Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Время работы 1 думы. Государственная дума российской империи

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Первые Государственные думы

    Выборы в I Государственную думу (на основании Положения о выборах в Государственную думу - в редакции царского указа от 11 декабря 1905 г.) проходили в феврале-марте 1906 г., когда в стране все еще были накалены общественные страсти. Выборы бойкотировали большевики, эсеры и правые. В общей сложности в I Думу были избраны 478 депутатов (в том числе кадетов - 176, беспартийных - 105, крестьян-трудовиков - 97, социал-демократов (меньшевиков) - 18, октябристов - 16). 27 апреля 1906 г. I Государственная дума приступила к работе в Таврическом дворце. Эту Думу в либеральных газетах называли «Думой народного гнева»: на ней чуть ли не ежедневно звучали самые радикальные требования: объявить всеобщую амнистию (в октябре 1905 г. была объявлена политическая амнистия), создать ответственное правительство, ввести всеобщее избирательное право, наделить крестьян землей.

    В одной из самых первых своих резолюций I Государственная дума потребовала: отнятия и раздела помещичьих земель; упразднения второй палаты - Государственного совета (который Столыпин называл «лед усталых душ»); отставки правительства.

    1 Дума просуществовала чуть больше двух месяцев и основную часть времени уделяла обсуждению самого насущного вопроса социальной жизни России - аграрного. Было предложено два проекта - проект кадетов и проект трудовиков: проект кадетов предусматривал дополнительное наделение крестьян землей за счет земель казенных, монастырских, удельных, а также за счет частичного отчуждения частновладельческих земель за выкуп «по справедливой (но не рыночной) цене»; проект трудовиков носил еще более радикальный характер и предусматривал отчуждение помещичьей земли, превышающей «трудовую норму», создание «народного земельного фонда» и введение уравнительного землепользования.

    20 июня 1906 г. правительство выступило с заявлением, в котором говорилось о неприкосновенности частной собственности на землю. В ответ на это Дума в самом начале июля 1906 г. постановила: обратиться, минуя правительство, прямо к населению, что никогда не отступит и не даст себя уклонить от принципа принудительного отторжения частных земель.

    Это был тупик. 9 июля 1906 г. I Государственная дума была распущена (проработала 72 дня) и объявлены новые выборы. На следующий день группа кадетов и трудовиков собралась в Выборге, где опубликовала «Выборгское воззвание», в котором в знак протеста «против роспуска народного представительства» население призывалось к пассивному сопротивлению: не платить налоги, избегать воинской повинности. Также в воззвании был призыв к зарубежным правительствам не предоставлять России займы. Но эта акция никакого успеха не имела.

    Выборы во II Государственную думу проходили в начале 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов (трудовиков - 104, кадетов - 98, социал-демократов - 68, беспартийных - 50, октябристов - 44, эсеров - 37 и др.).

    II Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г., она оказалась еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. По авторитетному мнению Столыпина, «Первую Думу трудно было разогнать, Вторую - трудно сохранить».

    1 июня 1907 г. председатель Совета министров Столыпин выступил на закрытом заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором якобы приняли участие и члены Государственной думы. Столыпин потребовал лишения депутатской неприкосновенности 55 членов Думы (из фракции социал-демократов), а также дачи согласия на арест 15 наиболее замешанных в заговоре депутатов. Дума от голосования по этому вопросу уклонилась, передав его на рассмотрение комиссии, которая должна была дать свое заключение 4 июля.

    Но в ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала членов социал-демократической фракции (они были преданы суду и осуждены на различные сроки каторги и ссылки). А днем 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест царя о роспуске Государственной думы. При этом выдвигались различные обвинения против Думы и делался вывод, что неуспех Думы объяснялся проникновением в ее ряды недостойных лиц вследствие несовершенства избирательного закона. В связи с этим было издано новое Положение о выборах в Государственную думу (в соответствии с которым была в 1907 г. избрана III Дума, а в 1912 г. - IV Дума). Это было явным нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных законов 1906 г., по которым царь не мог единолично изменять избирательное право.

    Все эти действия царя давали основание исследователям говорить о «третьеиюньском государственном перевороте».

    В соответствии с новым Положением о выборах в Государственную думу избирательных прав были лишены : женщины; лица, не достигшие 25-летнего возраста; лица, обучающиеся в учебных заведениях; лица, проходящие действительную военную службу; иностранные подданные; бродячие инородцы (туземное население Крайнего Севера, лесных районов Сибири и Дальнего Востока, занимавшиеся охотой и рыболовством); коренное население Средней Азии.

    Все избиратели были разделены на следующие курии: (1) курия землевладельцев; (2) первая курия городских избирателей; (3) вторая курия городских избирателей; (4) курия уполномоченных от волостей; (5) курия уполномоченных от казачьих станиц; (6) курия уполномоченных от рабочих.

    Все перечисленные курии на уездных съездах выбирали выборщиков, составляющих губернские избирательные собрания, которые избирали членов Государственной думы. Но, кроме того, избрание членов Государственной думы от Петербурга, Москвы, Одессы, Риги производилось путем прямого голосования избирателей, проживающих в этих городах, число которых ограничивалось высоким имущественным цензом.

    Государственная дума Российской империи I созыва

    Парламент:

    Государственная дума Российской империи

    Российская империя

    Следующий созыв:

    Членство:

    499 депутатов
    избрание 11 депутатов было аннулировано
    1 ушёл в отставку
    1 умер
    6 не успели приехать

    Председатель Государственной думы:

    С. А. Муромцев

    Доминирующая партия:

    Конституционно-демократическая партия (176 депутатов)

    Государственная дума Российской империи I созыва - первый в России избранный населением представительный законодательный орган. Стал результатом попытки преобразовать Россию из самодержавной в парламентскую монархию, вызванной стремлением стабилизировать политическую обстановку в условиях многочисленных волнений и революционных выступлений. Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала 72 дня, с 27 апреля (ст. ст.) 1906 по 8 июля 1906 года, после чего была распущена императором.

    Выборы

    Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11 декабря 1905. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии - землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков. Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей.

    Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:

    • по землевладельческой курии - быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
    • по городской курии - быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.
    • по крестьянской курии - иметь домовладение;
    • по рабочей курии - быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.

    Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрёшенные от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты (до определения причины - все кроме несчастных), состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе).

    Выборы проходили в несколько ступеней:

    • Для городской курии двухступенчатые: в Москве, Санкт-Петербурге и 24 крупных указанных в избирательном законе городах избиратели выбирали выборщиков на городское собрание, которое затем избирало членов Думы.
    • Для землевладельческой курии (в уездах и всех других городах) двух- или трёхступенчатые: лица, чья собственность была равно или больше установленного для данной местности ценза на уездном съезде землевладельцев избирали делегатов на губернское собрание, которое затем избирало членов Думы. Владельцы 1/10 ценза и священнослужители на предварительных уездных съездах избирали уполномоченных, которые затем на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.
    • Для рабочей курии трёхступенчатые: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании;
    • Для крестьянской - четырёхступенчатые: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде).

    Таким образом, эти курии (в 26 городских округах выборщиков избирали только городская и рабочая курии) избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа.

    Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С. Ю. Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».

    Было создано 135 избирательных округов в том числе 26 городских (избирали 34 депутата), 33 территориально-сословных, конфессиональных, территориально-конфессиональных и этнических округов (40 депутатов). От губернии избиралось от 2 до 15 депутатов, от города - от 1 до 6. Европейская Россия избирала 412 депутатов (79 %), Польша - 37 депутатов (7 %), Кавказ - 29 (6 %), Сибирь и Дальний Восток - 25 (4 %), Средняя Азия и Казахстан - 21 (4 %).

    Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года, а в национальных районах и окраинах и позже, так что к началу работы из 524 депутатов были избраны около 480, поэтому состав первой Думы постепенно дополнялся подъезжающими избранными депутатами. Во многих районах Сибири, например, выборы проводились в мае-июне 1906 года, кроме того властями отрабатывался механизм проведения выборов в условиях военного положения, поэтому военное положение было введено во всех уездах, прилегавших к линии Сибирской железной дороги.

    Выборы были бойкотированы представителями левых и крайне правых партий, левые считали, что Дума не обладает никакой реальной властью, а крайне правые вообще относились отрицательной к самой идее парламентаризма, выступая за незыблемость Самодержавия. Несмотря не это, в выборах участвовали меньшевики и социалисты-революционеры, как независимые кандидаты. В. И. Ленин впоследствии вынужден был признать, что бойкот выборов в I Государственную Думу «был ошибкой».

    Полномочия

    Начало определению полномочий Государственной думы и её места в системе органов власти было положено Манифестом Императора Николая II «Об учреждении Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года. Согласно этим документам, разработанным в основном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, Государственной думе отводилась роль не законодательного, а законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами (так называемая «Булыгинская дума»). Однако, недовольство данными предложениями вылилось в многочисленные акции протеста, стачки и забастовки по всей стране, следствием чего стала выработка новых принципов формирования и работы Государственной думы.

    Корректировка полномочий Думы и наделение её законодательными функциями была осуществлена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года:

    Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Этими документами существенно сокращались полномочия Думы. Дума избиралась на 5 лет, причём Императору представлялось право её роспуска. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий. Государственная дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.

    Вся исполнительная власть оставалась в руках монарха, он также единолично руководил Вооружёнными силами, определял внешнюю политику, решал вопросы объявления войны и мира, введения чрезвычайного или военного положения на любой территории Империи.

    Состав

    Всего было избрано 499 депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, 1 ушёл в отставку, 1 умер, 6 не успели приехать). Депутаты распределились следующим образом:

    • по возрасту: до 30 лет - 7 %; от 30 до 40 лет - 40 %; от 40 до 50 лет; старше 50 - 15 %;
    • по уровню образования: с высшим образованием 42 %, средним - 14 %, низшим - 25 %, домашним - 19 %, неграмотных - 2 человека;
    • по профессии: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.

    По признаку партийной принадлежности большинство мест заняли конституционные демократы - 176 человек. Избрано также 102 представителя «Трудового союза», 23 социалиста-революционера, 2 члена Партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов (меньшевиков), 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 членов партии демократических реформ, 100 беспартийных.

    Избрано 279 депутатов, русских по национальности.

    Были образованы фракции: кадетов - 176 человек, октябристов - 16, трудовиков (члены «Трудового союза») - 96, социал-демократов (меньшевики) - 18 (сначала меньшевики вступили во фракцию трудовиков и только в июне по решению 4-го съезда РСДРП образовали собственную фракцию); автономисты - 70 человек (представители национальных окраин, выступающие за автономии этих территорий и их сторонники), прогрессисты - 12 (фракция образована беспартийными кандидатами с либеральными, близкими к кадетам, взглядами). Независимых кандидатов насчитывалось 100 человек, в это число входили и эсэры, которые не стали официально образовывать фракцию в связи с бойкотом выборов их партией.

    Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем - князь Д. И. Шаховской (кадет).

    Деятельность

    Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).

    С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

    С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.

    Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

    23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образованию «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

    6 июня 33-мя депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.

    Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Думе могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.

    Ряд либеральных членов Совета министров предложил ввести представителей кадетов в состав правительства. Это предложение не получило поддержки большинства министров. Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. В знак своего презрительного отношения к Думе туда был внесён первый правительственный законопроект об ассигновании 40 000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта - об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

    Роспуск

    6 (19) июля 1906 вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). 8 июля последовал указ о роспуске Государственной думы, этот шаг в манифесте от 9 июля объяснялся так:

    Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населенно.

    Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям.

    Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.

    В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

    9 июля пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске думы. Часть их - 180 человек - в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собравшись в Выборге (как ближайшем к Петербургу городе Княжества Финляндского), приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание). В нём говорилось о том, что правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. Выборгское воззвание призывало поэтому к гражданскому неповиновению - отказу платить налоги и поступать на службу в армии. К неповиновению властям опубликование воззвания не привело, а все его подписавшие были приговорены к трём месяцем заключения и лишены избирательных прав, то есть не могли в дальнейшем стать депутатами Государственной думы.

    Известные депутаты

    К числу наиболее известных депутатов I Государственной думы можно отнести С. А. Муромцева, М. М. Ковалевского, В. Д. Кузьмина-Караваева, Т. В. Локотя, Г. Е. Львова, А. А. Муханова, В. Д. Набокова, П. И. Новгородцева, В. П. Обнинского, В. А. Харламова, Д. И. Шаховского, М. Я. Герценштейна, Ф. И. Родичева, П. Д. Долгорукова, Ф. Ф. Кокошкина, И. П. Лаптева, И. В. Галецкий, Демянович, Антон Каэтанович.

    ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

    ПЕ́РВАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА - российский представительный законодательный орган (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ) , действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения. Император Николай II Александрович обещал, что никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность участия депутатов Государственной думы в надзоре за исполнением законодательства.
    11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской империи) . Сохранив куриальную систему, установленную ранее для выборов в Булыгинскую думу, закон прибавил к землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и расширил состав избирателей по городской курии. 49% всех выборщиков принадлежали к крестьянской курии. По рабочей курии к выборам допускались мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишали избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик на две тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными).
    Признав за Государственной думой законодательные права, царь (см. ЦАРЬ) стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи - Государственный совет, существовавший с 1810 года, был преобразован в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы. Манифест 20 февраля 1906 года разъяснял, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов от 23 апреля 1906 года, император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Царь мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой.
    Большевики (см. БОЛЬШЕВИКИ) призвали к бойкоту выборов в Государственную думу, надеясь свергнуть самодержавие революционным путем. Однако в условиях спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 года. Из 478 избранных депутатов кадетов было 161, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских этнических групп) - 70, октябристов - 13, беспартийных - 100, трудовиков - 107. В состав фракции трудовиков входили десять социал-демократов, в основном, меньшевиков. Они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков. В июне 1906 года, по решению Четвертого съезда РСДРП, социал-демократические депутаты выделились в самостоятельную фракцию.
    Торжественное открытие Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) в Петербурге. Председателем Государственной думы был избран один из лидеров кадетов, профессор Московского университета, правовед С.А. Муромцев. Центральным на заседаниях Первой Государственной думы стал аграрный вопрос. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Однако, правительство еще накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о принудительном отчуждении земли. Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Это был революционный законопроект, означавший ликвидацию помещичьего землевладения. 8 июня 1906 года группа из 33 депутатов внесла проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Этот проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать радикальный «проект 33-х». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. Реагируя на проекты земельной реформы в Государственной думе, правительство 20 июня выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю.
    С самого начала своей деятельности Первая Государственная дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с авторитаризмом (см. АВТОРИТАРИЗМ) царской власти. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отверг все требования Государственной думы. Та, в свою очередь, провела резолюцию о недоверии правительству, потребовав его отставки. За 72 дня своей работы Первая Государственная дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В условиях фактической конфронтации Государственной думы и правительства, Николай II решил воспользоваться своим правом в любой момент распустить Государственную думу, что и сделал, обосновав свое решение с помощью формулировки «за уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию думы». Царский манифест о роспуске Первой Государственной думы был опубликован 9 июля 1906 года.


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое "ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА" в других словарях:

      Российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 27 апреля по 8 июля 1906. Государственная дума была учреждена царским Манифестом 17 октября 1905, который определил функции Думы как совещательную и… … Политология. Словарь.

      Государственная дума Российской империи I созыва … Википедия

      Государственная Дума России: исторический экскурс - 24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва, в которую по итогам декабрьских выборов прошли четыре партии единороссы, эсеры, либерал демократы и КПРФ. В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      - (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), высший законодательный представительный орган России (1906 1917). Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской … Энциклопедический словарь

      Данная статья о современной Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная дума Федеральное… … Википедия

      Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

      Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

      Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

      Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

    Книги

    • Первая Государственная Дума. Воспоминания современника. 27 апреля - 8 июля 1906 года , Маклаков Василий Алексеевич. Член ЦК партии кадетов, депутат Государственной думы 2-го, 3-го и 4-го созывов Василий Алексеевич Маклаков (1869-1957) был -одним из самых авторитетных российских политиков начала XX века и,…

    Действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения. Император Николай II Александрович обещал, что никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность участия депутатов Государственной думы в надзоре за исполнением законодательства.

    Депутаты В. Набоков и А. Аладьин

    11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу . Сохранив куриальную систему, установленную ранее для выборов в Булыгинскую думу, закон прибавил к землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и расширил состав избирателей по городской курии. 49% всех выборщиков принадлежали к крестьянской курии. По рабочей курии к выборам допускались мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишали избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик на две тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными).
    Признав за Государственной думой законодательные права, царь стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи - Государственный совет, существовавший с 1810 года, был преобразован в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы. Манифест 20 февраля 1906 года разъяснял, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов от 23 апреля 1906 года, император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Царь мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой.
    Большевики призвали к бойкоту выборов в Государственную думу, надеясь свергнуть самодержавие революционным путем. Однако в условиях спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 года. Из 478 избранных депутатов кадетов было 161, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских этнических групп) - 70, октябристов - 13, беспартийных - 100, трудовиков - 107. В состав фракции трудовиков входили десять социал-демократов, в основном, меньшевиков. Они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков. В июне 1906 года, по решению Четвертого съезда РСДРП, социал-демократические депутаты выделились в самостоятельную фракцию.
    Торжественное открытие Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего дворца в Петербурге. Председателем Государственной думы был избран один из лидеров кадетов, профессор Московского университета, правовед С.А. Муромцев. Центральным на заседаниях Первой Государственной думы стал аграрный вопрос. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Однако, правительство еще накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о принудительном отчуждении земли. Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Это был революционный законопроект, означавший ликвидацию помещичьего землевладения. 8 июня 1906 года группа из 33 депутатов внесла проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Этот проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать радикальный «проект 33-х». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. Реагируя на проекты земельной реформы в Государственной думе, правительство 20 июня выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю.
    С самого начала своей деятельности Первая Государственная дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с авторитаризмом царской власти. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отверг все требования Государственной думы. Та, в свою очередь, провела резолюцию о недоверии правительству, потребовав его отставки. За 72 дня своей работы Первая Государственная дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В условиях фактической конфронтации Государственной думы и правительства, Николай II решил воспользоваться своим правом в любой момент распустить Государственную думу, что и сделал, обосновав свое решение с помощью формулировки «за уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию думы». Царский манифест о роспуске Первой Государственной думы был опубликован 9 июля 1906 года.

    27 апреля 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории России собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

    Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.
    Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии.

    Состав Думы определялся в 524 члена. Выборы не были ни всеобщими, ни равными. Избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствующие ряду сословно-имущественных требований. К выборам не допускались студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осужденные.
    Выборы производились в несколько этапов, по куриям, образованным по сословно-имущественному принципу: землевладельцев, крестьян и городской курии. Выборщики от курий образовывали губернские собрания, которые и избирали депутатов. Наиболее крупные города имели отдельное представительство. Выборы на окраинах империи производились по куриям, образованным главным образом по вероисповедно-национальному принципу с предоставлением преимуществ русскому населению. Так называемые «бродячие инородцы» были вообще лишены избирательного права. К тому же представительство окраин было понижено. Была образована также отдельная рабочая курия, которая избирала 14 депутатов Думы. В 1906 г. один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев (в основном помещиков), 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих.
    Государственная Дума избиралась на пятилетний срок, но и до истечения этого срока могла в любой момент быть распущена указом императора. При этом император по закону был обязан одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва. Заседания Думы могли быть также в любой момент прерваны императорским указом. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки перерыва ее занятий в течение года определялись указами императора.

    Главной компетенцией Государственной Думы была бюджетная. Рассмотрению и утверждению Думы подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, за исключением: кредитов на расходы Министерства императорского двора и состоявших в его ведении учреждений в суммах, не превышавших росписи 1905 года, и изменении этих кредитов, обусловленных «Учреждением об императорской фамилии»; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на «экстренные в течение года надобности» (в сумме, не превышавшей росписи 1905 года); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам; доходов и расходов, внесенных в проект росписи на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний и императорских повелений, данных в порядке верховного управления.

    I и IIДумы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.

    I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

    II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

    III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

    Деятельность III Думы:

    3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

    Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок. Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек). За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

    Основные вопросы :

    1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

    2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

    3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

    Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

    Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

    IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) - председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Бен Уайдер (Ben Weider) биография Последние годы и смерть
    Витамин C (аскорбиновая кислота) Аскорбиновая кислота в бодибилдинге
    «Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки Качественной характеристикой физической нагрузки является