Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок "на пути ко второй мировой войне". Война и общество

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1925

Методическая разработка:

Конспект урока по всеобщей истории

.

Учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №1925 – Ивакин М.В.

Москва 2015

Методическая разработка урока по всеобщей истории

«На путях ко Второй мировой войне» . ( 11кл.)

проблемно-диалогическая технология (как доминирующая)

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях .

*Раскрыть процесс разрушения Версальско-Вашингтонской системы и роль в этом государств- агрессоров (Германия, Италия, Япония), Франции и Англии.

*Выявить неспособность Лиги Наций в предотвращении новой войны и создании системы коллективной безопасности.

*Закрепление понятий: пацифисты, милитаристы, Антикоминтерновский пакт, Версальская система международных отношений, система коллективной безопасности.

Линия 3ЛР. Историческое мышление.

Выявить причины и последствия разрушения Версальской системы международных отношений

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность определить свою позицию по отношению к действиям политических лидеров того времени.

(1-3 линии направлены на формирование познавательных УУД 4-5 линии – личностные УУД)

Учебная проблема:

Краткий конспект урока

Этапы поиска решения учебной проблемы

Пункта плана

Факты (ранее изученные и содержащиеся в тексте §), которые можно использовать для решения проблемы

1 Война или мир?

Факты, свидетельствующие о возможности мирного развития:

1.Страшные последствия Первой мировой войны

2.Тысячи сторонников мира

3. Деятельность Лиги Наций

4. Договор об отказе от войны как способа ведения политики.

Международные противоречия, которые стали причинами Второй мировой войны:

1.Милитаристы – сторонники войн.

2.Разработка новых видов танков, самолетов, автоматов….

3.Противоречивая Версальская система.

4.Борьба колоний за независимость.

5. Агрессивные планы

2. Разрушение Версальской системы

1. Япония выходит из Лиги Наций, чтобы проводить политику «железа и крови»

2. Мечты коммунистов о мировом Союзе социалистических республик

3.Попытки СССР, Англии, Франции создать в Европе систему коллективной безопасности.

4. Политика «умиротворения» Германии

5. Захват Италией Эфиопии.

Несогласованность действий Англии, Франции и СССР и агрессивная внешняя политика фашистских стран приводит к распаду Версальской системы

3.Скрытое начало войны

Фашистские страны

1. Заключение Германией, Италией и Японией Антикоминтерновского пакта.

2. Мятеж генерала Франко в Испании. Гражданская война (военная помощь Германии и

Италии) Фашисты одержали победу.

3. Аншлюс Австрии.

4. Мюнхенское соглашение (раздел Чехословакии)

5. Италия захватывает Албанию.

7.Япония напала на Монголию.

8. Требования Гитлера отдать Германии часть Польши.

Антифашистские силы

1. Продолжение политики «умиротворения» Англией и Францией.

2. После долгого затягивания Англией и Францией создание системы коллективной безопасности,

СССР подписывает

Договор о ненападении с

Германией.

Подробный конспект

Создание проблемной ситуации.

Работа с источниками.

Что представляла собой Лига Наций? В связи, с чем она была создана?

Какую главную цель, судя по отрывку из Устава, преследовали ведущие страны мира, создавая Лигу Наций?

Предполагаемые ответы учеников (далее – « Ученики »):

Лига Наций – первая международная организация, созданная участниками Версальской мирной конференции 1919г.

Оградить мир от всякой войны или угрозы войны.

Учитель : В чём состоит суть вывода, сделанного в конце параграфа?

Ученики : Мир скатывается ко Второй мировой войне.

Формулирование проблемы

Учитель: Какой возникает проблемный вопрос, который мы должны выяснить на уроке?

Ученики : Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?

Выдвижение гипотез:

Учитель : Какие у вас есть предположения решения проблемы? Какими могли быть причины по которым не удалось предотвратить войну?

Ученики: Выдвигают гипотезы.

Актуализация знаний

Учитель : Установить главные смысловые отличия внутри каждой группы слов.

Задание выполняется письменно. Правила выполнения задания:

    Подвести каждую группу слов под общее понятие (родовое)

    Указать главные смысловые признаки (видовые)

    1. коммунизм – фашизм

Ученики :

Политический режим основанный на:

участии народа в управлении государством

сосредоточении власти в руках одного человека или узкого слоя

сферами общественной и личной жизни

Демократия

тоталитаризм

Идеология, в основе, которой лежит идея

о социалистической революции и диктатуре пролетариата как главных средствах перехода к справедливому обществу

о превосходстве «высшей расы» над другими народами. Подлежащими порабощению или уничтожению

Коммунизм

Фашизм

Учитель : Из чего складывалась Версальская система международных отношений?

Ученики:

    переход от Германии к Франции, Бельгии, Чехословакии, Польше, Дании части территории, потеря заморских колоний

    запрещение иметь Германии армию свыше 100 тыс. человек, подводные лодки, военную авиацию, тяжёлую артиллерию, танки

    запрещение Германии размещать вооружённые силы в Рейнской области

репарации с Германии

Учитель: Каким образом будем искать ответ на поставленный проблемный вопрос? Что мы должны выяснить? (составляется план урока, который учитель фиксирует на доске

Ученики при необходимой педагогической поддержки учителя:

1. В чём заключалась противоречивость международных отношений после Первой мировой войны?

2. Какие три центра силы складывались в мире в 1930-е годы?

3. Почему одному из центров (Германия, Италия, Япония) удалось разрушить Версальскую систему?

4. Почему не смогли объединиться два других центра для предотвращения войны?

Открытие нового знания

Учитель: На основе текста учебника, иллюстраций, выявим всю сложность международных отношений после Первой мировой войны.

Ученики:

    В странах Запада были как сторонники мира (пацифисты, Лига Наций), так и сторонники войн (милитаристы)

    Разработка и создание новых видов вооружения

    Противоречивость самой Версальской системы (недовольство ею Германии и другими побежденными странами, многими европейцами, оказавшимися национальными меньшинствами, народами колоний и зависимых стран).

Учитель: Какие три центра силы складываются в мире в 1930-е годы?

Ученики: 1. Западные демократии (Англия, Франция, США)

2.СССР

3.Тоталитарные диктатуры (Германия, Италия, Япония)

Учитель: Дальнейшая работа будет заключаться в развёрнутой беседе с классом по анализу текста учебника, иллюстраций презентации и карты.

Учитель: Какие очаги будущей мировой войны были созданы странами-агрессорами?

Ученики: Нападение Японии на Китай, приход фашистов к власти в Германии, перевооружение немецкой армии, нападение Италии на Эфиопию.

Учитель: При каком условии можно было остановить стран-агрессоров и сберечь Версальскую систему?

Ученики : Активное противодействие стран, входящих в Лигу Наций странам-агрессорам, создание системы коллективной безопасности.

Учитель : Почему же не была создана система коллективной безопасности, хотя были сделаны в этом направлении определённые шаги – заключены договоры между Францией и СССР, СССР и Чехословакией, часть английских и французских политиков предлагали договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии?

Ученики : Лидеры Англии и Франции надеялись направить Гитлера против СССР и мирового коммунизма, т.е. врагом №1 для них был не Гитлер, а СССР.

Сталин в 1939г. сместил наркома иностранных дел Литвинова – сторонника коллективной безопасности.

Переговоры между Англией, Францией, СССР в Москве затягивались.

23 августа 1939г. заключен Договор о ненападении между СССР и Германией.

2. Учитель: Во втором варианте логика работы учащихся такая же, как и при составлении таблицы, только эта работа проводится в устной форме при помощи вопросов учителя.

Так, можно поставить задание: По иллюстрациям (презентация) объясните смысл фразы: «В первой половине 1930-х годов возникли очаги войны на Дальнем Востоке, в Европе и в Африке». Используйте как сами иллюстрации, так и подписи к ним.

По тексту учебника по всеобщей истории и учебника «Российская история» определите, как реагировали (отнеслись) к агрессивным действиям Германии, Италии, Японии Англия, Франция, Советский Союз. Чем объяснялась занятая Англией и Францией позиция компромисса по отношению к действиям стран-агрессоров? Как меняется характер внешней политики СССР после прихода в Германии фашистов к власти?

Какую позицию в отношении этих действий стран-агрессоров в 1936 – 1938гг заняли Англия, Франция, Советский Союз?

Ученики : Чемберлен – глава правительства в Англии, Черчилль – лидер партии консерваторов.

Учитель : Какое соглашение с Гитлером имеется в виду, найдите ответ в тексте учебника в чём его суть? На карте найдите территорию Чехословакии, отторгнутую у неё Германией по Мюнхенскому соглашению.

Ученики : Мюнхенское соглашение о передаче пограничных земель Чехословакии Германии

Учитель : Объясните фразу Чемберлена, произнесённую им по возвращении его из Мюнхена: «Я привёз вам мир!» Какую позицию в отношении Мюнхенского соглашения занял Черчилль?

Ученики: Сделана последняя уступка Гитлеру, он не тронет страны Запада (Англию, Францию.

Учитель : По тексту учебника выясните, почему СССР не мог оказать помощь Чехословакии? Почему в 1939г. Англия и Франция пошли на переговоры с СССР? Ответ дайте на основе текста учебника и карты. Почему эти переговоры не дали положительных результатов?

Ученики : Германия, Италия, Япония предпринимают дальнейшие агрессивные действия (оккупация Германией всей Чехословакии, захват Италией Албании, нападение Японии на Монголию – союзника СССР).

Часть английских и французских политиков требует договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии.

Учитель : Почему Риббентроп – министр иностранных дел Германии - так торопился заключить договор с СССР, что не обратил внимания на обстрел его самолёта советскими пограничниками?

Ученики: Гитлер приготовился к войне против Польши, а Польша – союзник Англии и Франции, следовательно, в случае войны Германии с Польшей, в войну втянутся Англия, Франция. Значит, Гитлеру надо было с помощью договора с СССР обезопасить тыл на Востоке, пока будет идти война против Запада.

Применение нового знания

Учитель: Какой мы можем сделать общий вывод по проблеме, которую мы поставили? Кто является непосредственными инициаторами крушения Версальской системы и развязывания новой мировой войны?

Ученики: Германия, Италия, Япония.

Учитель: Какую роль сыграли Англия и Франция, являющиеся главными участниками Лиги Наций?

Ученики: Своей политикой компромисса, невмешательства они способствовали крушению Версальской системы.

Домашнее задание :

Начавшаяся вторая мировая война принесла много горя мирному населению Европы. Многим в первые годы войны казалось, что фашизм непобедим. О том, почему это происходило, вы прочитаете дома в параграфе, устно подготовьте ответы на вопросы к параграфу. (В зависимости от учебников, он может быть разным)

Информационный лист 1.

Вопросы:


«Информационный лист № 2»

Информационный лист № 2.

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист № 3 на пути к второй мировой»

Информационный лист 3.

:

Во всяком случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

Вопросы:

    На какой срок заключался?

Просмотр содержимого документа
«Основной рабочий лист группы»

Основной рабочий лист группы

Состав группы

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс методических разработок ВГ АПКРО»

Урок по всеобщей истории, истории новейшего времени

11 класс

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

45 минут.

Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда Джевело Т.В.

Учебник: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.«Всеобщая история.

XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Издательство «Дрофа», 2012г.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – групповая, общеклассная.

Цель : обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме международных отношений в 30-е годы XX века с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

- Обучающие:

1. Выявить причины и последствия появления политики умиротворения и коллективной безопасности и появления стран-агрессоров.

2. Установить причины второй мировой войны;

- Развивающие:

1. Содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи,

определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты.

2. Способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

- Воспитательные:

1. Способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : компьютер, презентация по теме, задания для групп, лента на партах.

Подготовка урока: класс разбивается на 3 учебные группы. Каждая из них получает задания по исследованию проблем международных отношений 30-х годов XX века.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион-

ный этап. Мотивация

Вступительное слово

Тема нашего урока – На пути ко второй Мировой войне (1 слайд). В 2013 году исполнилось 74 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны.

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд)

Фронтальная беседа.

Работа по схеме.

Что обозначают символы I, II на схеме?

Каковы их хронологические рамки?

Как называется система международных отношений, которая существовала в этот период?

Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами?

Моделирование ситуации: (на каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

Как чувствуют себя те, у кого мало места?

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

А что испытывают те, у кого места много?

Какие государства вышли победителями из первой мировой?

А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока.

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану.

Садятся по группам, заранее сформированным.

Возможные ответы:

(Первая и вторая мировые войны).

(1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система

(мировой экономический кризис)

(различие в положении победителей и побежденных)

(некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

(Германия и Италия)

(Англия, Франция, США)

Что привело ко второй мировой войне? Почему она началась?

Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд)

В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца), а также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы?

1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги Наций, а санкции против нее так и не были введены.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны.

В 1935 году Италии захватила Эфиопию. Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором.

Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят слайд, отвечают на вопросы:

Да, виновны

- нарушение мира

- совершение агрессии

- милитаризм

- создание союза, цель которого передел мира

(Параграф № 6, с.56 учебника)

(Параграф № 8 учебника, с. 66-71)

3. Особенности международ-

ных отношений начала 30-х годов

В чем же были особенности международных отношений 30-х годов? Чем они отличались от тех отношений, которые были накануне первой мировой войны?

Узнаем, перейдя ко второму нашему вопросу. (6 слайд)

Прочитайте и обсудите в группе исторические данные на информационном листе № 1.

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Посмотрите, какие были особенности МО в 30- е гг. (6 слайд до конца)

Работа в группе. Обсуждение.

Ответы на вопросы. Беседа

Работа с информационным листом № 1

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Переходим к следующему вопросу.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

Активным сторонником политики умиротворения был премьер-министр Великобритании Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии, не смотря на возможные жертвы.

Политика коллективной безопасности была предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

    В 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

    В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

    В 1936 году подписан договор с Чехословакией;

    В 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Теперь давайте выясним, каков был итог осуществления этих двух политик. Прочитайте данные на информационном листе № 2 и ответьте на вопрос.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Слушают учителя. Затем выполняют задание на информационном листе № 2

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Ответ Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Параграф № 8, страница 73, параграф № 9, с.76-78 учебника

Работа с информационным листом № 2

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

И, наконец, узнаем, какова же была внешняя политика СССР в 30- е годы. Переходим к четвертому вопросу.

Для СССР большая угроза исходила от Японии. Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта: с одной стороны – Германия, а с другой – Япония. Поэтому с одним из этих государств надо было заключать договор о ненападении. И этим государством стала Германия. Она тоже боялась войны на 2 фронта, так как хотела захватить Польшу, а той уже были предоставлены гарантии защиты от Англии и Франции. И тогда германии пришлось бы с ними воевать. Кроме того – Польша граничит с СССР, поэтому Германии пришлось бы воевать еще и с ним.

Так и произошло сближение Германии и СССР в 1939 году.

21 августа 1939 года Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении. (8 слайд до конца)

Сейчас вы изучите в группе основные условия этого договора. А затем мы вместе с вами их обсудим.

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ? (слайд 9, 10)

Слушают учителя. Работают в группе с информационным листом № 3.

Отвечают на вопросы.

Параграф № 9, с.78

6. Заключение. Рефлексия

И так, подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота – это попытка обеспечить безопасность страны путем договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

Началась вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Слушают учителя.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

можно ли было предотвратить вторую Мировую войну?

В чем были причины второй Мировой войны?

(слайд 12)§ 8,9; вопросы: В чем были причины второй Мировой войны? Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Записывают домашнее задание

Приложение № 1

Информационный лист 1.

Особенности международных отношений начала 30-х годов

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

Вопросы:

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Приложение № 2.

Информационный лист № 2.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Реализация политики умиротворения.

В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия - родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Крах политики умиротворения.

Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Приложение № 3.

Информационный лист 3.

« Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны

Статья 6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет».

Из Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, 23 августа 1939 г. :

«По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

Эти беседы привели к соглашению в следующем:

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР.

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии Нарев, Висла и Сан

Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, будет окончательно решен в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

    Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

    Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный».

Вопросы:

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

Приложение № 4.

Основной рабочий лист группы

Состав группы

1____________________________________

2 ___________________________________

3 ___________________________________

4 ___________________________________

5 ___________________________________

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

2. Особенности международных отношений начала 30-х годов

3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    В чем были причины второй Мировой войны?

    Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Список использованной литературы:

    Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

    Гуревич А. Я. История 20 века в поисках метода. М., 1999.

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999.

    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

Просмотр содержимого презентации
«На пути ко второй мировой войне»


Мировой экономический кризис


Что привело ко второй мировой войне? Каковы были ее причины? Можно ли было ее предотвратить?

П О Ч Е М У?

Мировой экономический кризис


  • 1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров
  • 2. Причины недооценки опасности миру
  • 3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности
  • 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Очаги военной опасности в мире и сближение агрессоров

Япония

Германия

Италия

  • 1931 г. – оккупация Манчьжурии;
  • 1933 г. – выход из Лиги наций.
  • 1933 г. – выход из Лиги наций;
  • 1934 г. – создание военной авиации;
  • 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;
  • 1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.
  • 1935 г. – оккупация Эфиопии.
  • 1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»

  • небольшая группа стран стремилась к войне;
  • приоритет внутренних проблем перед внешними;
  • отсутствие понимания целостности и неделимости мира;
  • изоляционизм США;
  • недооценка опасности нацистских планов Гитлера.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Политика коллективной безопасности

Политика умиротворения

Германия

Франция + СССР

Англия

1934 г. – принятие СССР в Лигу наций 1935 г. – советско-французский договор 1936 г. – советско-чехословацкий договор

  • 30.09.1938 – Мюнхенское соглашение
  • 13.03.1938 –
  • Аншлюс Австрии

Франция


Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Англия + Франция

СССР

Германия

  • 15.03.1939 г. – оккупация Чехии, Моравии;
  • 21.03.1939 г. – захват Данцига (Польша);
  • 22.03.1939 г. – оккупация Мемеля (Литва)

Апрель 1939 г. – предоставление гарантий военной помощи гос-вам, граничившим с Германией.

11.08.1939 г. – начало англо-франко-советских переговоров

21.08.1939 г. – телеграмма Гитлера Сталину

23.08.1939 г. – Пакт о ненападении

Выгоды,

полученные Германией

Выгоды,

полученные СССР


Выгоды, полученные Германией от заключения договора о ненападении

  • Возможность начать захват первого бастиона на востоке (Польши)
  • Ликвидация угрозы войны на нескольких фронтах –

Выгоды, полученные СССР от заключения договора о ненападении

  • Выигрыш во времени для укрепления обороны страны

1 год 10 месяцев

  • Расширение советской территории – на 460 тыс. кв. км
  • Перенос на Запад границ СССР – на 200-350 км
  • Ликвидация угрозы войны на два фронта
  • Срыв попыток Англии и Франции втянуть СССР в войну с Германией – август-сентябрь 1939 года

  • самая кровопролитная,
  • самая жестокая,
  • охватившая 61 государство мира - 80% населения Земли.
  • Число погибших составило 65-66 миллионов человек,

из них 27 миллионов советских людей

Можно ли было ее предотвратить?


  • Ответить на вопросы:
  • В чем были причины Второй Мировой войны?
  • Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
  • Составить хронологию событий первого периода войны 1 сент.1939 - 22 июня1941
  • § 8, 9

Корпачёв В.В., учитель истории ГБОУ СОШ № 1987 высшая категория Открытый урок по истории в 11 классе Всеобщая история XX века Тема: «Европа и мир накануне Второй мировой войны» 1. Начало. Представление. История. Зачем нужна история? Нужно ли её изучать и знать? Можно ли знать историю? Есть ли в истории смысл? Куда идёт история? (См. анекдот: «Доктор, я жить буду?» - «А смысл?»). Может быть, история придаёт некоторый смысл человеческой жизни. связь времён, поколений, прошлое определяет будущее, а в настоящем строится будущее. История учит тому, что никого ничему не учит, но хотя бы учит этому – и это уже немало. В истории нет рецепта счастья, но есть предостережение. Ч. Бэрд: «История – это кот, которого упрямо тянут за хвост именно туда, куда он сам никак не хочет идти». К. Ясперс: «История имеет глубокий смысл, но он недоступен человеческому познанию». В.О. Ключевский: «История учит даже тех, кто у неё не учится, – она их проучивает за невежество и пренебрежение». 2. Учебник: Загладин Н.В. Всемирная история. XX век. 11 класс. М., 2010. Параграф 16 – «На путях ко Второй мировой войне», стр. 140 – 149. Вопросы к учебнику: 1) Причины Второй мировой войны? Их отличия от причин Первой мировой войны; 2) Смысл политики умиротворения; 3) Значение советско-германского договора о ненападении – для СССР и Германии, для мировой обстановки (Халхин-Гол). Документы: 1) Договор СССР и Германии о ненападении – стр. 148; 2) Секретные протоколы к Договору о ненападении – стр. 149. Причины подписания Секретных протоколов и их значение. Почему они были секретными? Тема урока: «Европа и мир накануне Второй мировой войны: расстановка сил, цели и планы сторон». Цель урока: Выявить военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, в 1938 – 1939 годах, выявить основные 1 движущие силы, толкавшие мир к войне и противодействующие ей, выявить причины 2 мировой войны. Форма урока: Собеседование с учащимися на базе уже имеющихся знаний, формирование на этой базе умений формулировать новые выводы и делать обобщения. Задачи урока: 1) Обрисовать расстановку сил в мире в 1938 – 1939 годах: основные державы и геополитическая расстановка, их возможности (потенциалы), их политический курс к концу 1930-х годов – союзы, противники, перспективы; 2) Выявить антагонистов среди великих держав в 1938 – 1939 годах, причины антагонизма; 3) Выявить страны, наиболее склонные к агрессивности в то время – почему они были агрессивны, их намерения и цели, возможности для реализации этих целей; 4) Выявить страны, противодействовавшие агрессивным державам (если таковые были), их планы и намерения (как противодействовать); 5) Обрисовать перспективу военно-политической ситуации в мире на 1939 год – главное: была ли война неизбежна, можно ли было (и как, если можно) её было избежать, предотвратить? Причины 2 мировой войны – главная и боковые. По ходу урока учитель направляет беседу в нужное русло, помогая ученикам формулировать выводы и напоминая им (или вводя новый по необходимости) фактический материал. Схема ввода фактического материала: 1. Великие державы в 1938 году – их режимы, лидеры, цели. 2. Аншлюс Австрии: реакция на него в мире и Европе. 3. Судетский кризис. Мюнхен, его причины и следствия. 4. Позиция СССР в 1938 – первой половине 1939 года. Поворот к Германии. Речь И.В. Сталина на XVIII съезде ВКП(б). Смещение Литвинова. 5. Захват Гитлером Чехословакии. Гарантии Англии Польше. 1апреля 1939 года – план «Вайс». 6. Европейская политика летом 1939 года – закулисные манёвры и переговоры: Москва – Берлин, Москва – Лондон – Париж. 7. Август 1939 года – дорога к пакту Молотова – Риббентропа: почему? Намерения Сталина и Гитлера, реакция Запада. Сегодняшняя оценка пакта. 8. Последние дни августа 1939 года – бесплодные метания англичан. План урока (40 минут) 1. Знакомство. Есть ли смысл в изучении истории, в самой истории? 2 2. 5- 7 минут в начале урока – вспомнить политическую ситуацию в мире в 1930-е годы. 3. 30 минут – основная часть урока – прохождение темы урока в форме беседы-лекции. 4. 5 минут в конце урока – закрепление сделанных выводов с «мостиком» к начальному этапу Второй мировой войны – 1 сентября 1939 – 10 мая 1940 года. Три дидактических цели урока: 1) Образовательная – выявить и закрепить на понятийно-фактологическом и теоретическом уровне военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, что является необходимой предпосылкой для понимания глубинных причин и движущих сил 2 мировой войны. 2) Развивающая – активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал. 3) Воспитательная – развитие чувства историзма, неразрывной связи исторического прошлого с современностью («современный мир – мир после Второй мировой войны»), воспитание неприятия милитаризма, расизма, фашизма – истинных виновников Второй мировой войны, неприятие фальсификации истории Второй мировой войны. Самоанализ урока: 1) Достигнута ли цель урока? 2) Соответствовала ли форма урока поставленной цели? 3) Методические приёмы и оборудование: а) устная беседа; б) работа с учебником; в) диалог, дискуссия; г) работа с хронологическим и фактологическим материалом – даты, конкретные события, имена политиков; д) возможно, работа с документом – Мюнхенское соглашение или пакт Молотова-Риббентропа; е) карта - Европа и мир накануне 2 мировой войны. Геополитическое положение сторон; ж) слайды и проектор. Общая цель урока: Положение в Европе накануне Второй мировой войны и причины 2 мировой войны. 1. Цель на первом этапе урока – выяснить расстановку главных сил в Европе в 1938 году, положение, сложившееся в результате прихода Гитлера к власти – кто задавал тон, а кто – реагировал? Раздаточный материал: документ «Антикоминтерновский пакт». 3 2. Цель на втором этапе урока – политика Германии в 1938 году и реакция на неё Англии, Франции и СССР. Значение и последствия Мюнхенского договора. Материал: видеофильм по предвоенному времени. 3. Цель на третьем этапе урока – политика Германии в 1939 году, политика СССР в 1939 году. Значение и последствия пакта Риббентропа- Молотова. Раздаточный материал: карты Европы 1939 года, пакт Риббентропа-Молотова, карикатуры на Сталина и Гитлера. 4. Цель на заключительном этапе урока – причины (и виновники) Второй мировой войны. Карикатура (Сталин и Гитлер): Их смысл? Какие события они отражают? Оценка этих событий карикатуристом и стоящим за ним общественным мнением. Ваше согласие или несогласие с этой оценкой. 1. Вопрос по карте: Какие территории стали объектами агрессии Германии в 1938 – начале 1939 годах и почему? 2. Вопрос к Анитикоминтерновскому пакту: против кого он был направлен и почему? 3. Вопрос к Пакту о ненападении: а) что получила Германия? б) что получил СССР? в) кто больше выиграл от этого пакта и почему? г) оправданным ли было заключение этого пакта со стороны СССР? 4. Вопросы к фрагменту видеофильма «Мюнхенский договор» (2 минуты): а) о каких событиях говорится в этом видеофильме? б) согласны ли вы с оценкой этих событий, прозвучавшей в фильме (оценка политики Англии и Франции, Мюнхенского договора, пакта о ненападении)? Тема урока: «На путях ко Второй мировой войне» (Н.В. Загладин. Всемирная история. Век XX. 11 класс, параграф 16). Основные понятия: 1) очаги войны; 2) страны-агрессоры; 3) политика умиротворения; 4) пакт Риббентропа-Молотова; 5) Антикоминтерновский пакт; 6) Мюнхенский договор. Цель: Рассмотреть и определить расстановку сил в Европе в 1938 – 1939 годах, движущие силы войны, причины войны. Задачи: 1) политика гитлеровской Германии в 1938 – 1939 годах; 2) политика Англии и Франции в 1938 – 1939 годах. Мюнхенская встреча. Крах политики умиротворения; 2) политика СССР. Поворот к Германии в 1939 году. Пакт о ненападении; 3) мир перед Второй мировой войной. Движущие силы и причины войны. Материалы: 1) учебник; 2) документы – пакт о ненападении и секретные протоколы к нему; 3) карты – Европа в 1938 – 1939 годах; 4) видеофильм – отрывок «Мюнхен». 4 Ход урока 1. Вступление. Разминка. «История – это кот…» . 2. Вспомнить (опрос) итоги Первой мировой войны и расстановку сил в 1920- е – 1930-е годы. 3. Объяснение. Обрисовать политическую обстановку в 1938 – 1939 годах. Выявить страны-агрессоры и страны-умиротворители (см. по карте). 4. Причины и цели действий Германии с одной стороны и Англии и Франции с другой стороны. 5. Мотивы и цели действий СССР. суть, значение и последствия Пакта Риббентропа-Молотова. Документ: Пакт Риббентропа-Молотова, секретные протоколы. 6. Совместная формулировка – причины войны, важность этой проблемы в истории XX века. Важно осознать, что перед нами встают две проблемы: 1) дискуссионность исторической проблемы о причинах, виновниках и движущих силах Второй мировой войны, о позициях сторон. 2) актуальность проблематики предвоенной и военной ситуации в современных общественно-политических (внутри России и на международном уровне) дискуссиях. «История – это политика, обращённая в прошлое» (М.Н. Покровский). Ожидаемый конечный результат. По результатам урока учащиеся должны знать и уметь излагать: 1) Положение великих держав в Европе в 1938 – 1939 годах. Мотивы действий и цели великих держав. 2) Политика Германии в 1938 – 1939 годах. Политика Англии и Франции. 3) Политика СССР и мотивы действий и цели Сталина. 4) Пакт о ненападении – причины, основное содержание, следствия. 5) Причины Второй мировой войны (дискуссионны). План проведения урока. Объяснение темы. 1. Европа к 1938 году. Основные великие державы – какие? Почему они – великие державы? Почему именно положение в Европе определяло мировое положение? 2. Германия к 1938 году. Устремления правительства Гитлера во внешней политике. Цели внешней политики Гитлера. Действия Гитлера в 1938 – 1939 годах. Результат этих действий. Восприятие этих действий другими странами. 5 3. Союзник Германии – Италия. Италия к 1938 году. Цели правительства Муссолини – с помощью карты – Mare nostrum – господство в Средиземном море. Почему Италия подпала под каблук Гитлера? 4. Англия и Франция в 1938 – 1939 годах. Их отношение к действиям Гитлера. Их цели в Мюнхене и после него. Смысл политики умиротворения. Результат политики умиротворения. 1. Тип урока – Урок объяснения нового материала. 2. Форма урока – Урок-дискуссия с закреплением сделанных выводов по последовательным блокам. 3. Текущий контроль усвоения нового материала – За счёт поставленных вопросов по блокам и отслеживания правильности и полноты ответов. 4. Выделение главного по пройденному материалу: 1) позиции великих держав в 1938 – 1939 годах; 2) цели Германии, СССР, Англии и Франции; 3) причины Второй мировой войны и виновники войны; 4) проблема неизбежности войны. Основные исторические факты: а) Мюнхенский договор; б) политика умиротворения; в) пакт Молотова-Риббентропа. Даты: сентябрь 1938 года; 23 августа 1939 года. Формы обучения: 1) рассказ учителя с составлением опорного конспекта – формулировки с помощью учеников; 2) мини-дискуссии по блокам: а) позиция и цели Германии; б) обоснованность политики умиротворения; в) политика СССР и пакт Риббентропа-Молотова – его обоснованность; г) причины Второй мировой войны и её неизбежность, виновность в развязывании войны; 3) работа с картой – Европа в 1930-е годы. Стратегическое положение великих держав; 4) работа с учебником. Документ: пакт Риббентропа-Молотова и Секретные протоколы к нему. Форма урока может быть: 1 ряд – позиция Германии защищают («адвокаты дьявола»); 2 ряд – защищают позиции Англии и Франции («чемберлены», «умиротворители»); 3 ряд – отстаивают позицию СССР; четвёртая группа – независимые арбитры. Постановка задачи: 1) реальная оценка положения в Европе в 1938 – 1939 годах с позиций каждой из трёх сторон; 2) цели каждой стороны, изменение этих целей в процессе разворачивания событий; 3) мотивы и причины действий каждой из трёх сторон; 4) защиты каждой из трёх сторон своей позиции, даже позиции Гитлера, рационализация (объяснение) её; 5) отношение каждой из сторон к двум другим сторонам, оценка подлинных намерений и реальных действий сторон. Оценка альтернативы: 1) если бы Англия и Франция не согласились на Мюнхен; 2) если бы не был подписан пакт Риббентропа-Молотова; 3) если 6 бы переговоры СССР, Англии и Франции в августе 1939 года завершились успехом. Формулировка общих выводов по целям урока: 1) общая оценка политики и целей Германии; 2) общая оценка политики и целей Англии и Франции; 3) оценки политики Сталина в свете пакта о ненападении; 4) причины Второй мировой войны. Была ли альтернатива развязыванию 2 мировой войны? 5) в чём актуальность этих событий для нашего времени? (1. Нельзя уступать агрессору. 2. Надо верно оценивать намерения других сторон. 3. Не переоценивать себя, но – не недооценивать потенциального противника). Самоанализ урока 1. Данный урок – отражение моего педагогического кредо. Данный урок среди других уроков – предшествующих и последующих имеет узловое значение. Он обобщает развитие Европы 1920-х – 1930-х годов и обусловливает историю Европы далее, вплоть до Второй мировой войны. 2. Актуальность данной темы – актуальность образовательная и воспитательная. Тема фашизма, милитаризма, потворства агрессору, национальной ненависти. Эта тема очень актуальна в современной России и в международных отношениях. 3. Технология проведения урока в форме беседы, дискуссии – определяется дискуссионным характером данной проблемы (истоки и причины Второй мировой войны), её исторической актуальностью. 4. Средства и приёмы: 1) столкновение позиций; 2) выяснение истинных намерений сторон; 3) работа с картами; 4) вживание в роли исторических персонажей. 5. Объект прочного усвоения – причины Второй мировой войны, была ли альтернатива Второй мировой войне, возможно ли было её предотвратить? 6. Формы обучения. 7. Контроль усвоения знаний – в конце урока. Обобщающие выводы. 8. Использование учебного кабинета и средств обучения – карты, видеомагнитофон. 9. Работоспособность учащихся – сочетание моментов напряжённого вдумывания с расслаблением. 10. Психологическая атмосфера. С одной стороны – доверие, с другой – авторитет. Учитель, режиссируя урок, помогает ученикам методом «майевтики». 11. Реализация поставленных целей. 12. Характеристика реальных возможностей учащихся – класс имеет базовый уровень, ниже или выше, отметить отдельных учеников. 13. Цели: 1) образовательная – ознакомление с материалом по истории Европы; 2) развивающая – развить навыки аналитического мышления, участие в дискуссии, развитие предметной речи; 3) воспитательная – привитие гражданственности, патриотизма, неприятие идей национальной ненависти, привитие толерантности. 7 Методика проведения урока: 1) Знакомство – привлечение внимания; 2) Общая цель урока; 3) Цели на каждом этапе урока; 4) Единая цель – в начале урока – «Сегодня мы обсудим…». Оценки – после каждого выступления. Побуждать к самостоятельному мышлению и развитию предметной речи. «Я на своём уроке применил методику ролевой игры, методику работы в группах, использование ТСО, методику фронтального опроса с использованием опорной наглядности – карты, конспекты». Дифференцированный подход. Проверочные вопросы. Высокая работоспособность обеспечивается за счёт знания материала, использования разных средств обучения, видеофильм, раздаточный материал, за счёт высокого уровня знания. Дети работоспособны благодаря учителю. Психологическая атмосфера – за счёт интересного материала. Влияние преподавателя – высокая подготовленность самого учителя, компетенция, коммуникация, эмоциональная сторона. 8

Угроза начала Второй Мировой войны возникла сразу после завершения Первой Мировой войны, несмотря на стабильные пацифистические настроения некоторых европейских государств и США.

Предпосылки развязки Второй Мировой войны

Послевоенный передел мира в начале 20-х годов немало ущемил экономические и территориальные интересы побежденных государств, а также национальную гордость их граждан. С 20-х годов 20 века, Германия и Италия не рассматривались мировым содружеством как потенциальные политические лидеры: страны были обременены выплатами репараций.

Тем не менее, с установлением в поверженных государствах тоталитарных режимов, их национальная экономика начала стремительно укрепляться, вместе с ней активно возрастал уровень военной промышленности. Манипулируя национальными настроениями масс, фашистские лидеры готовили благодатную почву для развязки новой войны, делая основной акцент на пропагандистском воспитании молодого поколения.

Добавило масла в огонь противостояние и падение могущественных империй - Российской и Австр. - Венгерской, на развалинах которых, было образовано более десятка новых государств с весьма спорными границами. Наряду с европейскими государствами, претензии со стороны Германии выдвигались также к Советской России.

Помимо территориальных раздоров между странами стоял и идеологический вопрос. В планы А. Гитлера не входило строительство социалистического мирового общества, идеи которого активно внедрял Сталин. Также советский вождь представлял собой и значительную конкуренцию для фюрера, который не собирался разделять ни с кем лавры своей славы и влияния.

Начало военных действий

На своей первоначальной стадии Вторая Мировая война носила характер внутриконтинентального противостояния, о чем ярко говорит нейтральная позиция США, правительство которых зареклось вмешиваться во внутренние междоусобицы европейцев. Первой жертвой фашистской агрессии стала Польша - наиболее уязвимое государство, так как не обладало ни военным потенциалом, ни политическим весом в Европе.

На территорию государства немецко-фашистские войска вторглись 1 сентября 1939 года, в это же день в войну вступили Франция и Англия, которые имели военные соглашения с польским правительством. Спустя месяц, 6 октября польские войска безоговорочно капитулировали.

Гитлер инициировал проведение конференции, на которой мировые лидеры должны были ратифицировать соглашение о разделе польских земель. Фактически это был единственный шанс предотвратить масштабы будущих военных действий, однако европейские правительства ответили отказом, что значительно усилило агрессию нацистов.

Европейский блицкриг и вторжение в Азию и Африку

Весной 1940 года немецко-фашистская армия приступила к захвату европейских государств. В ходе Датско-норвежской и Франкской кампании, гитлеровские войска в течении нескольких месяц смогли установить оккупационные ражими во всех европейских государствах. Следует заметить, что агрессор не столкнулся с видимым сопротивлением - страны-лидеры, которые на протяжении многих лет кичились своим военным потенциалом, сдались фашистам фактически без боя.

Так в течении нескольких недель была захвачена Великобритания и Франция. Капитуляция Европы открыла фашистам путь на территорию Балкан, Африки и Азии. В итоге проведения Иракской, Греческой, Сирийской и Югославской операций, в первой половине 1941 года немецкие оккупационные режимы были установлены в большинстве государств континента.

В этот период главный союзник фашистов, милитаристская Япония, начинает активно вливаться в противостояние, разворачивая боевые действия на территории Китая и Таиланда. В начале 1941 года войну фашистской Германии объявила Австралия и Новая Зеландия, хотя де-факто правительства этих государств не спешили вступать в военные действия.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: На путях ко Второй Мировой Войне: Италия и Германия, Лига Наций, СССР
Следующая тема:   Антифашистская коалиция и итоги второй мировой войны

Вводное слово учителя.
Четыре года продолжалась Первая мировая война. Вот её основные характеристики
(данные записаны на доске):





продолжительность – 1554 дня;
число стран­участниц – 38;
состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия,
Австро­Венгрия, Турция, Болгария;
число государств, на территории которого походили военные действия –14;
численность населения стран­участниц войны­ 1050 млн. человек (62% населения
планеты).
Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как
проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее
вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые
использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала
тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4
года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен
относительно благополучный европейский мир.
Наша цель – работая с алгоритмом характеристики войн мы должны будем дать оценку
Первой мировой войне, показать ее несправедливый характер (алгоритмы лежат на
каждой парте).

(Текст раздаточного материала)
Характеристика войн.
1. Международная обстановка в регионе накануне войны.
2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
3. Воюющие страны или группировки стран.
4. Цели сторон.
5. Соотношение сил воюющих сторон.
6. Ход военных действий (по этапам):



7. Характер войны.

8. Герои и полководцы.
9. 9. Условия мирного договора (капитуляции).
10. 10. Военные и политические итоги.
План объяснения нового материала.
I. Первый пункт алгоритма: "международная обстановка в регионе накануне войны"
Вопрос разбирается в форме беседы.
II. Причины войны. Повод победы к началу военных действий. Хронологические
рамки.
Через проектор смотрим схему «Причины войны ». Далее заслушивается сообщение
учащихся об убийстве в Сараево, включается СД­диск «повод к войне». (СД­диск пар. 9,
альбом, схемы).
III. Воюющие страны или группировки стран.
Вопрос разбирается по схеме, проецируемой с СД ­ диска на экран.
IV. Цели сторон.
На экран проецируем «Цели воюющих государств».
Далее учащимся даётся задание почитать текст учебника с 70–71, сравнить цели
государств с написанными на экране и определить какие ещё цели, не отмеченные на схеме,
преследовала Германия?
V. Соотношение сил воюющих сторон.
Работа с таблицей, написанной на доске.

Страны Атланты
Германия и её союзники
Население
260 млн.
120 млн.
Вооружённые силы в
начале войны
5800 тыс.
военнослужащих, 221 пехотная и 4
1 кавалерийская дивизия.
3800 тыс, военнослужащих,
1 48 пехотных и 22
кавалерийских дивизий.

Орудия
12294
Самолёты
Крейсеры
597
316
VI. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) основные сражения и события;
в) военные и политические итоги этапа.
9383
311
62
Перед учащимися лежат карты­планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и
Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое
внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.
Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.
Далее рассматриваются основные этапы войны.
1914 г, на карте показывают основные направления военных действий. Через проектор
показываю кадры кинохроники.
1915 г. по карте следим за ходом военных действий. Через проектор читаем воспоминания
Д.И. Деникина. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.
1916 г. события 1916 г. показываются на карте, показ сопровождается кадрами
кинохроники «наступление немцев на Верден».
1917–1918 гг. События показываются на карте.
VII. Характер войны.
Вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы. Освободительный для кого?
Захватнический для кого?
VIII. Герои и полководцы,
Заслушиваются сообщения учащихся о героях войны.
IX. Условия мирного договора (капитуляции).
Работая с учебником с 79, с 81 учащиеся выписывают основные условия Брестского мира и
Компьенского перемирия.

X. Итоги войны.
Учащиеся делают выводы об итогах войны.
По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны:
 Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
 Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
 Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских
ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война
становится тотальной;
 Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.
Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно
поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более
терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования
экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не
разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.
«Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной
цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)
Цель: ­ определить причины войны и цели воюющих государств.
­ Объяснить, каким был повод к войне и как произошло вступление в войну крупных
государств;
­ Охарактеризовать развертывание военных действий в 1914 году; объяснить понятие и
термины: « шовинизм», « Июльский кризис», « план Шлиффена», « блицкриг», «геноцид»;
­ Развивать умение учащихся анализировать и обобщать исторический материал;
­ Воспитательный аспект урока реализуется на основе осознания учащимися трагичности
такого исторического явления, как война, для населения воюющих государств.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, настенная карта « Первая мировая война», атлас,
иллюстративный и дидактический материал.
Основные даты:
1 августа 1914­11 ноября 1914 года ­ Первая мировая война;
18 августа ­ 21 сентября 1914 г. – Галицкая битва;
5­12 сентября 1914 года ­ Битва на Марне.

Ход урока:
1. 1. Организационный момент.
2. 2. Проверка домашнего задания
3.
Актуализация опорных знаний.
4. 4. Изучение нового материала.
5.
6.
Причины Первой Мировой войны и цели воюющих сторон.
Июльский кризис 1914 года и начало войны.
7. 3. Вступление в войну крупных государств.
8. 4. План Шлиффена
9.
Что такое шовинизм
10. Какие события стали поводом Первой мировой войны?
11. когда началась Первая мировая война?
12. Что такое план Шлиффена?
1. Когда образовались Тройственный союз и Антанта. Назовите страны которые
входили в блоки.
2. Какие международные конфликты и кризисы происходили в начале XX века?
3. Приведите факты, свидетельствующие о развертывании гонки вооружений в начале
XX века.

Первая мировая война началась 1 августа 1914 года и продолжалась до 11 ноября 1918
года. По размаху боевых действий эта война стала крупнейшей из всех предыдущих.
ПМВ была вызвана обострением разногласий между крупнейшими державами мира в
начале XX века. С каждым годом увеличивались расходы на вооружение.ю
шовинистическая пропаганда раздувала национальную вражду, правящие круги все больше
склонялись к осуществлению захватнических планов силой оружия, постоянно возникали
новые международные конфликты.
Работа с терминами

Шовинизм – одна из агрессивных форм, для которой характерно провозглашение
непобедимости и исключительности одной нации, её превосходства над всеми другими.
Причины войны
­ Обострение противоречий между ведущими государствами из­за неравномерности их
экономического и социально­политического развития.
­ завоевание новых территорий, контроль над рынками сбыла и источниками сырья.
­ гонка вооружений
­ наличие двух враждующих блоков – Тройственного союза и Антанты. Желание
правительств воюющих стран отвлечь внимание народов от внутренних проблем.
Основные цели ведущих стран – участниц войны
Германия.
Завоевание новых колоний за счет Англии и Франции. Ослабление Франции и России.
Господство в Европе.
Англия.
Сохранение своих колонийи господства на море. Ослабление Германии. Завоевание Турции
Месопотамии и части Аравийского полуострова.
Франция.
Ослабление Германии. Возвращение Эльзаса и Лотарингии. Присоединение Саарского
угольного бассейна и левого берега Рейна.
Австро­Венгрия.
Расширение сферы влияния на Балканах. Покорение независимых государств Сербии,
Болгарии и Черногории. Господство на Черном, Адриатическом и Эгейском морях.
Россия.
Ослабление немецкого и австрийского влияния в Турции и на Балканах. Захват
черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Стремление присоединить Восточную
Галицию, Северную Буковину и Закарпатье.
Поводом к началу Первой мировой войны стал австро­сербский конфликт. 28 июня 1914 г.
в боснийском городе Сараево гавриила Принцип, член тайной организации « Млада Босна»,
боровшейся за объединение всех южнославянских народов, убил приемника австро­
венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Как главнокомандующего армии
Австро­Венгрии он прибыл сюда для участия в военных маневрах, которые должны были
состояться на границе с Сербией именно 28 июня. У сербов это был день национального
траура – чествование погибших в битве с турками на Косовом Поле в 1389 г. Сербские

националистические круги расценили визит эрцгерцога как оскорбление. В Вене
результатов расследования дожидаться не стали. Германский император Вильгельм II,
лаконично высказавшись « теперь или никогда», предложил австро­венгерскому
императору Францу Иосифу « покончить с сербами», использовав сараевское убийство в
качестве повода к объявлению войны. Для того чтобы начать войну против Сербии, австро­
венгерское правительство выдвинуло требования, заранее понимая, что она их отклонит. 23
июля сербское правительство получило ультиматум Австро­Венгрии.
Для ответа на ультиматум сербскому правительству давалось 48 часов. В Случае
непринятия его условий полностью Австро­Венгрия угрожала разрывом дипломатических
отношений. Ведущие Государства заняли выжидательную позицию, чтобы не быть
обвиненными во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из его сторон. За десять
минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает условия
ультиматума за исключением участия австрийской полиции в проведении следствия на
территории Сербии. Это стало для Австро­Венгрии поводом к разрыву дипломатических
отношение с Сербией и объявления ей войны. В ночь с 28­29 июля состоялась
артиллерийская бомбардировка Белграда. После этого события развивались стремительно.

Коллективная работа по учебнику + таблица.
Театры боевых действий Первой мировой войны.

Противники
Название, период
существования.
Западный фронт
(1914­1918 гг)
Антанта и её союзники
Тройственный(Четверной)
союз и его союзники
Великобритания, Франция,
Бельгия, США и др.
Германия
Восточный фронт
Россия
Германия, Австро­Венгрия
1914­1917 гг.
Итальянский фронт
(1915­1918 гг)
Италия, Великобритания,
Франция
Австро­Венгрия
Румынский фронт
Румыния, Россия
Германия, Австро­Венгрия,

(1916­1918 гг.)
Болгария, Турция
Кавказский фронт
Россия
Турция
(1914­1917 гг)
Салоникский фронт
Сербия, Черногория
Германия, Австро­Венгрия,
Болгария.
(1915 год)
Балканский фронт
(1917­1918 гг)
Франция, Греция, Сербия,
Черногория
Германия, Австро­Венгрия,
Болгария.
Месопотамский и
Палестинский фронты (1914­
1918 гг)
Великобритания и её
доминионы
Германия, Турция
Африканский фронт
Войска государств Антанты
(1914­1918 гг)
Германские колониальные
войска
Дальневосточный фронт (1914
г)
Япония, британские
доминионы
Германия
В начале войны государства Антанты имели преимущество в человеческих и материальных
ресурсах над государствами Тройственного союза. Однако Германия была подготовлена к
войне намного лучше своих противников. Её армия имела большой боевой опыт, лучшее
качество вооружений и преимущество в тяжелой артиллерии. К тому же у немцев была
возможность быстро перебрасывать войска с одного фронта на другой благодаря развитой
сети железных дорог. В государствах Тройственного союза германское верховное
командование обладало решающим голосом, а в Антанте координация действий между
государствами была слабой.

Работа с терминами и понятиями.

Блицкриг – теория ведения агрессивной войны, рассчитанная на капитуляцию противника
в кратчайшие сроки в результате внезапного нападения на него и быстрого продвижения в
глубь страны.
Почти за весь год войны начальник генерального штаба Германии Г. фон Мольтке подал
императору военно­оперативный план нападения на Францию и Россию, разработанный на
основе плана блицкрига его предшественником генералом А.фон Шлиффеном. План
предусматривал ведение войны на два фронта – против Франции и России. При этом его
главная идея заключалась в том, чтобы как можно скорее ликвидировать один из фронтов и
избежать затяжной войны. Продолжительная война грозила поражением Германии,
уступавшей противникам по человеческим и материальным ресурсам.
Согласно плану Шлиффена следовало направить 85% всех сил германской армии на
первый удар по Франции, осуществив вторжение на её территорию через слабую
нейтральную Бельгию севернее Парижа в обход основных сил французской армии.
Предпологалось, что в результате этого « непрямого удара» французская армия будет
окружена и уничтожена до того, как Россия завершит мобилизацию своей армии. Против
России до победы над Францией выставлялся лишь слабый заслон. После разгрома в
течении четырех –шести недель французской армии Германия должна была направить свои
войска на Восточный фронт и вместе с Австро­Венгрией в ходе молниеносной войны
нанести сокрушительное поражение России.
Мольтке, не меняя основы плана Шлиффена, усилил левый фланг Западного фронта и
заслон против России и Восточной Пруссии. Однако это несколько ослабило основную
германскую группировку, наносившую удар по Франции через Бельгию.
5 . Военные действия 1914 году.
Дата
Западный фронт
Восточный фронт
август
Вторжение германских войск в
Бельгию и Францию по плану
Шлиффена, который предусматривал
«молниеносную войну» ­ разгром
сначала Франции, а потом России.
Наступление русских войск на
восточную Пруссию
(командующий великий князь
Николай) и Галицию
(командующий генерал А.
Брусилов). Начало Галицкой
битвы, в результате которой
русские войска захватили Львов.
Сентябрь
Битва на Марне, в которой англо­
французские войска остановили
наступление немцев. Провал плана «
молниеносной войны»
Отступление русских войск из
восточной Пруссии.
Ожесточенные бои на
территории Польши.
Октябрь

Вступление в войну Турции на

стороне Тройственного союза.
Ноябрь­декабрь Переход к «позиционной войне»,
когда не велись масштабные боевые
действия.
Вторжение турецкой армии на
Кавказ, который принадлежал
России, и, как следствие этого,
поражение турок.

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе