Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Закон неравномерного развития народов. Закон неравномерности развития систем

2.2 Закон неравномерности

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Возьмем две страны - Францию в Россию в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию в том же XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре, намного меньше. Действительно, в XVIП; как и в ХХ, веке Монголия представляла собой, по сравнению c Россией или Францией, гораздо более отcтaлое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, a, стало быть, вместо 40 тысяч профессиональных статусов y нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одной и той же исторической эпохе - в XVIII веке. Но реально, по уровню своего социального развития, монгольское общество находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор) неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики - законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать c неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации кopeннoгo населения. В процессе модернизации во второй половине ХХ века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи нравы.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

Томас Гоббс Своеобразным было отношение к революции одною из наиболее выдающихся английских мыслителей Томаса Гоббса (1588 - 1679). Известны его близость (на некоторых этапах жизни) к роялистским кругам, боязнь революционных пертурбаций...

Всеобщий закон развития народонаселения

Первым теоретиком о всеобщем законе народонаселения был Т. Мальтус, английский экономист XVIII-XIX вв., пастор (аббат), который установил, что темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования...

Життя і діяльність О. Конта

Закон «трьох стадій» Конт покладає в основу соціальної динаміки і за його допомогою характеризує основні етапи прогрессу людського розуму: теологічну, метафізичну та позитивну стадії...

Качество жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России

Кривая Лоренца -- это графическое изображение концентрации отдельных элементов совокупности по группам: концентрация населения по группам семей с разным уровнем душевого дохода; концентрация работающих по группам с разным уровнем оплаты...

Наследие О. Конта

Закону трех состояний Конт придает чрезвычайно важное значение. В ограниченном смысле он относится к собственно социологии, при изложении которой Конт и развивает его с достодолжной аргументацией и обстоятельностью...

Освіта та соціальна мобільність

Відомий соціолог П. Сорокін вважав, що соціальна мобільність -- це переміщення індивідів всередині соціального простору (соціального всесвіту, який складається з народонаселення Землі) П.О...

Проблема удовлетворения потребностей человека

Закон возрастающих потребностей - экономический закон движения потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей. Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях...

Развитие общества

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно...

Соціальні небезпеки: алкоголізм, тютюнокуріння, проституція

"right">ПроектВноситься народним депутатом УкраїниО.Б.Мельниковим ЗАКОН УКРАЇНИ "Про заходи протидії тютюновій епідемії в Україні" Цей Закон покликаний зменшити темпи зростання кількості людей, залежних від тютюну в Україні...

Судьба русских сирот за границей

Для начала хотелось бы рассказать историю трагичной судьбы Димы Яковлева. Дима Яковлев, 2006 года рождения, был помещён в Псковский областной Дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики...

Эволюционизм в социологии. Взгляды Огюста Конта и Герберта Спенсера

В социальной динамике Конта базисным является закон трех стадий развития ума человека, общественное сознание, стремление людей к познанию, т.е. вся история человечества неизбежно проходит три стадии последовательно в своем развитии...

Возрастосообразность педагогического процесса

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенно­стей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание дол­жны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и после­довательно. Только тогда человеку можно естественно при­вивать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрас­те», – писал Я.А. Коменский [с. 329].

В чем заключается принцип природосообразности?

Принцип природосообразности предельно ясен: у детей раз­личные природные особенности, ими детерминируются течение и результаты педагогического процесса.

Я. А. Коменский сформулировал этот принцип просто: «Как у трав, деревьев, животных есть различные природные особеннос­ти - с одними нужно обращаться так, с другими иначе, и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинаково, - так суще­ствуют подобные же природные способности у людей. Встречаются счастливцы, которые все постигают, но нет недостатка и в таких, ко­торые в определенных предметах удивительно непонятны и тупы... И если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничего и не будет вызывать у учеников отвращения и при­туплять силу ума; каждый будет идти вперед в том, к чему его (по ве­лению высшего провидения) влечет скрытый инстинкт, а затем на своем месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу».

Прежде всего, вернувшись к принципу природосообразности, теория достигает ясного понимания возможностей обучаемых, объективных оснований их качественного обучения.

Какими дети рождаются, ни от кого не зависит. Но, чтобы каждый человек получил посильное развитие, каждый достиг максимально возможного уровня, нашел занятие по душе и свое место в жизни, стал человеком, зависит от школы. Всех детей нужно любить, ува­жать, создавать максимальные условия для развития каждого.

Учет возрастных особенностей – один из основопола­гающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавлива­ют обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и пси­хические качества [с. 21].

Возрастные осо­бенности обязывают правильно решать вопросы отбора и арасположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В современной науке приняты следующие периодизации дет­ского возраста [Вигман, с. 21-22]

Психологическая :

1) перинатальный период;

2) период новорожденности (до 6 недель жизни);

3) грудной период (до 1 года);

4) ползунковый возраст (1-3 года);

5) дошкольный возраст (3-6 лет);

6) школьный возраст (6-11 лет);

7) пубертатный период (11-15 лет);

8) юношеский период (15-20 лет).

Педагогическая:

1) младенчество (1 год жизни);

2) преддошкольный возраст (1-3 года);

3) дошкольный возраст (3-6 года):

Младший дошкольный возраст (3-4 года);

Средний дошкольный возраст (4-5 лет);

Старший дошкольный возраст (5-6 лет);

4) младший школьный возраст (6-10 лет);

5) средний школьный возраст (10-15 лет);

6) старший школьный возраст (15-18 лет).

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой. Учет возрастных особенностей - один из основопола­гающих педагогических принципов.

Педагоги должны учитывать в учебно-воспитательном процесс э такие явления, как акселерацию и децелерацию в развитии учащихся.

Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психи­ческое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией лич­ности [Вигман,c. 22].

Среди основных причин акселерации можно указать следую­щие: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслу­живания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоре­нение многих тяжелых детских недугов. Указывают и другие причины - радиоактивное загрязнение среды обитания челове­ка, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослабле­нию генофонда; уменьшение кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущее рост всего орга­низма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными тепами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализации личности (рис. 1). [Столяренко, с. 330]

С середины 80-х гг. XX в. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

В чем сущность закона неравномерности развития?

Практическая педагогика опирается на закономерности физи­ческого развития:

1) в более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется;

2) физически ребенок развивается неравномерно: в одни пе­риоды - быстрее, в другие - медленнее;

3) каждый орган человеческого тела развивается в своем тем­пе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропор­ционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в ди­намике которого также есть значительные колебания, обуслов­ленные неравномерностью созревания нервной системы и раз­вития психических функций.

Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:

1) между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп ду­ховного развития замедляется;

2) духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функ­ции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные пе­риоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер;

3) существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств;

4) по мере развития психика человека и его духовные каче­ства приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности, на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом а) развития социальной структуры общества и одновременно механизмом б) его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов (в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тыс., семейно-брачных отношений более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа – нация, народность, племя.

На рис. 3.8 изображена траектория социального прогресса, которая совпадает с кривой развития социальной структуры большинства стран мира. Здесь видно, что кривая медленно движется в сторону первобытной и средневековой эпох, а затем стремительно взлетает вверх. Именно такой развивался научно-технический и социальный прогресс. На этой кривой можно взять любую точку, опустить перпендикуляры на оси ОХ и OY , тем самым определив а) количество статусов в социальной структуре данной страны и б) реальный (в отличие от хронологического времени) уровень ее развития или реальное историческое время.

Две страны – Франция и Россия в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек (проекция на ось OY), и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре намного меньше. Действительно, в XVIII , как и в XX веке, Монголия по сравнению с Россией или Францией представляла более отсталое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, а стало быть вместо 40 тыс. профессиональных статусов у нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Если опустить перпендикуляр на ось ОХ, то получится, что количество статусов Монголии соответствует количеству статусов России и Франции XII века. Как это понимать? Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одном и том же исторической периоде – в XVIII веке. Но реально по уровню своего социального развития монгольское государство находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию социальной структуры (совокупности пустых, незаполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития, иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания. С ее помощью можно, к примеру, объяснить, почему в конце XX века развалился СССР. Для объяснения причин построим новый график, на котором изобразим бывшие союзные республики, расположенные в своем реальном историческом времени. Иначе говоря, если центральный промышленный регион России, прежде всего Москву и Ленинград, взять за эталон научно-технического и культурного развития всей страны, то прибалтийские республики по некоторым параметрам окажутся даже чуть впереди, а вот среднеазиатские – далеко позади. Киргизия или Казахстан до прихода советской власти в 20-е годы представляли собой отсталые феодальные страны с первобытным кочевым и пастушеским хозяйством. Переселение туда русскоязычного населения искусственно подтянуло их до некоторого среднесоюзного стандарта, поскольку стали открываться промышленные предприятия и развиваться сфера обслуживания (рис. 3.9).

Проведенные еще в советские времена социологические исследования свидетельствовали о том, что различие между уровнем социального, культурного и экономического развития союзных республик (Молдавия, Эстония, РСФСР, Казахстан и др.) составляет от 15–20 до 40–45 лет. Возможно, что по идеологическим причинам ученые дали намеренно меньшие цифры, чем было на самом деле. Если принять во внимание всю совокупность факторов, в том числе исторических, то разрыв может оказаться на порядок выше (рис. 3.9).

Таким образом, СССР представлял собой крайне гетерогенное образование: районы, застывшие на уровне первобытного хозяйства (Чукотка), объединялись с технически передовыми обществами. Такое разношерстное и громоздкое образование не способно долго существовать. Скорость социального развития в целом определяется в таком случае не по передовым, а по самым отсталым элементам общества. Еще в 20-е годы А. Богданов, автор знаменитой «Тектологии», говорил о том, что, согласно общей теории систем, прочность и темпы развития целого определяются наиболее слабыми элементами. В пример он приводил военную эскадру, спешащую к месту боя. Ее боеспособность в значительной степени определят не линкоры и миноносцы, а отставшие суденышки тылового обеспечения, подвозящие боеприпасы. При эффективной организации общества все его элементы должны развиваться с одинаковой скоростью.

Распад великой Британской империи, а еще раньше татаро-монгольской и многих других, также представлявших собой крайне разрозненные образования, свидетельствует о том, что крах СССР был неминуем. Отсталые республики Средней Азии и передовые регионы Прибалтики удержать вместе могли только политические силы. А они часто носят внешний по отношению к социальному устройству общества характер. Если же учесть очень сильные различия в типе культуры и религии, существовавшие между различными регионами СССР, то указанный выше вывод может получить силу вполне логичного теоретического доказательства.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор), о котором речь впереди, неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики – законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других – медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX века, вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма народные обычаи и нравы.

Развитие частей системы идет неравномерно: чем, сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей.

Неравномерность развития частей системы является причиной возникновения технических и физических противоречий, и, следовательно, изобретательских задач. Например, противоречие характерное для сегодняшней электроники: дальнейшее уменьшение размеров электронных устройств сдерживается главным образом размерами элементов (или блоков) питания.

К началу века окончательно определились пороки ламп с угольной нитью. Угольная нить быстро разрушалась, ограничивала температуру накала и яркость свечения. Для увеличения ГПФ требовалась нить из какого-то тугоплавкого металла. А.Лодыгину удалось сделать нить из вольфрама и продемонстрировать такую электролампу на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Однако металлургам не удалось тогда создать технологию производства тонких вольфрамовых нитей. В Германии была запатентована и осуществлена технология получения нитей из другого тугоплавкого металла - тантала. Было организовано серийное производство. Но по качеству (прочности, долговечности) с вольфрамом не мог соперничать не один металл. Поэтому в конце концов (через несколько десятилетий) технология производства нитей из вольфрама была разработана и вся электроламповая промышленность перешла на лампы с вольфрамовой нитью.

Изменение в одной части ТС приводят к цепной реакции технических решений - рано или поздно происходят изменения во всех частях ТС.

Закон справедлив на всей линии развития технической системы.

В период развертывания ТС , из-за неравномерности развития, возникающие противоречия разрешаются путем создания новых полезно-функциональных ПС система постепенно обрастает множеством подсистем и увеличивает ГПФ.

В период свертывания ТС возникшие противоречия разрешаются путем исчезновения ПС, ТС - их функции передаются соседним системам или их заменяет идеальное вещество ("умное", запрограммированное на выполнение функции, которую выполняла до этого целая ПС или ТС).

Механизм возникновения неравномерности:

  • возникает потребность в увеличении ГПФ,
  • для увеличения ГПФ требуется усилить (выделить) какое-то свойство элемента системы - это начало специализации элемента, дифференциации свойств в системе (как в начале техники лежал процесс выделения из моно-структуры рабочего органа, трансмиссии и т.д.),
  • при усилении одних свойств элемента нарушается взаимодействие (согласованность) с другими элементами, возникает противоречие,
  • противоречие разрешается появлением новых П, В, ПС или ИВ, этим достигается новый уровень согласованности между элементами системы - краткий миг гармонии в "жизни" системы (точка равновесия).

Равновесие - термодинамическое понятие. Поэтому часть принципов термодинамики (и современной синергетики) вполне подходит для объяснения процессов неравномерного развития техники.

Например, принцип (теорема) Онсагера : движущая сила любого процесса - это появление неоднородности в системе. Л.Онсагер (американский физик) сформулировал теорему в 1931 году для термодинамических систем, в которых имеются градиенты температуры, концентраций компонентов, химических потенциалов и т.д. (тогда возникают необратимые процессы теплопроводности, диффузии, химической реакции). Технические системы, в этом смысле, следует отнести к неравновесным термодинамическим системам - в процессе совершенствования в ТС всегда имеются неравномерно развитые части.

Совершенствование ТС - это следствие творческой деятельности человека. Смысл творчества - повышение степени организованности и управляемости окружающего мира (с точки зрения человека и общества) . Развитие материи - это два встречно-направленных великих процесса: процесса развития и самосовершенствования живого вещества и процесса деградации - энтропии неживого вещества.

Из второго начала термодинамики следует, что при увеличении степени организованности материи в одном месте, тут же возрастает степень дезорганизованности (энтропии) в другом месте. Любое прогрессивное изменение вызывает где-то и регрессивное. Творчество (созидание) является причиной деградации в другой части. Усиление системности, преобладание системообразующих факторов сопровождается распадом или ухудшением функционирования других систем... Великая задача жизни (цивилизации) - повышать организацию внутри за счет деградации вне сферы жизни.

Движущей силой развития техники, в конечном счете, является развивающаяся жизнь, движение живой материи. Собственно, техника есть только средство (скорее всего, временное!) для достижения целей (каких?!) развития живого...

Синтетическая модель Даниеля Белла

По способу добывания средств существования

охотников и собирателей

огородников

скотоводов

земледельцев

индустриальное

по способу производства и формам собственности(Маркс)

первобытное - первичная (архаическая)

рабовладельческое - вторичная (экономическая)

феодальное

капиталистическое

коммунистическое - третичная

доиндустриальное

индустриальное

постиндустриальное

Три исторических типа общества

Доиндустриальное аграрное традиционное Индустриальное западное Постиндустриальное информационное
1. основа производства - земля, сельское хозяйство, труд 1.промышленность 1.знания, информация, высокие технологии
2. преобладание ручного труда 2. крупная машинная промышленность 2.компьютеризация, широкое применение машинной техники
3.приспособление к окружающей среде, слияние с природой 3. преобразование окружающей среды
4. экстенсивный путь развития 4. интенсивный путь развития
5. основной вид экспорта - сырьё 5. средства производства 5. интеллектуальные продукты (программы, изобретения)
6.коллективные формы общежития 6. индивидуализм 6.индивидуализм
7.высокая роль традиций, обычаев 7.снижение 7.снижение
8.высокая роль религии 8. секуляризация 8. главное- образование, наука
9.диктаторские режимы, низкая соцмобильность, слияние власти и собственности. 9. демократия, наличие соцмобильности 9. стремление к правовому государству и гражданскому обществу, отношения личности и государства строятся на взаимной ответственности, высокая мобильность
10.неграмотность большинства населения 10. решаются задачи преодоления неграмотности 10. непрерывное образование
11.средняя продолжительность жизни- около 40 лет 11. до 70 лет 11. более 70 лет

Законы развития общества:

закон ускорения истории : на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую

Пути развития общества:

Прогресс - переход от менее совершенного уровня развития к более совершенному.

Впервые выдвинул теорию прогресса Тюрго.

Критерии прогресса:

Тюрго, Кондорсе-разум

Гегель-свобода

Шеллинг-приближение к правовому государству

Маркс-развитие производства

Утописты -нравственное развитие

Виды прогресса:

Реформа -частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ существующего строя.



Постепенные

частичные

не во всех сферах

Виды реформ:

1. экономические

2. политические

3. социальные

4. духовные

1. прогрессивные

2. регрессивные

Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего строя.

Скачкообразные

все сферы

Виды революций:

1. кратковременные

2. долговременные (промышленный переворот, неолитическая революция)

Маркс « революция- локомотив истории»

Минусы революции:

Не все изменения отвечают интересам широких слоев

Утверждение диктатуры

Зачастую связаны с гражданской войной

Поппер - прогрессирует не общество, а только отдельный человек

Универсальный критерий- развитие техники+возможность самореализации человека в различных сферах деятельности(гуманизм)

2. Регресс - движение от лучшего к худшему.

Гесиод « тезис о золотом веке»: золотой, серебряный, медный, бронзовый, железный со злом, алчностью, корыстью, отсутствием справедливости.

Доказательства регресса:

Проблема перенаселения

Экология

Убывающее плодородие почвы

Радиационная опасность

Падение нравственности

Рост заболеваний

В целом общество развивается по пути прогресса.

Модернизация (англ) - осовременивание.

Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.

Виды модернизации:

органическая. Подготовлена всем предшествующим ходом развития. Начинается с культуры и изменения общественного сознания.

Неорганическая. Ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран.Начинается в экономической. Политической и социальной сферах.

Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую систему.

Факторы глобализации:

экономический (транснациональные корпорации)

политический (ООН)

социальный (Интерпол)

духовный (туризм).

Опасности глобализации:

Унификация национальных культур

Неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития

Глобальные проблемы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога