Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Внешняя политика в условиях холодной войны кратко. Причины перемен во внешней политике ссср


После войны кризис ударил по Британской империи и её могуществу в мире, начался распад её колониальной империи. На мировую сцену вышли две супердержавы: СССР и США. Противоречия были идеологическими. Вопрос ставился жестко: социализм или капитализм. Начиналась «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА», война без открытого противостояния, война гонки вооружений, война противостояния США и СССР.




Состояние острой политической, экономической, идеологической и т. д. конфронтации (противоборство, противопоставление), не перешедшей в открытую военную фазу, которая проходила между СССР и его союзниками с одной стороны, а также США и их союзниками с другой стороны.


Причины « холодной войны » Отсутствие общего врага у стран антигитлеровской коалиции Стремление СССР и США к доминированию в послевоенном мире Противоречия между капиталистической и социалистической общественно- политическими системами. Политические амбиции руководителей СССР(Иосиф Сталин) и США (Гарри Трумэн)





Противоречия по поводу будущего Германии становилось всё больше. СССР не устраивал советский план по поводу Германии, а США советский. Противостояние привело в 1949 г. образованию Федеративной Республики Германии (ФРГ) на Западе и Германской Демократической Республики (ГДР) на Востоке. Таким образом в Европе появилось 3\2 Германии, а если реально то три, так как поделенным оказался и Берлин.






Начало «холодной войны» Похолодание в отношениях между СССР и США появились сразу после окончания Второй мировой войны Начало «холодной войне» было положено в марте 1946 речью в Фултоне Уинстона Черчилля Провозглашение в 1947 Г. Трумэном доктрины ещё более ухудшило отношения СССР со своими бывшими союзниками Фултонская речь Черчилля и доктрина Трумэна были восприняты СССР как призыв к войне


Доктрина Трумэна предполагала: Оказание экономической помощи странам Европы Создание военно-политического союза западных стран под руководством США Размещение вдоль границ СССР сети военных баз США Поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы Использование ядерного оружия


Противостояние двух супердержав нарастало. Испытание СССР своей атомной бомбы отсрочило прямое столкновение СССР и США. Но противостояние продолжалось. Этот период затянувшийся на десятилетия держал весь мир в напряженности и получил название «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА». На Европу по словам Черчилля «Опустился железный занавес». На территориях освобожденных СССР устанавливались «народные демократии» по советскому образцу. Вместо демократических Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Югославии образовывались ЧССР, ПНР, ВНР, СРР, СФРЮ. Образовался социалистический лагерь. Диктатор Социалистической Румынии Георге Георгиу Деж, «свой человек Сталина». Флаг и герб СРР




Доктрина Трумэна План Маршалла Создание НАТО Раскол Германии: ФРГ -1949


Влияние КПСС на политику стран В. Европы (отказ от плана Маршалла) Помощь в передаче власти коммунистам в ряде стран Создание СЭВ и ОВД – 1949 и 1955 Испытание атомной бомбы – 1949 Поддержка раскола Германии – ГДР – 1949




Противостояние привело к началу гонки вооружений. Создавалось всё больше новых и страшных методов уничтожения людей. Часто гонка приводила лишь к росту количества вооружений. Своё вооружение СССР и США использовали заочно во время войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане, ближнем Востоке. Мир был поделен на противоборствующий лагерь.


В апреле 1948 г. Госсекретарь Маршалл решил оказать помощь Западной Европе в послевоенном восстановлении, сделав таким образом Европу своим вечным должником. Цель «Плана Маршалла», была укрепить устои капитализма в Европе. В 1949 г. была создана военная Организация Североатлантического договора (НАТО), якобы против возможной агрессии Германии, а фактически против СССР. В НАТО вошло 12 государств Европы. Ответом СССР было создание в 1949 г. Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ) странам Восточной Европы и в 1955 г военной Организации Варшавского договора в которую вошли 9 стран. Европа была поделена на два лагеря. Эмблема НАТО и ОВД


Последствия «холодной войны» для СССР Огромные расходы на гонку вооружений Расходы на поддержку стран-сателлитов (стран, входящих ОВД) Установление «железного занавеса», ограничение контактов со странами Запада Ужесточение внутриполитического курса Отсутствие доступа к новейшим зарубежным технологиям, технологическое отставание от стран Запада

После окончания Второй мировой Войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

· 5 марта 1946 г. – 1953 г. Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а так же, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.

· 1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспостранению ядерного оружия.

· 1962 г. – 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

· 1979 г. – 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении находится в постоянной боевой готовности.


· 1987 г. – 1991 г. Приход в 1985 г. к власти в СССР М. Горбачева повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а так же, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет, был создан первоначально как система связи для американской армии.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов периоде холодной войны. Один из них, подробно рассказывающий о событиях тех лет, «Герои и жертвы холодной войны».

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического.

Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов . Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя - СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются. От сотрудничества они переходят к «холодной войне» , т.е. к жесткой конфронтации на мировой арене, сопровождающейся свертыванием экономических и культурных связей, острейшей идеологической борьбой и враждебными политическими акциями, переходящими даже в локальные военные конфликты. Считается, что начало «холодной войны» положил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчиль своей речью в марте 1946 г. Выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента США Г.Трумэна, он призвал «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке», объединиться и противостоять «коммунистическим и неофашистским государствам», составляющим угрозу для «христианской цивилизации».

Переход к «холодной войне» объясняется не только необходимостью борьбы с коммунистическим влиянием, но и претензиями США на мировое господство . После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия. Президент Г. Трумэн в послании конгрессу в 1947 г., развивая идею У. Черчиля, писал, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. Послание содержало конкретные меры, направленные на сдерживание советского влияния и коммунистической идеологии. Политика, предлагаемая «доктриной Трумэна», получила в истории дипломатии название «политики сдерживания» . Стратегами Пентагона разрабатывались планы прямого военного нападения на СССР с использованием атомных бомб. Наиболее известный из них, «Дропшот», предполагал сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Американскому народу говорилось о серьезной военной угрозе со стороны СССР. Чтобы погасить доброе отношение населения к советским людям, в США проводятся шумные пропагандистские кампании о подрывной деятельности коммунистов. На самом деле Советский Союз в то время не обладал атомным оружием, стратегической авиацией и авианесущими кораблями, а поэтому не мог составить реальной угрозы США. Но в условиях роста международной напряженности и политической конфронтации СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений.



Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Одним из важных вопросов международной политики стал вопрос о послевоенном устройстве мира . В 1946 г. по нему разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками. В странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма». Одновременно в Западной Европе, оккупированной войсками Соединенных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу «западных демократий». До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых бывшие союзники пытались найти компромисс. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

Участвовать в возможной войне у СССР не было ни сил, ни средств, поэтому для него борьба за мир становится наиболее актуальной. Одним из основных механизмов поддержания мира являлась Организация Объединенных Наций (ООН) , образованная в октябре 1945 г. по решению стран-победительниц. В ее состав вошло 51 государство. СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем стал постоянным членом Совета Безопасности - руководящего органа ООН. Используя право вето, он стремился пресекать все агрессивные попытки империалистических государств. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружений и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с чужих территорий. Большинство из этих предложений блокировались бывшими союзниками. Ситуация несколько изменилась после появления у СССР атомного оружия (август 1949 г.). В 1947 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН все же принимает резолюцию, осуждающую любую форму пропаганды войны. В августе 1948 г. возникает международное движение сторонников мира , первый конгресс которого прошел в Париже в 1949 г. В его работе приняли участие представители 72 стран. Был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе с французским физиком Ф. Жолио-Кюри и учреждены Международные премии мира. Советский Союз оказывал постоянную помощь этому движению. В августе 1949 г. в Москве возник Советский комитет защиты мира. Более 115 млн. советских людей поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия «как оружия устрашения и массового уничтожения людей» и установления международного контроля за исполнением этого решения.

В феврале 1950 г . между ней и СССР был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи .

Победа коммунистов в Китае стимулировала национально-освободительную борьбу народов Азиатского континента. Большинство стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к построению социализма. Кроме Китая, на этот путь встали Северная Корея и Северный Вьетнам.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы , ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения являлись обязательными для всех стран. Советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой все-таки удалось уйти из-под сталинского диктата, стала Югославия. Ее лидер И. Броз Тито считал, что сталинская модель социализма не годится для этой страны. Он избирает путь, напоминающий нэп, с допущением в незначительных размерах частной собственности и мелкотоварного производства. Резкое несогласие вызвала также идея Сталина об объединении Югославии и Болгарии в единую федерацию. Началась полоса взаимных клеветнических обвинений и угроз. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Этому примеру последовали все страны народной демократии.

Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени

Тема: Внешняя политика СССР после войны и начало «холодной войны»

  • Цели урока:
  • Раскрыть содержание понятия «холодная война», «железный занавес»
  • Объяснить причины обострения противоречий между СССР и странами Запада в послевоенные годы.
  • Характеризовать политику СССР в отношении стран Центральной Европы.
    Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование урока:

1. Учебник, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке" для 11 класса.

2. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для обучающихся

План урока:
1. Послевоенный мир.
2. СССР и «план Маршалла».
3. Военное противостояние.
4. Конфликт с Югославией и укрепление советского влияния в восточноевропейских странах.

Ход урока:

I Организационный момент
II Изучение нового материала
1.
Послевоенный мир.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с событиями внешней политики в послевоенный период, выделим основные причины и признаки «холодной войны», а также её последствия для дальнейших международных отношений.

Главный урок, который вынесло человечество, - сохранить мир – нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддерживания мира и безопасности на планете.Её учредительная конференция состояласьв Сан-Франциско с 25 апреля по 6 июня 1945 года. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года. Эта дата отмечается как День ООН.

Но объективное развитие ситуации вело к обострению противоречий между членами антигитлеровской коалиции из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене.После окончания войны лагерь союзников распался на две части: США, Великобритания, Франция – с одной стороны и СССР, с другой. Лидеры этих стран понимали, что после разгрома Германии неизбежна борьба за мировое господство. На политическую гегемонию претендовали США и СССР.(Слайд 2)

1. Давайте проследим по карте территориальные изменения после Второй мировой войны (интерактивная карта)(Приложение 3)

Почему именно СССР И СШАпретендовали на роль «сверхдержав»?

Ответы учащихся:

Территория США не была затронута военными действиями

Экономика была в прекрасном состоянии. США выпускали до 35% мировой продукции

Изобретение ядерного оружия.

СССР за годы войны также укрепил свой международный авторитет. Смог создать огромную боеспособную армию.

Предприятия выпускали нужное количество военной техники.

Расширение границ.

Таким образом, на мировой арене появились две «сверхдержавы», которые готовы были отстаивать свои интересы. Изобретение ядерного оружия сделало невозможным прямой военный конфликт между СССР, США и их союзниками и кардинально изменило мировую политику. Так как победа в ядерной войне невозможна, ибо даже победитель заплатит за победу жизнями своих сограждан,началась борьба по всем направлениям – в идеологии, в стремлении вырваться вперёд в гонке вооружений, в экономических показателях, даже в спорте. Как сказал Джон Кеннеди: «Международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями».

Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже к концу 1945 года. Появился термин, обозначавший это противоборство, - «холодная война».

Впервые его использовал осенью 1945 года английский писатель - фантаст Джордж Оруэлл,комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн»

Кто же был виноват в развязывании «холодной войны»?

Одни историки приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие – СССР, третьи – обеим сторонам.

Давайте познакомимся с различными точками зрения и ответим на вопрос.(Слайд 3 Слайд 4(запись в тетрадь термина)

Работа с документами

Кто виноват в развязывании «холодной войны»?

Вывод: Виновниками развязывания политики холодной войны являются обе стороны.(слайды 5-11)

Какое событие считается исходной точкой начала «холодной войны»

Итак, Уинстон Черчилль произнёс речь 5 марта 1946 года в Фултоне в присутствии американского президента Генри Трумэна, которая положила начало «холодной войне».(слайд 12)

Как У.Черчилль объяснял причины начала «холодной войны»?

Опасаясь коммунистической экспансии, США меняет направленность внешней политики. Появляются доктрины «сдерживания» коммунизма.

Ярким примером этой политики является доктрина Трумэна.

Назначение Джорджа Маршалла госсекретарём означало переход от «мягкого курса» к решительной борьбе с коммунизмом.

В СССР тоже развернулась пропагандистская кампания против «англо-американских поджигателей войны».(слайд 15). И в США и в СССР в это время проводятся мероприятия, усиливающие холодную войну:

  • «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе;предоставлении Греции и Турции военной и экономической помощи. (конгресс ассигновал на военную и экономическую помощь Греции и Турции 400 млн.долларов).
  • План Маршалла (5 июня 1947г.):

Укрепление европейских демократий путем оказания срочной финансовой и экономической помощи (предоставление 17 млрд. долларов в течение 4 лет при условии выведения коммунистов из состава правительства)

Апрель 1948 года – 16 западных стран подписалипланМаршалла.

3. Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов.

СССР:

  • 1945-1949 гг. - установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии.
  • Оказание экономической помощи и

предоставление льготных кредитов

государствам Восточной Европы,

«вставшим на путь социалистического

развития» (в 1945-1952гг. было предоставлено 3 млрд. долларов).

  • Распространение влияния СССР на новые регионы мира; реанимация идеи мировой революции (на секретном совещании в Кремле в январе 1951г.И.В.Сталин заявил, что существует возможность «установить социализм по всей Европе» в течение «ближайших четырёх лет»).
  • 3. Военное противостояние

Такая непримиримая позиция ведущих держав привела к усилению гонки вооружений.

Начавшаяся гонка вооружений, с одной стороны, позволяла сохранять равновесие в мире, с другой стороны, давала возможность США и СССР участвовать в локальных конфликтах, влиять на политику других стран. (Слайд 16, 17)

После окончания войны камнем преткновения стал германский вопрос. (Интерактивная карта)(Приложение 3)

Каждая держава создавала в зоне оккупации свою политическую систему, что в итоге привело к расколу Германии и появлению в Европе двух враждебных друг другу государств.(Слайд 18)

С разделением мира на две системы происходит и оформление военно-политических блоков.

Приведите конкретные примеры влияния США и СССР на политику других

  • 4. Конфликт с Югославией

Для оказания военно-материальной помощи социалистическим странам в 1949 году был создан СЭВ.

Ужек середине 50-х годов СССР создал мощный блок стран социализма, где не допускалось никакой самодеятельности. И.В.Сталин требовал проведения в этих странах политических и социально-экономических преобразований по советской модели. Любое отклонение от неё воспринимались крайне враждебно. Именно это стало основанием для разрыва отношений с Югославией.В 1948г. Броз Тито предложил идею создания балканской федерации и её собственного пути к социализму.

  • В октябре 1949г. Сталин разорвал дипломатические отношения с Югославией и способствовал её изоляции среди стран социализма.(Слайд 19)
  • 5. Домашнее задание
    Параграф 28

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг

Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 - 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества. Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два- три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии - и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР. Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования. Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос. Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. - 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат. Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления - советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах. Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»)„ которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества. Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961-1965 гг. - на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг. Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой. Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962-1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства. К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1 - 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса. С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%. Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения. Подводя итоги параграфу, можно заключить, что результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 60-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до настоящего времени продолясаются споры относительно оценок характера и итогов хрущевских реформ. Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Что в действительности дают путешествия человеку?