Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Габриэль тард. Габриэль Тард: биография и фото

Биография

Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе , получив при ее окончании в 1860 году степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866 году .

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 году занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьёй Сарла, а с до годы был постоянным судьёй.

Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 года его работы регулярно публиковались в «Философском обзоре». С 1887 года , параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии «Сравнительная преступность» (1886) и «Философия наказания» (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьёзного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка.

Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал ещё в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Однако только после смерти своей матери в 1894 году Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

Научные взгляды

Теория функционирования общества

В социологии, как и его современник Эмиль Дюркгейм , основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако в противоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии.

По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации) - «общество, в конце концов, есть подражание» («la société, c’est l’imitation» ). Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности) - результат творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.

Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.

Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения».

Исследование феномена толпы

Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном , Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, XIX век - это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики» играют СМИ , которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения.

Другие научные интересы

В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения - такие как политология (работа «Превращение власти»), экономика («Экономическая психология», «Реформа политической экономии»), криминология («Сравнительная преступность» и «Философия наказания»), искусствоведение («Сущность искусства»).

Развитие идей Г. Тарда

В России конца 19 - начала 20 вв. идеи Тарда пользовались большой популярностью. Многие его книги были переведены на русский язык сразу же после их публикации во Франции. Его взгляды оказали сильное влияние на концепции российской «субъективной школы» (П. Л. Лавров , Н. К. Михайловский , С. Н. Южаков , Н. И. Кареев).

Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично - общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.

Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Юрген Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм.

Сочинения

  • «Les lois de l’imitation» (1890, «Законы подражания»)
  • «Essais et mélanges sociologiques» (1895, сборник статей)
  • «La foule criminelle» (1892, «Преступная толпа»)
  • «Les transformations du droit» (1893)
  • «Logique sociale» (1895, «Социальная логика»)
  • «L’opposition universelle» (1897)
  • «Études de psychologie sociale» (1898)
  • «Les lois sociales» (1898)
  • «Les transformations du pouvoir» (1899)
  • L’opinion et la foule /G. Tarde. - Paris: Felix Alcan, editeur, 1901. - 226, p.

Издания на русском языке

  • Законы подражания = (Les lois de l’imitation): Пер. с фр. / [Соч.] Ж. Тарда. - СПб.: Ф. Павленков, 1892. - , IV, 370 с.
  • Преступления толпы / Г. Тард; Пер. д-ра И. Ф. Иорданского, под ред. проф. А. И. Смирнова. - Казань: Н. Я. Башмаков, 1893. - 44 с.
  • Сущность искусства = (L’art et la logique) / Пер. с фр. под ред. и с предисл. Л. Е. Оболенского; Г. Тард. - Санкт-Петербург: В. И. Губинский, 1895. - 112 с.
    • … - [М.]: ЛКИ, 2007. - 120 с. ISBN 978-5-382-00106-7
  • Происхождение семьи и собственности: (Пер. с фр.): С приб. очерка Л. Е. Оболенского: О происхождении семьи и собственности по теории эволюционистов и экономических материалистов. - СПб.: В. И. Губинский, 1897. - 147 с.
    • … - [М.]: ЛКИ, 2007. - 152 с. ISBN 978-5-382-00048-0
  • Молодые преступники: [Письмо к Бюисону, проф. в Сорбоне]: Пер. с фр. / [Соч.] Г. Тарда, чл. Интерн. ин-та социологии. - СПб.: тип. А. А. Пороховщикова, 1899. - 30 с.
  • Публика и толпа: Этюд Габриэля Тарда / Пер. Ф. Латернера. - СПб.: Б-ка бывш. Иванова, 1899. - 48 с.
  • Реформа политической экономии: [Из «La logique sociale»] / [Соч.] Г. Тарда; Пер. с фр. под ред. Л. Е. Оболенского; С предисл. его же об общих идеях Тарда. - СПб.: В. И. Губинский, 1899. - 100 с.
  • Социальные законы = (Les lois sociales): Личное творчество среди законов природы и общества / Габриэль Тард; Пер. с фр. А. Ф. под ред. и с предисл. Л. Е. Оболенского. - СПб.: В. И. Губинский, 1900. - 120 с.
    • Социальные законы / Г. Тард; Пер. с фр. Ф. Шипулинского. - СПб.: тип. П. П. Сойкина, 1901. - 63 с.
      • … - [М.]: ЛКИ, 2009. - 64 с. ISBN 978-5-397-00856-3
  • Социальная логика / Тард; Пер. с фр. М. Цейтлин. - СПб.: тип. Ю. Н. Эрлих, 1901. - VIII, 491 с.
    • Социальная логика. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. ISBN 5-89121-001-0
  • Мнение о толпе. - СПб., 1901.
    • Мнение и толпа // Психология толп. - М.: Институт психологии РАН; Издательство КСП+, 1999. - 416 с. - (Библиотека социальной психологии.) ISBN 5-201-02259-6 , 5-89692-002-4
  • Общественное мнение и толпа = (L’opinion et la foule) / Г. Тард; Пер. с фр. под ред. П. С. Когана. - М.: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1902. - IV, 201 с.
    • Личность и толпа = (L’opinion et la foule): Очерки по социал. психологии / Г. Тард; Пер. с фр. Е. А. Предтеченский. - СПб.: А. Большаков и Д. Голов, 1903. - , II, 178 с.
  • Социальные этюды / [Соч.] Г. Тарда; Пер. И. Гольденберга. - СПб.: Ф. Павленков, 1902. - VIII, 366 с.
  • Отрывки из истории будущего = Fragment d’histoire future / Пер. Н. Н. Полянского . - М .: В. М. Саблин, 1906. - 79 с.
    • Отрывки из будущей истории / Пер. К. И. Д[ебу]; Тард. - СПб.: Попул.-науч. б-ка, 1907 (обл. 1908). - 90 с.
  • Социальные законы = (Les lois sociales): Личное творчество среди законов природы и общества / Габриэль Тард; Пер. с фр. А. Ф. под ред. и с предисл. Л. Е. Оболенского. - 2-е изд. - СПб.: В. И. Губинский, 1906. - 120 с.
    • Реформа политической экономии: [Из «La logique sociale»] / Габриель Тард; Пер. с фр. под ред. Л. Е. Оболенского; С предисл. его же об общих идеях Тарда. - 2-е изд. - СПб.: В. И. Губинский, 1906. - 100 с.
  • Преступник и преступление / Г. Тард; Пер. Е. В. Выставкиной, под ред. М. Н. Гернета и с предисл. Н. Н. Полянского. - М.: т-во И. Д. Сытина, 1906. - XX, 324 с. - (Библиотека для самообразования, издаваемая под редакцией А. С. Белкина, А. А. Кизеветтера… [и других]; 29).
    • Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. / Сост. и предисл. В. С. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 391 с. ISBN 5-16-001978-2
  • Сравнительная преступность: Пер. с фр. / Тард. - М.: т-во И. Д. Сытина, 1907. - 267 с.

Литература

  • Тарновский Е. Н. Характеристика Габриэля Тарда в речи А. Эспинаса [Текст] / Е. Н. Тарновский. // Журнал Министерства юстиции. - 1910. - № 1, январь. - С. 102-110.
  • Шейнис Л. Теория Тарда и Ломброзо о преступлениях анархистов / Л. Шейнис. // Вестник права. - 1899. - № 10, декабрь. - С. 312-323.
  • Шумаков С. [Рецензия] Г. Тард. Происхождение семьи и собственности. С прибавлением очерка Л. Е. Оболенского. О происхождении семьи и собственности по теории эволюционистов и экономических материалистов. Санкт- Петербург, 1897 [Текст] / С. Шумаков. // Журнал Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. - 1897. - Книга вторая, февраль. - С. 1-4.
  • Бачинин В. А. История философии и социологии права: Для студентов юридических, социологических и философских специальностей / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 335 с. ISBN 5-8016-0244-5

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 12 марта
  • Родившиеся в 1843 году
  • Умершие 13 мая
  • Умершие в 1904 году
  • Криминологи
  • Психологи Франции
  • Социологи Франции
  • Психологи по алфавиту
  • Умершие в Париже

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тард, Габриель" в других словарях:

    - (1843 1904) фр. социолог и психолог, один из основоположников социальной психологии и ведущих представителей психологического направления в социологии. Выдвинул теорию, объясняющую социальные связи личности тремя факторами: подражанием,… … Философская энциклопедия

Жан Габриель Тард (фр. Gabriel Tarde; 12 марта 1843, Сарла, Франция - 13 мая 1904, Париж, Франция) - французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.

Биография

Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при её окончании в 1860 году степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил своё юридическое образование уже в Париже в 1866 году.

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 году занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьёй Сарла, а с 1875 до 1894 годы был постоянным судьёй.

Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 года его работы регулярно публиковались в «Философском обзоре». С 1887 года, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии «Сравнительная преступность» (1886) и «Философия наказания» (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьёзного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка.

Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал ещё в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Однако только после смерти своей матери в 1894 году Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

С 1896 года началась его преподавательская деятельность, которая развивалась динамично. Г. Тард работал сразу в двух местах - в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900 году, после первой неудачной попытки, занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук.

В 1898 году вышла из печати его главная книга - «Социальные законы».

Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Умер 12 мая 1904 года в Париже.

Научные взгляды

Теория функционирования общества

В социологии Тард, как и его современник Эмиль Дюркгейм, основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако в противоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал своё внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии.

По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации) - «общество, в конце концов, есть подражание» («la socit, c’est l’imitation»). Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности) - результат творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.

Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору.

Г. Тард

Г. Тард проводит индивидуалистическую линию психологизации социоло­гии и рассматривает общество как продукт взаимодействия индивидуаль­ных сознаний на основе общения людей". Общество - это совокупность людей, участвующих в потоке подражания. Безграничность последнего сни­мает возможность устанавливать общие стадии человеческого прогресса. По закону Спенсера, однородные единицы соединяются между собой и своими свойствами определяют характер агрегата: главнейшие черты че­ловека определяют характерные (главные) черты человеческого общества.

Возникающие при взаимодействиях людей «интериндивидуальные» (ме­жиндивидуальные) отношения составляют основу общественного разви­тия и всех социальных процессов. Явления индивидуальной психики - это единственная реальность (социологический номинализм), которая прояв­ляется в сознательных отношениях, прежде всего, между двумя индивиду­умами, составляющими социальные факты. Их многообразные группиров­ки и комбинации есть простые социальные явления, образующие основу социальных отношений. Отсюда вытекает предмет социологии - познание отношений «между двумя умами», отражений одного другим (22, 16). В этом плане социология выступает как «интерпсихологическая», «интерменталь­ная» (соединяющая) дисциплина: психология взаимодействия между людь­ми составляет базу социологии. Таким образом, Тард строит свою социоло­гию на законах психологии и называет ее также «социальной психологией». Доминирование «интерпсихологической» проблематики составляет суть пси­хологизации социологии.

Проблема подражания

В теории «общественного прогресса» Тард не разделяет концепцию, со­гласно которой прогресс неизбежно совершается за счет ломки традиции

1 В этом пункте Тард полемизирует с Э. Дюркгеймом, который в регуляции общественных отношений главную роль отводит коллективным представлениям и их интериоризации отдельными индивидами.


Разрыва с прошлым общественным порядком (существованием людей - Конт, Маркс и др.). При таком подходе имеет место тенденция рассмат­ривать прогресс и традицию изолировано друг от друга. Традиция - это консервативные состояния (системы ценностей) прошлого, и новое об­щество (капитализм, коммунизм) появляется в качестве разрушителя тра­диций как таковых. Тард, наоборот, считал кризис традиции явлением вре­мени и выдвинул идею циклических изменений: периоды доминирования «обычая» уступают место периодам доминирования «моды» и наоборот. Поэтому каждая революция, отрекаясь от традиций прошлого, неизбежно подлежит традиционализации, и этот процесс, в свою очередь, чреват ре­волюционной ситуацией.



В современном обществе подражание «обычаю» полностью уступило место подражанию «моды» - модернизации. В связи в этим встают вопросы источника моды как распространения и превращения в обычаи.

Применительно с социальному миру единственным источником его развития является новое знание - открытия, изобретения новых элементов культуры, которые возникают вследствие инициативы и оригинальности отдельных талантливых людей, их актов творчества 1 . Именно они, по мне­нию Тарда, являются причиной действия других людей, то есть огромного количества подражаний по всему миру: подражанием - модой или подра­жанием - привычкой, подражанием - симпатией или подражанием -повиновением, подражанием - образованием или подражанием - воспи­танием, наконец добровольными рефлекторными подражаниями (21, гл. 1). Люди являются стадом овец, среди которых рождается подчас умная овца, гений, которая одною только силою примера увлекает за собой дру­гих 2 . Поэтому общественный процесс предстает как изобретение и подра­жание, и само общество - это ряд сходств, произведенных разнообразны­ми видами подражаний (21, 20).



Тард развивает теорию «трех основных социальных процессов»: а) под- i ражание (повторение), б) противоположение (оппозиция), в) приспособ­ление (адаптации). На их основе он формулировал три универсальные (вре­менных) социальные закономерности.

1. Закон подражания. Тард рассматривает подражание как «владычество примера», когда всякая новация в сфере общественной жизни усваивается и повторяется многими людьми, обогащая их разнообразную деятельность, жизнь и расширяя власть над природой. В процессе меж индивидуальных взаи­модействий одни подражают другим, обусловливая изначальный элемент социальности. Подражание составляет основной способ - движущую силу общественного прогресса: оно есть неодолимое психическое стремление людей (личности, групп, общества) ко взаимному подражанию (по анало-

1 Здесь просматривается влияние учения А. Бергсона о «творческой эволюции»,
который, в свою очередь, высоко оценивал труды Тарда.

2 В решении вопроса о роли подражания Тард признавал приоритет Н. К. Михай-
ловского, который, решая проблему героя л толпы, впервые выявил потенциал
«закона подражания».


гии с наследственностью в живых организмах) 1 . Тард, вслед за Спенсером, подчеркивает, что в подражательных отношениях проявляется принцип, что «душа всего сущего не однородность, а разнородность». Поэтому подража­ния не обедняют, а обогащают удовлетворение потребностей людей.

Для подкрепления своих выводов Тард использует статистические ме­тоды: статистику употребления различных продуктов (табака, кофе и др.), динамику производства техники (железнодорожных локомотивов) и др. Статистика обнаруживает возрастание (рост) или падение (убыль) подра­жательного воспроизведения раз сделанных открытий. Поэтому статисти­ческий метод он рассматривает как социологический по преимуществу.

Вслед за постулатом Гельвеция о том, что «человек весь состоит из под­ражания», Тард рассматривает исторический, процесс как непрерывную цепь подражаний: собрание деяний, «имевших успех», и которым «более всего подражали» (21, 144). При этом кредо закона подражания: любое но­вовведение в сфере социальных отношений распространяется по направ­лению от высших (творящих новшества) к низшим (повторяющим эти новшества), от социальных верхов к социальным низам, от элитных групп со специальными знаниями к группам менее профессионально развитыми и т. п. Поэтому определяющей схемой подражания являются отношения «учитель - ученик» («оригинал - копия») во всех ситуациях. Само оно проходит три стадии: во-первых, медленного распространения из-за борь­бы с существующим; во-вторых, быстрого роста; в-третьих, постепенного перехода к норме.

Тард выделяет три основных типа подражания: а) взаимное подража­ние; б) подражание обычаям и образцам; в) обдуманное подражание. Их механизмами являются мода, обычаи, традиции, которые формируют груп­повые ценности, а индивиды, усваивая их, социализируются. Отсюда выте­кает определяющая роль психологического настроя - верований и хотений (согласия и разногласия) как своего рода субстанций социального взаимо­действия отдельных людей и социальных групп, организующих человечес­кое общество. В силу этого приоритетными в обществе являются юриди­ческие основания, так как они базируются на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обязанностей (21, 19). Тем самым Тард одним из первых приблизился к пониманию необходимости изучения механизмов социального взаимодействия, способствующих сотрудничеству, согласию и гармонизации отношений в обществе 2 .

Таким образом, закон подражания выражает бесконечное стремление людей к усвоению, восстановлению и распространению новшеств, обога­щающих образ жизни и культуру народов. В такой трактовке он является у Тарда концептуальным ядром социологических конструкций, ключом к пониманию массового поведения.

1 В частности, проявление данного закона убедительно продемонстрировал Ро­
берт Такер в работе: Сталин; путь к власти. 1879 - 1929. История и личность. - М.:
1991. В ней он раскрыл выстраивание Сталиным линии жизни на основе подража­
ния выбранному герою - вначале Камо, а затем Ленину.

2 Решение данной задачи станет в 20-е годы XX века вначале в США, а затем в
европейских странах содержанием новой науки и деятельности «Паблик ршейшнз».


2. Закон противоположения (оппозиции). Данный закон выражает во вза­
имодействии борьбу сторонников противоположных социальных изобре­
тений - борьбу самих новшеств в обществе (лучшее враг хорошему). По­
добная оппозиция повторяемости является формой социального конфликта,
возникающего по поводу конкурирующих моделей подражания. Оппозиция
выступает второй стороной социального процесса и играет в нем роль про­
тивовеса. Противодействие, противопоставление одних взглядов (полити­
ки) другим способствует выработке определенного вектора социального
взаимодействия людей.

В этом смысле оппозиция является необходимым фактором социальных отношений и общественного прогресса. Наличие конструктивной оппози­ции обусловливает противоборство идей как их соревнование и конкурен­цию. Она задает социальному процессу динамику, так как в условиях со­стязательности на альтернативу должно искать адекватный ответ. В частно­сти, его правильность в политике проверяется на основе одобрения (нео­добрения) в результате выборов. Как свидетельствует исторический опыт, именно отсутствие оппозиции ведет к ситуации, которую можно назвать «правой» или «левой» диктатурой.

Преодоление ситуации оппозиции происходит под воздействием приспо­соблений.

3. Закон приспособления (адаптации). Данный закон выражает доминиру­
ющий момент социального взаимодействия - приспособление людей к
появившимся новшествам и изменяющимся условиям жизни (21, 40), По­
этому главным моментом социальных отношений является сотрудниче­
ство.
В этом плане Тард считает классовую борьбу отступлением от правил
«нормальной жизни». Отсюда вытекает его рекомендация «низшим клас­
сам»: осуществлять восхождение по ступеням общественной иерархии пу­
тем абсолютного подражания «высшим классам».

Тард распространял рассмотренные законы на предметные области раз­личных дисциплин и паук. В частности, его длительная работа в должности судебного следователя обусловила интерес к криминалистике и формиро­ванию социологии преступности. В соответствии с законом подражания он сформулировал установку, что «человек становится преступником, а не рождается». В этом плане преступник - это социальный «экскремент» об-! щества, который образуется в соответствии с законами подражания и при­способления. Тард выступает против инстинктивистского представления о преступнике (преступлении) и обосновывает социальный характер пре­ступности: многие люди становятся нечестными или остаются честными по милости судьбы и стечению обстоятельств.

2.1.1. Теория толпы и публики

Феномен выхода па арену социальной жизни масс (классов, народов, толпы) под предводительством «своих» вождей актуализировал интерес к] массовой психологии 1 . Тард в работе «]Мнение и толпа» (1892) анализирует

1 См об этом в книге: Преступная толпа. - М." 1998. В ней печатаются основопо­лагающие работы С. Сегеле, 3. Фрейда и В Вундта, исследующих проблематику психологии и патологии толп и преступных ассоциаций.


особенности психологических процессов в больших группах, разделяя их на два типа: толпу и публику.

Толпа. В развитии общества он выделяет два «зародыша»: а) в деревенс­ком обществе господствует семья; б) в городском - доминирует толпа (нация, так как в ней господствует дух толпы). Толпа - это большая амор­фная группа разнородных и незнакомых между собой людей, взаимодей­ствующих непосредственно. Поведение толпы иррационально, в основном деструктивно. В ней (митинг, съезд, собрание, театр, суд присяжных и т. п.) малооднородные единицы соединены слабо, так как между ними нет сходства и органической связи. В толпе перестает действовать «принцип сум-марпости», и на первый план выступает коллективная психология, час­тью которой является психология толпы. Для последней характерно двоя­кое действие механизма подражательности: а) люди подражают друг другу; б) люди походят друг на друга. В первом случае происходит подражание путем внушения: проявление известного душевного состояния возбуждает такое же состояние у того, кто его наблюдает. По мере роста численности толпы интенсивность ее душевного движения возрастает. Во втором случае при составлении толпы «углы индивидуальности взаимно сглаживаются в пользу национального типа, который прорывается наружу» (23, 268).

Тард использует разные критерии для классификации разновидностей толпы: демографический (мужские и женские), геронтологический (моло­дые и старческие), по времени, сезону (летние и зимние), широте. Однако самое важное различие между видами толпы вытекает из самого существа их цели (желания) или их веры (идеи) (23, 279), которые их одушевляют (религиозные, политические, экономические, эстетические). «Но как не разнятся толпы друг от друга по своему происхождению и по всем своим другим свойствам, некоторыми чертами они все похожи друг па друга; эти черты - чудовищная нетерпимость, забавная гордость, болезненная вос­приимчивость, доводящая до безумия чувство безнаказанности, рожден­ное иллюзией своего всемогущества и совершенная утрата чувства меры, зависящая от возбуждения, доведенного до крайности взаимным разжига­нием. Для толпы нет середины между отвращением и обожанием, между ужасом и энтузиазмом, между криками да здравствует! или смерть!. Да здрав­ствует, это значит, да здравствует навеки. В этом крике звучит пожелание божественного бессмертия, это начало апофеоза. И достаточно мелочи, чтобы обожествление превратилось в вечное проклятие» (23, 282). Свои рассуждения о переменчивости, патологичности настроений толпы Тард сопровождает многочисленными примерами из французских революций.

Тард особо выделяет четыре вида толпы, которые показывают различ­ную степень ее пассивности или активности.

Толпы ожидающие (выжидающие) - собираются на основе коллектив­ного любопытства (театр, казнь, встреча популярного человека и т. п.), и для них характерно взаимное заражение чувствами собравшихся индиви­дов (23, 284).

Толпы внимательные (внимающие) - тесно толпятся около кафедры проповедника или профессора, около трибуны, эстрады, сцены. В толпе, заинтересованной каким-нибудь зрелищем или речью, только небольшое количество зрителей или слушателей видит и слышит очень хорошо, мно-


гие видят и слышат только наполовину или же совершенно ничего не ви­дят и не слышат. Но как бы плохо они ни поместились, как бы дорого ни стоило их место, они бывают удовлетворены и не жалеют ни своего време­ни, ни денег (23, 286). В таких случаях сама толпа, собственно, служит зрелищем для себя самой. Толпа привлекает и порождает толпу.

Толпы манифестанские (заявляющие) -- проявляют свое убеждение, радость или печаль, любовь или ненависть с преувеличением. Можно отме­тить их двоякий характер: замечательно выразительный символизм в со­единении с крайней бедностью воображения при изобретении этих симво­лов. Но если в такой толпе мало идей, то люди держатся за них крепко и без устали кричат одно и то же (23, 284).

Толпы действующие (любящие и ненавидящие) - употребляют свои силы на создание (энтузиазм) или разрушение (ненависть). Но и в том, и в другом случае имеет место сила взаимного ослепления, общей галлюци­нации, на которую способны люди, собравшиеся вместе. При этом нужно отметить разновидность действующей толпы - праздничную радостную, любящую себя самое, опьяненную единственно удовольствием собирать­ся для того, чтобы собираться: народные празднества, периодические уве­селения города (деревни) и т. п., которые сопровождаются весельем, сгла­живанием разногласий, успокоительным влиянием на граждан, патриоти­ческим энтузиазмом (23, 288).

По Тарду, в действиях толпы всегда царит (явное или скрытое) разли­чие между вожаками и ведомыми. Последние слушают и подчиняются вну­шению первых (руководящей воле, мысли и т. п.), которое подчас ведется медленно и исподволь (23, 373-374; 399). Благодаря природному обаянию, сильные и энергичные люди управляют массами, овладевают народным духом: их мнение имеет в себе столько силы, что обращает на себя внима­ние толпы гораздо большее, чем какое-нибудь другое мнение. В этом выра­жается бессознательное подчинение посредственностей людям с высшим развитием. Как справедливо восклицание поэта: «О как глупа толпа, мнит, что она вершит людские судьбы. А ведь она сама ведется хитрецами». В каче­стве примера заразительной власти авторитета (вдали или вблизи) некото­рых людей, являющихся образцами, Тард приводит отношения между Руссо (внушающий) и завладевшим им Робеспьером (подвергнувшийся внуше­нию), когда последний читал и перечитывал первого: между Марксом, «этим вещуном», и тысячами социалистов и анархистов, которые разоб­рали каждую его букву (23, 400).

Таким образом, действия толпы, по Тарду, легковерны и бездумны, однообразны и повторяются в течение веков - это сооружение баррикад, разграбление дворцов, убийства, погромы, пожары. Когда вожаки переста­ют держать толпу, она перестает слышать их голос и распадается. Толпа до некоторой степени представляет собой явление из царства животных и ха­рактерна для отсталых обществ: она есть «социальная группа прошлого». XX век уже не будет «эрой толпы» 1 . «Наш век - это эра публики или пуб-лик...» (23, 266).

1 В этом пункте Тард полемизирует с Лебоном, считавшим, что наш век - это «эра толпы».


Публика. Тард рассматривает публику как социальное образование, ха­рактерное для достаточно развитых обществ. Она формируется под воздей­ствием изобретения книгопечатания и функционирования средств массо­вой информации. Публика есть чисто духовная совокупность, группа инди­видуумов, физически разделенных, и соединенных чисто умственной свя­зью (23, 259). «Эта связь состоит в одновременности их убеждения или увле­чения, в сознании, проникающем каждого, что эта идея или это желание разделяется в данный момент огромным количеством других людей. Доста­точно человеку знать это, даже не видя этих других людей, и на него влияет вся их совокупная масса, а не только один журналист, общий вдохнови­тель, сам невидимый и неведомый и тем более неотразимый» (23, 260). При этом читатель не осознает, что подвергается влиянию газеты, кото­рую он обыкновенно читает. Журналист же скорее осознает свою угодли­вость по отношению к публике, никогда не забывая се природы и вкусов.

Основой для объединения «рассеянных» в пространстве индивидов яв­ляется интеллектуализм (общее самосознание). Благодаря последнему чи­тающая аудитория духовно «заражается» без соприкосновения друг с дру­гом огромным распространением, в частности газет. Расширение и соеди­нение взаимно поддерживающих друг друга изобретений - книгопечата­ния, железных дорог и телеграфа - придало «страшное могущество прес­се». Последняя, как агент интеграции, контроля и просвещения, создает из публики, читающей одну и ту же газету, однородную группу. В результа­те публика стала бесконечно растяжима. Как отмечает Тард, публика не­которых больших газет («Фигаро», «Тайме») и некоторых журналов рассе­яна по всему свету.

Всякая публика имеет своего вдохновителя, и иногда создателя: вырази­теля общего состояния умов, формирующего как бы коллективную силу {антисемитическое - дело Дрейфуса, социалистическое - Маркс, анар­хическое - Кропоткин направление умов). При этом на публике гораздо ярче отражается индивидуальный оттенок ее создателя, нежели дух наци­ональности (обратное справедливо относительно толпы). Поэтому виды публики - религиозный, научный, экономический, эстетический - по­стоянно по существу своему интернациональны. Толпы же только изредка бывают интернациональны, под видом конгрессов. Да и конгрессы могли стать интернациональными только потому, что на этом пути им предше­ствовала соответствующая публика (23, 275).

Таким образом, публика и толпа являются двумя крайними полюсами социальной эволюции, имеющими чисто психологический характер. Исто­рическая задача заключается в постепенной «замене толпы» публикой, в которой главный выигрыш - распространение интеллектуализации и тер­пимости в обществе: мир идет по пути интеллектуализации (23, 281).

Вместе с тем, Тард отмечает, что толпа и публика имеют и определен­ное сходство, связь их индивидов заключается в том, чтобы взаимно отра­жаться друг в друге, вступить в общение идей и страстей, слиться своими сходными чертами в могущественный унисон (в публике с большей си­лой, чем в толпе). Поэтому при определенных условиях возможно падение публики до толпы: в этом смысле публика могла бы быть определена как толпа в возможности (23, 266). В силу этого, Тард классифицирует публику


на основании тех же критериев, что и толпу: ожидающая, внимающая, манифестанская, действующая. Он также отмечает факт существования «публики преступной», как и преступной толпы (23, 290). Тард сформули­ровал правило: «за преступной толпой скрывается еше более преступная публика, а во главе этой последней - еще более преступные публицисты» (23, 296-297). Вдохновители публики знают ее психологию и, злоупотреб­ляя доверием, делают публику преступной. «Открыть или изобрести новый значительный предмет ненависти для публики - это одно из наиболее верных средств стать в ряды царей журнализма. Ни в какой стране, ни в какие времена защита не имела такого успеха, как поношение» (297).

Однако Тард четко отличает публику от толпы: каково бы ни было ее происхождение, пропорционально идейная и верующая публика сильно преобладает над публикой страстной и действующей. В силу того, что дей­ствие публики более разумно и более осмысленно, то оно бывает и более плодородно, нежели действие толпы (23, 283). Публика - это толпа гораз­до менее слепая и гораздо более долговечная, и ярость ее, более осмыс­ленная, накапливается и поддерживается в продолжении целых месяцев и лет (23, 290). В целом, разновидности публики как новые группировки, за­меняют собой старые группировки - разновидности толпы.

Заключая анализ проблематики «толпа и публика», Тард делает вывод: «...было бы глубокой ошибкой приписывать коллактивностям, даже в их наиболее духовной форме, честь человеческого прогресса. Всякая плодо­творная инициатива в конце концов исходит из индивидуальной мысли, не­зависимой и сильной; и для того, чтобы мыслить, нужно изолировать себя не только от толпы, как говорит Ламартин, но и от публики» (23, 298).

род. 12 марта 1843, Сарла - ум. 13 мая 1904, Париж) франц. криминалист и социолог, профессор Коллеж де Франс с 1900. Считал, что осн. функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, считал осн. социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Осн. произв.: "Les lois de limitation", 1890 (рус. пер. "Законы подражания", 1892); "La logique sociale", 1894 (рус. пер. "Социальная логика", 1901); "Les lois sociales", 1898.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТАРД Габриель

12.3.1843, Сарла - 13.5. 1904, Париж), франц. социолог и криминолог, один из основателей психологич. направления в зап. социологии. По Т., обществ. развитие сводится к интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна «интерпсихологии». Соответственно и прогресс социологии он видел в ее дальнейшей психологизации (см.: «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69-78).

Осн. социальными процессами Т. считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технич. усовершенствований до новых обществ.-политич. идей и нравств. ценностей) и подражание, к к-рым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения - единств. источник социального прогресса - возникают как творения отд. личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь нек-рые принимаются и распространяются. Осн. социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря к-рому возникают групповые и обществ. ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям обществ. жизни. Наиболее характерно, по Т., подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.

Особое значение Т. придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где человеч. индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Т. выделяет как бы промежуточное звено - публику, к-рая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.

Ряд мыслей, высказанных Т., имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологич. основания его концепции несостоятельны, т. к. базируются на филос. идеализме и психологич. редукционизме. Влияние Т. сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин, Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Габриэль Тард

Тард (Tarde) Габриель (1843-1904) - французский социолог и криминалист. Биография. В 1893-1996 гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции. С 1900 г. - профессор новой философии в Коллеж де Франс. Исследования. Общественные отношения сводил к отношениям между индивидами. Основными процессами социального развития считал изобретение и подражание (Законы подражания. СПб., 1892). При этом подражание реализуется в форме обычаев и моды, при усвоении которых происходит социализация индивида. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Анализируя эффект толпы, констатировал, что индивид в толпе имеет такие свойства, как чрезмерная возбужденность, потеря сознательного контроля и индивидуальности. Предложил классификацию конфликтов, в которой -наряду с конфликтами ряда (в аспекте эволюции) и степени (повышение или понижение) - был выделен конфликт смыслов как противоречие сил, борющихся за жизнь, власть, влияние, в частности в виде спора, конкуренции, открытой борьбы (Социальные законы. СПб., 1906).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 571.

Сочинения: Социальная логика. СПб., 1901 (СПб., 2000); Общественное мнение и толпа. М., 1902; Социальные этюды. СПб., 1902; Личность и толпа. СПб., 1903; Теория психических воздействий. СПб., 1905; Отрывки из истории будущего. М., 1906; Психология и социология // Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. № 2.

Литература: Баженов Н. Н. Габриель Тард, личность, идеи и творчество // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. 78; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Тард (Tarde) Габриель (12.3.1843, Сарла,- 13.5. 1904, Париж), французский социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии. По Тарду, общественное развитие сводится к интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна «интерпсихологии». Соответственно и прогресс социологии он видел в её дальнейшей психологизации (см.: «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69-78 ).

Основными социальными процессами Тард считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технических усовершенствований до новых общественно-политических идей и нравственных ценностей) и подражание, к которым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения - единственный источник социального прогресса - возникают как творения отдельных личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь некоторые принимаются и распространяются. Основное социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря которому возникают групповые и общественные ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям общественной жизни. Наиболее характерно, по Тарду, подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.

Особое значение Тард придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где человеческая индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Тард выделяет как бы промежуточное звено - публику, которая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.

Ряд мыслей, высказанных Тардом, имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологические основания его концепции несостоятельны, так как базируются на философском идеализме и психологическом редукционизме. Влияние Тарда сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин , Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Тард Габриэль (1843–1904). Основоположник французской социальной психологии, психологического направления в социологии. Внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения; способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования, анализа исторических документов и статистических данных.

Объектом социологии Тарда является общество и общественные отношения между индивидами. Исходя из этого, он поставил своей целью создать науку – социальную (коллективную) психологию, которая изучала бы взаимодействие индивидульных сознаний и, таким образом, стала бы фундаментом социологии. Предметом социологии Тард считал изучение законов подражания в социальных взаимодействиях, которые происходят по законам подражания, что является условием развития общества.

Общество – это подражание, а подражание – своего рода гипнотизм. Общественное развитие он связывал с тем, что выдающиеся люди изобретают новое, а массы закрепляют это новое методом подражания. Социальные конфликты объяснял подражанием. Это тождественно противоречиям в сознании индивида, “когда он колеблется, принять ему или отвергнуть представляющийся ему новый образец, новый обычай, новую идею или художественную школу, новый поступок”. Общественную жизнь и социальные процессы Тард объяснял действием психических механизмов, главным из которых был закон подражания одних народов другим в сфере технологий.

Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. При описании социальных взаимодействий ввел и использовал понятие “междумозговая психология” – психология, изучающая происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде всего двумя индивидами. От индивидуальной психологии социальная психология отличается тем, что занимается исключительно отношениями нашего “Я” к другому “Я”, их взаимным влиянием. В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь.

Тард использовал понятие “толпа” и толковал его следующим образом: толпа – это множество лиц, которые собрались в определенном месте в одно и то же время и объединены чувством, верой и действием. Всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению. В качестве общих черт он назвал веру, страсть, цель, “коллективное самолюбие”, эгоизм и одностороннюю иррациональную подражательность объединяющих ее участников. Тард утверждал, что формирование толпы происходит в результате двоякого действия механизма подражания.

Толпа повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя и обращаться к ее разуму бесполезно. Любая толпа независимо от профессиональных статусов теряет способность владеть собой, поскольку она не мыслит, а чувствует. И в этом отношении кочегар и профессор ничем не отличаются – оба чувствуют одинаково. Подражая друг другу, индивиды в толпе превращаются в автоматы, лишенные своей индивидуальности. Публика – социальное объединение, духовно целая группа людей, “рассеянных” в пространстве, для которых характерно наличие заметного духовного или идейного внушения, “заражения без прикосновения”, общность мнений, определенный интеллектуализм и общее самосознание.

В отличие от толпы публика, по Тарду, представляет собой “чисто духовную общность”, основанную на интеллекте. Если в толпе личность нивелируется, утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, то в публике она получает возможность самовыражения. Идеи, высказанные Тардом, во многом предвосхитили развитие социологической теории массовых коммуникаций, а также психологии общения. Он сыграл значительную роль в исследовании средств массовых коммуникаций и способствовал становлению и изучению социальной психологии.

Критики Тарда отмечали, что он поставил исследование законов подражания на ложную основу. По мнению Г.В. Плеханова , он свел многообразие социальных отношений лишь к одной из их разновидностей – отношению типа “учитель-ученик”. Эта элементарная схема и типология подражания и поныне используется современными социологами, сводящими общественные отношения к трем типам подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, обдуманное подражание. Некорректная трактовка подражания и преувеличение ее роли в общественной жизни в значительной мере снизили ценность ряда социологических концепций Тарда.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Далее читайте:

Исторические лица Франции (биографический справочник).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения в русском переводе:

Законы подражания, СПБ, 1892;

Социальная логика, СПБ, 1901;

Обществ, мнение и толпа, М., 1912;

Личность и толпа, СПВ, 1903;

Социальные законы, СПБ, 1902.

Литература:

Плеханов Г. В, Письма без адреса, Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 294-95, 302;

История бурж. социологии 19 - нач. 20 вв., М., 1979, гл. 5;

Milet J., G. Tarde et la philosophic de l"hietoire, P., 1970.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой