Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему я не хожу в церковь. В бога верю, в церковь не хожу

– В Бога верю, но в душе. В Церковь не хожу. Многое удивляет: почему православные освящают яблоки, ведь именно этот плод погубил людей, если я правильно понимаю.

– Задавший вопрос заблуждается в том, что в его душе Бог. Некоторые говорят: «Вот у меня дома есть иконы, богословские книги, молитвословы. Бог у меня в душе, зачем мне ваша Церковь?» Прежде всего, у таких людей отсутствует понимание того, что такое Церковь – Тело Христово, Глава которого Сам Христос. И когда человек заявляет, что Церковь ему не нужна, то он радует сатану, так как отдает себя в его власть, добровольно отказываясь от искупления и спасения, дарованных Христом Спасителем. И кто бог в душе такого человека? В Псалтири сказано, что боги язычников – бесы (Пс. 95: 5). И какая польза человеку через отвержение Церкви Христовой, впустившему в свою душу демонов, в иконах, молитвах, чтении Библии?

Есть второй аспект этой проблемы: никогда невозможно приблизиться к Богу без участия в Церковной жизни, без принятия Церковных таинств, без регулярной исповеди и причастия Тела и Крови Христовых. Сколько бы Вы не молились дома, Вы все равно вне семьи Бога, а значит, при всех Ваших иллюзиях домашней молитвы, Вы не можете быть спасены и в этом вина не Бога, а Вашей личной самости, которая отвергает Вас от Церкви, ибо Церковь есть сам Христос. Таким образом, несмотря на весь Ваш квартирный антураж, Вы ничем не лучше обычных сектантов. Даже монахи пещерники периодически выходят из пещер, чтобы глубоко исповедоваться и причаститься Страшных Христовых Тайн.

Что касается яблок, то они не имеют никакого отношения к плодам древа познания добра и зла. Если говорить на языке информационного общества, то плод этого древа нес в себе определенную информационную систему, дающую опытное познание добра и зла. И Господь сказал, что именно этот плод нельзя вкушать. То есть теоретическое понимание добра и зла первые люди имели. Но одно дело иметь теоретическое понимание, что, например, алкоголизм или венерические болезни, или наркомания - плохо, совсем другое понять это через опыт. Тот, кто познает это через опыт, уже никогда не будет прежним. Тот негативный опыт, который он приобретет, никуда от него не денется. А Христос дал людям возможность стать такими, какими они были до этого опыта и даже лучше. Поэтому, живя в этом мире и не выбирая Христа, люди, что бы они не выбирали, выбирают дьявола. Огромное количество есть трактатов, которые описывают, насколько прекрасен «Черный квадрат» Малевича. А старцы говорят просто: «Он нарисовал ад». И в этой картине нет ничего, достойного внимания. Я тоже видел этот «Черный квадрат» и полностью согласен со старцами.

А яблоки – это просто наиболее распространенный в России плод, освящаемый на праздник Преображения Господня. В более южных странах приносится виноград. Также и на праздник Входа Господня в Иерусалим у нас люди стоят с веточками вербы, а когда я служил в Таиланде, то там стояли с пальмовыми ветками, это равнозначные символы. Изображение яблок в руках Адама и Евы есть навязанный нам образ – традиционный для западноевропейского искусства.

Иеромонах Михаил (Чепель), из книги “Путь ко Христу”

Даруй, Господи, всем любящим Тебя посещать храм Твой, да и не любящих его расположи любить его и исправлять сердца и дела свои.

«Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она — близ. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, — и будешь во истине, — будешь обладать истиною и жить по ней и в ней, и вследствие того истинной будешь преисполнен жизнью. Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом через Св. Апостолов и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и, как по христианскому сознанию, носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь, и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли. Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа через Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую уподобляются детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь. Слава Богу!

cвятитель Феофан Затворник

Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, – Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги эллинов.

Столп и утверждение истины.

Апостол сравнивает здесь с иудейским храмом Церковь и говорит, что тот подлинно был образом и тенью, как например, звонки, дорогие украшения и первосвященник с жертвами. А Церковь есть истины утверждение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не образно… Первосвященник в ней – Сын Божий; великая жертва – Божественное Тело Его.

Дом Божий, Церковь Бога жива есть общество верующих. Бог везде есть, но в Церкви Он есть особенным образом,-есть внутрь каждого из верующих, а чрез то и в целом сонме их,- тоже не внешно, но внутренно, всех животворя, одушевляя и объединяя, и их друг с другом, и всех с Собою. Бог Отец обетовал: вселюся в них и похожду (2 Кор. 6, 16). Бог Сын удостоверил: се Аз с вами есмь во вся дни (ср.: Мф. 28, 20). О Духе Святом дано свидетельство: храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (ср.: 1 Кор. 3, 16). Триипостасный Бог,- живый и зиждяй,- живет в сонме верующих, в теле Церкви. Тайну сию открыл Спаситель, говоря: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20),- прибавим из других мест: благодатию и действием Святаго Духа. «Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога,- Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги еллинов» (блаженный Феофилакт). «Она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе» (Экумений).
Но и Церковь особенным образом имеет Бога в себе живущим,- не так, как вещественный дом своего владельца. Этот не состоит в союзе с живущим в нем и не чувствует, как он живет. А Церковь, животворимая живущим в ней Богом, сочетана с Ним живым союзом и чувствует живущим Его в себе, чувствует и то, что живет Им - и что поэтому паче и есть дом Его. Бог творит Себе дом из душ, обращая их к Себе, очищая, освящая и преисполняя, и, Собою всех исполняя, всех сочетавает во едино, и живых, и отшедших, и всех содержа в живом между собою единении.
Сия-то Церковь есть столп и утверждение истины. Ибо есть Церковь Бога жива, Который есть Бог истины, или самая истина. Почему все в ней истинно: истинно исповедание веры, истинно освящение таинствами, истинно облагодатствование, истинна жизнь по Богу, Богом в ней зиждемая, истинна помощь Божия, истинны обетования, животворящие труждающихся в доме Божием,-все истинно в ней; и в другом где-либо месте не ищи истины. Есть подобия некие истины и вне ее; но настоящая истина только в ней. Возрадуйся и благослови Бога, истинствующего в Церкви и тебя соделавшего причастником Своей истины и сотаинником ее!
Слова: столп и утверждение - выражают твердость, непреложность и неизменность истины. Но Церковь есть собрание человеков, которые обычно изменчивы: как же она столп и твердыня истины? Церковь такою есть, яко дом Бога живого, единого истинствующего, и как союз человеков обоженных. Истинные сыны церкви — человеки, но не как человеки. Все человеки - не настоящие, вследствие падения, человеки; а те, которые вступают в Церковь, благодатию Божиею делаются истинными человеками. Истина водворяется во всем их существе. Почему от них должна исходить одна истина. Сие все творит живущий в них Бог живой и истинный. Церковь есть столп истины, как твердо и непоколебимо стоящая в истине и хранящая ее,- есть утверждение (истины), как успокоительница умов, когда они взволнованы бывают прившедшею ложью. Потому обязательно то считать истинным, что содержит вся Церковь, и возникающие недоумения решать голосом Церкви, выражаемым собором пастырей…

Вот какой истины Церковь есть столп и утверждение: Бог явися во плоти! Сию истину святая Церковь возвещает и подтверждает самым существованием своим. Ибо она есть здание, коего основание есть Христос Господь (см.: 1 Кор. 3, 11); есть тело, коего глава есть Он же, - Бог Слово, соделавшееся плотию. Как видящий живое тело в этом самом имеет удостоверение о главе и видящий прочное здание - удостоверение об основании: так видящий Церковь удостоверяется, что несомненно Бог явися во плоти.
Поминая о сем, Апостол имел в мысли представить вниманию, что эта истина не такова, что прячется в каком-либо безвестном уголке, но истина повсюдная, повсюду возглашаемая и признаваемая, и на небе между Ангелами, и на земле между всеми народами,- по всей твари она проповедуется, веруется, прославляется. Это нужно было представить, чтоб в уме святого Тимофея напечатлеть неотложное требование: вот какой истины держись! Ею меряй всякое учение и все несообразное с нею отвергай.
Но впереди сего он счел нужным указать, что это всюду возвещаемое не есть что-либо легкое, никакой трудности к принятию того не представляющее, а напротив, есть тайна, и тайна великая: чем и внимание к ней сильное возбуждал, и дорожить ею научал, и давал разуметь, что ничего другого большего никто уже открыть и показать не может.
И исповедуемо велия есть благочестия тайна. - Благочестием назвал Апостол нашу веру (см.: Экумений) христианскую; а тайною благочестия то, что сущность веры нашей сокровенна, и по причине непостижимости ее, и по причине сокровенности ее действия в нас. Зародилась она в тайне Триипостасного Бога прежде век , и приведена в исполнение непостижимейшим для всех тварных умов образом, и усвояется или причастными себя делает верующих тоже сокровенно: ибо как дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышаши, но не веси, откуду приходит, и камо идет: тако есть всяк рожденный от Духа(ср.: Ин. 3, 8). Сокровенно и то, чем завершается такое начало нового рождения, именно - живое общение с Богом чрез Господа Спасителя благодатию Духа Святаго, общение, в коем Бог есть, действуяй вся во всех (ср.: 1 Кор. 12, 6), без нарушения, однако ж, свободы и без отъятия цены и Достоинства у действий ее.
Велика же сия тайна нашего благочестия,- и по Лицу, устроившему его, и по силам или средствам, употребляемым для усвоения его, и паче по концу, коим завершится действие его, то есть обновлению неба и земли и воссиянию блаженного Царствия Божия,-и велико исповедуемо; ибо, только что кто узнает о ней и обозрит умным оком все возвещаемое и обещаваемое ею, не может удержаться, чтоб не воззвать: велия тайна! Беспрекословно и неудержимо всеми исповедуется величие ее. Самые неверы, хотя не признают истины веры нашей, не могут не признать, что содержание ее пренебесно, возвышенно,- выше и величественнее всего, что могли бы придумать самые великие, ангельские умы.
Или - велика тайна, как тайна, яко глубоко таинственная и непостижимая,-и это исповедуемо, то есть беспрекословно всеми признается она непостижимою, недомыслимою, неисследимою, «не подлежащею взысканию»,- как говорит святой Златоуст. Созерцая ее, как она открыта, изумляйся, как делали все святые, восходившие к такому созерцанию, исповедуя притом и величие ее и непроницаемую таинственность. Проникнуть же во глубину ее не пытайся и не напрягай своего малого ума, чтоб и его не потерять.
Бог явися во плоти… вознесеся во славе. Апостол описывает или изображает сию тайну не со стороны сущности ее, а со стороны явления ее, - представляет все течение сего ее проявления. Бог подвигся с неба и, нисшедши на землю, принял на Себя человеческое плотяное естество, совершил великие знамения и чудеса, даже в самой смерти, понудившие уверовать, что Он есть воистину Бог, вознесся на небо, сретенный, сопровождаемый, исповедуемый и прославляемый Ангелами, оттуда Духа Божественного ниспослал, Которым просвещенные, укрепленные и воодушевленные Апостолы, прошедши всю землю, всем языкам возвестили о предивном сем деле, - явлении Бога во плоти, и всюду насадили веру в мире , - каковое насаждение и дало бытие Церкви, яже есть столп и утверждение истины сей. В сих немногих словах Апостол совместил все исповедание веры нашей.
Бог явися во плоти - не таким явлением, каким являлся праотцам, но таким, в коем Слово Бог плоть бысть и вселися в ны (ср.: Ин. 1, 14), - с человеками по-человечески поживе, приняв в Свою ипостась наше плотяное естество, чтоб совершить воплощенное домостроительство нашего спасения и потом навсегда уже пребыть Богом ненагим и человеком непростым, чтоб и ходатайствовать о нас выну. Блаженный Феодорит пишет: «сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным. Ясно же научил нас Апостол о двух естествах, сказав, что естество Божие явилось во плоти». «Воистину сие есть велия тайна,- говорит святой Златоуст,- потому что человек соделался Богом, Бог человеком». Все видели человека, но не могли не исповедать, что Он - Бог. Так неотразимо печатлелось Им в сознании всех, что в Нем обитает вся полнота Божества телесне (ср.: Кол. 2, 9)…

Дух Божий открыл о сем Апостолам,- и они сказали о сем нам.
Такова великая тайна нашего благочестия и вместе сила воплощенного домостроительства, по всему пространству вселенной возвещаемая, исповедуемая и дивно действующая. Она - основание Церкви, которая в силу сей тайны, ей вверенной, и есть столп и утверждение истины. Она — основание спасения всякого верующего. Спасение зачинается восприятием ее, зреет под действием ее и завершается вступлением спасаемого в самое сердце ее. Верующему чаще надлежит поминать о ней, нежели как часто дышит. Это будет пренебесным светом обливать и его жизнь, и все сущее; отсюда воодушевление, отсюда нравственная крепость, отсюда окрыляющая надежда. Но, как замечает святой Златоуст, верующие, не в похвалу себе, не совсем являются верными в сем отношении. «Заметь,-говорит он,-что святой Павел промышление Божие о нас (в воплощенном домостроительстве) везде называет тайною,-и справедливо. Ибо она не была известна, даже и Ангелам не была открыта; объявлена же уже Церковию .-Будем же жить сообразно с достоинством сей тайны. Те, которым доверяются тайны, в некотором смысле великие люди. Если бы царь вверил нам какую-либо тайну, то, скажи мне, ужели бы мы не почли этого признаком великого к нам благоволения? Между тем ныне Бог вверяет нам Свою тайну,-и мы, как будто не великое сделано для нас благодеяние, остаемся неблагодарны к Благодетелю. Вострепещем,-что остаемся нечувствительны к сему благодеянию!»
Святому Тимофею напомнил Апостол о сей тайне, указывая ему в ней неистощимый предмет для бесед с верными и вместе сильное орудие для нравственного их управления. Но по течению речи видно и то, что помянуть о ней имел он нужду, чтоб дать своему наместнику норму истины, как мерку для оценки привходящих учений, говоря как бы: все несообразное с нею, в каком бы то ни было отношении, отвергай нещадно, как ложь или примесь лжи. Что таково было намерение святого Павла, можно гадать по тому, что вслед за сим он предсказывает имеющее появиться ложное учение.

толкование на апостольское послание блж. Феофилакта, свят Феофана Затворника

«Все, что совершается нами, священнослужителями Церкви Божией, совершается благодаря той благодати , которая вопреки нашему несовершенству, преодолевая наши человеческие немощи и невзирая на нашу человеческую греховность и слабость, помогает нам делать дело Божие, и мы становимся орудиями в руках Господа. Это самое прекрасное, что может быть в человеческой жизни, – жить не по своей воле, не для себя, но жить для Бога и для Церкви, отдавать себя в руки Божии и становиться Его орудием для того, чтобы Господь через нас совершал Свое дело», сказал в 10-ю годовщину своей архиерейской хиротонии владыка Иларион.

митрополит Волоколамский

«Дело в том, что покаяние, самоукорение, видение своих грехов и всё то, что видится главным для многочисленных сторонников этой точки зрения, – в истинном их смысле должны быть не просто человеческими чувствованиями, эмоциями, движениями души, сердца, ума, – но чувствами совместными с Богом, именно церковно-религиозными. То есть они истинны и правильны только тогда, когда совершаются в Боге, пред Ним, в общении с Ним, совместным действием благодати Божией и нашей души, но ни в коем случае не сами по себе. Именно в совместном действовании человека и Бога и состоит смысл и правда Церкви.

Правда эта заключается в следующем. Действительно, сам по себе я – грешное, немощное и падшее существо: я несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17). Но это не вся правда. Это 10% правды.

Если мы остановимся только на этом (к чему нас приводит рассматриваемая точка зрения), это будет ложь, подмена, та самая неадекватность, о которой мы говорили. Другая часть правды, 90% её – что Бог не отринул меня, воплотился ради меня, взошёл на крест ради меня , пришёл и вселился в меня, и в Его Церкви я – Христов, он Господь и Бог мой, а я – Его: я причастник Его любви, милости, силы и правды.

И это несравненно важнее моей греховности самой по себе. Я живу Им, а раз так, то – не могу и не хочу жить собою, своими страстями. И ради этой жизни с Богом, ради того, чтобы взыскать Христа, быть с Ним, чтобы благодатью Святого Духа восполнить свою немощь, я и каюсь, и молюсь, и воздерживаюсь, и борюсь с грехом, и соблюдаю уставы Церкви, – а вовсе не для того, чтобы констатировать ежечасно, что я – грешник, и чтобы “изъесть” себя.

Главное здесь – не человеческие грехи и немощи сами по себе, а то, что мы прежде всего – члены Церкви, члены Тела Христова, а потом уже – больные, немощные, бессильные, грешные, какие угодно. Главное – чтобы в центре всей нашей духовной жизни, на первом, главном месте был Господь Иисус Христос, а не “я” со своею будто “супергреховностью”. Ни в коем случае нельзя рассматривать жизнь и человека исключительно с позиции греха, считая это «смирением».

Подлинное смирение, понятие о котором невозможно в рамках разбираемой нами парадигмы, как мы уже сказали, есть церковно-религиозное явление, то есть такое, в котором сочетается человек и Бог.

Безусловно, блаженны нищие духом (Мф. 5, 3); безусловно, что унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14). Но при этом Господь говорит нам: вы – соль земли; вы – свет мира; да светит свет ваш перед людьми (Мф. 5, 13 – 15).

Игумен Петр (Мещеринов)

Было время, когда в храмах не пели женщины. Было время, когда крестились двумя перстами. Было время, когда всенощное бдение соответствовало своему имени, потому что служилось ночью. Было время, когда не было электричества, и храм освещался только свечами и лампадами. Этих различий тысячи, так же как тысячи их при сравнении маленького ребёнка с ним же по прошествии тридцати лет. Но главное неизменно. Человек - ребёнок он или старик - тот же. И Церковь живёт ощущением внутреннего единства. Она та же не потому, что у неё незыблемы обряды и неизменны внешние формы. Она та же потому, что в недрах её таинственно созерцается воскресший Христос - вчера и днесь Той же, и во веки (Евр. 13, 8).

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

Ругают Церковь безотложно.
Со зла, по глупости, за мзду,
чтоб оправдать свою безбожность,
переложить свою вину…

Ей не в новинку быть распятой.
Палима злобой и огнем,
Она живет. А супостаты
ослабевают с каждым днем.

И задыхаясь — долго, жутко —
от смрада собственных клевет,
вдруг видят в смертную минуту,
что без Неё спасенья нет.
Алексей Рымов

Другие говорят:

– Я верю в Бога, но не верю попам, а потому не пойду в храм.

Но ведь от прихожанина никто не просит, чтобы он верил священнику. Мы верим Богу, а священники – лишь Его слуги и орудия исполнения Его воли. Некто сказал: «ток идет и по ржавому проводу». Так и благодать передается и чрез недостойного. По верной мысли святителя Иоанна Златоуста, «мы сами, сидящие на кафедре и учащие, сплетены с грехами. Тем не менее, не отчаиваемся в человеколюбии Божием и не приписываем Ему жестокосердия. Для того Бог и попустил самим священникам рабствовать страстям, чтобы они из собственного опыта научились снисходительно относиться и к другим». Представим себе, что в храме будет служить не грешный батюшка, а Архангел Михаил.После первого же разговора с нами он вспыхнул бы справедливым гневом, и от нас осталась бы только кучка пепла.

Вообще это утверждение сравнимо с отказом от медицинской помощи по причине корыстолюбия современной медицины. Гораздо более очевидна финансовая заинтересованность отдельных врачей, как в этом убеждаются все попавшие в больницу. Но почему-то из-за этого люди не отказываются от медицины. А когда речь идет о куда более важном – о здоровье души, то вспоминают все были и небылицы, лишь бы не идти в церковь. Был такой случай. Один монах жил в пустыне, и к нему ходил священник причащать его. И вот однажды он услышал, что причащающий его священник блудит. И тогда он отказался у него причащаться. И в эту же ночь он увидел откровение, что стоит золотой колодец с хрустальной водой и из него, золотым же ведром черпает воду прокаженный. И голос Бога сказал: «Видишь, как вода остается чистой, хоть и дает ее прокаженный, так и благодать не зависит от того, через кого она подается ». И после этого пустынник вновь стал причащаться у священника, не рассуждая, праведен он или грешен.

Но если подумать, то все эти оправдания совершенно ничтожны. Ведь разве можно игнорировать прямую волю Господа Бога, ссылаясь на грехи священника? «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4)….

многие говорят:

– Хорошо! Надо ходить в церковь, но зачем каждое воскресенье? Зачем такой фанатизм?

Отвечая кратко, можно сказать, что раз Творец так говорит то творение должно беспрекословно отвечать повиновением. Повелитель всех времен дал нам все сутки нашей жизни. Неужели Он не может потребовать, чтобы мы из 168 часов недели отделили Ему четыре? И при этом время, потраченное в храме, идет нам же на пользу. Если врач прописывает нам процедуры, то разве не стараемся мы точно исполнить его рекомендации, желая исцелиться от болезней тела? Почему же мы игнорируем слова Великого Врача душ и тел?

Является ли исполнение Верховной Воли фанатизмом? Согласно словарю «фанатизм – (от лат. fanaticus – исступленный) это доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)». Тут возникает вопрос, что такое «крайняя степень». Если понимать под этим изначальный термин «исступленность», то вряд ли большинство тех, кто еженедельно посещает храм, набрасываются на всех в исступленном восторге или ярости. Но часто для людей крайней степенью является обычная порядочность. Если не воровать и не убивать – фанатизм, то мы, конечно, фанатики. Если признавать, что путь к Единому Богу только один, – фанатизм, то мы фанатики. Но при таком понимании фанатизма ТОЛЬКО «фанатикам» достанется Царство Небесное. Всех же «умеренных» и «здравомыслящих» ждет вечная тьма. Как сказал Бог: «знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, то извергну тебя из уст Моих» (Апок. 3, 15-16)….

иерей Даниил Сысоев

По древним сказаниям, олени охотятся на змей и пожирают их, но яд начинает жечь их внутренности, и они бегут к роднику. Так же и мы должны стремиться в храм, чтобы совместной молитвой охладить раздражение нашего сердца. По слову священномученика Игнатия Богоносца, «старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов»

Сщмч. Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам. 13

Многие сейчас боятся сглаза, порчи, колдовства. Многие утыкивают все косяки иголками, увешивают себя, как новогодние елки, амулетами, коптят все углы свечками и забывают, что церковная молитва одна только и может спасти человека от насилия дьявола. Ведь он трепещет силы Бога и неспособен навредить тому, кто пребывает в Божией любви…

Разве можно исполнить заповеди без посещения храма?

Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Да, можно пообщаться и по телефону, но куда лучше говорить лично. Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему на встречу…. (из темки » Зачем каждое воскресенье ходить в храм?»)

Те, кто не посещают церкви, не слышали слов пророка: «желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». (Пс.83:11)

Иоанн Златоуст. Беседа 12

Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее – смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение, великое и спасительное, до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас – глас Божий. Ни одному, пусть и кажущемуся достойной жизни, человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви – гласу Церкви – веру имеем. Церковь не может уйти в подполье, ведь тогда она перестанет быть для народа, чем быть должна.

Человеческие ошибки – мои, Ваши, синодалов, Св. Патриарха – пред судом Божиим. Но ин суд Божий, ин суд человеческий. А как часто то, что разгоряченному уму кажется ошибкой, Божиим велением во времени открывается святым деланием, и венец венчает делателя. Где те, кто тяжелыми обвинениями и потоками грязной клеветы и интриг болью вонзался в сердце патриарха Тихона, пригвождая его ко Кресту?
Но Крест дал Спаситель, и Он же сказал и последнее слово о претерпевшем: «Свят!» Вот и судите! А я держал в руках в красивых обложках страшные книги – свидетельство восстания на Церковь и борьбы с ней.

Вспомните, какой ценой сохранял Церковь Св. Патриарх Тихон и в каких условиях, когда и внешне давят, и внутри смута. И что стало с теми, кто пошел за «духоносными» - катакомбная церковь, теперь выродившаяся в секту. А Церковь всё живет и делает в мире свое спасительное служение.

Суд над Патриархом нам с вами, дорогой о. К., не принадлежит. Он стоит пред судом Божиим и разве что пред судом Собора архиереев. А нам заповедана от Бога лишь молитва о том, кому Господь вручил власть, - молитва до тех пор, пока Господь же эту власть у него не отнимет. А всё, что ранит душу и сердце, опять же покрывать до Суда Божия молитвой и болью.

Отступление идет по земле, и надо держаться Церкви, ибо Кормчий ее – Сам Спаситель.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006)

Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «[Насчет цветов] не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов - садовых и полевых. Видишь как: муха знает только о помойках, а пчелка - о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустился гиацинт».

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем. Человек поврежденный и мыслит поврежденно. Ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, - что бы ни увидел, что бы ему ни сказали - включает в работу добрый помысл.

Старец Паисий Святогорец

У христианства сложные отношения с материальными средствами, но уж точно оно не провозглашает полного аскетизма Церкви. Христос опрокидывал лавки светских торговцев, но похвалил вдову пожертвовавшую на Храм две лепты. Библией предписывается священникам кормиться от алтаря. Современных же критиков, создается такое впечатление, передергивает любое упоминание о деньгах в Церкви.

В Европе есть еще одно государство, тяжко ушибленное революциями - Франция. Но даже там поначалу воинствующие якобинцы, отобрав у Католической церкви собственность и земли, взяли на себя обязательство платить содержание священникам и поддерживать храмы. Подобным путем шли и многие другие уважаемые европейские страны. После всевозможных секуляризаций и национализаций государство брало на себя финансирование церквей или принимало в этом активное участие. В основном это осуществлялось введением церковного налога или предоставлением гражданам права перечислять часть подоходного налога на содержание церкви.
Помимо этого, церквям предоставляются различные налоговые льготы, субсидии в рамках социальной работы, на содержание храмов и прочее.

У нас же своя особенная логика. Сначала Церковь ограбили, храмы порушили или перепрофилировали под склады, потом решили милостиво возвратить, но как-то вяло и не до конца, мол «нате вот возьмите, сами восстанавливайте на свои деньги, но при этом мы вас критиковать будем за эти ваши деньги, потому что Христос ездил на ослике, а Патриарх Сербский - на трамвае. А там еще посмотрим достойны вы нашей милости или нет.» Театр безбожного абсурда - по другому это назвать нельзя.

Если одни видят в Церкви «политическую организацию», другие - сборище мракобесов, то третьи - «бизнес-корпорацию». Священники представляются людьми, стремящимися получить за оказанные «услуги» максимально высокую оплату, церковная торговля - едва ли не святотатством.

Кажется, основа подобного отношения - характерная для определенного склада людей привычка считать не принадлежащие им деньги, изучать содержимое чужих карманов и при этом ни в коем случае не замечать чьих бы то ни было проблем. Послушать да почитать иных журналистов, так складывается впечатление, что сегодня лучший способ поправить свое материальное положение - это «пойти работать священником». И будто бы во многих случаях именно такое рассуждение определяет выбор молодого человека, решившего поступить в семинарию.

Когда-то в журналистике был популярен такой прием: журналист получил задание стать… (и далее указывалось, кем именно стать ему поручили и что из этого он вынес). И наверное, неплохо было бы, если бы журналист, пишущий о священниках-миллионерах, получил как-нибудь задание стать приходским пастырем - причем не в храме, который кто-то уже восстановил, положив на это свои силы и здоровье, а в храме только открывающемся, в котором еще нет ни штата, ни певчих, ни прихода как такового, а только лишь один расход. И пусть он поживет так (да не один, а с семьей, да еще не в городе, а в сельской местности - как и большинство) и уже после этого пишет о «легких церковных деньгах».

Получает священник храм, в котором крыша есть, но она течет, стены целы, но штукатурка с них осыпается, полы не проваливаются, однако протерлись до неприличия. И что ему делать? Махнуть рукой и сказать: «Ладно, так сойдет!»? Да ведь это храм Божий, в него приходят молиться люди, и выглядеть он должен достойно. Продать свою квартиру? Объявить голодовку на центральной площади города (села)? Выход напрашивается, да и есть, только один: искать деньги. И приходится бедному батюшке день за днем обивать пороги разных кабинетов, ходить в полном смысле с протянутой рукой и - пытаться «правильно организовать» храмовую торговлю. Вряд ли ради этого только он принимал сан. И тем более не для того, чтобы называли его за это сребролюбцем. А просто есть такая вещь, как долг служения Богу, Церкви и людям, и именно ради него приходится и просить деньги, и зарабатывать их, и напраслину терпеть.

Да, такой сферы, в которой не находилось бы места злоупотреблениям, нет. Случаются они и в Церкви. И действительно, не на нищих, разоренных приходах, а там, где есть «чем поживиться». Но только почему же именно эти негативные примеры становятся определяющими при оценке православного духовенства? И почему чье-то рвачество дает право обвинять озабоченного поиском необходимых средств настоятеля в грехе сребролюбия?

И еще маленькое дополнение: те же самые люди, которые с такой легкостью и вместе с тем резкостью судят о «попах-корыстолюбцах», совершенно спокойно (толерантно) относятся к представителям западных сект, действующих на территории нашей страны. Сект, которые представляют собой баснословно богатые транснациональные финансовые корпорации, первоначальную материальную базу которых составили (да и постоянно продолжают питать) средства рядовых членов этих культов, продававших из «послушания» своим лидерам как собственные дома и квартиры, так порой и самих себя - в самое настоящее, реальное рабство. Почему все это покрывается любовью и снисхождением, хотя нет у этих сект ни разрушенных храмов, ни разоренных монастырей, которые надо возвращать к жизни из небытия? Трудно сказать.

Игумен Нектарий (Морозов)

Священник - это апостол Церкви, апостол народа, апостол нации. Сегодня некоторые говорят: «Что, разве облачение спасет меня?!» Конечно, облачение спасает тебя, потому что оно благословлено. Священническое облачение хранит тебя от многого.

Батюшка, помни: когда у тебя начнутся самые сильные искушения, не отступай назад, не теряй терпения, а молись со смирением Богу. Не так, будто имеешь какое-то право, - ибо это возношение и такая молитва ненавистна Богу. Мы и вправду не имеем никаких прав пред Богом, кроме одного - постоянно смиряться. Помни это, пока будешь жив, ведь искушений будет немало.

Иеромонах Дионисий (Игнат)

Спрашивает Павел
Отвечает Александр Дулгер, 09.09.2010


Павел пишет: Я не верю в бога и в свои 19 был в церкви лишь раза три,
не то чтобы я со всем не верю, я не верю в церковного бога, не верю
церкви, т.к. все священники, свиньи, которые разживаются на чьих то
пожертвованиях, разьезжают на мерседесах, спикулируют верой в бога в
политике.
Так вот, скажите, стоит мне и дальше придерживаться своего мнения или присоединится к стаду и боятся за жизнь после смерти как все?

Мир Вам, Павел!

Не думаю, что Вам стоит менять свое мнение насчет тех священников, которых Вы описали. Как Вы их назвали, тем они и есть.

О таковых говорил Иисус: "Порождения ехиднины! (т.е. дети змеи, т.е. дети дьявола) как вы можете говорить доброе, будучи злы?" (От )

Однако не стоит взращивать в себе ненависть к людям. Да, их грехи и образ жизни отвратительны, но они сами - это просто обманутые древним змием духовно больные и несчастные люди, живущие в плену своих страстей и пороков. Пленники греха. К ним самим нужно относиться сочувственно, а к их грехам нетерпимо и отвращением.
Если Вы будете взращивать в себе ненависть к людям, неважно к кому, то со временем Вы сами станете таким как они, дитем змея, отражающим его характер, ибо "он был человекоубийца от начала..." (От )

Также стоит не забывать, что в любой церкви есть посвященные, любящие и преданные Богу люди и священники, которые служат не за деньги или блага, но из любви к Богу и ближнему.

Что касается присоединения к стаду Христову, то я думаю стоит присоединится к нему и доверить свою жизнь Тому, кто так любит Вас, что согласился на страдания, поругания и смерть, чтобы завоевать Вашу дружбу и любовь.

"Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками."
(К )

Обратитесь ко Христу Иисусу, Вашему Спасителю, в личной молитве и просите Его указать Вам, где найти верных Ему священников и истинное стадо. Просите его каждый день, пока не найдете. Он обязательно ответит Вам. Или Он страдал за Вас и умер за Вас напрасно?

"Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (К )

Да благословит Вас добрый Господь!

Александр

Читайте еще по теме "Религия, обряды и церковь":

31 окт

Большинство крещеных людей в России не имеют представления об общественном богослужении и не бывают в церкви на воскресной службе. Но может ли человек, считающий себя православным, жить вне церковной службы, не причащаться Святых Христовых Таин? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Слава Господу, Россия сегодня медленно, но неуклонно возвращается к православной вере, один за другим открываются наши храмы, и в праздничные дни они наполняются народом. Но зачем приходить в храм в воскресенье на литургию и участвовать в ней?

Это второй значимый вопрос, на который должен быть дан ответ.

Много ли у нас людей, понимающих смысл еженедельного участия в литургии? - Пока очень мало! И каждый обычно называет какую-то собственную причину, объясняя, почему его в воскресный день нет на богослужении.

Участвовать в литургии - значит жить одной семьёй, и это не просто христианская обязанность человека, считающего себя православным, а необходимая потребность его души. Потому что когда любишь людей, тогда стремишься к единению с ними. Это единение с Богом и братьями и сёстрами по вере происходит в храме. Иногда можно услышать такую просьбу: "Батюшка, мы хотим крестить ребёночка индивидуально", то есть отдельно от остальных христиан... (!) - видимо потому, что остальные не воспринимаются как братья и сёстры.

При нормальных отношениях муж и жена живут вместе, любят друг друга, вместе несут тяготы семейной жизни не потому, что они обязаны это делать, а потому что любят друг друга и не могут иначе. Согласитесь, мало называться мужем и лишь иногда заботиться о своей семье, выполняя определённые обязательства. Это абсурд. Но так же бывает и с христианскими обязанностями. Мало сказать: "Я православный", или: "Господи Иисусе, я люблю Тебя", надо делом подтвердить свои слова. Но, в то же время, я люблю Бога не потому что я обязан Его любить, а потому что только в Нём я обретаю смысл существования, только с Ним я могу быть по-настоящему счастлив! Недостаточно произнести: "Мама, я тебя люблю", надо на деле показать свою любовь. Господь говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 15), то есть на деле подтвердите свою любовь ко Мне.

Давайте подумаем о причинах, по которым люди не участвуют в богослужениях.

1. "Не верю в Бога"

Такие люди называют себя атеистами. Слово "атеизм" в переводе с греческого языка означает "отрицание Бога". То есть атеизм - это вера в то, что Бога нет. Атеист не ходит в храм именно по причине отрицания Бога. Зачастую таких людей крестили в детстве, но крёстные, к сожалению, не объяснили им, в чём суть христианства. Или сами плохо в этом разбирались, ведь нередко родители просят стать крестными своих детей просто близких родственников, знакомых, не задумываясь, насколько те глубоко веруют и могут ли помочь своим крестникам обрести веру.

Любопытно, что в душе атеиста часто подспудно живет сознание, что Творец неба и земли существует, но только верить в Него - "плохо". Однажды в одной советской школе учительница стала убеждать детей, что Бога нет.

Детки, - сказала она, - Бога нет!

Ну, слава Богу!

Действительно, зачем отрицать Того, Кого нет? И зачем преследовать, ссылать в лагеря, репрессировать, расстреливать тех, кто имеет православное мировоззрение и проповедует любовь к людям? Оказывается, христианская Церковь со своей правдой мешает спокойно грешить, жить по страстям. А значит, всегда будет гонима миром, который лежит во зле. Миллионы человек были замучены до смерти просто за убеждение, что Бог есть.

Икона Господь Вседержитель (Пантократор)

Иногда можно услышать такие доводы атеистов. Бога нет, потому что Его никто не видел. Или, нельзя верить в Бога, наука доказала, что Его нет. Гагарин был в космосе и Бога там не видел. И вообще человек произошёл от обезьяны, а мир возник случайно. Какие логичные утверждения, поспорить-то трудно. Врач делал операцию на мозг, а ума там не обнаружил и сделал вывод: "Раз ума не видно, значит его нет!" А теория, т.е. предположение Дарвина в школьной программе, вообще, звучит как научно доказанный факт. И люди готовы верить в теорию и доказывать её истинность, не смотря на всю её несостоятельность. Любую теорему или предмет, изучаемый в школе, ребёнок принимает на веру, так как доверяет учителю. Хотя лично он никогда не видел, например, ни микробов, ни радиоволн, но свято верит учителю. Доверяет. Помню, профессор богословия А.И. Осипов рассказывал историю про то, как мальчик вернулся со школы и объявил родителям, что Бога нет, и мир произошёл случайно. Папа рано утром нарисовал на асфальте геометрические фигуры. Когда ребёнок проснулся и спросил у папы про фигурки, то папа сказал, что они появились сами собой. Дотошный сын не унимался, и уверял, что кто-то же это нарисовал. А папа убеждал, что это произошло случайно, как и земля, и солнце, и вода. Ведь, если взрыв вселенной случайность, то почему какие-то фигуры не могут появиться сами собой? Ребёнку было очевидно, что есть автор рисунков, но доказать этого он никак не мог, ведь не видел как это творилось. Мы не видели как творился мир, но мы утверждаем, что он произошёл случайно! Никаких доказательств, но твёрдая вера и "железная логика". И даже сегодня, в XXI веке, есть некоторые люди утверждающие, что всё произошло само собой, нет причины - есть хаос. Складывается ощущение, что у таких людей есть ум, но нет разума.

Мудрый царь Давид, живший за 1 500 лет до нашей эры, назвал атеизм безумием: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога (Псалом 13:1). Как тут не согласиться с героем произведения "Собачье сердце" профессором Преображенским, сказавшем, что разруха начинается в головах? А потом мы удивляемся, почему у нас низкая рождаемость, почему столько наркоманов, столько разрушенных семей, почему такая распущенность нравов, столько различных преступлений, убийств? А потому, что "если Бога нет, то все дозволено!" Это констатировал Фёдор Михайлович Достоевский незадолго до того, как атеизм в России стал разрушать общественные устои с сокрушительной силой. В самом деле, зачем соблюдать какие-то правила морали и нравственности? Живи для себя, бери от жизни всё, не думай о душе, жизнь и так коротка. Вот что сегодня навязывается школьникам, студентам, да и всему российскому обществу. Этому ли учил Христос и это ли проповедует Церковь? Церковь говорит: будь милосердным, сострадательным, целомудренным, верным, добрым, честным... Но говорить об этом сегодня в учебных заведениях нельзя, ни в коем случае, а то вдруг мы нарушим права тех, кто не хочет жить так, как призывает Православная Церковь.

Может быть, Церковь и отделена от государства, но она не отделена от человека. Россия всегда была духовно сильной державой благодаря ПРАВОСЛАВИЮ, это подтверждает вся история России. Достаточно вспомнить князя Владимира, крестившего Русь, Александра Невского, Димитрия Донского, Сергия Радонежского, адмирала Ушакова, защищавших нашу Родину, и многих других православных христиан, руководителей и простых граждан. И если мы хотим вновь жить в духовно сильном государстве и строить его не на бедах наших соотечественников, то пора задуматься, зачем мы восстанавливаем и строим храмы. Чтобы опять разрушить или превратить эти духовные центры в спортивные площадки, заводы или склады?

Конечно, вера может сохраняться в душе человека даже тогда, когда храм разрушен и поруган. И возникает вопрос: зачем же нужны храмы, веками стоявшие на Руси? Почему душе человеческой мало своей, "домашней", веры, что находит она в Доме Божием? Несмотря на гонения и войны, люди всегда собирались в храмы на общественную молитву, где получали от Бога благодать через Таинства Церкви, духовно укрепляясь, обогащаясь и исцеляясь; получали поддержку в немощах и скорбях, мир, любовь и надежду на жизнь вечную. А сегодня большинство людей не участвуют общественных богослужениях, потому что им в семье не объяснили, что храм - это место встречи христиан с Богом и друг с другом, место святое, а если у народа не остаётся ничего святого, то он саморазрушается. А если ребёнок растёт в атеистической или не полноценной семье или вообще не имеет семьи? Как ему быть, как узнать о том, что принимать участие в литургии, исповедоваться и причащаться - это великая польза душе и телу?!

Человек - это не просто материальное тело. Он одушевлен, и в нем есть дух, то есть нравственное начало. И если тело мы питаем, а дух нет, то духовно-нравственный стержень разрушается.

Сегодня СМИ - путем пропаганды порочного образа жизни и отсутствия ценностных ориентиров - формируют личность, не способную к серьезным семейным отношениям. В качестве предлагаемого товара - как норму - нам предлагают беспорядочные половые отношения, культ наживы любым путём, скандалы и интриги.

Почему нельзя говорить больше о добре, верности, дружбе, любви, целомудрии, чистоте человеческих отношений? Ах да, мы же нарушим права тех, кто выбирает зло. А потом мы удивляемся: что же происходит с нами и как остановить распущенность и нарушение моральных устоев? И когда Православная Церковь пытается помочь государству приостановить процесс разложения общества, ей говорят: "Церковь отделена от государства" и, прикрываясь законом, продолжают творить беззаконие.

Мы удивляемся тому, что происходит с нашими детьми, не предлагая им нравственной альтернативы. Мол, вырастет ребёнок и сам выберет. Простите, а из чего выберет? Из того, что он видит по телевизору? Ведь ограничить "общение с голубым экраном" не всегда возможно, если ребёнок предоставлен сам себе. (Мамы у нас вынуждены работать, так как по статистике половина семей в стране - неполные, и заниматься воспитанием своих чад им некогда.) Одно дело родить ребёнка, и совсем другое - его воспитать. Кто уклоняется от воспитания детей, тот обычно так и говорит: вырастет - выберет. А дети большую часть времени проводят на улице, где процветают пьянство, сквернословие, наркомания, безразличие взрослых к хулиганским шалостям: курению, воровству, хамству, издевательству над слабыми, "особыми" детьми и т.д.

Дорогие, может, настало время задуматься и обратиться к фундаментальным общечеловеческим ценностям, истокам нашей веры, духовности, нравственности, ведь только это должно стать альтернативой потоку льющейся грязи на наших детей?

2. Суеверия, страх, малограмотность, слухи, стереотипы, нерешительность, разочарование...

Вынесенные в заглавие этой части понятия для многих становятся весомыми причинами, которые рождают сомнения в истинности Православной веры. И действительно, если некоторые крещёные люди, называющие себя православными, считают, что грехи могут быть переданы от свечи другого человека, что грехом можно "заразиться", как гриппом, то и впрямь, зачем ходить в храм? Мало ли кто поставит свечу рядом с твоей свечой?

А еще многие упрямо верят в то, что якобы родственникам покойного нельзя нести гроб, иначе тем самым родственник приближает свою собственную смерть. И таких примеров - тьма! Из-за подобных суеверий и слухов рождается страх. Плакать надо о таких "христианах", не знающих, в чём заключается суть христианства. А кто же объяснит, кто поможет? Вроде бы надо ходить в храм, но как, если ты ничего не знаешь - не знаешь, куда встать, что делать? Спрашивать как-то неудобно, все заняты. И возникает у людей психологический барьер, несмотря на то, что литература сегодня очень доступна. Придёшь за помощью, советом или просто из любопытства к последователям учения любви, а в ответ на тебя в лучшем случае гневно посмотрят. Чего только стоят некоторые "православные" бабушки, "с любовью" принимающие людей, перешагнувших порог храма. Да и священники, бывает, такое скажут... Так что иногда легче найти ответ в книге. К тому же, далеко не все прихожане и священнослужители богословски образованы. Кстати, почти при всех храмах в наше время можно получить начальное богословское образование на занятиях по катехизации (в переводе с греческого языка "катехизация" - устное наставление в вере). Есть и в интернете наставляющие в вере материалы. Например, по адресу www.azbyka.ru

Очень часто слышишь и возмущенный ропот: вон, на каких машинах разъезжают эти толстые, жадные и грубые попы! А бизнес в храмах? Сколько у них эти самые свечки стоят, а сколько книжки и иконы в церковных лавочках! Крещение - столько-то рублей, венчание - столько-то...

Иные рассуждают не столь материалистически жестко. Для них важнее "духовные" причины, которые не пускают их в храм. "Почему дети умирают?" "Где был ваш Бог, когда мне было плохо?"

Список вопросов можно продолжить. Попробуем ответить по порядку.

***

Бабушек надо пожалеть и простить, часто они бывают неправы. Ведь многие бабушки воспитаны в богоборческой атеистической стране, это пришедшие к Богу бывшие пионерки, комсомолки, коммунистки, активистки профсоюзов. Не желая познавать сути христианства, они любят поучать всех, забывая, что самое лучшее замечание - это собственный пример. Нам надо снизойти к их немощи. Простить, как прощал Господь - без каких бы то ни было условий. Что касается жадности и грубости, которые, может, кто-то и наблюдал в храмах, то это личный грех каждого, и у каждого он свой. Но хамство доктора или медицинского персонала - не причина, чтобы не получить лечение от болезни. Непорядочность милиционера - не причина, чтобы ставить ярлык на всех людях в форме. В Церковь ходят не ангелы, а такие же слабые люди, подверженные страстям, которые, борясь с грехами, преодолевая искушения, иногда становятся такими, как святые Николай Чудотворец, Ксения Блаженная и Серафим Саровский.

Надо снизойти и к немощи людей, получивших от Бога благодать священства. Они тоже жили и воспитывались в нашей стране. Желание иметь машину само по себе неплохо, но когда это перерастает в страсть иметь самый дорогой автомобиль, то это уже грех. Кстати, если священник едет на дорогой иномарке, то это вовсе не значит, что он мечтал о ней или купил на свою зарплату. Другое дело, что очень дорогую машину можно было бы продать, купить себе подешевле, а разницу потратить с пользой для общества. Но каждый - и священник тоже - делает свой выбор сам. А купив дешевую машину, может, не раз потом скажет: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".

***

Читайте также:

  • Вне Церкви нет спасения - диакон Георгий Максимов
  • Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? - диакон Андрей Кураев
  • Гагарин доказал, Бог принял человека! - Честное слово
  • Мы верим... Говорят 53 известных ученых о вере в Бога - Благовестник
  • Вера и знание (лекция в Томском политехническом университете) - протоиерей Геннадий Фаст
  • Диалог с атеистом - архимандрит Епифаний Феодоропулос
  • Диалог с атеистом - иерей Виталий Бабичев
  • Что ответить Стиву Джобсу, или Снова о слезинке ребенка - Александр Ткаченко
  • Два лица атеизма. Уж лучше я с "вымышленным" Богом и грешными попами - Максим Степаненко
  • Почему ад не пустеет? - Максим Степаненко
  • Справедливая участь атеиста. Зачем человеку Бог после смерти, если Бог ему не нужен был при жизни? - Максим Степаненко
  • Лизать скорлупу ореха, или в чем разница между верой и религией - Виталий Каплан

***

Церковь всегда существовала за счёт добровольных пожертвований. И если батюшке подарили машину, то благочестивый человек порадуется за него и не станет завидовать и осуждать. А кто позавидует и захочет осудить, - всегда найдёт повод. Не нужно забывать, сколько обязанностей у священника, в сколько разноудалённых мест за день он должен успеть, скольких людей он должен посетить. Без машины чаще всего это просто невозможно сделать, что и понимают церковные благотворители, делая такие подарки.

Что до полноты иных служителей Церкви, то важно знать её причину. И если трудно говорить о красоте полноты, то о вреде её говорить нужно. Но если расположенный к полноте человек питается неправильно или, еще того хуже, у него нарушен обмен веществ, то сколько бы он ни бегал и ни постился, вес будет излишним.

В одной из своих бесед церковный миссионер диакон Андрей Кураев рассказал, как в юности, будучи семинаристом, он посетил Троице-Сергиеву Лавру и сразу же увидел там очень полного монаха. "Вот так Православие!" - подумал он. А монах, глянув на юношу, усмехнулся: "Вот-вот! И я так в юности про себя осудил одного толстого монаха. А Господь меня тем же и наградил!" Мы не знаем истинной причины полноты священнослужителей, а потому не будем брать на себя роль судей. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Евангелие от Луки, глава 6, стих 37).

Итак, мы православные только на словах или на самом деле?

Многие люди, являясь номинально крещёными, в храм ходят, в основном, не для того, чтобы участвовать в Таинствах, а чтобы свечку поставить. Приведём пример.

Заходит в храм женщина, широко крестится трижды и говорит:

Я в храм нечасто хожу, но мне надо помолиться за сына, чтобы он экзамен сдал. Кому тут помолиться?

Ей отвечают:

Какому Богу?! Какой иконе свечку поставить?!

Проще откупиться, чем вникнуть в сущность православной веры. Так человек пришёл, помолился и ушёл, а так надо слушать, вникать в Слово Божие, звучащее в храме, жить по нему, исправляться, бороться с дурными привычками и пристрастиями. Конечно, легче отдаться пороку, чем постом и молитвой его искоренять. Приведём ещё пример.

Один здоровый мужчина хвалится перед священником:

Я такой сильный, что могу арматуру согнуть!

Хорошо, - говорит священник, - давай начнём с сигареты...

А некоторые говорят так: "Я никого не убивал, не воровал, у меня нет грехов". Больших грехов может и не быть. Но немного грязи на белоснежной рубашке - достаточное основание, чтобы признать её не совсем чистой. С другой стороны, если в этой же рубашке сидеть в тёмном помещении, то она не покажется такой уж грязной. И только благодаря свету можно увидеть испачканную рубаху или почерневшую от греховной грязи некогда чистую душу.

Хорошо, решил человек исполнить заповедь Нового Завета и стал регулярно причащаться, стал прислушиваться к тому, что читают и поют в храме - и тут он осознаёт, что ничего не понимает. И говорит: вот если бы перевели службу с церковнославянского языка на русский, вот тогда было бы всё понятно. Парадокс: дети в школе учат иностранные языки, а прислушаться к родной церковнославянской речи... Получается, "What is your name?" понятнее, чем слова "Помолимся о властех, воинстве и народе ея".

Надо сказать, что тот, кто ходит каждое воскресенье на службу, волей-неволей начинает запоминать то, что слышит. А если прилагает небольшое усилие, то начинает и понимать текст. Так что все эти разговоры - очередная надуманная причина, чтобы не ходить на службы. Правда, бывает поют и читают так, что ничего не расслышать и не разобрать. Тут проблема и в нас, церковно- и священнослужителях: у одних - трудности с дикцией, у других - тихий голос, у третьих - и то и другое вместе, но даже если установить микрофоны в каждом храме - церковнославянский текст не станет от этого понятнее.

Почему? Да потому что, не читая Священное Писание, трудно понять смысл богослужения. Проглотить фантастическую сказку о Гарри Поттере, которая в 4 раза толще Библии, легко, и время находится, а вот читать Книгу Книг - некогда, непонятно, да и неинтересно. Хотя можно взять детскую Библию, где всё понятно. И когда перед крещением спрашиваешь восприемников (крёстных родителей), каковы их обязанности по отношению к крестникам, то не слышишь ответа, что восприемник берёт на себя ответственность не только молиться о ребёнке, но и обязуется приводить его в храм, объяснять ему смысл православной веры, когда он подрастет, а самое главное - научить его жить по-христиански.

Теперь о так называемом "бизнесе". С одной стороны, как благодать можно купить за деньги? Понятно, что благодать Святого Духа невозможно оценить в денежном эквиваленте! С другой стороны, содержание храма требует немалых затрат.

К сожалению, не все крещёные знают, что в дореволюционной России каждый член большой православной семьи десятую часть своего дохода отдавал в храм. Для "пропитания" сотрудников, хора, священнослужителей, на издательскую, просветительскую деятельность, на создание домов милосердия, заведений для постоянного и временного проживания детей, на приюты для слепых, глухонемых, на ремонт, строительство т.д. А сегодня ещё нужны средства и на воссоздание разрушенных храмов, содержание семинарий, воскресных школ, гимназий, на организацию праздников и подарков для детей-сирот, освещение, налоги и т.д. Эта лепта называется церковной десятиной. Тогда понятна надпись на кружке: "Пожертвования на требы". Пожертвования добровольны - каждый дает, сколько хочет и может. Но установление ценников, надеюсь, временно. Оно вызвано, скорее, тем, что не все входящие в храм люди понимают, что содержание храма и его сотрудников измеряется установленной в обществе денежной единицей.

Предположим, у тебя не хватает денег на свечку, а так хочется её поставить и помолиться. Что делать? - Во-первых, нет денег, не ставь свечку. Просто помолись. Господь и без свечи услышит молитву. Бог не нуждается в свечах, Он говорит: Вот Я, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откровение Иоанна Богослова, 3 глава, 20 стих). Есть желание отблагодарить Бога - благодари, о чём-то попросить - проси, пожертвовать - жертвуй. Главное в жертве - это твоё желание и действие. И если твою свечку кто-то затушил раньше времени, то это вовсе не значит, что Бог не принял твою жертву. Или если ты написал записку о здравии или упокоении, а священнослужитель не прочитали её вслух, это не значит, что твоя личная молитва тщетна. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Псалом Давида, 50, стих 19). Во-вторых, в каждом храме есть возможность жертвовать на "общую свечу". В-третьих, смысл Православия - не в свечках или просто в молитвах, а в соединении со Христом, Сыном Божиим, в Таинстве Причастия. Все молятся: и мусульмане, и иудеи, и сектанты, но только в Православии возможно не просто общаться с Богом (молиться), а быть с Ним в полном единстве, причащаться. Причащаться Ему, то есть становиться Его частью и принимать Его Самого внутрь себя. Таким образом, через причащение Богу в Иисусе Христе человек уподобляется Ему, получая от Него любовь, мир, радость, долготерпение, кротость, милосердие... Ни в одной религии нет того, чтобы Создатель добровольно принял мучение и отдал Свою жизнь за Своё творение. Наш Бог Иисус Христос не словом, а делом явил Свою любовь к нам. При этом некоторые говорят: "Не важно, в кого верить, Бог-то один". Посудите сами. Для нас Христос - это Бог, для мусульман Христос - всего лишь пророк, вовсе не Бог, а для иудеев и того хуже - лжепророк! Вот вам и разница...

В XX веке, веке массовых репрессий и расстрелов, богоборцы захватывали храмы, убивали христиан, многих из которых Церковь потом причислила к лику святых. Истории свойственно повторяться, и очень страшно думать о том, что вновь созидающиеся храмы могут быть опять разрушены нашими необразованными детьми и внуками. Ну в крайнем случае, переоборудованы в нечто "более полезное". Как до революции Церковь воспринималась просто как место для совершения обряда и люди чаще ходили в церковь только для того, чтобы покрестить, повенчаться, так и сегодня внешнее исполнение обряда для многих, к сожалению, является самым главным. Верить в Бога или верить в обряд (ex opera operate - т.е. в силу совершённого действия) - разные вещи.

По словам иерея Андрея Лобашинского среди называющих себя православными есть три группы:

Активные прихожане, имеющие определённую степень церковных знаний, церковную позицию, выраженную в поведении и духовной жизни. Эта группа немногочисленна. Наиболее велика она в столицах и крупных городах, на периферии же эта группа малочисленна...

Прихожане, имеющие очень небольшие церковные знания, но имеющие веру. В силу своей церковной неграмотности и духовной невоспитанности эта группа является наиболее духовно уязвимой, т.к. склонна к участию в различных маргинальных течениях. Именно среди таких прихожан ведут свою "деятельность" различные лжепророки, способствующие церковным расколам и разделениям.

Наиболее многочисленная группа, которую скорее можно назвать обрядоверами, чем верующими. Их вера не имеет положительного содержания ни в духовном, ни в каноническом, ни в догматическом смыслах. Там процветают всякие суеверия, люди, считая себя церковными, обманывают сами себя.

Скажут: хорошо, с людьми понятно, они не совершенны, а как же Бог? Почему Он такой жестокий, почему, например, допускает смерть невинных детей?

Этот вопрос до сих пор будоражит тех, кто не прочёл ответа в Священном Писании.

Писание же, да и наша ежедневная жизнь, говорит нам, что да, действительно, мы живем в жестоком мире. И если бы в этом злом мире полнота господства принадлежала Богу, то воистину справедливо было бы обвинять Его в жестокости. Но ведь всё обстоит совсем не так! И в этом мире царит отнюдь не Бог, а "царствует грех" со всеми "плодами" своего господства: всевозможными бедствиями, болезнями и смертью. Поэтому мы и произносим ежедневно молитву Господню "Отче наш". И в ней мы молимся: "Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли". Да, на небе Имя Божие святится, воля Божия исполняется, там – Царствие Божие. Но здесь, в этом временном мире, мы этого не видим: Имя Божие подвергается поруганию, воля Божия не осуществляется и царствует грех, отцом которого является сам сатана. И вот в этот грешный и злой мир пришел Бог, чтобы спасти его и всех его обитателей. Апостол Павел, видя всё безысходное зло мира, в котором царит смерть, сначала в отчаянии восклицает: "Бедный я человек! кто избавит меня от этой смерти?" – и тут же возносит радостное благодарение Богу: "Благодарю Бога моего за Иисуса Христа, Господа нашего!" Не обвиняет, не жалуется, но благодарит Бога. В Иисусе Христе, Сыне Божием, открылось людям святое Имя Божие, в Нем, Воскресшем, к нам пришло Царствие Божие, в Нем исполнилась воля Божия о вечной жизни всех нас. В Иисусе Христе исполнились наши прошения молитвы Господней. И нам остается только верою соединиться с Христом в Крещении, Причастии и во всей нашей жизни по Духу Святому. В этом - наша вера. В этом - суть христианства. Нет, Бог не убивает! Бог спасает!

Родственники, не веря в жизнь после смерти - плачут, и здесь вряд ли поможет доктор Раймонд Моуди с доказательствами из своей книги "Жизнь после жизни".

Бог даровал человеку не только жизнь вечную, но и свободу, которой можно воспользоваться по-разному. Люди, рожая детей, обрекают их на смерть. И только благодаря Богу мы имеем возможность воскреснуть! Не Бог принимает решение убить - а человек. Поэтому Господь, не нарушая свободы воли, допускает смерть, зная, что после временной жизни начинается вечная счастливая жизнь. Или вечная смерть - кто что выберет.

Глупо обвинять Бога в своих ошибках. Сбила ребёнка машина. Кто виноват: Бог или человек, не соблюдающий скоростной режим? Но для неверующего - это конец, а для ребёнка - это начало, рождение в жизнь вечную, возможно, спасающее его от каких-то непоправимых бед на земле. Наши болезни и неминуемую смерть Господь преобразит в вечную жизнь.

Есть очень добрая современная притча. Немножко забавная, но, по сути, очень мудрая.

Два близнеца-эмбриона в утробе матери спорят: есть ли жизнь после родов. Неверующий младенец спрашивает верующего: "Ты веришь в жизнь после родов"?

Верующий младенец: "Да, конечно. Я уверен, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом".

Неверующий: "Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?"

Верующий: "Я не знаю точно, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом".

Неверующий: "Своим ртом?"

Верующий: "Да, я уверен, что это возможно. Все будет просто немного по-другому. Это можно себе представить".

Неверующий: "Но ведь оттуда ещё никто никогда не возвращался! Жизнь просто заканчивается родами. И вообще, жизнь - это одно большое страдание в темноте".

Верующий: "Нет, это не так! Я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случае, мы увидим маму, и она позаботится о нас".

Неверующий: "Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?"

Верующий: "Она везде вокруг нас, мы в ней пребываем и благодаря ей движемся и живем, без нее мы просто не можем существовать".

Неверующий: "Полная ерунда! Никто никогда не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что ее просто нет".

Верующий: "Знаешь, когда все вокруг затихает, можно услышать и почувствовать, как она гладит наш мир. Я твердо верю, что наша настоящая жизнь начнется только после родов. А ты?"

Давайте сделаем правильный вывод из этой притчи: можно ли находиться в утробе мамы и не верить в её существование? - Можно. Но если ты не видел, это не значит, что этого нет. Если не видно солнца, которое находится за облаками, то это не значит, что его не существует. Если тебе говорят, что есть жизнь после смерти, что Христос жил среди людей и является Богом, то какие основания не доверять? Либо я доверяю родителям и учителям, либо не доверяю. Да, и родители и учителя могут ошибаться или говорить неправду, но тогда надо подвергать сомнению то, что когда-то жили: Платон, Иосиф Флавий, Евсевий Кесарийский или Александр Македонский. То есть либо я верю, что они жили до нас, доверяю родителям и учителям, либо не верю. Либо верю, что Христос жил среди людей и является Богом, как об этом сказано в Библии (Ин. 5:39; 8:58; 10:30, Рим. 9:5 и прочие места Священного Писания), либо не верю.

Но ведь не верить в жизнь после родов это то же самое, что не верить в жизнь вечную после смерти. Хорошо сказал по этому поводу физик, философ Б. Паскаль: "Если я верю в жизнь после смерти, и это окажется правдой - я ничего не теряю, а если не верю, то теряю всё". Но наша вера должна быть не на всякий случай - вдруг это правда? Она должна стать уверенностью - как итог, плод доверия Богу. Иначе христианство становится не бескорыстным подвигом любви, а расчётливым путём, якобы ведущим в рай. Мол, я тебе, Господи, свечку, а Ты мне грехи прости или здоровья дай! Или бывает так: я молюсь, молюсь, мне плохо, а Бог меня не слышит... На этот счёт тоже существует современная притча.

Однажды человек, умирая, увидел всю свою жизнь в виде следов, отпечатанных на песке. А рядом с его следами - ещё чьи-то следы. И в те дни, когда особенно было трудно, видны были следы только одного человека. Тогда он в недоумении обращается к Господу и говорит: "Как же так, Господи, в те дни, когда мне было особенно трудно, Ты оставлял меня!" А Бог ответил: "Сын мой, в те дни Я брал тебя на руки".

Человеку надо определиться: либо я люблю Бога, во имя Которого крестился, и соответственно живу по Его заповедям, либо я только говорю, что люблю Его, а живу по своим принципам. Необходим выбор и решительность. А решительности-то как раз и не хватает. И здесь выявляется ещё масса других причин, которые не дают человеку ходить в Церковь.

3. "Бог у меня в душе"

Бог у меня в душе - и этого достаточно, считают приверженцы такой мысли. Зачем же тогда Господь Иисус Христос безвинно принял мучения, умирая на Кресте, страдал, проливал Кровь? Зачем Господь с человеком заключал Новый Завет (союз, договор)? В чём состоит эта заповедь Нового Завета? Всякий завет, то есть "договор", скреплялся кровью. Так и Новый Завет, то есть Новый Союз, Договор с Богом был заключен пролитием жертвенной крови Иисуса Христа. И если у меня Бог в душе, тогда зачем храм, священники, Таинства? Да и Сам Христос напрасно умер, если нет желающих исполнять Его волю. А воля Бога такова: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 54–56). И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Послание от Иоанна, глава 4, стих 21).

Конечно, чувство присутствия Бога в душе заложено в каждом человеке при его рождении. Но не все люди раскрывают Ему своё сердце. Некоторые, загрязняя себя грехами, не стремятся к тому, чтобы омыться покаянием. Слово "покаяние" (греч. - "метанойя") означает не просто признание своего греха, оно предполагает непременное изменение образа мыслей и действий. Покаяние - это не констатация факта, что я - грешный человек, а конкретное действие, ведущее к изменению образа жизни. Если медлим, то мы всё более укореняемся в грехе и нам трудно его победить, как трудно вырвать дерево, имеющее глубокий корень, как трудно бывает бросить курить, когда появляется зависимость. Подобным образом человек, полюбивший грех, становится рабом своей плоти, а не рабом Божьим. Но Бог желает обитать в нас всегда - как в храме, то есть не только в душе, но и в нашем сердце, разуме, теле. Чтобы нам быть храмами Его Духа Святого, надо исполнять Его заповеди. Самая большая заповедь - это заповедь о любви. А как научиться всепрощению, милосердию, состраданию, бескорыстию? Разве можно этого достичь путём собственных усилий? Это же Божий дар! Один ребёнок рассуждал так: какой я всё-таки молодец, что родился на свет с белокурыми волосами и голубыми глазами! А родители его спрашивают: "Солнышко, разве это твоя заслуга?" Только Тот, Кто даровал нам жизнь через наших родителей, способен даровать и любовь. Чтобы стать частью Бога, Который есть Любовь, надо быть причастным Ему, надо ПРИЧАЩАТЬСЯ Его Тела и Крови, Которую Он пролил за всех нас.

На сайт стало поступать много вопросов о том, как верить в Церковь и доверять священникам, видя явные грехи некоторых из них. На эти вопросы отвечает клирик Иркутской епархии диакон Андрей Белоус.

Такой вопрос задают очень часто. Почти всегда, когда кто-то из людей Церкви поступает не очень хорошо, а уж тем более, когда кто-то из священников совершает преступление или тяжкий грех. «Как люди могут верить РПЦ, если они прятали часы Патриарха?» «Как мне ходить в церковь, если поп – пьяница?» «Как меня поймет священник, машина которого дороже, чем все, что у меня есть? Как мне ему исповедаться?»

И хорошо бы сказать, что все это ложь и клевета, да вот нельзя. На все эти и многие другие вещи больше нельзя закрывать глаза. И не только потому, что их нельзя скрыть. Тайное становилось явным всегда. Прежде всего, потому, что это вызов нам самим. И, думаю, не только современного мира, но и Бога.

Почему мы не такие, какими должны быть христиане и священники? Мы говорим, что таинства совершаются и недостойными ради веры прихожан. Говорим, что действует Христос, а священник лишь возглавляет службу Ему. Все это так. Но не стали ли эти слова такой утонченной индульгенцией, которую мы выдаем себе? Так как можно после этого верить священникам? Как не потерять веру?

Для этого есть несколько причин. Первую из них, думаю, понять может даже атеист. Просто потому, что она не религиозная, а историческая: так было всегда.

И когда Моисей был на Синае, то Аарон, первосвященник Господа, приносил жертву золотому тельцу. И когда преподобные и жертвовали всем ради Бога, по столице на дорогих упряжках разъезжали местные настоятели. И когда день и ночь принимал у себя всех – от писателей-вольнодумцев до простых крестьян, – его собрат по монашеству шел на «чаепитие в Мытищах».

Грешить или нет – выбор каждого человека. И если бы после принятия священства или монашества этот выбор Бог отнимал, то Он лишал бы человека свободы. Он превращал бы священника не то в ангела, не то в робота, а священник должен оставаться человеком.

Другое дело, что не каждый человек может стать и оставаться священником. Монах, священник, епископ, увы, может довести себя до такого состояния, когда у Церкви не будет другого выбора, кроме как лишить его сана. Но без этой свободы воли не было бы ни преп. Сергия, ни преп. Амвросия.

Есть и те, кто говорит, что верит в Бога, но не верит священникам и Церкви. Ведь среди них бывают недостойные. Не стала ли Церковь слишком терпима к их грехам? Не потеряла ли она из-за этого дух Евангелия, Дух Христов? Почему, в самом деле, мы все время медлим с наказаниями? Неужели все дело в коррупции? Может быть, тогда это уже «Церковь жуликов и воров», и нужно найти другую, истинную?

В этих размышлениях есть своя правда. Но лишь частичная. Да. Иногда Церковь не торопится с наказанием, не спешит лишать сана, запрещать в служении или переводить на другой приход. Но это не всегда коррупция, корпоративная солидарность или боязнь скандала. Иногда и очень часто это любовь и забота о согрешившем чем-то священнике.

Ведь суть церковного наказания не в том, чтобы покарать человека как можно жестче и неотвратимее, а в том, чтобы он исправился и не грешил больше. И опытный епископ может понимать, что если сейчас запретить священника в служении, то он погибнет. И в материальном отношении, и в духовном. Ведь это значит одним росчерком пера перечеркнуть всю жизнь человека, разрушить ее. И именно дух Любви порой подсказывает отложить «Книгу правил» и увещевать грешника, пока это возможно.

Скажете, что это не справедливо, но именно так священники поступают с нами. Многих ли священник отлучил от Причастия за их грехи? Например, за нарушение Великого поста? Простому человеку это даже может показаться абсурдным, но закон требует именно этого. Из любви и снисхождения к людям священники заменяют суровые приговоры чтением канонов или кроткой беседой.

Вот и получается, что и их самих судят тем судом, каким судили они, а ведь так обещал судить Сам Христос (Матф.7:2). Да разве Он Сам не терпел рядом с Собой Иуду, который воровал пожертвования, хотя и был апостолом? Но почему-то никто не говорит, что нельзя верить Богу, если рядом с Ним был Иуда. В свое время Бог делает так, что тайное становится явным, и нераскаявшиеся грешники лишаются сана. Ради их же спасения нельзя позволять им и дальше служить, получая все большее осуждение от Бога. И вот в этом вызов нам.

Он в том, что время это, похоже, пришло. «Время начаться суду с дома Божия» (1 Петр. 4:17), и не потому ли у нас перед глазами такие явные причины задуматься, как два священника, монаха, которые один за другим попадают в аварии на дорогих машинах. Да еще и как виновники ДТП. Нельзя отменять в Церкви милосердие и прощение, но ведь и они не должны становиться индульгенцией.

Однажды наступает такой момент, когда человек уже не слушает наставления. Он убежден, что ничего ему не сделают. И в итоге перестает замечать свои грехи, даже начинает их оправдывать. И так тоже было всегда. Но даже тогда, когда огромные массы духовенства начинали жить в роскоши, безнравственности, самооправдании, Бог находил способ очистить Церковь.

Появлялся великий святой, который зажигал сердца своим примером. Или начинались новые гонения, во время которых каялись даже обновленческие «епископы» – пьяницы и двоеженцы. Или к власти в Церкви приходил мудрый и волевой Предстоятель, который очень жестко наводил порядок. И в этом и есть самый главный ответ.

Церковью управляет, в конечном итоге, не священник, не епископ, даже не Патриарх или Собор. Выше их всех стоит Христос – Глава Церкви (Кол, 1:18). И вера в Церковь – это вера не в каждого отдельного священника, даже не в Патриарха. Это вера во Христа, Который заботится о ней, как хороший муж заботится о своей жене. Ее тело больно, потому что в нее входим мы, больные, не излечившиеся до конца. Но иногда, когда болезнь начинает распространяться, Он намекает, что нам пора пить лекарство и очищать организм, пока еще можно обойтись без химиотерапии или операции.

И, боюсь, эти два ДТП, все эти бесконечные скандалы (от Боголюбовского до Pussy Riot) – это именно такие намеки нам. Боюсь, но и надеюсь. Ведь если Он, несмотря на все наши грехи, все еще делает нам такие намеки, значит, Он по-прежнему направляет Церковь и руководит ей. Значит, «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Значит, мы и сейчас можем повторять «Верую… в Церковь».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснились волосы во рту - толкование сна по сонникам
Где родился пророк Мухаммед и где похоронен?
Главное занятие казанского ханства