Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экскурсия по Сретенскому монастырю. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери

8 сентября — день приснопамятный для Церкви и Отечества нашего по великому историческому событию.

В конце четырнадцатого столетия, в глубине Азии один отважный военный предводитель, по имени Тамерлан, сумел многочисленные татарские племена соединить под своим управлением в одно громадное полчище. Чтобы с этим полчищем покорить все царства.

Действительно, перед напором диких выходцев азиатских степей ни одно из бывших тогда государств не могло устоять.

Подобно саранче, татары, предводительствуемые свирепым Тамерланом, сокрушали все, попадавшееся им на пути.

Тысячи цветущих городов Азии обращены были ими в пепел. Многолюдные государства сделались пустыней.

Тамерлан, названный современниками бичом Божиим, двигался все ближе и ближе к Европе. И, прежде всего, обратил свой хищнический взор на Отечество наше.

В 1395 году он вступил в пределы России, чтобы покорить Московское государство. Все пришли в ужас, услышав о нашествии беспощадного и несокрушимого врага. Тамерлан уже достиг берегов Дона и ознаменовал свой путь кровью и опустошением городов и селений русских.

Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил со своим войском навстречу врагу. И остановился на берегу Оки близ Коломны.

Но не на свою силу уповал благочестивый князь, а единственно ожидал спасения от Господа. Пребывал с войском своим в непрестанной молитве. Благочестивый князь всем заповедал молиться об отвращении нашествия страшного врага.

Во всем Московском государстве, особенно в первопрестольном граде Москве, народ с утра до вечера пребывал в храмах. Совершали молебны о князе и его воинстве.

Особенно наступивший пост пред праздником Успения Божией Матери был посвящен самому строгому воздержанию, самым усердным молитвам и покаянию, для умилостивления гнева Божия.

Среди наступавшего бедствия предки наши не могли забыть древних милостей Божиих, которые много раз являемы были Отечеству нашему — заступлением Богоматери, Защитницы рода христианского.

В то время, в пределах Московского государства, в городе Владимире была чудотворная икона Божией Матери. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Икона прославленная многими чудесными знамениями.

По воле Великого князя и митрополита Московского Киприана, для ограждения от угрожающего бедствия и утешения скорбящих граждан столичного града, чудотворная икона была принесена из Владимира в Москву.

Перед стенами города, где ныне стоит Сретенский монастырь, на месте, в то время называемом Кучковым полем, чудотворная икона была встречена духовенством и всеми гражданами.

Все молились со слезами и падали на колени, не переставая взывать:

— Матерь Божия! спаси землю Русскую. И не тщетной была эта прилежная всенародная молитва граждан московских.

В тот самый день, как совершалась эта знаменательная встреча в Москве чудотворной иконы Владимирской, Тамерлан, без всякой видимой причины, достигший уже цели своего отдаленного похода, к немалому изумлению своих полководцев и войска, надеявшихся на большую добычу от грабежа столицы, приказал своим полчищам немедленно отступать.

Летописец объясняет, что непобедимый завоеватель был вынужден поспешно отступить из-за грозного видения ему Божией Матери.

В виде дивной Жены, окруженной толпами молниеносных воинов, Богородица преграждала Тамерлану путь.

Благочестивые предки наши совершенно четко признавали в этом событии непосредственное явление державного промысла Божия. По молитвам и заступлению Богоматери проявил Господь Свою спасительную силу к ограждению веры Православной в Отечестве нашем. Как раз в ту минуту, когда Отечество находилось на краю гибели.

В течение столетий, это древне бывшее явление милости Божией живо сохранялось в памяти нашего народа. Памяти, ежегодно оживляемой церковным торжеством Крестного хода из Кремля в Сретенский монастырь, сооруженный в память нынешнего события.

В безбожное советское время Крестные ходы считались преступлением. Но и после возрождения духовной жизни в России, только раз в 1995 году был совершен такой Крестный ход. Под проливным дождем на него собрались сотни тысяч людей. Тогда в монастырь привезли и чудотворную икону. Сохранилась уникальная видеосъемка этого чудесного события.

Владимирская икона Божией Матери ждет возвращения на свое законное место в алтаре Успенского Собора Московского Кремля. И возрождения ежегодных Крестных ходов из Кремля в Сретенский монастырь.

Православная церковь отмечает праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери - без преувеличения, самой почитаемой на Руси. Праздник этот отмечается Русской православной церковью трижды: 3 июня - в память об избавлении от Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля - в память об избавлении от хана Ахмата в 1480 году, а 8 сентября - в память о том, как Богородица прогнала от стен Москвы войско Тамерлана.

Гроза татаро-монголов

За Владимирской иконой замечено множество чудес. В 1164 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед боем князь и все его войско помолились перед иконой, враг был разбит, а после победы взору воинов предстало чудо: вся местность озарилась дивным сиянием, шедшим от образа. Ровно в те же самые день и час византийский император Мануил перед битвой с сарацинами увидел такой же свет, шедший от Креста Господня.

Следующее большое чудо произошло спустя почти столетие. В 1395 году на Москву надвигался Тамерлан. Надежды на спасение было мало, и тогда московский князь Василий Дмитриевич распорядился доставить икону Божией Матери из Владимира в Москву. Тамерлан раскинул свои шатры на берегу Москвы-реки и собирался взять город в осаду. Однако ночью во сне ему привиделась Лучезарная Жена в сиянии, окруженная ангелами с огненными мечами. Наутро Тамерлан созвал совет. Мудрецы истолковали видение и разъяснили хану, что увиденная им Жена - Богородица, заступница православных и одолеть ее не выйдет. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» - так написал о бегстве Тамерлана летописец.

Позже икона не раз спасала русский народ от вражеских набегов. Именно ее благодатной силе летописцы приписывают победы над врагами: в 1408 году - над ханом Едигеем, в 1451 году - над ногайцами, в 1459 году удалось отбиться от войск хана Седи-Ахмета. В 1480 году икона заставила повернуть назад в степь войско ордынского хана Ахмата (знаменитое стояние на реке Угре), а в 1521 году Москва была спасена от полчищ татар казанских и ногайских под предводительством хана Махмет-Гирея. Тогда князья едва успели собрать войско для отражения атаки. Сдерживая натиск татар, русские войска медленно отступали к Москве, за стенами которой весь народ усердно молился перед ликом Богородицы, прося о заступничестве. Одной инокине было видение: ей привиделись святители московские Петр и Алексий, выходившие из закрытых врат Успенского собора с иконой в руках. Инокиня рассказала горожанам об увиденном, и народ стал молиться еще усерднее. И снова Божия Матерь обратила в бегство татарские войска, привидевшись врагам в окружении сияющих воинов.

Хранительница Русского Севера

Как гласят предания, образ этот написал сам апостол Лука на доске от стола, за которым обедали Богородица с младенцем Христом и праведный Иосиф. Когда исследователи отмечают, что образ написан апостолом, имеется в виду прежде всего само изображение: его характер, стиль, художественные особенности. Ни одна из икон, написанных Лукой, до наших времен, увы, не сохранилась: все современные образы за авторством апостола Луки - списки или копии с тех икон, которые когда-то были им созданы, включая и Владимирскую икону, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Ученые-искусствоведы полагают, что икона была написана в конце XI века либо чуть позже, в начале XII века, в Константинополе.

На Русь икона была послана в 1131 году патриархом Константинопольским Лукой в дар московскому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в девичьем монастыре Вышгорода, что под Киевом, отданного Юрием Долгоруким своему сыну Андрею Боголюбскому в удельное правление. Чуть позже Андрей решил отправиться в северные земли Руси. Молодой князь был человеком боголюбивым, за что и получил прозвище Боголюбский, и просил Богородицу быть ему заступницей в Ростово-Суздальских землях, которые князь пообещал отдать под власть Божией Матери. Он искал икону, которую мог бы взять с собой в дорогу. Ему поведали об иконе, которая не прочь отправиться в путешествие: по свидетельствам прихожан, трижды этот образ сходил со своего места. Князь Андрей втайне от отца взял икону с собой. Однако по пути из Владимира в Ростов, когда Андрей отъехал от города всего около десяти верст, лошади вдруг встали и отказывались идти дальше. Молодой князь обратился с молитвой к иконе. Богородица явилась Андрею и повелела оставить образ во Владимире, а на месте своего явления основать храм. С этого момента, с 1160 года, икона и получила свое нынешнее название: Владимирская. Позже икона продолжила путешествие по северным землям Руси и многократно помогала отбить набеги татар на Москву. После того как Богородица чудным образом избавила Русь от ордынского ига, чудотворный образ Божией Матери остался в Москве, в Успенском соборе. С 1930 года икона хранится в Третьяковской галерее. В 1999 году ее перенесли в храм-музей, расположенный на территории Третьяковки.

У редкой православной иконы есть целых три дня празднования в течение церковного года. А у Владимирской иконы Божией Матери именно столько — в честь троекратного избавления Руси от нашествия врагов по молитвам Заступницы. Сегодня речь пойдет о самом первом, празднуемом 8 сентября по новому стилю (26 августа по старому), в день освобождения Руси от нашествия Тамерлана.

Хотя Владимирская икона слывет в народе «самой русской», написана она была, по преданию, еще евангелистом Лукой. Причем сделал он это на доске от стола, за которым принимал трапезу Иисус Христос вместе с Богородицей и праведным Иосифом Обручником. Хранит Церковь и слова Пречистой Матери при виде благолепного образа: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет». Так и случилось.

Сразу икона хранилась в Иерусалиме. Византийский император Феодосий Младший в середине V века перенес ее в Константинополь. А уж на Руси она оказалась в XII веке в качестве подарка Юрию Долгорукому от патриарха Константинопольского Луки Хризоверха. Сначала в 1131 году ее установили для поклонения верующих в монастыре в Вышгороде, недалеко от Киева. А уже в 1155 году она оказывается во Владимире. Правда, перемещение святого образа оказалось весьма знаменательным событием.

В этот северный город икону привез князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. Он решил оставить Киевскую Русь и направлялся в Суздальскую землю, как вдруг в пределах Залесской Руси лошади, везшие святыню, остановились. Верующий правитель приказал совершить молебен перед иконой, испрашивая разрешения на дальнейший путь. И Богородица ответила на его слезные молитвы, явившись во сне. Она поведала о Своей воле остаться во Владимире, а точнее, на месте Своего явления, и «обитель инокам исполнить» с храмом в Свою честь. И святой Андрей Боголюбский в 1158 году воздвиг «Белокаменную Царицу», как называют местные жители Успенский собор.

Множество чудес совершалось по молитвам перед иконой Богородицы. Они начались еще в Вышгороде. Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 году образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Немудрено, что Владимирскую Богородицу считали заступницей всей страны. Икону обновляли, появились многочисленные списки с нее, которые тоже прославились чудотворениями.

Явлено это было всему народу в 1395 году. В конце XIV века землю Российскую сотрясали татарские набеги. Победы перемежались поражениями, но когда против Москвы выдвинулся сам Тамерлан с полчищами татар, над Русью нависла реальная угроза.

К счастью, в сердцах людей жила искренняя вера и надежда на помощь Божию. Православными тогда были правители не только по долгу Крещения. Сам Великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел обратиться к Богородице и приказал принести чудотворную икону Пречистой Девы из Владимира в стольный град. Весь путь Богородицы (а он длился десять дней) сопровождался усиленным постом духовенства, властей и народа. Вдоль дороги на коленях стояли люди и взывали к Богородице: «Матушка Богородица, спаси землю Русскую». Как свидетельствует летопись, «весь град изыде противу иконы на сретение ею, мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыханьми немолчными и рыданием».

Было это 26 августа. Крестный ход провел чудотворную икону до Успенского собора Кремля… И в это время совершалось чудо: встреча (иначе говоря сретение) у городских стен на Кучковом поле Матушки Богородицы с уставшими чадами Божиими; встреча отчаяния и страхов с реальной надеждой и успокоением перед взором Честнейшей Херувим; встреча добра и зла, ибо в этот же самый час грозному Тамерлану было сонное видение. Он почивал в своем шатре и ясно увидел над огромной горой Светоносную Жену в несказанном величии — вокруг Нее были бесчисленные сонмы ангелов с огненными мечами, у ног Ее спускались святители со златыми посохами. Лучезарная Дева велела Железному Хромцу оставить пределы России. Отчаянный полководец, наводивший трепет на многие народы, проснулся в ужасе. Он созвал всех мудрецов, гадалок и старейшин татар и повелел разъяснить, что это значит. Ответ их был таков: Жена эта — Заступница православных, Матерь Бога. Тамерлану и никому из смертных Ее не одолеть. И тогда Тамерлан велел войскам отступать. Удивились татары, бахвалившиеся храбростью своего свирепого полководца. Всплеснули руками счастливые москвичи. Летописец записал: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

На месте чудотворной встречи 26 августа 1395 года был построен Сретенский монастырь. Также в память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана был установлен церковный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сама икона осталась в Москве, множество раз оказывая помощь во время набегов иноземных врагов.

«Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».

Уж как было не возлюбить и не спасти искренне верующих и взывающих с мольбой чад Божиих! Маленькие дети обнимают очень трогательно и доверчиво, когда держишь их на руках, крепко держатся за шею и нежно прислоняются к щеке мамы в порыве чистейшей детской любви. На Владимирской иконе Богомладенец именно так прильнул к Пречистой Деве. Его взгляд всецело устремлен на Нее. Именно такую детскую чистую веру выказывали россияне перед лицом неумолимой опасности. И именно так крепко держит в Своем сердце и в Своих объятиях Пресвятая Богородица «всех с верою притекающих».

«Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской.


26 августа / 8 сентября Русская Православная Церковь отмечает светлый праздник, установленный в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы при перенесении ее из Владимира в Москву. Этот чудотворный образ Царицы Небесной был написан Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет», - сказала Богородица, когда увидела эту икону.

В благодарность Заступнице Небесной за чудесное избавление Москвы от полчищ хана Тимура-Тамерлана на месте встречи 26 августа / 8 сентября 1395 года чудотворной иконы был основан Сретенский мужской монастырь . В субботу, 30 сентября, благодаря Юле rijaya_koshka я вновь побывала на экскурсии по обители и узнала о важных вехах в ее истории и житии святых подвижников благочестия.

Наш замечательный экскурсовод из паломнической службы Сретенского монастыря - Мария

В 13-15 веках Русь страдала от разорительных набегов татаро-монгольских орд. Важнейшую роль в начале борьбы с иноземным игом и укреплении значения Москвы как центра объединения русских земель сыграл поединок схимонаха Александра Пересвета и воина хана Мамая Челубея на Куликовом поле. Вооружившись одной лишь схимой и горячей верою во Христа, инок Троице-Сергиевой лавры одержал великую духовную победу над ордынским богатырем, принеся себя в жертву и исполнив тем самым данную Спасителем заповедь Любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин. 15:13]. 8 (21) сентября 1380 года в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы войско святого благоверного князя Димитрия Донского одержало знаменательную победу над полчищем хана Мамая, положив этим начало освобождения земли Русской от золотоордынских угнетателей.

В Сретенском монастыре

Но еще около века с тех пор Русь страдала от набегов ордынских ханов. Так, спустя 15 лет после победы князя Димитрий Донского на Куликовом поле, над Москвой зависла новая страшная угроза - хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

В Сретенском монастыре

Великий князь Василий Димитриевич, старший сын Димитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки в ожидании врага. Великий князь, митрополит Московский Киприан и весь народ горячо молились Спасителю, Пресвятой Богородице и всем святым угодникам Божиим о милости и защите от иноверца. Василий Димитриевич попросил митрополита доставить из Владимира в Москву чудотворный образ Царицы Небесной. Крестный ход с Владимирской иконой Богоматери длился десять дней, и 26 августа по старому стилю городское духовенство, семья великого князя, знать и весь честной люд от младенцев до старцев в слезной молитве встречали на Кучковом поле (современная территория между Лубянской площадью и Сретенскими вратами) образ Пречистой. Моля о помощи Всевышнего, они крестным ходом проводили святыню до Успенского собора Кремля.



Царица Небесная вняла обращенным к ней молитвам и заступилась за взывающий через Нею ко Спасителю народ. В тот самый час, когда в Москве встречали чудотворную икону Пречистой, хану Тамерлану во сне было явлено видение. С высокой горы спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и окружении Ангелов парила Лучезарная Жена. Ордынский хан в страхе проснулся. Он обратился к своим старейшинам и мудрецам с просьбой растолковать, что означает увиденное, на что ему было сказано, что это есть Матерь Бога и Заступница православных, сила которой неодолима. Хан Тамерлан убоялся и приказал развернуть свои войска. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!», - гласит летопись.

Владимирская икона Божией Матери в соборном храме монастыря

В 1397 году память о заступлении и предстательстве Божией Матери на месте встречи ее чудотворного образа был основан Сретенский монастырь. И еще много раз Царица Небесная защищала христолюбивый народ от разных бед и скорбей. И по сей день Пресвятая Богородица продолжает ходатайствовать перед Всемилостивым Своим Сыном обо всех, кто с верою и покаянием в сердце взывает ее о помощи.

Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Первоначальные монастырские строения не сохранились до наших дней. Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с посещения которого началась наша экскурсия, был построен в 1679 году царем Феодором Алексеевичем. В храме находится список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Сам сей святой образ появился на Руси около 1131 года, когда Константинопольский патриарх Лука Хризоверх (Хрисоверг) прислал икону в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Князь Юрий Владимирович поместил образ в женский Вышгородский Богородичный монастырь под Киевом.

В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукого - князя Андрея Юрьевича по прозвищу Боголюбский. Молодой князь, решив переселиться в Ростово-Суздальские земли, без ведома отца взял с собой из Вышгородского монастыря чудотворный образ. Боголюбивый князь по пути непрестанно молился перед иконой Пречистой. Добравшись до Владимира, князь хотел двигаться дальше в Суздаль, но тогда Царица Небесная чудесным образом явила ему свою волю. В нескольких верстах от Владимира княжеские кони встали и, несмотря на многие понукания, отказались продолжать путь. Во время ночной молитвы князю Андрею явилась Богородица и сказала, что Ее икона должна быть в городе Владимире. Так князь понял, что столицей его княжества отныне будет город Владимир. Чудотворную икону Царицы Небесной доставили в город, где поместили в выстроенный для нее Успенский собор. С тех пор эту икону стали именовать Владимирской. А на месте чудесного явления по приказу князя был основан Боголюбский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

После революции 1917 года монастырская звонница была утрачена. Самый древний колокол сейчас находится на колокольне нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

После чудесного спасения москвичей в 1395 году от войск хана Тимура-Тамерлана святой образ вернул во Владимир, где пребывал еще около ста лет. Событие, которое стало поводом для окончательного перенесения иконы в Москву, вошло в историю под названием «стояние на Угре». На реке Угре встретились войска великого князя Ивана III и хана Ахмата. И вновь Царица Небесная защитила горячо молящийся к ней народ и отвела от Москвы страшную беду. Войска хана Ахмата обратились в бегство, и этот исход противостояния русских и ордынских войск в калужских пределах имел величайшее значение - с этот момента Русь перестала быть данником Орды. В память этого события в Москве ежегодно стал совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, а река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы. Чудотворная Владимирская икона Богородицы с 1480 по 1918 год икона находилась в Успенском соборе Кремля, а в настоящее время святыня находится в Москве, в Третьяковской галерее, а в Сретенской обители пребывает ее чудотворный список.

В храме в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Справа от Царских Врат находится старая рака, в которой до 2017 года покоились мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. После освящения нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской честные мощи святого были перенесены в него. Верующие, горячо почитая владыку, по-прежнему с благоговением прикладываются и к старой раке в храме Сретения, и по вере своей и Божиему Промыслу получают всякое утешение. О житии святителя Илариона мы услышали чуть позже, когда посетили новый храм, а пока Мария обратила внимание группы на необычную икону в иконостасе - «Снятие пятой печати».

Старая рака, в которой покоились честные мощи священномученика Илариона (Троицкого)

Икона "Снятие пятой печати"

Сюжетом образа послужили слова из Откровения апостола Иоанна Богослова (Апокалипсиса): «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). На иконе изображены царственные страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. До церковного прославления их имена на иконе не надписаны, но после прославления Царственных Страстотерпцев в 2000 году икона была завершена.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси и святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский

Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских

Сретенский монастырь основан на месте, где ранее находилась церковь в честь Марии Египетской. В память об этом в соборе устроен придел в ее честь. Главная святыня - рака с частицей мощей святой подвижницы. Супруга царя Алексея Михайловича, Мария Ильинична, чьей небесной покровительницей была Мария Египетская, очень почитала «свою» святую. Государыня ходатайствовала о том, чтобы в обители появилась частица мощей Марии Египетской. Однако, доставить святыню в обитель удалось только после смерти царицы. Случилось это около 1700-го года. После закрытия монастыря и разрушения храма в 30-е годы XX века ковчег со святыней был перенесен в Государственный исторический музей, где он до сих пор и находится.

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской

Начавшееся в 90-х гг. возрождение Сретенского монастыря возобновило и почитание в обители святой Марии Египетской. Из-за исторической ценности самого ковчега, в котором пребывает частица мощей Марии Египетской, святыню решили не возвращать в обитель из фондов музея. Тем не менее, промыслительным образом греческие монахи узнали об этой несправедливости и пожелали ее исправить. 25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос был доставлен ковчег с мощами преподобной. Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. В Великую среду 15 апреля 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери. Святая преподобная мати Мария Египетская, моли Бога о нас!

Житие преподобной Марии крайне поучительно для всех нас. Мария была великой грешницей. В юном возрасте она покинула отчий дом и стала вести крайне распутную, греховную жизнь. Однажды, все еще находясь в плену страсти, она отправилась вместе с другими людьми в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. И на Святой Земле Мария не оставила своего порочного занятия. Когда же народ стал входить в храм, чтобы поклониться Животворящему Кресту, Божия Сила не позволила женщине вместе со всеми переступить порог в Дом Божий. Несколько раз Невидимая Рука выталкивала Марию из притвора храма. Окончательно выбившись из сил, грешница отошла в сторону.

И вдруг благодать Божия коснулась сердца женщины, Мария залилась горькими слезами покаяния, осознав всю черноту своей жизни. Она увидела икону Пресвятой Богородицы, пред которой начала горячо молиться о милости Всевышнего и просить наставить ее на путь покаяния и исправления. Когда Мария почувствовала, что молитвы ее услышаны, она вновь осмелилась попробовать войти в храм. В этот раз ничто не помешало женщине подойти и поклониться Кресту Господню. Выйдя из храма, Мария обратилась к своей Заступнице с благодарностью и просьбой указать ей путь, на что услышала глас: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Так, взяв с собой три хлеба и причастившись Святых Христовых Таин, Мария удалилась в пустыню.

Долгие 47 лет Мария подвизалась в уединенной пустыне, моля Всевышнего о милости и смиренно претерпевая многие тяготы. И вот однажды Господом была устроена встреча Марии со старцем Зосимой из Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи. По древнему обычаю инок отправился за Иордан для проведения в посте и молитве дней святой Четыредесятницы. В пустыне Господь явил ему великую подвижницу, поразившую старца своей святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел, как во время молитвы Мария поднялась в воздухе на локоть от земли. В другой раз авва встретил праведницу идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год вновь прийти в пустыню, чтобы причастить ее Святых Христовых Таин. Старец в назначенное время вернулся и исполнил благочестивое желание преподобной. Отправляясь в пустыню в третий раз, старец надеялся вновь пообщаться со святой и научиться от нее духовному деланию, но Богом было уготовано для него иное послушание. В указанном Марией месте встречи Зосима обнаружил святую мертвой. Старец омыл своими слезами останки преподобной Марии и стал готовиться к их погребению. И вновь авве Зосиме было явлено свидетельство угодности Богу раскаявшейся грешницы. Когда старец пытался выкопать в сухой, неподдающейся земле могилу, пришел лев. Однако, хищник не набросился на инока, но начал облизывать ноги преподобной. Тогда авва Зосима, помолившись, приказал льву вырыть яму, что царь зверей тут же смиренно исполнил. В выкопанной львом могиле Зосима похоронил святую.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния. (Полное житие преподобной Марии Египетской читайте ).

Во время рассказа жития преподобной Марии мне вспомнилась беседа с иеромонахом Александра из Феодоровского Городецкого монастыря, который я посетила во время паломнической поездки «Во славу святого благоверного князя Александра Невского» с мотоклубом «Ночные Волки». Отец Александр поговорил с нами о вере, истинном пути ко Христу и призванию каждого к святости.

Из придела преподобной Марии Египетской паломническая группа отправилась в крипту - подобие первых пещерных христианских храмов.

В крипте Сретенского монастыря с 1997 года находится точная копия Туринской Плащаницы. Всего в мире насчитывается пять ее копий. Сама Плащаница - большое полотно длиною 4,3 метра и шириною 1,1 метра, в которое обернули тело Спасителя праведные Иосиф из Аримафеи и Никодим - хранится в католическом соборе в итальянском городе Турине.

Святое Евангелие гласит следующее о смерти Иисуса на Кресте и Его погребении:

«Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,-
пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» [Мк. 15:37-47].

Копия Туринской Плащаницы

Вместе с копии Туринской Плащаницы в крипте находится ее негатив, на котором отчетливо виден Иисус Христос в первые мгновения после Его погребения. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран Спасителя: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Сретенский монастырь хранит свидетельства о совершенных чудесах по молитвам перед святыней.

Нам невероятно повезло - группе благословили не только пройти экскурсией по соборному храму и территории обители, но и побывать в семинарии и храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, но чтобы не перегружать вас информацией, я продолжу свой рассказ в следующем посте.

Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая 8 сентября 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» , - говорит Господь наш Иисус в Святом Своём Евангелии. И мы, православные христиане, должны, прежде всего, искать Царства Небесного, изучать заповеди Божии, пробовать исполнить их в своей жизни, просить Божию помощь и благодать Духа Святого на это спасительное шествие в Царство Небесное.

Но мы часто по немощи своей греховной, по увлеченности всеобщей мирскими удовольствиями, разнообразными наслаждениями, забываем об этой главной цели нашей христианской жизни - о стяжании Духа Святого, о шествии в Царствие Небесное. И увлекаясь теми или иными удовольствиями, пребываем большую часть своей жизни в нерадении, в забвении Заповедей Божиих и шествия по узкому пути.

И Господь, зная, что такое наше состояние и таковая наша жизнь приведёт к тому, что мы по влечению своей греховности не сподобимся попасть в Царствие Небесное, но попадём в вечные муки, Он, желая нас исправить и отвратить от этой временной и суетной жизни, сначала посылает нам благие помыслы. Эти благие помыслы представляют перед нами кратковременность этой жизни, суетность тех благ, за которыми мы гонимся. Ведь многие люди, хотя и положили всё своё стремление к тому, чтобы приобрести или богатство, или славу, или иные земные почести и блага, но даже в этой временной жизни часто по причине или болезни, или расслабления своего, или по причине тюремного заключения, или ещё каких-либо внешних обстоятельств не смогли воспользоваться этими всеми благами, к которым они стремились и которые хотели приобрести. И в любом случае смерть неизбежно у нас отбирает всё то, к чему мы стремились и что хотели приобрести.

Господь, желая нам показать эту суетность, сначала дарует нам эти помыслы. Но человек часто не обращает внимания на эти мысли, не смотрит на других людей, потерпевших своё такое «кораблекрушение», но, тем не менее, начинает и дальше стремиться к приобретению земных удовольствий. Тогда Господь посылает человеку малые скорби и искушения, чтобы они стряхнули его ум и направили его в нужную сторону, но часто и это не действует на него. И тогда Господь, по Своему милосердию, желая исправить нас, чтобы мы не погибли для вечной жизни, посылает уже какие-либо общенародные бедствия.

Всё это происходит не по той причине, что Господь желает нас мучить, или как-либо уничижать, но Он желает, чтобы мы не прилеплялись к этой временной земной жизни. Мы должны помнить слова Христовы о том, что и две малые птицы, которые продаются за мелкую монету, не падают на землю без воли Отца Небесного, помнить о том, что и все волосы, которые находятся у нас на голове, сочтены. Мы не знаем, сколько у нас волос на голове, и даже никогда не задумывались, какое их количество, но Господь промышляет даже об этой малости.

Тем более какие-либо более значительные события не происходят без Его воли или без Его попущения, когда требуется нас исправить. И мы видим, что наши благочестивые предки во время этих общественных бедствий вспоминали эти все слова Христовы, начинали искренне каяться и исправлять свою греховную жизнь. А греховной жизнью люди живут не только в наше время, но и в те, древние времена, хотя по внешности, может быть, тогда и не было столько удобств и разнообразных греховных удовольствий, которые есть сейчас. Но, тем не менее, забыть о своём предназначении, о том, что мы являемся христианами, можно в любое время, и увлечься этой земной и суетной жизнью.

И наши предки, встречая общенародные бедствия, сразу вспоминали эти слова Христовы, искренне произносили слова молитвы о том, что «согрешили, беззаконовали, неправдовали, Господи, пред Тобою», и что всё, что нас постигло, это произошло не по причине каких-либо внешних обстоятельств, или ненависти тех или иных народов, но всё это произошло именно по главной причине - по причине нашей греховной и нераскаянной жизни.

И когда они с таким сокрушённым сердцем обращались к заступничеству угодников Божиих, печальников земли Русской - Сергию Радонежскому и другим, к предстательству Божией Матери, то часто видели дивное и необычайное заступление. И мы в сегодняшний праздничный день вспоминаем великую помощь Божией Матери, которую в 1395 году Она показала над Святой Русью.

В это время огромные полчища Тамерлана, который со своими войсками пришёл из Монголии, и, прошедши все земли Средней Азии, разорив все государства, которые находились на его пути, подошёл к Русской земле. Дошёл он до города Ельца и остановился в нём, казнил многих православных христиан, и в течение двух недель находился там. В это время великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Иоанновича Донского, вместе со своим духовным отцом - митрополитом Киприаном, вспомнили о чудотворной первописанной иконе Божией Матери - Владимирской, которая находилась, по своему названию, в городе Владимире. И они восхотели, чтобы эта чудотворная икона была перенесена в их столицу - в город Москву, чтобы ободрить пребывавших в унынии и русское воинство, и всех жителей, которые находились в столице Святой Руси.


Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

С молебным пением избранные люди пошли и от царя, и от митрополита в город Владимир, подняли чудотворную икону и затем с крестным ходом, со многими молитвословиями, икона была перенесена. Все жители города Москвы вышли навстречу чудотворной иконе. И зная об огромной силе воинов Тамерлана, о том, что невозможно тогда разоренной Русской земле было противостоять им, зная о жестокости Тамерлана, когда он из отрубленных голов людей, в тех или иных захваченных городах, складывал целые пирамиды, они с великим воплем и умилением сердечным припали к иконе Божией Матери и просили у Неё заступничества.

И Царица Небесная не посрамила их искреннее раскаяние в грехах, их обращение к Её Материнскому покрову. Сама Она в сонном видении явилась к этому грозному завоевателю, впереди Её шли святители московские, держа в руках своих золотые жезлы, а Она, стоя на верху высокой горы, была окружена Небесным воинством. Воинство Небесное угрожало этому захватчику, а Божия Матерь, подняв руки Свои к небу, молилась Своему Сыну о заступлении Русской земли, и показывала Тамерлану знаками, чтобы он уходил от Её пределов.

Когда он проснулся, то все кости его тряслись, и он находился в величайшем смятении и ужасе. Созвав своих советников и военачальников, он рассказал им об этом видении. И они сказали ему: «Та Жена, которую ты видел, несомненно, - Мать христианского Бога, Которая намеренна защитить Свою землю». На это Тамерлан отвечал: «Если Она пошлет даже одного из тех светоносных юношей, которых я видел на горе, окружающих Её, то он победит всех нас, и не будет даже места на земле, куда бы мы смогли убежать». И тогда всё это огромное воинство из города Ельца, не двинувшись дальше, поднялось со своего места и пошло в Малую Азию, на территорию современной Турции, где ещё разорило множество государств, и множество народов и людей повергло в величайшую скорбь.

Божия Матерь могла бы и без этого видения просто навести страх и ужас на это грозное воинство, и оно бы, побросав своё оружие, добычу и пленных, бежало бы из нашей земли. Но Царица Небесная желала, чтобы мы по суетству своего ума не приписали бы всё это каким-либо естественным событиям, или страху этого воинства, или тому, что они услышали о каких-либо слухах, или ещё чему-либо, но Сама, явившись грозному завоевателю, желала, чтобы мы знали истинную причину, по которой Русская земля была в те времена избавлена от этой страшной беды.

И мы, братья и сестры, взирая на это заступление Божией Матери, когда не один человек, но вся земля Святорусская была избавлена, будем и в наше время стараться с искренним сердцем, с сокрушением о своей греховной и неисправленной жизни, молиться Царице Небесной. Она имеет то же великое дерзновение, как и в те времена, перед Своим Сыном, Творцом и Создателем. В руках Её Сына находятся все судьбы: и отдельного человека, и каждого государства. И поэтому Он, взирая на то, в каком состоянии находятся люди, к чему они стремятся, как они относятся к Его святым и спасительным заповедям, и управляет всеми этими государствами и судьбами каждого человека.

Поэтому и мы не будем опускать руки и унывать, но по примеру наших благочестивых предков, которые всегда усиливали свою молитву во время общественных бедствий, нападений и обстояний, будем и мы, подражая им, взывать к Царице Небесной: «Царица Небесная, спаси землю Святорусскую, и покрый нас честным Своим покровом» . Аминь.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Что в действительности дают путешествия человеку?