Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Все иконе владимирской божьей матери. Богоматерь владимирская

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней не один раз спасли целые города от неминуемой гибели.

История иконы

По преданию, Владимирская икона была написана при жизни Богородицы апостолом и евангелистом Лукой. За трапезой апостола посетило чудесное видение будущего христианского народа, и он, взяв доску из стола, начал писать образ Богоматери с Младенцем Иисусом на руках. Дева Мария не мешала апостолу, ибо увидела, что он движим Волей Господа.

Где находится святой образ

Долгое время Владимирская икона находилась в святом городе Иерусалиме. В середине 12 века образ был подарен Киевской Руси и хранился в Богородичном монастыре города Вышгорода. Чуть позже Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, где она находилась долгое время. На данный момент чудотворный образ Владимирской Божьей Матери находится в Москве, в храме Святителя Николая.

Описание иконы

На Владимирской иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках. Взгляд Богоматери направлен прямо на стоящего перед иконой молящегося, лик серьезен и полон скорби о грехах этого мира.

Богоматерь крепко прижимает Младенца Иисуса к себе, а Его взгляд направлен вверх, на Богородицу. Тем самым образ показывает великую любовь Господа к своей Матери, на которую нужно равняться всем верующим людям.

В чем помогает Владимирская икона Богородицы

Владимирский образ Богородицы не раз спасал Россию от захватчиков. Именно поэтому образу молятся о благополучии страны, о спасении в сложных и опасных жизненных ситуациях, а так же о сохранении мира.

Известны случаи чудесных исцелений, происходивших во время общей молитвы перед иконой. Поэтому Владимирскому образу Девы Марии молятся об исцелении от телесных и душевных болезней.

Молитвы перед Владимирской иконой

«Всемилостивая Заступница, Покровительница и Защитница! Смиренно молим Тебя, в слезах пред Тобой преклоняясь: изгони, Владычица, смерть, попирающую души верных рабов Господа, повороти врагов и избави землю нашу от всякого зла! О, Владычице, на Тебя надеемся, и к Тебе летит молитва наша, ибо лишь на Тебя уповаем и молим спасти живот и души наши. Аминь».


«Царица Небесная, милостивая Заступница, смиренно молю Тебя: не оставь крик мой без ответа, услышь меня, грешного и недостойного раба Божьего, отведи от меня беду, хвори и немощи. Да не отвратится душа моя от Господа, и молитва Всевышнему благодать ниспошлет на чело мое. Будь милостива, Богородица, и ниспошли чудесное исцеление души и тела моего. Аминь».

Дни почитания Владимирской иконы Богородицы — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. В это время любые молитвы Богородице могут полностью изменить вашу жизнь и судьбу. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

06.07.2017 05:36

Икона «Покров Богородицы» - одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона...

ВЕРА

«Наша Среда online» 6 июля Русская Православная Церковь отмечает память Владимирской иконы Божией Матери. Праздник этот установлен в память об освобождении Москвы от хана Ахмета в 1480 году.

Описание Владимирской иконы Пресвятой Богородицы:

Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою Владимирскую икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела.

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Молитва Божьей Матери перед Ея иконой, именуемой «Владимирская»

О Всемилостивая Госпоже Бо­городице, Небесная Царице, Все-мощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохра­ни град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Гос­подина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепис­копа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашес­кий чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Хри­стовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух бла­гочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом все­прощение, в добрых делех преус­пеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой Владимирской

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Владимирская»

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на пер-вописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия: Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Икос 1
Ангельския Силы на Небеси немолчно воспевают Тя, Пречистая, зряще Славу Пребожественную, еюже Сын Твой прослави Тя; но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут». Темже вернии раби Твои, по вся дни и на всяцем месте сбытие словес Твоих зряще, ко образу Твоему цельбоносному притекаем и, яко же Самей Ти, с нами сущей, вопием: Радуйся, Ангелов Царице; Радуйся, всего мира Владычице. Радуйся, на Небеси присно славимая; Радуйся, и на земли величаемая. Радуйся, благодать Твою иконе Твоей сей даровавшая; Радуйся, на спасение человеков тую поставившая. Радуйся, Божия благости скорая Подательнице; Радуйся, молений наших усердная Послушнице. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 2
Видя чудес множество, от принесенныя в Вышград святыя иконы Твоея бываемое, благоверный князь Андрей возгореся духом и умоляше Тя, да скажеши святую волю Твою и да благословиши его в пределы Ростовския отъити. Темже, улучив желаемое и икону Твою взем, идяше в путь свой, радуяся и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разумеша вси людие дивное шествие Твое, Царице Небесная, от Киева в землю Ростовскую, болящий бо исцеляхуся и ина знамения и чудеса бываху всем с верою притекающим ко образу Твоему. Сего ради воспеша Тебе: Радуйся, чудесы шествие иконы Твоея знаменавшая; Радуйся, многи немощныя исцелившая. Радуйся, воздыхания наша не отвергающая; Радуйся, недостойныя молитвы наша приемлющая. Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая; Радуйся, иконою Твоею нам благодеющая. Радуйся, во обстоянии сущим скорую помощь дарующая; Радуйся, отчаянным надежду возвращающая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 3
Силою Твоею ограждаем, благоверный князь Андрей предел Владимирских достиже и зде благую волю Твою, Владычице, позна. В нощном бо видении тому явльшися, повелела еси от места сего не отходити и чудотворную икону Твою зде, во граде Владимире, поставити, да будет Северней стране нашей в благословение и людем Твоим в покров, вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имея в себе благодатное сокровище — икону Твою Владимирскую, преуспеваше от силы в силу Отечество наше. Во дни бо обстояний и напастей не оставила еси род наш, Владычице, и во благовремении близ была еси, всесильным предстательством Твоим верныя люди Твоя заступающи, поющия Ти: Радуйся, гнев Божий, праведно на ны движимый, утоляющая; Радуйся, на милость к нам, грешным, Господа преклоняющая. Радуйся, яко смиренным мольбам рабов Твоих внемлеши; Радуйся, яко утешение Твое нам подати поспешаеши. Радуйся, яко иконою Твоею от всяких нас бед ограждаеши; Радуйся, яко тою козни вражия разрушаеши. Радуйся, в час скорби люди Твоя укрепляющая; Радуйся, тихое и безмятежное житие тем дарующая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 4
Бурю помышлений сумнительных пройде благоверный князь Андрей, от множества врагов некогда обстоимь: Ты же, Всепетая, дивным от иконы Твоея знамением славную победу тому предвозвестила еси. Темже верою обновився и о имени Твоем дерзая, воспе Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше мятежницы убиение благовернаго князя Андрея, град Владимир расхитити устремишася, но икону Твою чудотворную, на стогна града изнесенную, внезапу узревше, умилишася сердцем и на колена падше во гресе своем покаяшася. Благочестивии же людие, таковому от иконы Твоея благодатному явлению радующеся, песнь благодарственную воспеша Тебе: Радуйся, междоусобных браней утоление; Радуйся, ожестевших сердец умягчение. Радуйся, яко заблуждшия на путь правый возвращаеши; Радуйся, яко от соблазнов суетных нас ограждаеши. Радуйся, пагубы вседушевныя низлагающая; Радуйся, душевредная научения обличающая. Радуйся, к Царствию Небесному путь невозбранный нам указующая; Радуйся, мир вечный и радость нам подающая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 5
Боготечная звезда отцем нашим бысть икона Твоя, Владычице, еяже светом ведоми, многажды побеждаху царствия, возмогаху от немощи, обращаху в бегство полки чуждих и путь к темному преуспеянию и небесному спасению обретаху. Сего ради по долгу славит Тя земля Российская, поющи Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше некогда людие владимирстии в чуднем видении град свой на воздусе вознесен и икону Твою верху его, якоже солнце, сияющу, со умилением разумеша, Владычице, неотступный покров Твой граду их и, Твое милостивое промышление о них славяще, воспеша Ти: Радуйся, Мати милосердия; Радуйся, Источниче чудес. Радуйся, бодрая наша Хранительнице; Радуйся, граду нашему Покрове. Радуйся, горе к Небесным сокровищем ум наш возводящая; Радуйся, любовь к Богу в сердцах верных насаждающая. Радуйся, маловерныя вразумляющая; Радуйся, неверных смыслы просвещающая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 6
Проповедник неизреченных чудес Твоих, Владычице, явися соборный храм Твой во граде Владимире, святою иконою Твоею украшенный. Попущением бо Божиим все благолепие его некогда во огни погибе, икона же святая Твоя, яко же купина неопалима пребысть, да и видевше и осязавше присутствие Твое, вернии воспоют: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия паки свет иконы Твоея, Богородице, во дни лютаго нашествия Батыева. Аще бо нечестивии агаряне и пожгоша огнем соборный храм Твой и святителя Владимирскаго и люди, молящияся в церкви, умертвиша и вся конечному истреблению предаша, обаче икона Твоя и паки невреждена обретеся, подвизающи пети Тебе: Радуйся, Купино Неопалимая: Радуйся, Сокровище неиждиваемое. Радуйся, Стено несокрушимая; Радуйся, Прибежище всем уповающим на Тя. Радуйся, икону Твою и во пламени целу сохранившая; Радуйся, нам во утешение и спасение тую оставившая. Радуйся, Ты бо еси наше Защищение; Радуйся, Ты бо еси всех благочестивых непрестанное радование. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 7
Хотя великий князь Василий защищение стяжати стольному граду своему, повеле Владимирскую икону Твою в Москву пренести. И во сретение ея усердно исшедше князь и святитель Московский Киприан со освященным Собором и всем множеством людей, до земли пред нею поклонишася, якоже бо Самую Тя, Пречистая, к ним приходящую сретаху, зовуще Тебе: «О Мати Божия, спаси землю Русскую», вкупе же и погоще Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новое знамение сотворила еси, Пренепорочная, в день празднования сретения иконы Твоея Владимирския в Москве: в грозном бо видении, яко всемогущая Царица, множеством воинств Небесных обстоима, со святители Московскими явилася еси нечестивому агарянскому хану и от предел земли Русския отъити повелела еси. Тогда вернии людие Твои, врага видевше посрамлена и бежаща, с веселием пояху Тебе: Радуйся, победо непобедимая; Радуйся, Царице Небесных Сил. Радуйся, врага грозное посрамление; Радуйся, рабов Твоих Радосте нечаянная. Радуйся, Надеждо всех лишенных надежды; Радуйся, спасение во дно адово нисшедших. Радуйся, пришествием иконы Твоея Москву возвеселившая; Радуйся, заступленном Твоим и град Владимир не оставившая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 8
Странную победу всесильною помощию Твоею, Владычице, без брани совершившуюся, и до ныне Церковь Православная светло прославляет. Сретение иконы Твоея Владимирския празднующи и вся верная чада Своя созывающи милости Твоя благодарне исповедати, Сыну же Твоему и Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8
Всю Тя Бог освяти, Пренепорочная, и яко Матерь Свою в готовое прибежище и теплый покров всем нам дарова. Темже от меньших земли и незнаемых возвеличися благословенный Тобою град Москва, благочестно икону Твою почитаяй; вся бо племена русская воедино собра и область свою над окрестными языки от моря и до моря и даже до конец земли распростре, всем веру Христову возвещаяй, Тебе же вопия: Радуйся, земли нашея забрало; Радуйся, Церкве утверждение. Радуйся, молитвенников наших похвало. Радуйся, людей Твоих спасение; Радуйся, враги наша устрашающая. Радуйся, полки чуждих далече отгоняющая. Радуйся, яко Тобою Русь Православная содержится; Радуйся, яко Тобою род христианский хвалится. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 9
Всякое естество ангельское восхваляет Тя, Богородительнице, у престола Сына Твоего предстоящую и за страну нашу и вся Христианы молящуюся. Мы же, людие Твои, молитв Твоих действо разумевающе, к чудотворней иконе Твоей с любовию притекаем и Богу прилежно вопием: Аллилуиа.

Икос 9
Витий земных художество не довлеет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Всенепорочная, и иконы Твоея чудеса исчислити, имиже Церковь Православная величается, грады наша утверждаются и вси христиане Божественне веселятся. Темже за премногую любовь Твою к нам и вся милости Твоя приими от нас сие хвалебное пение: Радуйся, Собором святых, в стране нашей просиявших, окружаемая и славимая;
Радуйся, предстателей наших, чудотворцев российских, моления приемлющая. Радуйся, ходатайством Твоим о нас Бога умилостив-ляющая; Радуйся, честным покровом Твоим нас присно осеняющая. Радуйся, страны нашея преславная Защитнице; Радуйся, призывающим Тя скорая Помощнице. Радуйся, труждающихся благодатное укрепление; Радуйся, кающихся грешников несумненное спасение. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 10
Спасения ищуще, к Тебе прибегаем, Милосердная Мати, и, чудотворную Твою икону ныне обстояще, вся милости Твоя, тою отцем нашим явленныя, с любовию воспоминаем. Да не тщетна будет, Владычице, и наша надежда на Тя, на немощь нашу умилосердися и спаси вопиющия Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси и заступление всем с верою прибегающим к Тебе, Всеблаженная Отроковице, всегда бо милости Твоя роду христианскому являла еси и отцем нашим многочастне и многообразие бла-годеяла еси, от нашествия иноплеменных и от всякия беды и нужды тех избавляющи. Не оскудей и ныне, Владычице, утоляющи лютыя на ны возстания греховныя и облак искушений отжени, Тебе бо навыкохом пети: Радуйся, Мати Божия, Матернюю любовь к нам, грешным, простирающая; Радуйся, силою Твоею нашу немощь восполняющая. Радуйся, милосердие Божие разумети нас научающая; Радуйся, к делом милосердия и нас возбуждающая. Радуйся, страх Божий в сердца верных влагающая; Радуйся, грешники к покаянию призывающая. Радуйся, невниманию нашему долготерпящая; радуйся, от сна лености нас возставляющая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 11
Пение похвальное воспеша московстии людие, спасение Твое некогда улучивше: верху бо явльшися, светозарною одеждою одеяна, храм Твой и град Москву от запаления огненнаго ризою Твоею защитила еси. Неотступна пребуди, Всемощная, от места сего и ныне и нам избавление Твое видети даруй, да веселящеся воспоем: Аллилуиа.

Икос 11
Свет радости возсияла еси, Владычице, и во дни тыя, егда смотрением Божиим древняя красота церковная к нам паки возвратися и Священный Собор граду Москве Патриарха, всей же стране нашей единаго пастыря и молитвенника утверди. Ты же, Пречистая, от иконы Твоея Владимирския жребий первосвятительства сего избраннику Твоему даровала еси, да расточенныя овцы словеснаго стада Церкве Российския паки воедино соберет. Сего ради вопием Тебе: Радуйся, скорбящих радосте; Радуйся, обуреваемых Пристанище. Радуйся, в напастех нас не оставившая; Радуйся, во уничижении нашем свет надежды нам возсиявшая. Радуйся, на смиренныя призревшая; Радуйся, низшедшия возвеличившая. Радуйся, Церкве нашея Похвало:
Радуйся людей Твоих веселие. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 12
Благодать Твою не отыми от нас, милости Источниче, якоже во дни лихолетия святителей наших Иова и Ермогена услышала еси и землю Русскую от конечного расхищения, православную же веру в ней от истребления спасла еси, да избавленнии Тобою Богу воспоем: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще неисчетныя милости Твоя, от лет древних роду нашему явленныя и доныне не оскудевающия, хвалим Тя, Пречистая, яко неусыпную Хранительницу нашу и заступление, и Матернюю любовь Твою к стаду Сына Твоего ведуще, со дерзновением, аще и раби неключими есмы, вопием Тебе: Радуйся, Русь Православную возлюбившая; Радуйся, веру истинную в ней утвердившая. Радуйся, отцы наша во благочестии сохранившая; Радуйся, и наше неможение не отринувшая. Радуйся, Утверждение наше незыблемое; Радуйся, Надеждо наша непостыдная. Радуйся, Молитвеннице наша теплая; Радуйся, Заступнице усердная. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 13
О Всепетая Мати, Заступнице Всемилостивая, Дево Богородице, обычным Твоим милосердием малое моление сие наше приемлющи, якоже древле, тако и ныне помилуй землю нашу Русскую и от всяких бед рабы Твоя избави, о Тебе вопиющия: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Одной из самых древних и почитаемых в России священных образов всегда была икона Владимирской Богоматери. Считается, что она была написана евангелистом Лукой на доске, некогда служившей столом, за которым трапезничали Иисус, сын Божий, со своими родителями - Девой Марией и старцем Иосифом.

Образ написан в лирическом иконографическом типе «Умиление». Подобный стиль изображения Матери Божьей с Младенцем олицетворяет нежность, любовь и ласку, которую Непорочная Дева проявляет к своему Сыну. Младенец Иисус восседает на правой руке Матери Божьей, прильнув к лику Царицы Небесной. Сын Пресвятой Марии тянется к ней правой рукой, другой нежно обнимая за шею. Владимирская - это единственный образ, на котором пяточка Младенца Иисуса повернута наружу так, что ее отчетливо видно.

На образе можно также разглядеть две надписи - монограммы, которые означают изображенных на иконе - Иисуса Христа и Матерь Божию.

Путешествие в веках

Икона Владимирской Богоматери насчитывает уже более 2000 лет. За все время своего существования этот образ не раз спасал русский народ. Вплоть до 5-го века н. э. икона находилась в Иерусалиме, затем перевезена в Византию. И лишь в 12-м веке она попала на землю Русскую, будучи подаренной Константинопольским патриархом В свою очередь, князь поместил икону в один из монастырей, находящийся недалеко от Киева. Считается, что уже с тех времен образ совершал настоящие чудеса - по ночам икона меняла свое местоположение, и даже летала по воздуху. Об этом вскоре узнал Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. Именно тогда юный князь решил, что для этой необходимо свое, отдельное место.

Андрей забирает образ Матери Божьей и направляется в Суздальскую землю. В пути князь служит перед иконой молебны. В ответ образ Пресвятой Девы проявляет множество чудес: слуга Андрея Боголюбского, попав в пучину, остается невредимым, а священник, отправившийся с ним в дорогу, выживает после того, как его затоптала лошадь.

Путь князя лежал через Владимирскую землю, пройдя которую, он не смог проехать дальше. Лошади, будто вкопанные, встали и не двигались с места. Когда князь и его путники попробовали запрячь других вороных, произошло то же самое. Андрей Боголюбский принял это как знак свыше. Князь стал усердно молиться Матери Божьей, которая снизошла к нему со свитком в руке, повелев оставить икону во Владимире, а на месте Ее явления основать храм.

Таким образом, Царица Небесная сама выбрала место пребывания своего образа - недалеко от города Владимира, у С тех пор икона и стала называться Владимирской в честь чудесного явления Матери Божией.

Успенский собор

Строительство храма в честь Пресвятой Богородицы было закончено буквально за 2 года. Возведенный собор поражал всех своим великолепием и превосходил по своей красоте даже Софийский.

При возведении Золотых ворот во Владимире случилось несчастье: при укладке каменная стена упала на рабочих. Князь, узнав об этом, стал усердно молиться перед Владимирской иконой, которая спасала его не раз. И тогда Матерь Божия не оставила Андрея Боголюбского: когда разобрали все завалы, люди под ними оказались целыми и невредимыми.

Этот несчастный случай оказался предвестником будущих событий, ожидавших Успенский собор, - храм через 25 лет сгорел дотла.

Поход Андрея Боголюбского

Дальнейшая история иконы Владимирской Богоматери очень интересна и наполнена чудесами. Она оберегала князя до самой его кончины. Так, однажды Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар, взяв с собой святой образ. Перед битвой князь и воины совершил молебен. Одухотворенные, они отправились в бой, где смогли одержать победу. После битвы князь и воины прочитали - и случилось чудо: от иконы и Креста Господня сошел свет, озаривший всех. В этот же день в Константинополе это же божественное явление лицезрел император Мануил. После чудесного видения он смог разбить войско сарацин. В честь данного проявления небесных сил был установлен праздник в честь Животворящего Креста Господня, празднуемого 14 августа.

Когда в 1175 году Андрея Боголюбского убили, в Москве вспыхнул мятеж. Остановить его удалось только по милости Всевышних сил: настоятель одного из храмов взял образ Владимирской Божьей Матери и понес по городу, после чего волнения стихли.

Престольный праздник - 8 сентября

Память данного образа празднуется 3 раза в году. Первая дата - 8 сентября по новому стилю. В этот день был заложен Обитель начали возводить в честь встречи Владимирской иконы русскими войсками. В то время Русь подвергалась татарским набегам. Возглавлявший их Тамерлан был сильным противником. Русским войскам оставалось только надеяться на чудо. Великий князь Василий попросил митрополита Руси перенести священный образ из Владимира в Москву. Пока икона Владимирской Богоматери была в дороге, уверенному в своей победе Тамерлану приснился сон: будто идет на него сияющая дева с 12 ангелами, протыкающими его мечом. В страхе проснувшись от увиденного, воин рассказал о своем сне мудрецам, находившимся с ним в походе. Те объяснили Тамерлану, что приснившаяся Дева есть Матерь Христианского Бога и Заступница земли Русской. В тот момент татарский военачальник с ужасом понял, что его поход обречен на провал. Он распорядился покинуть Русь и ушел вместе со своими войсками.

«Тихая» победа

Следующий праздник, посвященный Владимирской иконе, отмечается РПЦ 6 июля. В этот день произошло событие, которого долго ждали, - полчища татар бежали после 9 месяцев стояния на р. Угре. Как известно, перед битвой русские войска пришли на берег с Владимирской иконой. На противоположной стороне находились татары, не смевшие сдвинуться с места. Так долгое время обе стороны находились в бездействии. В итоге татары бежали. Русский народ приписывал эту «тихую» победу не себе, а Царице Небесной, благодаря которой последний бой с татарскими полчищами обошелся без жертв.

Удивительный сон инокини

Но враги успокоились ненадолго. Уже через 40 лет, в 1521 году, татары вновь устремились на Москву. Царь Василий пошел со своим войском к реке Оке. В неравном бою русские начали отступать. Татары осадили Москву. В эту же ночь одна из монахинь Воскресенской обители увидела удивительный сон - будто святители Петр и Алексей устремились через закрытую дверь Успенского собора, взяв с собой икону. Преодолев Кремлевские ворота, митрополиты встретили на своем пути Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Святые спросили, куда Алексей и Петр держат путь. Те отвечали, что им нужно покинуть город вместе с Владимирской иконой, так как жители Москвы забыли заповеди Господни. Услышав это, преподобные упали к ногам святителей, слезно моля не оставлять город. В итоге Алексей и Петр вернулись в Успенский храм через закрытую дверь.

Утром инокиня поспешила всем рассказать об увиденном сне. Люди, узнав о пророческом видении, собрались в храме и стали непрестанно молиться, после чего татарские войска отступили. Великий день спасения Москвы теперь запечатлен в веках - Православная Церковь празднует этот день 3 июня по новому стилю.

О чем молиться перед Владимирской иконой?

Считается, что в каждом доме должен находиться этот образ. Молясь перед Владимирской иконой, мы просим о примирении врагов, укреплении веры, защиты от раскола страны и нашествия иноплеменных.

Акафист перед образом

В молитве перед Владимирской иконой мы испрашиваем о даровании спокойствия в нашей стране и во всех городах, об укреплении православия и избавлении от войн, голода и болезней. «Будь нашей Заступницей и ходатайствуй о нас перед Господом», говорим мы, читая акафист. В молитве мы признаем, что Пресвятая Дева - наша единственная Надежда и Спасение, просьбы которой всегда слышит Ее сын. Перед образом Пресвятой Богородицы мы просим умягчить наши злые сердца и избавить нас от греха. В конце молитвы мы славословим Господа нашего Иисуса Христа, Предвечного Бога.

Списки с образа

Владимирская икона Божьей Матери проделал долгий путь во времени. В настоящий момент она находится в Третьяковской галерее и лишь на праздники она выносится для совершения крестного хода. Тем не менее, за время своего существования икона Владимирской Богоматери, фото которой вы можете увидеть в данной статье, была использована для создания чудотворных списков, каждый из которых получил дополнительное название. Например, Владимирская-Волоколамская икона была подарена монастырю этого города Малютой Скуратовым. Сейчас образ находится в музее имени Андрея Рублева. Также среди чудотворных списков можно отметить Владимирскую-Селигерскую, перенесенную на Селигер Нилом Столбенским.

Храм в честь Владимирской иконы

Данный собор расположен в Москве, в селе Виноградово. Это строение является уникальным, так как храм имеет треугольную форму. Многие приписывают создание собора известному русскому зодчему Баженову.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери был возведен в 1777 году. Интересен тот факт, что даже в годы гонений собор никогда не закрывался.

Во время Великой Отечественной войны храм Владимирской иконы Божьей Матери берег в своих стенах подлинную святыню - главу Сергия Радонежского. После победы ее вернули в обитель святого где она и находится до сих пор. За сохранение реликвии Храму Владимирской Божьей Матери была подарена частица мощей преподобного.

Собор Владимирской Иконы в Петербурге

Данный храм был построен в 18-м веке на месте бывшей деревянной церкви. Главными святынями ее убранства на сегодняшний день являются образ Владимирской Богоматери, икона Серафима Саровского с частицей его мощей и образ Господа нашего "Нерукотворный Спас". Церковь Владимирской иконы Божией Матери функционирует по сей день. Несколькими веками раньше его постоянным прихожанином был Ф. М. Достоевский.

Владимирская икона Божией Матери, история которой уходит корнями в далекие века, всегда защищала Русь, а теперь и Россию, от врагов и бед. Ведь именно поэтому наша страна - священная и богоизбранная.

Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых православных икон. Её история загадочна. По легенде Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой на доске того стола, за которым трапезничали Иисус Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. До 450 года образ пребывал в Иерусалиме, затем был перевезен в Константинополь , а в XII веке попал на Русь.

Православные христиане верят, что икона, написанная два тысячелетия назад, дошла до нас в первозданном виде. Однако беспристрастные ученые датируют Богоматерь Владимирскую началом XII века и полагают, что если она и имеет отношение к иконе кисти евангелиста Луки, то является лишь списком с ее более древних списков. По версии искусствоведов, Богоматерь Владимирская была написана в Византии.

Около 1131 года константинопольский патриарх Лука Хрисоверг в качестве подарка князю Мстиславу отправил ее в Киев. Икону поместили в Богородичный монастырь городка Вышгород, отсюда украинское название этой иконы – Богоматерь Вышгородская. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир , поэтому в России икона известна как Владимирская. Хранилась святыня в главном храме города – Успенском соборе . Князь повелел украсить ее дорогим окладом, на изготовление которого, если верить легенде, ушло 5 килограммов золота.

В 1237 году Владимир был захвачен монгольским ханом Батыем . Его войска разграбили Успенский собор, разбили множество икон, но с Владимирской Богоматери лишь сняли оклад, а сам образ оставили невредимым.

С Владимирской иконой Божией Матери связано множество чудес. В 1395 году во время опустошительного нашествия на Русь хана Тамерлана святыню принесли в Москву для защиты города от неприятеля. Разоряя один город за другим, войска Тамерлана, дойдя до предместий Москвы, остановились и, простояв на одном месте две недели, повернули вспять. По легенде, Тамерлану явилось видение: перед ним предстала высокая гора, с которой спускались святители в золотых одеждах, а в небе, окруженная сиянием, явилась Богородица и велела полководцу оставить пределы Руси. Тамерлана обуял неизъяснимый страх, и он отдал приказ к отступлению.

Чудесное спасение города от уничтожения связали с Владимирской иконой Божией Матери. На месте встречи («Сретения») москвичей с чудотворной святыней был воздвигнут Сретенский монастырь, который дал название улице Сретенке.

Икона Владимирская Богоматерь (деталь)

В 1451 году произошло еще одно чудесное избавление Москвы от захватчиков. Ногайский царевич Мазовша со своим войском осадил город. Москвичи, силы которых были слишком малочисленны, чтобы противостоять неприятелю, решили прибегнуть к помощи своей Небесной Защитницы. Они взяли Владимирскую икону из Успенского собора, где та пребывала со времени нашествия Тамерлана, и совершали с ней крестные ходы по стенам города, молясь о заступничестве Богородицы. На следующий же день несметные полчища Мазовши отступили. Предание гласит, что захватчики услышали необычайно сильный шум. Они решили, что на них надвигается огромное войско и в страхе пустились в бегство.

Следующее чудо, связанное с Владимирской иконой Божией Матери, произошло в 1480 году, во время эпохального «стояния на реке Угре », которое положило конец татаро-монгольскому игу на Руси. Великий князь Иван III отказался платить дань орде , и хан Ахмат послал свои войска наказать непокорных. Русская и татарская армии встретились на реке Угре, и никто не решался первым форсировать водную преграду. Русские войны в первых рядах держали Владимирскую икону Божией Матери. Татары так и не рискнули пойти в атаку. Они отступили и больше никогда не возвращались на русскую землю.

С Владимирской иконой связывают также чудесное спасение Руси от нашествия в 1521 году крымского хана Махмет-Гирея. Стотысячное войско неприятеля, опустошительным вихрем пронесясь по русским землям и дойдя до Москвы, неожиданно повернуло вспять. Это чудо, как и другие сверхъестественные избавления от захватчиков, православные христиане считают промыслом Богоматери-Заступницы.

После стольких чудес, связанных с Владимирской иконой, она стала почитаться одной из главных русских православных святынь. Перед ней приносили присягу на верность России, совершали молебны, отправляясь в военные походы, избирали патриархов и митрополитов.

До 1918 года образ хранился в Успенском соборе Московского Кремля , откуда, после закрытия храма, был перемещен в Третьяковскую галерею. Сегодня Владимирская икона находится в храме-музее Николая Святителя в Толмачах. Ее роскошный драгоценный оклад стал отдельным экспонатом, пополнившим коллекцию Оружейной палаты.

Владимирская икона Божией Матери. Видеофильм

Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса или «Умиление». Младенец Христос прильнул щекой к щеке матери, голова которой склонена к сыну. От других икон типа Елеуса Владимирская икона отличается тем, что левая ножка младенца согнута по-особому и нам видна ее ступня.

За девять веков своего существования Владимирская икона была по меньшей мере 4 раза записана новой живописью, а также пережила несколько реставраций. Во время одного из поновлений в начале XV века на задней стороне иконной доски был написан сюжет, изображающий Этимасию – престол, уготованный для второго пришествия Христа, и орудия Страстей Христовых.

Последняя масштабная реставрация иконы была проведена в 1919 году с целью освобождения древней живописи от более поздних наслоений. К сожалению, от первоначального письма остались лишь небольшие разрозненные фрагменты.

С Владимирской иконы было написано огромное количество списков. Многие из них почитаются как чудотворные, например, широко известная Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» (1524). Кроме того, знаменитая святыня стала основой для создания новых иконографических сюжетов, таких как «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы» и «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства российского».

По материалам работ И. И. Мосина. Другие статьи о древнерусском искусстве – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла.

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году , когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). После громкой победы на Куликовом поле в 1380 году русские княжества еще целое столетие находились в ордынской зависимости, и только события осени 1480 года решительно изменили ситуацию. Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата . Два войска сошлись на реке Угре: войска стояли на разных берегах – так называемое «стояние на Угре» – и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.

«Стояние на Угре» положило конец монголо-татарскому игу. Россия окончательно освободилась от выплаты дани. С этого времени можно говорить об окончательной ликвидации каких бы то ни было форм политической зависимости Москвы от Орды.

Стояние на Угре

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин (в Тульской области) и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что: «… магистр Бернд фон дер Борх был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав».

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат летом 1480 года выступил с основными силами.

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Великий князь Иван III прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери - заступница и спасительница Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории, ожидая помощи от Казимира IV, но так её и не дождались. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию (на ю-з совр. Украины).

Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру.

Узнав об этих намерениях, Иван III отправил войска к берегу реки Угры.

8 октября 1480 года войска встретились на берегах Угры. Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была успешно отбита. Указанное историческое событие происходило в районе 5-километрового участка реки Угры. Перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно - Ока имела ширину 400 м при глубине до 10-14 м. Других бродов на участке между Калугой и Тарусой не было. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии. 12 октября 1480 года ордынцы отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонитель­ные позиции на противоположном берегу реки.

Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась. В таком положении начались переговоры. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван III пошёл на переговоры, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу.

Вся Москва молилась своей Заступнице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска, уповая на помощь Матери Божией. Великий князь получил пламенное послание от своего духовника, в котором тот призывал Ивана III последовать примеру прежде бывших князей: «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами (дружинниками). В результате, князь Василий Ноздроватый со своим войском разгромил и ограбил столицу Большой Орды Сарай и другие татарские улусы и вернулся с большой добычей.

28 октября 1480 года Князь Иван III приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, и решив, что русские заманивают их в засаду, не стал преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. А 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало слишком простое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.

6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака, а в 1502 году сама Орда прекратила своё существование.

С тех пор подмосковную реку Угру стали называть «поясом Богородицы» .

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери . Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея .

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею.

Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м."Третьяковская", М. Толмачевский пер., 9).


Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный . Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованный (греч. Этимасия ) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова - Откр.5:1);орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
О, Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Свет в конце туннеля. К чему снится туннель
К чему снится Бог во сне, сонник видеть Бога что означает
Значение старших арканов таро и их сочетание