

Первая была напрямую связана с так называемыми « государства-ми изгоями », которые, по мнению США, несут в себе угрозу всему ми-ровому сообществу и поэтому подлежат замене на более дружествен-ные Вашингтону.

Вторая идея заключалась в том, что в результате осу-ществленной при участии США смены режима в этих странах должна быть создана политическая система, соответствующая американским представлениям о демократии .

Третья идея представляла собой набор тезисов, оправдывающих силовое вмешательство США под предлогом профилактики опасности , которая, по мнению американских руково-дителей, исходит или даже только может исходить от государства, про-тив которого замышляется интервенция.

Особенности современных колнфликтов.

1) Важной новой особенностью современных конфликтов является их более ярко, чем прежде, выраженная асимметричность . Все чаще участ-никами становятся либо страны , несопоставимые (несимметричные) по своим ресурсам (великие державы и малые или средние страны), либо государства и субгосударственные образования (мятежные территории, повстанческие движения, просто нерегулярные военизированные фор-мирования криминальные сети) .

2) Другой характерной чертой конфликтности является резкое падение цены риска региональных во й н для технологически передовых стран и связанное с этим резкое повышение их воинственности вследствие эф ф екта «безнаказанности ». Число убитых военнослужащих технологически передовых стран в региональных конфликтах постоянно умень-шается в сравнении с потерями, которые, например, несли американцы в годы войны во Вьетнаме или вооруженные силы СССР во время первой афганской войны (19 7 9 - 1989).

3) При этом — такова еще одна особенность конфликто в - большин-ство жертв региональных конфликтов составляет гражданское населе-ние , потери среди которого непропорционально велики по отношению к потерям среди военных . Использование детей-комбатантов также становится обычной практикой в развивающихся странах.

4) Интернационализация внутренних конфликтов является следующей характеристикой, отчасти унаследованной от конфликтов конца XX в. Интернационализация происходит «автоматически», как правило, из- за большого количества беженцев, пытающихся найти убежище в стра-нах, соседних с зоной конфликта . Проблема беженцев нередко перера-стает в гуманитарную катастрофу , для пре до твращения или ограничения масштабов которой требуется международное вмешательство . Интернационализация может быть и просто инструментом укрепления политических позиций одной из сторон конфликта, если она имеет ос-нования считать, что найдет влиятельных зарубежных союзников или покровителей . Наконец, в раде случаев интернационализация является своего рода экономически выгодным предприятием, поскольку она может обеспечить одной или обеим сторонам конфликта приток международной помощи , нередко используемой местными элитами не по ее прямому назначению . Утверждение, что любой внутригосударствен-ный конфликт может приобрести международное звучание, уже не ка-жется преувеличенным.

Сохраняется и широкое международное вмешательство в урегули-рование конфликтов . Это включает вмешательство отдельных стран, межправительственных организаций, международных гуманитарных организаций, международных правозащитных организаций и даже от-дельных граждан. Со времени окончания холодной войны в конфликты было вовлечено более 300 различных субъектов, среди которых лишь 80 государств .

5) Характерной чертой современных конфликтов является расширение спектра непосредственных его участников . Наряду с регулярными войсками в вооруженной борьбе стали участвовать самые разнообразные отряды милиции, формирования партизан, культовых или религиозных организаций преступные, п о встанческие или террористические группи-ровки, криминальные банды, организованные группы этнических диаспор, этнические партии, наемники . Большое количество участников и невозможность в ряде случаев оценить мо т ивы их поведения снижает управляемость конфликта и затрудняет процесс урегулирования .

Расширение спектра негосударственных участников конфликтов отражае т возник ш ую в 200 0- х годах конкуренцию между государствами и негосударственными иг роками , главным образом в третьем мире, за право применять силу . Слабые правительства теряют монополию на применение силы на своей территории, а власть фактически начи-нает перетекать в руки локальных политических группировок . Такова ситуация, например, в современном Афганистане, а также в ряде стран Африки .

6) Важна я особенность развития международных конфликтов связана с активным участием в них СМИ . Роль информации в возникновении, развитии и урегулировании конфликтов чрезвычайно велика и неоднозначна. С одной стороны , журналисты привлекают общественное внима-ние к проблеме конфликта, вызывают чувства сострадания и участия к жертвам конфликтов. С другой — СМИ нередко превращают показ бое-вых действий, конфликтов, смертей и убийств в своеобразное «реалити-шоу», мощный и выгодный вид новостного бизнеса. Зрителя приучают к насилию, заинтересовывают в нем, способствуя размыванию психологи ч еских барьеров против убийства и насилия .

Наиболее яркими примерами двусмысленного воздействия СМИ на мас-совую аудиторию были показы в прямом телеэфире сцен бомбардировок силами НАТО городов и сел Югославии в конце 1990-х годов, а также начальных фаз нападения США на Афганистан и Ирак в 2001 и 2003 гг. Кадры боевых действий не вызывали отвращения, а казались заниматель-ным зрелищем.

Основные возможные сценарии конфликтов XXI века .

1)Порог применения ядерного оружия снижается. Это можно считать обратным эффектом «революции в военном деле» и одновременно ре-зультатом его «горизонтального» и «вертикального» распространения. Шансы возникновения ограниченных конфликтов с использованием ядерного оружия становятся выше .

2) Использование ядерного оружия может последовать со стороны негосударственных участников международного общения , например террористических организаций. В то же время речь может идти о регио-нальном ядерном конфликте (между Индией и Пакистаном или Израилем и одной из исламских стран). Теоретически, в связи с кризисом кон-цепции «ядерного табу», повышаются шансы глобального ядерного конфликта.

3) По мере истощения невосполнимых природных ресурсов (нефти и газа), а также сокращения возможности использования некоторых ви-дов восполняемых ресурсов (в первую очередь водных) могут возникать конфликты за право обладания ими . Значительные запасы восполняе-мых и невосполнимых природных ресурсов повышают шансы России быть втянутой в конфликты подобного ро д а .

4)Велика вероятность дальнейшего распространения асимметричных конфликтов любого типа - с участием государств, национально-освободительных, религиозных, сепаратистских и других р адикально-политических мятежнических и повстанческих движений.

5)Новым типом международных конфликтов может стать противобо р ств о , порожденное созданием передовых технологий, способных оказать значительное влияние на темпы экономического развития . Речь может идти, например, о технологиях замещения невосполнимых природных ресурсов, значительного сокращения энергопотребления, промышленных выбросов. Усиление конкуренции в сфере создания и применения нано-, био- и других технологий, новейших средств ком-муникации и видов оружия также может стать фактором нарастания конфликтно го потенциала .

Международ н ые конфликты органически присущи системе международных отношений, построенной на соотношении сил , ввиду наличия у государств и негосударственных субъектов множества сталкивающихся интересов. Человечество не выработало новый тип бесконфликтного вза-имодействия. Поэтому важно понимать тенденции формирования потенциала международной конфликтности и стремиться действовать в направлении его сокращения.

Литература

Современные глобальные проблемы / Отв. ред. В.Г. Барановский, А.Д.Богатуров. М.: Аспект Пресс, 2010. 350 с. С.170-188.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Нежные сырники: все тонкости приготовления
Оладьи на молоке с разрыхлителем
Как приготовить беляши с мясом на сковороде