Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

А ф лазурский биография. Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог

Александр Фёдорович Лазурский (31 марта (12 апреля) 1874, Переяслав — 27 февраля (12 марта) 1917, Санкт-Петербург) — русский врач и психолог, ученик В.М. Бехтерева, учитель М.Я. Басова и В.Н. Мясищева. Разработал характерологию — психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Лазурский одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Александр Фёдорович Лазурский родился в небогатой семье. Окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. После окончания обучения в 1897 году был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым Клинике душевных и нервных болезней.

Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой. Постепенно интересы Лазурского переключились с анатомии и физиологии ума на психологические исследования. В немалой степени этому способствовало открытие в 1895 году Бехтеревым в Клинике душевных и нервных болезней специальной Психологической лаборатории. В 1897 году именно Лазурскому Бехтерев поручил руководство этой лабораторией.

30 ноября 1900 года А. Ф. Лазурский защищает диссертацию «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение».

В 1901-1902 А. Ф. Лазурский находился в зарубежной командировке, во время которой практиковался в Психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, а также слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.

В 1903 году А.Ф. Лазурский возвратился в Петербург и был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии по душевным и нервным болезням, где в дальнейшем читал курс общей психологии. Члены «Русского общества нормальной и патологической психологии» избрали его своим учёным секретарем. Занимая эту должность, он сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его кафедру общей психологии.

С 1904 года А.Ф. Лазурский сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. Там же он начал проводить конкретные характерологические исследования.

В феврале 1913 года на заседании «Петербургского философского общества» он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.

В 1917 году Александр Фёдорович Лазурский скончался после продолжительной болезни.

Книги (4)

Классификация личностей

В книге обосновываются общие основы классификации, объясняется ее главный принцип, даются определения понятий эндопсихики (ядра человеческой личности, которое обуславливает темперамент, характер, умственную одаренность и т.д.) и экзопсихики (в основе ее отношение личности к внешним объектам и среде, реакции на внешние раздражители). Представлены основания выделения психических уровней, характеризуются все их разновидности с описанием психологических характеристик типичных их представителей (чистые, комбинированные, «расчетливые эгоисты», «мечтатели», «художники» и т.п.).

Лазурский дает описания «чистых» и «извращенных» типов, показывает те направления, в которых может изменяться каждый тип. Описаны факторы, влияющие на формирование того или иного типа личности, среди которых важнейшее место занимают социальные.

Номинация «Проект года в психологической науке»

Реферат проекта

«А.Ф. Лазурский (1874-1917). Теория личности: 100 лет забвения и развития» (комплекс мероприятий, посвященных 100-летию со дня смерти А.Ф. Лазурского: монография, международная конференция, памятная доска)

Актуальность

В 2017 году исполнилось 100 лет со дня смерти Александра Фёдоровича Лазурского выдающегося российского ученого - психолога, психотерапевта, психиатра, педагога.

Цель проекта

Привлечение внимания широкой научной общественности к наследию А. Ф. Лазурского - автора первой в мире теории личности, одного из основателей Психоневрологического института, автора первого курса «медицинской психологии» в России, одного из основателей отечественной коррекционной педагогики, первого секретаря Русского общества нормальной и патологической психологии.

В рамках проекта «Петербургской школы психотерапии и психологии отношений» был реализован комплекс мероприятий:

  1. Издана коллективная монография: А. Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития/ сост. В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева; под ред. В. Ю. Слабинского; вступ. Ст. В. Ю. Слабинского, закл. Ст. С. А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – 490 с. – (Серия «Классики психотерапии и психологии»). В данную книгу вошла монография А. Ф. Лазурского «Классификация личностей». Основные идеи, изложенные в книге, намного опередили своё время и остаются актуальными по сей день, что иллюстрируется в ряде избранных работ, развивающих идеи А. Ф. Лазурского, написанные известными психотерапевтами, психологами, психиатрами: В. Н. Мясищевым, В. Я. Басовым, В. А. Журавелем, Д. А. Леонтьевым, Е. И. Чехлатым, В. Ю. Слабинским, С. А. Подсадным, Н. М. Воищевой, В. А. Урываевым, Д. С. Дамте, Л. М. Кульгавиным. Монография позволяет восстановить смысловые лакуны и не просто увидеть преемственность поколений в российской психологии личности, но обрести целостное видение сложной, но непротиворечивой и гармоничной концепции личности, являющейся базисом Петербургской, а шире – Российской школы психологии и психотерапии. Экземпляры книги переданы в дар в библиотеки СПбГУ, ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева, ряду других российских библиотек и ВУЗов. Презентации книги были проведены в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Владивостоке.
  2. Организована и проведена международная научно-практическая конференция IX Чтения, посвященные памяти А. Ф. Лазурского. Конференция состоялась в 13 октября 2017 года в Санкт-Петербурге, в ПСПбГМУ имени И.П. Павлова, в рамках Четвертой международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика». Место проведения конференции было выбрано не случайно. Именно здесь А. Ф. Лазурский заведовал кафедрой и читал авторский курс по медицинской психологии.
  3. В 2017 году была завершена 5-летняя работа инициативной группы (в составе В. Ю. Слабинского, Н. М. Воищевой, В. А. Журавеля) по созданию памятной доски А. Ф. Лазурскому. Председатель конкурсной комиссии – проф. Н. Г. Незнанов. Автор эскиза – известный скульптор, принимавший участие в реставрации Алтаря Храма Христа Спасителя и залов Кремлевского дворца в Москве, Алтаря Морского Никольского Собора в Кронштадте Р. Г. Сайфутдинов (Москва). Воплощение проекта – В. Е. Егорова, лауреат Президентской стипендии в области дизайна, член Союза дизайнеров России (компания «Цифровые мануфактуры», Санкт-Петербург). Памятная доска будет установлена в начале 2018 года в главном корпусе ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева.

Швец (Чурилова) Виктория Александровна Считаю, что данный проект вносит вклад в развитие истории психологической науки и знакомит с творчеством А. Ф. Лазурского очень подробно
Голос из ВКонтакте

Байбакова Елена Витальевна Интересный и важный проект, сохраняющий для современников и будущих поколений труды российского ученого, психолога Александра Федоровича Лазурского и его последователей, развивавших уровневую теорию личности.

Шершнева Наталья Сергеевна Очень интересно было узнать о Лазурский, как об основателе "Теории личности", на котором основанна моя любимая позитивная динамическая психотерапия.

Анохина Ирина Владимировна Что привлекло НЕнаучную общественность, т.е. меня -что А.Ф. Лазурский - автор первой в мире теории личности и один из основателей отечественной коррекционной педагогики. Буду изучать, рада, что столкнулась с этим именем, не слышала раньше.

Потапенко Елена Витальевна Считаю что подобные ученые никак не могут быть забыты их опыт и наработки должны применяться и тиражироваться по этому очень важно их популяризировать, что данный проект и призван делать это важно и нужно

Козленко Елизавета Валерьевна Считаю важным вопрос о Личности и исторический контекст развития этой темы, а также вклад российской научной мысли в этот вопрос.

Каменева Ольга Владимировна Книга заинтересовала. Хочу приобрести. Я и не знала про теорию Лазурского. Коллективом проделана большая научная и социальная работа для сохранения и поддержания традиции.

Машоха Виктория Александровна Прочитала книгу, осталась очень довольна. Много полезной информации взяла для себя. Помнить, чтить, развивать вклад великих русских психотерапевтов-необходимое, важное дело для современного мира.

Барановская Маргарита Игоревна Огромная работа проделана коллегами, браво! Конференция была интересной и содержательной. Молодцы, что довели до реализации проект с памятной доской Александру Фёдоровичу!

Букина Валерия Олеговна Считаю архиважным работу данного коллектива по сохранению и развитию уникального наследия А.Ф. Лазурского, Методики, развиваемые В.Ю. Слабинским эффективны, проверено на личном опыте

Секачева Ирина Николаевна Очень важный и нужный проект, направленный на возрождение русских традиций в психологии и психотерапии. Спасибо авторам проекта.

Чернова Елена Андревна Народ, не помнящий своих корней, свою историю, погибает, растворяется в многоликом мире. Так и любая наука не может жить и развиваться, если она не основана, не базируется на предыдущем опыте поколений.
Голос из ВКонтакте

Софьина Елизавета Павловна замечательная работа, посвященная деятельности выдающегося русского ученого Лазурского - одного из первых отечественных психологов, который увидел целостную личность главным объектом исследований!

Балакин Никита Сергеевич Прекрасный проект, позволяющий со всей полнотой оценить вклад Александра Фёдоровича Лазурского в развитие отечественной психологической мысли.

Моргачева Татьяна Витальевна Я голосую за возрождение и популяризацию отечественной науки в сфере психологии и психотерапии. Отличный проект, качественная литература.

Капитанова Елена Анатольевна Мой голос в поддержку данного проекта по причине личного интереса к теме и доступности изложения.
Голос из ВКонтакте

Кравченко Михаил Владимирович Для того чтобы двигаться дальше, нужно вспомнить ранее сделанные значимыми учеными наработки, обеспечить доступность качественных фундаментальных материалов широкому кругу особенно (!) специалистов. Эта работа -- пример системного подхода к решению задачи.

Титаева Ольга Евгеньевна Лазурский - великий учёный, глубокий и абсолютно актуальный. Важно пользоваться открыттями, а не изобретать "велосипед".

Антипова Надежда Евгеньевна Такие мероприятия поддерживают науку и ученых, восстанавливают звенья научной мысли в истории. Горжусь!

Волгина Ксения Александровна Мне удалось ознакомиться с мероприятиями в данной номинации, и это именно то, что позволяет сохранять имена... Хочется выразить благодарность авторам.

Лазурский Александр Федорович (31.03.1874-27.02.1917), русский врач и психолог, создатель характерологии и нового метода психологического исследования - “естественного эксперимента” (1911), дающего возможность объективного научного изучения конкретной личности в ее реальных жизненных ситуациях. Один из организаторов и активных участников съездов по психологии и экспериментальной педагогике.

В. Горячев.

Большой словарь Русской цивилизации.

Лазурский, Александр Федорович (1874-1917) - русский психолог. Сотрудник В. М. Бехтерева , профессор Психоневрологического института. Разработанная Лазурским методика естественного эксперимента (1911) впервые сближала психологическое исследование с непосредственной жизненной ситуацией и оказала влияние на современную педагогическую психологию.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 184.

Лазурский Александр Федорович (1874-1917) - русский врач и психолог. Биография . Сотрудник В. М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института. Исследования . Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В его генетической «классификации личностей» (Классификация личностей. Пг., 1924 ) были предложены четкие принципы разделения индивидуальных типов: но уровню личностного развития и по преобладанию психических функций. Для оценки уровня личностного развития были разработаны следующие критерии: общее количество и степень разнообразия индивидуальных психических проявлений (переход от «смутности» основных вопросов к их широте и дифференцированности); интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей; степень их осознанности, тенденция к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем; координация всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности. Для выделения разных уровней развития личности основой служит прежде всего сознательная активность человека. Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам, он не определен в интересах и поступках и оказывается не в силах реализовать свои задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно, они занимают в своей среде достойное место, соответствующее их склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению. Помимо принадлежности к определенному уровню личностного развития различные индивидуальности могут быть разделены по преобладанию психических функций (эмоций, мышления, воли). Это - аффективные, рассудочные, деятельные, мечтательные типы и т. д., которые встречаются на каждом уровне личностного развития. Методы . В 1911 г. предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности - «естественный эксперимент».

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 287.

Далее читайте:

Ученые с мировым именем (биографический справочник).

Сочинения:

Влияние естествознания на развитие психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1900. № 8; О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900, Кн, 53; Душевные способности как основные биологические функции // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн, 101; Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. № 1, 2 (совм. с С. Л. Франком); Школьные характеристики. СПб., 1913; К учению о психической активности. М., 1916; Очерк науки о характерах. Пг„ 1917; Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918; Психология общая и экспериментальная. Пг., 1923; Альтруизм // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер, А. А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982; Избранные труды но психологии. М.: Наука, 1997.

Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов.

Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.

По мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними В. М. Бехтерев отмечал, что:

«социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями».

В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».

Сопоставление концепции А. Ф. Лазурского с идеями В. М. Бехтерева позволяют предположить, что последние стали для А. Ф. Лазурского основопологающими концептцуальными положениями, получившими теоретическую и эмпирическую развертку в самой концепции личности.

По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихша – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.

По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой и значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Выше мы уже говорили, что процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим выделяет три психических уровня.

Прежде чем перейти к характеристике этих уровней несколько слов о признаках, характеризующих повышение психического уровня.

  1. Богатство личности, которое обозначает общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью (или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.
  2. Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.
  3. Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов – нравственных, социальных и т. п.
  4. Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека . Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении.

Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде , найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися.

На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее , сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности – со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А. Ф. Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.

На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные – «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные – энергичные, покорно-деятельные и упрямые.

На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндо– и экзопсихики. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А. Ф. Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты – ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты – человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Русский врач и психолог.

В 1906 году вышла его работа «Очерк науки о характерах», где автором было предложено разрабатывать характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в связи с деятельностью нервных центров.

В 1916 году А.Ф. Лазурский выдвинул идею изучения личности на основе выделения 2-х сфер: врождённых особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика» ), и складывающихся на протяжении жизни в форме отношений человека к окружающему миру («экзопсихика» ).

«А.Ф. Лазурским был выпущен труд «Классификация личностей» (1921), в которой он выделил понятие «психической энергии» и активности, которая лежит в основе всех душевных процессов и проявлений. Уровень проявления активности - основной критерий классификации личности.
Их три :
- низший психический уровень - индивид недостаточно приспособлен к внешней среде, которая подчиняет себе слабую психику малоодаренного человека;
- средний уровень - индивид хорошо приспосабливается к внешней среде и находит в ней место, соответствующее внутреннему психическому складу «эндропсихике»;
- высший уровень - индивид отличается стремлением переделать внешнюю среду согласно своим влечениям и потребностям. На этом уровне ярко выражен процесс творчества. К высшему уровню им отнесены таланты и гении».

Волкова А.И., Дмитриева И.А., Кукушкин В.С., Пижугийда В.В., Психология и педагогика, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2005 г., с. 21.

«… попытку дать количественное объяснение одарённости сделал Лазурский, утверждавший, что одаренность человека «сводится в конце концов к общему (потенциальному) запасу его нервно-психической энергии, или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности» (Лазурский А.Ф. Классификация личностей, Пг., 1921 г,. с. 13).
Правда, Лазурский стремился найти в одарённости и моменты качественных различий, но механистические позиции, на которых он стоял, и убеждение в том, что исходным является момент количественный, а качественные различия должны быть выведены из количественных, привели его к совершенно ложному решению вопроса о качественных различиях в одарённости. Это нашло выражение в учении о психических уровнях.
Психические уровни - высший, средний и низший - являются, по Лазурскому, различными количественными ступенями одарённости , но притом такими ступенями, между которыми имеются уже качественные различия .
«Проявления различных уровней отличаются друг от друга не только в количественном, но и в качественном отношении», что является, по мнению автора, «ярким случаем превращения количества в качество» (там же, с. 15).
Качественные различия между отдельными уровнями Лазурский ищет в следующих направлениях:
а) богатство личности,
б) сила психических проявлений,
в) их сознательность и идейность,
г) степень концентрации личности,
д) характер приспособления личности к окружающему миру,
е) цельность мировоззрения».

Теплов Б.М. , Избранные труды в 2-х томах, Том 1, М., «Педагогика», 1985 г., с. 25-26.

«Несомненно, и у гения могут быть различные недостатки, доходящие иной раз до очень значительных размеров. «Мы знаем, - говорит Лазурский, - гениев односторонних..., гениев порочных в других сторонах своей жизни, гениев заблуждающихся, колеблющихся, неустойчивых..; знаем и таких, которые отличались крайней неуравновешенностью, порывистостью..., наряду с пользой приносили человечеству также и вред. Именно эти столь часто встречающиеся дефекты гения и способствовали в значительной степени созданию теории Ломброзо и его последователей... Известная тенденция в переоценке роли извращённых и патологических черт в процессе творчества встречается и теперь очень часто».
Далее Лазурский разъясняет дефективность гениев: под дефектами гения часто подразумевают его односторонность. Но ведь односторонность гения и есть его своеобразие; если другие, не гениальные черты развить даже ниже среднего уровня, то это - вовсе не дефективность. Затем, конечно, и у гениев встречается психическая извращенность, «причём её проявления могут достигать, благодаря духовной мощи гения, огромных, иногда ужасных по своим последствиям размеров».
Причины и признаки извращённости - те же, что и у всех людей: «тяжелая наследственность, неправильность воспитания, гнетущая среда, порочность и испорченность окружающих, отсутствие образования...» Но всё это вовсе не даёт права говорить о непременной связи гения с помешательством. Вспомним слова гениального Паскаля (цитированные и д-ром Воскресенским): «Гений - головой выше всех окружающих, но ноги его так же низко стоят на земле, как ноги ребёнка». Очень метко и образно высказался наш знаменитый баснописец Крылов : «Орлу случается и ниже кур спускаться, но курам никогда превыше облак не подняться».

Наконец, душевные болезни среди гениев могут «встречаться ничуть не реже, чем у обыкновенных смертных» (Лазурский, там же). Сторонники патологической теории гениальности часто грешили тем, что смешивали в одну общую кучу все вообще явления психической дефективности гениев и, подставляя нередко «вместо настоящих болезненных симптомов явления психической извращенности и даже... односторонности гениев, делали отсюда выводы в пользу своей теории».

Но Лазурский правильно отмечает, что «если неблагоприятные внешние факторы одерживают верх..., то это неизбежно сказывается... и на процессе творчества, приводя к постепенному угасанию дарования». И мы знаем, как погибли таланты многих декабристов, но мы знаем также, как вышли победителями не без ран, Достоевский, Горький, Некрасов и многие другие, но сколько было побеждено!

Попов Н.В., К вопросу о связи одарённости с душевными болезнями / Сегалин Г.В., Клинический архив гениальности и одарённости, Том 1, выпуск 2, СПб, «Геликон Плюс», 2004 г., с. 176-177.

А.Ф. Лазурский работал в клинике В.М. Бехтерева и стажировался в Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге.

Его ученики: М.Я. Басов, В.Н. Мясищев.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Что в действительности дают путешествия человеку?