Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мгновенный глобальный удар. Обо что разобьется «глобальный удар» США

Этим термином называется особая стратегия, позволяющая захватить любую страну всего за 1 час. Такой молниеносный глобальный удар имеет много общего с ядерным ударом межконтинентальными баллистическими ракетами МБР А-9/А-10 и их более новыми версиями. Единственное различие заключается в том, что при новой технологии ведения войны не будет использоваться ядерное оружие, способное уничтожить все живое не только в покоренной стране, но и на планете вообще.

БГУ планируется провести с помощью другого вооружения:

Баллистических ракет БРПЛ с неядерным оснащением;
- крылатых ракет системы Boeing X-51 и пр.

Все это оружие ВМС может запускать как с платформ наземного и морского базирования, так и прямо из космоса. В последнем случае у США существуют специальные космические платформы на орбитальных, околоземных станциях. С ракетными ударами из космоса чаще всего связывают проект «Тор». Он как раз и предполагает обстрел наземных целей с орбиты Земли. Для страны, которая станет объектом БГУ, это будет настоящим шоком. После часовой массированной атаки ей останется только сдаться на милость победителя.

Помимо описанного вооружения БГУ включает и такие технологии, как Система быстрого развертывания (за 48 часов) и использование авианосных ударных групп. Все это в комплексе и позволяет покорить любое государство в течение часа. По заявлениям США БГУ была создана как система сдерживания стран, которые собираются развернуть ядерную войну. Быстрый глобальный удар может быть направлен против державы, имеющей в своем арсенале ядерное вооружение и демонстрирующей агрессивные намерения.

Важно помнить, что не все оружие запускается из космоса. Есть и такое, для которого нужны наземные (или морские) стартовые площадки. Ввиду высокой активности НАТО в последнее время в Восточной Европе становится ясным, что вполне конкретные опасения вызывает у США именно Россия. Министр военного ведомства США Р. Гейтс еще в 2010-ом открыто заявил, что технология БГУ полностью отработана и Пентагон готов нажать кнопку в любую минуту.

Система «молниеносного удара» США грозит апокалиптическими последствиями

Создание США системы глобального молниеносного удара может привести к разрастанию конфликта «с апокалиптическими последствиями», заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Отвечая на вопрос, представляет ли система угрозу для стратегического баланса и могут ли подобные пуски быть оценены Россией как ядерные, он сказал: «Да, если мы говорим о существующих баллистических носителях в обычном оснащении».

«Если мы говорим о новых носителях - гиперзвуковых планирующих, гиперзвуковых с двигателями и так далее, - то здесь надо понять, какими будут их технические характеристики и варианты применения. Мы следим за этим предельно внимательно, понимая, что возможное решение по этому комплексу вопросов в Вашингтоне будет приниматься в обозримой перспективе», - добавил дипломат.

Коснулся замглавы МИД и перспективы возникновения нового класса носителей - гиперзвуковых платформ, которые сейчас проходят тесты в США. «Нам еще предстоит оценить, как появление таких систем может сказаться на нашей безопасности. Могу лишь подчеркнуть: развитие подобного рода систем существенным образом влияет на стратегический баланс и стабильность», - подчеркнул Рябков.

Нечто подобное пытаются создать и в России: в прошлом году вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что будет создан «суперхолдинг», главной задачей которого станет освоение гиперзвуковых технологий.

Задачей PGS является возможность нанесения быстрого и точного удара по любому региону мира в случае конфликта или чрезвычайных ситуаций, но без применения ядерного оружия.
* * *

США не могут молниеносно уничтожить российские стратегические ядерные силы.
Разрабатываемая Минобороны США концепция «Неядерный быстрый глобальный удар» (Prompt Global Strike - PGS) вызывает серьезное беспокойство российского военного и политического руководства.

Согласно концепции шахты и подвижные грунтовые комплексы некоторых государств подлежат уничтожению неядерными гиперзвуковыми ракетами и летательными аппаратами. Хотя официальный Вашингтон отрицает, что Россия входит в число целей, реальность угрозы подвергнуться ракетному блицкригу необходимо проанализировать.

В своих отчетах по «Неядерному быстрому глобальному удару» (НБГУ) руководство Пентагона, Стратегическое командование (СК) ВС США и Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) утверждают, что средства доставки и поражения предназначены для удара по китайским противоспутниковым системам, иранским и северокорейским ядерным объектам, стационарным позициям и подвижным установкам ракет с ядерными боевыми частями (ЯБЧ).

Вторая по значимости задача НБГУ - ликвидация так называемых систем, «запрещающих доступ на театр военных действий». К примеру, китайские баллистические противокорабельные ракеты DF-21 в случае войны значительно ограничат районы маневрирования американских авианосных ударных групп. Значит, они подлежат превентивной ликвидации. Третья задача - это борьба с террористами. Испытания по проекту Prompt Global Strike планируется завершить к 2025 году.

«Китай и Северная Корея, но не Россия»

По мнению большинства американских военных экспертов, борьба с терроризмом средствами НБГУ - самый сомнительный вариант применения гиперзвуковых ракет. За последние 10 лет не было случаев, когда полученные сведения оказывались настолько достоверными, что нанесение удара не вызывало сомнений.

Приоритетная цель PGS все-таки - хорошо защищенные стационарные стратегические объекты и комплексы противоспутниковой борьбы. Но у Китая, Северной Кореи и Ирана таких целей на порядок меньше, чем у России. Так что американский «быстрый удар», очевидно, будет направлен против шахт МБР, подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), объектов наблюдения за космосом, командных пунктов.

Системы, «запрещающие доступ на ТВД», у России тоже есть. Это развернутые на западном и южном направлениях оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер», накрывающие большинство военных объектов США в Европе. Еще они значительно осложняют стратегический маневр силами и средствами НАТО.

Операции «Свобода Ираку», «Несокрушимая свобода» в Афганистане и «Союзная сила» в Югославии показывают, что США всегда стремятся нанести обезглавливающий удар по высшему руководству противника в первые часы конфликта, хотя и не всегда успешно. Так что гиперзвуковые средства поражения НБГУ прекрасно подходят для этой излюбленной стратегии Америки.

Ищем «Тополи» и «Ярсы»

Американские эксперты утверждают, что обезоруживающий удар по России средствами поражения «Неядерного глобального удара» невозможен. Главная проблема - своевременное обнаружение размещенных в глубине нашей страны патрулирующих подвижных грунтовых ракетных комплексов. Отслеживать их надо в режиме реального времени, а бить максимально точно. Такую меткость способны обеспечить только системы спутниковой или авиационной радиолокационной разведки, такие, как спутники «Лакрос», самолеты-разведчики U-2R, Е-8 «Джоинт Стар», беспилотники RQ-4 «Глобал Хок». Но время пролета «Лакросов» над территорией России ограниченно, а количество спутников не позволяет организовать непрерывное наблюдение, так как сенат и конгресс США недавно отказали в финансировании запуска новых. Во время пролета спутников ПГРК можно прикрыть мощными радиоэлектронными помехами. Бортовые РЛС U-2R, RQ-4 и Е-8 имеют высокие характеристики, но разведчикам все равно придется вторгаться на несколько тысяч километров в воздушное пространство России, что нереально. Тем более РВСН сейчас оснащаются самыми современными мобильными средствами РЭБ.

Позиции шахт межконтинентальных баллистических ракет хорошо известны, но уничтожить их средствами поражения НБГУ сложно. Чтобы разрушить крышку или саму шахту, нанести ракете неприемлемые повреждения, требуется попасть в радиусе восьми метров от центра позиции. Такую точность обеспечивает только GPS, ведь инерциальная система на гиперзвуковых скоростях бесполезна. На конечном участке полета скорость ракеты и летательного аппарата должна снизиться с пяти до одной тысячи метров в секунду. Разрабатывающиеся у нас средства глушения GPS закрывают стартовые позиции непроницаемым куполом помех, а комплексы С-400 и С-500 перехватят сбросившую скорость с гипер- до сверхзвука ракету.

Эти аргументы американских экспертов звучат убедительно, однако в России считают иначе. Известно, что СК ВС США специально ведутся разработки сейсмохимических датчиков, способных по давлению на грунт и наличию выхлопных газов в воздухе обнаружить движение подвижных ракетных комплексов. Точность датчиков невысока, но если на маршрутах движения организовать сеть таких небольших малозаметных устройств, то можно получить требуемую точность наведения.

Подлетное время средств поражения НБГУ из Америки - около одного часа, и далеко «Тополь» или «Ярс» уйти не смогут. Правда, расставить датчики летательными аппаратами или военнослужащими СпН на земле просто так не получится в глубине российской территории, а маршруты ПГРК проверяются.

Но вот МБР шахтного базирования более уязвимы, так как навигационным системам GPS для успешной работы хватает даже слабого сигнала спутников. На прошлогодних учениях дальней авиации и войск РЭБ на полигоне Ашулук полностью заглушить спутниковый сигнал GPS средствами РЭБ не удалось. К тому же американские гиперзвуковые ракеты и летательные аппараты могут быть оснащены комплексами преодоления ПРО с системами активных радиоэлектронных и пассивных физических помех.

Тем не менее угроза российским Ракетным войскам стратегического назначения не столь высока, как рисуют ее отечественные эксперты. Действенные системы обнаружения ПГРК, непрерывного мониторинга и целеуказания у Пентагона вряд ли появятся до 2020 года.

Смерть бьет с орбиты

Первым средством поражения НБГУ должны были стать предложенные администрацией Джорджа Буша-младшего в 2006 году баллистические ракеты морского базирования «Трайдент-D5» с неядерной высокоточной боевой частью. Конгресс США отнесся к ним отрицательно и выделил скромное финансирование. Позже и Стратегическое командование посчитало «Трайдент» слишком рискованным проектом. Запущенная ракета будет сразу обнаружена средствами предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и спровоцирует ответный удар, ведь как объяснить, что пролетающая над Европой или Россией ракета не несет ЯБЧ и нацелена на Афганистан? К 2013 году работы по этой программе были практически свернуты.

Но разрабатываемые с начала 2000-х годов планирующие гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА) HTV-2 и AHW могут стать главным и, вероятно, единственным средством поражения НБГУ. Аппарат запускается ракетой-носителем, достигает высоты несколько сотен тысяч метров, отделяется от носителя и планирует на гиперзвуковой скорости к цели. Если HTV-2 должен поражать цели на расстоянии 10 тысяч километров и запускаться с территории США, то AHW работает на вдвое меньшей дальности и может стартовать с наземных объектов и подводных лодок. На текущий момент HTV-2 провалил все испытания, а AHW имеет реальную возможность стать полноценной боевой системой к 2020-2025 годам.

Планируется, что эти ГЗЛА будут развернуты на тихоокеанских атоллах Кваджалейн или Гуам, а также на базе «Диего-Гарсия» в Индийском океане. Размещение AHW на субмаринах под вопросом, так как размеры ракеты-носителя на базе МБР «Минитмен-3» не позволяют поставить их на АПЛ типа «Вирджиния» и «Лос-Анджелес», а к моменту запланированных на 2025 год первых испытательных пусков морского варианта AHW стратегические ракетоносцы «Огайо» будут списаны.

ГЗЛА - смертельная угроза для средств ВКО, так как высота полета проходит ниже поля зрения радаров СПРН. Учитывая гиперзвуковую скорость ГЗЛА, у средств радиолокационного обнаружения и зенитных ракетных комплексов ПВО на реакцию остаются считаные минуты, если не секунды.

HTV-2 с 2003-го по настоящее время обошелся Пентагону всего в 600 миллионов долларов, а AHW и того меньше - 200 миллионов с 2008 года. Если оценивать выделенные средства и сложность работ, можно смело утверждать, что проект НБГУ в конце списка приоритетных программ Пентагона, уступая даже исследованиям новых индивидуальных способов защиты военнослужащих.

К средствам поражения «Неядерного быстрого глобального удара» специалисты ошибочно относят разрабатываемые по заказу Командования ударной авиации ВВС США гиперзвуковые крылатые ракеты Х-51 «Вейв Райдер». Со временем они действительно могут войти в систему НБГУ, однако американские эксперты отмечают, что технические решения Х-51 затрудняют ее использование как боевой единицы для ударов на большие дальности. По мнению командования ВВС США, оптимальная дальность поражения гиперзвуковой ракетой не более 500 километров, что меньше дальности современных дозвуковых ракет «Томагавк» и ALCM.

Главная проблема, затрудняющая использование новой ракеты, - незначительная дальность и возможность легко обнаружить. Развивающая скорость свыше 5 М на высоте 21 тысяча метров ракета не может маневрировать. Из-за значительного сопротивления воздуха при снижении к цели скорость Х-51 падает в несколько раз, что сделает ее легкой мишенью для средств ПВО. Таких проблем лишены классические, маскирующиеся на низкой высоте дозвуковые крылатые ракеты, поэтому ВВС США относятся очень скептически к возможности создания гиперзвуковой стратегической крылатой ракеты.

При анализе ситуации со средствами поражения НБГУ становится ясно, что пока они недотягивают до заявленных характеристик и требований по межконтинентальному поражению целей и меньше всего похожи на стратегическое оружие. Радиус применения действующей системы AHW всего пять тысяч километров, а доводка дальнобойной HTV-2, по прогнозам американских экспертов, займет до 15 лет и потребует больших средств, чем выделяется сейчас.

Учитывая имеющиеся наработки, а также планируемые места размещения (Диего-Гарсия, Гуам, Кваджалейн), угрозы для России пока нет. При нынешнем раскладе возможность нанести России обезоруживающий удар средствами «Неядерного быстрого глобального удара» нереализуема в ближайшие десять, а возможно, и 15 лет.

Пентагон ведет работы в этом направлении с незначительными расходами. Испытания средств поражения идут медленно, с большими проблемами, готова только одна система AHW. Однако заявленные цели НБГУ однозначно ставят Российскую Федерацию в список приоритетных мишеней. К тому же AHW легко можно разместить, как в свое время «Першинг-2», на территории Европы, а запуск морского варианта ГЗЛА из близлежащих к России морских акваторий потребует развертывания новой группировки СПРН, значительно отличающейся от существующей.
* * *

Prompt Global Strike США нацелен на ядерные арсеналы России.

Быстрый глобальный удар, БГУ (Prompt Global Strike, PGS, также глобальный
молниеносный удар) инициатива вооруженных сил США по разработке системы, позволяющей нанести удар обычным (неядерным, англ. conventional) вооружением по любой точке планеты в течение 1 часа, по аналогии с ядерным ударом при помощи МБР.

По заявлению генерала Джеймса Картрайта: «В настоящее время, если речь не идет о ядерном ударе, могут пройти дни, возможно, недели» прежде, чем военные смогут начать атаку регулярными силами.

Задача системы PGS — предоставить возможность по нанесению быстрого и точного удара по любому региону мира в случае конфликта или чрезвычайных ситуаций. Баллистическая версия могла бы производить пуск непосредственно с территории США.

Система PGS будет дополнять соединения Сил передового развёртывания, Экспедиционных воздушных сил (которые могут быть развернуты в течение 48 часов) и Авианосных ударных групп (АУГ, англ. Carrier battle groups , которые могут ответить в течение 96 часов). PGS
позволит атаковать в течение 60 минут любую точку планеты или ближнего космоса.

Эти силы по мнению некоторых, в т.ч. администрации Обамы, должны стать способом сокращения ядерных арсеналов, сохраняющим систему сдерживания и потенциал быстрого удара.

Потенциальные сценарии, требующие быстрого реагирования только на обладателей ядерного оружия в настоящий момент включают в себя запуск баллистической ракеты, которым угрожает Северная Корея или возможность захвата Аль-Каидой лидерства в Пакистане.

Однако главная проблема МБР, запускаемых этой системой, в том, что они могут вызвать предупреждение противоракетных систем России или даже Китая, из-за чего Джордж Буш отложил планы по созданию системы.

В настоящее время неясно, какими способами или мерами предосторожности предполагается заверить эти страны, что ракеты не несут ядерное оружие.
Возможные меры включают в себя полёт на низких траекториях или допущение российских и китайских инспекций на ракетные объекты.

11 апреля 2010 года Министр обороны США Роберт Гейтс указал, что США уже способны нанести быстрый глобальный удар.

Также 8 апреля 2010 года подписан новый договор СНВ, устанавливающий новые, ещё более низкие пределы численности баллистических ракет и боеголовок. В нём не различается обычное и ядерное оружие, это значит что численности любых баллистических ракет PGS и боеголовок установлен новый предел.

Несмотря на это, Госдепартамент США заявил, что это не помешает планам развёртывания PGS, т.к. на данный момент не планируется превышение лимитов.

Президенту Обаме еще только предстоит принять решение о целесообразности развертывания нового типа вооружений, способных с территории США достичь любого уголка планеты менее чем за час, и обладающих такой точностью и мощью, что значение ядерного арсенала для Америки значительно снизится.

Тем не менее уже сейчас эти технологии вызывают столь серьезную озабоченность, что администрация Обамы, уступая требованию России, согласилась снимать с вооружения одну ракету в ядерном оснащении в обмен на развертывание Пентагоном одной единицы этого обычного оружия. Это положение, по словам представителей Белого дома, содержится «в глубине» договора «Новый СТАРТ», подписанного в Праге.

Предисловие

Тема глобального удара по Российской Федерации автором будет раскрыта в серии из пяти частей в течение двух недель (каждая тема через 2-3 суток). Вместо слова «быстрый» в статьях СМИ также используются термины «мгновенный», «молниеносный» и «внезапный».

В сообщениях при изложении своего мнения автор будет использовать термин «внезапный глобальный удар» (ВГУ) или ставить пометку «МА: » (мнение автора). При цитировании текста автор взял на себя смелость несколько исказить отдельные термины (например, «ядерный боезаряд» или «ядерную боеголовку» изменяет на «ядерный боеприпас» и т.д.) с целью уменьшения сокращений, используемых в тексте. При обсуждении сообщений на форуме автор оставляет за собой право не отвечать на любые комментарии и вопросы. Есть вопросы – задайте в личку. Если одинаковый вопрос в сообщениях поддержит более 20 форумчан – отвечу. Мнение автора может расходиться с мнением других людей с сайта. Поэтому заранее прошу извинения у них и обязуюсь прочитать Ваши комментарии, которые будут помещаться в течение 7 суток.

Планы ядерных ударов США по СССР и России. Односторонние инициативы по уменьшению запасов ядерного

С 80-х годов и до распада СССР в конце 1991 года существовало множество планов нанесения ядерных ударов США по территории СССР, которые предусматривали ведение ядерной войны в течение 3-6 месяцев.

27 сентября 1991 года Президент США Д.Буш (старший) объявил, что США в одностороннем порядке обязуется:
- ликвидировать ядерное оружие (ЯО) малой дальности наземного базирования (артиллерийские снаряды, боеголовки баллистических ракет (БР) малой дальности):
- снять тактическое ядерное оружие (ТЯО) с надводных кораблей, ударных подводных лодок (имеются в виду многоцелевые подводные лодки), морской авиации наземного базирования. Большая часть ядерных боеприпасов (ЯБП) наземного и морского базирования будет демонтирована и уничтожена, а остальные будут храниться на центральных пунктах хранения;
- стратегические бомбардировщики (СБ) выводятся из состояния боевого дежурства;
- прекращается разработка МБР МХ мобильного базирования;
- отменяется программа создания ядерной ракеты малой дальности для СБ;
- упорядочить управление стратегическими ядерными силами (СЯС) (оперативные командования ядерными силами ВМС и ВВС сводятся в стратегическое командование США под началом одного командующего с участием обоих видов ВС).

5 октября 1991 года встречное заявление сделал руководитель СССР М.Горбачев :
- ликвидируются все ядерные артиллерийские боеприпасы и ЯБП тактических ракет;
- изымаются из войск и сосредотачиваются на центральных базах ЯБП зенитных ракет, часть из них ликвидируется;
- ликвидируются все ядерные мины;
- снимается все ТЯО с надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок. Это оружие, а также ЯО авиации ВМФ наземного базирования складируется в местах централизованного хранения, часть его ликвидируется;
- СБ выводятся из состояние боевого дежурства, а их ЯО размещается на войсковых складах;
- прекращается разработка модифицированной ядерной ракеты малой дальности для СБ;
- прекращается разработка малогабаритной МБР;
- не наращивается количество пусковых установок (ПУ) МБР железнодорожного базирования сверх имеющихся и не будет осуществляться модернизация этих ракет. Все МБР железнодорожного базирования будут находиться в местах постоянной дислокации;
- снимается с боевого дежурства 503 МБР. Выводится из боевого состава 3 ПЛАРБ с 48 ПУ БРПЛ (дополнительно к ранее выведенным 3 ПЛАРБ с 44 ПУ);
- осуществляется более глубокое сокращение стратегических наступательных вооружений (СНВ), чем это предусмотрено Договором (к концу семилетнего срока сокращений количество ЯБП на СНВ составит не 6000 единиц, как установлено по Договору, а 5000 единиц;
- в целях повышения надежности контроля над ЯО объединяются под единым оперативным управлением все СЯС. Стратегические оборонительные системы включаются в единый вид ВС.

Поскольку в конце 1991 года СССР распался на множество независимых государств, то 29 января 1992 года прозвучало заявление Президента РФ Б.Ельцина :
- снято с боевого дежурства около 600 стратегических БР наземного и морского базирования;
- ликвидированы или готовятся к ликвидации 130 шахтных ПУ МБР;
- подготовлены для демонтажа ПУ 6 атомных подводных лодок;
- прекращены программы разработки или модернизации нескольких типов СНВ;
- прекращается производство СБ Ту-160 и Ту-95МС;
- прекращается производство крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности существующих типов;
- прекращается производство существующих типов ядерных крылатых ракет морского базирования (КРМБ). Новые типы таких ракет не будут создаваться;
- сокращено вдвое и будет далее сокращаться количество ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании;
- прекращено производство ЯБП для тактических ракет наземного базирования, а также производство ядерных артиллерийских снарядов и ядерных мин. Запасы таких ЯБП будут ликвидированы;
- будет ликвидирована треть тактического ЯО морского базирования и половина ЯБП для зенитных ракет;
- наполовину будут сокращены запасы авиационных тактических ЯБП.

Последними из планов ядерных ударов США по России (правопреемнице СССР) являлись «Единый комплексный план ведения военных действий» SIOP-92 (количество объектов поражения ЯО до 4000, которые в основном располагались на территории РФ) и SIOP-97 (количество объектов поражения ЯО до 2500, в основном на территории РФ). Следует отметить, что для поражения одной цели может назначаться несколько ЯБП.

В 1999 году разработан новый план SIOP-00 (количество объектов поражения ЯО до 3000, из них 2000 на территории РФ). Из приведенных данных видно, что после распада СССР наиболее опасным вероятным противником США стала считаться Россия. В то же время количество целей на ее территории к 1999 году уменьшилось в 2 раза. Военно-политическое руководство США стало обращать более пристальное внимание на другие страны, в частности на Китайскую Народную Республику.

Зарождение концепции быстрого глобального удара

Идея глобального удара (быстрого высокоточного удара с территории США в течение 90 мин) по особо важным объектам возникла у специалистов ВВС в 1996 году. Они предполагали, что к 2025 году США будут иметь дальнобойные обычные и планирующие баллистические ракеты в неядерном снаряжении. В 1999 году специалистами ВВС также был рассмотрен вариант внезапного массированного ядерного удара (МЯУ) по РФ. По их оценкам, были полностью уничтожены в пунктах постоянной дислокации СБ, мобильные комплексы МБР, ракетные комплексы железнодорожного базирования, РПКСН на военно-морских базах, до 90% МБР шахтного базирования и один из двух РПКСН, находящихся на боевом патрулировании. В ответном ударе территорию США поразило менее 5% ЯБП, которые имелись у России. По результатам проведенных оценок было высказано предположение, что при усилении ПРО возможно снижение количества ЯБП, поражающих объекты на территории США, до значения менее 1%.

При межэтническом военном конфликте на территории Боснии и Герцоговины СБ ООН наложило эмбарго на поставку вооружения воюющим сторонам. Особенно за это высказывались Европейские страны (в т.ч. участницы НАТО) – им не нужен был конфликт в Европе. Американцы заявили о продолжении поставок вооружения и снаряжения в одностороннем порядке (в Интернете убрано упоминание об этих событиях. Остались только в газетах). Европейские страны промолчали в ответ. С той поры начался (или продолжился) процесс «подмятия Европы под США».

При воздушных ударах по территории Сербии (Югославия) была опробована практика разрушения страны (и смена режима) воздушными ударами, ввод войск НАТО в Косово. Но это оказалось возможным только за счет международной изоляции страны. Европа окончательно стала вассалом Соединенных Штатов.

К концу 1999 года американское военно-политическое руководство признало «…Имеющийся план SIOP-00 несбалансированным и не отвечающим новым военно-политическим условиям». В начале 2000-х гг. МО США в соответствии с указаниями Президента произвело обновление планов ядерных ударов. После прихода к власти Президента Д.Буша (младшего) планы по строительству ПРО были пересмотрены. Стал рассматриваться проект создания эшелонированной системы, ключевым требованием к которой стала способность перехвата БР любой дальности на всех участках траектории. Создание подобной системы противоречило положениям Договора об ограничении ПРО.

В 2001 году под глобальным ударом специалисты ВВС при проведении командно-штабных учений (КШУ) все еще подразумевали «пробитие коридоров» в зонах ПВО для поражения важных целей на территории противника. После терактов на территории США в сентябре 2001 года МО заявило о намерении создать новый конгломерат из наступательных ударных систем: СЯС, обычных ударных сил и сил информационных операций. В 2002 году задача глобального удара была включена в обязанность Объединенного стратегического командования (ОСК). В июне 2002 года США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО.

Первым обновленным национальным планом ведения ядерной войны стал OPLAN-8044, вступивший в силу в 2004 году. Он включал в себя множество вариантов, пригодных к применению в широком спектре сценариев развития военно-политической обстановки. В плане OPLAN-8044 удары были меньшими по масштабу, однако возможность нанесения МЯУ сохранялась.

МЯУ может наноситься внезапно без доразвертывания СНВ, состав которых соответствует СНВ-3, чем обеспечивается скрытность и оперативность подготовки удара. МЯУ может наноситься после доразвертывания с использованием «возвратного потенциала» ЯБП и резервных носителей, что обеспечивает увеличение мощи удара. Выбор между указанными вариантами определяется условиями обстановки и зависит от времени, требуемого для непосредственной подготовки ядерного удара и доразвертывания СНВ.

Ниже проведена оценка потребности стратегических наступательных сил США в ЯБП на основе рассекреченных планов ядерных ударов по РФ. Объектами поражения МЯУ являются ШПУ МБР, пункты постоянной дислокации (ППД) МБР мобильного базирования, пункты базирования сил флота, авиабазы, пункты хранения ЯБП, предприятия ядерного оружейного комплекса, пункты управления и связи.

На каждую ШПУ с МБР назначается по два боевых блока на наземный подрыв Mk21 и один Mk5. Считается, что обстрел одного объекта разными типами средств доставки ЯБП обеспечивает более высокую гарантию поражения цели по сравнению с другими вариантами. В ППД МБР мобильного базирования целями считаются сооружения для самоходных пусковых установок и другие стационарные объекты. Местоположение рассредоточенных самоходных установок в момент удара достоверно неизвестно, их поражение считается практически невозможным. На каждый ППД назначаются по два боевых блока Mk4А на наземный подрыв, что позволяет уничтожать нерассредоточенные СПУ, а также административные и технические здания и сооружения.

Рассматривается несколько уровней поражения пунктов базирования сил флота: от ударов по инфраструктуре базирования РПКСН до поражения объектов, которые могут быть использованы флотами. Для поражения каждого объекта может назначаться несколько ЯБП. Аналогичный подход реализуется при планировании ударов по объектам военной авиации. Минимальным уровнем считается поражение авиабаз СБА. Наращивание поражения предполагает удары по другим аэродромам, а также целям, связанным с функционированием авиации. На объект назначается от одного до трех ЯБП.

К объектам класса «пункты хранения ЯБП» отнесены базы хранения «национального уровня». На каждую, учитывая их высокую защищенность, назначается по 8 ЯБП на наземный подрыв. При этом создается радиоактивное заражение местности, исключающее на длительное время любую деятельность на территории объекта, в том числе аварийно-спасательные и эвакуационные работы.

В число предприятий ядерного оружейного комплекса включены федеральные ядерные центры, заводы по производству ЯБП, их компонентов, а также заводы по производству ядерных материалов. На объект назначается 1-5 ЯБП.

Перечень пунктов управления и связи включает пункты высшего государственного и военного управления, элементы систем управления СЯС и силами общего назначения, управления и наблюдения за космическими объектами, а также элементы телекоммуникационной системы. Их основными поражаемыми элементами считаются радиопередающие, радиоприемные и радиолокационные станции, антенные устройства и другие объекты, имеющие низкую стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. В связи с этим для поражения каждого объекта назначается один ЯБП.

В результате внезапного МЯУ ожидается:
– поражение около 93% ШПУ с МБР;
– уничтожение мобильных МБР, находящихся в ППД;
– уничтожение РПКСН, находящихся в базах, и инфраструктуры базирования флота;
– уничтожение самолетов-носителей на аэродромах и инфраструктуры базирования авиации;
– уничтожение всех пунктов хранения с находящимся в них запасами ЯБП;
– уничтожение инфраструктуры разработки и производства ЯБП;
– вывод из строя системы высшего государственного и военного управления.

В 2005 году в составе ОСК появилось Командование космических операций и глобального удара - структура, которая четко определила региональную направленность удара и отделила его от стратегических ядерных операций, а также от крупномасштабных операций без применения ЯО.

На повестку дня встал вопрос пересмотра существовавшей военной доктрины. Новая концепция подразумевает достижение Соединенными Штатами глобального военного превосходства за счет расширения арсенала их вооруженных сил путем создания суперэффективных неядерных средств, способных наносить молниеносные удары по источникам угрозы.

В ноябре 2006 года на саммите НАТО впервые прозвучало предложение о распространении действия статьи 5 Договора о совместной обороне на международную энергетическую политику. НАТО в этом случае придется оказывать помощь любому члену союза, энергетические запасы которого подвергаются внешней угрозе.

В 2007 году принята доктрина, в соответствии с которой в случае возникновения угрозы нападения на США, на американские объекты или на ее граждан за рубежом ВС должны быть способны в течение 60 минут нанести удар высокой мощности и точности по любой точке земного шара с целью нейтрализации таких действий.

В соответствии с доктриной был разработан в 2009 году «План стратегического сдерживания и глобального удара. OPLAN-8010». По сравнению с OPLAN-8044 он содержит «более гибкие варианты гарантий безопасности союзников США, сдерживания и, при необходимости, нанесения поражения противнику в широком спектре чрезвычайных обстоятельств».

Количество ЯБП, применяемых в различных вариантах ударов, составляет от нескольких так называемых «адаптивных ядерных ударах» до более тысячи при МЯУ. OPLAN-8010 включает в себя и варианты неядерных ударов, которые не пересекаются с планами ядерных ударов. Таким образом, несмотря на определенное возрастание роли обычных высокоточных средств поражения в военной политике США, ЯО продолжало рассматриваться не только как инструмент сдерживания противников, но и как средство их решительного разгрома.

В 2009 году на докладе в комиссии Конгресса США было отмечено: «…РФ имеет намерение модернизировать свои базовые платформы для доставки ЯБП, но не имеет для этого технических ресурсов и научного потенциала. В настоящее время работоспособны всего 3 СБ Ту-160 из 15. К 2019 году не останется ни одного летающего экземпляра из-за отсутствия запасных частей. После 2019 года в строю останутся только около 50 СБ Ту-95. Из 8 РПКСН могут выходить в море 4. После 2019 года возможен ввод в строй еще 2 подводных лодок с доведением общего количества до 5-7 работоспособных (при нахождении на боевом дежурстве не более 2-3). Большинство МБР будут сняты с вооружения в 2017-2019 годах в связи с превышением срока гарантии в 2,5-3 раза. Возможно принятие на вооружение до 2019 года до 40 МБР».

МА: В глазах американской военно-финансово-политической элиты Россия медленно деградировала. Правда, она чуть оправилась после развала СССР и кризиса 1998 года. В условиях того времени (несмотря на кризис 2008 года) деградация происходила не так быстро, как хотелось бы иностранной элите.

В 2010 году создано Командование глобального удара ВВС США с включением в его состав всех МБР, бомбардировщиков В-52Н и В-2А (с 2015 года и СБ В-1В). Было сообщено, что назначением Командования глобального удара является «ядерный и обычный удар – ключевой компонент стратегического сдерживания устрашением».

В апреле 2010 года Президент Б.Обама говорил о пересмотре доктрины национальной безопасности США: «…Угроза ядерной войны снизилась до минимального значения… Основной угрозой является ядерный терроризм…». Также говорилось о нераспространении ЯО и ракетных технологий. Россия не упоминалась в списке угроз национальной безопасности США.

В 2010 году в новой стратегической концепции «Активное вовлечение, современная оборона НАТО» особое внимание уделено угрозам, связанным с перебоями энергоносителей и ресурсов в связи с зависимостью от зарубежных поставщиков энергоресурсов (предыдущая концепция НАТО датируется 1999 г.).

МА: «Хищник» залег в засаде (опасения России должны быть усыплены Доктриной Соединенных Штатов, но есть зацепка в доктрине НАТО для применение военной силы).

Вступил в силу Договор СНВ-3 (положения Договора рассмотрим во втором сообщении).
Появилась проблема, делающая использование БР в обычном оснащении при быстром глобальном ударе весьма проблематичным. Договор СНВ-3 ограничивает общее число развернутых БР и не делает различия между ядерным их оснащением или обычным. Оснащение БР наземного и морского базирования обычными боеголовками США могут осуществить только за счет соответствующего сокращения количества развернутых ракет в ядерном оснащении. Такой подход не устроил военно-политическое руководство США, а Россия не пошла навстречу Штатам.

В феврале 2011 года Президент США Б.Обама проинформировал Сенат о том, что следующей целью администрации будет начало переговоров с РФ по ограничениям запасов ТЯО.

В конце 2012 года в СМИ была распространена информация о проведении американскими военными компьютерной игры (КШУ) по отработке навыков нанесения массированных ударов высокоточными обычными вооружениями по вымышленной стране для причинения ей неприемлемого ущерба и принуждения к принятию политических условий, диктуемых США. Целью этих учений была отработка концепции так называемого быстрого глобального удара, согласно которой предполагается поражение важнейших военных, политических и экономических объектов противника с использованием существующих и перспективных образцов высокоточного оружия. Предполагалось, что в результате таких действий страна-жертва лишится возможности нанесения ответного удара агрессору, а разрушение ключевых объектов ее экономики приведет к коллапсу всей государственной системы. Указывалось, что поставленная цель в ходе КШУ была достигнута. Разбор учений показал, что в результате удара по достаточно крупной и высокоразвитой стране с расходом 3500–4000 единиц обычного высокоточного оружия в течение шести часов она понесет неприемлемое разрушение инфраструктуры и лишится способности сопротивляться. Данная «утечка» информации не является случайной и несанкционированной. США недвусмысленно показала всему миру, что появляется качественно новый вид стратегического оружия, которое позволяет решать задачи, ранее возлагавшиеся исключительно на ядерные силы. Фактически американцы предприняли попытку реализовать концепцию «бесконтактной войны». На качественно новом техническом уровне они стремятся сделать то, что не удалось совершить в XX веке: только воздушными ударами достигнуть политических целей в крупном военном конфликте.

3 мая 2012 года начальник ГШ РФ Н.Макаров отметил: «Учитывая дестабилизирующий характер американской системы ПРО, т.е. создание иллюзии возможности нанесения массированного поражающего удара с полной безнаказанностью, может быть принято решение об упреждающем развертывании ударного вооружения РФ, если ситуация станет угрожающей».

В 2012 году на докладе в Конгрессе США говорилось: «…Речь идет о планирующихся реформах в ВС РФ и масштабном перевооружении… О планах разработки и поставки вооружения до 2020 года в основном в интересах СЯС». Экспертами был сделан вывод о том, что после 2020 года в случае войны [с Россией], она нанесет США неприемлемый ущерб даже если в войну не вступит КНР.

Учения ВС РФ в феврале 2013 года стали самыми масштабными за 20 лет и продемонстрировали рост уровня боеготовности СЯС, частей 12 ГУ МО (при транспортировании и работах с ЯО). Американцы не ожидали этого и были ошеломлены масштабами перевозки ЯБП и уровнем подготовки личного состава. Командующий РВСН Н.Соловцев отмечал: «Уровень боевой готовности ракет не менее 96%. Пуск возможен через несколько десятков секунд...» Эксперты уточнили, что готовность мобильных комплексов МБР несколько ниже.

8 марта 2013 года в СМИ США снова упоминается о концепции быстрого глобального удара: «…С окончанием развертывания сил и получения доклада об уничтожении РПКСН и АПЛ РФ в море авиация и надводные корабли переводятся в полную готовность. Начинается этап нанесения ракетного удара, в котором только с морских носителей производится пуск 3504 крылатых ракет по стратегическим целям на территории РФ. Ожидаемая успешность пусков составляет 90%».

МА: вероятно, имеется в виду поражение целей, а не благополучный старт ракет. По опыту ракетного удара в Сирии этот процент несоизмеримо ниже))) Также американцы считают, что смогут при ВГУ уничтожить до 90% ядерного потенциала Китая. Вероятно, американцы пытаются запугать противника, дезориентировать его, заставить отказаться от каких-либо действий. В идеале, Соединенные Штаты стараются заставить противника капитулировать, даже не вступая с ним в реальную схватку.

В июне 2013 года выходит Директива №24 «Стратегия применения ЯО США». В документе выражена серьезная озабоченность в связи с проводимой в России модернизации имеющихся и разработкой перспективных СНВ. Группа американские экспертов просчитала минимальное количество ЯБП МБР и БРПЛ, которыми Россия может поразить при ответном ударе территорию США: если РФ будет наносить удар по американским городам, то после удара 37 боевыми частями до 115 млн. человек (количество погибших спустя некоторое время не оценивалось). Это связано с тем, что 80% американского населения проживает на восточном и западном побережье. Поэтому российские ракеты могут уничтожить всю жизнь на этих густонаселённых прибрежных полосках. Население же России составляет лишь половину американского, но оно разбросано по огромной территории, так что во многих районах проживания люди могут выжить и при первом, и при втором ядерных ударах.
МА: Интересный вопрос: эксперты предлагают нам уничтожить больше населения, чтобы не кормить их или нет?

28.06.13 г. Д.РОГОЗИН отметил: «…США могут за несколько часов уничтожить до 80-90% нашего ядерного потенциала… Противостоять подобной угрозе можно, лишь создав «автономные вооружения», не зависящие от современных телекоммуникационных технологий».
МА: За последние полтора года появилось много информации по дронам различного назначения, которые испытываются для нужд ВС РФ.

Март 2014 года. Первая задача ОСК США состоит в том, чтобы «поддерживать в готовности и вводить в действие по стратегическому (ядерному) сдерживанию устрашением план войны страны. Стратегическое сдерживание устрашением включает в себя не только несение боевого дежурства СЯС, выполнение демонстративных операций по стратегическому сдерживанию устрашением, разработку и поддержание в готовности планов ядерных операций, но и ввод в действие этих планов с применением СЯС по вариантам выборочного, основного нападения или чрезвычайного реагирования в ядерной войне.

В июне 2014 года МО США проводило КШУ по военному конфликту между Россией и НАТО с использованием обычных вооружений. Результаты оказались удручающими. В случае, даже если все имеющиеся войска НАТО (включая США), размещённые в Европе, будут переброшены на Балтику (в том числе 82-я воздушно-десантная дивизия, которая должна быть готова выступить в течение 24 часов), в конфликте НАТО проиграет. «У нас просто нет таких сил в Европе. Затем дело ещё и в том, что у русских лучшие в мире ракеты земля-воздух, и они не боятся использовать тяжёлую артиллерию», – объяснил один из генералов армии США. Победа России оказалась не единственной. Американцы проводили учения несколько раз, с различными сценариями, благоприятными для НАТО. Но всегда с тем же выводом. Русские оказывались непобедимы.
МА: Возможно, это была «Страшилка», сознательно сброшенная в СМИ, с целью увеличения численности войск НАТО в Европе (в т.ч. в Прибалтике).

В ноябре 2014 проводится новое КШУ «Bear Spear» («Рогатина на медведя»), легендой которых стало опробование концепции Быстрого глобального удара. По оценкам американских военных эти учения были одними из самых крупных в 2000-х годах. Рассмотрим их подробнее.

По сценарию учений события развивались следующим образом. Существует некое Евроазиатское государство по названию «Usira», которое располагается на территории России. Указанное государство отказывается поставлять в Евросоюз энергоносители, используя их для политического шантажа. ВМС Usira блокировало флот НАТО, который вышел для военной помощи «третьему государству» в спорной акватории.
МА: Где блокирован был флот НАТО? Такой район при желании НАТО может найти в Черном или Балтийском море, или в акватории Северного морского пути.

В Северном государстве проходят массовые антиусирийские протесты (МА: вероятно, это Прибалтика с массовыми максимально жесткими мерами против русскоговорящего населения).

Usira угрожает применением военной силы для защиты этих граждан. Войска НАТО вынуждены перейти к более активным действиям. США наносят массированный удар по Usira высокоточными КР по стационарным ракетным шахтам противника, частично по местам дислокации мобильных ракетных установок и по военным управляющим центрам, включая разнесенные в пространстве засекреченные и заглубленные командные пункты стратегических и обычных ВС. Используются проникающие боевые части КР (в обычном оснащении), противобункерные бомбы В61-11 и минимальное количество других ЯБП малой мощности.

Однако, в ходе имитации атаки с максимально реалистичными условиями США получили неприемлемый ущерб вследствие трех основных причин.

Первой из них явилась агентурная работа противника на территории США, в ходе которой ему стало известно о возможности проведения такой операции. Однако агентуре (МА: так считалось по сценарию) не были известны ни причины, побуждающие к ее началу, ни точное количество и тип задействованных вооружений. Противник, несмотря на недостаток информации, смог провести подготовку средств ПРО и ПВО, мобилизационных и эвакуационных ресурсов, защитных сооружений и СЯС.

Второй причиной стало существование системы, недоступной для поражения противобункерным оружием (включая носители ЯБП) и сил специального назначения. После высокоточного удара система произвела запуск командных ракет (так называемая система «Мертвой руки»), передавших команды на использование оставшимся в строю СЯС (около 30% начального состава). Использование противником ракетно-ядерного оружия с нынешними характеристиками, по оценкам аналитиков США, позволило прорвать систему ПРО и уничтожить как инфраструктуру и военные объекты, так и около 100 млн. гражданского населения США. Как централизованное государство США перестали бы существовать, утратив 4/5 всей гражданской и промышленной инфраструктуры. Хуже было только в Европе, где уровень разрушений достиг 90% (МА: спустя некоторое время люди в Европе, возможно, останутся только в отдельных районах Испании и Португалии).

Основную роль сыграл подводный флот России, несмотря на уничтожение его значительной части в открытом океане (около 1/3). Наиболее разрушительными стали залпы РПКСН противника, в т.ч. произведенные с Северного полюса и вблизи территорий США. Ущерб мобильным комплексам РВСН составил около 10%.

Третьей причиной стало использование противником специальных групп и средств, позволивших через десяток минут после начала операции атаковать и нарушить работу общественных, государственных и специальных компьютерных систем, контролирующих транспортную, финансовую и энергетическую деятельность США.

В обзоре отмечается, что проанализированная тактика и стратегия атаки в итоге привела к массированному ракетно-ядерному обмену между Usira и США, в результате которой оба государства получили неприемлемый ущерб. Общее количество погибших в течение года в результате операции и ответного удара превысило 400 млн. человек. По неофициальным данным в ядерную войну оказалась вовлечена КНР, по которой США нанесли ослабляющий превентивный ядерный удар. Количество погибших жителей КНР не оценивалось.

В быстром глобальном ударе США планируют использовать перспективные гиперзвуковые ракеты Х-51А. Испытания этой ракеты не закончены. Поэтому появление гиперзвуковых ракет на вооружении можно ожидать не скоро. Таким образом, в среднесрочной перспективе каких-либо принципиально новых систем оружия для достижения оперативно значимого эффекта в рамках концепции ВГУ армия США в достаточном количестве не получит. Поэтому США в ближайшем будущем при планировании ВГУ могут опираться на КРМБ, на КРВБ, на стратегическую, тактическую и палубную авиацию.

Национальная военная стратегия США-2015: «Некоторые страны пытаются нарушить ключевые положения международного права…, что создает угрозу национальной безопасности США». В списке «некоторых стран» присутствует наша страна – Российская Федерация. В то же время в документе отмечается, что вероятность развязывания крупномасштабной войны с применением ЯО и участием США незначительна. РФ и США более не являются противниками.

16 июня 2015 года Верховный Главнокомандующий В.В.Путин в докладе об объеме поставляемой военной техники в ВС РФ сказал: «…Так, в текущем году состав ядерных сил пополнят более 40 новых МБР…».
(МА: Речь идет о плановой замене МБР, у которых истекал гарантийный срок. Ранее производилось в год около 20-30 МБР.)

В ответ на эти слова Главнокомандующий силами НАТО в Европе Ф.Бридлав заявил: «…Россия ведет себя как безответственная ядерная держава. Риторика, разжигающая напряженность в ядерной сфере, не является ответственным поведением, и мы призываем ядерные державы обращаться с данным типом вооружения более ответственным образом».
(МА: И эти слова сказаны после учений «Рогатина на медведя», которые показали, что наличие мощных СЯС у России могут сдержать агрессора. Им бы очень хотелось бы, чтобы вместо ракет мы производили танки, самолеты и другое обычное вооружение).

20 сентября 2015 года представить МО США заявил: «Новый план войны с Россией делится на две части. Одна предусматривает сценарий действий при нападении РФ на одну из стран-членов НАТО. Вторая предполагает атаку российской армии за пределами стран альянса. Обе версии сосредотачивают внимание на возможности российского вторжения в страны Балтии, как наиболее вероятном фронте потенциального вооруженного конфликта.
(МА: Американцы определили жертвенных мелких рогатых животных для начала военного конфликта).

18 ноября 2016 года В.В.Путин: «Наша задача - эффективно нейтрализовать любые военные угрозы безопасности России. В том числе связанные с созданием стратегической ПРО, реализацией концепции глобального удара и ведением информационных войн». С 7 по 17 февраля стратегическим командованием США проведено КШУ «Global Lightning 17», которые стали самыми масштабными за последние годы. На учениях военные отрабатывали сценарий с перерастанием локального конфликта на европейской территории в глобальную войну. Условный противник - безымянная ядерная держава, против которой США задействовали свои стратегические силы.

(МА: Этим условиям соответствует только одна страна – Российская Федерация). У Пентагона была цель отработать действия своих сил и их взаимодействие с союзниками в случае конфликта с ядерной державой на европейском театре военных действий. Параллельно проходили КШУ «Austere Challenge 17», по сценарию которых европейцы защищались от внешней агрессии при помощи обычных вооружений.

Учения «Global Lightning 17» отрабатывали сценарий, когда обычным оружием остановить врага не удалось и пускается в ход ЯО. Военные США совместно с коллегами из Австралии, Канады, Дании и Великобритании использовали разные варианты событий: наносили ответный ядерный удар и обезоруживали агрессора превентивным ядерным ударом. Суть же не менялась - конфликт в Европе перерастал в глобальную войну ядерных держав. В Глобальную ядерную войну против США оказались втянуты три страны: Россия, КНР и Иран. По объявленным результатам учений, войну выиграли США. Одновременно тренировалось командование космическими операциями, которое отрабатывало отражение атак на космические системы США и союзников.
МА: Выиграть одновременно ядерную войну против России, Китая и Ирана - это вопрос интересный… Что-то в этом есть… Возможно, нашли какое-то решение «стравить» РФ и КНР? В настоящее время существуют три великих державы: США, КНР и РФ. Ядерная война любых двух между собой (без участия третьей страны) должна привести к значительному усилению третьей страны, которая и выиграет в третьей Мировой войне. Поэтому РФ и КНР, понимая это, НИКОГДА не будут воевать друг с другом до тех пор, пока существует США (если американцы через третьи круги не проведут некую масштабную провокацию. Думаю, мудрости у руководства РФ и КНР при любом развитии событий хватит, чтобы не поддаться на нее). Возможно, что США начнут одновременно внезапную ядерную войну (включая ВГУ) и с РФ и с КНР.

Начальник штаба американских ВВС Д.Голдфин сообщил на встрече с журналистами: «Я ожидаю, что у нас будет пересмотр ядерной доктрины... Я действительно считаю, что у нас будет дискуссия по ЯБП по всем составляющим ядерной триады, их мощности и требуемом числе, а не только по средствам доставки».
МА: Вероятно, оказалось мало носителей и ЯБП для войны против РФ, Китая и Ирана.

27 апреля 2017 года представитель ГШ РФ заявил о том, что США готовятся к внезапному ядерному удару по России. Американские базы ПРО в Европе и противоракетные корабли вблизи российской территории «создают мощный скрытый компонент» для возможного ракетно-ядерного удара. Сегодня такие разработки ведутся, создаются системы, которые, как считает Пентагон, позволят нанести мгновенный глобальный удар с высокой точностью с орбиты, уничтожив наши пункты управления. Поэтому Россия будет принимать меры, чтобы обезопасить себя от воздействия как средств мгновенного глобального удара, так и средств ПРО… Противник намерен вывести значительную часть российских СЯС из строя. А если Россия остатками своего ядерного потенциала решится на ответный удар, то тогда американцы надеются перехватить ракеты на старте и на орбите – тем нейтрализовать удар по Америке».
Не стоит нашим противникам забывать, что в соответствии с военной доктриной РФ оставляет за собой право применить ЯО в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

На вопрос журналиста о времени, необходимом для уничтожения США, В.В.Путин ответил: «…При желании Россия способна уничтожить США за тридцать минут. И даже меньше».
МА: США на многочисленных вариантах развития событий быстрых глобальных ударов и МЯУ тщательно прорабатывают планы ВГУ по территории РФ, КНР и Ирана. Главная задача: уничтожить потенциал указанных стран. При ответном ударе возможно уничтожение инфраструктуры и населения Европы (включая Великобританию). Странно, что это не беспокоит ни военно-политические круги США, ни ЕС, ни правительства европейских стран, ни международную общественность)))

ВКС России

Разработанные планы США о глобальных ударах КР по стратегическим объектам РФ (не исключающие переход к МЯУ) и их регулярное уточнение по результатам КШУ должны выставлять определенные задачи к ВКС России.

ВКС России включает в себя войска ВВС, войска ПВО и ПРО, Космические войска.

Количество истребителей и перехватчиков в составе ВВС на начало 2017 года составляло: 60 единиц Cу-27/УБ, 61 Су-27СМ2/СМ3, свыше 84 Су-30СМ/СМ2, свыше 60 Су-35С, 154 МиГ-29С/СМТ/М2/УБТ, до 150 МиГ-31/Б/БС/БМ/БСМ.

Наиболее эффективными авиационными комплексами при борьбе с СБ и КР являются самолеты оперативно-тактической авиации типа МиГ-31. Модернизация самолетов МиГ-31 осуществляется НАЗ «Сокол». В рамках договоров с МО должны до 2019 года пройти модернизацию 113 самолетов (к началу 2017 прошли модернизацию 97, из них один потерян).

В составе ВКС состоят следующие структурные объединения:
- 4 Краснознаменная армия ВВС и ПВО Южного военного округа (51 дивизия ПВО (Ростов-на-Дону), 31 дивизия ПВО (Севастополь), 1 гвардейская смешанная авиадивизия (Крымск), 4 смешанная авиадивизия (Мариновка), 27 смешанная авиадивизия (Мариновка) и другие части);
- 6 Ленинградская Краснознаменная армия ВВС и ПВО (2 краснознаменная дивизия ПВО (Санкт-Петербург), 32 дивизия ПВО (Ржев), 105 гвардейская смешанная авиадивизия (31 самолет МиГ-31) и другие части);
- 11 Краснознаменная армия ВВС и ПВО (25 дивизия ПВО (Комсомольск-на-Амуре), 26 дивизия ПВО (Чита), 93 дивизия ПВО (Владивосток, Находка), 303 гвардейская смешанная авиадивизия (20 самолетов МиГ-31Б/БС) и другие части);
- 14 Краснознаменная армия ВВС и ПВО (76 дивизия ПВО (Самара), 41 дивизия ПВО (Новосибирск), и другие части (56 самолетов МиГ-31Б/БС/БМ/БСМ);
- 45 армия ВВС и ПВО (1 дивизия ПВО (Кольский полуостров), 100 отдельный корабельный авиаполк, 98 смешанный авиаполк (20 самолетов МиГ-31БМ) и другие части).

Комплексы ПВО также находятся в составе дивизии береговой обороны ВМФ РФ (полуостров Камчатский). Следует отметить, что авиация ВМФ по состоянию на 2016 год имела 32 самолета МиГ-31Б/БС/БМ. На 2016 год в ПВО РФ числилось 125 дивизионов типа С-300 (1500 ПУ). На 2017 год в ПВО РФ числилось в составе 38 дивизионов С-400 (304 ПУ). В этом году ожидается поставка еще 8 дивизионов.

В составе 45 армии ВВС и ПВО в 2018 году будет сформирована новая дивизия ПВО. Новое соединение прикроет границу от Новой Земли до Чукотки. Зенитно-ракетные и радиотехнические полки дивизии смогут обнаруживать (МА: в большей степени – обнаружить противника и прикрыть только отдельные направления) и уничтожать самолеты, КР и беспилотные летательные аппараты. После заступления на боевое дежурство полков новой дивизии будет создано сплошное радиолокационное поле вокруг границы нашей страны. (МА: Вероятно, будет усилена авиационная составляющая на этом участке).

Усиливается группировка российских войск и средства ПВО в зоне Курильских островов. По мнению командующего Восточным ВО С.Суровикина: «Стоит задача по развертыванию группировки на островах Курильской гряды. Она связана с необходимостью обеспечить безопасность воздушной, надводной и подводной сферы. Войска округа должны создать огневой щит для прикрытия Восточного стратегического направления». На островах размещена группировка сухопутных сил, размещены комплексы «Бал» и «Бастион», имеются комплексы РЭБ, ПВО «Бук» и «Тор-М2У». Нельзя исключать возможность в недалеком будущем появления систем С-300 (МА: когда-нибудь, может, и С-400?). В соответствии с заявлением МО С.Шойгу – ТОФ необходимо изучить возможность перспективного базирования на островах кораблей. Ранее говорилось о намерении разместить на островах базу подводных лодок (конечно же, дизельных).

Определенные задачи по обнаружению самолетов противника могут решать и станции дальнего радиолокационного обнаружения из состава системы предупреждения о ракетном нападении России. В настоящее время эксплуатируются следующие станции дальнего радиолокационного обнаружения:
- «Воронеж-М» - Лехтуси (Ленинградская область) – охватывает диапазон от Марокко до Шпицбергена;
- «Воронеж-ДМ» - Армавир – охватывает диапазон от Южной Европы до Северного побережья Африки;
- «Воронеж-ДМ» - Пионерский (Калининградская область) – охватывает всю Европу (включая Великобританию);
- «Воронеж-М» - Усолье-Сибирское (Иркутская область) – охватывает территорию от Западного берега США до Индии;
- «Воронеж-ДМ» - Енисейск – охватывает северо-восточное направление;
- «Воронеж-ДМ» - Барнаул – охватывает юго-восточное направление.
(МА: Развернутые комплексы ПВО (ПРО) на территории РФ, боевое патрулирование самолетов ВВС (в угрожаемый период) решают основные задачи, но в числе прочих обеспечивают защиту указанных станций. Пока не поражены станции – самолетам вероятного противника будет проблематично принять участие в ВГУ.)

В объединенную систему ПВО государств-участников СНГ входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
На вооружении ВВС и войск ПВО Республики Беларусь стоят два дивизиона: С-400 и 16 дивизионов С-300. Имеются комплексы "Бук" и "Тор-М2Э". Истребительная авиация представлена 20 современными самолетами типа МиГ-29. Рассматривается возможность закупки новых истребителей типа Су-30.
Основу Сил воздушной обороны Республики Казахстан составляют 25 дивизионов С-300. Имеются дивизионы С-200 и С-125, несколько десятков истребителей МиГ-29 и Су-27 разных модификаций, 6 Су-30СМ и 25 МиГ-31/БМ.
Небо Таджикистана прикрывают системы С-125 и С-75.
Киргизия имеет на вооружении системы С-125 и С-75. В составе ВВС числится 20 истребителей МиГ-21. На территории Киргизии развернута российская 999 авиабаза Кант, на которой базируются штурмовики Су-25. В рамках учений были переброшены на базу самолеты Су-24 (при необходимости могут быть переброшены и истребители).
На вооружении ВВС Узбекистана имеются истребители МиГ-29 и Су-27.
На вооружении ВВС Армении имеются пять батальонов ЗРК С-300ПС и "Бук-М2". На территории Армении расположена 102 российская военная база (Гюмри). На ней размещен 988 зенитно-ракетный полк, оснащенный комплексом С-300В. На базе базируются истребители типа МиГ-29.
На территории Абхазии располагается 7 российская военная база, которую прикрывает зенитно-ракетный комплекс С-300.

В Сирийской Арабской Республике расположена российская авиабаза (Хмейним) и пункт материально-технического обеспечения (Тартус). Оба объекта прикрыты комплексами ПВО (С-400 и С-300) ВКС РФ. Для усиления ПВО могут быть увеличено количество ЗРК ВКС РФ и осуществлена поставка 6 дивизионов С-300 в рамках Договора 2010 года. Создана объединенная система ПВО САР, частей ВКС РФ и надводных кораблей ВМС РФ (при их наличии).

Система НОРАД США

Система НОРАД включает в себя системы наземного наблюдения, система предупреждения, аэростатных постов, загоризонтальных РЛС, самолетов ДРЛО. Имеются районы ПРО на Аляске и Калифорнии (возможно, будет создан новый район ПРО на Восточном побережье США). На 2016 год развернуты 7 батарей (по 3 ПУ) системы THAAD. ПВО обеспечивают самолеты F-15, F-16, F-22 США и CF-18 Канады.

На континентальной части США имеется:
- в составе Национальной гвардии имеется 21 зенитно-ракетный дивизион (около 480 ПУ Пэтриот, 700 ПУ Авенджер);
- в составе армии имеется два полка ПВО THAAD;
- в районе Вашингтона - один дивизион NASAMS (3 ПУ).

Прикрытие континентальной части США планируется осуществлять также при использовании надводных кораблей, оснащенных системой ПРО.
Следует отметить, что особенность системы наведения и управления перехватчиков ПРО имеет, скажем так, конструктивный дефект. Но об этом поговорим в одной из следующих статей

Накануне.RU | В Пентагоне сообщили, что приступили к созданию перспективных комплексов мгновенного глобального удара. Такой шаг американской стороны чреват началом нового витка гонки вооружений, а также нарушает глобальный баланс стратегических сил. Более того, средства такого удара уже частично есть на вооружении Пентагона, а .

Эта тема обсуждалась на российско-китайском брифинге по ПРО на полях Генассамблеи ООН. Представитель Минобороны РФ Александр Емельянов рассказал, что Пентагон реализует "концепцию совместного использования наступательных и оборонительных вооружений". По его словам, "в неядерном оснащении эти комплексы должны решать те же задачи, что сегодня возложены на стратегические ядерные силы". Разработка комплексов идёт параллельно с совершенствованием систем ПРО, эффективность которых, по мнению Емельяненко, значительно возрастёт после "разоружающего" удара по объектам российских и китайских стратегических ядерных сил.

Как сообщает портал "Ванъи синьвэнь", со стороны КНР в брифинге принимал участие заместитель командира Объединённого комитета начальников штабов Центрального Военного Совета Чжоу Шанпин, отметивший, что развитие противоракетной обороны без учёта интересов других стран подорвёт глобальный стратегический баланс, приведёт к конфронтации и, возможно, даже к гонке вооружений. Развитие противоракетной обороны должно ограничиваться рамками международного права.

Чжоу напомнил также об ущербе интересам безопасности Китая и России от размещённых в Южной Корее систем ПРО THAAD и призвал США и Южную Корею отменить неправильное решение и вывести их из региона. Кроме того, китайское издание отмечает, что данный брифинг – уже третье совместное мероприятие двух стран, посвящённое вопросам ПРО.

О том, какие угрозы отечественной безопасности несут новые американские разработки, когда стоит ожидать их появления и каков возможный ответ России и Китая, в интервью Накануне.RU рассказал директор Центра анализа мировой торговли оружием, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

Вопрос: О каком оружии для мгновенного глобального удара идёт речь, что известно об этом?

Игорь Коротченко: Речь идёт обо всём комплексе тех высокоточных средств поражения, который сейчас разрабатывается в США. Мы также не можем исключать, что частично ряд американских межконтинентальных баллистических ракет будет выполнять функции первого мгновенного удара путём их переоснащения с ядерных боевых частей на обычные. Также это крылатые ракеты "Томагавк", плюс появление новых средств нанесения ударов из космоса, на базе испытываемых сейчас в США мини-шаттлов военного назначения Х-37В, не будем забывать про появление гиперзвуковых ударных средств поражения и их носителей.

США сегодня активно реализуют все компоненты этой программы, и угроза, о которой сказали, будет вполне реальной для нашей страны. Необходимы соответствующие меры парирования.

Вопрос: В чем оно может выражатся?

Игорь Коротченко: Парирование заключается в создании эшелонированной системы воздушно-космической обороны России на базе информационных систем, которые будут обнаруживать факт нанесения американцами такого удара и концентрации носителей, и отражать этот удар. Это будет огневая подсистема воздушно-космической обороны на базе С-400 и перспективных С-500, способных, говорю в данном случае про С-500, осуществлять перехват даже в ближнем космосе.

Вопрос: На каком уровне разработки могут находиться эти технологии в США?

Игорь Коротченко: Американцы уже сегодня обладают такими системами частично, например, это те же самые "Томагавки". Что касается возможности переоснащения части межконтинентальных баллистических ракет на обычные боеголовки, это тоже может быть сделано, хотя станет очень провоцирующим шагом со стороны США, и здесь мы рассчитываем на какие-то консультации с Вашингтоном, чтобы этого не произошло или не было бесконтрольным.

А появление гиперзвуковых ударных средств и спутниковых систем многоразового использования – сейчас эти программы активно отрабатываются, и уже через пять-восемь лет могут стать реальностью, соответственно, у нас, исходя из тех прогнозов, которые делает наша разведка по программам США, задаются соответствующие контр-работы, в частности, это создание С-500.

Сообщалось, что "Алмаз-Антей" находится на заключительном этапе разработки перспективной системы С-500, все её элементы в ближайшее время будут испытаны, проверены в рамках реальных полигонных испытаний, после чего будет принято решение о серийном производстве. Параллельно с этим развиваются компоненты систем обнаружения в виде РЛС, способных контролировать все без исключения ракетоопасные направления.

Вопрос: Это та гонка вооружений, о которой говорил на брифинге китайский представитель?

Игорь Коротченко: Разумеется, если американцы начинают создание систем вооружения, которые они размещают в космосе, это вызовет ответную реакцию других стран, прежде всего России и Китая. Американцы провоцируют, тем самым, новый виток гонки вооружений.

Вопрос: То, что такое заявление сделано на российско-китайском брифинге – свидетельство взаимодействия Москвы и Пекина в области ПРО?

Игорь Коротченко: Это означает, что Россия и Китай выступают с совместной позицией относительно американских планов. Но каждая страна будет защищать себя самостоятельно. Другое дело, что Россия и Китай координируют и в определённой степени согласуют свою позицию, возможны какие-то совместные учения. Могут появиться и политические условия, на базе которых дальше будут определяться совместные военные программы. Но пока речь идёт чисто о дипломатических мерах реагирования со стороны Москвы и Пекина на планы США.

Полковник О. Оберстов

Со времен окончания "холодной войны" руководство Пентагона уделяет пристальное внимание поиску путей обеспечения вооруженных сил США способностью наносить удары обычными средствами поражения на стратегическую дальность. После реорганизации системы передового присутствия национальных ВС в 90-х годах прошлого столетия эксперты американского военного ведомства пришли к выводу о том, что новые подходы к дислокации войск на удаленных ТВД не позволяют эффективно нейтрализовать обычными средствами внезапно возникающие угрозы глобальным интересам Соединенных Штатов, источники которых расположены вне зоны досягаемости передовых группировок.

В этой связи в подготовленном в 2001 году Пентагоном "Обзоре современного состояния и перспектив развития ядерных сил США" была впервые документально зафиксирована потребность национальных ВС в планировании комплексного применения высокоточных ударных средств в обычном снаряжении и стратегических ядерных сил. Кроме того, американское военное ведомство в этом же году приступило к обоснованию необходимости создания "нового класса оружия большой дальности", которое позволило бы снизить зависимость Соединенных Штатов от ядерного арсенала при решении задач сдерживания вероятного противника.

Впоследствии данный вопрос периодически поднимался в различных доктринальных документах, включая "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США", разрабатываемый министерством обороны каждые четыре года.

В частности, в 2003 году в специальном докладе МО страны по вопросам совершенствования доктрины национальных ВВС было отмечено, что "быстрое проецирование силы (посредством применения оружия) с континентальной части США приобрело доминирующее значение в национальной военной стратегии. В мае того же года министерство ВВС инициировало целевую программу разработки перспективных неядерных средств для нанесения мгновенных глобальных ударов (МГУ). В соответствии с предъявляемыми требованиями данные системы оружия должны обеспечить поражение целей, находящихся в любой точке мира, в течение 1 ч с момента принятия решения президентом или министром обороны без задействования группировок войск передового базирования. Наличие таких систем оружия будет способствовать решению задач сдерживания, а при необходимости обеспечит уничтожение особо важных объектов, а также целей, ликвидация которых критична по времени 1 на всех этапах вооруженного конфликта.

Первоначально предполагалось, что первые перспективные ударные комплексы поступят в ВС США в течение нескольких лет после начала их разработки и будут востребованы как на этапе резкого обострения обстановки, так и в ходе эскалации вооруженного конфликта. При этом жесткие временные параметры "мгновенного глобального удара" обусловливались необходимостью упреждать применение противником новейших средств маскировки, а также мобильностью ряда важных целей.

Пентагон в 2006 году в очередном "Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития ВС США" расширил трактовку МГУ. В документе было подчеркнуто, что "американским вооруженным силам необходимо обладать способностями по поражению стационарных, укрепленных, заглубленных и мобильных целей с повышенной точностью в любой точке земного шара и в кратчайшие сроки после получения приказа от президента США". Кроме того, в обзоре декларировалось намерение использовать для нанесения мгновенных глобальных ударов баллистические ракеты подводных лодок "Трайдент-2", оснащенных неядерными головными частями 2 .

Во "Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития ВС США" 2010 года отмечалось, что "расширенные возможности Пентагона по нанесению МГУ повысят эффективность противодействия растущим угрозам передовому присутствию американским ВС, а также обеспечат потребность национальных вооруженных сил в глобальном проецировании силы". Кроме того, в этом документе подчеркивалась насущная необходимость продолжить разработку прототипов ударных средств стратегической дальности, отвечающих требованиям "мгновенного глобального удара".

В настоящее время в США нет отдельного законодательного акта, регламентирующего вопросы создания и применения средств МГУ. Реализация программы регулируется решениями конгресса в рамках ежегодных законов об ассигнованиях на национальную оборону.

В соответствии с действующими доктринальными документами Пентагона единая целевая программа "Мгновенный глобальный удар" является составным элементом и одним из наиболее перспективных направлений реализации оперативно-стратегической концепции "Глобальный удар". Эта концепция представляет собой систему взглядов на совершенствование возможностей национальных вооруженных сил по нанесению высокоточных ударов по критически важным целям в кратчайшие сроки (в течение 72 ч с момента получения приказа) и на большой дальности с применением ограниченного наряда средств поражения в ядерном и обычном снаряжении, а также посредством космических, информационных и специальных операций.

В рамках программы МГУ в США отрабатываются технологии стратегических высокоточных средств поражения с принципиально новыми боевыми возможностями. Наибольший приоритет имеют разработки в области гиперзвукового (обладающего скоростью полета, превышающей скорость звука в пять раз и более) управляемого оружия, которое обладает рядом следующих преимуществ: малое подлетное время; высокая эффективность применения против защищенных стационарных объектов; расширенные возможности по уничтожению подвижных целей; низкая уязвимость из-за отсутствия возможностей перехвата гиперзвукового оружия современными и перспективными средствами ПВО и ПРО.

Кроме того, в Пентагоне особо подчеркивают, что перспективные гиперзвуковые комплексы не являются предметом рассмотрения действующего договорного режима об ограничении вооружений.

Высокопоставленные представители военного ведомства США неоднократно заявляли о том, что в случае необходимости мгновенные глобальные удары могут наноситься по военно-политическому руководству, важнейшим органам государственного и военного управления, объектам по производству и хранению, а также средствам доставки ОМП противника.

По оценкам американских экспертов, в случае успешного завершения программы МГУ целями перспективного гиперзвукового оружия могут стать до 30% объектов противника, поражение которых в настоящее время планируется ядерным оружием. Вместе с тем представители Пентагона полагают, что разрабатываемые гиперзвуковые комплексы не заменят ядерное оружие, а будут служить дополнительным инструментом сдерживания и разгрома противника на удаленных ТВД без развертывания группировок американских войск передового базирования.

Наряду с громкими заявлениями высокопоставленных представителей Пентагона о том, что гиперзвуковые ударные комплексы станут "идеальным оружием" ряд влиятельных американских исследовательских центров считает, что реализация программы сопряжена с существенными рисками, ограничениями и проблемами.

В частности, исследовательская служба конгресса США в одном из своих докладов отметила, что применение гиперзвуковых ударных средств в конфликте с противником, обладающим ядерным оружием, может привести к неконтролируемой Вашингтоном эскалации военных действий.

Особую обеспокоенность американских экспертов вызывает тот факт, что противник может расценить мгновенный глобальный удар как ядерное нападение. Кроме того, использование планирующих гиперзвуковых ударных средств с траекторией полета, отличающейся от баллистической, может стать причиной неверной оценки третьей стороной возможного района их падения и послужить поводом для вовлечения в конфликт государств, изначально в нем не участвовавших.

У Пентагона пока нет каких-либо конкретных планов развертывания средств МГУ. Однако в перспективе в случае преодоления технологических проблем и принятия на вооружение новых ударных гиперзвуковых вооружений планируется скорректировать оперативные планы объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США, отвечающего за планирование, организацию и осуществление глобальных ударов.

Вместе с тем задача разработки форм и способов боевого применения перспективных средств МГУ уже возложена на центр анализа способов ведения боевых действий ОСК (Далгрен, штат Виргиния). Данная структура оснащена современными системами моделирования боевой обстановки, которые позволяют исследовать личные варианты нанесения мгновенных глобальных ударов и вырабатывать оптимальные решения по использованию перспективных гиперзвуковых вооружений.

Исследования, эксперименты, технологические разработки и испытания в рамках программы МГУ охватывают самые различные аспекты создания гиперзвукового оружия. Значительное число проектов было закрыто после достижения определенных результатов либо признания их неудачными.

Так, ВМС США с конца 1990-х годов изучали возможность оснащения ракет "Трайдент-2" высокоточными боеголовками в обычном снаряжении. Несмотря на удовлетворительные результаты летных испытаний экспериментальных образцов таких боеголовок в 2000-х годах (были разработаны на средства фирмы "Локхид-Мартин"), этот проект не получил поддержки в конгрессе. Также предпринимались попытки разработки неядерных стратегических средств для поражения стратегических целей и использования в локальных конфликтах. Так, в 2005-2006 годах велись НИОКР по баллистической ракете морского базирования с дальностью стрельбы до 5 500 км.

Управление перспективных исследований министерства обороны США в 2010-2011 годах в рамках проекта "Арк-лайт" изучало возможность создания на основе противоракет типа "Стандарт-3" высокоточной неядерной системы ударного оружия для поражения наземных целей на дальности до 3 500 км. В настоящее время эти работы не финансируются.

До 2011 года значительное внимание уделялось проекту CSM (Conventional Strike Missile), предусматривавшему создание неядерной МБР (на базе снятой с вооружения ракеты MX). В рамках данного проекта отрабатывалось средство доставки HTV-2 (Hypersonic Test Vehicle). В 2010 и 2011 годах проведены два его летных испытания с использованием ракеты-носителя "Минотавр-4", в результате которых вскрылись серьезные проблемы, связанные с обеспечением управляемости аппарата и стойкости его теплозащитного покрытия. Из-за этого финансирование этих работ существенно снижено и дальнейшие испытания аппарата HTV-2 пока не планируются.

В настоящее время приоритетный характер носит отработка технологий гиперзвукового планирующего средства доставки боевой нагрузки AHW (Advanced Hypersonic Weapon), запускаемого с помощью многоступенчатой ракеты-носителя. Проведены два испытания - успешное в 2011 году на дальность около 3 800 км и неудачное в 2014-м. Очередной летный эксперимент по проекту AHW запланирован на 2017 год, четвертый - на 2019-й.

Кроме того, с 2014 года реализуется проект TBG (Tactical Boost Glide), в рамках которого изучается возможность создания гиперзвуковой системы оружия для использования в составе ракетных комплексов воздушного и морского базирования.

В области гиперзвуковых управляемых ракет к настоящему времени завершен как выполнивший свою задачу технологический проект Х-51А. Достигнутые в ходе него результаты предполагается использовать в программе HAWC (Hypersonic Air-breathing Weapon Concept), ориентированной на отработку технологий гиперзвуковой авиационной управляемой ракеты.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Поразительные эпизоды из прошлого нашей планеты
Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев
Научно- исследовательская работа: