Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экономика восточной европы после второй мировой войны. Тоталитарный социализм

Под влиянием политической конъюнктуры в течение XIX – XXI вв. понятие «Восточная Европа» менялось. В настоящее время «Восточную Европу» составляют Польша, Венгрия и Румыния, а также появившиеся на политической карте мира с 1993 г. Чехия и Словакия. Политическая карта Европы от 1 сентября 1939 г. в восточноевропейский ареал включала Республику Польшу, протекторат Богемия и Моравия, Республику Словакия, Королевство Венгрия, Королевство Румыния.

Страны Восточной Европы в период между двумя мировыми войнами (1918 – 1939 гг.), за исключением Румынии, были сформированы международным арбитражем (Версальский мирный договор 1919 г.) из бывших регионов Германской, Австро-Венгерской и Российской империй, получивших (или восстановивших после длительного исторического перерыва) свой государственный суверенитет.

Все политические режимы стран Восточной Европы к началу Второй мировой войны, разделяя общую для многих стран Европы 1920 – 1930 гг. тенденцию, носили отчетливые черты авторитаризма (Тибо П. Эпоха диктатур). При формальном сохранении демократических институтов реальной властью обладали различные «вожди», «отцы нации», опиравшиеся прежде всего на армию, полицию и на политические партии национал-радикального толка, относимые к массовым фашистским ( , ) или . В политической практике управления были распространены методы радикального подавления левой оппозиции, получавшей поддержку у значительной части населения. Национальная политика была направлена на стимулирование «национального мифа» титульных наций и ограничения прав национальных меньшинств. Во всех странах Восточной Европы в 1930-х гг. существовала сильная оппозиция правящим режимам, представленная прежде всего коммунистическими партиями и политическими организациями национальных меньшинств.

В ходе Второй мировой войны некоторые страны Восточной Европы потеряли свой суверенитет – часть бывшей Чехословакии (протекторат Богемия и Моравия) и Польша. Административный режим управления в них в разное время определяли поглотившие их сверхдержавы – Германия или Советский Союз. Также на политическое влияние претендовали различные «правительства», образованные в эмиграции или в режиме оккупации, которые ориентировались на одну из враждующих сторон в мировом конфликте.

Уже с начала 1930-х гг. государства Восточной Европы стали объектом притязаний двух набиравших военную мощь держав – Германии и Советского Союза, документально оформленных дополнительными протоколами советско-германского пакта о ненападении от 23 августа 1939 г.

Германия стремилась возвратить свои восточные территории, потерянные после поражения в Первой мировой войне, – города Познань, Данциг, части Западной Пруссии и Верхней Силезии (после объединения с Австрией еще и Судетскую область), а также контролировать экономические ресурсы Восточной Европы.

Советский Союз также желал вернуть территории, ранее входившие в состав Российской империи, – Восточную Польшу и Бессарабию. Стимулом к распространению своего геополитического влияния на Восточную Европу являлась для него и доктрина экспорта революции.

В свою очередь, практически все страны Восточной Европы, имея смешанный этнический состав населения и границы, проведенные инициативой третьих стран (Версальский мирный договор 1919 г. и последующие договоры начала 1920-х гг.), в 1920-х – 1940-х гг. предъявляли территориальные претензии к своим соседям или являлись объектом данных притязаний, что исключило вариант создания общего политического союза восточноевропейских стран.

Территориальные претензии стали поводом для начала 1 сентября 1939 г. германо-польской войны, которая в течение нескольких дней превратилась в мировую. 17 – 28 сентября 1939 г. без объявления войны Советский Союз поглотил восточные области Польши. В октябре 1939 г. территория польского государства была поделена между СССР, Германией, Словакией и Литвой. В состав Советского Союза бывшие польские территории вошли как части Белорусской и Украинской ССР. Третий рейх включил в свою систему польские земли в качестве генерал-губернаторства. Литве Советским Союзом 10 октября 1939 г. была передана Виленская область с городом Вильно, а Словакия 24 октября 1939 г. получила Тешинскую область.

В июле 1940 г. Советский Союз путем дипломатического давления принудил Румынию передать ему часть ее северных территорий – Северную Буковину и Бесарабию.

В августе 1940 г. Румыния была вынуждена также передать Болгарии Южную Добруджу, а Венгрии – Северную Трансильванию.

Участие во Второй мировой войне позволяло государствам Восточной Европы начать новый этап пересмотра границ, компенсировать территориальные потери и претендовать на новые приобретения. Поэтому все страны Восточной Европы, сохранившие к лету 1941 г. свою государственность, приняли покровительство Германии и стали ее союзниками в военных действиях против ее противников – Польши, Югославии, Греции и СССР.

В апреле 1941 г. за участие в войне против Югославии Венгрия получила область Воеводину и районы Баранью, Бачку, Медимурье и Прекумье.

Участие восточноевропейских стран – союзников Германии в войне с СССР делится на следующие периоды;

1. С 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 гг. ограниченные контингенты и участвовали в крупных боевых операциях германских войск против Польши и Югославии.

2. С 22 июня 1941 г. румынская армия и экспедиционные корпуса Венгрии и Словакии принимали участие в боевых действиях против СССР. К началу зимы 1941/42 гг. они оказались истощены, большинство из них было отведено в тыл для перегруппировки.

3. В ходе летней наступательной кампании германских войск 1942 г. на Восточный фронт начали прибывать крупные контингенты румынских, венгерских и словацких войск, выступающих в качестве независимых национальных армий. Они были сосредоточены германским командованием на южном участке фронта – на Дону и Северном Кавказе. Зимой 1942/1943 г. , и потерпели поражение.

4. Весной 1943 г. большая часть войск восточноевропейских стран – союзниц Германии была отправлена домой, а оставшаяся до лета 1944 г. использовалась в борьбе с партизанами, для охраны коммуникаций и черноморского побережья.

5. Весной 1944 г. войска стран Восточной Европы – союзников Германии вновь занимают участки Восточного фронта – румынская армия на южном, причерноморском направлении, а словацкая и венгерская армии вдоль Карпатских гор.

6. После наступления советских войск в августе 1944 г. Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, а в Словакии в октябре произошло окончившееся неудачей восстание против Германии, оккупировавшей эту страну до окончания войны в Европе.

7. До 8 мая 1945 г. Венгрия оставалась последней восточноевропейской страной – союзницей Германии.

Дефицит вооружения, слабая подготовка большинства солдат и офицеров, а также отсутствие мотивации к самопожертвованию превращали армии стран Восточной Европы – союзников Германии в слабое звено Восточного фронта. Данные государства не обладали собственным высокоразвитым промышленным потенциалом (за исключением протектората Богемия и Моравия), и с началом мировой войны им стало трудно пополнять запасы тяжелых вооружений. В результате они вступили в войну с устаревшими артиллерией, танками, стрелковым оружием и транспортными средствами. Особенно ощущалась нехватка противотанкового оружия. Германия пыталась исправить положение, передавая им трофейное вооружение, захваченное в Чехословакии, Польше, Франции, Бельгии и СССР, но и оно оказывалось большей частью устаревших довоенных образцов.

В странах Восточной Европы помимо раскалывающего общество германо-советского противостояния Вторая мировая война обострила до уровня вооруженных конфликтов и существовавшие в них в течение десятилетий внутренние социальные и межнациональные проблемы. В Польше в 1942 – 1945 гг. они приняли характер гражданской войны, которая была осложнена еще и острыми межнациональными противоречиями. В период Второй мировой войны общества различных стран Восточной Европы по-разному реагировали на оккупацию их территорий германскими войсками – в протекторате Богемия и Моравия в целом (за исключением отдельных эксцессов) спокойно, а в Польше – массовым подпольным и партизанским движением.

Чехи на территории протектората Богемия и Моравия, выполняя трудовую повинность, имели возможность добровольно вступать в вермахт и войска СС (Чехи в СС). Кроме того, существовали собственные Вооруженные Силы протектората – Regierungstruppe des Protektorats Bhmen und Mhren (1939 – 1945 гг.).

Чехи-эмигранты и бывшие военнопленные имели возможность участвовать в войне в составе чехословацких формирований в войсках антигитлеровской коалиции.

Поляки сумели организовать собственные вооруженные формирования в армиях, воюющих против Германии, и массовые партизанские движения внутри страны:

В то же время в Польше существовали и сравнительно незначительные вооруженные силы польских коллаборационистов.

С вступлением в 1944 – 1945 гг. советских войск на территории стран Восточной Европы здесь были установлены политические режимы, настроенные либо просоветски (Польша), либо находящиеся под сильным давлением со стороны Советского Союза и поддерживаемых им местных левых сил (Венгрия, Чехословакия, Румыния).

В целом страны Восточной Европы являлись активными участниками Второй мировой войны. Они стали в 1939 – 1945 гг. ареной не только театра военных действий между странами – членами Стального пакта и антигитлеровской коалицией, но и активной зоной гражданской и этнической конфликтности.

В результате Второй мировой войны страны Восточной Европы вошли в зону политического и идеологического влияния Советского Союза.

Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм.

Страны Восточной Европы после второй мировой войны.

План

Контрольные вопросы.

Список литературы.

Сталинское руководство стремилось после войны создать советскую сферу влияния по всему периметру границ СССР, в первую очередь в Европе. Эта задача включала приход к власти дружественных Советскому Союзу правительств, то есть обеспечение надежной безопасности для СССР. Но не только. Кремль добивался также установления близких ему по духу социально-политических режимов прокоммунистической ориентации. Сталин еще во время войны обращал внимание югославского политического деятеля М. Джиласа на ее особый характер: «Кто занимает территорию, тот и устанавливает свой собственный общественный порядок».
К концу Второй мировой войны Красная армия находилась на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Восточной Германии и Восточной Австрии; она приняла участие в освобождении Югославии и Албании. Сталин стремился так или иначе включить эти страны (возможно, кроме Австрии) в советскую сферу влияния, установить в них просоветские и прокоммунистические режимы. Необходимо учитывать социально-политический кризис в странах Восточной Европы, тягу значительной части населения к глубоким преобразованиям. В большинстве восточноевропейских государств до войны (тем более во время войны) существовали те или иные разновидности авторитарных режимов, поэтому простой возврат к довоенной демократии был невозможен. Конечно, политическая ситуация в странах Восточной и Юго-Восточной Европы была различной: наибольшим влиянием коммунисты пользовались в Югославии, Албании и Болгарии, наименьшим - в Венгрии и Польше, где существовало довольно сильное антикоммунистическое подполье.

Отказ руководителей США признать советскую сферу влияния, и в первую очередь, советское преобладание в Польше, Румынии и Болгарии, вызвал первые столкновения между бывшими союзниками - предвестники холодной войны. Попытки американского руководства изменить политическую ситуацию в этих странах в свою пользу натолкнулись на жесткое противодействие Кремля.
Одной из основных причин стремления руководства США не допустить закрепления советской сферы влияния были опасения ее дальнейшей консолидации и расширения. В целом, с точки зрения американских специалистов по международным делам, разделение Европы на сферы влияния было бы проигрышным для США. Советский режим по своей сути был способен создать в своей сфере влияния монолитный блок, что не удавалось западным демократиям. Вашингтон ориентировался на более благоприятный для себя вариант развития послевоенных международных отношений, хотя реально и не мог предотвратить последующий раскол Европы. Борьба принципиально различных концепций послевоенного устройства стала одной из предпосылок холодной войны.



Сталин использовал для закрепления советского господства в Восточной Европе жесткие недемократические методы. Опорой этой политики стали силы Красной армии и советские органы Наркомата внутренних дел. Имея в виду присутствие Красной армии на территории Польши, Сталин заявил руководителям польских коммунистов в конце сентября 1944 г.: «На вашей стороне теперь такая сила, что если вы скажете, что 2x2= 16, ваши противники подтвердят это. Но так будет не всегда... Если партия не использует нынешний период, не возьмет власть в руки, то партии не будет. Единственный путь - взять ответственность на себя. Не считаясь ни с чем...». С июля по декабрь 1944 г. органы Красной армии и представители НКВД репрессировали тридцать тысяч бойцов подпольной Армии Крайовой (АК), ориентировавшейся на эмигрантское лондонское правительство. В конце марта 1945 г. советские органы арестовали 16 видных военных и политических руководителей польского подполья, выступавших и против нацистов, и против коммунистов. В 1947 г. советскими органами МВД были арестованы на территории Польши около 2,5 тыс. человек и интернированы более 2,7 тыс. бойцов АК «в порядке очистки тыла».
Во всех странах Восточной Европы становление новых политических режимов проходило по указаниям Кремля, а в государствах, являвшихся союзниками гитлеровской Германии, (с.48) под контролем советской военной администрации и многочисленных советников из Москвы. У истоков создания новой системы госбезопасности находились видные представители НКВД, реализовывавшие советскую модель «наведения порядка» жесткими репрессивными мерами.
На первом этапе Сталин добивался формирования в странах Восточной Европы коалиционных правительств, в которых коммунисты играли бы важную роль, в частности, контролировали бы органы внутренних дел, службу безопасности и вооруженные силы. Затем представителей некоммунистической оппозиции вытесняли из правительства путем сфабрикованных судебных процессов и фальсифицированных выборов. В 1947 г. были разоблачены якобы имевшие место в Венгрии, Румынии и Болгарии «антиреспубликанские и антидемократические заговоры». Влиятельных политиков, противодействовавших коммунистам, убрали из политической жизни, а некоторых казнили. Этот процесс перехода власти в руки коммунистов был завершен февральскими событиями 1948 г. в Чехословакии, где также было покончено с режимом парламентской демократии.

Конечно, социально-политические преобразования в странах Восточной и Юго-Восточной Европы осуществлялись с различной быстротой и имели свою специфику. Наиболее интенсивно они осуществлялись в Югославии и Албании (сочетание внутренних и внешних факторов), в Польше, Румынии и Болгарии, которым усиленно навязывались преобразования по советскому образцу; наиболее замедленно - в Венгрии и Чехословакии. Не вдаваясь в более подробный анализ, можно отметить, что к весне 1948 г. во всех рассматриваемых странах были установлены коммунистические просоветские режимы, во многом копировавшие тоталитарную модель сталинского СССР.

Одновременно происходили важные социально-экономические преобразования по советскому образцу: национализация крупной промышленности, введение планирования, создание централизованной государственной системы в экономике, аграрная реформа.

Советское руководство во главе со Сталиным упорно осуществляло свою концепцию установления и укрепления режимов «народной демократии» и их сплочения в единый «лагерь». Этому способствовало и то, что Советский Союз заключил с рядом этих государств двусторонние договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Еще до завершения войны соответствующие договоры были заключены СССР с Чехословакией (12 декабря 1943 г.), Югославией (11 апреля 1945 г.) и Польшей (21 апреля того же года). После ратификации мирных договоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии СССР в 1948 г. заключил договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Румынией (4 февраля), Венгрией (18 февраля) и Болгарией (18 марта).

Все эти договоры были однотипными. Они отмечали стремление обеих сторон развивать и укреплять дружественные отношения, бороться за упрочение всеобщего мира и международной безопасности. Стороны брали обязательство совершенствовать взаимные экономические и культурные связи в духе дружбы и сотрудничества. Они договорились участвовать во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности народов, и совместно предпринимать все зависящие от них меры к устранению любой угрозы возобновления агрессии со стороны Германии или другого государства, которое объединилось бы с ней. В случае вовлечения одного из договаривающихся государств в военные действия с Германией, которая возобновила бы свою агрессивную политику, другой участник договора обязывался немедленно оказать жертве агрессии военную и иную помощь всеми возможными средствами. Весьма важным было обязательство сторон консультироваться между собой по всем актуальным международным вопросам, затрагивающим их взаимные интересы. По настоянию Сталина, к договорам, не содержавшим подобного обязательства, в феврале 1948 г. были согласованы специальные дополнительные протоколы.

Тем самым стала оформляться система договорно-правовых отношений между странами, образовавшими «социалистический лагерь» в Европе. Центром этой системы стала Москва, на которую и ориентировались страны «народной демократии» в международных отношениях. Таким образом, СССР возглавил группу стран, сплоченно выступавших во внешнеполитической сфере.

Политико-пропагандистский контекст

В 1950-е годы одним из инструментов американской и британской пропаганды стал тезис о том, что по завершении Второй мировой войны руководство СССР в инициативном порядке и силой навязало восточноевропейским странам свою модель развития. Это, мол, явилось причиной враждебного отношения к Советскому Союзу большей части их населения.

После 1985 года, с началом нового этапа "холодной войны", информационно-психологическое воздействие на граждан Советского Союза и стран Восточной Европы было усилено. В одну обойму с вышеприведённым утверждением были заложены тезисы о чуть ли не террористическом характере власти в Советском Союзе, которая в 1930-е и 1940-е годы была якобы однотипна нацистскому режиму гитлеровской Германии. Говорили о "десятках миллионов жертв репрессий", о подавлении попыток национального самоопределения, "навязывании" социалистической ориентации ряду государств так называемого "третьего мира".

Долгосрочная геополитическая цель всей этой кампании стала окончательно ясна, когда после развала СССР началось жёсткое оттеснение России на восток и переформатирование как восточноевропейских стран, так и бывших союзных республик в плацдарм для новых попыток Запада подмять под себя нашу страну.

МИД Латвии вручил приглашения на саммит "Восточного партнерства" Официальные приглашения государствам-партнерам ВП подписали председатель Европейского парламента Дональд Туск, председатель Европейской комиссии Жан Клод Юнкер и премьер-министр Латвийской Республики Лаймдота Страуюма.

Результаты этого очередного "дранг нах остен" мы сегодня особенно наглядно наблюдаем на Украине, но фиксировали их уже и в Прибалтике, Грузии, Молдавии, Киргизии, Азербайджане, Армении, и даже в Белоруссии.

С использованием этого плацдарма — хотя, конечно, не только посредством него — была развернута работа следующего этапа борьбы против России как другой и, подчеркну, противной Западу культурной и политической реальности (как говорят наиболее откровенные из натовских и еэсовских апологетов, единственное, что им действительно нужно от России, — это чтобы её не было вовсе). Тезис об инициированном СССР политико-идеологическом противостоянии в послевоенной Европе стал инструментом дискредитации СССР как ведущей державы-победительницы во Второй мировой войне, искажения смысла и итогов той войны, извращения самой сути мирового исторического процесса в XX веке.

Понятно, что делается это не только из политической и идеологической злобы к СССР. Мы имеем дело с мотивацией другого порядка — культурно-исторического. Соответственно, главная задача Запада заключается не в том, чтобы свести счёты по прошлому веку, а в том, чтобы сегодня, в веке XXI-м, новых альтернатив у так называемого "цивилизованного мира" не возникало, и он мог спокойно, не опасаясь быть остановленным, расширять зону варваризации планеты: от Ближнего Востока в Африку и в Европу, из Афганистана в Среднюю Азию и далее в Россию, от Украины в Россию, и далее в том же духе.

Установки послевоенной политики СССР и "союзников"

Чтобы уяснить, как развивались события на самом деле, надо вернуться, как минимум, в март 1945 года, когда руководство СССР начало в практической плоскости заниматься вопросами послевоенной политики в отношении Германии и её бывших союзников.

На первом же заседании соответствующих комиссий Сталин сформулировал следующую генеральную установку: нам не нужны сателлиты, нам нужны добрые соседи; отношения с ними СССР будет строить в первую очередь на основе взаимной выгоды. Немецкого лидера Вильгельма Пика советский руководитель настойчиво предостерегал от форсированного навязывания немецкому народу социалистических преобразований.

До середины 1947 года правительства в Румынии возглавляли выходцы из Фронта земледельцев, в Венгрии после выборов 1945 года у власти находилась Независимая партия мелких хозяев, президентом Чехословакии до февраля 1948 года являлся Эдвард Бенеш — политик, далёкий от коммунистических идей. В Болгарии правительство возглавлял коммунист Георгий Димитров, но 10 из 20 портфелей были у других партий.

Даже в Польше, где в силу враждебности к СССР контролируемых Лондоном сил послевоенный политический процесс развивался в гораздо более сложных обстоятельствах, правительство до 1947 года тоже было коалиционным.

Москва последовательно стремилась к сохранению единства Германии в нейтральном качестве. Но как было решить эту задачу, если ещё в мае 1945 года и.о. госсекретаря США Джозеф Грю в своём меморандуме президенту Трумэну ориентировал его следующим образом: "Если в мире существует что-то неизбежное, то таким неизбежным является будущая война между Соединенными Штатами и Советским Союзом".

Впрочем, того особенно уговаривать на данный счёт не было необходимости. Неудивительно поэтому, что выдвинутое нами в 1946 году предложение о проведении в Германии по единому для всех зон закону свободных выборов, создании по их итогам общегерманского правительства, заключении с ним мирного договора и выводе в течение двух лет оккупационных войск с немецкой территории было союзниками отвергнуто. К этому же 1946 году относится разработка в США первого комплексного плана атомного удара по СССР — 50 бомбами по 24 городам (план "Пинчер"). Хорошо, что реально в запасе было только 9 зарядов.

Тем не менее, руководство СССР старалось удерживать с так называемыми "западными демократиями" хотя бы минимум взаимопонимания по вопросам управления территорией бывшего противника, но те действовали исходя из совершенно противоположной установки: расколоть Германию, перевооружить оккупированную ими часть и включить её в западный блок.

Управлявший Германией Союзный контрольный совет смог просуществовать только до декабря 1946, когда было создано сначала сепаратное управление американской и английской зонами, а затем и всеми тремя, включая французскую.

Эти практические шаги по реализации мартовской 1946 года речи Уинстона Черчилля в Фултоне, провозгласившей создание "железного занавеса", получили развитие в 1947 и 1948 годах, и спровоцировали первый Берлинский кризис. В 1949 году бывшие "союзники" создали нацеленный против СССР военно-политический блок НАТО. Организация Варшавского договора появилась только в 1955 году.

Форпосты вовне, "чистки" внутри… Дурная неизбежность?

Именно это спровоцированное американцами и англичанами состояние острейшего военно-политического противоборства и формировало в те годы международную стратегию и внутреннюю политику втянутых в это противоборство стран. Впрочем, это состояние не было чем-то принципиально новым. Попытки использования государств, расположенных на западных границах нашей страны, в целях оказания на неё военного и политического давления начались сразу после 1917 года и продолжались до 1939 года.

Не стоит также забывать, что и внутри самого западного мира в отношении политических противников, симпатизировавших СССР, применялись самые жесткие меры. Так, в 1930-е во Франции усилиями местного олигархата при участии союзников был задавлен созданный по инициативе французских коммунистов Народный фронт, сумевший за короткий период своего существования сыграть полезную роль в борьбе с нацистской угрозой. После войны левые настроения во Франции вновь пошли в гору, и это не могло быть иначе, поскольку коммунисты занимали ведущие позиции в движении сопротивления, а стать одной из держав-победительниц Франция смогла только благодаря поддержке СССР. Эти настроения, однако, вновь были подавлены при активном участии США и Великобритании.

Усилиями англосаксов коммунисты и социалисты были после Второй мировой войны разгромлены и в Греции, причём число жертв этой спровоцированной британцами бойни, трансформированной ими потом в гражданскую войну, в сотни раз превосходило число жертв подавления июньского 1953 года выступления противников коммунистического правительства в ГДР и в десятки — венгерских событий 1956 года. Когда к 1967 году левые настроения в этой стране вновь испытали подъём, в Афинах в результате военного переворота у власти был поставлен диктаторский и репрессивный режим так называемых "чёрных полковников".

В условиях нараставшего военно-политического давления США, включавшего появление, в среднем, каждые пять лет новых планов нападения на СССР с использованием атомного оружия, дать странам Восточной Европы возможность "развиваться свободно" было равнозначно тому, чтобы не препятствовать Западу в скорейшем возвращении их в число инструментов враждебной нам политики. То есть в то качество, в котором мы наблюдаем их сегодня.

Но сегодня мы имеем важнейший инструмент сдерживания в виде собственного ядерного оружия, а вот поступи руководство СССР таким образом тогда, и наша страна не успела бы набрать достаточно сил, чтобы быть в состоянии предотвратить горячую третью мировую войну. В этом случае у восточноевропейских стран была бы гораздо более незавидная судьба, чем качество союзников СССР с вытекающими из этого как издержками, так и преимуществами (сравните показатели их промышленного и сельскохозяйственного роста за 1960-1970-е и за 1990-2000-е годы). Этой альтернативой была бы судьба выжженной земли, причём не по вине СССР, а по вине его западных противников.

Депутат: Схетына признал политическую подоплеку в запрете мотопробега Ранее СМИ сообщили, что глава МИД Польши Гжегож Схетына считает, что конфликт вокруг запрета на проезд мотоциклистов клуба закрыт. Саму же акцию он назвал "политической провокацией".

В этом смысле сегодняшнее поветрие использовать сравнение с СССР в критике современной внешней политики Вашингтона, бездумно навязывающего всему миру не то что даже свою общественно-политическую модель, а некий разрушительный фетиш "демократии" и "рыночной экономики", не выдерживает критики.

Искать причины враждебности современных восточноевропейских стран к России надо не в послевоенной политике руководства СССР, а в многовековой враждебности Запада к нашей стране.

Стоит задуматься и о наших собственных ошибках и слабостях периода Горбачёва и Ельцина, задавших принципиально неверную линию позиционирования России в современном мире, которую сегодня мы начинаем исправлять.

Поражение фашистской Германии и ее союзников привело к освобождению народов Европы от нацистского господства. Победа союзников по антигитлеровской коалиции привел к восстановлению независимости этих стран, или к смене политического режима в тех странах, которые являлись союзниками Германии. Тем не менее, страны Восточной Европы оказались, во-первых, перед выбором дальнейшего пути своего развития, а во-вторых, всецело зависели от воли союзных держав-победительниц, которые на Ялтинской и Потсдамской конференциях договорились о разделе Европы на сферы влияния. Тот факт, что Восточная Европа была освобождена советской армией, имел ключевое значение.

С развязыванием «холодной войны» (конец 1946г.), правительственные силы в государствах Восточной Европы, не поддерживавшие СССР, были легко отстранены от власти. В результате, к 1949г. коммунисты взяли всю полноту власти в странах региона. Советскими сателлитами стали :

Чехословакия,

Венгрия,

Румыния,

Болгария,

Югославия,

Албания.

В качестве образца в смысле государственного строительства брался СССР – диктатура пролетариата провозглашалась целью преобразований. Многопартийность либо ликвидировалась (Венгрия, Румыния, Югославия, Албания), либо партии теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций (ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария). В программах стран Восточного региона определялись огосударствление экономики, переход к однопартийной системе, установление контроля государства над обществом. Особое значение придавалось утверждению коммунистической идеологии как общегосударственной. В результате, тоталитарный социализм охватил всю Восточную Европу. Включение региона в СЭВ 1949г. и ОВД 1955г. означало, что в своей внешней политике сателлиты следовали курсу, взятому СССР.

Тем не менее, страны тоталитарного социализма постоянно сотрясали политические кризисы . Первым таким кризисом стал разрыв руководителя советской Югославии маршала И.-Б. Тито с руководителем СССР И. В. Сталиным в 1948г. Контакты между СССР и Югославией были остановлены лишь по инициативе Н. С. Хрущева после смерти Сталина. Однако, в Югославии был избран собственный путь развития социализма. Подавление восстания в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) сделали силовой вариант зависимости стран Восточной Европы от СССР главнейшим фактором их политической жизни.

2.»Бархатные революции».

Десятилетие консервации политических режимов поддерживалось угрозой советского вторжения. Приход в СССР к власти команды М. С. Горбачева (1985-1991) перевернул ситуацию: советское руководство стало поддерживать сторонников перемен и обновления социализма в странах Восточной Европы. Политизация общества, распад властной системы, дискредитация сложившихся ценностей усугубляли нарастающий экономический кризис, делая крах социализма неизбежным. В 1989г. в странах Восточной Европы прошли демократические антисоветские революции, которые получили наименование «бархатных» , т.к. почти во всех странах (кроме Румынии) режим был сменен мирным ненасильственным путем.

Сценарий революций был примерно одинаков, и во многом копировался с СССР:

1.невозможность властей подавить массовые выступления.

2.Отмена конституционных статей о руководящей роли компартий.

3.распад компартий и преобразование их в социал-демократические партии.

4.возрождение либеральных и консервативных партий, а также общедемократических движений.

5.образование переходных коалиционных правительств.

Все международные организации, созданные странами региона при участи СССР, в т.ч. СЭВ и ОВД, были распущены. Крушение «железного занавеса» предопределило крах социализма в Восточной Европе.

В ходе свободных выборов 1990г. во всех странах Восточной Европы к власти пришли новые правительства, и тоталитаризм в Европе прекратил свое существование.

После окончательного разгрома фашистов к власти во многих государствах Восточной Европы пришли коалиционные правительства, которые принадлежали к различным политическим силам коммунистам, либералам, социал-демократам.

Первостепенной задачей для лидеров восточноевропейских стран стала ликвидация остатков фашисткой идеологии в обществе, а также восстановление экономики. После начала холодной войны, государства восточной Европы были разделены на два лагеря: те, кто поддерживал просоветский курс, и те, которые отдавали предпочтение капиталистическим путям развития.

Модель развития Восточной Европы

Несмотря на то, что в большинстве восточноевропейских стран в 50-х годах оставались коммунистические режимы, правительство и парламент были многопартийными.

В Чехословакии, Польше, Болгарии и Восточной Германии коммунистическая партия была признана доминантной, но вместе с тем социал-демократические и либеральные партии не были распущены, а наоборот обладали возможностью активного участия в политической жизни.

В начале 50-х годов в Восточной Европе начала устанавливаться советская модель развития: подобно СССР в странах проводилась коллективизация и индустриализация, некоторые лидеры пытались создать культ своей личности.

СССР и Восточная Европа

В послевоенный период все страны Восточной Европы имели статус независимых государств. Однако уже с 1947 года фактическое руководство этими государствами осуществлял Советский Союз.

В этом году в Москве было создано первое Информбюро, в компетенцию которого входил контроль над коммунистическими и рабочими партиями социалистических государств ликвидация из политической арены оппозиции.

В начале 50-х годов в Восточной Европе еще оставались советские войска, что говорило о фактическом контроле СССР внутренней политики государств. Члены правительства, которые позволяли себе негативно отзываться о коммунистах, принудительно отправлялись в отставку. Такая кадровая чистка широко практиковалась в Польше и Чехословакии.

Лидеров некоторых восточноевропейских государств, в частности Болгарии и Югославии, были подданы резкой критики со стороны КПСС, так как инициировали модернизацию экономики, которая соответствовала капиталистическому пути развитию.

Уже в начале 1949 года, Сталин призвал лидеров коммунистических партий Югославии и Болгарии к свержению руководителей государств, объявив их врагами пролетарской революции. Тем не менее, главы государств Г. Дмитров и И. Тито, свергнутыми не были.

Более того, вплоть до середины 50-х годов, лидеры продолжали строить капиталистическое общество, используя при этом социалистические методы, что вызывало негативную реакцию со стороны СССР.

Резкой советской критике поддавались Польша и Чехословакия, которые в начале 50-х годов также инициировали проведение модернизации. Для этого восточноевропейским странам требовалось объединить свои ресурсы, чтобы достигнуть максимально высоких результатов.

Советское правительство расценивало это как попытку создания новой империи, которая в конечном итоге полностью освободиться от влияния Москвы и в будущем даже может становить угрозу государственности СССР.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как считать прибыль формула
Роялти по лицензионным договорам
Есть способ спрогнозировать поступление денежных средств на ближайший месяц