Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сообщение на тему внутренняя политика николая 1. Внутренняя политика Николая I

Император России Николай Первый

Император Николай I правил Россией с 1825 по 1855 годы. Деятельность его противоречива. С одной стороны он был противником либеральных преобразований, которые были целью движения декабристов, насаждал в России консервативный и бюрократический образ действий, создал новые репрессивные государственные органы, ужесточил цензуру, упразднил свободы университетов. С другой при Николае под руководством М. Сперанского была закончена работа над составлением нового законодательного кодекса, создано министерство государственных имуществ, деятельность которого была направлена к изменению положения государственных крестьян, секретные комиссии разрабатывали проекты отмены крепостного права, наблюдался рост промышленности, в основном лёгкой, наряду с бюрократией и дворянством начало складываться новое сословие людей — интеллигенция. В пору Николая наивысшего расцвета достигла русская литература: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тютчев, Гончаров

Годы правления Николая I 1825 — 1855

    Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник. Итак, консервативный и бюрократический образ действия — вот характеристика нового царствования; поддержать существующее помощью чиновников — еще так можно обозначить этот характер. (В. О. Ключевский «Курс русской истории»)

Краткая биография Николая Первого

  • 1796, 25 июня - день рождения великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая Первого.
  • 1802 - начало систематического образования

      Николай был воспитан кое-как, совсем не по программе Руссо, как старшие братья Александр и Константин. Готовил себя к очень скромной военной карьере; его не посвящали в вопросы высшей политики, не давали ему участия в серьезных государственных делах. До 18 лет он даже вовсе не имел определенных служебных занятий; только в этом году его назначили директором инженерного корпуса и дали ему в команду одну гвардейскую бригаду, следовательно, два полка

  • 1814, 22 февраля - знакомство с прусской принцессой Шарлоттой.
  • 1816, 9 мая - 26 августа - образовательное путешествие по России.
  • 1816, 13 сентября - 1817, 27 апреля - образовательная поездка в Европу.
  • 1817, 1 июля - бракосочетание с принцессой Шарлоттой (при крещении в православие наречённой Александрой Фёдоровной).
  • 1818, 17 апреля - рождение первенца Александра (будущего императора )
  • 1819, 13 июля - Александр I сообщил Николаю, что престол со временем перейдёт к нему в связи с нежеланием Константина царствовать
  • 1819, 18 августа — рождение дочери Марии
  • 1822, 11 сентября — рождение дочери Ольги
  • 1823, 16 августа - тайный манифест Александра I, объявляющий Николая наследником престола
  • 1825, 24 июня — рождение дочери Александры
  • 1825, 27 ноября - Николай получил известие о смерти Александра I в Таганроге 19 ноября
  • 1825, 12 декабря - Николай подписал Манифест о восшествии на престол
  • 1825, 14 декабря - в Петербурге
  • 1826, 22 августа - коронация в Москве
  • 1827, 21 сентября — рождение сына Константина
  • 1829, 12 мая - коронация в Варшаве как польского конституционного монарха
  • 1830, август - начало холерной эпидемии в Центральной России
  • 1830, 29 сентября — Николай приехал в холерную Москву
  • 1831, 23 июня - Николай успокоил холерный бунт на Сенной площади в Петербурге

      летом 1831 года в Петербурге, в разгар эпидемии холеры, среди горожан появились слухи, будто болезнь завезли врачи-иноземцы, которые распространяют заразу для того, чтобы извести русский народ. Это сумасшествие дошло до апогея, когда огромная возбуждённая толпа оказалась на Сенной площади, где стояла временная холерная больница.

      Ворвавшись внутрь, люди выбили стёкла в окнах, сломали мебель, выгнали больничную прислугу и до смерти избили местных врачей. Существует легенда, что толпу успокоил Николай, который укорил её словами «стыдно народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков»

  • 1831, 8 августа — рождение сына Николая
  • 1832, 25 октября — рождение сына Михаила
  • 1843, 8 сентября - рождение первого внука Николая Александровича, будущего наследника престола.
  • 1844, 29 июля - смерть любимой дочери Александры
  • 1855, 18 февраля - кончина императора Николая I в Зимнем дворце

Внутренняя политика Николая I. Кратко

    Во внутренней политике Николай руководствовался идеей «устроить частные общественные отношения, чтобы на них можно было потом выстроить новый государственный порядок» (Ключевский). Основной его заботой было создание бюрократического аппарата, который бы стал основой трона в противовес дворянству, после 14 декабря 1825 года доверие потерявшего. В результате численность чиновничьего аппарата многократно увеличилась, так же как и количество канцелярских дел.

    В начале царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству юстиции во всех служебных местах им произведено 2800 тыс. дел. В 1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 млн дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн писаных листов. (Ключевский)

  • 1826, январь - июль - преобразование Собственной Его Императорского Величества канцелярии в высший орган государственного управления

      Сам руководя важнейшими делами, входя в их рассмотрение, императором была создана Собственная его величества канцелярия, с пятью отделениями, отражавшие тот круг дел, которыми непосредственно желал руководить Император.

      Первое отделение подготовляло бумаги для доклада императору и следило за исполнением высочайших повелений; второе отделение занималось кодификацией законов и состояло под управлением до смерти его в 1839 году; третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением шефа жандармов; четвертое отделение управляло благотворительными воспитательными заведениями, пятое отделение было создано для подготовки нового порядка управления и государственных имуществ

  • 1826, 6 декабря - образование Комитета 6 декабря для подготовки «улучшего устройства и управления» в государстве

      Работая в течение нескольких лет, этот комитет выработал проекты преобразования как центральных, так и губернских учреждений, приготовил проект нового закона о сословиях, в котором предполагалось улучшение быта крепостных. Закон о сословиях был внесен в Государственный совет и им одобрен, но не был обнародован вследствие того, что революционные движения 1830 года на Западе внушили страх перед всякой реформой. С течением времени лишь некоторые меры из проектов «Комитета 6-го декабря 1826 года» были осуществлены в виде отдельных законов. Но в целом труды комитета остались без всякого успеха, и реформа, проектированная им, не

  • 1827, 26 августа — введение воинской повинности для евреев с целью обращения их в христианство. В рекруты брались дети с 12 лет
  • 1828, 10 декабря — основан Петербургский Технологический институт

      При Николае I были учреждены кадетские корпуса и академии военная и морская, Строительное училище в Петербурге, Межевой институт в Москве; несколько женских институтов. возобновлен Главный педагогический институт для приготовления преподавателей. Основывались пансионы с гимназическим курсом для сыновей дворян. Было улучшено положение мужских гимназий

  • 1833, 2 апреля — в должность министра народного просвещения вступил граф С, С. Уваров, разработавший теорию официальной народности — государственную идеологию —

      Православие — без любви к вере предков народ погибнет
      Самодержавие — Основное условие политического существования России
      Народность — сохранение неприкосновенности народных традиций

  • 1833, 23 ноября - первое исполнение гимна «Боже, царя храни» (под названием «Молитва русского народа»).
  • 1834, 9 мая - Николай признался графу П.Д. Киселёву, что убежден в необходимости освобождения со временем крепостных крестьян
  • 1835, 1 января - введение в действие Свода законов Российской империи — официального собрания расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи
  • 1835, март - начало работы первого из «Секретных комитетов» по крестьянскому вопросу
  • 1835, 26 июня - принятие Университетского устава.

      По нему управление университетами перешло к попечителям учебных округов, подчинённых Министерству народного просвещения. Совет профессоров лишился самостоятельности в учебных и научных делах. Ректоры и деканы стали избираться не ежегодно, а на четырёхлетний срок. Ректоры по-прежнему утверждались императором, а деканы - министром; профессора - попечителем

  • 1837, 30 октября - открытие Царскосельской железной дороги
  • 1837, июль - декабрь - большая поездка императора на юг: Петербург-Киев-Одесса-Севастополь-Анапа-Тифлис-Ставрополь-Воронеж-Москва-Петербург.
  • 1837, 27 декабря - образование Министерства государственных имуществ с министром графом П. Д. Киселевым, начало реформы государственных крестьян

      Под влиянием Министерства в губерниях стали действовать «палаты» государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои «сходы», избирали для управления волостными и сельскими делами «голов» и «старшин», а для суда – особых судей.

      Самоуправление казенных крестьян впоследствии послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. Министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д.

  • 1839, 1 июля - начало финансовой реформы Е. Ф. Канкрина.
    введен фиксированный курс серебряного рубля
    уничтожено хождения бесконечных денежных знаков, которые неизвестно откуда появлялись в России
    создан золотой запас казны, которого до этого не было
    курс рубля стал прочен, рубль стал твердой валютой во всей Европе,
  • 1842, 1 февраля - Указ о строительстве железной дороги Петербург-Москва
  • 1848, 2 апреля - учреждение «бутурлинского» цензурного комитета — «Комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений». Надзор Комитета распространялся на все печатные издания (в том числе объявления, приглашения и извещения). Получил название по фамилии своего первого председателя Д. П. Бутурлина
  • 1850, 1 августа - основание в устье Амура Николаевского поста (ныне Николаевск-на-Амуре) капитаном Г.И. Невельским.
  • 1853, 20 сентября - основание Муравьёвского поста на юге Сахалина.
  • 1854, 4 февраля - решение о строительстве Заилийского укрепления (позже - крепость Верный, город Алма-Ата)
      Итак, в царствование Николая были произведены:
      устройство отделений «собственной Его Величества канцелярии»;
      издание «Свода законов»;
      финансовая реформа
      меры для улучшения быта крестьян
      меры в области народного просвещения

    Внешняя политика Николая Первого

    Два направления дипломатии Николая I: разложение Турции ради наследования Россией проливами и её владениями на Балканах; борьба с любыми проявлениями революционности в Европе

    Внешняя политика Николая Первого, как и любая политика, отличалась беспринципностью. С одной стороны император строго придерживался положений легитимизма, во всём и всегда поддерживая официальные власти государств против диссидентов: разорвал отношения с Францией после революции 1830 года, жестко подавил польское освободительное восстание, выступил на стороне Австрии в её делах с бунтующей Венгрией

      В 1833 году между Россией, Австрией и Пруссией состоялось соглашение, повлекшее за собой непрестанное вмешательство России в дела Европы с целью «поддерживать власть везде, где она существует, подкреплять ее там, где она слабеет, и защищать ее там, где открыто на нее нападают»

    С другой, когда это показалось выгодным, Николай развязал войну против Турции, защищая греческих повстанцев, хотя и считал их мятежниками

    Войны России в годы правления Николая Первого

    Война с Персией (1826-1828)
    Закончилась Туркманчайским мирным договором, который подтверждал условия Гюлистанского мирного договора 1813 года (присоединение к России Грузии, Дагестана) и фиксировал признавал переход к России части Каспийского побережья и Восточной Армении

    Война с Турцией (1828-1829)
    Закончилась Адрианопольским миром, согласно которому К России перешла большая часть восточного побережья Чёрного моря и дельта Дуная, Картли-Кахетинского царства, Имеретии, Мингрелии, Гурии, Эриванского и Нахичеванского ханств, Молдавии и Валахии, Сербии предоставлялись автономии при присутствии там русских войск

    Подавление польского восстания (1830-1831)
    В итоге были занчительно урезаны права Царства Польского, Царство Польское стало нераздельной частью российского государства. Были упразднены существовавшие ранее элементы польской государственности (сейм, отдельную польскую армию и др.)

    Хивинский поход (1838-1840)
    Нападение отряда Отдельного Оренбургского корпуса Русской армии на Хивинское ханство с целью прекращения набегов хивинцев на русские земли, освобождение российских пленных в Хивинском ханстве, обеспечение безопасной торговли и исследование Аральского моря. Поход окончился неудачей

    2-й Хивинский поход (1847-1848)
    Россия продолжала вести политику продвижения в глубь Средней Азии. В 1847-1848 годах отряд полковника Ерофеева занял хивинские укрепления Джак-Ходжа и Ходжа-Ниаз.

    Война с Венгрией (1849)
    Военное вмешательство в австро-венгерский конфликт. Подавление армией генерала Паскевича венгерского освовбодительного движения. Венгрия осталась в составе Австрийской империи

  • На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

    Предварительные замечания

    Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

    Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

    Рис. 1. Бенкендорф ()

    По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

    Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

    Рис. 2. Николай I ()

    Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

    Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

    Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

    I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

    II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

    III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

    Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

    Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

    Реформы Николая I

    а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

    6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

    Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

    Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

    Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

    Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

    б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

    31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

    Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

    На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

    На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

    19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

    в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

    После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

    Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

    г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

    Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

    Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

    Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

    Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

    Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

    После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

    Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

    По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

    д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

    Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

    Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

    С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

    Список литературы

    1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
    2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
    3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
    4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
    5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
    6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
    7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
    8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
    9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
    10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
    1. Omop.su ().
    2. Rusizn.ru ().
    3. EncVclopaedia-russia.ru ().
    4. Bibliotekar.ru ().
    5. Hrono.ru ().

    Главными приоритетами внутренней политики Николая I были стремление укрепить социально-экономическое положение страны и, не затрагивая крепостнической основы экономики, ускорить развитие промышленности; усилить самодержавие, которое воспринималось как единственная сила, способная не допустить революционное движение в стране, обеспечить политическую стабильность и порядок. Вместе с тем, часть верхов осознала неизбежность изменений.

    С правлением Николая I связано укрепление самодержавия. Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств была заменена, до определенной степени, Собственной Его Императорского величества канцелярией. Она состояла из V отделений.

    В 1826 г. было создано II отделение императорской канцелярии, приступившее к кодификации законов и их систематизации. Эта мера была призвана регламентировать жизнь общества, утвердить принцип верховенства закона, т.е. показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под руководством М.М. Сперанского к 1833 г. были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи», 30 томов), а также составлен «Свод действующих законов Российской империи» (15 томов), включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

    В 1826 г. учреждено III отделение, занимавшееся политическим сыском и политическими преступлениями. Начальнику отделения А.Х. Бенкендорфу с 1827 г. подчинялся корпус жандармов. Появились новые министерства и ведомства. Император использовал свою канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов. Это привело к увеличению бюрократического аппарата, усилению управленческого централизма и режима личной власти. Николай I осознавал пагубность крепостничества, которое могло вызвать новую «пугачевщину», задерживало экономическое развитие, ослабляло военный потенциал. Признавая, что крепостное право есть зло, но, опасаясь общественных потрясений, вызванных его отменой, он считал, что «прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

    Император провел ряд мер, не затронувших основы крепостничества: запрещено продавать крестьян поодиночке и без земли (1841 г.); безземельные дворяне лишены права приобретать крестьян (1843 г.); вышел указ «Об обязанных крестьянах» (1842 г.), по сути, дублировавший указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах».

    Более активно и целеустремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа 1837-1841 гг. министра государственных имуществ графа П.Д. Киселева упорядочила отношения государства с государственными крестьянами, которые получили свободу и наделы земли, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и школ. Однако реформа сохранила и увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними. В целом, крестьянский вопрос вел к обострению экономического положения страны.


    Тяжелым было финансовое положение – очень большие внешние долги и инфляция. Денежная реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина 1839-1841 гг. упорядочила денежное обращение в России. Она сдерживала расходование средств государственной казны. Серебряный рубль стал главным платежным средством.

    В результате утверждения жесткого внутриполитического курса была подавлена не только оппозиция, но и любое свободомыслие в стране; бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея. Поэтому правление Николая I называют «апогеем самодержавия ». Хотя осознавалась вредоносность крепостного права, но оно было сохранено, а отдельные реформы лишь регламентировали повинности, упорядочивали отношения крестьян с государством. Внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, привела к застою и отставанию от передовых стран Запада.

    Николай 1 приходился третьим сыном императора и Марии Федоровны, поэтому не должен был занять престол. Это и обусловило направленность его обручения и воспитания. С юных лет Николай интересовался военным делом и готовился к карьере военнослужащего. В 1819 году императором Александром 1 было сообщено об отречении их брата Константина от престола. Поэтому в 1825 году после внезапной смерти Александра 1 власть перешла к Николаю. Годы правления: 1825 – 1855.

    Внутренняя политика

    Основными ее направлениями были «закручивание гаек» для вольнодумцев с одной стороны и острожные, но прогрессивные реформы – с другой. Начало правления Николая 1 ознаменовано в 1825 году, которое потерпело поражение. После этого император усилил репрессивные меры. Несколько декабристов были казнены, сотни сосланы на Кавказ и в Сибирь.

    При Николае 1 окончился период «просвещенного абсолютизма». Наступает сокращение экономических и общественно-политических полномочий дворянства с целью укрепления самодержавия. Сократилось участие дворян в собраниях. Среди госслужащих укрепилась дисциплина.

    Было создано Третье отделение канцелярии императора под руководством (позже во главе с Орловым), которое противоборствовало инакомыслию, а также занималось надзором за прессой, иностранными гражданами, анализировало претензии крепостных на помещиков и пр. Переписка вскрывалась. После восстания декабристов император панически опасался любого проявления активности в обществе.

    В этот же период проводились ограниченные реформы. Законодательство было упорядочено, что облегчило административную практику. В 1837 году во главе с Киселевым стало проводиться , касающееся управления крестьянами. Они получили больше земли, в поселениях строились медпункты и вносились агротехнические новшества. Права помещиков стали ограничиваться: крестьян запрещалось отдавать за долги и отправлять на работы в горы.

    С 1839-го года по 1843-й год проводилась денежная реформа под руководством министра финансов Канкрина. Установилось четкое соотношение между ассигнациями и серебряным рублем.

    Однако основной вопрос, касающийся крепостного права, так и не был решен, так как Николай опасался общественных волнений.

    Внешняя политика

    В сфере внешней политики существовало 2 основных вопроса: восточный и европейский. В Европе Николай Первый боролся с революционным течением. В 1830 году император направил войска на подавление польского национально-освободительного восстания. В 1849 году, по просьбе впоследствии предавшего Россию австрийского правителя, русские войска подавили революцию в Венгрии.

    Восточный же вопрос затрагивал влияние могущественных государств на европейские области Османской империи, так как в результате ожесточенной войны Россия получила определенную территорию на побережье Черного моря.

    В середине столетия восточный вопрос обострился, что спровоцировало Крымскую войну. Армия России провела успешные действия, направленные на борьбу с Турцией на Кавказе, флот действовал в Черном море. Позже в войну вступили Франция и Англия. Существовала угроза подключения Пруссии, Швеции и Австрии. Россия оказалась один на один с Европой.

    Решающей ареной боевых действий оказался Севастополь, оборона которого растянулась практически на год. В результате, император был побежден в войне, что привело к утрате права иметь военную базу на Черном море. Таким образом, основным итогом внешней политики Николая 1 явилась ссора со свой Европой, ссора сильно повредившая России. Впрочем, вины царя в этом не было, поскольку он вынужден был отстаивать интересы своей страны.

    Таким образом, внешняя и внутренняя политика Николая 1 была довольно консервативной. Но никто не подвергает сомнению, что император стремился к благополучию России и работал для этого, не покладая рук.

    Император Николай 1-й родился 25 июня (6 июля) 1796 г. Он был третьим сыном Павла 1-го и Марии Федоровны. Получил неплохое образование, но не признавал гуманитарных наук. Был сведущ в военном искусстве и фортификации. Хорошо владел инженерным делом. Однако, несмотря на это, царь не был любим в армии. Жестокие телесные наказания и холодность привели к тому, что в солдатской среде закрепилось его прозвище Николай Палкин.

    В 1817 г. Николай женился на прусской принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине.

    Александра Федоровна, жена Николая 1-го, обладающая удивительной красотой, стала матерью будущего императора - Александра 2-го .

    Николай 1-й вступил на престол после смерти своего старшего брата Александра 1-го. Константин, второй претендент на престол, отрекся от своих прав еще при жизни старшего брата. Николай 1-й не знал об этом и сначала присягнул на верность Константину. Позже этот короткий период будет назван междуцарствием. Хотя манифест о вступлении на престол Николая 1-го был издан 13 (25) декабря 1825 г, юридически правление Николая 1-го началось 19 ноября (1 декабря). И первый же день омрачился на Сенатской площади. Восстание было подавлено, а его руководители - казнены в 1826 г. Но царь Николай 1-й увидел необходимость реформирования общественного строя. Он решил дать стране четкие законы, опираясь при этом на чиновничество, поскольку доверие к дворянскому сословию было подорвано.

    Внутренняя политика Николая 1-го отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие. Тайная канцелярия под руководством Бенкендорфа занималась политическим сыском. После выхода в 1826 г. цензурного устава под запретом оказались все печатные издания с малейшей политической подоплекой. Россия при Николае 1-м довольно сильно напоминала страну эпохи .

    Реформы Николая 1-го отличались ограниченностью. Законодательство было упорядочено. Под руководством начался выпуск Полного собрания законов Российской империи. Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. Крестьяне наделялись землями при переселении в необжитые районы, в деревнях строились медпункты, внедрялись новшества агротехники. Но это происходило силовыми методами и вызывало резкое недовольство. В 1839-1843 гг. была проведена и финансовая реформа, установившая соотношение между серебряным рублем и ассигнацией. Но вопрос о крепостном праве остался неразрешенным.

    Внешняя политика Николая 1-го преследовала те же цели, что и политика внутренняя. При царствовании Николая 1-го Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826-1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай 1-й выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
    Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
    Как вылечить атипичную депрессию