Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чем питались древние египтяне земледельцы. Еда в Египте: национальная кухня и чем кормят в отелях

Тихомирова Анастасия Павловна

Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что разливы Нила, делающие землю плодородной, периодически сменялись засушливыми и неурожайными годами. В такое время продукты ценились гораздо больше, чем золото.

Согласно древним источникам, египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет, однако довольно часто они пренебрегали своими обязанностями

В Большом папирусе Харриса ест сведения о том, что продукты питания были не менее ценным приношением, чем драгоценные металлы, одежды, ароматные масла и благовония.

В ежедневный рацион богатых жителей входили мясные блюда, простые же египтяне питались ими только по праздникам. На стенах многих гробниц археологами были обнаружены изображения предназначенных на убой животных и сцены самих боен.

Некоторые фразы, характеризующие убойный скот, до настоящего времени не удалось перевести на более понятный язык (например, «бык - уста стада» или «бык ките»), а расшифровка отдельных названий лишь приблизительна (возможно, бык «хериса» являлся лучшим производителем потомства, но это не точно).

На бойне к делу приступали мясники в количестве 4-5 человек, которые набрасывались на животное и быстро его забивали. Приемы мясников остаются неизменными до настоящего времени.

В период Древнего царства большая часть мяса добывалась охотой на живущих в пустыне газелей, ориксов (сернобыков) и прочих представителей отряда парнокопытных. Особо искусные охотники старались приручить и одомашнить пойманных животных, однако это не всегда удавалось сделать. В дальнейшем данный вид животноводства практически полностью утратил свое значение.

Неизвестно, употребляли ли древние египтяне в пищу свинину, баранину или козлятину, но что их разводили в Верхнем и Нижнем Египте известно достоверно.

Разведением кур жители Египта стали заниматься лишь со II тысячелетия до н. э., однако птицеводство получило распространение гораздо раньше.

Особого внимания заслуживает такой продукт питания, как рыба. В разное время в некоторых египетских городах и номах запрещалось употреблять те или иные виды рыбы. Источники сообщают, что завоевавший Египет эфиопский царь, мусульманин по вероисповеданию, отказался пировать за одним столом с правителями Дельты и Юга, поскольку они не были обрезаны и питались нечистой пищей (рыбой), что являлось ужасным оскорблением для царского дворца. Только житель священного города жрецов Шмуна, не евший, согласно традиции, рыбу, был удостоен великой чести.

В рацион египтян входили и различные овощи, внесенные в годовой календарь Мединет-Абу под названием «ренпут». Особенно ценными продуктами были лук, порей и чеснок. По свидетельству «отца истории» Геродота, строители пирамиды Хеопса получили за свои труды редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов.

Однако ученым не удалось обнаружить никаких доказательств этому утверждению, хотя в Большом папирусе Харриса встречается иероглифическое изображение данных растений.

Связки чеснока были найдены в некоторых фиванских гробницах, что свидетельствует о щедрых дарах Рамсеса III. Арбузы, дыни и огурцы довольно часто фигурируют на жертвенных стелах рядом со связанными стеблями папируса. А горох, бобы и нут (турецкий горох, напоминавший по форме голову сокола) являются частыми находками в гробницах.

Известно, что на своих огородах египтяне выращивали салат-латук, растение бога плодородия Мина, итифаллическая статуя которого обычно возвышалась перед участком, засаженным латуком. Египтяне употребляли это растение в больших количествах, зная, что оно возвращает мужчинам половую силу, а женщинам - плодовитость. Ели латук обычно в сыром виде с солью и растительным маслом.

Сады Древнего Египта не отличались разнообразием плодовых культур. Груши, персики, миндаль и вишни появились здесь лишь после римского завоевания, а об апельсинах, лимонах и бананах древние египтяне не слышали вовсе.

Наиболее распространенными культурами были виноград, фиги, финики и сикомор (смоковница). Последнее растение выращивалось не только из-за вкусных плодов, но и из-за прочной древесины, являющейся превосходным материалом для изготовления гробов для мумий.

Гранатовые, оливковые и яблоневые деревья, завезенные кочевыми азиатскими племенами гиксосов, прижились в Египте и давали при соответствующем уходе хороший урожай. Оливковое масло, получаемое из мякоти оливок, использовалось не только как продукт питания, но и материал для освещения. До появления олив египтяне выращивали другие масличные культуры, преимущественно ореховое дерево «бак».

Хорошим лекарственным средством являлись орехи дум-пальмы и плоды ююбы (зизифы), а кокосовыми орехами питались лишь немногие избранные, поскольку их выращивание в Египте было затруднено неподходящими климатическими условиями. Бедные жители Египта лакомились сердцевиной стеблей папируса и корневищами некоторых водяных растений.

Молоко считалось особо ценным продуктом. Хранили его в пузатых глиняных сосудах с закупоренным горлышком, что препятствовало проникновению насекомых. В некоторых источниках встречается упоминание о таких молочных продуктах в рационе египтян, как сливки, масло, творог.

Для придания напитку или кушанью сладкого вкуса они использовали мед или плоды рожкового дерева. Сбором воска и меда диких пчел занимались специальные люди, отправлявшиеся за ними в далекие пустыни.

Эти люди, как и сборщики скипидарной смолы, пользовались милостью фараона, который оказывал им всяческую помощь.

Некоторые египтяне занимались разведением пчел на собственных садовых участках, используя в качестве ульев большие глиняные кувшины. Добываемый мед обычно шел не только на еду, но и на продажу. Хранили его в тщательно запечатанных каменных сосудах, что позволяло оставлять неизменными ценные свойства этого продукта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пища древних египтян

Главными продуктами питания древних египтян были мясо и хлеб. Однако не стоит думать, что это была примитивная кухня. Адольф Эрман пишет, что даже беглый взгляд на списки жертвоприношений в гробницах позволяет нам увидеть, что египтяне очень хорошо разбирались в мясе и понимали толк в выпечке. В этих любопытных списках они требуют для умершего не меньше десяти различных сортов мяса, пять видов птицы, шестнадцать видов хлеба и пирогов, шесть сортов вина и четыре – пива, одиннадцать видов фруктов, а также «всяческие сласти». В то же время в храмах употреблялось еще больше – до тридцати сортов хлеба.

В Древнем Египте выращивались многие злаковые культуры: пшеница, ячмень, чечевица, просо. Лучший хлеб выпекался из пшеницы, причем пеклись не только простые хлебные караваи, но и многочисленные хлебобулочные и даже кондитерские изделия с добавлением меда и фруктов. Необычным разнообразием отличались формы хлебобулочных изделий – находили изображения хлебов, напоминающих решетку от мясорубки, ручку от штопора и даже водопроводный кран. Но это, конечно, с точки зрения современного человека. Древние же придавали им совершенно иное значение – по их мнению, они были похожи и символизировали звездное небо, свиток папируса, лежащую корову и солнечный диск.

Хлеб и пироги делались из пшеничной муки, которая вырабатывалась весьма примитивным способом: с помощью двух каменных терок или каменных ступ. В каменных ступах мужчины толкли зерно и получали пшеницу «грубого помола», а для получения муки «высшего сорта» привлекались женщины, которые растирали зерно между двумя камнями. Далее наставал черед теста – его замешивали и тщательно месили в корзинах или глиняных мисках. И только потом кондитер придавал им изысканные формы. Хлеба и булки запекались в прямом смысле слова на печи, так как египтяне налепливали изделия на раскаленную глиняную печь. Во дворцах фараона, где кормилось множество людей, тесто месили ногами. Хлеб пекли впрок и хранили в специальных кладовых или относили в храмы. Так, например, 26 числа месяца хаях фараон преподносил храму Осириса в Мединет-Абу 3694 каравая различных сортов хлеба и 600 пирогов.

В отношении мяса египтяне были также большими профессионалами, хотя любимым видом мяса было мясо птицы. Самым популярным блюдом среди всех слоев древнеегипетского общества был жареный гусь, который многократно изображается на барельефах и картинах. Причем это блюдо подавалось как на праздничный стол, так и на циновку пастуха в поле. Гуся поджаривали на вертеле или жарили на углях, так что современный гусь-гриль вполне может дать представление о вкусовых пристрастиях древних жителей Египта. Кстати, таким же образом жарили рыбу. Египтяне очень хорошо разбирались в рыбе и знали, какой вид и в какое время (года?) нужно ловить и есть. В отношении птицы египтяне гордились своим умением выращивать ее в инкубаторах, что, благодаря жаркому климату, позволяло им получать гораздо больший приплод, чем если бы они выращивали птицу естественным путем.

Но вернемся к мясу. Всем сортам «мясного мяса» египтяне предпочитали говядину, при этом быки и коровы традиционно считались символами силы и плодородия. Мясо коров или быков жарили на маленькой жаровне или варили в больших котлах. Также широко употреблялась в пищу баранина – вареная или жареная на вертеле. Ели также коз, газелей, антилоп, а вот свинину и крокодилов ели гораздо реже и не везде. Свинину, в основном, употребляли в пищу пастухи, батраки и рабы. А крокодилов рисковали есть только в отдельных номах (областях) и то, только рыбаки.

Мясо также входило в состав регулярных храмовых жертвоприношений, и в тот же день, 26 числа месяца хаяха в храм Мединет-Абу было отправлено 5 быков и 206 голов гусей и прочей птицы.

Отдельная тема в древнеегипетской кухне – напитки. Чаще всего египтяне пили воду из Нила. Очищали ли они ее каким-либо способом – неизвестно, однако до сих пор в верховьях Нила речную воду местные жители употребляют, так сказать, в натуральном виде и ничем при этом не болеют. Остается лишь предполагать, что иммунитет древних египтян был «настроен» на присущую Нилу микрофлору и микрофауну.

Вторым по популярности напитком было специфическое египетское пиво. Готовили его следующим образом. Молотое зерно ячменя – «зерна Верхнего Египта» – или другие виды молотых злаков смачивали и оставляли сбраживаться. После этого его сушили и делали из него своеобразное тесто, из которого формировали большие «батоны». Эти батоны слегка запекали и снова заливали водой для брожения. Через пару дней брагу фильтровали и старались выпить в свежем виде, так как еще через пару дней пиво становилось кислым и невкусным. Некоторые источники утверждают, что крепость такого пива составляет около 8 градусов. При желании от такого напитка можно было изрядно захмелеть и мудрецы предостерегали молодых людей от чрезмерного потребления пива, так как оно, несомненно, вредило их здоровью и заставляло говорить «то, что они не помнили». Писец Ани так поучал молодых египтян: «Не делай себя беспомощными, много выпив в пивной, чтобы слова твои не повторялись и не выходили из твоего рта так, что ты сам не знал, что произнес их. При падении твои члены будут разбиты, и никто не подаст тебе руку, чтобы помочь подняться, потому что твои товарищи, пьющие с тобой пиво, встанут и скажут: «Пойдем вон от этого пьяницы». Да, нравы в пивных, которых в Фивах было немало, выглядят, мягко говоря, недружественными.

Кстати, именно напоив пивом, подкрашенным в кровавый цвет, боги смогли утихомирить разбушевавшуюся богиню Хатхор, когда та приняла облик богини-львицы Сехмет и отправилась на землю покарать восставших против бога Ра людей».

Самым «престижным» и дорогим напитком в Египте было вино, а история виноделия в Египте насчитывает столько же лет, сколько и сама цивилизация. Так, иероглиф, обозначающий давилку для винограда, появился в древнеегипетской письменности не позже I династии, то есть более пяти тысяч лет назад. При этом вино делалось не только из винограда, но и из пальмового сока, фиников и, возможно, гранатов.

Питие вина всегда было атрибутом праздника и иногда даже носило обрядовое значение. Например, вино использовалось в ритуале «отверзания уст» мумии при захоронении ее в усыпальнице. Вино и пиво также замуровывались в могилах вместе с пищей для того, чтобы ка было не только сыто, но и пьяно, и не помышляло выбраться из могилы, чтобы дебоширить среди живущих. Естественно, пиво и вино также были в списке храмовых подношений 26 числа месяца хаяха. Тогда фараон повелел отправить в храм 905 кувшинов пива и 33 кувшина вина. Понятно, что вино предназначалось жрецам,а пиво доставалось всем жаждущим.

То, чем питались древние египтяне, стало нам известно благодаря Городу мертвых, на западном берегу Нила. Здесь, в гробницах бывших жителей города Фивы находится множество свидетельств того, что в гробницы своих родных, как при захоронении так, и после него египтяне приносили жертвы в виде пищи. Это делалось потому, что они искренне верили, что после смерти мумифицированное тело покойника ждет возвращения ка или аху – мифологической сущности египтянина, которая стремится вернуться в мир живых. (При этом душа человека являет собой совсем другое – она отправляется в царство мертвых). Еда и одежда нужны были для того, чтобы ка по возвращении не разгневалось и не нанесло вреда живым. В гробницу приносили пищу, которую человек с удовольствием ел при жизни.

Пища древних египтян

Чем кормить мумию или что ели в городе Фивы?

Главными продуктами питания древних египтян были мясо и хлеб. Однако не стоит думать, что это была примитивная кухня. Адольф Эрман пишет, что даже беглый взгляд на списки жертвоприношений в гробницах позволяет нам увидеть, что египтяне очень хорошо разбирались в мясе и понимали толк в выпечке. В этих любопытных списках они требуют для умершего не меньше десяти различных сортов мяса, пять видов птицы, шестнадцать видов хлеба и пирогов, шесть сортов вина и четыре – пива, одиннадцать видов фруктов, а также «всяческие сласти». В то же время в храмах употреблялось еще больше – до тридцати сортов хлеба.

В Древнем Египте выращивались многие злаковые культуры: пшеница, ячмень, чечевица, просо. Лучший хлеб выпекался из пшеницы, причем пеклись не только простые хлебные караваи, но и многочисленные хлебобулочные и даже кондитерские изделия с добавлением меда и фруктов. Необычным разнообразием отличались формы хлебобулочных изделий – находили изображения хлебов, напоминающих решетку от мясорубки, ручку от штопора и даже водопроводный кран. Но это, конечно, с точки зрения современного человека. Древние же придавали им совершенно иное значение – по их мнению, они были похожи и символизировали звездное небо, свиток папируса, лежащую корову и солнечный диск.

Хлеб и пироги делались из пшеничной муки, которая вырабатывалась весьма примитивным способом: с помощью двух каменных терок или каменных ступ. В каменных ступах мужчины толкли зерно и получали пшеницу «грубого помола», а для получения муки «высшего сорта» привлекались женщины, которые растирали зерно между двумя камнями. Далее наставал черед теста – его замешивали и тщательно месили в корзинах или глиняных мисках. И только потом кондитер придавал им изысканные формы. Хлеба и булки запекались в прямом смысле слова на печи , так как египтяне налепливали изделия на раскаленную глиняную печь. Во дворцах фараона, где кормилось множество людей, тесто месили ногами. Хлеб пекли впрок и хранили в специальных кладовых или относили в храмы. Так, например, 26 числа месяца хаях фараон преподносил храму Осириса в Мединет-Абу 3694 каравая различных сортов хлеба и 600 пирогов.

В отношении мяса египтяне были также большими профессионалами, хотя любимым видом мяса было мясо птицы. Самым популярным блюдом среди всех слоев древнеегипетского общества был жареный гусь, который многократно изображается на барельефах и картинах. Причем это блюдо подавалось как на праздничный стол, так и на циновку пастуха в поле. Гуся поджаривали на вертеле или жарили на углях, так что современный гусь-гриль вполне может дать представление о вкусовых пристрастиях древних жителей Египта. Кстати, таким же образом жарили рыбу. Египтяне очень хорошо разбирались в рыбе и знали, какой вид и в какое время (года?) нужно ловить и есть. В отношении птицы египтяне гордились своим умением выращивать ее в инкубаторах, что, благодаря жаркому климату, позволяло им получать гораздо больший приплод, чем если бы они выращивали птицу естественным путем.

Но вернемся к мясу. Всем сортам «мясного мяса» египтяне предпочитали говядину, при этом быки и коровы традиционно считались символами силы и плодородия. Мясо коров или быков жарили на маленькой жаровне или варили в больших котлах. Также широко употреблялась в пищу баранина – вареная или жареная на вертеле. Ели также коз, газелей, антилоп, а вот свинину и крокодилов ели гораздо реже и не везде. Свинину, в основном, употребляли в пищу пастухи, батраки и рабы. А крокодилов рисковали есть только в отдельных номах (областях) и то, только рыбаки.

Мясо также входило в состав регулярных храмовых жертвоприношений, и в тот же день, 26 числа месяца хаяха в храм Мединет-Абу было отправлено 5 быков и 206 голов гусей и прочей птицы.

Отдельная тема в древнеегипетской кухне – напитки. Чаще всего египтяне пили воду из Нила . Очищали ли они ее каким-либо способом – неизвестно, однако до сих пор в верховьях Нила речную воду местные жители употребляют, так сказать, в натуральном виде и ничем при этом не болеют. Остается лишь предполагать, что иммунитет древних египтян был «настроен» на присущую Нилу микрофлору и микрофауну.

Вторым по популярности напитком было специфическое египетское пиво. Готовили его следующим образом. Молотое зерно ячменя – «зерна Верхнего Египта» – или другие виды молотых злаков смачивали и оставляли сбраживаться. После этого его сушили и делали из него своеобразное тесто, из которого формировали большие «батоны». Эти батоны слегка запекали и снова заливали водой для брожения. Через пару дней брагу фильтровали и старались выпить в свежем виде, так как еще через пару дней пиво становилось кислым и невкусным. Некоторые источники утверждают, что крепость такого пива составляет около 8 градусов. При желании от такого напитка можно было изрядно захмелеть и мудрецы предостерегали молодых людей от чрезмерного потребления пива, так как оно, несомненно, вредило их здоровью и заставляло говорить «то, что они не помнили». Писец Ани так поучал молодых египтян: «Не делай себя беспомощными, много выпив в пивной, чтобы слова твои не повторялись и не выходили из твоего рта так, что ты сам не знал, что произнес их. При падении твои члены будут разбиты, и никто не подаст тебе руку, чтобы помочь подняться, потому что твои товарищи, пьющие с тобой пиво, встанут и скажут: «Пойдем вон от этого пьяницы». Да, нравы в пивных, которых в Фивах было немало, выглядят, мягко говоря, недружественными.

Кстати, именно напоив пивом, подкрашенным в кровавый цвет, боги смогли утихомирить разбушевавшуюся богиню Хатхор, когда та приняла облик богини-львицы Сехмет и отправилась на землю покарать восставших против бога Ра людей».

Самым «престижным» и дорогим напитком в Египте было вино, а история виноделия в Египте насчитывает столько же лет, сколько и сама цивилизация. Так, иероглиф, обозначающий давилку для винограда, появился в древнеегипетской письменности не позже I династии, то есть более пяти тысяч лет назад. При этом вино делалось не только из винограда, но и из пальмового сока, фиников и, возможно, гранатов.

Питие вина всегда было атрибутом праздника и иногда даже носило обрядовое значение. Например, вино использовалось в ритуале «отверзания уст» мумии при захоронении ее в усыпальнице. Вино и пиво также замуровывались в могилах вместе с пищей для того, чтобы ка было не только сыто, но и пьяно, и не помышляло выбраться из могилы, чтобы дебоширить среди живущих. Естественно, пиво и вино также были в списке храмовых подношений 26 числа месяца хаяха. Тогда фараон повелел отправить в храм 905 кувшинов пива и 33 кувшина вина. Понятно, что вино предназначалось жрецам,а пиво доставалось всем жаждущим.

Косметика и аромотерапия в Древнем Египте

Задолго до Клеопатры прекрасные жительницы Фив умели украшать себя и наводить порчу на соперниц

Из картин и барельефов в храмах нам хорошо известно, что древние жители Фив вне зависимости от пола и возраста не просто любили украшать себя декоративной косметикой, но прямо таки стыдились показаться на глаза без макияжа. Вот только была ли эта косметика сугубо декоративной?

Скорее всего, в седой древности косметические ухищрения египтян носили мистический и защитный характер. Во-первых, летняя жара и ночной холод, слепящие дали пустыни и ослепительный блеск разлившегося Нила неблагоприятно воздействовали на глаза людей. Это воздействие эффект хорошо знаком бедуинам и полярникам, которые стараются защитить свои глаза не только от световых эффектов, но и от больших перепадов температур. Так и древние египтяне страдали от глазных болезней, которые могли привести к полной слепоте и лечить которые египтяне не умели. Поэтому в самые разные эпохи Древнего Египта как мужчины, так и женщины смазывали веки различными целебными мазями, поверх которых наносили сурьму (Б. Уоллис). Ее привозили из стран востока. Лучший сорт сурьмы, который назывался месдемт или месетемет, стоил, разумеется, очень дорого. Этот обычай до сих пор существует у некоторых народов Африки, где часто встречаются глазные болезни (А. Эрман). Дополнительно такая окраска позволяла защититься от сглаза и злых духов.

Впоследствии египетские женщины стали использовать мазь и сурьму не только для защиты зрения, но и для выделения естественной красоты глаз – белизны белков и яркости зрачков. Для декорации глаз в основном использовали два цвета – черный и зеленый, при этом зеленым проводили черту под глазами, а черным окрашивали брови и веки, чтобы глаза казались больше и ярко блестели. Существовал обычай раскрашивать не только лицо, но и другие части тела, например, храмовые певцы и фараоны делали татуировки на плечах и предплечьях.

Широко использовали египтяне масла, благовония и их смеси. Масло применяли не только для натирания тела, но и для укрепления и ароматизации волос. Делалось это следующим образом: в чашу с маслом клали шар размером с кулак, сделанный из гигроскопичного материала, возможно хлопка или шерсти, который впитывал приличное количество масла, смешанного с благовониями. Затем главный умаслитель дома клал этот шар в специальный каркас и укреплял его на голове у хозяина и его гостей – масло из шара стекало на волосы в течение всего пира. А. Эрман: «Масло в Египте имело также и символическое значение: оно обозначало радость. В дни праздников, когда мимо шла царская процессия, все люди лили «сладкое масло на свои головы, на свои новые прически». На всех пирах накладки с маслом для голов были так же необходимы, как венки, а если царь желал оказать кому-либо из своих придворных особый почет, он приказывал своим слугам умастить его Кеми (специальный сорт драгоценного благовония) и надеть на него прекрасные одежды и украшения». Нет, правда, данных о том, оставались ли эти дары у человека навсегда.

Вообще одним из развлечений на пиру считалось заняться туалетом – своим и своего соседа. Египтяне прямо во время еды натирали себя и друг друга благовониями, примеряли новые наряды и ожерелья, дарили или просто давали нюхать друг другу цветы.

Египтянам были известны духи многих видов, самым популярным из которых был состав кифи, состоящий из мирты, ракитника, ладана и других компонентов. Эти духи употребляли при натираниях, а также клали в огонь, чтобы пропитать ароматом помещение и одежду. Чем не ароматические палочки и аромолампы, которые, видимо, использовались не только в Древней Индии, но и в Древнем Египте? Здесь же лежат корни современной жевательной резинки – в духи египтяне добавляли мед и делали из смеси шарики, которые жевали «женщины, делавшие дыхание своего рта сладостным».

В медицинской литературе египтян большое место занимает тема ухода за волосами. Например, для борьбы с сединой голову нужно было смазывать кровью черного теленка или кровью из рога черного быка или просто кровью черного быка, прокипяченной с растительным маслом. Египтяне верили, что черный цвет шерсти животного перейдет таким образом на волосы человека. В то же время есть данные о том, что египтяне умели красить волосы в черный цвет. Египтянки заботились не только о красоте собственных волос, но и об ее отсутствии у своих соперниц. Так, ревнивым дамам советовали: «Чтобы заставить выпасть волосы той, кого ты ненавидишь, возьми червя анарт или цветок сегет, свари червя или цветок в растительном масле и положи на голову сопернице». Здесь же давался рецепт противоядия от такого «подарка» – вареный в воде и затем измельченный панцирь черепахи, смешанный с жиром бегемота.

Литература:

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

Житель древнего Египта - что он ел и пил? Ученых заинтересовал этот вопрос. Оказывается, египтяне питались преимущественно злаками и овощами. А в Древнем Египте водился крупный рогатый и мелкий скот, в Ниле плескалось вдоволь рыбы. Новое исследование показывает, как мало за прошедшие тысячелетия изменились вкусовые пристрастия первых вегетарианцев.

Чем утолял свой голод и жажду житель древнего Египта, когда после трудового дня возвращался вечером домой? В стране Иаа, в Сирии, главный герой древнеегипетского рассказа, написанного в эпоху Среднего Царства (2000-1580 до н.э.), Синухет находит фиги и виноград, вина больше, чем воды, мед и масло, самые разные фрукты, ячмень и прочие злаки. Так же много хорошей и изобильной еды, как в Египте, если не лучше.

"Доставляли мне хлеба и вино минт ежедневно, и вареное мясо, и жареную птицу, не считая дичи пустыни, которую ловили для меня и приносили мне, и не считая того, что приносили мои собаки", — сообщается о жизни и странствиях знатного египтянина "начальника владений царя в землях азиатов" Синухета.

Египтологи уже давно утверждали, что мясо египтяне не поглощали в больших количествах. Скорее всего нехватка мяса компенсировалась приручением антилоп, газелей и других животных. Кажется, ни в одном документе не упомянуто, что египтяне употребляли в пищу свинину, козлятину или баранину, хотя этих животных разводили даже в Верхнем Египте. Мясные блюда подавались исключительно на праздничный стол простых египтян. Повсюду в гробницах мы видим изображения скотобоен и стада животных.

Неужели повседневной пищей незнатных египтян была выловленная из Нила рыба и они пережевывали хлеб грубого помола, с попавшими туда мельчайшими камушками, о чем свидетельствует характерно стертые зубы мумий. В пищу шел также лук, латук (салат), горошек и чечевица, которые упомянуты в платежных ведомостях для рабочих, давно найденных в долине Царей. По свидетельству Геродота, рабочие на строительстве пирамиды Хеопса получили редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов. В конце трапезы они запивали свою нехитрую стряпню пивом или вином, как это изображено на картинах в их могилах.

Французские исследователи под руководством Александры Тузо (Alexandra Touzeau) и Кристофа Лэкюира (Christophe Lécuyer) из Лиона изучили мумии, чтобы ответить на вопрос — чем же питались древние египтяне. А помогли им в этом атомы углерода, которые каждый человек получает с пищей. В природе встречаются два изотопа этого элемента: более тяжелый и редкий C-13 и более легкий C-12. Смотря по тому, как происходит фотосинтез растения, в них либо больше C-13 или, наоборот, C-12.

Имеются так называемые растения с путем фотосинтеза C4, которые принимают большее количество углерода-13. К ним главным образом относятся разные виды травянистых растений, а также кукуруза, сахарный тростник, просо, щирица или амарант. Растения C3 принимают меньшее количество углерода-13. В нашем рационе питания они чаще всего представлены такими злаками, как пшеница, рожь, зерно и рис, относящихся к растениям C3. Хотя в организме человека процесс фотосинтеза не происходит, изотопы углерода в него все же попадают.

Как сообщает "Вестник археологической науки" (Journal of Archaeological Science), для исследования были взяты пробы тканей 45 мумий из двух музеев города Лиона. Умершие происходили из разных областей Египта и жили в разное время. Самые старые мумии относятся к додинастическому периоду — до 3500 г. до н.э., самые поздние — к коптскому времени — около 600 г. н.э.

Также были взяты пробы зубной эмали, костей и волос. Зубная эмаль формируется еще в детстве и с тех пор остается неизменной. Костная ткань, напротив, медленно, но верно меняется с течением времени. Волосы рассказывают о последних днях покойника, поскольку вырастают незадолго до смерти.

ЕГИПЕТ ВО ВРЕМЕНА ФАРАОНОВ

История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток — от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, - до четвертого столетия нашей эры, заканчиваясь римским периодом.

В течение этой эпохи Египтом правили тридцать династий фараонов, имена многих из них широко известны и неспециалистам - Аменхотеп, Тутмос, Тутанхамон, Рамзес, хотя такие (и иные) имена носили, как правило, несколько правителей, различаясь «номерами»: Аменхотеп II, Тутмос IV, Рамзес IX и т.п.

От египетской цивилизации сохранилось гораздо больше материальных памятников, чем от Греции, Рима и даже средневековой Европы. Это объясняется, с одной стороны, климатом Египта, а с другой - желанием древних египтян сохранить тела своих умерших и все необходимое для загробной жизни.

Но не следует думать, будто они были мрачными людьми и жили под страхом неизбежной смерти. Напротив, судя по той материальной культуре, что сохранилась после них, они были скорее веселыми материалистами, которые любили жизнь и вовсе не спешили с ней расстаться.

Именно полнота наслаждения земными благами заставляла стремиться к их сохранению в загробной жизни. Для этого на настенных фресках и в гробницах изображались сцены из жизни покойного, например, на гробнице знатного придворного можно видеть прием гостей на великолепном пиру, где играют музыканты и рабы обносят гостей изысканными блюдами и винами.

Но кто должен пользоваться земными благами в загробной жизни? Материальная оболочка усопшего. Так возникла мысль о необходимости сохранения тела, откуда развилось искусство бальзамирования. В средние века, например, врачи свято верили, что растолченная в порошок египетская мумия обладает чудодейственными свойствами.

Вот один из подобных рецептов: мумию следует сначала растолочь в порошок, затем смешать с растительным маслом до консистенции благовонного умащения или целительного бальзама. После этого лекарство готово и им можно исцелять переломы или растяжения связок, а также воспаления, плевриты и легочные болезни.

При этом, однако, не всякая мумия пригодна для этих целей. Мумия должна быть как можно менее блестящей, очень черной и с приятным запахом.

Вера в необходимость сохранения тела лежит в основе всей египетской религии. А поскольку тело остается нетленным, его следует обеспечить всеми необходимыми материальными благами - предметами первой необходимости, одеждой и пищей.

Что же ели древние египтяне?

ПИЩА И СПОСОБЫ ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Египетская земля была плодородной, но урожай зависел от степени разлива Нила - за слишком слабым или слишком сильным разливом следовал недород. Поэтому фараоны обязаны были создавать запасы провизии, хотя часто этим пренебрегали.

Иногда наступал неурожай, продукты становились на вес золота, а бандиты врывались в храмы и дворцы, грабя и убивая людей. Но в урожайные годы египтяне питались хорошо.

При фараонах Сети I и Рамзесах продуктов было изобилие. На храмовых рельефах и на росписях в гробницах изображены богатые приношения, люди, несущие горы провизии или ведущие тучные стада.

В Большом папирусе Харриса, где ведется рассказ о щедрости Рамзеса III в отношении к храмам и богам, провизия как приношение упоминается почти так же часто, как золото, одежда и благовония. Это говорит о том, что египтяне были большими чревоугодниками и не забывали о еде при любых обстоятельствах.

Основу питания богатых египтян составляло мясо. На стенах гробниц часто встречаются изображения боен и стад животных, предназначенных на убой.

Ведущее место среди них занимали «иуа» - африканские быки. Это были крупные, мощные животные с большими рогами. Их специально откармливали до огромных размеров и веса. И когда бык уже почти не мог ходить, его вели на убой.

Специальные служители принимали только здоровых животных и проверяли качество мяса после убоя.

В эпоху «молодости» Древнего Египта (III тысячелетие до н. э.) часть мяса добывалась охотой на животных пустыни. Египтяне охотились на газелей и антилоп, причем часто их ловили живьем, чтобы затем попытаться приручить и одомашнить. Со временем этот вид животноводства утратил свое значение, так как развилось скотоводство.

Но дикие животные продолжали играть важную роль в ритуале жертвоприношения. Так, известно, что Рамзес III направил в пустыню своих охотников, чтобы добыть антилоп - ориксов. За время своего царствования он пожертвовал в великий храм Амона 54 орикса, одного дикого буйвола и 81 газель.

Египтяне разводили и потребляли большое количество домашней птицы. В Большом папирусе Харриса перечислены сотни тысяч голов. Если в перечне даров упомянуты 3029 четвероногих домашних животных, то птиц - 126250: 57810 голубей, 25020 диких водоплавающих, пойманных в сети, 8394 гуся, 4060 кур-несушек, 160 журавлей и около 20 тысяч перепелок.

Журавлей откармливали на птичьей ферме. Кстати, египтяне различали четыре вида журавлей и пятнадцать видов гусей и уток. Но разводили только те виды, которые были наиболее выгодны.

На диких быков египтяне охотились с помощью прирученных львов. На гиппопотамов охотились с гарпунами. Птиц ловили ударной сетью. Рыбу ловили вершами, расставляя их в воде и собирая с папирусной лодки.

До эпохи Нового царства (II тысячелетие до н. э.) рыба не значилась в меню усопших, вероятно потому, что в некоторые периоды запрещалось ее употреблять. А вообще, египтяне спокойно ели рыбу даже в храмах. В городе Танисе есть гранитный барельеф, где двое бородатых мужчин несут стол, с которого свешиваются огромные лобаны.

В упомянутом папирусе Харриса среди провизии, доставленной в храмы Фив, Она и Мемфиса, значится 441 тыс. штук рыб - лобанов, нильских кларий, мормиров, крупных хромисов, латесов и «нильских окуней», столь больших, что каждую рыбу несли двое мужчин.

Немало свидетельств осталось о потреблявшихся древними египтянами овощах. В годовом календаре Мединет-Абу упоминается лук и порей, которые были известны с незапамятных времен. Высоко ценился чеснок. Геродот писал, что рабочие, строившие пирамиду Хеопса, получали лук, чеснок и редис.

В фиванских гробницах были найдены связки чеснока. Фараон Рамзес III щедро раздавал чеснок и бобы храмам. Древние евреи на пути к земле обетованной вспоминали об огурцах, арбузах, луке и чесноке Египта. В гробницах были найдены бобы, горох и нут - турецкий горох.

В домашних огородах египтяне выращивали салат (латук). Он считался растением бога Мина - бога плодородия (земли, скота, людей). Древние обратили внимание, что латук возвращает женщинам плодовитость, а мужчинам - половую силу, и поэтому употребляли его в больших количествах, в сыром виде с растительным маслом и солью.

Как ни странно, в те далекие эпохи жители Египта не были знакомы с апельсинами, лимонами и бананами.

В поздний римский период (первые столетия н. э.) появились груши, персики, вишня и миндаль. Зато всегда они лакомились виноградом, фигами, финиками и плодами сикомора. Как лекарственное средство употреблялись орехи дум-пальмы.

Изысканным лакомством богачей были кокосовые орехи. Хорошие урожаи приносили многочисленные яблони, оливковые и гранатовые деревья.

Настоящим лакомством считалось молоко. Для его получения египтяне содержали и доили коров. Молоко хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. Были распространены и молочные продукты - сливки, масло и творог. Сливочное масло использовали и для приготовления косметических и лечебных кремов.

Довольно много употребляли египтяне соли, добавляли ее в диетические блюда и снадобья.

Для подслащивания пищи или напитка использовали мед или плоды рожкового дерева. Поиском и сбором диких пчел занимались специальные люди, которых иногда для безопасности сопровождали лучники фараона.

Однако египтяне разводили пчел и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник отгонял пчел руками и извлекал соты. Мед хранили в больших запечатанных каменных сосудах.

Любопытно, но по данным новейших археологических исследований, самыми привилегированными среди древнеегипетских работников были строители пирамид. Они работали на строительстве, в среднем, по 2 года (подобно современному призыву в армию), все это время жили в благоустроенных жилищах неподалеку от стройки и обеспечивались прекрасным питанием, включавшим и большое количество мяса. В случае смерти, захоранивались с большими почестями. Другие простые египтяне ели мяса гораздо меньше.

ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Главную роль в тепловой обработке пищи играли переносные глиняные печи цилиндрической формы, высотой около метра, с дверцей в нижней части для подачи воздуха и выгребания золы, с решеткой или прутьями внутри, на которые клали топливо. Наверх ставили котел с двумя ручками различной формы и размера, иногда даже большего, чем сама печь.

Иной раз обходились и без печи. Повар ставил котел на три камня, а под ними разводил костер из углей и дров.

Уголь использовался древесный, ибо каменного угля в Египте нет, равно как и в соседних странах. Из сохранившихся документов следует, что древесный уголь был ценным товаром. Переносили его в мешках и корзинах.

Для разжигания огня жители Египта пользовались так называемыми «огневыми палочками». Они были редким товаром, и даже крупные храмы получали в месяц не более шестидесяти палочек, то есть по две в день. Приспособление для разжигания огня состояло из двух частей: палочки с заостренным концом и утолщенным основанием и стаканчика. Материал для него привозили из южных стран, и поэтому он был доступен только для богатых семей.

Кухонная утварь состояла из котлов, тазов, кувшинов и глиняных мисок, а также сумок, мешков и корзинок для провизии. Для разделки мяса и рыбы и обработки овощей пользовались столами на трех или четырех ножках; кроме них, были низенькие столики для готовки сидя на корточках, а также козлы, на которых подвешивали мясо и птицу.

Существовало два способа приготовления пищи на огне. Они обозначались глаголами «песи» и «ашер».

Первый, «песи» - «кипятить», «варить» - относится к молоку и мясу. Находили изображения стоящего на очаге глубокого котла, из которого выглядывали кусочки мяса. Нам неизвестно, как подавали египтяне вареное мясо: кусками или рубленное с овощами и приправами, или же клали в лепешки или делали из мяса что-то вроде рубленых бифштексов или котлет, много позднее столь популярных в Древнем Риме.

Для приготовления различных блюд широко использовались масло, сливки, гусиный и говяжий жир.

В гробнице визира Рехмира, главного государственного чиновника при фараоне Тутмосе III (середина 2 тысячелетия до н. э.), изображена его кухня, где на очаге стоит котел, слишком мелкий для варки супа. Надпись гласит, что повар льет туда жир; при этом его помощник помешивает содержимое котла чем-то на длинной ручке, вероятно, поварской ложкой. По-видимому, здесь изображено или приготовление рагу, или обжаривание чего-то во фритюре - более точно по картинке не определить.

Другое слово - «ашер» - означает «жарить». Ощипав и выпотрошив гуся или утку, повар отрубает голову, лапы и кончики крыльев, надевает птицу на вертел и держит ее на вытянутых руках над низкой печкой. Так жарили не только птицу, так как особо приготовленный кусок мяса тоже назывался «ашер» - «жаркое». Его тоже жарили на вертелах.

Свидетельства о том, как ели египтяне рыбу и птицу, можно найти у Геродота. Он писал, что рыбу употребляли либо в сыром виде, либо вялили ее на солнце или солили в рассоле. В соленом же виде ели перепелок, уток и мелких птиц. Рыбу и птицу всех иных пород, кроме почитаемых священными, употребляли в вареном или жареном виде.

Большое количество соленой выпотрошенной, а также свежей рыбы отправлялось в храмы. Туда же посылали живую птицу, иногда целые тушки птиц, которые быстро съедались, а иногда, разделанные и вяленые, хранились длительное время.

В Древнем царстве (2778 - 2263 гг. до н. э.) насчитывалось не менее пятнадцати видов хлебных изделий. Немало их было и в более поздние времена. Они отличались друг от друга мукой, формой, степенью пропеченности и десятками добавок в тесто: молоко, мед, фрукты, яйца, жир, масло и т.п.

Учитывая, что до нас дошло далеко не все, существовавшее в Древнем Египте, можно сделать вывод о значительном богатстве и разнообразии древнеегипетского хлебопекарного ассортимента.

Это неудивительно - приготовление различных мучных изделий древнейшее из кулинарных искусств человечества, появившееся еще в древнем каменном веке, а то и раньше, и совершенствовавшееся в течение многих тысячелетий.

От древних египтян до наших дней прошло много меньше лет, чем от появления мучных изделий в рационе людей до возникновения Древнего Египта. И все эти многие тысячелетия миллионы изобретательных древних поваров постоянно совершенствовали и умножали свои кулинарные рецепты, методы приготовления.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ИЗ ИСТОРИИ ПИТАНИЯ

Надо учитывать, что не столь глупы и неумелы были наши древние предки, как иногда хочется себе представить, и не столь мудры и совершенны мы, их ныне живущие отдаленные потомки.

Людей в те времена было мало, а ресурсы еды в тогда безграничной окружающей природе были множественны - в этом нашим древним предкам можно лишь позавидовать.

И еду в древние времена готовили из полноценных исходных продуктов, а не из неизбежных в нашем перенаселенном мире всяких химических присадок и добавок Е.

К примеру, когда на малонаселенных землях Америки появились первые европейские поселенцы, один подросток с палкой в руках, отойдя на сотню метров от поселения, мог за 20 минут набить диких индюшек на плотный ужин 15-20 взрослых человек. Основные труды сводились к ощипыванию этих индюшек и их приготовлению. И один проход небольшим бреднем в реке или в озере давал столько рыбы, что и не съесть - из сетки выбирали лучшую, остальное вытряхивали обратно в воду. Для запаса корма своим собакам сушили даже не рыбу, а лососевую икру - она нравилась собакам несколько больше.

В условиях тогдашней ненарушенной окружающей природы остаться голодным мог только самый ленивый. Ныне такое, в т.ч. и в Америке, да и в нашей России, некогда избыточно богатой дичью и рыбой, стало уже невозможно. Химизация сельского хозяйства, промышленные стоки предприятий сделали свое недоброе дело.

Некогда москвичи ловили здоровенных осетров и стерлядь в Москве-реке прямо рядом со своим домом - все реки волжского бассейна были богаты осетровыми.

Последняя рыболовецкая артель на Оке закрылась в конце 1950-х - к тому времени рыба в реке от мощных промышленных стоков большей частью передохла, ловить оставшуюся мелочь стало невыгодно. И пока еще остающаяся в Волге отравленная стоками немногочисленная рыба более ядовита, чем полезна в питании. Что касается нынешнего браконьерства - никакие браконьеры не могли бы уничтожить даже малую часть той рыбы, что была отравлена предприятиями или уничтожена построенными ГЭС.

Как показали новейшие исследования, древние люди в каменном веке тратили на обеспечение себя всем необходимым для жизни не более 4 часов в день, остальное время занимались своими развлечениями, занятиями с детьми, танцами, украшениями и изобретениями чего-то новенького. Ныне многие люди тратят на работу по 9 часов в день и больше, а с учетом времени на дорогу - по 10-12 часов, при этом некоторые все равно не сводят концы с концами и, потому, не всегда ложатся спать сытыми. Да и своих детей видят по 1-2 часа в день.

Но, вернемся в Древний Египет.

Мука у египтян была трех видов: ячменная - «ит», из полбы - «бедет» и пшеничная - «сут». Богачи хранили свои запасы зерна поблизости от дома или на крыше.

Очищенное от сора зерно передавали особой группе людей, в которой было больше женщин, чем мужчин. В каменную ступу засыпали порцию зерна. Двое или трое крепких парней молотили его тяжелыми пестами. Просеивальщицы, получив от них размолоченное зерно, отделяли мякину для скота, а остальное шло на размол.

Египетская мельница представляла собой колоду с двумя отделениями, верхним и нижним. Мельник, согнувшись вдвое, двигал взад и вперед тяжелый камень по зернам в верхнем отделении, ссыпая муку в нижнее отделение. Затем муку просеивали, и все повторялось сначала, пока мука не достигала нужной степени помола. Процесс сопровождался пением рабочих: «Да ниспошлют все боги этой земли моему хозяину силу и здоровье!»

Муки готовили ровно столько, сколько необходимо было на дневную выпечку. Над очагом расставляли конические формы таким образом, чтобы пламя лизало их изнутри. Огонь раздували веером. Когда формы достаточно прогревались, их переворачивали, устанавливали на доску с круглыми отверстиями и наполняли тестом, замешанным на дрожжах или опаре. Затем формы закрывали и ставили на очаг.

Когда хлебы испекались, их извлекали из форм, тут же пересчитывали и записывали результат, ибо счет всего вокруг был любимым занятием египтян. После этого полные корзины хлеба относились хозяину. Описанный способ выпечки хлеба был распространен в период Древнего царства.

Позднее, в эпоху Нового царства (1580 - 1085 гг. до н. э.) способ оставался прежним, но появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов.

Заканчивая разговор о продуктах питания, посмотрим; что пили жители Египта. Их национальным напитком было пиво. Его пили везде - Дома, в поле, на кораблях, в харчевнях. Пиво готовили из ячменя либо из пшеницы с финиками. Использовались формы, похожие на формы для выпечки хлеба, только больших размеров, а также корзины и глиняные кувшины и тазы.

Сначала выпекали хлебы. Вокруг печи расставляли пирамиды форм, как в пекарне. Одновременно замешивали особое тесто, которое называлось «уаджет» - «свежее». Его заливали в нагретые формы и держали в них до того момента, когда хлебы покрывались золотистой корочкой. Надо было следить, чтобы в середине они оставались сырыми.

Эти недопеченные хлебы крошили в большом тазу и заливали сладким соком фиников. Полученную массу перемешивали и фильтровали. Вскоре жидкость начинала бродить. Ее разливали по кувшинам, накрывали тарелочками и запечатывали гипсом.

Перед употреблением пиво переливали в кружки объемом от одного литра до двух. Любители пива пили его из каменных, фаянсовых или металлических чаш.

Усопшему фараону, согласно надписям в его гробнице, обещали хлеб, который не зачерствеет, и пиво, которое не закиснет.

Не менее любимо египтянами было и вино. Торговля вином процветала. В одном из документов времен фараона Рамзеса II упоминается прибытие трех судов с 1500 кувшинами вина, 50 кувшинами напитка «шедех» и 50 кувшинами напитка «наур». Есть основания считать, что первый был из граната, а второй - типа ликера.

На найденных остатках винных кувшинов имеются многочисленные надписи, указывающие на происхождение и качество вин. Большинство виноградников находилось в восточной части Дельты. На качество вина указывают надписи типа: «хорошее вино восьмого раза», «вино третьего раза», либо просто «сладкое вино».

Вероятно, «сладкое вино» - это молодое вино, а «третий» и «восьмой раз» означают вино третьего и восьмого разлива. Частые переливания были необходимы для того, чтобы уберечь вино от закисания. Другой способ заключался в кипячении.

ЦЕРЕМОНИЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Древние египтяне ели, сидя по одному или по двое за маленьким столиком, на котором стояли блюда с мясом, птицей, овощами, фруктами, иногда разложенными на ломтях конических хлебов. Дети сидели на подушках или циновках на полу.

Завтракала египетская семья по отдельности. Главе семьи еду подавали сразу после умывания. Его завтрак состоял из хлеба, пива, мяса и пирога. Его жена завтракала, пока ее причесывали или сразу по окончании туалета.

На росписи, найденной в Фивах, служанка подает кубок своей госпоже, когда она еще держит в руках зеркало. Рядом с ней столик с корзиной из пальмовых листьев и двумя вазами. В состав обеденного стола входили мясо, птица, овощи и фрукты по сезону, хлеб, пирожки и, само собой, пиво в изобилии.

Поскольку климат Египта жаркий, то забить быка могли только те, кто способен был съесть его за три-четыре дня: в противном случае мясо протухло бы. Ясно, что это были крупные вельможи, имевшие множество слуг и устраивавшие пиры для многих гостей.

В самом конце дня был легкий «ужин», после которого египтяне еще беседовали час или два, а затем ложились спать.

Одним из самых больших удовольствий для египтянина были пиры, на которые он созывал своих многочисленных друзей или родственников. На рельефах египетских гробниц часто встречаются сцены застолий, которые устраивал хозяин гробницы при жизни. Пирам предшествовала большая подготовительная работа - покупки в лавках, хлопоты в доме и на кухне.

Забивали быка, расчленяли его тушу и сортировали куски мяса. Готовили жаркое, тушеное мясо и соусы. Жарили гусей на вертелах. Расставляли кувшины с пивом, вином и ликерами. В корзинах и на подставках пирамидами лежали разнообразные плоды.

При этом продукты тщательно укрывались от пыли. Доставали из шкафов золотые и серебряные кубки, вазы и расписную посуду. В сосудах из пористой глины охлаждалась вода.
мК моменту приезда гостей собирались музыканты, певцы и танцоры, а привратники стояли у дверей. Знатных гостей встречал сам хозяин у входа и провожал через сад. Так же поступали жрецы, если в храм прибывал фараон.

Случалось, что хозяин ожидал приглашенных в гостиной, как фараон в своем зале приемов. В таком случае гостей встречали слуги, которыми руководил привратник в праздничной одежде и с жезлом в руках. Слуги подходили к вознице и указывали место, куда следует поставить колесницу.

В сопровождении рабов - мужчин и женщин - гости направляются к дому. При входе в зал для приемов их встречает еще большее количество рабов и служанок. Мужчины-слуги одеты в белые накрахмаленные короткие юбки, на девушках нет почти никакой одежды, кроме небольшого куска материи, обернутого вокруг бедер, ожерелий, ручных и ножных браслетов из разноцветных бусин. Они вручают каждому гостю по цветку лотоса и обносят всех лакомствами и кубками вина или пива.


Постепенно прибывают гости. Стройные мужчины и элегантные женщины одеты в безупречные одежды из гофрированного льна. На головах - тяжелые черные парики, обрамляющие их лица. Знакомые и друзья приветствуют друг друга.

Египтяне обожали комплименты и лесть и были большими мастерами этого тонкого искусства.

На одном из папирусов эпохи Рамзесов приведен образчик такого рода:
«Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке - сирийские жеребцы... Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками... Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали - не существует».

Примерно так приветствовали и хозяина, устраивавшего пир. Он мог ответить просто «Добро пожаловать!» или «Хлеб и пиво!» или более витиевато:
«Жизнь, здоровье, могущество! В милости Амона-Ра, царя богов! Я молю Ра, Харахти, Сетха, Нефтис и всех богов и богинь нашего сладостного края. Да ниспошлют они тебе здоровье, да ниспошлют они тебе жизнь, чтобы я видел тебя и мог обнять тебя моими руками!»

После окончания церемонии приветствий и пожеланий гости переходят из приемного зала в другой, где в определенном порядке расставлены золотые и инкрустированные бирюзой, сердоликом и лазуритом кресла с высокими резными спинками для наиболее знатных гостей.

Остальные, рангом пониже, рассаживаются на табуретках с перекрещенными ножками или на обычные - с прямыми, а также на подушки или циновки, разложенные на полу.

Мужчины садятся по одну сторону, женщины - по другую, поправляя при этом узкие юбки и приводя в порядок завитые парики. Впрочем, по желанию гость может оставаться рядом со своей женой.

Девушки-рабыни надевают на гостей гирлянды и кусочек благовонного жира или колпачок с ароматным маслом, которые клали на парик. Служанки всегда были молоды и красивы, а праздничные одеяния открывали и подчеркивали их естественные прелести.

Наступает момент подачи блюд. Тут есть все и на самый взыскательный вкус. Гости принимаются за еду. Вдоль стен зала стоит множество небольших столов с жареным мясом, курами, утками, голубями, различными овощами и хлебом разнообразной формы.

На металлических подносах стоят кувшины с вином, на которых указан возраст вина для предпочтительного выбора каждым из пирующих.

Рабы и рабыни подают гостям деликатесы, которые те едят руками, а ножами пользуются только для разрезания мяса. Чаши для ополаскивания рук и салфетки передаются по кругу, чтобы гости могли смыть жир со своих рук.

Египтяне очень любили музыку. Эта страсть родилась в незапамятные времена, когда еще не было музыкальных инструментов и слушатели поддерживали певцов, отбивая такт ладонями. В эпоху пирамид появляются флейта, арфа и гобой. Они звучали как поодиночке, так и вместе в любой комбинации. Ритм отбивался хлопаньем в ладони.

Начиная с эпохи Нового царства (середина II тысячелетия до н. э.) и под влиянием культуры соседних народов музыкальные инструменты претерпевают существенные изменения. Арфы становятся крупнее, количество струн удваивается; появляются небольшие переносные арфы, средние по размеру с подставкой и большие, настоящие произведения искусства, с нанесенным на них растительным или геометрическим орнаментом, с резными позолоченными головками наверху или у основания.

Были и другие музыкальные инструменты - двойная флейта, лютня, барабан. Последние делали круглыми или квадратными, а использовались они чаще на народных и религиозных праздниках. То же самое относится и к еще двум инструментам - трещоткам и систрам.

Систр хатхор представлял собой голову Хатхор - богини любви, музыки, веселья, танцев и пирушек - на ручке. Вместо рогов на уборе Хатхор были длинные металлические стойки, между которыми натягивались проволочки с нанизанными на них металлическими цилиндриками. Потрясая систром, музыканты извлекали из него звон, поддерживавший ритм танца или голос певца.

Пиры египтян непременно включали насыщенную музыкальную программу. Музыканты в одинаковых белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр пиршественного зала. В руках они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны.

Рассаживались они на полу и начинали играть - сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм.

Пели песни в честь бога Амона-Ра:
«Твое совершенство во всех сердцах. Птах создал это собственными руками... Каналы вновь наполнились водой. Земля залита его любовью», - пел один певец.
Второй продолжал: «Это счастливый день, день, когда думают о совершенстве Амона. Какая великая радость - вознести ему хвалу до самых небес!»

Благодаря богов за счастье жизни, египтяне прекрасно осознавали, сколь короток их век. Поэтому следует сполна воспользоваться этим прекрасным днем, когда милость богов и щедрость хозяина так счастливо соединились!

Об этом гостям напоминает арфист: «Со времен бога проходят тела и поколения приходят на их место. Ра восходит утром, Атум заходит в Ману (запад), мужчины оплодотворяют, женщины зачинают, все носы вдыхают воздух, но утром их дети уходят к их местам [умирают]! Проведи же счастливый день, о, жрец!..»

Другой арфист рассказывает пирующим о тщетности всех усилий человека избегнуть смерти (сравните с нашим русским «сколько веревочка ни вейся, а будет конец»). Египет во времена Рамзесов был уже древней страной, и каждый мог видеть, что стало с пирамидами.

Но пели не только о богах и мимолетности радостей короткой жизни. Представим себе, что арфисты, окончив песни, уходят, и появляются молоденькие девушки-музыканты в коротких юбках с бахромой и бусами на шее.

За ними выходят танцующей походкой юноша и девушка. Юноша, подойдя к девушке, опускается перед ней на колени, вытянув руки. Девушка делает вид, будто хочет убежать. Тогда он поворачивается к ней спиной и прячет лицо в ладонях. Она легкой походкой возвращается к нему. Он поворачивается к ней, встает и начинает петь. Девушки-музыканты аккомпанируют ему на флейтах и лирах.

Эти песни подвыпившие и расчувствовавшиеся гости слушали с большим вниманием, сопереживая лирическому герою и дополняя вызванные искусством благие эмоции возлияниями и закусываниями.

Еще одним «номером» «концерта» могло быть выступление танцовщиц. Они (или она) выступали в сопровождении полуобнаженных девушек-музыкантов, одетых в короткие льняные одежды, а грудь, руки и щиколотки их украшали бусы. Одни играли на тамбуринах, другие - на лютнях, сопровождая танец пением.

В период Позднего царства (715 г. до н. э. - 332 г. до н. э.) на пирах богачей появился любопытный обычай. По окончании трапезы хозяева выставляли перед гостями небольшой деревянный гроб с раскрашенной фигуркой мертвеца (изображавшей мумию).

Хозяин показывал такую фигурку каждому гостю и говорил: «Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как он!»

Следует сказать, что порой пирующие столь охотно внимали этим предупреждениям, как и песням арфистов о бренности бытия, что нередко пир превращался в безудержную попойку - и в те времена глубинные основы человеческого поведения на пирах не слишком отличались от нынешних. Это можно видеть в сценах пирушек, где изображены обожравшиеся и перепившиеся гости, которых рвет, а соседи заботливо поддерживают головы ослабевших пьяниц. Впрочем, это не считалось серьезным проступком.

Вот так (или примерно так) проходило веселое пиршественное застолье состоятельных египтян в глубокой древности.

ПИТАНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА

Рацион ежедневного питания жрецов Древнего Египта, составлявших высший слой общества, был крайне нездоровым и напоминал еду из современных "Макдональдсов". Подобная диета вызывала у жрецов сердечно-сосудистые заболевания.

К такому выводу пришли британские ученые из Манчестерского университета на основании анализа мумий жрецов и надписей из древнеегипетских храмов. В них перечислялись продукты, которые обычно приносились в жертву богам, а потом съедались служителями культа и членами их семей.

Ученые исследовали 22 мумии, которые, судя по надписям на саркофагах, принадлежали жрецам. У 16 из них ученым удалось найти следы кровеносных сосудов и исследовать их. У девяти мумий сосуды оказались забиты отложениями кальция, что является признаком атеросклероза, возникающего вследствие нарушения жирового обмена. Это говорит о том, что покойные ели пищу с высоким содержанием насыщенных жиров.

Согласно древнеегипетским обрядам, статуям богов трижды в день приносились дары в виде продуктов питания. После окончания церемоний жрецы уносили продукты домой, где съедали их за семейным столом.

Судя по надписям, в жертву богам приносилась высококалорийная пища, которая особенно ценилась. В "рационе" египетских богов (потребляемом их служителями) было много жирного мяса, в частности гусятины, хлеб, испеченный с добавлением животного жира, яиц, масла, а также сладости, приготовленные в масле и с добавлением жиров.

Значительная часть дарственной богам пищи была крепко соленой, так как соль обильно использовалась для консервации продуктов в условиях египетской жары, и для пищи богов дарители соли не жалели.

Кроме того, богам обильно жертвовались алкогольные напитки, так что выпивали египетские жрецы явно много больше безопасной нормы, рекомендуемой современной наукой.

Учитывая столь нездоровую диету, ученые считают неудивительным, что представители древнеегипетской элиты, несмотря на свое богатство, жили недолго - по 40-50 лет.

При этом бедные крестьяне в Древнем Египте питались здоровее – их рацион был, в основном, вегетарианским на основе злаков, овощей, фруктов и зелени, что весьма полезно в условиях долгой египетской жары. Кроме того, их жизнь была связана с физическим движением. Потому, зачастую, крестьяне и ремесленники жили дольше своих высокопоставленных повелителей.

Впрочем, среди фараонов, высокопоставленных чиновников и жрецов иногда, пусть и редко, тоже случались долгожители, но это было более исключением, чем правилом.

Великая философская проблема, что для человека важнее – постоянное соблюдение всяческих разумных ограничений, приводящее к здоровому долголетию, или всемерное наслаждение благами быстротечной жизни – человечеством не решена и до сих пор.

И что приятнее – прожить 40 лет в неограниченной пиршественной радости или 80 лет в здоровом труде с тяпкой в руках на свежем воздухе на плантации – и ныне каждый волен решать для себя сам.

Комфортный отель, пляж на берегу Красного моря и all inclusive - это еще не весь Египет. Где-то там, за стенами отеля, в Аравийской пустыне перекатываются волны песка, и спорят со временем пирамиды, и течет вечный Нил.

И где-то там готовят бесхитростный фалафель, едят теплые лепешки с хумусом и пьют освежающий чай каркаде.

Знакомство с национальной кухней Египта сродни экскурсии. Нужно выйти в город, найти ресторанчик, где готовят местные блюда, попробовать нечто с труднопроизносимым названием - и удивиться, до чего это вкусно.

Мы расскажем о самых распространенных блюдах египетской кухни и о том, что из этого можно предложить ребенку.

Особенности кухни

Национальная еда в Египте - это диковинная смесь разных кулинарных традиций. Тут и блюда, характерные для всего Ближнего Востока, и явное влияние средиземноморской кухни, и совершенно особенная еда, которую готовят только в этой стране.

Кухня Египта имеет несколько характерных черт.

  • Популярность бобовых . Это ценный источник белка, и гораздо более дешевый, чем мясо. Едва ли не все самые популярные египетские блюда приготовлены из бобов, фасоли, чечевицы или нута.
  • Оригинальные мясные блюда . В основном для приготовления еды используют баранину, козлятину, крольчатину, мясо птицы, реже - говядину и никогда - свинину.
  • Обилие блюд из рыбы и морепродуктов .
  • Частое использование овощей - свежих, отварных, тушеных. На первом месте в Египте, пожалуй, стоят баклажаны, но салаты из свежих овощей и овощные супы здесь готовят очень часто.
  • Небольшой выбор каш . Местные жители едят рис, булгур и кускус, остальные крупы почти не встречаются.
  • Щедрое использование пряносте й. Большинство из них привычные - черный и красный перец, гвоздика, кориандр, тмин, зира, мускатный орех, корица, ваниль. Но есть и особенные, почти не встречающиеся в европейской кухне. Это прежде всего мастика - светло-золотистые кусочки смолы, которые добавляют к мясу для придания аромата дичи. Еще одна удивительная пряность - махлеб, смолотые ядрышки из косточек дикой вишни.

Национальные блюда Египта

Названия самых популярных ближневосточных блюд хорошо известны: фалафель, хумус, халва, пахлава. Но это лишь крошечная часть национальных блюд Египта. Представьте себе по описаниям вкус незнакомой пищи, а потом во время обеда в египетском ресторане припомните, так ли вы представляли себе вкус «фул медамес» или «кушари».

Закуски

Трапезу в Египте принято начинать с закусок. Эта традиция требует только одного комментария: закуски так вкусны, что ими можно наесться раньше, чем вам подадут основное блюдо.

Фул медамес - бобовое пюре, приправленное чесноком, лимонным соком и оливковым маслом. Фул медамес можно просто намазывать на хлеб или есть с омлетом, вареными яйцами, свежими овощами.

У этого блюда много вариаций: встретив в меню название «Фулия би ль ходра» или «Фул би ль зебда», смело заказывайте его.

Гибна Домиати - мягкий сыр из буйволиного (иногда из коровьего) молока. Этот сыр продается в консервных банках, и выдержка только улучшает его вкус. Поэтому гибна домиати можно везти с собой в качестве напоминания об отдыхе или вкусного подарка.

Дукка - смесь измельченных орехов и душистых трав (чаще всего кориандра, кунжута, зиры, мяты и тимьяна) с добавлением соли. Это блюдо трудно назвать просто закуской, поскольку дукка используется как панировка или как смесь пряностей для мяса и рыбы.

Но самый чудесный способ есть это пахучее кушанье - отламывать кусочек хлеба, окунать в оливковое масло, затем в дукку и отправлять в рот. Для такого перекуса подойдут лепешки «айш балади» или мягкий египетский хлеб «семет».

Баба гануш - популярное во многих арабских странах блюдо из запеченных баклажанов. Баклажанное пюре заправляется оливковым маслом, часто добавляется кунжутная паста (тахина). Также на стол часто ставят кунжутную пасту как самостоятельное блюдо и хоммус (пюре из нута).

Супы

Блюда под названием шорба или шорбет - это супы. Чаще всего их варят на мясном или рыбном бульоне, заправляя его овощами, бобовыми, яйцами. В ход идут непривычные для супа приправы, например, кардамон.

  • Шорба худар би ль мавасир - овощной суп на мясном бульоне.
  • Шорба фуль набет - суп из пророщенных бобов, заправленный лимонным соком.
  • Шорба адс асфар - чечевичный суп-пюре.
  • Сахина би ль бейд уа эль руз - рисовый суп с яйцом.
  • Лисан асфур - суп с макаронами на курином бульоне.

Основные блюда

Если закуски только раздразнили ваш аппетит, самое время перейти к серьезной пище.

Кушари - кушанье из пасты, риса, нута и чечевицы, заправленных томатным соусом и чесноком. Блюдо это не такое древнее: в меню египтян оно появилось около 100 лет назад, и считается, что его изобрели британцы, занявшие Египет в результате англо-египетской войны.

Как бы то ни было, сразу несколько источников медленных углеводов в одной тарелке - залог того, что вы долго будете сытыми.

Мулукия - сытное блюдо с говядиной, крольчатиной, курятиной или рыбой. Но не это главное в нем, а листья джута, тропического растения, жесткие стебли которого используют для изготовления канатов и мешковины. К мулукии обычно подают рис или египетский хлеб.

Фалафель - обжаренные во фритюре котлетки из нутового пюре. В фарш добавляют пряности, поэтому блюдо может быть довольно острым. Фалафель с кунжутным соусом и свежими овощами, завернутый в лепешку, - отличный перекус.

Фатир (фетир) - тонкие пироги со сладкой или острой начинкой. Тесто для фатир делают слоеное, а начинку готовят из сыра, мясного фарша, лука с яйцом или из творога, изюма, джема.

Блюда из мяса и птицы

Мясо в Египте едят отнюдь не каждый день. Это скорее праздничные блюда, которые готовят в честь значительных событий. К числу ежедневных блюд можно отнести разве что котлеты кофта, которые делают из смеси говяжьего и бараньего фарша. Но в меню ресторанов можно увидеть и другие названия.

Тарб - котлеты из говяжьего или бараньего фарша, завернутые в нутряной бараний жир и запеченные на углях. Под таким же названием вам могут предложить фаршированный бараний желудок (гурманы это оценят).

Дема би ль ляхма - говяжье жаркое в томатном соусе. Фахда дани - бараний окорок, нашпигованный чесноком и запеченный в духовке. Кишк би ль дагаг - курица в йогуртовом соусе. Часто вместо йогурта в соус добавляют лябан - нежный творожный сыр.

Батт мехамар - жареный гусь. Блюдо, казалось бы, распространенное, но в Египте его готовят с добавлением мастики и кардамона, отчего мясо гуся приобретает неожиданный аромат дичи. Уарак айнаб - египетская долма. Ее делают из рисово-мясного фарша, завернутого в виноградные листья.

Рыбные блюда

Египет богат рыбой и морепродуктами. Богатый улов дают Красное и Средиземное море, Нил, озеро Насер. Готовят всю эту вкуснотищу только в специализированных рыбных ресторанах.

Обращайте внимание на способ приготовления: рыбу, креветок, моллюсков жарят на углях (машуи) или во фритюре (макли), реже - запекают в духовке.

Упомянем лишь одно необычное блюдо. Руз би фваке эль бахр - приготовленный по особенному рецепту рис с морепродуктами. В его состав входит рыбное филе, кальмары, креветки, а также грецкие орехи и арахис.

Десерты египетской кухни

Сладкие блюда Египта - испытание для лакомок. Обилие непохожих друг на друга десертов вызывает слюнотечение, и выход только один: попробовать все.

Халва - любимая всеми сладость. В Египте халву делают из кунжута и добавляют в нее измельченные фисташки, миндаль или кедровые орешки. Халва - один из немногих продуктов, который хорошо хранится даже в условиях жаркого климата.

Мы привыкли воспринимать халву как самостоятельный десерт, а египтяне используют ее для приготовления другого сладкого блюда - салакан. Для этого халву смешивают с медом и взбитыми сливками.

Кунафа - блюдо, напоминающее запеканку из очень тонких макарон. На самом деле это не макароны, а тесто кадаиф, высушенное в виде тонких нитей. Начинку для кунафы делают из орехов и взбитых сливок.

Басбуса - пирог из манной крупы. Золотистые квадратики басбусы украшают орехами.

Ка"кат - мягкий и пышный бублик-загогулинка, посыпанный кунжутом. Он пахнет по-особенному, поскольку в тесто добавляется махлеб - смолотые ядрышки дикой вишни. Их аромат немного напоминает миндаль и хорошо обманывает вкусовые рецепторы: бублик кажется сладким, хотя сахара в тесте почти нет.

Умм-Али - десерт из слоеного теста с начинкой из кокоса, изюма и миндаля. Продукты выкладывают в форму, заливают горячим молоком и запекают. Часто эту сладость сравнивают с тирамису.

Хегазея - пирог с начинкой из манки и орехов. Пахнет он невообразимо сладко, поскольку в начинку добавляют корицу, но на вкус не кажется сладким, поэтому к пирогу часто подают мед.

Экзотика

Многие египетские блюда так или иначе напоминают привычную еду. Но не все: в этой стране готовят и очень необычные кушанья.

Фесик (фисикх) - блюдо из соленой ферментированной кефали или сардины. Попробовать фесик можно не во всякое время, а только в праздник весны Шам-эль-Нессим, который отмечают в конце апреля. Запах у этого блюда не очень приятный. Кстати, к празднику Шам-эль-Нессим в Египте принято красить яйца. Их подают на завтрак с мягкими булочками и зеленым луком.

Махши - фаршированный рисом и запеченный на углях голубь. Голубей для кулинарных целей разводят на птицефабриках.

Суп из колоказии - блюдо, которое готовят к празднику Крещения. В пищу идут клубни тропического растения колоказии (таро), имеющие островатый вкус. Для бульона колоказия варится вместе с мясом. Затем бульон заправляют кориандром, измельченным чесноком и лимонным соком, а отваренные клубни растирают в пюре и подают как гарнир.

Фатта - острое кушанье для больших праздников и особых случаев. Оно состоит из риса и жареного хлеба, выложенных слоями и залитых говяжьим бульоном с чесноком, пряностями и уксусом. Фатту подают с отварной говядиной и яйцами.

Роз биль шаарея - это вареный рис, в который добавляется обжаренная мелкая вермишель.

Для туристов знакомство с особенностями египетской кухни - это, скорее, развлечение, чем необходимость. Поэтому голодным ребенок в любом случае не останется, даже если ему не понравится или не подойдет новая пища.

Ребенку, который уже питается со взрослого стола, можно предложить многие египетские блюда. При этом желательно за один раз пробовать только одно незнакомое кушанье и сочетать его с чем-то привычным (например, с тушеными или свежими овощами).

Очень острых блюд в Египте мало, но попробовать пищу перед тем, как дать ее ребенку, все же стоит. Самое острое блюдо - фатта, которую еще и заправляют уксусом. Не советуем давать ребенку суп из колоказии. Даже распространенный фалафель может быть слишком пряным, чтобы оказаться на детском столе.

Мясные блюда могут показаться жирными. Хотя в сухом климате Египта жир хорошо усваивается, ребенку не стоит налегать на блюда из баранины.

Напитки для детей

Лучшим напитком в жаркой стране остается вода. В Египте можно пить только бутилированную воду. Но если хочется попробовать что-то необычное, начните с напитка «асыр асаб».

Асыр асаб - это тростниковый сок. Очень сладкий напиток зеленого цвета считается неотъемлемой частью египетской кухни. Для продажи тростниковый сок обычно смешивают с соком других фруктов. Важно: хранить сок нельзя, выпейте его сразу после покупки.

Не заказывайте в Египте напитки со льдом. Лед вполне может быть сделан из водопроводной воды, а это опасно.

Каркаде - чай из цветков гибискуса. Кисловатый напиток, немного терпкий на вкус, хорошо утоляет жажду. В жару каркаде приятнее пить охлажденным.

Шай би ль нана - чай с мятой. Мяту не заваривают кипятком, как обычно, а кладут свежие веточки в уже заваренный чай. Также в Египте туристов угощают бедуинским чаем с лимонником. Кофе также очень популярен в Египте. Здесь его варят с добавлением кардамона. Зийяда - это сладкий кофе, спада - горький, мазбута - кофе средней сладости.

Где попробовать

В туристических городах множество ресторанов, где можно попробовать традиционные блюда Египта. Вкусно готовят и красиво подают еду в ресторанах высокой кухни (там же часто играет национальная музыка). В так называемых бедуинских кафе меню небольшое и подача бесхитростная, но все очень вкусное.

В Египте есть и фастфуд-рестораны, где готовят традиционные блюда. Одни заведения специализируются на продаже фалафеля: горячие котлетки с салатом из свежих овощей продают в мягкой лепешке.

Другие кафе продают исключительно фул - его тоже заворачивают в лепешку. Пироги фатир продаются в кафе под названием «фататри».

В ресторанах отелей редко встречаются блюда египетской кухни. Часто они адаптированные, усредненные, приготовленные без особенных специй. В этом есть и плюс: ребенку, который не любит перемены, не испортит настроение обилие незнакомых блюд.

Желаем вам приятных гастрономических открытий! А как только у вас появится интерес к другим достопримечательностям Египта, загляните в коллекцию семейных развлечений Кидпассажа. Там найдутся варианты экскурсий на любой вкус.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой