Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект занятия в старшей группе: Как животные готовятся осенью к зиме? Конспект нод с детьми подготовительной группы "зимой в лесу" Задачи приоритетной образовательной области.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Хлеб»
Цель:
закреплять представления о составе предложения
Задачи:
совершенствовать словарь по теме; совершенствовать навыки составления рассказов по картине; совершенствовать навыки образования родственных слов; совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, анализа предложения, его схемы
1. Оргмомент
Логопед. Перед вами картинки. Что на картинках вы видите?
Дети. Баранки, сушки, батон, хлеб.
Логопед. Сегодня, мы с вами будем говорить о хлебе, о вот этих замечательных изделиях, и о людях которые их готовят. А кто знает, как называются эти изделия: булочка, пряник, бублик?
Дети. Хлебобулочные.
Логопед. Правильно.
2. Игра «Какой, какие?»
Логопед ставит перед детьми поднос, а на нем – сушки, пряники. Предлагает их попробовать
Логопед. Саша, что ты попробовал?
Ребенок. Пряник.
Логопед. Расскажи нам, какой пряник.
Ребенок. Твердый, вкусный, белый внутри, круглый, маленький.
Логопед. Ребята, пряник вызывает аппетит?
Дети. Да.
Логопед. Значит, пряник еще и аппетитный!
Логопед. Паша, а у тебя?
Ребенок. У меня сушка, твердая, круглая, с дырочкой, похожа на обруч, аппетитная.
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Логопед. А как же хлеб попадает к нам на стол?
Дети. Его пекут.
Логопед. Вот на этой картине вы можете увидеть поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой. Что можно сказать еще о поле?
Дети. Поле можно назватьраздольное, большое, широкое, привольное.
Логопед. Еще, что есть на картине?
Дети. Люди.
Логопед. Люди убирают хлеб. Их называют
Дети. Хлеборобы.
Логопед. А еще есть спец.техника, какая?
Дети. Комбайн.
Логопед. Кто управляет комбайном?
Дети. Комбайнер.
Логопед. Правильно, комбайнер управляет большой машиной –комбайном. У комбайнера тяжелая и трудная работа.
Логопед. Вам понравилась картина? Почему?
Дети. На картине красивая природа. Еще на ней большой комбайн, который хорошо работает.
4. Коллективное составление рассказа по плану педагога
Логопед. А сейчас послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ.
План: Описание природы –поле, лес, небо Спец.техника. Чем вам понравилась картина.
5. Пальчиковая гимнастика «Каша»
Каша в поле росла, Поднимают руки вверх, шевелят пальчикамиК нам в тарелку пришла Приседают, «шагают» пальчиками по ковруВсех друзей угостимПо тарелке дадим. Встают, мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой.Птичке –невеличке,Зайцу и лисичке,Кошке и матрёшке-Всем дадим по ложке Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название
6. «Семейка слов»
Логопед. Итак, мы сегодня говорим о хлебе. А как ласково назвать хлеб?Дети. Хлебушек.Логопед. Как называется магазин, где продается хлеб?Дети. Хлебный.Логопед. Как называется ящик для хранения хлеба?Дети. Хлебница.Логопед. Как называют гостеприимного человека.Дети. Хлебосольный.Логопед. Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб.
7. Составление звуко-буквенной схемы слова «Хлеб»
8. Анализ предложения.
Логопед.Назовите слово-действие к слову хлеб. Что делают с хлебом?
Дети.Хлеб пекут. Хлеб едят. Хлеб убирают.
Логопед. У вас получились предложения, запишите их, помня то, что слово-предмет обозначается одной линией, слово-действие –двумя.9. Итог. Оценка деятельности детей.

Ноябрь, 4 – я неделя

Программное содержание :

1. Закрепление знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.

2. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

3. Расширение и обогащение знаний об особенностях осенней природы (наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман).

4. Расширение знаний о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.

Чтение и пересказ рассказа Г. Снигирева «Как птицы и звери к зиме готовятся» – закреплять знания об изменениях в природе поздней осенью, о том, как ведут себя в это время животные.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям :

Дни недели Утро Вечер НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность (орг-ция РС для самостоят.деят.детей/ центры активности
Понедельник - пальчиковая гимнастика; - трудовые поручения, дежурство, заполнение «Календаря природы»; - самомассаж на выбор: «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручкам», «Поиграем с носиком», разучить, «Поиграем с ножками» (А. Уманская, К. Динейка); - беседы «Как люди готовятся к зиме», «Как зимуют насекомые», «Перелетные птицы», «Как изменилась одежда людей», «Как звери к зиме готовятся»; - систематизация представлений о труде взрослых, связанных с удовлетворением потребности людей («Моя бабушка делает заготовки на зиму); - составление рассказа «Когда мы попали в волшебный лес…», игра «Добрый лес»; - д.и. «Выбери продукты, наиболее полезные в зимний период», «Что я знаю» - правила оказания первой помощи при падении, обморожении; - эксперимент «Прилепись к железу» (на морозе мокрое прилипает к железу); - игра «Пройди по тропинке леса по плану»; - проблемная ситуации «Пожар в лесу»; - создание макетов: «Берлога медведя», «Нора барсука», «Дупло белки». 9 00 – 9 30 – ФЦКМ Беседа «Почему прячутся насекомые?» - учить устанавливать причинно-следственные связи отлета птиц с исчезновением насекомых (первыми улетают, те, кто прилетел последним: это стрижи, ласточки, мухоловки, в первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые задерживаются); обобщать знания о подготовке диких животных к зиме (медведь осенью отъедается, накапливая жир, который будет его согревать и питать всю зиму во время зимней спячки в берлоге, он ест овёс, мёд, жёлуди; ёж готовит себе тёплую постель на зиму из листьев, соломы, мха; волки и лиса зимой спать не будут и поэтому запасов не делают). 9 40 – Аппликация «Животные» 10 00 Физ-ра - рассказывание по предметным картинам «Явления природы»; - д.и. «Первая помощь» на закрепление умений оказывать элементарную помощь в трудных и опасных ситуациях; - рисование по замыслу; -игра-драматизация по мотивам сказки «Три поросенка»; - сюжетная игра «Что положить в портфель»; - математические игры; - коллективный рассказ «Наша поездка в зоопарк»; - чтение и беседа по прочитанному с целью понимания текста детьми; - рассматривание иллюстраций; - отгадывание загадок; - д.и. «Четвертый лишний», «Лото» и др.; - приемы закрепления привычки убирать игрушки в отведенное для них место. - фланелеграф, «Геометрический конструктор»; - алгоритмы изображения животных; - иллюстрации фотографии, маски животных выполненные в технике аппликации; - оформление книжной выставки «Писатели о диких животных»; - оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Семья» и др; - д.и. по теме; - оформление проекта «Как вести себя в лесу»; - ребусы, кроссворды о здоровье, спорте, полезных продуктах; - репродукции произведений художников о животных; - модель оказания первой помощи при ушибах; - создание картинной галереи «Перелетные и зимующие птицы»; - иллюстрации и книги по теме: «Волшебное кольцо», «Солдат и царь в лесу», И. Бунин «Первый снег», П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата…», А. Плещеев «Осень наступила», «Скучная картина!..», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..», А. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад…», И. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Бианки «Синичкин календарь», С. Козлов «Ежикина скрипка», К Коровин «Белка», Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», Р. Погодин «Откуда идут тучи», Я. Сладков «Разноцветная земля», Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», В.Даль «Старик-годовик», К. Паустовский «Теплый хлеб», энциклопедии о животных и др.
Вторник 9 00 – ФЭМП Занятие 7– учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа, закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10 (Помораева, с. 61). 9 45 – Музыка 10 20 – ИЗО Занятие 14. Грустная осень– обобщать знания детей о поздней осени и её характерных особенностях, учить их изображать хмурую осень, пасмурное небо, сильный ветер, холодный дождь, голые деревья (Колдина, с. 24). *10 50 – Физ-ра на улице*
Среда 9 00 – Развитие речи Занятие 7. Подводный мир –совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы (Гербова, с. 41). 9 45 - Физ-ра по п/гр 10 10 – 10 35 – ФЭМП по п/гр Занятие 8– закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10, закреплять умение составлять число 10 из единиц (Помораева, с. 64).
Четверг 9 00 – Развитие речи Занятие 8. Первый снег. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»- развивать способность детей понимать поэтическую речь, помочь запомнить стихотворение (Гербова, с. 42). 9 45 – Музыка 10 20 – ИЗО Занятие 13. Радостная осень– обобщать знания детей об осенних месяцах, о разных периодах осени, её характерных особенностях, используя репродукции картин и стихи (Колдина, с. 23).
Пятница 9 00 - 9 30 – ПИиП(К)Д Конструирование «Лягушка» из бумаги в технике оригами *Развлечение*

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах :

Гигиенические процедуры:

Игровые ситуации на умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Завтрак, обед, полдник, ужин:

Ситуативные разговоры о правилах поведения за столом;

Игровая ситуация для совершенствования умений аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить;

Ситуативные разговоры о разнообразии питания, питьевом режиме;

Последовательное приучение после еды относить посуду и аккуратно складывать ее в раковину.

Прогулка

Наблюдение за разными видами облаков, тучами; прозрачностью воздуха; первым снегом; льдом; льдом на лужах; погодой; долготой дня; снегом; небом; изменением температуры;

Подвижные игры;

Индивидуальная работа по развитию основных движений;

Труд на участке (уборка участка, укрывание клумб листвой);

Самостоятельная деятельность по выбору детей.

Индивидуальная работа:

- столовый этикет: Влада, Ваня Т., Кристина;

- КГН: Арсений, Рома, Ваня Т., Ваня Р.;

Играем дружно: Ваня Р., Лера;

Развитие графических навыков: Влада, Ваня Т., Аня;

Расширяем кругозор: Лиза М., Аня, Денис.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям :

- беседы «Как люди готовятся к зиме», «Как зимуют насекомые», «Перелетные птицы», «Как изменилась одежда людей», «Как звери к зиме готовятся»;

- составить план (макет) леса;

- помочь с оформлением выставки «Писатели о диких животных»;

- подготовиться к оформлению проекта «Как вести себя в лесу»;

- объяснить и показать детям заготовки на зиму, из чего они сделаны, нарисовать алгоритм выполнения трудовых действий;

- вместе с ребенком понаблюдать за трудом людей в парках, полях, огородах;

Чтение художественной литературы: «Волшебное кольцо», «Солдат и царь в лесу», И. Бунин «Первый снег», П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата…», А. Плещеев «Осень наступила», «Скучная картина!..», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..», А. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад…», И. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Бианки «Синичкин календарь», С. Козлов «Ежикина скрипка», К. Коровин «Белка», Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», Р. Погодин «Откуда идут тучи», Я. Сладков «Разноцветная земля», Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», В. Даль «Старик-годовик», К. Паустовский «Теплый хлеб», энциклопедии о животных и др.;

- сочинение загадок о животных.

Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме».

Цель : формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи :

Уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;

Систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме , умение определять отличительные признаки животных;

Обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;

Воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Ход НОД

Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь

- А сейчас послушайте : далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)

Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы ? (ответы детей)

На доске «волшебный круг» (слайд 1)

Дети, а это что за знаки? (приметы)

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место» .

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год?

А какие задания он дал дочери? (ответы детей)

Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?

- А я заметила : мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку» , а сегодня его домик пуст (слайд2)

Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)

Какие хлопоты и у кого в зимнем лесу? (ответы детей)

Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес :

Вокруг себя повернись, в зимнем лесу окажись (слайд 3)

Посмотрите, как красиво в зимнем лесу.

Лес для кого является домом? (ответы детей)

Дети, вы знаете как готовятся к зиме животные ?

Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. (Белка)

Как готовится белка к зиме ?

Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек . В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем) .

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

С кем будет следующая встреча? (Заяц)

- Готовятся ли зайцы к зиме ?

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

А сейчас мы немного отдохнё м : физминутка «Зайка» .

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся :

Кто-то по лесу крадётся.

Заяц путает следы,

Убегает от лисы.

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок –

Чтоб никто найти не мог.

С кем следующая встреча? (Медведь)

Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме ? (много ест, запасает жир, устраивает берлогу)

Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.

Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)

Медведь - хищное животное.

Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу» . Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые : здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся в следующий раз в осеннем лесу.

Вокруг себя повернись, в д/с окажись.

Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Что нового узнали о животных?

Сама природа приспособила животных к зиме , но и человек должен заботиться о животных.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Физическая культура” с использованием здоровьесберегающей технологий: речь с движением – “Снегири”

Цель и задачи: Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось). Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов. добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить только если приспособятся к тяжёлым зимним условиям. Воспитывать стремление помогать птицам и зверям зимой. Активизировать словарь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

Конверт с письмом от Лесовичка, картинки животных, карточки-символы для игры "Перелётные или Зимующие", картинки птиц, карточки с загадками, картины зимнего леса.

Предварительная работа:

  • Чтение книг: В. Бианки "Лес зимой", Ю.Коваль "Заячьи тропы", Г.Ладонщиков "Что мы видели в лесу?".
  • Рисование: "Животные леса", "Деревья леса".
  • Проведение экологических игр: "Кто где живёт", "Отгадай мой домик", игра-кубик "Чей хвост?"

Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия

В: Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила письмо от нашего друга Лесовичка. Он зовёт нас с вами в лес. Но прежде чем мы с вами отправимся в гости к Лесовичку, давайте вспомним, кто живёт в зимнем лесу. Но сначала отгадайте мою загадку.

Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

В: Молодцы ребята! Это лес.

В: Ребята, как вы думаете, зимой в лесу есть жизнь? Или лес зимой умирает?

В: Правильно, ребята, зимой лес живёт своей жизнью. А деревья зимой спят.

В: А почему деревья зимой спят?

В: Правильно, зимой холодно и деревьям нечем питаться, т.к. по корню не идут питательные вещества, листья на зиму опадают и дерево засыпает. А ствол дерева покрыт корой, она защищает дерево от холода.

В: А какие птицы живут в зимнем лесу? Вы знаете? (Выслушивает ответы детей)

В: Хорошо, тогда мы с вами поиграем в игру "Перелётная или Зимующая" надо отгадать загадки и разделить всех птичек на зимующих и перелётных.

(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и ставят картинки с изображением птиц к соответствующему символу)

В: А звери зимой в лесу есть? Какие?

В: Правильно, зимой в лесу можно увидеть зверей. Это белка, лось, заяц, волк, лиса.

В: Давайте мы с вами вспомним, как зимуют звери.

Не мышь, не птица

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

В: Кто это?

В: Правильно ребята, это белка (выставляет картинку белки).

В: Где белка живёт?

(Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём)

В: Чем питается?

(С осени делает запасы: орешки, грибы)

В: Как спасаются от врагов?

(Умеет быстро перебираться с дерева на дерево)

В: Как готовится к зиме?

(Линяет, Меняет шерсть, цвет)

В: А это кто такой?

Зимой белый

Летом серый.

В: (Выставляет картинку) Правильно это заяц. Как он готовится к зиме?

(Линяет, меняет цвет шерсти).

В: Чем питается?

(Корой деревьев, ветками, молодыми побегами)

В: Есть ли у зайца враги и как он спасается от них?

(Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти)

В: Ребята, а как вы думаете, кто ещё из жителей зимнего леса питается веточками и корой деревьев?

В: (выставляется картинка лося)

Правильно, ребята это лось. И люди зимой помогают перенести лосям тяготы зимней жизни. Они ставят кормушки с сеном и солью.

В: А есть у лося враг и как он от него спасается?

(Волк. Убегает или защищается рогами или копытами)

В: А это, что за зверь?

Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой
Голодный?

В: Правильно волк.(выставляется картинка волка)

В: Как волк добывает себе пищу?

(У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему попадаются слабые или больные животные. Поэтому его ещё называют " санитаром леса".

В: Где живёт волк?

(Волк живёт в стае и ведёт кочующий образ жизни. Для выведения потомства роет нору)

В: А это кто?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
Кур крадёт.

В: (выставляет картинку) Правильно это лиса.

В: Почему лису называют рыжей плутовкой и ей не страшен мороз?

(У лисы тёплая, густая, рыжая шерсть, а на ногах шерсть густая, точно валенки)

В: Ребята, вы молодцы. Всё правильно рассказали. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка "Снегири"

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

(чёткости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности) Снятие мышечного напряжения.

В: Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают по бокам)

В красных майках снегири (Руками показывают грудку)

Распустили пёрышки, греются на солнышке. (Делают мелкие потряхивающие движения рук, опущенных вдоль тела)

Головой вертят (Повороты головой влево, вправо, два раза)

Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать руками)

В: Мы с вами поиграли, отдохнули, а сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

В: (выставляется картинка)

Правильно. Медведь. Как медведь готовится к зиме?

(накапливает подкожный жир, впадает в спячку).

В: Чем питается зимой?

(Зимой спит, жизнь сохраняется за счёт использования организмом подкожного жира)

В: Вот какая жизнь зимой в лесу.

Каждый заботится о том, чтобы найти корм. В холодные дни и ночи не замёрзнуть и не погибнуть от голода. Для животных зима трудное время. Ветры, метели, снегопады занесут снегом землю, деревья, кусты, где можно отыскать пищу. Тогда для наших друзей наступают тяжёлые дни. В это время им нужна наша помощь. А как мы можем помочь нашим друзьям?

(Внимательно выслушивает ответы детей)

В: Ребята, вы молодцы. Правильно отгадали загадки, много знаете о жизни зимнего леса и его обитателей. Поэтому мы с вами в следующий раз отправимся в гости к нашему другу Лесовичку.

Митряшкина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Уголек"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект открытого занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию "Как звери готовятся к зиме"
Дата публикации: 10.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников №4 «Уголек»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе

по экологическому воспитанию

«Как звери готовятся к зиме»
Мыски 2016

Цель занятия:
Формирование представления детей о том, как дикие животные в лесу готовятся к зиме, приспосабливаются к зимним условиям.
Задачи:
 Учить понимать роль человека в сохранении природы, освоение правил поведения в ней.  Развивать эмоциональную сферу детей, логику, мышление.  Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания.  Воспитывать бережное осознанное отношение к миру природы, навыки сотрудничества, самостоятельность.
Ход занятия

Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть, меня зовут Наталья Михайловна. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Возьмитесь все за руки и встаньте ко мне в круг. «Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся». (Садятся на стулья)
Воспитатель:
Дети, сегодня, когда я шла в детский сад, увидела на дереве кормушку, на которой сидели птицы: воробьи, синицы да сорока. И услышала разговор между ними. Сорока рассказывала воробьям и синицам, что им хорошо живется - сытно, их люди подкармливают, а лесным жителям тяжело приходится, они сами запасы делают, да и снег выпал рано. Шла я и думала, чем же можно помочь лесным жителям и пришла к вам за помощью. Может, поможем им, а заодно узнаем, как же они готовятся к зиме. Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо вспомнить правила поведения в лесу. (По карточкам-схемам)
«Правила поведения в лесу»
(показ картонок на мультимедиа, дети отвечают полными ответами) Скажите, что обозначает этот знак? - В лесу нельзя шуметь. - Нельзя оставлять мусор. - Нельзя ломать ветки. И если мы с вами будем соблюдать эти правила
, то сохраним природу.

Воспитатель:
А чтобы нам не спугнуть лесных жителей, мы с вами на время превратимся в снежинок, покружимся тихонько, полетаем над жильем лесных зверей. Вставайте ко мне в круг. (Звучит музыка, снежинки летают).
Воспитатель
: Дети, посмотрите, как красиво вокруг, где это мы с вами? (Показ слайдов с лесом) Ответы детей: В лесу.
Воспитатель:
Правильно, мы с вами очутились в лесу. Прислушайтесь, вы слышите эти странные звуки? (Включается запись с голосами диких животных). Чьи же это голоса, попробуйте угадать: -Зимой белый, летом – серый (заяц) -рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу, под кустом (лиса) -кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка) -словно елка, весь в иголках (еж) Вы правильно назвали лесных жителей. Только что-то никого не видно. Вокруг одни деревья, как они называются, вы знаете? Ответы детей: перечисляют.
Воспитатель:
Правильно, в лесу много разных деревьев и кустарников, лес – это большой дом, в нем много жильцов, но их не сразу можно увидеть. А вот там, на полянке посмотрите, какой-то сугроб, кто же там может быть? (Показ слайдов с лесом с изображение берлоги медведя, откуда идет пар).
Загадка про медведя:
Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу. Ответы детей: медведь.
Воспитатель:
А что он делает в это время года? Ответы детей: он спит.
Воспитатель:
Правильно, а почему он спит? Ответы детей: он подготовился к зиме и залег в спячку.
Воспитатель:
Как же медведь готовится к зиме, чем он питается? Ответы детей: Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, рыбу, нагуливает на зиму жир.
Воспитатель:
А где будет зимовать медведь? Ответы детей: Зимует медведь в берлоге.
Воспитатель:
Правильно. Из чего же он делает себе постель? Ответы детей: Медведь выстилает берлогу корой, мхом и ветками.
Воспитатель:
Правильно, медведь готовит себе постель в глубокой яме, которую выстилает листьями, сухим мхом, а как только полетят первые снежинки, медведь укладывается в свою теплую постель и проспит всю зиму.
Воспитатель:
Медведю необходимо большое количество пищи, но зимой он не может прокормиться, поэтому он ложится в спячку. Сон у медведя очень чуткий, если сильно шуметь, то он может проснуться. Не будем тревожить медведя, полетим дальше. Какой чистый и пушистый снег кругом. Я вижу чьи-то следы, да как их много. Приглядитесь, следы как - будто петляют, кто же их оставил? А может… -Комочек пуха, длинное ухо -Прыгает ловко, любит морковку. Кто же это? Ответы детей: заяц (Показ слайда с изображением зайца белого)
Воспитатель:
А следы зайца как называются? Заячьи.А где же будет зимовать заяц?
Ответ детей:
Заяц будет зимовать под кустом.
Воспитатель:
Правильно, но в сильные холода он прячется под снег.
Воспитатель:
Скажите, чем питается заяц? Ответы детей: Заяц питается корой.
Воспитатель:
а как же заяц приготовился к зиме? Кто знает? Ответы детей: он меняет цвет шубы, она становится белой.
Воспитатель:
Но меняет он цвет шубы постепенно. Зачем же ему менять цвет шубы? Ответы детей: у зайца много врагов: волки, лисы.
Воспитатель:
Что же зайцу помогает от них спасаться. Ответы детей: Зайцу помогают спасаться от врагов длинные ноги, чуткие уши, и нос.
Воспитатель:
А убегает он от врагов, запутывая следы, говорят еще -
петляет.
Интересно, куда же дальше приведут нас его следы? Посмотрите, да вот же они, прямо возле дерева. А на дереве кто-то сидит.
Загадка про белку:

По веткам скачет, а не птица, Рыжая, а не лисица.
Воспитатель:
Знакома вам она? Ответы детей: да, это белка (Показ слайда картинка белки).
Воспитатель:
Конечно. Вы ничего не слышите? По-моему, заяц с белкой о чем - разговаривают. Может, потихоньку подойдем, послушаем? Ответы детей: давайте.
Воспитатель:
Слышите, заяц белке жалуется, что тяжело ему приходится, от врагов спасаться надо, корм найти, да ночлег. А белка отвечает, что она шубку то поменяла, но боится, не хватит ей запасов.
Воспитатель:
Посмотрите на картинку, раньше белка была рыжая, а сейчас какая? (Серая). Ответы детей: Шубка у белки стала серая, мех стал гуще.
Воспитатель:
Она цвет шубы поменяла, почему? Ответы детей: Так белка от врагов прячется.
Воспитатель:
Где же она будет зимовать? Ответы детей: в дупле, на дереве (показ слайда дерево с грибами).
Воспитатель
: Дупло у белки сухое, чем же она его выстилает? Ответы детей: сухими листьями, травой, мхом.
Воспитатель:
Там зимой у белки сухо и тепло. Она сворачивается клубком и спит. В сильные морозы в одном дупле могут спать несколько белок, чтобы было теплее, вход они закрывают мхом.
Воспитатель:
Интересно, какие запасы готовит белка на зиму, вы знаете? Ответы детей: белка сушит грибы, собирает орехи, шишки, желуди.
Воспитатель:
Белка делает очень много запасов, найдет орех, зароет в яму под деревом, а если вдруг зимой не найдет, то в том месте орех прорастает, а грибы сушит на ветках.
Воспитатель
: Посмотрите, толькогрибов - то у белки мало, вдруг ей не хватит запасов на долгую зиму, может, поможем белке, сделаем для нее грибы? Ответы детей: поможем.
Воспитатель:
Подойдите, пожалуйста, к столу. Скажите, чем питается белка? Ответы детей: (перечисляют).
Воспитатель:
Мы с вами будем делать для белки грибы. Для этого мы используем желуди и скорлупу от грецкого ореха.
Воспитатель:
(Звучит музыка леса). Правильно, скорлупку и желудь мы соединим между собой с помощью пластилина. Вот и получились у нас грибы для белки. Может, угостим ее? (Раскладываем сделанные грибы возле дерева на макете) Теперь ей хватит запасов. Не будем отвлекать белку, полетим дальше.
Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки (Садимся на стулья).
Воспитатель:
Посмотрите, куда это мы прилетели! (Показ слайда) Поляна, а на ней пень! А под ним кто-то шуршит. Слышите? Кто же это может быть?
Загадка про ежа.
В густом лесу под елками, осыпанной листвой, Лежит клубок с иголками, колючий и живой. Ответы детей: еж.
Воспитатель:
Как вы думаете, что он там делает? Ответы детей: он готовит постель.
Воспитатель:
А как же он ее готовит? Ответы детей: он катается клубком и собирает на колючки сухую траву.
Воспитатель:
Где же будет зимовать еж? Он делает углубление в земле и в него укладывается. Почему же еж спит зимой? Ответы детей:ему нечего есть.
Воспитатель:
Чем же он питается? Ответы детей:Еж насекомоядный, а еще он ест мелких грызунов.
Воспитатель:
Так вот про кого сорока рассказывала птицам - про ежа Как - бы не замерзнуть ему в сильные холода.
Воспитатель:
Можем, поможем ежику, сделаем для него теплую постель? Для этого мы будем использовать бумагу. Какого цвета бумага лежит перед вами? Почему мы взяли бумагу именно такого цвета? Ответы детей: цвет листьев осенних. Ответы детей: Потому что еж готовит себе постель осенью, а листья в это время года начинают желтеть.
Воспитатель:
Правильно, но сначала мы их разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика про ежа.
По сухой лесной дорожке (постукивать кулак о кулак) топ – топ – топ - топочут ножки (кулаками по столу) Ходит, бродит, вдоль дорожек (кулак о кулак) весь в иголках серый ежик (поочередно соединять кончики пальцев обеих рук с большим пальцем) Ищем ягоды, грибочки для сыночка и для дочки (поочередно загибать пальцы обеих рук, начиная с большого).
Под музыку «Звуки леса»

Воспитатель:
Ну вот, теперь приступаем. Берем лист бумаги, пальцами одной руки зажимаем его, а пальцами другой руки плавными движениями по нарисованному контуру начинаем отрывать край бумаги. Вы все справились, молодцы.
Воспитатель:
Сколько листьев у нас получилось, теперь ежу будет тепло. Возьмем листья и накроем ими ежа? (подходим к макету, ежа укрываем сделанными листьями).
Воспитатель:
Посмотрите, лесные жители теперь готовы к зиме, вы в этом им тоже помогли, а нам с вами пора возвращаться. (
Звучит музыка, полетели снежинки, сели на стулья).

Воспитатель:
Дети, как вы думаете, мы с вами помогли ежу и белке? Ответы детей: помогли.
Воспитатель:
Что мы с вами делали?
Ответы детей:
Для белки – грибы, для ежа – листья. Оказывается, все лесные жители по- разному готовятся к зиме. У каждого из них свое названье жилища, скажите, кто, где будет зимовать? Ответы детей: Медведь будет зимовать в берлоге, заяц в сильные холода будет зарываться под снег или прятаться под кустом, белка будет зимовать в дупле, еж под пнем в углублении
(закрепление).

Игра «Так бывает или нет»
Помогите мне дети, иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне еж катится. Так бывает или нет?
Воспитатель:
почему? Ответы детей: потому что еж ложится в спячку.
Воспитатель:
как-то раз зимой была в лесу и видела, как медведь малину ел, так бывает или нет? Ответы детей: Нет, потому что медведь ложится в спячку.
Воспитатель:
В лесу живет много зверей, но в этот раз мы их не встретили, вы их сможете найти на этих картинках и узнаете, кто еще живет в лесу (Раздать всем детям картинки с перепутанными животными). Всем спасибо.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой