Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Изнесение честных древ животворящего креста господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохр аняя Крестом Твоим жительство. (Тропарь, глас 1)

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира непобедимую победу (Кондак, глас 4)

Крест Твой, Господи, освятися, в нем бо бывают исцеления немощным во гресех, егоже ради припадаем Ти, помилуй нас (Седален, глас 6)

Праздник Происхождения (или Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня был установлен в Константинополе. В греческом часослове традиция вынесения части Креста Господня объясняется так: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδοσ) Честного Креста».

Само слово «происхождение» (а в точном переводе «предъисхождение») означает «несение впереди», «шествие с крестом» или «крестный ход». Для исцеления от болезней люди прикладывались к Кресту, пили освященную им воду.

Есть и еще одна причина установления праздника. В 1164 году греческий царь Мануил выступил против сарацин, в тот же день против болгар выступил русский князь Андрей Боголюбский. В поход князь взял святой Крест Господень и икону Богородицы, которые несли священники перед войком, совершая молебны и окропляя освященной водой воинов.

Господь даровал победу греческому царю и русскому князю. Оба, вооружившись щитом веры, а не только копьями и мечами, помимо победы получили и другой знак благословения Божьего: от иконы Богоматери с Младенцем-Христом изливался свет в виде лучезарного сияния, падавшего на все его войско. Подобное явление от иконы Богоматери наблюдал и царь Мануил со своим войском. Князь и царь узнали о чудесной благодати Господней, одновременно излитой на обоих. После совета с архиереями было решено установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Праздник посвящен Кресту, Крестному подвигу Спасителя. Отсюда название — Спас. Его называют Первым Спасом, так как он стоит первым среди близких по времени праздников, посвященных Спасителю. За ним следует праздник Преображения Господня и праздник Нерукотворного образа Спасителя.

По обычаю в храмах помимо водоосвящения проходит освящение меда. Верующие приносят мед в знак того, что первый урожай — Богу. Освящая мед первого медосбора, люди получали благословение на весь урожай. По традиции часть меда оставалась в церкви, часть отдавалась малоимущим. Даже есть выражение: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» Отсюда название Первого Спаса – «медовый».

Здравствуйте, дорогие телезрители! Всех поздравляю с началом Успенского поста. Сегодня, 14 августа, Православная Церковь совершает праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Праздник изнесения Честнóго Креста установлен в день 1 августа по старому стилю в Греции Константинопольским патриархом Лукою при царе Мануиле, а в России - митрополитом Киевским Константином и Нестором, епископом Ростовским, при великом князе Андрее Юрьевиче. Причина его установления была следующая.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацинов, и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование.) Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин, а князь Андрей Боголюбский победил волжских болгар и покорил их себе.

В греческом Часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честнóе Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честнóго Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честнóго Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.

В сегодняшний праздник выносится Честнóй и Животворящий Крест Господень в напоминание того, что Господь распялся за нас и этим спасет и уже спас нас от вечного осуждения, лишь бы мы сами усвоили Его искупительные заслуги нашей верой, надеждой и любовию к Нему, каждый с терпением неся крест свой.

Итак, поклонимся Животворящему Кресту Господню для своего подкрепления и с любовью и терпением понесем каждый свой крест для своего спасения в продолжение предстоящего поприща поста, а также в течение всей нашей жизни!

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркела, матери их Соломонии и учителя их Елеазара;

прп. Софии Суздальской (обрéтение мощей);

мчч. в Пергии Памфилийской;

сщмч. Димитрия Павского пресвитера.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Первый Спас - Медовый Спас

Напитал обильно нас.

Изнесен на обозрев

Крест Живительный из Древ.

Совершим Успенский пост,

Показав духовный рост.

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Православные христиане отмечают Происхождение Честных Древ Креста Господня 14 августа (согласно старому стилю – 1 августа). После того, как Иисус Христос был распят, Крест был освящен страданиями Сына Божьего, и обрел необыкновенную силу. Впервые праздник отмечался в Константинополе в 9 столетии. К 13 столетию его отмечали уже все страны, принявшие христианство. Греческий часослов объясняет причину, по которой отмечается праздник Креста Животворящего – множество болезней, одолевающих людей, заставляло их выходить на улицу, неся пред собой Крест, который помогал им исцелиться. В русском языке слово «изнесение» трактуют, как происхождение, что не совсем корректно. Его точный перевод – предъисхождение – несение Креста. Еще более точный перевод и значение этого слова – Крестный ход. Из-за неправильного перевода, в название праздника на Руси было присоединено «изнесение».

История и традиции православного праздника

По традиции, в праздник износили Крест, ставший распятием Иисуса Христа, к храму святой Софии, после чего, святили воду. В течение двух недель после этого обряда его переносили в пределах города, читали молитвы, проводили службы. Все эти обряды были посвящены избавлению людей от болезней. Каждый, кто прикасался к нему, избавлялся от болезней. 27 августа (согласно новому стилю — 14 августа) Животворящее Древо Креста возвращали к царским сокровищницам.

Для Русской Церкви праздник совпадает с главным торжеством православных славян – Крещение Руси. В летописях от 16 столетия указаны данные об этом событии. По обычаю, чтившемуся в Константинополе, в первое число каждого месяца (исключение составляли только январь и сентябрь) проводился обряд освящения воды. На нем обязательно присутствовали император, архидиакон. Одним из этапов освящения воды было приложение монарха к Кресту Животворящему. Существует мнение, что именно этот обычай послужил основой для выбора даты Крещения Руси.

В этот праздник принято поклоняться Животворящему Кресту, святить воду в храме по окончании либо до проведения литургии.

Для славян 14 августа – день, исполненный праздниками и знаменательными датами наряду с Происхождением (изнесением) честных древ Животворящего Креста Господня – Празднество Пресвятой Богородицы, начало Успенского поста, Медовый Спас. Каждое из этих событий имеет свои традиции, обычаи, которые тесно переплетаются в этот день. Например, вместе с водой в храмах освящается мед, люди устраивают гуляния, посвященные Спасу.

Русь познакомилась с этим праздником вместе с Иерусалимским уставом, что произошло в 14 столетии. С 17 столетия его отмечали наряду с Богоявлением. Накануне этого дня правитель посещал Симонов монастырь, служа там вечерню и заутреню. Затем монарх и Патриарх окунались в воды Москвы-реки, как в воды Иордана, после чего производили обряд освящения воды в водоемах, проводили Крестные ходы. Первым в воду всегда окунают Крест, который правитель целовал после купания. По окончании обряда Патриарх давал царю благословение. Все желающие могли взять свяченую воду, которой окропляли свое жилье, пили, если болезнь одолевала, храня ее дома. Считалось, что, купаясь в водоеме в праздник Животворящего Креста, можно избавиться от греха. Люди старались искупать скот в водоемах, чтобы обезопасить от болезней. В некоторых селениях жители приводили к рекам или озерам лошадей, где их окропляли свяченой водой, чтобы не настигли болезни или смерть. Животных выстраивали в несколько рядов, через которые проходили люди с Крестным ходом.

Что принято делать в этот православный праздник?

В этот день нужно делать добро другим людям, быть милосердными.

Служба в церкви в празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня

Накануне наступления праздника проводится Предпразднство, длящееся один день. Он проходит в молитвах, церковных песнопениях, подготовке к празднику.

В день торжества в церкви выставляется Крест, которому поклоняются прихожане. Убирают его перед вечерней службой в следующую за праздником субботу.

Отмечаемые в этот день чествования Богородицы и Спаса на Руси посвящались историческому событию. Князь Андрей Боголюбский при отправлении в поход против булгар – язычников, которые регулярно совершали набеги на Русь (это было в 1164 году) — взял с собой образ Божьей матери с Младенцем на руках и Крест, возглавляющий войско. В результате сражений князь одержал победу, взяв Бряхимов. Андрей Боголюбский считал, что именно икона и Крест помогли ему разбить врага.

Молитва Честному Кресту Животворящему

Перед всеми сражениями Андрей Боголюбский читал молитвы вместе со своими воинами перед Крестом и образом Богородицы:

молитва Да воскреснет Бог:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь

Прочтя молитву, все целовали образ, и полные сил отправлялись в сражение.

Так было и в тот день, когда князь со своим войском отправился в поход против булгар. Вернувшись с боя, они увидели дивную картину – образ Богоматери источал яркий свет, озаряя все вокруг. Это событие князь воспринял, как знамение о помощи Господа, и решил снова отправиться в бой, в ходе которого захватил несколько городов врага, обложив их данью. Тогда же были захвачены земли около реки Волги, которые с тех пор принадлежали Руси. Князь Андрей Боголюбский говорил, что главное его оружие – не мечи и не стрелы, но Крест Животворящий и образ Божьей матери. Это историческое событие произошло 1 августа (согласно новому стилю — 14 августа).

В этот же день подобное событие произошло с императором Греции Мануилом. Вышедшие в бой против сарацин, Мануил и его войско увидели, как от иконы разлился золотистый яркий свет, а из битвы они вышли победителями.

Греческий и Русский правители были дружны. Вскоре Мануил узнал о чуде, произошедшем с князем Русским и его войском, а Андрей Боголюбский узнал о событии, случившемся с греческим императором и его воинами, и что случилось это в одно и то же время. Посоветовавшись с церковными служителями, правители приняли решение, что этот день – 1 августа – будет праздноваться, как день Поклонения Божьей Матери и Спаса в знак благодарности Господу за Его помощь и покровительство.

Что делают в день изнесения честных древ?

По завещанию Московского Патриарха в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня люди выходят на улицы городов и поселений с Крестным ходом. Утром в праздник издавна ходили в церковь, молились и причащались, готовясь одновременно к Успенскому посту, который очищает тело и душу. По окончании обеденной службы и проведения обряда освящения воды проводилось освящение меда нового сбора, часть которого прихожане оставляли в церкви.

Во времена Руси празднование было пышным, торжественным. После освящения Креста в водоемах, люди устраивали массовые гуляния, пели хвалебные песни, молились. В этот день принято любое дело начинать с молитвы, в которой спрашивают, можно ли это дело совершать, просят на него благословения Божьего, а заканчивается любое свершение благодарственными словами.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня – праздник, когда каждый православный христианин просит Господа о защите от врагов, о здравии и благодарит за помощь.

Служители церкви считают не случайным тот факт, что Медовый Спас, почтение памяти братьев Маккавеев, принявших мученическую смерть, и праздник Животворящего Креста совпадают в один день. Братья Маккавеи были измучены за свою веру, проявив благодарность Иисусу Христу за искупление грехов человеческих. Мед, который дает Господь – символ сладости, которую Он дает людям, даруя вечную жизнь. Трудясь, как трудятся пчелы, и будучи верным Богу, человек через терпение и смиренность получает блага.

Про остальные православный праздники читай .

Вконтакте

: Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня; празднеству Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (Медовый Спас); семи мученикам Макавейским. На всенощной выносится Крест для поклонения, на литургии - освящается вода и мед. Поется тропарь Кресту: Спаси́, Го́споди, лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и твое́ сохраня́я Кресто́м твои́м жи́тельство.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня



Вечерня и утреня со славословием
Начало Успенского поста. Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).


Примечание: Перед началом вечернего богослужения иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов.

СТИХИРЫ на Господи воззвах:
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. / Услыши мя, Господи.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: / вонми гласу моления моего, / внегда воззвати ми к Тебе. / Услыши мя, Господи.
Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею / - жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.
[Честна́го и животворя́щаго Креста́ Господня]:
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть.
Дне́сь ра́дуется ве́рных мно́жество Боже́ственное: / явля́ется бо Небе́сный Крест конце́м, / осиява́ет тве́рдь све́том непристу́пным, / возду́х озаря́ет, / и земли́ лице́ украша́ет. / пое́т Боже́ственными пе́сньми це́рковь Христо́ва, / слу́жит почита́ющи, / свы́ше ю́ соблюда́ющий / Крест Боже́ственный и пречу́дный. / его́же си́лою укрепля́еми, / Влады́це присту́пим зову́ще: / умири́ ми́р, и просвети́ ду́ши на́ша.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.
Да ра́дуется тва́рь и игра́ет: / дне́сь бо облиста́ Крест в конце́х с Небе́се́, / земна́я просвеща́я, / и совоку́плены показа́ расточе́ныя. / дне́сь лику́ют с ли́ки а́нгельскими челове́цы, / и́бо браня́щее средогра́дие / Кресто́м разоре́но, / во еди́но вся́ я́ве совокупи́. / те́м предсия́я па́че со́лнца, / всю́ тва́рь просвеща́ет благода́тию, / и уясня́ет и спаса́ет / ве́рно того́ чту́щия.
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа.
Па́че со́лнечныя зари́, / хотя́й ми́рови я́коже ски́птр честны́й, / ца́ря́ Христа́, / и кончи́ну показа́ти, / кре́ст Боже́ственный се́ предсия́ет я́сно в конце́х. / се́й возведе́ из а́да ро́д челове́чь, / а́да вельми́ плени́в, / врага́ низложи́в, / де́монов горды́ню до конца́ погуби́. / ны́не же проявля́ет воскресе́ние спа́сово, / и спаса́ет зову́щия, / умири́ ми́р, и просвети́ ду́ши на́ша.
Яко у Господа милость,и многое у Него избавление,и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго.
[Семи́ му́чеников Маккаве́ев]:
Зако́на ве́рх, седмию́ столпы́ возвы́шен, / мучи́тельство не поколеба́: / и́бо ско́тский / гони́теля гне́в / му́жески претерпе́ша, / те́ло преда́вше секу́щим, / благоро́днии ю́ноши и бра́тия, / моисе́йским преда́нием храни́телие.
Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие.
Па́че зри́мых / у́м вои́стинну возвы́сивше, / у́ды плотски́я отсеца́ху, / благочести́вии и до́блии о́троцы, / с ма́терию Богому́дрою, / вели́кими наде́ждами вжиля́еми, / я́же ны́не получи́ша, / у авраа́ма почи́вше на ло́нех пра́отца своего́.
Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.
Душе́вною до́блестию / тве́рдо себе́ вооружи́вше, / и я́рость я́ко преоби́девше, / проти́ву борцу́ кре́пко прилежа́ху / благоче́стия ра́ди, / и зако́на оте́ческаго хране́нием, / свяще́ннейший елеаза́р, и прему́дрии ю́ноши, / с ма́терию Богому́дрою.

Свя́ти́и маккаве́и мучи́телю глаго́лаху: на́м, о антио́ше еди́н ца́рь Бо́г, от него́же бы́хом, и к нему́ обраща́емся: ми́р жде́т и́н на́с, ви́димаго высоча́йший и тверде́йший: оте́чество же на́м Иерусали́м кре́пкий и неги́бнущий: торжество́ же, е́же со а́нгелы житие́. Го́споди, моли́твами и́х поми́луй, и спаси́ на́с.

Его́же дре́вле моисе́й прообразова́в собо́ю, амали́ка низложи́в победи́: и дави́д песнопе́вец, подно́жию твоему́, вопия́, кла́нятися повелева́ше, честно́му Кресту́ твоему́, Христе́ Бо́же, дне́сь гре́шнии кла́няемся, устна́ми недосто́йными, тя́ изво́лившаго пригвозди́тися на не́м, воспева́юще мо́лимся: Го́споди, с разбо́йником ца́рствия твоего́ сподо́би на́с.

Свете тихий святыя славы, / Безсмертнаго, Отца Небеснаго, / Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. / Пришедше на запад солнца, / видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена / пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй, / темже мир Тя славит.

Прокимен, глас 1: Милость Твоя, Господи, / поженет мя вся дни живота моего.
Стихи: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.
Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СТИХИРЫ на стиховне:
Крест Тво́й Го́споди, / жи́знь и заступле́ние лю́дем Твои́м е́сть, / и на́нь наде́ющеся, / Тебе́ распе́ншагося пло́тию, Бо́га на́шего пое́м, // поми́луй на́с.
К Тебе́ возведо́х о́чи мои́ Живу́щему на Небеси́. Се я́ко о́чи ра́б в руку́ госпо́дий свои́х, я́ко о́чи рабы́ни в руку́ госпожи́ своея́: та́ко о́чи на́ши ко Го́споду Бо́гу на́шему, / до́ндеже уще́дрит ны.
Крест Тво́й Го́споди, / ра́й отве́рзе ро́ду челове́ческому, / и от истле́ния изба́вльшеся, / Тебе́ распе́ншагося пло́тию Бо́га на́шего пое́м, // поми́луй на́с.
Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, я́ко по мно́гу испо́лнихомся уничиже́ния: наипа́че напо́лнися душа́ на́ша поноше́ния гобзу́ющих: / и уничиже́ния го́рдых.
Страда́вшии Тебе́ ра́ди Христе́, / мно́гия му́ки претерпе́ша, / и соверше́нныя восприя́ша венцы́ на Небесе́х: // да мо́лятся о душа́х на́ших.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
[Мучеников]:
Ду́ши пра́ведных в руце́ Госпо́дни, я́коже авраа́ма и исаа́ка и иа́кова, и́же пре́жде зако́на пра́отцы, и маккаве́ов пра́деди, ны́не восхваля́емых от на́с: си́и бо крепкоду́шнии авраа́мстии вну́цы су́ще, ве́ре поревнова́вше своего́ пра́отца авраа́ма, и да́же до сме́рти подвиза́шася за благоче́стие. благоче́стно бо воспита́вшеся, и зако́нно пострада́вше, нече́стие обличи́ша го́рдаго антио́ха: и ничто́же предпоче́тше вре́менныя жи́зни ве́чныя ра́ди, вся́ Бо́гу возложи́ша: ду́шу, му́жество, ра́зум, те́ло мя́гкое, и воздая́ния чистоты́ воспита́нием. о ко́рене благочести́ва, из него́же вы́ прозябо́сте, маккаве́и! о ма́тере свя́ты́я, ро́ждшия равночи́сленное седмери́цы число́! но мо́лим ва́с, маккаве́и, с ма́терию ва́шею соломони́ею, и му́дрым свяще́нником елеаза́ром, егда́ предстоите́ Христу́ Бо́гу, его́же ра́ди потруди́стеся, труды́ плодо́в ва́ших прия́ти от него́, приле́жну мольбу́ сотвори́те о челове́честве: твори́т бо, ели́ко хо́щет, и испо́лнит хоте́ния ва́ша боя́щихся его́.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
[Креста]:
Гла́с проро́ка твоего́ моисе́а, Бо́же, испо́лнися, глаго́ляй: у́зрите живо́т ва́ш, ви́сящ пред очесы́ ва́шими. дне́сь Крест воздвиза́ется, и ми́р от ле́сти свобожда́ется: дне́сь Христо́во Воскресе́ние обновля́ется, и концы́ земли́ ра́дуются, в кимва́лех дави́дски пе́снь тебе́ принося́ще и глаго́люще: соде́лал еси́ спасе́ние посреде́ земли́, Бо́же, Крест и воскресе́ние: и́хже ра́ди на́с спа́сл еси́, бла́же и человеколю́бче, всеси́льне Го́споди, сла́ва тебе́.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.


СЛАВА, И НЫНЕ:

Спаси́, Го́споди, лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и твое́ сохраня́я Кресто́м твои́м жи́тельство.

КОНЕЦ ВЕЧЕРНИ. НАЧАЛО УТРЕНИ
(выключается свет, читается шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы)

Примечание: По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш...». Трисвятое. По «Отче наш...» — возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава, и ныне» — кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест волею...».
Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии.
Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике.

Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне

Тропарь Креста Господня, глас 1 (дважды):
Боле́зньми свя́ты́х, и́миже о тебе́ пострада́ша, умоле́н бу́ди, Го́споди, и вся́ на́ша боле́зни исцели́, человеколю́бче, мо́лимся.

СЛАВА:
Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1:
Боле́зньми свя́ты́х, и́миже о тебе́ пострада́ша, умоле́н бу́ди, Го́споди, и вся́ на́ша боле́зни исцели́, человеколю́бче, мо́лимся.

И НЫНЕ:
Тропарь Креста Господня (см. выше)

После кафизм читается КАНОН
(в песнях канона, читаемого с начала помазания прихожан елеем, раскрывается смысл и красота празднуемых сегодня Церковью событий)


На 9 песне канона: Песнь Пресвятой Богородицы:
Величит душа Моя Господа / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, /
без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, / се бо, от ныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его
Сотвори державу мышцею Своею, / расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, / и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, / и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, / помянути милости, / якоже глагола ко отцем нашим, / Аврааму и семени его даже до века.

После канона: СТИХИРЫ на хвалитех:
Всякое дыхание да хвалит Господа.
Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу.
Хвалите Его, вси Ангели Его, / хвалите Его, вся Силы Его. / Тебе подобает песнь Богу.
Сотвори́ти в них суд напи́сан:/ сла́ва сия́ бу́дет всем преподо́бным Его́.
[Креста́ Господня]:
Небе́сная ше́ствия / Крест честны́й гото́вит все́м, / тому́ покланя́ющимся ве́рою несумне́нною: / и лико́м невеще́ственных си́л, / и́же на не́м пригвозди́выйся, / сочета́ет любо́вию пою́щия того́.
Хвали́те Бо́га во святы́х Его́,/ хвали́те Его́ в утверже́нии си́лы Его́.
Кла́няющеся ве́рою Кресту́ честно́му, / на не́м распе́ншагося воспое́м Влады́ку: того́ манове́нием / устне́ вку́пе и ду́шу очища́юще, / и сия́нии сего́ мы́сленными уясни́мся, / хва́ляще его́.
Хвали́те Его́ на си́лах Его́,/ хвали́те Его́ по мно́жеству вели́чествия Его́.
Го́ресть дре́вле услажда́я моисе́й, / изба́ви Изра́иля, / о́браз Креста́ напису́я: / мы́ же сего́ вси́ ве́рнии, / та́йно и Боже́ственно вообража́юще в сердца́х на́ших, / всегда́ спаса́емся держа́вою его́.
Хвали́те Его́ во гла́се тру́бнем,/ хвали́те Его́ во псалти́ри и гу́слех.
[Му́чеников]:
Многострада́льная ма́ти, к подвиго́м созва́вши своя́ де́ти, глаго́лаше: авраа́мстей седи́не после́дуйте, да заколе́нию исаа́кову причастите́ся. ти́и же приима́ху наставля́ющую, предпостиза́ху уча́щую, дру́г по дру́зе томле́ния му́ки ви́дяще: и́хже моли́твами, Бо́же, поми́луй на́с.
Хвали́те Его́ в тимпа́не и ли́це,/ хвали́те Его́ во стру́нах и орга́не.
Се́дмь столпи́ избра́ннии, от еди́наго ка́мене слове́снаго усе́чены бы́ша, непоколеби́мь показа́ша зако́на сто́лп. те́мже бла́говоли́, спа́се, в ми́ре сохрани́тися душа́м на́шим.
Хвали́те Его́ в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его́ в кимва́лех восклица́ния./ Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.
И́же зако́на храни́телие, и соломони́и сы́нове, на суди́щи стра́ждуще, ко антио́ху вопия́ху: мы́, антио́ше, за оте́ческий зако́н терпи́м. не отлучи́т же на́с, ни о́гнь, ни ме́чь, ни зве́рие, ни ра́ны: но вку́пе у́мрем с ма́терию ста́рицею, и учи́телем отце́м, живу́ще и сра́дующеся в неконча́емыя ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
[Мучеников]:
На маккаве́и собра́вшуюся ра́ть, прииди́те, у́зрим ве́рнии му́жество: мучи́тель бо ца́рь вся́ язы́ки удержа́в, держи́мь бе́яше от ста́рца и дете́й седьми́, и еди́ныя жены́. те́мже моли́твами и́х, Бо́же, поми́луй на́с.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
[Креста́ Господня]:
Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому дави́ду покори́ти иноплеме́нника, ве́рному на́шему во́инству спобо́рствуй, и ору́жием Креста́ низложи́ враги́ на́ша. покажи́, бла́гоутро́бне, на на́с дре́вния ми́лости твоя́: и да разуме́ют вои́стинну, я́ко ты́ еси́ Бо́г, и на тя́ наде́ющиися побежда́ем, моля́щиися обы́чно пречи́стей твое́й Ма́тери, дарова́тися на́м ве́лией ми́лости.

Примечание: До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды.

Великое славословие:
Слава Тебе, показавшему нам свет!
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея.
Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас.
Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (трижды)
Господи! прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи! к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!
(трижды)

Слава, и ныне: Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!

Примечание: Во время пения славословия предстоятель (облаченный во все священные одежды) совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже...») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти»1. Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему...» (каждый раз завершая пение земным поклоном), это же песнопение трижды повторяют певцы.

Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир:

Гла́с 2: Прииди́те, ве́рнии, животворя́щему дре́ву поклони́мся, на не́мже Христо́с ца́рь сла́вы во́лею ру́це распросте́р, вознесе́ на́с на пе́рвое блаже́нство, я́же пре́жде вра́г (с. 23) сла́стию укра́д, изгна́ны от Бо́га сотвори́. прииди́те, ве́рнии, дре́ву поклони́мся, и́мже сподо́бихомся неви́димых вра́г сокруши́ти главы́. прииди́те, вся́ оте́чествия язы́ков, Крест Госпо́день пе́сньми почти́м: ра́дуйся, Кресте, па́дшаго ада́ма соверше́нное избавле́ние, о тебе́ бо ве́рнейшии ца́рие на́ши хва́лятся, я́ко твое́ю си́лою исма́ильтеския лю́ди держа́вно покаря́юще. тя́ ны́не со стра́хом христиа́не целу́юще, на тебе́ пригвозди́вшагося Бо́га сла́вим, глаго́люще: Го́споди, на то́м пригвозди́выйся, поми́луй на́с, я́ко бла́г и человеколю́бец.

Гла́с 5: Зря́щи тя́ тва́рь вся́ на Кресте́ на́га ви́сяща, соде́теля и зижди́теля все́х, изменя́шеся стра́хом, и рыда́ше: со́лнце же све́т омрачи́, и земля́ колеба́шеся, ка́мение же разседа́шеся, и хра́ма све́тлость раздира́шеся. ме́ртвии воста́ша от гробо́в, и а́нгельския си́лы ужасо́шася, глаго́люще. о чудесе́! судия́ су́дится, и стра́ждет хотя́ за спасе́ние ми́ра и обновле́ние.

Гла́с 8: Дне́сь Влады́ка тва́ри, и Госпо́дь сла́вы, на Кресте́ пригвожда́ется, и в ре́бра пробода́ется! же́лчи и о́цта вкуша́ет, сла́дость це́рко́вная: венце́м от те́рния облага́ется: покрыва́яй Не́бо о́блаки, оде́ждею облачи́тся поруга́ния: и зауша́ется бре́нною руко́ю, руко́ю созда́вый челове́ка: по плеще́ма бие́н быва́ет, одева́яй Не́бо о́блаки: заплева́ния и ра́ны прие́млет, поноше́ния и зауше́ния, и вся́ терпи́т мене́ ра́ди осужде́ннаго, изба́витель мо́й и Бо́г, да спасе́т ми́р от пре́лести, я́ко бла́гоутро́бен.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Дне́сь неприкоснове́нный существо́м, прикоснове́н мне́ быва́ет, и стра́ждет стра́сти свобожда́яй мя́ от страсте́й: све́т подава́яй слепы́м, от беззако́нных усте́н оплева́ется, и дае́т плещи́ за плене́нныя на ра́ны. сего́ чи́стая Де́ва и Ма́ти на Кресте́ зря́щи, боле́зненно веща́ше: увы́ мне́, ча́до мое́, что́ сие́ сотвори́л еси́? кра́сный добро́тою па́че все́х челове́к, бездыха́нный и беззра́чный явля́ешися, не име́я ви́да, ниже́ добро́ты. увы́ мне́, мо́й све́те, не могу́ спя́ща зре́ти тя́, утро́бою уязвля́юся, и лю́тое ору́жие се́рдце мое́ прохо́дит: воспева́ю твоя́ стра́сти, покланя́юся бла́гоутро́бию твоему́, долготерпели́ве, сла́ва тебе́.

Примечание: По Уставу, на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему совершается освящение воды, либо перед часами и Литургией. На практике же бывает, что освящение воды совершается после Литургии.

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ СЛУЖБЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
ЛИТУРГИЯ
Начало Успенского поста. Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

1-й антифон:
Благослови, душе моя , Господа, Благословен еси, Господи.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.
Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.
Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.
Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его.
Благословен еси, Господи.

2-й антифон:
Хвали, душе моя, Господа.
Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего,
сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них;
хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы;
Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники;
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.
Единородный Сыне , и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Во время малого входа с Евангелием:
Приидите, поклонимся и припадем ко Христу.
Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуия.

Тропарь Креста Господня, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

СЛАВА:
Кондак мучеников Маккавеев, глас 4:
Премудрости Божия столпи седмочисленнии / и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, / Маккавеи всемудрии, / прежде мучеников превелии мученицы, / с нимиже всех Богу молитеся / спастися почитающим вас.

И НЫНЕ:
Кондак Креста Господня, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу.

Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое.
Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.
Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них

К Коринфянам послание святого апостола Павла (глава 1:18 - 24)
[Креста Господня]
Братия, слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

[Мучеников Маккавеев]:
К Евреям послание святого апостола Павла (глава 11:33 - 12:2)
Братия, все святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса.

ЕВАНГЕЛИЕ от Иоанна (глава 19)
[Креста Господня]
В то время все первосвященники и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и отвели Его к Понтию Пилату, и кричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: вот Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Женщина! Вот сын Твой. Потом говорит ученику: вот Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, и, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.

[Мучеников Маккавеев]:
ЕВАНГЕЛИЕ от Луки (глава 10:32 - 11:1)
Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

14 августа (1 августа по юлианскому календарю) в первый день Успенского поста Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие (крестный ход) с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 14 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней». Это и есть «предъисхождение» Честного Креста. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение ».

Праздник был установлен в столице Византийской империи Константинополе в IX веке, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси этот праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

14 августа в Русской Православной Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с волжскими болгарами в 1164 г.

Благоверный князь Андрей Боголюбский (сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха ) взял в поход против волжских болгар (болгарами, или булгарами, назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги ) чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами (мусульманами). Греческий император Мануил Комнен, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо - исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами.

Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога, а потом, после совета со своими архиереями и сановниками, решили установить 14-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери .

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Кондак Креста Господня, глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога