Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

II. Эпоха Гракхов

ГРАКХОВ РЕФОРМЫ

реформы, проведенные в Др. Риме во 2 в. до н. э. братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Реформы были вызваны необходимостью остановить деградацию рим. крестьянства (социальной и воен. опоры рим. гос-ва) в условиях бурного развития рабовладения. Нек-рые политич. деятели, близкие к Корнелию Сципиону, спасение Рима видели в ограничении крупного землевладения, осн. на широком применении рабского труда, в возрождении мелкого и ср. землевладения и армии из крестьян-собственников. Тиберий, избранный нар. трибуном на 133 до н. э., предложил законопроект, ограничивавший землепользование на обществ. поле (ager publicus) 1000 югерами на семью. Излишки гос. земли небольшими участками в 30 югеров (7,5 га) передавались бедным гражданам без права продажи. Тиберию удалось добиться принятия законопроекта нар. собранием. Для проведения законопроекта в жизнь была создана агр. комиссия из 3 лиц, в к-рую вошли братья Гракхи. Агр. реформа встретила сопротивление большинства крупных землевладельцев и сената. Во время выборов в нар. трибуны на 132 до н. э. Тиберий, ложно обвиненный сенаторской знатью в стремлении к царской власти, был убит.

Гай, нар. трибун 123 и 122 до н. э., восстановил в полном объеме агр. законодательство Тиберия и возобновил деятельность агр. комиссии. Чтобы парализовать сопротивление крупных землевладельцев, Гай пытался привлечь на свою сторону торг.-ростовщич. слои всадников и гор. плебс, создав коалицию из них и сел. плебса. Всадникам было дано право судить провинц. наместников, а также переданы на откуп налоги богатейшей провинции Азии (б. Пергамское царство). В интересах гор. плебса Гай провел хлебный закон о продаже гор. населению хлеба по ценам, более низким, чем рыночные. Однако у гор. плебса выявились особые интересы, отличные от интересов земледельцев, что ослабляло социальную базу Гая. Для наделения землей неимущих граждан Гай внес предложение об организации в Италии и провинциях колоний. Это противоречило интересам всадников, эксплуатировавших провинции с помощью откупа и ростовщич. операций. Стремясь расширить свою социальную базу и распространить агр. законодательство на италийских союзников, Гай предложил закон о предоставлении им прав рим. гражданства, что вызвало не. только яростное сопротивление сената, но и оппозицию всадников, а также гор. и сел. плебса, не желавших делиться своими привилегиями с новыми гражданами. Созданная Гаем непрочная коалиция всадников, гор. и сел. плебса распалась. На 121 до н. э. Гай не был избран нар. трибуном; спровоцированный на вооруж. восстание, он погиб вместе со своими сторонниками. Попытки Гракхов воссоздать мелкую зем. собственность за счет ограничения крупных зем. владений имели временный успех. После реформы ок. 80 тыс. граждан получили зем. участки. Однако причины обезземеления крестьян не были устранены: развитие рабовладельч. собственности вело неизбежно к пауперизации сел. населения. В 111 до н. э. было разрешено продавать участки, полученные по реформе, что привело к краху агр. законодательства. Гос-во было вынуждено вскоре взамен крест. ополчения создать постоянную армию из пролетариев. Всаднич. сословие благодаря реформам Гракхов стало превращаться в привилегированное и на протяжении ряда десятилетий играло важную политич. роль. Деятельность Гракхов способствовала демократизации рим. об-ва, оформлению и выработке программы популяров.

В антич. историографии наряду с сочувств. отзывами о Гракхах как о благородных борцах с несправедливостью (Флор, Плутарх) имеется резко отрицат. оценка их деятельности, к-рая рассматривается как стремление к единоличной власти и внесение раздоров в гос-во Цицерон). При оценке Гракхов в новейшей бурж. историографии сказалось отношение бурж. историков к праву собственности как к священному и неприкосновенному. В связи с этим Гракхи трактовались как нарушители законности и даже как представители антич. социализма (нем. уч. Р. Пёльман). Заслугой сов. историографии является рассмотрение деятельности Гракхов в тесной связи с развитием рабовладения и борьбой крестьянства с крупным землевладением (Н. А. Машкин, С. И. Ковалев и др.).

Лит.: Фельсберг Ю., Гракхи, Ю.. 1910; Nitsch K., Die Gracchen und ihre nächsten Vorgänger, В., 1847";Meyer E., Untersuchungen zur Geschichte der Gracchen. Halle, 1894; Fraccaro P., Studi sull"età dei Gracchi, Città di Castello, 1914; Carcopino I.. Autour de Gracques, P., 1928; Martine F. de, Storia delia costituzione Romana. II. Roma, 1960, p. 402-71.

A. И. Немировский. Воронеж.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ГРАКХОВ РЕФОРМЫ" в других словарях:

    Реформы, проведённые в Древнем Риме во 2 в. до н. э. братьями Тиберием и Гаем Гракхами (см. в ст. Гракхи) … Большая советская энциклопедия

    1. (Roma) столица Италии, политич., финанс. и культурный центр, крупнейший в Италии транспортный узел, центр междунар. туризма. В пределах города находится гос во Ватикан. 2514,2 т. ж. (1965). 1/3 нас. Р. рабочие и ремесленники, много чиновников… …

    - (рус. крестьянин первонач. от христианин) в досоциалистич. обществ. экономич. формациях совокупность мелких производителей в земледелии (в более широком смысле в с. х ве вообще), ведущих, как правило, хоз во собств. средствами и силами своей… … Советская историческая энциклопедия

    - (братья), Тиберий (Tiberius Gracchus; 162 133 или 132 до н. э.) и Гай (Gajus Gracchusi 153 121 до н. э.) политич. деятели Др. Рима. Из знатного плебейского рода Сем прониев. Получили блестящее образование. Были близки к кружку Корнелия Сципиона.… … Советская историческая энциклопедия

    Яркое проявление клас. борьбы (между крупными землевладельцами рабовладельцами и мелкими производителями, а также между различными группировками господств, класса) в рабовладельч. обществе Рима. Восстания рабов в понятие Г. в. в Р. обычно не… … Советская историческая энциклопедия

    Восстания рабов в середине II в. до н. э. Аграрное движение римского плебса - Первое восстание рабов в Сицилии Внешний блеск и военное могущество Римской державы прикрывали собой глубокие и непримиримые противоречия. Рабовладение в Риме и во многих подчинённых ему областях достигло небывалого развития по сравнению с… … Всемирная история. Энциклопедия

    Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Рим - древний первонач. община в Др. Италии, затем рабовлад. гор. госуд. (полис), подчинивший себе весь Аппенинский п ов; впослед. рабовлад. средиземноморская держава, включ. значит. часть Европы, побережье Сев. Африки, Египет, М. Азию, Сирию … Древний мир. Энциклопедический словарь

    ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

Книги

  • Наследие аграрного закона Тиберия Гракха. Земельный вопрос и политическая борьба в Риме 20-х гг. II в. до н. э.
  • Наследие аграрного закона Тиберия Гракха: земельный вопрос и политическая борьба в Риме 20-х гг. II в. до н. э , Лапырёнок Роман Викторович. В книге рассматривается широкий круг исторических вопросов, связанных с аграрной реформой Тиберия Семпрония Гракха (133-124 гг. до н. э.) и законодательной деятельностью его младшего брата…

ГЛАВА XI

Гражданские смуты в Риме и падение республики

II. Эпоха Гракхов

288. Необходимость внутренней реформы в Риме

Лучшие люди разного образа мыслей видели необходимость внутренней реформы для спасения государства от разъедавших его зол. Одною из главных забот людей, желавших улучшения внутренних отношений, было остановить падение крестьянского сословия. За это дело брался еще Катон, который хлопотал о наделении землею крестьян, разоренных войною с Ганнибалом . Сципион Африканский Младший и близкие ему люди тоже находили нужным разделить государственные земли между обедневшими крестьянами, но, понимая, что это вызовет сильное противодействие со стороны сената, члены которого владели большею частью участков поземельной собственности государства, не решались предлагать эту меру. Во всяком случае, мысль о необходимости реформы и между прочим об аграрном законе уже существовала, и рано или поздно должны были явиться энергичные люди, которые решились бы взять на себя проведете этого дела. Такими людьми были братья Гракхи.

289. Семья Семпрониев Гракхов

Братья Тиберий и Гай Семпроний Гракхи происходили из старого и богатого плебейского рода Семпрониев. Их отец, – носивший имя Тиберия Семпрония Гракха, как и старший сын, – был консулом и цензором, а мать Корнелия, дочерью Сципиона Африканского Старшего . Это была женщина весьма умная и образованная, вполне разделявшая культурные интересы своего отца и всего кружка Сципионов. Сципион Африканский Младший приходился ей племянником, а среди людей, которые его окружали, многие хорошо понимали необходимость внутренней реформы, хотя и не знали, как взяться за дело.

Корнелия воспитывала своих двух сыновей и дочь, вышедшую замуж за своего двоюродного брата Сципиона, в уважении к образованию и великим подвигам предков. Братья Гракхи были большими поклонниками греческой литературы и сторонниками реформ. Старший из них был женат на дочери сенатора Аппия Клавдия, который, несмотря на происхождение свое из древнего патрицианского рода, когда-то славившегося особым упорством в борьбе с плебеями, считал реформу необходимою и выражал неудовольствие на то, что Сципион отказался от мысли об её проведении.

Братья Гракхи. Скульптура Э. Гильома, XIX век

Младший Гракх тоже был женат на дочери важного лица, именно главного понтифика (Публия Красса Муциана), равным образом сочувствовавшего мысли о поднятии крестьянства из его упадка. Таким образом, у обоих братьев были очень влиятельные связи, подкреплявшие их собственную знатность, и притом это были как раз связи с людьми, стоявшими за необходимость внутренних реформ.

290. Тиберий Гракх

Тиберий Гракх еще восемнадцатилетним юношей участвовал в штурме Карфагена (146) под начальством своего двоюродного брата и отличился тогда храбростью. В должности квестора он участвовал и в испанской войне, которую его двоюродный брат окончил взятием Нуманции. Проезжая из Испании через Этрурию, Тиберий был поражен видом страны, где почти совсем исчезло мелкое землевладение , а поля крупных землевладельцев обрабатывались толпами рабов.

В 133 г. народ выбрал Тиберия в трибуны, и он не замедлил внести в народное собрание предложение о возобновлении старых, изданных за два слишком века перед тем законов Лициния и Секстия , насколько они касались владения землею. Прежний аграрный закон пришел в забвение главным образом потому, что не было такого учреждения, которое следило бы за его исполнением, и государственные земли были все расхищены знатью. Тиберий Гракх предложил, чтобы никто не мог владеть из государственной земли участками более 500 югеров, да по 250 югеров на каждого взрослого сына, отобранные же в казну земли должны были быть разбиты на участки в 30 югеров для раздачи беднейшим гражданам и частью союзникам на правах вечной неотчуждаемой аренды. Для заведования этою сложною операцией Тиберий Гракх предложил учредить особую комиссию из трех лиц (triumviri agris dandis assignandis).

Эти предложения встретили протест со стороны товарища Тиберия Гракха по трибунату, Марка Октавия, который произнес свое «veto». Тогда Тиберий, вместо того, чтобы отложить дело до следующего года, решился пустить в ход небывалую меру, лишавшую сан трибуна прежней неприкосновенности. Именно он спросил народ, может ли оставаться трибуном человек, который действует против народных интересов. Когда 17 триб из 35 высказались в смысле, благоприятном для Тиберия, и уже видно было, что большинство будет за него, он приостановил дальнейшее голосование, чтобы предложить Октавию взять свое «veto» назад, но тот стоял на своем. Тогда голосование было окончено, Октавий силою удален со скамьи трибунов, и предложения трибуна-реформатора приняты.

В комиссию «триумвиров по распределению земель» были выбраны оба брата Гракхи и тесть старшего из них, Аппий Клавдий. Этой комиссии предстояла очень трудная задача ввиду крайней запутанности вопроса о том, какие земли были частные, какие государственные, и потому дело быстро двигаться не могло. Для доставления новым землевладельцам средств, необходимых при первом обзаведении хозяйством, Тиберий Гракх предложил еще народу разделить между ними казну пергамского царя Аттала, который умер в это время, завещав все свое царство римскому народу.

Для завершения реформы трибун считал нужным быть переизбранными вновь, что законом запрещалось. Сенат и знать смотрели с крайним неудовольствием на деятельность смелого реформатора, и, опасаясь за свою жизнь, он стал показываться на площади не иначе, как в сопровождении тысячной толпы.

Реформы Гракхов. Видеоурок

Наконец наступили выборы 132 г., и Тиберий Гракх решился в случае надобности силою устранить из собрания сторонников знати, но те его предупредили. Когда он в бурном народном собрании сделал жест, показывавший, что его голове грозит опасность, сенаторы истолковали это в смысле предложения народу возложить на его голову царскую диадему и потребовали смерти изменника. Вооружившись, чем попало, оптиматы ворвались на форум и убили трибуна и с ним триста его приверженцев.

291. Гай Гракх

Трибун погиб, но начатое им дело продолжала созданная им комиссия, в которой энергично работал его младший брат и которая успела создать в Италии до восьмидесяти тысяч крестьянских участков. Скоро, однако, дело затормозилось, потому что постановление приговоров по разбору вопроса о правах владельцев на их земли было отнято у триумвиров и передано цензорской власти. Впрочем, в то же время демократическая партия выиграла от проведения закона, дозволявшего переизбирать трибунов на новый срок. В 123 г. трибуном сделался Гай Гракх, поставивший своей задачею отомстить за смерть брата.

Это был человек, отличавшейся храбростью на войне и несравненным красноречием в народных собраниях, вместе с тем человек широкого образования и громадного политического таланта, но крайне страстный, не умевший сдерживать свой гнев и свои мстительные чувства. В борьбе с сенаторскою знатью он сознательно опирался на пролетариат и на сословие всадников. Первый он привлек на свою сторону хлебным законом (lex frumentaria), по которому беднейшие граждане, жившие в Риме, могли получать хлеб из государственных запасов за половину самой низкой рыночной цены. Следствием этого было скопление в Риме громадного числа пролетариев, смотревших на Гая Гракха, как на своего благодетеля.

Всадников трибун расположил к себе законом, передававшим в руки их сословия право быть присяжными судьями по делам о вымогательствах – право, которое принадлежало прежде сенаторам. Кроме того, он предпринял другие меры, клонившиеся к уврачеванию зол государства или к ослаблению политического могущества знати. Вопреки существовавшим раньше законам и обычаям Гай Гракх окончательно решал в народном собрании дела, подлежавшие ведению сената, основывал новые колонии и притом вне Италии, устанавливал налоги и способ их взимания откупщиками (именно в «Азии») и т. п. Народное собрание принимало все его предложения, и сам Гай Гракх, переизбранный в трибуны в 122 г., стал сосредоточивать в своих руках разные должности, что тоже было новостью в римской республике и в сущности вело за собою установление единовластия. Он был и трибуном, и триумвиром по распределению земель, главным устроителем новых колоний, и начальником общественных работ, предпринятых им для проведения хороших дорог в Италии.

Быть может, Гай Гракх и удержался бы в занятом им положении своего рода единоличного главы государства (подобного Периклу в Афинах), если бы своими широкими планами не вооружил против себя даже своих сторонников. Именно: он внес закон о распространении прав гражданства на союзников (lex de civitate sociis danda), которые тяготились своим положением (это было за 30 лет до Союзнической войны) и в качестве новых римских граждан только усилили бы демократию. Но граждане не хотели делиться с кем‑либо своими правами и соединенными с ними выгодами. Сенат, всадники, пролетариат, все соединились против этого предложения, и сопротивление ему со стороны трибуна Ливия Друза было поддержано народным собранием.

Знать воспользовалась этим и внушила Ливию Друзу мысль делать народу еще более заманчивые предложения ,чем те, которые создали популярность Гая Гракха (освобождение земельных наделов от оброка и даже объявление их полною собственностью, замена заморских колоний колониями в самой Италии и т. п.). В 121 г. Гай Гракх уже не был выбран в трибуны. Оптиматы искали теперь лишь предлога, чтобы погубить своего врага. Жрецы обвиняли его в оскорблении религии ввиду того, что он задумал устроить колонию на месте разрушенного Карфагена, преданном вечному проклятию.

Произошло бурное народное собрание, перед которым один раздраженный популяр убил за дерзость ликтора во время консульского жертвоприношения, а сам Гай Гракх неосторожно прервал речь трибуна, что строжайшим образом было запрещено законом. Консулы потребовали Гая Гракха к суду, но он удалился на Авентин, куда собралась и вооруженная толпа ею приверженцев. Дело кончилось свалкой, во время и после которой погибло до трех тысяч популяров и в их числе сам Гай Гракх (121).

Деятельность Тиберия Гракха (133 г. до н.э.). Обезземеливание крестьянства стало сказываться на военном могуществе Рима. При цензовом принципе комплектования армии граждане, лишившиеся земли, выбывали из состава военного контингента, численность армии и ее боеспособность падали. Такое положение вызывало серьезную тревогу в среде наиболее дальновидной части нобилитета. В одном из аристократических кружков, группировавшемся вокруг Сципиона Эмилиана, зародилась мысль о необходимости проведения широкой аграрной реформы, направленной на восстановление крестьянского землевладения, возрождение крестьянства, а, следовательно, и армии. Наряду с землями, находившимися в частной собственности, в Риме еще продолжали существовать обширные территории «общественного поля». В середине II в. до н.э. подавляющая часть этих земель была оккупирована богатыми нобилями. Участники кружка Сципиона предлагали подвергнуть эту землю перераспределению: изъять ее у крупных владельцев и наделить небольшими участками малоземельных и безземельных граждан.

Во главе борьбы за проведение реформы встал участник кружка Сципиона – Тиберий Гракх, талантливый полководец, оратор, политик. В 133 г. до н.э. он был избран народным трибуном и сразу выдвинул проект реформы. Ее сущность сводилась к ограничению крупных земельных владений знати на общественных землях участками не более 500 югеров на главу семьи и еще до 250 югеров на каждого из его взрослых сыновей. Излишки планировалось разделить между безземельными крестьянами и тем самым значительно увеличить римскую армию. Осуществление реформы возлагалось на комиссию из трех человек. Немалые средства на ее проведение предполагалось взять из казны пергамского царя Аттала III, которая была завещана Риму и после смерти правителя передавалась не в сенат, а в распоряжение аграрной комиссии. Тиберию удалось провести законопроект через народное собрание.

Конечно, реформа встретила сопротивление крупных землевладельцев. Давность владения и отсутствие документов зачастую делали невозможным определить, какие участки принадлежали владельцу на правах частной собственности и какие по праву оккупации. По Риму был пущен слух, что Тиберий Гракх стремится использовать свою популярность в народе для захвата власти. Во время выборов народных трибунов на следующий год на форуме сенаторами было спровоцировано вооруженное столкновение со сторонниками реформ. В результате Тиберий и триста его ближайших соратников были убиты, а их тела брошены в Тибр. Гибель Тиберия Гракха не прервала работу комиссии, правда, работала она без своего идеолога не так активно, как раньше.


Демократическое движение Гая Гракха (123–121 гг. до н.э.). В 124 г. до н.э. младший брат Тиберия Гай Гракх выдвинул свою кандидатуру на должность народного трибуна. Он поклялся отомстить за убийство брата и довести до конца его аграрную реформу. При голосовании в народном собрании Гай был избран народным трибуном на 123 г. Гай Гракх начал свою деятельность со сплочения всех антисенатских сил в единый политический блок. Он сумел привлечь на свою сторону всадников, проведя в народном собрании закон, дававший всадникам право назначать членов провинциальных судов. Эти суды разбирали дела о злоупотреблениях в провинциях, в том числе и тех, которые касались римских наместников из числа сенаторского сословия. Для привлечения на свою сторону городского плебса Гай Гракх предложил закон о снижении цен на хлеб и продаже его нуждающимся гражданам по низкой цене. С той же целью он организовал в Риме большие строительные работы, к которым привлекались малоимущие, желающие трудиться за плату из государственной казны. Эта политика достигла своих результатов: сторонники Гая объединились в политическую коалицию, получившую название «популяры ». В противовес была организована сенаторская оппозиция – «оптиматы ». После сплочения всех сил младший Гракх возобновил проведение аграрной реформы. Но к этому времени свободной земли в государственном фонде уже практически не было. Тогда Гай предложил вывести за море две колонии: одну на место разрушенного Карфагена, другую – в Нарбонскую Галлию (юг современной Франции). Однако время его полномочий истекало, поэтому он решил баллотироваться повторно и при поддержке народа был избран народным трибуном на 122 г.

Популярность Гая Гракха активизировала деятельность его оппонентов. Второй народный трибун Ливий Друз, выступил с заявлением о выведении не двух, а сразу двенадцати колоний римских граждан, и не за морем, а недалеко от Рима, хотя на деле такого количества свободной земли давно уже не было. Он же предложил раздавать хлеб бедным бесплатно. Демагогия Друза достигла своей цели – среди римского плебса произошел раскол, многие из сторонников Гракха от него отступились. В результате Гракх не был избран народным трибуном на очередной срок. По словам Аппиана, враги Гракха прибегли к преступному обману, неправильно подсчитав число голосов. Понимая, что теперь противники перейдут к расправе над ним и его товарищами, Гай пошел на невиданный шаг. Он призвал к восстанию против сенатской олигархии не только своих сторонников, но и римскую бедноту. Его соратникам удалось занять Авентинский холм. В ответ на это сенат объявил в Риме чрезвычайное положение и отдал приказ подавить волнения. К 121 г. до н.э. движение Гая Гракха было жестоко подавлено. Вторая попытка проведения в Риме аграрной реформы провалилась.

Результаты аграрно-демократического движения. Политическая деятельность братьев Гракхов носила демократический характер. Они хотели ограничить крупное землевладение, и вернуть римское общество к старым добрым временам, когда значительная часть римлян состояла из мелких собственников-крестьян. Реализовать замысел в полной мере не удалось, однако за годы реформы были достигнуты немалые результаты. Прежде всего, за счет розданных земель число цензовых граждан возросло в Риме почти на 80 тыс. человек, расширились права всадников, были основаны новые колонии-поселения. Правда, успехи в аграрной сфере были недолговечны: в 111 г. до н.э., был принят закон, который свел на нет результаты гракханской реформы. Этот закон объявил частной собственностью италийские и провинциальные земли, находившиеся в оккупации частных лиц, и разрешил продажу наделов, розданных аграрной комиссией Гракхов, что привело к новому витку поляризации земли.

История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ Свенцицкая Ирина Сергеевна

Реформы братьев Гракхов

Реформы братьев Гракхов

Первой вспышкой кризиса был трибунат Тиберия Гракха. В 133 г. до н. э. избранный народным трибуном Тиберий Семпроний Гракх предложил аграрный закон, имевший своей целью частичное восстановление полисного равновесия времен ранней республики. Каждому владельцу ager publicus разрешалось удерживать не более 500 югеров (125 га) земли; кроме того, он мог иметь еще по 250 югеров на каждого взрослого сына с тем расчетом, чтобы во владении одной семьи было не более 1 тыс. югеров земли. Излишки возвращались в распоряжение государства. Из них должны были быть нарезаны участки по 30 югеров и розданы беднейшим и малоимущим гражданам. Бывшие владельцы получали денежную компенсацию. Участки запрещалось продавать. Для наблюдения за проведением аграрной реформы предполагалось избрать комиссию из трех человек. Закон в значительной степени повторял аграрный закон Лициния - Секстия, принятый еще в период борьбы патрициев и плебеев, и имел целью реставрацию мелкого землевладения. Но Тиберий Гракх сделал все возможное для проведения передела земли наименее болезненным для нобилитета способом.

Тем не менее крупные собственники выступили против реформы. Им удалось привлечь на свою сторону коллегу Гракха, трибуна Марка Октавия, который наложил вето на проект. После долгой борьбы Тиберий решился поставить перед комициями вопрос: должен ли трибун, противодействующий народу, оставаться в своей должности? В результате голосования Октавий был от должности отрешен; это был акт большого политического значения: народное собрание тем самым поставило себя над магистратами. После смещения Октавия аграрный закон был принят. В аграрную комиссию вошел сам Тиберий Гракх и его родственники.

Триумвиры наткнулись на ряд трудностей, связанных с распределением участков и сопротивлением крупных посессоров. Остро встал и финансовый вопрос. Воспользовавшись присоединением Пергама, Гракх провел закон, по которому полученные средства использовалась для финансирования реформы.

Летом 133 г. до н. э., когда Гракх вторично выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны, богачи оказали ему серьезное сопротивление. Во время одной из предвыборных сходок началась драка; разнесся слух, что Тиберий требует царской власти. Тогда сенаторы прямо с заседания сената отправились на место сходки; схватив скамейки, они принялись избивать сторонников Гракха. В этой стычке был убит Тиберий Гракх и 300 его приверженцев.

После габели инициатора реформы богатые посессоры начали борьбу за прекращение земельных переделов. Их задача облегчалась тем, что разделы вызвали недовольство италийских союзников, земли которых оказались затронутыми действиями аграрной комиссии.

В 125 г. до н. э гракханцы попытались уладить отношения с италиками. Консул Фульвий Флакк предложил законопроект о предоставлении союзникам прав римского гражданства. Италики поддержала предложение Флакка, однако в Риме его провалили. В данном случае противники закона нашли поддержку в народном собрании, которое не хотело делиться своими правами. Ответом на решение Рима было восстание в латинской колонии Фрегеллах, которое вскоре было подавлено. С тех пор полные права римского гражданства стали основным политическим требованием италиков.

В 123–122 гг. до н. э. народным трибуном был младший брат Тиберия Гракха, Гай, выступивший с целой серией законов, которые существенно изменяли социально-политическую структуру общества. Гай Гракх был настроен более решительно, чем Тиберий. Судя по всему, он был единственным из римских политиков, кто всерьез попытался демократизировать общество. Это стремление усугублялось желанием мести убийцам старшего брата, которые занимали руководящие посты в государстве. Кроме того, Гай Гракх пытался решить ряд наболевших государственных проблем, которые возникли в новых условиях. Это была первая попытка приспособить полисный аппарат к нуждам крупной державы.

Прежде всего Гай восстановил аграрный закон Тиберия и продолжил действие комиссии, работа которой дала плодотворные результаты. Землю получили около 80 тыс. человек. Однако земельных фондов Италии оказалось недостаточно, и Гракх обратился к провинциям. В 122 г. до н. э. он издает закон о выводе колоний. Местом для первой из них была избрана бывшая территория Карфагена, куда предполагалось вывести колонию под названием Юнония. Выдвод заморских колоний впоследствии сыграл немалую роль в романизации провинций. Кроме того. Гай организовал грандиозное строительство дорог и хлебных амбаров, что предоставило работу массам городского плебса.

Одним из основных законов Гая был судебный. Из ведения сената были изъяты судебные комиссии по делам о вымогательствах. Теперь судьи выбирались из числа всадников. Вероятно, Гракх планировал усиление контроля за провинциальными наместниками, однако всаднические суды оказались не менее коррумпированными, чем сенатские. Положение всадников было улучшено еще и тем, что Гай предложил ввести в провинции Азия десятину, сбор которой стал сдаваться на откуп в Риме. Тем самым богатая провинция была отдана на разграбление откупщикам (публиканам), которые чувствовали себя в полной безопасности под прикрытием всаднических судов.

Реформы 123 г. сделали Гракха самым популярным политиком Рима. Его авторитет был столь велик, что он без труда прошел в трибуны на 122 г. Именно в это время Гракх предлагает один из самых радикальных своих законов: закон о предоставлении италикам прав римского гражданства. Сенат и народ были раздражены этим предложением. Противники Гая развернули широкую кампанию, используя любые приемы. Народный трибун Марк Ливии Друз выступил с демагогическими обещаниями, чем сумел отколоть от Гая значительную часть плебса. Сенат умело играл на суевериях, распространив слух о гневе богов из-за основания колонии на проклятом месте(Как известно, после разрушения Карфагена место, на котором он находился, было предано проклятию.). Популярность Гая падала. Закон об италиках не прошел. Еще более опасным было то, что Гракх потерпел неудачу на выборах 121 г., а консулом стал его злейший враг Луций Опимий. Противники Гая поставили вопрос о ликвидации Юнонии, что послужило поводом к решительному столкновению. Опимий спровоцировал конфликт и добился того, что сенат облек его чрезвычайными полномочиями для восстановления порядка. Гракх и Фульвий Флакк укрепились на Авентинском холме, где их атаковал Опимий. В ходе столкновения погибло 3 тыс. человек, в том числе Гракх и Фульвий. Движение было подавлено.

Противники Гракха не решились упразднить многие из его законов. Суды остались в руках всадников, откупная система продолжала существовать, остался в силе и хлебный закон. Объектом атаки стала аграрная реформа. В 121 г. до н. э. была отменена неотчуждаемость гракханских наделов, еще через два года прекратила свое существование аграрная комиссия.

В III г. до н. э. по закону народного трибуна Спурия Тория все государственные земли, находящиеся в частной аренде, были объявлены частной собственностью. Все переделы прекращались. В дальнейшем частным лицам было запрещено занимать государственные земли. Закон III г. явился важным этапом на пути победы частной собственности на землю. Государственная собственность, бывшая основой полисного землевладения, начинает сходить на нет.

Значение гракханских реформ было огромно. Они явились первым шагом на пути преобразования полиса в великую державу. Гракхи выдвинули на повестку дня ряд серьезных общегосударственных задач, решение которых стало необходимостью. Деятельность их привела к некоторой демократизации римского общества, хотя едва ли правомерно приписывать им стремление к демократическому перевороту. Гракхи были первыми, кто ввел новый стиль политики, основным элементом которого было достижение собственных целей путем опоры на народное собрание и использование демократических лозунгов. Политики такого тина получили название популяров. Популяры не составляли единого целого и преследовали различные цели, как правило чисто личные, но деятельность популяров сыграла большую роль в гражданских войнах. Борьба вокруг гракханских реформ стала исходной точкой конфликта внутри римской общины.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Удача для братьев К концу 1940-х годов братья Дик и Мак Макдоналды имели хороший опыт в бизнесе. После долгих поисков они изобрели новую технологию работы ресторана, основанную на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме продаж. Братья отказались от меню из

Из книги Моммзен Т. История Рима - [краткое изложение Н.Д. Чечулина] автора Чечулин Николай Дмитриевич

Из книги История Рима. Том 2 автора Моммзен Теодор

ГЛАВА I ПОДВЛАСТНЫЕ СТРАНЫ ДО ЭПОХИ ГРАКХОВ. С уничтожением Македонского царства владычество Рима твердо установилось на всем пространстве от Геркулесовых столбов до устьев Нила и Оронта; оно тяготело над народами, как неотвратимый приговор судьбы, и, казалось, им

автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

РЕФОРМЫ ТИБЕРИЯ И ГАЯ ГРАКХОВ Одна из главных особенностей Римского государства состояла в том, что такое занятие как политика было возведено на очень высокий уровень. В ней так или иначе участвовали самые широкие слои населения, были выработаны порой довольно сложные

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

26. Волнения гракхов. (133…121 г. до Р. X.)В таком печальном положении прийти на помощь обнищавшему и бесправному народу решились два брата, сыновья благородной Корнелии, дочери Сципиона Африканского Старшего: Тиберий Семпроний Гракх, отличавшийся возвышенным образом мыслей и

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

ГЛАВА XX ДВИЖЕНИЕ ГРАКХОВ Первым открытым противостоянием различных групп римского общества явил­ся трибунат Тиберия Гракха. Добившись должности народного трибуна на 133 год, Тиберий Гракх выдвинул аграрный законопроект, предусматривавший ограниче­ние земельных

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Конец аграрной реформы. Историческое значение деятельности Гракхов Как ни свирепствовала в первое время реакция, но целиком уничто­жить дела Гракхов она не могла. Важнейшие мероприятия и законы Гая Гракха прочно вошли в жизнь, так как отвечали назревшим общественным

Из книги История Рима автора Моммзен Теодор

Книга четвертая. РЕВОЛЮЦИЯ. Глава I. ПОДВЛАСТНЫЕ ЗЕМЛИ ДО ВРЕМЕНИ ГРАКХОВ. Дела в Испании. Вириаф. Борьба с Нуманцией. Дела в Греции и на Востоке. Отношения к Карфагену и начало последней борьбы. Сципион Эмилиан в Африке. Борьба-под стенами Карфагена. Взятие и разрушение

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Движение Гракхов Волнующим и тревожным фактором для господствующего класса было ослабление военного могущества Рима, явившееся результатом обезземеления крестьянства. По цензу 154 г. до н. э. число взрослых мужчин, пригодных для службы в легионах, то есть имевших

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Из книги Факел Новороссии автора Губарев Павел Юрьевич

Памяти наших братьев Семеновка, 3 июня.Сухой воинский отчет о бое в «Наградном листе»: «Краткое, конкретное изложение личного военного подвига или заслуги. В результате грамотных командных действий, взаимодействовав с другими расчетами ПТРС и НСВС, был остановлен прорыв

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Социально-политическая деятельность братьев Гракхов (134–121 гг. до н. э.) Грозное сицилийское восстание рабов и позорные поражения римской армии в Нумантинской войне выявили глубокий внутренний кризис, порожденный чрезмерным распространением рабовладения со всеми

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Деятельность братьев Гракхов В условиях надвигавшегося кризиса, угрожавшего прочности Римской республики, некоторые представители нобилитета стали осознавать необходимость перемен. Важно было сплотить общество и возродить силу римской армии, ядро которой составляли

1. Реформы братьев Гракхов

1.1 Избрание народным трибуном Тиберия Гракха. Аграрный закон. Гибель Тиберия

1.2 Трибунат Гая Гракха. Аграрный, хлебный и судебный законы

1.3 Гибель Гая. Судьба реформ Гракхов

2. Общеимперское законодательство средневековой Германии

2.1 Поддержание «земского мира»

2.2 «Каролина»

3. Эволюция английского прецедентного права в XVII-XIX в.

3.1 Общее право

3.2 Право справедливости

4. Новый курс Франклина Рузвельта

4.1 Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия для США

4.2 Программа Нового курса, ее реализация, итоги

Список литературы


1. Реформы братьев Гракхов

1.1 Избрание народным трибуном Тиберия Гракха. Аграрный закон. Гибель Тиберия Гракха

Братья Гракхи были сыновьями Тиберия Гракха – цензора, дважды консула и дважды триумфатора и Корнелии. Судьба распорядилась так что из их двенадцати детей в живых осталось трое - Тиберий, Гай и их сестра которая вышла замуж за Сципиона Младшего .

Еще юношей Тиберий принимал участие в Третьей Пунической войне, находясь в свите своего шурина Сципиона Эмилиана. Близость к сципионовской группе (в Африку Сципиона сопровождали Гай Лелий и Полибий) не могла не оказать влияния на формирование политических взглядов Тиберия. Под Карфагеном молодой Гракх проявил большую храбрость и снискал себе широкую популярность в армии. В этот же период Тиберий женился на дочери сената Аппия Клавдия.

В 137 г. Тиберий становиться квестором в армии Манцина, осаждавшей Нуманцию. Отказ сената признать договор, заключенный фактически Тиберием, явился первым его столкновением с сенаторской олигархией. Он на практике смог убедиться в несовершенстве римского государственного механизма и в порочности правящей клики.

Летом 134 г. Тиберий выставил свою кандидатуру в народные трибуны на 133 г. Выборы сопровождались страстной агитацией за аграрную реформу. Тиберий, уже давно зарекомендовавший себя как сторонник реформы, был избран единогласно. Вступив в должность 10 декабря1 134 г., он сразу же внес свой аграрный законопроект. Первый пункт представлял развитие старого закона Лициния и Секстия. Каждому владельцу государственной земли (ager publicus) разрешалось удержать в собственность 500 югеров. Если у него были сыновья, то на каждого полагалось по 250 югеров, однако с тем ограничением, что одна семья не могла иметь более 1 тыс. югеров (250 га) государственной земли. Второй пункт гласил, что излишки государственной земли должны быть возвращены в казну и из них нарезаны небольшие участки которые раздаются бедным гражданам в наследственную аренду. эти участки запрещалось продавать. Третий пункт законопроекта предусматривал образование полномочной комиссии из трех лиц, которой поручалось проведение аграрной реформы. Комиссия должна была избираться народным собранием на 1 год с правом последующего переизбрания ее членов. Реформа вызвала ожесточенное сопротивление крупных землевладельцев и большинство сената, а Марк Октавий, один из народных трибунов и друг Тиберия под давлением сената выступил против Тиберия и наложил трибунское вето на его законопроект. Среди народных трибунов сила на стороне того, кто налагает запрет, и если даже все остальные согласны друг с другом, они ничего не достигнут, пока есть хотя бы один, противящийся их суждению. Октавий был непреклонен. На следующий день, когда народ снова заполнил площадь, закон был одобрен и народ выбирает троих для размежевания и раздела полей – самого Тиберия, его тестя, Аппия Клавдия, и брата, Гая Гракха.

Тиберий добивался повторной должности трибуна,– по закону 342 г. это разрешалось только через 10 лет. В день выборов, народ собирался на Капитолии, Тиберий двинулся туда же к Храму Юпитера Капитолийского (собрание происходило на площади перед ним). Атмосфера собрания накалялась. произошло вооруженное столкновение между сторонниками и противниками Гракха сенаторы шли прямо на Тиберия. Все защитники Тиберия бросились врассыпную. Тиберий тоже побежал, но поскользнулся и упал. Пытался привстать, но Публий Сатурей, один из его товарищей по должности, первым ударил его по голове ножкою скамьи, на второй же удар заявлял притязания Луций Руф.

В этом столкновение между сторонниками и противниками Гракха погибло больше трехсот человек. Несмотря на просьбы брата Гая, враги не разрешили ему забрать тело и ночью предать погребению, бросили Тиберия в реку вместе с другими мертвыми. друзей убитого они изгнали без суда, других схватали и казнили.

В сложившихся обстоятельствах сенат считал нужным успокоить народ, а потому больше не возражал против раздела земли.

1.2 Трибунат Гая Гракха. Аграрный, хлебный, судебные законы

В 124 г., ровно через 10 лет после брата, Гай Гракх выставил свою кандидатуру в народные трибуны на 123 г.

Важнейшими мероприятиями первого трибуната (123 г.) были три закона: аграрный, хлебный и судебный. Аграрный закон в основном повторял закон 133 г., но с некоторыми дополнениями и улучшениями. Кроме этого, он восстанавливал в прежнем объеме деятельность аграрных триумвиров. Содержание хлебного (lex frumentaria) закона такое: он установил продажу хлеба из государственных складов по пониженной, в сравнении с рыночной, цене. Значение хлебного закона было очень велико. Если даже государственная цена на зерно и не отличалась слишком сильно от рыночной, то все же закон гарантировал беднейшее население Рима от постоянных колебаний цен на хлеб. Таким путем в Риме впервые было введено государственное регулирование цен, облегчавшее положение беднейших слоев. Еще важнее было то, что хлебный закон послужил исходным пунктом для позднейшей организации государственных раздач беднейшему городскому населению.

Судебный (lex iudiciaria) же закон касался состава постоянных судебных комиссий, в частности комиссии по делам о вымогательствах провинциальных наместников. Здесь традиция расходится. По Ливию, Гай оставил суды в руках сената, но увеличил число сенаторов, присоединив к ним 600 новых членов из всадников. По Плутарху «Гай присоединил к сенаторам-судьям, которых было 300, столько же всадников и, таким образом, учредил смешанный суд из 600 судей». Другой вариант традиции, представленный Аппианом, Цицероном, Диодором и др., расходится с первым. Согласно этому варианту, судебные комиссии вообще были изъяты из рук сенаторов и целиком переданы всадникам. У Ливия и Плутарха отражен первоначальный проект закона, внесенный Гаем в первый период его деятельности, когда оппозиция сената еще не выступала слишком открыто и Гай предполагал ограничиться сравнительно умеренной реформой. Но после того как он встретил открытое противодействие нобилитета, он придал судебному закону более радикальный характер. Гай хотел положить конец тем злоупотреблениям, которые чинили провинциальные наместники: они чувствовали себя совершенно безнаказанными, пока суды находились в руках их товарищей по сословию. Теперь суд передавался всадникам, и тем самым устанавливался реальный контроль над деятельностью наместников. Таким образом, судебный закон явился тяжелым уда ром по нобилитету и значительно поднял политический авторитет правого крыла демократии - всадничества.

Гай внес еще два законопроекта: во-первых, если народ отрешает должностное лицо от власти, ему и впредь никакая должность дана быть не может, а во-вторых, народу предоставляется право судить должностное лицо, изгнавшее гражданина без суда. Среди законов, которые он предлагал, угождая народу и подрывая могущество сената, один касался вывода колоний (lex Sempronia) и, одновременно, предусматривал раздел общественной земли между бедняками. Наряду с перечисленными мероприятиями первого года трибуната, нужно отметить еще несколько законов, падающих, по-видимому, также на 123 г. Прежде всего - военный закон (lex militaris). Он запрещал призывать граждан на военную службу раньше достижения ими 17-летнего возраста и предписывал снабжать воинов одеждой за счет государства, не вычитывая, как это практиковалось раньше, ее стоимости из военного жалованья.

Так же законопроекты – о новых колониях, о строительстве дорог и хлебных амбаров. Больше всего заботы вкладывал он в строительство дорог, имея в виду не только пользу, но и удобства, и красоту.

На очередных консульских выборах 122 г. победил Фаниий, благодаря поддержке Гая. А Гай, во второй раз был переизбран народным трибуном (между выступлениями Тиберия и Гая Гракхов был принят закон, по которому, если после голосования оказывалось избрано меньше кандидатов, чем нужно, то на вакантные места народ избирал, кого хотел, без ограничений народным трибуном). Ненависть сената становится открытой, и потому укрепил любовь народа новыми законопроектами, предлагая вывести колонии в Тарент и Капую и даровать права гражданства всем латинянам. Трибун Рубрий, предложил вновь заселить разрушенный Сципионом Карфаген. Жребий руководить переселением выпал Гаю, и он отплыл в Африку. Там все устроив и завершив в течение семидесяти дней вернулся в Рим.

1.3 Гибель Гая. Судьба реформ Гракхов

Гай не получил должности трибуна в третий раз, хотя громадное большинство голосов было подано за него: объявляя имена избранных, его сотоварищи прибегли к преступному обману. Враги, поставив Опимия консулом, тут же принялись хлопотать об отмене многих законов Гая Гракха и нападали на распоряжения, сделанные им в Карфагене. Народное собрание, которое должно было решить судьбу Юнонии, собралось на Капитолии. На этот же день Опимий назначил заседание сената. Но дело дошло до вооруженной борьбы на площедях и улицах Рима. Сторонники Гракха заняли Авентин. В сенат был послан младший сын Фульвия, друга Гая для переговоров. Но из последней попытки избежать кровопролития ничего не вышло. Молодой Флакк был арестован, а консул Опимий дал приказ своим вооруженным силам атаковать Авентин. Сопротивление гракханцев было быстро сломлено. Гай вообще не участвовал в схватке он ушел в храм Дианы и хотел покончить с собой, но двое самых верных друзей, Помпоний и Лициний, его удержали и уговорили бежать. Враги бросились вдогонку и настигли беглецов. Гая сопровождал только один раб, по имени Филократ, он успел добраться до маленькой рощицы, посвященной Фуриям и там Филократ убил сначала его, а потом себя. Головы Гая Гракха и Фульвия Флакка были отрезаны и принесены консулу Опимию, их трупы брошены в Тибр. Женам запретили оплакивать своих мужей, а у Лицинии, супруги Гая, даже отобрали приданое.Общее число гракханцев, погибших в этот день и позднее, достигло 3 тыс. человек. Важнейшие мероприятия и законы Гая Гракха прочно вошли в жизнь, так как отвечали назревшим общественным потребностям. Суды надолго остались в руках всадников, откупная система получила дальнейшее развитие в том направлении, которое было намечено Гаем. Удержался и новый тип колоний вне Италии. В Юнонии фактически остались колонисты, хотя законом Минуция Руфа колония как таковая была упразднена. Сложнее обстояло дело с аграрной реформой. Но и она была изменена и в 121 г., наследственная аренда и неотчуждаемость гракханских участков были отменены. Затем была упразднена аграрная комиссия (вероятно, в 119 г.). Тогда же было установлено, что государственные земли не подлежат дальнейшим переделам и что участки государственной земли в рамках законной нормы, находящиеся в руках посессоров, являются их полной собственностью. Однако такие участки были обложены особым налогом. Суммы, полученные отсюда, подлежали раздаче народу. В 111 г., было отменено и это последнее ограничение частной собственности. По закону народного трибуна Спурия Тория (lex Thoria), подытожившему предыдущее законодательство, все бывшие государственные земли, независимо от того, являлись ли они мелкими наделами, полученными по lex Sempronia, или крупными участками в рамках лимитов, установленных тем же законом (500-1 тыс. югеров), объявлялись частной собственностью, не подлежащей ни дальнейшим переделам, ни обложению. В будущем частным лицам запрещалось занимать государственные земли, которые исключительно должны были сдаваться в аренду цензорами или служить общественными пастбищами. Чтобы задобрить мелких собственников, для бесплатного пользования пастбищем был установлен очень низкий максимум: 10 голов крупного и 50 голов мелкого скота. Таким образом, окончательным результатом аграрной реформы оказалось полное торжество частной собственности на землю.


2. Общеимперское законодательство средневековой Германии

2.1 Поддержание земского мира

Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств (рейхскамергерихт). Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) - сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две - духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкцияхуказаний,какследуетразрешить тот или иной вопрос,они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями.

Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще и чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно- представительными органами, чем рейхстаг.

2.2 «Каролина»

Одним из наиболее важных источников права Германии является «Каролина», принятая в 1532 и опубликованная в 1633 году. Она получила свое название в честь императора Карла V (1519-1555). Являясь единственным общеимперским законом раздробленной Германии, «Каролина» имела целью упорядочить уголовное судопроизводство в местных судах. Первая ее часть посвящена стадиям судебного процесса, а вторая выступает в роли уголовного кодекса. Уложение было общепризнанно в качестве источника права во всех землях. «Каролина» не классифицировала состава преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более или менее однородные группы. Она предусматривает довольно многочисленный круг преступлений: государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира, бунт против властей); против личности (убийство, отравление, клевета, самоубийство преступника); против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение); против религии (богохульство, колдовство, кощунство, нарушение клятвы, подделка монет, документов, мер и весов, объектов торговли); против нравственности (кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, нарушение супружеской верности, сводничество, похищение женщин и девушек).

К общим понятиям уголовного права, известным «Каролине», можно отнести умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность, покушение, соучастие. Освобождались от ответственности:

· за убийство – умалишенные;

· за кражу дети до 14 лет - порка, а не смерть.

Обстоятельства, освобождающие от ответственности: при убийстве - необходимая оборона (нападение со смертельным оружием + невозможность уклониться от него). Доказать это должен был убийца.

Обстоятельства, смягчающие вину:

· отсутствие умысла;

· возраст до 14 лет;

· совершение преступления при исполнении служебного долга.

Отягчающие обстоятельства:

· совершение преступления против лица особо высокого положения;

· наличие “злого умысела”.

Пособничество:

· помощь до совершения преступления;

· помощь в момент совершения преступления - совиновничество (то же наказание);

· помощь после совершения преступления.

Цель наказаний - устрашение. Наказания:

· смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное);

· членовредительство и телесные наказания;

· позорящие наказания;

· изгнание из страны;

· штрафы.

В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный (состязательный) процесс. Не было разделения процесса на гражданский и уголовный. «Каролина» сохранила некоторые черты отменительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый – оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки» В целом же основной формой рассмотрения уголовных дел в Каролине является инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Можно выделить следующие суды:

· Суд феодала - сначала - только крепостные, затем - все население территории;

· Церковный суд - распространялся на духовенство и некоторые другие разряды людей, для всех - дела о браках, духовных завещаниях;

· Городские суды имели различное устройство: судья + заседатели (шеффены) или городской совет;

· Суд князя (главы округа) - низший суд.

Распространяется институт послания (Aktenversendnung). Когда суд не мог найти соответствующую норму, он писал письмо в ближайший университет на юридический факультет, где профессора выносили решение, которое было обязательно для судьи. Суд состоял из шеффенов или заседателей суда, судьи, писца. Предпочтение отдавалось лицам дворянского происхождения и ученым людям. Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Процесс начинался по доносу потерпевшего, его показания точно записывались. Требование к истцам: представление прямых улик преступления, влекущих наказание. Обвиняемый заключался в тюрьму независимо от виновности. Истец мог быть также помещен в тюрьму, если он не предоставил соответствующего залога, признанного судьями и шеффенами достаточным при отсутствии улик.

Все это делалось согласно гражданско-правовому предписанию, чтобы оплатить произведенные издержки, а также бесчестье, ущерб, если истец не сможет доказать уголовное обвинение или свои права, или если в течении определенного назначенного судом срока он не сможет предъявить такие улики и подозрения, которые суд признает достаточными, если истец проиграет дело по др. причинам.

Следующим этапом является проведение допроса под пыткой, который применяется лишь при получении прямых улик преступления. Наличие косвенных улик не ведет за собой применение допроса под пыткой. Для достаточных улик необходимо два добрых свидетеля. Главное событие, доказанное одним свидетелем, считалось полудоказательством. Окончательное осуждение на уголовное наказание должно происходить на основе собственного признания. Во внимание принимается и записывается лишь то, что было сказано подозреваемым после пытки. Виновный, который будет подвергнут уголовному наказанию по приговору суда, предупреждается за три дня (чтобы было время подумать о грехах). В случае просьбы истец или ответчик могут иметь годатая в составе суда. Последний в силу своей присяги должен был поддерживать справедливость. Окончательный приговор - в письменном виде.


3. Эволюция английского прецедентного права в XVII-XIX в.

3.1 Общее право

После революции в Англии продолжало действовать прецедентное право, выработанное в предшествующую эпоху в общей системе королевских судов (“общее право”), и в суде лорда-канцлера (“право справедливости”). “Общее право” способствовало усилению королевской власти в Англии, усвоенный им к XVII в. принцип прецедента (staredecisis) стал неожиданным препятствием на пути дальнейшего укрепления абсолютизма.

Для развития судебной практики и укрепления ее роли важно было то, что уже в то время в королевских судах заседали, профессиональные юристы. Их общая позиция была выражением профессионального мнения. Общее право изначально формировалось как «право юристов». Э.Дженкс отмечает, что нельзя точно определить, как произошло общее право. «Каким-то путем, который не может быть точно определен, королевские судьи, встречавшиеся между своими разъездами в Лондоне для рассмотрения дел в централизованных королевских судах... и Вестминстере, пришли к соглашению о необходимости слить различные местные обычаи в общее или единое право, которое могло бы применяться по всей стране».

3.2 Право справедливости

В средние века наибольшую конкуренцию общему праву составляло право справедливости, развивавшееся в судах канцлера. “Право справедливости”, которое в отличие от “общего права” не было сковано прецедентом, несло в себе благотворное влияние римского права и было проникнуто духом предпринимательства, превратилось в главную опору судебной политики короля и в объект критики со стороны революционного лагеря. Этот парадоксальный на первый взгляд факт объяснялся тем, что председатель суда справедливости - лорд-канцлер - одновременно являлся высшим судебным чиновником короля. Он был всего лишь исполнителем королевской воли.

Право справедливости разработало институты, ранее неизвестные английскому праву. К примеру, право доверительной собственности, которое стало применяться в самых разнообразных ситуациях. Введение данного института явилось правовым обоснованием права замужней женщины раздельно пользоваться имуществом с супругом (по общему праву личная собственность жены переходила к мужу). Институт пересмотрел вопрос о закладных, обеспечил право выкупа по закладным. Так же получило защиту движимое имущество, обеспечивалась передача имущества при договоре купли-продажи.

Эти системы по-прежнему составляли костяк английского права и длительное время значительно превосходили по своему весу и значению статутное право, даже после его обновления революционным законодательством. После революции, как и раньше, английская правовая система была далека от того, чтобы быть внутренне согласованной и гармоничной. В ней ясно обнаружились по крайней мере два противоречия. Первое - это противоречие между двумя ветвями прецедентного права: “общим правом” и “справедливостью”. Второе - это внутреннее противоречие, присущее прецедентному праву, а именно: противоречие между принципом прецедента и судейским правотворчеством (judge-madelaw). В традиционном противостоянии права и справедливости “общее право” в послереволюционные годы в целом одержало верх. Росту авторитета “общего права” способствовал конфликт, который возник еще в предреволюционный период между двумя соперничающими системами королевского суда. Парламентская оппозиция суду канцлера усилилась после нашумевшего процесса по делу некоего Глэвилля в 1615 г. В этом деле лорд-канцлер Энесмер в соответствии с принципом “справедливости” пересмотрел решение суда “общего права”, вынесенное главным судьей суда общих тяжб Э. Коком, на том основании, что это решение базировалось на свидетельстве, о ложности которого суду не было известно при рассмотрении дела. В связи с необычным столкновением юрисдикции двух судов король создал специальный комитет под председательством Ф. Бэкона. Последний поддержал право суда канцлера осуществлять свои решения даже в том случае, если они прямо противоречат результатам спора по “общему праву”. Это решение представляло собой чувствительный удар по престижу “общего права”, вызвав ответную критику политической оппозицией суда канцлера. Парламентарии жаловались на то, что “справедливость” - жуликоватая вещь, что она “зависит от длины ноги лорда-канцлера”. Хотя в ходе революции попытки парламента упразднить суд лорда-канцлера не имели успеха и дуализм судебной системы в Англии сохранился, революция оставила заметный след в деятельности этого судебного органа. Учитывая настроения влиятельных кругов общества и их стремление к стабильному правопорядку, с конца XVII в. лорды-канцлеры проводят в своем суде более гибкую политику. Они стараются не повторять острых конфликтов системы “справедливости” с “общим правом”. Так, лорд-канцлер Ноттингэм, которого в Англии называют “отцом современной справедливости”, заявил, что справедливость должна “определяться правилами науки”, что нельзя допускать, чтобы “состояние людей зависело бы от прихоти суда”. Эта линия на упрочение правовых начал в суде канцлера привела к тому, что в XVIII в. система “справедливости” начинает застывать, подчиняясь правилу прецедента и обретая столь же формальную процедуру, что и система “общего права”. Но и в XVIII, и в XIX в. в системе “справедливости” право не переставало развиваться. Так, например, непоследовательность революции XVII в. в вопросе о собственности, сохранение старых феодальных конструкций собственности, ограничения в распоряжении так называемыми “реальными” вещами привели к дальнейшему развитию института “доверительной собственности” (trust). Этот институт отличался значительной сложностью и условностями, но он позволял обходить ряд стеснительных формальностей “общего права” и расширять возможности, реальные правомочия собственника в распоряжении своим имуществом. При этом канцлерам удалось сблизить конструкцию “доверительной собственности” с конструкцией собственности по “общему праву”. Однако и в XIX в. процедура “справедливости” вызывала большие нарекания со стороны английских предпринимателей. Рассмотрение дел в суде канцлера в силу его перегрузки было крайне затяжным и медлительным. Двойная система прецедентного права требовала от делового мира, пользующегося услугами высокооплачиваемых адвокатов, кроме того, и дополнительных расходов. Несколько иной путь в это же самое время проделало “общее право”. Здесь после революции по существу наблюдается противоположный процесс: отход от жесткого принципа прецедента в сторону увеличения судейского правотворчества. Судьи “общего права” понимали, что их претензии на руководящую роль в правовой системе могут быть оправданы, если они освободятся от ряда старых, явно устаревших правил и в большей степени откликнутся на потребности капиталистического развития. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась при главном судье Мэнсфильде (1756-1788 гг.), который выработал ряд вполне современных и удобных для судебной практики доктрин. Недаром в английской литературе его называют “первым судьей, говорившим на языке живого права”. Не порывая формально с принципом прецедента, Мэнсфильд вместе с тем внес существенные изменения в “общее право”, руководствуясь при этом несвойственной этой системе идеей “справедливости” и “здравого смысла. Например, при рассмотрении дел о завещаниях он порвал с присущей “общему праву” абсолютизацией внешней формы, которая предопределяла исход дела. Он стал отдавать предпочтение выявлению подлинной воли наследодателя, утверждая, что “законное намерение, если оно ясно выражено, должно корректировать правовой смысл терминов, неосторожно использованных завещателем”. Также и в сфере договорного права Мэнсфильд, в соответствии с новыми представлениями о контракте, придавал решающее значение “истинным намерениям” и воле сторон. Мэнсфильд положил конец существованию особого купеческого (торгового) права, сложившегося еще в эпоху средневековья, и слил его с единой системой “общего права”. Это сделало “общее право” более удобным и близким коренным интересам предпринимателей, подняло его авторитет в английском обществе. Наконец, он упростил саму систему рассмотрения дел в судах “общего права”, заложив основы современного судебного процесса: расширил право сторон приводить доказательства, ввел апелляцию и т. д. Таким образом, в процессе своей эволюции “общее право” приобретало такие важные качества, как стабильность и гибкость. В связи с окончательным установлением принципа прецедента в XVIII-XIX вв. оно как источник права начинает застывать и уступать свое место законодательству. Важным этапом в окончательном оформлении английского прецедентного права явилась вторая половина XIX в., когда в Англии окончательно утвердилась парламентарная система, что потребовало упрочения и упрощения правовой системы. Несмотря на то, что после судебной реформы 1873-1875 гг. (объединение общей системы королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд) и до настоящего времени “общее право” и “право справедливости” выступают как единое судейское прецедентное право, полного слияния этих двух систем не случилось. Слияние коснулось в большей степени судебно-организационных и процессуальных норм. Что касается норм материального права (например, доверительная собственность и др.), то они по-прежнему четко различаются практикующими юристами и самими судьями. Таким образом, ко второй половине XIX в. в основном окончилось реформирование высших судебных органов, а также формирование самих основополагающих доктрин английской правовой системы: доктрины судебного прецедента и доктрины “верховенства права”. Первая из них означала, что решения суда палаты лордов, апелляционного суда, высшего суда являются обязательными, составляют прецедент, которому должны следовать сами эти суды и все нижестоящие судебные органы. В судебной практике Англии считается, что принцип обязательность прецедента применяется лишь к той части судебного мнения, которая непосредственно обосновывает решение по делу, тогда как за прочими рассуждениями судьи не признается обязательная сила. В случае расхождения между прецедентами общего права и права справедливости приоритет должен быть отдан последнему. Доктрина “верховенства права” выводится в английской юриспруденции еще со времен Э. Кока, у которого, как отмечалось выше, уже встречаются мысли о том, что выше любого закона должна стоять сама “идея права”, которая “открывается” прежде всего в судебной практике. Доктрина “верховенства” или “господства” права стала английским эквивалентом более широкой концепции правового государства. Развитие судейского права в силу жесткой связанности судей прецедентами вышестоящих судов во многом зависит теперь от позиции палаты лордов, возглавляющей судебную систему Англии. В современный период истории прецедентного права с большой остротой встает вопрос, насколько сама палата лордов обязана следовать своим собственным решениям. В течение нескольких десятилетий (с знаменитого “трамвайного дела” 1898 г.) палата лордов категорически отказывалась изменять выработанные ранее прецеденты. Она исходила из того, что должна следовать своим собственным решениям, и только за законодательной властью сохранялось право отменять прецеденты. Такая позиция лордов привела к существенному ограничению судебного нормо-творчества, которое в XX в. было связано главным образом с толкованием законов, а не с установлением новых правовых норм. Практически это означало, что с конца XIX в. дальнейшее развитие права осуществлялось в Англии уже не путем судейского нормотворчества, а посредством принятия новых писаных законов.


4. Новый курс Франклина Рузвельта

4.1 Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия для США

В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. Экономический кризис, обостривший все капиталистические противоречия, привёл к нарастанию в США глубокого политического кризиса. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. В этой обстановке в ноябре 1932 г. состоялись очередные президентские выборы. Победу на выборах одержал представитель демократической партии Франклин Делано Рузвельт (1882-1945г.). 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса». Он добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на оздоровление промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно денежной системы. Мероприятия суть которых состояла в проведении государственно-монополистического регулирования экономики. В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный - с 1933 до 1935 гг. и второй этап - с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. Прежде всего, началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.

4.2 Программа Нового курса, ее реализация, итоги

В июне 1933 г. была создана Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе "кодексов честной конкуренции". В соответствие с этим в американской промышленности, разделённой на 17 групп, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объём продукции, распределялись рынки сбыта. Основное условие "кодексов честной конкуренции" состояло в запрещении продавать товары ниже установленных ими цен. Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных. Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития «Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы.

Для выхода из сельскохозяйственного кризиса был принят в мае 1933 г. закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг., так же устанавливал объём производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров. Приняты чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности.

Начало деятельности Рузвельта совпало с окончанием мирового экономического кризиса. Другие страны вышли из кризиса без каких-либо специальных мероприятий, подобных "новому курсу". Крупнейшие монополисты США, после того как прошла высшая точка кризиса и началось экономическое оживление, выступили против антикризисного законодательства Рузвельта. В 1935 - 1936 гг. по требованию монополий Верховный суд США отменил законы о деятельности НИРА и ААА.

В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда - высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» - увеличения спроса с помощью новых государственных вложений. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.


Список литературы

1) Плутарх. Сравнительные жизнеописания

2) Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М., «Мысль», 1972. С.390. ст.81

3) C.И. Ковалев «История Рима», новое издание, исправленное и дополненное/Под ред. Проф. Фролова Э.Д. СПб.: ООО «Издательство «Полигон». - 2002.- 864 с., ил. Ст.417.

4) Черниловский З.М., Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994.

5) Страшун Б.А. «Конституционное право зарубежных стран» т.з. М.: Изд-во БЕК, 1998 г.

6) Богдановская И.Ю. «Прецедентное право», М.: Наярна, 1993 г.

7) Уткин И.А. Рузвельт.-М., 2000.

8) Кредер А.А. «Американская буржуазия и «Новый курс», 1988г.

9) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Т.2.- М., 2005.

10) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Т.1.- М., 2005.

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе