Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Верования древних египтян — Гипермаркет знаний. Задачами данной работы являются

Религия древних египтян

Кому и как поклонялись древние египтяне

В Египте почиталось множество богов (см. Список египетских богов). Многие из них были очень древними и изображались с головами животных.

Богов египтяне считали творцами городов, номов (областей), законов, ремесел, искусства, письма и т.п.; они, с точки зрения древних египтян, управляют миром.

Во многих городах Древнего Египта обожествляли животных (кошек, быков, крокодилов). Их держали в специальных помещениях, прудах; оскорбление священных животных каралось смертью. Египтяне также поклонялись растениям (лотос, папирус, финиковая пальма) и неодушевленным предметам (в основном знакам царской власти - скипетру, короне, царскому одеянию).

В каждом номе (области) Египта существовал культ своего божества, который был когда-то духом этой местности. Существовали также общеегипетские боги (Гор, Ра, Исида, Осирис и др.). Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома.

Храмы почитались жилищами богов. Каждый храм был посвящен какому-то богу, внутри помещали его статую бога. Храмовый культ осуществляли жрецы - служители богов, знающие молитвы, приносящие богам жертвоприношения. Жертвоприношения - подношения богам с целью умилостивить их; обмен между мирами: миром богов и людей, живых и мертвых.

Обожествление царя

Фараон в представлении египтян - это живой бог. Египтяне верили, что по его воле разливается Нил и восходит солнце; считали, что у него два тела - человеческое и божественное (солнечное, золотое). Божественное тело могут видеть только боги. Смертные люди фараонов практически не видели, даже с придворными они разговаривали из-за ширмы.

В момент рождения фараон - сын Ра. Когда умирал - воплощение бога возрождающейся жизни Осириса. Когда вступал на царство, становился воплощением бога света - Гора.

Культ Осириса

Загробный мир

Самым могущественным богом египтяне считали Солнце. Бога солнца называли Амон-Ра (рис. 2). Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери. Но вот день клонится к вечеру. На западном краю неба Амон-Ра вступает в смертельный бой с богом тьмы Апопом. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен Апоп, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Рис. 2. Бог Амон-Ра ()

Самый известный египетский миф о сотворении мира появился в городе Гелиополе. Согласно ему, вначале существовал только хаос. Из него появился бог Атум, сотворивший все живое. Прежде всего он создал богов — Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб — бог земли и Нут — богиня неба. У Геба и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Осирис унаследовал свою власть от отца — бога Геба. Он старался править Египтом мудро и справедливо. Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса — Сет — был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка. Сет завидовал своему брату Осирису и ненавидел его. Однажды во время пира Сет явился в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Едва Осирис лег на дно гроба, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осириса — богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына — бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и одолел противника. Исида долго искала в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса (рис. 3).

Рис. 3. Осирис и Исида ()

Самым страшным временем в Египте было хему — засуха — время смерти Осириса. Но вот начинался разлив Нила, зеленели поля и деревья — это снова оживал Осирис.

Осирис стал богом и судьей в «стране мертвых». Он и еще 42 бога судили души умерших, взвешивая их сердца на весах правды (рис. 4). Если фигурка богини правды Маат уравновесит чаши весов, то это означает, что умерший был праведным и честным человеком, достойным войти на чудесные поля мертвых. Если же умерший солгал, его душу пожирало страшное чудовище с телом гиппопотама и льва и зубастой пастью крокодила — Аммат.

Рис. 4. Суд Осириса ()

Для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, в которое вновь могла бы вселиться его душа. Поэтому египтяне особенно тщательно заботились о сохранении тела и проводили обряд мумификации. Мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

На земле воцарился Гор, покровитель земных фараонов. Фараоны в Древнем Египте почитались как земные боги.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Египет ().
  2. Древний Египет ().
  3. Mythology ().

Домашнее задание

  1. В чем сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей?
  2. Какие животные почитались в Древнем Египте?
  3. Какие явления природы нашли отражения в религиозных мифах древних египтян?
  4. Какие испытания проходили души умерших перед тем, как попасть в царство мертвых?

Поклонение солнцу и Нилу краткое содержание

Первоначально в Религии Древнего Египта, египтяне представляли себе богов в виде птиц и зверей. Это было связано с тем, что вера в богов возникла у египтян еще тогда, когда охота являлась их главным занятием .
Позднее, когда охота потеряла свое прежнее значение, египтяне по-прежнему изображали богов с головой животного или птицы, но уже с человеческим телом.
С началом земледелия египтяне оказались в большей зависимости от природы, влияющей на урожай, поэтому у них появились и стали почитаться бог солнца Ра, божества земли, неба, луны. Египтяне приписывали богу Ра создание земли, людей, животных и растений. Они верили, что ночь наступает, если Ра закрывает глаза.
Особым почитанием пользовался Нил, считавшийся божеством. От разливов Нила зависела жизнь страны. В гимнах, прославлявших Нил, египтяне выражали свое удивление перед тайной его истоков и постоянностью разливов:
«Слава тебе, о Нил! По Египту.
Вышел ты из земли, Ты даешь изобилье, о Нил,
Чтобы жизнь разлилась Наделяешь хлебом людей...
Ты несешь на себе суда Через камни порогов. Тайны Нила не разгадать,
Где родился он, не найти, О пещерах, где он рожден, Не записано в свитках».

Сказание об Осирисе кратко

По всему Египту было широко распространено почитание бога растительности Осириса и его жены Исйды .

Согласно распространенному среди египтян сказанию, Осирис был сыном бога земли и богини неба; он научил, люден земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса и бросил гроб с его телом в Нил. Исида скрылась в болотах дельты. Там у нее родился сын Гор, который вступил с Сетом в борьбу и победил его. И тогда Осирис воскрес.
Египтяне чествовали Осириса, празднуя воскресение растительности, ее ежегодный расцвет. Сказание об Осирисе было попыткой объяснить ежегодное умирание и оживление трав и растений.
По представлению египтян, воскресший Осирис стал царем подземного царства. Это царство они представляли себе таким же Египтом, только более плодородным. Среди широких, перерезанных каналами полей, засеянных пшеницей, протекал подземный Нил, по которому в лодках проплывали луна, солнце и звезды.

Храмы и жрецы древнего Египта

Огромный труд свободных бедняков, а также рабов был вложен в строительство храмов. Храм считался домом бога .

Храм состоял из тех же частей, что и жилище богатого рабовладельца: из двора, зала, внутренней части, где находилась статуя бога. Двор храма был окружен высокими каменными колоннами в один или два ряда. Стены храма и колонны покрывались изображениями и надписями. Это были гимны богам, надписи царей, сведения о важнейших исторических событиях.
Фараоны и рабовладельческая знать давали храмам обильные дары: земли, рабов, скот, золото и другие богатства. Часто храмы освобождались от уплаты податей и участия в царских работах. Со временем служители богов — жрецы превратились в богатейших землевладельцев и рабовладельцев и приобрели огромное влияние на государственные дела.

Обожествление фараонов в Древнем Египте

С появлением общества, разделенного на враждебные классы, с возникновением Саркофаг (греб для мумии). маслами и смолами. государства и деспотической власти царя некоторые божества становятся покровителями царя .

С появлением общества, разделенного на враждебные классы, с возникновением государства и деспотической власти царя некоторые божества становятся покровителями царя. Царь при жизни считается и именуется Гором, умерший фараон почитается как бессмертный Осирис.

Обожествление фараона укрепляло его авторитет и власть. Считалось, что человек, ослушавшийся царя, совершает преступление не только против государства, но и против религии. Такого человека будто бы ожидали гнев могущественных богов и кара, которой никто не в силах избегнуть.

Мумификация. По представлениям древних египтян, человек не может существовать после смерти без тела. Поэтому богатые люди старались сохранить мертвое тело своих близких. Специальные мастера удаляли мозг и внутренности, заполняя полость живота пахучими Покойника
пеленали в тонкие льняные ткани. В сухом жарком климате

тело высыхало. Такие высохшие тела называются мумиями.
Много египетских мумий сохранилось до нашего времени. Несколько мумий находится в Ленинградском Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Изготовление их (мумификация)

стоило очень дорого и было по средствам лишь богачам. Еще дороже обходилось сооружение гробниц. На стенах гробниц рисовали поля с работавшими на них крестьянами, мастерские с рабами-ремесленниками. Египтяне верили, что эти изображения оживут и богач в загробном царстве сможет жить, пользуясь чужим трудом, как это он делал на земле.

Пирамиды Древнего Египта

Гробницами древнейших царей Египта являлись огромные пирамиды. Пирамиды сохранились до наших дней

Древние пирамиды высятся на западном берегу Нила близ древней египетской столицы Мемфиса и до сих пор поражают путешественников. Самая высокая — пирамида фараона Хуфу (Хеопса). Она построена около 2800 г. до н. э. На ее строительство пошло более двух миллионов каменных глыб весом свыше двух тонн каждая, высота пирамиды — более 140 м при стороне квадратного основания — 233 м.
Пирамиды свидетельствуют не только о высоком искусстве обработки камня и инженерной технике, но прежде всего о колоссальном могуществе царской власти в Египте. Десятки тысяч
людей, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов, отрывались на долгие годы от работ на полях и мастерских для постройки сооружений, которые должны были лишь увековечить имя фараона.


Господствующий класс поддерживал свою власть над угнетенными массами не только с помощью грубого физического насилия, но и более тонкими средствами — «духовным» воздействием

Для того чтобы рабы и бедняки покорно выносили гнет и не восставали, надо было убедить их в том, что выгодный рабовладельцам порядок установлен самими богами и является вечным. Этим и занимались жрецы, прибегавшие к прямому обману для укрепления в массах веры в богов. Жрецы, подобно тому, как это делают служители современных религий, фабриковали всевозможные «чудеса», объявляли об исцелениях, избавлении от болезней. Народ приучали ждать улучшения своей жизни от «милости богов».

Религия Древнего Египта была выгодна классу рабовладельцев. Она укрепляла его власть над бедняками и рабами. Религия имела классовый характер.

Мнение про религию Древнего Египта

Религия Древнего Египта, кратко о которой будет рассказано в этой статье, представляет собой постоянно видоизменяющееся мировоззрение. Древнеегипетское государство существовало очень длительный промежуток времени, и религия египтян постоянно совершенствовалась.

Чтобы кратко рассказать о религиозных взглядах египтян, следует разделить историю их формирования по этапам развития самого Древнего Египта.

В додинастический период произошло объединение Египта в одно государство - до этого страна была разделена на южную и северную части. Египет назывался «Две Земли», и в каждой из этих земель существовало свое мировоззрение, объясняющее возникновение мира и его устройство. Но были и общие черты, например, везде почитался главный бог, у которого была спутница, являвшаяся не только супругой, но и матерью, и дочерью, и сестрой, а произошел мир из всеобщего Хаоса, имеющего тоже божественную сущность. Боги-творцы, в зависимости от региона, были либо Птах, либо Атум-Ра. Также почитали бога Гора, изображаемого в виде человека с соколиной головой, бога неба и света Ура. У Гора со временем появится дядя (а в некоторых источниках брат) по имени Сет. В легендах описывается, что Гор приходился сыном Осирису и отомстил за убийство отца своему дяде Сету.

Спустя какое-то время начинает формироваться точка зрения о божественном происхождении фараона. В эпоху Раннего царства она получает наибольшее распространение - царь воспринимался как воплощение бога Гора, а сами божества становятся антропоморфными. Египтяне наделяли фараона магическими способностями, простому человеку было запрещено под страхом смертной казни приближаться к нему. В этот период начинают производить захоронения - сначала в мастабах, а затем в пирамидах. Египтяне свято верили в загробную жизнь, и поэтому снабжали гробницы всем убранством, необходимым человеку «на том свете».

В эпоху Древнего царства становится широко распространено мировоззрение, сформированное в городе Гелиополь. Фараон отныне считался сыном бога солнца - Ра. Во времена правления Джосера произошло слияние двух культов - солнца и фараона, в итоге правитель получил не только политическую власть, но и религиозную, став жрецом. В этот период начинается строительство пирамид в Гизе, сооружается знаменитый сфинкс. Учеными были обнаружены священные книги египтян, называющиеся «Тексты пирамид». В них отразились первые представления душе человека, и ее воскресении - фараоны бессмертны, после гибели физического тела они вступали в общество богов. Но для этого необходимо сохранить тело, и с этой целью получила свое развитие мумификация. Некоторое время спустя, в годы политической раздробленности, возникла вера в то, что каждый умерший человек попадает на суд Осириса, а потом - в загробное царство.

В эпоху Среднего царства в городе Фивы усилился культ божества Атона. Помимо этого, религиозное мировоззрение египтян изменилось в результате нашествия гиксосов - они принесли черты своей, сирийской культуры в египетскую.

Во времена Нового царства фараон Аменхотеп провел религиозную реформу, согласно которой отменялось многобожие и был введен культ одного бога - Атона. Аменхотеп взял себе новое имя - Эхнатон, что обозначало «любезный Атону» и основал новую столицу, названную Ахетатон. Однако, после его смерти древнеегипетские жрецы постарались уничтожить и предать забвению все нововведения Эхнатона. О них стало известно только в результате раскопок, когда ученые обнаружили могилу самого фараона и его супруги Нефертити.

В годы Позднего царства для религии Древнего Египта стало характерным усиление жреческой власти и появление культа священных животных - кошки, крокодила, коровы и других.

Впоследствии, когда Египет завоевывали те или иные страны, то религия впитывала в себя элементы культуры захватчиков. Например, после завоевания Ассирией в Египте появился магический культ, а после завоевания Александром Македонским - греческие религиозные традиции. После захвата Египта Римской империи стал процветать культ богини Исиды, однако со временем началась христианизация. В VIII веке нашей эры Египет завоевали арабы и утвердили там ислам, который является господствующей религией Египта и по сей день.

1. Боги и жрецы. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не уго­дят люди богам, те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

Люди строили для богов жилища - храмы. Они вытё­сывали из камня большие статуи богов, делали фигурки
из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселя­ется в изображение и слышит всё, что говорят люди, при­нимает их подарки.

При храмах находились жрецы - служители богов. Счи­талось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом - он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал её, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны да­рили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочис­ленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитав­шим в храмах. Распоряжались же ими жрецы.

Жрецы были богаты и могущественны, потому что егип­тяне верили, что они говорят от имени самих богов.

2. Что рассказывали египтяне о своих богах. Самым главным, прекрасным богом египтяне считали Солнце. Бога Солнца называли Ра, Амбн или Амон-Ра. Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывёт по небу в своей великолепной ла­дье. На голове бога ослепительно сверкает круглый сол­нечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери,

птицы поют, прославляя Амона-Ра. Но вот день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в во­рота подземного царства. Здесь бог света Амон-Ра вступает в смертный бой с бо­гом тьмы, свирепым змеем, имя кото­рого Апбп. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен змей, снова бли­стает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Люди живут на земле, а над ними раскинулся огромный шатёр неба. Егип­тяне изображали бога земли по имени Геб в виде человека с головой змеи: ведь змея - самое «земляное» животное. Бо­гиню неба Нут представляли коровой с телом, усеянным звёздами.

Вначале Земля и Небо были нераздель­ны: Нут была женою, а Геб - мужем. Каждый вечер Нут рождала звёзды. И всю ночь они плыли по её телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут проглатывала всех своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты - как свинья, пожирающая собственных поро­сят». Кончилось тем, что Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землёю.

Особым уважением пользовался бог муд­рости Тот - у него голова птицы ибиса с длинным клювом. Это он научил людей читать и писать. Богиня Бастет - гибкая кошка - по­кровительница женщин и их красоты.

Египтяне поклонялись животным - птицам, змеям, ры­бам, насекомым. При одном из храмов в Мемфисе содер­жали большого чёрного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Апи­са. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных быков, кошек, крокодилов, похороненных по особым правилам.

3. Миф1 об Осирисе и Исиде. Некогда царём в Египте был бог Осирис. Большие тёмные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и чёрными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил егип­тян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса - Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним ро­скошный гроб, украшенный изображениями и надпися­ми. «Кому этот драгоценный гроб придётся впору, - ска­зал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мёртвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слиш-

ком велик для них.

Настала очередь Оси­риса. Едва он лёг на дно деревянного ящи­ка, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осири­са - богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчи­ла там маленького сына - бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единобор­ство и в жестокой схватке одолел против­ника. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным об­разом оживила Осириса. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царём и судьёй в «стране мёртвых», а Гор - покро­вителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жён и матерей.

В Египте самое трудное время года - за­суха в мае - начале июня. Египтяне ве­рили, что тогда и умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья - это снова ожил Осирис.

4. Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешат жить в том царстве по­сле смерти.

Там распоряжается бог Анубис, которо­го изображали с телом человека и чёрной головой шакала. Взяв умершего за руку, ведёт он его на суд Осириса, который вос­седает на троне с жезлом и плетью в руках. Умерший, стоя в белых одеждах, клянётся:

«Я не делал зла. Я не убивал. Я не при­казывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не подни­мал руку на слабого. Я не завидовал.

Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист!»

Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце че­ловека кладут на одну чашу весов, а на дру­гую - фигурку богини правды - Маат. Равновесие означает, что умерший не сол­гал: он был добрым и праведным челове­ком. Рядом с весами опирается на перед­ние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло. А праведника пропустят на чудесные поля мёртвых.

Но для существования в «стране мёрт­вых» человеку нужно тело, в которое мог­ла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропиты­вали смолой и обматывали тонкими бин­тами - оно превращалось в мумию. Затем мумию клали в гроб, украшенный рисунка­ми и надписями, - саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.


Суд Осириса. Древнеегипетский рисунок на папирусе.

5. Египтяне обожествляли фараона и называли его сы­ном Солнца. Они верили, что Амон-Ра - царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, а домашний скот приносил потомство: коровы - телят, овцы - ягнят. Разливы Нила происходили регулярно в определённое время года, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Всё должно подчиняться воле фараона - не только люди, но и сама природа.

Объясните значение слов: храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия. Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Амон-Ра, Апоп, Геб и Нут, Бастет, Апис, Осирис и Исида, Сет, Тот, Гор, Анубис, Maar? Что расска­зывали египтяне о каждом из них? 2. Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут? 3. С какой целью тело умершего превращали в мумию? 4. Почему жрецы были богаты и могущественны?

Iі Опишите древнеегипетский рисунок на папирусе «Суд Осириса» »1 (см. с. 55) по плану - слева направо: 1) бог-шакал и умерший; 2) за­пись показаний умершего и взвешивание сердца; 3) бог Гор с оправдан­ным на суде; 4) облик Осириса - владыки «страны мёртвых». Подумайте, почему египтяне почитали Амона-Ра главным богом. Для ответа вспомните, как почитание Солнца связано с главным занятием египтян. Какую роль играют солнечный свет и тепло для роста расте­ний?

В древности каждый народ имел свой взгляд на загробную жизнь. Но при этом в каждом религиозном культе можно проследить некое сходство. Так, в древнем Египте умершего человека представляли как существо, погруженное в сон, нуждающееся в пище и утвари. Абсурд? Возможно, но факт остается фактом, имеем расшифрованные записи из «Текстов пирамид»: «Отец, подымись со своего левого бока и повернись к свежей воде, которую я принес тебе», – говорится в оставленном послании далеких предков. – Твоя плоть не болит, твои кости не рассыпаются...».

Из верований египтян следует, что если смерть – сон и умерший продолжает таким образом жить, то ни в коем случае нельзя допустить телесных повреждений. По убеждению египтян тело почившего необходимо сохранять для будущей загробной жизни. Увы, формула бальзамирования по сей день остается секретной. В более поздних представлениях говорится о том, что покойнику кроме пищи, напитков и дневного света, необходимо взлетать на небо к богам. Однако это уже вызвано не плотским желанием умершего, а незримым элементом, – душой.

Существо, представлявшее собой человеческую душу и душу богов, называли Ба. Мыслилось оно как нечто существующее после смерти, а изображали его как птицу с головой человека. В древнем Египте Ба являлось силой, в какой-то мере оживляющей мумию умершего. Это существо также обладало способностью покидать гробницу, а затем снова возвращаться к тому, чьей душой оно являлось. Все боги имели души, а у Ра их было аж семь. Звезды тоже считались душами божеств. Например, Орион – душа Осириса.

В верованиях египтян присутствует еще одна мистическая сущность – Ка. Это понятие имеет четкое определение – «двойник». Исследователи нередко находили в гробницах деревянные или каменные изваяния умершего, своего рода, копии мумии, которые в случае ее повреждения призваны служить источником силы умершего и убежищем для его Ка. В понимании древних судьба Ка зависит от участи тела: может погибнуть во время погребения покойника, если не соблюсти вышеназванные обычаи. Кроме этого, Ка может быть съеден некими загробными существами. Если же об умершем хорошенько позаботиться, – мумифицировать, – то Ка способен пережить усопшего. Большое значение придавалось и тени (шу), которую тоже считали проявлением человеческой сущности. Осмыслить все это непросто, но возможно.

Северный ветер у римлян

Северный ветер, который греки называли Бореем, холодный, но благоприятный для Европы и Малой Азии. А вот...

Силуэт человека

Обычно силуэт человека вырезается ножницами из черной бумаги, он так и называется черный силуэт, хотя по желанию...

Самолеты древнего мира

Современные инженеры от авиации и космонавтики, которым пришлось увидеть и оценить эти амулеты из золота, найденные...

Морана - злой дух

Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в...

Видение Джуд-Хаэля. Девушка с небес

В удивительной истории о периоде переселения говорится о происходившем из Уэльса правителе Бретани Джуд-Хаэле и знаменитом...

Как самореализоваться в жизни

Каждый из нас хочет стать лучше, стать совершенней! Все аспекты нашей жизни требуют совершенствования: личные отношения, умение...


Ключом к пониманию культуры древнего Египта служит система религиозных представлений, которая ясно отображена в мифологии. Источниками постижения мифологических представлений, как водится, становятся разные тексты религиозного нрава, гимны, молитвы и другое.

Множество всевышних египтяне представляли и почитали в виде звериных. Скажем, святой бык Апис являлся олицетворением силы эффективности и плодородия. А вокруг жука-скарабея вообще сложился целый культ. Его изображали на камнях, папирусе, ему поклонялись в храмах. Безоговорочно, это дюже древние верования, связанные с тотемизмом. Со временем, представление о богах у египтян изменилось. Всевышних стали изображать в виде человека, но с головой звериного, изредка напротив - звериных, с головами людей. Скажем, всевышний Амон изображался на камнях с рогами барана. Сфинкс-божество в виде льва с головой мужчины, оберегающего рубеж пустыни, охраняет Египет от Сета-по преданиям всевышнего гибели и жгучего ветра.

Высшим культом у египтян считался культ солнца. Неспроста Египет называли страной нерушимого солнца. Все вероятно помнят из школьной хрестоматии всевышнего солнца-Ра? Так вот, древние египтяне верили, что всевышний Ра в дневное время плыл по небу в лодке в стороны западных гор, и что, достигая их, пересаживался в так называемую «ночную лодку» и доплывал к восточным горам, где одержав победу с недругом-змеем вновь возникал в небе.

У всего старинного города был свой всевышний-заступник. Скажем, в Фивах почитали всевышнего Амона, когда-то культ его объединился с культом солнца и сложился цельный всевышний Амон-Ра.

Египтяне свято верили в то, что у человека сразу несколько душ: душа Ба - в образе птицы с головой человека, что в момент гибели покидала тело и для воскресения усопшего, Ба должна была возвратиться в тело. Именно с этих пор пришел традиция мумификации. Еще одной душой Ка стал призрачный двойник человека, живущий в гробнице. Душа эта тоже имела вероятность обнаружить свою земную обитель-для этого в гробницы клали скульптурные образы усопших. В совокупности, дабы усопший приобрел покой, он должен был иметь все то, чего не был лишен при жизни. Зачастую в гробницы клали изображения близких, родственников, слуг и невольников. Другими словами заупокойный культ имел место быть в египетской культуре.

Значимой спецификой в жизни египтян было поклонение царской власти. Ушедший из жизни фараон приравнивался к Осирису, что находил нерушимую жизнь. Правящего фараона ценили как всевышнего, сыном Ра и эти представления строились на реальных основах: власть предводителя была безусловной, ему принадлежали все и всё: земли государства, золотые и серебряные рудники. Простым бренным даже запрещалось произносить слух его имя и царский титул, порой люди верили, что власть и влияние великого фараона распространяется даже на силу природы…

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как считать прибыль формула
Роялти по лицензионным договорам
Есть способ спрогнозировать поступление денежных средств на ближайший месяц