Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Функциональный подход в управлении временем. Функциональный подход к управлению организацией

Структурный подход - направление, ориентированное на вы­явление и описание структуры объектов (явлений). Для него характер­но: углубленное внимание к описанию актуального состояния объек­тов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; инте­рес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различ­ных уровнях его организации .

Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. При этом разложение целого на части (декомпозиция) может производиться по различным вариантам . Важным достоинством структурного метода является относительная легкость наглядного представления ре­зультатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и пр.

Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит пред­ставление структуры и типов личности: трехэлементная модель по 3. Фрейду; типы личности по Юнгу; «круг Айзенка»; многофакторная модель Р. Ассаджиоли. Не отстала от зарубежной психологии в этом вопросе и наша отечественная наука: эндо- и экзопсихика по А. Ф. Ла­зу рскому и развитие его взглядов у В. Д. Балина ; структура личнос- ти из четырех сложных комплексов по Б. Г. Ананьеву; индивидно-ин-дивидуальная схема В. С. Мерлина; перечни А. Г. Ковалева и П. И. Ива­нова; динамическая функциональная структура личности по К. К. Пла­тонову; схема А. И. Щербакова и т. д.

Структурный подход - атрибут любого исследования, посвященно­го изучению конституциональной организации психики и строения ее ма­териального субстрата - нервной системы. Здесь можно упомянуть о ти­пологии ВНД И. П. Павлова и ее развитии Б. М. Тепловым, В. Д. Небыли-цыным и другими. Широкое признание получили модели В. М. Русалова, отражающие морфологическую, нейро- и психодинамическую конститу­ции человека . Структурные модели человеческой психики в простран­ственном и функциональном аспектах представлены в работах . Классическими образцами рассматриваемого подхода служат ассоци­ативная психология Ф. Гартли и ее следствия (в частности, психофизика «чистых ощущений» XIX века), а также структурная психология В. Вунд-та и Э. Титченера. Специфической конкретизацией подхода выступает метод микроструктурного анализа, включающий в себя элементы и генетическо­го, и функционального, и системного подходов .

3.3. Функциональный метод

Функциональный подход, естественно, ориентирован на выяв­ление и изучение функций объектов (явлений). Неоднозначность трак­товки в науке понятия «функция» затрудняет определение данного под­хода, а также идентификацию с ним тех или иных направлений психо­логических исследований. Будем придерживаться мнения, что функция есть проявление свойств объектов в определенной системе отношений, а свойства есть проявление качества объекта при его взаимодействии с другими объектами. Таким образом, функция - это реализация соот­ношения объекта и среды, а еще уже - «соответствие между средой и системой» .

Следовательно, функциональный подход интересуется главным образом связями изучаемого объекта со средой. Он исходит из принци­па саморегулирования и поддержания равновесия объектов действи­тельности (в том числе психики и ее носителей). [ 47]

Примерами реализации функционального подхода в истории на­уки являются такие известные направления как «функциональная пси­хология» и «бихевиоризм». Классическим образцом воплощения функ­циональной идеи в психологии является знаменитая динамическая теория поля К. Левина . В современной психологии функцио­нальный подход обогащен компонентами структурного и генетическо­го анализа. Так, уже прочно установилось представление о многоуров-невости и многофазности всех психических функций человека, действующих одновременно на всех уровнях как единое целое . Приведенные выше примеры структур личности, нервной сис­темы, психики с полным основанием можно взять и в качестве иллюс­трации к функциональному подходу, так как элементы этих структур большинство авторов соответствующих моделей рассматривают также и как функциональные единицы, олицетворяющие определенные свя­зи человека с действительностью.

    Генетический.

    Структурный.

    Функциональный.

    Комплексный.

    Системный.

Еще больше, чем организационные, эти методы заслуживают определения подходов, поскольку являются в первую очередь объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации результатов исследования. Использование того или иного метода не означает отсечения других. Наоборот, обычным делом в психологии является сочетание подходов. И это относится не только к исследовательской практике, но и к психодиагностике, психологическому консультированию и психокоррекции.

Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода. Генетический подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.

Структурный метод – это направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важным достоинством структурного метода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.

Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И.П. Павлова и ее развитии Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими.

Функциональный метод ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Функциональный подход интересуется главным образом связями изучаемого объекта со средой. Он исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объектов действительности (в том числе психики и ее носителей).

Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как «функциональная психология» и «бихевиоризм», теория поля К. Левина. В современной психологии функциональный подход обогащен компонентами структурного и генетического анализа.

Комплексный метод – это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, т. Е. организацию междисциплинарного исследования. Очевидно, что комплексный подход предполагает применение в той или иной мере и всех предыдущих интерпретационных методов.

Яркий пример реализации комплексного подхода в науке – концепция человекознания, согласно которой человек как наисложнейший объект изучения подлежит согласованному исследованию большого комплекса наук. В психологи эта идея комплексности изучения человека была четко сформулирована Б.Г. Ананьевым. Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида Homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и преобразующей действительность деятельности (субъект), как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических особенностей (индивидуальность). Подобное всеобъемлющее и сбалансированное изучение человека и его психики по сути смыкается уже с системным подходом.

Системный метод – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.

Наиболее ощутимым толчком к осознанию системного подхода как неотъемлемого методологического и методического компонента научного познания и к его строгому научному оформлению послужили работы австро-американского ученого Л. Берталанфи, в которых он разработал общую теорию систем.

Согласно Л. Берталанфи, система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Элемент – мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функциями, а с другой – как подсистема более сложных (крупных систем). Например, любой живой организм является системой органов, тканей, клеток. Он же является элементов соответствующей популяции, которая, в свою очередь, является подсистемой животного или растительного мира и т.д.

Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. Описание объектов как систем, т.е. системные описания , выполняют те же функции, что и любые другие научные описания: объяснительную и прогнозирующую. Но еще важнее, что системные описания выполняют функцию интеграции знаний об объектах. Системный подход в психологии позволяет вскрыть общность психических явлений с другими явлениями действительности. Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Он позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность в накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психологических явлений. Помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.

Предыдущие подходы являются фактически органичными компонентами системного подхода. Иногда даже их рассматривают как его разновидности. В настоящее время большинство научных исследований проводиться в русле системного подхода.

Тема 6

Организация и проведение эмпирического исследования в психологии

    Выбор методов и разработка методики исследования.

2. Организация эмпирического исследования.

3. Этап сбора эмпирических данных.

4. Обработка эмпирических данных. Интерпретация и обобщение результатов исследования.

5. Виды изложения результатов исследования и требования к ним.

    Выбор методов и разработка методики исследования.

Форма реализации того или иного метода в конкретном исследовании, совокупность приемов и операций, а также правила сбора данных и их обработки называется методикой исследования.

Выбор методов и разработка методики исследования всецело определяется проблемой и сформулированными на ее основе гипотезами. Это значит, что способы сбора и последующей обработки информации должны быть согласованы с понятиями, в которых сформулирована наша гипотеза.

На этапе разработки методики происходит дальнейшее уточнение гипотезы исследования. Прежде всего, уточняются те проявления, признаки изучаемого феномена, которые доступны фиксированию, измерению. Для современных исследований характерен комплексный подход: применяется не один какой-нибудь метод, а несколько взаимодополняющих друг друга методов и приемов, обеспечивающих получение данных качественного и количественного характера, сведений о субъективных и объективных параметрах.

Наблюдение – метод сбора первичной информации, кроме того, оно лежит в основе ряда других методов. Наблюдение наиболее уместно на ранних этапах исследования, когда проводиться сбор информации, или в конце, когда возникает вопрос о возможном обобщении результатов.

Тест используется там, где требуется измерение или испытание наличного уровня.

Эксперимент считается более подходящим, когда необходимо проверить конкретную причинно-следственную связь.

Основным методом психологического исследования является эксперимент.

Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.

    Организация и проведение эмпирического исследования.

Организация и проведение эмпирического исследования проходит согласно следующему плану:

Подготовка эмпирического исследования;

Инструктирование и мотивирование испытуемых;

Сбор эмпирических данных;

Выбор методов статистической обработки, ее проведение;

Интерпретация результатов и формулирование выводов;

Изложение результатов исследования.

Подготовка эмпирического исследования.

Включает подбор комплекса методик и методов, которые соответствуют основной теоретической концепции исследования, а также понятийному аппарату объекта, предмета, целей, задач и гипотез исследования. При этом все методики исследования должны быть:

- надежными. Надежность – это помехоустойчивость методики, независимость ее результатов от действия случайных факторов, таких как условия тестирования (время суток, освещенность, уровень шума), с одной стороны, и состояния испытуемого, с другой. Надежная методика дает точную информацию об измеряемом психологическом качестве. Но и при использовании даже очень надежной методики необходимо стремиться, чтобы экспериментальные условия были нормальными, чтобы исследование проходило в отдельном, хорошо освещенном помещении, в дневное время, без постороннего шума, и состояние испытуемого должно быть удовлетворительным, отсутствовать жалобы с его стороны на усталость, плохое самочувствие, нежелание работать;

- валидными. Валидность показывает соответствие теста измеряемому психологическому качеству. Высокая валидность методики показывает, что она измеряет именно то психологическое качество, которое заявляют ее авторы;

- репрезентативными. То есть предназначенными именно для той группы испытуемых, которая соответствует выборке исследования.

Все вышеперечисленные критерии объективности тестов указываются либо в самой методике, либо их можно посмотреть в психодиагностическом словаре.

Кроме подбора методов и методик исследования на этом этапе исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование, а также формирует выборку исследования.

Формирование выборки должно отвечать следующим требованиям:

- критерию эквивалентности испытуемых или критерию внутренней валидности. Это значит, что в сравниваемых между собой группах испытуемых по определенному параметру (изучаемой переменной), все остальные показатели должны быть примерно одинаковыми. Например, если мы сравниваем две группы студентов по показателю «доброжелательность», то испытуемые каждой группы должны быть уравнены по половому, возрастному составу, по социально-демографическим характеристикам, по успеваемости и по другим важным для исследования качествам;

- критерию репрезентативности, то есть соответствия характеристик испытуемых данной выборки характеристикам представителей всей генеральной совокупности.

Так как испытуемые должны быть равноценными по возрасту, полу, уровню общего развития, социальному положению, состоянию межличностных отношений и многому другому, то на практике в качестве равноценных групп берут однородную во многих отношениях популяцию одного класса, студентов одной специальности, а затем из этой популяции респондентов выбирают наугад.

Объем выборки обусловливается задачами исследования и той отраслью психологии, в которой работает автор. Например, для исследований в области клинической психологии выборка может включать не более 5-7 человек. Это обуславливается сложностью подбора эквивалентных групп испытуемых с точки зрения клинической картины заболевания. В возрастной психологии выборка включает обычно до 100 испытуемых. В то время как в социальной психологии - их количество может насчитывать 200-1000 человек.

В курсовом исследовании в выборку, как правило, включается от 30 до 50 человек, если предполагается выявление различий на достаточно высоком уровне статистической значимости (р≤0, 01). Иногда это количество по независящим от исследователя причинам может быть меньше, например, учащиеся одного класса (их столько, сколько всего в классе учеников, и не может быть больше).

На этапе подготовки к проведению эмпирического исследования осуществляется пилотажный (или пробный) эксперимент.

Его цель:

    Выявить слабые места.

    Определить степень соответствия подобранных методик тому, что необходимо изучить.

    Отработать навык проведения исследования.

    Получить предварительные результаты.

Инструктирование и мотивировка испытуемых.

В подготовку эксперимента входит разработка инструкции. Ее назначение – контроль переменных, связанных с поведением испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационный компонент, то есть испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть:

Денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии);

Информация о его способностях и личностных чертах;

Помощь в решении личностных проблем и т.д.

Также с помощью инструкции обеспечивается положительное отношение к исследованию и снимается сверхвысокая мотивация.

Инструкция определяет задачу испытуемого (что ему делать), обозначает последовательность его действий. Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может быть недостаточным. Поэтому инструкция должна быть ясной, краткой, однозначной. Чтобы она отвечала этим требованиям, ее нужно апробировать, может быть не раз и не два. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от когнитивных способностей, темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.

3. Этап сбора эмпирических данных .

Общее понятие о данных.

Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы. В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут представать в виде различных параметров объекта (пространственных, временных, энергетических, информационных. интеграционных), в виде соотношений между частями объекта или его самого с другими объектами, в виде различных зависимостей его состояний от всевозможных факторов и т.д. Всю совокупность подобных сведений называют данными об объекте, а точнее, первичными данными , чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления.

В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании под данными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности. Таким образом, это не сами объекты, а их чувственно-языковые отображения. Реальные объекты – это фрагменты мира, а данные о них – это фундамент науки. Эти данные есть «сырье» научного исследования при индуктивных гипотезах и цель при дедуктивных.

Классификация данных.

Данные можно классифицировать по различным основаниям (критериям), среди которых в науке наиболее популярны следующие:

    По научному обоснованию

Научные;

Ненаучные.

Научные данные – это сведения, полученные в результате научных изысканий и характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенность в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их относительная истинность, то есть потенциальная возможность их опровержения в результате научной критики.

Ненаучные данные – сведения, полученные ненаучными путями. Например, из житейского опыта, из религиозных источников, из традиций, от авторитетов и т.д. Эти данные не доказываются, зачастую считаются самоочевидными. Многие из них претендуют на абсолютную истинность, их принятие субъектом познания базируется на некритичном усвоении, доверии (своему опыту, догматам, авторитетам).

    По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы

Решающие;

Значительные;

Незначительные.

Решающие данные – это сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвинутую гипотезу.

Значительные данные - это данные, вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недостаточные для ее решения без привлечения других сведений.

Незначительные данные – данные малой информативности по решаемому вопросу.

    По области и характеру источников информации

Социологические;

Психологические;

Педагогические;

Физиологические и т.д.

Социологические, психологические и т.д. – данные, полученные в соответствующих сферах бытия, в первую очередь – общественного бытия. В узком смысле – это данные соответствующих наук.

    По методам исследования

Данные наблюдения;

Данные опроса;

Экспериментальные данные и т.д.

Данные наблюдения, опроса и т.д. – сведения, полученные с помощью того или иного эмпирического метода.

    По методам в сочетании с источниками (классификация Р.Б. Кеттелла)

L-данные;

Q-данные;

T-данные.

Указанная группировка предложена американским психологом Р.Б. Кеттеллом в середине XX столетия и обычно относится к данным по проблемам личности и социально-психологическим вопросам.

L -данные – сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни. Обычно это данные наблюдения за повседневной жизнью человека или группы. С них рекомендуется начинать предварительное решение проблемы.

Q -данные – сведения, получаемые с помощью опросников, тестов интересов, самоотчетов и других методов самооценок, а также путем свободного обследования психиатров, учителей и т.п. Благодаря простоте инструментария и легкости получения информации эти данные занимают ведущее место в исследованиях личности.

Т-данные – сведения, получаемые с помощью объективных тестов, а также физиологических измерений. Эти данные «объективны», поскольку их получают в результате объективного измерения реакций и поведения человека без обращения к самооценке или оценке экспертов. Например, это тесты способностей, тесты интеллекта и т.п.

    По информативности

Неметрические

1. качественные (классификаторные, номинативные)

2. порядковые (компаративные).

Метрические

1. интервальные

2. пропорциональные.

Деление данных по информативности базируется на качественно-количественной нагрузке их содержания, позволяющей эти сведения соотносить друг с другом с уже имеющимися сведениями в данной области на том или другом уровне точности. Эта группировка данных согласуется с классификацией измерительных шкал по С. Стивенсу. Подробно она рассматривается в процессе изучения методов математической статистики.

Процедура сбора данных.

Сбор данных в целом должен соответствовать намеченному на предыдущем этапе алгоритму действий, чтобы избежать как пробелом в искомых знаниях, так и лишних трудозатрат. Осуществляемый на этом этапе контакт исследователя с изучаемым объектом не должен наносить последнему вреда, процедура сбора данных должна быть предельно гуманизирована. Процесс сбора данных конкретизируется в зависимости от выбранного метода и задач исследования.

Так как многие исследования, особенно прикладные, проводятся в школьных классах, аудиториях и других малоприспособленных помещениях, то необходимо позаботиться о том, чтобы не было посторонних, и никто не входил во время эксперимента. Обязательным является знакомство экспериментатора с испытуемыми.

Ход эксперимента обязательно протоколируется. В протоколе указываются: название методики, Ф.И.О., пол, образование, дата проведения исследования. Кроме ответов испытуемого в протокол заносятся его вопросы, реплики, высказывания, изменения мимики и пантомимики.

После окончания эксперимента следует попросить испытуемого высказаться о своих впечатлениях, мыслях, предположениях, возникших по ходу эксперимента, вариантах ответов и т.д. Такой самоотчет является важным источником получения качественных знаний. Устный самоотчет предпочтительнее, он более доступен испытуемому.

Для сбора данных, как правило, используется несколько методик с высокой валидностью, экспертные оценки (например, учителя), карта наблюдений.

При разработке методики эксперимента максимальное внимание уделяется:

    Определению независимых (причина) и зависимых (следствие) переменных. Под независимой переменной понимается фактор, который изменяет экспериментатор по своему плану. Под зависимой переменной – фактор, который изменяется под влиянием независимой и подлежит измерению. Выделяю два типа независимых переменных:

Сама варьируемая переменная;

Образование разных групп испытуемых: по возрасту, полу и т.д.

2. Определению уровней интенсивности переменных. (Например: высокий, средний, низкий или желтый, зеленый, синий, красный и т.п.).

3. Способам измерения полученных эффектов.

4. Определению процедуры исследования (порядка изменения переменных) и т.д.

Основным принципом экспериментирования является вариация только одной переменной при сохранении постоянства всех остальных. Поэтому заранее принимается решение о том, как она будет изолирована и протоколирована, каков будет порядок ее применения. Продумывается и контроль побочных переменных – ситуационных и личностных, которые также могут оказывать влияние на зависимую переменную. Этот контроль обеспечивается организацией самого эксперимента и обработкой его результатов.

Эксперимент проводиться для проверки гипотезы. Она же и определяет его схему. Если проведение эксперимента невозможно, как правило, проводят корреляционное исследование.

Экспериментальное исследование подразумевает наличие как минимум двух групп испытуемых: контрольной и экспериментальной, в каждой из которых делается предварительный замер изучаемого свойства, явления. В дальнейшем в экспериментальной группе осуществляется экспериментальное воздействие, в контрольной группе такового нет. На выходе проводиться постэкспериметальный замер для определения наличия сдвига в изучаемом признаке в каждой из групп. Наличие статистически значимого сдвига в значениях изучаемого признака в экспериментальной группе при отсутствии такового в контрольной, относят за счет влияния экспериментальной переменной. Если же статистически значимый сдвиг есть в обеих группа, то производиться определение, где его значимость выше, что также позволяет доказать влияние экспериментального воздействия.

Корреляционное исследование можно провести даже в одной группе испытуемых, замерив две или более переменных и определив их связь между собой.

Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки. Эта фаза – наиболее захватывающий этап исследования, на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса.

Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1) преобразование статистически подготовленных данных в эмпирические знания и 2) получение на их базе теоретических знаний.

На стадии выдвижения гипотез научная мысль направлена от теории к объекту исследования, на стадии интерпретации – от объекта (фактов) к теории. Эмпирические данные делают возможными вначале только высказывания о существовании или отсутствии признака (факта), о степени его выраженности, частоте появления и т.п. Цель дальнейшего теоретического проникновения в информационный материал состоит в том, чтобы, исходя из выдвинутых гипотез, научно обработать отдельные данные или их совокупность так, чтобы можно было:

1) определить отношения между данными и гипотезами;

2) произвести проверку исходных гипотез;

3) уточнить, расширить, модифицировать и т.д. имеющиеся гипотезы и развить их до уровня теоретических высказываний;

4) гипотетическое объяснение проблемы довести до уровня решения этой проблемы.

Если статистическая обработка охватывает количественный аспект психологических явлений, то интерпретация делает видимым и их качественный аспект.

Чаще всего под интерпретацией понимают две процедуры: объяснение и обобщение . Но объяснить и обобщить что-либо невозможно без описания этого самого чего-либо. Количественная обработка дает описание не столько самого объекта (или предмета) изучения, сколько описание совокупности данных о нем на специфическом языке количественных параметров. Качественная обработка дает предварительное схематическое описание объекта как совокупности его свойств или как представителя той или иной группы сходных объектов. Далее требуется дать предельно полное описание изучаемого явления на естественном языке с использованием при необходимости специальной терминологии и специфической символики (математической, логической, графической и т.п.). В принципе подобное описание может быть самостоятельной целью исследования (об этом уже говорилось), и тогда на нем может завершиться исследовательский цикл. Особенно весомы системные описания , которые уже сами по себе могут выполнять объяснительную и предсказательную функции. Но чаще все-таки описание является лишь предтечей последующих теоретических действий.

Стадия интерпретации также включает процесс экстраполяции состояний, поведения или свойств изучаемого объекта. Если эта экстраполяция направлена в будущее, то речь идет о прогнозе и предсказании, основанных на причинных связях и объяснениях. Если же экстраполяция направлена в прошлое, - это ретрогноз, ретросказание , основанное на следственных связях и объяснениях.



Таким образом, интерпретация обеспечивает выполнение важнейших функций науки: описательной, объяснительной и прогнозирующей. Не умаляя роли ни одного из этих элементов, объяснение и обобщение все же следует признать ключевыми звеньями в общей цепи теоретических познавательных действий.

Итак,интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?

Выделяют следующие интерпретационные методы (подходы):

1. Генетический.

2. Структурный.

3. Функциональный.

4. Комплексный.

5. Системный.

Еще больше, чем организационные, эти методы заслуживают определения подходов, поскольку являются в первую очередь объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации результатов исследования. Использование того или иного метода не означает отсечения других. Наоборот, обычным делом в психологии является сочетание подходов. И это относится не только к исследовательской практике, но и к психодиагностике, психологическому консультированию и психокоррекции.

Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода. Генетический подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.

Структурный метод – это направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важным достоинством структурного метода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.

Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И.П. Павлова и ее развитии Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими.

Функциональный метод ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Функциональный подход интересуется главным образом связями изучаемого объекта со средой. Он исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объектов действительности (в том числе психики и ее носителей).

Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как «функциональная психология» и «бихевиоризм», теория поля К. Левина. В современной психологии функциональный подход обогащен компонентами структурного и генетического анализа.

Комплексный метод – это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, т. Е. организацию междисциплинарного исследования. Очевидно, что комплексный подход предполагает применение в той или иной мере и всех предыдущих интерпретационных методов.

Яркий пример реализации комплексного подхода в науке – концепция человекознания, согласно которой человек как наисложнейший объект изучения подлежит согласованному исследованию большого комплекса наук. В психологи эта идея комплексности изучения человека была четко сформулирована Б.Г. Ананьевым. Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида Homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и преобразующей действительность деятельности (субъект), как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических особенностей (индивидуальность). Подобное всеобъемлющее и сбалансированное изучение человека и его психики по сути смыкается уже с системным подходом.

Системный метод – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.

Наиболее ощутимым толчком к осознанию системного подхода как неотъемлемого методологического и методического компонента научного познания и к его строгому научному оформлению послужили работы австро-американского ученого Л. Берталанфи, в которых он разработал общую теорию систем.

Согласно Л. Берталанфи, система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Элемент – мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функциями, а с другой – как подсистема более сложных (крупных систем). Например, любой живой организм является системой органов, тканей, клеток. Он же является элементов соответствующей популяции, которая, в свою очередь, является подсистемой животного или растительного мира и т.д.

Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. Описание объектов как систем, т.е. системные описания , выполняют те же функции, что и любые другие научные описания: объяснительную и прогнозирующую. Но еще важнее, что системные описания выполняют функцию интеграции знаний об объектах. Системный подход в психологии позволяет вскрыть общность психических явлений с другими явлениями действительности. Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Он позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность в накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психологических явлений. Помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.

Предыдущие подходы являются фактически органичными компонентами системного подхода. Иногда даже их рассматривают как его разновидности. В настоящее время большинство научных исследований проводиться в русле системного подхода.

Объяснение следует после того, как в исследовании установлены какие-то общие законы и факты. Наиболее простое объяснение состоит в определении того, «не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более-менее проверенного общего закона?» (П. Фресс).

Т.о. объяснение предполагает прибавление к установленным фактам или закономерностям нового элемента – других, уже известных законов.

При этом, полученная в результате объяснения система законов обязательно должна быть соотнесена с реальностью.

В зависимости от характера объясняющих суждений и положений в науке выделяю следующие типы объяснений :

- субстанциальное объяснение состоит в раскрытии субстрата, с которым объект закономерно связан;

- атрибутивное объяснение раскрывает закономерные связи объекта с его атрибутами. Атрибут – это неотъемлемое свойство объекта. Так, объяснение сознания может производиться через указание и раскрытие таких его качеств, как идеальность, целостность, рефлексивность и пр.;

- генетическое (или причинное) объяснение осуществляется через обращение к предшествующим состояниям объекта;

- контрагенетическое (или следственное) объяснение обратно генетическому и состоит в обращении к последующим состояниям объекта: зная нынешнее состояние (следствие), можно объяснить прошлые состояния (причины);

- структурное объяснение реализуется через выяснение элементарного состава объекта и способов сочетания этих элементов в единое целое (внутренняя структура) либо через выяснение места объекта в совокупности других объектов (внешняя структура);

- микроструктурное объяснение позволяет через микроструктуру познать и объяснить свойства макроуровня.

Приведенные виды объяснений в научной практике чаще используются в комплексе, образуя различные комбинации. Происходит, так называемое, смешанное объяснение.

Существует два основных типа объяснения в психологии :

1. Редукционизм или упрощающее объяснение – это поиск объяснения посредством сведения высшего к низшему, находящемуся за пределами психологии. Например, объяснение механизмов памяти через биохимические теории (на уровне нервной клетки), нейрофизиологические (на уровне нейронных групп).

2. Конструктивизм - сведение психического к фактам, не выходящим за пределы психологии, ссылка на первичные психологические законы. Например, объяснение поведения посредством ссылки на законы ассоциаций, подкрепления и т.д.

Эти типы также могут делиться на уровни объяснения :

Уровень физиологических механизмов;

Переменных ситуации;

Психосоциальный;

Физикалистского сведения;

Психогенетический;

Абстрактных моделей (теории решеток, принятия решений) и т.д.

Объяснения считаются причинными , если:

1. Независимая переменная предшествует зависимой.

2. Установлена связь с изменяющейся переменной.

3. Когда отсутствуют другие конкурирующие объяснения.

Ошибки при объяснении:

Наличие только корреляционной связи не может быть основанием для причинного объяснения, так как две переменные могут находиться в соподчинении третьей, неизвестной исследователю;

Какая-либо частная причина может быть принята за главную.

Обобщение результатов – это выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики.

В экспериментальной практике обобщение касается обычно четырех основных пунктов исследовательского процесса: ситуации, ответов, личности испытуемого и зависимости между этими компонентами.

Обобщение ситуации предполагает перенос результатов на более широкий круг обстоятельств.

Под обобщением ответов подразумевается подведение различных реакций под одну общую объединяющую их категорию. Необходимо доказать, что различия в виде конкретных ответов несущественны, носят частный характер, не влияющий на итоговый результат и на связи между причиной (ситуацией) и следствием (реакцией).

Обобщением на уровне личностей является признание репрезентативности выборки, т.е. соответствие ответов данного контингента испытуемых в данном типе ситуаций более широкому множеству людей. Множеству, скомпонованному по тому же ведущему признаку, по которому подбиралась и группа испытуемых. Например, по возрастному признаку, половому и т.д.

Обобщение отношений. Установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными) может производиться на разных уровнях обобщения. На низшем уровне эта связь является описательной . По мере расширения спектра связей становиться возможным сопоставление переменных по все большему числу показателей. Обобщенная форма связи уже становиться и объяснительным фактором по отношению к частным видам поведения. Так, условный рефлекс был вначале частной связью: звонок – выделение слюны у собаки (опыты И.П. Павлова). Затем подобная зависимость обнаружилась между широким кругом стимулов и различными реакциями. Рефлекс тал обобщенным показателем отношений между ситуацией и ответом. Расширение состава подопытных животных (вплоть до включения сюда человека) распространило обобщение и на связи между контингентом, ситуацией и ответом. Сейчас можно говорить об условном рефлексе как о всеобщем для высокоорганизованных животных (в том числе человека) явлении.

Выводы и включение результатов в систему знаний.

Формулировка выводов завершает научное исследование.

Основные требования к выводам исследования:

1. Выводы должны отвечать задачам исследования и вопросам, поставленным в гипотезе. Исследователю необходимо указать, подтвердилась гипотеза или нет.

2. Выводы должны быть короткими, содержательными, логически выдержанными. Следует стремиться к оптимальному числу выводов, не дробить их на малозначащие частные вопросы.

3. По форме изложения выводы могут представать в виде словесных высказываний, графических изображений, математических формул и т.п.

Типичные ошибки при построении выводов:

1. Выводы не отвечают на вопросы, поставленные в гипотезе.

3. Чрезмерно широкое обобщение полученных результатов. Сделанные выводы считаются справедливыми для других испытуемых (по возрасту, уровню интеллекта и т.п.), для другой ситуации.

Хорошо представленные выводы легче включить и в имеющуюся систему научных знаний. При этом уточняются актуальность, теоретическая и практическая значимость, степень новизны полученных результатов. Производиться перевод полученных знаний на философский язык, определятся их место в общей «картине мира».

Функциона́льное программи́рование - раздел дискретной математики и парадигма программирования , в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании).

Противопоставляется парадигме императивного программирования , которая описывает процесс вычислений как последовательное изменение состояний (в значении, подобном таковому в теории автоматов). При необходимости, в функциональном программировании вся совокупность последовательных состояний вычислительного процесса представляется явным образом, например, как список .

Функциональное программирование предполагает обходиться вычислением результатов функций от исходных данных и результатов других функций, и не предполагает явного хранения состояния программы. Соответственно, не предполагает оно и изменяемость этого состояния (в отличие от императивного , где одной из базовых концепций является переменная , хранящая своё значение и позволяющая менять его по мере выполнения алгоритма).

На практике отличие математической функции от понятия «функции» в императивном программировании заключается в том, что императивные функции могут опираться не только на аргументы, но и на состояние внешних по отношению к функции переменных, а также иметь побочные эффекты и менять состояние внешних переменных. Таким образом, в императивном программировании при вызове одной и той же функции с одинаковыми параметрами, но на разных этапах выполнения алгоритма, можно получить разные данные на выходе из-за влияния на функцию состояния переменных. А в функциональном языке при вызове функции с одними и теми же аргументами мы всегда получим одинаковый результат: выходные данные зависят только от входных. Это позволяет средам выполнения программ на функциональных языках кешировать результаты функций и вызывать их в порядке, не определяемом алгоритмом и распараллеливать их без каких-либо дополнительных действий со стороны программиста (что обеспечивают функции без побочных эффектов - чистые функции ).

Языки функционального программирования [ | ]

Ещё не полностью функциональные изначальные версии и Лиспа , и APL внесли особый вклад в создание и развитие функционального программирования. Более поздние версии Lisp, такие как Scheme , а также различные варианты APL поддерживали все свойства и концепции функционального языка .

Как правило, интерес к функциональным языкам программирования, особенно чисто функциональным, был скорее научный, нежели коммерческий. Однако, такие примечательные языки как Erlang , OCaml , Haskell , Scheme (после 1986) а также специфические (статистика), Wolfram (символьная математика), и (финансовый анализ), и XSLT (XML) находили применение в индустрии коммерческого программирования. Такие широко распространённые декларативные языки как SQL и Lex /Yacc содержат некоторые элементы функционального программирования, например, они остерегаются использовать переменные. Языки работы с электронными таблицами также можно рассматривать как функциональные, потому что в ячейках электронных таблиц задаётся массив функций, как правило зависящих лишь от других ячеек, а при желании смоделировать переменные приходится прибегать к возможностям императивного языка макросов.

История [ | ]

Первым функциональным языком был Лисп , созданный Джоном Маккарти в период его работы в в конце пятидесятых и реализованный, первоначально, для IBM 700/7000 (англ.) русск. . В Лиспе впервые введено множество понятий функционального языка, хотя при этом в языке применяется не только парадигма функционального программирования . Дальнейшим развитием Лиспа стали такие языки как Scheme и Dylan .

Концепции [ | ]

Некоторые концепции и парадигмы специфичны для функционального программирования и в основном чужды императивному программированию (включая объектно-ориентированное программирование). Тем не менее, языки программирования обычно представляют собой гибрид нескольких парадигм программирования, поэтому «большей частью императивные» языки программирования могут использовать какие-либо из этих концепций .

Функции высших порядков [ | ]

Функции высших порядков - это такие функции, которые могут принимать в качестве аргументов и возвращать другие функции. Математики такую функцию чаще называют оператором , например, оператор взятия производной или оператор интегрирования.

Функции высших порядков позволяют использовать карринг - преобразование функции от пары аргументов в функцию, берущую свои аргументы по одному. Это преобразование получило своё название в честь Х. Карри .

Чистые функции [ | ]

Чистыми называют функции, которые не имеют побочных эффектов ввода-вывода и памяти (они зависят только от своих параметров и возвращают только свой результат). Чистые функции обладают несколькими полезными свойствами, многие из которых можно использовать для оптимизации а:

  • Если результат чистой функции не используется, её вызов может быть удалён без вреда для других выражений.
  • Результат вызова чистой функции может быть мемоизирован , то есть сохранён в таблице значений вместе с аргументами вызова. Если в дальнейшем функция вызывается с этими же аргументами, её результат может быть взят прямо из таблицы, не вычисляясь (иногда это называется принципом прозрачности ссылок). Мемоизация , ценой небольшого расхода памяти, позволяет существенно увеличить производительность и уменьшить порядок роста некоторых рекурсивных алгоритмов.
  • Если нет никакой зависимости по данным между двумя чистыми функциями, то порядок их вычисления можно поменять или распараллелить (говоря иначе вычисление чистых функций удовлетворяет принципам thread-safe)
  • Если весь язык не допускает побочных эффектов, то можно использовать любую политику вычисления. Это предоставляет свободу компилятору комбинировать и реорганизовывать вычисление выражений в программе (например, исключить древовидные структуры).

Хотя большинство компиляторов императивных языков программирования распознают чистые функции и удаляют общие подвыражения для вызовов чистых функций, они не могут делать это всегда для предварительно скомпилированных библиотек, которые, как правило, не предоставляют эту информацию. Некоторые компиляторы, такие как gcc , в целях оптимизации предоставляют программисту ключевые слова для обозначения чистых функций . Fortran 95 позволяет обозначать функции как «pure» (чистые) .

Рекурсия [ | ]

Рекурсивные функции можно обобщить с помощью функций высших порядков, используя, например, катаморфизм и анаморфизм (или «свертка» и «развертка»). Функции такого рода играют роль такого понятия как цикл в императивных языках программирования. [ ]

Подход к вычислению аргументов [ | ]

Функциональные языки можно классифицировать по тому, как обрабатываются аргументы функции в процессе её вычисления. Технически различие заключается в денотационной семантике выражения. К примеру, при строгом подходе к вычислению выражения

print (len ([ 2 + 1 , 3 * 2 , 1 / 0 , 5 - 4 ]))

на выходе будет ошибка, так как в третьем элементе списка присутствует деление на ноль. При нестрогом подходе значением выражения будет 4, поскольку для вычисления длины списка значения его элементов, строго говоря, не важны и могут вообще не вычисляться. При строгом (аппликативном) порядке вычисления заранее подсчитываются значения всех аргументов перед вычислением самой функции. При нестрогом подходе (нормальный порядок вычисления) значения аргументов не вычисляются до тех пор, пока их значение не понадобится при вычислении функции .

Как правило, нестрогий подход реализуется в виде редукции графа. Нестрогое вычисление используется по умолчанию в нескольких чисто функциональных языках, в том числе Miranda , Clean и Haskell . [ ]

В нефункциональных языках [ | ]

Принципиально нет препятствий для написания программ в функциональном стиле на языках, которые традиционно не считаются функциональными, точно так же, как программы в объектно-ориентированном стиле можно писать на структурных языках. Некоторые императивные языки поддерживают типичные для функциональных языков конструкции, такие как функции высшего порядка и списковые включения (list comprehensions), что облегчает использование функционального стиля в этих языках, в частности, такой подход широко применяется в практике языка Python . Другим примером является язык Ruby , который имеет возможность создания как анонимных функций с использованием связанных переменных (λ-объектов), так и возможность организации анонимных функций высшего порядка через блок с помощью конструкции yield . В языке Си указатели на функцию в качестве типов аргументов могут быть использованы для создания функций высшего порядка. Функции высшего порядка и отложенная списковая структура реализованы в библиотеках С++ . В языке версии 3.0 и выше можно использовать λ-функции для написания программы в функциональном стиле.

Стили программирования [ | ]

Императивные программы имеют склонность акцентировать последовательности шагов для выполнения какого-то действия, а функциональные программы к расположению и композиции функций, часто не обозначая точной последовательности шагов. Простой пример двух решений одной задачи (используется один и тот же язык Python) иллюстрирует это.

# императивный стиль target = # создать пустой список for item in source_list : # для каждого элемента исходного списка trans1 = G (item ) # применить функцию G() trans2 = F (trans1 ) # применить функцию F() target . append (trans2 ) # добавить преобразованный элемент в список

Функциональная версия выглядит по-другому:

# функциональный стиль # языки ФП часто имеют встроенную функцию compose() compose2 = lambda A , B : lambda x : A (B (x )) target = map (compose2 (F , G ), source_list )

В отличие от императивного стиля, описывающего шаги, ведущие к достижению цели, функциональный стиль описывает математические отношения между данными и целью.

Более точно, существует четыре ступени развития функционального стиля, в порядке убывания роли данных в программах:

  • Рефал (для этой категории, представленной единственным языком, нет общепринятого названия);
  • Аппликативные (Лисп , , Tcl , Rebol);
  • Комбинаторные (APL / / , / );
  • Бесточечные (чистые конкатенативные) (Joy , Cat , Factor , подмножество PostScript).

В первом случае вся структура программы определяется структурой данных, в последнем - данные как таковые вообще отсутствуют в исходном е, они лишь подразумеваются на входе. Некоторые языки поддерживают ряд стилей: например, Haskell позволяет писать и в аппликативном, и в комбинаторном, и в бесточечном стилях.

Особенности [ | ]

Основной особенностью функционального программирования, определяющей как преимущества, так и недостатки данной парадигмы, является то, что в ней реализуется модель вычислений без состояний . Если императивная программа на любом этапе исполнения имеет состояние, то есть совокупность значений всех переменных, и производит побочные эффекты, то чисто функциональная программа ни целиком, ни частями состояния не имеет и побочных эффектов не производит. То, что в императивных языках делается путём присваивания значений переменным, в функциональных достигается путём передачи выражений в параметры функций. Непосредственным следствием становится то, что чисто функциональная программа не может изменять уже имеющиеся у неё данные, а может лишь порождать новые путём копирования и/или расширения старых. Следствием того же является отказ от циклов в пользу рекурсии.

Сильные стороны [ | ]

Повышение надёжности а [ | ]

Привлекательная сторона вычислений без состояний - повышение надёжности а за счёт чёткой структуризации и отсутствия необходимости отслеживания побочных эффектов. Любая функция работает только с локальными данными и работает с ними всегда одинаково, независимо от того, где, как и при каких обстоятельствах она вызывается. Невозможность мутации данных при пользовании ими в разных местах программы исключает появление труднообнаруживаемых ошибок (таких, например, как случайное присваивание неверного значения глобальной переменной в императивной программе).

Удобство организации модульного тестирования [ | ]

Поскольку функция в функциональном программировании не может порождать побочные эффекты, менять объекты нельзя как внутри области видимости, так и снаружи (в отличие от императивных программ, где одна функция может установить какую-нибудь внешнюю переменную, считываемую второй функцией). Единственным эффектом от вычисления функции является возвращаемый ей результат, и единственный фактор, оказывающий влияние на результат - это значения аргументов.

Таким образом, имеется возможность протестировать каждую функцию в программе, просто вычислив её от различных наборов значений аргументов. При этом можно не беспокоиться ни о вызове функций в правильном порядке, ни о правильном формировании внешнего состояния. Если любая функция в программе проходит модульные тесты, то можно быть уверенным в качестве всей программы. В императивных программах проверка возвращаемого значения функции недостаточна: функция может модифицировать внешнее состояние, которое тоже нужно проверять, чего не нужно делать в функциональных программах .

Возможности оптимизации при компиляции [ | ]

Традиционно упоминаемой положительной особенностью функционального программирования является то, что оно позволяет описывать программу в так называемом «декларативном» виде, когда жесткая последовательность выполнения многих операций, необходимых для вычисления результата, в явном виде не задаётся, а формируется автоматически в процессе вычисления функций. Это обстоятельство, а также отсутствие состояний даёт возможность применять к функциональным программам достаточно сложные методы автоматической оптимизации.

Возможности параллелизма [ | ]

Ещё одним преимуществом функциональных программ является то, что они предоставляют широчайшие возможности для автоматического распараллеливания вычислений. Поскольку отсутствие побочных эффектов гарантировано, в любом вызове функции всегда допустимо параллельное вычисление двух различных параметров - порядок их вычисления не может оказать влияния на результат вызова.

Недостатки [ | ]

Недостатки функционального программирования вытекают из тех же самых его особенностей. Отсутствие присваиваний и замена их на порождение новых данных приводят к необходимости постоянного выделения и автоматического освобождения памяти, поэтому в системе исполнения функциональной программы обязательным компонентом становится высокоэффективный сборщик мусора . Нестрогая модель вычислений приводит к непредсказуемому порядку вызова функций, что создаёт проблемы при вводе-выводе, где порядок выполнения операций важен. Кроме того, очевидно, функции ввода в своём естественном виде (например, getchar из стандартной библиотеки языка ) не являются чистыми, поскольку способны возвращать различные значения для одних и тех же аргументов, и для устранения этого требуются определённые ухищрения.

Для преодоления недостатков функциональных программ уже первые языки функционального программирования включали не только чисто функциональные средства, но и механизмы императивного программирования (присваивание, цикл, «неявный PROGN» были уже в Лиспе). Использование таких средств позволяет решить некоторые практические проблемы, но означает отход от идей (и преимуществ) функционального программирования и написание императивных программ на функциональных языках. В чистых функциональных языках эти проблемы решаются другими средствами, например, в языке Haskell ввод-вывод реализован при помощи монад - нетривиальной концепции, позаимствованной из теории категорий.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. А. Филд, П. Харрисон Функциональное программирование: Пер. с англ. - М.: Мир, 1993. - 637 с, ил. ISBN 5-03-001870-0 . Стр. 120 [Глава 6: Математические основы: λ-исчисление].

Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности функции показатели будущего объекта изменение или формирование структуры системы.
В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно- технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкто-

ры очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца, за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.
При применении предметного подхода к развитию социально-экономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой обеспечения фронта работ для существующих коллективов или работников. При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требований выхода системы, возможностей на ее входе (рис. 4.10). При этом абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, учитывающие запросы потребителей, ищут совершенно новые технические решения для удовлетворения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими, прежде всего с системным, воспроизводственноэволюционным, маркетинговым. Отличия функционального и предметного подходов к развитию структуры и продукции фирмы представлены в табл. 4.4 и 4.5.

Отличия функционального н предметного подходов к развитию структуры фирмы

Признак Предметный подход Функциональный
подход
Идея подхода
Форма организационной структуры фирмы
Уровень новизны (преемственности) организационной и производственной структур фирмы
Состояние основных материальных активов
Принцип формирования
штатного расписания
Удельный вес высококвалифицированных менеджеров и специалистов
Средняя заработная
плата менеджеров и специалистов Средний возраст менеджеров и специалистов
Эффективность и устойчивость функционирования фирмы
Конкурентоспособность фирмы
Совершенствование выпускаемой модели и
действующих структур
Линейно-функциональ- ная или матричная Низкий
Устаревшие
Адаптация структур подразделений к работающим сотрудникам
Низкий
Невысокая 50 - 55 лет Низкая Невысокая
Создание новых объектов и структур в соответствии с требованиями рынка
Проблемно-целевая или матричная
Высокий
Новые
По параметрам выхода (целевой подсистемы) фирмы, задачам и функциям подразделений
Высокий
Выше раза в два 35 - 40 лет Высокая Высокая

Ведущие фирмы мира, применяя функциональный подход, создают совершенно новые оригинальные изделия, максимально удовлетворяющие новые потребности. Инструментом применения функционального подхода является функционально-стоимостный анализ, описание которого приведено в специальной литературе, например в учебнике автора «Управленческие решения».

Таблица 4.5
Отличия функционального и предметного подходов к развитию продукции фирмы

Предметный подход
Признак
Функциональный
подход

Глубина и качество маркетинговых исследований
Степень удовлетворения
рыночной потребности в данной продукции Технический подход к совершенствованию продукции База сравнения при планировании обновления продукции
Степень новизны (патентоспособности) продукции
Трудоемкость разработки и освоения новой продукции
Степень новизны технологии
Преемственность организации производства и труда
Уровень освоенности рынка
Конкурентоспособность продукции
Незначительные
Неполная
На основе модернизации выпускаемой модели
Лучший образец конкурентов
Низкая, совершенствование выпускаемой модели Низкая
Низкая
Совершенствование существующей организации
Освоен полностью
Низкая
Значительные
Полная
На основе создания совершенно новой продукций
Опережающая база сравнения, ориентированная на обеспечение конкурентоспособности продукции к моменту выхода с продукцией на рынок
Создание новой качественной продукции
Высокая
Высокая
Проектирование новой организации
Рынок может быть старым или новым Высокая

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога