Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Успение пресвятой богородицы. Успения Пресвятой Богородицы – храм в Гончарах: история создания

Престол

Святыни

  • частицы мощей великомученицы Варвары, святителей Московских Филарета и Иннокентия;
  • список с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
  • иконы «Господь Вседержитель», «Святой Георгий Победоносец».

Перед иконами преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского горят неугасимые лампады.

История

Входит в состав Центрального архиерейского подворья наряду с Вознесенским и Сергиевским храмами.

Одно из преданий гласит, что на месте каменного Успенского храма был монастырь, неизвестно кем и когда основанный, но упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 году. В этом монастыре была и деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Но монастырь вскоре был упразднен, и в Сотной грамоте 1621 года эта церковь названа уже приходскою.

Каменный Успенский храм был построен купцом Афанасием Фирсовичем Олисовым. Он происходил из рода исконных нижегородцев, известия о котором восходят к XVI веку.

В 1620-х годах среди среднего достатка посадских Нижнего Новгорода выделялись занимавшиеся мыловаренным делом и мелочной торговлей Степан и Давыд Олисовы. Единственным наследником родовых дел Давыда стал Фирс, в семье которого в 1630-х годах появились сыновья: Афанасий, Анисим и Иван.

В 1666 году Афанасий Фирсович Олисов стал нижегородским таможенным головой, а через несколько лет перед отъездом в Астрахань на постоянное жительство он дал обет построить каменную Успенскую церковь, и в 1672 году храм был возведен.

Церковь Успения на Ильинской горе по-своему уникальна. Как отмечает профессор Н. Ф. Филатов, это «…единственный сохранившийся в нашей стране каменный храм с покрытием главного объема «крещатой бочкой в четыре лица», широко распространенной в древнерусском деревянном зодчестве, но редкой для каменного. Первоначально церковь представляла собой наиболее распространенный тогда в Нижнем Новгороде храмовый тип «корабль» со строго осевым расположением объемов: алтарь, молельный зал, трапезная и колокольня над главным входом с западной стороны. Вытянутый с севера на юг молельный зал (9,5х7,1 м) перекрыт сомкнутым сводом, снаружи скрытым килевидной формы фронтонами, создающими вверху крещатую бочку в четыре лица. На коньках кровли поставлены на небольших постаментах, также оформленных в виде крещатых бочек, глухие барабаны с вытянутыми луковичными главками».

Особое внимание строитель обратил на декоративно-художественное убранство храма. Главы церкви в течение долгого времени были покрыты серебристым осиновым лемехом и увенчаны золочеными коваными крестами хорошей кузнечной работы.

Храм был отреставрирован в рамках проекта «Ильинская слобода» в 2004 году. К Успенской церкви была пристроена трапезная и колокольня.
Ко дню освящения храма была благоустроена прилегающая к нему территория: появились парковка для автомобилей и новая детская площадка, на которой дорожки выложены брусчаткой.

В центре площади перед Успенской церковью установлен памятный знак изобретателю Ивану Кулибину, поскольку раньше около деревянной церкви Успения Божией Матери находилась усадьба родителей нижегородского самоучки.

Торжественное освящение церкви Успения на Ильинской горе совершил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий 29 июля 2004 года.

Церковь Успения Божией Матери

Церковь Спаса на Сенной площади – одно из самых значительных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга. Долгое время она была первой церковью в черте города, попадавшей в поле зрения путешественника, подъезжавшего к столице со стороны Москвы. Церковь была видна уже от Московской заставы, вначале появлялась ее островерхая колокольня.

Древнерусские звонницы и колокольни играли важную роль на бескрайних русских просторах. Они служили ориентирами и фактически обеспечивали безопасность поселений. Это были в современном понимании средства связи и передачи информации – с помощью церковного колокола подавали сигналы о пожарах, приближении неприятеля, вспышках опасных заболеваний, праздниках. Поэтому деревни строились на расстоянии «колокольного звона» друг от друга. В обязанность звонарей входило бить в колокола во время грозы, что приводило к их частой гибели. Эта традиция связана, вероятно, с какими-то языческими верованиями. Праздничные звоны были своего рода концертными программами тех времен.

Торговля на Сенной площади приносила стабильный хороший доход, поэтому в 1743 году сенновские купцы Гроздов, Краснощеков, Соломяков, Кокушкин, Рогов, Попов, Важин, проживавшие вблизи площади, обратились в кабинет «Ея Величества» императрицы Анны Иоанновны за разрешением поставить на ней храм. Но получили они желаемое разрешение только восемь лет спустя, после того как был составлен и утвержден штат петербургских священников. Специальным именным указом императрицы Елизаветы Петровны от 8 декабря 1751 года им было дозволено на выбранном месте построить церковь.

На «Плане Столичного Города Санктпетербурга с изображением знатнейших онаго проспектов изданный трудами Императорской Академии Наук и Художеств в Санктпетербурге 1753 г.» изображено церковное здание в стиле петровского барокко удлиненной формы, в один свет, с фасадом на семь осей, абсидой, покрытой полукони-ческой кровлей и двухъярусной главкой. Фасады окрашены в два цвета – темный фон, на котором белым выделены широкие обрамления окон.

Для церкви было определено место приблизительно там, где сейчас находится дом № 40 по Садовой улице, в «красных линиях» Сенной площади и Садовой улицы. Алтарь был ориентирован на северо-восток, видимо, для того чтобы не нарушать фронт застройки. Рядом с рисунком надпись – «Сретения Господня» и название площади – «Конная». Как записал И. Я. Образцов, «сбор денег и материалов на постройку церкви не обещал скорого ее построения», поэтому на Выборгской стороне купили предназначенную к разборке деревянную церковь.

Здесь надо отвлечься и выяснить, почему церковь именовалась Успение, или Спас на Сенной.

Сенная, или Сенновская, площадь получила свое имя по основному продаваемому товару – сену, хотя иногда бывала и «дровяной», и «конной». Торговля лошадьми возле устья переулка, получившего по этой причине название «Конный» (позднее Демидов переулок, теперь переулок Гривцова. – Прим. авт.), дала и площади название «Конная». Его можно встретить как в литературе, так и в документах (план 1753 г.). Наименование «Дровяная» имеет соответствующее происхождение, поскольку на площади происходила также и продажа дров. Как известно, ни одно из этих названий не прижилось.

По имени площади стали называть и церковь Успения Божией Матери, выстроенную на ней в 1753–1765 годах, – Сенновская, Спасосенновская церковь. Настоятель церкви протоиерей И. Я. Образцов писал: «Церковь Успения Божией Матери, что на Сенной, вообще известная под названием Спасосенновской церкви. <…> Словами: „что на Сенной“, которые постоянно прибавляются к названию церкви, определяется уже и местоположение ее. <…> название „Сенная“ осталось за площадью навсегда, <…> Последнее замечание о Сенной площади может быть вполне отнесено и к церкви на площади находящейся. Уже более 100 лет тут стоит церковь Успения Божией Матери, но нигде, и ни от кого в столице не услышишь такого названия церкви. „Спас на Сенной“, „у Спаса на Сенной“, „к Спасу на Сенной“: вот как обыкновенно выражаются о нашей церкви; даже когда пишут что-либо, кроме официальных бумаг, обыкновенно называют ее Спасосенновскою церквив».

В последние десятилетия в употребление вошло наименование этой церкви как «Успения Пресвятой Богородицы». Это название в просмотренных и изученных документах и источниках не встречается, за исключением плана Санкт-Петербурга Шуберта 1828 года. Дважды оно обнаружено в литературе: в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона и на плане Петербурга, опубликованном в одном из справочников «Весь Петербург». Уместно напомнить, что по плану «столичнаго города» за 1753 год предполагалось строительство церкви у Сенной площади во имя Сретения Господня. Каменная ее преемница должна была принять и ее имя. И. Я. Образцов рассказал, что церкви даже была пожертвована серебряная дарохранительница с надписью «в церковь Сретения Господня». Но так как главный престол был освящен во имя Успения, то строитель церкви С. Я. Яковлев «устроил свой ковчег, тоже серебряный, густо через огонь вызолоченный». На его задней стенке было написано: «сия дарохранительница церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что у Спаса на Сенной, сделана тщанием коллежскаго асессора Саввы Яковлева сентября 20-го дня 1770 г. весу 1 п., 21 ф. и 6 золоти.». Из этой надписи можно сделать следующий вывод: в 1770 году, возможно, еще действовала временная деревянная церковь во имя Спаса, а также и то, что «здатель» церкви по-своему истолковал ее наименование. Официальное же имя церкви было Успения Божией Матери.

Именем «Спас» церковь наделила народная память и одновременное существование двух церквей рядом (об этом говорит и надпись на яковлевском ковчеге) – по первой деревянной церкви, поставленной сенновскими купцами и освященной 18 июля 1753 года во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных древ и Животворящего Креста Христова, или в просторечии Спас, что празднуется Православной церковью 1 августа, в день памяти мученика Маккавея. Поэтому иногда можно было услышать название «Спас Маккавей».

Петербургские газеты по этому поводу писали в 1864 году: «Церковь на площади зовется в народе Спас-на-Сенной, между тем престольный праздник там – Успения Богородицы. Прежде, лет 100 назад, была деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного». Народ привык к этому имени и называет ее так до сих пор.

Встречаются названия: Успенская церковь, Успения, Спас-на-Сенной, Спасосенновская, Спасо-Сенновская или просто Сенновская.

В 1952 г. площадь «по просьбам трудящихся» была переименована в площадь Мира, но горожане упорно продолжали называть ее «Сенная». И только безнадежный провинциал выдавал себя, говоря о Сенной – «площадь Мира». Историческое имя вернулось к ней в 1996 году.

Обратим внимание на то, что даже настоятель церкви протоиерей И. Я. Образцов в тексте дал название «Спасосенновская», а на обложку вынесено наименование «Спасо-Сенновская». Очевидно, трудно придерживаться какого-либо одного написания, поэтому в настоящей книге будут использованы практически все встречающиеся имена церкви. В цитатах – в соответствии с авторским текстом.

В последние годы XX века Московский патриархат принял постановление о приведении наименований церквей к единообразной канонической форме. В соответствии с этим постановлением церковь на Сенной стала именоваться «Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной)».

Через два дня, 20 июля 1753 года, рядом с только что поставленной деревянной церковью на Сенной площади был заложен новый каменный храм, алтарем точно на восток и под углом в 45 градусов к Садовой улице.

М. И. Пыляев считает, что позволение на постройку последовало, «когда в этой местности появился богатейший домовладелец, коллежский асессор Савва Яковлев», в те времена еще Собакин, который мог быть гарантом строительства церкви и ее содержания. Он и произвел закладку новой церкви, а службы пока осуществлялись во временной деревянной церкви.

Храм освятили во имя Успения Божией Матери. Он был пятипрестольный, высота до креста главного купола 23 сажени 2 аршина, высота колокольни до креста 24 сажени 12 вершков. «Внутреннее расположение отличалось стройным соотношением всех частей, удобовместимостью (до 5000 человек)». Первоначально церковь имела три престола. Она по образцу русских православных храмов делилась на теплую (часть помещения от западного входа, так называемая «трапеза») с двумя приделами: Трехсвятительским и во имя преподобного Саввы, где служили только зимой, и холодную, «настоящую», для служения летом, с главным престолом во имя Успения Божией Матери. Колокольня от второго яруса была выстроена в дереве. Бытует мнение, что Яковлев сэкономил на кирпиче и именно поэтому получил медаль «За скупость». Однако, как писал И. Я. Образцов, при обследовании колокольни перед реконструкцией церкви для предполагаемой замены деревянных ярусов каменными выяснилось – толщина стен нижнего четверика колокольни не давала «основания сомневаться, чтобы каменной кладки она не выдержала», и «строитель церкви, ведший работу с 1753 г. медленно, вдруг поспешил докончить, по крайней мере, наружную постройку ея ко дню коронования императрицы Екатерины II». Следы спешки при строительстве обнаружились и в других частях здания при архитектурно-археологическом обследовании церкви перед ее сносом в 1961 году.

Сенная площадь с акварели конца XVIII

Церковь окружали «красивая ограда» со встроенной в нее часовней и «прекрасный сад, носивший название „Настоятельский“».

автора

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке) Тихвинская – одна из самых знаменитых и, можно сказать, легендарных икон. Её порой именуют Небосошественной, то есть «сошедшей с небес». Святая Тихвинская икона не раз являла чудеса.Для наших

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Казанская икона Божией Матери обновилась. …Батюшка и Олечка пели акафист Казанской Божией Матери. Потом ты умчался куда-то, а мы еще долго обедали и разговаривали. О книгах православных, которые и я теперь читала, говорили. Потом о масонстве, о Новикове. Батюшка знал об

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Казанская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. В каждом храме, в каждой православной семье можно

автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Козельщанская икона Божией Матери, Козельщанский женский монастырь автора РПЦ

Чудотворная Козельщинская икона Божией Матери Козельщинская икона принадлежит к числу сравнительно поздних по времени прославления чудотворных икон Богоматери и вместе к числу наиболее почитаемых. Событие, прославившее эту икону получило самую широкую огласку,

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

Из книги Непобежденная крепость автора Коняев Николай Михайлович

IV ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ СЛЕД КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Рассказывая о Шлиссельбурге, о героической истории крепости, невольно снова и снова вспоминали мы о Казанской иконе Божией Матери, явившейся на Руси еще в царствование Иоанна Васильевича Грозного…После страшного

автора Ионина Надежда

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Воистину богата на святые древние обители и храмы златоглавая столица Москва. Один из таких украшающих ее исторических памятников - храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Адрес указывает именно на этот исторический район Таганки, а точнее на улицу Гончарную, д. 29. Этот православный храм Московской городской епархии Покровского благочиния относится к Подворью Болгарской Православной Церкви. Престол церкви создан и освящен в честь великого праздника Успения Богородицы, а придел -в память святителя Тихона Амафунтского.

Храм успения Пресвятой Богородицы в Гончарах: фото, история района

Большой Таганский холм - один из самых старых московских районов, который стал заселяться примерно в XV-XVI веках, и все благодаря ремесленникам, которых выселили из города из-за их огнеопасного ремесла (в большинстве своем это были гончары и кузнецы). Сначала в XVII веке в слободе гончаров был построен деревянный Успенский храм, который расположился за рекой Яузой.

Так называемое Заяузье с востока было укреплено Земляным Валом. Первые и единственные ворота находились на поэтому это место стало одним из самых людных в Москве. Очень удобно и компактно здесь расположились дворцовые ремесленные слободы, каждая из которых строила свой храм. По той же самой причине рядом с Успенским храмом находилась и Никольская обитель, датированная 1632 годом.

Время строительства храма

Местные гончары в 1654 году решили отстроить святыню Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Гончарах был каменный, но пока однопрестольный. Затем в 1702 году он опять был перестроен, тогда появилась трапезная с приделом Тихона - епископа Амафутинского. Строительство храма не прекращалось и в период с 1764 по 1774 годы. В это время к архитектурному ансамблю добавилась трехъярусная колокольня, выполненная в стиле послепетровского барокко. Храм получился небольшой, однако очень красивый и уютный. Знаменательным было еще и то, что его декораторским оформлением занимался Полубес Степан - редких изразцовых дел мастер. Он жил в это время в той самой Гончарной слободе недалеко от храма. Там же была расположена и его мастерская, именно в ней он изготавливал панно и фризы.

Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве и сейчас сохранил всю эту уникальную красоту. Особенный интерес вызывает глава придела в честь святителя Тихона Амафунтского. Именно здесь размещен один из полюбившихся сюжетов Полубеса - панно, на котором изображены четыре евангелиста.

Главные святыни храма

Что еще интересного можно сказать об обители Успения Пресвятой Богородицы? Храм в Гончарах имеет самую главную святыню - чудотворную икону Божьей Матери, которая названа Троеручницей. Такое название она получила в честь памяти одного удивительного события - исцеления Богородицей святого Иоанна Дамаскина, которому отсекли руку. В России эту икону почитают очень давно, и списков первоявленного образа тоже немало, но некоторые из них также являются чудотворными.

В 1661 году из Хилендарского Афонского монастыря в священный дар русскому Патриарху Никону был прислан один из таких списков, который был поставлен в Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре в 1963 году на Истре в Московской области.

В 1716 году с этой иконы Божьей Матери Троеручницы опять был снят список, который уже с самого момента появления был помещен в Успенском храме. До сих пор существует мнение, что именно благодаря заступничеству великой святыни Успенский храм никогда не закрывали, даже в переломные времена русской истории. До сих пор сохранились и все его колокола.

Сегодня для того, чтобы люди имели свободный доступ к иконе, на наружной стене с западной стороны храма помещен еще один список святыни в изразцовом киоте.

Еще немного истории о церкви Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Гончарах: интересные факты

Как бы то ни было, но войска Наполеона в 1812 году все же прошлись по храму Успения и вынесли из него все, что можно было, а дворы прихода сожгли. Только уже к 1836 году удалось его частично восстановить и перестроить, появились новые сооружения, главы и кресты, к колокольне был пристоен южный портал. До настоящего времени сохранилась ограда, датируемая началом XIX века. Однако в 1898 году перестройкой храма занимался архитектор Л. О. Васильев. Уникальный иконостас, оформленный в стиле XVII века, состоит из очень древних икон XVII-XVIII веков. При советской власти каким-то удивительным образом храм сохранился.

В 1948 году по договору православных Русской и Болгарской Церквей, как живая связь между двумя родными церквями, в храме было создано Подворье Болгарской ПЦ.

Вот такую историю имеет обитель Успения Пресвятой Богородицы - храм в Гончарах. Можно добавить, что в 2015 году настоятель храма архимандрит Феоктист сказал, что московских прихожан-болгар тут осталось немного, основная часть их в основном живет в р-не ул. Красный Мак, где стала строиться новая церковь в честь св. Киприана. Поэтому основная масса посетителей этого храма - русские.

Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (XII век) является главной достопримечательностью Свято-Успенского монастыря. Время ее сооружения еще точно не установлено. В XII веке практически друг за другом были возведены не менее шести каменных храмов. Успенский храм, по мнению ряда ученых, считается первой церковной постройкой в Ладоге. Четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный, однокупольный храм - он сохранился до наших времен в своем основном объеме. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 метров, ширина - около 14 метров, высота более 19 метров. Вместить он мог не один десяток людей.

Храм создавался как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. И храм и монастырь могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114-1116 гг. или сразу после этого. Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий) или его супруга шведская принцесса Кристина . Возможно, что на месте Успенского храма ранее стояла деревянная церковь, которая впоследствии была перестроена. Есть предположение что Успенский храм мог быть построен князем Изяславом - сыном Кристины, чей княжеский знак был найден под сводами Успенского храма. Таким образом строительство Успенского храма можно датировать периодом с 1114 по 1150-й год.

Разорение монастыря зафиксировано в 1611-1617 гг., однако крупного ремонта Успенского храма, скорее всего, не потребовалось, так как храм был заново освящен уже в 1617 году - сразу после освобождения Ладоги от шведов.

Благовещенский придел

В XVIII-XIX вв. Успенский храм несколько раз ремонтируется и перестраивается. В 1762 году при игумении Евпраксии (игум. 1769-1822 гг.) с западной стороны к храму пристроена каменная колокольня, взамен разобранной деревянной. В 1802 году игумения Евпраксия пристроила к Благовещенскому приделу, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. В 1829 году, при игумении Февронии колокольня надстраивается третьим ярусом. Ее высота достигает 32 метров. В 1831-1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня оказались связанными в единую систему объемов. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел - теплый. В 1854 году было разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855-1856 года Успенская церковь сделалась теплой. В 1854-1856 гг. переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. В эти же годы устроен новый иконостас, просуществовавший до закрытия храма после Октябрьской революции.

Период богоборчества

В 1958-1960 гг. в процессе реставрации Успенский храм был освобожден от более поздних построек. На стенах храма было раскрыто в общей сложности около 50 кв. метров фресок XII века, фрагментарно уцелевших (после различных ремонтов храма в XIX веке) под поздними полами, на лопатках боковых апсид, юго-западном столбе и на окнах апсид, барабана и северной стены, а также в южном и западном аркасолиях. Над перемычкой прохода в жертвенник хорошо сохранилось изображение св. Кирика в медальоне. На юго-западном столбе сохранилось изображение полуфигуры, атрибутированной как св. Борис .


Новое время

28 августа 2005 года состоялась первая Божественная Литургия в Успенском храме . После окончания Литургии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был отслужен праздничный молебен после которого был объявлен указ Синода об открытии Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении настоятельницей монастыря монахини Ангелины (ныне игумении Ангелины) с возложением наперсного креста.

Другие фотографии церкви Успения Пресвятой Богородицы XII века вы можете найти в

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского.

В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: “Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания”. Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.

Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом “Аминь”. Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.

Святой Иоанн Дамаскин говорит, что апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно седящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине.

Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа семидесяти апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.


Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.

Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: “Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея” – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирали не можем и Той достойную честь воздати немощно” (стихира праздника на “Господи, воззвах”). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа двенадцати апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеной оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из них были поражены слепотой.

Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верой исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”. Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя (“часть Господа”) и воскликнули: “Пресвятая Богородица, помогай нам”. (Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

Георгий Битбунов

Включайся в дискуссию
Читайте также
Скачать презентацию про италию
Презентация на тему
Расширение ареала цивилизации