Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дивеево: православная святыня. Дивеево

Село Дивеево Нижегородской области расположено на берегу реки Вичкинзы, в 160 км от Нижнего Новгорода, 65 км от Арзамаса, 12 км от Сарова. Является крупным административным центром.

Село возникло в 1559 году. Название получило по имени первого владельца - татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе.

Во второй половине 18 века Дивеево - небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова.

В 19 веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как четвертый и последний удел Божьей Матери. На этой святой земле располагается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773-80 годах. Сегодня невозможно найти ни одного православного человека, который не знал бы о Свято – Троицком Серафимо – Дивеевском женском монастыре, не стремился бы однажды побывать на этой святой земле, помолиться батюшке Серафиму, пройти по Богородичной канавке, унести с собой молитвенный настрой, получить подкрепление души и тела от купания в святых источниках. По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865-75 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского. В начале ХХ века за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор (1907-1916 годы). В храмах обители почивают в святых мощах ее небесные покровители: преподобный Серафим Саровский, преподобные жены Дивеевские Александра, Марфа и Елена, блаженные Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария. Святая Канавка - одна из ярчайших святынь Дивеева - представляет собой молитвенное духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы, ее сердце.

В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-лет ие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году - 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была подновлена, а старинная Казанская церковь почти полностью реставрирована (восстановлена в прежнем виде). Святая Канавка приняла вид, заповеданный преподобным Серафимом. Дивеевская земля славится Святыми источниками Матушки Александры, Иверской Божьей Матери, Казанской Божьей Матери, Преподобного Серафима Саровского, Явления Божьей Матери и другими. 2006 год особенно знаменателен для монастыря тремя событиями. Это 15 лет возрождению Серафимо – Дивеевского монастыря. 180 лет Дивеевской Мельничной общине. 300 лет Саровской пустыни. Сбываются предсказания батюшки Серафим: активно возрождается Дивеевская обитель, ставшая одним из крупнейших монастырей в нашей стране. В этом мы убеждаемся ежедневно. Людской поток не прекращается никогда. Строятся дома, удобные гостиницы для приезжающих сюда, построен прекрасный комфортабельный гостиничный комплекс «Дивеевская Слобода» на 126 мест с различными видами услуг. Здесь все продумано для гостей и отдых, и посещение служб монастыря, всех святых источников Дивеевской Земли, а также несколько туристических и православных маршрутов – это Санаксарский мужской Рождество – Богородничный монастырь. Город Темников (бывшая столица Мордовии), село Выездное, деревня Нуче (Дивеевского района), в Арзамас, город Муром и другие. 300 лет назад в непроходимых Саровских лесах был основан монастырь, вошедший в Русскую историю как один из самых значительных, отличавшихся особым укладом и строгим иноческим правилом. Монашеская жизнь в Саровской пустыне достигла большой высоты. Обитель прославилась своими традициями старчества, известны имена многих ее духовных подвижников. Именно Саровская пустынь дала миру великого святильника – преподобного и богоносного отца нашего Серафима. Отец Серафим начал свое общение с народом, когда по приказанию Богоматери вышел из затвора, то есть за семь лет до своей кончины. Весть о нем облетела всю Россию. Живя в Сарове, отец Серафим заботился о сёстрах Дивеевской общины, которая была основана в кон.XVIII века А.С. Мельгуновой, в монашестве м. Александрой.

История обители началась с постройки церкви Казанской Божией Матери (1767-1775) с приделами

Святителя Николая и Святого Архидиакона Стефана. Вместе с четырьмя послушницами Мельгунова организовала здесь обитель, управляя общиной под руководством старцев Саровского монастыря (в 1940 г. храм был закрыт и переоборудован под педагогическое училище, затем использовался как складское помещение, возобновленной обители передан в 1992 г.). В молодом иноке Серафиме матушка Александра увидела будущего подвижника и продолжателя начатого ею дела.

После смерти А.С. Мельгуновой (1789) община продолжала жить по строгому уставу Саровского монастыря. Основательница монастыря была канонизирована в 2001 году. Дивеево считается четвёртым и единственным в России уделом Богородицы. Особенно почитается «Канавка Богородицы», вдоль которой проходят все, приезжающие в Дивеево, и по завещанию Серафима Саровского читают молитву Богорице. В 1830 г. к паперти Казанской церкви построена церковь Рождества Богородицы (здесь хранятся мощи преподобной схимонахини Александры и первых дивеевских подвижниц). Серафим предсказал особое значение монастыря, который должен стать первой в истории женской Лаврой, и был уверен, что сам он будет находиться спустя много лет после смерти именно в нем. Как известно, мощи Серафима Саровского, утраченные в 1920-х гг., были вновь обретены и в 1991 г. перевезены в Дивеево.

В 1861 г. община была преобразована в Серафимо-Дивеевский монастырь. Его наставницей ста ла Елизавета Ушакова, в монашестве мать Мария. Она возглавляла монастырь больше сорока лет. В 1875 г. завершается строительство самого большого Троицкого собора, возведенного по типовому проекту К.А. Тона (после закрытия храма в 1927 г. его здание использовалось под склад, верующим церковь возвращена в 1989 г.; здесь мощи преподобного Серафима Саровского). В начале ХХ в. монастырь насчитывает большее 1 тыс. сестер, в нем развернулось строительство другого крупного собора, который так и не был освящен перед революцией. Монастырь представлял собой в эту пору богатейший архитектурный комплекс. В нем были келии, трапезная, больница, училище, вне ограды - две гостиницы, мельница, водокачка.

В 1927 г. монастырь был закрыт, спустя десять лет последние из его сестер были высланы из Дивеева. Лишь в 1989 г. Троицкий собор был вновь освящен, а спустя год возобновилась деятельность Серафимо-Дивеевского монастыря.

Кроме монастыря, в Дивееве паломники посещают обычно святой источник матушки Александры (А.С. Мельгуновой). Он находится на противоположной стороне Октябрьской улицы, за линией домов, позади аптеки. Источник в честь Иверской иконы Божией Матери расположен чуть ниже по течению речки Вичкинзы. Третий - Казанский и рядом с ним источник Пантелеймона Целителя - в северной части поселка. Рядом с ними находится деревянная Казанская церковь - первый храм, который появился в селе после закрытия монастыря.

Кроме того, многие турфирмы возят туристов к источнику Серафима Саровского (от Дивеево 15 км на Саров, у поста ДПС по указателю еще 1 км). Он бьет у подножья поросшего соснами холма. Рядом находится скит.

Село Дивеево находится на живописном побережье речки Вичкинзы. Расстояние до Нижнего Новгорода составляет около 200 километров, до Арзамаса более 60 километров, а до Сарова около 10 километров.

По предположениям историков населенный пункт возник в середине XVI века, но в исторических рукописях первое упоминание о нем датируется 1614 годом. Есть несколько разных версий, связанных с появлением названия Дивеево. По общепринятому варианту считается, что село получило имя самого первого правителя этих мест мурзы Дивея, который был сыном Мокшева Бутакова. Царь Иван Грозный после возвращения этих мест в состав русского государства за оказание неоценимой помощи нашему войску произвел Дивея в князья и в качестве дара выделил землю вблизи речки Вичкинзе.

В XVIII веке на территории села стояла церковь Святителя Николая и Архидьякона Стефана. Она была расположена на перекрестке дорог, которые направлялись в Саров. Паломники, шедшие в монастырь, делали привал на церковном подворье. Так получилось, что в свое время среди паломников, остановившихся в этих местах, была Агафия Мельгунова, основавшая впоследствии женский монастырь.

В 1788 году помещица Жданова сделала дар общине Агафьи 1,3 тысячи сажен земельного надела недалеко от церкви, где было возведено три кельи и дворовые сооружения. Перед своей смертью матушку посетил Серафим Саровский, которого она просила позаботиться о своих сестрах.

В следующем столетии у населенного пункта было много хозяев. В итоге село стало известно, как 4-й Удел Богородицы. На территории населенного пункта действует женский монастырь.

В течение полутора веков велось строительство Дивеевской обители. Первой в этом месте появилась Казанская церковь, построенная из камня во второй половине XVIII столетия.

В начале следующего века к основному зданию храма пристроили церкви Рождества Богородицы и Рождества Христова. В центральной части обители в XIX столетии возвели Троицкий собор, недалеко от которого немного позже начали строительство домового храма Марии Магдалины, трапезного храма Александра Невского и игуменского корпуса. В начале XX века появился Преображенский собор, который был заложен за Троицкой церковью.

В местных церквях покоятся мощи преподобного Серафима, святых жен Марфы, Елены и Александры, блаженных Марии, Параскевы и Пелагеи, а также преподобноисповедницы Матроны. Одной из самых почитаемых местных святынь считается Канавка – это место духовного сосредоточения 4-го Удела Богородицы.

В 2003 году государство и Православная церковь отмечали столетий юбилей причисления к лику святых Серафима Саровского. Перед этими священными для всех православных датами были произведены реставрационные работы всех храмов и монастыря Девеевской обители, а Святая Канавка стала выглядеть в том виде, который завещал преподобный Серафим.

В мае 2005 года на территории Девеевской обители начали строительство еще одного храма и назвали его по имени преподобной мученицы Княгини Елисаветы.

В селе Дивеево находится множество святых целебных источников, самыми известными из которых считаются:

  • источник Казанской иконы Божией матери;
  • источник великомученика Пантелеймона;
  • источник преподобного Серафима Саровского и много других.

На сегодняшний день село является большим районным центром, где проживает около 6,5 тысяч человек. В этом регионе развиты такие отрасли:

Прежде чем приступить к рассказу о Святой Канавке Пресвятой Богородицы, хочется хоть пару слов сказать о самом Дивеево.

Это небольшое село в Нижегородской области является духовным центром православного паломничества. Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению. Сама Матерь Божия взяла это место под особый Покров, и после Иверии, Афона и Киева, Дивеево является четвертым уделом Богородицы.

История возникновения монастыря описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», и сегодня мы не будем касаться этой обширной темы. Поговорим об одной из достопримечательностей – Канавке Пресвятой Богородицы.

Канавка в Дивеево: история создания

История создания всей Дивеевской обители уникальна: здесь абсолютно все делалось по Божьему благословению. И Канавка не была исключением.

Духовнику обители, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивеево по особому пути, и тогда же получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Он передал благословение сестрам Дивеевского монастыря, но те не сразу взялись за непонятное им дело. Все же, молитвами и трудами святая Канавка к началу 1833 года была фактически закончена.

Когда говорят о чуде святой Канавке, практически всегда приводят дословную выдержку из книги, потому что она как нельзя лучше передает самый дух этого места.

“Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!”. (Отец Василий Садовский).

Но не всегда . Увы, даже в дореволюционное время был период, когда канавка была заброшена, через нее ходили и пропускали каретные экипажи. К счастью, было это недолго.

Но самый тяжелый период пришелся на послереволюционное безбожное время. Тогда коммунистические власти пытались стереть с лица земли само напоминание о святом месте.

А надо отметить, что пророчество: И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!” сестры Дивеевской обители поняли дословно, и были уверены, что Канавка их защитит и не пропустит к ним революционеров. Но Дивеевский монастырь, как и тысячи других в России, был подвергнут разорению. Монахинь ссылали в лагеря, а Канавку велели засыпать мусором, и сравнять с землей.

В конце 20 века Канавки как таковой не существовало. Люди ходили по ровной земле, по пути, сохраненному в памяти старожилов села и стареньких монахинь, доживших до краха СССР. Ориентирами служили старые деревья, посаженные вдоль Канавки.

С началом восстановления монастыря, приступили и к воссозданию Канавки. В архивах были найдены старые карты и схемы, тщательно анализировались рассказы старожилов, группа архитекторов из Москвы производила замеры, делала шурфы, и брала анализы грунта. Так милостью Божией и трудами людей был восстановлен точный маршрут Канавки, после чего, как и сто лет назад ее стали рыть.

На данный момент это сооружение представляет собой действительно огромную канаву, и имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал канавы, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

Так что такое Канавка Богородицы в Дивеево?

Это особое, святое место, единственное в мире. Священная земля, по которой каждое утро незримо ходит, Сама Пресвятая Богородица. Ее так часто в народе и называют: Богородичная Канавка.

Молитвенное правило, читаемое на Канавке, так и называется – Богородичное правило. Каждый желающий пройти святую Канавку с молитвой, должен знать, что читают на ней 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». На каждые 10 молитв нужно прочитать молитву «Отче наш», помолится о живых, или усопших, или о какой-то своей беде. Есть и другой вариант: когда на каждые 10 молитв «Богородице, Дево, радуйся» вспоминается тропарь одному из Богородичных праздников. Книжечку с Богородичным правилом можно купить в церковной лавке.

Как ? Вести себя здесь стоит достойно. Даже если вы приехали в Дивеевский монастырь на экскурсию, молитве не навыкли и не можете проникнуться святостью этого места, не стоит мешать другим молящимся. То, что Канавка находится на улице, многих вводит в заблуждение, и люди начинают разговаривать здесь. Этого не стоит делать. Правила простые, если не можете молиться, просто пройдите этот путь в тишине, с выключенным телефоном.

Если же вы потрудитесь проникнуться молитвенным духом, то почувствуете совершенно иную атмосферу этого святого места. Здесь святое все: земля, растения, сам воздух. Особенное место, молитва с которого быстро долетает до неба.

Молиться на Канавке можно обо всем, о чем просит душа. Но особенно об исцелении от недугов, о зачатии ребенка, о приобретении жилья и успешной сдаче экзаменов. Кто–то улыбнется последнему пункту, а зря. Здесь действительно получают помощь студенты.

Крестный ход по Канавке

Крестный ход по Канавке в Дивеево – одно из самых торжественных событий.

Ежедневно, после вечерней службы в теплое время года, и перед вечерней службой в холодное, часть сестер монастыря, (точное расписание ), с иконой «Умиления», во главе с игуменьей (или заменяющей ее старшей монахиней) выходят из храма и проходят с молитвенным правилом всю Канавку. К сестрам присоединяются все желающие, в том числе и паломники.

Таким образом, освящается и завершается молитвой еще один день в стенах монастыря.

Но есть и другие Крестные Ходы – праздничные! Они бывают по всем престольным праздником, и на Пасху. Как и любой праздничный Крестный ход, его возглавляют христиане с красочными хоругвями, крестами и иконами на древках. За ними идут священники, монахини, и уже после – море простого народа. С церковными песнопениями, часто с зажженными свечами, люди объединяются в этот момент единым молитвенным порывом.

Народу порой бывает столько, что когда первые вступившие на Канавку уже с нее сходят, многие только начинают свой крестный ход. Получается, что Канавка как бы замыкает людей в себе. Так как она является почти окружностью, то с начала Канавки всегда можно видеть людей, заканчивающих по ней свой молитвенный путь. И в праздник это впечатляющее зрелище.

Когда украшают канавку в Дивеево?

Но особый Крестный ход идет по Канавке на Праздник Успения Богородицы. И в этот день Святая Канавка превращается буквально в цветущий ковер.

Все православные люди России и Ближнего зарубежья знают о селе Дивеево . Истинно верующие совершали сюда паломничества. Именно в Дивеево расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы — святая земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Остальные три удела — это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская лавра (Украина). Но только Дивеево считается единственным местом, куда Богородица является ежедневно . Также в Дивеево покоятся мощи одного из самых почитаемых русским народом святых — Серафима Саровского.

В Дивеево очень сильная и чистая энергетика. Говорят, что тот, кто проведёт в селе сутки, получит особое благословение Небесной Царицы и подпадет под ее покровительство.

Православные христиане едут в Дивеево зимой и летом, но особенно популярным село становится в конце июля-начале августа. В это время традиционно отмечается очередная годовщина прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. В 2013 году отмечалось 110-летие со дня канонизации преподобного Серафима.

Немного об истории Дивеево

Село возникло в 1559 году. Название, скорее всего, получило по имени первого владельца — татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил ему земли с пахотными угодьями на реке Вичкинзе́.

Но свою известность в качестве православной святыни село приобрело столетия спустя, когда в 1760 году к матушке Александре (в миру — Ага́фье Семёновне Мельгуно́вой) возле деревянной Стефановской церкви явилась Богородица и сказала, что именно здесь будет её “четвёртый жребий во вселенной”. Так появилась Казанская община в Дивеево.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машни́н). Позже, после явления ему в 1825 году Матери Божией, преподобный Серафим Саровский основал Мельничную общину, над которой также взял попечительство. В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины насильственно были объединены в одну — Серафимо-Дивеевскую. В 1861 году община получила статус монастыря.

В Дивеево много святых мест, посещаемых паломниками со всего мира. Я расскажу лишь о наиболее значимых.

Дивеевский монастырь

Самой известной святыней села является (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — четвёртый и последний удел Богородицы, помещаемый ею ежедневно.

Монастырь строился на протяжении полутора веков. Сначала матушкой Александрой около деревянной Стефановской церкви была возведена каменная (1773-1780).

По благословению преподобного Серафима в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова , в нижнем этаже которого в 1830 году расположился храм во имя Рождества Богородицы .

Троицкий собор. Фото: Сергей Духанин

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) заложил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный пятипрестольный , ставший летним, сооружался 27 лет и был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года.

В 1893 году начали строить пятиярусную колокольню . Первые колокола подняли на нее в октябре 1901 года.

Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. Фото: Владимир Меркушев

О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам сам преподобный Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменный Трапезный храм был построен в 1895 году и освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Преображенский собор. Фото: Сергей Духанин

10 июня 1907 года был заложен второй, зимний, собор. В 1916 году строительство собора было закончено. Собор украсили золочёными крестами — даром петербуржцев. Однако иконостас и отопление были не готовы, поэтому освещение храма перенесли на 1917 год. Но произошла революция, и и освятить собор не смогли. Так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор, а освящать хотели во имя иконы Божией Матери “Умиление” и преподобного Серафима Саровского.

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и его восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. Новый собор освя тили в че сть Преображения Господня . Освещение пределов проходило с 1998 по 2006 годы. А роспись храма закончили накануне праздника Святой Троицы 2008 года. Таким образом, более 100 лет ушло на строительство и восстановление Преображенского собора.

1 августа 2013 года состоялась закладка нового храма — собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Его строительство предсказывал еще преподобный Серафим Саровский. Именно поэтому Святую Канавку сёстры монастыря копали разомкнутой, оставляя место для будущего храма.

За основу нового собора взяты параметры главного храма Киево-Печерской лавры. В белокаменном соборе будет восемь приделов, главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Высота храма составит 62 м, длина — 36 м, ширина 24 м, он сможет вместить до 2 тысяч верующих.

“Этот большой труд — это исполнение завета батюшки Серафима. Строительство храма в Канавке — это еще один кирпичик в деле возрождения святой Руси”, — сказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Святые мощи преподобного Серафима Саровского

В храмах монастыря покоятся святые мощи преподобного Серафима Саровского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, а также других небесных покровителей дивеевской обители.

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало Святой Канавки — особой дивеевской святыни.

Святая Канавка

25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась Богородица и повелела основать Мельничную общину, указав как нужно обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Обустройство Канавки смогли начать лишь весной 1829 года, когда общине было официально пожертвовано три десятины земли. На радостях батюшка Серафим приказал сестрам собраться и обойти эту землю, отмечая ее камушками, которые останутся на земле после схода снега. Когда снег растаял, по этим камушкам землю опахали сохою по одной борозде три раза. Когда земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см) и три аршина шириной, а также велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою тоже в три аршина. Для укрепления вала он указал посадить на нем крыжовник.

Надо сказать, сёстры медлили копать. Тогда накануне праздника Святой Троицы, 2 июня 1829 года, дух Преподобного перенёсся в Дивеево и положил начало Святой Канавке. После этого чуда сёстры начали рыть Канавку и летом, и зимой. Свой труд они завершили лишь к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трёхаршинной: сёстры вырыли её где на аршин, а где и на поларшина.

По словам батюшки Серафима, Канавка эта — стопочки Божией Матери. По ней ежедневно проходит Богородица, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила: Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. “Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” . Также благословлял преподобный брать глину с Канавки — на исцеление.

Канавка в первозданном виде не дошла до нас: её уничтожали и в XIX веке, и в советское время. Традиция обхода канавки возобновилась только в 1992 году. А с 1997 по 2006 годы Канавка была восстановлена.

Сейчас со словами Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою… монахини и богомольцы проходят вдоль канавки, 150 раз обращаются к Божией Матери и просят Её помощи в избавлении от душевных и телесных болезней, от прочих бед, а также благословения на все благие дела. Паломники берут землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: “Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!” .

Дивеевские святые источники

Вода для христианина имеет особое, таинственное значение, связанное с очищением от грехов. Образ воды символизирует дарованные Богом благоденствие и благополучие.

На территории Дивеево и близ села находится святые источники . Я расскажу о самых известных.

Источник преподобного Серафима в посёлке Цыгановка

Источник батюшки Серафима

Наиболее известный дивеевский источник. Он открылся на берегу реки Сатис в 60-х годах ХХ века, когда источники батюшки Серафима в Сарове стали недоступны для посещения из-за расположенного там военного объекта. По преданиям, этот источник дух Серафима Саровского перенес из Сарова к доступному для всех верующих посёлку Цыгановка в километре от села Дивеево.

В 1994 году русло реки Сатис изменили, и источник образовал целое озеро из святой ключевой воды. В 2009 году на нем построили часовню. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды.

Казанский источник

Казанский источник

Этот дивеевский источник является самым древним. Полагают, что он был с самого основания села Дивеево. Сохранилось предание, что именно сюда являлась Царица Небесная 3 раза. Ещё во времена Иоанна IV после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 года пробился источник из под земли.

В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода.

В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — Источник в честь великомученика Пантелеимона и Источник в честь иконы Божией Матери “Умиление” .

Источник преподобной Александры Дивеевской

Источник матушки Александры

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинза. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. В начале 60-х годов на реке устроили запруду, и прежний источник был затоплен. Современный источник возник под горою сам. Говорят, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде.

На Крещение, на праздники иконы Божией Матери “Живоносный источник”, Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Иверский источник

Иверский источник

Этот источник основательница монастыря матушка Александра выкопала сама для утоления жажды рабочих, добывавших камень на строительство Казанской церкви.

По преданию, местные жители молились на источнике о дожде. Народ считал этот источник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили маленькую часовню, и по находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название “Иверский”.

После изменения русла реки Вичкинзы в 60-е годы XX века источник стал зарастать, а его название перешло на несколько разрозненных ключей близ старого кладбища. В народе они были известны под названием “Киров источник”.

На Иверском источнике так же, как и на других дивеевских источниках, устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы здесь совершается освящение воды.

Подробную информацию о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, о его святых, храмах, источниках и святынях Вы можете получить на сайте Дивеевского монастыря или непосредственно в Дивеево, если совершите туда паломничество.

А Вы уже посещали Дивеево или иные святые места ? Что Вам больше всего запомнилось? Были ли с Вами и Вашими близкими случаи чудесного исцеления? Поделитесь с нами!

Интересно? Расскажите друзьям!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Скачать презентацию про италию
Презентация на тему
Расширение ареала цивилизации