Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Народы ссср в борьбе с фашизмом. Сторонние материалы: «народы ссср в борьбе с немецким фашизмом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Разработка планов фашистской Германии по нападению на СССР. Основной просчет Гитлера относительно уровня патриотизма жителей СССР. Создание национальных дивизий и бригад. Дружба и взаимовыручка солдат Советской Армии различной национальной принадлежности.

    презентация , добавлен 20.05.2013

    Победа над фашизмом - конкретно-историческое выражение возросшей мощи освободительного движения. Решающая роль СССР в победе над фашизмом. Союзники СССР в борьбе против фашистского блока. Военно-политическое сотрудничество стран антигитлеровской коалиции.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2010

    Основные этапы в истории Великой Отечественной войны. Курская битва в 1943 году. Советский тыл в годы войны. Народная борьба на оккупированной территории. Внешняя политика России в годы войны. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952).

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Политические цели и военные планы фашистской Германии в войне против СССР. Объективные и субъективные причины временных неудач Красной армии в начальный период и коренной перелом в войне. Создание антигитлеровской коалиции и роль Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2009

    Зарождение очагов Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Расширение фашистской агрессии и подготовка войны против СССР. Начало войны Германии против СССР. Крах гитлеровской стратегии "Молниеносной войны". Создание антигитлеровской коалиции.

    реферат , добавлен 05.05.2011

    Подготовка гитлеровской Германии к войне против Советского Союза. Вторжение на территорию СССР и срочная мобилизация сил. Основные направления перестройки экономики. Изменение ситуации в общественном сознании и религиозной сфере государства в годы войны.

    реферат , добавлен 15.12.2015

    Причины неудач Советской армии в начале Великой Отечественной войны. Перестройка страны на военное положение. Эвакуация людей и промышленности. Орловская наступательная операция "Кутузов". Итоги Курской битвы. Роль СССР в разгроме фашистской Германии.

    НАРОДЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В БОРЬБЕ С ФАШИЗМОМ

    Многонациональный советский народ на фронтах войны. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная Советская держава развалится под ударом его армий "как карточный домик". Но этого не только не произошло, а, наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем ста ее народов.

    В рядах Красной Армии с первых дней войны сражались посланцы всех народов СССР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались представители народов Поволжья и Северного Кавказа, Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

    Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей Северного Кавказа - Майкопа, Грозного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе.

    Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К. Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Байбагамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей. Представители 33-х национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра. На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60. За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша и др.

    Экономика союзных республик в годы войны. С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в переводе на военные рельсы экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными русскими, украинцами, белорусами не только кров, но и пищу. Большинство из эвакуированных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены там и после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.

    Представители всех наций и народностей страны участвовали во Всесоюзном социалистическом соревновании, различных формах движения новаторов производства. Инициаторами ценных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Т. С. Мальцева и др.

    Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение людей разных национальностей по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам. На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

    С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального фонда помощи освобожденным районам. Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже начали восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

    Национальные движения. Война оживила национальные движения, как правило, в тех районах страны, где жесткая политика властей в пред­военные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), созданная на Украине еще в конце 20-х годов. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

    С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной Армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против советской власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной Армии.

    Немцы пытались поставить национальные движения в западных районах СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу разгрома Красной Армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

    Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

    Национальная политика. Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения национальной политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Однако в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, но и все представители того или иного народа. Самой реакционной чертой сталинской национальной политики стала депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

    Летом 1941 г. "диверсантами и шпионами" было объявлено все не­мецкое население страны (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же в Сибирь были депортированы более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.

    В октябре 1943 г. в Казахстан и Киргизию были выселены почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь - 93 тыс. калмыков. Вскоре были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток 40 тысяч балкарцев. Тогда же балкарцев, воевавших на фронте, сослали в Казахстан прямо из действующей армии.

    23 февраля 1944 г. началась самая масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвященные Дню Красной Армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15-20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на станции и загрузили в товарные вагоны. Всего на восток было вывезено 516 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР. Власти старались уничтожить саму память о коренных жителях этих мест.

    В апреле-мае 1944 г. из Крыма в Узбекистан были вывезены более 194 тыс. крымских татар. Вслед за ними подверглись депортации так­же армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы.

    Потери в пути следования от голода, холода и болезней привели к огромным жертвам. В результате депортации погибло более 144 тыс. человек, в том числе половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

    Эти жестокие репрессии вызвали в послевоенные годы новый всплеск национальных движений.

    Что необходимо знать по этой теме:

    Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

    Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

    Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

    Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

    Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

    Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

    Столыпинская аграрная реформа.

    IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

    Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

    Международное положение России в начале XX в.

    Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

    Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

    Экономика России в годы первой мировой войны.

    Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

    Pусская культура XIX - начала XX в.

    Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

    От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

    Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

    Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

    Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

    II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

    Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

    Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

    Брестский мирный договор, его условия и значение.

    Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

    Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

    Первая Советская Конституция.

    Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

    Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

    Политика новой власти в отношении культуры.

    Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

    Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

    Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

    Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

    Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

    Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

    Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

    Итоги индустриализации и коллективизации.

    Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

    Советская культура в 20-30-е гг.

    Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

    Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

    Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

    Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

    Советский тыл в годы войны.

    Депортация народов.

    Партизанская борьба.

    Человеческие и материальные потери в ходе войны.

    Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

    Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

    Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

    Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

    Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

    Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

    Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

    СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

    Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

    Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

    Конституция СССР 1977 г.

    Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

    Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

    СССР в 1985-1991 гг.

    Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

    Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

    Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

    Российская Федерация в 1992-2000 гг.

    Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

    Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

    • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

    Гитлер считал, планируя нападение на СССР, что многонациональное Советское государство развалится под ударом его армий "как карточный домик". Но этого не только не произошло, а, наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем ста ее народов. В рядах Красной Армии с первых дней войны сражались посланцы всех народов СССР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались представители народов Поволжья и Северного Кавказа, Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

    Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей Северного Кавказа - Майкопа, Грозного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе.

    Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К. Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Байбагамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей. Представители 33-х национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра. На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60. За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша и др.

    Экономика союзных республик в годы войны. С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в переводе на военные рельсы экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и других, которые делили с эвакуированными русскими, украинцами, белорусами не только кров, но и пищу. Большинство из эвакуированных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены там и после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.

    Представители всех наций и народностей страны участвовали во Всесоюзном социалистическом соревновании, различных формах движения новаторов производства. Инициаторами ценных починов в промышленности в годы войны выступали русская Евдокия Барышникова и грузин Нукзар Геладзе, татарин Максудов и украинка Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на Ангелину, Берсиева, Бровко, Мальцева и др.

    Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение людей разных национальностей по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам. На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов. С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального фонда помощи освобожденным районам. Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже начали восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

    Национальные движения. Но война и оживила национальные движения, в основном, в тех районах страны, где жесткая политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), созданная на Украине еще в конце 20-х годов. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

    С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций резко активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной Армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против советской власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной Армии.

    Немцы пытались поставить национальные движения в западных районах СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу разгрома Красной Армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

    Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

    Национальная политика. Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения национальной политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Однако в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, но и целиком представители того или иного народа. Самой реакционной чертой сталинской национальной политики стала депортация, то есть насильственное переселение целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

    Начали, само собой, с немцев. Летом 1941 г. "диверсантами и шпионами" было объявлено все немецкое население страны (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. Автономия немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же в Сибирь были депортированы более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.

    В октябре 1943 г. в Казахстан и Киргизию были выселены почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь - 93 тыс. калмыков. Вскоре были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток 40 тысяч балкарцев. Тогда же балкарцев, воевавших на фронте, сослали в Казахстан прямо из действующей армии.

    Ликвидация Чечено-Ингушетии. 23 февраля 1944 г. началась самая масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвященные Дню Красной Армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15-20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на станции и загрузили в товарные вагоны. Всего на восток было вывезено 516 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР. Власти старались уничтожить саму память о коренных жителях этих мест.

    В апреле-мае 1944 г. из Крыма в Узбекистан были вывезены более 194 тыс. крымских татар. Вслед за ними подверглись депортации также армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы.

    Потери в пути следования от голода, холода и болезней привели к огромным жертвам. В результате депортации погибло более 144 тыс. человек, в том числе половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец. Эти жестокие репрессии вызвали в послевоенные годы новый всплеск национальных движений.

    Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

    Многонациональный советский народ на фронтах войны. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий, «как карточный домик». Но этого не только не произошло, а наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем 100 ее народов.

    В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов (ХСР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

    Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей - Майкопа, [розного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе. Герои разных национальностей стояли насмерть, защищая Одессу и Севастополь, Киев и Харьков, Новороссийск и Сталинград, Смоленск и Тулу.

    Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К- Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, узбек Т. Эрджигитов, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Бай-багамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей.

    Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

    На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60.

    За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев и др.

    Экономика союзных республик в годы войны.С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в перестройке на военный лад экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными русскими, украинцами, белорусами не только кров, но и пищу. Большинство из перемещенных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены в них после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.

    Инициаторами важных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и казах С. Бекбосынов, белорус Д. Ф. Босый и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Д. М. Гармаш, П. И. Ковардак, Т. С. Мальцева и др.

    Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение людей разных национальностей по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам. На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

    С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального Фонда помощи освобожденным районам. Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже вели восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

    Национальные движения в годы войны.Война вместе с тем вызвала оживление национальных движений, как правило, в тех районах страны, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), действовавшая на Украине еще с конца 20-х гг. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

    С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной армии.

    Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

    Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

    Национальная политика.Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Нередко в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, а все представители данного народа.

    В связи с этим в годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

    Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» было объявлено все немецкое население страны (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же были депортированы в Сибирь более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.



    В октябре 1943 г. были выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь - 93 тыс. калмыков. Вскоре всего за сутки были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток 40 тыс. балкарцев. Тогда же 15 тыс. балкарцев, воевавших па фронте, были сосланы в Казахстан прямо с фронта. Исключения не делали даже для Героев Советского Союза и партийно-государственного руководства автономных республик и областей. Отличие состояло лишь в том, что их везли к местам ссылки не в «теплушках», а в плацкартных или даже купейных вагонах.

    23 февраля 1944 г. началась масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвященные Дню Красной армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15 - 20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на железнодорожные станции и загрузили в товарные вагоны. Всего было вывезено на восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР.

    В апреле - мае 1944 г. были вывезены из Крыма в Узбекистан более 180 тыс. крымских татар. Вслед за ними были депортированы также армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты также русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы.

    В результате депортации погибло до 200 тыс. чеченцев и ингушей, половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

    Такой подход Сталина к национальной политике не только не решил имевших место проблем в межнациональных отношениях, но и неизбежно вел к формированию в послевоенные годы повой волны национальных движений.

    Таким образом, расчеты Гитлера на распад союзного советского государства под ударами вермахта не оправдались. Морально-политическое единство многонационального советского парода стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    1. Почему потерпели крушение надежды немцев на развал советского многонационального государства? 2. Расскажите о вкладе различных народов СССР в победу над Германией. 3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно? 4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

    Расширяем словарный запас:

    АВТОНОМИЯ - право территории на самостоятельное управление.

    Государственное общеобразовательное учреждение

    Тульской области

    «Первомайская кадетская школа»

    КОНСПЕКТ УРОКА

    по теме: «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом»

    Голиков Александр Александрович

    учитель истории

    9 класс

    2015

    Аттестуемый педагог (ФИО): Голиков Александр Александрович.

    Город, район: Тульская область, Щекинский район, поселок Первомайский.

    Образовательное учреждение: ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

    Предмет (или должность): история.

    Класс: 9 (общеобразовательный).

    Тема урока: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

    Тип урока: комбинированный.

    Характеристика класса: В классе учатся 14 человек (все мальчики). 9 класс – общеобразовательный с изучением истории на базовом уровне. Все ученики класса работоспособны, однако уровень обученности, обучаемости и степень развития учебных навыков различаются. Троих учеников можно назвать лидерами в учебном процессе, у них хорошо сформированы учебные навыки, развито аналитическое мышление, имеются прочные знания по истории. Результативность других 4 учеников можно охарактеризовать выше среднего. У одного из них ярко выражен интерес к изучению истории, имеются прочные знания, но учебные навыки развиты несколько хуже. Остальные ученики класса показывают средние результаты. На уроках практически все ученики класса проявляют активность, высказывают свои точки зрения на различные спорные вопросы.

    Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:

    • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX – XXI века. 9 класс. М., Просвещение, 2012;
    • раздаточный материал;
    • компьютер,
    • проектор,
    • интерактивная доска,
    • презентация.

    Цель урока:

    • образовательная: сформировать у учащихся представление о многонациональном подвиге советского народа, раскрыть конкретные примеры самопожертвования во имя Родины, охарактеризовать явление коллаборационизма;
    • воспитательная: продолжить формирование патриотизма у учащихся;
    • развивающая продолжить формирование навыков работы с историческим источником и статистической информацией.

    Задачи:

    1. Выявить какое место занимал национальный вопрос в планах Гитлера.
    2. Охарактеризовать подвиг многонационального советского народа.
    3. Определить, что такое коллаборационизм и каковы его конкретные проявления.
    4. Проанализировать национальную политику советских властей в годы войны.

    Основные понятия: коллаборационизм, депортация.

    Ход урока.

    I. Организационный момент. (2 минуты)

    Цель организационного этапа урока: психологически настроить учащихся на изучение предмета, осуществить переход от отдыха к началу работы.

    Задачи организационного этапа урока:

    1. проверить посещаемость;
    2. проверить степень готовности учащихся к занятию;
    3. установить психологический контакт с классом.

    II. Проверка домашнего задания. (10 минут)

    Цель проверки домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

    Задачи проверки домашнего задания:

    1. выяснить степень усвоения заданного на дом материала;
    2. определить типичные недостатки в знаниях и их причины;
    3. ликвидировать обнаруженные недочёты (в силу выбранной формы проверки домашнего задания эта задача до конца будет выполнена лишь на следующем уроке).

    Методы, используемые для проверки домашнего задания:

    1. тестовая работа с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

    III. Переход к изучению нового материала. (4 минуты)

    Цель перехода к изучению нового материала: мотивация учащихся на изучение новой темы, создать связь между изученным материалом и новой темой.

    Задачи перехода к изучению нового материала:

    1. привлечь внимание учащихся путем активизации непосредственно побуждающих мотивов (показать учащимся, что имеющиеся знания об истории Великой Отечественной войны недостаточны);
    2. актуализация знаний;
    3. постановка перед учащимися цели и задач работы на уроке.

    Методы, используемые для перехода к изучению нового материала:

    1. рассказ учителя.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Учитель: Ребята, в течение нескольких занятий мы с Вами изучаем одну из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей Родины - Великую Отечественную войну. Вам уже известно о горьких тяжелых месяцах первого года войны, когда Красная Армия под ударами превосходящих сил противника откатывалась на восток. Мы с Вами видели как в 1942-1943 гг. ценой огромных усилий советскому народу удалось переломить ход войны, а в 1944 г. практически полностью освободить родную землю.

    Учитель ставит перед учащимися учебную цель: Однако на наших уроках мы в основном говорили о фронтах, армиях, крупных военачальниках, практически не уделяли внимания простым людям с их достоинствами и слабостями. Сегодня на уроке нам предстоит взглянуть на эту сокровенную сторону Великой Отечественной войны. Итак, запишите тему нашего урока: «НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ» . (Слайд 1)

    Учитель формулирует учебные задачи:

    Запишите в свои тетради план нашего урока. Его пункты отражают те задачи, которые нам сегодня предстоит решить (Слайд 2) :

    1. Многонациональный советский народ на фронтах войны.

    2. Национальные движения в годы войны.

    3. Национальная политика.

    Ученики слушают учителя. Записывают в тетради тему и план урока.

    IV. Изучение нового материала. (23 минуты)

    Цель изучения нового материала: сформировать целостное представление учащихся о том, что сплочение народов СССР перед лицом общего врага стало одним из важнейших факторов Великой Победы.

    Задачи изучения нового материала:

    1. подвести учеников к правильной оценке планов Гитлера по национальному разобщению советского народа;
    2. доказать на конкретных примерах, что героизм не зависит от национальной принадлежности;
    3. раскрыть смысл понятия «коллаборационизм»;
    4. организовать работу учеников по характеристике и оценке коллаборационизма;
    5. охарактеризовать сущность советской национальной политики в годы войны.

    Формы и методы работы, используемые для изучения нового материала:

    1. рассказ учителя;
    2. беседа (сообщающая и эвристическая);
    3. работа с историческим источником;
    4. демонстрация презентации;
    5. просмотр учебного видеоролика.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Вопрос 1 (10 минут)

    Учитель: Давайте с Вами вспомним по своему составу СССР, каким был государством?

    Учитель: Хорошо. Перед Вами лежат материалы необходимые нам сегодня на уроке.

    Пожалуйста, обратитесь к тексту приложения 2 и ответьте на вопрос:

    Как Гитлер хотел использовать эту особенность советского народа?

    Учитель: Корректирует ответ учащихся. В результате совместного обсуждения формулируется вывод: Гитлер надеялся, что после первых же неудач Красной Армии Советский Союз начнет распадаться из-за обострения национальных противоречий . (Слайд 3)

    Учитель: Теперь Вы поработаете со статистической информацией в приложениях 3-4 и попробуете ответить на вопрос:

    Оправдался ли этот прогноз Гитлера?

    Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайды 3-4)

    Учитель: Однако не только эта сухая статистическая информация, но и реальные подвиги советских людей подтверждают, что перед лицом общей опасности произошло сплочение народа:

    1. Среди защитников Брестской крепости были представители 30 национальностей. (Слайд 5)
    2. Среди защитников легендарного «дома Павлова» были представители 11 национальностей. (Слайд 6)
    3. Подвиги в годы войны совершали люди разных национальностей (украинец Михаил Паникаха, русский Александр Матросов, татарин Амет-Хан Султан, белорус Марат Казей). (Слайды 7-8)

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что планы Гитлера по национальному разобщению советского народа не оправдались.

    Вопрос 2 (12 минут)

    Учитель: Несмотря на общее сплочение сил всего многонационального советского народа, на окраинах в годы войны активизировались национальные движения, которые стремились реализовать свои амбиции через сотрудничество с врагом. Мы с Вами вплотную подошли к понятию коллаборационизм – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству (под запись). (Слайд 9)

    (Слайд 10)

    Учитель: Характеризует бендеровцев. (Слайд 12)

    Просмотр ролика про Хатынь.

    Учитель: Символом предательства в годы войны стал генерал А. Власов. Производное от его имени стало нарицательным – власовцы. Генерал Власов в 1942 г. попал в плен и согласился сотрудничать с врагом, с согласия нацистов им была создана РОА. Обратитесь к приложениям 5 - 6 и дайте оценку его действиям.

    Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайд 13)

    Учитель: Власов А. был не единственным советским генералом, попавшим в плен. История сохранила для нас имена настоящих героев, которые в похожих ситуациях повели себя по-другому: Д.М. Карбышев, М.Г. Ефремов, М.Ф. Лукин. (Слайд 14)

    Не менее интересен пример белогвардейца-эмигранта А.И. Деникина, который отказался от сотрудничества с нацистами.

    Учитель: Однако, несмотря на существование всех этих движений, врагу так и не удалось создать из них серьезную силу.

    Вопрос 3 (3 минуты)

    Учитель: Сотрудничество с врагом не прошло бесследно. После освобождения оккупированных территорий многие народ подверглись жестокому наказанию – депортации. В разное время в годы войны были проведены массовые депортации немцев Поволжья, калмыков , ингушей , чеченцев , карачаевцев , балкарцев , крымских татар , ногайцев , турок-месхетинцев , понтийских греков , болгар , крымских цыган , курдов . (Слайды 15-16)

    Учитель: Итак, пришло время подвести итоги. Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 17)

    Вопрос 1 (10 минут)

    Ученики: Многонациональным.

    Ученики:

    Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

    Вопрос 2 (12 минут)

    Ученики: Заносят записи в тетради. Рисуют схему.

    Ученики: Просматривают учебный видеоролик.

    Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

    Вопрос 3 (3 минуты)

    Ученики: Заносят записи в тетради (депортация).

    Ученики: Предлагают свои варианты.

    V. Закрепление.(4 минуты)

    Цель этапа закрепления: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

    Задачи этапа закрепления:

    1. выявить степень усвоения учебного материала;
    2. обобщить изученный материал;
    3. сконцентрировать внимание учащихся на основных моментах изученного материала.

    Методы, используемые для закрепления: беседа (обобщающая и воспроизводящая).

    VI. Домашнее задание.(2 минуты)

    Цель этапа информирования о домашнем задании: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

    Задачи этапа информирования о домашнем задании:

    1. информирование учащихся о домашнем задании;
    2. инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Предварительный просмотр:

    Приложение 2

    Из «Зеленой папки» Геринга (план Ольденбург)

    «Обращение с населением по отдельным областям

    1.Прибалтийские страны, Ленинградская и Северная области.

    В Прибалтийских странах германским органам наиболее целесообразно опираться на оставшихся там немцев, а также на литовцев, латышей и эстонцев. Напряженные отношения между этими национальными группами и оставшимися русскими следует использовать в интересах Германии.

    3. Юг.

    Возможное наличие противоречий между украинцами и великороссами необходимо использовать в наших интересах.

    4. Кавказ.

    С населением следует поддерживать хорошие отношения, в особенности с рабочими нефтяной промышленности. Противоречия между туземцами (грузины, армяне, татары и т. д.) и русскими следует использовать в наших интересах. При этом следует считаться с тем, что грузины и татары в противоположность армянам дружественно настроены к немцам».

    Приложение 3

    Потери Красной Армии

    Национальность погибших
    военнослужащих

    Число потерь
    (тыс. чел.)

    % к общему числу
    безвозвратных потерь
    (8668400 чел.)

    Национальность погибших
    военнослужащих

    Число потерь
    (тыс. чел.)

    % к общему числу
    безвозвратных потерь
    (8668400 чел.)

    Русские

    5756,0

    66,402

    Буряты

    13,0

    0,150

    Украинцы

    1377,4

    15,890

    Коми

    11,6

    0,134

    Белорусы

    252,9

    2,917

    Латыши

    11,6

    0,134

    Татары

    187,7

    2,165

    Литовцы

    11,6

    0,134

    Евреи

    142,5

    1,644

    Народности Дагестана

    11,1

    0,128

    Казахи

    125,5

    1,448

    Осетины

    10,7

    0,123

    Узбеки

    117,9

    1,360

    Поляки

    10,1

    0,117

    Армяне

    83,7

    0,966

    Карелы

    0,110

    Грузины

    79,5

    0,917

    Калмыки

    0,046

    Мордовцы

    63,3

    0,730

    Кабардинцы и балкарцы

    0,039

    Чуваши

    63,3

    0,730

    Греки

    0,028

    Азербайджанцы

    58,4

    0,673

    Чеченцы и ингуши

    0,026

    Молдаване

    53,9

    0,621

    Финны

    0,018

    Башкиры

    31,7

    0,366

    Болгары

    0,013

    Киргизы

    26,6

    0,307

    Чехи, словаки

    0,005

    Удмурты

    23,2

    0,268

    Китайцы

    0,005

    Таджики

    22,9

    0.264

    Югославы

    0,001

    Туркмены

    21,3

    0,246

    Другие национальности

    33,7

    0,389

    Эстонцы

    21,2

    0,245

    Всего

    Белорусы

    Татары

    Евреи

    Казахи

    Грузины

    Узбеки

    Мордвины

    Чуваши

    Азербайджанцы

    Башкиры

    Осетины

    Марийцы

    Приложение 5

    Докладная записка Хильгера, бывшего советника германского посольства в Москве, министру иностранных дел Германии о беседе с пленными советскими офицерами, среди которых был А.А. Власов (август 1942 года).

    «Я ясно сказал советским офицерам, что не разделяю их убеждений. Россия в течение ста лет является постоянной угрозой Германии, вне зависимости от того, было ли это при царском или при большевистском режиме. Германия вовсе не заинтересована в возрождении русского государства на великорусской базе».

    Приложение 6

    Из статьи Власова А. «Почему я встал на путь борьбы против большевизма?»

    «Призывая всех русских людей подниматься на борьбу против Сталина и его клики, за построение Новой России без большевиков и капиталистов, я считаю своим долгом объяснить свои действия… Я зову его на путь братства и единения с народами Европы и в первую очередь на путь сотрудничества и вечной дружбы с Великим Германским народом… В этой борьбе за наше будущее я открыто и честно становлюсь на путь союза с Германией. Этот союз, одинаково выгодный для обоих великих народов, приведёт нас к победе над тёмными силами большевизма, избавит нас от кабалы англо-американского капитала».


Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе