Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правление александра 1 внутренняя политика реформы. Александр I, внутренняя и внешняя политика

1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

  • Указ «О вольных хлебопашцах»;
  • министерская реформа;
  • подготовка плана реформ М. Сперанским;
  • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
  • подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;
  • учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

2 ) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3 ) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

  • министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4 ) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

    при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

    для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

    Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

    разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

    наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

    ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

    Сенат — высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

    Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

    связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

    на вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

    в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

    в это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5 ) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

6 ) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи»- содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

7) В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

  • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
  • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
  • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;
  • военные поселения были разбросаны по всей России;
  • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
  • в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

  • отмены крепостного права;
  • принятия Конституции;
  • демократизации страны.

Внутриполитическая деятельность Александра I (1801 1825) отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Он пришел к власти в результате дворцового переворота, после убийства его отца Павла I. Жесткой казарменной политикой Павел вызвал острое недовольство дворянства. Столичные высшие круги, обеспечившие Александру трон, желали бы более лояльного царя, ни в чем не задевавшего дворянских привилегий. Став монархом, Александр 1 обещал править “по закону и сердцу” Екатерины II. С детства вынужденный лавировать между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Либеральное влияние на царя оказал его воспитатель - писатель Лагарп. Начало царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако эти начинания Александра ни в чем не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права.

Основные преобразования

  • 1. Реформы государственного управления
  • 1) В 1803 г. он издал указ “О вольных хлебопашцах”, который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождений крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобожденных. политика война декабрист
  • 2) Александр создал Негласный комитет по реформам, состоявший из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами “якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание министерств вместо старых петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору.
  • 3) Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов.
  • 4) В 1810 г. учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников.

Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

2. Политика с области просвещения

Прогрессивным характером отличалась политика с области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра заметно влиял реформатор М. М Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший высокого поста государственного секретаря. Но Сперанский вызвал острое недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги, и он отстраняется от дел. В конечном итоге, помимо учреждения министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывались одна за другой наполеоновские войны.

  • 3. Внутренняя политика после Отечественной войны 1812 г.
  • 1) Создается “Священный союз”, объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе.
  • 2) В стране установился режим аракчеевщины (режим неограниченного полицейского деспотизма и насилия, произвола военщины по имени Аракчеева, министра-временщика)
  • 3) Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание.
  • 4) Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнева - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, одновременно занимаясь сельским хозяйством, чтобы прокормить свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. Но это вызвало усиленное сопротивление; произошло несколько восстаний военных поселян.

Политика АI, сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, способствовала активизации дворянского революционного движения в России - декабризма.

Александр I – самый любимый внук Екатерины II, запомнившийся современникам сложным и противоречивым характером. Его политические настроения вызывали радостные надежды населения всей страны, ведь после царствования Павла Россия надеялась освободиться от гнёта. Первые годы Александр I посвятил внутренней политике, в чём очень преуспел. Государство, казалось бы, вступило в эру мирного развития. Однако это спокойствие прервалось войной с Наполеоном. Тогда-то все внимание императора пало на внешнюю политику.

Внутренняя политика Александра I

Александра I воспитывали в духе либерализма. Его бабушка и Лагарп, швейцарский деятель и военный, приложили массу усилий для того, чтобы политика внука была направлена в мирное русло. Но, несмотря на развёрнутую внутреннюю политику Александра, его реформы не смогли кардинально поменять устройство государства, как того хотел император.

Первое, о чём позаботился молодой вседержитель, это о создании Негласного комитета, целью которого было помогать ему в принятии реформ и в преобразовании страны. Далее либералы затронули центральное управление. Было установлено созывать «Непременный совет», ставший постоянным учреждением, необходимым для рассмотрения и согласования дел государственной важности.

В феврале 1802 года был подписан указ, в котором чётко описывалась деятельность Сената. Согласно этому документу, Сенат стал верховным органом в государстве, который был наделён тремя ветвями власти: судебной, административной и контролирующей. Но у Сената так и не создалось непосредственных отношений с верховной властью, и это определило его дальнейшие столкновения с министрами.

Финансовая реформа также претерпела изменения. Так как бумажные деньги не прекращали печатать, то в стране на этом фоне намечалась инфляция. Чтобы стабилизировать денежную ситуацию, Александр I решил увеличить налоги и временно прекратить выпуск ассигнаций.

В области образования тоже наметились сдвиги. Теперь учебные заведения могли посещать люди различных сословий. Учебные программы учитывали разные уровни грамотности, благодаря чему обучаться могли даже крестьяне, причем бесплатно.

Внешняя политика Александра I

В начале XIX столетия обстановка в Европе была довольно нестабильна. Наполеон Бонапарт, придя к власти во Франции, сразу же начал войны с целью завоевания авторитета у близлежащих стран. Конечно, такое положение дел не могло не отразиться на внешней политике России. К тому же среди многих европейских регионов началась борьба за влияние на международной арене.

К Французской революции Российское государство имело самое прямое отношение. Перед своей смертью Екатерина II хотела направить во Францию войска, чтобы избежать войны. Однако, она не успела это сделать, и её замыслы стал воплощать Павел. Но и он не смог охладить пыл французов, потому что был восхищен Наполеоном и заключил с Францией мир.

Александру I, помимо непонятных отношений в Европе, досталось огромные территории на Кавказе. Но и здесь начались волнения со стороны персидских стран, которые, несмотря на многочисленные военные действия, закончились подписанием Гюлистанского мира. Одновременно с Персией войну с Россией начала и Османская империя, стремившаяся захватить кавказские земли. Стараниями М.И. Кутузова с турками был заключён мир, после которого последовала война с Францией.

Попутно завоёвывая страны Европы, Наполеон стремился как можно скорее захватить Москву. В 1807 году Александру I удалось заключить Тильзитский мир с французами, но вскоре стало ясно, что его условия были не в интересах российского общества и государства, поэтому мирных отношений между странами не стоило ожидать. В 1812 году началась Отечественная война.

В целом политика Александра I носила мирный характер, однако во время его правления Российское государство пережило одну из самых больших войн за всю её историю. Российское общество во главе с императором попыталось как можно достойнее выйти из сложившейся ситуации. Россия ценой больших потерь выиграла войну, но впереди императора ожидало еще много «подводных камней» в политике.

Александр I скончался в Таганроге в декабре 1825 года, в возрасте 47 лет. О его смерти до сих пор ходит много легенд. Однако все гипотезы исследователей не имеют достаточно аргументированных исторических фактов.

1. Внутренняя политика в годы правления Александра 1.

В XIX столетие Россия официально вступила 1 января 1801 г. под знаменем императора Павла I. Страна готовилась к войне с Англией. На столичных улицах после 9 часов начинался комендантский час. Павел I издал указ об аресте 1043 матросов английских судов, задержанных в российских портах. Торговля замерла.

Дворянство не желало ни этой войны, ни этого царствования. После длительного периода екатерининских свобод - аресты, разжалования, ссылки. Привычно роскошную жизнь сменило время суровое и угрюмое, которое никак не скрашивали павловские плац-парады. При Павле I крестьянство получило некоторое послабление, солдаты были муштрованы, но обласканы, а аристократия более обложена налогами. За любую провинность дворянина могли ждать лишение титула и сибирская ссылка.

Для русской аристократии новый XIX век начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Император Павел 1 был убит. Последний дворцовый переворот в России свершился с ведома престолонаследников Александра и Константина. Во главе заговорщиков стояли санкт-петербургский генерал-губернатор Пален, князь Зубов и генерал Беннигсен. Они, пытаясь вернуть времена Екатерины II, ворвались в Михайловский замок и убили Павла I. Хотя царевичи и знали о заговоре и благословили его, но известие об убийстве отца повергло их в шок. Им казалось, что можно было добиться добровольного отречения Павла I, что к столь крайней мере, как убийство, заговорщики прибегли поспешно. Однако убийство, как один из основных вариантов, в планы заговора входило. И престолонаследники об этом знали. Ранним утром 12 марта граф Пален окликнул перепуганного Александра Павловича: “Ваше Величество, ступайте царствовать”. Так новый век для России начался с нового правления. На престол вступил Александр I (1801-1825). “Я никогда не буду в состоянии привыкнуть к идее царствовать деспотически”, - говорит он поначалу. Первые же дни правления ознаменовались крупными событиями в жизни страны. Были возвращены тысячи людей, сосланных при Павле I, тысячи были восстановлены в законных правах, немедленно были отменены телесные наказания для дворян, купцов и духовенства. Общество с восторгом приняло перемены, произошедшие по указу нового правителя.

Молодой император был сторонником преобразований во всех сферах общественной жизни, управлении, экономике, культуре. Руководствовался он при этом идеями Просвещения - принципами свободы, правового равенства и всеобщего образования. В то же время он был приверженцем постепенного разрешения социальных вопросов во избежание социальных потрясений. Особенно это касалось проблемы крепостного права, которое не только тормозило экономическое развитие России, но и компрометировало страну перед Западной Европой. Однако большинство дворян, будучи представителями господствующего слоя и опорой самодержавия, и слышать не хотели о добровольном ослаблении или уничтожении его привилегий. Поэтому правительство не могло в это время даже поставить вопрос об уничтожении крепостного права.

Под свое управление новый император взял страну, которая в первой половине XIX в. занимала огромную территорию в Восточной Европе, Азии и Северной Америке (Аляска). Ее размеры достигали 18 млн. кв. км, население составляло 74 млн. чел. Территория России была богата природными ресурсами: леса, реки, пашня, полезные ископаемые. Фактически существовало все необходимое для быстрого экономического развития.

Крепостническая система, сохраняемая в неприкосновенности, только сдерживала рост производительных сил и развитие капиталистических отношений.

Прежде всего это проявилось в торможении технического развития страны. В связи с мировым повышением потребности в продукции сельского хозяйства русские помещики увеличивали барскую запашку в ущерб крестьянскому землевладению. При таком экстенсивном увеличении производства по-прежнему применялся труд крепостных, так как он был дешевле новых машин. Интенсификация сельского хозяйства происходила в основном за счет усиления эксплуатации крепостных крестьян, что также обусловливало застой в производительных силах и низкую продуктивность. В тяжелой промышленности сохранялся труд посессионных крестьян. Это также объяснялось его дешевизной по сравнению с новой техникой. Применение принудительного труда приводило к застою производства. Крепостные работные люди не хотели приобретать необходимые навыки, нередко ломали и портили порученные им механизмы. В первой половине XIX в. Урал с его старыми посессионными и приписными мануфактурами на долгие годы утратил свое ведущее экономическое положение. В связи с этим Россия все больше отставала от развитых стран по выплавке чугуна (от Англии в 3,5 раза). Схожая ситуация наблюдалась и в других отраслях.

Объективные экономические причины требовали если не глобального, то поэтапного уничтожения крепостничества. Александр I в первые годы правления пошел по второму пути. В 1801 г. была разрешена покупка незаселенных земель лицами недворянского происхождения, в том числе свободными крестьянами. Тем самым была отменена монополия дворянства на землевладение и было положено начало постепенному уравниванию крестьян в правах с другими сословиями.

Отмена земельной монополии подтвердилась в 1803 г. в указе о “вольных хлебопашцах”, позволившем помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Этот указ явился наиболее крупной мерой в попытке решить крестьянский вопрос. Однако он мало повлиял на крепостническую систему, так как за первую половину XIX в. было освобождено лишь 1,5% крепостных крестьян.

В 1804 г. было издано “Положение о лифляндских крестьянах”, согласно которому запрещалась их продажа без земли, фиксировались повинности, крестьяне получили право торговых сделок со своими земельными наделами. Этот указ затем был распространен на Эстляндию. В 1816-1819 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике: крестьяне получили личные права, включая право собственности на личное имущество. Однако вся земля при этом осталась у помещиков.

Капитализация экономики, т. е. эффективное мануфактурное и фабричное производство, возможно только с применением вольнонаемного труда. Наемными рабочими становились жители городов, государственные крестьяне и оброчные крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. Применение вольнонаемного труда (особенно в легкой промышленности) постепенно возрастало и увеличилось в первой половине XIX в. в 14 раз. Однако сохранение крепостного права тормозило формирование рынка свободной рабочей силы, необходимого для роста производства. Оно обусловливало нехватку наемных рабочих, так как потенциальные рабочие из крестьян не имели права свободного передвижения. Кроме того, на предприятиях с наемным трудом значительную часть составлял труд оброчных крестьян. Это делало наемную рабочую силу в России очень дорогой, так как в зарплату обязательно включался оброк.

Сохранение крепостного права тормозило и рыночное развитие страны, поскольку и в поместьях, и у государственных крестьян преобладало натуральное хозяйство. К тому же крепостные крестьяне не могли что-нибудь купить или продать от своего имени, так как не имели гражданских прав и сами считались собственностью. Развитие рынка сдерживала низкая покупательная способность населения, нищенское существование его значительной части. Основными покупателями могли быть только дворянство, купечество и часть горожан. Развитие буржуазных отношений тормозила и общинная система, препятствовавшая воспитанию у крестьян собственнической психологии. Сдерживалось социальное расслоение и в целом обуржуазивание крестьянства.

Вместе с тем в России продолжали развиваться начавшиеся во второй половине XVIII в. объективные процессы, ведущие к становлению капитализма (разложение натурального хозяйства, развитие капиталистической промышленности и товарно-денежных отношений). Новые условия требовали новых реформ. Проекты радикальных реформ (“Уставов”) были связаны с именем М.М. Сперанского, государственного деятеля, которому в 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформирования страны.

Сперанский подготовил постановления о свободном въезде в Россию и выезде из нее, о разрешении ввоза в страну книг и музыкальных нот, об уничтожении тайной экспедиции, разрешении частных типографий, образовании медицинского дела, реформе почт. В план общей политической реформы Сперанский внес предложения о введении политического законодательства, законов, определяющих права собственности, финансово-кредитного, судебного, налогового и других законодательств.

Александр I был сторонником “просвещенного абсолютизма” и стремился реформировать государство, сохранив при этом самодержавие, что стало причиной половинчатости и непоследовательности его реформ.

В 1802 г. была проведена министерская реформа, подготовленная Негласным комитетом, сложившимся из числа молодых друзей императора. На месте коллегий, существовавших еще со времен Петра I и не оправдавших себя из-за круговой поруки и безответственности, возникшей в результате коллегиального принципа руководства, были образованы новые органы центральной исполнительной власти - министерства. Министерства структурировались на основании принципа единоначалия и возглавлялись министрами. Из глав министерств образовывался Комитет министров, которым руководил непосредственно император. Александр I пытался окружить себя опытными и популярными в стране людьми. Так, первым в истории России министром юстиции стал замечательный русский поэт и государственный деятель генерал-прокурор Г.Р. Державин. Но в этой должности он, державшийся “сильно справедливости”, прослужил один год. Вскоре выяснилось, что государь к нему охладел. “Ты очень ревностно служишь”,- объяснил царь Державину причину отставки.

Министерская реформа способствовала централизации власти и бюрократизации управления. При этом, однако, павловский стиль - управление через двух-трех доверенных лиц - господствовал и при Александре I, несмотря на существование Комитета министров. Сначала управление велось через триумвират молодых друзей, или “деятелей”, как тогда именовали в столичных салонах Чарторыйского, Новосильцева и Строганова, затем в 1807-1812 гг. по гражданской части через Сперанского, по военной - через Аракчеева, а после Отечественной войны 1812 г. - все без исключения через Аракчеева.

В 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформы органов государственного управления автору общей концепции реформирования России - М.М. Сперанскому. Последний, исходя в своих проектах из одобряемой императором идеи разделения властей, предложил создать избираемый населением центральный законосовещательный орган - Государственную Думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, высшую судебную - в Сенате при сохранении за императором контрольно-исполнительных функций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, законосовещательный орган, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.

Осуществлена была лишь часть проектов Сперанского. 1 января 1810 г. начал работу Государственный совет - высший законосовещательный орган при царе. Государственный совет был назначаемым органом, который состоял из министров и других высших сановников. В 1811 г. было увеличено количество министерств, улучшена их работа, разделены функции и полномочия. Однако планы более радикальных преобразований встретили ожесточенное сопротивление дворянства. Особенно ярко это проявилось после того, как Сперанский ввел пошлину на ввозимые в Россию предметы роскоши, уменьшил штаты министерств, утвердил экзамены на чиновников и обложил налогом дворянские имения. Простить это Сперанскому власть имущие не могли, да и царь к тому времени очень переменился. Под давлением общественного мнения (доносы на Сперанского сыпались регулярно) Александр I отказался от продолжения реформ. Сперанский был сослан.

Вторая половина царствования Александра I (с 1815 по 1825 г.) ознаменовалась наступлением реакции, главным проводником которой стал любимец царя А.А. Аракчеев, занимавший важнейшие посты в государственном аппарате и стоявший на реакционных позициях. Аракчеев был еще сподвижником Павла I с гатчинского периода, т.е. до начала царствования Павла Петровича, но головокружительную политическую карьеру сделал при Александре Павловиче, став фигурой № 2 в стране.

Наиболее уродливым проявлением новой политики (“аракчеевщины”) было создание военных поселений, которые стали активно внедряться начиная с 1816 г. и имели целью формирование обученного резерва и снижение государственных расходов на содержание армии. В 1825 г. на военные поселения была переведена треть армии. Создавалось новое сословие - военных поселян, вынужденных совмещать военную службу и занятие сельским хозяйством. На территории военных поселений господствовали жестокий гнет и муштра. Вся жизнь крестьянина и его семьи была строго регламентирована. За малейшие нарушения полагались тяжелые телесные наказания. Все это вызывало сопротивление крестьян, которых поддерживала передовая часть общества.

Реформы в области образования . (Если достаточно времени). До начала XIX в. в России не было единой системы образования. Для поступления на военную или гражданскую службу требовалось дворянское происхождение, а не специальная подготовка. Но в условиях постепенного втягивания России в мировую торговлю, а затем начавшегося промышленного переворота потребность в специалистах становилась все более острой. Поэтому одной из важнейших реформ XIX в. была реформа образования.

Главной целью реформы во время царствования Александра I было обновление и расширение учебных программ с целью создания преемственной системы обучения во всех видах учебных заведений. В 1803 г. по "Положению об устройстве учебных заведений" было создано в Европейской России 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений - приходские и уездные училища (начальная школа), гимназии в губернских городах (средняя школа), университеты (высшая школа). Тем самым создавалась единая система образования. В 1804 г. университеты получили автономию (право выбора ректора и деканов, самостоятельного решения организационных вопросов). В добавление к существовавшим университетам были открыты новые. Появились закрытые специальные учебные заведения для дворян - Царскосельский, Ярославский, Нежинский лицеи.

Самым известным стал Царскосельский лицей. 12 августа 1810 г. Александр I подписал проект М. Сперанского о создании в двадцати верстах от столицы этого закрытого учебного заведения. 19 октября следующего года за парты лицея сели тридцать двенадцатилетних мальчишек. Они могли считаться и школярами и студентами одновременно, т.к. по окончании лицея уже не надо было учиться в каком-либо ином учебном заведении. Те, кто в этот знаменательный для дальнейшей истории России день сели за парты, в дальнейшем станут блестящими дипломатами и офицерами, мореплавателями и литераторами, крупными чиновниками и декабристами. Такие имена, как А. Горчаков, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Ф. Матюшкин, И. Пущин, оставили славный след в истории российского государства. В этом же классе учился и будущий величайший поэт России А. Пушкин.

Статья рассказывает кратко о внутренней и внешней политике Александа I. На время правления Александра первого пришлось одно из центральных событий русской истории - Отечественная война 1812 г., которая в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие России.

  1. Отечественная война 1812 г.
  2. Видео

Внутренняя и внешняя политика Александра I до 1812 г.

Отечественная война 1812 г.

  • Невыполнение Россией условий континентальной блокады в конце концов привело к вторжению армии Наполеона. Не вдаваясь в подробный ход боевых действий, отметим, что главными факторами победы стали патриотический порыв русской армии, удачная тактика Кутузова, заключающаяся в изматывании противник и серьезные просчеты Наполеона относительно плана компании.
  • Сдача Москвы с целью сохранения армии была непонятна Наполеону, перечеркивала его опыт ведения войн в Европе. Бородинское сражение стало переломным фактором. Русские историки утверждают, что победа была одержана Россией, французские высказывают противоположное мнение. Тем не менее, потери с обеих сторон были огромны. Наполеон понимает, что продолжение кампании бесперспективно и начинает отступление, постепенно превращающееся в бегство.
  • Заграничный поход русской армии заканчивается в Париже и возвещает славу русского оружия. Россия выступает в качестве общеевропейского лидера. С этой целью Александр I основывает в 1815 г. "Священный союз" (Россия, Австрия, Пруссия), который должен был стать гарантом европейского мира.

Внутренняя и внешняя политика Александра I после 1815 г.

  • Война с Наполеоном и последующие политические процессы оказали значение на реформаторские настроения Александра I. Романтик, столкнувшись с действительностью, разочаровывается в своих прежних идеалах. В действиях императора начинает сказываться реакционный элемент.
  • Некоторое время Александр I еще пытается продолжать реформы. В 1815 г. он принимает конституцию Польши. В последующие годы им были освобождены от крепостной зависимости без наделения землей крестьяне Прибалтийских губерний.
  • Однако, с 1820 г. император полностью сворачивает преобразовательную деятельность. Его внутренняя политика заключается в сохранении и консервации существующего строя. Усиливается цензура, объявляется запрет на "вольнодумство". Своеобразным вторым закрепощением крестьян является создание военных поселений. К концу правления Александр I вообще отходит от дел, предоставляя управление государственной элите.
  • Во внешней политике не происходит каких-либо серьезных сдвигов. Александр I озабочен только сохранением европейских и собственной монархии против революционного движения.

Итоги и значение внутренней и внешней политики Александра I

  • Условно разделяя правление Александра I на два периода, которые разделены войной с Наполеоном, можно сделать следующие выводы. В первый период император был настроен на реформы, провел некоторые из них, однако главной его заслугой стало реформирование государственного аппарата.
  • Война 1812 г. стала триумфом русской армии, но вместе с тем привела к ужесточению внутренней политики и сворачиванию реформ.
  • Образованный Александром I Священный союз, который должен был стать гарантом мира, приобрел статус европейского жандарма, карающего любые проявления свободы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Святые болевшие онкологией
Молитва чтобы замуж дочь вышла удачна
Житие святого сергия радонежского подробное