Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие слова поются прихожанами на вечернем богослужении. Молитвы и песнопения общие всем службам

«Я хожу в храм, но, к сожалению, почти ничего не понимаю, что поют, что читают, поэтому на службе мне стоять трудно. Как научиться лучше понимать службу?» -- такой вопрос пришел к нам в одном из писем. Подобным вопросом задаются очень многие. Для кого-то началом понимания смысла богослужебных текстов стало пение на клиросе

С клироса -- в храм

«Когда я крестилась и начала ходить на службы, -- рассказывает Мария, прихожанка одного их московских храмов, сейчас уже многодетная мама, -- то поняла, что единственный способ мне как-то включиться в церковную жизнь и понять, что здесь к чему, -- это начать петь в церковном хоре. Потому что, кроме “Господи, помилуй”, я вообще ничего не понимала. Через друзей я нашла храм, в котором регент занимался с теми, кто ничего не умеет, и стала там учиться. Музыкальной грамотности он от нас не требовал, а учил обиходному пению, гласам. И сразу мы начали петь на службе. У него были всякие интересные способы обучения -- например, чтобы тренироваться петь на гласы любые тексты, на спевках он давал нам петь на мелодии гласов справочник по автомобилям, и в этом, кстати, был большой толк: потом на службе нам уже легко было петь любые длинные стихиры. И хотя в результате я серьезным клиросным певцом не стала, потому что у меня появились дети, но, безусловно, это пение меня как раз и ввело в Церковь и помогло понять, как устроено богослужение».

По собственному опыту знаю, что сохранять внимание при слушании текстов дольше 30 минут сложно. А служба длится два-три часа. Да еще в богослужении много изменяемых текстов, например стихир. Как не потерять здесь внимания, успевать следить за смыслом? «Конечно, лучше не просто слушать, а самому читать, а еще лучше -- петь, -- говорит Владимир Павлович Зайцев, регент народного хора храма Троицы Живоначальной в Вишняках. -- Когда читаешь или поешь, ты работаешь, и воспринимать службу оказывается легче. И смысл текстов начинает доходить со временем. Иногда вдруг неожиданно во время пения, например, воскресных стихир открывается какая-то много раз ранее слышанная фраза, вдруг доходит ее глубокий смысл. Богослужебное пение -- не самоцель, а средство, чтобы лучше понимать службу».

Владимир Павлович рассказывает, что по-настоящему понимать службу он начал тогда, когда стал регентовать и узнавать богослужебный устав. «Я тогда понял, что богослужение -- это соединение с Богом, не меньше. В Евангелии говорится, что Слово стало плотию, и мне представляется, что через службу мы, плотяные, призваны становиться Словом. Я, помню, тогда после службы шел и мне казалось, что все вокруг святые. От богослужения у меня было такое состояние необыкновенного счастья, прямо слезы текли. Но это появилось тогда, когда я стал понимать тексты службы -- от того, что я как бы “насыщался” этими богослужебными текстами».

Петь, чтобы радоваться

Сам Владимир Павлович -- профессиональный музыкант, виолончелист, играет в оркестре и уже много лет является регентом народного церковного хора, в который принимает абсолютно всех желающих. «Клирос у нас открытый. Приходит новый человек, и я его сразу ставлю петь на службе. Мне важно то, что человек пришел с нами помолиться. Если человек совсем ничего не умеет, я ему говорю: «Ты пока только “Господи, помилуй” пой». У меня есть люди без слуха. Мне самому интересно, как можно человека без слуха научить петь. Я считаю, что слух есть у всех. Просто не развита связь между голосом и слухом. И я вырабатываю такую методику, чтобы слух постепенно развивался».

Хор Владимира Павловича трудно назвать приходским. На службу к нему приезжают люди со всех концов Москвы. «У меня есть костяк хора. Такие подвижники, которые жертвуют своим умением хорошо петь: я к каждому из них приставляю тех, кто плохо может держать свой голос, кто им подпевает. И обязательно всех учу богослужебному уставу, чтобы каждый певчий знал, что за чем идет. Жесткое требование у меня одно -- чтобы во время службы никто не отвлекался, не разговаривал. У нас в хоре поют очень разные люди. И они приходят петь, чтобы порадоваться. Ведь какой должен быть в душе результат от пения? Когда у человека душа возвышается, он поет, и, наоборот, когда человек поет, у него душа возвышается».

Слух, память и желание учиться

«Когда я начала ходить в храм, -- рассказывает Катя, певчая в одном из московских приходов, -- на службе мне было стоять очень сложно. Но при этом мне казалось, что я вполне могла бы петь на клиросе: петь я любила, умела играть на гитаре, имела два класса музыкальной школы, -- мне казалось, что этого достаточно. Некоторое время я стояла рядом с клиросом и подпевала, но потом решила, что пора проситься в певчие. Попросив разрешения регента, я влезла в самую середину хора. И когда раздался первый возглас священника на литургии, а хор должен был отвечать “Аминь”, я набрала вместе со всеми воздух и …поняла, что я не могу петь! Я не понимаю, кому подпевать. С разных сторон все пели разными голосами, а когда я стояла от клироса далеко, громче всех звучал первый голос, я ему и привыкла подпевать. О том, что в церковном хоре поют на несколько голосов, я и понятия не имела!

После нескольких попыток влиться в стройное пение регент меня спросил: “Ты каким голосом-то поешь? Между первым и вторым?”» Этот случай с Катей в результате закончился хорошо. «Я поняла, что просто встать и запеть почти невозможно. Нужно было много чему учиться -- гласам, умению читать по-церковнославянски, да просто сразу брать заданный регентом тон. Дома я играла на пианино первый голос и тренировалась петь вторым. Приходилось расспрашивать опытных певчих, много всего осваивать. Но я думаю, что осталась в Церкви во многом благодаря тому, что стала петь на клиросе».

«Я очень хорошо понимаю, почему люди стремятся петь на клиросе. Когда человек воцерковляется, он хочет какой-то деятельности в храме. А еще музыка -- это такое чудо, с которым человек хочет быть», -- говорит Татьяна Владимировна Карнаух, регент храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе и фольклорист, преподаватель народного творчества в Музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова. Уже более десяти лет она со своими студентами на Рождество ставит постановки -- вертепы, разучивает рождественские песни, с которыми они выступают в воскресных школах. С этих выступлений для многих из ее студентов начинается приход в Церковь. «Когда я крестилась и стала ходить в храм, -- рассказывает Татьяна Владимировна, -- у меня даже и мысли не было, чтобы встать на клирос и петь, хотя уже тогда я преподавала в музыкальном училище. Я потихоньку подпевала, но так, для себя. А начала я петь на клиросе потому, что стала учиться в Богословском институте на катехизатора, мы там изучали устав, и мне очень захотелось научиться понимать службу».

Все, кто непосредственно связан с пением на клиросе -- регенты и певчие, говорят, что, для того чтобы научиться петь на клиросе, в первую очередь нужно… петь на клиросе. «В церковном пении очень важен опыт, -- говорит Татьяна Владимировна Карнаух. -- Мне кажется, если человек осваивает церковное пение будучи взрослым, с нуля -- это подвиг. Понятно, что пение живет у нас в генах, мы же поющий народ. Но все же к пению на клиросе нужно относиться очень серьезно».

Что хорошо было бы иметь человеку, желающему петь в хоре? Регент храма Трех Святителей на Кулишках , руководитель Московских православных регентских курсов: «Во-первых, музыкальный слух, то есть способность воспроизвести звук той высоты, которая требуется. Во-вторых, пение для человека должно быть естественно и удобно, а не даваться ему жесточайшими муками. Третье -- музыкальная память, то есть способность запомнить простые напевы, ведь мелодия гласов осваивается на слух. В-четвертых, очень важно желание учиться, потому что обучение пению -- это серьезная постоянная работа. Если есть возможность учиться вокалу, сольфеджио, то делать это нужно обязательно, только нужно учитывать, что на освоение тех навыков, которые дети приобретают за считанные недели, взрослому человеку могут понадобиться годы. И еще очень важно умение слушать других и способность подчинить себя единому певческому организму».

Конечно, не у всех есть время восполнять пробелы в своем музыкальном образовании, учась в вечерних музыкальных школах. Но учиться можно разными способами. Кто-то в интернете находит программу обучения нотам и уже может потихоньку петь с листа. Один певчий делится опытом, что, для того чтобы научиться петь, он начинал с чтения Псалтири на одной ноте -- это очень помогло ему развить слух.

Не оставайтесь одиноким

«Наверное, самое миссионерское дело сегодня -- это привлечение в хор и обучение церковному пению самых разных людей», -- говорит Дмитрий, певчий храма Воскресения Христова в Кадашах. Конечно, сейчас ситуация не такая, как в начале 90-х годов, когда церкви открывались, а певчих катастрофически не хватало. Многие регенты сегодня берут в свой хор только опытных профессиональных певцов, которых сегодня, слава Богу, немало. Но так не везде. По-прежнему есть храмы, где на клиросе поют вместе с профессионалами самые обычные прихожане. Есть курсы и кружки, в которые принимают всех желающих. Например, Людмила Калетинкина в воскресной школе при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» ведет кружок церковного пения для взрослых. Для тех, кто у нее занимается, клирос не становится профессией, но эти занятия делают их церковную жизнь полнее. «Они говорят: мы с вами разучивали это песнопение, а потом, когда в храме его запели на службе, как было радостно его услышать, потому что оно уже знакомое».

Дионисий, регент: «Клиросное послушание -- это церковное служение. Своим пением человек служит Богу. У нас есть люди, у которых нет особого слуха и голоса, но они стоят в хоре, и хотя поют они очень тихо, но само присутствие на клиросе для них важно. Потому что часто так получается, что человек, приходящий в Церковь, остается одиноким. А когда он поет в хоре, он ощущает свою нужность. Хор -- это очень яркое выражение соборности Церкви».

Марина НЕФЕДОВА

Где можно научиться петь человеку без музыкального образования:



Николай Ярошенко. Хор

Москва
Кружок церковного пения для взрослых при Православном центре «Живоносный Источник». Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ст. м. «Царицыно», ул. Солнечная, д. 2. Тел: 325-43-03. Руководитель -- Людмила Калетинкина. Для поступления нужно пройти собеседование. Обучение бесплатное.

Кафедра церковного пения Высших православных курсов «Со-действие» (Отдел катехизации и религиозного образования Московского Патриархата). Тел.: 772-26-96. Руководитель отделения -- Олег Вячеславович Мартынов. Прием после прослушивания. Срок обучения -- 1 год. Обучение платное.

Школа церковного пения Крутицкого подворья. Ст. м. «Пролетарская», ул. Крутицкая, 11, 13. Тел.: 676-30-93, 931-41-71. Руководитель -- Стулова Галина Павловна. Для поступления нужно пройти прослушивание, которое происходит по средам с 18.00 до 20.00 в храме Воскресения Словущего. Обучение платное. Минимальный взнос -- 300 рублей в месяц.

Школа церковного пения при храме равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Тел.: 624-82-94, спросить Марину Леонидовну Кондюрину. Срок обучения -- 1 год. Обучение платное.

Школа духовного пения при домовом храме мученицы Татьяны МГУ имени Ломоносова. Тел.: 203-36-12, спросить Нину Дмитриевну Лебедеву. В школе существует возрастной ценз: принимаются люди до 25 лет. Занятия проходят в будние дни по вечерам и в воскресенье. Срок обучения -- 3 года. Обучение бесплатное.

Итак, вы захотели попасть в церковный хор. Если вы человек верующий, то вам вдвойне интересно пение на клиросе. В конце концов, клирос подражает ангелам, и имитирует ангельский небесный лик. Это уже само по себе достаточно привлекательно для верующего человека, а более активное участие в богослужении подсознательно (а иногда и вполне осознанно) вселяет мысль о большей собственной ценности для прихода.

Конечно, нельзя совсем исключать и такой вариант, что вы видите в этой работе возможность совместить благое с утилитарным (сиречь, деньгами). В этом нет ничего плохого. Работа на клиросе сложна и за нее вполне уместно хоть что-то, да получать. Итак, предыстория понятна. Вы хотите попасть в церковный хор.

Теперь, собственно, как это делается

1. Подходите к церковной кассе (где продаются свечи) и спрашиваете -
"как зовут настоятеля этого храма и когда он служит"? Настоятель - это собственно, начальник прихода, его "директор", и именно он координатор всех процессов в отдельно взятой церкви. Без настоятеля ничего не делается и вам общения с ним не миновать. Узнав, когда настоятель служит, Вы просто просите его на пару слов. Обычно после службы.

2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите "Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то... Я хочу петь в церковном хоре. У меня есть/нет (нужное подчеркнуть) музыкальное образование, есть/нет (нужное подчеркнуть) опыт пения на клиросе, готов/не готов (нужное подчеркнуть) работать бесплатно".

Настоятель очень быстро взвесит ваши шансы, и если они ненулевые (если вы мужчина - шансы слегка возрастают, так как мужиков на клиросе традиционно не хватает), то он даст контакты регента - "директора" хора.

И направит вас для беседы уже с ним. Если же настоятель явно вас отшивает (видно, что приводит аргументы, по которым вы петь не можете), тогда спросите его "есть ли при церкви школа церковного пения, куда вы готовы ходить". Если есть - спросите, как туда попасть. Если нету - вежливо попрощайтесь и извинитесь за отнятое время.

3. На этой фазе предполагается, что настоятель вас все-таки не "отшил" и направил к регенту. Расслабляться рано. Регент часто просто "за настоятеля" грамотно отшивает, вдобавок регент уже профессионал в пении (и уж точно он про себя думает именно так), поэтому к беседе добавится ваше естественное волнение (если, конечно, вы не пели до этого 15 лет по разным клиросам).

Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).

Обычно уверенность в таких вопросах работает в плюс. Если у регента есть хоть какой-то интерес к новым певчим, он уделит вам время. Если у регента интереса нет (его все устраивает в текущем составе) - что ж, попробуйте его спросить про то, есть ли школа церковного пения в городе. Если да - попросите координаты и попрощайтесь. Если нет - просто попрощайтесь. Вы пока не можете устроиться на клирос. Собственно, это тяжелая работа и вашу потерю (ну или упущенные возможности, как уж вам больше нравится) нельзя назвать трагичной.

4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок. И назначил вам время, когда прийти уже на общую спевку (проще говоря, репетицию), в которой участвуют уже все работающие на клиросе люди. От вас теперь требуется не сжечь себе нервы и не испугать уже работающих хористов. Есть несколько советов.

  • Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так "ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля". Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
  • Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать "вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих". Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной "левой" службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
  • Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы - это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет "ставить на темную лошадку". К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях - с холодной НЕвежливостью)) Если хотите петь по настоящему - вам придется это все перенести.
  • Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).

В целом, на этой стадии все уже зависит от реальной пользы, которую вы можете принести. Если от вас есть толк и ваш характер не вызывает ужас вас, скорее всего, оставят. Кстати, есть такой секрет - если хотите, чтобы вас точно оставили, предложите читать на клиросе - псалтырь или часы. Начните с того, что выучите текст этих молитв назубок, чтобы в любое время дня и ночи могли отчеканить эти тексты как робот. Певчие ненавидят читать (потому что от этого портится голос), и любому чтецу обычно рады как глотку фанты в жару. И готовность "все читать" на фазе новичка очень и очень помогает смягчить стальной блеск в глазах старых и опытных певчих))

Ну и помните. Если Господь захочет вас видеть на клиросе - вы будете на клиросе. Это проверено.

На епархиальном собрании святейший патриарх Кирилл выступил с докладом, в котором прозвучали слова о важности народного пения на богослужении. Он вспомнил, как в одном храме раздавали всем пришедшим тексты «Милость мира…». Очень скоро прихожане с большим воодушевлением пели значительную часть Литургии. «И разве можно сравнить это народное пение, вовлекающее людей в свершение Евхаристии, с пением профессиональных платных певцов на клиросе, которые иногда даже внешним своим видом являют некий диссонанс со всеми теми, кто молится в храме? Давайте подумаем о том, как это возможно сделать», – подчеркнул Святейший.

Одним из первых, кто откликнулся на призыв Святейшего, оказалось Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря .

Каждую субботу перед Литургией прихожанам раздают тексты со словами молитв. Затем, при поддержке регента, эти песнопения исполняются. Поют все, кто стоит в храме.

На вопросы «ПМ» отвечает игумен Иосиф (Крюков), настоятель Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря .
– Как появилась идея народного хора?
– Инициатива ввести народное пение принадлежит игумену Валаамского монастыря преосвященному Панкратию (Жердеву), епископу Троицкому. В течение длительного времени владыка прикладывал значительные усилия для того, чтобы люди, приезжающие из разных уголков страны на Валаам, стали единой семьей. Думаю, владыка хотел бы видеть то же самое и на наших подворьях. Очень важно, чтобы прихожане ощущали себя не случайными посетителями, которых никто не ждет, но членами единой церковной семьи.

На епархиальном собрании святейший патриарх предложил ряд шагов по активизации приходской жизни. Идея народного пения была воспринята владыкой Панкратием с большой радостью. В тот же день владыка благословил нас реализовывать это предложение патриарха.

– Есть ли какие трудности в реализации?
– Поначалу у нас были некоторые сомнения. Насколько прихожане нашего подворья готовы к подобного рода инициативам? Ведь монастырская среда и люди, которых она привлекает, более консервативны и не так восприимчивы к нововведениям. Тем не менее, мы решили попробовать. И, как оказалось, это начинание имеет множество положительных моментов. Люди, ранее привыкшие быть лишь наблюдателями, посредством народного пения становятся активными участниками. Повышается внимание к словам молитвы. Благодаря совместному пению прихожане становятся ближе друг к другу. Я думаю, это как раз то, что необходимо любому приходу и особенно монастырской общине.

– Но ведь поется не вся служба, только некоторые песнопения?
– Да… После совещания мы пришли к следующей схеме. Регенты выбирают те песнопения, которые на слуху и могут быть исполнены людьми без специального образования. Второй этап – они передают тексты в миссионерское братство, где готовят листовки: ноты и текст. Перед каждым субботним богослужением алтарники или члены братства раздают всем молящимся в храме листовки, затем сами члены братства и певчие встают среди народа и помогают робким более смело участвовать в службе. Пока так. Я надеюсь, что со временем, когда люди почувствуют себя более уверенно, перестанут бояться петь за богослужением, мы сможем расширить количество песнопений.

Древняя Церковь: здесь и сейчас

Представим, что количество песнопений с каждой службой все более расширяется. Наконец, всю службу поют молящиеся в храме. Нужен ли тогда профессиональный хор? И какова глубина этой традиции?

Размышляет иеродиакон Герман (Рябцев), регент Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря :
– Можно ли сказать, что народный хор – это новшество?
– В храме всегда пели Символ веры и Отче наш. Теперь к этим известным молитвам прибавилось еще несколько песнопений, наиболее употребительных. Трисвятое, Достойно есть, ектения, тропарь и кондак преподобным Сергию и Герману. При этом ключевые песнопения останутся за клиросом. Прихожанам нравится петь в храме. Это и ответственность, и приобщение к общему богослужению. Теперь они не просто стоят и слушают, но участвуют сами. Так пели в древней Церкви.
– Возможно, традиция древней Церкви вернется? Никакого клироса и профессиональных певчих.
– Тогда прихожане должны быть музыкально образованными людьми. Либо придется упрощать песнопения до предела, до читка. Тогда это уже неуважение к той традиции, которая существовала 1000 лет на Руси. У нас же своя традиция, с 11 века знаменный распев, древнерусские песнопения, сложные мелодические узоры. Этому надо учиться, и далеко не каждый способный человек сможет их освоить.

Мужской, народный и детский хор в храме Димитрия Донского

В праздник Торжества Православия в храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове состоялась первая Литургия с участием народного хора.

Рассказывает священник Андрей Алексеев, настоятель храма.

– Такое желание возникло у прихожан. «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6). Конечно, когда человек готов участвовать в богослужении – это другое состояние. Я понимаю тех людей, которые желают прославлять Господа не только сердцем, но и устами своими. Данная традиция имеет отношение к древним векам христианства. В катакомбной церкви все люди, пришедшие на богослужение, были участниками, они пели и восхваляли Христа.
– Как проходит обучение?
– Сейчас в хоре примерно 40 человек. Они занимаются несколько раз в неделю. Изучают вокал и сольфеджио.
– Несколько раз в неделю – это очень серьезно! Возможно, в будущем народный хор и станет основным?
– Я рассматриваю сочетание хоров. У нас в храме есть мужской профессиональный хор. Певчие этого хора – верующие люди, имеющие соответствующее образование. Многие из них закончили консерваторию. Они и поют как правый хор. «Красота пения способствует молитвенному настрою», – говорил Иоанн Златоуст, и мужской хор – это особенный хор, его невозможно заменить. У нас и дети готовятся петь Литургию. Правда, пока они поют вместе с народным хором, но со временем будут петь самостоятельно.

Пение с голоса: занятия в храме святой мученицы Татьяны

Оказывается, традиция народного хора существует и в некоторых других храмах Москвы. Например, в домовом храме святой мученицы Татьяны народному хору уже три года!
Рассказывает Марина Конопова, руководитель церковно-приходского хора с 2011 года:

– Наши прихожане собрались и попросили с ними позаниматься. Отец Владимир, настоятель храма, с радостью благословил эту инициативу. Так у нас и получился народный хор. Сначала пели акафист святой Татиане . Всем, кто приходит на службу, мы раздаем книги с текстом. С прошлого года стали петь Литургию, пока раз в месяц, поем еще и вечерню.
– Кто может участвовать в хоре, практикуется ли прослушивание?
– Музыкальные способности развиваются при усердии и регулярности занятий. Даже музыкально слабо одаренные люди вырабатывают певческие навыки. У нас нет ни прослушивания, ни отбора.
– Как проходят занятия?
– Церковное пение должно быть на должном техническом уровне. Очень важно не расстраивать прихожан и священнослужителей дурногласием.
Для этого мы привлекаем разных специалистов, осваиваем навыки дыхания, звукоизвлечения. Недавно прослушали курс по литургике.
– Что делать тем, кто не знает ноты?
– Мы ориентированы на одноголосное пение и знаменный распев, проходим и обиход. Нот не учим. Обучение – с голоса. Для этого мы рассылаем аудио-файлы, которые можно слушать, подпевать и постепенно запоминать.

Также мы изучаем и поем духовные стихи. Может быть, профессионального результата не стоит ждать очень быстро, хотя он достижим. Самое главное – настрой. Люди собираются вокруг Христа, центром их жизни становится Литургия.

Народному хору в Знаменском храме – больше 20 лет!

В храме иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе (ст. м. «Рижская») по традиции поют прихожане. Уникальность этого народного хора в том, что он здесь единственный и основной.

Как рассказала регент хора, Елена Федюшина , обучение происходит преемственно.
– Когда в хор приходит кто-то новый, мы даем папку песнопений с нотами и ставим рядом со старослужащими. Пение, как и язык, учат только так – погружаясь в материал.

«В целом следует признать, что воспитание в прихожанах (да и в самих священнослужителях) чувства совместного, общего участия в богослужении «едиными усты и единым сердцем » – это большая задача, которую не решить в одночасье». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Фото Владимира Ходакова

Анастасия Чернова

Когда идёт молитва, верующий склоняет голову в знак смирения и почтения, делает поясные и земные поклоны, может лежать ниц с головой, преклонённой до земли. Все эти поклоны при знании устава церкви верующий делает не просто так и не тогда, когда вздумается. Всё в богослужении наделено смыслом и имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. К примеру, земные поклоны с касанием головой земли и последующим непосредственно за этим подниманием имеют глубокий символический смысл: из-за греха мы пали к земле и благодаря искуплению Христову вновь имеем возможность быть взятыми на небо. Среди всех молитв и служб воскресные - это особенные

Смысл воскресного молитвенного богослужения

Важно знать, например, что в церкви есть дни, когда земные поклоны не делают, более того, они запрещены уставом. Это вызвано смыслом празднуемого события. Прежде всего это воскресные молитвы, полиелейные дни, от праздника Рождества до самого Крещения, вся Пятидесятница от Пасхи до дня Святого Духа и дни, перед которыми проходят полиелейные торжественные всенощные бдения. Запрещение поклонов в эти дни было уже оговорено на первом Вселенском Соборе, где чётко сказано, что это правило распространяется на всю церковь, и молитвы в эти дни стоит совершать, стоя на ногах.

Постановления соборов

Церковь придаёт очень важное значение совершению на службах и дома. Это видно из того, что постановление о том, как совершать воскресные молитвы, проводить полиелейные дни и Пятидесятницу, повторяется ещё в ряде правил. VI тоже разъясняет в 90 правиле о воздержании от земных поклонов с вечернего субботнего входа до вечернего воскресного входа. Это символизирует радость и почитание воскресения Христова.

Василий Великий в трудах «О Святом Духе» (91 правило) говорит, что в начале (1 день) седмицы воскресные молитвы необходимо совершать стоя и прямо, по причине воскресшего Христа и нашего будущего с ним воскрешения, нашей обязанности искать высших. Поэтому в день воскресный стоять прямо перед Богом во время молитвы - это напоминание нам о дарованной благодати. Этот день назван единым восьмым днём, символизирующим время, последующее за настоящим - вечность, нескончаемый век. Церковь учит своих прихожан совершать воскресные молитвы стоя, чтобы часто напоминать о нескончаемой жизни, не вознерадеть к преставлению в оную.

Цель церковной молитвы

Празднуя победу жизни над смертью, Христа над дьяволом, церковь в воскресный день строит соответствующим образом службу. Поэтому молитвы на воскресной службе на коленях в эти дни недопустимы, это будет противоречить всему смыслу праздника.

Имеет назидательную для верующих цель при чтении псалтири и песнопениях. Важно знать об истинном учении Христа, стать расположенным к молитве и покаянию. При этом важно в молящихся вызвать чувство благодарности к Богу за все. Важно почувствовать молящемуся нужду в усиленной молитве о дальнейших милостях к нам и получить успокоение душе.

От домашней молитвы утренние воскресные в церкви отличаются тем, что совершаются священнослужителями, законно находящимися в храме, рукоположенными через таинство священства. Через молитву христианин входит в таинственное общение с Богом, а через таинства получает от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Церковные молитвы соединены особым образом. В них входит и чтение псалмов, Священного Евангелия. На протяжении службы последовательно развивается определённая мысль.

Суть воскресной молитвы

В статье можно описать лишь некоторые моменты, раскрывающие смысл, который несёт воскресная молитва. Текст полной литургии стоит искать в специальных источниках.


Про воскресные стихиры и тропарь

В стихирах воскресения идёт речь о том, чтобы Бог извёл душу из темницы. Обращаясь ко Христу, молящийся говорит о Его великой победе над адом, о крестной смерти, об освобождении мертвых. Душа кающегося грешника молит Христа, источника жизни, помиловать её и даровать молящемуся пребывать с праведниками. Он из глубины сердца взывает к Господу и просит услышать его, грешника, глас. Душа вопиет к Богу и радуется Воскресению Христову!

Воскресный тропарь говорит об ангельских силах и Марии, ищущей Христа во гробе. Но нет Его там - Он воскрес!

Какие чувства вызывает народный хор?

В начале главное - сдержать раздражение, потому что они ничего не могут, а надо внушить, что могут, если заниматься с неподготовленными. У меня достаточно такого опыта. Сначала мы пели в очень низкой тональности в унисон, потому что боялись. Прихожане часто стремятся запеть, некоторые идут вместе с хором по тексту службы: мелодии знают с голоса, потому что часто ходят в храм. Я взял самые простые ектеньи, самые распространенные антифоны первого гласа.

- Люди всегда подпевают хору, а тут - испугались?

Именно поэтому мы пели в унисон и очень низко, по-другому не могли. В храме все насторожились. Потом мне удалось выделить высокие голоса. Вместе поют - постепенно становится лучше. Потом дал простые дыхательные упражнения. Кто делает - становится лучше. А сейчас воцерковленные люди, которые пришли в начале и постоянно ходят на службы, знают чинопоследование, выучили мотивы (многие с голоса) и осмелели: стало неинтересно приходить на репетиции с новичками.

А приходят бабушки, которые толком ничего не знают и всю жизнь работали в партийных организациях, но решили пробиваться к Православной Церкви и начинают с нуля. Их не все выдерживают. Тренироваться в любви трудно, многие не готовы потерпеть ради людей, которые вновь пришли, чтобы они почувствовали соединение с теми, кто уже поет.

Тренироваться в любви трудно. Но это наши люди, с ними важно работать, и надо потерпеть

Приходят люди среднего возраста, пожилые и совсем старенькие, с палочками. Хотя и молодые приходят. Это - наши люди, с ними важно работать, и надо потерпеть.

С другой стороны, народный хор потом вдохновляется, начинает верить в свои силы (моя задача - внушить уверенность), многие начинают заниматься вокалом и летом принимают участие в богослужениях тех храмов, которые находятся рядом с дачами, потому что знают службу.

Мы изучаем только Литургию. Однажды пели и нетвердо знаем литию. К молебнам пытались дерзнуть, но переполнены объемом литургических песнопений. Хорошо, что успеваем тропари и задостойник выучить, потому что, кроме изучения, может стоять задача повышения качества . Но не всегда это возможно, если люди, которые пели, не приходят.

- Неужели в хоре нужен вокал?

В православной культуре есть свои предпочтения, речь должна звучать красиво, голос в храме должен звучать красиво, но сейчас не у всех получается. Формирует звук речевой аппарат, и надо стремиться к естественности, потому что каждый человек может особенно произносить звуки, а, бывает, нравится другой и начинаешь подражать, себя при этом умаляя.

Я много над этим думал. Преподаешь вокал, человек стопорится, но постепенно выход находится, и могу сказать о народном хоре: будет продолжение, потому что надо сеять и на камне. Поэтому я этим занимаюсь, хотя сомневался, нужно ли преподавать вокал, терзался и постоянно думал: «Кому всё это надо?»

Господь меня поддержал в бывшем Синодальном училище (ныне - Рахманиновский зал консерватории, а стены помнят звучание синодальных хоров), куда я попал на камерную оперу японского композитора в европейской традиции, на японский сюжет и на японском языке. Инструменты - рояль, виолончель и классическая флейта.

Люди после занятий вокалом уходят совершенно в другом состоянии и начинают думать, что им открылось что-то такое, чего они даже не могли представить

И когда разные уровни вокалистов-солистов в конце все вместе запели, в здании училища возникли удивительные вибрации, которые чувствовались всем телом, воспринимались всем существом. Это необыкновенное ощущение, и люди после занятий вокалом уходят совершенно в другом состоянии и начинают думать, что им открылось что-то такое, чего они даже не могли представить.

Обычно после первой службы происходит следующее: «Скажи, мы плохо пели?! Мы так плохо пели, скажи?» - «Вы меня видите?» - «Видим». - «Слушайте внимательно, если видите и слышите. Я специалист с высшим музыкальным образованием, окончил Московскую консерваторию и, как специалист с высшим образованием, говорю, что меня ваше пение не раздражает. Вопросы еще будут?» - «Но мы плохо пели!» - «Я всё сказал. Надо продолжать репетировать».

- Кого может раздражать народный хор?

Многих может раздражать из-за разных понятий о том, как надо петь, и батюшки могут быть с разным опытом. Каждый способен воспринимать в свою меру, а профессионалов высшего уровня очень мало. Обычно это раздражает людей среднего или ниже среднего уровня музыкального образования, они с трудом понимают и пытаются требовать от других, как именно надо петь в храме. А ведь пение в храме (я много на эти темы думал) должно быть, самое главное, искренним. Теплая молитва ко Господу. А Господь милостив, это мы люди немилостивые.

Все хотят петь. Сейчас много различных курсов, но таких не возьмут. На курсы любят брать музыкально подготовленных, которые будут в полной мере воспринимать сольфеджио. Это брошенный контингент, а бросать наших людей не надо.

- Когда появился народный хор, прихожан стало больше или меньше?

Прихожан в храме всегда было много. Проблема и задача хора - не привлечь больше народа, но больше просветить тот народ, который приходит. Настоятель поставил задачу - всем народом петь службу, проработать основы богослужения. Когда костяк поет, люди приходят в храм и могут присоединиться - такая идея.

- Прихожане, которые сами не поют, не подходили с возмущениями?

- Наоборот, подходят с благодарностью, особенно те, кто работает в храме и не имел раньше возможности спеть всю службу, - теперь никто не останавливает. Люди хотят петь, говорят: ностальгия потомков Адама по ангельскому пению в раю.

- Вернемся к синодальным хорам. Как ты их оцениваешь?

Можно послушать, есть записи среднего качества - хоров синодальной традиции, и Федор Шаляпин, и Павел Чесноков с хорами. Есть записи из храма Христа Спасителя до взрыва в 1931 году - это синодальная традиция. Записи великого архидиакона Розова.

Синодальная традиция может нравиться или не нравиться, но это - условность большого собора. В разных храмах приемы могут различаться, зависит от акустики. У нас редкий регент владеет акустикой, а этому должны обучать. Но этому не обучают. Акустике не обучают нигде, и специалистов по акустике почти нет.

Надо уметь слышать акустику храма. В каждой акустике свои приемы

Надо уметь слышать акустику. В каждой акустике свои приемы, регент досконально знает акустику храма, какие в разных местах применять акустические приемы. Если гулкая акустика, надо подсказать певчим и петь в более сухой манере.

Бывает, наоборот, глухая акустика, где требуется протягивать, но нельзя перегущать тембральное заполнение гласной, иначе скрадывается произнесение согласной, как будто человек плохо произносит, - согласные надо вызванчивать.

Характер звучания должен быть своего рода щипковый, если сравнивать с музыкальным инструментом, или как колокол, который звучит, потом затухает. Так же и слог. Это «читок», прием «читка». «Читок» - это определенный штрих, чего многие не знают.

Вообще что такое правильно? Славить Бога можно любыми голосами. Где же в Евангелии написано, каким голосом надо петь?

- Как бороться с неправильным пением в храме?

Синодалы, в частности Александр Никольский, который курировал все церковные хоры Москвы, поддерживали специфические особенности пения в каждом храме, где они были, потому что даже интересно, когда в разных храмах по-разному поют, а не то, что так правильно, а так неправильно. Странное суждение. Вообще что такое правильно? Славить Бога можно любыми голосами. Где же в Евангелии написано, каким голосом надо петь?

Идея народного хора родилась давно, но воплотилась постепенно, потому что не каждый регент может выдержать, когда поют вразнобой. У меня получалось, потому что я могу терпеть и знаю, как бывает вначале. У меня большой опыт работы именно с теми, кто не поет, и я умею находить выход руководства такими начинающими, я не боюсь их. А многие не знают, что делать, когда поют нестройно. Просто надо потерпеть. Я не обращаю внимания на то, что не получается, приветливо общаюсь, хвалю, потому что их всегда ругали. Просто их боятся, а я не боюсь. И в какой-то момент я понял, что может получиться.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога