Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие были рыцари. Оружие и тактика средневековых рыцарей

После падения Западной Римской Империи в 410 году н.э. Европа вступила в полосу раннего феодализма. На первое место в социально-экономической и в политической жизни континента выходят города. Начинает формироваться новый тип социальных отношений в обществе – феодальный, где наблюдается деление правящих кругов на сюзеренов и вассалов. Политическая карта Европы принимает вид лоскутного одеяла, на которой появляются новые многочисленные государственные образования, королевства и герцогства, княжества и графства. В этой обстановке отдельным массивом стоит христианская Церковь, сохраняя за собой право политической и административной самостоятельности на обширных территориях.

Описываемая эпоха в истории получила свое определение — раннее средневековье. Именно этот период в развитии Европы можно назвать самым кровавым и нестабильным. Каждый из числа власть имущих стремится укрепиться в своих правах на определенной и обособленной территории, расширить свои владения за счет слабых соседей. Появляются временные военно-политические союзы, постоянные мелкие вооруженные стычки плавно перетекают в крупные военные противостояния. Одна война сменяет другую. Воинская доблесть возводится в ранг высшей добродетели. На этом фоне начинает формироваться новое военное сословие – мелкое вооруженное дворянство, потомки римских всадников – прообраз будущих средневековых рыцарей.

Кто они — рыцари?

В течение долгих пяти веков Европа представляла собой арену ожесточенных войн, битв и сражений. Одни королевства сменяли другие, о постоянных границах государств говорить не приходилось. Ни один правитель Европы не мог похвастаться стабильностью своих владений. Быть воином, уметь владеть оружием и знать приемы ведения боя становилось важнейшим элементом формирования культуры человеческих отношений. Знать, правящая верхушка стремилась быть не только богатой и зажиточной, но и сильной в военном плане. Феодальные отношения способствовали развитию личностных качества человек. Жестокость приняла форму личной храбрости человека, пренебрежением к опасности. Оружие возводилось в ранг культа, которому поклоняются и которое определяет статус его владельца. Война стала ремеслом, турниры считались самым любимым развлечением среди дворян, гражданское общество превратилось в арену постоянных вооруженных конфликтов, интриг и заговоров.

Если рассматривать рыцарство как обряд, то его истоки, безусловно, уходят корнями в эпоху Римской Империи. Уже тогда молодые люди, готовившиеся к военной службе, проходили ритуал посвящения с правом ношения оружия. Всадники составляли основу римского воинства. В раннем средневековье эту традицию продолжили Вестготы, основавшие свои королевства в Италии и в Испании. Продолжил эту затею и Карл Великий. Дети зажиточных семей имели своего коня, полный комплект боевого снаряжения и представляли главную силу своего сюзерена. С этого момента посвящение в высшее воинское сословие становится обязательным среди дворянских фамилий и членов королевских семей Европы. В германских княжествах и в графствах дворян, состоящих на военной службе и хорошо вооруженных, называют — ritter, буквально всадник. Это название укрепилось в Центральной и в Восточной Европе.

Аналогичные традиции прочно укоренились и в Западной Средневековой Европе. Дворяне становились крупными и мелкими феодалами, основным занятием которых было ратное дело на службе короля или у более сильного и богатого правителя. В военном аспекте феодалы – это тяжеловооруженный всадник, призванный защищать своего господина. На Иберийском полуострове и на Апеннинах рыцарство обрело свои формы, ориентируясь на менталитет и национальные традиции. Со временем дворянам, состоящим на службе у короля, стали давать звания. Рыцарь в средневековой Испании назывался идальго, в итальянских королевствах это были кавалеры. Во Франции рыцарей стали называть шевалье – вооруженный всадник.

Если рассматривать рыцарство как звание, то в военной иерархии тех времен рыцари занимали самые верхние позиции. Рыцарство сопровождалось определенным ритуалом посвящения, который ориентировался главным образом на религиозные обряды и торжественное принесение клятвы. На первых порах, в основу рыцарства, как военного сословия, были заложены моральные и этические мотивы. Рыцарь давал клятву служить Богу и своему сюзерену. Уже после, когда рыцарство стало обязательным атрибутом привилегированного общества, появились нормы поведения, традиции и обязанности. К военной присяге и к клятве добавились обязанности защищать даму, больных и страждущих. Человек в звании рыцаря был в любой ситуации символом власти, олицетворял собой закон, силу и веру. Видя, с каким почтением, относятся к их ратным подвигам, к деяниям и к поступкам, рыцари стремились удвоить свое усердие и рвение. Невольно появившееся военное сословие стало двигателем прогресса гражданских общественных отношений того времени.

Со временем рыцарство стало приобретать разные формы, делясь на два направления:

  • радикальное направление (религиозные рыцарские ордены);
  • военно-гражданское (государственная служба, военное дело).

И в том, и в другом виде рыцарство сумело достичь своей высшей точки. Христианские рыцарские ордена стали основной движущей силой европейской экспансии в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. В гражданском обществе, рыцари составляли важный элемент государственного управления и были основной любой армии.

Снаряжение, обмундирование и вооружение рыцарей

С момента своего появления рыцарство прошло долгий и трудный период, в результате которого сформировалось новое сословие, олицетворявшее собой лучшие слои гражданского общества того времени. Блестящие военные подвиги, участие в государственных вопросах позволили рыцарям занять едва ли не самое привилегированное положение в обществе. Рыцарь в средневековой Испании имел право сидеть за одним столом с королевской четой. Только идальго могли официально носить оружие. Подтверждением высокого положения человека рыцарского достоинства, стали новые титулы. Так появились don, sire, monsienr и monsire титулы, характеризующие людей, принадлежащих к высшей касте.

Во Франции и в Англии рыцари участвовали в управлении государственной машиной, занимали высшие государственные посты. Действовали от имени королей во главе армий и занимались внешней политикой. Оценивая масштабы событий, происходящих в средневековой Европе X- XII веков, можно с уверенностью сказать о том, что институт рыцарства стал элитным дворянским клубом. Иметь рыцарский титул стремились царствующие особы и короли, чтобы добавить веса своей власти и положению в мировой политике.

Такое положение вещей накладывало отпечаток на образ жизни лиц в рыцарском звании. Формировалась определенная культура поведения, появились новые манеры, возникли определенные знаки отличия в одежде, костюм. Многое из перечисленного имеет отношение к военному делу, которое вместе рыцарями стало неотъемлемой частью жизни знатных особ того времени. В Англии предпочтение отдавалось военной атрибутике, тогда как испанский двор тяготел больше к гражданскому платью. Для тех времен, когда военный мундир отсутствовал как таковой, основным элементом рыцарского костюма было личное оружие. Меч или шпага стали постоянными спутниками идальго. Английские рыцари предпочитали носить облегченные рыцарские доспехи, подчеркивая свое высокое положение.

Во Франции в моду вошли мужские платья, олицетворяющие сразу два образа — военную выправку и гражданский костюм состоятельного господина и ценителя женской красоты. В дополнение к броне, надетой на тело, рыцари носили в качестве украшения шляпы с перьями, плащи и накидки, украшенные дорогими мехами. К кольчуге, к латам, к щиту и шлему, добавились металлические шпоры, которые в дальнейшем носились повседневно.

В техническом оснащении главным элементом рыцарской экипировки считался конь, который стал символом рыцарской доблести. Положение в военной иерархии обязывало каждого господина, имевшего рыцарский титул иметь своего боевого коня, в совершенстве владеть копьем и мечом. Основное вооружение рыцарей средневековья включало традиционные образцы холодного оружия. В отличие от любого другого воина, бронированные всадники должны были в совершенстве владеть многими приемами боя. Любое холодное оружие в руках воина становилось смертельно опасным оружием. В обязанности рыцаря входило умение управлять войсками на поле боя, поэтому немало внимания уделялось обучению тактическим вопросам.

Справляться со всей своей амуницией всаднику помогал оруженосец. В его обязанности входил уход за конем, содержанием оружия в надлежащем виде, сопровождение своего господина в военном походе. Быть оруженосцем считалось почетным. Существовала даже своя каста, в которой соблюдались родословные порядки и традиции. Как правило, оруженосцы вместе со своими хозяевами участвовали в сражениях и битвах, охраняя, опекая и защищая их.

Рыцари средневековой Европы представляли собой самые боеспособные и технически подготовленные воинские подразделения. В каждом войске имелся сводный отряд тяжеловооруженных всадников, основная задача которых заключалась в нанесении первого и сокрушительного удара по противнику. Кавалерию тех времен можно смело сравнивать с современными танковыми войсками, которые выполняют функцию стального тарана. Рыцарская конница действовала аналогичным образом, представляя собой ударную силу армии.

Самой многочисленной рыцарской ратью обладали французские короли, Императоры Священной Римской Империи Германской нации. В Англии и в Испании в силу определенных экономических факторов, рыцарское сословие было не таким масштабным. У англичан рыцарство носило несколько иной характер, чем в континентальной Европе. Британские дворяне, графы и герцоги больше тяготели к государственной службе и составляли в войсках незначительное число. В Испании прослеживалась аналогичная ситуация. Количество рыцарской конницы, состоящей на службе испанских королей, всегда было ограничено. Более воинственные германские народы, сделали рыцарство основной военной силой, поэтому здесь появляются крупные воинские формирования рыцарей, ставшие впоследствии хорошо известными рыцарскими орденами — Тевтонским и Ливонским.

Эпоха рыцарства в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать, продолжалась вплоть до XIV века, когда на поле боя вышло огнестрельное оружие. Отпала необходимость в тяжеловооруженной кавалерии. Соответственно в военном в плане рыцарство утратило свои лидирующие позиции. Появилась официальная государственная военная служба, вместо рыцарей основное место в армии заняли офицеры.

Наш читатель Анатолий Зотов из Саратова спрашивает: «Ваш сайт много рассказывает про средневековых рыцарей. А расскажите, откуда они вообще взялись!»

Хорошо, Анатолий, но сперва история. Как то раз мой друг посетил один из крупнейших музеев Москвы. На входе в первый же зал он спросил у бабушки-смотрительницы, где выставлены оружие и доспехи рыцарей.

На что бабушка сказала, что у них ничего такого нет. И добавила: «Да вы не переживайте. Рыцари они же всего 50 лет были, от них ничего интересного и не осталось!».

Друг долго смеялся и сейчас эта история уже наверное стала байкой. Конечно же, рыцарство пережило множество столетий, и не всегда оно носило сверкающие латы из девичьих грез. Встречались совершенно разные типы брони, но сейчас не о них. Сейчас о зарождении рыцарства.

Случилось это в те далекие времена, что предваряли Средневековье и зовутся «Темные века»…

Когда Рим пал, еще не было ни страны Германии, ни страны Франции, ни страны Англии.

Зато были просто территория и просто Великое переселение народов. Целые племена, жившие в древней Европе, покидали привычные места обитания и селились на новых землях.

В ходе переселений шли постоянные войны, так что кровь и политика били единым фонтаном.

Тогда тон задавали несколько самых сильных и воинственных германских племен, к которым чаще других шли военная удача и богатая добыча. Наиболее известные и развитые среди них — готы и франки.

В 486 году легендарный правитель франков Хлодвиг создал Франкское государство, а спустя два десятка лет назначил его столицей Париж. Новая страна развивалась, становясь культурным и технологическим центром молодой Европы. Правила в нём династия потомков вождя Меровея — Меровинги.

Удар Молота

Где-то через триста лет франки столкнулись с молодым, сильным и безжалостным врагом. Арабский Халифат, возникший на Востоке, стремительно расширял свои границы огнем и мечом.

Страны покорялись одна за другой, даже Византия не могла противостоять исламским завоевателям и теряла свои территории одну за другой. Ничего не напоминает?

Нападение арабов следовало отражать максимально жестко. Проблема была в том, что Меровинги, являясь потомками великих варварских вождей, перестали быть достойными их славы. Фактическим правителем Франкского государства стал майордом Карл по прозвищу «Мартелл» (то есть «Молот»).

Не путайте должности мажордома и майордома: первый всего лишь лакей в особняке, тогда как второй — своего рода заместитель короля.

Карл Мартелл уловил запросы времни и развернул военную реформу, очень скоро спасшую франков.

В ходе реформы у Мартелла появились отлично подготовленные конные воины, снабжённые лучшим оружием и доспехами своего времени. Но у всего есть цена — и у армии мечты тоже. Деньги для её оснащения и содержания требовались немалые.

Как выкрутился верный христианский правитель Карл Мартелл? Легко. Он положил руку на земли церкви. Сделать это ему помогли древние законы, дававшие правителю главенство и в духовной сфере.

Эти земли Карл Мартелл стал раздавать своим воинам — правда не в вечное пользование, а лишь на время военной службы. Когда служба заканчивалась, земли возвращались… нет, не церкви, а королю. И король отдавал их уже другим воинам.

Вскоре Карл добился своей цели - у него появилось большое конное войско, которое отпугнуло от границ агрессивных завоевателей. Историки называют цифру в 35 тысяч всадников при общей численности войска 120 тысяч человек.

Еще больше славы и силы воины франков обрели в правление внука Карла Мартелла - на Западе его называют Шарлеманем, у нас в России — Карлом Великим.

Кстати. Мы называем правителя франков королем, но это не совсем верно. Слово «король» возникло в славянских языках от имени Карл — в честь того самого Карла Великого. В реальности, правители европейских государств назывались тогда латинскими словами «рекс» или «регис».

Королевство франков росло и крепло, а затем было поделено между правнуками Карла Мартелла. В состав империи входили территории Германии, Франции, Италии и пары десятков современных европейских государств. История рыцарства вступила в новую фазу.

Враг внутри Европы

К XI веку внешние враги успокоились. Рыцари отогнали арабов до испанской границы. Викинги, не раз штурмовавшие Париж, тоже перестали беспокоить Европу. Но вскоре всем стало ясно, что у молодых государств Европы возник новый враг.

Он угрожал им изнутри.
И этим врагом были сами рыцари.

Произошло следующее. В обществе прочно укоренилась идея рыцарства. Усилиями множества бардов, менестрелей и прочих людей искусства создавался восторженный образ героев, для которых главная цель в жизни - воевать. Иными словами, нести насилие и смерть.

В Англии этих людей называли Knight, в Германии — Ritter. Именно от этого слова, которое значило «всадник», и произошло слово «рыцарь». Но рыцарем был не каждый всадник подряд, а лишь представитель благородного сословия. Аналогичный человек на Руси назывался «боярин».

И вот внешней угрозы больше не стало.
Но люди, а фактически — обученные боевые машины, оказались не у дел. И их было много.

Что тут началось! Как сказали бы в наше время, средневековые рыцари стали «заниматься самовыражением». А если говорить как есть, то эти здоровенные забияки с огромным боевым опытом и отрядами собственных воинов, ударились в усобицы друг против друга.

Нужно было что-то делать, пока Европа не уничтожила саму себя…

Первый Крестовый поход

Решение пришло в 1095 году, когда турки-сельджуки исчерпали терпение византийского императора Алексея I Комнина. Их набеги на Анатолию (часть современной Турции) вынудили императора просить помощи у папы Римского Урбана II. Тот созвал всех истинных христиан на войну во имя высших ценостей.

Так начался Первый Крестовый поход, которому обрадовались суровые рыцари, изнывавшие от мирной жизни. И да, освобождение Иерусалима изначально было всего лишь побочной целью крестоносцев.

Ни папа Урбан II, ни Алексей Комнин даже не представляли, какие последствия будет иметь этот поход для всего Старого Света. Но на тот момент защита христиан Византии стала громоотводом, спасшим Европу от кровопролития.

Про любовь, вдов и сирот

К числу главных добродетелей средневекового рыцаря относились верность и готовность защищать христианство, а так же всех угнетенных, вдов и сирот. Меч рыцаря стал одним из самых главных символов той эпохи - одновременно крест и оружие, которым этот крест защищался.

Затем, с середины XII века, к шкале ценностей прибавилась новая отметка- возвышенное отношение к женщине. И вскоре, как это часто бывает, именно стремление заслужить ее благосклонность стало целью воинских подвигов. Тема глубочайшая, рассказывать о ней можно безумно долго, но во-первых «ля мур» не в формате нашего сурового сайта, а во-вторых, сделаем лишь одну ремарку.

Часто случалось так, что женщина, которую средневековый рыцарь избирал дамой своего сердца, уже была замужем за другим рыцарем. И дама сердца ее мужа была третьей героиней нашего повествования. Ситуация усложнялась тем, что жена самого влюбленного рыцаря также приходилась дамой сердца какому-то рыцарю, а то и нескольким сразу.

Такая вот средневековая мораль, а вы говорите «Дом-2»!

Универсальные воины

Но вернемся к средневековым рыцарям. Постепенно любовь, пусть и запретная, превратила грубых вояк в галантных рыцарей, про которых и сейчас рассказывают в романах для юных романтичных особ.

Однако даже те рыцари, которых общество признавало самыми галантными и обходительными, круто менялись, оказавшись в реальном бою. Там они снова превращались в боевые машины, ибо это и было изначальным смыслом их жизни. За свою историю рыцарство знало немало полей битв — оно сражалось с викингами и маврами, с сарацинами и индейцами.

Да-да, индейцами. Не удивляйтесь, ведь среди конкистадоров, пришедших в Новый Свет под знаменами испанского короля, было немало обедневших рыцарей — идальго и кабальеро.

Фото — Андрей Бойков

Главный редактор интернет-журнала "Людота". Увлечения - история оружия, военного дела, интернет-журнал "Людота".

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

«Рыцарство в эпоху средневековья»

Введение

С редневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье!

В наших рациональных душах живёт ностальгия по давно ушедшим временам по великим людям и идеям, которых так не хватает в наши дни. Кроме того, средним векам удалось связать функции конкретного ума с сознанием священного, понять место человека в мировозздании и тем самым воссоздать ценности на основе наследия прошлых веков.

И, несомненно, одно из самых замечательных явлений средневековья – это система рыцарства, вобравшая в себя глубинную суть древних традиций и воскресавшая к жизни вечные ценности и высшие добродетели.

И главная цель моей курсовой работы – представление в «изначальной чистоте жемчужины» идеи рыцарства как модели существования в смутные времена. Заявленная цель моей работы обусловила выбор следующих задач. Во-первых, исследование рыцарского мировоззрения и мировосприятия, его традиции и быта. Именно через эту систему взглядов на мир, на мой взгляд, можно полнее понять сущность феномена рыцарства. А во-вторых, рассмотрение рыцарства в том виде, в каком оно должно было бы быть в идеале.

В качестве основного источника информации я использовал, прежде всего, книгу под названием «Рыцарская энциклопедия» А. Солдатенко, которая вобрала в себя, на мой взгляд, всё самое основное, что необходимо знать для понимания рыцарского быта и нравов. Вспомогательной литературой для меня послужили «Многоликое средневековье» К. Иванова и «История рыцарства» Ж. Руа, а также ряд других пособий по данной теме.

1. Характерные черты рыцарства

1.1 Рыцарское сословие

рыцарство феномен мировоззрение средневековье

Средневековое общество было четко разделено по ранжиру на сословия. Каждое из них выполняло свое предназначение. Духовенству надлежало обеспечивать всем общение с Богом. Крестьянам – работать на всех. Рыцарству – за всех воевать и править всеми.

И «однощитный» рыцарь, у которого не было ничего, кроме старого оружия и верного коня, и барон-землевладелец, и сам король все они принадлежали к этому почетному сословию. Но равны друг другу не были. Если расставить рыцарей по иерархической лестнице, то есть по их положению в сословии, важности титула, – получится такая картина…

На самом верху, конечно, король, первый рыцарь королевства. Ступенькой ниже – герцог, или князь. По знатности, древности рода они если и уступают королю, то совсем немногим – это потомки древних племенных вождей и старейшин. По наследству от предков им достались обширные впадения – герцогства.

Другое дело – графство. Изначально оно не от предков – от короля. Графом у франков назывался наместник короля в провинции. В пограничных провинциях – марках – правил маркграф, или маркиз. Порой он обладал даже большей властью, чем граф.

Во времена Франкского королевства графу полагался заместитель, который выполнял обязанности наместника в его отсутствие, – виконт.

Рангом ниже – барон. Он получал в управление и владение землю – бенефиций – от короля или другого, более титулованного, чем сам рыцаря. Баронами иногда называют всех рыцарей-землевладельцев.

Барон, в свою очередь, давал небольшие бенефиции другим рыцарям. Они ставили на этой земле замки и превращались в шатлэнов, то есть владельцев замка.

И в самом низу иерархии – простые рыцари, не имеющие ни замков, ни земли. Их удел – служить у баронов и шатлэнов за жалованье.

Получая от короля или землевладельца жалованье или землю, рыцарь становился его слугой – вассалом, а тот – сеньором,то есть господином.

Вассал давал клятву хранить верность сеньору, оказывать ему помощь в борьбе с врагами, являться во всеоружии по первому зову. Сеньор же обещал не обременять вассала службой более 40 дней в году, защищать от врагов, а если рыцарь погибнет в бою – заботиться о его семье. Он вручал стоящему на коленях рыцарю меч или символизирующую его палочку – как знак власти над отданной в бенефиций вассалу землей.

Каждый рыцарь был чьим-то вассалом или сеньором. Только король не имел сеньора в своей стране. Герцоги и графы считались вассалами короля, но он не мог вмешиваться в дела их впадений или требовать службу от их вассалов. Действовал нерушимый принцип: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Единственным исключением была Англия, где каждый рыцарь одновременно являлся вассалом и барона, и короля.

Итак, рыцарь – человек, стоящий между «свободным» и «несвободным». Рыцарство стало подлинным феноменом Средневековья именно благодаря совершенно особому промежуточному общественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком, поскольку выполняет приказы своего господина – будь то король, командующий министериалом, или сеньор, отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит господину по доброй воле, самостоятельно принеся клятву вассальной верности. В силу своих обязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей, но и от, многих свободных.

Но еще более интересно деление по другому признаку. «Воин – безусловно, не особа духовного звания, поскольку его профессия – военное дело. Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового у сознания поделить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское и небесное, церковь и миряне) воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики системы». Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.

1.2 Рыцарское воспитание

«Истинное рыцарство являлось путем мистического единения души с Богом, для которого было необходимо, по словам М. Экхарта, «отрешиться от самого себя», – то есть человек должен был отказаться от любой собственной воли, которая отделяла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истинности и справедливости. Путь рыцаря – это путь внутренней трансформации, основанный на служении «Богу, женщине и королю», проявлении сострадания и милосердия и руководстве во всех предприятиях долгом чести».

Так как же становились рыцарями? В раннее Средневековье рыцарем мог стать каждый, кто получал во владение землю, жил на доходы от нее и мог нести военную службу. Нередко выходили в рыцари и особо отличившиеся слуги крупных сеньоров. Большое количество простых воинов возвели в рыцарское достоинство после Первого Крестового похода. В боях с сарацинами погибло столь много рыцарей, что пришлось восполнить потери таким образом – иначе образованные после завоевания Ближнего Востока государства крестоносцев были бы населены сплошь министериалами и кнехтами.

Уцелевшим прирожденным сеньорам не очень дорого обходилось это снисходительное великодушие: с появлением новых государств они и сами повышали свой ранг, а наличие новых земель позволяло плодить даже баронов без ущерба для себя.

Но уже в XII веке в рыцарское сословие не допускали людей из низов. Так, во Франции в 1137 году король Людовик VI издал указ, по которому у всех посвященных в рыцари простолюдинов торжественно – на навозной куче – отбивали шпоры. С той поры рыцарского звания мог быть удостоен только сын рыцаря. Но прежде чем заслужить это, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания.

«Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет: отец отдавал сына своему сеньору, и мальчик становился дамуазо– учеником рыцаря. Первые семь лет он нес службу пажа.Жил среди челяди сеньора, прислуживал ему за столом, чистил его коня и при этом набирался опыта, познавал премудрости рыцарской жизни. За годы обучения дамуазо должен был овладеть семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из пука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы. Только преуспев в этих семи искусствах, можно было стать полноправным членом рыцарского общества».

Паж своего рода послушник, задачей которого было заставить «замолчать свои мысли и эмоциональные голоса, чтобы они не искажали реальной картины окружающего мира». При успешном прохождении этого этапа пажа посвящали в оруженосцы специальным символическим обрядом, в котором ему впервые вручался боевой меч – продолжение его самого, орудие его воли и высшего духа. Оруженосец вступал на путь борьбы, где он должен был, прежде всего, победить силы хаоса внутри самого себя и внутернне измениться, чтобы обрести целостность и чистоту.

И тут мне становиться непонятным тот факт, что вовсе не обязательным считалось умение читать и писать. «Зачем оно отважному воину? Многие рыцари даже гордились своей неграмотностью. Им вполне хватало прочих достоинств, присущих собственно рыцарю, а не какому-нибудь стряпчему или писцу, больше ни на что не способному»!

1.3 Обряд посвящения в рыцари

Знаком утверждения победы оруженосца над самим собой становился обряд посвящения в рыцари. Обряд посвящения в воины пришел в средневековую Европу от древних германцев. С давних времен у них был принят этот ритуал: юноше, достигшему зрелости, вручали оружие торжественно, в присутствии старейшин племени и воинов. Обычно обряд совершал вождь племени отец будущего воина или кто-то из старших родственников. Позже ритуал посвящения перешел к франкам. Известно, например, что в 791 году Карп Великий опоясал мечом своего сына Людовика. Впоследствии это событие обставлялось все более пышно. Посвящение происходило, когда дамуазо достигал совершеннолетия – 21 года. Само торжество приурочивали к церковным праздникам Пасхи-то есть весной – или пятидесятницы – в начале лета. К нему готовился как сам посвящаемый, так и вся его семья. Накануне юноша нес «ночную стражу» – проводил ночь в церкви алтаря в сосредоточении и молитве.

Таким мы представляем образ рыцаря средневековья, навеянный книгами и фильмами.

А так на самом деле.Рыцари были низкорослыми, на рубеже XIV-XV веков средний рост рыцаря редко превышал 1,60 м.

Или примерно так. Небритое и немытое лицо среднего рыцаря часто было обезображено оспой, поскольку ею в Европе в те времена болели практически все.

Встреча с рыцарем

Увы, все это не более чем миф, и, повстречай современная женщина на своем пути настоящего рыцаря, поверьте, она была бы в ужасе от этой встречи. Созданный женским воображением и подкрепленный романтическими рассказами образ рыцаря, не имеет ничего общего с реальностью. Слишком уж не похож настоящий рыцарь на того, о ком можно мечтать..

Так какими же были средневековые рыцари? Вот некоторые интересные факты, которые помогут воссоздать наиболее полный образ рыцаря, рассмотрев все стороны его жизни. Средневековый рыцарь, безусловно, соединял в себе положительные качества с целым рядом отвратительных черт.

Воевали в те годы постоянно, погибали мужчины часто, поэтому ни в одной европейской стране не было регулярной армии, способной противостоять врагу.

Отсюда и необходимость в рыцарях. В средневековой Европе рыцарем мог стать дворянин, готовый нести военную службу и при необходимости защищать страну и церковь. Простолюдинов среди них не было, одна из причин – отсутствие денег.

А быть рыцарем – дело затратное. Средневековый рыцарь должен был иметь коня (и не одного), оружие и доспехи (также несколько комплектов). Рыцарям дарилась земля, которую те могли сдавать в аренду, а на вырученные деньги делать себе «обмундирование» и покупать коней.

Доспехи были очень дорогими, поскольку делались для конкретного человека, подгоняясь под его фигуру. Еще средства были нужны на содержание оруженосцев, которых у одного рыцаря было несколько (один не мог следить за конями и таскать все тяжелые доспехи рыцаря).

Войн и битв в то время было предостаточно. Поэтому рыцари превращались, в абсолютных убийц.

Абсолютные убийцы

В 11 веке папа римский издал приказ, согласно которому каждый молодой дворянин, достигший двадцатилетнего возраста, приносил присягу, обязуясь защищать слабых, детей и дам. Но до этого момента в течение 14 лет мальчики должны были изучать азы рыцарства, боевое искусство, служа все это время оруженосцами. А это непросто. Они должны были следить за доспехами рыцаря и его лошадьми. На поле боя оруженосцы находились за спиной рыцаря, готовые в любой момент подать ему новое оружие или другие доспехи. Если мальчик дворянского происхождения (а среди оруженосцев были и простые люди) достойно проживал эти 14 лет, тогда он и приносил присягу, после которой становился рыцарем.

Благодаря латам рыцари были практически неуязвимы на поле боя.

Рыцари должны были всегда быть галантными, нравственными и говорить правду. Это и стало началом рыцарства, каким видим его мы.

Замки рыцарей

Рыцари имели свои замки, весьма укрепленные и построенные таким образом, чтобы успешно отбивать атаки нападавшего неприятеля. Основная их изюминка – винтовая лестница, очень крутая и узкая. Направление ее зависело от того, правша или левша хозяин замка.

Изгиб ее делался так, чтобы «рабочая» рука рыцаря, спускавшегося с лестницы, могла свободно двигаться. То есть, если рыцарь правша, то стена должна быть слева. Для поднимавшихся снизу недругов картина при этом была противоположной: их правая рука упиралась в стену, что не позволяло им свободно владеть оружием.

Средневековые рыцари были очень храбрыми, безрассудными и очень жестокими. Правда церковь и папа римский не осуждали «рыцарскую жестокость», считая ее оправданной: ведь рыцарь убивает, беря грех на душу, чтобы спасти страну от неверных. И если вдруг рыцарь найдет в бою смерть и умрет от руки врага, он непременно попадет в рай.

Рыцари были очень высокомерными, они с презрением относились к простолюдинам. А ведь им приходилось воевать бок о бок! На поле боя, помимо рыцарей, всегда была пехота, лучники и простые солдаты, которых набирали из людей низшего сословья.

Справедливости ради, нужно сказать, что все же были случаи, когда рыцари очень душевно относились к простым воинам и не бросали их в беде.

Рыцари грабили города и селения, занимались ростовщичеством, эксплуатировали местное население.

А теперь еще немного шокирующей правды о средневековых рыцарях. Все рыцари были невысокого роста. Хотя, правду сказать, в те годы почти все люди были невысокие.

Гигиена рыцарей

Все рыцари носили бороду. Понятно, что у них во время боев не было возможности бриться, но борода позволяла им скрывать недостатки кожи. Дело в том, что в те века в Европе очень частыми были эпидемии оспы, поэтому лица рыцарей зачастую были покрыты оспинами. Плюс ко всему рыцари очень редко мылись, что приводило к возникновению кожных болезней, среди которых прыщи были делом обычным.

Мылись рыцари в среднем три раза в год. Можно представить, как выглядело их тело и волосы, практически постоянно скрытые под прочными доспехами! В неухоженной растительности (усах, бороде и волосах) были и грязь, и остатки еды. А уж сколько тварей заводилось на них! Я имею в виду вшей и блох. Похоже, что рыцарям приходилось терпеть не только натиск врага, но и болезненные укусы насекомых.

Зубами рыцари похвастаться также не могли. В те времена чистить зубы не было принято, да и возможности хоть как-то следить за ртом у рыцарей не было. Поэтому у многих не было части зубов, а оставшиеся были полусгнившими. Изо рта шла жуткая вонь, которую рыцари заедали чесноком.

Для крестоносцев оставалось загадкой, как войны Саладина с легкость находили лагерь. Секрет скрывался в запахе — амбре от рыцарей разносилось на десятки вёрст.

А какой от их немытых тел шел запашок! Усугублял это еще один момент. На рыцарях практически всегда были доспехи, на снятие или одевание которых у оруженосцев уходил примерно час.

Да и возможность заняться этим была лишь в свободное от боев время, а естественную нужду нужно справлять периодически!

Поэтому рыцари гадили прямо под себя, в доспехи. Сказочный аромат! Судя по всему, рыцарский конь, обгаженный всадником, также сильно благоухал.

Для милых дам

И вот такой рыцарь на белом коне возвращался с битвы, и представал перед взорами дам! Надо отметить, что в те времена все мылись редко, так что от представительниц слабого пола тоже не пахло цветами. Очевидно, средневековые люди настолько привыкли к вони немытых тел, что не считали этот запах отталкивающим.

Но женщины, по крайней мере, нужду справляли не под себя! Может быть, они «аромат» рыцарских экскрементов и мочи считали мужественным?

Встреча после похода. Учитывая, что кавалер не мылся, практически никогда, то находится возле них, было тяжелым испытанием.

Нужно сказать, что самим рыцарям было наплевать, как они выглядят и чем пахнут. Женское мнение их мало беспокоило, особенно если те были простолюдинками. Среди рыцарей было принято во время походов совершать набеги на деревни и насиловать всех молодых и невинных девушек. Чем больше таких «побед» у рыцаря, тем больше его уважали друзья.

Дамам благородного происхождения также приходилось несладко. Рыцари относились к ним грубо. В 12 веке рыцари несколько изменили стимулы, побуждающие их проявлять храбрость на поле боя. Теперь они старались биться не за отчизну и церковь, а за прекрасных дам. Драться, чтобы завоевать благосклонность Дамы сердца, стало обычным делом для рыцарей. Они готовы были поклоняться ей!..

Но придется в эту сладкую картинку добавить ложку дегтя. Дело в том, что ни о какой нравственности здесь речь не идет. Как правило, в этот момент рыцарь был женат, да и его дама сердца зачастую состояла в законном браке. Более того, мнение возлюбленной рыцарь никогда не спрашивал – кто победит в поединке, тому она и достанется. Хочет ли этого женщина – никого не интересовало.

Сочинение про рыцарей 6 класс может использовать при подготовке к уроку.

Кто такие рыцари? Кратко

Эпоха рыцарей приходится на 500 – 1500 годы, то есть на Средние века. Она ознаменовалась многочисленными войнами, болезнями и эпидемиями. Раньше в военных действиях брали участие солдаты-пехотинцы. Но с момента изобретения стремени и усовершенствовании седла, они стали воевать верхом на коне, используя в качестве оружия тяжелое копье. Тогда всадником или верховых воинов стали именовать рыцарями.

Рыцаря сложно представить без его верного коня. На нем он не только воевал, но и охотился, участвовал в турнирах. Такие кони стоили немалых денег: для военного дела отбирали животные только специальные породы с крепким сложением и выносливостью. Данные качества закреплялись постоянными тренировками.

Как правило, рыцари были состоятельными людьми и жили в замках со рвами и обнесенными толстыми стенами. Те, кто был беднее, обитали в каменных домах со рвами, заполненными водой.

Как можно было стать рыцарем?

Сословие рыцарей сформировалось из детей знати: в возрасте 7 лет сыновей готовили к службе пажа. Мальчиков обучали плаванию, верховой езде, кулачному бою и привычке носить тяжелые боевые доспехи. Когда им исполнялось 12-14 лет, то они становились оруженосцами и покидали семью, что служить и жить в замке рыцаря. Здесь он учился обращаться с мечом и копьем. В 21 год молодых людей торжественно принимали в рыцари.

Достоинства рыцаря

Ценность рыцаря – это его достоинство и честь. Поэтому он соблюдал определенные правила. Также рыцарь обязан быть щедрым. Они владели богатствами, которые получали с поборов крестьян, военных походов и грабежей соседних феодальных земель. Поэтому они раздавали свои богатства нуждающимся, «спонсировали» талантливых и изобретательных личностей. Расточительность для рыцаря того времени было привычным и престижным явлением. Считалось, что таким образом он искореняет в себе греховные пороки скупости, жадности, корысти и гордыни.

Также рыцари были проповедниками морали и христианской религии среди мусульман. Свою воинскую доблесть они демонстрировали не только во время походов, но и на рыцарских турнирах. На них он мог проявить еще одно свое достоинство – великодушие, пощадив побежденного соперника.

Как вооружались рыцари?

Вооружение рыцарей становили доспехи и различное оружие. Облачение весило до 25 кг, поэтому у господина всегда был свой оруженосец, который помогал одеваться, раздеваться и подавал оружие. Часто боевые кони также были облачены в тяжелые панцири.

Под доспехами рыцарь носил кольчугу, состоящую из 1000 колец. На нее крепились металлические штаны, перчатки, подбородник, нагрудник и детали, защищавшие лицо. Образ воина завершал шлем и обув со шпорами.

  • Рыцари были маленькими людьми – их рост не превышал 160 см.
  • Под шлемом рыцаря, в складках его одежды копошились блохи и вши. Они мылись не больше 3 раз в год.
  • Одевание и снятие доспехов занимало ни много, ни мало – 3 часа. Поэтому в военных походах они часто справляли нужду под себя.
  • Долгое время рыцари считались самыми сильными воинами на поле. Победит их не мог никто. Секрет крылся в эффективном метательном средстве, моментально поражавшее сердце врага – арбалете.
  • В 1560 году рыцарство перестало существовать как сословие населения.
  • В качестве оружия были копье и меч. Кроме того, рыцари владели луком.

Надеемся, что сообщение о рыцарях помогло Вам узнать много полезной информации. А дополнить рассказ о рыцарях Вы можете через форму комментариев ниже.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Что в действительности дают путешествия человеку?