Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образование и образованность: в чем разница. Значение слова образованность Педагогический терминологический словарь

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова образованность

образованность в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

образованность

образованности, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к образованный во 2 знач.; степень, наличие образования (в 4 знач.), культурность. Какую историю мог я написать с моей жалкой образованностью? Пушкин. Литература вообще всегдашний спутник образованности. Дбрлбв. Образованность свою хочет показать. Чехов.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

образованность

    Уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения.

    Просвещенность, культура.

Примеры употребления слова образованность в литературе.

Речь шла вот о каком поручении: бенедиктинский монастырь Мариафельс, один из старейших в стране очагов образованности , поддерживавший с Касталией дружеские отношения и вот уже несколько десятилетий особенно приверженный к игре в бисер, попросил прислать туда на какой-то срок молодого учителя, чтобы тот прочел вводный курс Игры и позанимался с несколькими успевающими учениками, и выбор магистра пал на Кнехта.

Иное дело, что Елена Павловна всегда пыталась оказать действенную помощь людям науки и искусства, ее высокая образованность гармонично сочеталась с истинным меценатством.

Младший Гордиан выделялся помимо своего знатного происхождения образованностью и красотой.

К тому времени, когда Алан Дрейтон из далекой Англии, казавшейся итальянцам варварской страной, попал в Венецию, гуманистическая образованность распространилась среди довольно широкого круга людей.

Этими словами всего лучше подтверждаются приведенные известия о любви к чтению и вообще образованности князей.

Однако характеристика великого поэта и драматурга как человека малообразованного свидетельствует о весьма поверхностном знакомстве самого Фуллера с поэтическими и драматургическими произведениями Шекспира, в которых впоследствии более внимательные и эрудированные исследователи обнаружили несомненные и многочисленные следы уникальной образованности , глубокой культуры их автора.

В Китае, как я уже ранее заметил, просвещенность начинает идти на убыль, и если бы можно было нелицеприятно оценить нынешнюю образованность Европы, то, наверно, стали бы явными признаки упадка.

С другой стороны, это низший класс нового общества, представители которого происходят в большинстве своем из среды рабочего класса или неквалифицированных иммигрантов, не отличаются высокой образованностью и не рассматривают образование в качестве значимой ценности, движимы главным образом материальными мотивами, заняты в массовом производстве или примитивных отраслях сферы услуг, а зачастую являются временно или постоянно безработными.

За этой склонностью стоит подсознательная тяга показать свою образованность , а также желание обособиться от мира массовой культуры.

Хотя, конечно, с поправочным коэффициентом на интеллигентность и образованность .

Мила Руткевич, собирая книжки, сказала громко, так, чтобы все слышали: - И зачем только некоторые хвалятся своей образованностью , когда этого нет в программе!

Он написал в качестве прокурора труды, которые дадут потомству самое выгодное понятие о его талантах и образованности .

Вместо Кратова ответил Мишка Аристов, Он любил свою образованность показать: - В конце прошлого века Кубань впадала не в Азовское, а в Черное море.

Сегодня же возник вопрос, как из истоков данного в настоящем существования создать в сообществе народных учителей, рабочих, служащих, крестьян новую образованность , предотвратить вульгаризацию старой.

На Галла, впрочем, образованность не произвела никакого влияния: он вырос свирепым, необузданным и за свою жестокость в конце концов поплатился жизнью.

Одна из самых смелых, интересных и заслуживающих внимания книг по экономической политике была издана в 2003 г., причем ее автор - не экономист. Элисон Вульф - профессор, она преподает педагогику в Лондонском университете. Мало кто из научных работников такого уровня осмелился бы написать книгу, ставящую под сомнение тот самый миф, с которым возможно больше всего носятся политики: миф о том, что уровень образованности общества является ключом к его экономическому процветанию.

Тем не менее, именно на эту священную корову посягнула автор книги « » (Alison Wolf. ). В книге главное место уделяется ситуации в Великобритании, где премьер-министр Тони Блэр обозначил три приоритетных направления деятельности своего правительства: «образование, образование, образование». Однако доводы и заключения автора чрезвычайно существенны и актуальны не только для этой страны.

Если говорить о конкретных людях, то, как показывают рассмотренные в книге факты, образование - т.е. «надлежащая квалификация в надлежащей области, полученная в надлежащем учебном заведении», - безусловно, имеет значение (что неудивительно). Более того, в наше время образование значит гораздо больше, чем когда-либо. Те, кто не доучиваются в школе или не получают среднего образования, вероятно (и вероятность эта все больше растет), будут мало зарабатывать. Людям без институтского диплома, а в некоторых случаях и без диплома хорошего университета, все чаще выпадает та же горькая участь. Иначе говоря, конкретному человеку быть образованным очень выгодно. Однако нужно ответить и на другой вопрос, который особенно актуален для стран, где система образования (включая высшее) финансируется государством: какая выгода от образованности государству в целом?

Как утверждается в книге, эта выгода гораздо меньше, чем можно предположить. В частности, повышение уровня образованности не обязательно способствует экономическому росту, как безосновательно считает большинство политиков (и экономистов).

По поводу необходимости начального и среднего образования вряд ли могут возникнуть какие-то сомнения. Жизнь в современном обществе требует высокой грамотности и элементарных математических познаний. Те, кто уходят из начальной или средней школы, не получив таких знаний, становятся обузой для общества и окружающих. И, самое главное, современному обществу необходимы превосходные университеты, которые выпускали бы достаточное, но не слишком большое количество специалистов, способных заниматься исследованиями и работать по специальности как врачи, инженеры и ученые. В более широком смысле, образование способствует (или может способствовать) приобретению квалификации и навыков, которые повышают производительность труда. Можно предположить, что, когда производительность труда в обществе повышается, то и само общество становится производительней.

В чем же тогда проблема? Если все вышесказанное правда, то почему бы тогда обществу не выигрывать экономически от повышения уровня образованности? Однако есть одно важное «но»: образованность - вещь относительная; образование само по себе не может гарантировать высокой зарплаты; суть в том, чтобы быть образованней других. Получение образования - это, в некотором смысле, гонка: если каждый будет бежать быстрее, это может быть хорошо само по себе, но это не означает, что большее количество человек сможет прорваться на вершину, где обитают лучшие 10%. Таким образом, значительная доля сверхусилий может быть затрачена впустую. И следует помнить об этом, оценивая выгоду, которую сможет получить общество, повысив затраты на образование.

Книга Вульф замечательна тем, что обращает внимание читателя не только на этот очевидный, хотя и важный факт, но и на опасности, связанные с нынешней одержимостью идеей об образованности и экономическом росте. Одна из этих опасностей в том, что, если бездумно заниматься повышением образованности, то связь образованности с экономическим ростом может быть ослаблена. Другая в том, что чрезмерная озабоченность экономическим ростом сужает и искажает представление общества о том, что такое, собственно, образованность.

В Великобритании, как и во многих других странах, упор на экономику вылился в одержимость количественными показателями: правительство хочет, чтобы как можно больше людей училось в университетах, и проводит свою финансовую политику соответствующим образом. И похоже на то, что количественный рост привел к ухудшению качества университетского образования. Это одна из потерь. Кроме того, привлечение массы преподавателей в высшую школу плохо сказывается на средней школе, откуда начинают уходить лучшие учителя. Но хуже всего, наверное, то, что ведущие университеты начинают ощущать нехватку ресурсов. В результате они больше не могут так же хорошо, как раньше, готовить самых блестящих студентов, которым предназначены ведущие роли на переднем фланге науки и техники.

Почему же происходит отток ресурсов из элитных университетов? Такое может показаться маловероятным, особенно если правительство убеждено, что образование - залог экономического роста. Однако опыт свидетельствует об обратном. Чем больше усилий затрачивается на привлечение студентов в университеты, тем сильнее нехватка средств в образовательной системе в целом, ведь государству нужны средства на проведение своей образовательной политики. Кроме того, когда правительство решает облегчить доступ в высшие учебные заведения - обычно за счет налогоплательщиков, - ему становится сложно на политическом уровне оказывать предпочтение ведущим университетам. Ведь так вся затея может утратить свой эгалитарный пафос. Таким образом, лучшие университеты оказываются в стесненном положении, и одно из главных связующих звеньев между образованностью и экономическим ростом попадает под удар.

Итак, позиция «образование, образование, образование» оставляет желать лучшего. Но в любом случае, настаивает автор книги, образование - это больше, чем экономика. Последствия пропихивания большого количества людей в университеты окажутся разочаровывающими не только в экономическом плане. Из-за того, что этот процесс вызван губительной озабоченностью экономическим ростом, он затронет и другие аспекты жизни общества, которые, как считается, этому росту не способствуют. «Наши недавние предки, - заключает автор, - которые жили значительно беднее нас, ставили перед образованием другие задачи: культурные, нравственные и интеллектуальные. Пренебрегая этими задачами, мы обедняем самих себя».

ОБРАЗОВАНИЕ или ОБРАЗОВАННОСТЬ?

Левакова И.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Образованный человек и человек, который имеет высшее образование – это два разных понятия в русском языке. Почему эти понятия не идентичны? Недаром русский язык называют великим и могучим, он способен передать не только информацию, но также оттенки, иронию, иносказание и многое другое. Понятие «образованный человек» было заменено понятием «человек с высшим образованием» или «человек, имеющий диплом о высшем образовании» скорее всего, в советские времена. Почему? Потому, что иметь - не значит быть. Возможно, это есть результат нашей системы образования, которую мы до сих пор считаем одной из лучших в мире.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же мы так плохо жили? Мы все прекрасно знаем, что деньги вкладывали в военно-промышленный комплекс, в развитие науки, в освоение космоса. Где же результат? Приоритет в освоении космоса за нами, но у нас нет ни конкурентоспособных технологий, ни конкурентоспособной военной техники. Отсутствие результата вряд ли можно объяснить тем, что наши ученые настолько бездарны, что несмотря на огромные затраты, не смогли создать ничего стоящего.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же у нас всегда была (и остается на сегодняшний день) низкая производительность труда? Вряд ли это можно объяснить тем, что все мы мало работаем.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему советские студенты не протестовали против существующего тоталитарного режима? Студенчество всегда считалось самой прогрессивной частью общества. Студенческие волнения будоражили царскую Россию, происходили и происходят во многих странах мира, а в нашей стране студентов почему-то все устраивало и устраивает. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша молодежь самая инертная и пассивная часть общества.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему целый народ облапошили в «эпоху перестройки»? Образованные люди с упоением читали разгромные статьи в журналах и делились впечатлениями об увиденном по телевизору, а пока они были заняты обсуждением того, что творилось в стране полвека назад, страны не стало, «национальную собственность» поделили по справедливости и начался период «шоковой терапии». Образованные люди восприняли все как должное, убеждали себя и друг друга в том, что «другого пути не дано», начали вписываться в «рыночные отношения», забыв про свое «лучшее в мире образование» и пытаясь заниматься челночно-кооперативным бизнесом. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша интеллигенция неспособна самостоятельно мыслить и реально оценивать действия власти.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему мы не знаем иностранного языка? Мы учим иностранный язык в школе, в институте. Язык мы изучаем примерно лет десять, а говорить не умеем, в лучшем случае «читаю и перевожу со словарем». Приезжаем в другую страну и наблюдаем, что малообразованные торговцы в магазинах и официанты более или менее свободно изъясняются по-английски, а мы не можем. Вряд ли это можно объяснить тем, что мы самый неспособный к языкам народ.

Список вопросов можно продолжить до бесконечности. Конечно, недостатки нашей жизни нельзя объяснить исключительно пороками системы образования, но хотелось бы, чтобы исчезло понятие «человек с высшим образованием» и осталось понятие «образованный человек».

В преамбуле Закона РФ «Об образовании» сказано, что «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Образование – это не только получение «знаний, умений и навыков», но и воспитание, причем воспитание имеет приоритетное значение.

Возможно, те вопросы, которые остались без ответа, возникли из-за того, что воспитание в рамках нашей системы образования ставило и ставит своей целью воспитание не свободно мыслящего человека, а человека-марионетки. Такая марионетка неспособна самостоятельно мыслить, следовательно, неспособна к творчеству, протесту, она живет по навязанным кем-то стереотипам. Стереотипы могут быть разные. Можно работать ради того, чтобы строить светлое коммунистическое общество, а можно работать ради того, чтобы зарабатывать деньги и потреблять, потреблять, потреблять… В конечном счете, это неважно. Важно то, что образованный человек жизненные приоритеты определяет сам, а человеку с высшим образованием они навязываются сверху и он их безропотно принимает, как аксиому. Так стоит ли утверждать, что существующая система образования является одной из лучших в мире?

Словарь Ефремовой

Образованность

  1. ж.
    1. Уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения.
    2. Просвещенность, культура.

Тезаурус русской деловой лексики

Образованность

Syn: ученость

Ant: невежество, некомпетентность, неопытность

Словарь антонимов русского языка

Образованность

невежество

малограмотность

невежественность

неискушенность

некомпетентность

необразованность

Словарь Ушакова

Образованность

образо ванность , образованности, мн. нет, жен. (книж. ). отвлеч. сущ. к во 2 знач. ; степень, наличие (в 4 знач. ), культурность. «Какую историю мог я написать с моей жалкой образованностью?» Пушкин . «Литература вообще всегдашний спутник образованности.» Добролюбов . «Образованность свою хочет показать.» Чехов .

Педагогический терминологический словарь

Образованность

качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О. являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается" (древний афоризм).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 93-94)

Предложения со словом «образованность»

А судя по теплым отзывам о задушевном общении с Чаплиным, с которым его приятель Тор свел, мракобесие его не отталкивает: напротив, при всей его высокой образованности , включая заграничную, ощутимо манит…

Для русской интеллигентности образованность была всегда чисто западного типа.

Реформа образования в РФ проводится по американскому образцу, а там, в свою очередь, этот процесс привел к полной деградации обучения, к падению уровня образованности выпускников школ до уровня восемнадцатого века, когда они не умеют ни читать, ни писать, ни мыслить, что заявил по данному поводу Билл Гейтс.

Когда речь заходит об образовании, здесь определенно необходимо уточнить, что именно мы имеем в виду под этим весьма и весьма широким понятием. Часто образование путают с образованностью, но это, как говорят в одном небезызвестном городе, – «две большие разницы».

Не зря мы привели в пример цитату Эйнштейна. Ведь в современном мире образование – это весьма абстрактное понятие, которое подразумевает скорее учебные заведения, чем реальные знания. Для некоторых это – годы, потраченные если не впустую, то чаще всего без особой пользы. Это устаревшие знания, полученные из устаревших книг, неправильные ответы, полученные на неграмотные вопросы от неквалифицированного преподавательского состава. С другой стороны, образование – это самые лучшие, яркие и эффективные годы жизни, потраченные отнюдь не в пустоту, но на благо себе и другим

В чем разница

Пожалуй, вся разница в том, как человек воспринимает возможность для образования и как поступает с ней, даже если она не оправдала его надежд. Некоторые из нас, разочаровавшись в современной образовательной системе, опускают руки и перестают стремиться к академическим высотам. Другие же, напротив, зарываются в глубины самопознания и стараются дать образование себе самому – с помощью огромного количества информации, появившейся в открытом доступе с распространением сети.

Но образованность это совершенно другое понятие. Образованность подразумевает эрудицию, энциклопедические знания, определенный уровень познаний и навыков. И, несмотря на тесную связь, априори, эмпирика показывает, что образованность и образование могут быть не связаны между собой (хотя в идеале они должны дополнять друг друга).

Так что же в итоге важнее из этих двух понятий для современного человека? Давайте попробуем разобраться в этом нелегком вопросе. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Конечно, мир знал и исключения из этого правила, но они обычно это правило и подтверждали.

Академический минимум всегда был тесно и неразрывно связан с положением в обществе. На поверку практические знания и образованность порой оказываются важнее. История знает много случаев, когда человек с образованием этого самого образования, по сути, не имел. И наоборот: человек без научных степеней с высоким уровнем образованности прекрасно разбирался в том или ином предмете, и был на высоте.

Процесс и результат

Среди педагогов также существует версия, что образование – это процесс, а образованность – результат. Версия, конечно же, имеет право на существование, но с ней трудно согласиться на все сто процентов. Ведь, если образование – это процесс, почему он воспринимается многими как результат? «Получить образование», «я получил образование», «у меня теперь есть образование» - знакомые каждому фразы, которые заставляют усомниться в данном варианте толкования понятия. И, напротив, образованность – скорее не результат, а состояние, в котором человек находится. Вместо «я получил образованность» мы говорим «я стал образованным», «я образован», воспринимая образованность как новое, улучшенное состояние человеческого «я», его сознания и совокупности мыслей.

Вот почему, несмотря на все различия и толкования, к образованности надо стремиться, не забывая и об образовании. Идеальный вариант – это тот случай, когда одно соседствует с другим и дополняет его. Однако, зная, что идеала в жизни не достичь, хочется посоветовать будущим светлым умам лишь одно: не гонитесь за степенями, не имея реальных практических знаний. Уж лучше прослыть образованным неучем, чем дилетантом со степенью доктора наук.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в