Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Родительские субботы. Родительская суббота перед троицей

В Троицкую родительскую субботу в православном мире принято поминать усопших.

Эта традиция ведет свое начало с апостольских времен. Апостол Петр в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). Апостольские постановления гласят, что апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых.

История и значение

Троицкая вселенская родительская суббота, наверно, самый древний в христианстве поминальный день. Он берет свое начало с апостольских времен - с I века от Рождества Христова. Совершается он всегда накануне Святой Троицы – отсюда и название.

Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.

Если День Святой Троицы - это своеобразный день рождения Вселенской Апостольской церкви, то Троицкая суббота представляет собой как бы последний день Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому православная церковь считает важным поминать перед днем Святой Троицы всех от века усопших. Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.

Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек помнил, что за совершенные греховные деяния придется ответить во время Суда. Поэтому Церковь и установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о их помиловании. Таким образом, Церковь каждому дает шанс на спасение души.

Что такое родительская суббота

В эти субботы в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Название "родительская" произошло скорее всего от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших.

Таких суббот в году две: Мясопустная (за неделю до начала Великого поста, которую в 2017 году отметили 18 февраля) и Троицкая. В эти дни совершаются особые богослужения - вселенские панихиды. Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Как поминают в церкви

В православных храмах накануне родительской субботы - в пятницу вечером, служится Великая панихида, которую называют также греческим словом "парастас". Заупокойную Божественную литургию служат в субботу утром, а после нее - общую панихиду. В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви - люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

Прихожане по старой церковной традиции приносят в храм постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и позже раздают тем, кто пожелает.

Что принято делать

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы. Церковь считает, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее молитва, чем посещение могилы.

Но, если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома. Еще одним обычаем Троицкой субботы является обязательная раздача милостыни всем нуждающимся с просьбой помолиться об усопших.

Существует поверье, что в родительскую субботу перед Троицей нельзя работать, убираться в квартире и даже мыть посуду, хотя церковь придерживается другого мнения.

Священнослужители говорят, что ограничения в работе существуют прежде всего для того, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма. Родительскую субботу надо начинать с посещения церкви и молитвы об усопших, а, вернувшись из храма домой, можно заняться и домашней работой.

Обычаи

Народные традиции поминовения умерших людей несколько отличались от церковных. Простой люд шел к могилкам родственников перед большими праздниками - накануне Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского.

В народе больше всего почитали Дмитриевскую родительскую субботу. Это последняя родительская суббота в году, которая в 2017 году выпадает на 28 октября. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам - "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим". Дни особого поминовения усопших в Украине и Белоруссии называли "Дедами". Таких "Дедов" было до шести в году. Народ суеверно считал, что в эти дни к семейной поминальной трапезе незримо присоединяются все умершие родственники.

По древнему обычаю, в родительские субботы было принято вкушать кутью - обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Правда сегодня мало кто следует ему.

Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Несколько раз в год в православии принято вспоминать об усопших, молиться о них и посещать их могилы. Такие дни называют Родительские субботы. В субботу перед Днем Святой Троицы наступает Троицкая Родительская Суббота - день, когда каждый православный христианин поминает усопших родственников и близких людей. Но почему именно суббота? Как проводят этот день, какие традиции и обычаи принято соблюдать? И сколько раз в год отмечают Родительскую субботу? Именно на эти вопросы нам предстоит ответить в этой статье.

Значение и смысл Родительской субботы

Если эта суббота предназначена для вспоминания об умерших в целом, то почему её назвали родительской? Ведь, к сожалению, среди усопших бывают не только родители. По поводу этого есть несколько версий:

Потому как любой человек поминает в первую очередь своих близких – родителей;
Родительские дни считаются субботами, так как во все седмицы года умерших преимущественно поминают именно в субботы.
Согласно мнению многих православных священников первые о ком мы должны вспомнить в этот день - это усопшие родители. Так как именно они дали нам жизнь и воспитали. Поэтому первая молитва, согласно мнению священников должна быть именно об усопших родителях.

Сколько Родительских суббот в году.

Существует три наиболее известных родительский суббот - Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская. Всего же в календаре их семь - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота), Суббота 2-й седмицы Великого поста, Суббота 3-й седмицы Великого поста, Суббота 4-й седмицы Великого поста, Радоница, 9 мая - Поминовение усопших воинов, Суббота Троицкая. при этом стоит отметить, что лишь одна из них фиксированная дата - 9 мая, все остальные переходящие.

Троицкая родительская суббота. Судя по названию можно догадаться, что она предшествует празднику Троица. Помимо усопших, в этот день вспоминают и размышляют о Страшном суде и о Великом посте. Издревле это был самым большим и почитаемым поминальным днем на Руси.

Мясопустная суббота проводится в субботу перед Неделей о Страшном Суде либо перед Неделей мясопустной. Такая суббота названа так потому, что она находится в мясопустной седмице. Что делают во время мясопустной субботы? Посещают храм, идут на кладбище, читают молитвы. Стоит помнить, что значение родительской мясопустной субботы намного шире, чем обычное поминовение усопших родственников. Можно поминать всех умерших, даже не являющихся родственниками.

Дмитриевская суббота имеет многовековую историю. Такой день поминовения был установлен давно по почину князя Донского. В день Дмитриевской субботы, как и в иные дни, христиане проводят молитвы об упокоении душ умерших, в особенности родителей. Однако Дмитриевская суббота в себе несет особый смысл. Она напоминает о погибших, а также пострадавших за Православие. В такой день славяне парились долго в бане, после оставляли свежий веник и чистую воду покойникам, чтобы те могли помыться. После трапезы в пятницу на стол стелили чистую скатерть, а также оставляли для предков пищу.

Троицкая суббота отмечается, как мы уже упоминали, за день до празднования Троицы (Пятидесятницы) и считается в православной церкви Вселенской родительской субботой.

По традициям и обрядам этот день не отличается от остальных Родительских суббот. Люди на Троицкую субботу посещали кладбища, устраивали трапезы, молились за усопших. при этом очень важно настроиться на серьезный лад этого дня, и отложить всю работу, которая вас отвлекает от молитвы и раздумий.

Согласно мнению многих православных священников, Троицкая Суббота - это прежде всего символ того, что ветхозаветная церковь ушла в небытие, а на смену ей пришла новозаветная. Поэтому принято также вспоминать и всех усопших христиан.

Традиции на Троицкую субботу

Во всех храмах на Троицкую субботу служатся заупокойные литургии и панихиды. На литургии можно заказать поминовение усопших. После церковной службы верующие шли на кладбища, где совершали ритуальные трапезы, поминали умерших родственников и украшали их могилы зеленью.

В день Вселенской Троицкой родительской субботы,проходит день поминовения усопших. Православная церковь про­водит всеобщие заупокойные богослужения, молясь за всех ранее почивших христиан, независимо от родства. Это обозначение и все­общей любви, не различаю­щей мир на своих и чужих: «Память свершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии нашей». Название «родительская», вероятнее всего, произошло от традиции называть усопших «родителями», отошедшими к отцам. А возможно и потому, что в первую очередь поминали своих родителей, а затем всех христиан.

Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Важно, чтобы в этот день ничто не отвлекало нас от молитвы об усопших. Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще - почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим.

Одной из древнейших традиций в этот день - помогать бедным и нуждающимся. Кроме того, в эту субботу пытались вспомнить тех, кого могли обидеть и просили прощения, а также прощали своих обидчиков.

Так как многие народные праздники всегда были тесно связаны с языческими, то и некоторые традиции не связаны с православными обычаями. Например, раньше было принято украшать зелеными растениями и ветвями березы могилы усопших родственников. Скорее всего, эта традиция пришла от народного праздника Духов день.

Молитва об усопших в Троицкую Субботу

"Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное".

В молитве необходимо упомянуть имена всех ваших усопших родственников. Чтобы никого не забыть, лучше это делать по специальной книжечке помяннику. В помянник записываются имена усопших сродников. В православию верующие люди обычно ведут семейные помянники, по которым и в молитве дома, и во время церковного богослужения поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

На какое число выпадает Троицкая вселенская родительская суббота в 2019 году? Какова история и предпосылки этого события? Читайте об этом в статье!

Троицкая вселенская родительская суббота в 2019 году – 15 июня

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта родительская суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной родительской субботы сказано, что “Божественные отцы прияли ее от священных апостолов”, так можно сказать и о происхождении Троицкой субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне”.

В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая Церковь, как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из этих молитв говорится: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне”.

Троицкая суббота - день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

Некоторые «внешние» обряды, очищенные от магической подоплёки, были освящены новым христианским смыслом. Ради сохранения преемственности народной культуры они включены как обрамление даже в канву православных богослужений. Такова, например, традиция украшения храмов в день Святой Троицы ветвями берёз. Разберёмся с тем, что сопутствует праздникам начала лета со времён крещения Руси, а что привнесено в них из древнейших эпох славянской культуры.

Какое событие празднуют христиане в день Святой Троицы

Троицын день , согласно церковному календарю именуемый также Пятидесятницей, так как празднуется на 50-й день после Пасхи, по своей сути является днём рождения Христианской Церкви. Согласно книге Деяний Апостольских, в этот день произошло явление Святого Духа, Утешителя, обещанное вознесшимся в сороковой день по Своем воскресении на небеса Спасителем. Растерянным, испуганным после казни Распятого ученикам и точно требовалось утешение, укрепление духовных сил.

Получив особую благодать, каждый стал ревностным и бесстрашным проповедником Христовой веры. Первая же проповедь апостола Петра, которую он произнёс, выйдя из сионской горницы тотчас после чудесного события Пятидесятницы, присоединила к небольшой, не насчитывавшей и трёх сотен учеников Христа общине сразу до трёх тысяч человек.

Ветхозаветные пророки служили провозвестниками воли Бога-Отца, удалённого от человечества не расстоянием, а Своей нетварной природой. Апостолы и спутники Христа воочию видели воплотившегося Бога-Сына, воспринявшего всю полноту человеческой природы, кроме повредившего её греха.

В день Пятидесятницы в виде огненных языков снизошёл на малую общину в Иерусалиме Святой Дух, третья ипостась Святой Троицы. Так совершилась полнота Божественного явления миру. Именно поэтому изначально празднуемое сошествие Святого Духа стали позже именовать Днём Святой Троицы.

Единство Церкви – догматическое понятие, напрямую относящееся к Троицкой Вселенской родительской субботе

Общецерковное празднование Пятидесятницы установлено с древнейших апостольских времён. Именно с сошествием Святого Духа – первым небесным «помазанием на служение», апостолы обрели благодать совершения церковных Таинств. Эта особая благодать передавалась от апостолов через рукоположение – по-гречески «хиротонию», епископам Церкви, а от епископов сообщалась иереям, священникам, «батюшкам».

Преемственность рукоположений не прерывается на протяжении веков, свидетельствуя о происхождении Церкви от Самого Христа, о её неразрывном единстве. Каждый оглашенный (подготовленный предварительными «огласительными» беседами об истинах веры) получает благодать Святого Духа, присоединяясь к Церкви в Таинстве Крещения. Иногда, по имеющимся свидетельствам «простых сердцем» людей, это происходит видимым образом, как схождение огненного языка на новокрещаемого.

Народное выражение «одним миром мазаны» относится к Таинству Миропомазания, совершаемому в Православии сразу вслед за Таинством Крещения. У римо-католиков это так называемая «конфирмация», она, как и первое Причастие крещаемых младенцев, отдаляется до совершеннолетия. Церковное миро для таинства готовится особым образом и освящается Патриархом в Великий Четверг.

Примечательно, что в каждый алавастр (высокий сосуд, имеющий узкое горло) с приготовленным миром переносится капля из освященного прошлым годом сосуда, и так продолжается с самых апостольских времён. То есть каждый, помазанный освященным миром после крещения человек, помазывается тем же веществом, что и во времена апостольские. Так видимым образом выражается единство Церкви «на молекулярном уровне».

Троицкая Вселенской родительская суббота в Православной Церкви

Успение человека, разлучение души от тела не означает для христиан прекращение жизни, в том числе молитвенно-литургической, единожды данной в благодати Крещения и Миропомазания. Эта вера выражается в краткой формуле: «У Бога все живы!».

Богослужение в Троицкую субботу

Богослужение Вселенской родительской субботы в канун праздника Пятидесятницы знаменует собой единение живых и отошедших ко Господу членов Церкви, её полноту, которая будет явлена при ожидаемом в конце времён всеобщем воскресении. Традиция Церкви праздновать память мучеников, претерпевших страдания и смерть за исповедание веры, постепенно перешла в поминовение «всех верных, от века скончавшихся».

Прославленным Церковью святым посвящены церковные молебные службы. Троицкая же родительская суббота, как и иные Вселенские дни поминовения усопших, имеет особый чин служения Вселенской панихиды о всех от века скончавшихся православных христианах.

Накануне в пятницу священник читает семнадцатую кафизму Псалтири с поминовением всех «заупокойных синодиков», а также многочисленных поданных прихожанами записок о упокоении.

Особое значение Троицкой Вселенской родительской субботы состоит в том, что на панихиде поминаются все усопшие христиане, независимо от того, какова была причина их смерти. Ещё в относительно недавнее время в дореволюционной России противоестественной считалась не только насильственная кончина, самоубийство или смерть от неумеренного употребления спиртного (о наркотиках тогда мало кто слышал).

Молясь словами: «Да не похитит меня наглая смерть, неготового!» – христиане выражали надежду о мирном и непостыдном отшествии в иной мир после совершения Таинства Исповеди (Покаяния) и Причастия. Сугубую помощь в этом искали, молясь святой великомученице Варваре. Смерть близкого родственника без покаяния была в то время большой редкостью и сильным потрясением для живых. Достаточно упомянуть известнейший случай, когда после таковой кончины своего мужа Андрея Феодоровича блаженная Ксения приняла на себя сорокапятилетний подвиг юродства, нарочито называя себя при этом именем скончавшегося супруга.

Поминовение усопших в Троицкую субботу

В Троицкую субботу Церковь изначально поминала тех, кто умер не «от единой старости», а скончался в дороге, будучи безвестным для окружающих странником, утонул (часто личность утопших не могла быть опознана), замёрз в сильный мороз, а равно и самоубийц. К числу последних Церковь в наше время относит умерших от употребления наркотиков, неумеренного количества алкоголя. Мы не знаем наверняка, насколько достойно, в согласии с заповедями, прожил земную жизнь тот или иной человек.

Часто в храмах чрезмерно ревностные и строгие служители, принимая записки с перечислением имён, придирчиво интересуются, посещал ли упомянутый в списке человек храм, как часто исповедовался. В Троицкую родительскую субботу уместным, согласно церковному уставу, будет только один вопрос: крещен ли умерший (за некрёщеных разрешается исключительно домашняя молитва мученику Уару).

Придти в храм и заказать поминовение по всем усопшим родственникам в этот день (накануне вечернего богослужения в пятницу) – великое благодеяние, так как именно в Троицкую субботу молитва за всех без исключения православных христиан благословлена согласно церковному уставу.

Троицкая родительская суббота в ряду особых дней поминовения, установленных Церковью. Есть и иные особые дни, посвящённые памяти усопших. Таковы, например, Вселенские родительские субботы Великого Поста (со 2-й по 4-ю недели) с сугубым молением, сопровождаемым чтением 17-й кафизмы. Установлены они по той причине, что в предшествующие будние дни не совершается заупокойного поминовения на Литургии.

Вселенская панихида «Пасхи мертвых» - Радоницы , приходится не на канун субботы, а на канун вторника по окончании Пасхальной седмицы. Кстати, именно в Радоницу, а не в Троицкую родительскую субботу принято приводить в порядок после зимы могилы близких родственников.

От Покрова же до Пасхи кладбище посещают лишь для захоронения умерших, не тревожа могил ранее погребенных. Осенью пред днём памяти великомученика Димитрия Солунского, славянина родом, издавна почитавшегося небесным покровителем русского воинства, совершается служба

«Троицкие родители» почитались во многих местах нашего Отечества главным днём, посвященным памяти умерших. Старообрядцы Забайкалья служили в этот день по домам особую «всенощную». Принято было, по образцу предшествовавшего Великому Посту Прощённого Воскресенья, испрашивать прощения, но не у всех, а только у самых старых и самых маленьких членов семьи. Тогда же жители Забайкалья «делали чертежи», ошкуривая в лесу деревья по границам будущей пашни. Считалось, что отмеченный участок будет находиться под особой защитой усопших предков.

В Полесье праздник «Деды» справляли два дня, пятницу посвящали Деду-Семику с готовкой постного ужина, а субботу – Бабе-Семичихе, со скоромной обильной трапезой. Заплетённые ветвями в огромные «венки» несколько берёз девушки обходили хороводом, касаясь веток покрытыми платками ладонями. При этом одна, ряженая Дедом, обходила круг с крестом, а другая, снаряжённая Бабой – с серьгой.

Соединённые с церковно празднуемой Троицкой Вселенской родительской субботой добрые, хотя и суеверные традиции славянского летнего Семика незаслуженно уступают близким по смыслу, но не по духу осенним празднованиям «Дня Всех Святых» и Хеллоуина. Именно первые два дня ноября считаются на Западе главными праздниками поминовения усопших. Благочестивая традиция воспоминания «всех верных», положенная монахами-бенедиктинцами в 996 году и повсеместно распространённая среди римо-католиков с XIII века, была воспринята и западными славянами. Однако, будучи «творчески переработанной», главным образом в Новом Свете, в оккультный праздник Хеллоуина, эта традиция содержательно и внешне всё более совпадала с весенним шабашем ведьм на Лысой горе, относящимся к кануну 1 мая.

Поддерживать ли пришедшую в Россию из-за океана моду на некрофильский сатанизм, свойственный Хеллоуину, или возрождать церковные и народные традиции Троицкой родительской субботы, воспринятые христианским праздником и параллельно существующие обрядовые установления славянского Семика – решать только нам. Есть мнение, что домашнее, будь то выращенные в поле и огороде продукты или хранимые народом на протяжении веков крупицы отечественной культуры, всегда полезнее, чем привозное.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой