Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Каких животных почитали древние египтяне. Факты о священных животных, которым поклонялись в древнем египте

Слайд 2

Цель:

Формирование духовно развитой личности ребенка в процессе приобщения к художественной культуре.

Слайд 3

Задачи:

Познакомить учащихся со священными животными Древнего Египта.

Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете (живущие ныне и ушедшие цивилизации) являются яркими представителями своих традиций, своего искус ства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлых цивилизаций и настоящего времени. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Слайд 4

Три тысячи лет назад до нашей эры в долине Нила на обширной территории возникло единое государство, известное нам как Египет.

Слайд 5

КОШКА

  • Широко был распространен культ кошки.
  • Великий бог Ра считался великим котом.
  • Существовала такжкошачья богиня Бастет.

Богиня Бастет.

Слайд 6

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.).

Слайд 7

Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие.

Слайд 8

Со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы.

Слайд 9

В Древнем Египте хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги

Слайд 10

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят.

Слайд 11

СКАРАБЕЙ

Насекомое было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось - хепри.

Слайд 12

Бог Хепри

Хепри - божество с головой скарабея – символизирует утреннее, восходящее Солнце.

Слайд 13

Скарабей питается помётом животных, из которого предварительно скатывает шары.

Слайд 14

Изображения Скарабея священного, вырезанные из камня служили в Древнем Египте предметами культа, амулетами и украшениями.

Слайд 15

БЫКИ и КОРОВЫ

Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису

Слайд 16

Коровы также почитались как подательницы пищи; кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлением о небе как о Небесной Корове.

Слайд 17

Умерших быков бальзамировали, мумии укладывали в саркофаги, которые затем устанавливали в подземных галереях Мемфисского некрополя на западном берегу Нила. В саркофаг клали различные украшения и амулеты.

Слайд 18

Вспомните и назовите священных животных в Древнем Египте.

  • Почему в египетской религии так много божественных животных?
  • Что олицетворяла богиня Басет и почему египтяне считали кошку священным животным?
  • С чем связан культ жука скарабея?
  • Что египтяне делали с умершими быками?
  • Слайд 19

    • В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась "мяу", звукоподражательным словом, перешедшим во все языки; от него же происходит глагол "мяукать".
    • Красота и грациозность котов была по душе египетским скульпторам, поэтому их изваяний весьма много - от совсем маленьких, которые можно было носить как амулет, до больших, почти в натуральную величину.
    • Египтяне даже давали имена своим дочерям, означавшие «маленькая кошка»

    Знаете ли вы, что...

    Слайд 20

    В мире существует 3 породы голых кошек-сфинксов:

    • канадский сфинкс
    • донской сфинкс (или донской лысак)
    • петербургский сфинкс (или петерболд)
  • Слайд 21

    Урок окончен.

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    В Древнем Египте поклонялись многим животным, считая, что боги, принимая их облик, могут участвовать в земных делах и управлять поступками людей.

    Египтяне почитали почти всех животных, приписывая им магическую силу, но наиболее священными считались бык, кошка, павиан, крокодил и жук-скарабей, а так же и птицы: ибис, коршун и сокол.

    Поэтому египтянам запрещалось охотиться на священных птиц и животных во всех номах, лишь изредка разрешая традиционную охоту на отдельных животных во время празднеств или при угрожающем для населения увеличении их количества.

    Самым почитаемым животным египтян считался бык, символизирующий плодородие. Такое уважительное отношение к быку оправдывалось тем, что египтяне, занимаясь земледелием, использовали быков для обрабатывания почвы. Поэтому в Древнем Египте при храме бога плодородия Птаха постоянно жил бык как живое воплощение этого бога.

    Однако не всякий бык удостаивался чести представлять бога на земле. Для этого он должен был иметь на лбу треугольник белого цвета, на шее пятно в виде орла, а на боку пятно, напоминающее полумесяц. Когда такой важный бык погибал, египтяне долго постились, выражая скорбь, а жрецы за это время находили нового представителя бога плодородия.

    Птица ибис считалась у египтян символом мудрости. Поэтому бог мудрости Тот изображался с головой ибиса и туловищем человека. Этому богу египтяне приписывали создание письменности и литературы. Священным птицам в Древнем Египте настолько поклонялись, что даже невольный виновник их гибели подвергался жестокому наказанию вплоть до смертной казни, а убиенных птиц бальзамировали.

    Крокодилы воплощали в себе бога Нила Себека. Считалось, что крокодилы способствуют повышению уровня воды в Ниле и приносят на поля плодородные илистые отложения.

    Культ кошек в Древнем Египте был связан с тем, что эти животные охотились за грызунами, вредящими посевам. Кошка берегла урожай египтян, поэтому в семье, где она погибала, объявляли многодневный траур. Если случался пожар, первой из горящего жилища выносили кошку, а следом за ней детей и всех остальных членов семьи. Убийцу кошки строго наказывали, а ее труп бальзамировали и с почестями хоронили на отдельном кладбище. Кошки ассоциировались с богом солнца Ра и с богиней Бастет, покровительницей домашнего очага, символом плодородия и достатка. Древние египтяне изображали Бастет в образе женщины с головой кошки.

    Культовыми животными загробного мира были шакалы и собаки. Божество царства мертвых Анубис чаще всего изображался в образе шакала или человека с головой собаки.

    Изображения жука-скарабея чаще всего встречаются на древних египетских амулетах, охраняющих от злых сил и дарующих воскрешение их владельцам.

    Почитание разных животных в Древнем Египте, скорее всего, связано с природными условиями этой страны, расположенной в пустынной территории. Пустынный природный комплекс беден на растительный и животный мир, поэтому очень уязвим. Здесь как нигде проявляется тесная взаимосвязь между природными компонентами. Древние египтяне давно подметили эту взаимосвязь, от которой зависело и их благополучие. Охраняя животных, египтяне сохраняли урожай и свою жизнь.

    .

    Древние египтяне верили в то, что боги, принимая облик тех или иных животных, окружают их в земном мире и, таким образом, влияют на судьбы людей. Поэтому священные Египта, список которых включал в себя кошек, крокодилов, а также целый ряд птиц и даже насекомых, становились объектами поклонения. На них запрещалась охота, и нарушение этого закона каралось наравне с убийством человека. Исключение составляли лишь ритуальные жертвоприношения и те случаи, когда воплощённые божества начинали размножаться столь бурно, что их численность создавала угрозу людям.

    Священные быки в храме и на полях

    Поскольку в древности жители берегов Нила кормились главным образом за счёт плодов земледелия (ежегодные разливы великой реки создавали к этому необходимые предпосылки), то при полевых работах им невозможно было обойтись без надёжной тягловой силы, обязанности которой исполнял бык. Соответственно той роли, которую он играл в жизни целого народа, ему отводилось одно из главенствующих мест среди прочих обожествлённых представителей животного мира.

    Наиболее почитаемое священное животное Древнего Египта - это бык по имени Апис, регулярно выбираемый жрецами из сотен других животных. Его культ был столь велик, что избраннику отводили место в храме бога плодородия Птаха, находившегося в Мемфисе. Там этот баловень судьбы жил, благосклонно принимая возносимые ему почести, что, впрочем, не избавляло его собратий от тяжёлого каждодневного труда под палящим солнцем.

    Жизненный цикл бога Аписа

    Согласно верованию, каждую ночь его жена, богиня неба Нут, приняв облик коровы, сходила к нему во храм. После того как бог Апис её оплодотворял, на свет появлялось его очередное воплощение - сияющий лучами теленок-солнце, восходивший на небо и совершавший по нему свой дневной путь. К вечеру, изрядно состарившись, он вновь возвращался в храм и принимал прежний облик. На следующую ночь всё повторялось снова.

    Так бог Апис в образе быка был и мужем, и отцом, и собственным ребёнком. Когда же он умирал уже по-настоящему, то жрецам предстояло найти замену. Для выполнения столь важной миссии годилось не всякое животное, а лишь обладавшее определёнными признаками. В частности, претендент должен был иметь на лбу белый треугольник, на боку светлое пятно, по форме напоминающее полумесяц, а на шее ещё одно, но уже в виде орла.

    Самого же умершего мумифицировали по всем правилам этого древнего искусства и, уложив в особый саркофаг, украшенный драгоценностями и священными амулетами, помещали в подземный Некрополь, находившийся там же, в Мемфисе, на западном берегу Нила. Если учесть, что срок жизни быка (даже священного) в среднем составляет 15-20 лет, а поклонялись ему столетиями, то понятно, что со временем из таких саркофагов образовался целый город мёртвых.

    Почитание коров древними египтянами

    Всеобщим почитанием на берегах Нила были окружены не только сильные, а порой и весьма агрессивные быки, но и их более миролюбивые подруги. Священная корова всегда являлась неотъемлемым персонажем египетского пантеона богов и никогда не использовалась для жертвоприношений. Объясняется это тем, что, согласно наиболее древним мифам, она являлась постоянной спутницей другой богини - Хатхор, покровительствовавшей женственности, любви и плодородию. Кроме того, священная корова, как и любая другая, снабжала семью молоком, чем, естественно, заслуживала благодарность.

    На протяжении веков египетская мифология включала в себя всё новые образы. В более поздний её период пантеон пополнила Великая белая корова Гелиополя, находившаяся под покровительством богини Изиды, так же, как и Хатхор, ведавшей вопросами любви и продолжения человеческого рода. Именно Гелиополя считается матерью священного быка Аписа, резиденция которого находилась в мемфисском храме.

    Пернатые боги Египта

    Другим весьма почитаемым представителем египетской фауны была птица ибис, считавшаяся одним из земных воплощений бога мудрости Тота, изображавшегося всегда с её головой и человеческим туловищем. По верованиям древних египтян, именно он являлся создателем письменности и литературы. В лучах славы бога-мудреца купалась и эта набольшая птичка, наделённая природой длинным изогнутым клювом. Согласно закону тех лет, виновный в её гибели подлежал суровому наказанию вплоть до смертной казни, а его жертва бальзамировалась.

    В пантеоне пернатых египетских божеств почётное место отводилось также соколу. В ранний период истории он отождествлялся с Гором - богом неба, солнца и царственности. До наших дней сохранилось немало его изображений в виде человеческой фигуры с головой сокола или крылатого солнца. На более позднем этапе египетской истории сокол стал ассоциироваться с понятием человеческой души-Ба, представлявшей собой совокупность его эмоций и чувств.

    При жизни человека она могла свободно путешествовать как по миру снов, так и тёмными лабиринтами царства мёртвых. Через некоторое время после смерти своего хозяина душа-Ба впадала в летаргический сон. В представлении египтян, она имела вид сокола с человеческой головой, чем отличалась от изображений бога Гора.

    Священные животные Древнего Египта: кошка

    Однако пернатые составляли лишь часть пантеона богов. Ещё одно Древнего Египта, являвшееся объектом всеобщего поклонения - это кошка. Известно, что по своему статусу она немногим уступала быку. Вообще, история этих животных напрямую связана с Древним Египтом. Бытует даже мнение о том, что именно там они были одомашнены, и памятником этому стали современные египетские кошки сфинксы - порода, для которой характерно полное отсутствие шерсти.

    Когда-то жизнь на берегах Нила была для кошек золотым веком. Их любили и берегли, как ни в одну из других исторических эпох. Кошка считалась хранителем домашнего очага, и если в семье царили мир и благоденствие, именно ей приписывалась сия заслуга. Кроме того, защищая от грызунов урожай, они оказывали людям неоценимую услугу, спасая их от голода. В этом, в частности, и заключалась одна из причин, почему кошки почитались египтянами как священные животные.

    Известно, что в случае пожара, землетрясения или иного какого-либо бедствия из дома прежде всего выносили кошку, а уже после заботились о детях, стариках и разного рода имуществе. Не удивительно, что кошачья смерть являлась таким же горем, как и кончина любого члена семьи. В доме объявлялся траур, а усопшую хоронили с теми же почестями, что и любого родственника.

    Богиня с кошачьей головой

    Тягчайшим преступлением считалось причинить кошке какой-либо вред, независимо от того, был в том злой умысел или нет. Иногда доходило даже до абсурда. Известен, например, случай, когда персидский царь Камбиз во время завоевания Египта приказал каждому из воинов передового отряда привязать к своему щиту по живой кошке. В результате египтяне сдались без боя, так как не могли сопротивляться, рискуя поранить своих любимиц.

    Игривость и незлобивый нрав кошек стали причиной того, что богиня радости и веселья Бастет традиционно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Особенное распространение такие композиции в виде рисунков и статуэток получили в эпоху Нового царства (1070-712 гг. до н. э.). Излюбленным сюжетом в них была Бастет, кормящая своих котят. Хорошо известные нам современные египетские кошки сфинксы своим обликом в чём-то напоминают эту древнюю богиню.

    Обожествление крокодилов

    Подобно тому, как бык почитался благодаря той роли, которая ему отводилась при возделывании полей, другое священное животное Древнего Египта - крокодил - принимал всеобщие поклонения по причине плодородия земель. Считалось, что эта рептилия являлась живым воплощением ведавшего разливами Нила, которые орошали поля и приносили на них живительный ил.

    Как и Апис, священный бык в Древнем Египте, подобный ему по статусу крокодил также выбирался жрецами из сотен своих собратьев. Он селился в специально возведённом храме, и там, живя в сытости и довольстве, скоро отвыкал от дурных наклонностей и становился совершенно ручным. Крокодилов в Египте запрещалось убивать даже в тех случаях, когда их действия угрожали жизни людей.

    Лягушки и их связь с загробным миром

    Большую симпатию древние египтяне питали также ко всякого рода земноводным и пресмыкающимся. В частности, лягушек они включили в число священных животных, поскольку те входили в свиту богини Хекет, покровительствовавшей роженицам. Кроме того, существовало поверье, что они обладают способностью самозарождения. Это дало повод связывать их с загробным миром, в котором возрождаются все завершившие свой земной путь.

    Добрые и злые змеи

    К змеям у египтян было двойственное отношение, поскольку в понимании последних эти создания являлись носителями как доброго, так и злого начала. Например, мифический змей Апоп являлся олицетворением зла и мрака. Считалось, что, когда по ночам бог солнца Ра держит свой путь меж берегов подземного Нила, коварный змей пытается помешать ему, выпив из реки всю воду. Между ними завязывается борьба, из которой Ра всегда выходит победителем, но на следующую ночь эта история повторяется.

    В то же время покровительницей Нижнего Египта считалась красная кобра, являвшаяся олицетворением богини Уаджит - хранительницы царской власти. Её стилизованное изображение - урей - всегда украшало диадемы фараонов, являясь свидетельством их царствования как в этом мире, так и в загробном.

    Бесстрашный мангуст

    После разговора о змеях уместно вспомнить ещё одно священное животное Древнего Египта, имеющее к ним самое прямое отношение - мангуста. В Египте эти маленькие хищники водились в изобилии и легко приручались. Часто их держали в качестве домашних животных. Египтянам импонировала та отвага, с которой они бросались на кобр.

    Поскольку змеи, как было сказано выше, воспринимались в качестве носителей не только доброго, но и злого начала, считалось, что мангусты истребляют именно тех из них, которые исполнены дурных намерений. За это маленькие зверьки пользовались всеобщим почитанием и также причислялись к священным животным.

    Почитание мангуста имело столь широкий размах, что до сего дня среди руин храмовых комплексов встречаются возведённые в их честь памятники. Кроме того, при раскопках на территории Египта обнаружено немало бронзовых изваяний, а также нательных амулетов с изображением зверька. Считалось, что этот аксессуар способен защитить от укуса змей.

    Жук, повторяющий путь солнца

    И наконец, совершенно невозможно представить Древний Египет без жука-скарабея, ставшего живым символом этой уникальной цивилизации. Такой чести он удостоился благодаря своей особенности перекатывать с востока на запад изготовленные им навозные шары.

    Делает он это до тех пор, пока вкраплённые в навоз яйца не созреют и личинки не появятся на свет. Египтяне, полагавшие, что таким образом трудолюбивый жук повторяет путь солнца, считали его символом созидательной энергии этого небесного светила.

    Характерно, что своего верховного бога Хепри - творца мира и людей - они изображали в виде человека со скарабеем вместо головы. Всемерному прославлению этого в общем-то обычного жука-навозника способствовало также поверье, согласно которому он, как и лягушка, обладал способностью самозарождения и, подобно ей, наведываясь в царство мёртвых, помогал там воскреснуть всем новоприбывшим.

    Обделённые любовью

    Неверно думать, однако, что все без исключения животные обожествлялись и принимали почести. Были среди них и исключения. Например, культ широко распространённого в Древнем Египте гиппопотама существовал лишь в Папримитском округе. Остальные жители страны относились к нему весьма настороженно, что, впрочем, не мешало им изображать богиню Таурт - покровительницу рожениц- в виде беременной самки этого животного.

    Не приглянулись египтянам и свиньи, считавшиеся нечистыми животными. Существовало даже поверье, что молоко свиней способно вызвать проказу. Раз в год их использовали для принесения в качестве ритуальной жертвы, после чего съедали. Как видно, голод пересиливал суеверный страх.

    Древний Египет был одной из первых великих цивилизаций на земле, зародившейся на заре истории человечества. И представления древних египтян об окружающем мире значительно отличались от представлений современных людей. Древнеегипетский пантеон состоял из огромного количества богов, которые чаща всего изображались с человеческим телом и головой животного. Поэтому к животным египтяне относились с большим почтением, поклонение животным было возведено в культ.

    1. Гарем священного быка

    Как часть древнейшего культа животных у египтян почитался бык. Они считали божеством, сошедшим на землю. Из всех быков по особым приметам выбирали одного, который в дальнейшем выполнял роль священного быка по имени Апис. Он обязательно должен был быть черного цвета с особыми белыми отметинами.

    Жил этот бык в Мемфисе, в особом «священном хлеву» при храме. Ему обеспечивали такой уход, о котором многие люди даже не могли мечтать мечтать, кормили и почитали, как бога, даже содержали для него гарем коров. В день рождения Аписа устраивались праздники, в жертву ему приносили быков. Когда Апис умирал, его хоронили с почестями и приступали к поискам нового священного быка.

    2. Домашнее животное - гиена

    Прежде чем остановиться на собаках и кошках, человечество экспериментировало с одомашниванием некоторых довольно странных животных. 5,000 лет назад египтяне держали в качестве домашних питомцев гиен. Рисунки, оставленные на могилах фараонов, показывают, что их использовали для охоты.

    Однако, египтяне не испытывали к ним особой любви, зачастую их содержали и откармливали только для еды. И все же хихикающие гиены в качестве домашних животных у египтян не прижились, тем более, что поблизости слонялось множество кошек и собак, которые оказались более подходящими.

    3. Причина смерти - гиппопотам

    Фараон Менес жил приблизительно 3000 лет до н.э., и оставил большой след в египетской истории. Ему удалось объединить враждующие царства Египта, которыми он в дальнейшем управлял около 60 лет. По сведениям древнеегипетского историка Манефона, Менес умер от ран, полученных во время охоты на гиппопотама. Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось. Единственным подтверждением может служить рисунок на камне, изобрающий царя, просящего жизнь у гиппопотама.

    4. Священные мангусты

    Египтяне обожали мангустов и считали их одними из самых священных животных. Они поражались храбрости этих маленьких пушистых зверьков,отважно сражавшихся с огромными кобрами. Египтяне устанавливали бронзовые статуи мангустов, носили амулеты с их изображениями и содержали их в качестве любимых домашних питомцев.

    Некоторые египтяне даже были похоронены с мумифицированными останками своих любимых мангустов. Мангусты вошли даже в египетскую мифологию. Согласно одной из историй, бог солнца Ра превращался в мангуста, чтобы бороться со злом.

    5. Убийство кошки каралось смертью

    В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений. Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице. Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.

    В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.

    6. Траур по кошке

    Смерть кошки для египтян была трагедией, не меньшей, чем утрата члена семьи. По этому случаю в семье объявлялся траур, при котором все должны были сбрить свои брови.

    Тело мертвой кошки бальзамировали, ароматизировали и хоронили, помещая к ней в могилу мышей, крыс и молоко для ее дальнейшей загробной жизни. Захоронения кошек были огромными. В одном из них было найдено около 80000 забальзамированных кошек.

    7. Охота с гепардами

    На больших кошек, таких как львы, охотиться разрешалось. В то же время гепард, по египетским стандартам, считался небольшой, достаточно безопасной кошкой, которую можно было держать даже дома. У обычных жителей, конечно, не было в доме гепардов, но короли, в частности Рамзес II, в своем дворце имел множество прирученных гепардов, и даже львов, и он не был единственным. Рисунки на древних могилах часто изображают египетских королей на охоте с прирученными гепардами.

    8. Город священного крокодила

    Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.

    Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино. Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.

    9. Зарождение жуков-скарабеев

    Египтяне считали, что жуки-скарабеи волшебным образом зарождались в экскрементах. Египтяне считали, что жуки-скарабеи обладают волшебной силой. И все они, от богатых до бедных, носили этих жуков в качестве амулетов. Египтяне видели, как скарабеи скатывают в шары экскременты и прячут их в норы. Но они не видели, как впоследствии самки откладывают в них свои яйца, и поэтому считали, что скарабеи появляются из экскрементов чудесным образом и наделяли их волшебной силой.

    10. Война из-за любви к гиппопотамам

    Причиной одной из самых больших войн Египта стала любовь фараона Секененра Тао II к гиппопотамам. Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Египет тогда состоял из нескольких королевств. Однажды фараон Апопи, правитель более сильного королевства, приказал Секененре Тао II избавиться от гиппопотамов, потому что они сильно шумят и мешают ему спать.

    Это, конечно, была издевательская причина, поскольку Апопи жил в 750 км от гиппопотамов. Секененра, долгое время терпевший тиранию со стороны Апопи, на этот раз не выдержал и объявил ему войну. И хотя сам он погиб, войну продолжил его сын и другие фараоны. И закончилась она объединением Египта.

    Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
          РЕФЕРАТ
        по дисциплине «Культурология»
      на тему: «Священные животные древнего Египта»
    Выполнил(а) :

    22-ФК-82__ __
    (№ группы)

    Романцова И.Г._____
    (Ф.И.О. студента)

    ___________ _________
    (подпись студента)

    Проверил(а) :

    Кривошеев М.В.____
    (Ф.И.О. преподавателя)

    Работа выполнена:

    ____________________
    (Зачет/незачет)

    ____________________
    (Подпись преподавателя)

    Санкт-Петербург
    2010 г.

    Содержание.

    Введение.

    Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила.
    Древние египтяне не имели одну общую религию, у них было большое разнообразие культов, посвящённых определённым богам и богиням. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.
    Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Этот культ проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного. С самого начала все божества представлялись в обликах животных, а в последующем большинство богов стали представлять собой гибрид человека с животным. Сами животные же, в основном, никогда не почитались как божества.
    Были широко распространены религиозные поклонения (культы) ястребу, соколу, кошке, ибису, быку, коршуну, жуку-скарабею, павиану и крокодилу. Некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности. Часто бывало так, что животное, которому преклонялись в одном административном округе (номе), не считалось священным в другом: там его можно было убить, и это нередко влекло за собой вражду между жителями разных областей.
    На ибиса, коршуна и сокола охота была запрещена всегда и везде, на львов - только в праздники богини Бастет.
    Умершее священное животное, если смерть наступала в области его культа, бальзамировали, клали в саркофаг и предавали погребению, обычно при храме. Мертвых ибисов доставляли в Гермополь; быков хоронили в том месте, где они умирали; на западном берегу Нила - мертвых коров бросали в Нил и т.д. Среди археологических находок встречаются саркофаги жуков, змей, рыб.



    1.«Ба» и «ка».
    В древнем Египте считалось, что “ба” - это нечто невидимое, не покидающее тело насовсем после физической смерти, а остающееся вместе с ним в могиле. Ба выходит из тела ночью и бродит по кладбищу. Питается эта "душа" пирогами и находится под защитой богини кладбища.
    “Ка”, по верованиям древних египтян - двойник души человека. С момента смерти “ка" сохранял присущее ему сознание и готовил душу в путь в подземное царство. Затем он находился в гробнице вместе с телом, в то время как душа пребывала в подземном царстве. Подобно людям, животные, предметы и вся неживая природа имеют свои "ка". Считалось, что некоторые властители имеют много "ка".
    Для размещения "ка" в могиле создавался специальный "дом ка". Назначался жрец, чтобы обслуживать нужды "ка" и следить за пищей, питьем и предметами, приносимыми и оставляемыми там для "ка". "Ка" поедал не само оставленное, а его "ка". Если принесенное его не удовлетворяло, "ка" мог покинуть могилу, бродить в виде привидения, духа, поедая и выпивая все, что он мог найти. Египтяне верили, что время от времени душа должна возвращаться в могилу, чтобы навестить свое "ка".
    “Ба-Ка” - два энергетических потока, два начала - противоположных и единых, различных и однородных одновременно. Находясь в постоянном соседстве в человеке и взаимодействуя между собой, “Ба” и “Ка” являются двумя источниками жизненной энергии. Пока они взаимодействуют между собой, поддерживается процесс жизнедеятельности в организме, и человек существует без особых проблем. Слияние “Ба-Ка”, их гармонизация и эволюция рождает “Аах”.
    “Аах” - это посредник между Богом и людьми или низшее божество, способное трактовать послания Богов. На самом деле “Аах” - это нечто большее, чем человек, но, конечно, не Бог. Это человек со способностями в определенные моменты прозревать будущее и предсказывать его.

    2.Животные
    2.1.Скот
    В Древнем Египте быка использовали при сельскохозяйственных работах: на них пахали. Потому бык олицетворял плодородие, и почитание тех богов плодородия, которые имели главенствующее значение в данной местности, сливалось с культом быков. Коровы почитались, как подательницы пищи; помимо этого, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлениями о небе, как о Небесной Корове.
    Культ быков и коров больше всего встречался в местностях Дельты. Это можно объяснить тем, что Дельта всегда была богата пастбищами. Обожествляли не весь крупный рогатый скот, а только его отдельных представителей.
    Самым почитаемым среди быков был Апис – «Ка» мемфисского Птаха, олицетворение плодородия и «Ба» - Нила и Осириса, богов возрождающейся природы. После смерти Аписа, его Ба воссоединяется с Ба Осириса.
    Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову, и она рождает солнечный диск.
    Апис и корова, его родившая, жили при храме Птаха в Мемфисе; там же существовал оракул, жрецы которого строили свои предсказания на поведении животного. Считали, что ритуальный бег Аписа означает богатое плодородие.
    Когда бык Апис умирал, его бальзамировали, мумию укладывали в саркофаг, а затем его устанавливали в одной из подземных галерей Мемфисского Некрополя на западном берегу Нила. В саркофаг клали различные украшения и амулеты. Мемфисский Серапеум являлся грандиозным подземным сооружением с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных столбах указаны: дата рождения, дата "вступления в должность" Аписа, и дата смерти - с точностью до одного дня царствования фараона.
    После захоронения Аписа жрецы начинали поиски нового быка, подходящего на «должность» Аписа. Для этого бык должен был иметь ряд особых примет. Некоторые из этих примет упоминает Геродот: "Этот Апис, должен был происходить от коровы, которая после отела уже никогда не сможет иметь другого теленка. По словам египтян, на эту корову с неба нисходит луч света, и от него она и рождает Аписа. А теленок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он черный, на лбу у него белый треугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные полосы, а под языком изображение жука." Апис должен был удовлетворять 29 признакам. В течение всего времени поисков нового священного быка (60 дней) жрецы соблюдали пост. Когда поиски заканчивались, нового Аписа торжественно везли по Нилу в Мемфис, в храм Птаха, а жители выходили на берег и приветствовали священного быка. Культ Аписа был всеегипетским, а также признавался персидскими царями (Дарий I), Лагидами и даже римскими императорами.
    Апис не единственный обожествленный бык. Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (Немур). Мневис считался Ка Гелиопольского Ра и "живым воплощением" бога солнца. Бык Бухис, или Бакис (Бха) считался Ба Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис был черным (правда, предполагалось, что цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути Солнца) и изображался с солнечным диском между рогов.
    В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис - греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков - Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах.
    Обожествлены были также белый бык Мина, бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут - Небесной Коровы, оплодотворяющий ее).
    Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками,которые могли рассматриваться как священные, строго карались.

    2.2. Птицы
    Богами считались мифические священные птицы - Бену и Великий Гоготун. Из птиц, существовавших в действительности, наиболее почитаемыми были ибис, сокол и коршун. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.
    Культ ибиса, священной птицы Тота, был распространен повсеместно. В Древнем Египте ходили слухи, что ибис, спрятав шею и голову в перьях под грудью, представлял подобие изображения сердца. Говорили: «Ибис очень враждебен животным, гибельным для людей и плодов. Он соединяется клювом, также и рождает детенышей… Ибис ходит, делая шаги длиной в локоть… При затмении Луны закрывает глаза, пока луна не засияет снова... Животное это весьма долговечно. По природе ибис весьма горяч и прожорлив; ест гадость: питается змеями и скорпионами, но одно переваривает легко, из другого выбирает более удобное для еды… Весьма редко можно видеть ибиса больным. Всюду ибис запускает свой клюв и не обращает внимания на грязь, ходя по ней, чтобы и там что нибудь подстеречь."

    Считалось, что «…ибис, который убивает смертоносных пресмыкающихся, первым научил людей пользоваться врачебными очищениями, т.к. они видели, как он промывает и опоражнивает сам себя. И самые строгие жрецы, подвергаясь очищению, берут очистительную воду там, где пил ибис, потому что если вода вредна или околдована, он не пьет ее и даже не подходит к ней. Расстояние между ногами и промежуток между ногами и клювом образуют у него равносторонний треугольник, а узорчатое смешение его черных и белых перьев напоминает месяц.»
    Ибис олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность, почитался как змееборец. Когда хотели подчеркнуть продуманность и ясность действий человека, говорили что "поступки его - это походка ибиса Тота."

    Соколу поклонялись в Египте с древнейших времен, в связи с представлениями о солнечном диске, как о правом глазе бога Хора-сокола. Позднее сокол ассоциировался с "душой" Ба, изображавшейся в виде сокола с человеческой головой; считался священной птицей Ра, Хора; на протяжении всей истории египетской религии сокол считался покровителем и защитником фараонов.
    Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью.
    Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулах всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карна-ке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню неба Мут, жену бога Амона.

              2.3. Крокодилы
    Крокодилам поклонялись во многих местах, но особую значимость их культ приобрел в Фивах и в Фаюме, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество крокодилов.

    Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами реки, приносящими на поля плодородный ил. Подобно тому, как по особым признакам отбирался бык Апис, в главном культовом центре крокодилов - городе Шедите (греч. Крокодилополь) искали крокодила, подходящего для того, чтобы стать воплощением «Ба» бога Себека. Такой крокодил жил при храме в большом вольере, был окружен заботой и почетом и довольно скоро становился ручным: жрецы украшали его золотыми браслетами, амулетами и кольцами. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями. В поминальном храме Аменемхета III обнаружены погребения священных крокодилов, о которых также упоминает Геродот. В то же время, наряду с гиппопотамом, крокодил считался воплощением зла и врагом Ра, и ассоциировался с Сетом.

    Древние Египтяне говорили, что из обитателей воды только у крокодила глаза прикрывает нежная прозрачная пленка, спускающаяся со лба, так что он видит, будучи невидимым, а это свойство присуще Первому богу. И где самка крокодила откладывает яйца, там она отмечает предел разлива Нила. Они кладут 60 яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число - первое для тех, кто занимается небесными светилами.
    Но всё же египтянина не могли не поражать и не ужасать страшная хищность крокодила, проявляемая в отношении почти ко всем живым существам, с которыми он в состоянии справиться, начиная с рыб и кончая крупными млекопитающими и человеком; наглая дерзость, обнаруживаемая им в воде даже у самого берега, вблизи человеческих жилищ; хитрость и коварство, с какими он подстерегает добычу, и молниеносная, рассчитанная на верный успех стремительность, с какою он бросается на нее. Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним. Несчастные случаи с животными и людьми - жертвами крокодилов, в первобытном Египте были заурядным явлением. На египетских рельефах нередки изображения крокодила, подстерегающего переходящие реку стада и пастухов, которые криками отгоняют хищника. Для защиты от крокодилов составляли специальные магические формулы, заклинавшие чудовищ не вредить человеку или скоту. С жалобами на хищников и просьбою об ограждении от них обращались иногда к самим богам.
    Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу. Таких мест было множество в долине Нила.

            2.4. Бараны, козлы, кошки
    В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в представлениях египтян с "душой" Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Летополе и на Элефантине бараны считались воплощением «Ба» Хнума, в Гераклеополе - Херитефа, в Фивах – Амона, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Там баран был земным воплощением души бога Осириса.
    Баран Амона отличался от остальных священных баранов кривыми загнутыми рогами - эта (современная) порода баранов появилась в Египте со Среднего царства и особенно распространилась во 2-ю половину XVIII династии; бараны же древней породы (с развесистыми длинными рогами) не давали шерсти. С культом барана были связаны некоторые религиозные табу (например, в храм Хнума запрещалось входить в одежде из бараньей шерсти). С козлом ассоциировался Банебджедет и одно время бог Шаи.
    Кошка, священное животное богини Бастет, почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. Она олицетворяла благодатное солнечное тепло. В Древнем Египте кошка почиталась не просто полезным, но и священным животным, "добрым гением жилища", хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. За убийство кошки следовало суровое наказание – иногда полагалась смертная казнь, а иногда отрезали палец или руку. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет. Она изображалась в виде женщины с львиной головой. Позднее Бастет стали изображать с головой кошки.
    При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имушество. Умерших кошек бальзамировали и хоронили в особом святилище при храме богини Бастет в Бубастисе. В 1887–1889 гг. Э. Навиллем здесь был найден кошачий некрополь. В 1929 году немецкие археологи подтвердили наличие кремационных печей для кошек.
    В эпоху Старого царства, кошки ассоциировались с богами змееборцами.
    В Бубастисе, наряду с богиней Бастет почитали также: Уаджет, Хорахти, Атума, Сета и Птаха и других богов.
              2.5. Павианы
    Павиан обожествлялся в первом религиозном центре Египта – Гермополе, где посвящался богу Ра (поскольку при восходе солнца горные павианы издают радостные крики). Живые небожители, фараоны, обладавшие абсолютной властью, украшали себя павианьими хвостами. После смерти царя хвосты прикреплялись к его мумии, и перед Богом бывший властелин тоже представал земным олицетворением могущественного гамадрила.
    Павиан-кинокефал считался священным животным бога Тота. Бог Тот в Древнем Египте был символом законности. Его часто изображали в виде человека с головой ибиса или павиана, величественно восседающим между чашами весов, на которых оценивалось сердце покойников. Тот имел целый список добродетелей и обязанностей, более скромных, правда, чем у грозного бога Солнца. Он провожал покойников в подземный мир и делал это совместно с Анубисом. Кроме того, Тот был искушен в письменности – считалось, что он обучал священным иероглифам всех богов. Тот был ответствен за службы магии и исцеления. Египтяне верили, что Тот являлся богом мудрости, а павиан помогал ему во всех его делах и начинаниях.
    Священные павианы жили при храмах в вольерах с финиковыми пальмами; дрессированые павианы участвовали в религиозных мистериях. В Египте павианы не водились, их, как и мартышек, привозили из других стран.

    2.6. Шакалы, собаки, волки
    По поверьям древних египтян собака - важнейший элемент в заупокойном культе усопших. Она - страж преисподней и спутник загробного существования душ. В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала. Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Считается, что Анубис сторожит и охраняет богов, как собаки охраняют людей, его имя означает "Стоящий впереди чертога Богов".
    Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Центром культа Анубиса считался Кинополь - "город собаки". И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.
    Обязанности палача в Древнем Египте исполнял жрец в маске Анубиса. На изображениях в гробницах нередко встречается порода близкая современной фараоновой собаке.
    Собака вообще пользовалась особой любовью у египтян. Когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. (Такие кладбища существовали, чуть ли не в каждом городе.) Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека... Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих. В египетском фольклоре, собаки также играли роль.
    Почитание волков связывалось с культом Упуацта; культовый центр - Сеут (Ликополь).

          2.7. Гиппопотамы, львы, свиньи
    Почитание гиппопотама связано с культом Таурт, изображавшейся в виде беременной самки этого животного; однако, несмотря на популярность Таурт, культ гиппопотама особого распространения не получил: гиппопотамы почитались только в Папремитском округе и еще в некоторых местах. Иногда гиппопотамы считались священными животными Осириса. В то же время, наряду с крокодилами, они ассоциировались с силами зла и Сетом, и олицетворяли врагов Ра.
    К обожествленным животным относился и лев. Культ его восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа. Однако в основном центры культа льва, точнее, львицы находились в Верхнем Египте и располагались преимущественно при начале вади, уходящих в пустыню, где древнейшие охотники и водители караванов встречались с грозным хищником и поэтому считали необходимым его умилостивить.
    В Древнем Египте поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Создавали сфинксов с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами - изображения царей. Оба ленинградских сфинкса на правом берегу Невы против здания Академии художеств, доставленные в Петербург в 1832 г., изображают фараона Аменхотепа III (XVIII династия). В древности они стояли перед заупокойным храмом этого фараона в Фивах, на западном берегу Нила.
    Лев олицетворял защиту и стража; являлся солярным, когда изображался с солнечным диском, и лунным, когда соседствовал с рогатой Луной. Лев с двумя головами, расположенными в разных концах тела, олицетворял солнечных богов рассвета и заката. Два льва, расположенные спинами друг к другу и изображенные вместе с солнечным диском, означали прошлое и настоящее, вчера и сегодня. Львица являлась атрибутом Богинь-Матерей, символизируя материнство, но она могла означать и возмездие. Изображенный вместе с солнечным диском лев означал бога Солнца Ра, а с Луной - Судью Мертвых - Озириса.
    Львы символизировали могущество богинь-львиц, чаще всего Сохмет, и мощь фараона. Их культ носил локальный характер. Культовый центр - Леонтополь (Та-сни, Инуст).
    Свинья считалась нечистым животным. У египтян имелось представление, что чаще всего она спаривалась при убывающей Луне и что у пьющего ее молоко тело покрывается проказой и накожными струпьями. Свинья ассоциировалась с Сетом и считалась его священным животным, но в то же время с древнейших времен она ассоциировалась с небом; и в виде свиньи с поросятами-звездами на животе, иногда изображалась богиня неба -Нут. Изображения стад свиней появляются в гробницах с XVII династии.

    2.8. Ихневмоны, ежи
    Ихневмон (мангуст), зверек, обладающий иммунитетом против змеиного яда, истребитель гадов и грызунов, почитался прежде всего как змееборец (в одном из мифов Ра в образе ихневмона побеждает Апопа, по верованию египтян - огромного змея, олицетворяющего мрак и зло). Ихневмоны легко приручаются, их часто держали в домах для защиты от змей и крыс. Священным животным ихневмон стал считаться с XXII династии, однако упоминания его в религиозных текстах встречаются и раньше. Ихневмоны посвящались Солнцу, Ра и Уаджит.
    Еж почитался как змееборец и ассоциировался с богом солнца - Ра. Культ ежа был распространен повсеместно. В виде этого животного часто изготовляли сосуды.

      2.9. Насекомые, лягушки, рыбы и змеи.
    Навозного жука-скарабея тоже считали священным; его культ связывался с солнечным культом. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта, оно было олицетворением жизни и называлось - хепри. Существовало поверье (как и относительно лягушки), будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла,от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти. Иногда мертвых священных жуков высушивали и предавали погребению.
    Из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, священное насекомое творца мира - бога Атума.
    Лягушку считали священным животным богини плодородия Хекет, и ей приписывались соответствующие функции богини. Лягушке принадлежала власть над разливами Нила. Она символизировала плодородие и её почитали за плодовитости. В Древнем Египте верили, что лягушка умеет самозарождаться, и потому она связывалась с загробным миром и воскресением после смерти. Встречались рисунки, где лягушку изображали под ладьей Ра. Культовые центры лягушки - Харвер и Абидос (Абджу).
    и т.д.................
  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
    В каких единицах измеряется вязкость?
    Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе